Какой город сожгла ольга. Когда и как крестилась княгиня ольга

Какой город сожгла ольга. Когда и как крестилась княгиня ольга

Могучее, казалось, государство оказалось на грани развала. В Киеве оставалась жена Игоря Ольга с малолетним наследником, . Древляне отложились от Киева и перестали уплачивать дань . Однако русская верхушка сплотилась вокруг княжны Ольги и не только признала ее права на престол до совершеннолетия сына, но и безоговорочно поддержала княгиню.


Иллюстрация. Княгиня Ольга и дружина.

К этому времени княгиня Ольга находилась в расцвете своих физических и духовных сил. С первых шагов своего правления она проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Прежде всего княгиня отомстила древлянам за смерть великого князя и мужа. Она приказала убить древлянских послов, которые пришли в Киев сватать ее за своего князя Мала.

Затем она сама двинулась с войском в древлянскую землю. В бою древляне были разгромлены. На побежденных вновь была наложена тяжелая дань. Единство государства было восстановлено.

Но не только жестокими наказаниями и силой утвердила свою власть Ольга. Как умная и дальновидная правительница, она понимала, что полюдье с его насилиями, порой с бесконтрольным взиманием дани вызывает в людях недовольство, а это грозит самому существованию молодого государства. И великая княгиня пошла на реформы. Она изменила систему сбора дани, начав это с древлянской земли. Теперь население уплачивало дань по твердым нормам. Определила она и места, куда дань ежегодно должна была свозиться самим населением. Это были так называемые погосты. Там ее принимали представители княжеской администрации и отправляли в Киев. Затем Ольга двинулась с дружиной по другим русским землям и повсюду устанавливала новые нормы — их назвали уроками — и учреждала погосты.

Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Руси. Государство сделало еще один шаг в своем развитии.


Установив порядок внутри Руси, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику. Ей надо было показать, что времена смуты не поколебали силу и международный авторитет Руси. В 957 г. она отправилась в Константинополь во главе многолюдного посольства, которое насчитывало более ста человек. Княгиня была принята там по самому высокому рангу. Византийский император, писатель, крупный дипломат Константин Багрянородный дал в ее честь обед. В ходе бесед император и Ольга подтвердили действие прежнего договора, заключенного еще Игорем, как и военный союз двух государств. Этот союз отныне был направлен против Хазарии и Арабского халифата.

Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

Иллюстрация. Крещение княгини Ольги в Византии.

К X в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство. Одни сделали это под влиянием папского Рима, другие — под воздействием Византийской империи. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их культуру, поднимало престиж крестившихся правителей. Не случайно народы Западной Европы, принявшие крещение на 300 — 500 лет раньше народов Восточной Европы, обогнали их в своем развитии. Но повсюду этот процесс был болезненным, так как он означал отказ от привычной народам языческой религии.

Ольга понимала, что дальнейшее укрепление страны невозможно без принятия христианства. Но она одновременно понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому она решила креститься сама и тем самым подать пример остальным. Вместе с тем ей было на кого опереться. Среди купцов, горожан, части бояр было уже немало людей, принявших христианство.

Для самой Ольги крещение было не только вопросом политики, но и ответом на многие вопросы совести. К этому времени она многое пережила: трагическую смерть мужа, кровавые расправы с врагами. Порой мы считаем, что все это проходит бесследно для человеческой души. Это не так — в зрелом возрасте человек непременно подводит итоги своей жизни. Спрашивает себя — зачем он жил, каково его место в этой жизни. Язычество искало ответы на эти вопросы в могучих явлениях природы, в действии богов. Христианство обращалось к миру человеческих чувств, человеческому разуму и вере в вечную жизнь человеческой души, но при условии, что человек на земле будет праведным: справедливым, гуманным, терпимым к людям.

На этот путь и встала Ольга на склоне своих лет. Но она обставила крещение так, чтобы принести как можно больше славы своему Отечеству. Она крестилась в храме Святой Софии — главном храме Византии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее константинопольский патриарх. Отныне Ольга стала христианкой по православному, византийскому образцу, в отличие от римского, католического обряда.

После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству и Святослава, но сын рос ярым язычником. Он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение. Вскоре языческая группа устранила Ольгу от управления. Всю полноту власти взял молодой Святослав. Это произошло в 962 г.

О том, когда родилась и какого происхождения была великая княгиня Ольга Александровна, ученые спорят до сих пор. Одни прослеживают ее род от правившего в Болгарии князя Бориса, другие считают ее дочерью . А монах Нестор, автор , утверждает, что киевская княгиня Ольга была простого рода, и говорит о деревеньке под Псковом как о месте ее рождения. Достоверно подтвержденные факты составляют лишь очень краткую биографию княгини Ольги.

По наиболее известной легенде, Игорь Рюрикович познакомился с Ольгой во время охоты на переправе через реку. Князь принял ее за юношу и попросил перевезти на другой берег. Ольга отличалась не только красотой и чистыми помыслами, но и умом. Она покорила князя настолько, что он через некоторое время вернулся и женился на ней.

Когда князь Игорь покидал Киев, уводя дружину в очередной поход, именно Ольга занималась всеми политическими делами, принимала послов, говорила с наместниками. Основываясь на этом, можно сказать, что правление Ольги, которая при Игоре занималась проблемами внутренней жизни страны, фактически началось еще до гибели мужа.

После убийства князя Игоря в 945 г. древляне отправили к княгине посольство с предложением стать женой их князя Мала. Посольство встретили по приказу Ольги с честью, однако позже гостей сбросили в специально вырытую яму и живьем закопали. Затем Ольга отправила Малу требование прислать самых достойных послов, чтобы прийти с великой честью в земли древлян. На этот раз для гостей истопили жаркую баню, где их и сожгли. Но на этом месть Ольги не была окончена. Послы княгини сообщили древлянам, что княгиня хочет справить на могиле Игоря тризну и просит приготовить мед, а после этого выйдет за Мала. Древляне согласились. Ольга прибыла в их земли с малой дружиной. Древляне во время тризны опьянели от собственного меда и были убиты дружинниками княгини.

Через год древляне были разбиты, а Коростень, их главный город, - сожжен. Взятие хорошо укрепленного Коростеня не обошлось без хитрости. Ольга потребовала с каждого двора дань - трех голубей и трех воробьев. Жители выполнили это желание княгини, а она приказала дружинникам привязать к лапкам птиц легко воспламеняющийся трут и выпустить на волю. Люди, которым удалось бежать из горящего города, были убиты. На уцелевших была наложена тяжкая дань.

Следующим важным решением после усмирения древлян стала замена полюдья на погосты (области). Для каждого погоста княгиня установила урок, размер которого был фиксированным. Налоговая реформа Ольги помогла упорядочить систему сбора податей и укрепить авторитет Киева. Пока сын княгини Ольги и Игоря, Святослав , был ребенком, она пользовалась всей полнотой власти. Но правление Ольги на Руси не закончилось, когда Святослав повзрослел, поскольку князь большую часть времени проводил в военных походах.

Заслуживает внимания и внешняя политика княгини Ольги, которая осуществлялась посредством дипломатии. Княгиня смогла укрепить связи с Византийской империей и Германией. В 957 г. она отправилась в Константинополь. По одной из версий, поездка Ольги в Царьград имела своей целью брак Святослава. Благодаря тесным контактам с греками княгиня прониклась христианской верой и приняла крещение из рук императора Константина 7-го и патриарха Феофилакта. При крещении ей было дано имя Елена. Византийский император не остался равнодушен к красоте и уму русской княгини и предложил ей руку и сердце. Ольга смогла отклонить его предложение, не нанеся обиды. В отличие от матери Святослав остался язычником, хоть и не препятствовал обращению в христианскую веру других. Ольга оказала сильное влияние на сына Святослава -

Княгиня Ольга Киевская – одна из самых загадочных исторических личностей. Несмотря на то, что она оставила заметный след в русской истории, в ее биографии немало белых пятен. А некоторые исследователи даже сомневаются: существовала ли такая персона на самом деле?

Официальная версия биографии

Она гласит, что Ольга была женой киевского князя Игоря Рюриковича, который в 945 году погиб, собирая дань с древлян. На тот момент старшему сыну их исполнилось всего три года, и Ольга взяла правление в свои руки.

Правление Ольги длилось целых 15 лет: с 945 по 960 год. Сначала княгиня по обычаям того времени отомстила древлянам за убийство мужа. Летописи утверждают, что древлянский князь Мал дважды засылал к ней сватов с просьбой выйти за него замуж ради объединения их земель. Но Ольга оба раза жестоко умерщвляла послов. В первый раз она повелела бросить их в яму и засыпать землей, второй раз – сжечь в бане. Затем она с дружиной совершила два похода в земли Мала, перебив более 5 000 древлян и уничтожив их столицу – город Искоростень.

При Ольге впервые на Руси началось каменное строительство, она упорядочила сбор налогов, облагораживала русские земли, строила храмы в честь христианских святых, укрепляла связи с Германией и Византией. 11 июля 969 года княгиня Ольга скончалась и была похоронена по христианскому обряду. По преданию, мощи ее остались нетленными.

Ольга считается первым правителем Руси, принявшим христианское крещение. В XVI веке Русская Православная церковь причислила ее к лику святых.

Путаница в источниках

О княгине Ольге рассказывает множество исторических источников: «Степенная книга» (1560-1563 гг.), «Повесть временных лет», сборник «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного, Радзивилловская и некоторые другие летописи. И нередко сведения в них расходятся друг с другом.

Так, по некоторым сведениям, княгиня родилась в 893 году. Но из «Повести временных лет» следует, что она вышла замуж в 903 году, а своего первенца родила в 942 году. Тогда получается, что княгиней она стала в 10 лет, а матерью - в 49. Это выглядит, мягко говоря, сомнительным. По мнению современных историков, Ольга скорее могла появиться на свет в период с 920 по 928 год.

Неясным остается и происхождение. «Житие княгини Ольги» утверждает, что родом она из псковской деревни Выбуты, из семьи простолюдинов. В свою очередь, в Иоакимовской летописи говорится, что она происходила из знатного рода Изборских, корни которого уходят к варягам. (Кстати, имя Ольга очень схоже с древнескандинавским Хельга). Типографская летопись конца XV века и Пискаревский летописец даже называют Ольгу родной дочерью Вещего Олега, который был регентом при князе Игоре Рюриковиче.

Замужество Ольги – еще один противоречивый факт. Если верить «Повести временных лет», Игорь и Ольга впервые встретились в лесах под Псковом, где молодой князь охотился. Ему нужно было переправиться через реку на пароме. Паромщиком оказался прекрасный юноша, который на самом деле был девушкой в мужской одежде. Игорь был так поражен ее красотой, что тут же воспылал к ней желанием. Но девушка решительно отказалась становиться его наложницей. Когда позднее пришло время выбирать невесту, князь официально послал к красотке гонцов, и на этот раз она согласилась стать его женой. Есть и другая легенда: невесту Игорю выбрал князь Олег. Вот что говорится в Иоакимовской летописи: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек в свое имя Ольга».

Еще один любопытный факт – крещение Ольги. Тут в источниках тоже встречаются разночтения. Большинство историков считают, что княгиня перешла в христианскую веру в 957 году в Константинополе. Ее восприемниками стали византийский император Константин VII и священник Феофилакт. При крещении Ольга получила имя Елена. В сборнике же Константина Багрянородного говорится, что в Константинополь Ольга прибыла уже крещеной.

Две княгини Ольги?

А что если на самом деле существовало две Ольги? В ту эпоху на Руси практиковалось многоженство, и даже летописи упоминают, что у князя Игоря было несколько жен. Не исключено, что на одной из них он женился в 903 году, а сына Святослава родила ему другая Ольга… Этим и объясняется путаница с датами…

Так что не исключено: та Ольга, которая чинила зверские расправы над древлянами и та, что мудро правила Киевской Русью и была причислена церковью к лику святых равноапостольных – это совершенно разные личности.

Она была первой женщиной, ставшей правительницей одного из самых больших, по тем временам, государств — Киевской Руси. Месть этой женщины была страшна, а правление сурово. Воспринималась княгиня неоднозначно. Кто-то считал ее мудрой, кто-то жестокой и хитрой, а кто-то настоящей святой. В историю княгиня Ольга вошла, как создатель государственной культуры Киевской Руси, как первый правитель, принявший крещение, как первая русская святая..

Княгиня Ольга стала известна после трагической смерти своего мужа


Еще будучи совсем молодой девушкой, Ольга стала женой великого князя киевского, Игоря. Согласно преданиям, их первая встреча была довольно необычной. В один из дней, молодой князь, пожелавший переправиться через реку, с берега подозвал к себе плывущего в лодке человека. Разглядел он своего сопровождающего уже только после того, как они отплыли. На удивление князя, перед ним сидела девушка, к тому же невероятной красоты. Поддавшись чувствам, Игорь стал склонять ее к порочным действиям. Между тем, поняв его помыслы, девушка напомнила князю о чести правителя, который должен быть достойным примером для своих подданных. Пристыженный словами юной девы, Игорь оставил свои намерения. Отметив разум и целомудрие девушки, он расстался с ней, храня в памяти ее слова и образ. Когда же пришло время выбирать невесту, ни одна из киевских красавиц не пришлась ему по сердцу. Вспомнив незнакомку с лодкой, Игорь послал за ней своего опекуна, Олега. Так Ольга стала женой Игоря и русской княгиней.


Однако, известна княгиня стала только после трагической смерти своего мужа. Вскоре, после рождения сына Святослава, князь Игорь был казнен. Он стал первый правителем в истории России, который погиб от рук народа, возмущенному неоднократным взиманием дани. Наследнику престола было на тот момент всего три года, поэтому фактически вся власть перешла в руки Ольги. Правила она Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого, в действительности, правителем оставалась княгиня, так как ее сын большую часть времени отсутствовал в военных походах

Получив власть, Ольга безжалостно отомстила древлянам


Первое, что она сделала — безжалостно отомстила древлянам, виновным в смерти ее мужа. Делая вид, что она согласна на новый брак с князем древлян, Ольга расправилась с их старейшинами, а потом подчинила и весь народ. В своей мести княгиня использовала любые методы. Заманивая в нужное для нее место древлян, по ее приказу, киевляне закапывали их живьем, сжигали, и кровожадно побеждали в бою. И только после того, как Ольга закончила свою расправу, она принялась за управление Киевской Русью.

Княгиня Ольга — первая русская женщина, официально принявшая христианство


Свои основные силы княгиня Ольга направила на внутреннюю политику, которую старалась осуществлять дипломатическими методами. Объезжая русские земли, она подавила бунты мелких поместных князей и провела ряд важных реформ. Самой главной из них была — административно-налоговая реформа. Другими словами, она установила центры торговли и обмена, в которых упорядоченно происходили сборы податей. Финансовая система стала крепкой опорой княжеской власти в дальних от Киева землях. Благодаря правлению Ольги значительно выросла оборонная мощь Руси. Вокруг городов вырастали крепкие стены, были установлены первые государственные границы России — на западе, с Польшей.

Княгиня укрепила международные связи с Германией и Византией, а отношения с Грецией открыли Ольге новый взгляд на христианскую веру. В 954 году княгиня, с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии, отправилась в Константинополь, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным.


Прежде, чем решиться на крещение, княгиня два года знакомилась с основами христианской веры. Посещая богослужения, она поражалась величию храмов и собранных в них, святынь. Княгиня Ольга, получившая при крещении имя Елена, стала первой женщиной, официально принявшей христианство в языческой Руси. По возвращении, она велела строить по погостам храмы. В период своего правления великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По ее указу был построен город Псков, где был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы. По преданию, место будущего храма ей было указано, сходящими с неба лучами.

Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси


Княгиня попыталась приобщить к христианству и своего сына. Несмотря на то, что многие дворяне уже приняли новую веру, Святослав остался верен язычеству. Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси. Но ее внук, будущий князь Владимир, продолжил миссию своей обожаемой бабушки. Именно он стал крестителем Руси и основал церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, куда и перенес мощи святых и Ольги. При его правлении княгиня стала почитаться, как святая. А уже в 1547 году была официально причислена к лику святой равноапостольной. Стоит отметить, что такой чести удостоились только пять женщин в христианской истории — Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина. На сегодняшний день Святая княгиня Ольга почитается, как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Ее называли "начальницей веры" и "корнем Православия", поскольку именно она стала предтечей христианства на Руси. Ряд исследователей предполагает, что жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась 1059 лет назад . Существует и устойчивое мнение, что крестилась равноапостольная княгиня в Киеве в 955 г., (поскольку сюжет этот подробно описан в "Повести временных лет" именно под 955 годом), а путешествие в Византию предприняла в 957 г., будучи христианкой. Документальные исторические источники не дают однозначного ответа на этот вопрос.

Житие так повествует о трудах Ольги: "И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечений, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения".

Автор "Степенной книги" пишет: "Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания".

Преподобный Нестор летописец повествует: "Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа".

Поручив Киев подросшему сыну Святославу, Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги "хожением", оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. "Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге", - повествуется в житии святой Ольги.

Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933-956 гг.), а восприемником из купели (крестным отцом) стал император Константин Багрянородный (912-959 гг.), оставивший в своем сочинении "О церемониях византийского двора" подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII в. русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: "Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос".

Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: "Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня". (После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна.) При крещении княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены (древнегреч. "факел". - С. М .), много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами, а главное - с твердой решимостью обратить свой народ в христианство. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого киевского князя-христианина. С проповедью веры она отправилась на родной Север, во Псковские земли, откуда была родом. Действительно, это ведь псковская деревенька Выбуты (вверх от Пскова по реке Великой) подарила "дивную в девицах", принявшую христианство за три десятилетия до крещения Руси ее внуком Владимиром. Иоакимовская летопись уточняет, что Ольга (Хельга, Вольга) принадлежала к роду князей Изборских - одной из древнерусских княжеских династий.

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба "три пресветлых луча". Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: "Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем". На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова, именовавшегося с тех пор "Домом Святой Троицы". Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

Материнские усилия княгини Ольги имели драматический и даже трагический результат: вполне успешный воин, ее сын Святослав оставался язычником, по его распоряжению был убит племянник Ольги Глеб. Ольга горько пеняла сыну "...сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти - вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото ко святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню ".

Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. Накануне смерти блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение, причастилась; все время пребывала в усердной молитве к Богу и Пречистой Богородице; призывала всех святых; с особенным усердием молилась о просвещении по ее смерти земли Русской; предвидя будущее, неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великими святыми ; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга пред своей кончиной.

11 июля 969 г. святая Ольга скончалась, "и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки, и все люди". Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 г., который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.

Бог прославил "начальницу веры" в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в раку, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел их через оконце, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце не открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.

Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Несомненно прав историк Н. М. Карамзин, отнесший княгиню к первым русским паломницам.

Иллюстрации: Княгиня Ольга (художник Бруни); Крещение кн. Ольги (Б. А. Чориков (1807-1840-е гг.), выпускник Академии художеств); Княгиня Ольга (художник Васнецов); памятник кн. Ольге в Киеве (восстановленный в 1996 г. проект 1911 г. скульпторов И. П. Кавалеридзе и Ф. П. Балавенского, фото автора); памятник кн. Ольге во Пскове (скульптор В. Клыков, 2003).



просмотров