Центральный выставочный зал манеж. Центральный выставочный зал манеж Что говорят о конногвардейском манеже

Центральный выставочный зал манеж. Центральный выставочный зал манеж Что говорят о конногвардейском манеже

Ново-Голландский (Мастерской) канал /1717? - 1790-е?/.
/+ Смоляной, + Прядильный/.

План Санкт-Петербурга 1738 года Зихгейма
giper.livejournal.com/283302.html

Здесь /Адмиралтейский/ каналъ имелъ продолженіе по тому же направленію, но это продолженіе имело иное названіе - "Прядильный каналъ" и два заворота подъ прямыми углами: короткій заворотокъ по направленію къ Неве звался "Смоляной каналъ", на берегу его стояла каменная постройка "Смоляная баня", здесь кипятили смолу для смоленія канатовъ; и более длинный заворотокъ, по направленію къ нынешнему Конногвардейскому манежу, носившій названіе Ново-Голландскій каналъ и составлявшій съ вышеуказаннымъ Прядільнымъ каналомъ островокъ, на которомъ "пожарнаго страха ради", т. е. для безопасности отъ пожара были устроены лесные, угольные и пеньковые амбары.

Вышеуказанные каналы стали заключаться въ трубы съ начада XIX века. Прежде всего исчезъ кусочекъ Адмиралтейскаго канала на Петровской площади, затемъ ту же участь испыталъ Ново-Голландскій каналъ и позднее всехъ, когда въ 40-хъ годахъ былъ устроенъ Конно-Гвардейскій бульваръ, Пеньковый каналъ.

Когда начался этот канал рытьем /Адмиралтейский на месте нынешнего бульвара/, Петр Великий дал ему и другое специальное назначение. Прежде всего, от этого канала, по направлению здания бывшего Синода, был проведен небольшой отрезок, а затем, в противоположную сторону от этого отрезка, сперва под прямым углом, был проведен второй, затем параллельный Адмиралтейскому каналу и снова впадающий в него и образующий таким образом особый островок. Этот островок должен был быть застроен амбарами для пеньки, льна, угля — легко возгораемых продуктов, — чтобы обеспечить другие здания адмиралтейства от пожара или, как тогда говаривалось, «пожарного страха для» и устроили этот островок. Но насколько можно судить но некоторым данным, на островке не было устроено этих амбаров, островок, вплоть до своего исчезновения, что случилось в начале XIX века, был не застроен.

Санкт-Петербург 1753 Академический план Трускотта
retromap.ru

15 Адмиралтейская (улица)
17 Исаакиевская (улица)

XV Адмиралтейской (канал)
XVI Мастерской (канал)

s "Новая голландия и прядильной двор"

Летучая Новая Голландия.

У Зихгейма /1738/ она, Новая Голландия, там, где и должна быть. У Трускотта /1753; и не только у него/ ни с того ни с сего и Новая, и Голландия находится на "полуострове" между нынешними Галерной и Конногвардейским бульваром. А у Столпянского канал Ново-Голландский огибает Безымянный остров. Не он ли и есть - первично-исторически - именно Новая, и именно Голландия?

Атлас г. Санкт- Петербурга 1798 год
giper.livejournal.com/268938.html

Канал бОльшей частью "исчезает" (именуется "Крюков"; Екатерина II, обозначая в письме Безбородко место отводимое под Почтовый двор, возможно, говорит именно об этом "Крюковом" канале /1782/).

РГИС (для сравнения)
rgis.spb.ru

Зелёный - Прядильный (Адмиралтейский, Пеньковый/?/) канал
Синий - Ново-Голландский (Мастеровой, "Крюков") канал
Голубой - Смоляной канал
Фиолетовый - "Исаакиевский" канал (показан у Зихгейма)

Укрупнённые цитаты:

Въ такомъ виде соборъ Исаакія простоялъ некоторое время, былъ снова разобранъ и замененъ ныне существующимъ по проекту Монферана. Вотъ первая перемена, резко бросающаяся въ глаза. Затемъ изъ этой местности въ настоящее время безследно исчезли каналы, которые составляли главную отличительную ея черту. Изъ-подъ фортификаціи или, попросту говоря, изъ-подъ вала Адмиралтейства на нынешнюю Сенатскую площадь выходилъ Адмиралтейскій каналъ, и подъ такимъ названіемъ онъ шелъ приблизительно до нынешняго зданія Синода; здесь каналъ имелъ продолженіе по тому же направленію, но это продолженіе имело иное названіе—"Прядильный каналъ" и два заворота подъ прямыми углами: короткій заворотокъ по направленію къ Неве звался "Смоляной каналъ", на берегу его стояла каменная постройка "Смоляная баня", здесь кипятили смолу для смоленія канатовъ; и более длинный заворотокъ, по направленію къ нынешнему Конногвардейскому манежу, носившій названіе Ново-Голландскій каналъ и составлявшій съ вышеуказаннымъ Прядільнымъ каналомъ островокъ, на которомъ "пожарнаго страха ради", т. е. для безопасности отъ пожара были устроены лесные, угольные и пеньковые амбары. Прядильный каналъ впадалъ на, нынешней Благовещенской площади въ Крюковъ каналъ, тогда еще выходившій изъ Невы, а не спрятанный въ трубы, какъ это случилось съ нимъ, когда стали строить Благовещенскій прежде, а ныне Николаевскій, мостъ. По левой стороне нынешней Галерной улицы и по набережной Прядильнаго канала тянулись вплоть до Благовещенской площади Канатные дворы, где "канаты вертятъ", а на Благовещенской площади стояли кузнечныя и инструментальныя мастерскія. За Крюковымъ каналомъ шелъ первоначальный Галерный дворъ, а тамъ, где теперь Новое Адмиралтейство, были провіантскіе амбары. По Неве между Адмиралтействомъ и Крюковымъ каналомъ были нарезаны домовые участки, предполагаемые къ заселенію мастерами галернаго дела. Вотъ въ какомъ виде въ петровское время и много летъ позже была Англійская набережная и Конногвардейскій бульваръ.

Вышеуказанные каналы стали заключаться въ трубы съ начада XIX века. Прежде всего исчезъ кусочекъ Адмиралтейскаго канала на Петровской площади, затемъ ту же участь испыталъ Ново-Голландскій каналъ и позднее всехъ, когда въ 40-хъ годахъ былъ устроенъ Конно-Гвардейскій бульваръ, Пеньковый каналъ. И, проходя въ настоящее время по широкому красивому Конно-Гвардейскому бульвару, петербуржецъ, конечно, не думаетъ, что онъ идетъ по маленькому островку, на которомъ въ Петровскіе дни - "пожарнаго страха ради" устраивали амбары для храненія леса...

Столпянский П.Н. 1918 Как возник, основался и рос Санкт-Петербург, 216-217, 221

Из-под валов Адмиралтейства шел через бывший Александровский сад длинный канал, который носил названые Адмиралтейского, он проходил под нынешним Бульваром Профессиональных Союзов и впадал в существующий доныне Крюков канал; теперь этот Адмиралтейский канал заключен в трубу, одно отверстие которой видно при впадении его в Крюков канал: подробности об этом будут сообщены ниже. Крюков канал был прорыт от Невы до Мойки, часть этого Крюкова канала, на бывшей Благовещенской площади, при постройке первого постоянного в Петербурге Николаевского моста, была также заключена в трубу. Крюков канал был прорыт в 1717 году /Богданов - Рубан. — «Описание столичного города С.-Петербурга», стр. 224/, получил свое название от фамилии подрядчика Крюкова, копавшего этот канал и получившего 20 сентября 1719 года /Опись сенатских указов Баранова Л» 681/ 150 рублей за добавочное рытье. Канал этот был прорыт со специальною целью осушить эту местность. Назначение Адмиралтейского капала было несколько иное: этот канал — он вырыт также в 1717 году /Богданов - Рубан. — «Описание столичного города С.-Петербурга», стр. 224/ — должен был служить для хранения привозимого в Петербург леса. «Корабельные сосновые леса,— читаем мы распоряжение от 8 июня 1720 года /Материалы для истории русского Флота, т. IV, стр. 413/,—класть по каналу, который делается от Адмиралтейства к Голландии». Но когда начался этот канал рытьем, Петр Великий дал ему и другое специальное назначение. Прежде всего, от этого канала, по направлению здания бывшего Синода, бы.упроведен небольшой отрезок, а затем, в противоположную сторону от этого отрезка, сперва под прямым углом, был проведен второй, затем параллельный Адмиралтейскому каналу и снова впадающий в него и образующий таким образом особый островок. Этот островок должен был быть застроен амбарами для пеньки, льна, угля — легко возгораемых продуктов, — чтобы обеспечить другие здания адмиралтейства от пожара или, как тогда говаривалось, «пожарного страха для» и устроили этот островок. Но насколько можно судить но некоторым данным, на островке не было устроено этих амбаров, островок, вплоть до своего исчезновения, что случилось в начале XIX века, был не застроен. С другой стороны этого Адмиралтейского канала, вплоть до нынешней Благовещенской площади, тянулись, как и говорится в описании Берхольца, канатные амбары, занимая собою всю левую сторону современной Галерной улицы, правая сторона Галерной улицы была уже и в то время отчасти застроена постройками частных домов, хотя Петр Великий и его преемники противились появлению в этой местности сперва вообще частных домов, а впоследствии деревянных домов. 9 июня 1720 года, т.е. в год постройки канатного двора, появился именный, объявленный генерал-полицмейстером Девиером указ «о нестроении в Санкт-Петербурге, где казенный прядильный двор и прочие Адмиралтейские заводы, строения». 22 декабря того же года этот указ был подтвержден, причем вместо хоромного строения приказано было сделать «забор с решетками» /Материалы для истории русского Флота, т. IV, стр. 440/; наконец, 10 июля 1738 года последовала утвердительная резолюция кабинета министров на доклад комиссии о строении, «о сломке деревянных зданий в С.-Петербурге по Галерной набережной» /Опись сенатских указов Баранова № 66, 77/; но из дальнейшего изложения будет видно, что все эти указы не имели никакого действия. Вышеупоминаемый палисад был в действительности построен на несколько ином месте, а именно, он шел /Материалы для истории русского Флота, т. IV, стр. 617/ через былую Сенатскую площадь, приблизительно там, где теперь возвышается монумент Петру I, и затем этот палисад уже не постоянный, а передвижной, устраивался по льду Невы, зимою, чтобы воспрепятствовать входить посторонним лицам в Канатный завод, но, кажется, очень скоро догадались, что этими палисадами делу не поможешь, и их перестали ставить /Архив бывшего Морского Министерства. Дело Адмиралтейской коллегии 1729 г. № 10 л.л. 405, 406, 1097-1102/.

Столпянский П.Н. 1923 Старый Петербург. Дворец труда, 10-11

Конногвардейский манеж был построен в 1804-1807 годах под руководством архитектора Джакомо Кваренги на Конногвардейском бульваре, который находится на месте бывшего Адмиралтейского канала. Это здание входило в комплекс Конногвардейского полка и использовалось для верховых занятий солдат и офицеров в осеннее и зимнее время года.

Конногвардейский полк был создан на основе лейб-шквадрона А. Д. Меншикова, участвовавшего в Северной войне и Прусском походе, домовой драгунской роты генерала-фельдмаршала Б. П. Шереметева и драгунской роты Санкт-Петербургского губернского батальона. Роты этого полка принимали участие в русско-турецкой и русско-шведской войнах, отличились в войне с Францией и Отечественной войне 1812 года. Конногвардейский полк считался одним из наиболее привилегированных и пользовался особым вниманием императоров.

Манеж представляет собой простое прямоугольное здание, украшенное строгим портиком с фронтоном. В глубине портика расположен барельеф неизвестного автора, изображающий сцены конных состязаний в Риме. На постаментах перед портиком поставлены парные скульптуры Диоскуров, удерживающих коней. Они были отлиты в Италии скульптором П. Трискони в 1817 году, а прообразом для них послужили античные статуи мифических Диоскуров перед Квиринальским дворцом в Риме. В 1840-х годах статуи перенесли к казармам Конногвардейского полка, но в 1854 году они были возвращены на прежнее место.

В конце 19 века с западной стороны манежа появилась пристройка, а в тимпанах фронтонов – терракотовые барельефы работы Д. И. Иенсена. В первой половине 20 века по проекту Н. Е. Лансере здание было переоборудовано в гараж и приобрело второй этаж с ведущими на него пандусами, лишившись достаточно неудачных терракотовых барельефов. С 1967 года манеж используется Союзом художников Санкт-Петербурга как выставочный зал.

Как добраться

Адрес: Конногвардейский бульвар, 2
Станция метро: Гостиный двор

Доехать до станции метро “Садовая” или “Сенная площадь”, выйти на переулок Гривцова и идти по нему до пересечения с набережной реки Мойки, на которой нужно повернуть налево и идти до Исаакиевской площади. Затем нужно пройти через площадь к Конногвардейскому бульвару.

Историческая справка

1700-1721 гг. – война Северного союза против Швеции.
1706 г. – создание лейб-шквадрона А. Д. Меньшикова.
1711 г. – Пруcский поход.
1721 г. – создание Конногвардейского полка.
1735-1739 гг. – русско-турецкая война.
1741-1743 гг. – русско-шведская война.
1804-1807 гг. – строительство Конногвардейского манежа.
1805-1807 гг. – война с Францией.
1812-1814 гг. – Отечественная война.
1817 г. – создание статуй Диоскуров.
1840 гг. – перенос скульптур Диоскуров к зданию Конногвардейских казарм.
1842 г. – Адмиралтейский канал заключен в трубу.
1854 г. - возвращение статуй Диоскуров к зданию манежа.
1873 г. - установка терракотовых барельефов Д. И. Иенсена.
1930 гг. – переоборудование здания под гараж.
1967 г. - передача здания Союзу художников.

Легенды и мифы

О Конногвардейском манеже, как и о многих других зданиях, которые часто посещали российские императоры, ходили слухи, приписывающие ему подземное сообщение с Зимним дворцом. От других легенд, посвященных подземным ходам, эта отличалась любопытной подробностью – рассказывали, что потолок хода между Зимним дворцом и манежем сделан таким высоким, что по нему можно проехать верхом на лошади.

Здание Конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное в 1804-1807 годах по проекту Джакомо Кваренги для выучки и парадных выездов Лейб-гвардии Конного полка. Сегодня здесь размещается центральный выставочный зал «Манеж».

Казармы Лейб-гвардии Конного полка, особо приближенного к императорскому двору войскового соединения, изначально располагались на берегу канала, соединявшего Адмиралтейство с Новой Голландией, но позже засыпанного. Именно на месте бывшего канала и был построен манеж для зимней и летней выучки, а также парадных конных выездок этого полка. Он должен был стать украшением Исаакиевской площади, поэтому к строительству и оформлению манежа подошли со всей возможной серьезностью и монументальностью.

Продолговатое двухэтажное здание строго, но со вкусом украшено — по углам его обрамляют пилястры, верх покрыт антаблементом с барельефом со сценами античных спортивных конных состязаний, а парадный фасад выполнен в виде портика из 8-и колонн дорического ордера с треугольным фронтоном, низ внешних стен обрамлен рустовой отделкой. Главный фасад также дополняют скульптуры итальянского мастера Паоло Трискорни — уменьшенные копии фигур братьев-близнецов Диоскуров, Кастора и Полидевка, как у Квиринальского дворца в Риме, они выполнены в виде юношей, укрощающих коней. Статуи на фронтоне манежа появились позже, во время реконструкции конца XIX века, когда классическому зданию попытались придать больше пышности.

Поскольку Диоскуры изображают обнаженных языческих богов — детей Зевса, после окончания строительства Исаакиевского собора по требованию православного духовенства их перенесли на задний фасад Конногвардейского манежа, и там они простояли вплоть до 1954 года.

Долгое время существовала легенда, что между Зимним дворцом и Конногвардейским манежем был прорыт высокий туннель, по которому можно было проехать верхом на лошади.

В советское время в манеже размещался автомобильный гараж войск НКВД (для этого здание пришлось перестроить, добавив второй этаж). В 1967 году его переоборудовали в выставочный центр, вернув фасаду прежний облик, заданный еще архитектором Кваренги.

Здание Конногвардейского манежа включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Конногвардейского манежа будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

Основной фасад искусно обработан портиком, представляющим собой лоджию , ограниченную дорическим ордером и состоящим из 8 колонн, фриза и треугольного фронтона . Фронтон украшен скульптурами работы Трискорни. Ранее фронтон был украшен также терракотовыми барельефами Иенсена, которые впоследствии были демонтированы в советское время. Тогда же в тимпане императорского орла сменили серп и молот.

В 1806 году Кварнеги заказал в Италии уменьшенные копии мраморных статуй Кастора и Поллукса, украшающих известный Фонтан диоскуров . Каждая композиция представляет собой юношу, укрощающего коня. Скульпутрные группы известны во многом из-за своей пластичности и монументальности. Обе фигуры были закончены Паоло Трискорни в 1810, однако доставлены в Россию в Кронштадт только в августе 1816. В 1817 году Диоскуры были установлены на гранитные постаменты с двух сторон от главного фасада манежа .

Деятельность с 1977 года

Конногвардейский манеж (статуя диоскура на портике)

Центральный выставочный зал «Манеж». Основное направление деятельности «Манежа» - организация и проведение некоммерческих художественных выставок. Ежемесячно «Манеж» представляет новые художественные проекты, различные по характеру и содержанию, по оформлению и подаче материала. Диапазон выставок весьма широк:

  • Ретроспективные выставки произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, фотографии, печатные издания, медальерное искусство.
  • выставки, посвященные культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
  • выставки, проводимые в содружестве с музеями и архивами Санкт-Петербурга и пригородов (Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Гатчина, Павловск);
  • выставки из частных собраний, дающие редкую возможность познакомиться с произведениями отечественных и зарубежных мастеров, принадлежащими петербургским коллекционерам;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений; («Митьки », «Озерки», «Арт-центр «Пушкинская, 10» »)
  • выставки-циклы («Судьбы»; «Художественные династии», «Крупным планом», «Ковчег», «Зооарт»).
  • Выставки современного искусства, представляющие традиционные направления и новейшие художественные течения - инсталляции, перформансы, компьютерную графику и дизайн, видеоискусство.
  • выставки петербургских художников (Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников «Петербург» (проводится с 1993 г.);
  • выставки современных художников России и стран СНГ;
  • выставки детского творчества;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений, знакомящие с именами наших современников;
  • международные выставки (Международная биеннале современного искусства «Диалоги» (проводится с 1993 г.), «Фестиваль экспериментальных искусств и перформанса»(проводится с 1994 г.).

Выставки

1977
  • Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября
1978
  • «Интерпрессфото - 77». Международная выставка фотографии 1978
  • Персональная выставка А. А. Пластова. Живопись
  • Выставка молодых художников Ленинграда к 60-летию ВЛКСМ
  • Персональная выставка Н. М. Ромадина.
  • «Художники России - детям»
1979
  • XVIII дипломная выставка выпускников художественных ВУЗов СССР
  • Искусство Советской Эстонии
  • Из фондов Центрального военно-морского музея
  • «Человек труда в произведениях ленинградских художников»
  • 8-я выставка ленинградской книжной графики
  • «Наш современник».
  • Выставка произведений ленинградских художников
  • «Оформление Ленинграда к Олимпиаде - 80»
  • Агитационно-массовое искусство первых лет Октября
  • Охрана и реставрация памятников архитектуры Ленинграда
  • «Мы строим БАМ». Всесоюзная художественная выставка
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников
  • «Голубые дороги Родины». Всесоюзная художественная выставка*
1980
  • «Голубые дороги Родины». Всесоюзная художественная выставка
  • «Петербург - Петроград - Ленинград в произведениях русских и советских художников»
  • Выставка произведений ленинградских художников к 110-летию со дня рождения В. И. Ленина
  • IV Всероссийская выставка плаката
  • «Петербург - Петроград - Ленинград в изобразительном искусстве»
  • Зональная выставка произведений ленинградских художников. Живопись, скульптура
  • Искусство Советской Грузии
1981
  • Искусство Ярославля XIII-XIX веков
  • «Наш современник». Выставка произведений ленинградских художников, посвященная XXVI съезду КПСС
  • «Боевому карандашу - 40 лет»
  • Искусство Советского Казахстана
  • «Мы строим коммунизм». Всесоюзная художественная выставка
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников
  • «КПСС в борьбе за мир». Выставка плаката, посвященная 75-летию со дня рождения Л. И. Брежнева
1982
  • Русская графика XVIII-XX веков. Из собрания Я. Е. Рубинштейна и И. В. Качурина
  • Портреты русских и советских художников первой половины XX века. Из собрания Я. Е. Рубинштейна
  • Новые открытия советских реставраторов
  • Кукрыниксы. Политическая сатира
  • Выставка произведений ленинградских художников к 60-летию СССР и 50-летию ЛОСХа. Живопись, скульптура
  • Выставка произведений И. Н. Масленниковой. Графика
  • Выставка произведений Н. С. Кочукова. Скульптура
  • Выставка произведений А. М. Герасимова. Живопись
  • Садово-парковое искусство Ленинграда в произведениях художников и архитекторов
  • Искусство Советской Украины
  • «По родной стране». Республиканская выставка
1983
  • Искусство Финляндии (1900-1960). Финляндия строит (1976-1981)
  • «Монументальное искусство в градостроительстве». Выставка ленинградских художников-монументалистов
  • «Человек и природа в современной живописи и графике». ФРГ
  • Новые открытия советских реставраторов
  • «На страже завоеваний социализма». Всесоюзная художественная выставка
  • Искусство Советской Латвии
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников
1984
  • «Битва за Ленинград». К 40-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады
  • «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве». По материалам всесоюзной выставки
  • Персональная выставка В. К. Нечитайло. Живопись, графика
  • «Отстоим мир». Выставка ленинградских художников
  • «А. С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве». Из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина
  • Реставрация художественных ценностей в СССР
  • Искусство Советской Армении
1985
  • «Наш Ленинград». Выставка работ ленинградских художников
  • «40 лет великой Победы». Выставка работ ленинградских художников
  • «Люди». Ю. Рост. Фото
  • «Аранжировка русского народного лубка» (А. Максимов, Н. Воронков, Л. *Курзенков). Графика
  • Выставка М. и Ф. Примаченко. Живопись
  • Выставка Т. Юфа. Книжная графика
  • «Мир и молодежь». Выставка молодых ленинградских художников, посвященная XII Всемирному фестивалю молодежи в Москве
  • Выставка проекта и модели памятника Октябрьской революции
  • Искусство Советского Узбекистана
  • Зональная выставка, посвященная XXVII съезду КПСС
1986
  • Русское искусство XVIII - начала ХХ веков из частных собраний Ленинграда
  • «Юный художник». Выставка детского творчества
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников
  • «Театр. Образы и реликвии». Из фондов Театрального музея
  • Персональная выставка И. С. Глазунова. Живопись, графика
  • «Наш современник». Выставка произведений ленинградских художников
  • Персональная выставка Ю. Н. Тулина. Живопись, графика
1987
  • Из фондов Русского музея. Живопись, декоративно-прикладное искусство
  • «А. С. Пушкин и его современники». Межмузейная выставка
  • «Я славлю тебя, земля Ленинградская». Выставка творчества самодеятельных художников
  • «Искусство Костромской земли»
  • Выставка произведений Б. В. Щербакова. Москва. Живопись
  • Всесоюзная выставка филателии
  • «Художники Ленинграда». К 70-летию Великого Октября
  • Современное искусство Индии последних трех десятилетий из собрания Национальной галереи современного искусства в Нью-Дели. Живопись, графика, скульптура
1988
  • Выставка конкурсных проектов монумента в честь Великой Октябрьской социалистической революции
  • Современное искусство Индии последних трех десятилетий из собрания *Национальной галереи современного искусства в Нью-Дели. Живопись, графика, скульптура
  • «Реставрация и исследования произведений искусства». Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации, Москва
  • «Спасенные фрески». Реставраторы Грековы. Новгород
  • Выставка произведений Ю. П. Кугача. Москва. Живопись, графика
  • Русское театрально-декорационное искусство из коллекции Никиты и Нины *Лобановых-Ростовских
  • Современный текстиль и текстиль племен Индии с показом моделей одежды
  • Выставка произведений Е. А. Николаева. Скульптура, графика
  • «Уорлд Пресс Фото - 88»
  • IX Всесоюзная выставка молодых художников
  • Выставка И. С. Глазунова . Живопись, графика
1989
  • «Современное искусство Ленинграда». Выставка ленинградских художников
  • Русская живопись и графика конца XIX - начала XX веков. Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы XVIII-XIX веков из собрания И. М. Эзраха
  • «Музыкальный Петербург - Петроград - Ленинград»
  • «Милан с утра до вечера». Мода и товары повседневного спроса. Милан в проектах
  • Выставка произведений А. Шилова. Живопись
  • Основные направления итальянского искусства. Рим, 1947-1989 годы
  • «Американский дизайн»
1990
  • «Мир Пушкина». Межмузейная выставка
  • Выставка М. Кулакова. Италия - СССР. Живопись
  • «Забытые шедевры». Западноевропейская живопись XV-XVIII веков. Из музеев СССР
  • «Забытые шедевры». Сто лет русского искусства (1889-1989). Из частных коллекций Москвы и Ленинграда
  • «Забытые шедевры». Русская и советская живопись (1900-1930). Из фондов Музея изобразительного искусства Киргизской ССР
  • «Забытые шедевры». Николай Мыльников и Федор Тулов - русские портретисты XIX века
  • «Забытые шедевры». Плакаты первых лет революции. Из частных коллекций Москвы и Ленинграда
  • Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Живопись, графика, скульптура
  • «Финляндия сегодня». Живопись, графика, скульптура
  • Современная скульптура ФРГ
  • Выставка И. С. Глазунова. Живопись, графика
  • Фестиваль ленинградских галерей. («Анна», «Ариадна», «Дельта», «Палитра», «Современное искусство», «10-10», Ассоциация «Мир», ЛТСХ «Невский 20», Фонд Ленинградская галерея)
  • «10 + 10». Советско-американская молодежная выставка. Живопись
  • «Небо и твердь». Выставка ленинградских художников. Живопись, скульптура, ДПИ
  • «Юный художник». Выставка детского творчества

Шпалерная ул., 60-62
Шпалерная ул., 49-51


Год постройки: 1741-1757, 1800
Архитектор: Боенналь

Стиль: Классицизм

Главные артиллерийские казармы (Аракчеевские казармы)
1800-е гг.
Утраченные здания

До революции на Шпалерной ул. (по обеим ее сторонам), начиная от угла Таврической ул., располагались Аракчеевские казармы. По правой стороне казармы располагались от дома № 60/41 до самого Смольного собора, по левой стороне от дома № 49/29 (позднее № 49/39) и доходили до Ставропольской улицы.
С 1733 до 1800 гг. здесь квартировала Конная гвардия.
В 1730-е гг. Кикины палаты передали лейб-гвардии Конному полку, прибывшему из Москвы, где он был сформирован по приказу Анны Иоанновны.
Поблизости правильными рядами были поставлены 107 изб и светлиц, образовавших четырехугольник с одиннадцатью улицами - Конную слободу, выходящую на Первую Березовую улицу (Шпалерную). В 1733 г. Кикины палаты были приспособлены под полковой лазарет и канцелярию. Большой зал использовали для полковой церкви.
Создавалась слобода Конного полка по проекту и под руководством арх. Боенналя. Строительство велось с 1741 по 1757 гг. Постепенно территория слободы стала сокращаться, деревянные избы заменяться каменными. Сокращение территории произошло за счет строительства на ней сначала Смольного собора, а позднее Таврического дворца с садом.
При Павле I началось повсеместное строительство каменных казарм, куда были переселены солдаты. Конному полку выделили и роскошный Таврический дворец.
В 1800 г. Конногвардейская слобода была ликвидирована, здания распроданы.
В начале 1800-х гг. на территории бывшей слободы Конного полка вдоль Воскресенской наб. (Шпалерной ул.) были выстроены (возможно, перестроены из старых построек) длинные одноэтажные казармы. Поскольку шефом артиллерии считался Аракчеев, казармы стали называть также Аракчеевскими. Описание казарм - низенькие здания, украшенные огромными гербами с инициалами Императора Павла I и изображением мальтийского креста, с живописным мальтийским орлом над порталом.
Аракчеевские казармы, уже показанные на плане 1806 г., состояли из одноэтажных кирпичных корпусов конюшен, расположенных по обе стороны Шпалерной ул. Параллельно основным конюшням, стоявшим по красной линии, размещены с некоторым разрывом дополнительные корпуса (сеновалы, кузницы и т.д.).

С 1807 г. полку был отведен участок между Мойкой и Адмиралтейским каналом.





Конногвардейский бульв., 2
Якубовича ул., 1
Исаакиевская пл., 1
Архитекторы: Кваренги Д.

Год постройки: 1804-1807
Стиль: Классицизм


Долгое время на месте Конногвардейского бульвара был канал, соединяющий Адмиралтейство с лесными складами - Новой Голландией.
В начале XIX в. на берегу канала были построены казармы Конногвардейского полка. В комплекс казарм входил и манеж , сооруженный по проекту арх. Д. Кваренги в 1804-1807 гг. Главным фасадом манеж выходит на Сенатскую площадь и Исаакиевский собор. выполнен в стиле строгого классицизма; благодаря великолепному дорическому портику главного фасада похож на антитчный храм.
Почти весь внутренний объем здания в прошлом занимал один большой зал, предназначенный для занятий верховой ездой.
В 1817 г. перед входом были установлены мраморные скульптурные группы Диоскуров, держащих коней. Они были выполнены в Италии скульптором П. Трискорни. В 1840-х гг. скульптуры были перенесены к зданию казарм в Конногвардейском пер. Возвращены в 1954 г.
В 1872-1873 гг. арх. Д. И. Гримм перестроил манеж. Тогда же с западной стороны был пристроен вестибюль, разобранный в 1970-х гг. В это же время на фронтоне установлен терракотовый барельеф работы скульптора Д. И. Иенсена.
В 1930-х гг., после пожара, арх. Н. Е. Лансере перестроил манеж, приспособив его под гараж. Барельефы были сняты. В 1967 г. здание передали Союзу художников для выставок.
(Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной. 54)

Полк занял новое здание, построенное вдоль Адмиралтейского канала специально для Лейб-гвардии Конного полка (Конногвардейский бульвар, 2-4).

Казармы лейб-гвардии Конного полка - Трехэскадронный корпус



Конногвардейский бульв., 4
Конногвардейский пер., 2
Якубовича ул., 3
Архитекторы: Ермолаев (?)
Руска Л. (?)

Черник И. Д.
.

Год постройки: 1810, 1844-1847
Стиль: Классицизм

Фасад дома выходил на Адмиралтейский канал, который проходил по Конногвардейскому бульвару и соединял Адмиралтейство с лесными складами - Новой Голландией.
В 1844-1847 гг. арх. И. Д. Черник перестроил старый корпус, изменив фасад здания в стиле, переходном от казарменного классицизма к неоренессансу в безордерной трактовке.
(Памятники истории и культуры, состоящие под государственной охраной. 64)

Главный фасад первоначально выходил на Ново-Исаакиевскую (ныне Якубовича) улицу: отсюда офицеры поднимались в свои квартиры на 3-м этаже. Солдаты располагались на втором этаже и входили со стороны Адмиралтейского канала. Первый этаж был занят конюшнями.
После 1845 г., когда канал был засыпан и на его месте образовался Конногвардейский бульвар, были построены новые корпуса ближе к Мойке. Вход с бульвара в Трехэскадронный корпус стал главным, а с противоположной стороны пристроили еще один ряд конюшен. Длина фасада этого здания с бульвара составляет 275 м, стены скупо оформлены в стиле классицизма, однако здание выглядит привлекательно, благодаря пяти выдвинутым за красную линию ризалитам, над центральным из которых возвышается фронтон, над боковыми - небольшие аттики.

Согласно новейшему изданию справочника охраняемых государством памятников, казармы возведены в 1805 - 1807-е годы, их автор - совершенно неизвестный А. И. Ермолаев. А ведь историк города П. Н. Столпянский еще в 1934 г. писал, что Ермолаев выстроил Конногвардейские казармы по проекту придворного архитектора Л. Руска…
Конногвардейские казармы - хороший образец безордерного ампирного стиля. Выносной карниз, дощатый руст по первому этажу, отделенному профильными тягами от двух верхних, - обычные элементы этого стиля, как и украшения оконных проемов: прямоугольные сандрики и заглубленные арки. Именно окна придают строгую ритмичность зданию, объемно расчлененному четырьмя ризалитами; центральный из них украшен треугольным фронтоном.
На каком основании Руска следует назвать автором Конногвардейских казарм? Во-первых, он входил в Городской комитет о построении гвардейских казарм и состоял его ведущим архитектором. Во-вторых, сам Руска, перечисляя свои произведения, упоминает и эти казармы. Зачем было приглашать какого-то Ермолаева, если Руска, автор казарм Кавалергардского и Гренадерского полков, стоял во главе всей казарменной программы?
Казармы, сохраняя свой внешний облик, подвергались основательной переделке военными архитекторами Е. Тимофеевым (1820), который расширил их по торцам, и И. Д. Черником (1844-1847). Последний, вероятно, придал казарме более нарядный вид, ибо главный фасад стал выходить на новопроложенный бульвар… В центре Петербурга возник военный квартал… Посередине этого квартала по-прежнему стоит здание, автором которого отныне необходимо считать Л. Руска.

Ист.: Антонов В. В. Кому был нужен Ермолаев? // Антонов В. В. Петербург неизвестный. Забытый. Знакомый. - М.: Центрполиграф, 2007. -С. 80-82.

Казармы Конногвардейского полка


Конногвардейский бульв., 6
Конногвардейский пер., 1
Труда ул., 8
Архитектор: Черник И. Д.

Год постройки: 1843-1848

Полку было тесно, один из эскадронов квартировал в Стрельне. В 1844 г. началось строительство нового казарменного комплекса на территории, ограниченной Большой Морской ул., Благовещенской площадью, Ново-Исаакиевской улицей и Конногвардейским переулком. Автор проекта и руководитель строительства архитектор И.Д. Черник. Основную площадь занимают солдатские казармы и полковой плац между ними. Двухэтажные здания, в первых этажах которых размещались конюшни, образуют три стороны каре. Две расположены вдоль современных улиц Труда и Якубовича, третья идет под углом к Большой Морской. Свободная сторона Каре обращена в сторону Конногвардейского переулка и забрана изящной чугунной решеткой на гранитном основании, за которой находился плац.

Казармы лейб-гвардии Конного полка. Офицерский корпус




Большая Морская ул., 67
Труда ул., 10
Конногвардейский пер., 5

Архитекторы: Черник И. Д.

Год постройки: 1840-1849
Стиль: Эклектика
Офицерский корпус построен в 1840-х гг. по проекту арх. Ивана Денисовича Черника.
Двухэтажное на высоком гранитном цоколе с трехэтажными центральным и боковыми ризалитами здание соединяет черты классицизма (исп. штукатурки, рустовка) с чертами неоренессанса - "брамантовыми окнами" (арочное окно в прямоугольной раме - названо по фамилии итальянского архитектора Браманте, впервые использовавшего их при строительстве одной из итальянских вилл).
Над главным входом в здание до настоящего времени сохранилась лепнина: знамёна, шлемы, латы.
До недавнего времени дом имел красный кирпичный фасад, такой же как у дома № 69. Эти здания строились одновременно.

По адресу Благовещенская ул. (ул. Труда), дом 10 в начале XX в. располагался Усиленный лазарет Лейб-гвардии конного полка с Благовещенским офицерским отделением. В лазарете к 1910 г. имелось 75 коек для нижних чинов и 25 коек для офицерского состава. Гражданские больные принимались за плату в отделение для нижних чинов, если были свободные места. Руководил лазаретом старший врач.
(Ист.: Врачебные и санитарные учреждения города Санкт-Петербурга. СПб.,1910) .

Офицерский корпус и служебный флигель лейб-гвардии Конного полка, здание полковых казарм с конюшнями и ограда



Якубовича ул., 26
Архитекторы: Черник И. Д.

Год постройки: 1848-1850
Стиль: Эклектика

Последнее здание казарм возведено в 1914 г. военным инженером В.П. Апышковым параллельно строениям И.Д. Черника на нынешней улице Труда. Стилизованное под ампир здание удачно вписалось в существовавший комплекс. Здание украшено центральным портиком со сдвоенными колоннами на уровне 2-го и 3-го этажей и треугольным фронтоном, богато отделано скульптурой.

Церковные службы для конногвардейцев отправлялись в домовой церкви, расположенной в казармах. В 1842-49 гг. на площади, примыкающей к казарменному комплексу со стороны Невы, архитектор К.А. Тон построил церковь в русско-византийском стиле, освященную во имя Благовещания пресвятой Богородицы 4 марта 1849 г. Тогда же Благовещенскими стали именоваться площадь и мост через Неву. В 1939 г. церковь была снесена, и с тех пор площадь лишена доминанты.



просмотров