«Центральная тема сказки Андерсена «Русалочка. Анализ сказки Андерсена «Русалочка» (Школьные сочинения) Продолжение. Прекрасный принц

«Центральная тема сказки Андерсена «Русалочка. Анализ сказки Андерсена «Русалочка» (Школьные сочинения) Продолжение. Прекрасный принц

Сочинение

Любовь русалочки к принцу – главная, центральная тема сказки. Это тема не обычной человеческой любви, а любви романтической, обреченной, любви – самопожертвования, любви, которая не сделала героиню сказки счастливой, но которая бесследно для нее не пропала, потому что не сделала ее и окончательно несчастной. В мифологии русалка, потеряв свою бессмертную душу в результате зла, совершенного над нею, как над человеком, может эту душу обрести, если заставит человека полюбить себя. Любовь русалки и человека не обязательно должна быть взаимной. Русалка может не отвечать человеку и погубить его, влюбив в себя. Но любовь человека к ней – это главная ступенька к обретению русалкой бессмертной души. Поэтому она должна спровоцировать человека, вызвать в нем эту любовь любыми путями и средствами.

У Андерсена эта тема и сохраняется, и переосмысливается. Русалочка хочет добиться любви человека, хочет обрести бессмертную душу. “А почему у нас нет бессмертной души? – грустно спросила русалочка, – я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо… Как я люблю его! Больше, чем отца и мать! Я принадлежу ему всем сердцем, всеми своими помыслами, ему я бы охотно вручила счастье всей моей жизни! На все бы пошла я – только бы мне быть с ним и обрести бессмертную душу!.. ”Бессмертная душа русалочке необходима, потому что ей дано всего триста лет, это большая жизнь, но это единственная возможность существования, а бессмертная душа дает возможность жить вечно.

В сказку Андерсена входят мотивы христианства. Древне-языческую мифологию Андерсен переосмысливает с точки зрения мифологии христианской: представлений о душе, о загробном мире, о жизни после смерти.

На соединении двух мотивов и рождается история русалочки и принца. Русалочка спасает принца, она совершает добро для человека, который погибает в волнах. Часто, кстати, по мифологическим представлениям русалками становились женщины, погибшие в воде. Человек не может жить в стихии, не свойственной для его обитания. С одной стороны, русалочка спасает принца, а с другой – она бы хотела, чтоб он оказался во дворце ее отца. “Сначала русалочка очень обрадовалась тому, что он попадет теперь к ним на дно, но потом вспомнила, что люди не могут жить в воде и что он может приплыть во дворец ее отца только мертвым. Нет, нет, он не должен умереть!.. Он умер бы, не явись к нему на помощь русалочка… Ей показалось, что принц похож на мраморного мальчика, что стоит у нее в саду; она поцеловала его и пожелала, чтобы он остался жив.”

За спасение принца русалочка, конечно, вправе ожидать благодарности, но дело в том, что принц ее не видит. Он видит девушку, стоящую над ним на берегу, и думает, что это она спасла ему жизнь. Принцу понравилась эта девушка, но она оказывается недосягаемой для него, так как в то время была в монастыре.

Если задача мифологической русалки состоит в том, чтоб заставить человека полюбить себя, то русалочка не может никого заставить; ее желание – быть рядом с принцем, стать его женой. Русалочка хочет понравиться принцу, она любит его и готова пожертвовать ради их счастья всем. Ради своей любви она отказывается от родного дома, от своего прекрасного голоса, она отказывается от своей сущности, от себя самой. Русалочка полностью отдает себя во власть судьбы во имя своей любви.

Но принц видит в ней “милое, доброе дитя, сделать же ее своей женой и королевой ему и в голову не приходило, а между тем ей надо было стать его женой, иначе она не могла ведь обрести бессмертной души и должна была в случае его женитьбы на другой, превратиться в морскую пену”.

Мечта русалочки – мечта о счастье, мечта обычная, человеческая, ей хочется любви, тепла, ласки. “И он клал свою голову на ее грудь, где билось сердце, жаждавшее человеческого счастья и бессмертной души”. Любовь для русалочки – это постоянное преодоление физических и нравственных мук. Физических – потому что “каждый шаг причинял ей такую боль, будто она ступала по острым ножам”, нравственных – потому что она видит, что принц находит свою любовь; но это не ожесточает ее. Любовь не должна затмевать человеку истинное видение вещей и мира. “Русалочка жадно смотрела на нее и не могла не признать, что лица милее и прекраснее она еще не видала.” Русалочка потеряла голос, но приобрела остроту зрения и восприятия мира, ведь любящее сердце видит острее. Она знала, что принц счастлив со своей “краснеющей невестой”, она поцеловала ему руку и ей показалось, “что сердце ее вот-вот разорвется от боли: его свадьба должна убить ее, превратить в морскую пену!”

Но Андерсен дает русалочке шанс вернуться обратно в свою семью, во дворец морского царя, и прожить триста лет. Русалочка понимает, что все ее жертвы были напрасны, она теряет все, и жизнь в том числе.

Любовь – это жертва, и эта тема проходит у Андерсена через всю сказку. Русалочка жертвует своей жизнью ради счастья принца, ее сестры жертвуют свои прекрасные длинные волосы морской ведьме, чтобы спасти русалочку. “Мы отдали наши волосы ведьме, чтобы она помогла нам избавить тебя от смерти! А она дала нам вот этот нож – видишь, какой он острый? Прежде чем зайдет солнце, ты должна вонзить его в сердце принца, и когда теплая кровь его брызнет тебе на ноги, они опять срастутся в рыбий хвост и ты опять станешь русалкой, спустишься к нам в море и проживешь свои триста лет. Но спеши! Или он, или ты – один из вас должен умереть до восхода солнца!” Здесь Андерсен возвращает нас вновь к мифологической теме. Русалка должна погубить человека, принести его в жертву. Тема пролитой крови напоминает о языческих обрядах и жертвоприношениях, но в сказках Андерсена язычество преодолевается христианством, его идеями и нравственными ценностями.

Для Андерсена любовь совершает с человеком необратимые перемены. Любовь совершает всегда добро, она не может быть злой. И поэтому русалочка, держа нож в руке, все-таки жертвует своей жизнью, а не чужой, выбирает свою смерть, даря принцу жизнь и счастье. “Русалочка приподняла пурпуровую занавесь шатра и увидела, что головка прелестной новобрачной покоится на груди принца.”

Первое, что видит русалочка, это счастье и любовь принца. Казалось бы, что эта картина должна вызвать в ней ревность, а ревность непредсказуема, ревность – сила зла. “Русалочка наклонилась и поцеловала его в прекрасный лоб, посмотрела на небо, где разгоралась утренняя заря, потом посмотрела на острый нож и опять устремила взор на принца, который во сне произнес имя своей жены. Она одна была у него в мыслях!” Мир людей для русалочки прекрасен. Он так манил ее под водой, так очаровался в день совершеннолетия; ей жалко этого мира, страшно его терять, но она видит принца, который произносит в это время имя жены. “Нож дрогнул в руках русалочки.” Любовь не может убить другую любовь – такова мысль Андерсена. “Еще минута – и она (русалочка) бросила его (нож) в волн, которые покраснели, точно окрасились кровью, в том месте, где он упал. Еще раз посмотрела она на принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной.” Русалочка отказалась от себя целиком, но у нее была еще одна мечта – обрести человеческую душу. Эта мечта и осуществилась, и нет. Сама по себе любовь уже дает человеку душу. Не случайно русалочка не превращается в морскую пену, любовь дала ей возможность перейти в иное состояние, она становится одной из дочерей воздуха.

У русалочки снова появляется шанс обрести то, от чего она сознательно отреклась. Ее любовь и добрые дела дают ей право обрести бессмертную душу. “Пройдет триста лет, во время которых мы, дочери воздуха, будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу… Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, поднимись же вместе с нам в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести ее через триста лет!” И этой темой Андерсен заканчивает сказку.
Древние мифологические верования, потеряв власть над человеческим сознанием, сохранились в фольклоре и художественных образах писателей разных стран. В своей работе мы обратились только к одному такому образу и увидели, как сложно и индивидуально складываются у писателя отношения с мифологией и мифологическим образом. Интерпретируя образ мифологической русалки, превращая его в русалочку-героиню своей сказки, Андерсен частично сохраняет ее мифологические черты и возможности. Но вместе с тем мифологический образ под пером писателя приобретает человеческую сущность, человеческий характер, человеческую судьбу. Русалочка, с помощью колдовства ведьмы, превращается в человека, она самозабвенно любит принца, эта любовь оказывается неразделенной и даже трагичной, она жертвует ради счастья принца своей жизнью.

Отталкиваясь от языческой мифологии, Андерсен утверждает ценности и идей христианства, утверждает силу человеческой любви как самую великую нравственную силу во всем мире, независимо от того, реален или фантастичен этот мир. И такие метаморфозы в сказках Андерсена происходят не только с одной русалочкой. Любые мифологические персонажи, будь то гномы, снежная королева, ледяная дева, приобретают под пером писателя индивидуальные характеры и судьбы, становятся похожими на людей, наделяются человеческими мечтами и желаниями. Мифологические сказочные образы переосмысляются писателем, используются им для художественного перевоплощения таких важных для него нравственных идей, как идей гуманизма, душевной чистоты и бескорыстной и преданной любви.

Русалочка - дочь морского короля. Она совсем как человек. Русалочка с детства стремится в мир людей и боготворит мраморную статую мальчика, занесенную во время кораблекрушения на морское дно. Полюбив принца, она мечтает сама стать человеком. Русалочка жертвует своим прекрасным голосом, отдает морской ведьме свой русалочий хвост, чтобы быть рядом с возлюбленным. Она становится первой красавицей при дворе принца.

У Русалочки есть отец - морской король, сестры, старая бабушка. Русалки могут и посплетничать, как люди. Мать короля гордится своей родословной и потому всегда носит дюжину устриц на хвосте, тогда как другие имеют право носить только шесть. При всей знатности бабушка не гнушается работой и заправляет всем дворцовым хозяйством. Ее внучки-русалочки сами сажают цветы на клумбах .

Маленькая русалочка стремится к чудесам земли, к солнечным лучам, к пению птиц, жизнь морского дна угнетает ее будничным однообразием - ведь это только для нас подводные деревья и раковины кажутся чем-то необыкновенным!

Любовь русалочки к принцу - главная, центральная тема сказки. Это тема не обычной человеческой любви, а любви романтической, обреченной, любви - самопожертвования, любви, которая не сделала героиню сказки счастливой, но которая бесследно для нее не пропала, потому что не сделала ее и окончательно несчастной. В мифологии русалка, потеряв свою бессмертную душу в результате зла, совершенного над нею, как над человеком, может эту душу обрести, если заставит человека полюбить себя. Любовь русалки и человека не обязательно должна быть взаимной. Русалка может не отвечать человеку и погубить его, влюбив в себя. Но любовь человека к ней - это главная ступенька к обретению русалкой бессмертной души. Поэтому она должна спровоцировать человека, вызвать в нем эту любовь любыми путями и средствами.

У Андерсена эта тема и сохраняется, и переосмысливается. Русалочка хочет добиться любви человека, хочет обрести бессмертную душу. «А почему у нас нет бессмертной души? - грустно спросила русалочка, - я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо… Как я люблю его! Больше, чем отца и мать! Я принадлежу ему всем сердцем, всеми своими помыслами, ему я бы охотно вручила счастье всей моей жизни! На все бы пошла я - только бы мне быть с ним и обрести бессмертную душу!..» . Бессмертная душа Русалочке необходима, потому что ей дано всего триста лет, это большая жизнь, но это единственная возможность существования, а бессмертная душа дает возможность жить вечно.

В сказку Андерсена входят мотивы христианства. Древнюю языческую мифологию Андерсен переосмысливает с точки зрения мифологии христианской: представлений о душе, о загробном мире, о жизни после смерти.

На соединении двух мотивов и рождается история русалочки и принца. Русалочка спасает принца, она совершает добро для человека, который погибает в волнах. Часто, кстати, по мифологическим представлениям русалками становились женщины, погибшие в воде. Человек не может жить в стихии, не свойственной для его обитания. С одной стороны, русалочка спасает принца, а с другой - она бы хотела, чтоб он оказался во дворце ее отца. «Сначала русалочка очень обрадовалась тому, что он попадет теперь к ним на дно, но потом вспомнила, что люди не могут жить в воде и что он может приплыть во дворец ее отца только мертвым. Нет, нет, он не должен умереть!.. Он умер бы, не явись к нему на помощь русалочка… Ей показалось, что принц похож на мраморного мальчика, что стоит у нее в саду; она поцеловала его и пожелала, чтобы он остался жив»

За спасение принца русалочка, конечно, вправе ожидать благодарности, но дело в том, что принц ее не видит. Он видит девушку, стоящую над ним на берегу, и думает, что это она спасла ему жизнь. Принцу понравилась эта девушка, но она оказывается недосягаемой для него, так как в то время была в монастыре.

Если задача мифологической русалки состоит в том, чтоб заставить человека полюбить себя, то русалочка не может никого заставить; ее желание - быть рядом с принцем, стать его женой. Русалочка хочет понравиться принцу, она любит его и готова пожертвовать ради их счастья всем. Ради своей любви она отказывается от родного дома, от своего прекрасного голоса, она отказывается от своей сущности, от себя самой. Русалочка полностью отдает себя во власть судьбы во имя своей любви.

Но принц видит в ней «милое, доброе дитя, сделать же ее своей женой и королевой ему и в голову не приходило, а между тем ей надо было стать его женой, иначе она не могла ведь обрести бессмертной души и должна была в случае его женитьбы на другой, превратиться в морскую пену»

Мечта русалочки - мечта о счастье, мечта обычная, человеческая, ей хочется любви, тепла, ласки. “И он клал свою голову на ее грудь, где билось сердце, жаждавшее человеческого счастья и бессмертной души”. Любовь для русалочки - это постоянное преодоление физических и нравственных мук. Физических - потому что «каждый шаг причинял ей такую боль, будто она ступала по острым ножам» , нравственных - потому что она видит, что принц находит свою любовь; но это не ожесточает ее. Любовь не должна затмевать человеку истинное видение вещей и мира. «Русалочка жадно смотрела на нее (невесту принца) и не могла не признать, что лица милее и прекраснее она еще не видала» . Русалочка потеряла голос, но приобрела остроту зрения и восприятия мира, ведь любящее сердце видит острее. Она знала, что принц счастлив со своей невестой, она поцеловала ему руку и ей показалось, «что сердце ее вот-вот разорвется от боли: его свадьба должна убить ее, превратить в морскую пену!» .

Но Андерсен дает русалочке шанс вернуться обратно в свою семью, во дворец морского царя, и прожить триста лет. Русалочка понимает, что все ее жертвы были напрасны, она теряет все, и жизнь в том числе.

Любовь - это жертва, и эта тема проходит у Андерсена через всю сказку. Русалочка жертвует своей жизнью ради счастья принца, ее сестры жертвуют свои прекрасные длинные волосы морской ведьме, чтобы спасти русалочку. «Мы отдали наши волосы ведьме, чтобы она помогла нам избавить тебя от смерти! А она дала нам вот этот нож - видишь, какой он острый? Прежде чем зайдет солнце, ты должна вонзить его в сердце принца, и когда теплая кровь его брызнет тебе на ноги, они опять срастутся в рыбий хвост и ты опять станешь русалкой, спустишься к нам в море и проживешь свои триста лет. Но спеши! Или он, или ты - один из вас должен умереть до восхода солнца!» Здесь Андерсен возвращает нас вновь к мифологической теме. Русалка должна погубить человека, принести его в жертву. Тема пролитой крови напоминает о языческих обрядах и жертвоприношениях, но в сказках Андерсена язычество преодолевается христианством, его идеями и нравственными ценностями.

Для Андерсена любовь совершает с человеком необратимые перемены. Любовь совершает всегда добро, она не может быть злой. И поэтому русалочка, держа нож в руке, все-таки жертвует своей жизнью, а не чужой, выбирает свою смерть, даря принцу жизнь и счастье. «Русалочка приподняла пурпуровую занавесь шатра и увидела, что головка прелестной новобрачной покоится на груди принца» .

Первое, что видит русалочка, это счастье и любовь принца. Казалось бы, что эта картина должна вызвать в ней ревность, а ревность непредсказуема, ревность - сила зла. «Русалочка наклонилась и поцеловала его в прекрасный лоб, посмотрела на небо, где разгоралась утренняя заря, потом посмотрела на острый нож и опять устремила взор на принца, который во сне произнес имя своей жены. Она одна была у него в мыслях!» Мир людей для русалочки прекрасен. Он так манил ее под водой, так очаровался в день совершеннолетия; ей жалко этого мира, страшно его терять, но она видит принца, который произносит в это время имя жены. «Нож дрогнул в руках русалочки» Любовь не может убить другую любовь - такова мысль Андерсена. «Еще минута - и она (русалочка) бросила его (нож) в волн, которые покраснели, точно окрасились кровью, в том месте, где он упал. Еще раз посмотрела она на принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной» Русалочка отказалась от себя целиком, но у нее была еще одна мечта - обрести человеческую душу. Эта мечта и осуществилась, и нет. Сама по себе любовь уже дает человеку душу. Не случайно русалочка не превращается в морскую пену, любовь дала ей возможность перейти в иное состояние, она становится одной из дочерей воздуха.

Древние мифологические верования, потеряв власть над человеческим сознанием, сохранились в фольклоре и художественных образах писателей разных стран. В своей работе мы обратились только к одному такому образу и увидели, как сложно и индивидуально складываются у писателя отношения с мифологией и мифологическим образом. Интерпретируя образ мифологической русалки, превращая его в русалочку-героиню своей сказки, Андерсен частично сохраняет ее мифологические черты и возможности. Но вместе с тем мифологический образ под пером писателя приобретает человеческую сущность, человеческий характер, человеческую судьбу. Русалочка, с помощью колдовства ведьмы, превращается в человека, она самозабвенно любит принца, эта любовь оказывается неразделенной и даже трагичной, она жертвует ради счастья принца своей жизнью.

Отталкиваясь от языческой мифологии, Андерсен утверждает ценности и идей христианства, утверждает силу человеческой любви как самую великую нравственную силу во всем мире, независимо от того, реален или фантастичен этот мир. И такие метаморфозы в сказках Андерсена происходят не только с одной русалочкой. Любые мифологические персонажи, будь то гномы, снежная королева, ледяная дева, приобретают под пером писателя индивидуальные характеры и судьбы, становятся похожими на людей, наделяются человеческими мечтами и желаниями. Мифологические сказочные образы переосмысляются писателем, используются им для художественного перевоплощения таких важных для него нравственных идей, как идей гуманизма, душевной чистоты и бескорыстной и преданной любви.

Особый акцент сделаем на том пути, который должны были пройти русалки, чтобы получить бессмертную душу: «Пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки...» . Почему, кроме любви человека, нужен был ещё и священник? Для Андерсена его присутствие абсолютно закономерно. Любовь человека должна быть освящена. Обязательно должна быть Божья любовь-благословение, которая передаётся через священника.

Когда Русалочка решила уйти к людям? Тогда, когда призналась самой себе: «Как я люблю его! Больше, чем отца и мать!..» . Но не только к принцу тянулась Русалочка, была у неё на земле и другая цель: «Только бы мне быть с ним и обрести бессмертную душу» . То есть любовь к принцу и желание иметь бессмертную душу у Русалочки стоят рядом.

Каким же был путь Русалочки к людям? Сначала она отправилась за советом и, может быть, помощью к морской ведьме. Андерсен описывает путь Русалочки к ведьме, и мы можем благодаря точным эпитетам, сравнениям легко его представить - бурлящие водовороты, торфяные болота, «омерзительные полипы», «похожие на стоголовых змей», «белые скелеты утонувших кораблей», «кости животных» . Зачем писатель так подробно воссоздаёт тот путь к ведьме, что пришлось преодолеть Русалочке? Для того чтобы показать, насколько он был трудным и, главное, страшным - «сердечко её забилось от страха», «это было страшнее всего» . И всё-таки Русалочка назад не повернула, хотя такие порывы у неё и были, но тут она «вспомнила о принце, о бессмертной душе и собралась с духом» . Снова подчёркивается, что не только принц тянул Русалочку на землю, но и бессмертие души. Подтверждает это и прозорливая морская ведьма - «хочешь, чтобы молодой принц полюбил тебя, а ты получила бы бессмертную душу!» .

Чтобы попасть к людям, Русалочка должна была сменить свой хвост на человеческие ноги - «будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом». Ей придётся отказаться от родной среды, отцовского дома, от сестёр, лишиться возможности когда-нибудь снова стать русалкой. Ещё Русалочка должна была отдать ведьме свой «чудный голос» в качестве платы за помощь. Заметим, «голос» - это то, что определяет образ русалки, её сущность. То есть Русалочка отдавала ведьме часть себя самой.

Каким было состояние Русалочки во время визита к ведьме? Ей было страшно. Она отвечала ведьме на её ужасные предупреждения «дрожащим голосом», «побледнела, как смерть». Даже само это сравнение страшно. Что же заставляло Русалочку переносить все страхи? Только мысли о принце и бессмертной душе.

Жертвы Русалочки огромны, как физические (голос, ноги), так и психологические (отказывается от родной среды и от себя самой). Но истинная любовь всегда сопряжена с жертвами.

Сказать принцу о своей любви Русалочка не могла. Но принц нисколько в её любви не сомневался, потому что «глаза её говорили сердцу больше». «Ты ведь так любишь меня», - утверждал принц . Андерсен тоже убеждён в том, что настоящая любовь не нуждается в словах.

А как же всё-таки относился принц к Русалочке? «Да, я люблю тебя,- говорил принц. - У тебя доброе сердце, ты предана мне больше всех...”, “Ты порадуешься моему счастью. Ты ведь так любишь меня!» . Нетрудно заметить, что слова «мне», «меня» здесь доминируют. Принц любил Русалочку прежде всего за любовь к себе. Но была у него по отношению к Русалочке ещё и любовь-благодарность. Ведь говорил же он ей: «Ты похожа на молодую девушку, которую я видел однажды» . Он думал, что эта девушка спасла его, когда он тонул.

Любил принц Русалочку ещё и «как милое дитя» . Что это значит? То, что принц относился к Русалочке как к забавной игрушке, которая его умиляла и развлекала. Подтверждение этому находим в тексте. Вспомним, как одевали Русалочку во дворце, чем обычно она была занята. «Русалочку разодели в шёлк и муслин», принц «велел ей сшить мужской костюм» для участия в его прогулках, она прекрасно танцевала, её танцами любовались. А спать «ей было позволено... на бархатной подушке перед дверями его комнаты» . Если выделим доминирующие глаголы, то увидим, что они всегда выражают волю принца, а не Русалочки. Её любят, но только как прекрасную дорогую игрушку.

Нужна ли была такая любовь Русалочке? Нет, ведь ей, чтобы обрести бессмертную душу, надо было стать только женой принца, а ему «сделать... её своей женой и королевой и в голову не приходило» . Принц не любил Русалочку так, как ей было необходимо. Получается, что даже великая любовь - а Русалочка именно такую и несла - не всегда способна вызвать ответное чувство.

Почему же оказалась невозможной взаимная любовь Русалочки и принца? Иногда говорят: «Он же принц, а она - всего лишь девушка-“найдёныш”». При этом забывают, что Русалочка ещё и принцесса, хотя и морская. То есть принц и Русалочка социально равны, а разделяет их другое неравенство. Дело в том, что Русалочка и принц принадлежали к разным мирам. Она - морю, он - земле. И жили они разной жизнью. Она - духовной (вспомним её увлечения, интересы, устремления, особенно в сравнении с сёстрами). А принц жил в прямом и переносном смысле земной жизнью (мы встречаем его на корабле, празднующим день рождения, на прогулках, в заботах о женитьбе и других подобных делах).

Русалочка любила, но была ли она счастлива? Как Андерсен отвечает на этот вопрос? Любовь и счастье, по Андерсену, совсем не синонимы. Более того - они не совместимы. Обратная сторона любви не счастье, а страдание, как это и было у Русалочки. Найдём в тексте тому доказательства: «её ножки резало, как ножами, но она не чувствовала этой боли - сердцу её было ещё больнее»; её «сердце, жаждавшее человеческого счастья и бессмертной любви»; «Русалочка смеялась и танцевала с смертельной мукой в сердце»; «ей показалось, что сердце её вот-вот разорвётся от боли: его свадьба должна ведь убить её» . По отношению к Русалочке слова «сердце» и «боль» находятся в неразрывном единстве - «сердечная боль» со словом «счастье» никак не вяжется.

Русалочка, несмотря на силу своей любви, ответной любви от принца не добилась и должна была, по предсказанию ведьмы, умереть. Но почему же этого не случилось? Кто отвернул от неё смертельный приговор? Это сделали её сестры. Чтобы спасти Русалочку, они отдали ведьме свои прекрасные волосы. Заметим, волосы, как и голос, - образотворящие элементы русалок. Без волос русалки как бы неполноценны. Но сёстры пошли на эту жертву ради спасения Русалочки.

«Русалочка» - ещё и сказка о великой силе родственной (сестринской) любви - той, которая не щадит даже самоё себя ради родного человека.

Чтобы спастись, Русалочка должна была вонзить нож в сердце принца. Его смерть - это её жизнь. Почему же она не сделала то, что от неё требовалось? Почему «нож дрогнул в руках Русалочки»? Она услышала, как во сне он произнёс имя своей жены - «она одна была у него в мыслях» . Автор не употребляет слово «любовь», но именно любовь принца к жене остановила руку Русалочки. Истинная любовь всегда уважает чувства другого.

Русалочка не смогла убить принца и выбросила нож в волны, «которые покраснели, точно окрасились кровью» . Как понимать эту метафору? Вместе с ножом Русалочка выбросила в море свою жизнь. Кровь здесь - символ жизни. Снова Русалочка ради принца жертвует. Есть ли разница между первыми жертвами и последней? Есть, и огромная. В начале своего пути к людям Русалочка шла на неслыханные жертвы - муки, но тогда она всё-таки отдавала только часть своего тела и души и надеялась на удачу. В конце своего земного пути Русалочка пожертвовала всей своей жизнью, и не осталось у неё никакой надежды. Почему Андерсен выстраивает историю любви Русалочки таким образом, что она начинается и заканчивается её жертвами? Изменилась ли Русалочка за земной отрезок своей жизни? Да, она изменилась, так как поняла главное - принц её не полюбил. Значит, Русалочка должна была умереть. «Она думала о своём смертном часе и о том, что она теряла с жизнью» . Что же она теряла? Возможность получить через любовь принца к ней бессмертную душу.

Русалочка изменилась в понимании своего положения, но осталась прежней в своей любви к принцу. Композиция сказки как раз и призвана подчеркнуть нерушимость этой любви. Русалочка ни о чём не пожалела - в своей любви она осталась прежней.

Русалочка не добилась любви принца, но возможность обрести бессмертную душу она сохранила. Какая же разница между первым и вторым путём к бессмертию души? Ответ она получила от дочерей воздуха, к которым попала после того, как выбросила нож: “Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести её через триста лет» . Почему надо трудиться так долго - целых триста лет? Случайна ли эта цифра? В тексте Андерсена нет ничего случайного - каждая деталь работает на главную мысль. Триста лет живут русалки, а потом превращаются в пену морскую. Русалочка же через триста лет может получить «в награду бессмертную душу и... изведать вечное блаженство, доступное людям» .

Главная героиня сказки «Русалочка» — младшая дочь морского царя. Вместе со своими старшими сестрами, отцом и бабушкой она жила под водой, в прекрасном дворце из жемчуга. Жизнь в подводном царстве была прекрасна, но маленькой принцессе нравился тот огромный мир, который находился над поверхностью моря. Там на кораблях плавали люди, по воздуху летали птицы, а на суше стояли прекрасные города.

Дочерям морского царя не дозволялось подниматься на поверхность моря до наступления пятнадцати лет, и младшая дочь морского царя с нетерпением ждала своего пятнадцатилетия. А пока ей приходилось слушать рассказы старших сестер о чудесах надводной жизни.

В день своего пятнадцатилетия русалочка поднялась на поверхность моря. Неподалеку она увидела большой корабль, на котором люди отмечали праздник. Среди прочих русалка выделила красивого принца, который ей очень понравился. Русалка долго наблюдала, как веселятся люди, пока не началась буря. Корабль стал тонуть, и тогда морская принцесса решила, что она обязательно должна спасти принца от смерти.

Русалочка нашла в бушующих водах тонущего принца и, подхватив его, поплыла к берегу. Там она оставила юношу, который был без сознания, и спряталась. Она видела, как из прибрежного храма вышла красивая девушка, которая позвала других людей на помощь, и принца унесли.

С тех пор русалочка потеряла покой. Она полюбила принца и хотела найти его. От своей бабушки она узнала, что люди живут меньше, чем русалки, но у них бессмертная душа. Русалочке тоже захотелось иметь бессмертную душу, и еще она желала находиться рядом с принцем. Тогда она отправилась за помощью к колдунье.

Колдунья согласилась ей помочь, но в качестве платы за услугу она забрала у русалочки ее чудесный голос. Она дала принцессе колдовской напиток, и сказала, что от этого напитка хвост русалочки превратится в ноги. Колдунья предупредила, что ходить по земле на ногах русалочке будет очень больно. А если принц не полюбит ее и женится на другой девушке, то русалочка превратится в морскую пену.

Морская принцесса на все согласилась. Вскоре она очутилась на берегу, и вместо хвоста у нее были ноги. Она могла ходить, как люди, но не могла произнести ни одного слова. Принц, очарованный красотой девушки, привел ее в свой дворец. Но со временем русалочка узнала, что принц любит не ее, а ту девушку из храма, которая нашла его на морском берегу. Он знал, что девушка из храма не может выйти за него замуж, но продолжал любить ее.

Русалочка всячески старалась очаровать принца, но ее попытки были безуспешными. Вскоре родители принца решил его женить на дочери соседнего короля, и принц вместе со свитой отправился на смотрины будущей невесты. Он не собирался на ней жениться, так как любил девушку из храма. Но каково было его удивление, когда в принцессе из соседнего королевства он узнал ту самую девушку. Оказалось, что в том храме принцесса только воспитывалась. Принц и принцесса поженились, и русалочка была на их свадьбе.

Когда корабль с новобрачными возвращался домой, из моря поднялись сестры русалочки. Они отдали морской колдунье свои прекрасные волосы, а взамен та дала им нож. Сестры сказали русалочке, что если она убьет принца этим ножом, то снова станет прежней и сможет вернуться в море. Но русалочка не смогла причинить вред человеку, которого любила, и она выбросила нож в море.

Когда взошло солнце, русалочка почувствовала, что она становится бесплотной, превращается в морскую пену. Но жизнь ее на этом не прекратилась. Она попала к дочерям воздуха, бесплотным созданиям, которые разносят по всей земле ветра и благоухание цветов. Сестры воздуха рассказали русалочке, что у них тоже нет бессмертной души, но если в течение трехсот дней делать добрые дела, тогда сестра воздуха сможет получить бессмертную душу. И русалочка поняла, что ее мечта о бессмертной душе может сбыться.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Русалочка» заключается в том, что не следует совершать необратимых поступков, последствия которых невозможно исправить. Русалочка согласилась на условия колдуньи, зная, что никогда не сможет стать прежней и что она может погибнуть, если принц на ней не женится. Надежды русалки на свадьбу с принцем не оправдались, и она превратилась в морскую пену.

Сказка учит не быть самонадеянным и просчитывать последствия своих поступков.

В сказке «Русалочка» мне понравилась главная героиня, русалочка. Она стремилась к жизни в огромном надводном мире и мечтала обрести бессмертную душу. Ради выполнения своей мечты русалочка пожертвовала всем, что ей было дорого, и она искренне любила принца, за которого хотела выйти замуж.

Какие пословицы подходят к сказке «Русалочка»?

Без мечты не проживешь.
Любовь правит миром.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Сказка великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена "Русалочка" давно стала всемирно известной и популярной, несмотря на ее грустный финал. Ее любят и знают в большинстве стран мира, хотя то, что она написана для детей, вызывает порой большие сомнения, слишком уж сюжет серьезный и непростой.

Краткое содержание сказки "Русалочка" Андерсена

Русалочка - это рыба-девушка, которая живет в пучине морской. Ее отец - -вдовец, у которого, кроме главной героини сказки, есть еще 5 старших дочерей. Наша Русалочка - самая младшая, самая любимая и самая беззащитная дочь своего отца. Всю полноту переживаний девушки не сможет передать краткое содержание. Русалочка очень жаждет посмотреть неведомый ей мир людей. Когда юной девушке исполняется 15 лет, ей разрешают подняться наверх, туда, где живут люди, а не рыбы, и посмотреть на тот мир, который доселе казалася ей неведомым и как будто даже несуществующим.

И вот это дитя поднимается наверх, и по иронии судьбы ей приходится стать очевидцем кораблекрушения, в котором гибнет юный и прекрасный принц. Русалочка не может быть безучастной и равнодушной, она, конечно же, бросается ему на помощь и спасает его. Что же сообщит нам дальше краткое содержание сказки "Русалочка" Андерсена?

Продолжение. Прекрасный принц

То, что принц и в самом деле прекрасный, совсем не доказанный факт, но юное и горячее сердце морской девы именно так его и воспринимает, потому что в один миг загорается любовью к юноше. Исследуем дальше краткое содержание. "Русалочка" гласит о том, что молодому принцу, к сожалению, и неведомо имя его спасительницы, потому что она вынуждена скрыться в пучине морской. Но и там она не находит себе места, горюя от любви к принцу и приходя к пониманию, что не может даже жить без него. Вот тогда-то и приходит в ее маленькую головку мысль о морской ведьме, которая обладает немалой силой и сможет, без сомнения, помочь ее горю.

Русалочка отправляется к морской ведьме, и та - о чудо! - соглашается ей помочь, но с немалыми условиями. А именно: она требует взамен голос Русалочки, который прекрасен, как свежий ручеек. Помимо этого, морская ведьма ставит очень короткие сроки для того, чтобы девушка могла завоевать сердце своего героя, а иначе на закате солнца она погибнет, обратясь в пену морскую.

Русалочка среди людей

И вот морская дева в один миг превратилась из рыбы-человека в самого настоящего человека. К сожалению, описать ее чувства не позволяет краткое содержание. Русалочка была приглашена принцем во дворец. Казалось бы, чего еще могла желать юная девушка, ведь теперь она оказалась рядом со своим возлюбленным! Однако ее любовь не нашла ответного чувства. Юноша не полюбил ее, а отнесся к ней, как к другу. И в довершении всех бед бедной Русалочки он еще женится на принцессе из соседнего королевства.

Любовь и высшее ее проявление - самопожертвование - представлено в сказке "Русалочка". Краткое содержание сказки не может обойти эту главную идею истории о морской девушке. Она отдает себя в жертву во имя любви. Ее любовь не требует ничего для себя, она хочет видеть любимого человека счастливым. Она не эгоистична и не требует ответного чувства от любимого.

Завершение сказки

Подходит к концу наше краткое содержание. Русалочка погибнет, если принц не полюбит ее. Однако сестры, безмерно любящие девушку, договариваются с морской ведьмой о том, что спасение их сестры возможно, если она убьет принца. Они уговаривают Русалочку, однако та не соглашается. Ее любовь самоотверженна, она готова отдать все, даже свою жизнь, ради того, чтобы любимый ею принц жил и был счастлив. В итоге так и происходит. Девушка погибает, принц остается жить, даже и не подозревая о том, как он был близок к возможной смерти, а Русалочка дважды спасает его.

Русалочка обращается в пучину морскую, откуда и пришла и куда должна была уйти, прожив 300 лет. Однако ее жизнь обрывается в возрасте всего 15 лет, но за эти годы она показала истинный пример мужества, великодушия и самопожертвования. Краткое содержание книги "Русалочка" всегда приведет читателя к пониманию того, что кроется за этими словами, которые являются идеалом настоящей любви. Поэтому можно сказать, что эта сказка была написана не столько для детей, сколько для взрослых, хотя и детям также будет полезно понимать настоящие чувства.

Русалочка в мультипликации

Всемирно известная мультипликационная компания "Уолт Дисней" в 1989 году сняла свой 28 по счету мультфильм, снятый на этой студии. В качестве автора мультипликаторами был выбран мировой сказочник Ганс Христиан Андерсон. "Русалочка", краткое содержание которой было представлено выше, была взята за основу при создании сюжета. Сказка с трагичным концом вряд ли бы имела большой успех, да и вообще дети не любят несчастливые завершения историй. Поэтому создатели мультфильма видоизменили основной сюжет, поменяв концовку.

В мультфильме прекрасный принц уже не относится к немой девушке, как к другу, напротив, с самого начала она привлекает его мужское внимание, он тянется к ней, но в душе таит воспоминание о своей спасительнице и о ее чудесном голосе, которое он слышал на берегу. Заканчивается мультфильм, как этого и следовало ожидать с самого начала, счастливо, зло побеждается, а добро вознаграждается. Этот мультфильм давно завоевал любовь миллионов мальчишек и девчонок, и до сих пор его с удовольствием смотрят дети и взрослые.

Заключение

В Дании Русалочка признана символом государства, и памятники ей можно неоднократно встретить на улицах этой страны. Несмотря на то что великий сказочник написал немало достойных сказок, именно образ Русалочки - это первое, что вспоминается при упоминании его имени. Многие девочки воспитываются на этом образе, перенося его потом в свою будущую семейную жизнь. Можно, конечно, спорить о том, хорошо ли это. Многие скажут, что нужно хоть немного помнить и о себе, а иначе кто позаботится о тебе? Однако именно своим самопожертвованием Русалочка (краткое содержание сказки показывет это) прославилась на весь мир и осталась в сердцах миллионов людей, которые прочли это произведение.

Ханс Кристиан Андерсен – известный датский писатель, создавший много замечательных сказок. Причем сам он называл свои произведения историями, так как предназначались они не только детям, но и взрослым и таили в себе глубокий нравственный смысл. Одна из таких сказок – «Русалочка».

В ней рассказывается о младшей дочери морского царя, которая влюбилась в принца и ради этой любви ушла из моря на землю, чтобы быть рядом с любимым. Она заключила договор с колдуньей и отдала ей свой голос, получив взамен человеческие ноги. При каждом шаге Русалочка испытывала сильную боль, но это не остановило ее. Принц привязался к ней как к сестре и вскоре собрался жениться на принцессе из соседнего государства. Русалочка поняла, что скоро погибнет, но радовалась вместе с ним.

Она также отказалась от возможности вернуться в море и там прожить долгую жизнь, потому что платой за это стала бы смерть принца. Русалочка дождалась заката и незаметно исчезла, обратившись в морскую пену.

Героиня сказки Андерсена совсем не похожа на настоящую водяную деву. Во многих легендах, сказках, историях русалки – это коварные, злые существа, враждебные человеку. Они приносят ему только страдания и смерть. В этой же сказке Русалочка наоборот заботится о принце, радует его своими танцами и не хочет обременять любимого своими проблемами. Она очень похожа на человека. В ее подводном мире, как и в человеческом, тоже есть свои традиции, праздники. Есть семья, которая ее любит, и мифы о людях, которые подводным жителям кажутся странными и необычными существами. Русалочка радуется солнечным лучам, птичьему пению, восхищается чудесами земли. Жизнь в подводном дворце давно наскучила ей своим однообразием. А теперь вокруг нее всегда много людей, за которыми интересно наблюдать.

Русалочке нравится на земле быть рядом с любимым, и она мечтает о бессмертной человеческой душе. Ведь русалки живут триста лет, а потом превращаются в пену. Человеческая же душа живет вечно. Но обрести душу Русалочка сможет только тогда, когда принц ее полюбит. Для этого она должна приложить все усилия. Но принц влюбляется в другую девушку. И Русалочка отпускает его, потому что для нее счастье любимого оказывается важнее, чем ее собственное. Она погибает, но тем самым обретает живую душу путем страдания, самоотречения и любви. Ведь бездушное существо не способно на такой подвиг самопожертвования.

Андерсен был глубоко верующим человеком, и в его сказках постоянно звучат христианские мотивы. Русалочка, спасая принца, совершает добро. Отпуская любимого к другой, она идет на жертву, которая стоит ей жизни. Ее сестры тоже, пытаясь вернуть в море беглянку, отдают колдунье свои прекрасные волосы. А любовь преображает Русалочку и дает ей возможность обрести душу. Она не исчезает совсем, а становится одной из дочерей воздуха. Все это указывает нам на то, что писатель в своей сказке поднимает важные нравственные проблемы: самопожертвования, счастья, нравственного выбора, силы духа, смелости, страдания, добра. И все они связаны с проблемой любви, которая является главной в данном произведении.



просмотров