Как выглядит аленушка из сказки. Как сложилась судьба сказочных красавиц из советских фильмов. Как все начиналось
(1848-1926). Картина была написана в 1881 году, холст, масло, 173 × 121 см. В настоящее время представлена в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Картина «Алёнушка» стала одной из самых знаменитых работ Васнецова. Художник известен тем, что в необычайно реалистичной манере изображал сюжеты из русских народных сказок. Сказочные персонажи с его подачи оказывались как живые и создавали настолько сильное впечатление у русского зрителя, что на протяжении многих десятков лет этот художник является любимым для многих жителей нашей страны и зарубежья.
Картина, о которой здесь говорится, вошла в цикл сказочных произведений Васнецова. При создании данной работы великий русский живописец взял за основу сюжет сказки «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке ». «Алёнушку» Васнецов начал писать в 1880 году и закончил в 1881 году. Пейзаж картины он рисовал на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке, а на образ Алёнушки его вдохновила случайно увиденная девушка. Вот как рассказал о пришедшем вдохновении сам Виктор Васнецов: «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё . Интересно, что изначально картина называлась по другому — «Дурочка Алёнушка». В XIX веке термином «дурочка» называли сирот.
После того как работа над картиной была закончена, Васнецов представил её на Передвижной выставке, где она пользовалась огромным вниманием, а один из критиков Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) даже назвал данное произведение одной из лучших картин русской школы.
Атмосферная картина заставляет проникнуться её настроением. Девочка, глаза и весь образ которой выражают непередаваемую грусть, рассказывает о трудной судьбе героини картины. Тишина чёрного омута пруда, тоскливая темнота хвойного леса позади Алёнушки, хмурое небо лишь только подчёркивают трагедию, которая случилась с несчастной девушкой. Удивительно, но в этой картине нет ничего сказочного и потому она поражает зрителя, который под сказочной картиной или иллюстрацией привык понимать нечто фантастическое, необычное, невозможное. Глядя же на эту картину, кажется, что та самая сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» является более реальной, чем можно подумать, является историей, к которой нужно относиться серьёзно и читать её, как нечто очень важное, скрывающее некую истину о зле и добре, коварстве и любви.
Картина «Алёнушка» Виктор Васнецов
Просмотр фильмов онлайн является для вас любимым времяпровождением? На сайте http://kinopuh.net вас ждёт большой выбор фильмов на любой вкус. Все жанры и направления, включая последние новинки.
ТАТЬЯНА КЛЮЕВА, ВАРВАРА-КРАСА
Роль в фильме «Варвара-краса, длинная коса» (1969) прославила Клюеву. Вскоре актриса вышла замуж за моряка и уехала в Севастополь. Актриса до сих пор не любит чай – на съемках ей пришлось выпить столько пиал этого напитка, что она возненавидела его на всю жизнь. А свою знаменитую косу Татьяна срезала лишь в середине 90-х.
НАТАЛЬЯ СЕДЫХ, НАСТЕНЬКА
Седых успела прославиться до кино, получив титул «самой маленькой фигуристки Союза» - девочка впервые встала на коньки в 4 года. У Роу сыграла роль Настеньки в «Морозко» (1964). После школы поступила в хореографическое училище при Большом театре. Танцевала с Майей Плисецкой. В кино снимается по сей день. Но «Морозко» так и остался ее вершиной.
АЛЛА ЛАРИОНОВА, ЛЮБАВА
В 1952-м актриса сыграла роль Любавы в киносказке Александра Птушко «Садко». Увидев ее на экране, сам Чарли Чаплин пригласил ее к себе в кино. Под нажимом партии актриса отказала великому комику. В 1957-м Алла вышла замуж за актера Николая Рыбникова, с которым прожила 33 года. В 1970-х ее популярность сошла на нет, а в 2000-м актриса умерла во сне от обширного инфаркта, ей было 69 лет.
ВАЛЕНТИНА СОРОГОЖСКАЯ, ВАСИЛИСА
На момент съемок, Валентине, сыгравшей Василису в картине Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939), было 27 лет. Больше она не снималась, говорят, отказала какой-то киношной шишке, и та перекрыла ей кислород. Дважды была замужем. Из жизни ушла в 1988-м, в возрасте 75-ти. Дочь ее живет во Франции.
ЕВГЕНИЯ ФИЛОНОВА, СНЕГУРОЧКА
В 1968 году актер Павел Кадочников поставил фильм-сказку по одноименной пьесе Александра Островского «Снегурочка». Главную роль в этом фильме сыграла выпускница Щукинского театрального училища, 22-летняя Евгения Филонова. Но потом в кино ей доставались роли второго плана. И не слишком большие роли в Московском театре имени Гоголя, где она работала. Какое-то время у Евгении был роман с Александром Збруевым. Но замуж она вышла за другого мужчину. Родила дочь. Умерла в 1988-м - от рака груди, ей был 41 год... Перед смертью, 30 декабря, просила открыть ей балкон - хотела увидеть снег.
ЛЮДМИЛА ГЛАЗОВА, ЛЮДМИЛА
В кино актриса снималась с конца 1920-х годов, но знаменитой ее сделала роль Людмилы в первой экранизации пушкинской сказки «Руслан и Людмила» (1938). В личной жизни актрисе не везло - любимый муж рано умер, а сын в 12 лет утонул. Актриса жила замкнуто и бедно. Умерла от удушья - в квартире случилась утечка газа. Ей было 73 года.
СВЕТЛАНА ОРЛОВА, АЛЕНУШКА
В 1975 году Орлова снялась в фильме «Финист - Ясный Сокол», в котором исполнила роль Аленушки. В кино играла много и часто: «Принцесса на горошине», «Ледяная внучка». После развала Союза не снималась, не считая эпизода в мелодраме «К вам пришел ангел». Сейчас 56-летняя Орлова преподает в родном хореографическом театре (по образованию она - балерина).
Развитие творческого мышления. Работаем по сказке Шиян Ольга Александровна
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Это волшебная сказка с превращением. В таких сказках герой превращается не просто в кого-то другого, но в кого-то, противоположного себе: человек в животное, ведьма в прекрасную девушку, царевна в лягушку и т. п. Мудрость сказки в том, что она учит быть готовым к непостоянству внешних характеристик, учит видеть не только различие, несовпадение противоположностей, но и возможности их перехода друг в друга. Превращение происходит мгновенно и чудесно - сказка ни о каких промежуточных состояниях не сообщает.
Зато, как и во многих подобных сказках, здесь есть герои-перевертыши, которые приняли чужой облик на короткое время. И маленький читатель должен учиться увидеть за прекрасной внешностью скрывающуюся ведьму, и наоборот, за безобразным - прекрасное. Единство противоположностей в одном герое описывает диалектическое действие объединение.
Средством решения задачи при работе с этой сказкой станет диалектическая схема. Квадраты черного и белого цвета фиксируют отношения противоположностей. Знак для обозначения объекта, одновременно обладающего противоположными характеристиками, дети будут создавать уже в ходе занятия с помощью взрослого.
1. Читаем сказку, отвечаем на вопросы
Цель. Развитие умения выделять основных действующих лиц и последовательность основных эпизодов художественного текста.
Материалы. Иллюстрации к сказке - Иванушка с Аленушкой; Аленушка с козленком; ведьма с Аленушкой и козленком; козленок на бережку; купец, Иванушка и Аленушка.
Методика проведения
Воспитатель читает сказку и показывает иллюстрации.
Затем задает вопросы по содержанию сказки и выставляет на доску сюжетные картинки, иллюстрирующие основные эпизоды. Вопросы следует задавать таким образом, чтобы детям не приходилось соглашаться или не соглашаться (отвечать «да» или «нет»), а давать развернутый ответ.
Примерные вопросы:
Кто главные герои сказки? (Тут возможно обсуждение - если дети назовут только Аленушку и Иванушку, можно спросить, является ли ведьма главным героем или нет.)
Куда пошли Аленушка и Иванушка?
О чем попросил Иванушка Аленушку в первый (второй, третий) раз? Почему он попросил об этом? Разрешила ли ему Аленушка сделать то, что он хотел? Почему? Послушался ли он сестрицу?
Послушался ли Иванушка Аленушку в третий раз? Почему? Что случилось с Иванушкой?
Куда отправились Аленушка с братцем после этого?
Что сделала ведьма с Аленушкой?
Что она захотела сделать с Иванушкой? Почему она решила его зарезать?
Важно, чтобы дети попытались восстановить причинно-следственные связи. Если они дают, например, такой ответ: «Хотела зарезать, потому что была злая», стоит удивиться: «Ну а почему она тогда не всех зверей перерезать решила? Чем ей именно козленок помешал?»
А что сказал козленок купцу, когда на речку побежал? А на самом деле он зачем побежал? А почему он купцу правду не сказал?
«Хитрости», к которым прибегают герои, ребенку понять не так просто - ведь они требуют способности занять чужую позицию, увидеть ситуацию с точки зрения разных героев.
Что спасло Иванушку? Как удалось спасти Аленушку? Что с ним после этого случилось?
Что сделали с ведьмой?
В итоге на доске выстраиваются все иллюстрации к сказке.
Воспитатель предлагает детям стать сказочниками и рассказать сказку, а картинки им в этом помогут. Дети по очереди выходят к доске и пересказывают эпизоды сказки, опираясь на иллюстрации. Воспитатель помогает восстановить связки между эпизодами, объяснить причинно-следственные связи.
2. Разыгрываем сказку по ролям
Цели. Выражение отношения к героям сказки через символические средства. Создание проблемно-противоречивых ситуаций и решение их символическими средствами.
Материалы. Значки с изображениями персонажей сказки: сестрицы Аленушки, братца Иванушки, козленка, ведьмы, купца.
Методика проведения
На этом занятии дети получают возможность в игре-драматизации выразить свое отношение к героям через такие символические средства, как движение, голос, интонация и пр.
Уже при распределении и проигрывании ролей дети столкнутся с противоречивыми ситуациями - остается ли козленок Иванушкой после превращения или нет? Кем является превратившаяся в Аленушку ведьма? Разбираться и анализироваться эти проблемные ситуации будут на следующем занятии, а сейчас важно показать детям их существование и предложить их символическое решение - через роль. Значок с героем является средством удержания роли.
Педагог напоминает детям содержание сказки и предлагает распределить роли. Уже в ходе распределения ролей возникнет вопрос о том, нужен ли отдельный исполнитель для роли козленка или его должен играть тот же мальчик, что и Иванушку.
Распределять роли стоит начать с Иванушки:
Мы сегодня разыграем сказку по ролям. Вот значки, на них изображены все персонажи сказки. Каждый актер, который будет играть чью-то роль, получит свой значок. Сначала давайте выберем, кто будет играть роль Аленушки, Иванушки.
Проблемно-противоречивая ситуация.
Вася будет играть Иванушку, а кому нам отдать значок козленка?
Если дети говорят, что нужно выбрать еще одного актера на роль козленка и отдать ему значок, стоит спросить:
То есть козленок - это уже не Иванушка? Он уже просто козленком стал? Так что, Вася должен сразу две роли играть? Но ведь тогда непонятно будет, кого он сейчас играет - Иванушку или козленка, превращенного в Иванушку.
Эти вопросы стоит задавать детям в разной формулировке, пока у кого-то из ребят не возникнет идея предложить одному актеру менять значок в ходе сказки: сначала надевать значок Иванушки, а потом - значок козленка. Может возникнуть и идея маски - она тоже вполне отражает суть превращения. Ценна сама эта идея как решение задачи, поэтому заранее готовить маску не стоит.
На этом занятии достаточно обозначить проблему и решить ее таким символическим способом (сменой значка). Заметим, что ошибки в этом не будет - так как разные значки будет надевать один и тот же ребенок - принимая роль и в одно и то же время оставаясь самим собой и становясь другим.
Проблемная ситуация возникнет и с тем, кому играть ведьму, уже превратившуюся в Аленушку. Этот вопрос возникнет только по ходу сказки, так как при распределении ролей точно будут нужны две исполнительницы - ведь в сказке самостоятельно существуют оба персонажа.
Дети могут предложить разные варианты решения: надеть Аленушке значок ведьмы, ведьме значок Аленушки или выбрать третью актрису на роль ведьмы. Все три решения возможны, так как позволяют удержать двойственность персонажа, объединение в нем противоположностей, но все варианты стоит подробно обсудить и предложить детям выбрать один.
3. Решаем диалектическую задачу с помощью схемы объединения
Цель. Решение диалектической задачи с помощью диалектической схемы объединения.
Материалы. Картинка с козленком, квадраты белый, черный, серый.
Диалектическая задача: после превращения Иванушка - козленок или мальчик?
Методика проведения
«Формально-логическая ловушка»: ребенок замечает только одну из противоположностей или «не видит» их единства.
Надо помочь детям обнаружить момент объединения противоположностей. В качестве средства, помогающего ребенку понять суть сказки, надо использовать диалектическую схему, позволяющую отразить отношения противоположностей и их перехода друг в друга.
Диалектическая задача.
Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением козленка и спрашивает: «Ребята, а кто это?»
Интересно выслушать ответы детей: обязательно надо повторить все варианты, чтобы они стали слышны участникам обсуждения. Почти наверняка кто-то простодушно ответит, что это козленок, а кто-то скажет, что это на самом деле Иванушка, превращенный в козленка. Вокруг этих вариантов и надо завязать обсуждение:
Прозвучали разные ответы, давайте все же разберемся - кто же это? Помогут нам в этом квадратики. Кто помнит, что они обозначают?
Хорошо, если дети скажут, что квадратики обозначают то, что «наоборот». Если не скажут - стоит на этом коротко остановиться:
Помните, в прошлый раз мы с вами обозначали этими квадратами то, что наоборот друг другу? Мы даже играли в такую игру - я показываю белый квадрат и называю слово, а потом показываю черный квадрат и вы называете слово наоборот. Давайте попробуем сейчас еще раз так поиграть.
В ходе игры педагог напоминает детям способ действия - в ответ на появление контрастного квадрата надо называть слово с противоположным значением.
А теперь давайте вернемся к нашей сказке. Выпил Иванушка воду из козлиного копытца и стал козленочком, говорится в сказке. Вот картинка. Так как же вы думаете, кто это теперь?
В этот момент очень важно услышать противоположные ответы и обратить на них внимание всех детей:
Ваши мнения разошлись - кто-то говорит, что это Иванушка, кто-то, что козленок. Давайте, если мы считаем, что это Иванушка, обозначим его белым квадратиком, а если считаем, что козленок - черным.
По обе стороны от картинки прикрепляются белый и черный квадраты.
Обоснование (доказательство) противоположных суждений.
Педагог говорит: «Раз есть разные мнения, значит, нужны объяснения, доказательства».
Каждое доказательство надо выслушать (или помочь детям выстроить) отдельно.
Педагог задает вопрос:
Кто считает, что Иванушка выпил из копытца и стал козленочком, а мальчиком быть уже перестал?
Вместе с детьми надо выделить на то, что он действительно стал козленком, с копытцами и рожками.
Когда дети согласятся, что Иванушка окончательно превратился в козленка, задается контрвопрос:
А как к нему обращалась и относилась Аленушка, как называла его? (Указывая на то, что она понимала, что он не только козленок, но и мальчик.) Так кто считает, что в сказке Иванушка выпил из копытца, но все-таки остался мальчиком?
Если дети согласятся, что все же это был и остался мальчик Иванушка, педагог задает еще один контрвопрос:
Ну разве у вас в группе такие мальчики, с копытцами и рожками? Вы уверены, что он остался мальчиком?
Итак, одни ребята доказывают, то Иванушка был козленком, а другие - что мальчиком. Кем же он был?
Такой вопрос уже задавался в начале обсуждения, но теперь он для детей звучит совсем иначе - ведь они уже успели «прожить» каждый вариант ответа и теперь действительно могут обнаружить проблемную ситуацию!
Скорее всего, кто-то из ребят попытается решить задачу и скажет, что это был и «мальчик и козленок одновременно» или «не совсем козленок». Это уже замечательный ответ. Казалось бы, задача решена - обнаружено объединение. Однако поиск соответствующего схематического обозначения покажет, есть ли подлинное понимание.
Педагог спрашивает:
Лена говорит, что он был и мальчиком и козленком одновременно. Но как же нам это обозначить?
Вопрос надо задать именно так, не стоит спрашивать: «Какой квадрат нам выбрать?» - это будет слишком сильно провоцировать на выбор одного из имеющихся квадратов.
Взрослый снимает с доски оба квадрата и предлагает кому-либо из детей обозначить Иванушку-козленка.
Наверняка дети сначала будут пытаться выбрать один из квадратов - в этом случае воспитатель должен напоминать:
Все-таки ты считаешь, что он был совсем мальчик? (Если выбирают белый квадрат.)
Ты считаешь, что он был совсем козленком? (Если выбирают черный квадрат.)
Смысл этого вопроса в том, чтобы дети сами открыли необходимость особого значка для объединения. Варианты могут быть разными: дети могут предложить взять сразу два квадрата (в этом случае стоит спросить - почему квадратов два, ведь речь идет об одном персонаже), сдвинуть два квадрата, взять один квадрат, но двух цветов и пр. Если кто-то предложит взять оба квадрата и попытается их сдвинуть и наложить друг на друга (например), нужно радостно отметить это предложение.
Диалектическое преобразование.
Только в том случае, если ребята сами предложат один из вариантов объединения черного и белого, воспитатель предлагает им серый значок.
Я вижу, вы хотите сказать, что квадратик должен быть в одно и то же время и черным и белым, но не знаете, как это сделать. Давайте я вам предложу вот такой значок.
Если взрослый чувствует, что детям по силам и более сложный вопрос, можно предложить им решить эту «задачу в задаче» самим:
Я вижу, что вы хотите сказать, что квадратик должен быть одновременно и черным и белым, но вот как это сделать?
После введения значка педагог подводит итог:
Итак, что же у нас будет обозначать серый значок?
Очень важно, чтобы схема не стала самоцелью, а помогла детям уловить диалектику ситуации: чудесное объединение противоположных характеристик - мальчика и козленка - в одном персонаже.
4. Решаем диалектическую задачу с помощью схемы объединения
Цель. Решение диалектической задачи с помощью схемы объединения.
Материалы. Картинка с изображением девочки, белый, черный, черно-белый квадраты.
Методика проведения
Теперь проблемная ситуация разворачивается вокруг картинки с изображением Аленушки: дело в том, что за внешностью Аленушки в сказке скрывается то девушка, то ведьма. Купец попал впросак, что не понимал этого, слепо доверяя своим глазам. Решением задачи будет открытие превращения.
Диалектическая задача: за внешностью Аленушки скрывается девочка или ведьма?
«Формально-логическая ловушка»: дети могут не заметить превращения - того, что в одних эпизодах сказки за одним и тем же внешним обликом может скрываться девочка, а в других - ведьма.
Сначала обсуждение ведется в том же ключе, что и решение предыдущей задачи, хотя ситуация несколько отличается: в сказке есть персонаж, противоположный Аленушке - в отличие от настоящего козленка ведьма в сказке присутствует в своем натуральном виде. Это значит, что за одной и той же внешностью может скрываться то девушка, то ведьма. На примере этого персонажа можно обсудить сначала объединение, а потом превращение. Задачу надо сформулировать чуть иначе, чем в случае с козленком, чтобы дети не действовали по образцу.
Диалектическая задача.
Воспитатель говорит:
Помните, что сделала ведьма в сказке? Да, она превратилась в Аленушку и стала жить в доме купца. А вот кем она стала после превращения - ведьмой или Аленушкой?
Обоснование (доказательство) противоположных точек зрения.
Скорее всего, первым прозвучит ответ, что это Аленушка. Следует поддержать эту первую версию и спросить:
Из чего в сказке видно, что она была Аленушкой?
Хотелось бы, чтобы дети вспомнили, что купец ее принимал за свою жену («не распознал» в ней ведьму) - значит, ведьма совсем стала как Аленушка.
После этого звучит контрвопрос:
Так что, она превратилась в девушку, и теперь можно сказать, что это уже Аленушка?
Только когда дети возмутятся, педагог спрашивает:
А из чего в сказке видно, что она была ведьмой?
Дети должны вспомнить, как она себя вела, как хотела зарезать Иванушку, как подговаривала на это купца.
Значит, она все же осталась ведьмой?
Возвращение к решению диалектической задачи при помощи схемы.
Воспитатель прикрепляет к доске квадраты и говорит:
Давайте черным квадратом обозначим ведьму, а белым - Аленушку. А как же нам обозначить, что ведьма превратилась в Аленушку?
Скорее всего, дети скажут, что Аленушку стоит обозначить черно-белым квадратом. Если же этого не происходит - можно построить работу так же, как при обсуждении Иванушки-козленка.
Если дети единодушно предлагают черно-белый квадрат, педагог говорит: «Я думаю - черно-белый: вдруг это уже не Аленушка, а ведьма в ее обличии?»
Если ребята соглашаются, что это Аленушка, превращенная в ведьму, воспитатель говорит: «А может, это настоящая Аленушка, и ее можно обозначить белым квадратом?».
Когда дети подтвердят, что вполне такое может быть, воспитатель повторяет вопрос: «Так какой же значок можно подобрать к картинке с изображением Аленушки?».
Диалектическое преобразование.
Результатом обсуждения может быть вывод, что, в зависимости от эпизода сказки, нужно использовать то белый (в начале), то черно-белый квадратик. Кто-то из ребят может обнаружить, что белым квадратиком можно обозначить и Аленушку в самом конце сказки.
5. Рисуем иллюстрации к сказке
Цели. Развитие способности выражать отношение к героям сказки через символические средства.
Материалы. Серый, черный, белый квадраты.
Методика проведения
В начале занятия педагог предлагает детям вспомнить те открытия, которые были сделаны в ходе работы со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», затем говорит: «Посмотрите, сегодня на доске нет никаких картинок - только квадратики. А вы сможете расшифровать, что они обозначают?»
По ответам ребят можно судить, насколько им удалось усвоить суть схемы объединения.
Если дети будут говорить, что это Иванушка, превратившийся в козленка, или ведьма, превратившаяся в Аленушку, - замечательно. Если же будут звучать другие версии (Иванушка, Аленушка), обязательно стоит остановиться и поставить перед детьми вопрос:
Вася говорит, что серый квадратик обозначает Аленушку, а Петя - Аленушку, превратившуюся в ведьму. Кто же из них прав?
Следует обязательно выслушать все версии и завершить обсуждение только тогда, когда будет получено убедительное объяснение, что черно-белый квадрат обозначает одновременность противоположностей - девочки и ведьмы, мальчика и животного.
Далее педагог предлагает каждому ребенку выбрать эпизод сказки, который он хочет нарисовать. Выбор эпизода для дошкольников - серьезная задача: они очень подражательны и часто принимают чужие предпочтения за собственные. Поэтому воспитатель выслушивает детей, помогает им объяснить свой выбор эпизода и делает акцент на том, что всем понравились разные моменты сказки.
Дети рисуют понравившийся фрагмент. По окончании работы детям предлагается рассказать, что они изобразили; можно обсудить, какой эпизод изображался чаще всего, т. е. оказался самым любимым в группе, и почему. Очень важно посмотреть, насколько часто в рисунках и рассказах детей встречаются диалектическое действие объединения или превращения (изображаются ли персонажи-перевертыши, рассказывают ли о них дети).
Детские рисунки скрепляют в одну книжку под названием «Мы читаем сказку „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“», к которой педагог рисует обложку. Сюжет для обложки тоже можно придумать вместе с детьми; рисунок должен соответствовать названию - изображать, как дети читают сказку.
Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья НиколаевнаТема недели «Сказка к нам приходит» Занятие 27. Баба-яга(Рисование гуашью)Программное содержание. Продолжать учить рисовать сказочного персонажа, самостоятельно подбирать и отображать в работе особенности и характерные черты задуманного образа. Закреплять умение
Из книги Развитие творческого мышления. Работаем по сказке автора Шиян Ольга АлександровнаСказка «Колобок» «Колобок» открывает собой очень интересную группу сказок, в которую входят «Заюшкина избушка», «Репка» и многие другие.Во всех этих сказках героям надо решить некоторую задачу. Например, зайчику из сказки «Заюшкина избушка» надо выгнать лису, а в
Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих ВильгельмСказка «Заюшкина избушка» В «Заюшкиной избушке» так же, как и в «Колобке», герои выстраиваются в серии по двум основаниям: по размеру и по скрытому качеству.Однако если при работе с первой сказкой педагог сам предлагал детям два основания и просил только выстроить в
Из книги Сказки для всей семьи [Арт-педагогика на практике] автора Валиев СаидСказка «Разумница» В фольклоре немало сказок, аналогичных «Разумнице»; во всех подобных сказках героине приходится выполнять сложные задания. Звучат они, на первый взгляд, довольно странно и как будто нарушают все законы логики: требуется прийти «ни босым, ни обутым»,
Из книги Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок автора Шульман ТатьянаСказка «Скатерть, баранчик и сума» Сказка эта очень любопытна: журавль дарит старику подарки, а тот, по своему простодушию, теряет их один за другим. Первые два подарка - скатерть-самобранка и волшебный баранчик - очень привлекательны, но старик расстается с ними из-за
Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия БорисовнаСказка «О щуке зубастой» «Не рой другому яму - сам в нее попадешь» - так можно выразить основную мысль этой коротенькой сказки. Начинает герой действовать себе во благо, а другим во вред, и думает, что так оно все время и будет продолжаться. Но то, что направлено против
Из книги Нежные мальчики, сильные девочки… автора Гусева Юлия ЕвгеньевнаСестрица Аленушка и братец Иванушка Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка.Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки.Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому
Из книги автора Из книги автораСказка про Время Вечер. Умничка сердито сидит в темноте своей комнаты. Время идёт. Никто не заходит. В конце концов, Умничка не выдержала:– Лучик, ты где?Лучик был самым близким другом Умнички.– Я здесь, так же, как всегда! Только ты сейчас, пока сердишься, меня не можешь
Из книги автораСказка-быль, или Чудо-Юдо хитрющее Ах, Тверская земля, иван-чай-трава! Красотой обильная, возьми нас под руку свою, святую да сильную!Течёт Волга-Матушка, поёт в храме батюшка. Каждый счастье создаёт, сердцем радость мерит.Всё, что любит, тем живёт, любит, как умеет.За
Из книги автораСказка про страх Вообще-то, Генка мало чего боялся. Ему нравились опасность и риск. Он мог съехать с горы на велосипеде по такому крутому склону, что если бы Мама увидела, Генка был уверен, – выволочкой бы дело не ограничилось. Сердце его сладко замирало и падало в глубину
Из книги автораСказка о Пушистике Глава первая. Начало приключения Однажды, на самом краю Вселенной, на зелёной планете Айя, произошло довольно-таки рядовое событие. С Небушка на планету спустилось существо. Оно было удивительным. В том смысле, что всех вокруг удивляло и само всему
Из книги автораСказка-вопрос Жарко. Лето. Высокое небо полно прозрачным знойным воздухом. Пыль дорог приятно обнимает осторожные ноги многочисленных путников.Перекрёсток двух дорог. Это не просто место на земле. Это развилка судьбы. Чей-то выбор. А выбор – это, чаще всего, встреча.
Из книги автораСтарая сказка на новый лад Прочтите детям какой-нибудь маленький рассказик, сказку или отрывок.Теперь предложите прочитать эту историю самим детям. Только пусть они перевоплотятся в кого угодно – в старика или двухлетнего ребенка, карлика, великана, разбойника или
Из книги автора Из книги автораСказка о… (вставить имя вашего ребенка) Жили-были Мама и Папа. Это были очень хорошие Мама и Папа, жили они очень дружно. Вместе гуляли, ходили в кино, в гости, зимой катались на лыжах, а летом ездили в лес. Маме и Папе было очень хорошо вместе, но иногда у них появлялось
В русской народной сказке два главных героя – девушка Аленушка и брат ее, Иванушка. Родители у них умерли рано, и девушке пришлось брать с собой на работу маленького брата. По дороге на работу маленький Иванушка очень захотел пить и, не послушав сестру, напился из козьего копытца, отчего и стал козленочком. Помощь к брату с сестрой пришла от проезжего купца, который женился на Аленушке и козленочка тоже в семью взял.
Жили они втроем хорошо, но появилась злая ведьма, которая обманом Аленушку заманила на речку, да там ее и утопила. А сама Аленушкой прикинулась и заняла ее место в доме. А поскольку козленочек все видел, стала ведьма купца просить извести козленочка. Тот на речку побежал, у сестры помощи просить, да не могла Аленушка из реки сама выбраться – тяжелый камень ей мешал. На счастье, слуги услышали, как Иванушка с Аленушкой у реки разговаривают и купца позвали. Вытащили Аленушку из реки, а козленочек на радостях обратно в Иванушку превратился. Ведьму же прогнали из города. Таково краткое содержание сказки.
В чем смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
Главный смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в том, что детям надо обязательно слушаться старших. Дети должны понимать, что старшие – опытнее, мудрее, они уже знают, какие опасности может скрывать окружающий мир. Вот Иванушка не послушал Аленушку – а сколько бед и горя это принесло им обоим? Есть в сказке и определенный иносказательный смысл. Очень важно предоставить детям хорошие «источники» жизненного опыта. Если ребенок берет всё от хорошего «источника» — он станет хорошим человеком. А если «источник» плохой, то из ребенка может получиться плохой, вредный для общества человек. Применительно к данной сказке скажем так: «Из козьего источника напьёшься — козлом станешь, а из человеческого — человеком вырастешь».
Чему учит сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
Немало поучительных моментов в сказке. Прислушивайтесь к голосу старших, особенно родных людей. Они живут дольше, жизнь знают лучше, они и помогут избежать ненужных ошибок. А если уже попал в беду, то своих оставлять негоже. Помоги человеку исправиться, подняться. Терпение, любовь, вера в лучшее — этими понятиями никогда пренебрегать не стоит. Что ещё можно сказать? Любовь и радость творят чудеса. А вот коварство, интриги до добра не доведут. Интриги — это удел слабых. Слабые люди искренними не бывают. Интрига, которую затеяла ведьма, привела к её же падению.
В сказке мне понравился купец, который оказался порядочным человеком. Узнав, в какую беду попала Аленушка, он помог и ей и братцу Иванушке, что козленочком стал. А когда злая ведьма козни свои строила, купец пришел на помощь Аленушке сразу же, как узнал, что с ней приключилось.
Привязанность Аленушки и Иванушки друг к другу хорошо описывается пословицей «Их водой не разольешь», а жизнь в семье купца характеризует другая пословица — «Своя семья – самые верные друзья». А в целом, к сказке хорошо подходит пословица «Добро не умрет, а зло пропадет».