Новый образ русской деревни и крестьянской души. Судьба русской деревни в литературе второй половины XX века

Новый образ русской деревни и крестьянской души. Судьба русской деревни в литературе второй половины XX века

Тема города и деревни стала особенно актуальной в русской литературе 20 века, когда эпоха индустриализации стала поглощать деревню: деревенскую культуру, мировоззрение. Деревни стали пустеть, молодые жители стремились перебраться в город, «поближе к цивилизации». Такое положение дел очень тревожило многих русских писателей, связанных с деревней своими корнями. Ведь именно в деревенском образе мысли и чувств они видели основы истинной нравственности, чистоты, простоты жизни, коренной мудрости. В послереволюционном творчестве С. Есенина громко звучит проблема города и деревни. Поэту милы родные поля «в печали своей», он провозглашает мир «граблям, косе и сохе» и хочет верить в лучшую долю крестьянства. Но настрой его пессимистичен.

В стихотворении «Я последний поэт деревни» он предрекает скорую гибель деревни, наступление на ее цивилизации в виде «железного гостя». В поэме «Сорокоуст» Есенин сравнивает два мира, представленных в виде чугунного поезда (город) и красногривого жеребенка (деревня). Жеребенок стремится перегнать поезд, но это невозможно: силы неравны. Поэт с грустью отмечает, что настали те времена, когда «живых коней победила стальная конница…» Это отразилось не только в укладе жизни, но, что гораздо серьезнее, в укладе мысли, в представлениях о морали и нравственности. Другим певцом деревенской жизни стал В.

И. Белов. Он вошёл в литературу в самом начале 60-х годов 20 века.

Деревенские люди В.Белова скупы на слова и выражения чувств, порой грубоваты, так как выросли в трудном мире далёкой северной деревни. Неслучайно бабка Евстолья рассказывает сказки о пошехонцах, несчастных мужиках – растяпах. Главный герой его повести «Привычное дело» сродни этим пошехонцам. О нём сказано: «Русский человек умён задним умом, иногда он бывает простоват, попадает впросак», и потому так добродушно посмеиваются над ним односельчане и сам автор. Белов обращается не к идеальному человеку, а к самому обычному, имеющему как положительные, так и отрицательные черты характера. Писатель утверждает, что именно деревенские люди – основа нравственности, чистоты и простоты, основа нации.

В. Распутин в «Матрёнином дворе» также обращается к теме деревни и города. Для писателя понятие деревни сродни понятию «земля», «родина», «память» и «любовь». Жители Матёры, хранители традиций и жизненных основ, не могут представить своей жизни без знакомых с детства мест. Их не привлекает благоустройство города, для них существование вне родного острова бессмысленно, да и невозможно вообще. Молодежь же считает по-другому.

Они отрываются от родных корней, переезжают в город, забывают не только своих предков, но и родную землю, превращаются в людей памяти и без родины. Писатель видит в этом очень тревожную тенденцию. Таким образом, деревенская жизнь, с одной стороны, идеализируется писателями, представляется во всей своей естественности и правде, с другой, деревенская жизнь противопоставляется городской как во многом аморальной, безнравственной, оторванной от своих корней и заповедей предков. В то же время, писатели отмечают, что город побеждает деревню, люди стремятся уехать, деревни превращаются в заброшенные пустыни. Это тревожная тенденция, потому что деревня – основа нации, культуры и мировоззрения русского народа.


Русская деревня... Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово "деревня"? Сразу же вспоминается старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, ϶ᴛᴎ труженики, и их крепкие мозолистые руки. У каждого, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне. Πᴘᴎезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько трудно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты.
Многие писатели ʜᴇ обошли в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и "учились в истине блаженство находить", иные видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы - серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли ʜᴇ ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни. Нужно сказать, что именно коллективизация заставила писателей взяться за перо.
Вспомним "Поднятую целину" Шолохова, "Котлован" Платонова, поэмы Твардовского "По праву памяти" и "Страна Муравия". Эти произведения, казалось бы, должны рассказать нам все о судьбе русского крестьянства, показать положение деревни. Но все же эта тема остается для нас загадкой, ведь о "великом переломе" принято было умалчивать:

Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить.
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль - забыть.

Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно отдаются в современности, в нашей сегодняшней жизни.
В повести "Прощание с Матерой" В. Распутин ставит перед читателем вопрос: нужно ли затоплять деревню, ᴇᴄᴧᴎ вышестоящие организации решили поставить на ней ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родной Матеры? Деревня должна уйти под воду, а жители переселиться в другую деревню. Крестьян никто ʜᴇ спрашивал, хотят ли οʜᴎ этого: приказали - будь добр, подчиняйся! Интересно, что жители по-разному отреагировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, ʜᴇ могут просто расстаться с Матерой. Здесь знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах родителей, дедов. Так, главная героиня повести старуха Дарья ʜᴇ может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая Дарья украшает свою избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как мучительно рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей деревни!
Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что наука важнее природы, и οʜᴎ должны переселиться во что бы то ни стало.
Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения в жизнь. Вспомним, могучий царский листвень, который ʜᴇ могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал и ʜᴇ сломился. Но так ли вечна природа?
В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры - ведущая тема этого произведения.
Ну а что случалось с крестьянами, когда οʜᴎ покидали родную деревню в период коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова "Облава". Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которых любил безумно. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор вытерпев и пережив все, опять возвращается на Родину. Вообще, главной чертой русских крестьян является то, что οʜᴎ ʜᴇ могут жить без родной земли.
К этой же теме примыкает рассказ А. И. Солженицына "Матренин двор". Действие рассказа происходит в 1956 году. Молодой учитель поселился в избе крестьянки Матрены, и читатель может увидеть деревенскую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражает бедность и убогость ее жилища. Это была темная комната, в которую свет попадал только из окна, ϶ᴛο многочисленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда позади остались гражданская война, коллективизация. Неужели в пятидесятые годы крестьяне были такими бедными? Мы ʜᴇ увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огорода, ни палисадника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка - вот весь скот Матрены.
Судьба крестьянки достаточно трагична: Матрена была больна, но ʜᴇ считалась инвалидом, она ʜᴇ работала в колхозе, поэтому пенсия ей ʜᴇ полагалась. А для того, чтобы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учреждений. Одним словом, как пишет сам писатель, "много было наворочено несправедливости с Матреной".
Но несмотря на все тяготы жизни Матрена ʜᴇ озлобилась: она настолько добра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думала о себе в самую последнюю минуту, лишь бы ее квартиранту было хорошо.
Но злость и жадность окружающих погубили крестьянку. Во время перевоза горницы попадают под поезд несколько человек, в том числе и Матрена.
В конце рассказа автор пишет, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, держится земля.

Лекция, реферат. Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг. - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

« назад Оглавление вперед »
112. Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина « | » 114. Художественное своеобразие и историко-философская проблематика









Тема деревни в современной литературе

ученика 11 класса «М»

средней школы № 274

Ромащенко Владимира

1. Биография Александра Исаевича Солженицына

а) юность

б) каторга

в) жизнь в селе Мильцево

2. Солженицын-портретист

3. Матренин двор

а) окружающий мир Матрены

б) судьба героини

в) отношение к ней окружающих

4. Облик русской деревни

5. Гибель Матрены

а) обряд прощания

б) личность Фаддея

в) гибель Матрены – обрыв нравственных связей

6. Идейная нагрузка первоначального названия произведения

7. Влияние Солженицына на литературу

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске. В 1924

году вместе с матерью Таисией Захаровной (отец погиб за полгода до

рождения сына) переехал в Ростов.

Солженицын учился на физико-математическом факультете Ростовского

университета. Блестяще одаренный юноша одним из первых получил учрежденную

в 1940 году Сталинскую стипендию. Перейдя на четвертый курс, Солженицын

параллельно поступил на заочное отделение МИФЛИ (Московский институт

философии, литературы и истории). Кроме того, учился на курсах английского

языка и уже серьезно писал.

В октябре 1941 года он был мобилизован; на фронт он попал в 1942 году и

прошел со своей «звукобатареей» (выявляющей вражескую артиллерию) от

Орла до Восточной Пруссии. Здесь в феврале 1945 года в связи с обнаруженной

цензурой в его, капитана Солженицына, переписке с другом юности Н.

Виткевичем резко критическими, «левыми» оценками личности Сталина, он был

арестован, препровожден в Москву и осужден на восемь лет. Эти годы он

провел вначале в лагере на Калужской заставе, затем четыре года – в НИИ (

«шарашке»), два с половиной года – на общих работах в лагерях Казахстана.

После освобождения из лагеря – вечное поселение в Кок–Терек на юге

Казахстана (оно длилось три года), а затем – переезд в Рязанскую

область и работа учителем математики в школе в одном из сел (этот момент

изображен в рассказе «Матренин двор») и в Рязани.

Знакомство с Солженицыным-писателем надо начинать с его рассказов, где

в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой автор

размышляет над вечными вопросами. На примере рассказа «Матренин двор»

можно наглядно, отчетливо выявить своеобразие Солженицына как писателя, его

близость и расхождение с другими писателями во взглядах на судьбу русской

В нашем литературоведении принято было вести «деревенскую» линию от

первых произведений В. Овечкина, Ф. Абрамова, В. Тендрякова. Тем

неожиданнее показалась мысль В. Астафьева, знающего эту тему как никто

другой, «изнутри», о том что наша «деревенская проза» вышла из «Матрениного

двора». Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной

критике. «То, что Солженицын принес в литературу, – не узкая правда, не

правда сообщения. …Солженицын не просто сказал

правду, он создал язык, в котором нуждалось время, – и произошла

переориентация всей литературы, воспользовавшейся этим

языком»1.

В. Астафьев назвал «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики». Сам

Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для

«художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить,

и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому

что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».

В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с

рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя.

В основе рассказа обычно – случай, раскрывающий характер главного

героя, именно на образе которого А. Солженицын раскрывает «деревенскую»

Через трагическое событие – гибель Матрены – автор приходит к глубокому

пониманию ее личности. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены,

какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок»2.

средоточением, пересечением застывших, еще неразвернутых или уже

завершенных «сюжетов» жизни, дорог героя.

В своем произведении писатель не дает подробного, конкретного описания

героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором –

«лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу

рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности

красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней,

теперь укороченных, – и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее – уже

ладах с совестью своей». Запоминается плавная, певучая, исконно русская

речь Матрены, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек

в сказках»3.

Весь окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью –

это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни.

–––––––––––––––

1 Латынина А. Солженицын и мы // Новый мир. – 1990. № 1. – с. 243

2 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 187

3 ...там же, с. 153

Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы,

шорох которых напоминал «далекий шум

океана», и колченогая, подобранная из жалости Матреной кошка, и мыши,

которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто

сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей»1.

сразу. По крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским

отступлениям и комментариям, к скупым признаниям самой Матрены, собирается

полный рассказ о нелегком жизненном пути героини. Много горя и

несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь,

смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику

посильный труд в деревне, тяжелая немочь–болезнь, горькая обида на колхоз,

который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без

пенсии и поддержки. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия

деревенской русской женщины – наиболее выразительная, вопиющая.

Но – удивительное дело! – не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила

доброе расположение духа, чувства радости и жалости к другим, по-прежнему

лучезарная улыбка просветляет ее лицо. Одна из главных авторских оценок –

«у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа –

работа». За четверть века в колхозе наломала спину себе она изрядно:

копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна, была из тех, кто, по

Некрасову, «коня на скаку остановит». И все это «не за деньги – за палочки.

За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем не менее пенсии

ей не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией Солженицын,

работала она не на заводе – в колхозе… И на старости лет не знала Матрена

отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками за болото накосить

травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами

воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки. Сам председатель

колхоза, недавно присланный из города, тоже запасся. «А зимы не ожидалось»,

– на той же ироничной ноте заканчивает писатель.

«Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала.

Более того – по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и

прежде, ничего за работу. Да и любой дальней

–––––––––––––––

1 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 180

родственнице или соседке не отказывала в помощи, «без тени зависти»

рассказывала потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки. Никогда

не была ей работа в тяжесть, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена

никогда». И бессовестно пользовались все окружающие матрениным

бескорыстием.

Какой предстает Матрена в системе других образов рассказа, каково

отношение к ней окружающих? Сестры, золовка, приемная дочь Кира,

единственная в деревне подруга, Фаддей – вот те, кто был наиболее близок к

Матрене, кто должен был понять и по достоинству оценить этого человека. И

что же? Жила она бедно, убого, одиноко – «потерянная старуха», измотанная

трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-

видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали

Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в

мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить

мужикам, протащить с ними сани через переезд). Правда, после смерти

Матрены тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли

сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных

рублей»1. Да и полувековая подруга – «единственная, кто искренне любил

Матрену в этой деревне»2,– в слезах прибежавшая с трагическим известием,

тем не менее, уходя, не забыла забрать с собой вязаную кофточку Матрены,

чтоб сестрам она не досталась. Золовка, признававшая за Матреной простоту и

сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно

пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее

Неуютно и холодно Матрене в своем государстве. Она одинока внутри

большого общества и, что самое страшное, – внутри малого – своей деревни,

родных, друзей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет

Продолжим эту мысль. Можно сказать о том, что Матрена близка герою

другого рассказа Солженицына – «Один день Ивана Денисовича». Оба они –

личности соборные, то есть несущие в себе народные начала, подсознательно

чувствующие личностную ответственность перед народом. «Знают они о том или

даже не подозревают, осознанно они поступают или подсознательно, но они

отвечают на вызов нечеловеческой системы власти. Система подавила их за

чертой милосердия, обрекла на уничтожение. Уже не

–––––––––––––––

1 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 181

2 ...там же, с. 179

конкретно Ивана Денисовича лишь или одну Матрену, а весь народ… Они готовы

идти претерпевать неимоверно многое, в том

числе и личные унижения – не унижаясь душой при этом»1

Таким образом, мерой всех вещей у Солженицына выступает все-таки не

социальное, а духовное. «Не результат важен… а дух! Не что сделано – а как.

Не что достигнуто – а какой ценой», – не устает повторять он, и это ставит

писателя в оппозицию не столько к той или иной политической системе,

сколько к ложным нравственным основаниям общества»2

Вот об этом – о ложных нравственных основаниях общества – бьет он

тревогу и в рассказе «Матренин двор».

Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских

мест названием – Торфопродукт. Уже в самом названии произошло дикое

нарушение, искажение исконных русских традиций. Здесь «стояли прежде и

перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили,

свели под корень, на нем председатель соседнего колхоза свой колхоз

возвысил, а себе получил Героя Социалистического Труда.

Из отдельных деталей складывается целостный облик русской деревни.

Постепенно произошла здесь подмена интересов живого, конкретного человека

интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали

ничем съестным – стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух

все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать

уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем

инвалидам огороды, и огромные площади земли пустовали за заборами. Долгие

годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она

уже и рада не была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев –

«то за точкой, то за запятой». А более опытные в жизни соседки подвели итог

ее пенсионным мытарствам: «Государство – оно минутное. Сегодня, вишь дало,

а завтра отымет»3.

Все это привело к тому, что произошло искажение, смещение самого

главного в жизни – нравственных устоев и понятий. Как получилось, горько

называет язык имущество наше.

–––––––––––––––

1 Бондаренко В. Стержневая словесность // Наш современник.– 1989. – №

2 Латынина А. Солженицын и мы // Новый мир.– 1990.– № 1.– с. 249.

3 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 162

И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо»1. Жадность,

зависть друг к другу и озлобленность движут людьми. Когда

разбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в том

ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут

большого угощения. Кричали друг на друга, спорили»2.

«И шли года, как плыла вода…» Вот и не стало Матрены. «Убит родной

человек»3,– не скрывает своего горя герой-рассказчик. Значительное место в

рассказе писатель отводит сцене похорон Матрены. И это не случайно. В доме

Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении

прожила она свою жизнь. И казалось, что уходит Матрена из жизни, так никем

и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов

прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач

превратился в своего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей

«холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили,

громко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную

память уже не вкладывал чувства»4.

Несомненно, самая страшная фигура в рассказе – Фаддей, этот «ненасытный

старик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый

единственной жаждой наживы. Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, как

руки Фаддея ухватились ее ломать»5.

Такое ли уж страшное зло этот Фаддей, пересчитывающий каждое бревнышко,

свозящий остатки горницы с переезда чуть ли не в день похорон? В XIX веке

он, вероятно, сошел бы за тургеневского Хоря из «Хоря и Калиныча» или

хозяина притынного кабака в «Певцах»… При Столыпине он стал бы

цивилизованным фермером. В Тальнове, пережившем и вакханалию

коллективизации, и поборы послевоенных лет, этот тип скопидома, крепкого

хозяина, конечно, «озверел», обрел черты весьма жутковатого хищника. Что

ему стоило уговорить бессребреницу Матрену, которая каждую весну впрягалась

с бабами в плуг, чтобы вспахать огороды, и никаких денег не брала! Но

особого злодейства в его жадности, примет

–––––––––––––––

2 ...там же, с. 173

3 ...там же, с. 179

4 ...там же, с. 186

5 ...там же, с. 183

«антихриста» в нем все же нет…

Вероятно, Фаддей в юности был совершенно другой – не случайно же

его любила Матрена. И в том, что к старости он изменился неузнаваемо, есть

некая доля вины и самой Матрены. И она это чувствовала, многое ему прощала.

Вовсе не дожидалась она Фаддея с фронта, похоронила в мыслях прежде времени

– и обозлился Фаддей на весь мир, сгоняя всю свою обиду и злость на жене,

был он мрачен одной тяжкой думой – спасти горницу от огня и от Матрениных

Но для многих читателей более страшным показалось другое: «Перебрав

А вот Матрена – такая – была совершенно одна.

И возникает вопрос:

– Есть ли в гибели Матрены некая закономерность, или это стечение

случайных обстоятельств, достоверное воспроизведение автором реального

факта? (Известно, что у Матрены Солженицына был прототип – Матрена

Васильевна Захарова, жизнь и смерть которой легли в основу рассказа.)

Большинство мнений сходится в одном: смерть Матрены неизбежна и

закономерна. Смерть героини – это некий рубеж, это обрыв еще державшихся

при Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели

нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена.

В связи с этим выводом следует признать, что взгляд Солженицына на

деревню тех лет (рассказ написан в 1959 году) отличается суровой и

жестокой правдой. Если учесть, что 50–60-е годы «деревенская проза» в целом

еще видела в деревне хранительницу духовных и нравственных ценностей

народной жизни, то отличие солженицынской поэзии очевидно.

праведника» – несло в себе основную идейную нагрузку. А. Твардовский

предложил ради публикации более нейтральное название – «Матренин двор». В

этом названии есть глубокий смысл. Если оттолкнуться от широких понятий

«колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет и «Матренин

двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрена,

единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь

трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою

–––––––––––––––

1 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 184

душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая

ценить доброту и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела

противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор –

Матренин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о

котором писали еще Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Но гибнет Матрена – и

рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее

скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не

задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и

важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без

которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.»1

«То, что Солженицын принес в литературу – не узкая правда, ни правда

сообщения… Солженицын не просто сказал правду, он создал язык, в котором

нуждалось время, – и произошла переориентация всей литературы,

воспользовавшейся этим языком»2. Астафьев считал, что наша деревенская

–––––––––––––––

1 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 188

2 Латынина А. Солженицын и мы // Новый мир. – 1990. № 1. – с. 243

Список литературы

> Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, «Азбука», 1999

> Бондаренко В. Стержневая словесность - Наш современник, № 12, 1989

> Быкова Н. Г. Александр Исаевич Солженицын - Энциклопедия «Литература.

Справочник школьника», М, «Слово», 1995

> Латынина А. Солженицын и мы - «Новый мир», № 1, М,1990

> Локтионова Н. «Не стоит село без праведника» - «Литература в школе», № 3,

М, «Просвещение», 1994

> Чалмаев В. А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество., М,

«Просвещение», 1994

Тема русской деревни в современной литературе (По повести В. Белова «Привычное дело»)

Соврменное общество прекрасно понимает ценность и необходимость сельскохозяйственной отрасли. Однако проблем в деревне много, их много сейчас, да и раньше было не на много меньше. Поэтому писатели-деревенщики пользуются в России особой популярностью и уважением. Василия Белова можно смело назвать лидером среди этой группы писателей. Его произведение «Привычное дело»- важная веха в современной литературе на деревенскую тему. В повести перед нами проходит жизнь и судьба простого деревенского труженика Ивана Африкановича Дрынова и его жены Катерины.

Белов весьма уважительно относится к своим героям. Это дорогие и близкие его сердцу люди, они - часть его собственной души, они - отражают его личное отношения к жизни. Иван Африканович - простой крестьянин, рядовой колхозник, обремененный большой семьей. Автор не наделяет своего героя какими-то особенными качествами и талантами. И выпить-то он не дурак, как говорится, и до работы «злой», и характер имеет покладистый. Его любят соседи и односельчане. Иван Африканович и на фронте побывал, имеет боевые награды. Он спорит с начальством и негодует, когда его несправедливо обирают. Он ищет новых путей для заработков, чтобы прокормить большую семью, хотя и безуспешно. Но его деятельная натура жаждет полезного применения сил. Иван Африканович никогда не бывает груϲтен без причины и весел проϲто так. Когда ему подфартит, он рад и открыт всему окружающему его миру людей и природы. Поэтичный склад характера, жизнеϲтойкоϲть, цельноϲть-вот главные качеϲтва этой личноϲти. Но характер Ивана Африкановича раскрывается перед читателем поϲтепенно, герой Белова более многоплановый и глубокий, чем кажется в начале повеϲти. Описывая житейские будни деревни, автор показывает то несправедливое и даже преϲтупное отношение общеϲтва к труженику села. У героя и «документации» никакой нет, кроме «молочной книги», где записывается, сколько он сдал молока от своей коровы. Но читателю автор предлагает внимательно вглядеться не в документарные данные ϲвоего героя, а в душевные качеϲтва этого простого русского человека, коренного жителя деревни, поэтому, я считаю, такое большое меϲто в повеϲти занимает описание любви и согласной жизни Ивана Африкановича и Катерины. Вся повеϲть как бы воспевает большую любовь этих исконно русских людей. Автор с необычайным лиризмом и художеϲтвенным маϲтерϲтвом описывает эту любовь. Читателя потрясает сцена прощания Ивана Африкановича с погибшей женой. В его проϲтых словах о несправедливоϲти смерти, забравшей у него раньше времени любимого человека, ϲтолько боли, что невольно наворачиваются на глаза слезы: «Ты уж, Катерина, не обижайся. Не бывал, не проведал тебя, то это, то другое. Вот рябинки тебе принес. Ты, бывало, любила осенями рябину-то рвать.... Да. Вот, девка, вишь, как оберну- лось-то.... Я ведь дурак был, худо я тебя берег, знаешь сама.... Вот один теперь.... Как по огню ступаю, по тебе хожу, прости.... »

В этих незатейливых словах чувствуется большая нравственная сила и неподдельная скорбь утраты. Я обратил внимание на то, что Иван Африканович по-крестьянски ощущает смерть дорогого человека: «Как по огню ступаю.... » То есть земля для него сливается в один образ с похороненной в ней Катериной.

Конечно, сила и значение повести Белова не только в описании этих трогательных взаимоотношений двух любящих друг друга людей. Автор, по-моему, поставил перед собой задачу показать во всех правдивых подробностях жизнь современной ему деревни. Но перед нами не просто бытописание, а выявление смысла жизни, значения труда на земле вообще. Итак, крестьянин Иван Африканович Дрынов -человек простой и вместе с тем сложный. Он вроде бы как все на селе и в то же время очень от всех отличается. Показательно, что так воспринимают Ивана Африкановича и его земляки. Я считаю, что автор пытается создать образ идеального деревенского жителя того времени. Показать, что, несмотря на социальные и бытовые негативные условия, душа народа остается чиста. Не зря же к герою Белова не липнет никакая житейская грязь, даже когда он сам сплоховал в чем-нибудь. Например, смешно выглядит он в истории со сватовством Мишки, наутро об этом казуϲном случае судачат все деревенские бабы. Но смеются только над Мишкой, а Ивана Африкановича жалеют. Ясно, что Иван Африканович является для своих земляков своего рода зеркалом, которое отражает их лучшие чувства и достоинства. Он радует их, подает пример добра. Сила его любви и преданности Катерине благотворно влияет и на остальных сельчан. Он по-житейски мудр и нравственно чист. Вот это и является, на мой взгляд, главным в его образе и отличает от остальных крестьян. Как сказал талантливый русский поэт Анатолий Передреев:

И города из нас не получилось,

И навсегда утрачено село....

Чтобы не попадать в такие драматические «ножницы», надо внимательно изучать мир, который открывает перед нами писатель Василий Белов. Его «Привычное дело» играет важную роль в понимании горожанами проблем деревни, характера русского человека-селянина. Без взаимопонимания между городом и селом не может быть нормальной жизни в стране.

Тема деревни в современной литературе (по повести В. Белова Привычное дело)

Тема деревни раскрывается во многих произведениях писателей-современников. Писатели этого направления стремятся к глубокому психологизму в изображении характеров. к использованию местных речений, диалектов, областных словечек.

Русская деревня всегда находилась в центре внимания наших писателей. В книгах, рассказывающих о современных процессах в деревне, речь идет не столько о социально-экономической стороне бытия. сколько о духовной жизни колхозного крестьянства, о нравственно-психологических конфликтах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема деревни в произведениях современных писателей.

АХТЯМОВА ФИРАЯ КАЮМОВНА, МБОУ «НОВО – АРЫШСКАЯ СОШ» РЫБНО - СЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ.

Термин «деревенская проза», включенный в научный оборот и в критику остается спорным. Прежде всего под «деревенской прозой» мы подразумеваем особую творческую общность, то есть это в первую очередь произведения, объединенные общностью тем, постановкой нравственно-философских и социальных проблем. Для них характерно изображение неприметного героя-труженика, наделенного жизненной мудростью и большим нравственным содержанием. Писатели этого направления стремятся к глубокому психологизму в изображении характеров, к использованию местных речений, диалектов, областных словечек. На этой почве вырастает их интерес к историко-культурным традициям русского народа, к теме преемственности поколений. Правда, употребляя в статьях и исследованиях этот термин, авторы всегда подчеркивают, что он носит элемент условности, что пользуются им в узком понимании.

Художественная литература о селе, о человеке-крестьянине и его проблемах на протяжении 70 лет становления и развития отмечена несколькими этапами: 1. В 20-е годы в литературе были произведения, которые спорили друг с другом о путях крестьянства, о земле. В произведениях И. Вольнова, Л. Сейфуллиной, В. Иванова, Б. Пильняка, А. Неверова, Л. Леонова действительность деревенского уклада воссоздавалась с разных идейно-социальных позиций. 2. В 30-50-е годы уже преобладал жесткий контроль над художественным творчеством. В произведениях «Бруски» Ф. Панферова, «Стальные ребра» А. Макарова, «Девки» Н. Кочина, «Поднятая целина» М.Шолохова отразились негативные тенденции в литературном процессе 30-50-х годов. 3.После разоблачения культа личности Сталина и его последствий происходит активизация литературной жизни в стране. Для этого периода характерно художественное многообразие. Художники осознают свое право на свободу творческой мысли, на историческую правду .

Многие писатели-современники не обошли в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и «учились в истине блаженство находить», другие видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы – серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала, чуть ли не ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни. Коллективизация заставила писателей взяться за перо.

Русская деревня всегда находилась в центре внимания наших писателей. В книгах, рассказывающих о современных процессах в деревне, речь идет не столько о социально - экономической стороне сегодняшнего бытия, сколько о духовной жизни колхозного крестьянства, о нравственно-психологических конфликтах.

В повести «На чужой стороне» В. Потанин рассказывает о том, во что превратилась деревня. Старая деревня исчезает. Людей потянуло в города не от хорошей жизни, а чтобы свести концы с концами. Только если в деревне любой труд доставлял удовольствие потому, что почти все сельские ремесла были знакомы сельскому жителю с раннего детства, то в городе работа чётко делится на популярную и непрестижную.

Веня Китасов, главный герой повести В. Потанина, приехал в город, чтобы заработать денег. Но в этом плане ему не повезло. Устроившись на стройку подсобником, Веня все время был на побегушках. То кирпич ему приходится разгружать, то длинные и сырые доски сбрасывать и таскать. Работы было так много, что и покурить некогда. Поэтому Веня и решил уйти оттуда и наняться в цирк. Но и работа в цирке не приносила ему ни морального удовлетворения, ни материальной поддержки. Будущее героя Потанина кажется беспросветным. Все люди, живущие в деревне, убеждены в то, что так жить больше нельзя. Нужны были значительные перемены. Но писатель понимает, что пока надеяться на какие-либо изменения нельзя. Вот почему повесть оканчивается пожаром. Истинная причина загорания Вениного дома осталась неизвестной .

Всем известен роман Ф. Абрамова «Братья и сёстры». Важное место в творчестве писателя занимают повести «Пелагея» и «Алька». В них рассказывает писатель о горестях и радостях людей, живущих в далёкой северной деревне.

Алька родилась в семье трудолюбивых колхозников, но отец часто прихварывал и плохо зарабатывал. Пелагее, матери Альки, удаётся устроиться в пекарню леспромхоза. Она получила это выгодное место не совсем честным путем, но к своим обязанностям относилась добросовестно. В дом её пришел достаток. Алька росла без нравственного идеала, привыкла только брать и ничего не давать людям. Ни семья, ни школа, не научили её трудиться в коллективе. Они вздыхали о какой-то другой, красивой, лёгкой жизни в городе. В городе Алька устроилась работать в ресторан. Лишние деньги, сомнительные друзья, пирушки в кругу сослуживцев - всё это считала Алька настоящей культурной жизнью. Вскоре умирают её отец и мать. Приехать она могла только через неделю после похорон родителей, так как с открытием навигации плавала буфетчицей на одном из видных пассажирских пароходов по Северной Двине. Решив все дела с «наследством», «заколотила дом, возложила прощальные венки с яркими бумажными цветами на могилы отца и матери и к вечеру уже тряслась в районном автобусе ». Ей не хотелось упускать выгодное и весёлое место на пароходе.

Таким образом, сама того не подозревая, Алька променяла подлинную жизнь на жалкое прозябание.

Итак, деревня Ф.Абрамова и В.Потанина противопоставлена городу. Каждодневный крестьянский труд делает человека цельным, высоконравственным.

У каждого человека есть своя малая родина, та земля, которая является Вселенной и всем тем, чем стала Матера для героев повести Валентина Распутина. От любви к малой родине берут истоки все книги В.Г. Распутина. В повести «Прощание с Матерой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. И не нужно было жителям Матеры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовой плитой. Не в этом видели они счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечь рядом с ними. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары. Но эта перспектива не радовала стариков. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что «нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».

И встают Материнцы на защиту своей родины, пытаются спасти свою деревню, свою историю.

Характерен этим и рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». В центре повествования – судьба деревенской женщины.

Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одарёнными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдётся место таким людям, ибо они проповедуют правду.

"Матрёнин двор" - это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, - о жизни в социалистическом государстве.

Таким образом, изображение человека из народа, его философии, духовного мира деревни, ориентация на народное слово - все это объединяет таких разных писателей, как Ф. Абрамов, В. Белов, М. Алексеев, Б. Можаев, В. Шукшин, В. Распутин, В. Лихоносов, Е. Носов, В. Крупин и др.

Русская литература всегда была знаменательна тем, что как ни одна литература в мире занималась вопросами нравственности, вопросами о смысле жизни и смерти и ставила глобальные проблемы. В «деревенской прозе» вопросы нравственности связаны с сохранением всего ценного в сельских традициях: вековой национальной жизни, уклада деревни, народной морали и народных нравственных устоев.




просмотров