Что нужно Богу от человека? Зачем мы нужны Богу? Помощь и поддержка

Что нужно Богу от человека? Зачем мы нужны Богу? Помощь и поддержка

Наверное, каждый верующий человек в определенный период своей жизни задавал себе вопрос: «Что я хочу от Бога?»

Бог – наше единственное утешение и самый страшный ужас. В Нем мы сильнее всего нуждаемся и от Него больше всего хотим спрятаться. Он наш единственный союзник, а мы Его враги.
К. С. Льюис. Просто христианство

Наверное, каждый верующий человек в определенный период своей жизни задавал себе вопрос: «Что я хочу от Бога?» Сложность этого вопроса состоит в том, что при ответе на него человек не сможет слукавить, ведь в этом случае он солжет самому себе. Зачем нам Бог? Чтобы обращаться к Нему только тогда, когда у нас проблемы? Но, по словам известного французского писателя прошлого века Экзюпери, Господь, к Которому обращаются лишь изредка, – не настоящий. Если мы приходим к Богу только в случае необходимости, это не Бог – это идол, созданный человеком в его собственном воображении, это некий искусственный божок, который, по человеческим представлениям, должен мгновенно исполнять наши пожелания.

Как тысячу лет назад, так и сейчас Христос обещает каждому человеку, оставившему попечение о земных благах, непреходящее богатство – сокровище на Небесах (Мф. 19:21). Однако ценности в нашем понимании сильно изменились, и нам, к сожалению, сегодня такое сокровище не нужно. Зачастую человек хочет счастливой, беззаботной жизни, даже не думая о том, для чего он живет. В последнее время множество молодых людей добровольно уходят из жизни, ощущая бессмысленность своего существования и чувствуя себя ненужными и лишними в современном обществе. Дар, предлагаемый Христом, мы не можем себе представить, для нас это нечто абстрактное, никак не связанное с обыденной жизнью, в конечность которой мы не хотим верить. В своих молитвах мы просим у Бога здоровья, счастья, благополучия, богатства; нам необходимо многое, но только не Он Сам. Мы просим Господа помочь нам в наших нуждах, но в то же время не желаем, чтобы Он обременял нас Своими «требованиями»: исполнять заповеди, ходить в храм, поститься… И здесь правомерен другой, не менее интересный и важный вопрос: «А что же Бог хочет от нас?»

Некоторые люди думают, что, периодически бывая в храме и соблюдая посты, они тем самым делают Творцу большое одолжение. Другие же исполняют все заповеди Господни, регулярно посещают богослужения, причащаются, но только делают это исключительно из страха перед наказаниями или даже возможностью оказаться в аду. В действительности же Бог не требует от человека ничего. Хороший пример сказанному – евангельская притча о блудном сыне: Господу не нужны рабы, Он хочет иметь только сыновей (Лк. 15:11–32). Любовь Бога к человеку настолько велика, что Он не желает силой ставить нас «на колени», но оставляет нам возможность выбора, даже если этот выбор окажется неправильным. По словам митрополита Антония Сурожского, Бог может сделать все, кроме одного – Он не может заставить человека любить Себя. Господу нужно наше сердце, исполненное любовью к Нему. Святой Николай Кавасила пишет, что Господь, Сам будучи любовью, желает равной любви и, получив ее, Он прощает нам все. Как отмечает известный православный богослов протопресвитер Александр Шмеман, в конечном итоге у человека есть только один грех: не захотеть Бога и отойти от Него.

Чтобы человеческая жизнь имела смысл, одного бессмертия недостаточно. Человек и вся вселенная могут существовать вечно, но без Бога подобное вечное бессмысленное существование будет намного хуже смерти. В одном научно-фантастическом рассказе описывается, как некий астронавт потерпел крушение на пустой каменной планете, блуждающей в космосе. Астронавт имел при себе два пузырька: один с ядом, другой – с эликсиром вечной жизни. Отчаявшись в возможности возвращения на Землю, он захотел покончить с жизнью и выпил яд, но, к своему ужасу, обнаружил, что выпил не из того пузырька. Астронавт по ошибке выпил эликсир бессмертия и этим обрек себя на вечную жизнь, лишенную всякого смысла. Этот рассказ скрывает в себе одну весьма глубокую истину: для того, чтобы жизнь обрела свое истинное значение, человеку нужно не просто бессмертие. Ему нужен Тот, Кто направил бы и упорядочил это бессмертие, придал бы ему смысл, ведь жизнь без Бога не имеет абсолютно никакого смысла.

Бог нуждается в нас не для Себя, это необходимо для нас же самих. Когда мы уходим от Творца, не Он наказывает нас. Когда мы говорим Ему, что сами хотим руководить своей жизнью, то обрываем связь с Богом, и Он не может уже защищать нас от того зла, которое окружает нас. Он любит нас слишком сильно, чтобы нарушить нашу свободу. Христианский писатель XX века К. С. Льюис писал: «Чего, собственно, люди хотят от Бога? Чтобы Он омыл все их прошлые грехи и, любой ценой, позволил начать все сначала? Но Он это уже сделал, на Голгофе. Простить? Они не желают прощения. Оставить их в покое? Увы, боюсь, что именно так Он и поступает». Зачастую мы не понимаем Божьего замысла о нас, однако это не значит, что Он нас наказывает или отвергает за наши проступки. Бог хочет, чтобы мы были счастливы, желает даже больше, чем мы сами. Человек должен понять, что вне Господа – все бессмысленно и пусто, и только в Боге человеческая жизнь обретает свою ценность.

Западный богослов и философ Питер Крифт, перефразируя слова Блаженного Августина, предложил однажды своим читателям поразмышлять над такой ситуацией: Бог является человеку и говорит: «Я дам тебе все, что ты ни попросишь – наслаждение, власть, славу, свободу, богатство, даже мир душевный и чистую совесть. Ничто не будет грехом, Я все разрешу тебе, ты не соскучишься и не умрешь. Но ты никогда не увидишь Моего лица», – и вот это одно «но» обесценивает и разбивает вдребезги все те дарования и преимущества, которые выше Бог обещает человеку взамен Себя. Господь не может дать нам счастье и мир без Него Самого, потому что без Него счастья и мира просто нет. Разум, быть может, и не понимает этого, но сердце – оно ведь точно знает, что Бог человеку нужен больше всего на свете. В одном из своих произведений Льюис задает вполне логичный вопрос: «Если человек соединен с Богом, то как ему не жить вечно? И как может человек, разделенный с Богом, не засохнуть и не умереть?» В каждом человеке есть некая бездонная глубина, заполнить которую, по словам архиепископа Кентерберийского Михаила Рамзея, может лишь один Бог. И до тех пор, пока мы не прекратим избегать Господа, наше счастье будет оставаться все тем же пустынным миражом, стремиться к которому бессмысленно и бесполезно.

Владимир Антонов

Для большинства людей тема, обозначенная в заголовке, окажется неожиданной. Ведь они - на основе своего изначального эгоцентризма - мыслили как раз наоборот: нужен ли мне Бог?, имеет ли мне смысл принимать Его в моё мировоззрение?

И кто-то решает, что нет, не нужен: ведь, если Он правит всем, то почему же на Земле столько бед, страданий, несправедливостей?! Значит, или Бога вовсе нет, или же Он, хоть и есть, но столь жестокий, - что мне Он такой не нужен!

Но это - умозаключения тех, кто не имеют понимания ни о Боге, ни о себе и своём предназначении здесь на Земле.

Другие люди соглашаются с верой в бытие Бога, но не на основе здравых размышлений и знаний, а лишь вследствие «стадного инстинкта». То есть, если все вокруг меня веруют, то и мне, значит, тоже надо веровать, причём именно так, как это делают все вокруг меня.

Разумный широко мыслящий человек, изучающий многочисленные сложившиеся вариации веры у представителей разных больших и малых религиозных направлений, имеет все основания удивляться и удивляться… Люди ведь и в настоящее время поклоняются вымышленным «богам» из фольклора, видят свою «обязанность» в совершении тех или иных «религиозные» телодвижений, участвуют в бессмысленных обрядах… Но, что самое главное, они все выпрашивают у Бога разных благ для себя… Они воспринимают Бога - как своего могущественного слугу, который, якобы, обязан их всячески ублажать… А чтобы тот «слуга» услышал мои молитвы - надо молиться всё пуще и пуще…

Но Бог - вовсе не слуга для нас! Это мы - должны бы ощущать себя Его слугами! (Но для этого хорошо бы понимать Его Волю в отношении и человечества в целом, и в отношении себя конкретно).

И удивительный парадокс обнаруживают интеллектуально прозревающие адепты тех или иных религиозных сект! Этот парадокс состоит в том, что Богу вовсе не нужны какие-либо обрядовые действа и молитвенные возглашения людей! Ему от нас нужно совсем другое: чтобы мы становились лучше - в соответствии с Его Учением! Наши религиозные усилия должны быть направлены на совершенствование себя в интеллектуальном, этическом и психоэнергетическом аспектах развития! Также - на реальное служение Ему через, прежде всего, помощь другим людям в их эволюционировании: в их гармоничном соучастии в Потоке Эволюции Вселенского Сознания.

… К настоящему времени Бог не только познан представителями науки, но и в достаточной мере изучен. Данные сведения изложены в печатных книгах и в интернете. Его Учение обобщено и представлено в систематизированном виде, максимально удобном для изучения. И теперь желательно сделать эти знания доступными для всего населения нашей планеты. Пусть и атеисты получат полную и внятно изложенную информацию о Боге и о месте каждого из нас в реализации Его Замысла. Ведь нелепо извращённые представления о Нём не могли удовлетворять интеллектуально развитых людей, поэтому-то они и оставались атеистами… И адепты разных религиозных направлений пусть смогут откорректировать своё понимание Бога и собственной жизни…

Изучающий данные материалы может представить, сколь изменилась бы к лучшему жизнь всех людей, если бы они познали истинный смысл своих жизней и возможности его реализации!

Данную тему мы подробно рассматривали в разных ракурсах во многих предыдущих изданиях. А сейчас лишь очень кратко повторю самое главное.

О Боге в Аспекте Абсолюта можно говорить как о Вселенском Макроорганизме, Который непрерывно эволюционирует, умножая Своё Совершенство. Он - реально многомерен, т.е. состоит из слоёв, различающихся по уровням утончённости-огрублённости. Наитончайший Слой - это и есть Главная Его Суть, Которую люди именуют на разных языках Изначальным Сознанием, Творцом, Богом-Отцом, Аллахом, Дао, Ишварой, Иеговой, Сварогом и другими словами.

Рай - это слой (эон, лока), соседствующий с Изначальным Сознанием. Это - обитель тех, кто достигли высокого уровня утончённости сознания, но ещё не развили в себе всех качеств, необходимых для вхождения в эон Творца.

На противоположном конце шкалы тонкости-грубости находится ад - «обитель» тех, кто развивали в себе такие пороки, как злобность, агрессивность, раздражительность и тому подобные душевные качества. Ад является «помойкой» Эволюционного Процесса. Жизнь там - это кошмар постоянного пребывания среди себе подобных примитивов.

Эволюция Абсолюта осуществляется посредством создания Им «островков» материи в космическом пространстве, куда, когда там возникают соответствующие благоприятные условия, «высеваются» зачатки душ, которым предстоит расти поэтапно в растительных, животных и затем человеческих телах. Достигающие успеха в своём развитии души поселяются вначале в раю, а затем - в Обители Изначального Сознания, влившись в Его Единое «Мы».

Те же, кто растили в себе противоположные качества, «отбраковываются», отправляясь во «тьму внешнюю» ада.

Ещё одна важная деталь, позволяющая ответить на возможный вопрос тех, кто пока ещё не задумывались глубоко по данной теме: зачем же Богу нужны такие «сложности», неужели же нельзя сразу сотворить совершенные души? Нельзя. Сотворение материи и сотворение энергии сознания - это разное. Первое для Творца - легко, второе - тоже, но применительно лишь к зачаткам душ. А дальше - душам предстоит развиваться долго и трудно в ряду многих воплощений.

Индивидуальные сознания (души) обладают способностью расти количественно - за счёт питания материальной пищей и трансмутации её энергии в энергию сознания. Только так и не иначе может расти количественно энергия сознания. Причём, обладая свободой воли, души могут растить в себе и позитивные, и негативные качества. Но только преуспевшие в накоплении в себе позитивных качеств, в том числе, этически безупречные, мудрые и сильные, - пополняют собой их Творца.

Главным позитивным свойством развивающихся душ является их утончённость. Именно она должна становиться насыщенной мудростью и силой.

Утончённость сознания растёт через культивирование эмоций любви: нежности, ласки, восхищения прекрасным и сонастройки с ним. «Бог есть Любовь» - учит людей Бог через Иисуса Христа, Сатья Саи и других Представителей Изначального . А «органом» духовной любви, без развитости которого истинная любовь невозможна, является духовное сердце. Развитие же данной структуры души - в оптимальном варианте - достигается методами психической саморегуляции, о чём мы наиболее подробно рассказывали в книге и в созданных нами фильмах.

Теперь мы понимаем, зачем мы нужны Богу? Мы является эволюционирующими частицами Бога в Аспекте Абсолюта - ради пополнения собою Главной и Совершеннейшей Его Части, Которую Он Сам называет Сердцем Абсолюта.

Каждому из нас важно научиться действовать в совместных делах с любыми партнёрами, исходя не из личного примитивного эгоцентризма, а с учётом интересов партнёров и ради успеха в общем деле.

Бог - пусть станет Главным Партнёром в жизни каждого из нас!

И, если жить, исходя из Его интересов, - то только в этом случае можно достичь действительного успеха также и в собственной жизни!


1. Антонов В.В. - Бог говорит. Учебник религии. «Полюс», СПб, 2002.

2. Антонов В.В. - Духовное сердце - Религия Единства. «New Atlanteans», 2008.

3. Антонов В.В. (ред.) - Духовное сердце: Путь к Творцу (стихи-медитации и Откровения). «New Atlanteans», 2007.

4. Антонов В.В. - Как познаётся Бог. Автобиография учёного, изучавшего Бога. «New Atlanteans», 2008.

5. Антонов В.В. (ред.) - Как познаётся Бог. Книга 2. Автобиографии учеников Бога. «New Atlanteans», 2008.

6. Антонов В.В. (ред.) - Духовная работа с детьми. «New Atlanteans», 2008.

7. Антонов В.В. (ред.) - Классика духовной философии и современность. «New Atlanteans», 2008.

8. Антонов В.В. - Экопсихология. «New Atlanteans», 2008.

9. Антонов В.В. - Лесные лекции о Высшей Йоге. «New Atlanteans», 2008.

10. Антонов В.В. - Дао-Дэ-Цзин. «New Atlanteans», 2008.

11. Антонов В.В. - Анатомия Бога. «New Atlanteans», 2010.

12. Антонов В.В. - Жизнь для Бога. «New Atlanteans», 2010.

13. Зубкова А.Б. - Сказка о царевне Несмеяне и Иване. «New Atlanteans», 2007.

14. Зубкова А.Б. - Добрыня - Былины. «New Atlanteans», 2008.

15. Зубкова А.Б. - Диалоги с Пифагором. «New Atlanteans», 2008.

16. Зубкова А.Б. - Божественные Притчи. «New Atlanteans», 2008.

17. Зубкова А.Б. - Книга Родившихся в Свете. Откровения Божественных Атлантов. «New Atlanteans», 2008.

18. Зубкова А.Б. - Притчи Лао-Цзы. «New Atlanteans», 2011.

19. Татьяна М. - Изнанка мира материи. «New Atlanteans», 2012.

20. Тёплый А.В. - Книга Воина Духа. «New Atlanteans», 2008.


Видеофильмы


1. Погружение в гармонию природы. Путь в рай. (Слайд-шоу). 90 минут (на CD или DVD),

2. Духовное сердце. 70 минут.

3. Саттва (Гармония, Чистота). 60 минут.

4. Саттва туманов. 75 минут.

5. Саттва весны. 90 минут.

6. Искусство быть счастливыми. 42 минуты (HD-video).

7. Практическая экопсихология. 60 минут (HD-video).

8. Ключи к тайнам бытия. Обретение Бессмертия. 38 минут (HD-video).

9. Бхакти-йога. 47 минут (HD-video).

10. Крийя-йога. 40 минут (HD-video).

11. Йога Кришны. 80 минут (HD-video).

12. Йога буддизма. 135 минут, в 2-х частях (HD-video).

13. Даосская йога. 90 минут, в 2-х частях (HD-video).

14. Психическая саморегуляция. 112 минут, в 2-х частях (HD-video).

15. Йога Сатья Саи. 100 минут (HD-video).

16. Йога суфиев. 128 минут, в 2-х частях (HD-video).

17. Йога древних русичей. 105 минут, в 2-х частях (HD-video).

18. Йога Атлантов. 82 минуты (HD-video).

19. Йога Пифагора. 75 минуты (HD-video).

20. Лайя-йога. 48 минуты (HD-video).

21. Кундалини-йога. 45 минуты (HD-video).

22. Йога дона Хуана Матуса и других индейских духовных Вождей. 147 минут, в 2-х частях (HD-video).

23. Йога Иисуса Христа. 128 минут, в 2-х частях (HD-video).

24. Агни-йога. 76 минуты (HD-video).

25. Адвайта-йога. 47 минуты (HD-video).

26. Аштанга-йога. 60 минут (HD-video).

Спрашивает Данил
Отвечает Александра Ланц, 30.05.2014


Мир вашему сердцу, Данил!

Вам нужен воздух? А вода? Вы нуждаетесь в солнечном свете? Глупые вопросы, да? Но только в том случае, если думать, что воздух, вода и солнечный свет существуют сами по себе. Однако если понять, что причина и гарантия их существования – это БОГ, тогда вопросы приобретают иной оттенок, не так ли?

"Твои небеса и Твоя земля;
вселенную и что наполняет ее, Ты основал"
().


Мы живем в обществе, которое провозгласило себя автономным, мы учим друг друга тому, что в нас самих есть жизнь и способность ее поддерживать. Слепцы? Как же мы можем поддерживать в себе жизнь, если вы, я и любой человек точно знаем, что когда-то обязательно умрем. Вот остановится наше дыхание, и всё. И нет нас так, как будто никогда и не было. Родственники поплачут, а через пару поколений уже и наше имя забудется... ваше и мое. Впрочем, это имя и было-то известно только им...

Бог является Началом, Продолжением и Гарантом жизни. При этом давайте учитывать, что мы говорим не о той «умирающей» и «болеющей» жизни, которую наблюдаем на нашей планете. У нас здесь все так грустно и непредсказуемо только по одной причине: наша планета на карантине – отделена от Бога.

Гротескно смешно выглядит человек, залезший на золотой трон и бьющий себя в грудь: «Я сам с усам!» и невдомек ему, что «...кто кроме Бога промышляет о *всей земле? И кто управляет всею вселенною? Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» ().

Понимаете? Мы дышим, едим, рожаем детей, строим и развиваемся только потому, что Бог этого хочет. Ни у вас, ни у меня, ни у кого другого нет ничего своего. Ваше тело? Оно сделано из праха земли, которую сотворил Бог. Ваше время? Оно тоже было запущено Богом и существует только потому, что Он решил поддреживать такой ритм на нашей планете. Ваши таланты? Так вы же уже родились с этими задатками. То, что вы их развивали и применяли? А где вы брали силы для того?

Что ты имеешь, чего бы не получил?
А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

()

Человек и человечество без Бога и Его воли на наше существование – НИЧТО. Даже прах свернется в точку, а точка исчезнет. Потому что и материя – тоже Его. Мы лишь потому такие вроде как продвинутые в научно-техническом прогрессе, что изучаем Его законы сотворенной Им материи. И в этом изучении – бесконечность новых знаний. Нам же кажется, что мы сами что-то делаем, а в действительности мы просто открываем то, что изначально было заложено Богом. ...и ничего нового не придумываем, просто изучаем имеющееся.

Есть коротенькая притча, которая очень хорошо суммирует все выше сказанное:

Человек бросил Богу вызов:

Ты мне не нужен! Я и сам могу творить!

Бог сказал:

Хорошо... Тогда сотвори что-нибудь свое.

Человек нагнулся, чтобы взять горсть земли, но Бог сказал:

Подожди-ка, это же Моя земля. Ты сначала сотвори своё из того, что не Мое.

Вообще-то, я думаю, что ваш вопрос надо задать иначе. Мы должны спросить себя: ЗАЧЕМ МЫ БОГУ?

Ну правда, зачем мы – слабые, нервные, наглые, извращающие свои пути, грозящие в Небо кулаком, убивающие друг друга, отвергающие Его существование... – зачем мы Богу? В нас нет никакой собственной ценности, ведь ОН Сам бесконечно умнее, сильнее, правильнее всех самых лучших людей, вместе взятых. ОН самодостаточен и ни в чем не нуждается. Даже любовь, которую мы можем проявить к Нему, это тоже от Него. Мы живем у Него на иждивении и кусаем Его же руку. Зачем Ему все это? Давайте спросим себя и Его: "Бог, ну зачем я тебе такой неправильный и смертный?..."

Если спросим искренне, получим потрясающий ответ, который даст нам силы стать совсем другими людьми. Но только если спросим из самой глубины тянущегося к Богу сердца.

С любовью во Спасителе Иисусе Христе,

Читайте еще по теме "Бог есть любовь!":

Несмотря на то, что на эту тему написано уже немало статей, она по-прежнему остается актуальной. Мы попросили ответить на этот и другие вопросы старшего духовника Московской епархии, настоятеля Покровского храма в подмосковном селе Акулово протоиерея Валериана КРЕЧЕТОВА. Беседует с отцом Валерианом корреспондент портала «Православие и мир» Наталья Смирнова.

Человек – это его вера

— Отец Валериан, зачем нужна человеку Церковь? Разве не самое главное, чтобы Бог был в душе человека?

— Бог в душе – это главное. Бог должен быть в душе человека. Но, увы, в душе большей частью бывает не Бог, а множество всего другого: наши страсти, наша недоброта, зависть, и прочее.

Если у человека Бог в душе, это означает, что он полностью исполнил заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лук.10,27). Это состояние, про которое Иван Киреевский писал, что коренное убеждение веры должно пронизывать все мысли, чувства и действия. «Без того жизнь человека не будет иметь никакого смысла, ум его будет счетною машиною, сердце — собранием бездушных струн, в которых свищет случайный ветер; никакое действие не будет иметь нравственного характера, и человека собственно не будет. Ибо человек — это его вера».

Относительно распространенного выражения, что «главное чтобы Бог был в душе», можно еще сказать, что для полноты жизни одного главного мало, нужно чтобы было все остальное. В теле, например, главное, — голова и туловище. Рука не главное, но без руки не очень удобно. И без рук, без ног человек живет, вернее, существует. Поэтому когда душу и церковную жизнь делят на главное и не главное, то исчезает полнота жизни духовной.

Также, когда говорят, что Церковь – это пережиток, возникает вопрос, а откуда люди вообще о вере знают? Кто хранит знание о вере, от кого мы о вере и о Боге, пусть и в душе, знаем? Церковь хранит и передает это знание. В Церкви все сокровища духовной жизни. Поэтому когда говорят, что можно верить без Церкви, то получаются суеверия, когда человек чувствует что-то, а что конкретно, не может разобраться. Я уже не говорю о том, что жизни духовной без благодати Божьей не может быть, чтобы стяжать Бога в душе, надо очень к этому стремится, очень много труда приложить, а церковная жизнь, таинства помогаю в этом деле.

Господь после себя оставил Церковь в лице апостолов, священства, Священного Писания, таинств. Если Господь все это оставил, значит, все это нужно. Один молодой человек как-то сказал своей бабушке: «Какая разница, что я ем, это не важно — поститься, не поститься». Она ему отвечает: «Сам Господь постился, а ты говоришь — «не важно»». Как я потом понял, более убедительного довода не потребовалось.

В каждой области существует преемство, опыт, багаж знаний. В любых областях человек не становится самоучкой. Хочет ли он стать плотником или печником, он пользуется опытом других. В духовной же области люди, бывает, считают, что можно отбросить весь накопленный опыт и все с нуля постичь самому. Это, кстати, относится и к сектантам, которые не полностью, но частично отбрасывают духовный опыт, в частности святых отцов, и ставят вместо них себя.

— Может быть, это происходит потому, что в современном мире есть какое-то убеждение, что мы сейчас самые умные, а предыдущие поколения были отсталые, недалекие …- А я могу объяснить, откуда это берется. Причина этого явления проста до примитивности. Есть такое выражение — будут тебя называть свиньей, захрюкаешь. Это пошло с тех пор как людям стали внушать, и до сих пор активно внушают в школах, что они произошли от обезьяны, а не сотворены Богом (Подробнее об этом см. «Эволюция человека из обезьяны, точнее: как ее не было » — прим. ред.). Эта обезьянья гипотеза направлена против почитания старших и против признания опыта старших поколений, мол, они же глупые были, недоразвитые.

На самом деле все было наоборот, и об этом прекрасно говорит святитель Николай Велимирович: «Первые люди не много еще знали, но все понимали, потом стали знать больше, но понимать меньше, а последние будут, может быть, много знать, но ничего не понимать». Об этом же сказал Аристотель в свое время: «Множество знаний еще не предполагает наличия ума».

— Прокомментируйте, пожалуйста, распространенное убеждение, что после смерти участь человека будет определяться не тем, какие религии он исповедовал или не исповедовал никаких, а тем, насколько приличным человеком он был в жизни, т.е. балансом его добрых и злых дел, при том, что добрым человеком может быть и неверующий.

— Здесь надо не путать две вещи: вера – это одно, а жизнь – это несколько другое. Среди тех, кто признает Бога и догматы, т.е. верующих, достаточно тех, кто в разной мере поступает так, как учит вера: кто-то делает дела по вере, кто-то — нет. У апостолов есть такое выражение: «и бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19). Человек может веровать, но не поступать по вере. Это в каждом вероисповедании присутствует. Поэтому сказано, что во всяком народе творящий правду приятен Богу. А о том, как Господь судить будет, сказал, по-моему, старец Силуан: тот, кто веровал, исповедовал и жил по вере, тот получит награду, а тот, кто просто не знал, но старался жить по совести, может быть помилован, но той славы не получит.

Но это суд Божий, не нашего ума дело. Мы только верим твердо — у Бога несправедливости быть не может.

— Для многих препятствием для воцерковления является то, что реальная жизнь православных сильно расходится с теми идеалами, которые мы исповедуем. А обвинения священников в наличии иномарок стало уже притчей во языцех среди большинства населения, далекого от Церкви. Многих смущают дорогие мобильные телефоны батюшек или общение с «сильными мира сего». Что здесь можно сказать?

— Предположим, вы пришли в больницу, а вас там обругали. И что, вы больше не будете ходить в больницу? Медицина-то не виновата.

Возьмем, для примера, органы охраны общественного порядка. Вы попадите к некоторым из них в лапы — положат наркотик в карман и отмывайся, плати деньги или сажаем. Это же не значит, что такие структуры вообще не нужны. Такая жизнь стала. Раньше этого не было, ну так ведь люди были другие, везде были люди другие, не только в Церкви, и сейчас смущающее поведение – своего рода признак и результат жизни в нашем времени.

В приведенных примерах внимание обращено не на сущность, а на людей. Переход же на личности – это признак слабости позиции. Да, часто говорят: «А вот такой-то …». Ну и что из этого следует? Рядом с Самим Сыном Божиим находился Иуда, который все видел, но отпал от Христа. Так что, теперь на него равняться, что ли?

— Многим тяжело войти в жизнь Церкви не по рациональным причинам, а из-за необъяснимого и сильного отторжения всего церковного, как говорили в советское время — «культового». Приведу такой пример. Внучка предлагает 80-летней бабушке сходить на исповедь, а та в ответ начинает кричать и чуть ли не плакать, что совершенно для нее не свойственно. При этом объяснить такую свою странную реакцию она не может. Чем это объясняется и можно ли это преодолеть?

— Существует мир невидимый, который совершенно реально действует на каждого человека и тогда действительно человек сам не может объяснить причину такой своей неприязни. Как, например, объяснить, что человек не в духе? Это и есть воздействие нечистой силы. Об этом преподобный Серафим говорил: «В духе ли ты?» Или вдохновение, что это такое? Откуда этот подъем? Пушкин говорил:

«Когда Божественный глагол до уха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется как пробудившийся орел».

— Неверующие, вероятно, объяснят этот подъем биологическими процессами в организме?

— Дело в том, что нервная система и духовность отличаются, как, например, ум и мозг. Мозг – это инструмент ума, так же, как нервная система – это инструмент, на который воздействует дух.

Скажите, можно ли с настроением бороться?

— Можно, хотя тяжело… То есть Вы имеете в виду, что если силой воли можно преодолеть это состояние, то оно не из категории физических, поскольку, например, боль силой воли не угасить?

— Совершенно верно. Мало того, это состояние лечится. Молитвой.

Есть такой театр, который называется «театр одного актера», а наш мир – это театр одного суфлера. Этот суфлер – дьявол. Люди же только прислушиваются к нему и выдают его реплики и поступки, считая их своими.

— Батюшка, а как можно объяснить, что люди, далекие от Церкви, если и допускают существование Бога, который якобы у них в душе, существование сатаны отрицают начисто — так, что даже говорить об этом серьезно невозможно.

— Кто-то из святых отцов писал, что самым главным достижением дьявола является то, чтобы люди думали, что его нет. Он сталкивает людей, но они не видят этого, как собака, которая грызет палку, а не руку, которая ее держит. Человек часто говорит как марионетка. Он говорит, например: «Я не говорил такого». В этом есть часть правды в том смысле, что ему мысль пришла, он тут же ее выдал, это не его мысль была. Говорят — мне пришла мысль. А если приходит, то откуда-то, она не может приходить из неоткуда. В состоянии раздражения мысль влетает и вылетает тут же. Также очень явно это стороннее воздействие проявляется во время молитвы.

Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире

— Некоторые люди считают, что вера – это какой-то сорт суеверия. В чем отличие веры от суеверия?

— Говорят, что сначала в России было язычество, а потом христианство. Совершенно верное утверждение, но только с той оговоркой, что язычество не только раньше у нас было. Оно и до сих пор есть. Например, ставить рюмку водки на поминках — это чистейшее примитивное язычество. Или переживать по поводу того, что кошка дорогу перебежала и верить в подобные приметы. Есть истинная вера, а есть суеверие.

Суеверие от истинной веры отличается тем, что суеверие – это попытка падшим человеческим рассудком постигнуть промысел Божий. Происходят же эти попытки потому, что человек, сам того не осознавая, понимает, что в мире все просто так не происходит, все не случайно. В свое время Паскаль сказал: «Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире». В Евангелии по этому поводу сказано, что и волос не упадет с головы без воли Божией. Осознание того, что все в мире связано и что существуют некие предупреждения, при непонимании их источника и приводит к суевериям.

А предупреждения действительно есть. Буквально вчера я слышал рассказ, как во время войны один человек услышал голос: «Уходи отсюда». Тогда он говорит товарищу: «Уйдем отсюда». Тот отказывается, первый уходит и в это место тут же падает снаряд. Вот пример того, как человек прислушался к голосу ангела-хранителя. А тот, кто признает ангела-хранителя, тот пытается понять, что происходит во внешнем мире.

Иногда ангелов видят животные. Классический пример дает Библия, когда Валаам ехал на ослице … «И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу … И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною; и ослица, увидев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою» (Числ. Гл. 22).

В основе духовных вещей лежит духовный разум, а духовный разум обнимает все, мирской же разум — только видимое, поэтому он — как надводная часть айсберга. Подводная же часть айсберга для многих просто не существует. В земной жизни мы можем видеть только внешние события, но причины их лежат глубже, и по каким-то осколкам люди пытаются понять эти взаимосвязи, что иногда приводит к суевериям.

— Не является ли тогда преодоление жизненных препятствий сопротивлением ангелу-хранителю?

— Самое главное — стараться узнать волю Божию. Препятствия бывают двух порядков: или Господь отводит, или враг мешает. Чтобы определить Божью волю, нужен духовный опыт, время. Так один батюшка однажды хотел бросить жребий для того, чтобы определить, так или так поступить по Божьей воле. А потом задумался о том, что, может, у Бога есть и третий вариант, помимо тех двух, которые он Ему предлагает.

Беседовала Наталья Смирнова

Отец Валериан Кречетов родился в семье прот. Михаила Кречетова, претерпевшего гонения за веру и прошедшего через лагеря в г. Кеми и на Соловках. Светское образование: высшее, Московский лесотехнический институт, духовное: МДА. В 1969 году рукоположен епископом Дмитровским Филаретом. Настоятель Покровской церкви, церкви Рождества св. Пророка и Предтечи Иоанна. Почти сорок, лет являясь для духовенства и мирян примером ревности и стойкости духа, несет нелегкий крест жертвенного пастырского служения. Имеет ряд церковных наград. Автор множества статей и проповедей. Глава большой многодетной семьи.



просмотров