История изображения Креста. Какие Кресты бывают. Какой должен быть нательный православный крестик? (фото)

История изображения Креста. Какие Кресты бывают. Какой должен быть нательный православный крестик? (фото)

ВОСЬМИКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ-самый распространенный на Руси.

Над средней вертикальной перекладине расположены короткая, длинная и под ними косая перекладина, верхний конец которой обращен на север, нижний - на юг. Верхняя малая перекладина символизирует собой дощечку с надписью, изготовленную по распоряжению Пилата на трех языках: "Иисус Назорей Царь Иудейский", нижняя пееркладина - подножие, на которое опирались ноги Иисуса, изображенное в обратной перспективе. Форма православного креста больше всего соответствует тому, на котором был распят Иисус, поэтому он для всех не только знамение, но и образ Креста Христова...

Восемь концов креста символизируют восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой - это жизнь будущего века, Царство Небесное. Конец, который направлен вверхсимволизирует путь в Небесное Царство, открытого Христом. Косая перекладина, к которой по приданию были прибиты ноги Христа, говорит о том, что с его пришествием в земной жизни людей было нарушено равновесие пребывания всех без исключения во власти греха. Это начало духовного возрождения везде и всюду, путь человека из области тьмы в область света небесного. Вот это движение от земли к небу и обозначает косая перекладина восьмиконечного креста.

Когда на кресте изображено распятие Христа, крест знаменует полный образ Распятия Спасителя и содержит в себе всю полноту Крестной Силы. Поэтому на Руси восьмиконечный нательный крестик всегда считался самой надежной защитой от всего зла - как видимого, так и невидимого.

ШЕСТИКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ.

Это - тоже один из древнейших русских крестов. Например, поклонный крест, установленный в 1161 году преподобной Евросинией, княжной Полоцкой, был шестиконечным, с наклонной нижней перекладиной. Почему она наклонная здесь, в этом варианте креста? Смысл символичен и глубок.

Крест в жизни каждого человека служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния, души и совести. Так было и в момент реального распятия Иисуса на кресте - между двумя разбойниками. В литургическом тексте 9-го часа службы Кресту есть слова о том, что "между двоих разбойников мерило праведное обретется". Мы знаем, что во время казни один из разбойников хулил Иисуса, второй - напротив, говорил о том, что сам он понес казнь справедливо, за грехи свои, а Христа казнят невинно.

Знаем, что Иисус в ответ на это искреннее покаяние сказал разбойнику, что грехи с него снимаются, что "сегодня же" он будет вместе с Господом в раю. И в шестиконечном кресте наклонная перекладина нижним концом символизирует страшную тяжесть нераскаянного греха, влекущего во тьму первого из разбойников, вторая, устремленная вверх, - освобождение покаянием, через которое и пролегает путь в Царство Небесное.

В православной культуре на могилу обычну устанавливают восьмиконечный могильный крест, такойже крест делают на крышку гроба. Часто его дополняют распятием Христа.

Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции - оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку...

Крест - символ Бога - Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека.

Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения - человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618.

Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре.
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста - деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня.

Греческий (корсунский крест)

Рисунок 1.

Крест - древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» - на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста. Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1) , по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2) ; барочный крест (рисунок 3) .

Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки - металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы.

Русский восьмиконечный крест

Рисунок 2.

Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя - на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая - вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад.

Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 - 0,618 = 0,382;
2) 0,382: 2 = 0,191 (см. рис.2).

В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана).

Барочный крест

Рисунок 3.

Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля - «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом.

Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины - 1,000: 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины - цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента.

В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен - стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.

Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут - в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай - дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.

Информация отсюда.

В католической и православной традиции крест является великой святыней в меру того, что именно на нем Пречистый Агнец Божий Господь Иисус Христос притерпел мучения и смерть для спасения человеческого рода. Кроме крестов, венчающих православные храмы и католические костелы, существуют и нательные распятия, которые верующие люди носят у себя на груди.


Существует сразу нескольких отличий нательных православных крестов от католических, которые сформировались в течение нескольких столетий.


В древней христианской Церкви первых веков форма креста преимущественно была четырехконечной (с одной центральной горизонтальной перекладиной). Такие формы креста и его изображения находились в катакомбах во времена гонений на христиан со стороны римских языческих властей. Четырехконечная форма креста и поныне остается в католической традиции. Православный крест чаще всего являет собой восьмиконечное распятие, на котором верхняя перекладина - табличка, на которой была прибита надпись: "Иисус Назарянин Царь Иудейский", а нижняя скошенная перекладина свидетельствует о раскаянии разбойника. Такая символичная форма православного креста указывает на высокую духовность покаяния, сподобляющего человека царства небесного, а также сердечного ожесточения и гордости, влекущей за собой вечную смерть.


Кроме этого, в можно встретить и шестиконечные формы креста. В данном виде распятия кроме основной центральной горизонтальной имеет место и нижняя скошенная перекладина (иногда встречаются шестиконечные кресты с верхней прямой перекладиной).


К другим отличиям относят изображения Спасителя на кресте. На православных распятиях Иисус Христос изображен Богом, победившим смерть. Иногда на кресте или же иконах крестных страданий Христос изображен живым. Такое изображение Спасителя свидетельствует о победе Господом смерти и спасении человечества, говорит о чуде воскресения, последовавшем после телесной смерти Христа.



Католические кресты более реалистичны. На них изображен Христос, умерший после страшных мук. Зачастую на католических распятиях руки Спасителя провисают под тяжестью тела. Иногда можно видеть, что пальцы Господа согнуты как бы в кулак, что является правдоподобным отображением следствия вбитых в кисти гвоздей (на православных крестах ладони Христа расскрыты). Часто на католических крестах можно увидеть кровь на теле Господа. Все это акцентирует внимание на страшных муках и смерти, которую претерпел Христос для спасения человека.



Можно отметить и другие отличия православных и католических крестов. Так, на православных распятиях ноги Христа прибиты двумя гвоздями, у католических - одним (хотя в некоторых монашеских католических орденах до XIII века встречались кресты с четырьмя гвоздями вместо трех).


Имеются различия православных и католических крестов и в надписи на верхней табличке. "Иисус Назарянин Царь Иудейский" на католических крестах абривиатурой на латинский манер - INRI. У православных крестов надпись - IHЦI. На православных крестах на нимбе Спасителя надписание греческих букв, обозначающих слово "Сущий":



Также на православных крестах часто есть надписания "НИКА" (обозначает победу Иисуса Христа), "Царь Славы", "Сын Божий".

В христианстве почитание креста принадлежит католикам и православным. Символическая фигура украшает купола церквей, дома, иконы и прочую церковную атрибутику. Православный крест имеет огромное значение для верующих людей, подчёркивая их бесконечную приверженность религии. Не менее интересна история появления символа, где разнообразие форм позволяет отразить глубину православной культуры.

История возникновения и значение православного креста

Многие люди воспринимают крест как символ христианства . Изначально фигура символизировала орудие убийства в казнях евреев во времена Древнего Рима. Таким способом казнили преступников и христиан, подвергшихся гонениям с момента правления Нерона. Подобный вид умерщвления практиковался в древности у финикийцев и перекочевал через колонистов - карфагенян в Римскую Империю.

Когда Иисус Христос был распят на столбе, отношение к знаку изменилось в положительную сторону. Смерть Господа явилась искуплением грехов человеческого рода и признанием всех народов. Его страданиями были покрыты людские долги перед Отцом Богом.

Иисус нёс на гору простое перекрестье, затем воинами было прикреплено подножье, когда выяснилось, до какого уровня дотягиваются ноги Христа. В верхней части находилась табличка с надписью: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский», прибитая по распоряжению Понтия Пилата. С того момента зародилась восьмиконечная форма православного креста.

Любой верующий человек, увидев святое распятие, невольно задумывается о мученической смерти Спасителя, принятой в избавление от вечной смерти человечества после грехопадения Адама и Евы. Эмоциональную и духовную нагрузку несёт православный крест , изображение которого предстаёт внутреннему взору верующего. Как утверждал святой Иустин: «Крест - великий символ силы и власти Христовой». По-гречески «символ» означает «соединение» или проявление невидимой реальности через натуральность.

Привитие символических изображений затруднялось во времена иудеев с возникновением новозаветной церкви в Палестине. Тогда почиталась приверженность преданиям и запрещались изображения, рассматриваемые как идолобесие. С увеличением числа христиан влияние иудейского мировоззрения снижалось. В первые века после казни Господа последователи христианства подвергались гонениям и совершали обряды тайно. Угнетённое положение, отсутствие защиты государства и церкви напрямую отразилось на символике и богослужении.

Символы отражали догматы и формулы Таинств, способствовали выражению слова и являлись священным языком передачи веры и защиты церковного учения. Вот почему крест имел огромное значение для христиан, символизируя победу добра и над злом и даруя вечный свет жизни над мраком ада.

Как изображается крест: особенности внешнего проявления

Существуют различные варианты начертаний распятий , где можно увидеть простые формы с прямыми линиями или сложные геометрические фигуры, дополненные разнообразным символизмом. Религиозная нагрузка у всех конструкций одинаковая, отличается лишь внешнее оформление.

В Средиземноморских восточных странах, России, на востоке Европы придерживаются восьмиконечной формы распятия - православной. Другое его название - «Крест святого Лазаря».

Перекрестье состоит из верхней перекладины малого размера, нижней - большой и наклонного подножья. Вертикальная поперечина, размещённая в нижней части столба, предназначалась для опоры ног Христа. Направление наклона перекладины не меняется: правый конец выше левого. Такое положение означает, что в день Страшного суда праведники встанут по правую руку, а грешники - по левую. Царство небесное даруется праведникам, о чём свидетельствует правый угол, воздетый кверху. Грешники же низвергаются в низины ада - указывает левый конец.

Для православной символики характерно начертание монограммы в основном на концах среднего перекрестья - IC и XC, обозначают имя Иисуса Христа. Более того, надписи располагаются под средней поперечиной - «Сын Божий», далее по-гречески НИКА - переводится как «победитель».

Малая перекладина содержит надпись с табличкой, сделанной по приказу Понтия Пилата, и содержит аббревиатуру Инци (ІНЦІ — в православии), и Инри (INRI - в католичестве), - так обозначаются слова «Иисус Назарей Царь Иудейский». Восьмиконечное отображение с большой достоверностью передаёт орудие смерти Иисуса.

Правила построения: пропорции и размеры

Классический вариант восьмиконечного перекрестья строится в правильной гармоничной пропорции, заключающейся в том, что все воплощённое Творцом - совершенно. Построение основано на законе золотого сечения, которое опирается на совершенстве человеческого тела и звучит так: результат деления величины роста человека на расстояние от пупка до стоп равен 1,618, и совпадает с полученным результатом от деления величины роста на промежуток от пупка до макушки. Подобное соотношение пропорций заключено во многих вещах, в том числе в христианском кресте, фото которого является примером построения по закону золотого сечения.

Нарисованное распятие вписывается в прямоугольник, стороны его приведены в соотношение правилам золотого сечения - высота, разделённая на ширину, равняется 1,618. Другая особенность заключается в том, что величина размаха рук человека равна его росту, поэтому фигура с распростёртыми руками гармонично заключается в квадрате. Таким образом, размер среднего пересечения соответствует размаху рук Спасителя и равняется расстоянию от перекладины до скошенного подножья и характерно росту Христа. Подобные правила должен учитывать каждый, кто собирается написать крест или применить векторный образец.

Нательные крестики в православии считаются теми, что носятся под одеждой, ближе к телу. Не рекомендуется выставлять символ веры напоказ, надевая поверх одежды. Церковные изделия имеют восьмиконечную форму. Но существуют крестики без верхних и нижних перекладин - четырехконечные, такие тоже допускаются к ношению.

Канонический вариант выглядит как восьмиконечные изделия с изображением в центре Спасителя или без такового. Обычай носить на груди церковные крестики, выполненные из различного материала, возник в первой половине IV века. Изначально у последователей христианской веры было принято носить не кресты, а медальоны с образом Господа.

В периоды гонений с середины I и до начала IV века существовали мученики, выражавшие желание пострадать за Христа и наносившие перекрестье в область лба. По отличительному знаку добровольцев быстро вычисляли и предавали мученической смерти. Становление христианской религии ввело в обычай ношение распятий, тогда же их ввели в установление на крышах церквей.

Многообразие форм и видов креста не противоречит христианской религии. Считается, что всяческое проявление символа есть истинный крест, несущий животворящую силу и небесную красоту. Чтобы понять, какими бывают православные кресты, виды и значение , рассмотрим основные типы оформления:

В православии наибольшее значение уделяется не столько форме, сколько изображению на изделии. Более распространены шестиконечные и восьмиконечные фигуры.

Шестиконечный русский православный крест

На распятии наклонная нижняя перекладина выступает в роли измерительных весов, оценивающих жизнь каждого человека и его внутреннее состояние. Фигура на Руси применялась издревле. К 1161 году относится шестиконечный поклонный крест, введённый княжной Ефросинией Полоцкой. Знак использовался в русской геральдике в составе герба Херсонской губернии. В количестве его концов заключалась чудотворная сила распятого Христа.

Восьмиконечный крест

Самый распространённый вид, является символом православной русской Церкви. По-другому называется - Византийский . Восьмиконечье образовалось после акта распятия Господа, до этого форма была равносторонней. Особенностью является нижнее подножие, помимо двух верхних горизонтальных поперечен.

Вместе с Творцом были казнены ещё двое преступников, один из которых стал издеваться над Господом, намекая на то, что если Христос является истинным, то обязан спасти их. Другой осуждённый возразил ему тем, что они настоящие преступники, а Иисус осуждён ложно. Защитник находился по правую руку, поэтому левый конец подножия воздет кверху, символизируя возвышенность над другими преступниками. Правая сторона перекладины опущена, как знак унижения остальных перед справедливостью слов защитника.

Греческий крест

Называется также «корсунчик» древнерусский . Традиционно использовался в Византии, считается одним из древнейших русских распятий. Предание гласит, что князь Владимир крестился в Корсуни, откуда вывез распятие и установил на берегах Днепра Киевской Руси. Четвероконечный образ сохранился и поныне в Софийском соборе Киева, где высечен на мраморной плите погребения князя Ярослава, являвшего сыном святого Владимира.

Мальтийский крест

Относится к официально принятому символическому распятию ордена святого Иоанна Иерусалимского на острове Мальта. Движение открыто противостояла масонству, и, по некоторым сведениям, участвовало в организации убийства Павла Петровича - императора Российского, покровительствующего мальтийцам. Фигурально крест представлен равносторонними лучами, расширяющимися у концов. Выдаётся за воинские заслуги и мужество.

Фигура содержит греческую букву «Гамма» и напоминает по виду древнеиндийский знак свастики, означающей высшее бытие, блаженство. Впервые изображался христианами в римских катакомбах. Часто использовался для украшений церковной утвари, евангелий, вышивался на одежде византийских служителей церкви.

Символ был широко распространён в культуре древних иранцев, ариев, часто встречался в Китае и Египте в эпоху палеолита. Свастика почиталась во многих областях Римской Империи и древнеславянских язычников. Изображался знак на перстнях, украшениях, кольцах, знаменуя огонь или солнце. Свастика была воцерковлена христианством и многие древние языческие традиции переосмыслены. На Руси изображение свастики использовалось в украшении церковных предметов, орнаменте и мозаики.

Что означает крест на куполах церквей

Накупольными крестами с полумесяцем украшали соборы с древних времён. Одним из таких был собор святой Софии Вологодской, построенный в 1570 году. В домонгольский период часто встречалась восьмиконечная форма накупольника, под перекладиной которого размещался полумесяц, повёрнутый рогами вверх.

Существуют различные пояснения подобной символики. Наиболее известное понятие сопоставляется корабельному якорю, считающемуся символом спасения. В другом варианте луна знаменуется купелью, в которую облекается храм.

Значение месяца интерпретируется по-разному:

  • Вифлеемская купель, принявшая младенца Христа.
  • Евхаристическая чаша, содержащая тело Христово.
  • Церковный корабль, ведомый Христом.
  • Змий, попранный крестом и возложенный к ступням Господа.

Многих людей волнует вопрос - в чём отличие католического креста от православного. На самом деле, отличить их весьма просто. В католичестве предусмотрен четырехконечный крест, на котором руки и ноги Спасителя распяты тремя гвоздями. Подобное отображение появилось в III веке в Римских катакомбах, но до сих пор остаётся популярным.

Отличительные признаки:

За минувшие тысячелетия православный крест неизменно охраняет верующего человека, являясь оберегом от злых видимых и невидимых сил. Символ является напоминанием о принесённой жертве Господа во спасение и проявлении любви к человечеству.

Крест — символ искупительной жертвы Христа - не только знаменует нашу принадлежность к христианству, но через него нам ниспосылается спасительная Благодать Божья. Поэтому он является важнейшим элементом веры. Будь то старообрядческий крест или один из тех, что приняты в официальной церкви — они в равной степени благодатны. Их отличие чисто внешнее, и обусловлено лишь сложившейся традицией. Постараемся разобраться, в чём оно выражено.

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

Особенности старообрядческих крестов

Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.

Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

Восьмиконечный крест

Саму же восьмиконечную форму креста нельзя считать исключительной принадлежностью старообрядчества. Подобные кресты распространены, например, в Русской и Сербской Православных Церквях. Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя — небольшая перекладина - должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель. На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский».

Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл. По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия. Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.

Дореформенные кресты

Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.

Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства. Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции. Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.

Меднолитые кресты

Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.

В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа. Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии. Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

Пилатова надпись

Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят. В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола. Один из видных идеологов старообрядчества — архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий - известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу. В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи "Иисус Христос Царь Славы". Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.

Крест — общий символ для всех христиан

В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах. Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным. Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм. Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро. И причина этому отнюдь не в экономии — среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, - а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.

Общность религиозных устремлений

Старообрядческий крест на могилу также редко отличается какой-либо вычурностью. Обычно он восьмиконечный, с установленной сверху двускатной крышей. Никаких излишеств. В традиции старообрядчества придавать большее значение не внешнему виду могил, а заботе об упокоении душ усопших. Это в полной мере согласуется с тем, чему учит нас и официальная церковь. Мы все одинаково молим Бога за наших родных, близких и просто братьев по вере, закончивших свой земной путь.

Давно ушли в прошлое времена гонений на тех, кто по своим религиозным воззрениям или в силу сложившихся обстоятельств оказался в рядах движения, вышедшего из-под контроля верховной церковной администрации, но тем не менее остававшегося в лоне Христовой церкви. Официально признав старообрядчество, Русская Православная Церковь постоянно ищет пути ещё большего сближения с нашими братьями во Христе. И потому крест старообрядческий или икона, написанная по установленным в старой вере канонам, стали в полной мере предметами нашего религиозного почитания и поклонения.



просмотров