Детский черный фольклор. Страшно, аж жуть! ("ужасный фольклор советских детей"). Женщина с красным лицом

Детский черный фольклор. Страшно, аж жуть! ("ужасный фольклор советских детей"). Женщина с красным лицом

4. Современный жанр детские страшилки.

Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора, например, страшилки. Страшилки представляют собой небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом, цель которых - испугать слушателя. По мнению исследовательниц этого жанра О. Гречиной и М. Осориной, «в страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными проблемами реальной жизни ребенка». Отмечается, что среди детских страшилок можно обнаружить сюжеты и мотивы, традиционные в архаическом фольклоре, демонологических персонажей, заимствованных из быличек и бывальщин, однако преобладающей является группа сюжетов, в которых демоническими существами оказываются предметы и вещи окружающего мира. Литературовед С.М. Лойтер, отмечает, что испытывая влияние волшебной сказки, страшилки детей приобрели четкую и однотипную структуру сюжета. Заложенная в нем заданность (предупреждение либо запрет - нарушение - воздаяние) позволяют определить ее как «дидактическую структуру». Некоторые исследователи проводят параллели между современным жанром детской страшилки и более старыми литературными видами страшных историй, например, сочинениями Корнея Чуковского. Писатель Эдуард Успенский собрал эти истории в книге «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)».

Страшилки в описанной форме, по-видимому, получили распространение в 70-х годах XX века. Литературовед О. Ю. Трыкова считает, что в «настоящее время страшилки постепенно переходят в «стадию консервации». Дети ещё рассказывают их, но уже практически не появляется новых сюжетов, меньше становится и частотность исполнения. Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий: в советский период, когда почти тотальный запрет в официальной культуре был наложен на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном удовлетворялась посредством данного жанра. В настоящее время появилось множество источников, помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих «страшное», до многочисленных фильмов ужасов). По мнению пионера в исследовании этого жанра, психолога М. В. Осориной, страхи, с которыми в раннем детстве ребенок справляется сам либо с помощью родителей, становятся материалом коллективного детского сознания. Этот материал прорабатывается детьми в групповых ситуациях рассказывания страшных историй, фиксируется в текстах детского фольклора и передается следующим поколениям детей, становясь экраном для их новых личностных проекций.

Главным героем страшилок является подросток, который сталкивается с «предметом-вредителем» (пятно, занавески, колготки, гроб на колёсиках, пианино, телевизор, радио, пластинка, автобус, трамвай). В этих предметах особую роль играет цвет: белый, красный, жёлтый, зеленый, голубой, синий, чёрный. Герой, как правило, неоднократно получает предупреждение о грозящей от предмета-вредителя беде, но не хочет (или не может) от него избавиться. Его смерть чаще всего происходит от удушения. Помощником героя оказывается милиционер. Страшилки не сводятся только к сюжету, существенным является и ритуал рассказывания - как правило, в темноте, в детской компании в отсутствие взрослых. По мнению фольклориста М.П. Чередниковой, включенность ребенка в практику рассказывания страшилок зависит от его психологического созревания. Сначала, лет в 5-6, ребенок не может без ужаса слышать страшные истории. Позднее, примерно с 8 до 11 лет, дети с удовольствием рассказывают страшные истории, а в возрасте 12-13 лет уже перестают воспринимать их всерьез, и все большее распространение получают различные пародийные формы.

Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: «чёрная рука», «кровавое пятно», «зелёные глаза», «гроб на колёсиках» и т.д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

«Красное пятно». Одна семья получила новую квартиру, но на стене было красное пятно. Его хотели стереть, но ничего не получилось. Тогда пятно заклеили обоями, но оно проступило сквозь обои. И каждую ночь кто-нибудь умирал. А пятно после каждой смерти становилось еще ярче.

«Черная рука наказывает за воровство». Одна девочка была воришкой. Она воровала вещи и однажды она украла куртку. Ночью к ней в окно кто-то постучал, потом показалась рука в черной перчатке, она схватила куртку и исчезла. На следующий день девочка украла тумбочку. Ночью снова появилась рука. Она схватила тумбочку. Девочка выглянула в окно, захотев посмотреть, кто это берет вещи. И тут рука схватила девочку и, вытащив ее в окно, задушила.

«Синяя перчатка». Жила-была синяя перчатка. Все ее боялись, потому что она преследовала и душила людей, которые поздно возвращались домой. И вот однажды шла по улице женщина - а была эта улица темная-претемная - и вдруг увидела она, что из кустов выглядывает синяя перчатка. Испугалась женщина и побежала домой, а за ней синяя перчатка. Вбежала женщина в подъезд, поднялась на свой этаж, а синяя перчатка за ней. Стала открывать дверь, а ключ застрял, но открыла она дверь, забежала домой, вдруг - стук в дверь. Она открывает, а там - синяя перчатка! (Последняя фраза сопровождалась обычно резким движением руки в сторону слушающего).

«Черный дом». В одном черном, черном лесу стоял черный, черный дом. В этом черном, черном доме была черная, черная комната. В этой черной, черной комнате стоял черный, черный стол. На этом черном, черном столе черный, черный гроб. В этом черном, черном гробу лежал черный, черный человек. (До этого момента рассказчик говорит приглушенным монотонным голосом. И дальше - резко, неожиданно громко, хватая слушателя за руку.) Отдай мое сердце! Мало кто знает, что первую стихотворную страшилку написал поэт Олег Григорьев:

Я спросил электрика Петрова:
«Для чего ты намотал на шею провод?»
Петров мне ничего не отвечает,
Висит и только ботами качает.

После него в изобилии и в детском, и во взрослом фольклоре появились садистские стишки.

Недолго мучилась старушка
В высоковольных проводах,
Ее обугленная тушка
Пугала птичек в небесах.

Рассказываются страшилки обычно в больших компаниях, желательно в темноте и устрашающим шёпотом. Появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой - с попыткой преодолеть этот страх. По мере взросления страшилки перестают пугать и вызывают уже лишь смех. Об этом свидетельствует и появление своеобразной реакции на страшилки - пародийных антистрашилок. Эти истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается смешным:

Чёрная-чёрная ночь. По чёрной-чёрной улице ехала чёрная-чёрная машина. На этой чёрной-чёрной машине большими белыми буквами было написано: «ХЛЕБ»!

Сидят дома дед и баба. Вдруг по радио передают: «Выбросьте скорее шкаф и холодильник! К вашему дому едет гроб на колесиках!» Они выбросили. И так выбросили все. Сидят на полу, а по радио передают: «Мы передавали русские народные сказки».

Завершаются же все эти истории, как правило, не менее страшными финалами. (Это только «официальные» страшилки, в книгах, в угоду издателю причесанные, бывают снабжены хеппи-эндами или смешными развязками.) И тем не менее современная психология считает жуткий детский фольклор позитивным явлением.

«Детская страшилка воздействует на разных уровнях – чувств, мыслей, слов, образов, движений, звуков, – рассказала НГ психолог Марина Лобанова. – Она заставляет психику при страхе не столбняком вставать, а двигаться. Поэтому страшилка – эффективный способ при работе, например, с депрессией». По словам психолога, человек способен создать свой ужастик только тогда, когда уже завершил собственный страх. И теперь Маша Серякова передает свой ценный психический опыт другим – с помощью своих историй. «Важно также, что девочка пишет, используя эмоции, мысли, образы, характерные именно для детской субкультуры, – утверждает Лобанова. – Взрослый этого и не увидит и никогда не создаст».

Список литературы

1. «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири». Сост. В.П.Зиновьев. Новосибирск, «Наука». 1987.

2. Словарь литературоведческих терминов. М. 1974.

3. Пермяков Г.Л. «От поговорки до сказки». М. 1970.

4. Костюхин Е.А. «Типы и формы животного эпоса». М. 1987.

5. Левина Е.М. Русская фольклорная небылица. Минск. 1983.

6. Белоусов А.Ф. «Детский фольклор». М. 1989.

7. Мочалова В.В. «Мир наизнанку». М. 1985.

8. Лурье В.Ф. «Детский фольклор. Младшие подростки». М. 1983

"Страшные анекдоты"

1. Я знаю историю про Пиковую Даму. Жили-были девочка с мамой. И вот однажды они уехали в лагерь, и вот пошла девочка погулять, а рядом с лагерем было кладбище. И вот девочка Наташа пошла ночью на кладбище, и пришла. Шла-шла, и вдруг увидела кровь. Она хотела потрогать, а оно прыг-прыг, она дотронулась, и вдруг появились глаза. Она побежала, а кровь вместе с глазами бежали за ней. И вот она прибежала в лагерь, и забежала в группу и закричала в свою палату: "Спасите!" И вот девочки проснулись и стали ловить эту кровь с глазами. И вдруг появилась Пиковая Дама и закричала: "Что вы ловите моего гнома!".

2. Проснулась девочка ночью, смотрит - на потолке желтое пятно. Пошла на следующий день - пятно еще больше. Испугалась она, вызвала милицию. Милиционер на чердак, а там котенок сидит и писает.

3. Есть в одном городе страшный дом, в этом доме живут самые страшные инопланетяне. Один раз вошел туда один мужчина, и хотел осмотреть дом. Пошел он по лестнице, очень тихо, смотрит во все квартиры, все двери в них были выломаны. Когда он спускался тоже очень тихо, то он заметил, как открылась дверь в кладовке одной квартиры. Он увидел женщину, которая была без кожи, мясо у нее торчало, зубы у нее были гнилые, торчали кости. Она руками мужчину взяла за горло и проговорила: "Ты меня разбудил, так твоя смерть наступила" и она отдавила ему горло. Потом долго в этот дом никто не ходил, тогда один взял и направил отряд парней и вошел в этот дом, вошел в самую страшную комнату, там со своей группой остановился и зарос.

4. Красные копыта и клыки. Жила-была девочка, папа, мама и бабушка. Мама ходила в длинной юбке, а папа никогда не смеялся. Дочка спрашивает у бабушки: "Бабушка, почему мама ходит в длинной юбке?" " А ты, когда сядешь за стол, подними ей юбку, и увидишь. "Бабушка, а почему папа никогда не смеется?" "А ты, когда он будет читать газету, пощекочи ему пятки, и увидишь." Дочка так и сделала. Залезла под стол и подняла маме юбку, и увидела красные копыта. Пощекотала папе пятку, он засмеялся и она увидела красные клыки. Ночью она выглянула на улицу и увидела, что мать топчет копытами бабушку, а отец ест ее. Утром мать спрашивает: "Ты видела, что мы делали ночью?" "Дочка сказала: "Да". Тогда ночью они сделали тоже самое с дочерью, что и с бабушкой.

5. Послала мать дочь купить колбасу. Пошла дочь, навстречу ей старушка, и говорит: "У тебя есть колбаса". А у девочки был красный ноготок. Старуха сделала из девочки колбасу. Пошла мать, навстречу ей старуха, и говорит: "У тебя есть колбаса". Пошли они, дала ей колбасу. Мать сказала спасибо. Стала есть - и видит - в колбасе красный ноготок, и поняла, что старуха сделала из дочки колбасу.

6. В одной деревне лежал черный камень. Один раз стали его обследовать ученые. Его подняли, а под ним лежал черный гроб. Они открыли этот гроб, и из него вылез черный вурдалака. Он всех убил и начал ходить по деревне и всех убивать. Когда он всех убил, он опять лег в гроб. Тут вылетает Баба-яга, трах его по голове ногой!

7. Послала мать дочь за туфлями и наказала не покупать черные. Девочка пошла на рынок и купила черные, потому, что черные были красивее, чем другие. Она пошла домой в новых туфлях. Вдруг у нее заболела нога, она села отдохнуть и пошла дальше. У нее сильно болела нога. Она дошла до дома еле живая, мама сняла с нее колготы и туфли, а у девочки была нога вся гнилая, одна кость.

8. Пришла девочка в библиотеку, сдать книгу. Ей захотелось взять книгу "Пиковая дама". Но ей сказали не читать страницу 12. Пришла домой, дочитала до 12-й страницы. Она открыла ее. И вдруг из книги вылетает Пиковая Дама и кричит: "Отдай сердце!".

9. У одной матери было две девочки /двойняшки/, и она не могла их различать - кто тут Шура, а кто Женя, и поэтому она написала им на табличках имя и повесила их им на шею. Вот раз она послала их в магазин купить кресло, но не красное. Они пошли, но там продавались только красные кресла, они купили одно кресло. Мама стала их ругать, что почему они купили красное именно, а не другое, но они сказали, что больше не было других кресел. Когда наступила ночь, из кресла высунулись руки красные, и сожрали отца, на другую ночь мать, а на другую ночь девочку, потом бабушку, а потом последнюю девочку. Когда узнали это милиционеры, они пришли днем и разрубили кресло, там оказались кости и кровь, и тогда они запретили продавать красные кресла.

10. У одного мальчика мать приносила красное печенье, и он хотел узнать, как она его делает, и пошел за ней. Вот он идет и видит, мама идет в магазин и покупает простого печенья. Потом она заходит в пустой дом, этот дом охраняли ей люди, потому, что если узнали что-нибудь, то ходили бы по пустым домам. И вот она зашла, мама мальчика, но мальчика туда не пускали, но он вырвался и побежал за мамой. И видит - она убивает людей и макает туда печенье, и он спросил: "Мама, ты зачем это делаешь?" "А зачем ты за мной следил?" "Я хотел посмотреть, как ты делаешь печенье", оправдывался мальчик. "Но тогда получай!" И она убила собственного сына. Но потом нашли ее и сдали в милицию.

11. Однажды мама девочку попросила купить занавески красные. А девочка купила темно-синие. Вот ночью занавески говорят девочкиной маме: "Встань". Она встала. "Оденься". Она оделась. "Иди сюда". Она пошла, а занавески говорят: "Иди на кухню". Она пришла. "Встань на стул". Мама встала. "Встань на стол". Она и на стол встала. "Открой форточку". Она форточку открыла, тут занавески ее схватили и выбросили в окно. Тут папа девочки проснулся и видит, что жены его нет, он пошел на кухню, а занавески ему: " Встань на стул, встань на стол, открой форточку". Папа со страху сделал и то и другое и третье. Занавески его схватили, выбросили в форточку. Потом занавески говорят девочке: "Девочка, девочка, встань", а девочка только просыпается. "Девочка, девочка, оденься", а девочка только встает. "Девочка, девочка, иди на кухню", а девочка только одевается. "Девочка, девочка, встань на стул", а девочка пришла на кухню, стоит и видит, что ее занавески ожили. "Девочка, девочка, встань на стол", а девочка думает: "Сейчас я их перехитрю". Девочка встала на стул, а занавески сами себя и задушили, а мама с папой вернулись.

12. Купили девочке черное пианино. Родители ушли. Девочка села играть на пианино. Вдруг по радио говорят: "Девочка, девочка, не играй на пианино, гроб на колесиках ищет твой город". Потом опять: "Девочка, девочка, не играй, гроб нашел твой город". А она играет. Потом опять: "Девочка, не играй, гроб нашел твой город". Она играет. Потом: "Девочка, не играй, гроб на колесиках нашел твой дом". Она играет. Потом: "Девочка, не играй, гроб уже нашел твой этаж". Она играет. Вдруг гроб въезжает в квартиру. Девочка трахнула /по нему/ кочергой. И из гроба вылезает чертенок и говорит: "Ну вот, мою последнюю бибишку сломала!".

Несмотря на известные имена на обложке, настоящие авторы сборника «Ужасный фольклор советских детей» -пионеры со всех уголков СССР. Андрей Усачев и Эдуард Успенский только обработали народное творчество и снабдили его едкими комментариями, чтобы «смягчить столкновение рядового читателя с жестким поту- и посюсторонним миром».
Красная Рука, Жёлтые Шторы и Зелёные Глаза - всё это типично городской фольклор. Выросшие в духе атеизма, отгороженные бетоном от природы и идеологией от правды жизни, юные жители СССР сочиняли эти иррациональные кошмары - жуткие, необъяснимые и как будто лишенные всякой логики.
«Страшные истории» рассказывались по ночам в пионерском лагере, в походе у костра да и просто во дворе или на перемене в школе. Замечательно, что кому-то пришло в голову собрать и опубликовать их — наблюдать за тем, как странно преломляло детское сознание окружающую реальность, интересно и поучительно. Вот несколько историй из сборника, уже успевшего стать букинистической редкостью.

Зеленые глаза
Один старик, умирая, решил оставить после себя память. Взял он и выколол себе глаза (a глаза у него были зеленые).
Повесил старик эти глаза па стенку и умер. Через год вселилась в дом семья с маленьким ребенком. Однажды муж пришел с работы‚ a жена ему говорит: «У нас малыш что-то плачет, когда я свет выключаю». Муж отвечает: «А ты выключи свет и посмотри на стены». Жена сделала, как ей муж сказал и увидела на стене зеленые глаза. Глаза сверкнули и убили жену током.

Красные зубы
В одну школу поступил новенький. Когда всех школьников отпустили домой, он после уроков остался. Техничка говорит ему: «Иди домой, тут ходят красные зубы!» Мальчик говорит: «Я посмотрю школу и пойду».
Oн походил no школе, зашел в один кабинет и уснул. Когда пробило двенадцать часов, в кабинете появились красные зубы. Оми бросились на мальчика и съели его. Утром, когда ребята пришли в класс, они увидели человеческие кости. Вызвали милицию. У всех стали проверять зубы. Напоследок решили проверить у директора.
У него оказались красные зубы.

Автобус с чёрными шторками
Однажды мама послала дочку в магазин, который находился очень далеко. При этом она сказала: «Ни за что не садись автобус с чёрными шторками». Девочка пошла на остановку и стала ждать. Подъехал автобус с чёрными шторками. Девочка не села в него. Второй раз приехал тот же автобус. Девочка снова не села в него. Но на третий раз она села в автобус с чёрными шторками.
Водитель автобуса сказал: «Родители, пропустите детей вперёд!» Когда все дети вошли, двери вдруг закрылись и автобус поехал. На повороте чёрные шторки закрылись. Из спинок кресел высунулись страшные руки и всех детей задушили. Автобус остановился и водитель выбросил трупы на свалку. Автобус с черными шторками снова поехал убивать детей.

Красные сапоги
Однажды девочка стала проситься у мамы отпустить её погулять. А был уже вечер. Мама долго не соглашалась: у неё было предчувствие, что что-то должно случиться. Но девочка все-таки упросила её. Мама сказала, чтобы она возвращалась не позже десяти. На часах десять - дочки нет. Одиннадцать... двенадцать... дочери все нет. Мать забеспокоились. Собралась звонить в милицию. Вдруг - в первом часу ночи - звонок в дверь. Мать пошла открывать. Открыла и видит: на пороге стоят красные сапоги, в которых дочь ушла на улицу. В них - руки, а в руках - записка: «MAMA, Я ПРИШЛА».

Зеленый человек
Однажды ночью началась гроза, и женщина встала закрыть балкон. Подошла к балкону, а там сидит зеленый человек. Женщина испугалась, побежала к мужу и всё ему рассказала. Пришли они вместе на балкон, a зеленого человека уже нет. В ту же ночь зеленого человека видели и многие другие. Оказалось, одного человека ударила молния, но он не умер, a стал зелёным.
Примечание составителей сборника: «Не исключено, что человек остался жив. Но маловероятно, что он от этого стал зелёным. Более правдоподобным нам кажется случай из другой истории: Одна девочка увидела, что вместо ног у отца — копыта. Отец девочки от злости позеленел. И превратился в летающий зелёный череп».

Случай с капитаном милиции
Шел ночью через заброшенное старое кладбище капитан милиции. Вдруг он увидел, как к нему быстро приближается белое пятно. Капитан выхватил пистолет и стал стрелять по нему. Но пятно продолжало лететь на него...
Ha следующий лень капитан не явился на службу. Бросились искать. И на старом кладбище нашли его труп. В руке капитана был пистолет. A рядом лежала простреленная газета.

Женщина из морга (Рука мертвеца)
Одна женщина работала в морге. У неё была странная привычка: когда она ложилась спать, то клала свою руку под подушку. Её товарищи узнали об этом и решили над ней подшутить. Однажды они пришли к ней в дом и незаметно положили ей под подушку руку мертвеца. На следующий день женщина не пришла из работу. Шутники пришли к ней домой, a она сидит на полу, растрёпанная, и грызёт эту руку.
Женщина сошла c ума.

Красное печенье
К одной женщине часто приходили гости. Это были мужчины. Они целый вечер ужинали, а потом оставались. А что было потом, никто не знал. У этой женщины были дети - мальчик и девочка. Женщина всегда кормила их красным печеньем. И еще у них было красное пианино. Однажды к детям пришли гости - дети. Они играли на красном пианино и случайно нажали кнопочку. Вдруг пианино отъехало. И там открылся ход. Дети по нему спустились вниз и увидели бочки, а в бочках были мертвые люди. Из их мозгов женщина делала красное печенье и давала детям. Они его ели и всё забывали. Женщину посадили в тюрьму, a детей отдали в детский дом.

Полосатые ноги
Жила семья: папа с мамой и дочка. Однажды девочка пришла из школы домой и увидела, что вся квартира в кровавых следах. Родители в это время были на работе. девочка испугалась и убежала. Вечером вернулись родители, увидели следы и решили вызвать милицию. Милиционеры спрятались в шкаф, a девочка села учить уроки.
И вдруг появились полосатые ноги. Они подошли к девочке и невидимыми руками стали душить её. Милиционеры выскочили из шкафа. Ноги побежали. Милиционеры бросились за ними. Ноги прибежали на кладбище и прыгнули в одну из могил. Милиционеры следом. В могиле был не гроб, a подземное помещение со множеством комнат и коридоров. В одной из комнат оказались глаза, волосы и уши детей. Милиционеры побежали дальше. В конце коридора, в тесной комнате сидел старик.
Увидев их, он вскочил, нажал на кнопку и исчез. Милиционеры тоже стали нажимать кнопку, и по одному оказались на пустыре. Вдалеке они увидели ноги и побежали за ними.
Поймали. Это оказались ноги того старика. Выяснилось, что он убивал детей и делал лекарства от неизлечимых болезней. А потом продавал за большие деньги. Его расстреляли.

Красные гольфы
По радио объявили, чтобы никто не покупал гольфы у старухи в черном платке. Мама с дочкой ничего не слышали и купили на базаре у этой старухи красные гольфы. По дороге домой дочка пожаловалась, что у нее болят ноги. Мама сказала: «Потерпи! Придем домой, посмотрим, что там». Они добрались до дома, девочка уже не могла идти. Когда мама сняла с неё красные гольфы, там оказались не ноги, а косточки.

Эдуард Николаевич Успенский

Андрей Алексеевич Усачёв

Нетрадиционные, иррациональные сюрреалистические жуткие истории

Художник И. Олейников


Красная Рука, Зелёный Пистолет, Чёрные Шторы… Это самая многочисленная и, безусловно, самая жуткая ветвь страшного детского фольклора. Жуткая потому, что в обыденной жизни люди никогда не встречаются ни с чем подобным. Со скелетами и вампирами мы тоже не часто встречаемся. Но всё-таки понимаем, что такое скелет, откуда он взялся и чего он хочет. А вот чего хотят Чёрные Шторы, живой ли Фосфорный человек и кто его родители - этого не знает ни кто. А раз не знает никто, это и есть самое страшное. Это типично городской фольклор. И дело здесь не столько в атрибутике, сколько в новом мышлении городских детей, выросших в удалении от кладбищ и воспитанных в духе атеизма. Отгороженные бетоном от природы и идеологией от правды жизни, они вроде бы должны были позабыть о тяжком наследии прошлого, обо всех этих жуткостях и необычностях.

Но свято место не бывает пусто. И потребность в страшном нашла новые кошмары - необъяснимые, лишённые как будто бы всякой логики. Как будто, потому что логика и основания для появления нового цикла ужасов всё-таки были. Дату появления этих историй можно порой вычислить с точностью до пятилетки. Год 1934-й и другие. Практически во всех фольклорных историях по ночам исчезают члены семьи: сначала - дедушка, потом - бабушка, отец, мать, старшая сестра…

Ведь никто не мог объяснить маленькому мальчику, куда в реальной жизни исчезла семья, жившая в соседней квартире. Вот тогда-то и появились в нашей стране Красная Рука, Чёрные Шторы, автобусы с чёрными шторками и подземелья, где людей режут на части. Не только сталинская «мясорубка» отразилась в этих историях, но и дефицит - никаких штор, кроме чёрных, никаких перчаток, кроме красных, в магазинах нет. Без преувеличений, по этим рассказам можно изучать новейшую историю СССР. Мы долго думали, по какому принципу расположить эти рассказы: по цветовым признакам, по биологическим, по размерам, и в конце концов расположили их по степени возрастания страшности.

Примечание: С мыслью, высказанной двумя авторами в этом абзаце, один автор - Успенский - не очень согласен. Но так как она изложена сочным языком и почти убедительно, он не очень сильно настаивает на своём несогласии.

Ковёр с чёрной дыркой

Жила одинокая и бедная женщина. Однажды она сильно поссорилась с матерью, и на следующий день мать умерла.

В наследство женщине достался старый ковёр, да и тот с большой чёрной дыркой.

Однажды, когда у женщины кончились все деньги, она решила его продать.

Пошла на рынок и продала ковёр молодой семье с двумя детьми: мальчику - девять лет и девочке столько же.

Ковёр отец повесил над кроватью. Как только семья уснула и часы пробили двенадцать ночи, из дырки на старом ковре потянулись человеческие руки. Они дотянулись до отца и задушили его.

Наутро все проснулись и увидели мёртвого отца. Вскоре его похоронили.

В ту же ночь, после похорон, как только вдова и дети уснули и часы с кукушкой пробили двенадцать, из чёрной дыры снова появились длинные человеческие руки. Они потянулись к шее матери и задушили её. На следующий день, когда дети проснулись, они обнаружили задушенную мать. Приглядевшись, они увидели на шее матери десять кровяных отпечатков пальцев, но никому об этом не сказали.

Через три дня мать похоронили, и дети остались одни в доме. Они договорились в эту ночь не спать.

Как только часы пробили двенадцать, из чёрной дыры потянулись старые человеческие руки. Дети закричали и побежали за соседями. Соседи вызвали милицию. Милиция топором отрубила руки, висевшие над ковром, а сам ковёр сожгла в костре.

После всего этого оказалось, что в чёрной дырке была ведьма. А та женщина, которая продала семье ковёр, куда-то исчезла. Потом её нашли мёртвую в лесу с разрывом сердца.

Белая простыня

Жили мать и дочка. Когда дочка подросла, она стала помогать матери по дому: готовить, мыть посуду и пол. Однажды она мыла пол и обнаружила под кроватью, в углу, большое пятно крови.

Она сказала об этом матери. «Ты это пятно не стирай, - сказала ей мать, - а то меня больше не увидишь». Мать ушла на работу. А дочка позабыла её наказ, взяла ножик и поскребла пятно.

Вечером мать не вернулась с работы. Дочь уже собиралась бежать к ней, как вдруг по радио объявили: «Закрывайте окна и двери. По городу летает белая простыня!» Девочка быстро закрыла дверь и окна. А вскоре увидела, что перед её окнами несколько раз пролетела белая простыня. Девочка обо всём рассказала старушке-соседке. А старушка ей и говорит: «В следующий раз, когда объявят, ты окна не закрывай, а залезь под кровать. Когда простыня влетит в твою квартиру, уколи иголкой свой палец и капни крови на то место, где было пятно. И вместо простыни появится твоя мать». Девочка так и сделала: только простыня влетела в квартиру, она взяла ножик, надрезала вену и капнула крови.

И на месте простыни появилась её мать.

Зелёные глаза

Один старик, умирая, решил оставить после себя память. Взял он и выколол себе глаза (а глаза у него были зелёные). Повесил старик эти глаза на стену и умер. Через год вселилась в дом семья с маленьким ребенком. Однажды муж пришёл с работы, а жена ему говорит: «У нас малыш что-то плачет, когда я свет выключаю». Муж отвечает: «А ты выключи свет и посмотри на стены». Жена сделала, как ей муж сказал, и увидела на стене зелёные глаза. Глаза сверкнули и убили жену током.

Маленькая ведьма

В одном старинном замке возле Чёрного моря находился пионерский лагерь. Все ночи ребята спали спокойно. Но однажды одному мальчику кто-то пощекотал пятки. Мальчик посмотрел - никого нет, и уснул. На следующую ночь повторилось то же самое, на третью - то же. Мальчик обо всём рассказал вожатым. Вечером вожатые легли с ним и предупредили, чтобы, когда начнут щекотать, крикнул. А других ребят поставили возле выключателя. Когда начали щекотать пятки, мальчик крикнул и включили свет.

Оказалось, это была маленькая (полметра) ведьма. Она выдернула у мальчика ногу. И, не открывая двери, вышла.

Вскоре замок разрушили.

Страница 1 из 5

Нетрадиционные, иррациональные сюрреалистические жуткие истории

Красная Рука, Зелёный Пистолет, Чёрные Шторы… Это самая многочисленная и, безусловно, самая жуткая ветвь страшного детского фольклора. Жуткая потому, что в обыденной жизни люди никогда не встречаются ни с чем подобным. Со скелетами и вампирами мы тоже не часто встречаемся. Но всё-таки понимаем, что такое скелет, откуда он взялся и чего он хочет. А вот чего хотят Чёрные Шторы, живой ли Фосфорный человек и кто его родители - этого не знает ни кто. А раз не знает никто, это и есть самое страшное. Это типично городской фольклор. И дело здесь не столько в атрибутике, сколько в новом мышлении городских детей, выросших в удалении от кладбищ и воспитанных в духе атеизма. Отгороженные бетоном от природы и идеологией от правды жизни, они вроде бы должны были позабыть о тяжком наследии прошлого, обо всех этих жуткостях и необычностях.

Но свято место не бывает пусто. И потребность в страшном нашла новые кошмары - необъяснимые, лишённые как будто бы всякой логики. Как будто, потому что логика и основания для появления нового цикла ужасов всё-таки были. Дату появления этих историй можно порой вычислить с точностью до пятилетки. Год 1934-й и другие. Практически во всех фольклорных историях по ночам исчезают члены семьи: сначала - дедушка, потом - бабушка, отец, мать, старшая сестра…

Ведь никто не мог объяснить маленькому мальчику, куда в реальной жизни исчезла семья, жившая в соседней квартире. Вот тогда-то и появились в нашей стране Красная Рука, Чёрные Шторы, автобусы с чёрными шторками и подземелья, где людей режут на части. Не только сталинская «мясорубка» отразилась в этих историях, но и дефицит - никаких штор, кроме чёрных, никаких перчаток, кроме красных, в магазинах нет. Без преувеличений, по этим рассказам можно изучать новейшую историю СССР. Мы долго думали, по какому принципу расположить эти рассказы: по цветовым признакам, по биологическим, по размерам, и в конце концов расположили их по степени возрастания страшности.

Ковёр с чёрной дыркой

Жила одинокая и бедная женщина. Однажды она сильно поссорилась с матерью, и на следующий день мать умерла.

В наследство женщине достался старый ковёр, да и тот с большой чёрной дыркой.

Однажды, когда у женщины кончились все деньги, она решила его продать.

Пошла на рынок и продала ковёр молодой семье с двумя детьми: мальчику - девять лет и девочке столько же.

Ковёр отец повесил над кроватью. Как только семья уснула и часы пробили двенадцать ночи, из дырки на старом ковре потянулись человеческие руки. Они дотянулись до отца и задушили его.

Наутро все проснулись и увидели мёртвого отца. Вскоре его похоронили.

В ту же ночь, после похорон, как только вдова и дети уснули и часы с кукушкой пробили двенадцать, из чёрной дыры снова появились длинные человеческие руки. Они потянулись к шее матери и задушили её. На следующий день, когда дети проснулись, они обнаружили задушенную мать. Приглядевшись, они увидели на шее матери десять кровяных отпечатков пальцев, но никому об этом не сказали.

Через три дня мать похоронили, и дети остались одни в доме. Они договорились в эту ночь не спать.

Как только часы пробили двенадцать, из чёрной дыры потянулись старые человеческие руки. Дети закричали и побежали за соседями. Соседи вызвали милицию. Милиция топором отрубила руки, висевшие над ковром, а сам ковёр сожгла в костре.

После всего этого оказалось, что в чёрной дырке была ведьма. А та женщина, которая продала семье ковёр, куда-то исчезла. Потом её нашли мёртвую в лесу с разрывом сердца.

Белая простыня

Жили мать и дочка. Когда дочка подросла, она стала помогать матери по дому: готовить, мыть посуду и пол. Однажды она мыла пол и обнаружила под кроватью, в углу, большое пятно крови.

Она сказала об этом матери. «Ты это пятно не стирай, - сказала ей мать, - а то меня больше не увидишь». Мать ушла на работу. А дочка позабыла её наказ, взяла ножик и поскребла пятно.

Вечером мать не вернулась с работы. Дочь уже собиралась бежать к ней, как вдруг по радио объявили: «Закрывайте окна и двери. По городу летает белая простыня!» Девочка быстро закрыла дверь и окна. А вскоре увидела, что перед её окнами несколько раз пролетела белая простыня. Девочка обо всём рассказала старушке-соседке. А старушка ей и говорит: «В следующий раз, когда объявят, ты окна не закрывай, а залезь под кровать. Когда простыня влетит в твою квартиру, уколи иголкой свой палец и капни крови на то место, где было пятно. И вместо простыни появится твоя мать». Девочка так и сделала: только простыня влетела в квартиру, она взяла ножик, надрезала вену и капнула крови.

И на месте простыни появилась её мать.

Зелёные глаза

Один старик, умирая, решил оставить после себя память. Взял он и выколол себе глаза (а глаза у него были зелёные). Повесил старик эти глаза на стену и умер. Через год вселилась в дом семья с маленьким ребенком. Однажды муж пришёл с работы, а жена ему говорит: «У нас малыш что-то плачет, когда я свет выключаю». Муж отвечает: «А ты выключи свет и посмотри на стены». Жена сделала, как ей муж сказал, и увидела на стене зелёные глаза. Глаза сверкнули и убили жену током.

Маленькая ведьма

В одном старинном замке возле Чёрного моря находился пионерский лагерь. Все ночи ребята спали спокойно. Но однажды одному мальчику кто-то пощекотал пятки. Мальчик посмотрел - никого нет, и уснул. На следующую ночь повторилось то же самое, на третью - то же. Мальчик обо всём рассказал вожатым.

Вечером вожатые легли с ним и предупредили, чтобы, когда начнут щекотать, крикнул. А других ребят поставили возле выключателя. Когда начали щекотать пятки, мальчик крикнул и включили свет.

Оказалось, это была маленькая (полметра) ведьма. Она выдернула у мальчика ногу. И, не открывая двери, вышла.

Вскоре замок разрушили.

Статуэтка

Одна женщина купила статуэтку и поставила её около окна, накрыв большим стеклянным колпаком. У этой женщины были муж и дочь. Ночью, когда все уснули, колпак сам собой приподнялся и статуэтка вышла. Она подошла к мужу, оторвала ему голову, а потом съела. На кровати не осталось ни капли крови. А статуэтка встала на своё место под колпак. Утром женщина проснулась и, не обнаружив мужа, подумала, что его ночью вызвали на работу. На следующую ночь статуэтка таким же образом съела мать. Утром девочка испугалась и побежала за советом к очень мудрой бабушке. Бабушка сказала ей: «Это всё дела статуэтки, которую купила твоя мать. Чтобы её убить, возьми чёрную тряпку без единого пятнышка и, когда статуэтка выйдет из-под колпака, обвяжи её этой тряпкой. Тогда она будет бессильна. Потом увези (в из города, сбрось с обрыва и увидишь, что будет!» Девочка взяла чёрную тряпку, но не заметила на ней маленького белого пятна. Ночью, когда статуэтка вышла из - под колпака, она обвязала её тряпкой, но тряпка порвалась. Статуэтка испугалась и ушла на своё место. На следующую ночь девочка приготовила чёрную-пречёрную тряпку без единого пятнышка. Статуэтка была парализована. Утром её вывезли из города и сбросили с обрыва. Статуэтка разбилась и превратилась в кувшин. Девочка спустилась с обрыва и посмотрела, что там. А там были человеческие кости.

Автобус с чёрными шторками

Однажды мама послала дочку в магазин, который находился очень далеко. При этом она сказала: «Ни за что не садись в автобус с чёрными шторками». Девочка пошла на остановку и стала ждать. Подъехал автобус с чёрными шторками.

Девочка не села в него. Второй раз приехал тот же автобус. Девочка снова не села в него. Но на третий раз она села в автобус с чёрными шторками. Водитель автобуса сказал: «Родители, пропустите детей вперёд!» Когда все дети вошли, двери вдруг закрылись и автобус поехал. На повороте чёрные шторки закрылись. Из спинок кресел высунулись страшные руки и всех детей задушили. Автобус остановился, и водитель выбросил трупы на свалку. Автобус с чёрными шторками снова поехал убивать детей.

Зеленый человек

Однажды ночью началась гроза, и женщина встала закрыть балкон. Подошла к балкону, а там сидит зелёный человек. Женщина испугалась, побежала к мужу и всё ему рассказала. Пришли они вместе на балкон, а зелёного человека уже нет. В ту же ночь зелёного человека видели и многие другие.

Оказалось, одного человека ударила молния, но он не умер, а стал зелёным.

Красное пятно

В одном классе заболела учительница, и её заменила очень странная женщина. В один прекрасный день в классе появилась новая девочка, и учительница её сразу невзлюбила. Когда девочка пришла домой, она увидела на стене красное пятно. Это пятно двигалось. На другой стене висело ружьё. Девочка, испугавшись, схватила ружьё и выстрелила в пятно.

Наутро женщина пришла в школу с перевязанной рукой и сказала, что она упала. На следующий день повторилось то же самое: девочка выстрелила, а на следующий день учительница пришла с перевязанной ногой. Когда девочка вернулась домой, пятна на стене не было. Она села учить уроки и вдруг заметила, что к ней движется маленькая белая точка. Девочка выстрелила. Раздался крик, а на следующий день объявили, что новая учительница погибла. Оказалось, что это была не простая женщина.

Красные сапоги

Однажды девочка стала проситься у мамы отпустить её погулять. А был уже вечер. Мама долго не соглашалась: у неё было предчувствие, что что-то должно случиться. Но девочка всё-таки упросила её Мама сказала, чтобы она возвращалась не позднее десяти. На часах десять - девочки нет. Одиннадцать… Двенадцать… Дочери всё нет. Мать забеспокоилась. Собралась звонить в милицию. Вдруг - в первом часу ночи - звонок в дверь. Мать открыла дверь и видит: на пороге стоят красные сапоги, в которых дочь ушла. В них - руки, а в руках записка: «МАМА, Я ПРИШЛА».

Чёрное пианино

В одной семье девочка увлекалась музыкой. И на день рождения родители купили девочке чёрное пианино.

Собрались гости и попросили девочку сыграть. Когда девочка начала играть, она почувствовала страшную боль и недомогание. Но родители решили, что она отлынивает, и заставили её играть весь вечер.

Наутро девочка не смогла встать с постели. Она таяла прямо на глазах. Через несколько дней на пальцах у нее появились синие пятна. Родители решили разобрать пианино.

Сняли крышку, а там сидела страшная старуха, которая пила кровь у того, кто играл на этом пианино.

Зелёная пластинка

В одном городе жили мама и дочка Светлана. Однажды мама попросила дочку сходить в магазин за пластинками. При этом мама предупредила, чтобы она не брала зелёных пластинок. Пришла девочка в магазин, а там все пластинки раскупили, остались только зелёные. Света не послушалась маму и купила зелёную пластинку. Вернулась она домой и показала маме эту пластинку. Мама ругать её не стала, но сказала, чтобы она не включала пластинку, когда будет дома одна.

Утром мама ушла на работу, а девочку разобрало любопытство. Она не послушалась и включила зелёную пластинку. Сначала играла веселая музыка, потом заиграл похоронный марш, а затем девочка услышала голос: «Девочка, выключи пластинку, а то с мамой случится беда!» Но девочка не послушалась и не выключила. Вечером мама пришла с работы без рук. Она предупредила, чтобы девочка больше не включала пластинку. Но дочь не послушалась и на следующий день снова включила зелёную пластинку. Вечером мама вернулась с работы без ног. На третий день прикатилась одна голова, а после - никого. Девочка ждала-ждала и легла спать. В двенадцать ночи Света услышала звонки в дверь. Она встала и открыла… В квартиру въехал чёрный гроб с зелёной обивкой. В нём лежала мама девочки. Света испугалась и легла спать. Но из пластинки вылезли зелёные руки с длинными ногтями и удушили девочку.

Красные зубы

В одну школу поступил новенький. Когда всех школьников отпустили домой, он после уроков остался. Техничка говорит ему: «Иди домой, а то тут ходят красные зубы!» Мальчик говорит: «Я посмотрю школу и пойду». Он походил по школе, зашёл в один кабинет и уснул. Когда пробило двенадцать, в кабинете появились красные зубы. Они бросились на мальчика и съели его. Утром ребята пришли в класс и увидели человеческие кости. Вызвали милицию. У всех стали проверять зубы - ни у кого таких зубов нет. Решили проверить у директора. У него оказались красные зубы.



просмотров