Что входит в художественную культуру. Понятие "культура" и "художественная культура". Произведения искусства – основа художественной культуры

Что входит в художественную культуру. Понятие "культура" и "художественная культура". Произведения искусства – основа художественной культуры

Введение………………………………………………………………………...3

    Что такое культура? ......................................................................................4

    Художественная культура………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………...……12

Введение

Культура – это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура «вездесуща», но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь её собственно духовную сторону – во всем разнообразии социально значимых проявлений.

Вместе с тем культура – это также процесс и результат духовного производства, что и делает её существенной частью совокупного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распределение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.

Что такое культура?

Культура (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) - в первоначальном понимании - обработ-ка и уход за землей, с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей. В переносном смысле культура - уход, улучшение, облагораживание телесных, духовных и личностных склонностей и способ-ностей человека: соответственно существуют культура тела, культура души и духовная культура личности.

В широком смысле это понятие означает совокупность проявлений социальной жизни в отличие от проявления жизни в биологическом ее понимании. Поэтому культура - это способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности. При всем разноо6разии определений культуры можно выделить то, что объеди-няет большинство из них: понимание культуры как сис-темы вне биологических механизмов (норм, приемов и т. п.), которые программируют и регулируют деятельность людей в любой ее форме.

Явления культуры изучает множество конкретных наук и каждая из них создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Западные исследователи насчитывают в мировой литературе не ме-нее трехсот определений культуры. Причина в том что существует очень много мировоззренческих позиций (и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения), с которых рассматривается культура.

Культура, как и всякий процесс, происходящий в че-ловеческом обществе, может существовать только в не-прерывном развитии, которое обусловливается наличием двух полярных сторон: традиционной и творческой. Тра-диционная сторона заключается в уже накопленных пре-дыдущими поколениями человечества и устоявшихся пра-вилах, канонах, духовных ценностях, которые лежат в ос-нове культуры и обеспечивают преемственность поколений людей. Наряду с этим существует и творческая сторона культуры, которая является необходимым условием для ее развития.

Человек, используя уже накопленные культурные цен-ности, может анализировать их, выделять существенные стороны, обобщая полученные знания и опыт, может создавать новые ценности, заключающие в себе старые и наполненные новым содержанием. На основе этого про-цесса человек не только развивает культуру, но вместе с культурой и сам развивается, проводя через свое созна-ние духовные ценности предыдущих поколений. Можно видеть, что в столкновении традиций и творчества проис-ходит рождение новых черт культуры, а накопление дос-таточно больших изменений приводит к появлению но-вой культуры и нового идеала человека.

Субъект культуры - человек, который сохраняет, тво-рит и распространяет культурные ценности. Творчество как созидательный процесс возможно только в культуре, кото-рая представляет собой традицию и новацию, повторение старого «на новой основе» и разрушение отжившего.

Культура, в широком понимании слова, характеризует собой уровень развития общества, его гуманности, фор-мирования человека как общественного существа. Накоп-ленные обществом духовные и материальные ценности представляют собой богатейшее культурное наследие человечества. В это понятие включаются все ценности, со-зданные человеком, в отличие от природных вещей и яв-лений. Культурное наследие является главной основой стабильной жизни и развития общества. Его величина определяет степень развития общества: человек, зная и умело используя накопленный опыт, духовные и матери-альные ценности предыдущих поколений, способен раз-вивать себя и свою культуру лучше, и укреплять тем са-мым стабильность общества, повышая его культуру. Об-щество, не имеющее или утратившее свою культуру, обречено на бесперспективное, регрессирующее существо-вание. Накопленные ценности способствуют более глубо-кому и широкому прониканию культуры в общество, ее распространению и твердому закреплению в сознании че-ловека. Человек должен знать о культуре своего народа, о его традициях, понимать их, брать от них все самое глав-ное и обращать в свое внутреннее сознание.

При этом следует различать материальную и духовную культуру не противопоставляя, их друг другу. Это разде-ление кажется очевидным, но вместе с тем и то и другое является культурой, несущей в себе материальное и ду-ховное в их единстве. В материальной культуре заключе-но формирующее ее духовное начало, поскольку она все-гда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной куль-туры всегда облечены в материальную форму, ибо только таким образом они могут быть объективированы и могут стать фактом общественной жизни. Следовательно, есть основания говорить о культуре как таковой, независимо от ее деления на материальную и духовную.

Художественная культура.

Именно с художественной культурой зачастую связывают представление о собственно культурной сфере деятельности. И хотя такое понимание все же недопустимо, так как сильно сужает эту сферу, существуют серьезные причины, способствующие этому представ-лению. В результате длительных дискуссий по поводу того, что же такое собственно художественная культура, обозначаемая также и категорией «искусство», выяснилась невозможность свести ее к какой-либо одной функции. Она явно шире, чем «выражение пре-красного», чем «познание реального мира», чем «отражение мира идеального», чем «выражение внутреннего мира художника», чем «средство общения людей» или чем «проявление творческого и игрового начала». Все эти функции действительно присущи худо-жественной культуре, а это означает, что она также отличается тем качеством, которое мы обозначили как полифункциональность в применении к культуре вообще.

Мы не вдаемся в данном случае в то жанровое разнообразие, которое присуще каждому виду искусств (виды литературы, му-зыки, хореографии, живописи, архитектуры и т.д.), в структурное построение того или иного искусства (источник формирования, принципы отбора и фиксации, обучения исполнителей, институ-циональной поддержки и т.д.). Все эти стороны искусства подлежат рассмотрению в гуманитарной теории искусства или его раз-новидностей. Задача социальной культурологии в данной теме состоит в том, чтобы раскрыть функции искусства или его разно-видностей в социальной регуляции.

Как подчеркивает известный российский культуролог М.С. Каган, которому мы обязаны фундаментальными трудами по тео-рии художественной культуры, эта форма деятельности сопряга-ет в себе и познавательную, и оценочную, и обозначивающую, и коммуникативную функции. Она отражает реальность и одно-временно творит особую искусственную реальность, удваивает жизненный мир, служит воображаемым дополнением, продол-жением, а иногда и заменой реальной жизни 1 .

Достижение таких целей оказывается возможным благодаря тому, что искусство использует огромный комплекс образных средств выразительности, т.е. знаков. В мире художественных средств человек тоже «как бы живет», но дополнительной, искус-ственно - и искусно - сотворенной жизнью. В отличие от рели-гии эта сотворенность принадлежит не Богу или космическому Закону, а художнику, мастеру, деятелю культуры, которые в ос-тальном также являются членами общества и с которыми другие люди могут иметь тот или иной контакт.

Создавая мир «вторичной реальности», искусство становится для человека источником жизненного опыта, специально орга-низованного, продуманного и оцененного с точки зрения подлинных смыслов и ценностей. Поэтому в структуре духовных от-ношений оно осуществляет важные функции формирования ха-рактера, внедрения норм и ценностей, смыслов и знаний, необходимых для полноценной жизни общества. Как к влиятельному средству духовного воздействия к искусству обращаются и ос-тальные средства социальной регуляции - и мифология, и рели-гия, и политика, и идеология не могут обойтись без тех средств выразительности и убеждения, которыми располагает искусство. И даже в военном деле, как известно, необходимы художествен-ные средства - символика, музыка и военная литература - для поддержания «духа войска».

Тема «Искусство и общество» или, иначе, «Художник и обще- ство» на протяжении веков была сюжетом самых ожесточенных идейных споров. Может ли общество через какие-то свои институты определять содержание искусства и принципы его институционального устроения? Зависит ли художник от общества? Какой строй оказывается более благоприятным для расцвета культуры и для тою, чтобы великие мастера получали возможность жить и творить?

Сопоставление нередко проводится между художественно культурой демократической Англии XVII-XVIII вв. и художественными достижениями абсолютистских монархий остальной Европы -папского Рима или мелких деспотических княжеств в Гер мании того же периода. И сравнение оказывается не в пользу первой. Искусство великих восточных цивилизаций большей час-тью проявляло себя в полной степени в периоды правления авторитарных властителей, добивавшихся создания сильных государств Нельзя не увидеть в этом факте свидетельства значительной независимости искусства от политической сферы, его обусловлен-ность общей духовной динамикой.

Сами художники, как известно, нередко провозглашали свою безусловную независимость от общества в любом его проявлении. В этом можно убедиться, например, из мемуаров знаменитого итальянского мастера Б. Челлини, настаивавшего, что не только творчество, но и сама жизнь художника не подчиняются какому-либо закону. Более соразмерную формулу мы находим у Пушкина, который постоянно подчеркивал различие между обы-денной жизнью художника, в которую он может быть погружен, как и остальные «ничтожные дети мира», и состояниями твор-ческого вдохновения, в которых он подвержен зову «божествен-ного глагола» и не подвержен суду «черни».

Повинуясь внутреннему зову, а не социальному заказу, поэт испытывает чувство удовлетворения от своего произведения либо же он сам себя осудит и отвергнет результаты своего творчества. Повинуясь такому внутреннему импульсу, Н.Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ» и создает покаянную исповедь «Избранные места из переписки с друзьями». Яркое подтверждение этой мысли мы найдем и в творчестве и судьбе не-малого числа выдающихся деятелей культуры советского периода. Их личная неустроенность, тяжелые условия существования, репрессии и угроза гибели не останавливали творческого порыва, пробивавшегося «из-под глыб».

В художественной жизни Западной Европы на протяжении всего XIX и начала XX в. появление новых стилей в искусстве и литературе зачастую сопровождалось общественными скандала-ми, бурным негодованием со стороны части публики и влиятель-ной критики, отторжением со стороны уже признанных художественных академий. «Отказники» вынуждены были искать другие пути демонстрации своих произведений. Лишь постепенно уст-ранялись барьеры для нового искусства и новой литературы. Пол-ную свободу творчеству открывал только рынок, однако ценой жесткого подчинения всего комплекса духовного производства коммерческим принципам. Место художественных академий и кюри заняли дилеры и меценаты.

Тем не менее в последние десятилетия в структуре художест-ве иной жизни развитых стран Запада произошли радикальные сдвиги, Уже в начале века возникает «авангард», принципиально противостоящий самой идее признания обществом, настаиваю-щий на своем вызове всему социально санкционированному. Многие манифесты этого разнородного направления открыто провозглашали идею противостояния обществу. Недолгое сопротив-ление было сломлено новой критикой, носившей характер апологии антиобщественного искусства. В дальнейшем, особенно после второй мировой войны, авангард становится официально признанным направлением в искусстве, ревностно поощряемым современными структурами большого бизнеса и даже консерва-тивными правительствами. Резко меняют свои позиции издатель-ства, художественные выставки и музеи.

Заключение

XIX век – это особый период в развитии России. Прогресс наблюдался во всех сферах жизни общества. Россия создала новую политику, дипломатию, армию, промышленность, торговлю, архитектуру, науку, искусство. В XIX веке произошёл новый подъем русской национальной культуры. В стране были сделаны выдающиеся открытия и изобретения, созданы произведения в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыку и театра, ставшие достоянием всего человечества. Именно в XIX веке Россия внесла в мировую культуру чуть ли не самый весомый свой вклад в области литературы. Художественная культура рубежа веков – важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, “всеобщей переоценки ценностей” , по выражению М. В. Нестерова.

Понятие «культура» развивалось исторически (от латинского слова cultura – возделывание земли, обработка, развитие, почитание). Уже в трудах римского общественного деятеля, оратора Цицерона (106 – 43 годы до н.э.) встречается толкование этого понятия как «обработка, совершенствование души». Со временем термин начинает употребляться в значениях «воспитание», «образование», «самосовершенствование».

К настоящему времени существует более 500 определений культуры. Ученые разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Во вторую – определения, связывающие культуру с традициями или социальным наследием общества. В третьей группе подчеркивалось значение и роль человека для культуры и правил культуры, организующих человеческое поведение.

В повседневной жизни понятие «культура» также употребляется в нескольких значениях.

Культура – это совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфичных для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства.

Понятие культуры характеризует мир человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с ним. Человек – это субъект культуры: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.

Культуру подразделяют на материальную и духовную.

В качестве духовной культуры выступают явления, связанные с сознанием, с интеллектуальной, эмоционально-психологической деятельностью человека, – язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и т.п.

Материальная культура – это воплощение материализованных человеческих и общественных потребностей. Материальная культура включает в себя все материальные предметы и технологии, созданные человеческими сообществами, совокупность материальных благ, созданных людьми.

Культура выполняет в жизни общества важные функции. Это гуманистическая, познавательная, регулятивная, семиотическая, ценностная функции, а также функция трансляции социального опыта.

Культура «вбирает» в себя сведения, предметы, нравы, обычаи всех времен и народов, поэтому она позволяет оставаться непрерывной связи между поколениями. Благодаря книгам, картинам, музыкальным произведениям, мы знаем о жизни наших предков, можем – на основе имеющихся сведений – реконструировать другие эпохи, даже те, которые были за сотни тысяч лет до нашего появления! Культура – это и знания человека. Через культуру мы познаем мир: учимся узнавать явления и события, определять характеристики, исследовать сходства и различия. Культура помогает нам стать образованной, интеллектуальной личностью, которая не прерывает свое самосовершенствование.

Регулятивная функция науки – это функция развития и укоренения в обществе морали и права. Мораль и право являются важнейшими понятиями цивилизованной жизни человека. Мораль и право делают жизнь в человеческом обществе стабильной, не позволяют мелким конфликтам «перерасти» в войны, регулируют отношения между людьми. Мораль – это нравственные законы, духовная опора каждого человека. Мораль не позволяет убивать людей, обижать их, угнетать, совершать антигуманные действия и др. Право – законное закрепления морали: за преступления люди наказываются – в зависимости от степени тяжести содеянного ими. Право – это не только запрет, но и свобода одновременно: право не только запрещает, но и защищает. Мораль и право тесно связаны с культурой, поскольку они прошли долгий этап становления, прежде чем обрели современную форму.

Семиотическая (знаковая) функция культуры проявляется в создании специализированной системы знаков, которая позволяет человеку познавать мир музыки, живописи, театра. Для того чтобы понимать искусство, мало видеть картину или сюжет произведения – нужно знать символику текста или полотна, уметь читать между строк, «видеть» сквозь краски. Ведь искусство мыслит образами! Их нужно уметь «читать».

Ценностная функция культуры состоит в том, что культура отражает качественное состояние общества, его нравственное и интеллектуальное содержание, выступает критерием нравственной оценки.

Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности, включая продукт и процесс этой деятельности. Благодаря художественной культуре человек способен образно отражать и моделировать мир.

Понятие «художественная культура» по объему шире, чем понятие «искусство».

Искусство – эта сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; это один из способов эстетического освоения мира.

Художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика – подразделяются на виды искусства. Выделяют более 400 видов искусства. Традиционная классификация искусства выделяет 3 большие группы:

***пространственные искусства (пластические) – это такие виды художественного творчества, в которых нет движения (архитектура, скульптура, живопись, графика);

***временные (литература, музыка);

***синтетические.

Искусство охватывает все сферы художественного творчества.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

I. Организационный момент

II. Постановка проблемы “Что такое культура? Кого мы можем назвать культурным человеком?”

2.1. Работа с понятийным словарем темы

Мировая художественная культура – что стоит за каждым словом? –

А) Высказывание своего мнения учащимися

Б) Работа со словарями Даля, Ожегова на нахождение толкования этих слов (учащимся можно распечатать страницу из словаря, на которой есть эти слова, тем самым облегчив поиск до страницы или на отдельном листе дать уже выбранные толкования понятий – это будет зависеть от тех детей, которые придут на урок))

Составление словаря МХК – какие понятия мы могли бы отнести к МХК? – запись слов на доске со слов учащихся (учитель их распределяет на доске таким образом, чтобы виды искусства размещались отдельно, памятники искусства отдельно и т.д.)

III. Развитие навыков групповой работы исследовательского характера, развитие умений извлекать информацию из визуального ряда.

Работа в группах. Класс делится на несколько рабочих групп по 4-5 человек, которым предлагается задание:

Рассмотрите иллюстративный ряд, помещенный в конверт, и разбейте иллюстрации на группы.

Выявите главные черты, на основании которых вы разбили иллюстрации.

Сколько групп у Вас получилось? Как Вы их назовете?

Учащимся для рассмотрения предлагается раздаточный материал с иллюстрациями картин (см. приложение № 1 )

  1. Сиднейский оперный театр
  2. Храм Покрова пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного)
  3. Великая Китайская стена
  4. Эйфелева башня
  5. Стоунхендж
  6. Тадж-Махал
  7. Нотр-Дам де Пари
  8. Брюллов К.П. Последний день Помпеи
  9. Айвазовский И. Девятый вал
  10. Икона Спас нерукотворный
  11. Серов В. Девочка с персиками
  12. Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда)
  13. Шишкин И.И. Рожь
  14. Голова Нефертити
  15. Э.М.Фальконе. Памятник Петру I (Медный всадник)
  16. Маркос Памятник Минину и Пожарскому
  17. Микеланджело Буонаротти Давид
  18. Скульптура Христа Искупителя на горе Корковадо
  19. З.Церетели Композиция на Манежной площади

IV. Развитие умений аргументированного высказывания.

После выполнения групповой работы заслушиваются аргументированные выступления представителей каждой из рабочих групп. В ходе обсуждения уточняются произведения, вошедшие в каждую из групп на основании художественно-выразительных средств:

Архитектура – искусство проектирования и строительства зданий и сооружений. В основе лежит художественная организация пространства.

Живопись - вид изобразительного искусства, образ в котором создаётся на поверхности холста, доски, стены и других поверхностях с помощью красок. Язык живописи – цвет. В основе лежит художественная организация плоскости.

Скульптура изобразительное искусство, говорящее языком пластики, объёма. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, бюст) и рельеф. В основе лежит художественная организация объема.

V. Характеристика видов искусства и Аналитическая работа учащихся над выявлением общих характеристик различных видов искусства.

Помимо трех основных видов искусства выделяются еще 9 видов (их могут называть учащиеся, поясняя в чем заключается этот вид искусства, в чем его отличительные черты):

графика - вид изобразительного искусства, к которому относятся рисунок и основанные на нём печатные художественные произведения (гравюра, литография и т.п.). Графика говорит языком линии, штриха, пятна.

литература – в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.

музыка – Каждое искусство говорит на своём языке. Язык музыки – звуки, организованные с помощью мелодии, интонации, ритма, тембра, гармонии.

танец – это древнейшее из искусств, ритмичные движения под музыку, передача эмоций посредством своего тела.

В истории древнего мира все важные события в жизни человека были выражены в танцах: рождение, исцеление, брачные церемонии, праздники урожая. Техника танца - это уровень мастерства владения собственным телом в выполнении основных движений под музыку. В большинстве танцев есть базовые движения, которые имеют критерии выполнения в отличии от танцевальной импровизации.

театр – Как и любой другой вид искусства, театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёров, художника и композитора.

кино – Кинематограф появился тогда, когда в нём возникла потребность. Это дитя века техники – и музу кино иногда называют Технэ. Кино по своей природе искусство синтетическое. В кинообраз как его составные органические элементы входят и литература, и живопись, и театр.

дизайн (ДПИ) - искусство, творящее красоту, окружающую нас в быту.

цирк – вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление.

фотография - Фотоискусство – создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.

VI. Выступление участников групп. Обсуждение вывода:

Подводя итоги, мы говорим о том, что Мировая художественная культура – это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью.

Мировую культуру можно определить как совокупность достижений человечества в материальной и духовной сфере – совокупность плодов усилий по пересозданию, пересотворению им мира.

Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники декоративно-прикладного искусства, а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.

Существуют 12 видов искусства, которые имеют свои особенности выражения и художественной организации.

VII. Подведение итогов урока. Оценка деятельности каждой из команд.

Цитата : Многообразие видов искусства даёт возможность эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими слабыми и сильными сторонами в сравнении с другими видами искусств.

Домашнее задание.

  • Найти и записать 5 цитат об искусстве, Мировой художественной культуре, высказанных известными людьми.
  • Найти и наклеить на альбомный лист иллюстрации соответствующие различным видам искусства (сделать картотеку)

Одним из важнейших компонентов духовной культуры человечества выступает художественная культура, которая вместе с познавательной, религиозной, нравственной, экономической, политической культурой призвана формировать внутренний мир человека, содействовать развитию человека как творца культурных ценностей. Художественная культура также представляет собой определенный вид человеческой деятельности, специфический способ реализации творческих потенций человека. Художественная культура может быть понята и по существу, и функционально в контексте всей духовной культуры.
Художественная культура - это культура производства искусства, культура его распространения, пропаганды, культура его восприятия, понимания, культура наслаждения искусством.
Для бытия и социального функционирования художественной культуры характерны процессы, присущие всем типам общественного производства, а именно:
- производство художественных ценностей;
- функционирования художественных ценностей.
Эти процессы касаются и учреждений искусства, и собственно искусства.
Никакое социальное явление не может быть понят в рамках только одной определенной группы явлений. Понятие художественной культуры выражает принципиально новое отношение к искусству, акцентирует внимание на его социальном функционировании и связанности с системой организаций, управляющих художественным процессом, распространяют и хранят его продукты, готовят художественные кадры. Именно поэтому понятие "художественная культура" должно работать в рамках понимания всего социального контекста, в котором искусство функционирует. Художественное произведение - продукт не только художественной деятельности, но и всего процесса социального функционирования искусства в обществе. Рассматривая любое произведение искусства, следует учитывать формы его включения в социум и в культурную жизнь.
Сфера художественной культуры - это сфера художественных ценностей, представляющих высшие рукотворные формы эстетических ценностей. Эстетические ценности так или иначе всегда вовлечены в культуру, хотя могут сохранять свою естественную автономию (красота в природе). В данном случае втянутость эстетических ценностей в культуру объясняется тем, что общественная практика, деятельность людей ставят данное природное явление в определенное ценностное отношение к человечеству.
В системе художественной культуры выделяются три ее подсистемы, а именно:
художественное производство и его субъекты (т.е. профессиональные и самодеятельные художники). Художественное производство - это творческое продуцирование художественных ценностей. Для эффективного функционирования субъектов художественного производства важную роль играют организационные формы художественной деятельности (творческие союзы и самодеятельные коллективы. Сюда относится также система художественного образования (художественные вузы и другие учебные заведения, которые готовят профессиональные кадры для искусства), а также разного рода поощрения, стимулирования профессиональных и самодеятельных творцов искусства (смотры, конкурсы, премии, почетные звания и др.).
Художественное производство - это и продуктивное, и активно-движущее начало художественной культуры, состояние которой в первую очередь определяется уровнем развития искусства. Вместе с тем потенциал художественной культуры зависит и от отношения людей к искусству, и от характера их ценностных установок в отношении художественных произведений. Немаловажную роль играет также фактор, связанный с "временными возможностями художественной жизни, поскольку влияние искусства на людей осуществляется в определенном временном промежутке".
художественное потребления и их субъекты (зрители, читатели, слушатели). Сфера художественного потребления - это огромный мир художественных потребностей, вкусов, оценок, идеалов, сложный мир индивидуально-личностного восприятия художественных ценностей, обусловленный различными детерминантами (социальным положением, образованием, возрастом, материальными возможностями удовлетворения художественных потребностей и т.д.);
воспроизведение, тиражирование и распределение уже сделанных художественных ценностей. Иначе говоря, это индустрия тиражирование художественных произведений. Это художественные заведения и средства популяризации художественных ценностей, это пропаганда художественной культуры, эстетическое воспитание и др. По сути данная подсистема выполняет "посреднические" функции между художественным производством и художественным потреблением, между субъектами художественного производства и субъектами художественного потребления.

Важнейшей составляющей существования и функционирования художественной культуры в обществе есть процесс творчества.
Американский философ Э. Фромм называет потребность в творчестве одной из важнейших человеческих потребностей. Животному свойственно пассивное приспособление к миру, люди же пытаются превратить его. Творческий акт всегда является процессом высвобождения и преодоления. В нем присутствует переживание силы. Именно поэтому творчество является неотъемлемой от свободы. Только свободный может творить, отмечает философ.
Личность не может подняться над повседневной прозой жизни без внутренней готовности к возвышенному, к романтическому порыву. По мнению Фромма, это требование продиктовано наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества индивид объединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы, лишь в котором он только и может чувствовать себя действительно человеком.
Однако глубочайшее сущность творческого акта разворачивается в искусстве, в художественном творчестве. Искусство вообще является преимущественно сферой творческой. Любой творческий художественный акт является частичным превращением жизни. В творческом художественном отношении к миру раскрывается мир иной. Однако процесс и результат творчества несут в себе определенный элемент трагизма, выражающаяся в несоответствии между замыслом и его воплощением. Огромная творческая энергия великих художников никогда не может быть реализована в их произведениях полностью.
Художественные произведения, как правило, рассматриваются как результат специфически духовного восприятия действительности художником и, исходя из этого, его самовыражения. В то же время произведения искусства являются средствами духовного общения между людьми. Художественная культура, как часть духовной культуры, представляет собой средство подготовки и привлечения потенциальных зрителей, слушателей, читателей к искусству, которое приводит (немедленно или косвенно) к изменению их внутреннего мира. Именно поэтому процесс репродуцирования художественных ценностей является процессом, что позволяет привлекать к общению через произведения искусства все большее количество людей, позволяет поддерживать, воспроизводить шедевры мирового искусства.
Новые явления художественной культуры рождаются в контексте данной исторической эпохи, национальной культуры, социальной структуры общества и т.д. И своим рождением, и художественным содержанием они представляют собой сложный сплав временного и непреходящего, национального и общечеловеческого. По-настоящему новые художественные явления в определенном смысле опережают свою эпоху, поскольку призваны "служить" не только нынешнему, но и будущем. Они перерастают уровень художественных потребностей своего времени и довольно часто оказываются непонятными этой эпохой. Поэтому одним из направлений и проявлений художественного развития является постепенное преодоление противоречий между художественным произведением и его восприятием, пониманием, оценкой.
Художественная культура каждой эпохи включает в себя явления, социальный и культурный смысл которых является отличным, а иногда и противоположным. Некоторые художественные явления представляют собой культурные реликты, остаточные элементы художественных систем, структур, стилей, которые исчезают. Вместе с тем в художественной культуре обнаруживаются и такие глубинные тенденции социального и художественного прогресса, которые пока еще не имеют прямой связи с текущими задачами времени.

Понятие «культура» столь многозначно, что до сих пор не существует единого определения. Мы говорим «греческая культура», «культура труда», «художественная культура». Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово « cultura » означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению « natura », т.е. природа. Термин «культура» может употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование .

Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении добиться совершенства . Это одновременно и результат, и сам процесс творческой деятельности людей по преобразованию природы, основанный на высоко сознательной деятельности. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности . История человеческого общества – это и есть история мировой художественной культуры.

Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.

Культура - общий объем творчества человечества.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.

Рис. 1. Условное деление культуры по видам.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Духовная культура – совокупность всех знаний человека и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Основными видами духовного созидания являются наука, религия, искусство.

Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.

Народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия. Народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. К ней можно отнести: сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи.

Массовая культура – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (ТВ и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д.

Элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, аристократизмом и самодостаточностью.

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа: культура есть процесс активной деятельности человека, направленный на освоение, познание и преображение мира. Степень развитости культуры всегда зависит от конкретного исторического этапа общества. Главная роль культуры в жизни общества состоит в том, что культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.

Отсюда основные функции культуры:

-

Помимо представленных видов культуры (рис.1) отдельно выделяют культуру художественную.

Художественная культура – один из видов культуры, решающий задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Рис. 2 Пример художественного произведения первобытного человека. Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).

Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство – вид художественного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.

К искусству мы относим: литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения - книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.

У каждого народа - своя культура, а вместе - все народы мира создали мировую культуру.

Мировая художественная культура - не простая сумма культур равных народов. Это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ «говорит» с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И этот универсальный язык культуры должен быть понятен нам с вами, как и язык математики или физики, как иностранный язык, знание которого делает человека особенно образованным. Конечно, мы должны научиться понимать язык культуры.

Вопросы для повторения:
  1. Подумайте, каким образом культура влияет на человека?
  2. Подумайте, каким образом человек влияет на культуру?
  3. Какие виды искусства вы знаете?
  4. Используя дополнительные источники, выясните какое отношение к культуре имеет физическая культура?
После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: cherenova.ts@yandex.ru

просмотров