Причины неудач в учебе. Спряжение глаголов, I и II спряжения глаголов. Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения Задания на усвоение и проверку

Причины неудач в учебе. Спряжение глаголов, I и II спряжения глаголов. Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения Задания на усвоение и проверку


Цель нашего исследования – узнать, что такое школьные неудачи, с чем они связаны, и можно ли их избежать. Задачи исследования: Собрать теоретическую информацию по теме; Опросить учащихся 3-5, классов и преподавателей Мийнальской школы; Проанализировать полученные результаты и сделать выводы; Дать рекомендации, как избежать детских неудач. Методы исследования: Анализ теоретической информации; Опрос и анкетирование.


Предмет исследования: школьные неудачи и отношение к ним. Объект исследования: учащиеся 3-5, классов и преподаватели МОУ «Мийнальская СОШ». Гипотеза исследования: Для учащихся 3-5 и классов МОУ «Мийнальская СОШ» школьные неудачи и неуспеваемость – одно и то же; Более половины опрошенных школьников нашего ОУ постоянно сталкиваются с неудачами в школе.


Что такое школьные неудачи? Толковые словари дают следующее определение неудачи: «Неудача – это отсутствие удачи, неуспех, провал» (Ушаков). Для современного ребенка одной из важнейших неудач является неуспеваемость в школе. Над такими детьми насмехаются одноклассники, их не любят учителя и ругают родители.


Почему же дети так плохо учатся? Одни отстают, потому что боятся, другие – потому что испытывают скуку, а третьи просто сбиты с толку учебными нагрузками. Есть еще одна очень важная сторона обучения, где почти все дети терпят неудачу: мало кому удается развить в себе хотя бы крошечную частичку из гигантской способности к обучению, с которой они родились и которую использовали с большим размахом в первые два – три года своей жизни. Поскольку неуспеваемость – явление довольно распространенное в современной школе, мы считаем выбранную тему особенно актуальной.


Типы школьных неудач (по А.К. Дусавицкому) Знаниевый тип; Личностный тип; Поведенческий тип. Школьные неудачи – явление сложное, то есть в чистом виде школьные неудачи встречаются крайне редко. У большинства детей, сталкивающихся со школьными неудачами, довольно часто могут быть все 3 приведенных компонента.


Чтобы выяснить, что такое школьные неудачи и можно ли их избежать, мы провели опрос среди учащихся 3-5 и классов и преподавателей Мийнальской школы. опрос В ходе опроса мы получили следующие результаты результаты




На вопрос «Часто ли сталкиваешься с неудачами в школе?» 50% опрошенных в этих классах ответили, что часто, 25% не испытывают неудач в школе, и 25% опрошенных сталкиваются с неудачами в учебе время от времени. Положительным является тот факт, что 100% опрошенных считают, что неудач в учебе можно избежать.


Опрос старшеклассников (10-11 классы) в опросе участвовало 44% от общего количество опрошенных 50% старшеклассников считают, что школьные неудачи – это проблемы с друзьями и одноклассниками; 31,25% учеников класса вообще не связывают свои неудачи со школой; И только 18,75% старшеклассников нашей школы считают, что школьная неудача – это неуспеваемость. Как видно, эти результаты сильно отличаются от мнения учеников 3-5 классов. Скорее всего, это связано с тем, что для старшеклассников важнее не учеба, а отношения со сверстниками. 56,25% старшеклассников сталкиваются с неудачами в школе редко. И 43,75% учеников сталкиваются с неудачами в школе время от времени. Следует отметить, что никто из опрошенных старшеклассников не сказал, что вообще не сталкивается с неудачами в школе. В то время как такой ответ дали 25% учеников 3-5 классов.


Отношение к школьным неудачам Школьники 3-5 классов Школьники классов Родители (со слов учеников) Учителя 60% школьников сильно переживают неудачи и пытаются их исправить; 40% опрошенных учеников неудачи в учебе не заботят;68,75%СтаршеклассниковБолезненно переживают свои неудачи; 31,25% неудачи вообще не беспокоят. Этот показатель ниже, чем у учеников 3-5 классов, видимо СтаршеклассникиБолеесознательны. 90% родителей поддерживаю т своего ребенка, когда он сталкивается с неудачей; 10% родителей наказывают школьников за плохие оценки; 100% опрошенных преподавател ей переживают неудачи своих учеников и стараются им помочь, поддержать, предотвратит ь неудачи.


Опрос преподавателей Интересно, что лишь 25% преподавателей считают, что школьная неудача – это неуспеваемость. 50% опрошенных считают, что неудача школьника – неспособность адаптироваться; 25% опрошенных считают, что неудача школьника - конфликты с родителями и учителями, неспособность наладить контакт; 25% опрошенных считают, что неудача школьника - конфликты с родителями и учителями, неспособность наладить контакт;


Обнадеживает тот факт, что 100% опрошенных преподавателей переживают неудачи своих учеников и стараются им помочь, поддержать, предотвратить неудачи. Интересно, что в то время как подавляющее большинство (100 и 87,5%) опрошенных школьников винит в своих неудачах себя, то взрослые называют такие причины: Проблемы в семье (25%) Общество в целом (62,5%) И дети и взрослые (12,5%)


Выводы Большинство (75%) учеников 3-5 классов связывают свои школьные неудачи с низкими оценками, а большинство старшеклассников (87,5%) – с проблемами с друзьями и одноклассниками. Большинство (75%) учеников 3-5 классов связывают свои школьные неудачи с низкими оценками, а большинство старшеклассников (87,5%) – с проблемами с друзьями и одноклассниками. Подавляющее большинство винит в неудачах в школе себя. Практически все опрошенные считают, что неудач в школе можно избежать. 100% учителей и 90% родителей готовы поддержать школьников и помочь им избежать неудач. Неудач можно избежать, если: Быть внимательнее, упорнее, контролировать себя; Наладить хорошие отношения с одноклассниками и учителями; Не стесняться попросить помощи.


Список использованной литературы: Изосимова Н. Школа без неудачников. – Прогресс., - М., 1991г. Дусавицкий А.К. – Формула интереса. // Школьный психолог. // 1сентября., 28/5 2002г. Холт Дж. Причины детских неудач. – СПб., Кристалл 1996г

МОУ «Мийнальская Средняя Общеобразовательная Школа»

Исследовательская работа на тему:

Выполнил: Мельцов Максим,

ученик пятого класса

п. Мийнала, 2008г.

Введение.

Глава 1. Что такое школьные неудачи и с чем они связаны.

§1. Понятие школьной неудачи и ее причины.

§2. Типы школьных неудач.

§3. Когда возникают школьные неудачи?

Глава 2. Школьные неудачи в МОУ «Мийнальская СОШ».

§2. Результаты опроса школьников.

§3. Результаты опроса преподавателей.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Современные дети проводят в школе большую часть своего времени, в школе испытывают первые радости успеха и первые разочарования от неудач. Школьные трудности так многообразны, так переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно определить - что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителям,- но больше всех страдает ребенок.

Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые ни учитель, ни родители внимания не обращают. Это может быть и медленный темп работы, и трудности запоминания, и неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст; что-то - на воспитание; что-то - на нежелание. Так упускается очень важный момент - начало трудностей. Пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, одна трудность еще не тянет за собой другую, третью... Именно в этот момент родители и учителя должны быть не только особенно внимательны, но и готовы протянуть ребенку руку помощи, поддержать его.

К сожалению, большинство детей в школе плохо учится. Для многих из них неуспеваемость предопределена и абсолютна. По статистике, около 40% учащихся средних школ из-за неуспеваемости выбывают до окончания обучения. Детей, которых педагоги согласились «продвигать» из класса в класс больше, чем сообщают официальные данные. Многие специалисты полагают, что школьные неудачи и неуспеваемость – синонимы. Правоту этого мнения мы намерены выяснить в данной работе.

Существует мнение, что в сельских школах неуспеваемость школьников, а, следовательно, неудачи, выше, а качество знаний в целом ниже. В данной работе мы намерены выяснить, что подразумевают средние и старшие школьники, а также преподаватели нашей школы под школьными неудачами. А также выяснить, часто ли школьники Мийнальской школы сталкиваются с неудачами в школе, как к ним относятся и с чем их связывают. На основании полученных данных мы намерены дать практические рекомендации как избежать школьных неудач. Учитывая все вышесказанное, работа кажется нам актуальной.

Программа исследования

Цель исследования – выяснить, что такое школьные неудачи, с чем они связаны, и можно ли их избежать.

Задачи исследования:

· Собрать теоретическую информацию по теме;

· Опросить учащихся 3-5, 10-11 классов и преподавателей Мийнальской школы;

· Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;

Предмет исследования: школьные неудачи и отношение к ним.

Объект исследования: учащиеся 3-5, 10-11 классов и преподаватели МОУ «Мийнальская СОШ».

Методы исследования:

· Анализ и синтез информации;

· Беседа.

Гипотеза исследования:

Часть 1. Что такое школьные неудачи и с чем они связаны

§1. Понятие школьной неудачи и ее причины.

Толковый словарь Ушакова дает следующее определение неудачи: «Неудача – отсутствие удачи, неуспех». Что такое неуспех для школьника? Как показывают социологические исследования , большинство детей и подростков связывают свои удачи или неудачи с успехами в обучении, поскольку школа – это то место, где ребенок проводит большую часть своего времени, а учеба является основной его деятельностью. И именно успех или неуспех в этой деятельности определяет его социальный статус.

Итак, исследователи считают, что для современного ребенка одной из важнейших неудач является неуспеваемость в школе. Над такими детьми насмехаются одноклассники, их не любят учителя и ругают родители.

Почему же дети так плохо учатся?

· Одни отстают, потому что боятся. Боятся сделать ошибку, или боятся выступать с ответами пред классом, не говоря уже о больших аудиториях. Больше всего дети боятся подвести, разочаровать или рассердить окружающих их взрослых, чьи безграничные надежды висят над ними подобно туче; а также боятся показаться глупыми.

· Другие – потому что испытывают скуку. Детям скучно, потому что школьные предметы преподаются им серо и обыденно. Преподаватели не имеют возможности выйти за рамки ограниченных требований на широкий спектр ума и способностей школьников, найти к каждому индивидуальный подход;

· Третьи просто сбиты с толку учебными нагрузками. Дети сбиты с толку, потому что в обрушивающихся на них в школе словах мало смысла и практического толка. Высказывания нередко противоречат друг другу, и знания, полученные в школе, вряд ли могут что-то добавить к пониманию окружающей их жизни.

· Есть еще одна очень важная сторона обучения, где почти все дети терпят неудачу: мало кому удается развить в себе хотя бы крошечную частичку из гигантской способности к обучению, с которой они родились и которую использовали с большим размахом в первые два – три года своей жизни. Проще говоря, современные школьники не умеют учиться, не могут правильно организовать свое время;

Какие бы результаты ни показывали школьные оценки, совершенно очевидно, что ученики усваивают очень мало из того, чему их учат. Они усваивают, запоминают и используют только то, с чем сталкиваются в повседневной жизни.

Если ребенок терпит неудачи в возрасте от 7 до 12 лет, к пятнадцатилетнему возрасту уверенность пропадает, ребенок свыкается с неудачами. Приходит уверенность в том, что он не в состоянии решать проблемы. Шансы на достижение успеха с каждым годом становятся меньше.

Школьные трудности имеют свойство накапливаться. Ребенок, привыкший быть неуспевающим, автоматически переносит свой неуспех с действительно трудного предмета на все остальные.

Процесс увеличения неудач можно скорректировать, используя прогрессивные методы обучения. Детям можно помочь на любом этапе обучения, главное – не упустить время.

§2. Типы школьных неудач.

Обычно рассматривают 3 основных типа школьных неудач:
1) Знаниевый. Это неуспешность в обучении по школьным программам, то есть хроническая неуспеваемость. При этом типе неудач у школьника отсутствуют прочные знания и учебные навыки.

2) Личностный. Этот тип неудач связан с негативным отношением ребенка к школе в целом, или к отдельным предметам. Большую роль здесь также играют отношения с учителем. Как правило, если ребенку не нравится учитель (или учителю – ребенок), то по этому предмету школьник успевает хуже, чем по остальным, или не успевает вообще.

3) Поведенческий. Этот тип неудачи тесно связан с постоянными нарушениями дисциплины в школе. Вспомним, почти все школьные хулиганы плохо учатся.

Как уже говорилось, школьные неудачи – явление сложное, то есть в чистом виде школьные неудачи встречаются крайне редко. У большинства детей, сталкивающихся со школьными неудачами, довольно часто могут быть все 3 приведенных компонента. Преобладание того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и развития ученика, а с другой – от причин, которые вызвали неудачу.

§3. Когда возникают школьные неудачи?

В школе неудачи возникают как в связи с задачами, встающими в процессе обучения, так и в связи с отношениями ученика с учителями и ровесниками.

1. Трудные задания и требования, предъявляемые к ученикам . В процессе школьного обучения дети и подростки должны постоянно выполнять новые задания, что связано с рядом трудностей. В норме, при получении трудного задания, ученик несколько раз прочитывает его, долго анализирует, становится более внимательным и осторожным. В этом случае решение трудной задачи возможно.

Но когда задачи слишком трудны для данного ученика, и его усилия не приводят к цели, ребенок испытывает отчаяние, следствием которого будет либо агрессия (по отношению к задаче, учителю, себе самому), либо отказ от деятельности и чувство вины.

Несмотря на одинаковые требования, задачи, предлагаемые ученикам, не являются для них одинаково трудными – вряд ли можно найти хотя бы двух детей, у которых абсолютно одинаковые трудности. Это зависит от их способностей, уровня развития и т. д.

Следовательно, при постановке ребенку задач и требований следует обращать внимание на то, чтобы они соответствовали его возможностям. Слишком легкие задания не вызывают интереса, а слишком трудные - ставят в тупик. Часто повторяющийся неуспех вызывает отрицательное отношение к учебным предметам. Как показывают исследования, это часто приводит к понижению уровня умственной деятельности и даже к замедлению развития в данной области. В случае если ученик подвергается еще и многостороннему социальному давлению (со стороны учителя, родителей, товарищей и т. д.), невозможность преодолеть это отставание может стать причиной психического срыва.

2. Наказания, выговоры и конфликты с учителями . В школе используются различные оценки - позитивные (награды, похвалы и т. п.), когда необходимо закрепить необходимое поведение или отношение, и негативные (наказания, упреки, замечания), если нужно устранить нежелательные формы поведения. Эмоциональные реакции учеников на наказания и выговоры существенно различаются. В основе этих различий лежат многие причины, и одной из них может быть индивидуальный уровень чувствительности.

Ситуация наказания - это, как правило, трудная ситуация, на которую ребенок отвечает негативными эмоциями (страхом, стыдом, обидой, гневом). Слишком частое и строгое наказание неизбежно приводит к тому, что школьник перестает верить в свои силы и неудачи появляются снова и снова.

Большинство исследователей придерживаются мнения, что в школьных неудачах виновато само общество и существующая система образования, которая неспособна предоставить каждому ребенку возможность развиваться своим собственным путем. Большинство преподавателей не имеют возможности (а зачастую и желания) найти индивидуальный подход к каждому.

В ходе нашего исследования мы намерены выяснить, что понимают под школьными неудачами школьники и преподаватели нашей школы, узнать, с чем они связывают эти неудачи, и считают ли, что их можно избежать, или снизить.

Глава 2. Школьные неудачи в МОУ «Мийнальская СОШ»

Как уже говорилось в предыдущей главе, проблема школьных неудач является очень актуальной. Большинство исследователей сходится во мнении, что школьные неудачи и школьная неуспеваемость – одно и то же.

Мы предположили следующее:

1. Для учащихся 3-5 и 10-11 классов МОУ «Мийнальская СОШ» школьные неудачи и неуспеваемость – одно и то же;

2. Более половины опрошенных школьников нашего ОУ постоянно сталкиваются с неудачами в школе.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть эти гипотезы, нам нужно выяснить: что понимают под школьными неудачами учащиеся и преподаватели нашей школы, и как они к ним относятся. С целью выяснить это, нами был проведен опрос учащихся 3-5 и 10-11 классов и преподавателей школы.

Всего в опросе принимали участие 37 школьников, что составляет 48% от общего количества учащихся.

Мы сделали именно такой выбор опрошенных школьников (3-5 и 10-11 классы) для того, чтобы сравнить мнение младших и средних школьников по этому вопросу и мнение старшеклассников.

Школьникам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Что для тебя неудача?

2. Часто ли ты сталкиваешься с неудачами в школе?

3. Как родители относятся к твоим неудачам?

4. Как ты сам относишься к своим неудачам?

5. Кто виноват в твоих неудачах?

6. Как ты думаешь, можно ли избежать неудач? Если да, то как?

По нашему мнению, такие вопросы помогут подтвердить или опровергнуть наши предположения, а также выяснить, что или кто служит причиной неудач и можно ли их избежать.

Также нам было интересно сравнить, отличается ли взгляд преподавателей на школьные неудачи от взгляда школьников. В опросе принимали участие 15 преподавателей (78%). Вопросы, предложенные преподавателям, звучали так:

1. Что, по-вашему, детская неудача?

2. Как вы относитесь к неудачам своих учеников?

3. Вы помогаете ученикам избежать неудач? Если да, то как?

4. Как вы думаете, кто виноват в детских неудачах?

§2. Результаты опроса школьников.

На вопрос «Что для тебя неудача?», у школьников 3-5 классов мы получили следующие ответы:

75% опрошенных школьников считают неудачей неуспеваемость в школе;

15% - проблемы с родителями и учителями;

10% опрошенных школьников затрудняются с ответом.

Таким образом, большая часть опрошенных школьников этого возраста действительно считают, что школьная неудача и неуспеваемость – одно и тоже. У 15% неудачи связаны именно с конфликтами в школе, это то, о чем мы упоминали в §3 Главы 1. 10% школьников, которые затруднились с ответом, возможно, никогда над такими вопросами не задумывались.

На вопрос «Часто ли сталкиваешься с неудачами в школе?» 50% опрошенных этого возраста ответили, что часто, 25% не испытывают неудач в школе, и 25% опрошенных сталкиваются с неудачами в учебе время от времени. Интересным является то, что 50% опрошенных сказали, что сталкиваются с неудачами в обучении часто, в то время как по школьным данным, в этих классах не успевает только 4,7% школьников. Возможно, такие ответы связаны с тем, что, говоря о трудностях в учебе, школьники не имеют в виду двойки.

Интересно, что 100% опрошенных в 3-5 классах в своих неудачах в школе винят только себя. Здесь возможно два варианта: во-первых, в этом возрасте для школьников очень важно мнение учителя, они не сомневаются в его словах; во-вторых, возможно при опросе школьники не захотели называть настоящих причин.

Положительным является тот факт, что 100% опрошенных в 3-5 классах считают, что неудач в учебе можно избежать.

Мы также опросили старшеклассников, чтобы сравнить их мнение с мнением более младших школьников. И получили следующие результаты:

50% старшеклассников считают, что школьные неудачи – это проблемы с друзьями и одноклассниками;

31,25% учеников 10-11 класса вообще не связывают свои неудачи со школой;

И только 18,75% старшеклассников нашей школы считают, что школьная неудача – это неуспеваемость.

Как видно, эти результаты сильно отличаются от мнения учеников 3-5 классов. Скорее всего, это связано с тем, что для старшеклассников важнее не учеба, а отношения со сверстниками.

56,25% старшеклассников сталкиваются с неудачами в школе редко.

И 43,75% учеников сталкиваются с неудачами в школе время от времени.

Следует отметить, что никто из опрошенных старшеклассников не сказал, что вообще не сталкивается с неудачами в школе. В то время как такой ответ дали 25% учеников 3-5 классов.

На вопрос «Кто виноват в твоих неудачах?» 87,5% учеников 10-11 классов ответили, что они сами, поскольку сами несут за себя ответственность. И 12,5% затруднились с ответом. Если ученики 3-5 классов, возможно, не хотят называть истинные причины, то учащиеся 10-11 классов винят себя, поскольку более сознательны и хотят сами за все отвечать.

87,5% старшеклассников считают, что неудач можно избежать, 12,5% считают, что неудачи неизбежны.

Таблица 1. Отношение к детским неудачам

Школьники

3-5 классов

Школьники

10-11 классов

Родители

(со слов учеников)

60% школьников сильно переживают неудачи и пытаются их исправить;

40% опрошенных учеников неудачи в учебе не заботят;

· Помогать школьникам ладить друг с другом.

· Осуществлять поддержку плохо успевающих школьников;

Поскольку практически все учащиеся и преподаватели нашей школы уверены, что детских неудач можно избежать, проблема школьных неудач кажется нам вполне решаемой.

Результаты нашего исследования показали, что большинство опрошенных учеников нашей школы связывают школьные неудачи с неуспеваемостью. Поскольку все опрошенные школьники и преподаватели полагают, что школьных неудач можно избежать, проблема низкой школьной успеваемости кажется нам решаемой.

Мы изучили литературу по теме и на ее основании можем дать следующие рекомендации, как избежать, или хотя бы снизить школьные неудачи:

1. Наш опрос показал, что целых 50% учеников 3-5 классов сталкиваются с неудачами в школе. Это значит, что самое важное – как можно раньше понять, что ребенок столкнулся с неудачей и помочь ему. Чтобы ребенок рассказал о своей неудаче, с ним нужно наладить добрые отношения.

2. Психологические исследования показали, что результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен ребенок решить задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. А если неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится...». Следовательно, таких детей нужно подбадривать и поддерживать, подбирать задания, в которых они могут проявить себя.

3. Многие школьники просто не умеют учиться, то есть не знают, как лучше выполнять то, или иное задание. Значит, перед каждым новым заданием детям нужно четко объяснять, что нужно сделать, чтобы его решить.

5. Поскольку 90% родителей готовы поддержать своего ребенка и 100% учителей тоже готовы сделать это, школа должна наладить тесный контакт с семьями учеников, чтобы удвоить усилия.

Мы уже упоминали, что каждый плохо успевающий ученик затрудняется по-своему, и двух абсолютно одинаковых проблем не существует, то самая главная рекомендация состоит в том, что каждому в школе нужен индивидуальный подход, основанный на особенностях именно данного ученика.

Заключение

В этой работе мы рассматривали очень актуальную проблему для современных школьников – проблему школьных неудач. Об этой проблеме много говорят и пишут, большинство исследователей сходятся во мнении, что школьные неудачи и неуспеваемость – одно и то же.

Нам было интересно узнать, что думают по этому поводу учащиеся и учителя нашей школы. Для того, чтобы это выяснить, мы провели опрос, в котором участвовало около половины учеников нашей школы. В ходе опроса мы выяснили, что действительно 75% учеников 3-5 классов считают школьной неудачей неуспеваемость. Нас беспокоит тот факт, что 50% школьников в этих классах сталкиваются со школьными неудачами часто. 50% старшеклассников считают, что школьные неудачи – это проблемы с друзьями и одноклассниками, 31,25% учеников 10-11 класса вообще не связывают свои неудачи со школой. Таким образом, наши гипотезы частично подтвердились.

Обнадеживает тот факт, что практически все опрошенные школьники и преподаватели считают, что школьных неудач можно избежать. Главная рекомендация в этом случае – найти индивидуальный подход к каждому школьнику, а для этого – наладить доверительные отношения с каждым. И тогда школа без неудачников станет реальностью.

Список использованной литературы

1. Изосимова Н. Школа без неудачников. – Прогресс., - М., 1991г.

3. Холт Дж. Причины детских неудач. – СПб., Кристалл 1996г.

5. www. truant. *****

6. www. tspu. *****

В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные часто бросают школу, пополняют группы риска.

Исследования установили три группы причин школьных неудач.

1. Социальноэкономические - материальная необес печенность семьи, общая неблагополучная обстановка семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное - недостатки семейной жизни.

2. Причины биопсихического характера - это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцев примерно одинаковые 364

возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания.

3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя - решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям - психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении - грубый брак в работе учителя.

Исследования показывают и более конкретные причины неудач в учебе:

Жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности детей;

Единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;

Неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;

Пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.

Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе.

Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства.

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю.Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации учебновоспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанский предложен педагогический консилиум совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе группы выравнивания. Пре,; имущества последних в том, что занятия в них проводятся; по результатам серьезной диагностики, с подбором груп <: повых и индивидуальных средств обучения. Их ведут спе j циальные учителя, посещение занятий обязательно. !

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с не | успевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Конечно, неуспеваемость - это комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социальнопедагогический аспекты Комплексным должно быть и ее решение.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Допишите предложения.

Виды контроля составляют текущий, ..., ... . К методам контроля относятся наблюдение........, дидактические..., метод... работ.

2. Дайте определение понятий: проверка знаний, дидактический тест, оценка знаний, неуспеваемость, педагогическая запущенность.

3. Перечислите причины неудач в учебе.

4. Назовите и охарактеризуйте средства преодоления неуспеваемости: щ

Педагогическая профилактика, Щ

- педагогическая терапия,

Литература для самостоятельной работы

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. Ингеншмп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М., 1991. Кпарш М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. Kynuceem Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. Цетлин B . C . Предупреждение неуспеваемости учащихся. М., 1989.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

«Страшная это опасность – безделье за партой;

безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.

Это развращает».

В.А. Сухомлинский

Каждый из нас мечтает в жизни добиться каких-то высот, состояться как личность, в общем, стать успешным. Что же такое успешность? На мой взгляд, успешность - это совокупность элементов, таких как общественное признание, хорошая семья и др. Если попытаться построить логическую цепочку достижения успешности в жизни, в частности получения интересной и престижной работы, она может выглядеть так: - Что бы получить профессию необходимо поступить и успешно учиться в ВУЗе. - Для поступления нужны знания и умения их применять.

А хорошие знания можно получить, если упорно и успешно учиться в школе. Казалось бы, нехитрая цепочка получается. Но следуют данной цепочке лишь некоторые. А что же остальные? Почему они учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое?

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние

К внешним причинам

    Социальные , т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.

2. Несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях

3. Влияние извне – улицы, семьи и т. д.

К внешним причинам

    Главная внутренняя причина неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников , вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

    Низкое развитие интеллекта , что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

    К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения : у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

    И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся .

К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

    пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;

    пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;

    недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

    ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

    трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости.

Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:

    наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

    вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

    обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

    Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

    тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);

    диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;

    диагностика индивидуальных способностей учащихся; тестирование самооценки своих способностей.

Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый - перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй - повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. Поэтому, очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком.

Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание».

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания, т.е. многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.

Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с проблемами в их знаниях.

Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих сверстников).

Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многих из них школьная программа вполне доступна.

К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. Чего скрывать: приходится работать с такими детьми в обычном классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.

Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически неуспевающих, то окажется, что для каждого второго эпизодически неуспевающего ученика именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек.

В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей.

Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика.

Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение .

Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету . Ученик может быть способный, ему легко учиться при желании он мог бы неплохо успевать, однако он равнодушен именно к этому предмету. Так появляется ещё один неуспевающий. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета.

Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл . Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.

Большое количество пропусков по болезни.

Для некоторых неуспевающих основная причина трудностей в учении - слабое здоровье .

Такие ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Из-за стола учителя все дети кажутся, как правило, здоровыми, если не обращать специального внимания на этот вопрос. Таких детей надо знать.

Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников , их число колеблется в широких пределах в зависимости от возраста, достигая максимума в 8-9-х классах. Но, опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне урока, то они постепенно исправляются.

К числу субъективных причин неуспеваемости относят и иногда встречающуюся личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождая неуспеваемость. Всякая неискренность только ухудшает взаимоотношения, искренность и понимание учителя, в конечном счете, породит искренность и взаимоотношение со стороны любого учащегося.

Рассмотрим объективные причины неуспеваемости.

Среди них самая распространённая - некачественная работа учителя-предметника из-за плохого знания предмета и методики его преподавания. Конечно же, основная масса учителей – это трудоголики. Но есть и другой учитель. При хорошо подготовленном учителе многие неуспевающие учащиеся вполне могли бы успевать, но их относят к разряду лентяев или неспособных.

Следующей объективной причиной неуспеваемости считается отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но неуспевающие, например, по математике или физике.

Таким ученикам бессмысленно постоянно ставить плохие оценки. Они и без запугивания или наказания двойкой много работают. Для таких учеников целесообразна строго индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям.

Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья . К сожалению, пока ещё встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха

Неуспеваемость может быть связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями.

Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть “три”. Но “четыре” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают.

Требования к учителю, работающему с проблемными детьми

    создавай в классе благоприятный психологический климат

    не раздражайся, будь терпелив и настойчив

    требуя, учитывай реальные возможности ученика

    каждому ученику- индивидуальный подход; дозированный темп и объем работы

    учитывай зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй нагрузку

    учи посильным приемам регуляции поведения

    диагностика по всем вопросам изучения развития личности и ее продуктивность –залог успешного обучения

Как итог – притча.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

Верно! – удивился человек.

Так бери с собой мудрость: Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

Меня больше радуют твои перышки...

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.

Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

    общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время;

    частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);

    неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.

Пути устранения школьной неуспеваемости. Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

    Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.

    Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

    Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.

    Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности - это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития.

Одна из главных задач психологической коррекции - восстановить у ребенка желание учиться. У человека существует врожденная потребность «извлекать смысл из окружающего нас мира и делать это при произвольном контроле».

Литература

    Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. ‑ Издательство: Рассказов А.И., 2002. – 304 с.

    Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников. – Изд-во: КАРО, 2008. – 144 с.

    Колисниченко Н.В. Тестовый контроль знаний. ‑ Издательство: РАГС, 2008. – 44 с.

    Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. /Под ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Рстов н/Д, 2004. – 336 с. (Серия «Педагогическое образование»)

    Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования. – Издательство: Академия, 2008. – 208 с.

Оборудование: доска, мел, компьютер, ММ-проектор, экран.

Технологии: мини-проект, технология группового обучения.

Учебный проект создается студентами с целью выработки обоснованной авторской системы диагностического комплекса (технологии контроля) по управлению образовательным процессом. По окончании работы демонстрируются фрагменты диагностических комплексов и педагогически обоснованных управленческих решений оптимизации образовательного процесса.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат). Это совокупность приёмов, действий студентов в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи ‑ решения проблемы, лично значимой для студентов и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Технология группового обучения (работа в статических и динамических парах, взаимообмен заданиями, взаимопроверка и контроль и др.). Подобное организационно-методическое решение позволяет детально проработать ситуацию педагогического контроля в малых группах, а также закрепит знания и опыт применения технологии сотрудничества.

В данном случае преподавателю следует выступать в роли куратора. Куратор (от лат. curator) ‑ тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом.

Вопросы для обсуждения

    Какие методики оценки образовательного процесса наиболее значимы: качественные или количественные? (в сравнении с другими производственными процессами).

    Насколько возможно оценить все (абсолютно все!) компоненты, стороны образовательного процесса при помощи технологий контроля?

    Насколько педагог может предупредить причины неуспеваемости?

    Каков инструментарий коррекционной работы для преодоления неуспеваемости учащихся по вашему предмету?

    Что важнее для человека отметка или оценка на этапах учебной деятельности (в школе), учебно-профессиональной деятельности (в профессиональном учебном заведении), профессиональной деятельности (на производстве)?

    В чем состоит основание мнения, что троечники успешнее на производстве, чем отличники? и т.д.



просмотров