Неудачный брак (Анна Цакни). Иван Бунин: биография, личная жизнь, творчество, интересные факты Бунин личная жизнь писателя

Неудачный брак (Анна Цакни). Иван Бунин: биография, личная жизнь, творчество, интересные факты Бунин личная жизнь писателя

Великий писатель земли русской Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже, на Дворянской улице, в октябре 1870-го. Детство и юность провел в Орловской губернии, в Ельце. В феврале 1920 года, не приняв Октябрьской революции, покинул Россию и обосновался в Париже. К тому времени им уже были написаны «Антоновские яблоки» (1900), «Деревня» (1910), «Суходол» (1911), «Господин из Сан-Франциско» (1915), он был почетным академиком Петербургской Академии наук (1909). У нас раньше о нем писали: его произведения эмигрантского периода главным образом «исследовали» узкие, личные темы из жизни дореволюционной мелкобуржуазной интеллигенции. Не стеснялись при этом охаивать и «Митину любовь» (1925), и явление мировой литературы «Жизнь Арсеньева» (1927-1930, 1933), и другие произведения нобелевского лауреата.

В его жизни были и три «полтавских» года - 1892-1895. Они вместили большую личную любовь Бунина, разочарования, многолетнюю тоску о женщине той его поры. Многое из пережитого тогда бесценно легло на страницы повестей и романов, написанных вне родины. В этих книгах угадывается прообраз его первой любви, первой гражданской жены - Варвары Владимировны Пащенко. Наш рассказ об этом.

Как же он любил ее, свою Варюшечку, Вареньку, Варварочку! Как восторженно и страстно писал ей, как мучительно переживал разрывы, метался и страдал, когда расставались. Каждый раз казалось -навсегда... А длилось это «сумасшествие» - его первая большая любовь, «главная в жизни», как писал в одном из поздних писем уже всемирно известный писатель, нобелевский лауреат Иван Алексеевич Бунин, - больше пяти лет. Пять лет надежд, страданий, встреч и расставаний, пять лет, которые вдохновляли годы и водили его пером не однажды. Это Варенька, елецкая барышня, стала нежной и любящей Ликой, это его подлинными переживаниями той поры проникнуты и наполнены отраженным светом многие рассказы, повесть «Митина любовь», сохранившая навеки свежесть чувств молодого поэта, и, наконец, - самый значительный его роман - «Жизнь Арсеньева».

«Сразила меня... долгая любовь...»

Шел ему в ту пору девятнадцатый год. В петербургском еженедельнике «Родина» уже появились его первые стихотворные опыты и первые рассказы, заслужившие благосклонные отзывы маститых. И он, начинающий литератор, юноша из вконец обедневшей дворянской семьи, в поисках заработка приехал в Орел. Получил приглашение от издательницы «Орловского вестника» Надежды Семеновой на должность помощника редактора. Прочтя в «Родине» журнальное обозрение молодого автора, она была восхищена его умением владеть пером. Осенью 1889 года Иван Бунин и занял официально предложенный ему пост помощника редактора, но нередко сам редактировал газету. Вспоминая это время, Бунин говорил своему племяннику Николаю Пушешникову: «Восемнадцатилетним мальчиком я был фактическим редактором «Орловского вестника», где я писал передовицы о постановлениях Святейшего Синода, о вдовьих домах и быках-производителях, а мне надо было учиться и учиться по целым дням!» Собирался поступить в университет.

Но не только бедность и необходимость зарабатывать на жизнь помешали «учиться и учиться». Было и другое обстоятельство. Как он писал сам четыре десятилетия спустя в «Автобиографических заметках», - «сразила меня, к великому моему несчастью, долгая любовь». И хотя в «Заметках» названо это «великим несчастьем», в других местах о ней говорится как может быть, о самом большом и самом глубоком чувстве. Даже законная жена Бунина, спутница всей его жизни с 1907 года до последних дней, Варвара Николаевна Муромцева-Бунина, с оттенком некоторой горечи скажет об этой его первой любви, как может быть о самой настоящей и единственной. Сам же писатель в последнем абзаце своей страстно-чарующей «Лики» напишет, вспоминая: «Я видел ее смутно, но с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому и никогда»...

Встретил он ее - будущую свою Лику - весной 1889 года в том же «Орловском вестнике», где она временно работала корректором. Об этой встрече и о развитии этого чувства сохранилось подробное и взволнованное письмо влюбленного юноши старшему брату Юлию Алексеевичу Бунину. Вконец запутавшись в своих чувствах и поступках, он писал Юлию спустя год: «Вышла к чаю утром девица высокая, с очень красивыми чертами лица, в пенсне,.. в цветисто расшитом русском костюме». В то время, особенно в провинции, была на них мода. Она показалась ему умной и развитой. А наружностью и в самом деле была недурна. Может роста ей, спустя годы, писатель чуть прибавил в «Лике», а так - все соответствует тому первому впечатлению.

Варвара Пащенко была почти на год старше влюбившегося в нее поэта. Закончила полный курс Елецкой гимназии, из которой Иван был исключен с 6 класса. Мечтала о консерватории и готовилась в «настоящие актрисы». (Мать ее в молодости была актрисой, а отец даже держал оперу в Харькове, потом прожился, как свидетельствовал сам Бунин, и стал заниматься «докторством».) Докторская дочка недурно пела, играла на рояле, участвовала в любительском драмкружке. Играла вполне недурно. И это нравилось Ванечке, так его все называли тогда.

После той первой встречи в редакции было лето в Ельце, встречи на даче в селе Воргол у знакомых Пащенко и Буниных - Бибиковых, где «гуляли по садочку» и проговорили пять часов без перерыва, бродили по дорожкам вместе с другими гостями, слушали в исполнении Вареньки Чайковского. И говорили, говорили. Казалось, она здорово понимает в стихах, в музыке. Потом вместе ехали в Орел. В оперу. Слушать Росси. Все это - из того же письма брату. Оттуда и признание: «Иногда, среди какого-нибудь душевного разговора, я позволял себе целовать ее руку - до того мне она нравилась. Но чувства ровно никакого не было. В то время я как-то особенно недоверчиво стал относиться к влюблению: «Все, мол... пойдут неприятности и т.д.»

Он часто думал о ней и оценивал ее, и, разумеется, «беспристрастно», но симпатичных качеств за нею, несмотря на все недоверие влюбленного, все-таки оказывалось больше, чем мелких недостатков. Он зачастил к Пащенко, приезжал туда, в Елец, из Орла, где все еще пытался работать. Писал ей стихи. Теперь уже вместе ездили в имение Бибиковых на Воргол.

Как-то августовской ночью сидели на балконе. Ночь была темная, теплая. Любовались звездами. Потом пошли гулять по темной акациевой аллее, заговорили. Держа Вареньку под руку, он тихонько поцеловал ее в плечо. Произошло объяснение в любви, хлынуло чувство. Потом, спустя четыре десятилетия, оно воскресло в «Лике» самыми поэтичными страницами романа...

А после той ночи - записка (она любила записки): «Не старайтесь больше меня видеть»...

«Забыть эту ночь...»

Нет, он не лукавил с братом, когда смутно предчувствовал: «...Все, мол... пойдут неприятности». На другой день она попросила - они встретились уже с глазу на глаз - «забыть эту ночь». Вечером произошел разговор, потом - слезы. Умчался, как бешеный, верхом в орловскую гостиницу из Ельца, совсем не помня себя. «Нервы, что ли, только я рыдал в номере как собака... настрочил ей предикое письмо».

Он - талантливый литератор и поэт, он, уже почти двадцатилетний юноша, о котором говорили, что «красив до неприличия», он, гордый и своенравный потомок древнего дворянского рода, писал ей, умоляя, «Хоть минутами любить, а месяцами ненавидеть». В «Лике» об этом так: «Я ничего не слыхал, не видел, мысленно твердя одно: или она вернет мне себя, эту ночь, это утро, эти батистовые оборки, зашумевшие от ее замелькавших в сухой траве ног, или не жить нам обоим!» Какие пронзительные слова любви!

Ванечка терзался и страдал: «голова горит, мысли путаются, руки холодные - просто смерть...» Вдруг - стук, письмо! Сумбурное, довольно холодное. Ее. «Да пойми же, что весы не остановились, ведь я же тебе сказала. Я не хочу, я пока, видимо, не люблю тебя так, как тебе бы хотелось, но, может быть, со временем я и полюблю тебя. Я не говорю, что это невозможно, но у меня нет желания солгать тебе. Для этого я тебя слишком уважаю. Поверь и не сумасшествуй. Этим сделаешь только хуже. Со временем, может быть, и я, сумею оценить тебя вполне. Надейся...»

А он - «сумасшествовал». И снова писал в откровении брату, спрашивая: что делать? Было ясно, что именно. Ведь готовил себя для другой, более «идеалистической жизни». Но чем настойчивее старался внушить себе, что завтра все же надо написать решительное, прощальное письмо, - это, казалось еще возможно («последней близости между нами еще не было»), - тем больше охватывала его нежность к ней, восхищение ею, благородное умиление ее любовью, искренностью, прелестью ее глаз, лица, смеха, голоса...

Казалось, все кончено. И неожиданно - посыльный. И снова с запиской. «Больше не могу, жду!»

Так, то дома, то в городе, то в Ельце, то в Орле провел молодой Бунин всю эту осень. Забросил работу. Да еще вышла ссора в редакции. Из-за его смелых заметок в «Московских новостях». 29 мая 1891 года он пишет Юлию Алексеевичу: «Если бы ты знал, как мне тяжко! Я больше всего думаю сейчас о деньгах. У меня нет ни копейки, заработать, написать что-нибудь - не могу, не хочу... Штаны у меня старые, штиблеты истрепаны. Ты скажешь - пустяки. Да, я считал бы это пустяками прежде. Но теперь это мне доказывает, до чего я вообще беден, как дьявол, до чего мне придется гнуться, поневоле расстраивать все свои лучшие думы, ощущения заботами (например, сегодня я съел бутылку молока и супу даже без «мягкого» хлеба и целый день не курил - не на что).

И этакая дура хочет жениться, скажешь ты. Да, хочу! Сознаю многие скверности, препятствующие этому, и потому вдвойне - беда!.. Кстати о ней: я ее люблю (знаю это потому, что чувствовал не раз ее другом своим, видел нежную со мною, готовой на все для меня) это раз; во-вторых, если она и не вполне со мной единомышленник, то все-таки - девушка, многое понимающая... Ну, да, впрочем, куда мне к черту делать сейчас характеристики!..»

Исследователи жизни и творчества Бунина полагают, что Пащенко, как и ее родителей, отпугивала бедность Бунина. Быть может. Однако он любил ее и, наверное, понимая исход своего безрассудного поступка, пошел на еще один, унизительный для своей тонкой души шаг: попросил у отца руки дочери. Естественно, получил отказ.

Он никогда не забыл этого. Не забыл, как папаша объяснял, что он вовсе не пара его замечательной дочери, что я - вспоминал Бунин - головой ниже ее по уму, образованию, что у меня отец - нищий, что я - бродяга (буквально передаю), что как я смею «иметь наглость дерзать, дать волю своему чувству», не забыл, как обозвал его «подлецом» брат Варвары, «раз он, не имея средств, хочет жениться», а Варина подруга назвала «мальчишкой, могущим подохнуть с голоду».

От срама жених готов был повеситься. Герой его повести «Митина любовь» и в самом деле покончил жизнь самоубийством - застрелился. Но Бунин выжил. Выжил, несмотря на то, что ко всем его бедам прибавилось еще и окончательное разорение его родителей - имение пошло с молотка, страдала мать. Он метался еще и между Огневкой, где обосновалась семья.

Любопытно, что через сорок с лишним лет, на юге Франции, в Грассе, работая над «Ликой», которую позже присоединил пятой главой к «Жизни Арсеньева», Иван Алексеевич рассказал все подробности этой трудной и большой своей любви предмету своей любви последней - Галине Кузнецовой. Возможно, и писалась повесть так легко и вдохновенно, потому что он в свои шестьдесят, снова был влюблен пылко и страстно, как юноша. И так же нищенствовал и бедствовал, как в юности, теперь уже знаменитый русский писатель, живший в Париже, накануне получения Нобелевской премии. И снова нельзя было любить открыто и страстно, так, чтобы весь мир радовался счастью двоих. И кто знает, кого из них больше благодарить за «Лику» - Варвару Пащенко или Галину Кузнецову? Вопрос к литературоведам.

А тогда, в 1891-м, он ничего не слыхал, не видел, мысленно твердя: или она вернет мне эту ночь, это утро (вспомните, в «Лике»: «они гуляли до утра, пока не стал светел весь сад от огромного золотистого востока») или не жить нам обоим...

«Или не жить нам обоим...»

И она - вернула. Они поженились. Доктор Пащенко считал себя человеком свободных взглядов и хотя жениху отказал: «Дочь моя совершенно свободна, но - буде пожелает, например, связать себя с вами какими-либо прочными узами и спросит на то моего, так сказать, благословения, то получит от меня решительный отказ». Но Варенька ответила согласием на страстное желание окончательно потерявшего голову жениха поскорее назвать ее своей женой. А на предложение Бунина венчаться тайно последовал отказ. Не стала огорчать папеньку, но обещала любить мужа. Решили жить гражданским браком. Сговорились уехать в Орел. Он снял номер в гостинице, близ вокзала, она поселилась у «тетеньки», то есть в редакции. Но жить было не на что, и тогда возникла мысль уехать в Полтаву, к брату. Еще в октябре 1890 года Юлий Алексеевич получил место в Полтавском губернском земстве, в статистическом бюро. Это в Полтаву были адресованы письма страдающего от любви и невзгод младшего брата. Юлий стал звать его к себе, втайне надеясь отговорить от такой ранней и неладно складывающейся женитьбы, найти брату какое-нибудь место службы.

В феврале 1891 года Иван поехал к Юлию погостить. Полтава его очаровала своим южным светом, тенистыми садами, широкими беспредельными полями вокруг и, как замечает в своих воспоминаниях Вера Бунина, - «жизнерадостными, сильными хохлушками», «чудесными украинскими песнями». Он любил путешествовать, и в этот раз, «опять пространствовал», заглянул по пути в гоголевские места, побывал и в местах «Слова о полку Игореве».

Известно, что первое свое большое путешествие по Украине Иван Алексеевич Бунин совершил еще летом 1890 года, когда на барже с дровами проплыл от Киева вниз по Днепру. Предпринято было это путешествие, как не раз вспоминал сам, главным образом для того, чтобы побывать на могиле Тараса Григорьевича Шевченко, от поэзии которого «пришел в восхищение» годом ранее, читая и перечитывая «Кобзарь» еще в Харькове, когда впервые попал в Украину - гостил у брата перед началом работы в Орле.

«Он признавался, что ни одна могила великих людей его так не трогала, как могила Шевченко, - запомнила Вера Николаевна, -находившаяся близ старинного города Канева, «места крови», где почивают на старинных кладбищах герои и защитники казачества». Через несколько лет, в рассказе на «Чайке» (1898 год, во втором издании - «Казацким ходом») молодой писатель, повествуя об этой своей поездке по Украине, признавался, как он «ждал увидеть вечное пристанище того, кто так горячо любил все это, кто воплотил в своих песнях всю красоту своей родины вместе с горестями своей страдальческой жизни». А в «Жизни Арсеньева» герой его, разговаривая с Ликой, объясняется в своей любви к Украине и читает ей стихи: «Чайка скиглить, літаючи, мов за дітьми плаче, сонце гріє, вітер віє на степу козачім». И далее поясняет ей: «Это Шевченко - совершенно гениальный поэт». Не случайно и то, что в феврале 1981-го на тридцатилетие со дня смерти Кобзаря именно Бунин откликнулся в «Орловском вестнике» статьей «Памяти Т.Г.Шевченко». До конца своей жизни он не поменял своей оценки творчества великого украинского поэта.

С того своего первого путешествия он полюбил Украину, ее тихий «светло-стальной Днепр», окрестные пейзажи, «далекие деревушки и тополя», разлогие луга, «не наши, великорусские, от которых всегда веет пустынностью, а украинские, живописные луга, по которым то зеленеют рощи, то одиноко идут среди сенокосов кудрявые деревья, красивые и картинно сокращенные, как на рисованных пейзажах... и я глядел в вечереющую даль этих заливных лугов, сердцем чуял и рисовал себе там, вдали... карие очи, тонкие черты нежно-смуглого личика, девственно-белоснежную сорочку и цветную плахту над стройными загорелыми ножками, почти слышал девический голос около белой хатки... звонкие песни по вечерней заре»...

Она носила белоснежную вышитую сорочку и ленты-стрички на голове. И пела, прекрасно пела милые его сердцу тоскующие, сладостные украинские песни.

Путь в Полтаву в конце августа 1892 года «вместе с нею был одним из самых счастливых в его жизни, - вынуждена была признаться в своих воспоминаниях Вера Николаевна, спустя более чем полвека, - ведь он еще верил в будущее, радовался, что та, которую он любит, решила делить с ним жизнь, - прекратилась, как ему казалось, его вечная мука».

Радовало и то, что вместе будут жить в гоголевских местах. Недавней весною они так очаровали поэта.

В Полтаве друзья и знакомые встречали молодых как мужа и жену. В их среде как раз в то время к законному браку относились без особого пиетета. Три «полтавских» года для Бунина были временем своеобразных житейских университетов. Здесь он пытался «служить», работал статистиком, библиотекарем, писал в газеты и журналы, пережил увлечение толстовством и, главное, приобретал первый, отнюдь не вдохновляющий опыт семейной жизни. Именно здесь прошли последние годы его трудного романа с любимой Варюшечкой. Вся его любовь «теперь почти всецело выражалась только в ревности», - скажет он, вспоминая, в одной из своих повестей. Она то приезжала к нему в Полтаву, то уезжала в Орел, Елец, а он - мчался за ней. Однако дни, проведенные вместе, казались и ему самому, и окружающим вполне счастливыми.


Жили они в Полтаве некоторое время на квартире у Женжуристов - Ивана Мироновича и Лидии Александровны - «неблагонадежной семьи», знакомых В.Г.Короленко. В Полтаву на зимний сезон приехала малороссийская труппа с Заньковецкой, Кропивницким и Саксаганским. Кажется, последний поселился в том же доме, где квартировали Бунины. Иван Алексеевич видел драмы с участием Марии Заньковецкой еще в Орле, был очарован театром, его музыкальными талантливыми артистами. Теперь он не только не пропускал их спектаклей, но и часто встречался с ними после представлений на званых ужинах. Не было конца пению, пляскам, всяким выдумкам и рассказам. Юный литератор был долгие годы пленен на редкость даровитыми людьми, оценившими, в свою очередь, его живость и одаренность. Здесь, в Полтаве, на квартирах друзей собирались и своим «интеллигентским клубом», читали рефераты на разные общественные и литературные темы, стихи, пели песни. Здесь, в Полтаве, он написал один из первых своих рассказов, вошедших в собрание сочинений - «На даче» - и опубликовал его в журнале. Здесь пережил увлечение толстовством. В январе 1894 года посетил Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Эта встреча произвела на него «потрясающее впечатление», как писал сам. Летом опять много странствовал по Украине, а в конце 1894 года открыл в Полтаве «Книжный магазин Бунина», чтобы распространять в основном издания «Посредника». Но покупателей почти не было. Стал ходить по ярмаркам, продавать книги вразнос, за что был задержан и приговорен к трем месяцам тюрьмы. Отсиживать «срок», правда, не пришлось - был амнистирован по случаю восшествия на престол Николая II.

«Не поминай меня лихом»

Но главной его радостью, болью и заботой была его «дорогая, милая, сладкая деточка Варенька». Видя серьезность отношений дочери и ее «незаконного» мужа, папаша Пащенко написал, что согласен на венчание ее с Буниным. Варя скрыла письмо, и обнаружили его в архиве Варвары Владимировны много лет спустя, после ее смерти. Иван Алексеевич так никогда и не узнал о согласии доктора Пащенко на их брак. Она же сама не переставая думала над тем, как долго их союз может продолжаться. Результатом этих размышлений стали все учащающиеся отлучки из дому, свидания с Арсением Бибиковым, наконец, - бегство и роковая записка, которые чуть не свели юного Бунина с ума.

Воспользовавшись тем, что «все мужчины отправились в собор и в приходские храмы в день присяги новому царю», четвертого ноября 1894 года она просто сбежала, написав шесть слов: «Уезжаю, Ваня, не поминай меня лихом»... Он так страдал, прочтя эти сухие строки, что родные снова опасались за его жизнь. Да и сам он говорил: «Один (домой) не поеду, за себя не ручаюсь». А узнав, что Варя не просто уехала, как это уже было, а ушла к другому, вышла замуж за Арсика, «насилу выбрался на улицу, потому что совсем зашумело в ушах и голова похолодела, - писал Иван брату, - я почти бегом бегал часа три по Ельцу около дома Бибикова, расспрашивал про Бибикова, где он, женился ли. «Да, говорят, на Пащенки». Я хотел ехать сейчас на Воргол, идти к Пащенко и т.д. и т.д., однако собрал все силы ума и на вокзал, потому что быть одному мне было прямо страшно. На вокзале у меня лила кровь из носу и я страшно ослабел. А потом ночью пер со станции в Огневку и, брат, никогда не забуду я этой ночи! Ах, ну к черту их - тут, очевидно, роль сыграли 200 десятин земельки»...

Странно, но к Арсению Бибикову у Бунина не осталось злобы и дурного чувства. Они встречались, даже можно сказать, были приятелями. А в 1909 году, - через пятнадцать лет после того рокового дня, - Бибиковы обедали у Буниных, как раз в час, когда пришла телеграмма с поздравлениями Ивану Алексеевичу в связи с избранием его в академики по разряду изящной словесности, - рассказывает Вера Бунина. Бибикова встала из-за стола, была бледна, но спокойна. Через минуту раздельно и сухо сказала: «Поздравляю Вас»... Оценила?

Да, в «Жизни Арсеньева», он, наверное, здорово ее приукрасил, сделал теплее и женственнее. Но все-таки через годы, в феврале 1941-го написал в дневнике о той первой своей любви: «Вспомнилось почему-то время моей любви, несчастной, обманутой - и все-таки в ту пору правильной; все-таки в ту пору были в ней, тогдашней, удивительная прелесть, очарование, трогательность, чистота, горячность...» Как в Лике. Она являлась к нему такой, как он ее выдумал. И не просто так сказал он однажды корреспонденту французской газеты «Дни»: « ...Господи, да ведь это, быть может, главная моя любовь за всю жизнь... А, оказывается, ее не было.» Лукавил Бунин? Была!

Варвара Владимировна прожила недолгую и, наверное, не очень счастливую жизнь. На театральные подмостки она не попала. Актером стал Арсик. Рано умерла ее талантливая дочь, подающая надежды пианистка. А 1 (14) мая 1918 года когда-то страдающий Бунин сухо записал в своем дневнике: «Утром в 10, когда я еще в постели, - Арсик - плачет - умерла Варвара Владимировна. Весь день в момент этого известия у меня никаких чувств по поводу это известия! Как это дико! Ведь какую роль она сыграла в моей жизни! И давно ли это было - мы приехали с ней в Полтаву»...

Тогда в 1918-м, он, наверное, тоже лукавил, великий Бунин. И свидетельствуют о том не только уже названные повести и роман, но и рассказ «В море», написанный в 1923 году, который и зародился и вырос из этой встречи с плачущим Арсиком. И он еще раз напишет: «А ведь это - была моя первая и такая жестокая, многолетняя любовь»...

Жила она в душе его и тогда, когда были Анна Цакни, Вера Николаевна (с ней прожил рука об руку почти полвека), Галина Кузнецова - киевлянка, которую встретил в Ницце, его последняя любовь...

Но это уже совсем другие страницы жизни Бунина. Другие его романы. А в «Жизни Арсеньева», в самом прекрасном, самом главном своем романе, увековечил он все же «девицу Пащенко». Свою Вареньку. Свою Лику. Свою первую невенчанную жену.

Что меня сподвигло к написанию этой статьи?

Не так давно, я увидела картину Алексея Учителя «Дневник его жены».
Фильм этот посвящен жизни великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Впрочем,творческая жизнь Бунина там освещена мало,но прекрасно показана жизнь личная.
Писатель оказался одной из сторон любовного многоугольника. В доме живут трое-сам И.А.,его жена Вера Николаевна и молодая поэтесса Галина Плотникова-любовница Бунина. Накануне вручения Бунину Нобелевской премии в жизнь этой странной семьи врывается еще один человек-начинающий писатель Леонид Гуров. Он приезжает погостить- и остается в доме Буниных на долгие годы. Нет, его вовсе не прельщает жизнь в этом «сумасшедшем» доме. Но Леня просто не может ничего с собой поделать. Он без памяти влюбляется в жену Бунина, Веру Николаевну. И так бы и жили они, если бы не присужденная Бунину Нобелевская премия. На церемонию вручения этой долгожданной и столь желанной Буниным премии, он отправляется в Стокгольм в сопровождении своих любимых женщин- Гали и В.Н.
В дождливом Стокгольме Галина умудряется подхватить сильнейшую простуду. О возвращении домой в Грасс не может быть и речи. Галя вынуждена остановится в Дрездене в доме Ковтунов. Федор Ковтун приятель Бунина и его семьи. И вот пока Иван Алексеевич и Вера Николаевна возвращаются в Грасс, в доме Ковтунов разыгрываются весьма драматические события. За простуженной Галей ухаживает сестра Федора-Марга. Между женщинами нежданно-негаданно вспыхивает бурный роман.
В Грасс Галина возвращается совсем другим человеком. Бунин потрясен переменой, произошедшей с любимой Галей. Все ее разговоры только о Марге. Влюбленные женщины не в силах вынести разлуку, и в Грассе появляется сама Марга. Роман продолжается. Чувства героев накалены до предела. Галя,не способная выносить всего этого, уезжает из Грасса вместе с Маргой. Женщины обосновываются в Париже.
Бунин,потрясенный произошедшим начинает пить. В.Н. в смятении, она страдает, видя что страдает ее любимый. Ну а Леня Гуров страдает, видя страдания В.Н. Такой вот любовный треугольник. Только начало Второй Мировой войны и оккупация Парижа заставляют Галину и Маргу вернуться в бунинский дом. Марге, еврейке по происхождению, грозит немецкий лагерь. Что бы спасти любимую, Галина готова на все, даже на унизительное возвращение в Грасс.
Так и живут они впятером, одной семьей, до окончания войны. После победы русских над немецкими захватчиками, Галя и Марга навсегда покидают Буниных и Францию. Их новый дом-Америка.
Леонид, в виду сильнейшего психологического расстройства, попадает в клинику для душевнобольных. Ну, а чета Буниных мирно доживает свои дни в Грассе.

На мой взгляд, этот фильм не оставит равнодушным ни одного зрителя. Блестящая игра актеров, лихо закрученный сюжет. После просмотра этой картины мне захотелось узнать о жизни Бунина как можно больше,и главное- о жизни Гали и Марги. Обратившись за помощью к Интернету, узнала: в целом история эта правдива. За исключением мелких деталей: Галя Плотникова в фильме- Галя Кузнецова в жизни, Леня Гуров на самом деле Зуров, а Марга Ковтун-Марга Степун, и вовсе не еврейка она,а немка.
Вообще сведений о Марге и Галине не так уж много, а те, что размещены в Интернете- поражают пошлостью. И вот мне захотелось очистить от грязной лжи имена этих двух женщин, двух любящих женщин-и я решила написать о них сама. Вам, Кузнецова Галина Николаевна, и Вам, Степун Маргарита Августовна, я посвящаю эту статью.

Галина Николаевна Кузнецова.

Кузнецова родилась в Киеве в 1900 году. Окончила Киевскую гимназию. Получив классическое образование, рано увлеклась литературой. В 1918 году вышла замуж за юриста Дмитрия Петрова. Столь раннее замужество она объясняла сложными отношениями с родителями и желанием поскорее от них отделится. Революцию Кузнецова не приняла.
Осенью 1920 года супруги покинули СССР навсегда.
Обосновались Галя и Дмитрий в Праге. Галина стала студенткой Французского института. К студенческим годам относятся ее первые публикации, встреченные доброжелательными отзывами.
В 1924 году семья переезжает во Францию из-за слабого здоровья Галины Николаевны. Именно здесь писательская карьера Кузнецовой получила широкое развитие; она публиковалась во многих эмигрантских газетах и журналах- «Современные записки», «Новое время», «Звено» и др. Дмитрий же работал таксистом, профессия юриста была не слишком востребована в эмигрантской среде. Со временем отношения между супругами стали ухудшаться. Виной тому стало знакомство Гали с И.А. Буниным- гениальным русским писателем, кумиром тогдашней молодежи. В юности Галина зачитывалась его стихами, многие из которых она знала наизусть.
Бунин и его жена В.Н. Муромцева- Бунина жили на юге Франции, в Грассе.
И вроде бы сначала знакомство Гали с писателем не предвещало беды, но жарким летом 1926 года меж ними вспыхнул страстный роман. Многие современники называли это безумием, ведь возраст Бунина приближался к 60,а Гале в ту пору было всего 26.
Галина Николаевна понимала, что разрыв с мужем неминуем, такого нельзя было ни понять, ни простить.
Вот как вспоминает этот эпизод писательница и мемуаристка Ирина Одоевцева, подруга Галины: «Петров очень любил Галину и был примерным мужем, всячески стараясь ей угодить и доставить удовольствие.Но она совершенно перестала считаться с ним, каждый вечер возвращалась все позже и позже. Однажды она вернулась в три часа ночи, и тут между ними произошло объяснение. Петров потребовал, что бы Галина выбрала его или Бунина. Галина, не задумываясь, крикнула:
-Конечно, Иван Алексеевич! »
Отверженный муж на первых порах носился с идеей убийства соперника, но вскоре, успокоившись, покинул Париж навсегда. Больше они с Галей не встречались.
Зиму 1926-1927 года Галя провела в одиночестве в съемной парижской квартирке. Частым гостем в этой квартире был Бунин; встречи любовников становились слишком частыми, а разлука- невыносимой.
Весной 1927 года Галина переезжает в дом Буниных. Фактически Бунин признал Галю своей второй женой, а настоящей жене-Вере Николаевне, сказал: «Галя –моя ученица. Я буду учить ее писать стихи.»
Этот странный тройственный союз продлился долгих семь лет. Так и жили они: гениальный писатель, его заботливая жена и его молоденькая любовница.
Много толков и пересуд вызвал этот союз в эмигрантской среде. Кто-то обвинял Бунина в сумасшествии, кто-то в безнравственности. Но для Бунина все эти сплетни не имели ровным счетом никакого значения.
Вот как пишет об этой «семье» в начале 30-х годов поэтесса Марина Цветаева: «Вы, может быть, знаете, что у Бунина –лет 10 как молодая любовь- бывшая пражская студентка Галина Кузнецова. Вера стерпела- и приняла. Все ее судят, я восхищаюсь. Бунин без нее, Веры, не может - значит осталась: поступила как мать… »
Одному только Богу известно, как чувствовала себя Вера Николаевна в этой странной роли почти брошенной жены.
Когда Ивана Алексеевича спрашивали, любит ли он В.Н., он неизменно отвечал: «Любить Веру? Это все равно, что любить свою руку или ногу.»
И действительно, жизни без В.Н. он не представлял. По-своему, конечно, любил. Но что бы творить, ему нужен был огонь, пожар. И этот пожар чувств могла ему дать только Галина.
С первого же дня появления в доме Буниных Галя вела дневниковые записи.
Много позже, уже после смерти И.А. эти записи были опубликованы. Так мир увидел знаменитый «Грасский дневник» Галины Кузнецовой. Там она сама рассказывает о непростой семейной жизни с четой Буниных. На страницах «Грасского дневника» оживают: сам Бунин-грубый,деспотичный, и вместе с тем, по –детски доверчивый и беззащитный; его жена В.Н.- беззаветно любящая «своего Яна» и по-матерински заботливая; сама Галина, влюбленная в гений великого писателя.
Хотя, стоп! На страницах этого дневника фигурирует еще один персонаж, про которого мы забыли сказать. Это Леонид Зуров.
Зуров- эмигрант, писатель. Жил в доме Буниных с 1929 года, пережил их обоих и унаследовал огромный бунинский архив. Литературные работы Зурова были весьма успешны, и доброжелательно встречались, как критиками, так и читателями.
Поселившись в Грассе, в доме Буниных, Леонид в одночасье влюбился в женщину, которая видела в нем лишь сына. В Веру Николаевну. Эта неразделенная любовь для Зурова стала одной из причин многочисленных попыток суицида.
30-е годы особенно тяжелы для обитателей Грасского дома.
Нездоровье И.А., нищета, постоянные ссоры и скандалы.
В 31-ом появился светлый лучик надежды. Иван Алексеевич был выдвинут на Нобелевскую премию. Но…безуспешно.
Второй раз был номинирован в 32-ом году. Но и на этот раз премия Бунину не досталась.
Когда в 1933-ем И.А. был в третий раз номинирован, обитатели его «общежития» не испытали ничего, кроме раздражения. Но тут случилось чудо. Премия была присуждена именно Бунину, а не кому-то другому.
Вот как об этом вспоминает Галя в своем «Грасском дневнике»:
«В четверг 9-ого тяжелый день, ожидание. Все были с утра подавлены, втайне нервны и тем более старались заняться каждый своим делом. Я с утра пошла в сад сажать луковицы нарциссов. И.А. сел за письменный стол,не выходил, и как будто даже пристально писал. Я смотрела в третьем часу на широко и кротко упавший свет над эстрелем и думала о том, что на другом конце света сейчас решается судьба Бунина и судьба всех нас. И у меня уже было ненормальное состояние, и это небо и этот день, и этот город внизу были уже не те, что обычно. Л. спросил, что делать в случае, если придет телеграмма из Стокгольма (мы решили днем пойти в синема, чтобы скорее прошло время), и сам же ответил, что придет за нами. Когда началось второе отделение… я увидала у занавеса двери фигуру Л. Л. подошел сзади в темноте, нагнулся и, целуя И.А.,сказал «Поздравляю Вас… звонок из Стокгольма… »
Так в жизнь этой странной семьи ворвались большие перемены. В Стокгольм на церемонию награждения поехали трое: сам лауреат, законная супруга В.Н. и Галина. Зуров остался в Грассе. Церемония награждения прошла весело и очень торжественно. Бунин был обласкан французскими и шведскими властями. Безденежье забылось, как страшный сон. Теперь И.А. покупал дорогие костюмы себе, туфли, шубы и украшения –любимым женщинам.
Казалось, в семье наконец-то воцарилось благополучие. Но не тут-то было! Именно в это, казалось бы счастливое время, Бунина постиг страшный удар. Удар, которого он никак не ожидал. Удар в спину. Ведь именно на это время пришелся его разрыв с Галиной. В жизнь Гали ворвалась новая любовь. Любовь к женщине. К Маргарите Степун.

Степун Маргарита Августовна.

Маргарита Августовна Степун родилась в 1895 году в Москве в состоятельной дворянской семье. Ее отец был выходей из Восточной Пруссии, мать принадлежала к старинному шведскому роду Аргеландеров. Детские годы Марга и ее старший брат Федор провели в имении Кондрово, Калужской области. Дети получили блестящее образование, свободно владели несколькими языками. С детства Марга увлекалась музыкой. Эту любовь она унаследовала от матери. По воспоминаниям Федора в их доме было «много музыки, главным образом пения. Поет мама…» Пела не только родительница, но и Марга. Она стала оперной певицей.
Как и старший брат, революцию Марга не принялаи была вынуждена покинуть родную страну. Это случилось в 1922 году.
Они обосновались в Германии. Личная жизнь Марги не складывалась, и она жила в одном доме с братом и его женой Натальей. Наверное, так Маргарита пыталась сбежать от тоски и одиночества. Ни семьи, ни детей у нее не было. А в доме Федора всегда шумно, всегда много гостей. Эта суета заполняла пустоту в ее душе.
Зимой 1933-его года в этом хлебосольном доме остановились- Иван Бунин,его жена Вера Николаевна и его молодая любовница Галина Кузнецова.

Роковая встреча.

Встреча Гали и Марги произошла в декабре 1933-его года в доме Степунов. Судьбоносная встреча. Судя по воспоминаниям Ирины Одоевцевой,подруги Галины, это произошло так:
«Степун был писатель, у него была сестра, сестра была певица, известная певица- и отчаянная лесбиянка. Заехали. И вот тут-то и случилась трагедия. Галина влюбилась страшно… »
Так в жизни Гали появилась новая любовь – роковая красавица Маргарита Степун. Появление этой женщины внесло немалую смуту в жизнь Галины, да и в жизнь Буниных тоже.
Впрочем,Вере Николаевне Марга была весьма симпотична. Так она описывает ее: « Странная большая девица- певица. Хорошо хохочет…Она нравится мне. Спокойна, одного со мной круга. Можно с ней говорить обо всем…»
Настает время возвращения в Грасс. Галя и Марга вынуждены на время расстаться. Но лишь на время. Уже в мае в Грасс приедет сама Марга. Эта женщина всегда привыкла добиваться своего. А Галя для нее уже стала «своей». И оставить Галю Бунину – немыслимо.

«Монастырь муз»

Разлуку Галины и Марги скрашивала регулярная переписка. Женщины уже немыслили жизни друг без друга. Галя томилась. Бунин нервничал и пытался вернуть Галино внимание, впрочем, безуспешно. Галя ничего не хотела замечать и лишь тревожно ожидала приезда Марги.
Наконец, настал май, и женщины снова встретились.
В эту, нелегкую для всех обитателей дома, весну В.Н. делает в своем дневнике запись:
«Галя в упоении, ревниво оберегает ее (Маргу) от всех нас…У Гали нет желания соединить Маргу с нами, напротив, она всегда подчеркивает: она моя!»
Что это было: любовь или сумасшествие? Просто страсть или высокое светлое чувство? Нам, потомкам, живущим через столетие, сложно ответить на эти вопросы.
Но судите сами: какая женщина променяет виллу на Французской Ривьере на крохотную квартирку в Париже? Какая женщина променяет известного писателя и Нобелевского лауреата на малокому известную оперную певицу?
Да она должна быть круглой дурой! Нет, дорогой читатель, что бы решиться на такое, нужно просто полюбить. Полюбить сильно и беззаветно. На всю жизнь. Именно так полюбила Галина.
Что бы там ни говорили, именно любовь связывала этих женщин.
В.Н. записывает в своем дневнике:
« Они сливают свои жизни. И до чего они из разных миров, но это залог крепости…»
Таков был окончательный вердикт.
Грасс женщины покинули уже вместе. Вере Николаевна вздохнула свободней, ей всегда казалось, что «пребывание Гали в нашем доме было от лукавого».
Однако И.А. не собирался так легко отпускать Галю. Он все еще надеялся ее вернуть. Он посылал проклятия в адрес Марги. А Гале слал полные нежности письма.
Но Галя их даже не читала… Все они в нераспечатанных конвертах отправлялись в камин. Галя умела быть решительной, когда этого хотела. А возврат в прошлое был для нее не возможен.
Но время распорядилось по-своему.
Началась Вторая мировая война. Оккупация Парижа немецкими войсками. Не в силах найти другой выход, женщины возвращаются на грасскую виллу Буниных.
Там они прожили до 1942 года. Это было непростое время для всех обитателей « Монастыря муз».
Бунин сходит с ума от ревности. В отчаянии он пишет письмо Федору Степуну, старшему брату Марги и своему давнему другу. В письме – крайне нелестная характеристика Марги. Но Федор спокоен, и пытается обрузумить Бунина:
«…Нарисованный Вами образ Марги продиктован, конечно, болью, гневом, ревностью, отвращением к содомскому греху и тем гиперболизмом, который присущ всякому художнику… Мне очень грустно, что она повернулась к Вам своею не лучшей стороной…Так называемая противоестественная любовь, как таковая, ни с гнусностью, ни с грязью ничего общего не имеет: бывает грязь естественных и бывает чистота противоестественных отношений… Прошу Вас в трезвую минуту подумать и умом и сердцем- не правильнее ли прекратить Вам Вашу борьбу против Марги? Мне кажется ей сейчас бесконечно тяжело жить. Правла,не легче, чем Вам ».
Но Бунин не приклонен. Его дневник пестрит записями о Галине и Марге:
« Разговор с Г. Я ей: «Наша духовная близость кончилась». И ухом не повела…»
«Что вышло из Г.! Какая тупость, какое бездушие, какая бессмысленная жизнь!.. »
« Опять весь день думал и чувствовал- да что же это такое - жизнь. Г. и М. у нас, их злоба к нам, их вечное затворничество у себя!..»
Жизнь в «Монастыре муз» напоминает сумасшедший дом. Леонид Зуров на время покидает Грасс, дабы подлечить нервы.
Бунин остается на едине с тремя женщинами. С Галей и Маргой он старается не общаться, часто пропадает из дома на ночь. Сложно представить, о чем думал семидесятилетний писатель, бродяжничая по ночному побережью.
Именно в эти годы Бунин создает великолепный цикл рассказов о любви «Темнее аллеи». Любовь для него всегда была трагична, но теперь, покинутый любимой женщиной, он и вовсе разуверился в силе этого чувства.

Последние годы.

В 1942 году Галя и Марга, наконец-то, покидают Грасс. Пребывание в «Монастыре муз» для них было не менее томительно, чем для Буниных. Тяжело было чувствовать себя нахлебниками этим гордым женщинам. Особенно тяготилась Марга. Ее сольные концерты почти не приносили дохода, и обеспечивать любимую женщину материально она не могла. Галина карьера тоже была в упадке, ее практически не печатали. Женщины зависели от Бунина. Деньги от Нобелевской премии были растрачены. Вновь наступили тяжелые времена- времена недоедания и отсутствия необходимых вещей. Единственной роскошью в доме было радио.
В 1949 году Марге предложили высокооплачиваемую работу в США. Женщины отправились в Америку. Там они провели ровно 10 лет. Вдали от друзей и близких. На другом материке.
Только любовь спасала этих женщин и согревала их души. Только любовь давала им силы жить и бороться с трудностями.
«Все можно выдержать, только бы она была рядом »- думала каждая из них. И они шли по жизни с гордой поднятой головой.
Эта история имеет почти сказочный финал- и жили они долго и счастливо.
В конце жизни они вернулись в Европу и обосновались в Мюнхене. Это было их последнее пристанище.
Марга скончалась в 1971 году в возрасте 76 лет. Галя пережила возлюбленную на 5 лет.
Покоились они в одной могиле, но в 90-е годы захоронение было уничтожено.
Будем надеяться, что они нашли друг друга и на том свете. Будем надеяться, что история этой великой любви продолжается. Ведь с любимыми не расстаются.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

22 октября исполняется 143 года со дня рождения Ивана Бунина. В день рождения одного из гениев русской литературы мы вспоминаем женщин, которые своим присутствием в его жизни добавили ярких красок в творчество писателя.

Варвара Пащенко: служебный роман и венчание

Со своей первой женой Иван Бунин познакомился в редакции газеты «Орловский вестник». В 19 лет он работал там помощником редактора. В стенах издания и начался служебный роман Бунина с корректором Варварой Пащенко.

Варя была на год старше своего избранника. Молодого человека она покорила своей красотой, умом и серьезностью.

А еще тем, что пошла наперекор воле родителей, которые сначала были против отношений дочери с бедным писателем.

Семейная жизнь Бунина оказалась не такой красивой, как он, возможно, себе представлял. Молодой писатель увлекался популярными в то время идеями бескорыстия и всепрощения. А красавице Варе хотелось видеть рядом с собой надежного, сильного и богатого мужчину. Поэтому через три года совместной жизни молодая жена исчезла из жизни Бунина, оставив лишь одну записку: «Ваня, прощай. Не поминай лихом».

Скорее всего, небогатый писатель не мог дать своей супруге того уровня жизни, к которому она стремилась. Поэтому, будучи в отношениях с Буниным, она встречалась с состоятельным помещиком, за которого впоследствии и вышла замуж.

Писатель очень тяжело переживал измену любимой.

Его спасением стала работа над одной из частей романа «Жизнь Арсеньева», которая часто издавалась отдельно под названием «Лика».

Анна Цакни: курортный роман и свадьба

В 1898 году Бунин переехал в Одессу. И в этом приморском городе он встретил свою новую любовь - Анну Цакни, дочь одесского издателя и редактора. Писатель называл ее «солнечным ударом». Девушка была очень красивая и довольно непосредственная. Она быстро приняла ухаживания писателя.

Пару часто видели на набережной. Свидания обычно завершались на летних верандах ресторанов, где влюбленные заказывали белое вино и кефаль.

А затем была свадьба.


Фото: Global Look Press/Russian Look

Но семейная жизнь и в этом случае не заладилась - практически с самого начала. Супруги побывали в Европе и вернулись в Россию. Бунин планировал жить в Москве, но одесская красавица мечтала вернуться в свой родной город. В муже ее раздражали черствость, холод и безразличие. А Бунин упрекал молодую жену в нежелании разделять его взгляды.

Их совместная жизнь завершилась спустя год после свадьбы. Несмотря на то, что Анна уже ждала первенца, она оставила мужа и вернулась в Одессу. Писатель безумно страдал, когда его бросила супруга. Даже пытался покончить жизнь самоубийством.

Расставание с Анной оставило в творчестве Ивана Бунина грустный след.

Писатель, сумевший вывести формулу идеальной женщины, конечно, должен быть истинным ценителем женской красоты. «Черные, кипящие смолой глаза… черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, - понимаешь, длиннее обыкновенного! - маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи» - Иван Бунин, как завзятый Пигмалион, всю жизнь искал Галатею, из которой можно вылепить свой идеал. Он нашел ее уже на склоне лет.

Иван Бунин

Любовь писателя и Галины Кузнецовой, которая была моложе его на тридцать лет, стала настоящим вызовом обществу, тем более что образовался такой пикантный любовный треугольник: муж, его стареющая жена и новая пассия. «Представьте, они так и живут - втроем», - судачили окружающие. Но это был тот случай, когда мнение других меньше всего интересовало влюбленных. Все границы были стерты мощным наплывом чувств. «В нем есть какая-то волшебная сила», - писала Галина о Бунине в своем дневнике, признавая, что этой силе невозможно противостоять.

Женщины гения

«Истинная любовь не выбирает» - так Бунин раз и навсегда определил свое отношение к главной из «человеческих страстей». Ему, писателю и поэту, «певцу любви», требовалась постоянная подпитка чувств, поэтому в каждый новый роман он бросался с головой, словно в омут.

О женщинах Бунина можно писать целые тома. В истории остались самые значимые романы писателя, о которых стало известно благодаря письмам и дневникам. Сам же Бунин не имел привычки хвастаться своими победами на любовном фронте. Между тем его первая продолжительная связь началась, когда Бунину было всего 19 лет. С избранницей Варварой Пащенко он познакомился в газете «Орловский вестник», где работал корреспондентом. Родители девушки категорически воспротивились женитьбе, поэтому влюбленные жили, что называется, «гражданским браком». Однако спустя время Варвара влюбилась в друга Бунина и вышла за него замуж.

Через несколько лет Бунин женится на Анне Цакни. Но брак оказался коротким и несчастливым. Их с Анной единственный сын умер в пятилетнем возрасте. Кроме сына, супругов ничего не связывало, Бунин много раз жаловался на холодность со стороны жены: «Сколько раз я раскрывал ей душу, полную самой хорошей нежности, - ничего не чувствует, какой-то».

Иван Бунин и Вера Муромцева

После расставания с Цакни Бунин встретил ту женщину, с которой ему суждено было прожить до самой смерти. Веру Муромцеву, выросшую в дворянской, профессорской семье, друзья называли «прирожденной женой писателя». Высокая «с лицом камеи» блондинка приглянулась Бунину на одном из литературных вечеров. Они тайно начали встречаться. Повторилась давняя история - родители Веры выступили против ее романа, и девушка согласилась жить с Буниным «гражданским браком», без венчания. «Я придумал, нужно заняться переводами, тогда будет приятно вместе и жить, и путешествовать, - у каждого свое дело, и нам не будет скучно…» - такой Бунин видел их совместную жизнь, и Вера безропотно согласилась оставить родных, учебу, увлечения ради любимого. Следующие годы она занята лишь тем, что следит за домом и всеми силами обеспечивает комфорт и уют своему гению. Несмотря на бытовые трудности и тяжелые условия «кочевой жизни», супруги вполне счастливы. Но это безмятежное счастье, увы, уходит от них в Грассе, небольшом городке на юге Франции, где Бунин встречает свою последнюю страстную любовь - Галину Кузнецову.

Встреча с кумиром

Галина Кузнецова родилась в стародворянской семье, получила классическое образование в Киевской женской гимназии. Она довольно рано вышла замуж за юриста, белого офицера, и вместе с мужем уехала в Константинополь. Позже супруги перебрались в Прагу, а потом - во Францию.

Отношения с мужем не складывались, Галина пеняла ему на «слабость характера». Жили очень бедно. Чтобы как-то отвлечься от грустных мыслей, Галина начала писать стихи и прозу. Ее печатают в литературных журналах, критики дают благосклонные оценки. Галина постепенно входит в литературный круг и заводит новые, полезные знакомства. Одно из таких знакомств оказалось поистине судьбоносным. Филолог, поэт Модест Гофман познакомил начинающую поэтессу с Иваном Буниным. Произошло это в Грассе, на пляже, где Бунин делал традиционный заплыв. Писатель был очарован прекрасной незнакомкой, а она оказалась совершенно не в силах сопротивляться его магнетизму. «Вы мой кумир», - призналась Галина в тот вечер. Вернувшись из Грасса, она тотчас объявила мужу, что уходит от него. После бурного скандала, во время которого муж плакал и клялся убить соперника, Галина стала свободной женщиной. С этого момента начинается ее длинный и страстный роман с великим писателем.

Галина Кузнецова

Под одной крышей

Почти год влюбленные встречались в маленькой съемной квартирке в Париже. Бунин разрывался между Парижем и Грассом, женой и новой возлюбленной. Конечно, Вера догадывалась о страсти мужа. Знакомая поэтесса рассказывала, что Вера «сходила с ума и жаловалась всем знакомым на измену Ивана Алексеевича». У супругов даже состоялось бурное выяснение отношений, после которого Бунин уехал в Париж. Но разводиться с женой писатель не собирался, он не хотел лишаться налаженного быта, да и за годы жизни жена стала ему родным человеком. «Любить Веру? Как это? Это все равно что любить свою руку или ногу...» - однажды с удивлением сказал Бунин. В свою очередь Вера не могла уйти от своего обожаемого гения. «Я его люблю. И ничего не могу с этим поделать», - отвечала она на расспросы знакомых.

Галина тоже страдала, ожидая очередного свидания с любимым, не зная, придет он в этот раз или нет. Кончилось все тем, что Бунин поставил жену перед фактом: Галина будет жить с ними в качестве секретаря, ученицы и приемной дочери. Вере ничего не оставалось, кроме как согласиться и закрыть глаза на отношения «учителя» и «ученицы».

Виктор Борисов-Мусатов "Прогулка при закате"

«Пусть любит Галину... только бы от этой любви ему было сладостно на душе...» - писала Вера в своем дневнике. Настолько жертвенной была ее любовь, что она согласилась терпеть рядом присутствие пассии мужа. Галине тоже приходилось несладко, но она пыталась поддерживать хрупкое равновесие в доме, надеясь на то, что со временем Бунин все же сделает выбор в ее пользу. Эта не совсем типичная история отношений затянулась на пятнадцать лет. Что творилось на душе у всех участников «любовного треугольника» все эти годы, остается только догадываться. В своих дневниках все трое делают осторожные записи, ни одного лишнего слова. Впрочем, иногда, нет-нет да и промелькнут какие-то странные подробности «совместной жизни». Например, Вера в записях жаловалась на бедность, говорила о том, что у нее всего две и она часто ходит «в Галиных вещах». У Галины же в «Грасском дневнике» периодически прорывается сдерживаемое недовольство: «приходится считаться с характером И.А., а она за все двадцать лет жизни рядом не может примириться с ним», - пишет она про Веру.

Запутанные связи

Со временем «треугольник» превратился в «квадрат». На вилле поселился литератор Леонид Зуров, которого Вера принялась усиленно опекать. Опека вылилась в преданную влюбленность Зурова в Веру, о чем Бунин, само собой, знал. Обстановка в доме накалилась до предела. «Я не знаю, как держаться, чтоб были хорошие отношения в доме», - пишет Галина в своем дневнике.

Если первое время Галина словно была заколдована Буниным, то напряженные годы в «любовном треугольнике» помогают ей сбросить эти чары. Она наконец осмеливается признаться самой себе в том, что Бунин никогда не уйдет от жены. С этого момента она начала думать о будущем: «Нельзя же, правда, жить так без самостоятельности, как бы в "полудетях"». Жить на положении то ли секретаря, то ли ученицы, ловить на себе косые взгляды, преданно смотреть в глаза гению, отказываясь от собственных амбиций, - нет, не об этом она мечтала! В отличие от Веры Галина более решительна. К тому же она поняла, что ей больше не нравится вести затворническую жизнь, на которой настаивал Бунин. Такой образ жизни подпитывал писателя, но полностью лишал сил саму Галину. А тут еще подоспела Нобелевская премия, получать которую Бунин отправился вместе с обеими «женами».

Наверное, именно в тот момент Галина осознала, как грустно оставаться в тени великого писателя. Сколько сил ушло на перепечатку рукописей, литературные дискуссии, а в итоге, она даже не может претендовать на роль музы гения. Ведь «официальной музой» всегда будет Вера как жена писателя. После вручения премии, на пути из Швеции во Францию, чета Буниных вместе с Галиной останавливается погостить у писателя Федора Степуна. Там Галина заболела, и Бунины уехали домой, оставив молодую женщину на попечение писателя. Вдали от Бунина Галина окончательно освободилась от своей страсти к нему. Более того, в ее жизни наступает новый период. Она неожиданно влюбилась в сестру Степуна, оперную певицу Маргариту Степун. Когда она возвращается в Грасс, следует за ней.

чемоданы . Вместе с Маргаритой она уезжает в Германию. «Галя наконец уехала. В доме стало пустыннее, но легче», - с облегчением запишет Вера в дневнике.

Бунин, с одной стороны, очень переживал разрыв с Галиной. С другой - быстро смирился с потерей, как всегда, переключившись на творчество. После расставания со своим «последним романтическим призом» он написал знаменитый цикл рассказов «Темные аллеи». «Знаете, на свете так мало счастливых встреч», - скажет он в одном из рассказов. Зато, кажется, есть счастливые расставания. Во всяком случае, Вера до конца жизни была рядом с любимым мужем и больше его ни с кем не делила. Галина же нашла свое счастье с Маргой.

«До конца жизни своей Степун ее держала в лапках... они поступили на службу и жили довольно прилично... все было хорошо», - писала близкая подруга семьи. Любовь-зависимость осталась в прошлом. А Галина все же вошла в историю как муза великого писателя. По мотивам ее «Грасского дневника» сняли известный фильм «Дневник его жены», благодаря которому имя Галины Кузнецовой навсегда осталось связанным с именем Ивана Бунина.

Фото: East News, Legion-Media.ru, ИТАР-ТАСС



просмотров