Эссе на тему "Что такое для меня литература?". Сочинение на тему: "Русская литература" Моя целевая аудитория- это те, кто

Эссе на тему "Что такое для меня литература?". Сочинение на тему: "Русская литература" Моя целевая аудитория- это те, кто

Эссе на тему «Что такое для литература?»

Что такое для меня литература? Это бесконечная вселенная, полная загадок и тайн. Тайн человеческих отношений, загадок природы, цепи исторических событий. Это неизведанная сила, уводящая меня в мир словесной фантастики.

С первых минут жизни моя мама дарила мне радость познания литературных произведений: пела колыбельные, рассказывала сказки и прибаутки. Потом она научила меня читать, тем самым привила любовь не только к родному, но и к русскому языку. Тогда мне казалось, прочитанных мною книг, живут рядом со мной: в летнем саду - страна гномов, в зимнем лесу – братья – месяцы. Имея семиклассное образование, мама подарила мне весь мир! Множество пословиц и поговорок, легенд и сказок, загадок и стихов, рассказанных мамой, я предаю своим детям, и своим ученикам.

Когда не стало моей мамы, у меня как будто земля ушла из-под ног… Что же помогло мне пережить это необъятное горе?! Конечно же, чтение. Читая строки стихотворений тех, кто уже похоронил самого главного человека в жизни, я понимала, что нужно пережить, отпустить и жить дальше…И теперь, когда порою душу охватывает необъятная боль, я беру в руки книгу. Она уводит меня от печальных мыслей в завораживающий мир. Мир, где я проживаю самые разные жизни, становлюсь свидетелем исторических событий, переживаю неизведанные чувства. Именно там я нахожу успокоение своей души, равновесие духа.

Всегда, соприкасаясь с природой – медленно шагая по лесу, наблюдая из окна ливень, озирая взглядом бескрайние поля – я про себя читаю строки стихотворений любимых поэтов: С.Есенина, Ф.Тютчева, А.Фета. В такие моменты иногда рождаются мои стихотворные строки.

Книги – молчаливые свидетели моей жизни: улыбок и слез, радостей и переживаний. Именно они помогают собраться с мыслями, успокоиться, сосредоточиться. Благодаря прочитанным книгам, укрепляется мой дух, усиливается вера в будущее и желание жить.

Роль русской литературы очень трудно переоценить. Эта роль многогранна, как и сама литература. Горький писал: «Наша литература - наша гордость».

«Вершиной мирового гуманизма» - называют русскую литературу. Классическая русская литература - это образец для многих людей. Все тот же Максим Горький писал: «Гигант Пушкин - величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой, … , Достоевский, чародей языка Островский - не похожие друг на друга, как это может быть у нас Руси», а мы добавим, что они наши пророки, учителя, совесть нации.

К их творчеству, к творчеству других русских писателей человек обращается всю свою жизнь: ищет ответы на волнующие душу вопросы, постигает науку взаимоотношений людей, полов, учится жить.

Великими писателями-психологами есть Ф.Достоевский, Л.Толстой, А.Чехов. На примере их литературных героев мы понимаем, что такое добро и зло, что помогает человеку развиваться и идти дальше. Мы понимаем, что такое соблазн, который ведет к нравственному падению человека. Читая их произведения, мы учимся делать правильный выбор в жизни, разбираться в людях и в себе самом, объективно оценивать окружающий мир.

О Тургеневе Белинский писал, что он писатель, в душе которого «вся скорбь и вопросы русского народа». А еще, по словам того же Белинского, этот писатель обладает умением необыкновенно изображать картины русской природы. Описанные им пейзажи воспитывают любовь к Родине, чувство патриотизма. Социально-психологические романы Тургенева раскрывают тонкую душу русской женщины.

Говоря о русской литературе, нельзя не вспомнить о русской поэзии, ведь творчество многих русских поэтов знаменито на весь мир.

Пушкин… Кто не любит его творчество? Дети любят его сказки, впервые влюбленная девушка утирая слезы читает любовную лирику поэта, а любители созерцать русские пейзажи наизусть цитируют те или другие его стихи. У них, правда, точность в подборе слов и поэтому в его творчестве мы находим себя. Читая его произведения, - мы верим ему, мы становимся лучше, мы исправляем свои ошибки, мы учимся любить.

А как же не вспомнить творчество Фета, Тютчева? Они поэты-художники русской природы. Их творчество играет большую роль в эстетическом воспитании человека. Они пробуждают в нем наблюдательность, внимательность, чувство любви к природе. «Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом», - писал Тютчев просто, но лучше не скажешь. Ты не только слышишь, но и видишь несмелые раскаты грома и даже чувствуешь запах первой весенней грозы. Или «Есть в осени первоначальной. Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...», - ну как же точнее сказать о теплом периоде осени, «бабьем лете».

Давайте вспомним творчество Некрасова. Его понимание простой русской души, души русской женщины - ни с чем не сравнимы. Строки его произведений проникнуты тревого за судьбу русского человека, пробуждают в нас чувство сострадания.

Вся русская литература учит быть человеком. Человеком - Личностью! Русская литература - это бесценное наше достояние, это учебник жизни, по которому учились наши родители, учимся мы.

Радость детства не в игрушках и удовольствиях,

а в открытии себя и жизни, в приближении

к своему будущему.

Ш. Амонашвили.

Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

зав. кафедрой учителей предметов

гуманитарного цикла

МОБУ Лицей № 8 г. Тынды

Амурской области

На протяжении многих лет работы в лицее вопросы нравственности и развитие творческих способностей детей стали для меня определяющими. Это были годы поисков нетрадиционных подходов к преподаванию русского языка и литературы.

Уроки русского языка и литературы отличаются от других уроков. Это особый мир, где важно не только постичь умом изучаемое, сознанием усвоить излагаемый материал, но и принять его душой, сердцем, чувствами. Происходящее на уроке должно увлекать ученика, иначе встреча с произведением искусства не состоится. Ребята должны понять, что «Литература - это для МЕНЯ! Это про МЕНЯ!»

Поэтому я стараюсь создавать все условия для раскрытия творческого потенциала ученика. На уроках использую элементы методик общего развития Л. В.Занкова, Ш. Амонашвили и Н.И. Ильина, который создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-эстетического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Основная цель моей педагогической деятельности - воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.

Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Применяя технологию личностно-ориентированного обучения, ставлю перед собой вопросы:

Как сделать урок радостным и интересным?

Как активизировать деятельность учащихся на уроке?

Как дать ребёнку возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос. Этому в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Провожу сюжетные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим сюжетом урока.

Например, урок-путешествие на незнакомую планету, урок-расследование, урок-фестиваль. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности - это «проводники», «ассистенты», «детективы». В-третьих, это сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно-эмоциональные мнемонические центры.

Кроме того, проблемные ситуации, на которых строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнуты самостоятельно.

Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся и усложняя эту деятельность, готовлю учеников к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (Что я должен уметь?).

Планируя уроки литературы, следую методике Ильина, строю их на основе яркой конструктивной детали, творческого приема втягивания при помощи вопроса в урок весь класс. Ставя перед учащимися увлекательные задачи, задавая вопросы, которые вызывают живой творческий отклик, стараюсь добиваться не внешней, показной самостоятельности, проявляющейся в привычном наборе выражений: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», - а истинной, рождающейся в процессе искренних переживаний, в увлеченности анализом произведения. Строю уроки литературы как диалог, который старшеклассники ведут с автором, своими сверстниками, своим временем. При изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», чтобы увлечь учащихся текстом, даю задание написать репортаж с бала, который проходил в доме Фамусова.

Немаловажную роль в воспитании интереса к предмету играет вовлечение учеников в самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность. За последние три года моими учениками были проведены следующие исследования:

- «История происхождения слова «белка»;

- «Магия водной стихии во фразеологических оборотах»;

- «Образ женщины-матери в пословицах и поговорках русского народа»

- «Функции школьных прозвищ в формировании личности подростка»

- «Женские образы в поэзии Ф.И. Тютчева».

Сделать урок личностно-ориентированным мне помогает выработанная система творческих работ, специально направленная на раскрытие личности ребёнка, которая включает разные формы и приёмы работы по развитию творческого воображения на уроке: вычитывание по строчкам, чтение вслух, чтение наизусть, работа от «зацепившего» образа, словесное рисование, создание различных видов творческих работ:

Ассоциация-эксперимент с пословицей « Пишут только втроём: разум, чернила и перо»;

Необычность формулировок при ясности задания (включи воображение, придумай): «Капуста сжала руки в кулачок» или поэтическая картинка «Кто вертолёт научит мёд собирать на солнце » (П. Неруда) способствуют образному представлению о предмете;

-творческая работа в жанре подражания (написать сказку, песню, рассказ, сонет, былину). Такие работы дают возможность ребёнку раскрыться, освоить эстетическую авторскую форму, но вложить в неё своё содержание. Ученик как бы пропускает через себя авторские идеи и авторский стиль, но остаётся самим собой.

Сочинения на лингвистические темы представляют собой результат вдумчивого, критического отношения к нашему языку. Моя задача - заинтересовать ребят словом, чтобы они могли разглядеть за его обыденностью и привычностью целый мир. Ученикам важно понять, что язык живой. С этой целью практикую задания творческого характера, которые будят желание мыслить по-своему, нестандартно:

Эксперимент - сравнение «Слова живут в речи! Это живой организм!» Докажи это, используя наук биологию или ботанику. Посмотри вокруг!

Эссе на тему: «Не умея владеть топором и дерева не срубишь, а ведь язык - тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им » (М.Горький);

Лингвистическая абстракция «Русский язык нужно наблюдать!»;

Практикую творческие работы социально-нравствеенной направленности:

- «Каждый человек после 40 лет имеет то лицо, которое он заслужил» (9-11 классы)

- «Маленький взрослый мальчик» (5-8 классы)

- «Самое сокровенное» (5-9 классы)

- «Легко ли быть молодым» (9-11 классы)

- «Без мата нет русского языка»? (7-11 классы)

В преподавании русского языка я использую фонетический аспект, много работаю над выразительным чтением и развитием связной речи. Это позволяет совершенствовать речевой слух, дикцию, артикуляцию и произношение.

Следуя высказыванию Пешковского, который говорил: «Мы предаём язык, когда отрекаемся от звука», на каждом уроке провожу фонетическую зарядку.

Великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…» Со времён К.Д. Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Мною создана система уроков обобщающего повторения в картинках под названием «Защита портрета части речи» и «Защита портрета звука». Эти уроки развивают творческое воображение ученика. Осваивая в игровой форме лингвистическую терминологию, дети получают заряд эмоций и необходимые знания.

Для развития навыков описания картины на уроках русского языка и литературы мною разработана методика «вхождения» в картину. Создан проект «Объёмный мир представлен плоскостью…» (Моё восприятие картины, рисунка, схемы…) Это позволяет научиться критически мыслить, вырабатывать свой взгляд на мир, владеть искусствоведческой терминологией, повысить общий интеллектуальный и культурный уровень

При работе со старшеклассниками я использую технологию развития критического мышления, наиболее приемлемым для себя считаю такой приём как дискуссия, который особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения...

Эффективным приёмом считаю чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приёма организации чтения с использованием разных типов вопросов). Этот приём часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С в КИМ- ах ЕГЭ по русскому языку), так как эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю.

В своей работе успешно применяю следующие приёмы: опорный конспект, мозговая атака, групповая дискуссия, чтение с остановками, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, синквейн.

Интересным видом деятельности считаю интеграцию предметов, т.к. одна из задач литературы - создать условия для освоения учащимися культуры во всем ее многообразии. Поэтому на своих уроках использую метапредметные связи литературы, живописи, музыки.

Душевный взлёт, радость открытия ребята пережили на внеклассных мероприятиях: «Тургенев и музыка» (10 класс), «Моя Мадонна» (10 класс), «Если душа родилась крылатой» (9 класс), «Устарел ли Бетховен»? (6 класс), «Урок-выставка одной картины» (8 класс).

Интересными с точки зрения деятельностной интеграции с другими предметами являются такие технологии и методики, как технология решения исследовательских задач, не имеющих прямого ответа, которая требует от обучающихся нестандартного, креативного мышления, «Учебный мозговой штурм», «Творческие задачи»; работа с докладами, сообщениями; проведение на уроках практических и самостоятельных работ.

Метод проекта, относящийся к технологии проблемного обучения, используется мною при обобщении изученного материала. При этом учитываю индивидуальные способности учащихся: сильным даю сложное задание, слабым - по их реальным возможностям.

Интернет-технологи дают возможность мне и ученикам познакомиться с новинками литературы и искусства, подготовить яркую презентацию, в создании которой сами учащиеся принимают активное участие. Это позволяет создавать условия для формирования не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, важность которых существенно возросла с учётом требований ФГОС.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания: творческие работы разных видов: лингвистическое мини-исследование текста, подготовка иллюстраций «портретов» частей речи и звуков речи, рисование героев литературных произведений, обложек книг, портретов писателей и поэтов, художественное чтение, создание собственных произведений, придумывание оригинальной концовки произведения, подготовка словарных диктантов.

Мною в целях развития речевых и интеллектуальных способностей обучающихся, формирования их орфографической и пунктуационной грамотности были составлены следующие программы:

- «Хоть и заглядывал я встарь в академический словарь…» (Культура устной и письменной речи). Факультативный курс по русскому языку для обучающихся 9 класса.

- «Его величество Слово…» (Фонетический и грамматический разбор на уроках русского языка в 6 классе)

- «Пишем сочинение» (Рабочая программа по русскому языку для 10 класса)

Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 11 класса «Стилистика и культура речи»

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 8 класса «Учись писать грамотно» (вынести на слайд)

Я стремлюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения, мог самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное, мог свободно участвовать в сотворчестве учителя и класса.

Результативность работы заключается: (на слайд)

В положительной динамике обучения;

В повышении уровня мотивации к обучению;

В успешном развитии коммуникативных способностей учащихся;

В активном и результативном участии в конкурсах различного уровня.

О позитивной динамике успеваемости и качестве знаний обучающихся по русскому языку и литературе за последние 3 года свидетельствуют результаты промежуточной и итоговой аттестаций в форме ЕГЭ, ГИА:

Форма ОГЭ/ЕГЭ

ЕГЭ по русскому языку

ОГЭ по русскому языку

ОГЭ по русскому языку

ОГЭ по русскому языку

В книге Бориса Черных «Шалва Амонашвили и его друзья в провинции» (Глава «Пристрастные страницы учеников «Нашего дома» из других школ Амурской области в стихах и прозе») опубликовано сочинение ученицы 6 класса Кахоровой Полины «Письмо ровеснику в 1945 год», М., Европа, 2005 г.

На городской научно-практической конференции защитила исследовательскую работу «Многозначность образов и сюжетов в творчестве В.В. Высоцкого» (диплом второй степени).

Работаю над методической темой: «Пути и средства развития творческого воображения на уроках русского языка и литературы».

Значение литературы в моей жизни.

Литература… это целый мир, который открылся для меня даже не тогда, когда я научилась читать. Нет. О существовании этого огромного, загадочного, волшебного мира я узнала чуть ли не с самого первого дня своего рождения, даже не осознавая этого.
Моим проводником в этот чудесный мир стала моя мама. Она пела колыбельные, читала сказки, библейские истории.
Спустя некоторое время я сама начала сочинять. Сначала это были просто мечты, как улучшить нашу непростую жизнь, потом появилось желание писать о жизни и о людях в ней. А сама литература(а если конкретнее – наиболее близкие мне по настроению и стилю авторы и их творения) давала и даёт до сих пор пищу для размышлений, энергию и вдохновение для написания новых произведений.

Февраль, 2013

Я сегодня снова пишу...

Чёрной или синей змейкой бегут по белому песку тетрадного или альбомного листа буквы. Я сегодня снова пишу. Иногда змейка замирает - я задумываюсь, грызя кончик ручки или карандаша, - иногда ускоряется - мысли торопятся вылиться на бумагу и, порой, написанное довольно-таки проблематично разобрать, - иногда возвращаются назад, оставляя на белом песке борозду - я зачёркиваю, замазываю или стираю, непонравившееся мне предложение или слово...

Но вот, на одном или нескольких исписанных листах появляется новый рассказ или отрывок чего-то большего... Потом как будто заново рождается в электронном варианте. Иногда, правда, бывает, что сразу - в электронном...

Что это? Мои мысли, мечты, надежды? Планы на будущее? В этом году в институте познакомилась с творчеством Константина Николаевича Батюшкова: "Живи как пишешь, и пиши, как живёшь... Не валяйся только в грязи" - завещал предшественник Александра Сергеевича.

Я сейчас следую, да и раньше следовала этому правилу... Только всё же... Что же это такое? Эти буквы на бумаге и, впоследствии, в электронном варианте? Только ли стихи - частички души написавшего их человека?

21.01.2015

Я пишу по строчке в день

Я пишу по строчке в день,
Иногда по пол листа,
Иногда по п я ть страниц выходит.
А сейчас, мой друг, мен
я
Захватила суета -
Столько нового всего
В моей жизни происходит!
Прозу не пишу давно,
Только за день-два стихи
Рождаютс
я украдкой.
Вз я ть бы снова мне перо -
Ручку или карандаш
И склонитьс
я снова над тетрадкой,
Да продолжить тот роман,
Что в июне начала
Или новый написать рассказик?
А пока стихи пишу,
Или даже иногда
Песня новая мой день, бывает, скрасит.

9.03.2015

Эскиз

Я нарисую рисунок из слов
Паутинкой сплету
Стихотворение
Вот уж и эскиз готов
Его
25.11.2015

Стих неизвестного поэта

Меня не зная помни стих,
Который подарю тебе
Пускай запечатлится он
В твоей душе
И я уйду, а этот стих
Останется жить на Земле
И будет людям он нести
Добро и свет
Ноябрь 2015

Вот поднялась рука и написала строчку...

Вот поднялась рука
И написала строчку
За ней вторую
Из многоточия
Из того,
О чем мечтала,
Что чувствовала...

Из чего рождаются стихи?

Из чего рождаются стихи?
Из роя мыслей чувств и образов
Идущих друг за другом
Цепочкой слов
декабрь 2015



просмотров