Андрей битов личная жизнь. За одну битую Битовым двух небитых Битовым дают…. "Пушкинский дом": история создания

Андрей битов личная жизнь. За одну битую Битовым двух небитых Битовым дают…. "Пушкинский дом": история создания


Странная история случилась в доме московского ПЭН-центра. Якобы Андрей Битов, который еще недавно был «нашим всем», поднял руку на женщину. Да не просто - на своего «начальника» - первого секретаря самого приличного Союза российских писателей (которому многие - главным образом из числа московской литературной тусовки - отказывают в праве на существование, потому что вокруг него сгрудились придирчивые провинциалы, портящие заевшимся москвичам их бочку меда своей дерущей рот деревянной ложкой дегтя)…

Сюжет с дележом принадлежащего Литфонду немногого оставшегося на его баллансе имущества, в частности переделкинских дач, занятых разного рода литераторами, а также их отпрысками и вдовами, давно у всех на слуху. Двое из наиболее прытких квартиросъемщиков успели тишком приватизировать общественную собственность и обратить ее в личное пользование. Фамилии счастливцев - Евтушенко и Юрий Поляков. Первого кто-то назвал - очень удачно, на мой взгляд - «великим имитатором совести», а у второго нет пока устойчивой, прилипшей на века «погонялы» (это слово такое из воровского жаргона - недавно пополнила свой багаж), но он тоже, хлебом не корми, страсть как любит поучать с экрана, читать подрастающему поколению прописи по части морали и нравств-ти.

О Юрии Полякове мне уже приходись высказываться -

ЮРИЙ ПОЛЯКОВ И ПОЛЯКОВЩИНА

Оказывается, оставшиеся постояльцы Переделкино живут на грани бунта - им тоже хочется присвоить кусок собственности, оказавшийся в их пользовании, вот и придумывают разные ухищрения, чтоб обойти закон и нескольких немногих, оставшихся на их пути порядочных людей. Таких - как Василенко, заявившую, что она противник приватизации. Не сегодня было сказано, что «квартирный вопрос» москвичей испортил. А если эти москвичи - литераторы? Натуры творческие, эмоционально лабильные?

Короче, Андрей Битов, обеспамятев от выпитого, сначала объяснил всем, что он живет в Переделкино давно и покидать его не собирается, его потомки взросли под сенью переделкинских сосен и он полагает, что имеет право отписать эту сень отпрыскам в вечное пользование, а потом с криком врезал Василенко по челюсти так, что женщина упала наземь и очутилась в больнице.

Вот самое четкое изложение вопроса:

http://www.m-s-p-s.ru/data/06_OLG_1112.pdf

Несколько мыслей по поводу..

Меня, например, удивило, что в числе пользователей переделкинскими дачами до сих пор числятся вдовы и потомки Георгия Маркова, Михаила Алексеева, какого-то Вергилеса (кто его знает?). Айтматова, Шатрова, Ткаченко, Казанцева…

Казалось бы, где Марков с Вергилесом - а где мы?

Ни одного из этих фигурантов в литературной ситуации нет и не предвидится.

Совсем другие люди пишут, печатаются, обращают на себя внимание, создают литпроцесс. Советские содержанки, чьи репутации вспухали на советских тиражах и советских гонорарах в обстановке эстетического вакуума, продолжают претендовать на свою исключительность, сгрудившись в маленький такой уютный островок совка, богадельню по-совписовски.

Имея некоторым образом отношение к кино и даже входя в различные структуры, хочу сообщить, что киношники ведут себя много скромнее. Хотя, конечно, у нас тоже непросто - настоящим бедствием стало так называемое «папино кино». Это когда отпрыски знатных кинофамилий, пользуясь доступными рычагами влияния, вырываются в первые ряды пользователей бюджетными ассигнованиями. Имя им легион: герман-мл, бондарчук-мл, евстигнеев-мл, янковский-мл, кавалеридзе-мл, михалковы, михалковы, михалковы-мл… Они еще и размножаются - на очереди внуки и даже правнуки киномастеров советского прошлого - совсем как в приличном бантустане, где все передается по наследству - набедренные повязки из пальмовых листьев, банановые плантации, наложницы, вязанки стеклянных бус, вхожесть в кабинеты, включая саму власть.

Какова мораль этого поста?

Да нет тут никакой морали.

В очередной, бесчисленный раз речь идет об аберрации, странных извивах сознания, человеческой низости, подлости, уродстве и т.д. - то есть явлениях, от которых не застрахован никто, даже самые наши дорогие и многочитаемые (в прошлом), не умеющие справиться с безвестностью, забвением, бедностью (относительной), старостью, ветхостью. Я хорошо знала последнюю жену Андрея Битова - Наташу, милую умницу и скромницу, преподававшую в СПб универ-те то одно, то другое, последние годы с подачи Андрея ездившую по забугорным университетам с чтением дилетантских лекций. Несколько лет назад Наташи не стало. Она была младше Андрея на 16 лет, но много сил отняла борьба за больного мужа. Я всей душою сочувствую Андрею, в жизни которого наступила черная полоса, пережившего тяжелую болезнь, операции, вынужденного содержать многочисленных иждивенцев от трех браков (числом восемь, если не больше - со слов Наташи), душою я вместе с ним, грущу по ушедшей подруге, и горько я слезы лью, НО СТРОК ПЕЧАЛЬНЫХ НЕ СМЫВАЮ...

Дон-Жуанский список Андрея Битова - …

Андрей Битов - писатель -шестидесятник, один из основателей постмодернизма в отечественной литературе. Среди его произведений наиболее известен роман " Пушкинский дом" . В статье изложена история написания этой книги, а также биография Андрея Битова.

Ранние годы

Андрей Георгиевич Битов родился в 1937 году в Ленинграде. Его отец был архитектором. Мать - юристом. Писать Андрей Битов начал в возрасте девятнадцати лет. В 1954 году будущий прозаик окончил общеобразовательную школу. Расположена она была на Фонтанке. Это была первая школа в Северной столице, где большая часть предметов преподавалась на английском языке.

После получения аттестата зрелости Битов поступил в горный институт. Будучи студентом, он участвовал в литературном объединении, которым руководил Глеб Семёнов. В 1957 году Битов был призван в армию, служил на Севере. А затем восстановился в институте и окончил его в 1962 году. Творческий путь Андрей Битов начал с написания стихотворений. Первые были созданы под влиянием писателя Виктора Голявкина . Ранние рассказы Битова были опубликованы лишь в начале девяностых. В многочисленных интервью Битов не раз подчеркивал , что профессиональным писателем не является и на это звание не претендует.

Произведения

До начала перестройки Андрей Битов опубликовал около десяти книг и сборников рассказов. В 1965 году был принят в Союз писателей. " Пушкинский дом" Андрея Битова был опубликован впервые в США. Являясь одним из ярчайших представителей шестидесятников, писатель в своих произведениях поднимал наиболее актуальные вопросы своего времени. Его герои часто были диссидентами или людьми, стремящимися к инакомыслию.

Вышеупомянутый роман имеет немалое значение в биографии Андрея Битова. После того как это произведение было опубликовано за границей, печатать другие книги автора в Советском Союзе запретили. Запрет этот действовал вплоть до 1986 года. С перестройкой в его жизни многое изменилось. Он наконец стал выездным.

За рубежом писатель читал лекции, участвовал в симпозиумах. Битов известен не только как автор прозаических произведений, но и как правозащитник. Он, кроме того, является одним из основателей российского пен-клуба . С 1991 года Андрей Битов является президентом этой неправительственной правозащитной организации. Приблизительно в это же время было создано неформальное объединение " БаГаЖъ " .

Произведения Андрея Битова: " Большой шар" , " Уроки Армении " , " Образ жизни" , " Книга путешествия" , " Жизнь в ветреную погоду" , " Оглашенный" , " Похороны Доктора" , " Обоснованная ревность" . Стоит рассказать о самой известной книге Андрея Битова.

"Пушкинский дом": история создания

В те времена просто так подобные статьи в прессе не появлялись, тем более в " Вечернем Ленинграде" . После этого, как правило, следовал арест. Так и случилось. Поэт был вскоре арестован, а затем отправлен в психиатрическую лечебницу, а после - в ссылку. Этого поэта звали Иосиф Бродский . Именно он вдохновил Битова на написание романа, который прославил его далеко за пределами Советского Союза. Но " Пушкинский дом" - книга не о Бродском. Это роман о непростых временах, когда только самым сильным удавалось жить в согласии с собственной совестью.

Отзывы

Андрей Битов утверждал, что на его творчество оказали влияние Достоевский, Пруст и Набоков. Что же касается прототипа главного героя из романа " Пушкинский дом" , то им можно назвать (русского поэта и прозаика), а также Михаила Бахтина - учёного , имя которого известно, пожалуй, каждому первокурснику филологического факультета.

Критики ставят роман " Пушкинские дом" в один ряд с такими произведениями, как " Школа для дураков" , " Москва - Петушки " , " Прогулки с Пушкиным" , написанными ярчайшими представителями русского постмодернизма. Согласно мнению критиков, книга является одним из важнейших последствий оттепели . Андрей Битов - лауреат нескольких государственных премий . Он и сегодня продолжает писать, в том числе и стихи.

Главный герой - молодой ученый Лев Одоевцев. Он филолог в третьем поколении. Когда-то давно, ещё в тридцатые годы, деда главного героя посадили по политической статье. Прошло много лет, начались репрессии. Из лагеря вернулся сосед Одоевцевых. А вскоре родители вспомнили о деде, который много лет провел в заключении . Главному герою романа предстоит познакомиться со своим родственником, он поймет то, о чем раньше даже не догадывался. В том числе узнает , что его отец когда-то отказался от своего родного отца.

Роман называется "Пушкинский дом", потому как после окончания филологического факультета и защиты диссертации Одоевцев устраивается в институт русской литературы. Здесь и происходят главные события произведения.

После издания " Пушкинского дома" в творческой карьере Битова наступила пауза. И дело вовсе не в том, что ему было уже больше не о чем писать. Эта книга оказалась столь значительной, что заслонила созданные рассказы и повести в ранний и поздний период.

Родился 27 мая 1937 года в Ленинграде. Потомственный петербуржец. Отец – Битов Георгий Леонидович (1902–1977), архитектор. Мать – Кедрова Ольга Алексеевна (1905–1990), юрист. Дети: Анна (1962 г. рожд.), Иван (1977 г. рожд.), Георгий (1988 г. рожд.).

Первые воспоминания детства у Андрея Битова связаны с блокадной зимой 1941/42 года. Потом была эвакуация на Урал, затем переезд в Ташкент, с которых он начал свои «путешествия», не прекращающиеся и по сей день. В школьные годы увлекся альпинизмом, в 16 лет получил значок «Альпинист СССР». Тогда же открыл для себя бодибилдинг. Любовь к горам привела его в 1957 году в Ленинградский горный институт на геолого-разведочный факультет. Писать Андрей Битов начал будучи студентом. В институте он вошел в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др.

В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. Тогда же он начал писать прозу. Первые рассказы были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» в 1960 году. Эти рассказы потом вошли в сборник «Большой шар», вышедший в 1963 году в Ленинграде. С этого года Андрей Битов становится профессиональным писателем. В 1965 году он был принят в Союз писателей СССР.

В 1965–1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р. Габриадзе, В. Маканин, Р. Ибрагимбеков, Г. Матевосян.

1973–1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности «теория литературы», была представлена к защите, но защищать ее он не стал.

В 1967 году в Москве вышла первая книга – «Дачная местность», затем последовали: «Аптекарский остров» (1968), «Уроки Армении» (1969), «Образ жизни» (1972), «Дни человека» (1976), «Семь путешествий» (1976). После выхода романа «Пушкинский дом» в 1978 году в США и участия в составлении бесцензурного альманаха «Метрополь» в 1979 году он практически не печатался до прихода к власти М.С. Горбачева. В связи с перестройкой начались новые времена. В 1986 году были изданы книги Андрея Битова «Грузинский альбом», «Человек в пейзаже» и «Статьи из романа». В 1987 году вышел роман «Улетающий Монахов».

Андрей Битов выпустил сборники стихов «Дерево» и «В четверг после дождя» (СПб.: Пушкинский фонд, 1997). У автора есть замысел написать пьесу – из не освоенных им жанров осталась драматургия. Сочинения А. Битова переводились почти на все европейские языки.

С 1978 года у писателя началась жизнь на два города – Москву и Ленинград. Он считает себя рекордсменом этого маршрута. С 1986 года начались постоянные переезды: Москва – Ленинград – заграница. В 1992–1993 годах в Берлине научная коллегия («Wisshenschafts Kolleg») предоставила А. Битову условия для работы над его любимой темой. До него из россиян такое право было предоставлено А. Шнитке и О. Иоселиани. За это время А. Битовым была закончена «Империя в четырех измерениях», она была издана в России в 1996 году. «Империя...» соответствует последовательности англоязычных изданий: «Life in Windy Weather» (1986), «Pushkin House» (1987), «Captive of the Caucasus» (1988), «The Monkey Link» (1995). Последние книги А. Битова: «Оглашенные» и «Первая книга автора» (1996), «В четверг после дождя» и «Новый Гулливер» (1997), «Неизбежность ненаписанного» (1998), «Дерево» и «Предположение жить, 1836» (1999), «Вычитание зайца, 1825» (2001), последняя книга на английском языке – «Life Without Us» (1999).

Лучшие дня

С осени 1986 года Андрей Битов стал «выездным», выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов. Преподавал русскую литературу за рубежом, в частности в США: Weslyan University, Connecticut (штат Коннектикут, 1988), NYU (Нью-йоркский университет, 1995), Princeton (Принстонский университет, 1996).

С 1988 года А. Битов участвовал в создании российского Пен-клуба, а с 1991 года – он его президент. А. Битов работал в кино. В 1979 году он написал сценарий для фильма «В четверг и больше никогда» (режиссер А. Эфрос), в 1967 году был соавтором сценария советско-японского фильма «Маленький беглец». Однажды А. Битов даже снялся в фильме Сергея Соловьева «Чужая, белая и рябой». В 1990 году он стал первым лауреатом Пушкинской премии в Германии. В 1992 году ему присуждена Государственная премия РФ за роман «Улетающий Монахов».

В 1997 году он вновь стал лауреатом Государственной премии РФ и премии «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные» (последний роман, завершающий «Империю в четырех измерениях»). А. Битов – лауреат международных премий: Андрея Белого в Санкт-Петербурге (1990), Лучшая иностранная книга года (Париж, 1990) за роман «Пушкинский дом». А. Битов – Шевалье ордена искусств и литературы (Франция), сопрезидент Набоковского фонда в Санкт-Петербурге, председатель комиссии по наследству Андрея Платонова, член президиума Мандельштамовского общества.

А. Битов – лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонек» и др. С 1997 года А. Битов – почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана. А. Битов – вице-президент международной ассоциации «Мир культуры» (президент – Фазиль Искандер), вице-президент европейского сообщества интеллектуалов «Гулливер» с центром в Амстердаме, член жюри «Пушкинской премии» в Гамбурге, член жюри премии «Триумф», член комитета по присуждению Государственной премии РФ. В 1999 году был членом жюри Всемирного конкурса эссе в Веймаре.

Что касается свободного времени, А. Битов говорит, что со временем хобби становится профессией. Любовь к кино привела к профессии сценариста и актера, любовь к книге – к участию в дизайне собственных книг, любовь к музыке – к созданию Пушкинского джаза, где чтение черновиков А.С. Пушкина сопровождается джазовой импровизацией. В 1998–1999 годах Пушкинский джаз гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве. Нелюбовь к монументальной скульптуре привела к идее «минимонументализма» (совместно с Резо Габриадзе). Как пример – памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Зайцу – в селе Михайловском и т. п. Сама идея воссоединения профессии с хобби привела к созданию в 1991 году неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий и примкнувшие к ним Ю. Рост, А. Великанов, В. Тарасов и др.). По словам Андрея Битова, вся его жизнь – это «сплошное путешествие, которое уже нельзя назвать хобби».

Битов Андрей Георгиевич - российский писатель, начинавший работать еще в советское время. Один из классиков современного искусства. Считается основателем русского постмодернизма. Является членом Российской академии художеств. О жизни и творчестве этого замечательного писателя мы и поговорим далее.

Андрей Битов: биография (детство)

Родился будущий писатель 27 мая 1937 года в Петербурге, как и многие поколения его предков. Его отец Георгий Леонидович был архитектором по образованию. Мать Ольга Алексеевна работала юристом. Андрей был единственным ребенком в семье.

Блокадная зима 41-42 годов - это первое, что помнит из своего детства Андрей Битов. Семья будущего литератора с огромным трудом пережила это тяжкое время, а затем была эвакуирована на Урал. Потом Битовы перебрались в Ташкент, отсюда и начались долгие скитания писателя, которые продолжаются и сегодня.

В школьные годы Андрей стал заниматься альпинизмом, и в 16 лет даже был награжден почетным значком «Альпинист СССР». В эти же годы увлекся бодибилдингом.

Учеба в вузе и стройбат

Именно любовь к горам стала причиной того, что он в 1957 году поступил на факультет геологоразведки в горный институт Ленинграда. В студенческие годы впервые попробовал себя в роли писателя. После этого вошел в литобъединение института. Здесь же познакомился с такими известными сегодня поэтами, как А. Городницкий, А. Кушнер, Г. Горбовский, В. Британишский и пр.

В связи с венгерскими событиями в 1957 году сборник литобъединения, куда входили и первые произведения Андрея Георгиевича, был показательно сожжен в институтском дворе. Сразу же после этого писателя исключили, после чего он оказался в армии и был отправлен на Север в стройбат.

В 1958 году Битов демобилизовался, после чего восстановился в институте на тот же факультет и окончил его в 1962 году. В это же время он начинает писать прозу. Его первые рассказы появились в 1960 на страницах альманаха «Молодой Ленинград». Позднее эти произведения войдут в сборник 1963 года «Большой шар». Битов становится профессиональным литератором. В 1965 его принимают в Союз писателей СССР.

Первые книги

С 1965 по 1967 Андрей Битов посещал Высшие сценарные курсы, проходившие в Москве при Госкино. Затем писатель решает окончить аспирантуру Института мировой литературы. Этим он занимается два года (1973-74). За это время написал диссертацию по теории литературы, но отказался ее защищать.

В 1967 выходит первая книга писателя - «Дачная местность». После этого было опубликовано несколько его романов, среди которых: «Уроки Армении», «Аптекарский остров», «Семь путешествий», «День человека». Самое известное произведение Битова, «Пушкинский дом», не был допущен к изданию в СССР. Поэтому его издали в США в 1978 году. Затем писатель участвовал в 1979 в бесцензурном альманахе «Метрополь». В эти годы на родине его практически не печатали. Только приход Горбачева к власти изменил ситуацию. После перестройки издали все неопубликованные произведения Битова.

Постоянные разъезды

С 1978 писатель начинает разрываться между Москвой и Ленинградом, он живет то в одном, то в другом городе. В 1986, когда он стал «выездным», к этому маршруту присоединяется заграница. Научная коллегия Берлина с 1992 по 1993 год предоставила Битову все условия для написания новой книги. Итогом стала публикация романа «Империя в четырех измерениях». До Андрея Георгиевича такой чести удостаивались только двое российских писателей.

Также с 1986 года писатель начинает выступать с чтениями и лекциями во многих европейских странах, участвует в симпозиумах и конференциях. Одно время даже преподавал в США русскую литературу.

Работа в кино

В 1988 Андрей Битов участвует в создании русского Пен-клуба, президентом которого он и стал через два года. Параллельно с литераторством, работал в кино. Так он является автором сценария к фильмам «В четверг и больше никогда» и «Маленький беглец». Битов даже выступил в роли актера в фильме «Чужая белая и рябой» режиссера Сергея Соловьева.

С 1997 Битов является почетным доктором Ереванского госуниверситета и почетным гражданином Еревана. Также писатель занимает должность вице-президента сообществ «Мир культуры» и «Гулливер». Битова часто приглашают стать членом всевозможных жюри на литературных конкурсах. Например, в 1999 году он выступил в этой роли в Веймаре на Всемирном конкурсе эссе.

Хобби и увлечения

Андрей Битов считает, что постепенно хобби превращается в профессию. И это подтверждает биография писателя. Увлеченность кино сделала его сценаристом и актером, любовь к книгам привела к писательству, пристрастие к музыке вылилось в создание пушкинского джаза, когда чтения произведений русского классика сопровождается джазовой импровизацией. Пренебрежение Битова к монументальной скульптуре стала началом «минимонументализма». Примером является петербургский памятник Чижику-Пыжику или "Заяц", поставленный в селе Михайловском.

Идея соединения хобби и профессии стала причиной создания «БаГаЖъ» в 1991. В это неформальное объединение вошли: Алешковский, Ахмадулина, Жванецкий, Тарасов, Великанов, Рост и пр. Если верить самому писателю, то он считает свою жизнь путешествием, «которое уже нельзя назвать хобби».

На сегодняшний день Битов живет то в Москве, то в Питере. Сочинения автора переведены на множество европейских языков.

Награды

Андрей Битов имеет множество различных наград и премий. Перечислим самые значимые из них:

  • «Знак Почета» (СССР).
  • Орден за заслуги в литературе и искусстве (Франция).
  • Является лауреатом премии за лучшее иностранное произведение (Франция).
  • Премия Андрея Белого (Петербург).
  • «Северная Пальмира».
  • Царскосельская художественная премия.
  • Бунинская премия.
  • Пушкинская премия (Германия).

Также Битов является сопрезидентом Набоковского фонда в Петербурге, председателем комиссии наследия Андрея Платонова и членом президиума общества Мандельштама.

Не раз был лауреатом премий журналов «Новый мир», «Дружба народов», «Звезда», «Иностранная литература», «Огонек» и пр.

Андрей Битов: личная жизнь

О личной жизни писателя очень сложной найти какую-либо информацию. Единственное, что можно сказать точно, - у писателя есть трое детей. О количестве же браков, и были ли они, ничего не известно. Итак, у Битова двое сыновей - Григорий, родившийся в 1988, Иван - 1977 г. р., и дочь Анна, самая старшая - родилась в 1962 г..

«Пушкинский дом»

Именно из-за этого романа был назван одним из родоначальников русского постмодернизма Андрей Битов. Книги писателя и до этого сильно выделялись на фоне соцреализма, но это произведение стало вершиной его литературного таланта.

В «Пушкинском доме» автор не только охватывает пространство Петербурга, но и вбирает всю русскую литературу. Написана книга была в 1964 году, но долгое время передавалась из рук в руки в виде рукописи, так как в печать ее не принимали. Однако после публикации в США роман тут же стал культовым, а Битов был назван «русским Джойсом».

В центре сюжета находится потомственный филолог Лев Одоевцев, наследник известной фамилии, который осознает себя через призму классической русской литературы. Однако нравы современности уже не те, и жизнь Петербурга сильно изменилась. И Лева делает попытку осознать и осмыслить эти перемены.

«Преподаватель симметрии»

Одна из последних книг автора - «Преподаватель симметрии». Андрей Битов и на этот раз оправдал свое звание превосходного литератора. Роман состоит из глав, которые можно читать как отдельное законченное произведение. Объединены истории одним «автором» - Э. Тайрд-Боффин, которая пишет о другом «авторе» - Урбино Ваноски. Битов же отводит себе роль человека, который когда-то читал эту книгу, но потерял, а сейчас пытается ее вспомнить и перенести на бумагу. При этом читатель может не читать все произведение, а выбрать только некоторые рассказы, которые ему понравились.

Битов - ярчайший представитель русской литературы конца 20-начала 21 века. Значимость его творчества невозможно переоценить не только для нашей страны, но и для всей мировой культуры.

Родился 27 мая 1937 года в Ленинграде. Потомственный петербуржец. Отец - Битов Георгий Леонидович (1902-1977), архитектор. Мать - Кедрова Ольга Алексеевна (1905-1990), юрист. Дети: Анна (1962 г. рожд.), Иван (1977 г. рожд.), Георгий (1988 г. рожд.).
Первые воспоминания детства у Андрея Битова связаны с блокадной зимой 1941/42 года. Потом была эвакуация на Урал, затем переезд в Ташкент, с которых он начал свои «путешествия», не прекращающиеся и по сей день. В школьные годы увлекся альпинизмом, в 16 лет получил значок «Альпинист СССР». Тогда же открыл для себя бодибилдинг. Любовь к горам привела его в 1957 году в Ленинградский горный институт на геолого-разведочный факультет. Писать Андрей Битов начал будучи студентом. В институте он вошел в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др.
В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. Тогда же он начал писать прозу. Первые рассказы были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» в 1960 году. Эти рассказы потом вошли в сборник «Большой шар», вышедший в 1963 году в Ленинграде. С этого года Андрей Битов становится профессиональным писателем. В 1965 году он был принят в Союз писателей СССР.
В 1965-1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р. Габриадзе, В. Маканин, Р. Ибрагимбеков, Г. Матевосян.
1973-1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности «теория литературы», была представлена к защите, но защищать ее он не стал.
В 1967 году в Москве вышла первая книга - «Дачная местность», затем последовали: «Аптекарский остров» (1968), «Уроки Армении» (1969), «Образ жизни» (1972), «Дни человека» (1976), «Семь путешествий» (1976). После выхода романа «Пушкинский дом» в 1978 году в США и участия в составлении бесцензурного альманаха «Метрополь» в 1979 году он практически не печатался до прихода к власти М.С. Горбачева. В связи с перестройкой начались новые времена. В 1986 году были изданы книги Андрея Битова «Грузинский альбом», «Человек в пейзаже» и «Статьи из романа». В 1987 году вышел роман «Улетающий Монахов».
Андрей Битов выпустил сборники стихов «Дерево» и «В четверг после дождя» (СПб.: Пушкинский фонд, 1997). У автора есть замысел написать пьесу - из не освоенных им жанров осталась драматургия. Сочинения А. Битова переводились почти на все европейские языки.
С 1978 года у писателя началась жизнь на два города - Москву и Ленинград. Он считает себя рекордсменом этого маршрута. С 1986 года начались постоянные переезды: Москва - Ленинград - заграница. В 1992-1993 годах в Берлине научная коллегия («Wisshenschafts Kolleg») предоставила А. Битову условия для работы над его любимой темой. До него из россиян такое право было предоставлено А. Шнитке и О. Иоселиани. За это время А. Битовым была закончена «Империя в четырех измерениях», она была издана в России в 1996 году. «Империя...» соответствует последовательности англоязычных изданий: «Life in Windy Weather» (1986), «Pushkin House» (1987), «Captive of the Caucasus» (1988), «The Monkey Link» (1995). Последние книги А. Битова: «Оглашенные» и «Первая книга автора» (1996), «В четверг после дождя» и «Новый Гулливер» (1997), «Неизбежность ненаписанного» (1998), «Дерево» и «Предположение жить, 1836» (1999), «Вычитание зайца, 1825» (2001), последняя книга на английском языке - «Life Without Us» (1999).
С осени 1986 года Андрей Битов стал «выездным», выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов. Преподавал русскую литературу за рубежом, в частности в США: Weslyan University, Connecticut (штат Коннектикут, 1988), NYU (Нью-йоркский университет, 1995), Princeton (Принстонский университет, 1996).
С 1988 года А. Битов участвовал в создании российского Пен-клуба, а с 1991 года - он его президент. А. Битов работал в кино. В 1979 году он написал сценарий для фильма «В четверг и больше никогда» (режиссер А. Эфрос), в 1967 году был соавтором сценария советско-японского фильма «Маленький беглец». Однажды А. Битов даже снялся в фильме Сергея Соловьева «Чужая, белая и рябой». В 1990 году он стал первым лауреатом Пушкинской премии в Германии. В 1992 году ему присуждена Государственная премия РФ за роман «Улетающий Монахов».
В 1997 году он вновь стал лауреатом Государственной премии РФ и премии «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные» (последний роман, завершающий «Империю в четырех измерениях»). А. Битов - лауреат международных премий: Андрея Белого в Санкт-Петербурге (1990), Лучшая иностранная книга года (Париж, 1990) за роман «Пушкинский дом». А. Битов - Шевалье ордена искусств и литературы (Франция), сопрезидент Набоковского фонда в Санкт-Петербурге, председатель комиссии по наследству Андрея Платонова, член президиума Мандельштамовского общества.
А. Битов - лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонек» и др. С 1997 года А. Битов - почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана. А. Битов - вице-президент международной ассоциации «Мир культуры» (президент - Фазиль Искандер), вице-президент европейского сообщества интеллектуалов «Гулливер» с центром в Амстердаме, член жюри «Пушкинской премии» в Гамбурге, член жюри премии «Триумф», член комитета по присуждению Государственной премии РФ. В 1999 году был членом жюри Всемирного конкурса эссе в Веймаре.
Что касается свободного времени, А. Битов говорит, что со временем хобби становится профессией. Любовь к кино привела к профессии сценариста и актера, любовь к книге - к участию в дизайне собственных книг, любовь к музыке - к созданию Пушкинского джаза, где чтение черновиков А.С. Пушкина сопровождается джазовой импровизацией. В 1998-1999 годах Пушкинский джаз гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве. Нелюбовь к монументальной скульптуре привела к идее «минимонументализма» (совместно с Резо Габриадзе). Как пример - памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Зайцу - в селе Михайловском и т. п. Сама идея воссоединения профессии с хобби привела к созданию в 1991 году неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий и примкнувшие к ним Ю. Рост, А. Великанов, В. Тарасов и др.). По словам Андрея Битова, вся его жизнь - это «сплошное путешествие, которое уже нельзя назвать хобби».
Живет и работает в Москве и Санкт-Петербурге.
Библиография
1960 — три рассказа в альманахе «Молодой Ленинград»
1963 — «Большой шар»
1965 — «Такое долгое детство»
1967 — «Дачная местность»
1968 — «Аптекарский остров», «Путешествие к другу детства»
1972 — «Образ жизни»
1976 — «Семь путешествий», «Дни человека»
1978 — «Пушкинский дом»
1980 — «Воскресный день»
1985 — «Грузинский альбом»
1986 — «Статьи из романа», «Книга путешествий»
1988 — «Человек в пейзаже», «Последняя повесть»
1989 — «Повести и рассказы», «Пушкинский дом»
1990 — «Улетающий Монахов»
1991 — «Мы проснулись в незнакомой стране», «Жизнь в ветреную погоду», С/С в трех томах
1993 — «Ожидание обезьян», «Вычитание зайца»
1995 — «Оглашенные»
1996 — «Первая книга автора», «Империя в четырех измерениях»
1997 — «Новый Гулливер», «В четверг после дождя», «Записки новичка»
1998 — «Обоснованная ревность», «Неизбежность ненаписанного», «Дерево»
1999 — «Похороны Доктора»
2008 — «Преподаватель симметрии»
Титулы, награды и премии
1987 — Орден «Знак Почёта»
1989 — Пушкинская премия фонда А.Тепфера (Германия)
1990 — Премия за лучшую иностранную книгу года (Франция), за роман «Пушкинский дом» и премия Андрея Белого (Санкт-Петербург)
1992 — Государственная премия Российской Федерации за роман «Улетающий Монахов»
1993 — Орден «За заслуги в искусстве и литературе» (Франция)
1997 — Государственная премия Российской Федерации и премия «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные»
1999 — Царскосельская художественная премия, медаль Мовсеса Хоренаци (Армения)
Лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонёк» и др.
С 1997 года — Почётный доктор Ереванского государственного университета и Почетный гражданин города Еревана.
Экранизации
"Улетающий Монахов"
2008 г. Россия, 80 мин.
реж. Александр Дзюбло
В ролях: Максим Костромыкин, Олеся Казаева, Юрий Шибанов



просмотров