Иуда искариот почему предал иисуса андреев. Грех Иуды – обличение предательства. Андреева волнует вопросы

Иуда искариот почему предал иисуса андреев. Грех Иуды – обличение предательства. Андреева волнует вопросы


Почему Иуда предал Христа?

Иуда Искариот - один из двенадцати учеников Иисуса Христа, который понимал происхождение учителя и знал таинства Царствия небесного.

По рассказу Л.Н. Андреева, Иуда Искариот, ученик Иисуса, был необычным человеком. С самого начала и на протяжении всего рассказа автор показывал тайну, необычайность Иуды. Внешность Иуды - лицо "как будто из двух половин", его поступки: он всегда лгал, ложь настолько была ему свойственна, что окружающие не придавали этому особого значения, а только смеялись над Иудой. Его поступки вызывают множество вопросов, например тот поступок, когда он защитил Иисуса. Друзья Иуды не задумываются об этом. Они не понимают почему Иуда так поступает, но и не задают ему вопросы, потому что Иуда такой человек и это не изменить. Когда в рассказах Иуды его слушатели не видят ничего интересного, Иуда начинает добавлять немного лжи - у публики появляется интерес; они смеются.

Тогда Иуда начинает лгать все больше и в итоге он слышит недовольство. Например когда он говорил о родителях, это не понравилось слушателям, но Иуда остался при своём мнении. Или в рассказе про собаку, где слушатели смеялись, он признался что "немного" солгал. Этими странностями Иуды, автор хотел показать, выделить его из двенадцати, указать на то, что Иуда особенный и был послан на эту землю не просто так. Но к сожалению не для благих поступков.

Иисус знал, с самого начала знал, что Иуда не простой человек, не такой как другие ученики. Иисус любил Иуду, но видимо, ему было мало. Иуда хотел добиться большей любви своего учителя. Он начал одержимую борьбу за любовь учителя. Его цель была настолько слепой, что он даже не понимал, что его поступки Иисус не поощрял, но он продолжал и не понимая задавал вопрос "Почему Он не любит меня?". В погоне за любовью учителя Иуда видел себя "красивым, прекрасным Иудой", но на самом деле он становился все ужаснее и жёстче.

Я считаю, Иуда Искариот был добрым и хорошим человеком, его душа была чиста, но в определенный момент такие соблазны как жадность, алчность начали поедать его душу. Они не уничтожили её до конца, он осознал свой поступок, только поздно.

Почему Иуда предал Христа? На этот вопрос у меня есть два ответа. Исходя из рассказа Андреева, где Иуда с самого начала персонаж необычный, странный, можно сказать, что он был послан судьбой на предательство Иисуса. Иуда не виноват, таково было его предназначение. Вторая версия это Иуда, человек поддавшийся соблазнам, человек который дал жадности пробраться в свою душу и погиб от угрызения совести.

Иисус - мудрый человек, учил прощать. Иуду нужно простить. Оправдания его поступка, вопросы "Зачем? Почему?" на протяжении многих лет встречаются в литературе, я же считаю Иуда любил своего учителя, но был одержим Его любовью.

Обновлено: 2017-09-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Переосмысление образа предателя в рассказе «Иуда Искариот»

В 1907 году Леонид Андреев, возвращаясь к библейской проблеме борьбы добра со злом, пишет рассказ «Иуда Искариот». Работа над рассказом об Иуде предваряла работу над пьесой «Анатэма». Критика признала высокое психологическое мастерство рассказа, но отрицательно отнеслась к основному положению произведения «о низости рода человеческого» (Луначарский А. Критические этюды).

Л.А.Смирнова отмечает: «В Евангелии, сакральном тексте, образ Иуды является символическим воплощением зла, персонажем, с позиций художественной изобразительности условным, целенаправленно лишенным психологического измерения. Образ Иисуса Христа - образ праведного мученика, страдальца, которого погубил корыстный предатель Иуда» (26, с.190). В библейских рассказах повествуется о жизни и смерти Иисуса Христа, о чудесах, которые он вершил на земле. Ближайшие ученики Иисуса проповедники истин божьих, деяния их после смерти Учителя были велики, они исполняли волю Господню на земле. «О предателе Иуде в Евангельском учении сказано очень мало. Известно, что он был одним из ближайших учеников Иисуса. По словам апостола Иоанна, Иуда в общине Христа выполнял «земные» обязанности казначея; именно из этого источника стало известно о цене жизни Учителя - тридцать сребренников. Из Евангелия также следует, что предательство Иуды было не результатом эмоционального порыва, а вполне осознанным поступком: он сам пришел к первосвященникам, а потом дожидался удобного момента, чтобы исполнить свой замысел. В сакральном тексте говорится, что Иисус знал о роковой предопределенности своей судьбы. Он знал о темных замыслах Иуды» (6, с.24).

Леонид Андреев переосмысливает библейский сюжет. Евангельские проповеди, притчи, Гефсиманская молитва Христа не упоминаются в тексте. Иисус находится как бы на периферии описываемых событий. Проповеди передаются в диалогах Учителя с учениками. История жизни Иисуса Назарянина трансформируется автором, хотя библейский сюжет в рассказе не изменен. Если в Евангелии центральный персонаж - Иисус, то в рассказе Л.Андреева - Иуда Искариот. Большое внимание автор уделяет взаимоотношениям Учителя с учениками. Иуда не похож на верных спутников Иисуса, он хочет доказать, что только он достоин быть рядом с Иисусом.

Рассказ начинается с предостережения: «Иуда из Кариота - человек очень дурной славы и его нужно остерегаться» (Т.2, с.210). Иисус ласково принимает Иуду, приближает его к себе. Другие ученики не одобряют ласковое отношение Учителя к Искариоту: «Брезгливо отодвинулся Иоанн, любимый ученик, и все остальные <…> неодобрительно потупились» (Т.2, с.212).

Характер Иуды раскрывается в его диалогах с остальными учениками. В разговорах он высказывает свое мнение о людях: «Хорошими людьми называются те, которые умеют скрывать свои дела и мысли» (Т.2, с.215). Искариот повествует о своих грехах, о том, что на земле нет безгрешных людей. Эту же истину проповедовал и Иисус Христос: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее (Марию) камень» (Т.2,с.219). Все ученики осуждают Иуду за греховные мысли, за его ложь и сквернословие.

Искариот противостоит Учителю в вопросе отношения к людям, к роду человеческому. Иисус полностью отстраняется от Иуды после происшествия в одной деревне, где Искариот с помощью обмана спас Христа и его учеников. Но поступок его был осужден всеми. Иуда хочет быть близким к Иисусу, но Учитель будто не замечает его. Обман Иуды, его предательство - стремление к одной цели - доказать свою любовь к Иисусу и разоблачить трусливых учеников.

Согласно евангельскому сюжету, у Иисуса Христа было много учеников, которые проповедовали Святое писание. Активную роль в произведении Л.Андреева занимают лишь некоторые из них: Иоанн, Петр, Филипп, Фома и Иуда. В сюжете рассказа также упоминаются Мария Магдалина и мать Иисуса, женщины, которые тоже находились рядом с Учителем во время событий двухтысячелетней давности. Остальные спутники Христа не участвуют в развитии действия, они упоминаются только в массовых сценах. Л.Андреев не случайно выводит на первый план этих учеников, именно в них концентрируется все важное, что необходимо для понимания проблемы предательства, которая является основополагающей в произведении. Признанные церковью евангелисты подробно изображаются автором, именно их откровения являются истиной; Евангелия от Иоанна, Фомы, Петра, Матфея стали основой христианского вероисповедания. Но Л.Андреев предлагает совсем иную точку зрения на события того времени.

Л.Андреев изображает учеников Иисуса реалистично, по мере развития сюжета раскрываются образы евангелистов. Автор уходит от идеального образа мученика, признанного в Библии, а «Иуда весь создан из разрушенных привычностей, и не слитых даже, а только уродливо вцепившихся впечатлений» (3, с.75). У Л.Андреева Иисус Христос и Иуда Искариот - это, прежде всего, реальные образы, в которых над божественным преобладает человеческое начало. Иуда становится у автора личностью, сыгравшей величайшую роль в истории. В Иисусе Л.Андреев видит прежде всего человеческую сущность, утверждает в этом образе деятельное начало, уравнивает Бога и человека.

Все герои Л.Андреева делают выбор между жертвой во имя спасения рода человеческого и предательством Сына Божьего. Именно от этого выбора зависит авторская оценка и решение коллизии: верность духовному идеалу или предательство. Автор рушит миф о преданности учеников Иисусу. Через душевные испытания писатель ведет всех героев к высшей точке в развитии сюжета - выбору между служением высшей цели и предательством, которое останется в истории народов на века.

В описании Л.Н.Андреева характер Иуды полон противоположностей, что соответствует его внешности. Он одновременно не только корыстолюбив, зол, насмешлив, коварен, наклонен ко лжи и притворству, но и умен, доверчив, чуток и даже нежен. В образе Иуды автор совмещает два, казалось бы, несовместимых характера, внутренних мира. По Андрееву, «первая половина» души Иуды - это лжец, вор, «дурной человек». Именно этой половине принадлежит «подвижная» часть лица героя рассказа - «остро всматривающийся глаз и крикливый, как у женщины, голос». Это «мирская» часть внутреннего мира Иуды, которая обращена к людям. И люди недальновидные, коих большинство, видят только эту открытую половину души - душу предателя, проклинают Иуду-вора, Иуду-лжеца.

«Однако в трагическом и противоречивом образе героя автор стремится создать в нашем сознании более полный, целостный внутренний мир Иуды. По Андрееву, не менее важна для понимания души Иуды «оборотная сторона медали» - та часть его души, которая скрыта от окружающих, но от которой не ускользнет ничего. Ведь на «застывшей» половине лица Иуды ничего нельзя было прочесть, но, вместе с тем, «слепой» глаз на этой половине «не смыкался ни днем ни ночью». Именно этот мудрый и скрытый ото всех Иуда имел «мужественный и сильный» голос, который «хотелось вытащить из ушей, как гнилые, шероховатые занозы». Потому что произносимые слова - безжалостная, горькая правда. Правда, которая оказывает на людей худшее воздействие, чем ложь Иуды-вора. Эта правда указывает людям на ошибки, которые они хотели бы забыть. Этой частью своей души Иуда и полюбил Христа, хотя эту любовь даже апостолы не могли понять. В итоге и «добрые» и «дурные» отвергли Иуду» (18, с.2-3).

Взаимоотношения между Иисусом Христом и Иудой очень сложны. «Иуда был из «отверженных и нелюбимых», то есть тех, кого Иисус не отталкивал никогда» (6, с.26). Сначала, когда Иуда только появился среди учеников, Иисус не побоялся злых слухов и «принял Иуду и включил его в круг избранных». Но отношение Спасителя к Искариоту меняется после происшествия в одной деревне, где Иисусу угрожала смертельная опасность, и Иуда, рискуя собственной жизнью, с помощью обмана, мольбы, дал возможность Учителю и ученикам уйти от разъяренной толпы. Искариот ждал похвал, признания его смелости, но все, в том числе и Иисус, осудили его за обман. Иуда обвиняет учеников в том, что им не нужен Иисус, и правда им не нужна.

С этого момента отношения Христа к Иуде резко изменились: теперь Иисус «глядел на него, точно не видя, хотя по-прежнему - даже упорнее, чем прежде, - искал его глазами всякий раз, когда начинал говорить к ученикам или к народу» (Т.2,с.210). «Иисус пытается помочь ему в происходящем, объяснить своё отношение к нему с помощью притчи о бесплодной смоковнице» (6, с.27).

Но почему же теперь Иисус кроме шуток Иуды и его рассказов стал видеть в нем что-то важное, что заставило Учителя относится к нему более серьезно, обращать к нему свои речи. Может быть, Иисус именно в этот момент понял, что только Иуда, любящий Иисуса искренней и чистой любовью, способен пожертвовать всем ради своего Учителя. Иуда же переживает этот перелом в сознании Иисуса очень тяжело, он не понимает, почему никто не оценит по достоинству его столь смелый и прекрасный порыв спасти своего Учителя ценой собственной жизни. Так поэтично говорит Искариот об Иисусе: «И для всех он был нежным и прекрасным цветком, благоухающею розою ливанскою, а для Иуды оставил одни острые шипы - как будто нет сердца у Иуды, как будто глаз и носа нет у него и не лучше, чем все понимает он красоту нежных и беспорочных лепестков» (Т.2, с.215).

Комментируя этот эпизод, И.Анненский отмечает: «Повесть Л.Андреева насыщена контрастами, но контрасты эти - только ощутимые, и возникают они непосредственно и даже неизбежно в плывущих дымах его фантазии» (3, с.58).

После происшествия в деревне в сознании Иуды тоже намечается перелом, его терзают тяжелые и смутные думы, но автор не раскрывает читателю тайные переживания Искариота. Так о чем же он думает, пока другие заняты хлопотами о еде и питье? Может, он думает о спасении Иисуса Христа, или его терзают мысли о помощи Учителю в его тяжелом испытании? Но помочь Иуда может, только совершив предательство, причем предательство поневоле. Искариот любит Учителя чистой, искренней любовью, он готов пожертвовать своей жизнью, своим именем ради высшей цели. «Но для Иуды любить означает, прежде всего, быть понятым, оцененным, признанным. Ему мало расположения Христа, ему еще нужно признание правоты его взглядов на мир и людей, оправдание тьмы своей души» (6, с.26).

Иуда идет на свою жертву с большим страданием и пониманием всего ужаса, ведь муки Иуды столь же велики, как и муки Иисуса Христа. Имя Спасителя будет прославлено в веках, а Искариот останется в памяти народов на многие сотни лет предателем, его имя станет олицетворением лжи, измены и низости поступков человеческих.

Много лет прошло, прежде чем в мире появились доказательства невинности Иуды, и еще долгое время будут существовать споры о достоверности евангельских сведений. Но Л.Н.Андреев в своем произведении пишет не исторический портрет, в повести Иуда - трагический герой, искренне любящий своего Учителя и страстно желающий облегчить его страдания. Автор показывает реальные события двухтысячелетней давности, но «Иуда Искариот» - это произведение художественной литературы, и Л.Андреев переосмысливает проблему предательства Иуды. Искариот занимает центральное место в произведении, художник рисует сложный, противоречивый характер в период больших жизненных потрясений. Предательство Иуды воспринимается нами не как измена ради корыстных интересов, в рассказе изображаются сложные душевные испытания главного героя, чувство долга, готовность Иуды к жертве ради своего Учителя.

Автор характеризует своего героя такими эпитетами: «благородный, прекрасный Иуда», «Иуда победитель». Но все ученики видят только некрасивое лицо и помнят дурную славу. Никто из спутников Иисуса Христа не замечает преданности Иуды, его верности и жертвенности. Учитель становится с ним серьезным, строгим, как будто начинает замечать, где истинная любовь, а где ложная. Иуда же любит Христа именно потому, что видит в нем воплощение непорочной чистоты и света, в этой любви «сплелись и преклонение, и жертвенность, и то «женственное и нежное» материнское чувство, природой предписывающее оберегать безгрешное и наивное своё дитя» (6, с.26-27). Теплое отношение проявляет к Иуде и Иисус Христос: «С жадным вниманием, по-детски полуоткрыв рот, заранее смеясь глазами, слушал Иисус его порывистую, звонкую, веселую речь и иногда так хохотал над его шутками, что на несколько минут приходилось останавливать рассказ» (Т.2, с.217). «Кажется невероятным, но Иисус у Л.Андреева не просто смеется (что уже являлось бы нарушением христианского предания, религиозного канона) - он хохочет (18, с.2-3). По традиции жизнерадостный смех расценивается как освобождающее начало, очищающее душу.

«Между Христом и Иудой в рассказе Л.Андреева существует таинственная подсознательная связь, не выраженная словесно и тем не менее ощущаемая Иудой и нами - читателями. Эта связь ощущается психологически и Иисусом - Богочеловеком, она не может не найти внешнего психологического выражения (в загадочном молчании, в котором ощущается скрытое напряжение, ожидание трагедии), причем абсолютно явственно в преддверии смерти Иисуса Христа» (18, с.2-3). Спаситель понимает, что великая идея, возможно, стоит страданий других людей. Иисус знает о своем божественном происхождении, знает, что нужно пройти через тяжкие испытания, чтобы осуществить «божий план», помощником в осуществлении которого он выбирает Иуду.

Искариот испытывает душевные муки, ему тяжело решиться на предательство: «Иуда забрал в железные пальцы всю душу и в необъятном мраке её, молча, начал строить что-то огромное. Медленно, в глубокой тьме, он поднимал какие-то громады, подобные горам, и плавно накладывал одна на другую; и снова поднимал, и снова накладывал; и что-то росло во мраке, ширилось беззвучно, раздвигало границы. И нежно звучали где-то далекие и призрачные слова» (Т.2, с.225). Что это были за слова? Может быть, Иуда обдумывал просьбу Иисуса о помощи в осуществлении «божественного плана», плана мученической смерти Христа. Если бы не было казни, люди бы не поверили в существование Сына Божьего, в возможность рая на земле.

М.А. Бродский полагает: «Евангельскую версию корыстного расчета Л.Андреев демонстративно отбрасывает. Предательство Иуды, скорее, последний аргумент в его споре с Иисусом о человеке. Свершились ужас и мечты Искариота, он победил, доказав всему миру и, конечно, прежде всего, Самому Христу, что люди недостойны сына Божия, и любить их не за что, и только он, циник и изгой, единственный, доказавший свою любовь и преданность, должен по праву сидеть рядом с Ним в Царствии Небесном и вершить суд, безжалостный и всеобщий, как Всемирный Потоп» (6, с.29).

Иуде не легко дается решение предать человека, которого считал лучшим на земле. Он долго и мучительно размышляет, но Искариот не может пойти против воли своего Учителя, потому что слишком велика его любовь к нему. Автор прямо не говорит о том, что Иуда решился на предательство, но показывает, как меняется его поведение: «Так прост, мягок и в то же время серьезен был Искариот. Он не кривлялся, не шутил злоречиво, не кланялся, не оскорблял, но тихо и незаметно делал свое хозяйственное дело» (Т.2, с.229). Искариот решился на предательство, но в его душе все же оставалась надежда, что люди поймут, что перед ними не лжец и обманщик, а Сын Божий. Поэтому он говорит ученикам о том, что нужно спасти Иисуса: «Нужно беречь Иисуса! Нужно беречь Иисуса! Нужно заступиться за Иисуса, когда придет на то время» (Т.2, с.239). Иуда принес украденные мечи ученикам, но они ответили, что они не воины, а Иисус не военноначальник.

Но почему выбор пал именно на Иуду? Искариот много испытал за свою жизнь, он знает, что люди грешны в естестве своем. Когда Иуда только пришел к Иисусу, он старался показать ему, насколько греховны люди. Но Спаситель был верен своей великой цели, он не принял точку зрения Иуды, хотя знал, что люди не уверуют в Сына Божьего; они сначала предадут его мученической смерти, а затем только поймут, что они убили не лжеца, а Спасителя рода человеческого. Но без страдания не было бы Христа. И крест Иуды в его испытании так же тяжел, как и крест Иисуса. Не каждый человек способен на такой подвиг, к Спасителю Иуда испытывал любовь, уважение, он предан своему Учителю. Искариот готов идти до конца, принять мученическую смерть рядом с Христом, разделить его страдания, как и подобает верному ученику. Но Иисус распоряжается по-иному: он просит его не о смерти, а о подвиге, предательстве поневоле, ради высшей цели.

Иуда переживает тяжелые душевные муки, совершив первый шаг к предательству. С этого момента Искариот окружает своего Учителя нежностью, любовью, он очень трепетно относится ко всем ученикам, хотя сам испытывает душевную боль: «И выйдя в место, куда ходили по нужде, долго плакал там, корчась, извиваясь, царапая ногтями грудь и кусая плечи. Ласкал воображаемые волосы Иисуса, нашептывал тихо что-то нежное и смешное и скрипел зубами. И так долго стоял он, тяжелый, решительный и всему чужой, как сама судьба» (Т.2, с.237). Автор говорит, что судьба палачом сделала Иуду, в его руку вложила карающий меч. И с этим тяжелым испытанием Искариот справляется, хотя противится предательству всем своим естеством.

В произведении Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» библейский сюжет полностью переосмысливается. Во-первых, автор на первый план выводит героя, который в Библии считается великим грешником, виновным в смерти Иисуса Христа. Л.Андреев реабилитирует образ Иуды из Кариота: он не предатель, а верный ученик Иисуса, страдалец. Во-вторых, образы евангелистов и Иисуса Христа Л.Андреев отводит на второстепенный план повествования.

Л.А. Смирнова полагает, что «обращение к мифу позволило избежать частностей, сделать каждого героя носителем сущностных проявлений самой жизни на её изломе, крутом повороте». «Элементы библейской поэтики усиливают весомость каждого малого эпизода. Цитаты из высказываний древних мудрецов придают всеэпохальный смысл происходящему» (26, с.186).

В произведении автор ставит вопрос о предательстве героя. Л.Андреев изображает Искариота как сильную, борющуюся личность в период больших душевных потрясений. Писатель дает исчерпывающие психологические характеристики своему герою, что позволяет увидеть становление внутреннего мира Искариота и найти истоки его предательства.

Проблему предательства Л.Андреев решает так: виноваты и ученики, не защитившие своего учителя, и люди, осудившие Иисуса на смерть. Иуда же занимает в рассказе особое положение, евангельская версия предательства ради денег полностью отвергается. Иуда у Л.Андреева любит Учителя искренней, чистой любовью, он не может совершить столь жестокий поступок ради корыстных интересов. Автор раскрывает совсем иные мотивы поведения Искариота. Иуда предает Иисуса Христа не по своей воле, он остается верен своему Учителю и исполняет его просьбу до конца. Не случайно образы Иисуса Христа и Иуды воспринимаются писателем в их тесном соприкосновении. Андреев-художник рисует их распятыми на одном и том же кресте.

Ученые по-разному осмысливают тему предательства в рассказе Л.Андреева «Иуда Искариот». А.В. Богданов в своей статье «Между стеной бездной» считает, что Иуде осталась одна возможность - пойти на заклание при всем отвращении к жертве, «страданию для одного и позору для всех», и сохраниться в памяти поколений только предателем (5, с.17).

К.Д. Муратова предполагает, что предательство совершается Иудой с целью проверить, с одной стороны, силу и правоту гуманистического учения Христа, а с другой - преданность ему учеников и тех, кто так восторженно слушал его проповеди (23, с.223).

В.П. Крючков в своей книге «Еретики в литературе» пишет о том, что божественное и человеческое начала предстают в повести Л.Андреева во взаимодействии. По Крючкову, Иуда становится у парадоксалиста Андреева личностью, сыгравшей огромную роль в истории, Иисус представлен в своей человеческой плоти, телесности, в этом образе преобладает деятельное начало, уравнивание Бога и Человека (18, 2-3).

Несмотря на различие взглядов, исследователи сходятся в одном общем мнении - любовь Иуды к Иисусу была велика по своей силе. Поэтому возникает вопрос: мог ли человек, столь верный своему Учителю, предать его ради корыстных интересов. Л.Андреев раскрывает причину предательства: для Иуды это был вынужденный поступок, жертва ради свершения воли Всевышнего.

Л.Андреев смело перекраивает библейские образы, чтобы заставить читателя заново осмыслить устоявшееся в мире и в христианской религии мнение о предателе, злодее Иуде. Ведь вина лежит не только на отдельном человеке, но и на людях, легко предающих своих кумиров, кричащих «Распни!» столь же громко, как и «Осанна!».

С незапамятных времен предателей называют Иудой. Каковы были причины предательства Иуды? Что говорит о предательстве Библия? Что делать, если предали вас или предали вы? О грехе предательства в нашем материале.

Предательство в Библии

В Библии каждый образ и поступок имеют глубокий смысл и несколько уровней понимания. От простого толкования, когда сюжеты учат людей правильному взаимодействию между собой, до сложного философского осмысления в поисках надмирных тайн.

Иуда на коленях Люцифера

Преступление Иуды останется в истории как обличение предательства. Это предостережение на все времена для всех людей.

Иуда – для христианина самый отрицательный персонаж Книги книг, но он не первый предатель на её страницах. Первым был Люцифер, начавший войну против своего Творца и Владыки мира. Низринутый в бездну и продолжающий свою перманентную революцию руками нечисти. На мой взгляд, это символ подданного, восставшего против законного монарха.

Затем вспоминается поступков братьев Иосифа, отдавших его торговцам. Это символ нарушения верности по отношению к своему роду.

Можно упомянуть коварство Далилы, которая открыла тайну силы Самсона его врагам – это символ измены в любви.

И, наконец, грех Иуды – символ продажи не только Бога, но и друга, учителя,единомышленника. В народных преданиях падший апостол изображается сидящим на коленях Люцифера – круг замыкается.

Вот архетипические сюжеты, которые тысячекратно повторяются в истории человечества, раз и навсегда осуждённые в Священном писании.

Обстоятельства преступления

Поступок Иуды – модель любого предательства. Мы точно не знаем причину его вероломства, но это тоже символично. Можно предположить следующее:

1.Поиск выгоды любой ценой

Прежде всего Иуду обвиняют в алчности, жертвой которой он пал. Будучи казначеем апостольской общины, он носил ящик с деньгами. За исцеления Христу жертвовали деньги, которые Он раздавал нищим. Иуда из казны крал, о чём прямо сказано в Евангелии. Видимо, он не связывал своё будущее с Христом, но считал, что за счёт Его чудес накопит денег на сладкую жизнь. На предательство Иуду толкнула лишняя, по его мнению, трата на Учителя. В Вифании Мария, сестра Лазаря, воздавая честь Спасителю, возлила на него дорогое ароматическое масло, нард.

«Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»,

– сказано в Евангелии от Иоанна. Но динарии прикарманить не удалось, и, чувствуя себя в убытке, Иуда решил продать Христа.

“Предательство Иуды”, Иван Айвазовский

2. Перемена политических убеждений

Есть версия, что Иуда стал разделять точку зрения иудейских священнослужителей, считавших Иисуса еретиком, который смущает народные умы. Якобы Иуда был патриотом, тщетно ждавшим, когда Иисус возглавит восстание против Рима. Но в Евангелии нет подтверждения этому, иначе один из апостолов непременно упомянул бы о взглядах Иуды. И всё же непостоянство свойственно ему – сегодня он идёт за Христом, завтра бежит сдавать его, послезавтра раскаивается. Мятущийся нестойкий ум.

3. Неудовлетворённые амбиции

Иуда надеялся, что Иисус займёт царский трон Израиля. Тогда Иуде доверят не просто ящик с пожертвованиями, а всю казну государства. Видя, что Сын Божий не стремится к земной власти, разочарованный Иуда оставляет Его.

4. Зависть и уязвлённая гордыня

Постоянно присутствуя рядом с Богочеловеком, наблюдая его чудеса, Иуда начал завидовать чужому могуществу и славе. Сам он был неспособен стать святым и получить часть Господней благодати и силы. Зато мог погубить Христа и так войти в историю.


“Предательство Иуды”, Миронов Андрей Николаевич.

5. Стремление обезопасить себя

У Христа было много почитателей, но и немало недоброжелателей. Рано или поздно Он рисковал попасть в руки врагов и сам предсказывал свою кончину. Иуда предполагал, что может пострадать, как ученик Христа. Поэтому решил предупредить события и лично предал Учителя.

Один из этих аспектов или несколько сразу присутствуют в предательстве любого рода. Грех Иуды проецируется на всех его последователей. Каждый из них – по-своему Иуда.

В истории Распятия есть ещё одно предательство – когда пророка предаёт его народ. И отзвук этого события также звучит в истории, когда невинных людей осуждает толпа. Хотя бы в сталинские времена, когда на комсомольских собраниях прорабатывали за ношение креста и религиозность. Когда коллективами писали письма в поддержку арестов и расстрелов по сфабрикованным делам. И сегодня всякая общественная травля неугодных – от школы до большой политики – тень того сборища, которое призывало Пилата: «Да будет распят!»

Отвергая ближних, мы отталкиваем Христа, учившего любви.

Христос – пример верности

Иисус Христос говорил:

«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом»

(Лук. 16:10)

Всю земную жизнь Он хранил верность своему небесному Отцу. Перенес искушения в пустыне, не склонился перед Сатаной, остался безгрешным. И хотя скорбел душой в Гефсиманском саду, завершил миссию спасения человечества.

По отношению к людям Христос также был честен и надёжен.

Чтил свою земную Мать, в день Распятия поручая заботу о ней апостолу Иоанну. Воскресил Лазаря из дружеского чувства. Накормил своих слушателей, умножив пять хлебов и две рыбы. Спасал и исцелял.

Апостол Павел писал Тимофею:

«Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может»

(2 Тим. 2:13)

“Поцелуй Иуды”, Илья Глазунов

Иуды среди нас

Предательство присутствует в жизни каждого человека. Кто-то стал жертвой этой подлости, кто-то сам предал. Иногда и то и другое вместе. Предательство может носить характер глобальный – нарушение присяги государю и верности Богу. И локальный – отказ от своей семьи или друга.

Привёз сын неходячего отца к приюту, выгрузил его в сугроб и уехал. Такие картины порой наблюдают социальные работники. Как только напишет пенсионер дарственную на своё жильё детям, многие стараются избавится от обузы. А бывает, у дочки особняк на семь миллионов, но дряхлые родители не нужны – и этих в приют.

В России более 1400 интернатов для престарелых и инвалидов. Из них 70% привезены туда родственниками. Каждый из этих родственников в душе – Иуда.

Мальчик идёт с мамой по улице и вдруг замечает своего отца под руку с незнакомой тётей, рядом бегают двое мальчиков его возраста. Как же так? Просто папа сбежал в другую семью, к чужим детям. Там ему более комфортно в постели, или жизнь богаче, а он ленив. Папа – Иуда? Разумеется. Меньшего масштаба, но ничем не лучше – Закон Божий он тоже попрал в угоду своей прихоти.

Треть женщин в нашей стране воспитывают детей в одиночку, значит, их предали мужья, а в ряде случаев они сами бросили мужа. Так предательство сокрушает семью. А значит, появляется меньше детей, и уже рождённые обделены любовью отца.

Или тяжело заболел муж и жена оставляет его, упорхнув на поиски здорового самца. Ведомая своей похотью, она поступает как Иуда – ведь тот тоже хотел удовлетворить свои потребности, финансовые или психологические.

Многие люди по жизни ближе к Иуде, чем к Иисусу Христу, поскольку падать легче, чем духовно расти. Изменять легче, чем хранить верность.

Николай Ге. “Совесть. Иуда”

«Дружба» в соцсетях обесценила чувство верности. Чаще мы видим друзей в блогах, ассоциируя их с красочными аватарами. Аватаром меньше или больше – никакой разницы. Сегодня ты лайкаешь одних, завтра других. Или кто-то блокирует тебя одним кликом, отказываясь от общения.

Я замечала, как много писателей сейчас дружат с литературными критиками в Фейсбуке, поскольку надеются, что критик порой упомянет их в своих статьях, добавив популярности. Но случись с тем же критиком беда, немногие переведут ему и 100 рублей. А если он перестанет строчить свои статьи о литературе, от него отпишутся. Вот и вся интернет-верность.

Изредка и здесь можно найти настоящую дружбу – на основе общих убеждений, но это два-три человека из двух-трёх тысяч френдов.

Хозяин своего слова – сегодня это понятие относительное.

– Я слово дал, я его и взял, – заявлял мой якобы православный коллега, не державший обещаний. Себя он считал праведником, который не обязан быть честным с остальными – не столь набожными, по его мнению, людьми. Когда-то его принимал на работу пожилой ответственный секретарь. Позже у коллеги выросли амбиции, и однажды он занял место своего наставника, когда тот уехал в отпуск. Ошеломлённый пенсионер оказался изгнан из своего кабинета, с должности, это стало косвенной причиной его смерти. А «благочестивый» ответсек продолжил изживать всех, кто его не устраивал.

Путь к предательству начинается с мелочей, считает Епископ Пятигорский и Черкасский Феофилакт .

Сегодня каждый верен себе сосредоточен на своих эмоциях и проблемах. Полюби себя – призывают современные психологии. Но эгоцентризм современного человека ему же невыгоден, поскольку игнорируя ближних в период благополучия, он остаётся в одиночестве, переживая трудности.

Хранить ли преданность Злу?

Но всегда ли предательство – греховно, а верность похвальна? Есть другая сторона этих явлений.

Мафия ценит верность. Террористические организации ценят верность. Шайки подростков ценят верность. И если представитель такой организации отправится в полицию и сдаст планы банды, местонахождение главарей и прочую информацию, он станет предателем в глазах бывших подельников. Но посмотрим на ситуацию через призму христианства.

Вспомним, что изначально каждый человек задуман как образ Божий, создан выполнять заповеди, а отнюдь не преступать их, что был некогда чист. Потом некто забыл Бога и Добро ради банды, но одумался. И отречение от преступного мира – это возвращение к себе, некогда безгрешному.

Христианин должен предать Зло, даже если раньше служил ему по ошибке и клялся в вечной верности. Это не предательство, а раскаяние, покаяние, возвращение к первоисточнику – Богу.

Семья – библейская ценность. Первый союз людей, созданный по воле Всевышнего. Но бывают случаи, когда верность супругов преступна. Например, если муж становится педофилом, но жена скрывает это и детей вынуждает молчать. Или живёт с наркоманом и алкоголиком, который сбивает с пути истинного родственников.

В Подмосковье я знала семью, где отец-наркоторговец посадил на иглу обоих сыновей и их невест, младший сын умер, старший сел вместе с отцом. А что же мать? Она скрывала происходящее и теперь носит передачи в тюрьму и цветы на могилу. Помню, глава семьи работал таксистом и в его машине красовались иконки.

Но вместе с кем-то возделывать ниву греха – это не христианство.

Бывает, один из супругов оставляет Православную церковь и уходит в секту, а другой следует за ним. Но это единомыслие порочно, так вместе согрешили Адам и Ева, вкусив запретный плод.

Пагубна верность дурным привычкам, и нет достоинства в преданности алкоголю, никотину, наркотикам…

Гравюра “Поцелуй Иуды”

Библия, прежде всего, говорит о верности Богу. Верность Богу – жизнь по его заповедям. Через эту призму должна рассматриваться верность людям и организациям (партия, государство, компания, семья).

Когда-то, в начале XX века, в России был предан помазанник Божий – законный царь. Это и есть измена государству – православному, признанному Церковью. «Кругом измена, трусость и обман» – осталась характеристика Николая II своему окружению, записанная им в день вынужденного отречения.

И. Солоневич пишет о впечатлениях французского посла Мориса Палеолога: «…Палеолог с полным недоумением рассказывает о том, что князья просто и Великие Князья, представители и финансовой, и земельной знати, на своих приемах совершенно открыто говорили о свержении Государя и о том, как они уже ведут пропаганду в частях гвардии – в первую очередь в Павловском полку, который и в самом деле первым начал «революцию». Все эти люди жестоко поплатились за свои интриги и злоречие, революция пожрала их прежде, чем других своих жертв.

Как жить дальше?

Предательство – это болезнь души, относиться к нему следует соответственно. Лечить молитвой и переосмыслением своих и чужих поступков.

Что делать, если тебя предали?

Проклинать или мстить? Христианство советует прощать и молиться за врагов. Это не просто, но тяжёлый внутренний труд преображает человека, уподобляя его Христу. Есть ли у нас основания требовать верности от окружающих? Каждый из нас когда-то подводил ближнего, возможно, в мелочах, но тем не менее нанося ему рану. Нужно воспринять поступок обидчика как урок смирения и не осуждать. Ведь Христос не посылал проклятий Иуде, идя на крест. Но в то же время стоит задуматься: стоит ли продолжать отношения с предателем, кем бы он ни был – другом или супругом.

Что делать, если предал ты и чувствуешь свою вину?

В Библии есть ответ и на этот вопрос, есть наглядная ситуация. Речь идёт об отречении Апостола Петра. Этот великий муж в начале своего пути был уязвим и боязлив, как обычный мирянин. После ареста Христа, будучи вопрошаем, не является ли он спутником Назарянина, апостол Пётр трижды опровергает это, опасаясь за свою жизнь.

ОПРЕДЕЛИТЬ ИДЕЙНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ,
ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ИУДЫ В
ЛИТЕРАТУРЕ.
ЦЕЛЬ:

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич
(1871-1919)
Русский писатель; прозаик и драматург,
один из самых знаменитых писателей
России начала 20 в., разрабатывал,
главным образом, в пьесах
экспрессионистскую поэтику.
Ранние рассказы носили демократический
и реалистический характер ("Баргамот и
Гараська", 1898). Сочувствуя
революционерам ("Рассказ о семи
повешенных", 1908), изображал
революцию как стихийный бунт ("Савва",
1906); кризис религиозного сознания - в
повести "Жизнь Василия Фивейского"
(1904); безумие и ужас войны - в рассказе
"Красный смех" (1905). Наряду с бытовой
драмой "Дни нашей жизни" (1908) философско-аллегорические трагедии
2
("Жизнь человека", 1907; "Анатэма", 1908).

Контрастность натуры
Сын землемера и дочери разорившегося
польского помещика. Окончил гимназию в Орле
(1891). Затем поступил на юридический
факультет Санкт-Петербургского университета,
но заканчивал курс уже Московского
университета (1897). Несколько лет практиковал
как адвокат. Любительски занимался
живописью, заслужил, в частности, похвалы И. Е.
Репина и Н. К. Рериха. В юности дважды
покушался на самоубийство, в результате чего
приобрел хроническую сердечную
недостаточность. Мемуаристы отмечают
крайнюю нервность и переменчивую
"контрастность" натуры Андреева, его
пессимизм, порожденный отчасти увлечением
философией А. Шопенгауэра (особенно его
сочинение "Мир как воля и представление"), "он
был весь в предчувствии катастрофы" (Г. И.
Чулков), им владело "чувство мировой пустоты"
(К. И. Чуковский).
3

Проблематика
творчества
В рассказах "В тумане", "Бездна", "Мысль" (все 1902), повести
"Жизнь Василия Фивейского" (1903) усиливается накал духовных
коллизий - рокового разлада духа и плоти, мысли и безумия, веры
и неверия, красоты и безобразия и т. д. От иллюстративности и
риторики эти произведения спасает "нервный захват" (В. Г.
Короленко) писательской манеры Андреева. Работая
исключительно по ночам, быстро, на грани психического срыва,
Андреев доводит повествование до беспрецедентного
напряжения; экспрессию авторского стиля подпитывают
"кошмары" Русско-японской войны (рассказ "Красный смех",
1904) и первой русской революции. Центральными темами
лучших его рассказов ("Губернатор", 1905; "Тьма", 1907; "Рассказ о
семи повешенных", 1908) и более слабого романа "Сашка
Жегулев" (1911) становятся революционерство и особенно
терроризм, трактуемые Андреевым как экзистенциальная
реальность, раскрывающая противоречия природы человека.
4

«Иуда Искариот»
Психология предательства.
Они рады бы
отделиться друг от
друга,
но терновый венец
связывает их
неразрывно.
В.Л.Андреев.
5

… и как нет конца у времени,
так не будет конца рассказам
о предательстве Иуды
и страшной смерти его.
Леонид Андреев

«Иуда Искариот»

Повесть написана по мотивам библейского
сюжета, в котором рассказано о предательстве
Иисуса Иудой.
Получила неоднозначную оценку, так как
Андреев по-своему истолковал сюжет.
Почему обратился к данной теме? В 1900-е годы
много пишет о Богочеловеке («Христиане»,
«Елизар», «Жизнь Василия Фивейского»).

«Иуда Искариот»

Иисус Христос – воплощение истины,
добра и красоты, а предавший
его Иуда – олицетворение лжи,
подлости, коварства.
Традиционное противопоставление
Иуды одиннадцати верным апостолам
Вызвало у Андреева сомнение

Андреева волнует вопросы:

Только ли подлость вела Иуду к
предательству?
Только ли нравственную чистоту
проявили другие апостолы во время
кульминационных событий христианской
истории?

10. Происхождение Иуды Искариота

Иуда – “Бог да будет восславлен”; Искариот – “человек
из Кериота”, где Кериот - обозначение населённого
пункта, возможно, тождественного иудейскому
городку Кириафу.
Заласканный и избалованный Иуда, единственный
ребенок в семье, был испорчен своими
недальновидными родителями. Когда он вырос, у него
сложилось преувеличенное представление о
собственной значимости. Надо всегда уметь
проигрывать, а он этого не умел. Его представления о
справедливости были расплывчатыми. Он лелеял в
себе чувства ненависти и подозрительности. Мастерски
превратно толкуя слова и поступки своих друзей, он
всю свою жизнь культивировал в себе привычку
сводить счеты с теми, кто, как ему казалось, плохо
обходится с ним. Он обладал извращенным
представлением о ценностях и преданности. (Книга
Урантии, с. 1566.)

11. Иуда Искариот в повести Л.Андреева

Своему Иуде Л.Андреев дает не только
богатый внутренний мир, но и необычную
внешность. Он обладает большой
физической силой, но его тело уродливо…

12. Иуда Искариот

«Нет, не наш он, этот рыжий Иуда из Кариота»
«Никто из учеников не заметил, когда впервые
оказался около Христа этот рыжий и
безобразный иудей…»

13. Голова

«Короткие рыжие волосы не скрывали странной и
необыкновенной формы его черепа: точно
разрубленный с затылка двойным ударом меча и
вновь составленный, он явственно делился на четыре
части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким
черепом не может быть тишины и согласия, за таким
черепом всегда слышится шум кровавых и
беспощадных битв.»
«…свою безобразную бугроватую голову…»(1)
«И на опрокинутый, обрубленный череп похож был
этот дико-пустынный овраг, и каждый камень в нем
был как застывшая мысль, и их было много, и все они
думали - тяжело, безгранично, упорно.» (2)

14. Цвет волос

автор в тексте упоминает, что Иуда имел рыжий
цвет волос. В мифологии это часто означает
избранность богом, близость к Солнцу, право на
власть. Боги войны часто рыжие или на рыжем
коне. Многие вожди, известные личности имели
этот огненный цвет волос. «Рыжий» является
эпитетом божеств.

15. Цвет волос

Андреев недаром присваивает герою именно этот
цвет волос, ведь по рассказам Предателя всегда
оказывалось так, что именно ОН будет первый
возле Иисуса. Иуда искренне верил в свою
правоту и избранность, а главное он стремился к
своей цели любыми средствами – предательство
и стало способом приближения к Мессии.

16. Цвет волос

Кроме того, Иуда несколько раз «спасал»
Христа от расправы толпы, проявляя
воинственность. Но рыжий цвет волос
приписывается и Иосифу, мужу Марии, матери
Иисуса (например, на картине
Рембрандта «Симеон в храме» - в знак его
происхождения от рыжего же, по преданию,
Царя-Псалмопевца). Возможно, этим в данном
случае еще раз подчеркивается
противоречивую природу персонажа.

17. Лицо

«Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с
черным, остро высматривающим глазом, была живая,
подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные
кривые морщинки. На другой же не было морщин, и
была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и
хотя по величине она равнялась первой, но казалась
огромною от широко открытого слепого глаза.
Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью,
ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но
оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый
товарищ, не верилось в его полную слепоту. Когда в
припадке робости или волнения Иуда закрывал свой
живой глаз и качал головой, этот качался вместе с
движениями головы и молчаливо смотрел.»

18. Руки и пальцы

«Иуда забрал в железные пальцы всю душу и в
необъятном мраке ее, молча, начал строить что-то
огромное.»
«-Иисус медленно опустил взоры. И, тихо бия себя в
грудь костлявым пальцем, Искариот повторил
торжественно и строго:
- Я! Я буду возле Иисуса!»
«Потирал грудь широкою ладонью и даже кашлял
притворно этот Иуда из Кариота при общем молчании
и потупленных взорах.»
«- Я иду к нему! – сказал Иуда, простирая вверх
властную руку.- Кто за Искариотом к Иисусу?»
«Иуда, продолжая улыбаться, отыскивал глазом еще
больший обломок, ласково впивался в него
длинными пальцами, облипал его, качался вместе с
ним и, бледнея, посылал его в пропасть.» (3)

19. Начинается повесть словами:

«»Иисуса Христа много раз предупреждали, что
Иуда из Кариота – человек очень дурной славы и
его нужно остерегаться»
Далее идет изложение слухов
То есть с первых строк дается отрицательная
характеристика Иуды.
О не нет ни одного доброго слова: он
корыстолюбив, коварен, наклонен к
предательству и лжи (это авторская
характеристика)
Плохо о нем говорят и хорошие, и плохие

20. Отрицательное

Бросил жену,
ссорит людей,
Любопытный, лукавый, злой.
У него нет детей
Но Иисус Никого не
слушает, он принял
Иуду, включил в круг
избранных.

21. «Иуда Искариот»

9 глав. 3 глава – предательство; остальные –
ожидание гибели Иисуса.
С начала повести ощущается мотив тревоги, он
звучит и в описании природы.
Новый абзац из одного предложения: «И вот
пришел Иуда»
Дается детальный портрет.
Зачитайте! Что особенного в портрете?
Ученики Иисуса отнеслись к нему с
брезгливостью, не доверяют ему.

22.

И вот пришел Иуда… Он был худощав, хорошего роста, почти
такого же, как Иисус,.. и достаточно крепок силою он был, повидимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным…
Короткие рыжие волосы не скрывали странной и
необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с
затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он
явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже
тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия,
за таким черепом всегда слышится шум кровавых и
беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона
его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая,
подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые
морщинки. На другой же не было морщин, и была она
мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине
она равнялась первой, но казалась огромною от широко
открытого слепого глаза…

23. «Иуда Искариот»

Андреев идет вслед за евангельской историей:
Иисус знал о предательстве, обо всем, что
произойдет, но все-таки принял Иуду.
Природа в ожидании. Безветренная погода
сохранилась до конца истории: все происходит в
атмосфере духоты, тяжести, все в черно-белых
тонах. Как перед грозой.
Все в ожидании перемен: Иисус ждет дня
предательства, Иуда живет надеждой, что, когда
иудеи увидят страдания Христа, освободят
учителя и пойдут за ним.

24. Иуда вдруг становится

хорошим
Добросовестно исполняет свои
Обязанности
Гете: «Поведение – это зеркало,
в котором каждый показывает
свой лик»
И все-таки поведение его
противоречиво: берет на себя
обязанности и тут же крадет 3
динария; рассказывает истории,
а потом признается, что лгал

25. Ученики Христа

Обладают земными, человеческими качествами
Они не идеальны, но разнообразны
Петр громогласен
Иоан наивен, честолюбив, хочет одного – быть
любимым учеником
Фома молчалив, рассудителен, но осторожен.
Все апостолы снисходительны к Иуде, осуждают
за ложь и притворство, но с удовольствием
слушают его лживые истории

26. Отличие Иуды от апостолов

Ученики ведут борьбу за первое место
около учителя – Иуда старается быть
нужным
И Христос ласково смотрит на него.

27. Иисус изменяет отношение к Иуде

Иуда доказывает Иисусу, что селяне были
неискренни по отношению к нему, объявили его
вором, обманщиком (козленка после нашли)
Иисус после этого перестал замечать Иуду, садился к
нему спиной, смотрел, но не видел.
Даже когда Иуда помог Иисусу, сохранил его жизнь,
опять же ценой лжи, благодарности не получил:
«ложь во спасение» сурово принята Христом
Иуда плачет: он любит учителя, хочет быть
любимым, произносит роковую фразу: «А теперь он
погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда»

28. Путь к преступлению

Встреча с первосвященником Анной и
договаривается о предании Иисуса в руки закона
(за 30 серебряников)
Теперь молчалив. Перестал говорить о людях
дурное.
Окружает Иисуса заботой, нежностью.
Угадывает малейшее его желание.
Приносит цветы, передает их через Марию
Магдалину.
Но Учитель как будто ничего не замечает.

29. Путь к преступлению

Иуда вызывает чувство жалости, он искренне
страдает
Говорит, что Иисуса Христа нужно беречь, нужно
уходить отсюда. Принес два меча, чтобы спасти
Иисуса.
Двойственность: сам предал и пытается спасти.
Верит, что восторжествует любовь и верность
учеников.
Иисус все предвидит. Говорит Петру: «Не
наступит и утро, как ты трижды предашь меня».

30. Кульминационный момент – сцена предательста

31.

Л. Андреев не оправдывает поступка Иуды, он пытается разгадать загадку: что
руководило Иудой в его поступке5? Писатель наполняет евангельский сюжет
предательства психологическим содержанием, и среди мотивов выделяются
следующие:
мятежность, бунтарство Иуды, неуемное стремление разгадать загадку
человека (узнать цену "другим"), что вообще свойственно героям Л. Андреева.
Эти качества андреевских героев являются в значительной степени проекцией
души самого писателя – максималиста и бунтаря, парадоксалиста и еретика;
одиночество, отверженность Иуды6. Иуда был презираем, и Иисус был к
нему равнодушен. Лишь на короткое время получил признание Иуда - когда
победил сильного Петра в метании камней, но затем опять вышло так, что все
ушли вперед, а Иуда опять плелся сзади, забытый и презираемый всеми.
Ч резвычайно живописен, пластичен, экспрессивен язык Л. Андреева, в
частности, в эпизоде, где апостолы бросают камни в пропасть:
Петр, не любивший тихих удовольствий, а с ним Филипп занялись тем, что
отрывали от горы большие камни и пускали их вниз, состязаясь в силе…
Напрягаясь, они отдирали от земли старый, обросший камень, поднимали
его высоко обеими руками и пускали по склону. Тяжелый, он ударялся
коротко и тупо и на мгновение задумывался; потом нерешительно делал
первый скачок - и с каждым прикосновением к земле, беря от нее быстроту
и крепость, становился легкий, свирепый, всесокрушающий. Уже не прыгал, а
летел он с оскаленными зубами, и воздух, свистя, пропускал его тупую,
круглую тушу. Вот край, - плавным последним движением камень взмывал
кверху и спокойно, в тяжелой задумчивости, округло летел вниз, на дно
невидимой пропасти.

32.

Герой повести лживый, завистливый, безобразный, но в то же время
самый умный из всех учеников, причем умный надчеловеческим,
сатанинским умом: он слишком глубоко знает людей и понимает
мотивы их поступков, для других же он так и остался непонятен. Иуда
предает Иисуса, но он же любит его как сына, казнь Учителя для него
- "ужас и мечты". Парадоксальная двойственность придает
многомерность, многосмысленность, психологическую убедительность
повести Андреева.
В Иуде, несомненно, есть нечто от дьявола, но в то же время не может
не воздействовать на читателя его личная (не от дьявола, а от человека)
потрясающая искренность, сила переживания за Учителя в час его
трагического испытания, значительность его личности.
Двойственность образа в том и заключается, что в нем неразрывно
связано то страшное, что закреплено за ним религиозной и культурной
мировой традицией, и то возвышенно-трагическое, что уравнивает его
с Учителем в изображении Л. Андреева. Это автору повести
принадлежат пронзительные по смыслу и эмоциональной силе слова:
И с этого вечера до самой смерти Иисуса не видел Иуда вблизи его ни
одного из учеников; и среди всей этой толпы были только они двое,
неразлучные до самой смерти, дико связанные общностью
страданий, - тот, кого предали на поругание и муки, и тот, кто его
предал. Из одного кубка страданий, как братья, пили они оба,
преданный и предатель, и огненная влага одинаково опаляла чистые
и нечистые уста9.

33. Как ведут себя ученики?

Иуда ждет чуда: сейчас все поймут.
Пытается воздействовать на Анну, но то
прогоняет его.
Пилат умывает руки, говорит, что он невиновен в
крови праведника, а Иуда целует ему руки и
называет мудрым.

34.

Одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои
собственные планы. Он не отговаривал Иисуса от последнего, опасного путешествия в
Иерусалим, как делали это женщины, он даже склонялся скорее на сторону
родственников Иисуса и тех его учеников, которые победу над Иерусалимом считали
необходимою для полного торжества дела. Но настойчиво и упорно предупреждал он
об опасности и в живых красках изображал грозную ненависть фарисеев к Иисусу, их
готовность пойти на преступление и тайно или явно умертвить пророка из Галилеи.
Каждый день и каждый час говорил он об этом, и не было ни одного из верующих, перед
кем не стоял бы Иуда, подняв грозящий палец, и не говорил бы предостерегающе и
строго
-- Нужно беречь Иисуса!
Нужно беречь Иисуса! Нужно заступиться за Иисуса, когда придет на то время. Но
безграничная ли вера учеников в чудесную силу их учителя, сознание ли правоты своей
или просто ослепление -- пугливые слова Иуды встречались улыбкою, а беско- нечные
советы вызывали даже ропот. Когда Иуда добыл откуда-то и принес два меча, только
Петру понравилось это, и только Петр похвалил мечи и Иуду, остальные же
недовольно сказали: -- Разве мы воины, что должны опоясываться мечами?
И разве Иисус не пророк, а военачальник?
-- Но если они захотят умертвить его? -- Они не посмеют, когда увидят, что весь
народ идет за ним.
-- А если посмеют? Тогда что?
Иоанн говорил пренебрежительно:
-- Можно подумать, что только один ты, Иуда, любишь учителя.
И, жадно вцепившись в эти слова, совсем не обижаясь, Иуда начинал допрашивать
торопливо, горячо, с суровой настойчивостью:
-- Но вы его любите, да? И не было ни одного из верующих, приходивших к Иисусу, кого
он не спросил бы неоднократно: -- А ты его любишь? Крепко любишь?
И все отвечали, что любят.

35. Сцена распятия Христа

- На протяжении казни Иуду мучит мысль: А
вдруг они поймут? Еще не поздно!
- «Осуществился ужас и мечты»
- Иуду считают предателем, а он идет к ученикам
и обвиняет их в бездействии, называет
предателями.
- И в чем-то он прав. В чем?

36.

Иуда давно наметил место, где после смерти
Иисуса убьет себя»
Идет на смерть, как на встречу с Иисусом. «Так
встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус»
Зачитать. Портрет Иуды.

37. Работа с текстом

Зачитать последний абзац
Какие чувства вызывает написанное?
Каково авторское отношение к Иуде?
Деньги брошены Иудой – не из-за них убил.
Какова истинная причина убийства Иисуса, по
мнению Андреева?
Победитель или проигравший Иуда в повести?

38. Выводы:

1.Нравственная ценность заключается не в словах, а
в поступках.
2.Любовь должна быть деятельной.
3.Для того чтобы Иисус смог совершить свой подвиг
– принести жертву во имя человечества, его нужно
предать. И позор предательства Иуда взял на себя,
тем самым обессмертив не только Иисуса, но и себя.
Андреев считает предательство тоже жертвой, так
как Иуда обрек себя на вечный позор

39.

Предательство - основная идея. Впервые мотив предательства
вводится в текст заглавием (Иуда в нашем понимании – уже
предатель). Символическое значение идеи предательства
выражается сравнением Иуды со скорпионом. Предательство –
нарушение верности, в первую очередь - самому себе. Скорпион
в минуту опасности жалит сам себя, предаёт себя, т. е.
становится самоубийцей, как Иуда. Тема самоубийства звучит в
самом начале повести при помощи сравнения: "Он ссорит нас
постоянно, - говорили они, отплевываясь, - он думает что-то
свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с
шумом…". Идея предательства, определяющая главный смысл
всего произведения, через сравнение выводит читателя на иной
уровень интерпретации заголовка: всякое предательство
превращается в предательство самого себя.

40.

Особенность повести "Иуда Искариот" состоит в том,
что в ней автор пытается найти выход из
противоречия, спорит с самим собой, проверяя на
прочность неверие в человека главного героя верой
Иисуса Христа. Библейские сюжеты в творчестве
Леонида Андреева - не просто пересказ. Они
заключают в себе свой особый мир, близкий миру
Андреева. Трактуют их по-разному. Одни говорят,
что путем использования библейских сюжетов
Андреев шел от атеизма к православию, другие - что
наоборот, используя своеобразное “доказательство от
противного”, он все более уверялся в правильности
атеизма.

В данном учебном пособии собраны самые популярные сочинения по произведениям великих писателей и поэтов XX в. Эта книга поможет в короткие сроки ознакомиться с творчеством А. П. Чехова, И. Бунина, М. Горького, А. Блока, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина и других гениев русской литературы, а также окажет неоценимую услугу при подготовке к экзаменам. Данное пособие предназначено для школьников и студентов.

20. Тема любви и предательства в повести Л. Андреева «Иуда Искариот»

Л. Андреев – писатель отдельный, своеобразный. Это проявляется во всем: в самой литературной манере, в приемах письма, в темах, которые он выбирает для своего художественного анализа. Повесть «Иуда Искариот» – это попытка дать свою трактовку легендарному образу предателя самого богочеловека, попытка взглянуть на легенду с высоты человека ХХ в.

Евангельский Иуда – «персонаж» однозначно отрицательный, имя которого стало и остается нарицательным уже третье тысячелетие. Выражение «иудин поцелуй» вошло в язык и обозначает предательство, скрытое за мнимой любовью и дружбой. Андреев же делает попытку психологически обосновать предательство Иуды. Он не просто расширяет, дополняет евангельскую легенду, а создает свою, не имеющую, кроме основной фактической цепочки, ничего общего с первоначальной. Чтобы понять идею автора, необходимо проследить развитие образа главного героя, его поведение, настроение, мысли, отношения с другими с момента его появления перед читателями и до самоубийства.

Иуда появляется перед нами сначала в рассказе автора о нем. И оказывается, что слава о нем такова, что даже люди дурные осуждают его. Иуда постоянно уподобляется какому-нибудь животному, которое навряд ли может вызвать положительные ассоциации у читателя. Он – скорпион, который тихо влезает в дом, он появляется незаметно и «уползает». Петр позже сравнит его с осьминогом, и рядом с Иисусом, олицетворяющим красоту и кротость, он будет казаться ужасным чудовищем. Сама внешность Иуды, данная ему автором, кричит о двуличности: лицо его двоится, одна сторона «живая, подвижная» с «черным, остро всматривающимся глазом», другая – «мертвенно-гладкая», с глазом слепым, не реагирующим ни на свет, ни на тьму. Автор как бы говорит, что мертва половина души Иуды, ведь глаза – зеркало души. Иуда постоянно лжет, превращая свои рассказы в смешные и одновременно страшные сказки. Но Иисус спокойно и милостиво принимает Иуду, поэтому смиряются с ложью и другие ученики. Тем более, что за ложью нет дурных поступков. При этом сам Иуда жалуется, что ему лгут все окружающие, постоянно обманывая его доверие. Но вот наступает перемена в отношении Иисуса к Иуде. Жители одного городка, в котором произнес свою проповедь Иисус, несправедливо заподозрили его в краже козленка. Иисус отворачивается от Иуды после того, как тот осудил их. И здесь начинается не только новый этап в развитии отношений учителя и ученика, но и начинается авторский спор с тем, что евангелие дает нам как неоспоримую истину. Ведь Иисус у Андреева такой же, каков он в Новом завете, и здесь он – носитель принципа недопустимости суда одного человека над другим. Автор же здесь явно становится на сторону Иуды, показывая его обиженным.

Следом происходит случай, когда Иисусу с учениками удается спастись от разгневанных иудеев только благодаря тому, что Иуда своей ложью отвлекает толпу. И опять Иуда ждет похвал и благодарности, ведь он рисковал своей жизнью ради учителя, но Иисус разгневан, он против любой лжи, какой бы ни была ее цель. И опять автор явно на стороне своего героя, он прямо заявляет об этом фразой «правым оказался Иуда». Он отдает своему герою возможность уличить Фому в непоследовательности его обвинений в том, что дьявол научил Иуду солгать: «Значит, дьявол научил меня? Так, так, Фома. А я спас Иисуса? Значит, дьявол любит Иисуса, значит дьяволу нужен Иисус и правда?» Мне кажется, сам Андреев здесь, споря со священным писанием, защищает «ложь во спасение». Он жалеет Иуду, показывая его одиночество, тоску, горе. Растет обида Иуды, все более пренебрегает им Иисус. Всем находится место в доме Лазаря, кроме Иуды, которого оставляют на входе. Сам Иисус у Андреева изменяет своему принципу неосуждения и всепрощения. И на возникающий у читателя вопрос, зачем вообще примкнул Иуда к ученикам Иисуса, почему не ушел, автор дает ответ: Иуда любит Иисуса, любит его как олицетворение чистоты, святости. Но он не может ставить себя в подчинение учителю, он самостоятелен и справедливо обвиняет в несамостоятельности других учеников: все они перестали осуждать Иуду за то, что тот утаил деньги, лишь послушавшись Иисуса. Никто не оценил этого случая своим умом.

Конец ознакомительного фрагмента.



просмотров