Психическое пресыщение. Вера православная - чревоугодие - алфавит Что приводит к пресыщению по плинию

Психическое пресыщение. Вера православная - чревоугодие - алфавит Что приводит к пресыщению по плинию


Пресыщение - двигатель прогресса

Пресыщение — это классическое состояние, когда предложение превышает спрос и сводит его к нулю. Однообразие и избыток продуктов и услуг формируют у покупателей чувства равнодушия, утомления и стремление к поиску чего-то нового (подобно тому как престарелый Ромео знакомится с молодой женщиной, когда дома его ждет ворчливая жена в старых тапках). На фармацевтическом рынке, как и на любом другом, феномен пресыщения можно наблюдать постоянно.

Константин Мун, маркетолог

Если рутина и скука в семье скорее приведут к разводу, то пресыщение на рынке — это закономерность, отражающая особенности развития этого рынка, и стимул для дальнейшего совершенствования и здоровой конкуренции. Вызывать пресыщение может все: ассортимент, сервис, внешний вид торговых точек и т.д. Пресыщение наблюдается при превышении предложения над спросом. И тогда начинается жесткая конкурентная борьба, в которой есть победители и побежденные и которая вновь приводит к какому-либо пресыщению. Таким образом развивается рынок в условиях свободной конкуренции. Поэтому можно сказать, что пресыщение всегда приводит к появлению чего-то нового, что это своеобразный двигатель прогресса, заставляющий игроков рынка находить новые пути к умам и сердцам покупателей.

Например: после финансового кризиса 1998 г. крупные аптечные сети были вынуждены искать новые источники прибыли, и это стало причиной их выхода на рынок Московского региона. В то время качество и сервис были не нормой, а бонусом за определенную плату, т.к. игроки рынка не подошли еще к тому, чтобы предоставлять высококачественные услуги как само собой разумеющееся. Они получали прибыль и без повышения качества. К концу 90-х на российском фармрынке сформировались три группы игроков. Первая группа ориентировалась на женщин 25-50 лет с доходами выше среднего. Эти игроки предлагали потребителям качественный сервис, дизайн аптек по европейским стандартам, своеобразную атмосферу, обучали работников правилам общения с клиентами, учтивости и доброжелательности. Вторая группа игроков являлась основной и привлекала потребителя ценой, не вкладывая средства в сервис. Третья группа состояла из муниципальных аптек, основными клиентами которых были представители старшего поколения и людей «старой закалки».

Длительное однообразие приводит к пресыщению рынка и его своеобразному кризису. В итоге, к 2006 г. люди пресытились качеством и стали задумываться, почему они должны за него платить. И никто, заходя в аптеку в XXI в., уже не хотел ощущать себя в продмаге времен развитого социализма. Это привело к необходимости поиска новых конкурентных преимуществ, в результате чего появилась новая тенденция — высокий уровень сервиса при совершенно обычных ценах.

Меняться, чтобы выживать

Таким образом, в глобальном понимании пресыщение потребителя всегда вызывает необходимость поиска новых конкурентных преимуществ, что ведет к еще большей напряженности конкуренции и к ориентации на удовлетворение потребностей рядового покупателя. И этот поиск выхода из ситуации пресыщения радикально решается лишь владельцем аптеки или сети, когда он реализует какое-либо нововведение. Этот процесс «однообразие — пресыщение — нововведение» может быть бесконечным, что определяется многогранностью человеческой природы.

Потребностей у человека великое множество, и их можно (тоже бесконечно) классифицировать. Например польским психологом К. Обуховским описано около 120-ти классификаций. В маркетинге важно понимать, что потребности человека развиваются вместе с ним. Т.е. потребности не статичны, а могут появляться и исчезать, модифицироваться с течением времени. Маркетологи могут формировать новые потребности, создавая новые ниши и получая прибыль. Поэтому эффект пресыщения решается удовлетворением новой потребности, сформированной, естественно, в условиях рынка, или же новая потребность искусственно создается, например путем пропаганды, что является непростой

Некоторые эксперты слишком скептически относятся к западным рычагам воздействия на потребителя, аргументируя свою позицию «разностью культур», менталитетом и прочими причинами. Специалисты, не учитывающие важнейшие аспекты других знаний (в данном случае биологии), забывают, что все люди относятся к одному биологическому виду и подчиняются одним и тем же законам. И если разная социальность действительно сказывается на поведении людей, то глобальные коммуникации современной цивилизации эту разницу, актуальную 100 лет назад, полностью нивелируют. История развития российского фармацевтического рынка это подтверждает.

Однообразие рекламы также вызывает пресыщение у потребителя, поэтому новизна и оригинальность являются важными в поиске новых методов привлечения внимания. В настоящее время в аптечном бизнесе распространяются BTL-акции, которые отличаются от традиционной рекламы особым воздействием на покупателей и нестандартным подходом. Например в 2007 г. одна небезызвестная аптечная сеть запустила рекламную кампанию и вывела на российский фармрынок свой бренд-персонаж — красного цвета человечка с забинтованным пальцем.

Одновременно была запущена акция «Кто он и как его зовут?!», по условиям которой людям нужно было за хорошие призы придумать имя и историю персонажа. Таким образом, потребителей выводили за рамки простого рисунка и предлагали воспринимать бренд-персонаж в качестве одушевленного существа. Красный цвет персонажа свидетельствует о его активности и быстроте, улыбка и позитивная жестикуляция дают надежду, медицинская символика говорит о профессионализме персонажа, забинтованный палец внушает потребителю, что главный герой акции сам страдает и понимает страдающих людей. В итоге рекламная кампания получила впечатляющие результаты: на нее откликнулись около 8 тысяч человек. А сам персонаж даже получил имя — Фармакоша!

Любимый первый стол

Таким образом, исходя из написанного выше, пресыщение является не каким-то ужасным разрушительным процессом, уничтожающим на своем пути всякую стабильность. Пресыщение — закономерность, постоянно сопровождающая любое развитие рынка. И т.к. на вызовы рынка отвечают маркетологи и владельцы аптек, то усилия первостольника в этом направлении заключаются в постоянном повышении квалификации. Потому что без постоянного развития можно остаться позади. Вы ведь не носите одно и то же пальто на протяжении двадцати лет, даже если оно не порвалось и выглядит вполне прилично.

Впрочем, пример с пальто, пожалуй, не самый удачный. Дамы отправляют даже не сильно поношенные вещи на свалку потому, что они устарели, вышли из моды, не соответствуют новым условиям жизни (к примеру: ходить по улице в длинном платье можно, но стоит купить машину — и ездить за рулем в таком наряде уже неудобно). Некоторые эксперты утверждают, что пресыщение тоже отражает глобальные перемены и намекает на необходимость адаптации к ним. Это так, но лишь отчасти: некоторые вещи и события остаются в прошлом не потому, что устаревают — они просто надоедают. Например ярмарки вакансий: проводятся во всех странах мира, признаны крайне полезными, не теряют актуальности. Но, по статистике, посетителей на них все меньше и меньше — произошло пресыщение и приходится завлекать соискателей не только перспективой заработка на хлеб насущный, но и зрелищами. Компании снимают ролики о своей работе, проводят презентации, устраивают открытые экскурсии на производство.

Но мы отвлеклись от аптеки. Совершенствование технологии продаж является важнейшей частью в работе первостольника. И если техники продаж стандартны и могут быть известны всем, то сам работник аптеки, как индивид, всегда привносит в работу аптеки что-то свое, личное, особенное, свою харизму, то, что может «зацепить» покупателя и повысить его лояльность, привлечь внимание и завоевать доверие. Т.е. сам фармацевт может создавать в своей работе что-то индивидуальное, выделяющее его из толпы коллег,

а его аптеку — из множества прочих подобных предприятий. Это дает возможность выигрывать на фоне феномена пресыщения в других в аптеках. Поэтому нередки случаи, когда уволенный работник, устроившись в другую компанию, «уводит» с собой и значительную часть клиентов. Каждый человек индивидуален, и владельцам аптек важно учитывать большую роль сотрудников, непосредственно контактирующих с конечными потребителями. Гораздо эффективнее не гоняться за дорогими и якобы лучшими профессионалами, переманивая их друг у друга, а развивать потенциал у своих работников, имеющих необычные особенности и выделяющихся среди других.

С другой стороны, стремление к стабильности может привести к стагнации и очередному пику пресыщения. Одни и те же лица за прилавком тоже надоедают даже постоянным покупателям и наводят на мысли «о вечном». Поэтому в карьерном росте сотрудников заинтересованы не только сами работники аптек, но и их высокое начальство.

Послесловие

Победители выигрывают благодаря ошибкам побежденных. Российский фармрынок можно представить как множество игроков со своими индивидуальными представлениями, уровнем развития и образования. Кто-то считает, что западные технологии в России не работают, кто-то уверен, что «клиент придет сам — никуда не денется», кто-то совершает ошибки, но при этом постоянно на них учится. Все люди разные, поступают по-разному и поэтому получают разные результаты, главное, чтобы именно ваш был не просто положительным, а по-настоящему впечатляющим!

Пресыщение – начало всякого вреда (свт. Василий Великий, 8, 16).

* * *

Переполнять свое чрево и обременять себя яствами достойно проклятия, как сказал Господь: горе вам, насыщенные ныне (). Через это и самое тело делается неспособным к деятельности, склонным ко сну и готовым к повреждениям (свт. Василий Великий, 9, 120).

* * *

Воздержание измождает плоть, а многоядение делает грубым ум (прп. Ефрем Сирин, 30, 159).

* * *

Не будь пристрастен к мясам и винопитию, чтобы не сделать тебе ум свой неспособным к принятию духовных дарований (прп. Ефрем Сирин, 30, 320).

* * *

Многоядение и многопитие в настоящем только имеют приятность, а на следующий день оставляют в помысле неприятность и расслабление (прп. Ефрем Сирин, 30, 573).

* * *

Пресыщение делает наглым, а я тебе... желаю позаботиться о том, что вечно питаемую душу удерживает в должных пределах (свт. Григорий Богослов, 15, 361).

* * *

Никакое пресыщение не бывает целомудренно; потому что огню свойственно сожигать вещество (свт. Григорий Богослов, 15, 368).

* * *

Не говорим: не будь чрева, но – да не будет пресыщения; потому что не чрево рождает пресыщение, а наша беспечность (свт. Иоанн Златоуст, 45, 175).

* * *

Что пользы, скажи мне, расторгаться от пресыщения через меру и преступать пределы потребности? Это и телу вредит, и душу лишает благородства (свт. Иоанн Златоуст, 46, 824).

* * *

Тот, кто преступает пределы потребности, потом уже не в состоянии будет вкушать удовольствие; это особенно хорошо знают те, которые сами испытали это, получив себе черен это бесчисленные виды болезней... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 824–825).

* * *

Не ядение худо, – да не будет! Вредно объядение и пресыщение до обременения чрева; через это уничтожается и удовольствие от пищи (свт. Иоанн Златоуст, 47, 74).

* * *

От чего эти многоразличные болезни и расстройство? Не оттого ли, что, преступая меру, мы обременяем чрево слишком тяжелым грузом? (свт. Иоанн Златоуст, 47, 407).

* * *

Ничто столько не противно и не вредно телу, как пресыщение; ничто столько не разрушает, не обременяет и не губит его, как неумеренное употребление пищи (свт. Иоанн Златоуст, 50, 470).

* * *

Как раб, когда возложат на него что-либо свыше сил, в сильном негодовании оскорбляет своего господина, так и чрево, которому сделали насилие, часто губит и портит, вместе с прочими членами, и самый мозг. Потому хорошо устроил Бог, соединив с неумеренностью такие вредные следствия, чтобы ты, если по доброй воле не хочешь поступать благоразумно, хотя невольно, из-за страха и великого вреда, научился умеренности... (свт. Иоанн Златоуст, 50, 470–471).

* * *

Не так сильное течение рек размывает берега и обрушивает их, как сластолюбие и пресыщение подрывает все опоры нашего здоровья (свт. Иоанн Златоуст, 51, 147).

* * *

Не готовимся ли мы заклаться в жертву, что так утучняем себя? Для чего ты приготовляешь червям роскошную трапезу? Для чего увеличиваешь количество жира? Для чего умножаешь источники пота и зловония? Для чего делаешь себя не годным ни к чему?.. Для чего зарываешь душу? Для чего ограду ее делаешь толще? Для чего (наводишь на нее) великий дым и облако, когда испарения, как бы какая мгла, поднимаются отвсюду? (свт. Иоанн Златоуст, 52, 256–257).

* * *

От пресыщения рождается как блуд, так и идолослужение... Хотя трудно преодолеть похоть и силу желудка, однако я обуздываю его, не предаюсь этой страсти, но всячески стараюсь, чтобы не увлечься ею.

Не думайте, что я успеваю в этом без труда; нет, это для меня – подвиг, воздержание и борьба с природою, которая непрестанно восстает и домогается свободы; но я не уступаю, а укрощаю и подчиняю ее с великими усилиями (свт. Иоанн Златоуст, 53, 224).

* * *

Дай мне кого хочешь, и я скорее расторгну его пресыщением, чем голодом: бесспорно, последний сноснее первого. Голод можно перенести дней двадцать; а пресыщения не перенесть и два дня (свт. Иоанн Златоуст, 54, 363).

* * *

Кто в состоянии описать ту жестокую бурю, которая поднимается вследствие пресыщения и устремляется равно на душу, как и на тело? Подобно тому, как сплошная густая туча не дает воссиять лучам солнца, так и пары, которые источают вино и пресыщение, подобно некоему утесу, ударяя в мозг и образуя там густой туман, не позволяют рассудку получить больше простора и погружают пьяного в великий мрак (свт. Иоанн Златоуст, 54, 711).

* * *

Послушайте, вы, которые все время проводите на пиршествах и в пьянстве и которые презираете бедных, томящихся и умирающих от голода в то время, когда вы постоянно умираете от наслаждений. Вы становитесь причиною двух смертей: одной, которая постигает этих несчастных, и другой, которая убивает вас самих, и притом и та и другая есть следствие неумеренности (свт. Иоанн Златоуст, 54, 713).

* * *

Есть, скажете, некоторое удовольствие в пресыщении. Не столько удовольствия, сколько неприятностей. Удовольствие ограничивается только гортанью и языком; когда трапеза кончилась или когда пища съедена, ты становишься подобным тому, кто и не участвовал (в трапезе), и даже гораздо хуже его, потому что ты выносишь оттуда тяжесть, расслабление, головную боль и склонность ко сну, похожему на смерть, а часто и бессонницу от пресыщения, одышки и отрыжки, и тысячу раз проклинаешь свой желудок, вместо того чтобы проклинать невоздержность... Пресыщение производит то же, что делает голод, или даже гораздо худшее. Голод в короткое время изнуряет и доводит человека до смерти; а пресыщение, разъедая тело и производя в нем гниение, подвергает его продолжительной болезни и потом тягчайшей смерти. Между тем голод мы считаем несносным, а к пресыщению, которое вреднее его, стремимся. Откуда в нас такая болезнь? Откуда такое безумие? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 246).

* * *

Подобно тому как корабль, нагруженный больше того, что может вместить, будучи обременяем тяжестью груза, идет ко дну, так точно и душа, и природа нашего тела, приняв пищу в размерах, превышающих свои силы, переполняется и, не выдерживая тяжести груза, погружается в море погибели и губит при этом и пловцов, и кормчего, и штурмана, и едущих, и самый груз. Как, следовательно, бывает с кораблями, находящимися в таком состоянии, так точно и с пресыщающимися. Как там ни тишина моря, ни искусство кормчего, ни множество корабельщиков, ни надлежащее снаряжение, ни благоприятное время года, ни что другое не приносит пользы обуреваемому таким образом кораблю, так и здесь ни учение и увещание, ни наставление и совет, ни страх будущего, ни стыд, ни порицание присутствующих, ни что другое не может спасти обуреваемую таким образом душу (свт. Иоанн Златоуст, 55, 567).

* * *

Ничто так не любезно демону, как сластолюбие и пресыщение (свт. Иоанн Златоуст, 55, 569).

* * *

Особенно невозможно искренно призывать Господа тому, кто предан объядению и пьянству (свт. Иоанн Златоуст, 55, 983–984).

* * *

Испарение слишком обильно принимаемой пищи, (действуя) на область мозга, помрачает способность мышления, приводя сердце в смятение (свт. Иоанн Златоуст, 55, 984).

* * *

Пресыщение не знает бдения; кичливость не знает покоя; подвижничество имеет нужду в бодрствовании и кротости. Посему, если желаешь быть подвижником, не давай в себе места пресыщению и гордости. А если не владеешь чревом, то для чего напрасно занимаешь место и расслабляешь подвижников? (прп. Исидор Пелусиот, 60, 88).

* * *

Хотя бы и твердо пребывал он в пристани целомудрия, однако же пресыщение склоняет его предаться тому, чего никогда не хотел бы он допустить в сердце свое (прп. Исаак Сирин, 58, 188–189).

* * *

Бегайте бессловесного пресыщения и всегдашнего насыщения вдоволь... (прп. Феодор Студит, 92, 205).

* * *

Имеется и иного рода пресыщение и дурное пьянство, которое бывает не от еды и не от напитков и проистекающих от них удовольствий, но – от гнева на ближнего, и ненависти, и злопамятства, и проистекающих от них зол... (свт. Григорий Палама, 20, 75).

* * *

Обжорливость – не что иное, как дурной навык, безрассудное, неудовлетворимое удовлетворение поврежденного злоупотреблением естественного желания (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 378).

Страница 4 из 4

Состояние психического пресыщения у спортсменов

Монотонная деятельность на тренировочных занятиях приводит и к другому состоянию - психическому пресыщению. Психическое пресыщение описано и изучено А. Карстен, однако деление на монотонию и пресыщение как два типичных состояния автором осуществлено не было. Поэтому в современной психологии часто вместо состояния монотонии говорят о состоянии психического пресыщения. Происходит это вследствие того, что авторы подменяют понятие «насыщение» (по К. Левину) понятием «пресыщение». Насыщение может привести к монотонии, но оно недостаточно для возникновения пресыщения.

По своей форме психическое пресыщение во многом противоположно состоянию монотонии. Так, спортсмены чувствуют не апатию и сонливость, а наоборот, возбужденность, раздражительность от процесса работы, испытывая к ней отвращение. По иному изменяются и физиологические показатели: время сложной реакции укорачивается, в сложной ситуации спортсмен начинает реагировать быстрее. Вегетативные показатели изменяются так же, как и при монотонии: частота сердечных сокращений, дыхания, вентиляция легких и энерготраты снижаются.

Состояние психического пресыщения появляется либо вслед за состоянием монотонии (если работа не прекращается долгое время), либо развивается первично. Последний случай характерен для людей, имеющих «взрывную» типологию (в большей мере склонных к быстродействию и к выполнению кратковременной интенсивной деятельности): слабую нервную систему, высокую подвижность возбуждения и преобладание возбуждения на эмоционально-мотивационном уровне регулирования. Это состояние еще плохо изучено, однако и подчас очевидно, что самым эффективным средством борьбы с ним является прекращение деятельности. Смена темпа вряд ли здесь поможет. Зато большое значение в предупреждении этого состояния (впрочем, как и состояния, монотонии) имеет правильно организованный тренировочный цикл при подготовке к соревнованиям. Осуществление на практике принципа предельной специализации может приводить к потере интересов не только к тренировочным занятиям, но и к соревнованиям. Поэтому должны использоваться различные формы переменности: волнообразное изменение нагрузок, ударная тренировочная нагрузка, маятникообразное построение тренировочного цикла (Д. А. Аросьев, А. Н. Воробьев). Экспериментально этот вопрос изучен М. С. Фидаровым на борцах. Одна группа тренировалась по общепринятой форме построения недельного тренировочного цикла (трехразовые занятия на ковре). Тренировки не были напряженными ни физически, ни психически. Вторая группа исследовалась на предсоревновательном периоде, продолжавшемся 19 дней. Тренировочные занятия быки напряженными, с большим числом специальных тренировочных средств. Третья группа тренировалась перед соревнованиями по типу двух микроциклов: «специализированного» (4 дня) и «контрастного» (2 дня). Нагрузка во второй и третьей группах была одинаковой, разница состояла лишь в структуре распределения тренировочных заданий. Было установлено, что реже всего монотония и психическое пресыщение развивались в третьей группе борцов, а тренировочный эффект был достигнут наибольший. Чаще всего эти неблагоприятные состояния возникали во второй группе.

Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1980. - С. 156-163.

Монотонная обстановка также приводит к появлению состояния психического пресыщения, связанного с возникновением отвращения к выполняемой работе. Вообще, отвращение связывают чаще всего с эмоциональным тоном ощущений, т. е. с биологическим эмоциональными реагированием. Однако К. Изард справедливо отмечает, что по мере взросления и социализации человека он научается испытывать отвращение к самым разнообразным объектам окружающего мира, в том числе и к самому себе. В связи с этим Изард говорит о психологическом отвращении. Кстати, о нем писал еще К. Д. Ушинский (1974): «…Замечательно, что это отвращение остается, когда тошнота проходит, так что мы не можем есть этого блюда даже во время сильного аппетита. Это относится далеко не к одним вкусовым ощущениям, и если, например, мы станем насильно занимать ребенка тем, что даже ему понравилось сначала, то можем возбудить в нем отвращение к предмету. Этого не понимают многие педагоги, которые, чувствуя сильную любовь к какому-нибудь предмету, толкуют о нем детям до пресыщения».

Психологическое отвращение возникает не раньше семи лет; правда, этот срок касается только отвращения к пище (Rozin, Fallon, 1987). В более позднем возрасте оно может относиться и к извращенным формам секса, а также другим непривычным способам совершения того или иного действия. Важно отметить, что психологическое отвращение как условнорефлекторная эмоциональная реакция на то, что человеку противно, может сопровождаться легким ощущением тошноты и выражает реакцию отторжения неприятного ощущения или воспринимаемого объекта. Для понимания отвращения, вызываемого длительной однообразной работой, важно учесть следующее замечание, высказанное К. Д. Ушинским (1974): «Отвращение к предмету часто появляется тогда, когда он, удовлетворив нашему стремлению…

насильно удовлетворяет стремлению, которого уже нет. Так, мы можем получить положительное отвращение к такому блюду, которого наелись до тошноты…».

Изучение состояния психического пресыщения впервые началось, очевидно, в лаборатории К. Левина, где А. Карстен (Karsten, 1927) изучала явление так называемого «психического насыщения», которое состоит в том, что в результате длительного выполнения какой-либо однообразной деятельности у человека наступает сначала просто нежелание ее выполнять, а затем при ее дальнейшем выполнении резко отрицательное к ней отношение (вплоть до аффекта) и настойчивое стремление ее прекратить.

Позднее это состояние изучалось Н. Майером (Maier, 1955). В его экспериментах испытуемым предлагалось чертить на листке бумаги вертикальные линии, группируя их в соответствии с заданным образцом. Испытуемые должны были, не останавливаясь, заполнять один за другим листки бумаги, запасы которой непрерывно пополнялись. Через четыре часа работы испытуемые отказывались выполнять задание. Чтобы убедиться, что отказ не связан с мышечным утомлением, испытуемым давалась другая инструкция, которая восстанавливала способность писать. Надо отметить, что в обозначении этого состояния существует неопределенность.

Словосочетание «психическое насыщение» больше подходит для обозначения состояния монотонии, а «психическое пресыщение» должно обозначать именно пресыщение, когда насытившийся человек продолжает есть, в результате чего у него появляется отвращение к пище. У авторов же эти два состояния либо не разделяются, либо, как это имеет место у Л. С. Славиной (1969), состояние «насыщения» (монотонии) называется состоянием «пресыщения». Отсутствие разделения состояния монотонии и психического пресыщения имеется у К. Левина и А. Карстен, а также у Н. Майера.

Есть основание подозревать, что в их экспериментах речь может идти о монотонии, а не пресыщении. По крайней мере в их работах не приводится четких симптомов последнего.

В ряде работ (Фетискин, Ильин, Высотская, 1974; Замкова и др., 1981; Фетискин, Ершова, Полякова, 1984) было показано, что состояние психического пресыщения сопровождается появлением чувства раздражения по отношению к выполняемой деятельности, отвращением к ней. Этот рост эмоционального возбуждения сопровождался и характерными изменениями нейродинамических и психомоторных показателей. Так, по «внешнему» балансу проявилась тенденция его сдвига в сторону возбуждения, а по «внутреннему» - в сторону торможения. Время простой сенсомо торной реакции оставалось неизменным, а часто даже увеличивалось, время же сложной (дифференцировочной) реакции укорачивалось. Все это происходило на фоне усиления парасимпатических влияний, что проявилось в снижении частоты сердечных сокращений и тонуса мышц в покое, а также уменьшении мышечной силы. Снижались объем вентиляции легких и потребление кислорода, и соответственно этому - энерготраты. Более чем у половины испытуемых наблюдался сдвиг рН в кислую сторону. Ненамного увеличивалась частота основного тона речи, что характерно для раздраженной интонации голоса.

Таким образом, при развитии состояний монотонии и психического пресыщения наблюдаются как одинаковые, так и различные изменения ряда показателей. Сходство состоит в усилении парасимпатических влияний как реакции на однообразие деятельности. Различие же состоит в качестве переживаний, связанных со снижением эмоционального возбуждения при монотонии и ростом его при пресыщении, что нашло отражение в нейродинамических показателях «внешнего» и «внутреннего» баланса и времени простой и сложной сесомоторной реакции. Если при монотонии нарастало возбуждение в двигательных корковых центрах для повышения тонизации коры, то при пресыщении, наоборот, снижалось возбуждение двигательных центров, чтобы уменьшить тонизацию коры головного мозга, находящейся в состоянии высокой активации. Отсюда и мерой борьбы с состоянием психического пресыщения является прекращение данной деятельности.

Состояние психического пресыщения чаще всего появлялось как следствие состояния монотонии, если работа не прекращалась, но могло возникать и первично (хотя нельзя исключить и того, что состояние монотонии все же было, но не очень выраженное и кратковременное, вследствие чего оно не нашло отражения в переживаниях человека). В последнем случае неустойчивыми к состоянию психического пресыщения оказались лица со слабой нервной системой и подвижностью возбуждения, т. е. с характеристиками, отличающими холерический тип темперамента. Кроме того, как и для монотононеустойчивых, для них характерно преобладание торможения по «внутреннему» балансу, т. е. низкая потребность в активности.

Монотонная обстановка также приводит к появлению состояния психического пресыщения, связанного с возникновением отвращения к выполняемой работе. Вообще, отвращение связывают чаще всего с эмоциональным тоном ощущений, т. е. с биологическим эмоциональными реагированием. Однако К. Изард справедливо отмечает, что по мере взросления и социализации человека он научается испытывать отвращение к самым разнообразным объектам окружающего мира, в том числе и к самому себе. В связи с этим Изард говорит о психологическом отвращении. Кстати, о нем писал еще К. Д. Ушинский (1974): «...Замечательно, что это отвращение остается, когда тошнота проходит, так что мы не можем есть этого блюда даже во время сильного аппетита. Это относится далеко не к одним вкусовым ощущениям, и если, например, мы станем насильно занимать ребенка тем, что даже ему понравилось сначала, то можем возбудить в нем отвращение к предмету. Этого не понимают многие педагоги, которые, чувствуя сильную любовь к какому-нибудь предмету, толкуют о нем детям до пресыщения» (с. 394).

Психологическое отвращение возникает не раньше семи лет; правда, этот срок касается только отвращения к пище (Rozin, Fallon, 1987). В более позднем возрасте оно может относиться и к извращенным формам секса, а также другим непривычным способам совершения того или иного действия. Важно отметить, что психологическое отвращение как условнорефлекторная эмоциональная реакция на то, что человеку противно, может сопровождаться легким ощущением тошноты и выражает реакцию отторжения неприятного ощущения или воспринимаемого объекта.

Для понимания отвращения, вызываемого длительной однообразной работой, важно учесть следующее замечание, высказанное К. Д. Ушинским (1974): «Отвращение к предмету часто появляется тогда, когда он, удовлетворив нашему стремлению... насильно удовлетворяет стремлению, которого уже нет. Так, мы можем получить положительное отвращение к такому блюду, которого наелись до тошноты...» (с. 394).

Изучение состояния психического пресыщения впервые началось, очевидно, в лаборатории К. Левина, где А. Карстен (Karsten, 1927) изучала явление так называемого «психического насыщения», которое состоит в том, что в результате длительного выполнения какой-либо однообразной деятельности у человека наступает сначала просто нежелание ее выполнять, а затем при ее дальнейшем выполнении резко отрицательное к ней отношение (вплоть до аффекта) и настойчивое стремление ее

220 Глава 7. Характеристика эмоииональн ых состояний.,.

прекратить. А. Карстен, а вслед за ней и И. М. Соловьев-Элпидинскии (1935), работавший в лаборатории Л. С. ВЫГОТСКОГО С умственно отсталыми детьми, показали, что это состояние не связано с утомлением.

Позднее это состояние изучалось Н. Майером (Maier, 1955). В его экспериментах испытуемым предлагалось чертить на листке бумаги вертикальные линии, группируя их в соответствии с заданным образцом. Испытуемые должны были, не останавливаясь, заполнять один за другим листки бумаги, запасы которой непрерывно пополнялись. Через четыре часа работы испытуемые отказывались выполнять задание. Чтобы убедиться, что отказ не связан с мышечным утомлением, испытуемым давалась другая инструкция, которая восстанавливала способность писать.

Надо отметить, что в обозначении этого состояния существует неопределенность. Словосочетание «психическое насыщение» больше подходит для обозначения состояния монотонии, а «психическое пресыщение» должно обозначать именно пресыщение, когда насытившийся человек продолжает есть, в результате чего у него появляется отвращение к пище. У авторов же эти два состояния либо не разделяются, либо, как это имеет место у Л. С. Славиной (1969), состояние «насыщения» (монотонии) называется состоянием «пресыщения». Отсутствие разделения состояния монотонии и психического пресыщения имеется у К. Левина и А. Карстен, а также у Н. Майера. Есть основание подозревать, что в их экспериментах речь может идти о монотонии, а не пресыщении. По крайней мере в их работах не приводится четких симптомов последнего.

В ряде работ (Фетискин, Ильин, Высотская, 1974; Замкова и др., 1981; Фетискин, Ершова, Полякова, 1984) было показано, что состояние психического пресыщения

7.4, Феномен «эмоционального выгорания» 221

сопровождается появлением чувства раздражения по отношению к выполняемой деятельности, отвращением к ней. Этот рост эмоционального возбуждения сопровождался и характерными изменениями нейродинамических и психомоторных показателей. Так, по «внешнему» балансу проявилась тенденция его сдвига в сторону возбуждения, а по «внутреннему» - в сторону торможения. Время простой сенсомо-торной реакции оставалось неизменным, а часто даже увеличивалось, время же сложной (дифференцировочной) реакции укорачивалось. Все это происходило на фоне усиления парасимпатических влияний, что проявилось в снижении частоты сердечных сокращений и тонуса мышц в покое, а также уменьшении мышечной силы. Снижались объем вентиляции легких и потребление кислорода, и соответственно этому - энерготраты. Более чем у половины испытуемых наблюдался сдвиг рН в кислую сторону. Ненамного увеличивалась частота основного тона речи, что характерно для раздраженной интонации голоса.

Таким образом, при развитии состояний монотонии и психического пресыщения наблюдаются как одинаковые, так и различные изменения ряда показателей. Сходство состоит в усилении парасимпатических влияний как реакции на однообразие деятельности. Различие же состоит в качестве переживаний, связанных со снижением эмоционального возбуждения при монотонии и ростом его при пресыщении, что нашло отражение в нейродинамических показателях «внешнего» и «внутреннего» баланса и времени простой и сложной сесомоторной реакции. Если при монотонии нарастало возбуждение в двигательных корковых центрах для повышения тонизации коры, то при пресыщении, наоборот, снижалось возбуждение двигательных центров, чтобы уменьшить тонизацию коры головного мозга, находящейся в состоянии высокой активации. Отсюда и мерой борьбы с состоянием психического пресыщения является прекращение данной деятельности.

Состояние психического пресыщения чаще всего появлялось как следствие состояния монотонии, если работа не прекращалась, но могло возникать и первично (хотя нельзя исключить и того, что состояние монотонии все же было, но не очень выраженное и кратковременное, вследствие чего оно не нашло отражения в переживаниях человека). В последнем случае неустойчивыми к состоянию психического пресыщения оказались лица со слабой нервной системой и подвижностью возбуждения, т. е. с характеристиками, отличающими холерический тип темперамента. Кроме того, как и для монотононеустойчивых, для них характерно преобладание торможения по «внутреннему» балансу, т. е. низкая потребность в активности.

7.4. Феномен «эмоционального выгорания»

В конце XX века большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.).

Сущность феномена. Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) ввел американский психиатр X. Дж. Фрейденберг (1974) для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиен-

222 Глава 7, Характеристика эмоциональных состояний...

тами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Затем феномен «эмоционального выгорания» был детализирован, в результате чего выделился его синдром (Maslach, 1982; Pelman, Hartman, 1982). Б. Пельман и Е. Хартман, обобщив многие определения «выгорания», выделяли три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность. В контексте данной книги главный интерес, естественно, представляет первый компонент - «выгорания».

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Подобные состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность.

Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности. Подобное явление обнаружил у учителей со стажем свыше 30 лет С. А. Гаранин (1993).

К трем основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят следующие: личностный, ролевой и организационный.

Влияние личностных особенностей. Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию», выделяют эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность (X. Фрейденберг). Имеются данные, что у женщин эмоциональное истощение наступает быстрее, чем у мужчин, хотя это подтверждается не во всех исследованиях. А. Пайнс с коллегами (1982) установили связь «выгорания» с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководства. Значимость работы является барьером для развития «выгорания». В то же время неудовлетворенность профессиональным ростом, потребность в поддержке, недостаток автономии способствуют «выгоранию». В. И. Ковальчук (2000) отмечает роль таких личностных особенностей, как самооценка и локус контроля. Людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше угрожает напряжение, поэтому они более уязвимы и подвержены «выгоранию».

К. Кондо (Kondo, 1991) наиболее уязвимыми, «выгорающими», считает тех, кто разрешает стрессовые ситуации агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой, а также «трудоголиков», т. е. людей, решивших посвятить себя только реализации рабочих целей, кто нашел свое призвание и работает до самозабвения.

Ролевой фактор проявляется в ролевой конфликтности, ролевой неопределенности (Кондо, 1991; Kuunarpuu, 1984).

7.4. Феномен -эмоционального выгорания» 223

Внешние факторы. К организационному фактору, способствующему развитию «выгорания», относят: многочасовой характер работы, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность характера руководства со стороны начальства содержанию работы и т. д.

Как отмечает В. И. Ковальчук, среди организационных факторов «выгоревшие» лица указывают на следующие причины «выгорания»: чрезмерный уровень напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения; монотонность работы вследствие слишком большого количества повторений; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценке; физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нормального сна; работа без дальнейшего профессионального совершенствования; напряженность и конфликты в межличностных отношениях; недостаточная поддержка со стороны коллег; эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность коммуникации и др.

Показано наличие синдрома «эмоционального выгорания» у учителей (Форма-нюк, 1994; Румянцева, 1998), у врачей и медицинских сестер (Абрамова, Юдчиц, 1998; Малышева, 2000; Dierendonck et al., 1994; Schaufeli, Yanczur, 1994), у ученых (Nowo-rol, Marek, 1994), у управленцев (Водопьянова и др., 1997). Таким образом, этот синдром, очевидно, довольно распространен среди многих профессий, в том числе и не исследованных психологами.

____________________________ Глава 8



просмотров