Что такое психическая депривация и ее последствия для развития ребенка. Механизм действия различных видов депривации на личность человека

Что такое психическая депривация и ее последствия для развития ребенка. Механизм действия различных видов депривации на личность человека

В психологии есть такое понятие как депривация. Оно означает психическую реакцию на неудовлетворенную потребность. К примеру, девушку бросил парень и ее одолевает эмоциональная депривация, потому что она начинает испытывать дефицит эмоций, скучать по тому, что было раньше, но больше не получать этого. Таких ситуаций можно привести много в зависимости от видов депривации. Но самое главное, это знать, как не допустить такого состояния или свести его проявления к минимуму.

Определение

Слово пришло к нам из латинского языка. Deprivation переводится как «потеря», «лишение». Так и происходит: человек теряет возможность удовлетворить свои психофизиологические потребности и испытывает при этом негативные эмоции. Это может быть обида, волнение, страх и многое другое. И, чтобы не путаться в определениях, решено было свести это состояние потерянности в единое целое. Так и возникло понятие депривации, которое охватывает все возможные эмоции. Сущность депривации заключается в нехватке контакта между желательными реакциями и подкрепляющими их стимулами.

Депривация может погрузить личность в состояние тяжелой внутренней опустошенности, из которой сложно найти выход. Вкус к жизни пропадает, и человек начинает просто существовать. Он не получает удовольствия ни от еды, ни от любимых занятий, ни от общения с друзьями. Депривация повышает уровень тревожности, человек начинает бояться пробовать новые модели поведения, пытаясь сохранить стабильное состояние, в котором ему комфортно. Он попадает в ловушку собственного разума, выйти из которой порой может помочь только психолог. Даже самая сильная личность иногда «ломается» под воздействием той или иной ситуации.

Многие путают депривацию с фрустрацией. Ведь что-то общее у этих состояний, определенно, есть. Но это все равно разные понятия. Под фрустрацией подразумевается фиаско в достижении удовлетворения определенной потребности. Т.е., человек понимает, откуда взялись негативные эмоции. А феномен депривации в том, что она может не осознаваться, и иногда люди годами живут и не понимают, что их гложет. И это самое страшное, потому что психологу непонятно, что лечить.

Виды

Углубляясь в тему, рассмотрим разные виды депривации в теории, а также приведем примеры для полного понимания. Классификация подразумевает деление по типу потребности, которая не была удовлетворена и вызвала депривацию.

Сенсорная (стимульная)

От латинского sensus – чувство. Но что такое сенсорная депривация? Это состояние, в которое входят все стимулы, связанные с ощущениями. Зрительные, слуховые и, конечно, тактильные. Банальная нехватка телесных контактов (рукопожатия, объятия, сексуальная близость) может спровоцировать тяжелейшее состояние. Оно может быть двойственным. Одни начинают компенсировать сенсорный дефицит, а другие агрессируют и внушают себе, что «не очень то и хотелось». Простой пример: девочка, которую недолюбили в детстве (мама не прижимала к груди, отец не катал на плечах) будет либо искать нежность на стороне в беспорядочных половых связях, либо замкнется в себе и станет старой девой. Из крайности в крайность? Именно так. Поэтому сенсорная депривация очень опасна.

Частным случаем этого типа является зрительная депривация. Она случается редко, но, что называется, «метко». Заложником зрительной депривации может стать человек, который резко и внезапно лишился зрения. Понятно, что он привыкает обходиться без него, но психологически это очень тяжело. Причем, чем старше человек, тем ему сложнее. Он начинает вспоминать лица своих близких, природу вокруг и понимать, что больше не может насладиться этими образами. Это может привести к затяжной депрессии или даже свести с ума. То же самое может спровоцировать двигательная депривация, когда человек из-за болезни или вследствие ДТП теряет способность к двигательной активности.

Когнитивная (информационная)

Кому-то когнитивная депривация покажется странной, но это одна из самых распространенных форм. Заключается такой тип депривации в лишении возможности получать достоверную информацию о чем-либо. Это заставляет человека додумывать, придумывать и фантазировать, рассматривая ситуацию через призму собственного видения, придавать ей несуществующие значения. Пример: моряк, отправившийся в дальнее плавание. У него нет возможности связаться с родственниками, и он в какой-то момент начинает паниковать. А вдруг жена изменила? Или что-то случилось с родителями? При этом важно, как поведут себя окружающие: будут ли они его успокаивать или, наоборот, подначивать.

В телешоу «Последний герой», которое раньше выходило в эфир, люди тоже пребывали в когнитивной депривации. У редакторов программы была возможность сообщать им о том, что творится на большой земле, но они сознательно этого не делали. Потому что зрителю было интересно наблюдать за героями, длительно находящимися в нестандартной ситуации. А наблюдать было за чем: люди начинали переживать, у них повышалась тревожность, начиналась паника. И в таком состоянии еще нужно было бороться за главный приз.

Эмоциональная

Об этом мы уже говорили. Это нехватка возможностей получить те или иные эмоции либо перелом ситуации, в которой человек был эмоционально удовлетворен. Яркий пример: материнская депривация. Это когда ребенок лишен всех прелестей общения с матерью (речь идет не о биологической матери, а о женщине, способной дать малышу любовь и ласку, материнскую заботу). И проблема в том, что заменить это ничем нельзя. Т.е., если мальчик воспитывался в детском доме, он будет пребывать в состоянии материнской депривации до конца жизни. И даже если он в будущем будет окружен любовью жены, детей и внуков, это будет не то. Отголоски детской травмы будут присутствовать.

Скрытая материнская депривация может случиться у ребенка, даже если он будет воспитываться в семье. Но если мама постоянно работает и не уделяет малышу время, то он тоже будет нуждаться в заботе и внимании. Также это случается в семьях, где после одного ребенка вдруг рождается двойня или тройня. Все время уходит на младших детей, поэтому старший погружается в вынужденную материнскую депривацию.

Еще один распространенный случай – это семейная депривация. Она включает лишение общения не только с матерью, но и с отцом. Т.е. отсутствие института семьи в детском возрасте. И опять же, повзрослев, человек создаст семью, но он будет в ней играть другую роль: уже не ребенка, а родителя. Кстати, патернальная депривация (лишение возможности воспитываться с отцом) постепенно входит в норму из-за свободного отношения к половым контактам. У современного мужчины может быть несколько детей от разных женщин, и, разумеется, какие-то из них будут страдать от недостатка отцовского внимания.

Социальная

Ограничение возможности играть социальную роль, находиться в обществе и быть признанным им. Психосоциальная депривация присуща пожилым людям, которые из-за проблем со здоровьем предпочитают не выходить из дома и коротать вечера в одиночестве перед телевизором. Оттого так ценны различные кружки для пенсионеров, где бабушки и дедушки хотя бы просто общаются.

Кстати, социальная депривация может использоваться и как наказание. В легкой форме, это когда мама не пускает провинившегося ребенка гулять с друзьями, запирая его в комнате. В тяжелой – это заключенные, проводящие годы, а то и жизнь в местах лишения свободы.

Особенности у детей

В психологии часто рассматривается именно депривация у детей. Почему? Во-первых, потому что у них больше потребностей. Во-вторых, потому что взрослый человек, лишенный чего-либо, может как-то попытаться компенсировать этот недостаток. А ребенок не может. В-третьих, дети не просто тяжело переживают депривацию: это часто сказывается на их развитии.

Ребенок нуждается в тех же самых потребностях, что и взрослый. Самое простое – это общение. Оно играет ключевую роль в формировании осознанного поведения, помогает приобрести многие полезные навыки, развить эмоциональное восприятие, повысить интеллектуальный уровень. Причем, для ребенка очень важно общение со сверстниками. В этом плане часто страдают дети богатых родителей, которые вместо того, чтобы отвести малыша в сад, нанимают ему кучу гувернанток и воспитательниц на дому. Да, ребенок вырастет воспитанным, начитанным и вежливым, но социальная депривация не позволит ему найти свое место в обществе.

Депривация прослеживается и в педагогике. Ее отличие в том, что эта потребность в детском возрасте не ощущается. Даже наоборот: ребенок порой не хочет учиться, ему это в тягость. Но если упустить эту возможность, то в будущем начнется тяжелейшая педагогическая депривация. И она будет выражаться в отсутствии не только знаний, а еще и многих других навыков: терпение, упорство, стремление и др.

Проявления

Внешние способы проявления те же, что и у взрослых. И родители или воспитатели должны правильно распознавать эмоции ребенка, чтобы понять, каприз это или один из признаков депривации. Две наиболее распознаваемые реакции, это гнев и замкнутость.

Гнев и агрессия

Причиной гнева может стать неудовлетворение физиологической или психологической потребности. Не купили конфету, не дали игрушку, не отвели на детскую площадку – казалось бы, ерунда, а ребенок злится. Если такое состояние будет повторяться, это может превратиться в депривацию, и тогда гнев будет проявляться не только в крике и метании вещей, но и в более сложных состояниях. Некоторые малыши рвут на себе волосы, а у кого-то даже может начаться недержание мочи как следствие проявления агрессии.

Замкнутость

Состояние, обратное гневу. Ребенок компенсирует депривацию, пытаясь убедить себя, что ему не нужна эта игрушка или конфета. Малыш успокаивается и уходит в себя, находя занятия, не требующие выплеска эмоций. Он может молча собирать конструктор или даже просто бездумно водить пальцем по ковру.

Любая неудовлетворенная психическая депривация в детском возрасте может оказать негативное влияние на будущее и перерасти в серьезные психологические травмы. Практика показывает, что большинство убийц, маньяков и педофилов имели проблемы либо с родителями, либо с социумом. И все это являлось последствиями эмоциональной депривации в детстве, потому что именно ее сложнее всего компенсировать во взрослом возрасте.

Психологические проблемы депривированных детей рассматривали многие ученые-психологи. Диагностика и анализ позволили понять, что именно гложет детей того или иного возраста. Многие работы изучаются современниками, которые выстраивают свои методики для помощи родителям и их детям. Любопытными являются депривационные описания Я.А.Коменского, Ж.Итара, А.Гезелла, Дж.Боулби.

Депривация сна

Еще одна распространенная депривация, которой подвержены многие современные люди. Если говорить простым языком – это банальный недосып. Примечательно, что некоторые люди осознанно идут на это, проводя ночи не в постели, а в ночных клубах или возле компьютера. Другие же вынуждены лишаться сна из-за работы (трудоголики), детей (молодые мамы), тревоги. Последнее может быть вызвано разными причинами. И если человек не спит из-за повышенной тревожности, он попадает в замкнутый круг. Сначала он тревожится и потому не спит. А затем депривация сна приводит к возникновению тревожных состояний.

Депривация сна при депрессии относится к вынужденному состоянию. Потому что человек, возможно, хочет уснуть, но не может. Т.е., он находится в постели, то сон не идет из-за возникающих депрессивных мыслей. Чтобы побороть оба состояния – депривацию сна и депрессию – достаточно немного поспать.

Помощь

Не каждый депривационный синдром требует вмешательства психологов. Нередко человек может справиться с таким состоянием самостоятельно либо с помощью родных и близких. Примеров масса. Чтобы выйти из социальной депривации, достаточно записаться на танцы или другой кружок по интересам. Проблема нехватки интеллектуальных ресурсов решается подключением безлимитного Интернета. Дефицит тактильных контактов проходит после заведения любовных отношений. Но, конечно, более тяжелые случаи требуют серьезного подхода, и без глобальной помощи (иногда на государственном уровне) уже не обойтись.

Справляться с последствиями детских социальных деприваций помогают реабилитационные центры, где ребенок получает не только внимание и заботу, но и общение со сверстниками. Конечно, это покрывает проблему лишь частично, но важно положить начало. То же самое относится к организации бесплатных концертов или чаепитий для пенсионеров, которые тоже нуждаются в общении.

В психологии с депривацией борются и иными способами. Например, компенсацией и реализацией себя в другой деятельности. Так, инвалиды часто начинают заниматься каким-то видом спорта и участвуют в паралимпийских соревнованиях. Некоторые люди, лишившиеся рук, открывают в себе талант рисования ногами. Но это касается сенсорной депривации. Тяжелые эмоциональные лишения компенсировать сложно. Необходима помощь психотерапевта.

Депривация – это состояние психики индивидов, спровоцированное потерей возможности ублажения основополагающих жизненных потребностей и нужд, например, половое влечение, прием пищи, сон, жилище, общение дитя с родителем, или утратой благ, жизненных условий, привычных для конкретного индивида. Представленный термин произошел от англоязычного понятия, которое означает лишение или потерю. При этом данный термин обладает негативным смыслом, яркой отрицательной направленностью и в себе несет не просто потерю, а именно лишение нечто очень значимого и жизненно необходимого.

Депривация это в психологии означает недостаток сенсорных побудителей и социальных мотивов, лишение индивида общественных контактов, живых ощущений и впечатлений. Понятие «депривация» является родственным (хотя и не тождественным) термину « » со стороны содержательно-психологического смысла. Депривированное состояние в сравнении с фрустрационной реакцией значительно более тяжелое, болезненное, нередко даже личностно разрушающее состояние. Оно выделяется максимально высоким градусом жесткости и постоянства. В разнообразных бытовых ситуациях и жизненных обстоятельствах совершенно разные потребности могут оказаться депривированными.

Виды депривации

Депревированные состояния обычно подразделяются в зависимости от неудовлетворенной потребности.

Наиболее часто выделяют именно 4 разновидности данного состояния психики, в частности: стимульную или сенсорную, когнитивную, эмоциональную и социальную. Большинство авторов придерживается именно нижеприведенной классификации.

Сенсорная или стимульная психическая депривация представляет собой понижение количества сенсорных мотивов либо их ограниченная вариативность и модальность. Нередко сенсорная депривация может описываться термином «обедненная среда», другими словами, среда, в которой субъект не получает необходимое количество зрительных стимулов, слуховых импульсов, осязательных и прочих побудителей. Эта среда может сопутствовать детскому развитию, а может включаться в обыденные ситуации взрослого .

Когнитивная депривация или депривация значений возникает вследствие чересчур изменчивого, хаотичного устройства внешнего мира, который не имеет четкого упорядочения и конкретного смысла, что не дает возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне.

Когнитивную депривацию еще называют информационной. Она препятствует формированию адекватных форм окружающего мира. Если индивид не получает нужные данные, представления о взаимосвязях, наличествующих между предметами или событиями, то он создает «ложные связи», вследствие чего у него появляются ошибочные убеждения.

Эмоциональная депривация заключается в недостаточности возможностей установления к какой-либо личности интимно-эмоционального отношения или распад связи, если она ранее была создана. С данным видом состояния психики могут сталкиваться индивиды в разном возрасте. Зачастую к детям применяют термин «материнская депривация», тем самым акцентируя важность для малышей эмоциональной связи с родительницей, дефицит или разрыв которой ведет к цепочке нарушений психического здоровья крох. Так, к примеру, депривация детей сирот состоит в разлуке с родителями и может быть, как материнской и патернальной, то есть отцовской.

Социальная депривация или депривация идентичности состоит в ограничении возможностей для освоения независимой социальной роли.

Социальной депривации подвержены малыши, живущие в детских домах либо обучающиеся учебных заведениях закрытого типа, взрослые лица, изолированные от социума или имеющие ограничение в контактах с другими индивидами, пенсионеры.

В обычной жизни перечисленные виды депривации могут переплетаться, объединяться, являться следствием другой.

Кроме вышеперечисленных видов депривации, существуют также и другие. К примеру, двигательная депривация возникает тогда, когда индивид сталкивается с проблемой ограничения в движениях вследствие перенесения травмы либо болезни. Данный вид состояния не относится к психическому, но оказывает сильное воздействие на психику личности.

Помимо видовой классификации, выделяют формы проявления депривации – явные или скрытые. Очевидный характер имеет явная психическая депривация (например, пребывание личности в социальной изоляции, продолжительное одиночество, нахождение малыша в детском доме), то есть в культурном разумении это видимое отклонение от устоявшейся в социуме нормы. Скрытая или частичная является не такой явной. Она зарождается при внешне благоприятных обстоятельствах, которые все же не предоставляют возможности удовлетворения фундаментальных потребностей для индивидов.

Таким образом, депривация это в психологии представляет собой многоаспектное явление, которое затрагивает различные области человеческой жизни.

Депривация сна

Дефицит или полное лишение возможности удовлетворения основополагающей потребности во сне. Возникнуть из-за расстройства сна вследствие наличия болезни, как результат осознанного выбора или по принуждению, например, в качестве пытки. Нередко при помощи сознательного лишения сна успешно поддаются терапии депрессивные состояния.

Человеческие индивиды не могут постоянно не спать. Однако ему по силам свести этот процесс к минимуму (например, до пары часов в сутки) – частичная депривация сна.

Тотальная депривация сна представляет собой процесс лишения сна в течение как минимум нескольких суток.

Также существуют определенные методики применения депривации в качестве лечения. Однако по сей день существует множество споров по поводу полезности применения депривации в качестве терапевтического средства. Так, к примеру, она приводит к уменьшению секреции соматотропного гормона, который отвечает за переработку калорий в мышечную массу. При его дефиците калории трансформируются не в мышечную ткань, а в жировую.

Депривация сна характеризуется наличием нескольких основных этапов. Начальный этап, длительность которого составляет от одних до шести суток, и характеризуется постоянной борьбой индивида со сном. Люди пытаются погружаться в сон на довольно короткий промежуток времени (не более двух часов). И главным тут является не сорваться, сохраняя психологическое спокойствие. С этой целью индивиды стараются разнообразить свою деятельность, заняться чем-то ранее неизведанным и интересным. При выборе нового дела предпочтение отдают не монотонному, а более активному занятию. Нужно понимать, что в течение начального этапа индивидов может преследовать нервное напряжение, эмоциональные расстройства, плохое самочувствие. По окончанию начального этапа плохое самочувствие уходит. Следующим этапом, длительностью до десяти дней, является шоковая терапия. Второй этап характеризуется расстройствами сознания: человеческие особи будут казаться роботами, могут наблюдаться нарушения в восприятии окружающей реальности, в когнитивной сфере также могут появляться сбои. К примеру, индивид может забыть, что случилось мгновение назад, или путать прошлое и настоящее. Возможна легкая . Данный этап характеризуется постоянной бессонницей, к которой уже организм адаптировался. Работа всех систем обостряется, а процессы ускоряются. Наблюдается более отчетливое восприятие мира, обостряются чувства. Если продолжать и дальше лишать себя сна, то наступит третий этап, который считается довольно опасным для здоровья индивидов. И знаменуется он возникновением зрительных .

Сегодня врачи успешно применяют методику депривации сна для выведения людей из глубочайшей . Суть метода заключается в постепенном изменении цикличности сна: уменьшении количества времени пребывания во сне и увеличении периода бодрствования.

Депривация сна, как полагает большинство медиков, избирательно воздействует на определенный участки мозга, отвечающие за впадение людей в депрессивные состояния.

Сенсорная депривация

Частичное либо абсолютное лишение одного анализатора или нескольких органов чувств воздействия извне называется сенсорной либо стимульной депривацией. К самым простым искусственным средствам, вызывающим состояние утраты восприятия, относятся ушные затычки или повязка на глаза, убирающие либо уменьшающие воздействие на зрительный или слуховой анализатор. Существуют и более сложные механизмы, отключающие одновременно несколько анализаторных систем, например, обонятельную, осязательную, вкусовые и температурные рецепторы.

Стимульная депривация с успехом применяется в различных психологических экспериментах, нетрадиционной медицине, БДСМ играх, медитациях и в качестве пыток. Расслабляющим эффектом обладают короткие периоды депривации, так как запускают внутренние процессы подсознательного анализа, упорядочивания и сортировки информации, самонастройки и стабилизации психической деятельности. Между тем длительное лишение внешних побудителей может спровоцировать чрезмерное беспокойство, галлюцинации, депрессивное состояние и асоциальное поведение.

Ученые из университета Мак-Гилла в пятидесятых годах двадцатого столетия предлагали добровольцам пробыть максимально длительный период времени в специальной камере, ограждающей их от внешних импульсов. Испытуемые располагались в небольшом замкнутом пространстве в лежачем положении, в котором все звуки перекрывались однообразным шумом мотора кондиционера. Их руки были вставлены в специальные картонные муфты, а глаза закрыты затемненными очками, пропускающими лишь слабый рассеянный свет. Выдержать данный эксперимент большинство испытуемых было неспособно дольше 3 дней. Это связано с обращением человеческого сознания, лишенного привычных внешних раздражителей, в глубины подсознательного, из которого начинали всплывать довольно причудливые и самые невероятные образы и ложные ощущения, напоминающие испытуемым индивидам галлюцинации. Подобные мнимые восприятия пугали испытуемых, и они требовали завершить эксперимент. Данное исследование позволило ученым заключить, что сенсорная стимуляция для нормального развития и функционирования сознания является жизненно необходимой, а лишение сенсорных ощущений ведет к деградации мыслительных деятельности и самой личности. Неизбежными последствиями длительной стимульной депривации будут нарушения когнитивной сферы, а именно памяти, внимания и мыслительных процессов, тревожность, расстройства цикличности сна и бодрствования, смены настроения от депрессивного состояния до эйфории и наоборот, неспособность отличать явь от галлюцинаций.

Дальнейшие исследования показали, что возникновение перечисленной симптоматики обуславливается не фактом депривации, а отношением личности к утрате сенсорных восприятий. Само лишение воздействия извне на анализаторы взрослому индивиду не страшно – это всего лишь изменение условий среды, к которому человеческий организм легко адаптируется путем осуществления перестройки функционирования.

Так, к примеру, пищевая депривация совсем не обязательно будет сопровождаться страданиями. Неприятные ощущения появляются только у тех индивидов, которым голодание непривычно либо их насильно лишают пищи. Люди, сознательно практикующие лечебное голодание, на третий день ощущают легкость в организме и легко могут перенести десятидневное голодание.

Сенсорная и эмоциональная депривация детей раннего возраста проявляется в дефиците возможностей для установления эмоционально-интимного отношения к определенному лицу либо в разрыве устоявшейся связи. Дети, оказавшиеся в детском доме, интернате или больнице, нередко оказываются в обедненной среде, вызывающей сенсорный голод. Подобная среда вредна для индивидов любого воз­раста, но на малышей она действует особенно губительно.

Многочисленные психологические исследования доказали, что необходимым условием нормального формирования мозга в раннем возрастном периоде является наличие достаточного количества внешних впечатлении, поскольку именно в ходе поступления в мозг разнообразной информации из внешней среды и дальнейшей ее пере­работки происходит тренировка анализаторных систем и соответству­ющих структур мозга.

Социальная депривация

Полное отсутствие или снижение возможности общаться с окружающими людьми, жить, взаимодействуя с обществом, является социальной депривацией. Нарушение личностных контактов с социумом может спровоцировать определенное состояние психики, которое служит патогенным фактором, вызывающим развитие ряда болезненных симптомов. Возникновение нарушений обусловлено социальной изоляцией, уровень жесткости которой бывает различным, что в свой черед устанавливает меру жесткости ситуации депривации.

Выделяют несколько форм социальной депривации, которые разнятся не только лишь по уровню ее жесткости, но по лицу, которое является инициатором. То есть существует определенная личность, которая устанавливает депривационный характер отношений индивида либо группы лиц с широким социумом. В соответствии с этим выделяются нижеприведенные варианты социальной депривации: вынужденная, принудительная, добровольная и добровольно-вынужденная изоляция.

Вынужденная изоляция наступает тогда, когда индивид либо группа лиц оказываются в силу непреодолимых обстоятельств оторванными от социума. Такие обстоятельства не зависят от их воли или от воли общества. К примеру, команда морского судна, попавшая вследствие крушения на необитаемый остров.

Принудительная изоляция наблюдается, когда социум изолирует индивидов не зависимо от их стремлений и желаний, а зачастую и вопреки ним. Примером подобной изоляции выступают заключенные, находящиеся в условиях исправительных учреждений или закрытые социальные группы, нахождение в которых не подразумевает ограничения в правах и не предполагает понижение социального статуса личности (солдаты срочной службы, воспитанники детских домов).

Добровольная изоляция происходит тогда, когда индивиды по собственному желанию дистанцируются от общества (например, монахи или сектанты).

Добровольно-вынужденная изоляция наступает тогда, когда достижение определенной значимой для индивида либо группы лиц цели подразумевает необходимость существенно сузить собственные контакты со знакомым окружением. Например, спортивные школы-интернаты.

Человек является наиболее совершенным созданием на планете Земля, но при этом в период новорожденности и в младенчестве является самым беспомощным существом, поскольку какие-нибудь готовые формы поведенческого реагирования у него отсутствуют.

Депривация детей раннего возраста ведет к снижению их успешности в понимании социума и затруднениям в построении коммуникаций с отдельными субъектами и социумом в целом, что в дальнейшем существенно повлияет на эффективность их жизнедеятельности деятельности.

Кроме этого, нахождение в учреждениях закрытого типа не остается без губительных последствий для детской развивающейся психики.

Социальная депривация детей сирот резко активизирует формирование нежелательных личностных черт, таких как: инфантилизм, неуверенность в себе, иждивенчество, отсутствие самостоятельности, заниженная самооценка. Все это тормозит процесс социализации, ведет к дисгармоничности социального развития детей сирот.

Депривация детей

Дефицит каких-либо условий, предметов или средств, удовлетворяющих материальные нужды, духовные и психические потребности, в условиях постоянной нехватки может быть хроническим, то есть хроническая депривация. Кроме этого, она может быть периодической, частичной или спонтанной и зависит от продолжительности утраты.

Длительная депривация детей задерживает их развитие. Недостаток социальных стимулов и сенсорных раздражителей в процессе детского формирования ведет к торможению и искажению умственного и эмоционального развития.

Для полноценного формирования малышей необходимы многообразные побудители различной модальности (слуховые, тактильные и др.). Их дефицит порождает стимульную депривацию.

Неудовлетворительные условия для обучения и усвоения различных навыков, беспорядочное устройство внешней среды, не дающее возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне, порождает когнитивную депривацию.

Общественные контакты с взрослым окружением и в первый черед с матерью обеспечивают формирование личности, а их дефицит приводит к эмоциональной депривации.

Эмоциональная депривация влияет на крох следующим образом. Дети становятся вялыми, у них снижается ориентировочная активность, они не стремятся к движению, неизбежно начинается ослабление физического здоровья. Также наблюдается задержка в развитии по всем основным параметрам.

Материнская депривация не утрачивает губительную силу собственного воздействия на всех этапах детского взросления. Вследствие материнской депривации искажается отношение маленькой личности к самой себе, может наблюдаться неприятие ребенком собственного тела или аутоагрессия. Кроме этого ребенком утрачиваются возможности установления полноценных взаимоотношений с другими лицами.

Ограничение возможностей осуществления социальной через усвоение определенных социальных ролей, а также посредством приобщения к общественным идеям и целям приводит к социальной депривации.

Выраженный результат замедления или нарушения в развитии малышей, который наступает вследствие какой-либо формы депривации, носит название госпитализм.

При обсуждении проблемы психической депривации в детском возрасте речь идет о неудовлетворении потребностей ребенка в материнской любви, двигательной активности, во впечатлениях и культуре в широком смысле слова. Психологи считают, что реализация потребностей маленького ребенка во впечатлениях важнее, чем утоление голода или жажды. Психическое развитие детей неизбежно страдает, если ребенок не выходит за пределы комнаты или палаты (в случае болезни), если его движения ограничены или малыш не имеет достаточного количества игрушек и контактов со сверстниками.

Известно, что дети, которые вследствие заболевания в течение длительного времени не могут двигаться, часто страдают депрессией, повышенной возбудимостью и агрессивностью. Младенцы проявляют беспокойство, когда их туго пеленают. Вынужденное ограничение движений всегда отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Это происходит из-за дефицита очень важных для состояния нервной системы ощущений от мышц, суставов, сухожилий. Ограниченную подвижность, состояние двигательного ограничения организм ребенка подсознательно пытается преодолеть патологическими привычными действиями – сосанием пальцев, обкусыванием ногтей, накручиванием волос и т.п.

Маленького ребенка для его полноценного развития совершенно необходимо укачивать, прижимать к себе, гладить и т.п. При этом он чувствует себя защищенным, спокойным и уверенным. Полноценное развитие ребенка возможно только в контакте с матерью, иначе малыш при всяком новом раздражителе испытывает страхи и тревогу. Активность ребенка в познании окружающего базируется на чувстве любви к матери. Доверие к миру, открытость к восприятию нового возможны при ощущении постоянной материнской заботы. Дефицит эмоционального тепла, который испытывает ребенок в младенчестве, в дальнейшем с трудом компенсируется.

Любой возраст важен в накоплении знаний о мире, становлении личности ребенка. Но особенно значим период с 2 до 6 лет. Однако в жизни следует стремиться к тому, чтобы в любом возрасте ребенок находился в разнообразной, насыщенной, сенсорно богатой среде. Унылая, однообразная обстановка не способствует формированию яркой человеческой индивидуальности.

Не менее опасен дефицит внимания и ласки со стороны родителей – так называемая материнская депривация . Для полноценного развития ребенка важно, чтобы забота и тепло о нем были сосредоточены в одном человеке. Чаще всего они концентрируются в биологической матери, но ее может заменить и другой взрослый, если он относится к ребенку с любовью. Множественные и постоянно меняющиеся контакты со взрослыми не способствуют эффективному развитию эмоциональности малыша. Именно такая ситуация складывается в детских учреждениях для сирот. Дело в том, что маленький ребенок не в состоянии длительно восстанавливать прерванный эмоциональный контакт с разными людьми, он становится к ним равнодушным.

Изучение психиатрами состояния детей, находившихся в экстремальных условиях (при бомбежках, землетрясении, в зоне военных действий), показывает, что их психическая травма не носит катастрофического характера, если рядом присутствовали родители. Близость с ними позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности. Напротив, разлука с близкими быстро приводит к глубоким изменениям психики детей. У малышей при этом нарастает задержка умственного развития, а у детей постарше – грубые нарушения поведения. Ребята становятся подозрительными, недоверчивыми, драчливыми, мстительными.

Дети, которые растут, «как трава», без должного внимания и заботы со стороны родителей, – явление достаточно заурядное. Если ребенку, особенно в раннем возрасте, не рассказывают сказки, не читают книги, не учат рисованию, лепке, не сообщают элементарных сведений о счете, пространстве, временах года и т.п., то серьезные последствия такого отношения не замедлят сказаться. Безразличие к психическому развитию ребенка, даже если он родился с неплохими задатками, с годами приводит к состоянию, не отличимому от истинной умственной отсталости.

В одном из классических опытов американского ученого Х. Харлоу новорожденную обезьянку отделяли от матери и помещали в клетку, где находились два чучела обезьяны-матери. Причем одна суррогатная мама была сделана из проволоки и могла через соску кормить детеныша, а вторая не имела возможности кормить, но зато ее тело было приятно мягким и теплым. Длительные наблюдения за маленькой обезьянкой показали, что она по 16–18 часов проводила с «мягкой мамой», а к проволочной подходила лишь для утоления голода. Харлоу объясняет, что эмоциональный комфорт, который испытывала обезьяна вблизи «мягкой мамы», имеет ведущее значение в формировании любви и привязанности к матери. Причем глубокая любовь возможна лишь при тесном телесном контакте, и, как показывают опыты, чувство привязанности сохраняется у обезьяны всю жизнь. Ученый рассказывает, как спустя много лет в клетку к взрослому животному подсаживали «мягкую маму» и какое сильное впечатление это производило на обезьяну, казалось бы, уже давно забывшую события раннего детства.

Данный феномен был описан еще Я.А. Коменским, позднее – Ж. Итаром (воспитателем «дикого мальчика из Авейрона»), в ХХ веке – А. Гезеллом, анализировавшим современные попытки воспитания детей, в силу экстремальных обстоятельств долгое время оторванных от социума. Всемирную известность приобрели проведенные в 40-х годах
ХХ века исследования детей в неблагоприятных условиях интернатных учреждений (Дж. Боулби, Р. Спиц); эффект замедления и искажения их развития получил название госпитализма.

Частым обстоятельством, вызывающим депривацию, является отсутствие отца (так называемая «патернальная депривация »). Она может касаться многих детей, живущих со своими незамужними или по иным причинам одинокими матерями. Ребенок, растущий без отца, лишен важного мужского примера, который особенно значителен для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, но важен также и для девочек в качестве модели их будущего партнера. Ребенок без отца страдает также от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом. В то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу. Наконец, отец представляет для детей и наиболее естественный источник познаний о мире, труде, технике, способствуя как их ориентировке на будущую профессию, так и созданию социально полезных целей и идеалов. Если отца нет, то это имеет еще другое косвенное депривационное влияние . Дело в том, что если матери одной приходится нести все экономические и воспитательные заботы о семье, то она, как правило, бывает настолько занятой, что у нее не остается для ребенка много времени и у нее ослабевает даже интерес к нему. Ребенок в таких случаях предоставлен большую часть дня самому себе; если же о нем не позаботятся иначе, то легко может случиться, что он начинает бродяжничать, у него больше возможностей для правонарушений, и он может легче сбиться с пути. Если место отца занимает в семье отчим, а иногда дедушка, то депривационные влияния подавляются, зато здесь более благоприятная почва для развития различных конфликтов, причем невротические расстройства, возникающие на данной основе, являются весьма частыми.

Согласно Лангмейеру и Матейчеку, для полноценного развития ребенка необходимы: 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и пр., их недостаток вызывает сенсорную депривацию ; 2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную депривацию ; 3) социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведет к эмоциональной депривации ; 4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию .

Клиническая картина любой из форм психической депривации проявляется бедностью словарного запаса, ограниченного рамками обиходно-бытовой лексики, использованием в речи преимущественно простых, неразвернутых фраз. Наблюдаются фрагментарность, разорванность семантической структуры и линейной последовательности высказываний, потеря нити изложения. Нередко имеют место нарушения звукопроизношения и аграмматизмы в речи. Эти нарушения речи, как правило, сочетаются с недостаточной сформированностью высших психических функций. Интеллектуальный потенциал детей не соответствует возрасту. Степень снижения может быть от легкой до значительной.

Профилактика депривации.

Комплексные психолого-медико-педагогические мероприятия с депривированными детьми проводятся в детских специализированных учреждениях. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, психотерапевта, психиатра. Решающее значение в развитии и формировании речевой и других высших психических функций у данного контингента детей имеет создание благоприятного социально-психологического климата в окружении ребенка. Не менее важное значение имеют организация общеоздоровительных мероприятий и проведение коррекционного обучения на фоне активизации интеллектуальной и творческой деятельности.

Комплексные психолого-педагогические мероприятия, помимо выбора профиля учебного учреждения, включают:

1. Проведение курса логопедических занятий (преимущественно в групповой форме). Занятия должны быть направлены на развитие речи ребенка (в т.ч. коррекцию произношения, грамматическое оформление речевых конструкций и обучение связному высказыванию), расширение словарного запаса, формирование представлений и образно-логического мышления. Детям с задержками развития речи, обусловленными социальной депривацией и педагогической запущенностью, рекомендовано от 45 до 180 занятий.

2. Логоритмика и психогимнастика – 20–45 занятий на курс.

3. Занятие с психологом – 20–45 занятий на курс.

4. Психотерапевтическое воздействие в форме индивидуальной и групповой психотерапии.

Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от уровня обучаемости ребенка, возможности активизации речевой деятельности, от степени улучшения общего соматического статуса и изменения социально-бытовых условий и определяется максимальным достижением результатов.

Ожидаемые результаты коррекции: развитие речевой, других высших психических функций и интеллектуальных возможностей до возрастного уровня, расширение словарного запаса и способностей к связному и последовательному высказыванию, укрепление соматического и психологического статуса.

Заключение.

В своей работе я попытался рассказать о разных видах психической депривации. Конечно, в чистом виде каж­дый из этих видов депривации можно выделить только в специальных экспериментах. В жизни они сущест­вуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они наклады­ваются на процесс развития, включающий в себя и физи­ческий рост, и созревание нервной системы, формиро­вание психики. Тем более трудно это в условиях воспитания в детском учреждении, когда различные виды депривации сопряжены или даже являются следствием материнской депривации, возни­кающей вследствие лишения ребенка с раннего воз­раста заботы матери, ее тепла.

О такой депривации можно говорить не только в отношении брошенных детей, детей-сирот, на длитель­ный срок помещаемых в клиники больных детей, но и тогда, когда мать эмоционально холодна или слишком занята на работе. Материнская депривация является сегодня важной социальной проблемой во всем мире, и наша страна не исключение.

1. Ландгмейер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте., 1984

2. Пашина «Психологический журнал» № 2 1995

3. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М., 1994

4. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Спб., 2003

5. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М., 1995

Депривация относится к психоэмоциональному состоянию человека, при котором он пребывает в стрессовом состоянии из-за невозможности удовлетворить привычные потребности.

Каждый из нас в повседневной жизни не обходится без стандартных вещей: полноценного сна, питания, общения с родными, реализации в работе. Если по каким-либо причинам появляются барьеры к их реализации, это приносит психологический или физический дискомфорт. В результате меняется сознание. Отсутствие социальных и сенсорных стимулов приводит к деградации личности.

Как проявляется депривация?


В зависимости от типа расстройства могут наблюдаться различные признаки. Но есть ряд общих симптомов, которые указывают на заболевание:

  • постоянное чувство неудовлетворенности;
  • агрессия;
  • повышенная тревожность;
  • депрессивные состояния;
  • снижение активности;
  • потеря интереса к привычным вещам.

Само по себе лишение человека привычных для него благ не провоцирует расстройство. Депривация вызывается отношением конкретной личности к определенным обстоятельствам. Например, если ограничить в принятии пищи человека, который практикует голодание или специальную диету, то для него это не станет стрессом. Но если то же самое проделать с индивидуумом, который непривычен к таким вещам, это вызовет у него физические или эмоциональные страдания. Депривация - это психологическая невозможность личности приспособиться к обстоятельствам, которые изменились.

Виды депривации


Различают две формы депривации:

  • абсолютная - когда у индивидуума реально отсутствуют возможности для удовлетворения своих обычных потребностей в еде, общении, отдыхе, образовании;
  • относительная - тип расстройства, при котором у человека нет факторов для развития отклонений, поскольку все необходимые блага присутствует. Но он не способен получать удовольствие от реализации этих благ. Относительная форма - это пограничное состояние между нормой и отклонением.

Если же проводить другую классификацию, то принято выделять такие виды депривации:

  • сенсорная - в этом случае нет возможности получать удовлетворение от впечатлений (нет стимула). К стимульной разновидности относится сексуальная (отсутствие интимных отношений), зрительная (например, когда человека помещают в темное помещение на длительный период), осязательная (исключение тактильных контактов);
  • патернальная - характерна для детей, которые вынуждены воспитываться в неполноценной семье;
  • когнитивная - исключение возможности развиваться в культурной сфере, в познании мира;
  • социальная - невозможность реализовать свое развитие в обычном социуме из-за определенной изоляции. Характерна для лиц, которые пребывают в местах лишения свободы, на принудительном лечении, для детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах.

Эмоциональная депривация


Эмоции играют важную роль в формировании личности. Они формируют характер поведения и помогают адаптироваться в социуме. На протяжении своего развития индивидуум меняется в эмоциональной сфере, приспосабливаясь к различным обстоятельствам. Эмоции помогают человеку понять свою роль в жизни и оказывают влияние на сознание, мышление и восприятие.

Эмоциональная депривация приводит к тому, что личность не воспринимает всю полноту социальной сферы, область познания становится ограниченной. Такие факторы не могут не влиять на нормальное психологическое развитие.

Среди психологов существует мнение, что основополагающим моментом для формирования позитивного отношения к жизни является осознанное желание родителей иметь малыша. В таком случае рождается любимый кроха, в подсознании которого уже заложено правильное восприятие себя и окружающих.

Следующим важным этапом формирования личности становиться период раннего детства. Если в это время он окружен людьми, которые не могут достаточно проявлять правильные эмоции, возникают предпосылки для развития депривационных нарушений. Здоровая психологическая атмосфера в семье, эмоциональная связь между родителями и ребенком - залог формирования позитивного отношения к окружающим вещам и обстоятельствам. Эмоциональная депривация характерна для тех людей, которые воспитывались в слишком эмоционально изменчивой среде. Это приводит к социальной гиперактивности и трудности к установлению стабильных межличностных отношений.

Если же в детстве личность была обделена эмоционально, формируется другой вид отклонения. Развиваются различные комплексы, появляется чувство тоски и одиночества. Эмоциональный голод истощает организм и физически. Такой малыш начинает отставать в развитии. Если же в его жизни появится человек, с которым наладится тесная эмоциональная связь, появится ощущение привязанности, ситуация может кардинально измениться. Ярким примером могут стать малыши из детского дома, которые попадают в семью, где царит здоровый психологический климат. Если на этапе вынужденной изоляции от социума и недостатка внимания они испытывают сенсорную депривацию, то в случае приобретения полноценных родителей со временем происходит исцеление. Улучшаются физические и умственные показатели, меняется их восприятие и отношение к миру.

Материнская психическая депривация


Бывают в жизни ситуации, когда по некоторым причинам ребенок оказывается без матери. Например, мать умерла или же она отказалась от малыша после его рождения. Это классические варианты потери матери, которые оказывают депривационное воздействие на развитие человека. Но и другие варианты разлуки с мамой могут стать катализатором для развития отклонений. Среди них самые распространенные такие:

  • вследствие тяжелых родов ребенка отлучают на время от родительницы;
  • мать вынуждена уехать на определенный срок без малыша (в командировку, на учебу и т.п.);
  • мама слишком рано выходит на работу поручая воспитание ребенка бабушкам и няням;
  • кроху отдают в детский сад в том возрасте, когда он к нему еще психологически не готов;
  • вследствие заболевания ребенка помещают в больницу без матери.

Вышеуказанные случаи - это открытая материнская психическая депривация. Существует еще и скрытая форма. Она характеризуется психологическим напряжением в отношении матери к ребенку при ее физическом присутствии. Это неправильно выстроенные отношения. В каких случаях они могут наблюдаться?

  • когда в семье рождаются дети с маленькой разницей в возрасте, и мать просто физически не в состоянии уделить внимание старшим так, как это нужно;
  • если женщина страдает физическим или психическим недугом, который не дает возможности полноценно ухаживать за малышом и общаться;
  • когда в семье между родителями царит атмосфера напряженности или враждебности;
  • если мать чрезмерно увлекается научным подходом в воспитании ребенка и абсолютно не прислушивается ни к своей интуиции, ни к индивидуальным особенностям своего малыша.

Материнскую депривацию всегда переживают дети, которые родились в результате нежелательной беременности, что повлияло на формирование отношения к ним.

Психологи отмечают, что основы развития патологических состояний часто закладываются у детей в возрасте до 3 лет. Это тот период, который особенно важен для налаживания эмоционального контакта с матерью. Если этого не произошло, повышается риск аутоагрессии, депрессии и не восприятия внешнего мира. В подростковом и зрелом возрасте такой человек не воспринимает самого себя и не в состоянии выстраивать нормальные социальные отношения с другими людьми. Существует версия, что материнская психическая депривация может лежать в основе и ряда заболеваний аутистического спектра.

Отцовская депривация


Воспитанием ребенка в идеале должны заниматься оба родителя. Ведь влияние каждого из них особенное и незаменимое. Патериальная депривация может принести вред для эмоционального развития человека не меньше, чем материнская форма. Какие ситуации влияют на формирование отрицательных жизненных диспозиций?

  • отец уходит из семьи;
  • физические присутствие мужчины в доме есть, но он не выстраивает с малышом никаких эмоциональных связей (равнодушие);
  • отец в отношении ребенка реализует свои амбиции;
  • в семье нарушены ролевые функции: женщина перебирает на себя присущие мужские, становится лидером, который активно подавляет мужское начало. И обратная ситуация, при которой отец выполняет функции матери.

Патериальная психическая депривация приводит к тому, что ребенок не воспринимает правильно половую дифференциацию, становится эмоционально уязвим и несостоятелен. Когда психолог начинает работать с пациентом, он всегда пытается проанализировать детский период и период его взросления. Как показывает практика, у многих личностей происходит накопление родовых деприваций. И следующее поколение становится еще больше неспособным к правильному выстраиванию отношений, что приводит к появлению проблем уже у его детей.

Депривация сна


Виды депривации бывают разными. Существует особая группа, куда входит депривация сна.

Для полноценной жизни в полном здравии человек должен высыпаться. Если по принудительным или добровольным причинам он будет регулярно лишен сна, это не замедлит сказаться на его психологическом и физическом состоянии.

Всем нам известны случаи, когда из-за срочной работы, экзаменов или командировки приходится жертвовать несколькими часами отдыха. Если это единоразовый случай, он не представляет опасности для организма. Но если такое повторяется постоянно, недостаток сна сказывается на самочувствии. Во время отдыха активно продуцируется гормон радости. Недостаток сна провоцирует его нехватку. Нарушается работа эндокринной системы, замедляется обмен веществ. Человек начинает страдать от лишнего веса, головных болей и депрессивных состояний.

Во все времена одним из самых жестоких наказаний считалось лишить индивидуума возможности спать. Это достигалось путем создания таких условий, при которых отдых нереален (громкая музыка, яркий свет в лицо, отсутствие возможности принять хоть какую-либо позу для сна). Если человека лишают сна (или он добровольно отказывается от него) в течение нескольких суток подряд - это называется тотальной депривацией сна. Как это сказывается на организме?

  • одни сутки без отдыха - упадок физических сил, снижение реакции;
  • двое суток - нарушается двигательная активность и умственные способности;
  • трое суток - начинаются сильные головные боли напряжения;
  • четверо суток - появляются галлюцинации, подавляется волевая сфера. Это критическая фаза депривации, после которой могут наступить необратимые процессы, представляющие угрозу для жизни.

Как бы парадоксально ни звучало, но при помощи депривации сна можно…лечить. Существуют практические исследования, в результате которых установлено: искусственным лишением человека фазы сна можно помочь ему избавиться от глубокой депрессии. Такой эффект объясняется следующим образом: дефицит сна - стресс. Начинается активное производство катехоламинов, которые отвечают за эмоциональный тонус. Таким способом шоковой терапии возвращается интерес к жизни. Также депривацией сна успешно избавляют от бессонницы. Конечно, такие методы лечения должны проводиться строго под контролем специалиста.

Перейдем к непосредственному обсуждению понимания феномена депривации на современном этапе развития психологической науки. Сегодня психическая депривация рассматривается с достаточно разнообразных позиций, при этом существует множество трактовок понятия «депривация» и подходов к построению различных психокоррекционных программ.

В настоящее время в психологии прослеживается тенденция к сужению понятия «депривация»: ту потребность, которая является самой важной и наиболее неудовлетворенной, считают депривированной.

Основываясь на данных исследований, отметим, что депривация может быть выражена явно или слабо. Наибольшая выраженность обычно наблюдается у воспитанников детских домов, и ее последствия проявляются в поведении, образуя депривационный синдром .

Депривационный синдром включает в себя:

– сенсомоторные нарушения (замедленное развитие восприятия мимических и вербальных сигналов взрослого);

– двигательные нарушения (отставание и развитие навыков ползания, ходьбы и мелкой моторики);

– эмоциональные нарушения (повышенная тревожность, длительное сохранение депрессивных форм реагирования);

– нарушения в мотивационной сфере (снижение всех видов активности, отсутствие любопытства, свойственного возрасту, снижение мотивации к имитационным действиям).

Психическая депривация определяется как психическое состояние, которое возникает в условиях лишения или ограничения удовлетворения жизненно важных потребностей человека в течение продолжительного времени . Русскоязычными синонимами этого термина являются: «психическое голодание», «психическая недостаточность», «психические лишения».

При этом в число «основных (жизненных)» потребностей авторы включают:

1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;

2) потребность в основных условиях для действенного учения;

3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;

4) потребность в общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения различными общественными ролями и ценностными целями .

А. Маслоу в контексте сопоставления данных понятий выделяет две разновидности депривации: депривацию небазовых потребностей и угрожающую депривацию. Первая легко замещается и не вызывает серьезных последствий для организма. Вторая рассматривается как угроза личности, то есть как депривация, которая угрожает жизненным целям индивидуума, его самооценке, препятствует самоактуализации – словом, препятствует удовлетворению базовых потребностей.

Внешне одна и та же ситуация, продолжает Маслоу, может иметь разные последствия, привести к депривации либо одного, либо другого типа. Так, если ребенок, которому не купили мороженое, чувствует прежде всего разочарование от того, что лишился удовольствия его съесть, то такая депривация вряд ли может считаться угрожающей и иметь серьезные последствия. Если же отказ воспринимается ребенком как отказ в любви, то есть мороженое является носителем определенных психологических ценностей, то такая депривация рассматривается как фрустрирующая. Таким образом, депривация может иметь серьезные последствия для личности в том случае, если целевой объект является символом любви, престижа, уважения или другой базовой потребности.

Дети, которые постоянно чувствуют любовь и заботу родителей, дети, у которых сформировано базовое чувство доверия к миру, могут достаточно легко переносить случаи депривации, дисциплинирующий режим и т. п., они не воспринимают их как фундаментальную угрозу, как угрозу своим главным, базовым потребностям .

Й. Лангмейер и 3. Матейчек выделили два параметра среды, оказывающие наибольшее влияние на развитие депривированных детей:

1) изменчивость – устойчивость;

2) зависимость – независимость.

По мнению авторов, однообразная среда будет углублять пассивность, слишком изменчивая – будет стимулировать чрезмерный, ненасыщаемый интерес. Среда с выраженной эмоциональной безучастностью будет способствовать развитию безразличия к людям. Напротив, среда, где возможность создания эмоциональной связи превысит возможность создания собственной автономии, будет вызывать постоянный эмоциональный голод, чрезмерное требование внимания и любви окружающих.

1. В относительно устойчивой и эмоционально безучастной среде ребенок будет пассивным, вялым, апатичным, не заинтересованным в общении с людьми. Его будет устраивать стабильная среда, он будет протестовать лишь в случае принуждения к изменениям или если его будут от чего-либо отрывать: что-то требовать или отбирать игрушку.

2. Избыточно изменчивая, но также аффективно безучастная среда будет стимулировать гиперактивность ребенка и способствовать развитию недифференцированного интереса ко всему происходящему. Такой ребенок постоянно ищет все новые стимулы, не задерживаясь на них долго.

3. В среде излишне изменчивой, но предлагающей возможность эмоциональной зависимости развитие ребенка будет идти по типу «социальной гиперактивности»: ребенок стремится к все новым и новым контактам, при этом не отличаясь какой-либо разборчивостью.

4. Относительно стабильная среда с повышенной эмоциональной зависимостью стимулирует у ребенка «гиперактивность специфической направленности». Ребенок, как правило, находит одно постоянное лицо, с которым пытается установить и сохранить эмоциональную связь. При этом использует самые разные приемы, в том числе «социальные провокации» – шалости и т. п.

Описанные особенности эмоционально депривированных детей касаются в первую очередь тех, кто воспитывается в закрытых детских учреждениях. Однако многие характеристики могут быть отнесены и к детям, воспитывающимся в семьях.

Дефицит общения в раннем детском возрасте может быть как причиной, так и следствием таких видов депривации, как материнская и (или) эмоциональная. Часто эти два понятия употребляются как взаимодополняющие друг друга. Можно встретить также употребление их как синонимов.

Общепринятым можно считать выделение различных видов депривации в зависимости от специфики той стимуляции, которая считается недостаточной по одному или нескольким из следующих параметров: количество, изменчивость, разнообразие.

Прежде всего, кроме «материнской» депривации учеными были выделены другие формы депривации. В исследованиях М. Раттера (1987) подчеркивается, что отрицательные последствия воспитания детей раннего возраста в учреждении закрытого типа возникают не только из-за отсутствия материнского ухода, но и в результате недостаточности эмоциональных контактов и совместной деятельности ребенка со взрослым, ограниченности и однообразия сенсорных и социальных раздражителей в подобных учреждениях .

Анализ подобных форм депривации проведен во многих исследованиях, но одним из фундаментальных является исследование И. Лангмайера и 3. Матейчека (1984). В работе обсуждаются и проблемы феноменологических особенностей депривации.

Таким образом, можно говорить по крайней мере о пяти видах психической депривации: сенсорной, двигательной, эмоциональной (некоторые исследователи отождествляют ее с материнской или с аффективной), когнитивной и социальной .

Сенсорная депривация возникает в условиях недостаточности сенсорных стимулов. С этим видом депривации сталкиваются в домах ребенка, детских домах и т. д.

Двигательная депривация, если ее рассматривать как дефицит проприоцептивных стимулов, представляет собой частный случай сенсорной депривации .

Когнитивная депривация возникает в условиях чрезмерно или недостаточно изменчивой внешней среды, в результате чего оказывается нарушенной способность ребенка предвосхищать и регулировать необходимую для нормального развития специфическую стимуляцию.

Эмоциональная депривация у ребенка возникает в условиях ограниченной возможности развития отношений привязанности с определенным человеком или в результате разрыва уже сформировавшихся отношений привязанности. Поскольку для ребенка таким близким человеком чаще всего является мать, то эмоциональную депривацию в раннем возрасте часто отождествляют с материнской депривацией. Такое понимание природы эмоциональной депривации характерно для психоанализа . В психоанализе материнская депривация определяется как психический дефицит, вызванный неудовлетворительным характером или разрывом связи ребенка с объектом его либидозных влечений (чаще всего – матерью).

Социальная депривация имеет место при ограниченной возможности освоения определенной социальной роли через идентификацию со взрослым человеком или старшим ребенком (например, в условиях неполной семьи или ее отсутствия). Социальную депривацию можно рассматривать как аспект материнской или патернальной депривации. Последствиями депривации этого вида являются отклонения в развитии родительского и сексуального типов поведения .

В естественных жизненных ситуациях психическая депривация, как правило, носит комплексный характер. Только в экспериментальных условиях представляется возможным в некоторой степени изолировать и контролировать депривационные воздействия только одного или, чаще, двух близких видов: сенсорную и когнитивную депривацию, с одной стороны, и аффективную и социальную депривацию, с другой стороны .

В современных детских учреждениях с их достаточно обогащенной сенсорной средой и обученным персоналом основные неблагоприятные влияния приходятся на долю ситуаций с элементами эмоциональной и социальной депривации.

Надо отметить, что для выделения различных видов депривации И. Лангмейер и 3. Матейчек использовали разные критерии, которые не могут лежать в основе одной классификации. Это привело к тому, что термины в данной теории оторваны друг от друга.

Конечно, в чистом виде каждый из этих видов депривации можно выделить только в специальных экспериментах. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной системы, формирование психики. Тем более трудно это в условиях воспитания в детском учреждении, когда сенсорная, двигательная, социальная депривация сопряжены или даже являются следствием материнской депривации, возникающей вследствие лишения ребенка с раннего возраста заботы матери.

О такой депривации можно говорить не только в отношении брошенных детей, детей-сирот, но и тогда, когда мать эмоционально холодна или слишком занята на работе.

Материнская депривация является сегодня важной социальной проблемой во всем мире.

Факторами психической депривации в детском возрасте являются формы нарушения связи ребенка со специфической стимулирующей средой. И. Лангмайер и 3. Матейчек выделяют два фактора психической депривации: изоляцию и сепарацию .

Изоляция предполагает недостаток или отсутствие специфической стимуляции. Изоляция возникает во всех возможных конкретных депривационных ситуациях.

Сепарация обозначает прекращение специфической стимуляции, например, в ситуации, когда происходит разрыв уже установленной эмоциональной связи между ребенком и взрослым.

Таким образом, ребенок, с рождения помещенный в дом ребенка и живущий там в течение продолжительного времени, страдает, главным образом, от изоляции, в то время как фактор сепарации выражен относительно слабо.

Однако при переводе такого ребенка в другое детское учреждение возникает сепарация, последствия которой могут временно перекрывать или усиливать неблагоприятное действие изоляции. Достаточно выраженный эффект сепарации характерен также для ребенка, разлученного с матерью и (или) семьей вследствие помещения в детское учреждение в более старшем возрасте или из-за госпитализации .

И. Лангмайер и 3. Матейчек (1984) выделяют две группы условий, при которых действуют факторы изоляции и сепарации и, следовательно, имеет место психическая депривация. Речь идет о внешних и внутренних условиях .

К внешним условиям психической депривации в детском возрасте относятся:

1) достаточно редкие случаи крайней социальной изоляции, классическими документированными примерами которой можно считать историю Виктора из Авейрона, Амалы и Камалы, Каспара Хаузера;

2) любые формы достаточно продолжительной физической разлуки ребенка с матерью и (или) семьей, возникающей по разнообразным причинам (включая госпитализацию, помещение в детское учреждение, эвакуацию и другое);

3) недостаточность семейной заботы, возникающая в условиях:

а) неполной семьи;

б) психических отклонений у родителей;

в) многодетной малообеспеченной семьи;

г) перемены в составе семьи;

д) нежеланной беременности, сохранение которой привело к рождению данного ребенка.

Этот перечень отражает постепенное уточнение и сильное дробление внешних условий психической депривации, которое принято среди современных исследователей.

Другой отличительной чертой современных исследований психической депривации в детском возрасте, помимо интереса к отдельным специфическим ее формам, является изучение индивидуальных различий в реакциях детей на одни и те же депривационные ситуации. И. Лангмайер и 3. Матейчек (1984) называют факторы, определяющие природу индивидуальных различий, внутренними условиями психической депривации . К ним относятся:

1) возраст ребенка;

2) предшествующий опыт психической депривации с учетом возраста, на который он приходился;

3) пол ребенка;

4) темперамент (или конституция) ребенка;

5) соматические и (или) психические отклонения, если они есть у ребенка.

Таким образом, депривационное развитие характерно для любого исторического периода, но меняется содержание понятия «депривация». Оно зависит от общих ориентаций в культуре, которые, прежде всего, обусловливают родительское отношение к детям. Семья формирует свою особую систему воспитания в зависимости от конкретного периода истории, норм культуры. Функция семьи меняется в зависимости от социальных требований.

Социальные потрясения в обществе приводили к повышению научного интереса к особенностям эмоционального развития человека, к уникальности человеческой личности.



просмотров