Биография уильяма шекспира кратко самое главное. Биография

Биография уильяма шекспира кратко самое главное. Биография

Уильям Шекспир (1564-1616) – великий английский поэт и драматург, входит в число лучших писателей мира, национальный поэт Англии. Произведения Шекспира имеют переводы на все основные языки мира и наибольшее количество театральных постановок по сравнению со всеми другими драматургами.

Рождение и семья

Уильям родился в 1564 году в небольшом местечке Стратфорд-апон-Эйвон. Точно неизвестен день его рождения, есть только запись о крещении малыша, которая прошла 26 апреля. Так как в то время младенцев крестили на третий день после рождения, предполагается, что поэт появился на свет 23 апреля.

Отец будущего гения, Джон Шекспир (1530-1601), – зажиточный горожанин, занимался торговлей мясом, шерстью и зерном, имел перчаточное ремесло, позднее увлёкся политикой. Он часто избирался на значимые в обществе должности: в 1565 году олдерменом (членом муниципального собрания), в 1568 году бальи (мэром города). В Стратфорде отец имел много домов, так что семья далеко не бедствовала. Отец никогда не ходил на службу в церковь, за это на него возлагались немалые штрафы, предполагается, что он тайно исповедовал католицизм.

Мама поэта, Мэри Арден (1537-1608), вышла из старейшего дворянского рода Саксонии. Уильям был третьим из восьми детей, родившихся в семье Шекспиров.

Учёба

Маленький Шекспир посещал местную «грамматическую» школу, где занимался риторикой, латынью и грамматикой. Дети в подлиннике знакомились с произведениями знаменитых древних мыслителей и поэтов: Сенеки, Виргилия, Цицерона, Горация, Овидия. Это раннее изучение лучших умов отложило отпечаток на дальнейшее творчество Уильяма.

Провинциальный городок Стратфорд был маленький, все люди знали там друг друга в лицо, общались независимо от сословия. Шекспир играл с детьми обычных горожан и знакомился с их жизнью. Он познавал фольклор и впоследствии списывал со стратфордских жителей многих героев своих произведений. В его пьесах появятся хитрые слуги, высокомерные вельможи, простые люди, страдающие из-за рамок условностей, все эти образы он черпал в детских воспоминаниях.

Молодые годы

Шекспир был очень трудолюбивым, тем более что жизнь заставила его рано начать работать. Когда Уильяму было 16 лет, отец совсем запутался в своих торговых делах, обанкротился и не мог содержать семью. Будущий поэт пробовал себя в качестве сельского учителя и подмастерья в мясной лавке. Уже тогда проявлялась его творческая натура, перед тем, как забить животное, он произносил торжественную речь.

Когда Шекспиру было 18 лет, он сочетался браком с 26-летней Энн Хатауэй. Отец Энн был местным землевладельцем, на момент бракосочетания девушка ждала ребёнка. В 1583 году Энн родила девочку Сьюзен, в 1585 году в семье появилась двойня – девочка Джудит и мальчик Хемнет (умер в 11 лет).

Спустя три года после женитьбы семья уехала в Лондон, потому что Уильяму пришлось скрываться от местного помещика Томаса Люси. В те времена считалось особой доблестью убить оленя в поместье местного богача. Этим занимался Шекспир, и Томас начал его преследование.

Творчество

В английской столице Шекспир устроился работать в театр. Сначала его работа заключалась в присмотре за лошадьми посетителей театра. Потом ему доверили «штопать пьесы», на современный лад он был рерайтером, то есть переделывал старые произведения для новых спектаклей. Пробовал играть на сцене, но знаменитого актёра из него не вышло.

Со временем Уильяму предложили работу театрального драматурга. Его комедии и трагедии играла труппа «Слуги лорда-камергера», которая занимала одну из ведущих позиций среди театральных лондонских коллективов. В 1594 году Уильям стал совладельцем этой труппы. В 1603 году после кончины королевы Елизаветы коллектив переименовали в «Слуги Короля».

В 1599 году на южном берегу реки Темзы Уильям с партнёрами выстроил новый театр, получивший название «Глобус». К 1608 году относится приобретение закрытого театра «Блэкфрайерс». Шекспир стал довольно состоятельным человеком и приобрёл дом Нью-Плэйс, в родном городке Стратфорде это строение было вторым по величине.

С 1589 по 1613 годы Уильям сочинил основную часть своих произведений. Его раннее творчество состоит в большей степени из хроник и комедий:

  • «Всё хорошо, что хорошо кончается»;
  • «Виндзорские насмешницы»;
  • «Комедия ошибок»;
  • «Много шума из ничего»;
  • «Венецианский купец»;
  • «Двенадцатая ночь»;
  • «Сон в летнюю ночь»;
  • «Укрощение строптивой».

Позднее у драматурга наступил период трагедий:

  • «Ромео и Джульетта»;
  • «Юлий Цезарь»;
  • «Гамлет»;
  • «Отелло»;
  • «Король Лир»;
  • «Антоний и Клеопатра».

Всего Шекспиром написано 4 поэмы, 3 эпитафии, 154 сонета и 38 пьес.

Смерть и наследие

Начиная с 1613 года, Уильям больше не писал, а три последние его произведения были созданы уже в творческом союзе с другим автором.

Свою недвижимость поэт завещал старшей дочке Сьюзен, а после неё уже прямым наследникам. Сьюзен в 1607 году сочеталась браком с Джоном Холлом, у них родилась девочка Элизабет, которая потом два раза выходила замуж, но оба брака были бездетными.

Младшая дочь Шекспира Джудит вступила в брак с виноделом Томасом Куини вскоре после смерти отца. У них было трое детей, но все они умерли, не успев создать семьи и родить наследников.

Всё творческое наследие великого драматурга досталось благодарным потомкам. В мире установлено огромное количество монументов, памятников и статуй, посвящённых Уильяму. Сам он захоронен в церкви Святой Троицы города Стратфорда.

Шекспир... Уильям Шекспир! Кто не знает этого имени? Величайший драматург и поэт, гордость английской нации, достояние всего мира. Вот кто это. Его гениальные произведения переведены на большинство языков мира, они включены в обязательную программу по литературе множества стран. Это ли не признание?

Детство.

Принято считать, что Шекспир, годы жизни которого разнятся в некоторых источниках, появился на свет в апреле 1564 года. Точная дата все же не известна никому, поскольку никаких документальных подтверждений обнаружено не было. Зато в церковной книге стоит дата его крещения - 26 апреля.

Родился он в центре Англии, в городке Стратфорд-на-Эйвоне. Известно, что его отцом был Джон Шекспир, который изначально был ремесленником (занимался выделкой перчаток). Чуть позже занял должность олдермена, то есть, по сути, главы муниципального собрания, потом стал главой городского совета.

Джон был довольно состоятельным человеком, о чем свидетельствует то факт, что он постоянно выплачивал огромные штрафы за непосещение церковных служений. Ходили слухи, что Шекспир-старший является тайным католиком.

Матушкой будущего драматурга была Мэри Арден из старинного и почтеннейшего саксонского рода.

Уильям Шекспир (годы жизни - 1564-1616) имел семь братьев и сестер. Сам он был третьим ребенком в семье.

Юность

Поскольку никаких школьных документов Шекспира не сохранилось, исследователи его биографии ориентировались на какие-то обрывки информации из разных источников. По их сведениям, Шекспир учился в Грамматической школе Стратфорда, а позже в школе короля Эдуарда Шестого, где изучал поэтическое творчество древних авторов.

Шекспир (годы жизни см. выше) в возрасте восемнадцати лет женился. Его избранницей стала дочка землевладельца по имени Энн, да к тому же беременная. Через несколько месяцев после заключения брака у молодоженов родилась девочка, названная Сьюзен. Через два года на свет появились двойняшки - сын Хемнет и дочь Джудит.

Театральная карьера. Жизнь в Лондоне

Начиная с 1585 года (после рождения детей), сведений о Шекспире нет. Лишь в 1592 году его след был обнаружен в Лондоне, где он вовсю занимался театральной деятельностью. Таким образом, семилетний период просто исчез из биографии великого драматурга. Никто из исследователей с точностью не может сказать, чем занимался в эти годы Шекспир.

Поскольку все знают, в каком веке жил Шекспир, удивляться таким пробелам не приходится.

Из разных документов стало известно, что в Лондоне с успехом ставятся пьесы Уильяма Шекспира. Но опять-таки, не совсем понятно, с каких пор он занялся их написанием, как оказался в столице и почему он близок к театру.

Труппа "Слуги лорда-камергера" имела первостепенные права на постановку драматических произведений Шекспира, поскольку сам он находился там в качестве актера, а чуть позже стал ее совладельцем. Вскоре эта театральная организация стала одной из самых популярных в Лондоне.

Годы жизни Шекспира шли своим чередом. В 1603 году его труппа стала именоваться "Слуги короля", что означало признание заслуг и творческого потенциала всей знатью.

Театральные постановки шли с огромным успехом, что позволило труппе обзавестись собственным зданием. Новый театр получил название "Глобус". Через несколько лет ими же был выкуплен театр "Блэкфрайер". Шекспир быстро богател и не скрывал своей состоятельности. Так, он обзавелся вторым по размеру домом в Стратфорде.

Литературная деятельность

Шекспир, годы жизни которого неумолимо текли, стал задумываться о публикации своих рукописей. Первая была издана в 1594 году. Но даже после того, как он стал известным в литературных кругах, играть в театре драматург не перестал. Это было его детище, которое он бросить не мог.

Весь период творчества Шекспира делится на четыре этапа:

  1. Первый ранний. Были написаны ренессансные комедии, хроники, две поэмы, "трагедия ужаса".
  2. Второй. Появилась зрелая драматургия, античная пьеса, сонеты, хроники с драматическим повествованием.
  3. Третий. Написаны античные трагедии, великие трагедии, мрачные трагедии.
  4. Четвертый. Шекспир создал драмы-сказки.

Драматургия

Шекспир (годы жизни: 1564-1616) неоспоримо считается самым великим драматургом всех времен. И нет такого имени в мире, которое могло бы на равных стоять с его именем.

В начале 1590 годов в литературной моде была историческая драма. Именно к этому периоду относятся пьесы "Ричард Третий" и "Генрих Шестой".

Довольно сложно определить периодизацию создания конкретных произведений, поскольку они не датированы самим автором. Но исследователи полагают, что к раннему периоду творчества относятся:

  • "Два веронца".
  • "Укрощение строптивой".
  • "Тит Андроник".
  • "Комедия ошибок".

Также ранний период характеризуется преимущественно фарсовыми и ироничными произведениями. В отличие от второго этапа, где на первый план выходят романтические произведения. Например, "Сон в летнюю ночь", "Венецианский купец".

С каждым новым произведением персонажи Шекспира становятся более сложными и интересными.

На пик творчества драматурга приходится написание трагедий. В их числе "Гамлет", "Отелло", "Король Лир".

Шекспир жил в веке полном возможностей к созиданию, воплощению своих идей, написанию чего-то нового, новаторского. В пьесах последнего периода поэтическое мастерство автора достигло апогея. Именно поэтому слог таких драм, как "Антоний и Клеопатра", "Кориолан" считается идеальным.

Некоторые исследователи полагают, что несколько пьес были написаны Шекспиром в соавторстве с другим литератором. Для того периода это была нормальная и частая практика.

"Ромео и Джульетта"

Пожалуй, это самая известная история любви во всем мире. Сколько было театральных постановок - не счесть, да и количество экранизаций тоже поражает (более пятидесяти). Но удивляет еще и то, что, несмотря на прошедшие столетия, эта история по-прежнему трогает душу и заставляет задуматься о сущности бытия.

Сюжет драмы наверняка известен всем читающим людям. Действие начинается в итальянском городе Вероне. В каком веке жил Шекспир, в таком и происходят описываемые события.

Монтекки и Капулетти - это две семьи, которые враждуют уже многие годы и вероятно уже забыли причину своей ненависти. Судьба распоряжается так, что дети главарей влюбляются друг в друга. Ромео и Джульетта решают тайно обвенчаться. Но молодой человек в пылу драки убивает брата возлюбленной и его изгоняют из города.

От отчаяния девушка собирается выпить яд, но монах дает ей снадобье, которое просто усыпляет ее. Семейство решает, что Джульетта покинула этот мир и укладывают ее в гробницу.

Ромео, не сумевший пережить потерю возлюбленной, выпивает яд, очнувшись, девушка видит у своих ног безжизненное тело. Она решает последовать за любимым и закалывает себя.

Гибель детей привела к концу непримиримой розни двух семейств.

"Гамлет"

Уильям Шекспир пережил в жизни большую трагедию - смерть сына. Хемнет умер в одиннадцатилетнем возрасте, предположительно от бубонной чумы.

Поскольку драматург работал в Лондоне, он не часто бывал в родном городе и в момент гибели сына рядом его тоже не было. Шекспир очень терзался этим обстоятельством.

Именно с этим событием исследователи творчества связывают создание трагедии о Гамлете, связывая их схожестью имен.

В сюжете, конечно, никакая связь не прослеживается. Действие происходит в Датском королевстве. Принц по имени Гамлет встречает призрак своего умершего отца-короля. Он рассказывает молодому человеку о том, что его убил нынешний король, дядя Гамлета - Клавдий. Призрак просит отомстить за содеянное с ним.

Гамлет находится в замешательстве, он не может принять решение. Чтобы обезопасить себя, он претворяется сумасшедшим. Но его дядя не так-то прост, он не верит в фарс племянника. В голове Клавдия рождается план убийства Гамлета.

В итоге Гамлет выпивает яд, сам того не зная. Но перед смертью успевает отомстить за отца.

На престол входит Фронтинбрас, норвежский правитель.

Поэмы и сонеты

В каком веке жил Шекспир? В веке развития экономических отношений и ускоренного развития страны. Так получилось, что через Англию пролегали основные торговые морские пути. Вследствие чего в 1593 году страну захватила эпидемия чумы, длившаяся почти два года.

Разумеется, в таких условиях не работали никакие общественные заведения, в том числе и шекспировский театр. Драматург был вынужден сидеть без работы. Он много читал, и вдохновившись написал две эротические поэмы.

Третьей стала "Жалоба влюбленной", которая несколько раз переиздавалась при жизни автора.

Но более всего Уильям Шекспир известен своими сонетами. Их в творчестве поэта - 154. Сонет представляет собой стих из четырнадцати строк, в которой принята такая рифмовка: abab cdcd efef gg.

Цикл сонетов условно делят на двенадцать тематических групп, среди которых:

  • воспевание друга;
  • тоска и опасение;
  • радость и красота любви.

Стиль Шекспира

Уильям Шекспир, годы жизни которого указаны в обзоре, очень сильно трансформировался в плане литературном. Его первые работы были написаны обычным языком, не выделяющим драматурга из толпы таких же писак. Чтобы избежать обыденности в своих произведениях Шекспир нагружал их метафорами, буквально насаждая их друг на друга. Это мешало ему раскрыть образы героев.

Однако вскоре поэт приходит к своему традиционному стилю, приспосабливается к нему. Стандартным становится использование (написанного пятистопным ямбом). Но и он отличается своим качеством, если сравнивать начальные работы и последующие.

Особенностью стиля Шекспира является то, что он писал с ориентацией на театральные постановки. В его произведениях масштабно используется анжамбеманы, необычные конструкции и длина предложений. Иногда драматург предлагает зрителю додумать окончание фразы, вставляя туда длинную паузу.

Критика

Шекспир, годы жизни, краткая биография которого известны всем литературным деятелям, оказал огромное влияние на своих последователей в писательском труде.

Несмотря на это, при жизни его не считали великим драматургом. А в конце семнадцатого веке даже подвергали критике за то, что он смешивал трагическое и комическое в своих произведениях.

Однако уже в восемнадцатом веке эти мнения были забыты, литературоведы принялись за доскональное изучение его творчества. И вскоре был озвучен общеизвестный ныне факт, что Шекспир - национальный поэт Англии. После этого, пристальное внимание обратили и на годы жизни Шекспира.

Век девятнадцатый был ознаменован массовыми переводами пьес Шекспира на другие языки. В частности, этим занимался Август Шлегель.

Однако критики все же находились. Так, заявлял, что Шекспир по сравнению с Ибсеном давно устарел, и он не понимает этого идолопоклонства.

В существовании драматургических способностей Шекспира сомневался и Лев Толстой.

Но начало двадцатого века вновь вознесло его на вершину славы, когда экспрессионисты и футуристы начали ставить его пьесы, а поэт заявил, что пьесы Шекспира всегда будут современными.

Последние годы

Последние годы жизни Шекспира прошли в его родном городе. Хотя он часто выезжал по делам в Лондон. На должности главного драматурга труппы его сменил Дж. Флетчер. По мнению некоторых исследователей, он же стал соавтором последних пьес.

Шекспир жил в веке, когда нельзя точно узнать что происходило с человеком. Но по оставшимся документам было видно, что почерк его изменился, стал неуверенным и размашистым. На основании чего историки сделали вывод, что Уильям Шекспир был серьезно болен.

Смерть

Шекспир умер 23 апреля 1616 года. Считается, что это был день его рождения. Согласно завещанию, все имущество драматурга перешло дочерям и их прямым потомкам.

Последним прямым потомком поэта была его внучка Элизабет, умершая в 1670 году.

Там, где Шекспир провел последние годы своей жизни, установлен бюст поэта.

Английская литература

Уильям Шекспир

Биография

Родился в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1654. Происходил из семьи торговцев и ремесленников. Учился в т.н. «грамматической школе», где основным предметом был латинский язык и основы греческого. В школе получил широкие знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве. В 1582 женился на А. Хэсуэй (Хатауэй), от брака с которой имел троих детей. Однако около 1587 покинул Страдфорд-на-Эйвоне и свою семью и переселился в Лондон. Далее о его жизни нет никаких сведений до 1592, когда мы впервые находим упоминание о нем, как об актере и драматурге - в предсмертном памфлете драматурга Р. Грина На грош ума, купленного за миллион раскаяния. Более точные биографические сведения о Шекспире датируются 1593−1594, когда он вступил в одну из ведущих английских театральных трупп того времени - труппу Р. Бербеджа «Слуги лорда-камергера» (Chamberlain"s Men).

Считается вероятным, что Шекспир стал профессиональным актером уже в конце 1580-х; а с 1590 начал и свою драматургическую деятельность. В те годы мало что предвещало, что Шекспир станет не только самым знаменитым мировым драматургом, но и одной из самых загадочных личностей в истории. До сих пор существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце 18 в.), что его пьесы принадлежат перу совершенно другого человека. За два с лишним века существования этих версий на «роль» автора этих пьес выдвигали около 30 самых разных претендентов - от Фрэнсиса Бэкона и Кристофера Марло до пирата Фрэнсиса Дрейка и королевы Елизаветы. Были версии, что под именем Шекспира скрывается целый коллектив авторов - и к этому подталкивает, несомненно, небывалая многогранность творческого наследия Шекспира: в его палитре трагедия, комедия, исторические хроники, барочные драмы, лирико-философская поэзия - вспомним знаменитые сонеты. При этом даже в рамках одного жанра - любого из перечисленных - Шекспир удивительно многолик. Однако кем бы он ни был, - а в многочисленных спорах о личности великого драматурга и поэта точка будет поставлена не скоро, возможно, что и никогда - создания гения Ренессанса сегодня по-прежнему вдохновляют режиссеров и актеров всего мира.

Первые его пьесы относятся к началу 1590-х, последняя - к 1612. Таким образом, творческий путь Шекспира был не слишком долгим - около двадцати лет. Однако за эти два десятка лет в его драматургии отразилась эволюция всего ренессансного мировоззрения.

В ранних комедиях (Как вам это понравится, Два веронца, Сон в летнюю ночь, Много шума из ничего, Двенадцатая ночь, Бесплодные усилия любви, Укрощение строптивой, Комедия ошибок, Виндзорские насмешницы) в полной мере присутствует гармоничное отражение совершенства мироздания, жизнерадостный, оптимистический взгляд на мир. В них нет плутовских мотивов, столь распространенных в литературе того времени. Здесь веселятся ради веселья, шутят ради шутки. Поражает разнообразие жанровых вариаций комедий - романтическая комедия, комедия характеров, комедия положений, фарс, «высокая» комедия. При этом все персонажи поразительно многогранны, психологические ходы - сложны и разнообразны. Герои шекспировских комедий всегда незаурядны, в их образах воплощены типично ренессансные черты: воля, острый ум, стремление к независимости, и, конечно, сокрушающее жизнелюбие. Даже на чисто фарсовых ситуациях комедии положений (как, скажем, в Комедии ошибок) Шекспир строит сложные реалистические характеры. Особенно интересны женские образы этих комедий - равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельные.

В этот же период (1590−1600) он пишет ряд исторических хроник. В шекспироведении их принято делить на две тетралогии, каждая из которых охватывает один из периодов английской истории. Первая из них - три части Генриха VI и Ричард III - о времени борьбы Алой и Белой розы; вторая - Ричард II, две части Генриха IV и Генрих V - о предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией. Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу. Скорее всего, так получилось потому, что любимым театральным жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов. Однако в отличие от мистерий, в хрониках представлена не библейская история, а история государства. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии - но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях - личностном и государственном - трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов. Однако уже в первый период появились две пьесы, в которых возникает предвестие будущих шекспировских трагедий - Ромео и Джульетта и Юлий Цезарь. Здесь впервые отчетливо слышны ноты сомнения в том, что всеобщая гармония может стать реальностью. Второй период творчества Шекспира (1601−1607) посвящен преимущественно трагедии (за эти годы он пишет лишь две комедии: Конец - делу венец и Мера за меру, причем вторая из них фактически относится к драме). Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества - Гамлет (1601), Отелло (1604), Король Лир (1605), Макбет (1606), Антоний и Клеопатра (1607), Кориолан (1607). В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих. Произведения последнего периода его творчества: Цимбелин, Зимняя сказка, Буря. Это - поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь - от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию - фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса. Несравненной мировой популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра «изнутри». Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром, причем с 1599 - с театром «Глобус», бывшим одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Именно сюда в только что отстроенное здание переселилась труппа Р. Бербеджа «Слуги лорда-камергера», как раз в то время, когда Шекспир стал одним из пайщиков труппы. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 - во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью - сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена - работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга - и после 1603 он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы. Устройство зала «Глобуса» предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей. Перед драматургом и актерами вставала сложнейшая задача удерживать внимание разнородной аудитории. Пьесы Шекспира в максимальной степени отвечали этой задаче, пользуясь успехом у зрителей всех категорий. Мобильную архитектонику шекспировских пьес во многом обусловили и особенности театральной техники 16 в. - открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто - написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации; лексический строй речи меняется не только от пьесы к пьесе и от персонажа к персонажу, но и трансформируется в зависимости от внутреннего развития и сценических обстоятельств (Гамлет, Отелло, Ричард III и др.). Недаром множество актеров с мировыми именами блистали в ролях шекспировского репертуара. Вообще язык драматургических произведений Шекспира необычайно богат: по исследованиям филологов и литературоведов, его словарь насчитывает более 15000 слов. Речь персонажей изобилует всевозможными тропами - метафорами, аллегориями, перифразами и т. д. Драматург использовал в своих пьесах множество форм лирической поэзии 16 в. - сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др. Белый стих, которым в основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью. Этим обусловлена огромная притягательность творчества Шекспира для переводчиков. В частности, в России к переводам шекспировских пьес обращались множество мастеров художественного текста - от Н. Карамзина до А. Радловой, В. Набокова, Б. Пастернака, М. Донского и др. Минимализм сценических средств Ренессанса позволил драматургии Шекспира органично влиться в новый этап развития мирового театра, датируемый началом 20 в. - театра режиссерского, ориентированного не на отдельные актерские работы, а на общее концептуальное решение спектакля. Невозможно перечислить даже общие принципы всех многочисленных шекспировских постановок - от подробной бытовой трактовки до крайней условно-символической; от фарсово-комедийной до элегически-философской или мистериально-трагедийной. Любопытно, что пьесы Шекспира до сих пор ориентированы на зрителей практически любого уровня - от эстетствующих интеллектуалов до невзыскательной зрительской аудитории. Этому, наряду со сложной философской проблематикой, способствуют и запутанная интрига, и калейдоскоп различных сценических эпизодов, перемежающих патетические сцены с комедийными, и включение в основное действие поединков, музыкальных номеров и т. д. Драматургические произведения Шекспира стали основой и многих спектаклей музыкального театра (оперы Отелло, Фальстаф (по Виндзорским насмешницам) и Макбет Д. Верди; балет Ромео и Джульетта С. Прокофьева и мн. другие). Примерно в 1610 Шекспир покинул Лондон и возвратился в Стратфорд-на-Эйвоне. До 1612 не терял связи с театром: в 1611 написана Зимняя сказка, в 1612 - последнее драматургическое произведение, Буря. Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью - на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
(1564-1616)

Творчество Шекспира, является наивысшим достижением европейской литературы эры Возрождения. Если мощная фигура «Данте» обозначает собой начало Ренессанса, эта гигантская фигура Шекспира венчает его конец и венчающий его в истории мировой культуры. Наследство его заполучила мировое значение, повлияла на творчество бессчетных живописцев мирового значения и сохраняет свою актуальность до нашего времени.

Наилучшие театры мира постоянно включают в собственный репертуар его пьесы, а ролью Гамлета грезит разве что не каждый актер.

Не глядя на мировой резонанс драматургию поэзии Шекспира, про него самого известно не так и много. Хрестоматийные данные такие. Родился Шекспир 23 апреля 1564 г. в Стрэтфорде-на-Эйвоне в семье ремесленника и торговца. Обучался в местной грамматической школе, где изучали родной язык, также греческий и латинский так как единственным учебником — была Библия. По одним данным школу не окончил, так как отец через денежные отягощения забрал Уильяма к себе ассистентом. По другим же, после окончания школы был даже ассистентом школьного учителя.

В восемнадцатилетнем возрасте женился на Энн Хэтауэй, которая была на восемь лет старше него. Через три года после свадьбы покинул Стратфорд. 1-ые его печатные произведения возникают исключительно в 1594 году. Биографы подразумевают, что за этот период он некое время был актером странствующей труппы, D 1590 г. работал в разных театрах Лондона, а с 1594 вступил в лучшую лондонскую труппу Джеймса Бербеджа. С момента постройки Бербеджем театра «Глобус», другими словами с 1599 г. и до 1621 г. жизнь его связана с этим театром, пайщиком, актером и драматургом которым он является. Семья его все это время оставалась в Стрэтфорде, куда он возвращается, прекратив театральную и творческую деятельность, и где погибает 23 апреля (в день собственного рождения) 1612 года в возрасте 52-х лет.

Его драматургическая и поэтическое наследство, согласно «шекспировскиму канону» (первого полного издания произведений Шекспира, осуществленного в 1623 г.) состоит из 37 драм, 154 сонетов и 2-ух поэм — «Венера и Адони» и «Обесславленная Лукреция». Все драматические произведения Шекспира написаны белоснежным стихом с внедрением прозы. Сочетание стихов и прозы является соответствующей чертой шекспировской драматургии, обусловленной как художественным материалом, так и эстетическими задачками.

Творчеству непревзойденного драматурга и блестящего мастера сонета посвящены тысячи книжек. Любопытно, что на долю только одной, по сей день нерешенной задачи, приходится более 4500 работ. И неувязка эта, как ни удивительно, касается конкретно авторства шекспировских произведений: кто же их создатель — сам Уильям Шекспир либо кто-то другой. На сей день насчитывается 58 претендентов, среди которых такие имена, как философ Фрэнсис Бэкон, лорды Саутгемптон, Рэтленд, граф Дерби и даже царица Елизавета.

Более суровые сомнения относительно шекспировского авторства вызывает то, что Уильям нигде не обучался, не считая грамматической школы, и нигде не бывал за пределами Великобритании. В то же время шекспировские произведения поражают непревзойденным художественным мастерством, масштабностью мышления и философской художественной глубиной проникновения в важнейшие задачи бытия. Они свидетельствуют не только лишь о гениальности их создателя, да и о энциклопедизме его познаний, которым не обладал ни один из его современников. Словарь Шекспира насчитывает свыше 20 тыс. слов, в то время как у Френсиса Бэкона только 8 тыс, у Виктора Гюго — 9 тыс.

Свидетельствуют они и о том, что он знал французский, итальянский, греческий, латинский языки, был отлично знаком с древней мифологией, произведениями Гомера, Овидия, Плавта, Сенеки, Монтеня, Рабле и многих других. К тому же Шекспир свободно ощущал себя в британской истории, юриспруденции, риторике, медицине, тонкостях придворного этикета, в жизни и привычках авторитетных лиц. Подавляющее большая часть этих познаний в те времена могла быть получена исключительно в институтах, в каких, как понятно, Шекспир никогда не обучался.

Но кто бы не стоял за этим всемирно известным именем, бесспорным является тот факт, что шекспировские произведения в собственной совокупности с необыкновенной силой выразительности отобразиили всю палитру ренессансных раздумий и эмоций — от беспрекословного восхваления человека, способного подняться силой собственного духа и разума на уровень богоподобного сотворения, до глубочайших разочарований и колебаний в божественности его природы. В связи с этим творческий путь Шекспира обычно делят на три периода.

К первому периоду (1590-1600) относят драмы-хроники (9), комедии (10), катастрофы (3), обе поэмы — «Венера и Адонис» (1592), «Опороченая Лукреция» (1593) и сонеты (1953-1598).

Хроники, из которых Шекспир начал своё творчество, были пользующимся популярностью жанром у его предшественников и современников, так как они отвечали на обостренный энтузиазм публики к собственной истории и политическим заморочкам современности в период напряженной борьбы Великобритании с Испанией. Одна за одной возникают драмы-хроники, особенность которых является умение драматурга масштабно отрисовывать эру живыми и колоритными красками, сочетая соц. фон с судьбой определенных персонажей: «Генрих VI, часть 2» (1590), «Генрих VI, часть 3» (1591), «Генрих VI, часть 1» (1593), «Ричард НИ» (1594), «Ричард II» (1595), «Повелитель Джон» (1596), «Генрих IV, часть 2» (1597), «Генрих IV, часть 2» (1598) и «Генрих V» (1598).

Наряду с хрониками Шекспир пишет целый ряд комедий: «Комедия ошибок» (1592), «Укрощение супротивной» (1593), «2-ух веронцев» (1594), «Напрасные усилия любви» (1594), «Сон в летнюю ночь» (1595), «Венецианский негоциант» (1596), «Много шума из ничего» (1599), «Виндзорские затейницы» (1598), «Как вам это нравится» (1599) и «Двенадцатая ночь» (1600), также три катастрофы: «Тит Андроник» (1593), «Ромео и Джульетта» (1594) и «Юлий Цезарь» (1598).

Общий нрав произведений этого периода можно найти как оптимистичный, окрашенный веселым восприятием жизни во всем его многообразия, верой в торжество разумного и хорошего. Гуманистическим пафосом отмечены также поэмы и сонеты, которые открывают реалистичностью собственной поэтики новый шаг в развитии поэзии Ренессанса. Сонеты Шекспира образуют сюжетный цикл, построенный на развитии отношений между поэтом, другом и «смуглой леди». В сонетах стает непростой и обеспеченный мир ренессансного человека с его всеобъятным взором на мир, активным отношением к жизни, богатством духовных эмоций и переживаний.

2-ой период творчества Шекспира (1601-1608 гг.) отмечен углублением поэта в анализ катастрофических противоречий человека, которые со всей силой проявились под конец Ренессанса. Даже три комедии, написанные в это время, («Троил и Крессида» (1602); «Конец венчает дело» (1603); «Мера измерения» (1603) несут на себе печать катастрофического мировосприятия. Драматургический гений Шекспира проявился конкретно в трагедиях этого периода: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Повелитель Лир» (1605), «Мак бет» (1606), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607), «Тимон Афинский» (1608).

Квинтэссенцией катастрофического мироощущения этих произведений может служить сонет № 66, написанный существенно ранее.

И, в конце концов, 3-ий, романтичный период, который обхватывает 1609 — 1612 года. В это время он создает четыре трагикомедии, либо романтические драмы: «Перикл»(1609), «Цимбелин»(1610), «Зимняя притча» (1611); «Буря» (1612) и историческую-драму «Генрих VIII» В трагикомедии царствует атмосфера сказочно-фантастического, в их добро и справедливость всегда одолевают силы зла. Так «правитель драматических поэтов» (В. Белинский) до последнего собственного произведения остается верен светлым эталонам гуманистического искусства Ренессанса.

Посреди именитых трагедий Шекспира большей популярностью на протяжении веков пользуются «Ромео и Джульетта» и «Гамлет».

Катастрофа «Ромео и Джульетта» была написана посреди 90-х годов, в 1-ый, так именуемый, оптимистичный период его творчества, более пропитана ренессансным пафосом веры в человека и его бескрайние способности. В центре катастрофы, как и в написанных в это время комедиях, история светлого, романтически возвышенного и самозабвенной любви 2-ух молодых героев, которая разворачивается на фоне давнешней кровавой вражды меж их семьями — Монтекки и Капулетти.

Любовь, которая появляется между Ромео, представителем дома Монтекки, и Джульеттой, представительницей дома Капулетти, изображена Шекспиром как красивая, хорошая и положительная сила, которая способна сломать анти гуманную вражду старенького мира. Любовь пробуждает у Ромео и Джульетты высочайшие чувства, она духовно обогащает их и заполняет трепетным чувством красоты жизни. Шекспир создает один из величайших гимнов любви.


Великий драматург Англии эпохи Ренессанса, национальный поэт, получивший мировое признание, Уильям Шекспир появился на свет в городке Стратфорде, который находится севернее Лондона. В истории сохранились только сведения о его крещении 26 апреля 1564 года.

Родителями мальчика были Джон Шекспир и Мэри Арден. Они входили в число зажиточных граждан города. Отец мальчика помимо земледелия занимался изготовлением перчаток, а также мелким ростовщичеством. Его несколько раз выбирали в совет правления города, он был констеблем и даже мэром.

По некоторым данным, Джон принадлежал к католическому вероисповеданию, за что в конце жизни подвергся преследованиям, заставившим его распродать все свои земли. В течение своей жизни он выплачивал большие суммы протестантской церкви за непосещение службы. Мать Уильяма была урожденной саксонкой, она принадлежала к древней уважаемой фамилии. Мэри родила 8 детей, третьим из которых был Уильям.


В Стратфорде маленький Уильям Шекспир получил по тем временам хорошее образование. В детстве он поступил в грамматическую школу, где изучали латынь и древнегреческий язык. Для более глубокого и полного освоения древних языков предполагалось участие учеников в школьных постановках пьес на латыни.

По некоторым данным, помимо этого учебного заведения Уильям Шекспир в юношестве посещал ещё и королевскую школу, которая также находилась в родном городке. Там у него была возможность ознакомиться с древнеримскими поэтическими трудами.

Личная жизнь

В 18 лет у молодого Уильяма завязался роман с 26-летней дочерью соседа Энн Хатауэй, с которой они вскоре поженились. Причиной поспешной женитьбы стала беременность девушки. В те времена добрачные связи в Англии считались нормой, женитьба часто проходила после зачатия первенца. Единственным условием таких связей было обязательное венчание до рождения ребёнка. Когда в 1583 году у молодой четы родилась дочь Сьюзен, Уильям был счастлив. Всю жизнь он был особенно привязан к ней, даже после рождения через два года двойняшек сына Хемнета и второй дочери Джудит.


Уильям Шекспир с женой и детьми

Больше в семье поэта детей не было, скорее всего из-за вторых тяжёлых родов его жены Энн. В 1596 году чета Шекспиров переживёт личную трагедию: во время эпидемии дизентерии умрёт их единственный наследник. После переезда Уильяма в Лондон его семья осталась в родном городке. Нечасто, но регулярно Уильям посещал своих родных.

О его личной жизни в Лондоне историки строят много загадок. Вполне возможно, что драматург жил один. Некоторые исследователи биографии поэта приписывают ему любовные связи, в том числе и с мужским полом. Но эта информация так и остаётся недоказанной.

Неизвестные семь лет

Уильям Шекспир - один из немногих авторов, о котором сведения собирались буквально по крупицам. Осталось очень мало прямых свидетельств о его жизни. В основном все сведения об Уильяме Шекспире извлекали из второстепенных источников, таких как высказывания современников или административные записи. Поэтому о семи годах после рождения его двойни и до первых упоминаний о его работе в Лондоне, исследователи строят загадки.


Уильям Шекспир. Единственный сохранившийся прижизненный портрет

Шекспиру приписывают и службу у знатного землевладельца в качестве учителя, и работу в лондонских театрах суфлером, рабочим сцены и даже коневодом. Но по-настоящему достоверных сведений об этом периоде жизни поэта нет.

Лондонский период

В 1592 году в прессе появляется высказывание английского поэта Роберта Грина о творчестве молодого Уильяма. Это первое упоминание о Шекспире, как об авторе. Аристократ в своём памфлете постарался высмеять молодого драматурга, так как видел в нем сильного конкурента, но который, не отличался благородным происхождением и хорошим образованием. В это же время упоминается о первых постановках пьесы Шекспира «Генрих VI» в лондонском театре «Роза».


Иллюстрация к пьесе «Генрих VI»

Это произведение было написано в духе популярного английского жанра хроники. Такой тип представлений был распространен в эпоху Возрождения в Англии, он носил эпический характер повествования, сцены и картины часто были не связаны между собой. Хроники были призваны воспевать государственность Англии в противовес феодальной раздробленности и междоусобным войнам.

Известно, что Уильям с 1594 года входит в крупное актерское сообщество «Слуги лорда-камергера» и становится вскоре его соучредителем. Постановки приносили большой успех, и труппа за короткое время настолько разбогатела, что позволила себе построить в течение следующих пяти лет знаменитое здание театра «Глобус». А к 1608 году театралы приобрели себе ещё и закрытое помещение, которое назвали «Блэкфрайерс».


Легендарное здание театра “Глобус” в 1599 году

Во многом успеху способствовало благоволение правителей Англии: Елизаветы I и её наследника Якова I, у которого театральный коллектив приобрёл себе разрешение на смену статуса. С 1603 года труппа получила название «Слуги Короля». Шекспир не только занимался написанием пьес, он также принимал активное участие в постановках своих произведений. В частности, сохранились сведения о том, что Уильям играл во всех своих пьесах главные роли.

Состояние

По некоторым свидетельствам, в частности, о сделанных покупках недвижимости Уильямом Шекспиром, он зарабатывал достаточно и был успешен в финансовых делах. Драматургу приписывают занятия ростовщичеством.


Особняк Уильяма Шекспира

Благодаря своим накоплениям в уже 1597 году Уильям смог позволить себе купить просторный особняк в Стратфорде. Кроме того, Шекспир после смерти был сразу же захоронен в алтаре церкви Святой Троицы родного города. Такая честь была оказана ему не за особые заслуги, а за то, что он ещё при жизни заплатил положенную сумму за место своего погребения.

Периоды творчества

Великий драматург создал бессмертную сокровищницу, которая питает мировую культуру вот уже более пяти веков подряд. Сюжеты его пьес стали вдохновением не только для артистов драматических театров, но и для многих композиторов, а также для кинорежиссеров. За всю свою творческую жизнь Шекспир неоднократно менял характер написания своих произведений.

Первые его пьесы по своей структуре часто копировали популярные в то время жанры и сюжеты, такие как хроники, комедии Возрождения («Укрощение строптивой»), «трагедии ужаса» («Тит Андроник»). Это были громоздкие произведения с большим количеством героев и неестественным для восприятия слогом. На классических для того времени формах молодой Шекспир постигал азы написания драмы.


Иллюстрация к пьесе «Ромео и Джульетта»

Вторая половина 90- х годов XVI столетия ознаменовалась появлением драматургически отточенных по форме и содержанию сочинений для театра. Поэт ищет новую форму, не отходя от заданных рамок ренессансной комедии и трагедии. Он наполняет старые изжившие формы новым содержанием. Так на свет появляется гениальная трагедия «Ромео и Джульетта», комедии «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец». Свежесть стиха в новых сочинениях Шекспира сочетается с необычным и запоминающимся сюжетом, что делает эти пьесы популярными у публики всех слоёв населения.

В это же время Шекспир создаёт цикл сонетов, знаменитого в то время жанра любовной стихотворной лирики. Почти на два столетия были забыты эти поэтические шедевры мастера, но с возникновением романтизма они вновь обрели славу. В XIX веке появилась мода на цитирование бессмертных строк, написанных на исходе ренессанса английским гением.


Уильям Шекспир за работой

Тематически стихи представляют собой любовные послания к неизвестному юноше, и лишь последние 26 сонетов из 154 - это обращение к черноволосой даме. Многие исследователи усматривают в этом цикле автобиографические черты, предполагая нетрадиционную ориентацию драматурга. Но некоторые историки склоняются к мысли, что в этих сонетах используется обращение Уильяма Шекспира к своему покровителю и другу графу Саутгемптону в принятой тогда светским обществом форме.

На рубеже веков в творчестве Уильяма Шекспира появляются произведения, которые сделали его имя бессмертным в истории мировой литературы и театра. Практически состоявшийся, успешный творчески и финансово драматург создаёт ряд трагедий, принесших ему славу не только в Англии. Это пьесы «Гамлет», «Макбет», «Король лир», «Отелло». Данные произведения подняли популярность театра «Глобус» до высот одного из самых посещаемых увеселительных заведений Лондона. При этом состояние его владельцев, в том числе и Шекспира, за короткий период неоднократно возросло.


Иллюстрация к пьесе «Отелло»

На закате своего творчества Шекспир сочиняет ряд бессмертных произведений, которые удивили современников своей новой формой. В них трагедия сочетается с комедией, а сказочные сюжеты вплетены в канву описания ситуаций из повседневной жизни. Прежде всего это пьесы-фантазии «Буря», «Зимняя сказка», а также драмы на античные сюжеты - «Кориолан», «Антоний и Клеопатра». В этих произведениях Шекспир выступил в качестве большого знатока законов драмы, который легко и изящно собирает воедино черты трагедии и сказки, сложный высоких слог и понятные речевые обороты.

По отдельности многие из драматических произведений Шекспира были изданы ещё при его жизни. Но полное собрание сочинений, в которой вошли практически все канонические пьесы драматурга, появилось лишь в 1623 году. Сборник напечатан был по инициативе друзей Шекспира Уильяма Джона Хеминга и Генри Кондела, которые работали в труппе «Глобуса». Книга, состоящая из 36 пьес английского автора, увидела свет под названием «Первое фолио».

В течение XVII столетия было издано ещё три фолио, которые выходили с некоторыми изменениями и с добавлениями ранее неизданных пьес.

Смерть

Так как последние годы своей жизни Уильям Шекспир страдал серьёзным недугом, свидетельством чему является его измененный почерк, некоторые из последних пьес он создавал в соавторстве с другим драматургом труппы, которого звали Джон Флетчер.


После 1613 года Шекспир окончательно покидает Лондон, но не бросает ведения некоторых дел. Он ещё успевает поучаствовать в судебном процессе своего друга в качестве свидетеля защиты, а также приобретает ещё один особняк в бывшем Блэкфриарском приходе. Некоторое время Уильям Шекспир живёт в поместье своего зятя Джона Холла.

За три года до смерти Уильям Шекспир пишет своё завещание, в котором практически все имущество оставляет за своей старшей дочерью. Скончался английский литератор в конце апреля 1616 года в собственном доме. Его жена Энн пережила своего мужа на 7 лет.


Памятник Уильяму Шекспиру в Лестер-Сквер, Лондон

В семье старшей дочери Сьюзен к этому моменту уже была рождена внучка гения Элизабет, но умерла она бездетной. В семье младшей дочери Шекспира Джудит, которая вышла замуж буквально через два месяца после смерти отца за Томаса Куини, было трое мальчиков, но все они умерли в юности. Поэтому прямых потомков у Шекспира не осталось.

  • Точной даты появления на свет Уильяма Шекспира никто не знает. В арсенале историков есть лишь церковная запись о крещении малыша, которое пришлось на 26 апреля 1564 года. Исследователи предполагают, что обряд был совершен на третий день после рождения. Соответственно невероятным образом дата рождения и смерти драматурга пришлись на одно и то же число - 23 апреля.
  • Великий английский поэт обладал феноменальной памятью, его познания можно было сравнить с энциклопедическими. Помимо владения двумя древними языками он также знал современные диалекты Франции, Италии и Испании, хотя сам никогда не покидал пределов Английского государства. Шекспир разбирался как в тонких исторических вопросах, так и в текущей политической обстановке. Его познания затрагивали музыку и живопись, он досконально изучил целый пласт ботаники.

  • Многие историки склоняются к мысли о нетрадиционной ориентации поэта, ссылаясь на факт отдельного проживания драматурга от семьи, а также на его долгую дружбу с графом Саутгемптоном, который имел привычку одеваться в женскую одежду и наносить большое количество краски на лицо. Но никаких прямых доказательств этому нет.
  • Под сомнением остаётся протестантское вероисповедание Шекспира и его семьи. Есть косвенные доказательства о принадлежности его отца к католической конфессии. Но во времена правления Елизаветы I запрещено было быть открытым католиком, поэтому многие приверженцы этого ответвления просто откупались от реформаторов и посещали католическое богослужение тайно.

  • Единственный автограф писателя, дошедший до наших дней - это его завещание. В нем он перечисляет все своё имущество до мелочей, но ни разу не упоминает о своих литературных трудах.
  • За всю жизнь, предположительно, Шекспир сменил около 10 профессий. Он был сторожем на конюшне театра, актером, соучредителем театра и постановщиком спектаклей. Параллельно с актерской деятельностью Уильям вел ростовщические дела, а в конце жизни занимался пивоварением и сдавал жильё.
  • Современные историки поддерживают версию о неизвестном писателе, который сделал Шекспира своим подставным лицом. Даже Британская энциклопедия не отказывается от версии, что создавать пьесы под псевдонимом Шекспир мог граф Эдуард де Вер. Ещё по ряду догадок это могли быть лорд Фрэнсис Бэкон, Королева Елизавета I и даже целая группа лиц аристократического происхождения.

  • Поэтический слог Шекспира оказал большое влияние на развитие английского языка, сформировав основу современной грамматики, а также обогатив литературную речь англичан новыми фразами, в качестве которых использовались цитаты из произведений классика. Шекспир оставил в наследие соотечественникам более 1700 новых слов.

Знаменитые цитаты Шекспира

Известные фразы классика часто содержат философские мысли, которые выражены очень точно и лаконично. Большое количество тонких наблюдений посвящено любовной сфере. Вот некоторые из них:

«Грехи других судить Вы так усердно рвётесь – начните со своих и до чужих не доберётесь»;
«Клятвы, данные в бурю, забываются в тихую погоду»;
«Одним взглядом можно убить любовь, одним же взглядом можно воскресить её»;
«Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет»;
«Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею».


просмотров