Хлудовские бани: в каких интерьерах парились до революции. Китайские бани Центральные бани театральный проезд

Хлудовские бани: в каких интерьерах парились до революции. Китайские бани Центральные бани театральный проезд

Сандуновские бани (Сандуны) в Москве

Shutterstock

Они не могли быть вместе из-за гонений и угроз влиятельного графа, но покровительницей их брака стала сама императрица Екатерина Великая... Речь идет о Силе Сандунове и Елизавете Урановой — артистах театра, а впоследствии основателях Сандуновских бань. Покинув Петербург, продав драгоценности, подаренные императрицей на их свадьбу, пара потратила средства на основание в 1808 году старейших и известнейших на сегодняшний день бань Москвы.

После смерти Сандунова бани несколько раз меняли своих владельцев, пока в конце XIX века не перешли к дочери миллионера-лесопромышленника Ивана Фирсанова Вере, на деньги которой ее муж Алексей Ганецкий (иногда пишут Гонецкий) перестроил Сандуновские бани, превратив в настоящий «дворец для бань, которого Москва еще не видела». Ганецкий объездил все страны востока и запада, где банное дело наиболее популярно. Все прежние корпуса Сандуновских бань были снесены, на их месте к 1896 году возведены новые здания. Ни по стилю (сочетание барокко, ренессанса, рококо, готики, классицизма), ни по инженерным системам «новые» Сандуны не имели аналогов в Москве.

Передавая поколениям историю любви основателей Силы и Елизаветы, москвичи верили, что Сандуны приносят удачу. Считалось, что невеста должна прийти в Сандуны накануне свадьбы и помыться из серебряной шайки — быть тогда счастливому браку.

В Сандунах есть скамья Владимира Маяковского. На скамье сбоку — маленькая табличка, которая сообщает, что «здесь мылся Человек, шагающий в ногу со временем». Рассказывают, что

Маяковский был чрезмерно брезглив, боялся чем-либо заразиться, и в дни его посещений для него держали именно эту скамью, заранее вымытую работниками.

Накануне премьеры фильма «Броненосец «Потемкин»» режиссер с ужасом осознал, что в Одессе они забыли снять важную сцену. Режиссер решил снимать эпизод в Сандуновских банях. Днем спешно подготовили макеты кораблей для съемок, а уже к следующему вечеру фильм вышел с добавленным эпизодом.


Интерьер Сандуновских бань

Ксения Сидорова/РИА «Новости»

В Сандунах же снимали сцену Ледового побоища в фильме Эйзенштейна « »: рыцари уходили под искусственный лед того же бассейна.

А вот сцена в бане из «Иронии судьбы», несмотря на широко распространенное мнение, была снята не в Сандунах, а под лестницей на «Мосфильме».

«Новые» Сандуны хвалили все: Шаляпин, например, говорил, что нигде нет таких бань, «а уж он Россию объездил. Не Сандуны — царь-бани!». Он же восхищался акустикой и всегда репетировал здесь; на его пение сбегались все работники бани. Рассказывают, что Шаляпин в общении был «прост со всеми, каждого по имени-отчеству помнил. Даже мальчиков по батюшке величал». Для хороших людей ничего не жалел: молодому парню,

завсегдатаю Сандунов, спустя пять лет знакомства подарил китайскую рубашку, которую сам много лет надевал только по праздникам.

С даты основания «новых» Сандунов реконструкция проводилась только один раз, в 1944 году.

Хлудовские бани

Хлудовские (Центральные) бани. Сейчас на их месте размещается ресторан «Серебряный век»

Wikimedia Commons

Успех Силы Сандунова не давал предпринимателям покоя, и в 1889 году по заказу купца Герасима Хлудова был построен комплекс доходных домов и бань Хлудовых. Первый корпус возвели в 1881-м, но строительство продолжалось еще двенадцать лет. Хлудов также планировал построить маленький дворец в восточном стиле и даже приказал заложить фундамент, но неожиданно заболел. Умер он на 64-м году жизни. Торжественное открытие комплекса состоялось уже после смерти Хлудова, в 1893 году. Все наследство осталось четырем его дочерям, которые были практичней отца и решили вместо восточного дворца построить шикарные бани, в коих город в те годы нуждался. Огромные залы с потрясающим декором ничуть не уступали Сандунам.

Равно как и в Сандунах, в Хлудовских банях бывало немало известных людей. Одним из постоянных посетителей был . Частенько заходил , который и «Сандуны» очень уважал.

И хотя все инженеры, техники, электрики и сантехники по завершении строительства Центральных бань были направлены работать в Сандуны, конкурентами эти парные не стали: они были ориентированы на разных клиентов. Если в Сандунах мылись купцы попроще, то в Центральных — богатые промышленники, банкиры, известные ученые, музыканты, врачи и т.д. С самого начала Центральные бани посещали генералы, капитаны и майоры же предпочитали Сандуны. Спортсмены,

цирковые силачи и борцы также еще до революции облюбовали Сандуновские бани, а вот футболисты московского в XX веке как-то сразу закрепились за Центральными банями».

Артисты балета Большого театра ходили, в основном, в Центральные бани, а вокалисты того же театра предпочитали Сандуновские. И если парился только в Сандунах и только в санитарные дни, то его жена-балерина предпочитала Центральные бани.

Незадолго до революции Александра Найденова, одна из дочерей Хлудова, решила забрать из банка золото и серебро и спрятать до лучших времен в надежном месте. Больше Найденову в Центральных банях никто не видел. Три золотых таза с барельефами и сорок серебряных тазов, согласно квитанции, были в банке получены. Спрятаны они были, вероятнее всего, на дне старого колодца, в 180 метрах от Боровицких ворот Кремля. Сотрудники ВЧК в 1918 году интересовались этими ценностями: всю территорию Центральных бань несколько дней тщательно обыскивали, в нескольких местах вскрывали полы — не нашли. С тех пор никто из поколений семейства Хлудовых этими тазами не интересовался, хотя потомки живы и здоровы.

Во время Великой Отечественной войны в банях был организован пункт раздачи лекарств для военных, а позже — и для гражданских, страдающих диабетом. Также во время войны, чтобы было теплее, бойцы под гимнастеркой носили картонные «жилеты», за что и получали от начальства: не по уставу.

Сотрудники бань, решив помочь солдатам, вырезали из журналов портреты Сталина, которые те клеили на картон — командиры теперь не рисковали изымать у бойцов «жилеты».

Закончилась история бань довольно мистическим образом. По легенде, в день открытия Центральных бань одна пожилая женщина из цыганского ансамбля сказала главному архитектору Эйбушитцу, что бани проработают ровно век. Архитектор не очень хорошо понимал русский и попросил коллегу Чагина пояснить, что женщина имела в виду. Чагин не стал расстраивать друга и обманул, сказав, что «век» значит «вечный». Однако предсказание сбылось: сначала бани начали финансово страдать в эпоху перестройки, а в 1993 году случился пожар, после которого сохранилось только четыре зала. Сейчас бани используются для проведения модных мероприятий.

Краснопресненские бани


Краснопресненские бани в Москве

Wikimedia Commons

Краснопресненские бани были государственными до середины XIX века, когда у города их купили ямщики Бирюковы, у которых они оставались до Октябрьской революции 1917 года. Бирюковы были старообрядцами. Рассказывают, что ямщики посещали баню после каждого возвращения в Москву из дальнего пути, то есть обычно два-три раза в неделю, и

каждый поход в баню торжественно обставлялся: впереди шествовал ямщик с веником, за ним его супруга с «мыльною корзиною»,

следом дети, родня, которые несли шайки, самовар и калачи.

В конце 1905 года пресненские революционеры организовали в банях госпиталь. В перерывах между боями там парились дружинники, которые обороняли баррикады у Горбатого моста и у Кудринской площади. Здание бань сильно пострадало от обстрела правительственных войск. В 1908 году они были заново восстановлены. После революции поменял название район, были переименованы улицы, бани были названы Краснопресненскими, но в народе их все равно именовали Бирюковскими.

Когда в 70-е годы началась реконструкция Красной Пресни, ширина улицы увеличилась более чем в два раза и все старые дома по нечетной стороне улицы были снесены. Так, в 1980 году Пресненские бани прекратили свое существование на старом месте: там выстроили Венгерское торговое представительство и киноцентр, а бани переехали ближе к метро.

Для здания «новых» Краснопресненских бань архитекторы Гинзбург и Таранов создали индивидуальный проект, что было редкостью в СССР. За свои интерьеры, внешний облик, техническое оснащение Краснопресненские бани получили Государственную премию , став в то время лучшими в столице, что особенно было важно в период Олимпиады-80. Кстати, многие спортсмены любили париться именно в этих банях: например, там можно было встретить двукратного олимпийского чемпиона по плаванию или футболиста .

Челышевские бани

В центре снимка — Птичья башня Китай-города (единственная из сохранившихся до наших дней башен). Справа от нее вывеска «Торговые бани». Это знаменитые Челышевские бани (Челыши). Сейчас на их месте гостиница «Метрополь.

Wikimedia Commons

Там, где сейчас в Театральном проезде стоит гостиница «Метрополь», раньше располагались Челышевские бани, открытые купцом Петром Челышевым во дворе своего домашнего комплекса. Воду в эти бани изначально подавали из большого и глубокого колодца при помощи журавля и из реки. А с открытием московского водопровода у Челышевских бань появился бассейн с чистой мытищинской водой.

Хозяева в те времена «пользовались всеми правдами и неправдами, чтобы выдавливать из всего копейки и рубли.

В некоторых банях даже воровали городскую воду»,

писал в «Москве и москвичах». Так, например, известна история, как пруд во дворе в Челышевских банях, который всегда полон воды, «вдруг высох, и бани остались без воды. Но на другой день вода опять появилась — все пошло по-старому». О том, что случилось, куда исчезла и откуда снова появилась вода, на широкую публику не сообщили; о событии не узнало и начальство, а тот, кто знал, с выгодой для себя не никому ничего не сообщал.

Оказалось, что на Лубянской площади был бассейн, откуда брали воду водовозы. «Вода шла из мытищинского водопровода, и по мере наполнения бассейна сторож запирал краны. Когда же нужно было наполнять Челышевский пруд, то сторож крана бассейна не запирал, и вода по трубам шла в банный пруд». Говорят, что как-то сторож остался недовольным платой за свою «забывчивость» и специально перекрыл в бане воду.

Недавно я побывала в бывших Хлудовских (Центральных) банях, ныне ресторане "Серебряный век", осталась под глубоким впечатлением от . А когда я готовила материал о них, то наткнулась на очень интересный очерк из истории бань . Его автор, Евгений Аксенов родился и провел детство в здании бань, потому что его дед, Иван Аксенов, был одним из старейших и доверенных работников бань еще у сестер Хлудовых, а после революции стал Комиссаром Центральных бань. Его дневники внук дополнил рассказами родных, соседей, работников бань и архивными документами, которые собирал в течение полувека.

Нет смысла копировать очерк целиком, хотя он этого определенно заслуживает, поэтому я выбрала из него лишь то, что касается замечательного архитектора Льва Николаевича Кекушева, в . Аксенов приводит немало фактов, где раскрываются новые грани таланта Кекушева, и самое главное - версию его гибели, совершенно непохожую на все, что пишут в статьях и монографиях о Льве Николаевиче. Правда ли это? Кто знает... Автора уже не спросишь, он умер, и его работа о банях вышла посмертно.
Фрагменты из очерка Евгения Аксенова я дополнила старыми фотографиями с сайта pastvu.com

Центральные бани построили 1370 инженеров, техников и рабочих 32 специальностей на деньги сестер Хлудовых, по проекту архитектора Семена Семеновича Эйбушитца. А также художники, под руководством инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева, которому принадлежит также проект бассейна и целый ряд некоторых технических и художественных новшеств того времени.

Идея постройки бассейна в Центральных банях принадлежала главному архитектору Семену Семеновичу Эйбушитцу. Для воплощения этой идеи в жизнь Семен Семенович пригласил из Петербурга представителя русской школы модерна инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева, и они сделали совместный проект бассейна. К созданию вышеупомянутых скульптур и отделки всего интерьера Центральных бань Лев Николаевич привлек весьма своеобразного художника Альфреда Томашко. Томашко в свою очередь нанял с десяток подмастерьев, при помощи которых довольно быстро выполнял любое задание архитекторов, причем весьма творчески.
Для Кекушева это был один из первых реализованных в Москве проектов.

Хлудовские бани. Мавританская курильная. Фото сделано между 1901 и 1913

Кекушев сам произвел расчеты и соорудил довольно внушительную центрифугу для банных веников. Дело в том, что во всех московских банях в те годы проблемой номер один было, как и куда девать такое огромное количество использованных веников. Ведь к концу рабочего дня во дворе вырастала гора мокрых веток, которые надо было как-то утилизировать.

Инженер Лев Кекушев вместе с главным архитектором строительства нашли выход: они решили с помощью паровой центрифуги выжимать из веников воду, как в современных стиральных машинах, а затем малыми партиями сжигать их вместе с дровами в главном котле. Кекушев создал также и машину для колки дров, работающую при помощи пара, и эта установка проработала в первозданном виде до 1931 года, затем на нее поставили электромотор, и машина исправно колола дрова аж до 1953 года, пока главный котел не перевели на газ.

В левом (западном) здании Центральных бань в начале 1893 года немецкая фирма «Сименс и Гальске» устанавливает первый в городе общественный лифт, в основном для посетителей отдельных номеров третьего этажа. В городе уже работали лифты на электрической тяге, но все они были персональными.

Лев Кекушев учел возможные перебои с электричеством и, чтобы люди не застряли в лифте, усовершенствовал всю лифтовую систему тяги так, что лифт продолжал поднимать пассажиров даже при полном отключении электричества. В самой фирме-изготовителе об этом усовершенствовании узнали лишь через 20 лет - в 1913 году, во время капитального ремонта, в котором Лев Кекушев принимал самое активное участие. Тогда из Германии специально приехали три инженера-конструктора, дабы своими глазами видеть этот лифт в работе.

За усовершенствование лифтового оборудования в начале 1914 года фирма «Сименс и Гальске» выдала Льву Кекушеву огромную премию, как позже говорили в Центральных банях: «За немецкую блоху, кою Лева подковал».

Кстати, немецкая фирма сразу применила изобретение Кекушева в США, где в те годы устанавливала свои лифты в высотных зданиях. Патент на техническое усовершенствование лифтового оборудования немецкие инженеры, присутствовавшие во время капитального ремонта лифта, оформили на себя, но с позволения Льва Николаевича.

Парикмахерская при банях

В отличие от машины для колки дров, лифт проработал до лета 1918 года, затем был национализирован и демонтирован. Примерно за неделю до демонтажа лифта соседний дом № 3, что по Театральному проезду, бывший Торговый дом Хлудова, посетил Владимир Ильич Ульянов (Ленин). В тот день в этом здании проходило собрание московских водопроводчиков. Только не путайте инженерно-технических работников с сантехниками.

Ленину кто-то, видимо, доложил об этом мероприятии, и он явно захотел придать этому собранию политическую окраску. Ленина сначала освистали, но, учитывая его статус и возможные последствия, культурно послали вождя в баню. Владимир Ильич оскорбился, а затем покинул собрание через запасной выход хлудовского дома и оказался во дворе Центральных бань, но не сел в свою персональную машину, а неожиданно пошел куда посылали - в баню, благо рядом. Естественно, что его личная охрана быстро организовала посещение отдельного номера на третьем этаже западного корпуса.

Поднимался вождь на третий этаж и спускался в единственном при бане лифте - это точно. В тот день возле лифта дежурил вахтер по кличке Фонарь. Такую кличку ему дали за необычно высокий рост, и он, естественно, запомнил «высокого гостя» с низким ростом. А через неделю этот общественный лифт был демонтирован и вывезен в неизвестном направлении... Рабочие демонтировали лифт, проработавший 25 лет, всю лифтовую технику на четвертом этаже западного здания увезли в неизвестном направлении под конвоем латышских стрелков. Позже в Центральных банях досужие посетители поговаривали, что лифт украл Ленин для своего бункера в Московском Кремле.

После октябрьского переворота Лев Николаевич Кекушев, единственный в Москве специалист, знающий лифтовую технику, страдал одышкой и нигде не работал, но Центральные бани посещал регулярно до 1919 года. Примерно через полгода после демонтажа лифта он пропал без вести. На Мясницкой, возле чайного магазина, его арестовали люди в кожаных куртках и увезли в легковой автомашине в сторону Чистых прудов. Все это произошло на глазах женщины, работавшей в прачечной Центральных бань и хорошо знавшей Льва Николаевича. Кто знал лично Льва Кекушева, говорили, что новую власть он люто ненавидел и вряд ли стал на нее работать. Причем своих взглядов никогда не скрывал и говорил то, что думал. Если большевики рассчитывали наладить лифт в бункере с помощью Льва Кекушева, то они глубоко ошиблись. Это был не тот человек, коего можно было сломить...

А лифтовая пристройка долго не пустовала. Сначала в ней был склад, а затем Иван Афанасьев, будучи в те годы одним из первых комиссаров Центральных бань (была и такая должность), с разрешения местного райкома партии, переехал в эту «капитанскую рубку» вместе со всей семьей и обосновался там в двух комнатах, а чуть позже туда же переехал и его заместитель - Леонид Афиногенов. Райком партии специальным решением присвоил этой новой трехкомнатной коммунальной квартире номер 26. Вот в этой «коммуналке» я (Евгений Афанасьев) и появился на свет в августе 1945 года.

Вот такая странная история...

Дом Хлудова на Театральном проезде во дворе которого находились Центральные бани. 1906

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНИ - название комплекса престижных бань в Москве. Первоначально назывались Китайскими банями по наименованию Китайского проезда в Москве, где они располагались. В 1990-х годах на месте Турецкого зала усилиями предпринимателей появился престижный ресторан под названием «Серебряный век».


В XIX в. богатый и известный фабрикант Хлудов произвёл капитальное строительство банного комплекса по проекту архитектора Эльбушица.
В 1881 г. открыт первый комплекс - для простонародья и второй - для дворянского сословия. Успех предприятия позволил открыть и самый богатый «полтинный» корпус для обслуживания дворян и аристократов высшего общества.
До 40-х годов прошлого века назывались Бани №1 Коминтерновского р-на.

03 У старых домов всегда есть не только официальная (архивная), но и неформальная история. К примеру, по европейским замкам до сих пор бродят призраки бывших рыцарей, а в древних зданиях Москвы говорят новые жильцы, порой можно натолкнуться на безобидные привидения бывших владельцев. Свою тайну хранят и Центральные бани столицы, объявленные памятником культурного наследия, и расположенные по адресу Театральный проезд, 3, строение 3. Это между Малым театром и центральным магазином торговой сети «Детский мир».

04 История сооружения новых бань в так называемом Белом городе старой столицы началась в конце XIX века с элементарной зависти богатого промышленника. Речь о миллионере-фабриканте «по текстилю», купце первой гильдии старообрядце и щедром благотворителе Герасиме Ивановиче Хлудове из знаменитой династии предпринимателей. Поначалу-то он нисколько не удивлялся, что вся дворянская Москва, да и простые люди буквально валом валят в великолепные Сандунвские бани. Однако, спустя некоторое время, Герасим Иванович не утерпел, как сам позднее детям признавался. Велел доверенному человеку любым образом выпытать, какие доходы приносят Сандуны, и приносят ли вообще.

05 Узнать об этом было несложно. Тем более что Хлудов водил добрые знакомства с высшими чинами администрации московского генерал-губернатора, которые часто и с видимым удовольствием принимали приглашение хлебосольного хозяина скоротать вечерок в его фешенебельном доме с огромным плодовым садом над Яузой. К тому же Герасим Иванович всегда имел чем удивить знатных гостей, так как всю жизнь коллекционировал полотна крупнейших русских художников, устроив в усадьбе подобие маленького музея шедевров. Здесь висели картины Василия Перова «Приезд станового на следствие» и «Первый чин дьячковского сына», полотна и миниатюры выдающегося отечественного мариниста Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, полотно Павла Федотова «Разборчивая невеста» и другие выдающиеся произведения живописи, впоследствии ставшие подлинным украшением московских музеев.

06 Вместе с тем Герасим Иванович был широко известен и как благотворитель. Скажем, после ранней кончины своего единственного сына Павла (у Хлудова остались четыре дочери) владелец десятка московских зданий, заводов, фабрик и пароходов пожертвовал старой столице огромную по тем временам сумму: несколько сот тысяч рублей. А также собственный огромный участок земли в Сыромятниках. На что? Целевое назначение выделенных средств, как принято говорить сегодня, - сооружение удобного во всех отношениях «Дома призрения бедных» с домовой церковью (для постоянного проживания не менее 150 вдов низшего сословия с сиротами в 87 бесплатных квартирах) по проекту австрийского архитектора Б. В. Фрейденберга. Построили. В 1888 году приют принял первых несчастных постояльцев. Но не буду отвлекаться.

07 С помощью высокопоставленных гостей Хлудов скоро уже точно знал, что прибыль от помывки в банях Сандунова огромна. Вот тогда-то Герасим Иванович и решил переплюнуть конкурента, построив свои бани. Для начала без лишнего шума он приобрел земельный участок от Неглинного проезда до Рождественской улицы. Причем вместе с баснословно дорогой недвижимостью (дворцами с домовой церковью Рождества Богородицы) грузинских царевичей Ираклия и Окропира Георгиевичей.

08 Когда автор проекта Китайских бань (так они назывались по прежнему названию проезда, переименованы в советское время) и один из самых высокооплачиваемых архитекторов Москвы Семен Семенович Эйбушитц поинтересовался у заказчика, каким ему представляется будущий банный комплекс, ответ был кратким: «Сказочным. Таким, что в точности и описать невозможно. А еще пышным. С русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой. Ты главное работай, а я подскажу». Так архитектор и поступил: создал проект банного ансамбля в непривычном тогда роскошном стиле эклектики (по принципу смешения различных стилей). Например, фасадная композиция бань, которые народ называл «хлудовскими» представляет собой искусное сочетание черт русского классического зодчества и малых архитектурных форм западноевропейского барокко.

09 С тем, кто возьмется за осуществление замысла, проблем не возникло. У С. Эйбушитца главным помощником числился талантливый и «жадный до строительства всего нового», как писали современники, позднее один из крупнейших зодчих России Лев Николаевич Кекушев. Вместе с архитекторами В. Залесским и П. Скоморошенко угловой дворец грузинских царевичей по Неглинному проезду он достаточно быстро встроил в новое здание двухэтажных (позже были надстроены еще два этажа) Китайских бань, выходящих одной стороной на улицу Рождественку.

10 В 1881 году, еще при жизни Герасима Ивановича Хлудова, был построен первый корпус комплекса для рядовых москвичей (в советское время это отделение получило статус высшего разряда), а чуть позже распахнули двери банные помещения дворянского сословия. Наконец для избранной публики появились залы (русские, финские, турецкие) отделанные ценными породами красной древесины и сусальным золотом. Их называли «полтинными». Потому как за 50 копеек вышколенный персонал по высшему классу обслуживал представителей исключительно московской знати. Великих князей, графов, генерал-губернатора и его семейство, приезжих питерских вельмож, приближенных к государю-императору, иностранцев дипломатической миссии: баронов, герцогов.

11 К слову, как явствует из документов, в банях Китайского проезда очень часто можно было встретить графа Льва Николаевича Толстого. Иногда – бывшего врача, великого прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова – долго перечислять знаменитых россиян, предпочитавших мыться в банях Хлудова.

12 Тут было все и еще чуть-чуть. Кабинки массажистов и костоправов. Отдельный кабинет врача. Лучшие сорта душистого мыла. Роскошно оформленные комнаты отдыха (с мягкими креслами), куда можно было заказать любые прохладительные (или алкогольные) напитки. Словом, душа и тело отдыхали. Ну а 28 апреля 1893 года, когда по проекту все того же Семена Эйбушитца на углу Неглинной улицы в комплексе со знаменитыми банями Леонид Кекушев сотоварищи закончили возведение жилого дома для всего купеческого семейства Хлудовых, в банкетном зале (был и такой) Китайских бань состоялось их торжественное открытие.

13 Между прочим, по инициативе Герасима Ивановича (помните, «ты работай, а я подскажу») именно здесь появилась первая в России механическая прачечная. Пока пациент мылся, его одежду (по желанию) бережно стирали, сушили и гладили. Также (в 1894 году) по предложению одной из дочерей Хлудова «для пущей выгоды» тут соорудили и первые в Москве крытые плавательные бассейны.

14 После помывки в Китайских банях всегда можно было заглянуть в фешенебельный парфюмерный магазин известной тогда торговой фирмы «Эмиль Бодло и К». Я это к тому, что, по мнению владельцев предприятия, сооруженный комплекс должен был приносить стабильные доходы не только от самих бань. Поэтому помимо прочего здесь находился миниатюрный отель для желающих отдохнуть или поселиться на время, имелись дешевые доходные номера. Несколько промышленных и продуктовых лавок с отборными (лучшими в Москве) товарами, большой буфет, трактир, ресторан. И даже Деловой центр. Там можно было в означенное время встретиться с нужным человеком, договориться с ним о сотрудничестве, заключить сделку

15 Потом Герасима Ивановича Хлудова не стало. Все свое состояние с оборотным капиталом свыше 10 миллионов рублей он завещал дочерям. Эти серьезные и предприимчивые дамы, имея за нежными плечами гигантское приданое, быстро нашли женихов, вышли замуж и продолжали совершенствовать любимые Китайские бани, которые успешно конкурировали с дворцами Сандунова. В 1917 году Хлудовы спешно ретировались во Францию.

16 И вот тут мы подходим к одному загадочному семейному преданию. Известно, что в канун отъезда Хлудовы собрались на совет в одном из помещений Китайских бань. О чем совещались? О том, как жить дальше. Решили уезжать в Париж. Потом, когда все наследники разошлись собираться в дорогу и в бане осталась одна из дочерей Герасима Ивановича, она попросила мужа принести икону Христа Спасителя и пригласить трех самых надежных работников. Им хозяйка рассказала (после клятвы перед ликом Творца хранить тайну), что в 1914 году для «полтинного» отделения бань Хлудовы заказали 3 тазика из чистого золота (весом 10 килограммов) с литыми барельефами. А также 40 серебряных тазов. Тут грянула Первая мировая война, и драгоценные «шайки» пришлось сдать на хранение в некий московский банк. Забрать пока еще можно. Вывезти – вряд ли. Потому верной троице выдали деньги, квитанции, а утром следующего дня «гонцы» вернулись в Китайские бани с 43-мя тазиками в руках.

17 После новые власти, краем уха слышавшие загадочную историю, сутками простукивали стены, полы и потолки теперь уже Центральных бань, но как ни старались, так ничего и не нашли. Почему? По легенде один из доверенных лиц Хлудовых на всякий случай перевез золотые и серебряные тазики в свою квартиру (какую?) на Волхонке. В те дни там во дворе дома строители копали новый колодец, а старый собирались сровнять с землей. Однако прежде, чем это было сделано, доверенный человек опустил все тазики на дно полуразвалившегося колодца и сам же его засыпал. Так они якобы и лежат там до сих пор. В 200-х метрах от крепостных стен Кремля. Что в истории истина, а где вымысел, трудно сказать. Да и земля неохотно расстается со своими тайнами. Тем не менее, дыма без огня не бывает. Это – современным кладоискателям на заметку.

18 Как знать, может история про таинственную квартиру на Волхонке – выдумка, а золотые шайки все же давно найдены именно в Центральных банях. Впрочем, кто теперь об этом узнает. Главное, памятник старины со своей загадкой обрел сегодня вторую полноценную жизнь в самом центре Москвы.

29 МАВРИТАНСКИЙ ЗАЛ

Но и посетители ресторана «Серебряный век» на Театральном проезде (д.3 стр. 3). Во дворе, между зданиями Министерства Транспорта и МЧС РФ, стоят два сохранившихся трехэтажных корпуса Центральных бань - западный (левый) и восточный (правый). За весьма доступные цены здесь можно отведать всевозможные яства, и заодно пройтись по бывшим помещениям знаменитых прежде Хлудовских или Центральных бань, которые занимали негласное второе место после Сандунов, а некоторые даже считали их лучшими в Москве. Включите воображение и представьте, как вплоть до начала 1990-х годов там мылись и поправляли свое здоровье москвичи. Баня была прежде местом необходимым – в подавляющем большинстве старых жилых домов вплоть до 1970-х годов не было ванных комнат, поэтому помыться можно было только в бане!

Создатель бань. На закате своей жизни Герасим Иванович Хлудов, крупнейший текстильный фабрикант, купец 1-ой гильдии и коллекционер картин, решил всерьез заняться банным делом и переплюнуть в этом знаменитые Сандуны. В 1878 году он покупает землю для строительства, которая принадлежала грузинским царевичам. Вначале, бани официально назывались «Русско-китайские» (китайские потому, что располагались вблизи Китайгородской стены), но вскоре после официального открытия Хлудовы переименовали их в Центральные. Однако москвичи, полюбившие их, стали называть бани по владельцам, Хлудовскими.

Герасим Иванович Хлудов

В 1881 г. заработали первые банные корпуса. Но Г.И. Хлудову так и не довелось увидеть во всем великолепии все его детище — 7 июня 1885 года он скончался, и последующим строительством занимались уже его четыре дочери, вышедшие замуж за представителей известных купеческих фамилий Москвы (Прохоровы, Востряковы, Найденовы и Лукушины). В результате был возведен многофункциональный комплекс с гостиницей, доходным домом и рестораном, где можно было снять квартиру, отдохнуть, пообедать, посетить врача или заключить сделку, а также была окончена постройка жилого дома Хлудовых (Рождественка, д. 1). В строительстве принимали участие почти 1,5 тысячи человек, среди которых были инженеры, техники, художники, скульпторы и рабочие 32-х специальностей. Вскоре после открытия, сестры Хлудовы сдали бани в аренду торговому дому «Виноградов И.Н. и Кузнецов Ф.П.», так это являлось для семьи побочным бизнесом. Строительство бань окупилось владельцам лишь через 11 лет, зато после стало приносить солидный доход, достигавший в среднем 40 тысяч рублей в год.

Архитектор С.С. Эйбушитц и Л.А. Кекушев. Проект банных зданий был заказан известному архитектору Семёну Семёновичу Эйбушитцу.

Семён Семёнович Эйбушитц

Для воплощения грандиозного «сказочного» замысла, он пригласил из Петербурга инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева , и они вместе создали проект шикарного банного бассейна. Участие в строительстве этих бань было для будущего известного зодчего одним из первых реализованных проектов в Москве. Для отделки интерьера и создания витражей, Лев Николаевич привлек известного тогда в Москве художника-предпринимателя Августа Томашки, который как правило сам работы не выполнял, а привлекал для этого учеников художественных училищ или начинающих авторов.

Центрифуга для банных веников. Кекушев занимался также устройством технических и художественных новшеств. По его чертежам были сделаны уникальные очистные подземные сооружения с тройным отстойником, и никакого дурного запаха, кроме приятного, рядом с банями никогда не было. Кекушев соорудил в этих банях нечто, доселе невиданное — огромную центрифугу для банных веников! К концу рабочего дня во дворе бань вырастала гора мокрых веников, которые можно было использовать только один раз и которые после этого подлежали уничтожению. Инженер Кекушев вместе с Эйбушитцом придумали центрифугу, которая быстро выжимала из веников воду, после чего их сжигали в главном котле. Кекушев также создал машину для колки дров, работающую при помощи пара, и эта установка проработала в первозданном виде до 1931 года, потом на нее поставили электромотор и она в таком виде колола дрова аж до 1953 года, пока главный котел не заменили газовым.

Лев Николаевич Кекушев

Первый общественный лифт Москвы. В начале 1893 года в западном (левом) здании Центральных бань немецкая фирма «Сименс и Гальске» установила первый электрический общественный лифт в Москве, который обслуживал посетителей номерных бань на третьем этаже. Лев Кекушев понимал возможные перебои с электричеством и, чтобы люди не застряли в лифте, усовершенствовал лифтовую систему так, что кабина продолжала поднимать пассажиров даже при полном отключении электричества. В фирме-изготовителе об этом узнали только через 20 лет, в 1913 году, во время капитального ремонта бань. Тогда из Германии специально приехали инженеры-конструкторы, чтобы своими глазами видеть это изобретение. За это новаторство, в 1914 году фирма «Сименс и Гальске» выдала Льву Кекушеву солидную премию, после чего в банях стали говорить: «За немецкую блоху, кою Лева подковал». Правда при этом Кекушев уступил им патент на изобретение, и немецкая фирма сразу применила свое право в США, где устанавливала лифты в высотных зданиях.

Банный лифт проработал до лета 1918 года, а затем был демонтирован. Примерно за неделю до демонтажа лифта в соседнем доме № 3 на Театральном проезде (бывший Торговый дом Хлудова) проходило собрание московских водопроводчиков, которое решил посетить В.И. Ленин, живший тогда в рядом расположенной гостинице «Националь». Говорят, что после своего неудачного выступления на собрании, Ленин на этом лифте поднялся в банный номер на третьем этаже и вероятно хорошо там попарился. А через неделю этот лифт, проработавший 25 лет, и всю лифтовую технику демонтировали и увезли в неизвестном направлении, под конвоем латышских стрелков. Впоследствии, в Центральных банях стали говорить, что Ленин забрал этот лифт для своего бункера в Московском Кремле. Через полгода после этих событий исчез и сам устроитель лифта Лев Николаевич Кекушев…

Открытие банного комплекса. 28 апреля (10 мая) 1893 года было решено торжественно отпраздновать открытие банно-гостинично-торгового комплекса. Сестры Хлудовы решили устроить сразу четыре банкета в банях. Первый банкет-завтрак состоялся в 9 часов утра на втором этаже правого здания. На него пригласили всех строителей и даже рабочих заводов, которые делали кирпич для здания. По окончании банкета всем выдали именные конверты с денежной премией. Второй банкет состоялся в 12 часов дня. На него были приглашены священнослужители всех соседних храмов, мужских и женских монастырей. По окончании банкета состоялся всеобщий молебен, после чего присутствующим выдали по отрезу ткани высокого качества: священникам — белого, а монахам и монашенкам — черного цвета. Третий банкет был самым главным, он начался в 3 часа дня на втором этаже западного (левого) корпуса бань, в Высшем разряде мужского отделения. Столы накрывали шесть лучших рестораторов Москвы, за каждым гостем был закреплен свой официант. На этот банкет были приглашены важные государственные деятели, купцы первой гильдии, банкиры и иностранцы. При этом чиновников отделили от купцов, накрыли отдельные залы. Первых посадили в Турецком зале, который специально для банкета обставили дорогой мебелью. Для музыкального сопровождения пригласили три оркестра и цыганский ансамбль. Музыканты играли до окончания всех банкетов, поэтому ночевать им пришлось в банях.

Ровно в 15.30 к баням подъехал генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович Романов , и в сопровождении свиты сразу прошел в Турецкий зал. Правда, генерал-губернатор пробыл на банкете всего 10 минут!

Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович Романовы

Четвертый банкет был устроен в восточном (правом) здании для самих Хлудовых и начался в семь часов вечера. Туда пришли и те, кто не догулял на третьем банкете. Всеобщее веселье закончилось лишь поздно ночью.

Знаменитые конкуренты. Среди приглашенных на открытие была и владелица Сандунов Вера Ивановна Фирсанова с мужем, Алексеем Николаевичем Гонецким. Но когда она увидела там своего ненавистного первого мужа, банкира Воронина, то спешно покинула банкет. Оставшись один, господин Гонецкий вместе с соседом по столу, художником Августом Томашки, принялся усердно дегустировать спиртное. Мужчины быстро опьянели и их пришлось отнести в женское отделение высшего разряда, где они проспали всю ночь на кожаных диванах. Утром госпожа Фирсанова прислала за мужем пролетку и двух здоровых мужиков, которые живо вытащили его на улицу, встряхнули и увезли к жене.

Вера Ивановна Фирсанова

Через пару лет после открытия Центральных бань, Фирсанова и Ганецкий начали грандиозную перестройку своих Сандуновских бань, при этом они пользовались теми же подрядчиками и рабочими. После открытия обновленных Сандунов, у каждого появились свои почитатели и завсегдатаи. Были и такие, которые мылись «на два фронта». Старожилы бань долго вспоминали одного профессора, который со дня открытия лет тридцать парился поочередно в Высших разрядах этих двух бань для разнообразия. По традиции, артисты балета Большого театра ходили в основном в Центральные бани, а вокалисты предпочитали Сандуновские. Федор Иванович Шаляпин парился только в Сандунах и только в санитарные дни, а его жена-балерина Иола Торнаги посещала с коллегами Центральные бани. Дореволюционная банная жизнь. Центральные бани обслуживало 250 человек. Помимо основных работников, в Высшем мужском отделении по вечерам регулярно играл оркестр из пяти внештатных музыкантов. В штате числился телефонист, а также биотехник в белом халате, который каждые три часа брал из бассейна пробу воды для биохимического анализа, и дежурный курьер увозил их в специальную лабораторию Москвы. Более всего богатые московские купцы любили посещать бани семьями и поэтому шли в отдельные номера. Часто, номерные бани использовались для заключения многомилионных сделок. Старослужащие рассказывали, что возле номеров можно было увидеть ожидающего в кресле нотариуса с книгой. Был даже случай, когда нотариус дежурил в бане пять суток подряд. Все это время он со своими помощниками находился в соседнем номере, ждал и, по всей вероятности, тоже отдыхал. При банях было специальное детское отделение, с игрушками и банщицей, которая закреплялась за каждым ребенком. В интерьерах красовались уникальные художественные росписи, сверкали витражи и позолота, блестело красное дерево. Цены на посещение начинались от 5 копеек в «простонародных банях» и доходили до 10 рублей за отдельный трехкомнатный номер. В фешенебельном женском отделении за 30 копеек комнаты отдыха были разделены на уютные отсеки с помощью высоких резных спинок диванов, а в отсеках стояли туалетные столики и зеркала. Здесь мылись богатые промышленники, первогильдейские купцы, банкиры, великие артисты и выдающиеся личности России. Любили посещать эти бани Л.Н. Толстой и А.П. Чехов.

Революционное лихолетье и пропавшие сокровища. В санитарный день, в сентябре 1917 года, в женском отделении Высшего разряда состоялось собрание семейства Хлудовых, всего человек сорок. По окончании собрания, хозяйка Александра Герасимовна Найденова, которая к тому времени скупила все наследственные доли сестер, вызвала трех самых надежных работников. Об этом вспоминал один из них, Иван Аксенов, который в 1918 году стал комиссаром национализированных бань. В присутствии секретаря и священника-старообрядца Александра Герасимовна сообщила об опасности в стране и предложила забрать из банка заказанные еще в 1914 году золотые и серебряные тазы и спрятать до лучших времен в надежном месте. Затем она оформила доверенности, подписала квитанции и дала каждому из трех работников по конверту с деньгами на карманные расходы. Батюшка прочел молитву, и все разошлись. Больше Найденову в Центральных банях никто не видел. Согласно банковской квитанции, три золотых таза с барельефами и сорок серебряных тазов были получены, а потом по свидетельству участников спрятаны на дне старого колодца, в 180 метрах от Боровицких ворот Кремля. Колодец засыпали и тщательно выровняли землю. В 1918 году, получив сведения из банка, сотрудники ВЧК стали интересоваться этими ценностями, несколько дней они осматривали всю территорию, простукивали стены и вскрывали полы в нескольких местах. Но так ничего не нашли. А может и нашли, но нам об этом ничего не известно…

Александра Герасимовна Найдёнова (Хлудова)

После революции. Хлудовым пришлось уехать во Францию. В бывшей лифтовой пристройке соорудили сначала склад, а потом тот самый Иван Афанасьев, бывший служащий и один из первых комиссаров Центральных бань, устроил там трехкомнатную квартиру с официальным номером 26. Две комнаты заняла его семья, а в третьей обосновался заместитель, Леонид Афиногенов. В здании бывшего доходного дома при банях, в 1924-1925 годах работал Московский коммунальный музей, предшественник Музея Москвы. В 1926 году бани решили назвать именем Дзержинского, но сами же чекисты сочли это не лучшей идеей. В 1927 году им грозило переименование в «Имени 10-летия Октября», но вывеску над входом вскоре сняли. В 1930-х годах бани хотели назвать «Имени Я.М. Свердлова», потом «Московские бани имени Жданова», но они благополучно остались Центральными.

В первые месяцы советской власти в Высшем разряде постоянно бывал генерал Брусилов. Когда он входил, то все вставали и отдавали честь — и белые, и красные, и даже московские купцы. Банные номера любили посещать великие люди, руководители страны, партийные деятели и представители интернационала. В 1934–1935 годах в баню по спецкарточкам приходили мыться тысячи рядовых строителей московского метро.

Война. В самом начале войны при банях был организован пункт раздачи лекарств для больных сахарным диабетом, сначала для военных, а потом и гражданских лиц. Препараты привозили в коробках из картона, который потом шёл зимой на утепление солдат. После войны работники бань помогали утепляться картоном немецким военнопленным, которые под конвоем мылись в правом (восточном) здании мужского отделения.

Знаменитые посетители. Очень любила посещать эти бани тогдашний министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева. В течение многих лет она всегда приходила с какой-нибудь актрисой, которая и расплачивалась за номер. Кассирша не помнила такого случая, чтобы Фурцева сама оплатила свое посещение. Когда в СССР приехал коллега Фурцевой, министр культуры Франции и знаменитый писатель Морис Дрюон, то он также отправился в Центральные бани. Его тогда сопровождал и парился вместе с ним известный актер Ростислав Плятт. Часто, прямо в домашних тапочках, приходила сюда Рина Зеленая , которая жила неподалеку в одном из номеров гостиницы «Европа». Нередко она мылась со своей подругой, Фаиной Раневской , при этом платили они за посещение номера по очереди.

Мавританский зал

Постоянным посетителем номерных бань был артист Михаил Румянцев – знаменитый клоун Карандаш. Однажды в 1950 году Карандаш вернулся с гастролей и обнаружил, что потерял ключи от квартиры. Тогда он решил в ожидании семьи помыться в номере бани. Дело в том, что неизменным его спутником была собака Клякса, а с собаками можно было только в номера. Но они оказались все закрыты на ремонт. Тогда он пошел в общее отделение Высшего разряда. Это был единственный случай посещения бани с собакой и купание ее в бассейне. Жалоб от посетителей не было, потому что это было счастьем помыться с великим клоуном и его собакой!

Банный крах. Бани продолжали «мыть» многочисленных посетителей до начала 1990-х годов, и спустя пару лет из-за экономических трудностей они закрылись и были брошены на произвол судьбы. В 1993 году в здании бань произошел сильный пожар, который уничтожил многие интерьеры и повредил фасады. В 2000-е годы левое здание немного перестроили, но сохранилась шикарная мраморная лестница, выполненная по проекту Льва Кекушева, почти в первозданном виде дошли до наших дней некоторые помещения мужского отделения «за 50 копеек» — уникальные интерьеры холла с ажурными медными светильниками, классический зал с камином, где ранее была банная раздевалка, комната в мавританском стиле и круглый бассейн, окруженный «писающими мальчиками» и античными статуями. Сейчас в этих помещениях принимает гостей ресторан «Серебряный век». Вы можете посетить эти бывшие роскошные Центральные бани, если придете в ресторан «Серебряный век». Официальный сайт ресторана http://www.silverage.moscow/ . А если вы желаете увидеть шедевр банного убранства в действующих банях, то милости просим на нашу !
Автор публикации – Наталья Леонова
Дата публикации – 19 апреля 2017 года

В самом центре Москвы находится здание Хлудовских бань с одним из самых красивейших интерьеров. Удивляет то, что помещения удивительной изящности предназначались для бытовых нужд. В настоящее время объект не используется по назначению, но посетить историческое место можно с экскурсией. На месте Хлудовских бань — ресторан «Серебряный век», в котором можно почувствовать атмосферу тех времен, благодаря роскошным интерьерам.

В конце XIX — начале XX века китайские бани Хлудовых были один из самых популярных мест у светской публики Москвы. В разное время здесь бывали многие известные личности, в числе которых Чехов и Толстой. Бани были богаты на новшества: здесь функционировала машина, убиравшая излишнюю влажность; работало 2 типа отопления: воздушное и водяное; вода проходила 3 степени очистки.

Экскурсии в Хлудовские бани

Так как официального сайта у Хлудовских бань нет, экскурсии можно приобрести при Музеях Москвы . Экскурсия включает в себя осмотр интерьеров Хлудовских бань: классического зала с каминной и изящной лепниной, круглый бассейн (один из первых крытых бассейнов Москвы), курительную комнату в мавританском стиле, уникальную по красоте и дизайну лестницу.

Официального сайта у Хлудовских бань нет. Приобрести экскурсии можно по запросу у государственного объединения «Музеи Москвы» (проводятся нерегулярно) или у частных московских гидов.

Без экскурсионного сопровождения можно посетить ресторан. Но имейте в виду, что цены здесь высокие. Туристы утверждают, что экскурсия обходится дешевле обеда в ресторане.

История

Самый известный столичный банный комплекс был построен в 1889 году Семеном Эйбушитцом для купца Герасима Хлудова. Предприимчивому совладельцу текстильной фабрики в Егорьевске захотелось создать конкуренцию прибыльным Сандуновским баням, которые в то время располагались в здании гостиницы «Метрополь». Хлудов задумал превзойти Сандуновых. По его задумке бани должны были представлять своеобразный торгово-развлекательный комплекс — уникальный для Москвы XIX века. Внешне здание проектировал уже упомянутый Семен Эйбушитц, а внутренними интерьерами занимался Лев Кекушев.

При жизни купца были построены простые, «5-копеечные бани», которые не приносили дохода. После смерти Герасима Хлудова, его дочери воплотили в жизнь все задумки отца: был возведен дворянский корпус бань. Отдых здесь стоил в разы дороже — от 50 копеек за общую баню до 12 рублей за апартаменты из 3 комнат с бассейном.

Полный комплекс открылся в 1893 году. Помимо мытья здесь можно было пообедать в трактире или ресторане, посетить парикмахера или мастера по маникюру, поправить здоровье в кабинетах массажиста и костоправа. Комплекс включал в себя парфюмерный магазин, продуктовые лавки, гостиничные номера, крытый бассейн, зал для деловых переговоров. В Хлудовские бани приходили не на час мытья, а на целый день — расслабиться, посплетничать, провести день с семьей.

В советское время бани не потеряли своего первоначального предназначения, только поменяли название — с Хлудовских на Центральные бани Москвы. Еще одно название, Китайские бани, появилось в результате соседства с Китайгородской стеной.

Накануне отъезда дочерей Хлудова во Францию, одна из них попросила трех самых надежных рабочих спрятать драгоценный инвентарь: 3 тазика из чистого золота и 40 из серебра. Позднее стены и все помещения тщательно обыскали, но утварь так и не нашли.

В 1993 году в банях произошел пожар, в результате которого полностью выгорели почти все помещения. Оригинальный интерьер сохранился только в нескольких комнатах в левом корпусе. В настоящее время шикарные интерьеры дворянских бань украшают ресторан «Серебряный век». А на месте выгоревших помывочных отделений построен шикарный отель «Арарат Парк Хаятт».

Интерьер

Наиболее впечатляющие детали интерьера, доступные к просмотру и в наши дни:

  • Мраморная лестница. Она является точной копией лестницы (только немного уменьшенной) парижской Гранд Опера. Ограждения перил лестницы украшены ажурным литьем в виде растительного узора, при подъеме на второй этаж она разделяется. На первом этаже перила лестницы увенчаны драконами.
  • Камин. Небольшой декоративный камин украшен фарфоровым медальоном и ажурной решеткой.
  • Плафон на потолке. Потолки украшены причудливой лепниной на фоне которой выделяется плафон с изображением неба и облаков.
  • Кессонные потолки. Кекушев щедро украшал потолки и стены «кассетами» или «кессонами». Они представляют собой вдавленные в поверхность квадраты или прямоугольники.
  • Раздевальня. Теперь здесь находится ресторанный зал. Он выполнен в стиле Ренессанс: лепнина, позолота, камин со львами и ангелами, барная стойка из благородного дерева.
  • Мавританская курительная комната. Интерьер сохранил мозаику и арки на стенах. Сегодня помещение используется как кальянная.
  • Зал с бассейном и фонтаном. Комната оформлена в морской тематике и украшена позолоченными дорическими колоннами, майоликовыми панно с ангелочками и античными статуям в нишах.

Как добраться до Хлудовских бань в Москве

Точный адрес Хлудовских бань: Театральный проезд, дом 3, строение 3. В паре минут ходьбы — Большой театр и «Центральный детский магазин» . Примерно на одном расстоянии находятся 2 станции метро:

  • «Кузнецкий мост» (Таганско-Краснопресненская линия).
  • «Лубянка» (Сокольническая линия).
  • «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия).

Наземный транспорт останавливается на Театральной площади, у Большого театра. Остановка называется «Театральная площадь», до нее можно добраться на автобусах М2, М3, М10, М27, Н1, Н2, Н11, 38, 101, 144, 904.

Вызвать такси в Москве можно через приложения: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

Внешних вид Хлудовских бань (ресторан «Серебряный век») на Яндекс-панорамах

Хлудовские (Центральные) бани на видео



просмотров