Галерея отечественной войны 1812 года в эрмитаже. Военная галерея зимнего дворца. Выбор императора: Джордж Доу

Галерея отечественной войны 1812 года в эрмитаже. Военная галерея зимнего дворца. Выбор императора: Джордж Доу

Молодые генералы Российской империи, которые участвовали в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812-1814 годах в генеральском чине, либо произведение в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

Военная галерея - одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и В. А. Голике (нем. Wilhelm August Golicke).

Сам император Александр I лично утверждал списки генералов, чьи портреты должны были быть помещены в Военной галерее. Портрет офицера мог быть размещен в Военной галерее только при условии, что он либо участвовал в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812-1814 годах в генеральском чине, либо был произведен в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

Инспекторский департамент Главного штаба Российской империи составил предварительные списки генералов, которые могли быть удостоены права попасть в Военную галерею. В декабре 1819 года эти списки были предоставлены специально созданному в августе 1814 года комитету для аттестации генералов, достойных включения в Военную галерею. Свою работу этот комитет проводил до августа 1820 года. Однако отнюдь все генералы, соответствующие критериям включения в Военную галерею, удостоились права быть представленными в ней. Император и Главный штаб остановились на 349 героях войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг.

Русские генералы в войнах с наполеоновской Францией в 1812-1815 гг.

Подробная роспись имен, фамилий, наград и биографий.

Военная галерея Зимнего дворца Государственный Эрмитаж

Среди мемориальных сооружений, созданных в память 1812 года, своеобразным памятником является Военная галерея Зимнего дворца

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло России, строился с июня по ноябрь 1826 года. Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Джованни Скотти. Портрет Карла Ивановича Росси. Художник Б.Ш. Митуар 1820-е годы

Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года в годовщину изгнания армии Наполеона из России. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Рота Дворцовых Гренадер. Художник К. К. Пиратский

Картина Г.Г.Чернецова запечатлела вид галереи в 1827 году. Потолок с тремя световыми фонарями, по стенам расположены пять горизонтальных рядов нагрудных портретов в золоченых рамах, разделенных колоннами, портретами в рост и дверями в соседние помещения. По сторонам этих дверей вверху находились двенадцать лепных лавровых венков, окружающих названия мест, где происходили наиболее значительные сражения 1812-1814 годов, начиная с Клястиц, Бородина и Тарутина до Бриена, Лаона и Парижа. Военная галерея Зимнего дворца. Г. Чернецов. 1827 год.

Здесь поместили 332 портрета генералов русской армии, участников войны 1812 года и заграничного похода 1813 - 1814 гг

Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были участники Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны. Портрет Александра I . Художник Ф.Крюгера, в торце галереи.

Портреты для Военной Галереи написаны Джорджем Доу и его ассистентами Александром Васильевичем Поляковым и Василием Александровичем Голике. Портрет Джорджа Доу (сидит), написанный его учеником Василием Голике (стоит) в окружении семьи Голике. 1834 год.

В 1830-х годах в галерее были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий - венским живописцем П. Крафтом. Портрет Франца I Художник П.Крафт Портрет Фридриха-Вильгельма III Художник Ф.Крюгер

Еще позднее в галерею поместили две работы художника Петера фон Гесса, современника Джорджа Доу, - «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину». Бородинское сражение. Художник Петер фон Гесс. 1843 год

Отступление французов через реку Березину. Художник Петер фон Гесс. 1844 год.

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года, уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова. Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 метров, а над карнизом разместились хоры – обходная галерея. Военная галерея Зимнего дворца. Художник П. Гау. 1862 год.

В 1949 г.оду, к 150-летию со дня рождения А.С.Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта «Полководец». В 1834-1836 годах А.С.Пушкин часто посещал Военную галерею. Ее вдохновенным и точным описанием начинается созданное в 1835 году стихотворение «Полководец», посвященное Барклаю де Толли. «Толпою тесною художник поместил. Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года.» А.С.Пушкин

среди 15 командиров бригад гвардейской, полевой и резервной артиллерии, принявших участие в Бородинском сражении, 10 человек (66,6 процента) были воспитанниками кадетских корпусов из 47 командиров артиллерийских рот гвардейской, полевой, резервной и запасной артиллерии, сражавшихся на Бородинском поле, 34 человека, или 72,3 процента, окончили кадетские корпуса в конной артиллерии воспитанники кадетских корпусов - командиры конных рот - составили 72,7 процента

В Военной галерее представлено 56 портретов воспитанников кадетских корпусов

В 1820-е годы память о войне была еще свежа. В обществе появилась идея запечатлеть всех участников Отечественной войны 1812 года. Герои войны должны были «ожить», чтобы навсегда занять прочное место в памяти русских людей. Эта идея вылилась в создание своеобразного памятника войне 1812 года - Военной галереи Зимнего дворца.

Утверждение списков

Сам император Александр I лично утверждал списки генералов, чьи портреты должны были быть помещены в Военной галерее. Портрет офицера мог быть размещен в Военной галерее только при условии, что он либо участвовал в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812—1814 годах в генеральском чине, либо был произведен в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

Инспекторский департамент Главного штаба Российской империи составил предварительные списки генералов, которые могли быть удостоены права попасть в Военную галерею. В декабре 1819 года эти списки были предоставлены специально созданному в августе 1814 года комитету для аттестации генералов, достойных включения в Военную галерею. Свою работу этот комитет проводил до августа 1820 года. Однако отнюдь все генералы, соответствующие критериям включения в Военную галерею, удостоились права быть представленными в ней. Император и Главный штаб остановились на 349 героях войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг.

Выбор императора: Джордж Доу

Вопрос о том, кому поручить написание стольких портретов был решен так же не без участия императора Александра I . Во время пребывания императора в Ахене осенью 1818 года начальник Главного штаба князь П.М. Волконский заказал тогда еще малоизвестному английскому художнику Джорджу Доу свой портрет. Александр вошел в комнату как раз во время сеанса и был поражен сходством портрета и быстротой, с которой работал мастер. Вскоре Доу получил приглашение в Петербург, где ему было заказано написание большого количества портретов героев войны 1812 года.

Джордж Доу работал над созданием этих портретов в течение 10 лет. Но для одного человека такой объем работы выполнить очень тяжело. Поэтому в России к нему на помощь были приставлены русские художники Василий Александрович Голике и Александр Васильевич Поляков. Всего они написали 332 портрета, в то время как оставшиеся портреты по тем или иным причинам остались невыполненными. Так, например, в галерее нет портретов кн. Д.И. Лобанова-Ростовского и А.С. Кологривова, руководивших в 1812 году подготовкой резервов.

Интересна история портрета декабриста С.Г. Волконского. Выполнен он был еще в 1823 году. Однако после всем известных событий 14 (26) декабря 1825 года решение о размещении портрета этого «государственного преступника», изначально даже приговоренного к смертной казни, которая затем была заменена ссылкой, было отменено. Таким образом, уже изготовленный портрет пролежал в запасниках Зимнего дворца многие годы и был обнаружен только в начале XX века, когда отношение общества и даже правящих кругов к декабристам изменилось. И только в 1903 года портрет Волконского был помещён в галерее и занял в ней свое достойное место.

Вокруг качества портретов, выполненных Доу, до сих пор ходят большие споры. Многие исследователи отмечают, что Доу и его помощники допустили целый ряд исторических неточностей. Многие герои войны к тому моменту уже погибли, и их портреты не могли писаться с натуры. Художники допустили ошибки в мундирах, погонах, орденах и лентах, иногда изображая те награды, которыми этот генерал никогда не обладал, а иногда не писали обязательные для ношения наградные знаки. Однако все эти неточности не могут изменить того впечатления, которое создается при входе в галерею.

Г.Г. Чернецов, 1827 г.

Открытие галереи

Зал, в котором разместилась будущая галерея, был спроектирован известным архитектором Карло Росси и строился в спешном порядке с июня по ноябрь 1826 года.

Торжественное открытие галереи, посвященной героям войны 1812 года, состоялось 25 декабря (7 января) 1826 года - в день, ознаменовавший победоносное окончание войны. В этот день в Зимнем дворце собрались те самые герои войны, чьи портреты находились на стенах галереи, и простые офицеры и солдаты гвардейских полков - но все они были ветеранами войны 1812 года, награжденные медалями и орденами за участие в этой кампании.

Пожар 1837 года


Портрет Александра I работы Ф. Крюгера

Уже в 30-е годы XIX века зал Военной галереи был поставлен парадный портрет императора Александра I (исполненный Францем Крюгером). Рядом находились парадные портреты, монархов союзных государств - короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца-Иосифа I. Портреты фельдмаршала М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли находятся по сторонам двери, ведущей в Георгиевский (Большой тронный) зал. По стенам расположены пять горизонтальных рядов нагрудных портретов героев войны 1812 года в золоченых рамах. Они разделены колоннами, портретами в рост и дверьми в соседние помещения. Над этими дверьми находились двенадцать лепных лавровых венков, окружающих названия мест, где происходили наиболее значительные сражения 1812-1814 годов, начиная с Клястиц, Бородина и Тарутина до Бриена, Лаона и Парижа.

Но 17 декабря 1837 года в Зимнем дворце начался пожар, который продолжался три дня. В результате очень сильно пострадало декоративное убранство всех залов, не пощадил он и Военную галерею. Но благодаря мужеству гвардейских солдат ни один портрет герою войны 1812 года не пострадал: все они были спасены и вынесены из горевшего зала. В 1838-1839 годах галерея была восстановлена с некоторыми изменениями, внесенными архитектором В.П. Стасовым. В этом виде она сохранилась доныне.

Александр Сергеевич Пушкин, часто бывавший во дворце, очень любил эту галерею и посвятил ей замечательные строки в своем стихотворении о Барклае-де-Толли «Полководец»:

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,

Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года…

Нередко медленно меж ими я брожу

И на знакомые их образы гляжу,

И, мнится, слышу их воинственные клики.

Из них уж многих нет; другие, коих лики

Еще так молоды на ярком полотне,

Уже состарелись и никнут в тишине

Главою лавровой...

Хроника дня: Русские атакуют отряд Гранжана

Седьмая пехотная дивизия из 10-го армейского корпуса отступала к границе с Восточной Пруссией. У Шавлей и Кельма отряд генерала Гранжана был атакован русским авангардом, однако французы продолжили отступление.

Отряд генерала Паулуччи продолжал преследовать неприятеля и занял Шрунден.

Персона: Джорж Доу

Джорж Доу (1781-1829)

Джордж Доу родился 8 февраля 1781 г. в приходе Сент-Джеймс. Его отец Филипп Доу был художником и гравером в меццо-тинто, работал вместе с Хоггартом и Тёрнером, также писал политические карикатуры о жизни в Америке.

Первоначально Джордж тренировался с отцом как гравер, но позднее он заинтересовался живописью. Он стал учиться в лондонской Академии художеств, которую окончил в двадцатидвухлетнем возрасте с золотой медалью. Он был прекрасно образован, владел четырьмя европейскими языками. В 1809 г. Доу стал членом Академии художеств, а в 1814 г. - академиком.

Он пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 г. он отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого в Ахене познакомился с Александром I и произвел на него впечатление. Эта встреча стала очень важной в жизни английского художника. Российский император заказал Джорджу Доу написать портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. В течение 10 лет художник работал над этими портретами.

В 1826 г. новый император Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 г. он был официально назначен Первым художником Императорского двора.

В 1828 г. он вернулся в Англию, где оставался в течение нескольких месяцев. В 1829 г. Доу вернулся в Санкт-Петербург, но вскоре у него возникли серьезные проблемы со здоровьем. У художника была лёгочная недостаточность на протяжении всей жизни из-за перенесённой в детстве болезни. В августе 1829 г. Доу вернулся в Лондон, и 15 октября он скончался.

7 (19) декабря 1812 года

*
"Я поведу тебя в музей", - сказала мне сестра..."

Сегодня в музей приглашаю вас я. Но, музей слишком большой, поэтому только кусочек его.
Эрмитаж. Давно ли вы были в нём? Питерцы бывают нечасто, по случаю. Раз в несколько лет. Иногда – раз… в жизни.
В этот раз я был поражён отремонтированной Галереей. Она стала вновь светлой ! О ней и поговорим...


Снимок с официального сайта Эрмитажа.

Историческая справка:

Военная галерея 1812 года была создана в 1826 г. по проекту К. Росси в парадной части Зимнего дворца. Она предваряет Большой тронный (Георгиевский) зал. Стены галереи украшены 12 лепными лавровыми венками с названиями наиболее важных сражений 1812-814 гг. Более 300 портретов представляют героев войны с Наполеоном, прославивших Россию своими подвигами.

Торжественное открытие галереи состоялось в царствование Николая I, в годовщину изгнания французов из России - 25 декабря 1826 г. Солдаты кавалерийских и пехотных полков прошли по галерее торжественным маршем мимо портретов военачальников, под командованием которых они доблестно сражались в 1812-1814 гг.

Поэтому мы ходим по тому же залу, мимо тех же картин, что и Александр Сергеевич!
Меня это лично потрясает! Особенно по этому залу, хожу с пиететом особым… И читаю:




А вот такой в год её открытия зарисовал Григорий Григорьевич Чернецов:


А потом её чуть-чуть реконструировали и потолок, например, стал иным. Вот картина Э.П.Гау, 1862 год.


Последняя реконструкция лишила нас на некоторое время видеть галерею.
В связи со значительным износом кровли Галереи 1812 года (последний ремонт был проведен в 1960-е годы) дирекция Государственного Эрмитажа приняла решение о реконструкции кровли и световых фонарей. После ремонта световых фонарей в январе 2001 года приступили к монтажу новой кровли. И потолок вновь засиял!



До самого потолка - портреты Героев.



Вот, например, Голенищев-Кутузов. Но, не тот, не фельдмаршал Михаил Илларионович, он на следующем снимке. А Павел Васильевич, потом стал военным Санкт-петербургским генерал-губернатором, тоже круто!




А вот, например, представитель славной фамилии Пален Павел Петрович фон дер (1775-1834) ,граф, генерал от кавалерии (пока ещё генерал-лейтенант). Интересно, но он сын тоже военного петербургского генерал-губернатора П.А. фон дер Палена, возведенного 22.2.1799 в графское достоинство.




А это - просто кот . Представитель знаменитого семейства эрмитажных котов. Которых кормят за счёт Эрмитажа. А они, изредка, преодолевая сытость, изволят работать...:))




Мы увидели только сотую часть Эрмитажа. Приходите почаще!

А я с удовольствием увидел, что любимые импрессионисты на месте, на месте и рыцари в лилипутских доспехах.

На третьем этаже подошёл к девочке Ренуара. «Здравствуй, девочка, - сказал я, - как давно я не видел тебя…»
«Ой, здравствуй, - ответила она и весело засмеялась, - почему ты так долго не приходил? Мы скучали…»
Глаза мои увлажнились. И на сердце стало тепло и покойно...:)
Я приду снова… Ведь нас тут ждут… Очень.

Газина Алина Дмитриевна

Творческая работа Газиной Алины высоко оценена жюри Всероссийского ежегодного фестиваля творчества кадет “ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ ОТЧИЗНЫ” в номинации "Журналистика".

(фестиваль проводился в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года». Творческой темой фестиваля

2012 года стало 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года) и Дипломом II степенина Пятом межрегиональном филологическом мегапроекте «Листая календарь. Война 1812 года»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Галерея героев 1812 года

Эссе

Выполнила воспитанница 31 взвода

МБОУ «Уваровский кадетский корпус

Им. Святого Георгия Победоносца»

ГАЗИНА АЛИНА ДМИТРИЕВНА

Руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Агеева Марина Викторовна

Уварово

2013

Галерея героев 1812 года

(Военная галерея Зимнего дворца)

Эссе

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

А.С.Пушкин

В 2012 году исполняется 200 лет Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Это было величайшее испытание для русского народа. И простые мужики, и армия проявили высокий героизм и мужество и развеяли миф о непобедимости Наполеона, освободив своё Отечество от иноземных захватчиков. Эта война раскрыла могучие народные силы, показала лучшие качества русской нации, любовь к Родине, мужество, самопожертвование. Отечественная война явила славную плеяду выдающихся полководцев и военачальников.

Мне захотелось посетить Галерею Героев Отечественной войны 1812 года, размещённую в Эрмитаже. Именно она является своеобразным отголоском тех героических дней. Военная галерея 1812 года стала памятником подвигу русской армии и военачальников. На стенах галереи – портреты участников войны с Наполеоном 1812-1814 годов, исполненные Джорджем Доу и его петербургскими помощниками А.В. Поляковым и В.А. Голике.

Вот передо мной, в средней части галереи, находятся два портрета в полный рост. На них изображены прославленные фельдмаршалы М. И. Кутузов и Барклай де Толли. Как величественен Кутузов в генеральском мундире и шинели, с лентой и орденами на груди - звездой ордена св. Андрея Первозванного, со звездами орденов св. Георгия, св. Владимира, Марии-Терезии и с портретом Александра I!

Портрет Барклая де Толли, как и портрет Кутузова, относится к числу лучших произведений художника. Высокая, затянутая в узкий мундир фигура, одиноко вырисовывается на фоне лагеря русских войск под Парижем. А небо над ним ещё затемнено тяжелой тучей - последним отзвуком отшумевшей военной грозы.

А вот Багратион… Талантливый военачальник, отважный генерал, один из самых славных и любимых народом героев Отечественной войны. «Князь Петр» - так ласково называл Суворов Багратиона. На портрете Военной галереи Багратион изображен одетым в генеральский мундир с золотым шитьем в виде дубовых листьев на воротнике. Именно таким, каким изобразил его художник, - с голубой Андреевской лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими орденскими крестами - видели Багратиона в Бородинском сражении. Его лицо выражает спокойствие и непреклонность, свойственные ему во время боя.

А это знаменитый гусар и поэт – Денис Васильевич Давыдов, герой Отечественной войны 1812 года, командир партизанского отряда из гусар и казаков. Он наводил ужас на врага. Слава о боевых подвигах Давыдова вышла за пределы России, о нем писали во многих европейских журналах и газетах. На портрете мы видим, что лицо Давыдова прямо обращено на зрителя, а плечи повёрнуты почти в профиль. Он уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо. Глаза Д. Давыдова широко раскрыты и внимательно смотрят вдаль. Чувствуется, что этот человек не только храбрый воин, но и глубоко чувствующий, умный человек. Ярким пятном на картине выделяется ментик героя, расшитый золотыми шнурками и опушённый чёрным батиком.

Только почему для Военной галереи выбрали именно этот портрет? Ведь многим известен портрет Давыдова кисти Ореста Кипренского: бравый гусар в красном ментике, расшитом золотыми галунами, в белых лосинах, стоит горделиво, опираясь на колонну. В его левой руке – сабля. Главное внимание ХУДОЖНИК уделяет лицу воина и мыслителя, в котором есть одухотворенность, мечтательная задумчивость, лирическая приподнятость. Подчеркнуто непринужденная поза Давыдова создает образ, полный энергии и личностного достоинства, слитого с чувством воинской чести. Подобная интерпретация образа полковника выражает сложившееся в русском обществе начала века представление об идеальном воине - защитнике отечества. Высоко оценивал этот портрет современный искусствовед М.В.Алпатов: «В фигуре его есть гусарская молодцеватость и русская удаль и вместе с тем угадывается, что он способен и к живому, страстному чувству, и к раздумьям. Давыдов стоит, чуть прислонившись к каменной плите, его спокойствия не нарушает быстрый взгляд черных глаз. Яркий луч падает на белые лосины гусара, и это светлое пятно в сочетании с красным цветом ментика смягчает блеск золотых позументов».

Может, есть какое-то объяснение тому, что в Эрмитаж помещена работа Джорджа Доу, а не Ореста Кипренского? Поиск по каталогам меня удивил! Оказывается, портрет нарядного гусара с задумчивым взором изображает не Дениса Давыдова, а его двоюродного брата – Евграфа Давыдова! И этой ошибке сто сорок лет! Судьба Евграфа Давыдова сложилась и счастливо и трагично. Вызывает восхищение военная карьера Евграфа Давыдова: в 1797 г. - корнет, а к 1807-му уже полковник! Лейб-гвардейский гусарский полк, в котором служил, Евграф снарядил на свои деньги. В 1805 г. он сражается под Аустерлицем, в 1812-м - под Островном пуля пробивает ему руку, и Евграфа отправляют на лечение: Бородинское сражение проходит без него. В 1813 г. полковник возвращается в строй и после сражения под Лютценом восхищенный его храбростью император Александр I дарит ему золотую шпагу с бриллиантами, на которой было высечены слова "За храбрость". Он отличается в боях под Баутценом и под Пирном, а в Богемии (Кульмское сражение) гусары Евграфа Давыдова полностью истребляют 1-й армейский корпус французского генерала Доминика Вандама. И 38-летний Евграф становится генералом! «Битва народов» под Лейпцигом в августе 1813 г. превратила Евграфа Давыдова в калеку: он лишился левой ноги и правой руки ниже локтя. За это сражение он получил орден Георгия 3-й степени, австрийский командорский крест ордена Леопольда и прусский орден Красного орла 2-го класса. При отставке его произвели в генерал-майоры. Евграф Давыдов умер на сорок восьмом году жизни, и только на портрете кисти Кипренского он навсегда остался красавцем гусаром, любимцем женщин и баловнем судьбы…

Вот портрет мужчины средних лет в генеральском мундире. Его мягкая улыбка и внимательный взгляд заставляют остановиться. Это Алексей Васильевич Воейков, генерал, поэт и переводчик. Воейков - потомственный дворянин, уроженец села Рассказово Тамбовской губернии. В Бородинском сражении он командовал бригадой в боях за деревню Шевардино, участвовал в сражениях под Тарутиным, Малоярославцем и Красным, кавалер орденов святой Анны и святого Владимира, награжден двумя золотыми шпагами «За храбрость». Полученные на войне раны подорвали здоровье героя. Он уходит в отставку и поселяется в имении жены Старая Ольшанка (ныне д. Красное Знамя Уваровского района). В память о муже Вера Николаевна Воейкова построила храм Воскресения Христова, который считался одной из ярчайших жемчужин тамбовского православия. Имение Старая Ольшанка разрушили время и люди, но храм сохранился. Этот архитектурный памятник хоть и медленно, но восстанавливается, и это, я думаю, будет замечательная дань памяти генералу Воейкову, чей портрет по праву занимает достойное место в Галерее героев Отечественной войны 1812 года…

К сожалению, я никогда не была в Санкт-Петербурге, воочию не любовалась шедеврами Эрмитажа, но виртуальная экскурсия в галерею Героев Отечественной войны 1812 года позволила мне познакомиться не только с портретной живописью, но и с несколькими яркими страницами славной военной истории нашего Отечества.



просмотров