Образ и характеристика Митраша и Настя Кладовая солнца Пришвин (Школьные сочинения). Сочинение митраша и настя сравнительная характеристика в рассказе кладовая солнца пришвина сочинение

Образ и характеристика Митраша и Настя Кладовая солнца Пришвин (Школьные сочинения). Сочинение митраша и настя сравнительная характеристика в рассказе кладовая солнца пришвина сочинение

Сказка-быль «Кладовая солнца» написана Пришвиным после окончания Великой Отечественной войны. Хотя в основу произведения положены приключения у себя, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу, а не военные-события, все же именно воспоминания писателя о суровой и мужественной жизни советских людей во время войны, о близком его сердцу Переславском крае послужили материалом для книги.

Пришвин обращается к жанру сказки. Именно мудрая народная сказка с ее постоянными исканиями правды и смысла жизни, с ее мечтой о совершенном человеке была для писателя образцом, которому он следовал в разработке жанра своего произведения.

Использование в произведении приема слияния сказочного и реального позволило автору выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле.

Сказка-быль пронизана оптимистической верой Пришвина в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей.

В произведении "Кладовая солнца" встречаются два героя Настя и Митраша. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Митраша был моложе сестры на два года. Он небольшого роста, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это упрямый и сильный парень. Лицо мальчика было усыпано золотыми веснушками, а носик его, чистенький, глядел вверх. Митраша упрям, но очень трудолюбивый и целеустремленный. Учителя в школе называли его "Мужичок в мешочке", потому что в своём десятилетнем возрасте он уже выполнял всю мужскую работу в доме. Мама умерла от болезни, отец погиб на войне. И они с сестрой остались сиротами. Митраша обладал чисто мужскими волевыми качествами и был похож на своего отца. Он выучился у отца столярному делу. У мальчика были нужные для этого инструменты. Митраша делал различную деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. Он всегда вспоминал о советах папы и они ему помогали.

Мальчик бывал на всех собраниях, старался понять общественное мнение. Митраша любил природу, пытался воспользоваться ее благами, но когда он оказался в лесу, где все общее, то он пожадничал и, сам того не замечая, попал в беду.

Мальчик сильно любил сестру Настю. Подражая отцу, он наставлял её, учил. Но когда сестрёнка не слушается, "Мужичок в мешочке" начинает хорохориться и злиться. Митраша - прекрасный человек, который в дальнейшем будет очень хорошим и трудолюбивым мужчиной.

Это были очень умные дети. Они часто выполняли общественную работу: помогали танкистам, работали на колхозных полях, на лугах, на скотных дворах. У детей было много домашних животных, но они всё равно хорошо с ними справлялись.

Во многом Настя и Митраша похожи, но есть у них и различия. С одной стороны Настя благоразумная, ведь она пыталась отговорить брата пойти по заболоченной дороге. С другой она поступила эгоистично, когда в ходе ссоры с Митрашей бросила его и ушла вместе с корзинкой для клюквы.

"Мужичок в мешочке" был очень упрям и из-за этого он и попал в беду, но благодаря своей находчивости он спас себя. Именно смекалка помогла мальчику спастись: попав в Слепую елань, он смог подозвать собаку, и она спасла его. Митраша был очень смелый, не зря же все в деревне удивились, когда узнали, что именно он подстрелил серого помещика. Даже взрослые не смогли бы поверить, что десятилетний мальчик подстрелил волка.

А "золотая курочка" из-за своей жадности тоже чуть не попала в беду. Если бы она не опомнилась, её бы укусила змея. На фоне гармоничной природы, на фоне разнообразных богатств, освоенных человеком, жадность Насти воспринимается как упрек писателя тем, кто отступает от истинно человеческого. Зло, с которым она сталкивается в природе, заставляет девочку оглянуться на себя и понять, какую ошибку она совершила, поддавшись вначале обиде, а затем азарту сбора ягоды. Тревога, отчаяние, страх за брата охватывают душу девочки. Именно через восприятие окружающей природы Настя в полной мере осознает свой поступок:

Автор очень хорошо относится к своим героям. Михаил Пришвин использует уменьшительно-ласкательные суффиксы для описания Митраши. Он называет его "Мужичок в мешочке", детей -"умненькие детки, любимцы", "их чистенькие носики".

Герои рассказа мне понравились, но некоторые их действия нет. Если-бы Митраша не был таким упрямым, а Настя не поступила эгоистично с ним, то возможно не было бы тех несчастий, которые

Им довелось увидеть. Но так как они поняли свои ошибки их можно простить.


Материалом для книги Пришвина «Кладовая солнца» послужили события Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что основные события произведения разворачивались в лесу на протяжении дня, все же воспоминания автора о мужественном и геройском прошлом, о родном для его души крае воздвигли его для написания этой сказки-были.

Почему он выбрал именно сказку в качестве жанра для своего столь символичного произведения? Ответ на данный вопрос прост, как все гениальное. Именно народная сказка просто и доступно объясняет истину, именно в ней таится корень поиска правды и смысла существования. И именно сказки всегда поражают стремлением к мечте о доскональности человеческого существа. Это и послужило причиной для писателя последовать тому примеру, который и стал в основе жанра его произведения.

Его идеал заключался в полете мечты к высокому предназначению человеческой сущности, к его обязанностям перед всем, что является живым на планете.

Пришвин отображает в своей сказке позитивный настрой на способность реализации данной мечты, если стремительно начать поиск ее осуществления в повседневном существовании, где живут обычные люди.

В книге «Кладовая солнца» мы знакомимся с двумя героями – Митрашей и Настей. Каждый из них обладает рядом положительных и отрицательных качеств.

Митраша невысок, плотен, у него широкий лоб и затылок. Он силен и упрям, несмотря на юные года – он моложе, чем его сестра на два года. Все его лицо покрыто золотистыми веснушками, а носик вздернут кверху. Упрямство мальчика будто бы подчеркивает его целеустремленность и трудолюбие.

В школе учителя его прозвали «Мужичок в мешочке», поскольку уже в свои десять лет он был способен выполнять все мужские обязанности по дому. Родители погибли: мама - от болезни, отец – на войне. Митраша по характеру очень походил на своего отца, обладая всеми качествами настоящего мужчины. Отец его обучил столярству. Мальчик имел все необходимые инструменты для этого дела. Он вырезал разнообразную посуду из дерева, припоминая папины советы, которые ему не раз помогали.

Митраша посещал все собрания в стремлении понимания мнения общественности. Он обожал природу и старался пользоваться ее дарами, однако, оказавшись в лесу, где было все общее, у него проявилась жадность, которая и завела его в беду.

Митраша очень любил свою сестру. Стараясь походить на папу, он учил Настю и наставлял. Однако когда она не слушалась, мальчик начинал злиться и хорохориться. Он является чудесным человеком, настоящим мужчиной, невзирая на юные годы, и прекрасным примером для подражания.

Насколько Митраша походил на отца, настолько же Настя была похожа на мать. Пришвин в шутку прозвал ее золотой курочкой. И не зря: она будто бы светилась золотом – веснушки золотые, волосы такого же оттенка, и только носик не блестел, а был чистенький, вздернут к небу.

Эти дети очень работящие и умные. Они выполняли общественные работы: в колхозе, на скотных дворах, помогая танкистам. Несмотря на то, что у них было много домашних животных, они прекрасно со всем справлялись.

Настя и Митраша похожи, однако характеры их обладают определенными различиями. Поступки Насти благоразумны: она старалась убедить Митрашу не ходить заболоченной дорогой. Однако есть и другая сторона медали. Вот мы видим, как она ведет себя эгоистично, поссорившись с Митрашей и уйдя с корзинкой.

«Мужичок в мешочке» упрям, из-за чего и попал в неприятности. Но он и находчив, поэтому смог спастись. Благодаря своей смекалке, он подозвал собаку Травку, которая и спасла его. Митраша смел, недаром буквально вся деревня была поражена: ведь он застрелил волка. Не каждый взрослый смог бы так поступить, а десятилетний мальчик все же подстрелил серого помещика.

Настя же тоже благодаря своей жадности чуть не угодила в неприятности. Если бы вовремя не опомнилась, она была бы укушена змеей. Автор будто бы на примере «золотой курочки» упрекает всех, кто теряет человечность. Девочка сталкивается со злом, и ей приходится осознать свою ошибку, ведь сначала она поддалась чувству обиды, а потом уже жадности и азарту в сборе ягод. Настя испугалась за брата, ее охватили отчаяние и тревога. Именно благодаря тому, как она восприняла природу, ей удалось понять, как плохо поступила.

Я считаю, что данное произведение является поучительным, его интересно читать и детям, и взрослым. В нем четко просматривается мораль. Автор будто разъясняет, что хорошо, а что плохо. И то, что поступая плохо, придется в итоге расплачиваться. Герои этого произведения – замечательные. У них есть характер, сила духа, доброта. И даже если они иногда ошибаются, то в конце концов осознают свои ошибки.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

/ / / Сравнительная характеристика Насти и Митраши (по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»)

Настя и Митраша – брат и сестра. В годы Великой Отечественной войны они осиротели, так как отец, охотник не вернулся с войны, а мама умерла от сильной болезни. Однако ребята морально не сломались и потихоньку привыкали к взрослой жизни.

Девочке было всего двенадцать лет, а ее брату десять. Такой юный возраст не помешал им взять на себя ответственность за жизнь. Оба, практически с утра до вечера работали не покладая рук. Перед самой смертью отец научил Миташу изготавливать деревянную посуду. И теперь мальчику пригодилось данное умение. К нему со всего села приходили люди и просили сделать то чашку, то лоханку. Настенька же, рано вставала, готовила завтрак, ухаживала за животными. Она все делала так же, как и ее покойная мать.

Телосложение ребята сильно отличались друг от друга. Настенька была худенькой и статной. Митраша же наоборот был плотным, низенького роста и с «широким затылком». По всему лицу у обоих деток были «рассыпаны» веснушки, и только носики оставались чистыми.

Характером дети тоже отличались. Настя была женственной, работящей, доброй, заботливой и в свои юные годы могла умело «манипулировать» братом. Она могла легко усмирить своего родного «мужичка в мешочке» просто погладив его нежно по затылку. Мальчик тут же переставал спорить и сердиться на сестру.

Же обладал мужским характером. Он был серьезный, своенравный и очень упрямый. Его не пугали трудности, с которыми пришлось столкнуться во взрослой жизни. Он все понимал и принимал, как есть, так как по натуре был сильным и рассудительным.

Как для людей, так и для самого автора, это были самые «милые» дети. Они стали образцом для подражания даже для многих взрослых. Ими гордились, их приводили в пример. Ведь осиротев, дети не стали жаловаться на судьбу, а просто повзрослели. Они не переставали помогать людям, хотя может и больше других, нуждались в поддержке.

Но почему с ребятами все же произошло такое «несчастье» на болоте? И кто из них был виновен? А может это просто была случайность, которая чуть не стала роковой? В любом случае, Митраша после происшествия стал больше прислушиваться к сестре. Он не возгордился за то, что одним выстрелом убил старого волка. Возможно, мальчик до конца не понимал, значимость этого события, а может и просто осознавал, что ему несказанно повезло.

Же в свою очередь именно себя считала виновной. Ее порыв азарта к собиранию клюквы «затуманил» девочке рассудок. Она еще долго это не могла себе простить и даже отдала сладкую «весеннюю» ягоду детишкам, которые так же остались без родителей. Это был жест откупа, признания собственных ошибок и в то же время милосердия и сострадания к чужому горю. В этом вся сущность Насти. Она живет не ради себя, а в первую очередь, ради брата и во благо другим людям.

Митраша, будет вести себя сдержанней. Он усвоил урок, который ему подготовила сама судьба и возможно первый и последний раз пожалел об случившимся. Мальчик испытал страх, боль и чувство безысходности. Он стыдится этих несвойственных мужчине чувств, и постарается никогда больше не испытывать судьбу.

Митраша - главный герой сказки-были М. Пришвина "Кладовая солнца"
Автор описывает мальчика так: "Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. "Мужичок-в-мешочке",- улыбаясь называли его между собой учителя в школе. "мужичок-в-мешочке", как и Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький, тоже, как у сестры, глядел вверх".
Митраша умел делать деревянную посуду. У него были нужные столярные инструменты. "Мужичок-в-мешочке" бывал на всех собраниях, старался понять общественное мнение.
Митраша сильно любил сестру Настю. Подражая отцу, он наставлял её, учил. Но когда сестрёнка не слушается, "Мужичок-в-мешочке" начинает хорохориться и злиться.
Митраша очень внимательно слушал отца. Он любил подражать ему. Когда брат и сестра собирались за клюквой, Митраша оделся по отцовски: хорошо обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырёк разделился надвое. Мальчик надел отцовскую старую куртку, обвязался кушаком. Ещё сын охотника заткнул за пояс топор. Сумку с компасом он повесил на правое плечо, а двуствольное ружьё "Тулку" - на левое. итраша хорошо помнил, как отец рассказывал про палестинку и Слепую елань, и использовал его советы.
Митраша был очень смелый: когда они с сестрой пошли в лес за клюквой и подошли к большому плоскому камню, он выбрал дорогу, которую показывал компас, хотя она была опасная и неприметная. Он не послушал сестру. Именно смекалка помогла мальчику спастись: попав в Слепую елань, он смог подозвать собаку, и она спасла его. Митраша был добрый - Травка почувствовала в нём Антипыча и полюбила его. После того, как он выбрался из болота, мальчик подстрелил Серого помещика. Важе взрослые не смогли бы поверить, что десятилетний мальчик подстрелил волка
Автор очень хорошо относится к своим героям, в том числе и к Митраше. Михаид Пришвин использует уменьшительно-ласкательные суффиксы для описания Митраши. Он называет его "Мужичок-в-мешочке", детей -"умненькие детки, любимцы", "их чистенькие носики".
Автор называет Настю ласково "золотая курочка» - этим он подчёркивает, что Настя красивая и добрая девочка. Эффект усиливают уменшительно-ласкательные суффиксы в словах: курочка, ножки, монетки, носик. чистенький, веснушки. Эти суффиксы помогают нам ещё раз убедиться, что девочка – положительный герой.

Детям некогда было играть, на их плечи легла забота о большом хозяйстве. Настя, как и её мама вставала каждый день очень рано, готовила обед, убиралась в доме и кормила скот – хлопотала по хозяйству с утра до ночи. Девочке, которой было всего 12 лет – очень трудно справляться с хозяйством, но ей это всё же удаётся.

Настя ведет себя подобно своей матери: не спорит с Митрашей, улыбается. В свою очередь, её брат "начинает злиться и хорохориться". Настя сначала поддразнивает его, потом ласково гладит по затылку. Их маленькая ссора заканчивается примирением и дружной работой.

Настя рассудительная и потому пошла по широкой, плотной тропе. Она набрела на полянку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: "Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве? " Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Оказалось, что девочка "мучилась про себя за свою жадность". И в этом поступке - победа Насти над собой, самая трудная победа. Ведь победить самого себя может только человек с очень сильной волей.
2 года назад

Повесть Пришвина «Кладовая солнца», содержит в себе не только описание приключений героев, но и сказочные мотивы… Главные герои «Кладовой солнца», Настя и Митраша, отправляются в лес за клюквой. Героям повести предстоит пережить немало испытаний, прежде чем они вновь встретятся друг с другом. Основная мысль рассказа Пришвина заключается в умении любить и быть любимым. Героями сказки становятся не только дети, но и окружающая природа, животные и птицы, которые каким - либо образом оказывают влияние на происходящие события, всю дорогу присутствуя рядом.

Характеристика героев «Кладовая солнца»

Главные герои

Митраша

В рассказе «Кладовая солнца» герой, который чуть не погиб из - за своей торопливости. Это маленький мальчик, брат Насти. Рано оставшись без родителей, дети сами ведут хозяйство. Митраша помогает своей сестре, он многое знает и умеет, научившись у отца. Он делает деревянную утварь, пользующуюся большим спросом у соседей, справляет всю мужскую работу по дому. Очень любит свою сестру, они живут дружно, во всем помогая друг дружке. Пойдя не той тропой, Митраша провалился в болото, его спасла собака старика Антипыча.

Настя

На два года старше Митраши. Умная, хозяйственная девочка, на которой лежит вся женская работа. Она ухаживает за скотиной, доит и прогоняет в стадо корову, управляется по дому. Осиротевших детей сплотило общее горе, и дети стараются во всем быть опорой друг другу, сообща они делают и домашнюю работу, и участвуют в общественных делах. Когда дети пошли за клюквой, в пути повздорили, и пошли разными дорогами. Насте попалась большая поляна с клюквой, и она позабыла о Митраше. Нашла его, когда услышала выстрел.

Второстепенные персонажи

Старик Антипыч

Старый лесник, проживший долгую жизнь. Он очень умный и мудрый, все свои жизненные знания, он стремится передать людям. Люди относились к старику с уважением, прислушиваясь к его мудрым советам. Лесник жил в сторожке со своей собакой Травкой, у него часто гостили охотники, с интересом слушая его загадочные истории о жизни. Старик прожил более восьмидесяти лет.

Собака Травка

Собака старого лесника, с одного слова понимавшая своего хозяина. После смерти старика, не захотела покидать обжитое место, и живет у развалившейся сторожки. Собака привыкла охотиться с лесником, и до сих пор продолжает носить добычу к сторожке. В погоне за зайцем, Травка набрела на болото, в котором увидела мальчика. Мальчик хитростью подозвал собаку, и Травка помогла ему выбраться из болота. Она нашла нового хозяина, и с детьми пришла в деревню.

Волк Серый помещик

Старый волк, получивший от жителей деревни кличку «Серый помещик», он резал скот жителей и уничтожал собак. Всю волчью стаю истребили охотники, а Серый помещик всегда уходил от облавы. Был неуловимым хищником, которого никак не могли пристрелить. Услышав лай собаки, хотел ее поймать, и оказался под дулом Митрашиного ружья, и мальчик пристрелил волка.

Рассказчики

Повествование идет от лица рассказчиков, которые являются исследователями болотных ресурсов. Рабочие, которым известна вся жизнь жителей деревни, они, как и все, переживают за судьбу детей - сирот. Именно они увидели, что дети не ночевали дома, и подняли на ноги всю деревню. Им Настя рассказала, как ее одолела жадность при сборе клюквы, и поэтому, она отдала ее в помощь детям.

Повесть - сказка Пришвина «Кладовая солнца», рассказывая о приключениях двух маленьких детей, учит тому, как важно любить и понимать друг друга, и тогда все испытания будет легче выдержать. Эта краткая характеристика героев повести, для читательского дневника.

Тест по произведению



просмотров