Нисский, георгий григорьевич - биография. Георгий Нисский: биография Г нисский полное имя

Нисский, георгий григорьевич - биография. Георгий Нисский: биография Г нисский полное имя

Родился в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля. Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства». В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета им. М. Врубеля, где под руководством А. Я. Быховского впервые «столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции». В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923-1930). Перешёл на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин . Параллельно с учёбой работал в типографии, много внимания уделял спорту, в частности - волейболу.

В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой . В это время, под влиянием стилистики ОСТ, а так же творчества Александра Дейнеки и Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей. В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе. В 1930 году закончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Интернационал на „Жиль-Барте“. Восстание французских моряков в Одессе» (ГТГ).

Конец 1930 и 1931 провел в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, оформлял стенгазеты, делал плакаты и панно. В 1936 совместно с А. А. Дейнекой, Г. Г. Ряжским и Ф. С. Богородским ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах и на подводной лодке.

Сюжеты первых известных работ Нисского, написанных в начале 1930-х годов, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них превалирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 1930-х годов художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 1940-е годы - морские батальные композиции («Манёвры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остаётся верен морской теме: («Цусима» Новикова-Прибоя, «Морская душа» Соболева).

В послевоенные годы Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах всё чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; «Подмосковье. Февраль», 1957) Будучи увлечённым яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой), он по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз место моря занимают подмосковные водоёмы.

Нисский много путешествует по стране; впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств, триптих «Порт на севере», (1956-1957).

Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел.

Умер в Москве в 1987 году. Похоронен на Кунцевском кладбище. Жил в «Городке художников» на улице Верхняя Масловка в Москве.

Когда в 1934 году во время своего визита в СССР французский художник Альбер Марке, много ходивший по московским музеям, отвечая на заданный в ВОКСе вопрос, кто из московских художников ему больше всего понравился, ответил, что очень полюбил работу Нисского «Осень. Семафоры». После этого художники говорили, что у Марке вкус «нисский».

Живописец, график

Из семьи железнодорожного врача. Учился в Студии Гомельского Губполитпросвета им. М. А. Врубеля (1919–1920) у А. Я. Быховского; Вхутемасе - Вхутеине в Москве (1922–1929) на живописном отделении у Р. Р. Фалька, А. Д. Древина. В годы учебы познакомился с А. А. Дейнекой. В 1928 совершил первую поездку на Чёрное море для сбора материала к дипломной работе. Дипломная картина «Интернационал на “Жиль-Барте”. Восстание французских моряков в Одессе» была приобретена в собрание Государственной Третьяковской галереи.

Жил в Москве. В 1930–1931 находился на военной службе в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии; выполнял стенгазеты, плакаты, панно. В раннем творчестве создавал произведения в духе ОСТа: «Комсомол на стройке» (1929), «На берегу» (1930), «Осень. Семафоры» (1932), «На путях. Май» (1933).

C 1932 почти ежегодно ездил для работы на Чёрное море - в Батуми, Новый Афон, Новороссийск, Севастополь, Судак, Одессу. В 1936 выезжал на этюды в Севастополь совместно с А. А. Дейнекой, Г. Г. Ряжским, Ф. С. Богородским. Выполнял морские и индустриальные пейзажи, картины на темы советского флота: «Севастополь» (1933), «Встреча советского и иностранного флота» (1933), «Севастополь. Встреча» (1935), «Спуск военного корабля», «Маневры кораблей Черноморского флота» (обе - 1937).

В 1936 в связи с подготовкой выставки «Индустрия социализма» был командирован на Тихий океан. Результатом стали картины: «На Тихом океане», «Подводная лодка», «Порт на Дальнем Востоке», «Задержание японской шхуны».

Зимой 1940 ездил на Балтийское море, где выполнил графические серии «Ленинград», «Кронштадт». Осенью 1940 и весной 1941 работал на Северном флоте в Баренцевом море («Линкоры на рейде», «Крейсер в походе»).

В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве. Сотрудничал в «Окнах ТАСС». Выполнил циклы работ «Военная Москва», «Защита Одессы», «Защита Севастополя». Создал картины: «Бой над Баренцевым морем» (1942), «Ленинградское шоссе» (1943), «Зенитная батарея у “Динамо”» (1943), «Десант» (1945).

После войны летние месяцы проводил на собственной яхте на Канале им. Москвы. Создал работы: «На канале Москва - Волга» (1945), «Дмитриевский шлюз», «Вечер на Клязьме» (обе - 1946), «Весна на Клязьме» (1947), «Верхняя Волга» (1948). Автор пейзажей: «Подмосковные просторы» (1946), «Под Москвой. Февраль» (1947), «Депо» (1949), «Подмосковная рокада» (1957).

Выполнил иллюстрации к книгам «Морская душа» Л. С. Соболева (1936), А. С. Новикова-Прибоя «Цусима» (1945).

С 1930 - участник выставок (выставка произведений революционной и советской тематики в Москве). Член МОССХ (МССХ, МОСХ). Экспонировал свои работы на выставках: антиимпериалистической выставке, посвященной Международному Красному дню (1931), монументально-живописных панно (1932), «XV лет РККА» (1933), отчетной выставке художников, командированных Совнаркомом РСФСР, Наркомпросом, «Всекохудожником» и МОССХ по СССР в 1933 году (1934), весенней выставке московских живописцев (1935), Всесоюзных художественных выставках (1939 - «Индустрия социализма», 1946, 1950, 1955), «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны» (1942), «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» (1943), пейзажа (1944), «30 лет Советских вооруженных сил» (1948), «40 лет Советских вооруженных сил» (1958) в Москве; художественной выставке во Владивостоке (1931); «Художники РСФСР за XV лет» (1932), «200 лет Академии художеств СССР» (1957) в Ленинграде и других.

Участник ряда зарубежных выставок: «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке (1939), 28-й биеннале в Венеции (1956), Всемирной выставки в Брюсселе (1958); советского искусства в Варшаве (1951), Дели, Калькутте, Бомбее (1952), Праге, Братиславе, Брно (1954), Дамаске, Бейруте, Каире (1955), Лондоне (1957).

Персональные выставки состоялись в Москве (1950, 1959 - «На просторах Родины»).

Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник РФСР (1965), действительный член Академии художеств СССР (1958). Лауреат Сталинской (Государственной) премии СССР 3-й степени за картины «У берегов Дальнего», «Пейзаж с маяком», «Порт Одесса» (1951); награжден серебряной медалью Академии художеств СССР за картину «На Дальнем Востоке» (1964).

Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.

Нисский Георгий Григорьевич (21 (21) января 1903(19030121), Новобелица (Гомель) - 18 июня 1987, Москва) - советский художник.

Биография

Родился в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля. По совету местного художника Зорина, увидевшего рисунки Нисского, поступил в Студию изобразительных искусств имени Михаила Врубеля. В 1921 году был направлен на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (Вхутемас, 1922-1930). Перешел на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин.

Примкнул к основанному в 1925 году, обществу станковистов ОСТ. Именно в эти годы, под влиянием стилистики ОСТ, а так же творчества Александра Дейнеки, Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика, необыкновенный лиризм и кажущаяся фантастичность его пейзажей. В 1930 году закончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Восстание французских моряков в Одессе».

Сюжеты первых известных работ Нисского написанных в начале 30х годов ХХ века, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них доминирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 30х годов, художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 40е годы, морские батальные композиции («Маневры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остается верен морской теме: («Цусима» Новикова-Прибоя, «Морская душа» Соболева).

В послевоенные годы, Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах все чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; «Подмосковье. Февраль», 1957) Однако будучи увлеченным яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой)он, по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз, место моря занимают подмосковные водоемы.

Нисский много путешествует по стране, впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств, триптих «Порт на севере», (1956-1957).

Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел и не имел возможности заниматься творчеством.

Умер в Москве в 1987 году. Похоронен на Кунцевском кладбище. Жил в «городке художников» на улице Нижняя Масловка в Москве.

Интересные факты

Когда в 1934 году, во время своего визита в СССР, французский художник Альбер Марке, много ходивший по московским музеям, отвечая на заданный в ВОКСе вопрос, кто из московских художников ему больше всего понравился, ответил, что очень полюбил работу Нисского «Осень. Семафоры». После этого художники говорили, что у Марке вкус «нисский».

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Нисский,_Георгий_Григорьевич

Часть пятая, последняя... В 60-х годах Георгий Григорьевич совершенно отошел от соединения в одном полотне различных жанров и работал только в пейзаже. Но в его пейзаже больше чувствуется технически четкое мышление времени, чем в полотнах с нарочито «индустриальными» мотивами. «Понять, что делается сегодня вокруг тебя, понять, в чем ты участвуешь, не выпасть, не выплеснуться из эпохи — это очень и очень многое в нашем творчестве»

Он был художник ищущий. Построенность последних его работ совершенно нерушима, не терпит ни малейших перемещений. Но при всем внешнем рационализме, прямо-таки математической четкости, она никогда не кажется холодным, рассчитанным расположением предметов и пятен на поверхности листа или холста.

Взято у kykolnik

http://kykolnik.livejournal.com/977731.html

Цыплаков Виктор Григорьевич (Россия, 1915-1986) «Портрет Георгия Нисского»

А. Дейнека в предисловии к альбому картин Нисского написал: «Его работы - не виды определенных мест, существующих на нашей планете, но своего рода эталоны лесов, полян, деревень. Именно потому, что в основе работ Нисского всегда лежит широкая обобщенная мысль, они звучат эпически»


1961 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Аэродром»

Сани, одинокий пешеход - малозаметные детали знаменитейшей картины. Угадали какой?

Зимняя равнина. Высокие полуголые сосны воткнуты в широкое и высокое небо. Но, вопреки этому извечному молчанию природы, не тронутой человеком, стремительно прочерчивает сумрачное темное небо красный самолет. Две силы противостоят друг другу, однако сравнительно небольшое, но всепобеждающее в своей стремительности создание рук человеческих одолевает спокойно-самоуверенную стихийную силу природы.


1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Над снегами»



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Предгорье»

Одна репродукция широко растиражирована, другая - из журнала.
Какая из них ближе к оригиналу так и не нашла, потому обе:


1963



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «У могилы друга»



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Уссурийский залив»



1960

«Где-то шел бегом, а сейчас мой шаг стал размеренней и тише» Георгий Нисский


1960 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Зимний вечер»


1961 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подмосковная ночь»


1965 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Зимний вечер»


1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер»

Владимир Воробьев в одном из своих эссе вспоминает о том, что у Нисского была интересная собачонка по кличке Редька, не знаю, какой породы, небольшая, лохматая и очень сообразительная. Она была похожа на Белого Бима Черное ухо с «прической» «Я тебя вижу, ты меня - нет», рябого грязно-белого цвета, точь-в-точь только что выдернутая из земли редька. Дружелюбная и любопытная, она, однако, слушалась только Жору. Они с ним вытворяли разные фокусы к радости ребятишек, которые собирались в гавани. С помощью одного трюка Жора выиграл бессчетное количество бутылок. Он заключался в том, что Жора предлагал спор, что Редька провисит на ветке дерева, держась за нее зубами, заданное время, например, час. При этом разрешалось всячески воздействовать на Редьку, чтобы она отцепилась, но без приложения рук и предметов. По команде или с помощью Жоры Редька цеплялась за ветку и начинала висеть. Что с ней только ни делали: и звали, и гнали, и дразнили колбасой - ничто не помогало. В исключительных случаях она только, не разжимая зубов, рычала на раздражителя. И только по команде Жоры отпускала ветку. Этот аттракцион очень нравился детям. Потом у Редьки появилась дочка Чука, ровного буро-коричневого цвета. И аттракцион был усложнен: Редька цеплялась за ветку, а Чука за редькин хвост. Вход в метро с собаками, не то, что сейчас, был строго запрещен. Но Жора на метро с Редькой ездил. У него был небольшой чемоданчик с дырочками для воздуха. Жора клал его на землю и говорил: «Редечка, мы едем на метро». И она там тут же уютно устраивалась.

Однажды вместе со Зворыкиным я побывал на его выставке на Кузнецком Мосту и там стал свидетелем фантастического зрелища. У Нисского было заготовлены акварельные картинки величиной в почтовую открытку. Возможно, их написали его ученики. Они изображали морской пейзаж с берегом и кустами на переднем плане. Нисский раздавал их знакомым как автографы, но перед этим делал несколько мазков черной кистью, то ли гуашью, то ли тушью: подъярчал прутики кустов и камешки на переднем плане, ставил птичек над водой. И на ваших глазах происходило чудо: пейзаж приобретал объемность, уходил вдаль.



1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В пути»



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер. Подмосковье»



1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Причал»



1966 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Набережная»


1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Яхты у берега»


1964 (?) Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Выход в море»



1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Натюрморт с вятской игрушкой»

Нисский был влюблен в русскую старину. Он побывал в Ростове, Владимире, Новгороде, Пскове. Однажды с Михаилом Петровичем Кончаловским Нисский приехал на этюды в Суздаль. Кончаловский тут же сел писать, а Георгий Григорьевич по привычке пошел бродить.

На склоне одного из окрестных холмов развалился на траве парень в начищенных сапогах и розовой шелковой рубашке, он бросил наземь велосипед и положил на раму вихрастую русую голову. Рядом с ним смиренно сидела девушка в белом платье. Козы у подножия холма обнюхивали кем-то оставленный мотороллер. В небе, как будто мелом, реактивный самолет вычерчивал сложную параболу. Жизнь шла своим чередом.

Когда Нисский в мастерской в Москве пробовал все это писать, получалось что-то не то. Детали мешали воспринимать целое.

И вот тогда случилось чудо. Сперва из пейзажа Суздаля улетел самолет и забрал с собой белый след, потом за ним уехал с холста мотороллер, а последним нехотя ушел красавец парень, уводя с собой велосипед и девушку. Остались только козы, да молодые женщины, да холмы. А в конце еще появилась на дневном небе луна.



1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Суздаль»



1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На лодке. Вечер»


1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Покров на Нерли»

Владимир Воробьев : «Однажды с Нисским произошла история, которая повлияла на него так сильно, что у него полностью изменился творческий стиль. 22 декабря 1959 года художник Кокорекин (1906-1959) привез из Индии в Москву чуму. Заболеваний было немного, но шум был большой. Кокорекин жил в одном доме с Нисским, и они были большие друзья. Наутро после приезда Кокорекин вышел из дома, а в это время во дворе Нисский делал профилактику своему «Москвичу». Они уже были готовы по старой привычке обняться и расцеловаться, но у Жоры руки были в нигроле, и они лишь договорившись увидеться вечером. Днем Кокорекина увезли в больницу, откуда он уже не вышел. Несколько человек все же заразилось. Жора очень переживал эту потерю и то, что его самого спасла только невероятная случайность. Некоторое время он, говорят, даже очень попивал, а когда вернулся к картинам, это был уже совсем другой художник. Его картины стали более стилизованы, в них как бы появилось дыхание чего-то космического...»


Чебаков Никита Никанорович (Россия, 1916-1968) «Портрет художника Георгия Григорьевича Нисского» 1962

В конце жизни Георгий Георгиевич долго и тяжело болел. Семьи у него не было, и последние годы он провел
в доме престарелых. Скончался живописец 18 июня 1987 года; похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Наследников у Георгия Григорьевича не было. Значительная часть его работ исчезла, и судьба их ныне неизвестна...

... Узловую окружал сосновый бор и заросшие лозой болота. По горячим от солнца рельсам, по пыльным путям узловой станции Новобелицы носится ватага босых шумных мальчишек. Один из них, русый, весь в веснушках, Жорка Нисский, сын станционного фельдшера, живет в маленьком домике, всего в ста метрах от железной дороги. В этом домике он родился, рос, и здесь под неуемный грохот и разноголосые крики поездов протекало его детство. Весь мир принадлежал ему - и звонкие лесные ручьи, и ленивая река Сож, и даже таинственное озеро, по которому ходили плоты, - все было в его владениях. Но самым дорогим в его мальчишечьем царстве была железная дорога с паровозами, водокачкой, семафорами.

Жорка ни минуты не сидел дома. Спозаранку убегал в лес, купался с ребятами в речке, потом спешил обратно, на станцию, чтобы успеть забраться на «кукушку» к знакомому машинисту, и под завистливые взоры друзей дать гудок и, замирая от счастья. Вот бы укатить из Новобелиц далеко-далеко... Приходил домой поздно, весь перемазанный мазутом, часто со сбитыми руками, в синяках. И тогда отец молча брал мокрое полотенце, и выдавал ежедневную порцию воспитания.

Каждое утро Жора он надевал красивую фуражку с двумя скрещенными лавровыми ветками и буквами «Г.Г.» - Гомельская гимназия, брал ранец и, благословляемый сияющей матерью, шёл в школу. Пройдя двадцать шагов до изгороди нырял в кусты, и мгновение спустя, перемахнув через забор, оказывался на чердаке родного дома, где его ждали холст, «кисти и купленные на сэкономленные от завтраков деньги краски фирмы «Гюнтер и Вагнер».

Жорка любил рисовать паровозы. Все было хорошо, пока дело не доходило до колес - тут шло криво, косо, и поезда упрямо стояли на месте. Юный художник частенько ревел от досады. Однажды он взял подсвечник с круглой подставкой, обвел ее карандашом, и поезд сразу покатил быстрее ветра. Местный живописец Зорин, однажды увидевший его рисунки, посоветовал продолжить занятия живописью. Вняв совету, Нисский поступил в местную студию.

В 1921 году Георгий Нисский поступил во Вхутемас.

Вхутемас. Сотни страниц исписаны о дерзких и восторженных вхутемасовцах, об их учителях, об удивительном времени дерзаний и чудачеств, о бесконечных спорах и дискуссиях, в жарком горниле которых рождался драгоценный сплав искусства.




1920 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Детский сад» эскиз



1920-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Женщина Востока»



1925 среди студентов Основного отделения Вхутемаса


1929 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Батуми»


1929 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Пейзаж с парусником»

Ребята любили спорт. Они боксировали, занимались легкой атлетикой, играли в волейбол. Волейболисты Вхутемаса держали первенство Москвы. В этой сборной команде одним из лучших был Георгий Нисский. Он недаром с детства слыл озорным и бесстрашным. Кто, как не он, бегал по парапету здания Вхутемаса на высоте восьмого этажа, пугая насмерть старушек, стоящих в очереди в Сандуновские бани. Кто, как не он, первым решил прыгнуть с самолета на парашюте и, когда друзья встретили его как героя, заявил, что «это все чепуха»...



1925 На крыше


1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Прыжок с парашютом»


1927 В физкультурном зале на Рождественке

Желание быть первым, познавать новое, дерзать - во всем этом было огромное влияние Маяковского. Владимир Владимирович часто встречался с молодежью Вхутемаса, а она его боготворила.

Когда Маяковский выступал в Политехническом музее, вхутемасовцы строились у себя во дворе на Рождественке в две колонны и с песнями подходили к дверям музея, безбилетные, сметали контроль и победоносно врывались в зал. Когда все рассаживались где могли, Маяковский улыбаясь говорил: «Ну что ж, можно начинать - Вхутемас пришел». Это была в искусстве пора бури и натиска, пора романтическая, давшая много славных имен...

Год 1930-й. Нисский заканчивает институт. Его дипломной работой была картина «Восстание французских моряков в Одессе».




1930 На выставке последнего выпуска живописного факультета Вхутеина


1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Восстание французских моряков в Одессе. (Восстание на "Жюле Барте")»

...Высокое осеннее небо с легкими перистыми облачками обещает перемену погоды. Но сегодня светит солнце, оно озаряет темную от угля и мазута землю, перечерченную рельсами железной дороги. Черным жуком не спеша ползет по путям паровоз, белым частоколом стоят перед ним семафоры с красными руками. Вот один из них будто нехотя поднял руку - путь свободен. Прохладно. Степной ветер срывает дым с трубы паровоза, поет в стальных проводах телеграфа, ерошит перышки стайки воробьев, зябко прижавшихся друг к другу.

«Осень». На редкость простой мотив, скупой, не богатый живописными аксессуарами, но почему он так волнует? Почему, несмотря на отсутствие традиционных примет золотой осени, вас невольно охватывает очарование? Казалось, как может типичный по атрибутам индустриальный пейзаж (паровоз, семафоры, телеграфные провода) быть глубоко интимным? В чем секрет его обаяния?

Нисский - поэт. Его видение мира глубоко лирично. Взволнованно, прочувствованно, он по-особому, по-своему воспринимает жизнь во всех ее проявлениях. И в громаде событий, и в самых мелких штрихах будней художник осмысливает все остро и точно. Он очень мало пишет с натуры, но зато много видит. Живописец ежедневно, ежеминутно снова открывает мир, мир своей мечты.

Новобелицы. Погожие дни лета 1932 года. Мастер приезжает погостить к родителям, отдохнуть, пописать. Он встает рано утром. Только взошло солнышко, и заискрился, засверкал сад, покрытый росой. Поют птицы, кругом благодать неописуемая. Он уходит в дальний глухой, «нестеровский» бор послушать шум сосен и голоса птиц, потом бредет к речке и долго-долго глядит, как ветер высоко в небе гоняет стаи облаков. Он встречает школьных товарищей, снова ездит на маневровой «кукушке» и снова приходит домой поздно вечером, весь перемазанный, усталый и счастливый. Вскоре Нисский обретает то состояние душевной наполненности, которое так необходимо для творчества поэтам и художникам.

Пейзаж «Осень» он написал дома, сидя на завалинке, по впечатлению, без этюдов. Отец любил сидеть поблизости, молча поглядывая на работу сына. На ко­ленях у него всегда укладывалась старая кошка Машка.

Так родился этот маленький шедевр:




1932-1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Семафоры. Осень»



1932 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Семафоры. Осень»



1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На путях. Май»



1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Бобрики »
с 1961 года город носит название Новомосковск



1935 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Железная дорога»



1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Железнодорожные пути»

В середине тридцатых годов Нисского увлекает тема моря. Он пишет ряд картин, создавших ему известность. Но он ни на один час не бросает поисков. В его мастерской рождаются десятки маленьких эскизов, носящих в себе планы новых картин, новых решений.
Текст из книги Долгополов И.В. «Мастера: Новеллы о художниках» Москва: Воениздат, 1981



1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На рейде»



1936 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Морской вид. Севастополь. Артиллерийская бухта»



1937 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Маневры Черноморского флота»



1936 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Балаклава. На берегу»


1930


1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Мы моряки»



1932 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Магнолия»


1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На палубе»



1934 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Самолеты в горах»



1937 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На Дальнем Востоке. Аэродром»


1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) обложка журнала


1939 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Самолёт "Москва"»



просмотров