Нестандартный урок по шекспиру гамлет. Материалы для уроков по творчеству Шекспира методическая разработка по литературе (9 класс) на тему. «Гамлет» как художественное открытие Шекспира

Нестандартный урок по шекспиру гамлет. Материалы для уроков по творчеству Шекспира методическая разработка по литературе (9 класс) на тему. «Гамлет» как художественное открытие Шекспира

    Учебник/литература:

    Оборудование:

    Ход урока:

    1. Организационный момент
    2. Проверка домашнего задания

    Опрос.

    1. Объяснение нового материала

    2. Слово учителя.

    1. Закрепление материала

    Работа с текстом.

    Ты впрямь любил когда—нибудь отца,

    Отчего Гамлет симулирует сумасшествие? Как эта сцена повлияла на дальнейший ход событий?

    Вывод:

    1. Домашнее задание:

    1. Выучить монолог наизусть.

    2. Стр. 68, вопросы 6-10.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе на тему:" У.Шекспир «Гамлет». История создания трагедии" »

Тема урока: У.Шекспир «Гамлет». История создания трагедии.

Цель: Познакомить учащихся с личностью и биографией драматурга, историей создания трагедии «Гамлет».

Задачи урока:

    Формирование знаний об особенностях эпохи Возрождения, искусстве и литературе того времени, особенностях жанра классицистической трагедии. Помочь учащимся понять сложный духовный мир людей эпохи Возрождения.

    Прививать интерес к творчеству художников и драматургов эпохи Возрождения.

    Развивать навык самостоятельной работы с текстом, критической литературой, умение работать над рефератом, развивать речь, логическое мышление.

Учебник/литература: Учебник литературы, Аникст А. «Трагедия Шекспира «Гамлет».

Оборудование: Репродукции с картин художников эпохи Возрождения, текст трагедии.

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

Опрос.

Что означает термин «Возрождение»?

Каковы основные особенности культуры Возрождения?

В эпоху Ренессанса, опираясь на античность, гуманисты выдвинули идеал свободного, всесторонне развитого, гармоничного человека. Культура Возрождения открыла в человеке личность, имеющую право на свободное проявление своих качеств.

Что означает понятие «гуманизм»?

Какие новые жанры появились в литературе?

    Объяснение нового материала

1. Выступления учащихся с рефератами по биографии Шекспира.

2. Слово учителя.

Почти все творчество Шекспира является подтверждением тому, что исторические реалии, которые мы находим в произведении, являются лишь фоном для описания человеческой драмы. В трагедии в качестве сюжета использована легенда о принце Датском, которая давно забыта, а образы, созданные Шекспиром, живут и будут жить. В чем же причина этого феномена? Наверное, в том, что герой мучительно старается понять, в чем смысл существования человека, если мир устроен так несправедливо.

    Закрепление материала

Работа с текстом.

Где происходит действие трагедии? (Дания, королевский замок Эльсинор)

Чем объясняют Горацио Марцелл появление призрака? (Приближение войны с норвежским королем Фортинбрасом).

Ради чего явился призрак? (Коварный Клавдий лишает его всего, призрак взывает к отмщению).

Ты впрямь любил когда-нибудь отца,

Отомсти за подлое его убийство

–Отчего Гамлет симулирует сумасшествие? Как эта сцена повлияла на дальнейший ход событий?

Можно ли во всем винить Гамлета? Прочтите монолог «Быть или не быть…»

Вывод: Гамлет попал в ситуацию, когда нужно убивать из мести, а ему претит убийство вообще, а тем более из мести.

    Домашнее задание:

1. Выучить монолог наизусть.

2. Стр. 68, вопросы 6-10.

    Подведение итогов урока, оценивание

II семестр

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Тема. Трагедия В. Шекспира «Гамлет». История создания трагедии

Цель: ознакомить с историей создания трагедии «Гамлет»; вспомнить определение трагедии; выяснить, кем выступают в пьесе ее герои; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать устную связную речь; воспитывать неравнодушие к судьбе героев произведения.

Оборудование: ОК № 1-4, 5 тексты трагедии «Гамлет».

Это прекрасно, как «Гамлет»!

Работа у доски

Ученики воспроизводят опорные конспекты по теме предыдущего урока, выступают с рассказами.

II. Изучение нового материала

1. Слово учителя

История создания трагедии «Гамлет»

Во времена Шекспира пьесы часто создавали на основе уже существующих. Не была исключением и трагедия «Гамлет». Сюжет ее довольно древнего происхождения.

За основу взят скандинавскую сагу о датского принца Гамлета, который жил в VIII веке. Легенда о нем была впервые записана датским летописцем Саксоном Грамматиком в конце XII века.

Пьеса на этот сюжет была составлена одним из современников Шекспира в 1589 году. Имя автора неизвестно, но предполагают, что это был Томас Кид (1558-1594 гг.). В. Шекспир переделал эту пьесу (1600-1601). Его трагедия имела успех, и один из современников высказался так: «Это прекрасно, как “Гамлет”!»

Необходимо заметить, что для современников Шекспира эта трагедия была прежде всего драмой кровавой мести, историей о том, как Датский принц отомстил за убийство своего отца Клавдию. Для них это была повесть

Бесчеловечных и кровавых дел,

Случайных кар, негаданных убийств,

Смертей, в нужде подстроенных лукавством,

И, наконец, коварных козней, павших

На головы зачинщиков.

В конце XVIII в. немецкий писатель И. В. Гете увидел в Гамлете не мстителя, а мыслителя, человека эпохи Возрождения.

2. Усвоение литературоведческих терминов

Трагедия - это драматическое произведение, воплощающее непримиримый конфликт между героями и заканчивается смертью одного или нескольких героев.

3. Задание «Кто есть кто?» (Знакомство с героями трагедии.)

Нужно соединить стрелками героев трагедии и их социальный статус.

4. Р абота с текстом трагедии (I действие)

Событие ошеломило офицеров королевской стражи? (Появление Призрака)

От кого об этом узнал Гамлет? (От своего друга Горацио)

Как складываются на данный момент отношения Гамлета и короля и королевы? Приведите цитаты, прокомментируйте их.

Чтение диалога Гамлета и короля (сцена 3)

Что ж, в добрый час, Лаэрт; твоим любое время

И трать его по мере лучших сил! -

А ты, мой Гамлет, мой племянник милый...

Гамлет (в сторону)

Племянник - пусть; но уж никак не милый.

Король

Ты все еще окутан прежней тучей?

Гамлет

О нет, мне даже слишком много солнца.

Королева

Мой милый Гамлет, сбрось свой черный цвет,

Взгляни как друг на датского владыку.

Нельзя же день за днем, потупя взор,

Почившего отца искать во прахе.

То участие всех: все жившее умрет

И сквозь природу в вечность перейдет.

Гамлет

Да, участие всех.

Королева

Так что же в его судьбе

Столь необычным кажется тебя?

Гамлет

Мне кажется? Нет, есть. Я не хочу

Того, что кажется. Ни плащ мой темный,

Ни эти мрачные одежды, мать,

Ни бурный стон стесненного дыханья,

Нет, ни очей поток многообильный,

Ни горем удрученные черты

И все обличья, виды, знаки скорби

Не выразят меня; в них только то,

Что кажется и может быть игрою;

То, что во мне, правдивей, чем игра;

А это все - наряд и мишура.

Король

Весьма отрадно и похвально, Гамлет,

Что ты отцу печальный платишь долг;

Но и отец твой потерял отца;

Тот - своего; и переживший призван

Сыновней верностью на некий срок

К надгробной скорби; но вот явят упорство

В строптивом горе будет нечестивым

Упрямством, так не сетует мужчина;

То признак воли, непокорной небу,

Души нестойкой, буйного ума,

Худого и немудрого рассудка.

Ведь если что-нибудь неотвратимо

И спустя случается со всеми,

То можно ль этим в хмуром возмущеньи

Тревожить сердце? Это грех пред небом,

Грех пред усопшим, грех пред естеством,

Противный разуму, чье наставленье

Есть смерть отцов, чей вековечный клич

Вот первого покойника доныне:

«Так должно быть». Тебя мы просим, брось

Бесплодную печаль, о нас помысли

Как об отце; пусть не забудет мир,

Что ты всех ближе к нашему престолу,

И я, с не меньшей щедростью любви,

Чем сына самый нежный из отцов,

Тебя дарю. Что до твоей заботы

Вернуться для ученья в Виттенберг,

Она с желаньем нашим в расхожденьи.

И я прошу тебя, склонись остаться

Здесь, в ласке и утехе наших взоров,

Наш первый друг, наш родственник и наш сын.

Королева

Пусть мать тебя не тщетно просит, Гамлет;

Останься здесь, не езди в Виттенберг.

Гамлет

Сударыня, я вам во всем послушен.

Король

Вот любящий и милый нам ответ;

Будь здесь, как мы. Сударыня, идемте;

В согласьи принца, вольном и радушном,-

Улыбка сердцу; в знак чего сегодня

На всякий ковш, что Датчанин осушит,

Большая пушка грянет в облака,

И гул небес над королевской чашей

Земным грома откликнется: - Идем.

Королева и король не могут не замечать тоски Гамлета и уговаривают его не грустить. Клавдий пытается успокоить принца размышлением о том, что все дети рано или поздно теряют своих родителей, что это соответствует существующему світовлаштуванню. Король и королева отказывают Гамлета от возвращения к Виттенбергского университета. Принц повинуется их воле.

Чтение монолога Тамлета (сцена 3)

О, если б этот плотный сгусток мяса

Растаял, сгинул, изошел росой!

Иль если бы предвечный не уставил

Запрет самоубийству! Боже! Боже!

Каким докучным, тусклым и ненужным

Мне кажется все, что ни есть на свете!

О, мерзость! Это буйный сад, плодящий

Одно лишь семя; дикое и злое

В нем властвует. До этого дойти!

Два месяца, как умер! Меньше даже.

Такой достойнейший король! Сравнить х -

Феб и сатир. Он мать мою так нежил,

Что ветрам неба не дал бы коснуться

Ее лица, о небо и земля!

Мне ль вспоминать? Она к нему тянулась,

Как если б голод только возрастал

Вот насыщения. А через месяц -

Не думать бы об этом! Бренность, ты

Зовешься: женщина! - и башмаков

Не иВНОсив, в которых шла за гробом,

Как Ниобея, вся в слезах, она -

О боже, зверь, лишенный разуменья,

Скучал бы дольше! - замужем за дядей,

Который на отца похож не боле,

Чем я на Геркулеса. Через месяц!

Еще и соль ее бесчестных слез

На покрасневших веках не исчезла,

Как вышла замуж. Гнусная поспешность -

Так броситься на одр кровосмешенья!

Нет и не может в этом быть добра. -

Но смолкни, сердце, скован мой язык!

Монолог дает представление о те сильные чувства, которые переживает герой. Он ненавидит Клавдия и Гертруду за то, что они поженились через два месяца после смерти короля Гамлета, быстро забыли о нем. Сам Гамлет не может забыть отца, который был образцовым мужем, отцом, королем. Принц осуждает мать, что, ослепленная страстью, не может отличить Феба от сатира и поэтому не скучает за мужем, который нежно любил ее.

Чтение за лицами диалога Гамлета и Горацио (сцена 3)

Горацио

Привет вам, принц!

Гамлет

Я очень рад вас видеть,

Горацио? Или я сам не я.

Горацио

Он самый, принц, и бедный ваш слуга.

Гамлет

Мой добрый друг; пусть то взаимно будет,

Но почему же вы не в Виттенберге?

Марцелл?

Марцелл

Мой добрый принц...

Гамлет

Я очень рад вас видеть.

(К Бернардо)

Добрый вечер.

Так почему же вы не в Виттенберге?

Горацио

По склонности к безделью, добрый принц.

Гамлет

Мне этого и враг ваш не сказал бы,

И слух мой не насилуйте и вы,

Чтоб он поверил вашему извету

На самого себя; вы не бездельник.

Но что у вас за дело в Эльсиноре?

Пока вы здесь, мы вас научим пить.

Горацио

Я плыл на похороны короля.

Гамлет

Прошу тебя, без шуток, друг-студент;

Скорей уж - на свадьбу королевы.

Свадьбы королевы произошли почти одновременно. Принц объясняет это расчетом: «вот поминок холодное пошло на брачный стол», утрируя ситуацию, акцентируя внимание на коротком промежутке времени между этими событиями.

Вывод. Гамлет потрясен смертью отца и свадьбой матери. Он ненавидит дядю и презирает мать. И у него есть для этого веские причины.

Узнает Гамлет от Призрака? (Тамлет узнает, что его отец умер не от укуса змеи, как было объявлено в королевстве, а от яда, который влил в ухо королю Клавдий, когда тот спал в саду.

«Так я во сне от братственной руки

Утратил жизнь, венец и королеву...»

Призрак призывает принца к мести, но просит его пощадить мать, которая не причастна к смерти мужа.)

Решает Гамлет?

(«Ах, я с таблицы памяти моей

Все суетные записи сотру,

Все книжные слова, все отпечатки,

Что молодость и опыт сберегли;

И в книге мозга моего пребудет

Лишь твой завет...»,

«Век расшатался - и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!»)

Какие отношения складываются между Гамлетом и Офелией? (Тамлет и Офелия любят друг друга. Принц неоднократно признавался девушке, она отвечает ему взаимностью.)

Как реагирует на эти отношения отец Офелии, Полоний? (Он призывает дочь быть менее доверчивой, не считать влюбленность Тамлета за настоящее чувство и запрещает ей встречаться с принцем, поскольку у них все равно нет будущего: «Принц Тамлет - принц, он вне твоей звезды».) «Гамлет», подготовить рассказ по ОК № 5.

Цель урока: продолжить изучение литературы эпохи Возрождения, дать представление о творчестве У.Шекспира, прочитать трагедии Шекспира.

Воспитательная задача: развитие ценностных представлений студентов о мире, о человеке, приобщение к гуманистическим идеалам.

Форма урока: комбинированный урок (сообщение новых знаний, аналитическая беседа со студентами).

Примечание: на изучение данной темы отводится 2 часа. Этот урок входит в раздел "Литература эпохи Возрождения". На изучение творчества В.Шекспира отведено 4часа.

План урока:

  1. "Век расшатался:" (развитие драматического действия)
  2. ":в нем точно и внутренний и внешний человек не схож с прежним"(образ главного героя)
  3. "Ее любил я как сорок тысяч братьев:"(Образ Офелии, ее роль в сюжете и развитии действия)
  4. Трагедия и трагическое (теоретические сведения)

Самостоятельная работа студентов - чтение трагедии Шекспира "Гамлет" и ответы на следующие вопросы:

  1. Каким был Гамлет до начала трагедии?
  2. Как изменилось его мироощущение и отношение к людям по возвращении в Данию?
  3. Гамлет потрясен смертью отца. Но только ли в этом причина его горя?
  4. Какая задача стоит перед Гамлетом? Как он ее формулирует?
  5. Внимательно прочитайте монолог Гамлета "Быть или не быть:". Как вы его поняли? Какой выбор делает Гамлет и почему?

Сюжет "Гамлета" впервые записан Саксоном Грамматиком в его "Истории Дании" в конце ХП века. Это древняя ютландская легенда о принце Амлете, отец которого был убит родным братом, а мать вышла за убийцу замуж. Амлет, притворившись сумасшедшим и усыпив бдительность врагов, мстит за отца.

В этой легенде те же сюжетные узлы, что и в трагедии Шекспира, но это прежде всего трагедия мести. К этому сюжету обращались неоднократно и до Шекспира. Так, в ХУ1веке сюжет был разработан французом Бельфоре. Чуть позже английский драматург Томас Кид написал трагедию, которая успешно шла на сцене английского театра.

Но принципиальное отличие "Гамлета" В.Шекспира от ранее написанного в том, что, сохранив традиционную тему мести, Шекспир создал произведение, в котором главным становится осмысление эпохи и ее противоречий.

Вопрос студентам:

О какой эпохе идет речь? Когда происходит действие трагедии? (В эпоху Возрождения)

Что на это указывает?

Прежде всего, система ценностей главного героя и те противоречия жизни, с которыми он сталкивается.

Обращаемся к домашнему заданию.

Беседа о главном герое. Каким он был до начала событий? Как относился к жизни, к людям? Как меняется его мироощущение и почему?

Принц Датский приезжает на похороны отца из Виттенбергского университета, где изучал науки. И в университете он приобщается к идеалам гуманистов. Ведь Виттенберг был передовым европейским университетом, центром гуманитарной науки, где впервые выступил с речью Лютер, где читал лекции Джордано Бруно. У Гамлета, как и у гуманистов, очень высокий идеал личности. Он восхищается человеком, он восхищается миром.

Приведем примеры из текста:

Что за мастерское создание - человек!
Как благороден разумом! Как бесконечен способностью!
В обличии и в движении - как выразителен и чудесен!
В действии - как сходен с божеством!
Краса Вселенной! Венец всего живущего!
Что человек, когда он занят только сном и едой?
Животное, нее больше. Но для того ли дан богоподобный разум,
Чтоб плесневел он:.

Гамлет жил в гармоничном мире. Земля, мир для него - "прекрасная храмина". У него была семья - отец и мать, которых Гамлет считал идеалом: "Он человек был, человек во всем:" - говорит принц об отце. И это высшая похвала. У Гамлета были друзья, любимая. Он был веселым и жизнерадостным юношей - любил дружеские пирушки, увлекался театром, литературой: И вот в одночасье этот мир рухнул.

Почему же Гамлет "утратил свою веселость"?

Мы встречаем героя, когда он переживает тяжелейший душевный кризис. И вызван этот кризис не только смертью отца.

Что усугубляет страдания Гамлета?

Мать предает память отца и выходит замуж за Клавдия. Это потрясло Гамлета:

Бренность, ты зовешься женщина! -
И башмаков не износив, в которых шла за гробом:.
О боже, зверь, лишенный разуменья, скучал бы дольше!
Замужем за дядей, который на отца похож не боле,
Чем я на Геркулеса!
:Сравнить их - Феб и Сатир!

Гамлет начинает постигать мир. "Подгнило что-то в Датском королевстве" ,- замечают стражники. "Дания - тюрьма", - эту печальную истину осознает принц. Он поражен грубостью нравов и пьянством, царящим в Дании:

Тупой разгул на запад и восток позорит нас среди других народов,
Нас называют пьяницами, дают нам свинские клички,
Да ведь и вправду - он наши высочайшие дела лишает самой
Сердцевины славы:

Не меньше поражает принца фальшь и лицемерие двора:

Вот мой дядя - король Датский, и те, кто строил ему рожи,
Пока жив был мой отец, платят по 20, 40, 50 и 100 дукатов
За его портрет в миниатюре. Черт возьми, в этом есть нечто
Сверхъестественное, если б только философия могла доискаться!

Клавдия Гамлет презирает: "улыбчивый подлец", "шут на троне, своровавший власть и государство".

Мои таблички - надо записать,
Что можно жить с улыбкой и с улыбкой
Быть подлецом, по крайней мере - в Дании!

И тут появляется призрак. И Гамлет узнает, что Клавдий - убийца.

Чтение диалога Гамлета и призрака.

На принца ложится непосильная ноша. И это не просто личная месть. Если бы речь шла о личной мести Гамлета за убитого отца, мы бы имели дело с традиционной трагедией мести, а перед нами - философская трагедия. Задача Гамлета - шире, чем личная месть.

Как формулирует Гамлет стоящую перед ним задачу?

Век расшатался, и скорей всего,
Что я рожден восстановить его.
Как вы понимаете слова Гамлета?

Немецкий поэт и писатель Иоганн Вольфганг Гете в романе "Ученические годы Вильгельма Мейстера" первым проанализировал трагедию Шекспира. Гете считает, что эти слова (приведенная выше цитата) - ключ к поведению Гамлета: "Велико деяние, тяготеющее над душой, которой такое деяние не по силам. Вот:идея, проходящая через пьесу. Здесь дуб посажен в драгоценный сосуд, которому назначено было лелеять в своем лоне только нежные цветы; корни растут и разрушают сосуд".

О боже, я бы мог замкнуться в ореховой скорлупе и
Считать себя королем бесконечности, если бы мне не снились дурные сны!

Как вы понимаете слова Гамлета? Что за "дурные сны" ему снятся?

"Дурные сны" - это мысли о царящей в мире несправедливости, о страданиях простых людей, ничем не защищенных. И не думать об этом Гамлету не позволяет совесть. Его монолог "Быть или не быть" раскрывает всю глубину этих раздумий.

Выразительное чтение монолога. Определение основной идеи. Какой выбор стоит перед героем? Что удерживает его в жизни?

Как вариант, можно сравнить монолог героя с сонетом № 66, который анализировали на прошлом занятии. Какой выбор делает Гамлет? Покориться злу и бедам или восстать против несправедливости? Что благороднее - устраниться, чтобы не замарать себя грязью или ринуться в бой?

Виктор Гюго сравнил Гамлета с Прометеем, отметив таинственную близость прикованных". Как вы думаете, почему? Согласны вы с таким сравнением?

Гамлет, чтобы обезопасить себя, притворяется сумасшедшим. Но он не просто изображает безумного. Его душа потрясена. Не случайно в трагедиях Шекспира так много безумных - истинных или мнимых: человеческий разум не выдерживает жестокости мира. Что-то сдвинулось, вывихнулось, расшаталось - в мире восторжествовало зло.

Гамлет (как и его создатель) жил в эпоху, когда все в мире мельчало и на смену большим людям, личностям - приходили ничтожные, на смену великим целям - личный интерес. Гамлет выразил эту мысль, сравнивая двух королей, Гамлета и Клавдия - "Феб и Сатир". И конечно, Гамлет разочаровывается и в человеке, и в жизни.

Обратимся к тексту и посмотрим, как меняется мировоззрение Гамлета.

На душе у меня так тяжело, что эта прекрасная храмина, земля, мне кажется пустынным мысом, этот несравненный полог, воздух, эта великолепно раскинутая твердь, эта величественная кровля, выложенная золотым огнем - все это кажется мне ничем иным, как мутным и чумным скоплением паров.

А что для меня эта квинтэссенция праха?
Из людей меня не радует ни один.
У меня нет будущего.
Мне жизнь дешевле, чем булавка.

Гамлет понимает, что его враг - не только Клавдий. Гамлет "опутан" негодяйством": друзья оказались предателями - "два моих собрата, которым я, как двум гадюкам, верю"; даже Офелия, самое светлое в его жизни - орудие в руках врагов. Клавдий и его окружение принадлежат тому миру, который Гамлет не приемлет: "Ведь добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока".

Гамлет - интеллектуальный герой. Его ум, мысль так глубоко проникает в окружающий мир, что он делает из анализа происходящего такие безнадежные выводы, прекрасно понимая, что убийство Клавдия, месть за совершенное им злодеяние не может быть решением вопроса.

Почему Гамлету недостаточно убить Клавдия?

Цель Гамлета - восстановить попранный закон, а преступлением закон не восстановить. Гамлет должен не просто убить Клавдия, а разоблачить преступника. И хотя принц постоянно себя упрекает в бездействии, он действует, и действует очень активно. Просто, в отличие от Фортинбраса, Лаэрта, которые очертя голову действуют, Гамлет сначала все обдумывает.

Какие действия предпринимает принц?

Прежде всего, Гамлет хочет убедиться, что сказанное Призраком - правда и Клавдий действительно убийца. Для этого принц устраивает "мышеловку". И затем расправляется со своими врагами: убивает Полония (хоть и случайно), сводит счеты с друзьями-предателями, а напоследок и с Клавдием. Как видим, несправедливо упрекать Гамлета в бездействии. Ведь у Гамлета очень сильные враги, коварные и жестокие, которые не остановятся ни перед чем. И они его постоянно опережают.

- На протяжении многих лет идут споры о характере Гамлета. И трактуют его по-разному: одни упрекают Гамлета за бездействие, за то, что он вместо мести занят рефлексией, другие видят в Гамлете активное начало, целеустремленность. А как вы думаете, Гамлет - сильная или слабая личность ?

Вот как определил характер Гамлета В.Г.Белинский в статье "Гамлет. Драма Шекспира. Молчанов в роли Гамлета": "Гамлет выражает свою слабость духа - правда; но надо знать, что значит эта слабость. Она есть распадение, переход из младенческой, бессознательной гармонии и самонаслаждения духа в дисгармонию и борьбу, которые суть необходимое условие для перехода в мужественную и сознательную гармонию".

Как вариант домашнего задания можно к уроку предложить прочитать статью В.Г.Белинского и статью И.С.Тургенева "Гамлет и Дон Кихот", или сделать доклад по материалам статьи.

Итак, мы можем сделать вывод, что сила Гамлета не в том, что он способен действовать и убивает Клавдия - в этом сила Амлета. Сила Гамлета в том, что он видит диссонанс жизни, осознает его и страдает. И хотя он прекрасно понимает, что не сможет "восстановить" расшатавшийся век, но не устраняется от борьбы, выбирает "быть".

Образ Офелии

Хотя Офелии отведено не так много места в грагедии (примерно 150 строк), но эта линия очень важна в сюжете. Она подчинена основной идеке Шекспира о "расшатавшемся" веке, в котором обречено на гибель все прекрасное.

Расскажите об Офелии

Офелия, пожалуй, один из самых поэтичных образов Шекспира. Сущность Офелии - любовь, нежность. Она любит отца, брата. Она любит Гамлета. Уже в самом начале пьесы девушка раскрывает свои чувства, когда с радостью, не задумываясь, делит свой досуг с принцем, идет на встречи с ним.

Он стал с тобой делить досуг, и ты

Ему весьма свободно даришь доступ -упрекают ее отец и брат.Но в ответ на увещевания Лаэрта - Гамлет и его расположенье

Так это лишь порыв, лишь прихоть крови - отвечает ироничной репликой: "Только и всего?" И в этих словах, как и в очень немногих других робких возражениях отцу, - спокойная вера в благородство человека, которого она любит.

Красивая и чистая сердцем девушка - единственная радость смятенной души принца. Но Офелию пытаются использовать против принца его враги. И Гамлет, который уже не верит ни во что и никому, не верит и Офелии.

Читаем по ролям сцену встречи принца и Офелии (Ш-1)

Гамлет говорит, что он "любил" и что он "не любил" Офелию. И это так. Он думает, что больше не любит Офелию, потому что потерял веру в любовь, в женщину: "Коротко, как женская любовь", "Бренность, ты зовешься женщина ":И это отношение распространяется и на Офелию. Перемена, произошедшая с принцем - его безумие - помогает понять, как искренне, как глубоко любит его Офелия.

О, что за дивный ум сражен! Вельможи,
Бойца, ученого - взор, меч, язык;
Цвет и надежда радостной державы,
Чекан изящества, зерцало вкуса,
Пример примерных - пал, пал до конца!

Офелия не просто сокрушается об утраченной любви, гораздо больше скорбит она о Гамлете, потерявшем рассудок. В ее словах - безграничное восхищение личностью принца. Она умеет оценить богатство человеческой натуры.

Читаем сцену на кладбище. Гамлет об Офелии, об истинном чувстве.

Белинский в названной выше статье писал: " Да, он любил, этот несчастный меланхолический Гамлет, и любил, как могут любить только глубокие и могучие души:О, Офелия много значила для этого грустного Гамлета

Согласны вы с такой оценкой?

Если любовь героев трагедии "Ромео и Джульетта" пережила своих героев, сделала мир немножечко лучше (забыта вражда двух семей), то любовь Гамлета и Офелии бессильна против натиска новой жестокой морали, в атмосфере которой не может существовать.

Понятие трагедии и трагического(теоретический материал)

Вспомним определение трагедии (Этот термин вводился при изучении темы "Античная драматургия")

В основе трагедии - конфликт, неразрешимое противоречие, заканчивающееся гибелью героя. Конфликт выходит за рамки личного столкновения между действующими лицами. Этот конфликт перерастает в борьбу противоположных жизненных принципов.

Это определение подходит пьесе Шекспира? Какие же принципы вступают в борьбу?

В "Гамлете" за смертельной схваткой Гамлета и Клавдия стоит противоборство добра и зла, высшая нравственность противопоставлена расчету и насилию. Трагизм заключается в гибели того, что по справедливости должно жить или побеждать. В трагедии Шекспира герой обречен на гибель вследствие своего высокого нравственного уровня.

Имеет ли пьеса Шекспира, написанная 400 лет назад, связь с современностью?

Задание для самостоятельной работы:

Найдите в интернете информацию о самых известных постановках и экранизациях трагедии Шекспира Гамлет".

Как эта тема нашла отражение в мировой литературе? В мировом искусстве?

Напишите сочинению на одну из тем:

"Век расшатался:" (Противоречия эпохи в трагедии Шекспира "Гамлет").

"Он человек был:" (Образ Гамлета).

"Быть или не быть:" (Причины трагедии Гамлета).

Женские образы в пьесах Шекспира.

Тема любви и дружбы в сонетах Шекспира.

"Вечные" темы в пьесах Шекспира.

"Перечитывая Шекспира:" (размышления о прочитанном).

"О чудо! Сколько вижу я красивых созданий!" (Герои пьес Шекспира).

Для аналитического чтения на уроке:

  1. Действие 1 сцена 2
  2. Действие П сцена 2
  3. Действие Ш сцена 1, сцена 4.
  4. Цитаты взяты из трагедии "Гамлет" В.Шекспира в переводе М.Лозинского.

В подготовке к уроку использованы следующие материалы:

  1. Аникст А.А. "Шекспир"
  2. Дубашинский И.И. "Вильям Шекспир"
  3. Смирнов А.А. "Шекспир"
  4. Верцман И. "Гамлет" Шекспира".

План-конспект урока литературы
Класс: 9
Дата: 03.05.2017
Учитель: Лабовкина Екатерина Валериевна.Тема: У. Шекспир. «Гамлет». Образ главного героя.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Форма урока: урок-исследование.
Цели:
образовательные: обозначить «вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира, познакомиться с образом Гамлета, проанализировать его значимость в литературе.
развивающие: развить представление о драматическом произведении, работать над развитием монологической и диалогической речи учащихся.воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, непримиримость к подлости, трусости, жадности.
Задачи:
Помочь учащимся понять всю сложность психологического состояния героя, причину трагедии в душе героя;
Определить литературоведческое понятие «вечный образ»;

Методы и приёмы: фронтальный опрос, развитие критического мышления, работа в группах, эвристический метод, минутка воображения, синкан (синквейн), микрофон, словарная разведка.
Образовательные технологии: использование ИКТ (мультимедийное сопровождение - презентация), проблемно-диалогическое обучение, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная, технология развития критического мышления.
Деятельность учащихся: парная, индивидуальный опрос, эвристическая беседа.
Оборудование: презентация, текст произведения «Гамлет», текст монолога, музыкальное сопровождение (в презентации), фрагмент монолога Гамлета.Ход урока
Гамлет!.. Понимаете ли вы значение этого слова? – оно велико и глубоко: это жизнь человеческая; это человек, это вы, это я, это каждый из нас... (Иоганн Вольфганг фон Гёте)
I. Организационный момент (2 мин).
Цель: подготовить учащихся к занятию; настроить на совместную работу на уроке.
Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка отсутствующих.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, вы успели отдохнуть, потому что для этого урока потребуется ваша смекалка и запас знаний. Сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их.
II. Актуализация опорных знаний (3 мин).
Цель: актуализировать знания учащихся, создать ассоциативное мышление.
Учитель. Сущность гения удивительна: даты жизни английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира возвращают нас в далекое прошлое, однако строки его произведений созвучны современности.
Ассоциативный ряд.
На экране иллюстрация, звучит мелодия.
Посмотрите на иллюстрацию и послушайте мелодию, какие у вас возникли ощущения? (Ребята говорят о своих ощущениях).
III. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин).
Цель: мотивировать учащихся на работу.
Учитель. Какие 3 глагола вы бы применили к понятию «трагический герой»?
(выживать, бороться, сопротивляться)
IV. Определение темы и целей урока. Целеполагание (4 мин).
Цель: сформулировать тему и цель урока вместе с учащимися.
Учитель. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока, исходя из наших
рассуждений.
(Ребята высказывают свои предположения). Тема сегодняшнего урока – У. Шекспир. «Гамлет». Образ главного героя.
На доске записывается число и тема урока.
Учитель. Запишите в тетради Третье мая и тему урока. Сегодня мы уделим особое внимание образу Гамлета.
Теперь давайте сформулируем цели урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные фразы, написанные на доске.
Учащиеся определяют вместе с учителем тему урока и цели.
Познакомиться с образом …
Проанализировать творчество…
Уметь высказывать…
Научиться вдумчивому…
Наши задачи на этот урок:
Определить литературоведческое понятие «вечный образ».
Задуматься над местом и ролью Гамлета в современном мире: как воспринимается Гамлет современным читателем.
V. Работа над темой урока. Изучение нового материала (10 мин).
Цель: проанализировать образ героя, определить значение творчества писателя и его произведения в литературе.
1. Слово учителя (1 мин).
- В творчестве У. Шекспира можно выделить 2 этапа: ранний – оптимистический. Это в основном комедии, в которых свобода личности должна привести к гармонии в мире. Поздний этап творчества – трагический (кризис иллюзий о свободе личности, беспорядочный мир, игра тёмных сил). Что же происходит в душе шекспировского трагического героя, мы постараемся сегодня понять.
2. Эвристическая беседа (3 мин).
- Что было взято за основу при создании трагедии?
Ответ: При создании трагедии «Гамлет» драматург взял за основу сюжет легенды о принце Датском. Легенда давно забыта, но образы, созданные великим англичанином, живут уже столетия и будут жить до тех пор, пока существует человечество.
- В чем же причина этого феномена?
- Что означает понятие «вечный образ»?
3. Словарная разведка (Запись в тетради) (2 мин).
Учитель. Давайте обратимся к справочной литературе.
Вечный образ – содержательная емкость, неисчерпаемость смыслов; высокая художественная, духовная ценность; способность преодолевать границы эпох и национальных культур, общепонятность, непреходящая актуальность.
4. Фронтальный опрос (4 мин).
- Можно ли считать Гамлета «вечным образом»? Почему?
- Какие еще герои литературы могут считаться такими?
(Дон Кихот, Мцыри).
Учитель: Хорошо. Ребята, эта информация пригодится Вам при написании сочинения на ГИА.
Ответы учащихся:
Гамлет – вечный образ. У Гамлета философский склад ума: от частного случая он всегда переходит к общим законам мироздания. Семейная драма для него – портрет мира, в котором процветает зло. Легкомыслие матери приводит к выводу, что все женщины вероломны. Череп Йорика наводит на понимание бренности всего земного.
Гамлет – вечный образ. Гамлет остался вечной загадкой для зрителей и исследователей.
VI. Физкультминутка. Минутка воображения (1 мин).
Цель: настроить учащихся на положительный результат работы.
VII. Закрепление изученного материала (16 мин).
Цель: закрепить и обобщить изученное.
1. Работа в группах. Наблюдения (4 мин).
Группа 1.
– Что определяет движение сюжета?
(Борьба с Клавдием. Каждая из враждующих сторон стремится захватить инициативу и навязать свою волю противнику. Не психологический анализ, а динамика развернувшейся битвы, тактические маневры бойцов определяют движение сюжета. Успех то на одной, то на другой стороне. Заняв командные позиции после спектакля, нанеся удар по соглядатаю Полонию, Гамлет вынужден затем обороняться от наседающих на него врагов. Он то защищается, то наступает. Затем Клавдий делает ловкий ход, подговорив Лаэрта убить Гамлета. Это не честный поединок, а заранее подготовленное убийство.)Группа 2.
– Когда внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки напряжения, т. е. своей кульминации?
(В III акте внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки, наиболее остро кризис выражен в монологе, начинающемся словами «Быть или не быть»?)
2. Монолог «Быть или не быть» (5 мин).
Учитель: Итак, сейчас мы с Вами просмотрим фрагмент монолога «Быть или не быть». (Просмотр фрагмента в исполнении Иннокентия Смоктуновского). Перевод: Борис Пастернак
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
















Нескорый суд и более всего













В начале обещавшие успех,

Офелия! О радость! Помяни

Учитель:
Ребята, ещё одним ярким исполнителем роли Гамлета в советском пространстве был Высоцкий. Высоцкий Владимир Семёнович - талантливый советский поэт, прозаик, певец, актёр театра и кино. Считал своей лучшей театральной ролью исполнение роли Гамлета. Образ, созданный актером-поэтом на сцене знаменитого Театра на Таганке, безусловно, является значимым феноменом в сокровищнице мирового театра.
3. Эвристическая беседа. Работа над идейно-художественным содержанием монолога (2 мин).
- Что для Гамлета означает вопрос «быть» и «не быть»? Учитель вместе с учащимися пытаются ответить.
Быть – это для Гамлета оказать сопротивление, отомстить за смерть отца. Не быть – для героя означает терпеть позор, покоряться судьбе, затаить обиду и молчать. Гамлет думает о том, что будет, если забыться сном – то есть умереть, покончить жизнь самоубийством.
Тогда почему люди долго терпят и не оказывают сопротивление злу? Гамлет приходит к выводу, что «трусами нас делает раздумье/ Так решимости природный цвет/ Хиреет под налетом мысли». Разум мешает делать безрассудные поступки.
4. Глубокая мысль (2 мин).
Учитель.
Вопрос: Что, по-вашему, останавливает Гамлета? Почему он медлит?
(Учащиеся размышляют над поставленными вопросами).
Учитель: таким образом, мы выяснили что?
Вывод: (отвечают учащиеся).
Гамлет – это человек, видящий и хорошо понимающий причины поступков людей. Гамлет остро чувствует фальшь, обман, он хороший психолог. По природе своей он добрый, благородный юноша, не желающий жить в мире интриг и корыстного обмана. Но долг сына – мстить за убийство своего отца – не дает ему покоя. Его разрывают противоречия.
Гамлет оставляет мир по-прежнему несовершенным, но он его встревожил, сосредоточил внимание тех, кто остался жить, на страшном факте: «век расшатался». В этом состояла его миссия.
5. Вывод (проблемный вопрос) (2 мин).
– Так в чем же сущность «гамлетизма»?
Давайте обратимся к справочной литературе и попробуем сформулировать понятие «гамлетизм» - это символ состояния, характеризующийся пребыванием кого-либо в постоянных противоречиях и сомнениях.
6. Синквейн (синкан)(1 мин).
Учитель: А теперь давайте попробуем составить синквейн (5 строк) по группам. (Учащиеся составляют синквейн, читают по группам).
- Молодцы! А теперь подведём итоги нашего урока.
VIII. Подведение итогов урока (рефлексия) (2 мин).
Цель: подведение итогов урока.
Микрофон
Меня удивило на сегодняшнем уроке...
Я понял (-а), что...
Мне понравилось это произведение тем, что...
Учитель: Мы живём в XXI веке, а вспоминаем образ Гамлета, который помогает ответить нам на загадки прошлого, понять душевное состояние выдающихся наших современников и нас самих. Образ Гамлета – «вечный образ», символ сыновей любви и мести. Гамлет в каждом из нас.
IX. Подготовка к домашнему заданию (2 мин).
Цель: организовать и объяснить учащимся домашнее задание.
1. Выучить монолог «Быть или не быть» (в переводе Б. Пастернака).
2. На дополнительный балл: Написать эссе 7-10 предложений на тему «Есть ли выбор у Гамлета?».
X. Оценивание. Комментирование полученных оценок (3 мин).
Взаимооценка. Учащиеся оценивают работу друг друга, и каждый оценивает свою работу.
Спасибо за урок!
Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

Учитель: Молодкина Ирина Станиславовна

Класс: 8

Тема урока : «Быть или не быть?» (по трагедии Шекспира «Гамлет».)
Цели :

образовательная: дать общее понятие об эпохе Возрождения, помочь учащимся понять величие этого времени, его противоречия, познакомить с жизнью и творчеством

В. Шекспира и его трагедией «Гамлет»;

развивающая: развивать мышление учащихся, речь, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств личности: добра, честности, благородства, чести.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы: метод проектов, иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Оборудование урока : слайды произведений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, портрет У. Шекспира, оценочные листы.
Ход урока

1.Оргмомент.

Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем говорить о добре и зле, о чести и благородстве, о подлости и предательстве. Во все века каждое поколение встречалось на своем пути с такими проблемами и каждому честному человеку хотелось изменить мир, сделать его лучше.
Основополагающий вопрос нашего урока:
- Что нужно для того, чтобы изменить мир?
- Как вы думаете?
Сегодня мы будем говорить о Шекспире, его эпохе, и его трагедии «Гамлет».

3. Изучение нового учебного материала.
Эпиграфом к уроку взяты слова И.В.Гёте, немецкого поэта:
Гамлет!... Понимаете ли вы
Значение этого слова? –
Оно велико и глубоко:
Это человек, это вы, это
я, это каждый из нас.
И.В.Гёте.
- Как вы думаете, в чем смысл эпиграфа и как он связан с темой нашего урока?
«Гамлет» - главное создание Шекспира. Ни один образ, созданный поэтами, не тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора, проникнуться в его идеи, увидеть трагедию глазами новой эпохи и попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.
Отсюда проблемный вопрос нашего урока:
- Может ли один человек что-либо изменить?
Прекрасным писателем английского Возрождения, заговорившем о человеке, о роли личности в истории, о значимости каждого человека в жизни, был В.Шекспир. Жизненная позиция каждого человека, считает Шекспир, находит отражение в его делах. Давайте посмотрим, как эпоха повлияла на жизненную позицию Шекспира и отразилась в его произведениях.

3.1. Презентация работы творческих групп.
Материал об эпохе Шекспира и ее влиянии на его творчество готовила первая группа «Искусствоведы». У вас на столах лежат оценочные листы, ваша задача выслушать выступающих, задать вопросы, если появятся, оценить ответы.

Слово первой группе – «Искусствоведам».
Говоря о Шекспире, нельзя не вспомнить ту эпоху, в которую он жил, которая и сформировала его жизненную позицию. А это довольно непростое время. Это эпоха Возрождения.
(слайд №1 об эпохе Возрождения)
Это расцвет культуры, научно-технические открытия, Коперник, Леонардо да Винчи, открытие новых континентов - Колумб. В эпоху Возрождения человек становится центром мироздания. Писатели, художники обратились к античным образцам, так как именно с античности, с искусства древних греков зарождается понятие прекрасного. Ведущий принцип эпохи Возрождения - гуманизм - утверждение человека как высшей ценности.

Говоря об эпохе Возрождения нельзя не сказать о некоторых, наиболее ярких её представителях и их произведениях, так как Шекспир. Живя и творя в это время, он не мог не знать этих художников и, наверняка, был знаком с их творчеством, а следовательно не мог не воспитываться на их произведениях.
1.) "Джоконда", самая знаменитая, самая загадочная картина мира. Пристально глядит на людей Джоконда. Не одна сотня лет прошла с тех пор, как она родилась, стала вечно живой с последними прикосновениями кисти Леонардо. Сегодня рядом с нами - живая женщина XVI века. Такой видел ее Леонардо. Он показал нам человека своего времени во всем его величии и сложности."
"Джоконда" родилась в эпоху Возрождения, когда были созданы бессмертные произведения Петрарки, Боккаччо, Сервантеса.

2). Микеланджело(сообщение учащегося).

3) Рафаэль. «Сикстинская мадонна»(сообщение учащегося).
Как вы видете, здесь разговор идёт о демократическом характере эпохи Возрождения, её высвобождения из-под власти церкви, о борьбе гуманистов против засилия церковной латыни.
В эту эпоху в Англии даже наиболее значительным личностям приходилось нелегко. Достаточно вспомнить: Колумб открыл американский континент и на коленях полз к подножию королевского трона, чтобы сообщить об этом; Шекспир, уже создавший комедии, "Юлия Цезаря", "Гамлета", получает в награду звание "служителя королевской опочивальни".
И все же не зря Мартин Лютер назвал гуманистов гордецами. Человеческая мысль в эпоху Возрождения вознеслась необычайно высоко.
Итак, величайший гуманист эпохи английского Возрождения - Вильям Шекспир. Символом Шекспира был сокол. Сокол с копьем в когтях - его герб. Фамилия «Шекспир» означает - «потрясающий копьем». Критики его называли «сотрясателем сцены», друзья - поэты «Лебедем Эвона». Именно перейдя мост через реку Эвон, отправился Шекспир в поисках удачи. Отправился, чтобы стать великим поэтом и остаться жить вечно.
3.2.) Фильм о Шекспире.
Таким образом, как мы видим, именно жизненная позиция Шекспира- гуманиста помогла ему создать произведения, ставшие шедеврами мировой культуры.
Учитель : теперь, когда мы знаем некоторые факты из биографии писателя, перейдём к самой трагедии «Гамлет». Но для начала определимся с литературными понятиями, которые сегодня на уроке мы будем употреблять:

трагедия, конфликт, завязка, кульминация, развязка, характер.

Трагедия « Гамлет» - одна из важнейших вершин творчества Шекспира. Вместе с этим, это наиболее проблемное из всех творений писателя.
Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Так было и с «Гамлетом».
- Кто стал прототипом Гамлета?
(Краткий рассказ ученика об истории принца Амлета)
- Необходимо отметить, что главное изменение, которое Шекспир внёс в сюжет древнего предания, .состояло в том, что над всем сплетением событий он поставил личность героя, который стремиться понять: «Зачем живёт человек и в чём смысл его существования?»
3.3. Работа с текстом.
Начнём с того, что основу драматической композиции составляет судьба датского принца.
- Когда перед нами впервые предстаёт Гамлет? О чём его первые речи?
- О чём первый монолог Гамлета? Почему он говорит, что ему весь мир опостылел?
- В чём завязка трагедии?
- Что узнал Гамлет от призрака?
- Что потрясло его душу?
Так Гамлет узнаёт, что зло не философская абстракция, а страшная реальность. И поэтому горечью полны его слова: «Век расшатался».
- Как вы понимаете эти слова?
Теперь он должен победить зло, отомстить злодею за смерть отца.
- Почему возложенная на него задача воспринимается им как проклятие?
- Так каким предстаёт перед нами Гамлет вначале трагедии?
- Почему Гамлет объявляет себя безумным?
-Почему Гамлет не стал действовать сразу после того, как принял на себя задачу мести?

Задание. Определите кульминацию трагедии.
- Каково значение этой сцены?(сцена «мышеловка»).

3.4. Выразительное чтение монолога Гамлета «Быть или не быть…»
Учитель: Итак, он решается на борьбу, и угроза смерти становится для него реальной: он понимает, что Клавдий не оставит в живых человека, который бросит ему в лицо обвинение в убийстве.
- Почему Гамлет не убивает Клавдия, когда тот молится в одной из галерей дворца?
- Какова развязка трагедии? Каким теперь мы видим Гамлета?
- Так в чём же состоит трагедия Гамлета?
- Какова основная проблема трагедии, её основной вопрос?
Слово второй группе – «Литераторам».

- Почему Гамлета можно назвать зеркалом жизненной позиции Шекспира?
В центре нашего внимания были вопросы:
1)Как писатель может влиять на мир?
2) Как Гамлет смог изменить мир?
3) Через что Гамлет пытается изменить мир?
(диаграммы,кластеры, выразителиное чтение монолога)
Вывод: сочинение-эссе «Актуален ли Гамлет сейчас?»
- Победил ли Гамлет зло, смог ли он изменить мир?
Да, Гамлет погибает, но он сумел победить зло. Пусть и ценой своей жизни, ибо «Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча».
Учитель:
- Как вы думаете, нужны ли миру, обществу вообще, люди, подобные Гамлету?
- Тургенев считал, что «Гамлеты точно бесполезны массе», как считаете вы, прав был Тургенев и почему?
Слово третьей группе – «Историкам».

Группа работала над вопросом:
- Может ли один человек изменить ход истории?
(Презентация)
Советы.
1. Любить свою Родину. Быть патриотом своей страны.
2. Быть честным, добросовестным, трудолюбивым.
3. Хорошо учиться, чтобы свои знания направить во благо Родины.
Учитель.
- А что – нибудь зависит от нас с вами, простых смертных?
- Так может ли один человек изменить мир?
Притча о старике, который, умирая, говорил сыну, что когда он был молод первые десять лет он потратил на то, что пытался всё изменить в мире, но все его самые замечательные идеи канули в Лету. Тогда он занялся преобразованием в семье и потратил на это ещё лет десять, но ничего так и не изменилось вокруг. Тогда он решил заняться собой, начал работать над «усовершенствованием» себя. И только тогда он заметил, как всё изменилось и в семье, и в обществе. Поэтому так много зависит от каждого из нас.
4. Подведение итогов работы.Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы прощаемся с Шекспиром, но не навсегда. Открывайте книги Шекспира, читайте их, вы найдёте в них чудесный мир Он учит нас мужеству, стойкости и благородству. Гамлет завещал людям всех веков всегда считать себя лично ответственными за несовершенства и беды на земле. Он до конца остаётся человеком в самом высоком смысле этого слова, и этим он бесконечно нам дорог.
В заключении звучит песня группы «Дискотека Авария» «Зло».
- Какие темы и идеи, затронутые Гамлетом в трагедии, прозвучали в этой песне?
- Сочинение- миниатюра «Что бы вы сказали Гамлету, если бы встретились с ним?»
- Чтение работ учащихся.
Итог урока.
- С какой эпохой мы сегодня познакомились?
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
- Оценки за урок.
5 . Домашнее задание.

Составить мини-тесты по творчеству Шекспира и его эпохе.



просмотров