Описание выставок. Конспект НОД «Экскурсия на выставку пейзажной живописи «Красота природы Технические требования к выставочной площадке

Описание выставок. Конспект НОД «Экскурсия на выставку пейзажной живописи «Красота природы Технические требования к выставочной площадке

Аревик Арутюнян
Конспект НОД «Экскурсия на выставку пейзажной живописи «Красота природы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 75»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме :

«Красота природы »

(подготовительная к школе группа)

Воспитатель :

Арутюнян А. А.

Примерная основная образовательная программа : «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Возрастная группа : подготовительная к школе

Тема НОД : «Экскурсия на выставку пейзажной живописи «Красота природы »

Направление образования и развития (образовательная область) : познавательное развитие и художественно – эстетическое развитие.

Цель : Воспитывать в детях чувство прекрасного , любовь к природе , к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

Задачи :

Образовательные :

Закреплять представления детей о жанрах живописи (портрет, пейзаж , натюрморт) ; видах пейзажной живописи .

Закреплять умения детей высказывать суждения о произведении изобразительного искусства в форме развернутого рассказа.

Развивающие :

Развивать у детей интерес к пейзажной живописи , зрительное внимание и наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, группировать картины по сходству.

Воспитательные :

Воспитывать у детей потребность в общении с прекрасным , способность испытывать, от увиденного радость, удовольствие, восхищение.

Доставить детям радость от встречи с прекрасным и от игровой деятельности.

Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Формы организации : групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности : игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества (рисунки пейзажа ) .

Оборудование : подбор репродукций картин : «Весна» , «Осенняя песнь» В. Э. Борисова – Мусатова; «Ночь. Стога» , «Торжество в небе» , , «Натюрморт с белым кувшином» П. С. Уткина, «Портрет сына Глеба» А. И. Савинова, «Мираж в степи» , «В степи» П. В. Кузнецова, запись мелодии «Шторм» , «Времена года» Антонио Вивальди; «Песня о картинах» музыка Григория Гладкова на стихи Александра Кушнера, мольберт - треножник, три белых листа с разноцветными рамками, волшебная кисть, лист с нарисованной линией горизонта в горизонтальном формате.

Предварительная работа : знакомство детей с цветами спектра и их оттенками, с жанрами живописи , видами пейзажей ; экспериментирование в изобразительной деятельности; рассматривание репродукций картин; чтение стихотворений о природе и о временах года ; знакомство со словами «мольберт-треножник, пейзаж , живопись , натюрморт,эскиз, палитра, реставраторы, экскурсовод ».

Ход НОД

Деятельность педагога-психолога Деятельность воспитанников Примечание

I.Вводная часть (мотивация)

Воспитатель и дети входят в группу. Приветствуют гостей.

Воспитатель : Ребятки, как много у нас сегодня гостей, но не хватает еще одного важного гостя. Я загадаю вам загадку и вы сразу поймете, кто этот гость.

У него есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть,

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что он –

Выходит художник.

Художник. Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! А вы любите сюрпризы? Скорее ответьте.

Дети. Художник!

Дети : Да.

II.Основная часть

Художник : Тогда я приглашаю вас на выставку картин саратовских живописцев «Красота природы » . Скажите мне, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа ?

Художник : Пейзаж – это жанр живописи . А какие еще жанры живописи вы знаете ?

Художник : А что такое пейзаж , натюрморт и портрет?

Игра «Разложи по жанрам»

Художник : Молодцы, ребята! А сейчас, посмотрите, у меня есть картинки и три белых листа с разноцветными рамками. Давайте, разложим на лист с красной рамкой картинки для натюрморта, на лист с синей рамкой – для портрета, а на лист с зеленой рамкой – для пейзажа .

Игра «Что лишнее?»

Художник : Мы с вами вспомнили жанры живописи и можем пройти на выставку .

Ой, ребята, посмотрите – картины все упали, перепутались. Это, наверное, ветер залетел, похозяйничал. Ребята, поможете навести порядок?

Художник : Внимательно посмотрите и лишние картины уберите.

Игра «Выбери картины по цветам»

Художник : Картины лишние убрали, молодцы! Давайте расставим пейзажи . Стихотворение сейчас прочтём, картину первую найдём.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,

И заснул под нею крепко, непробудно.

Тишина! – шепнула белая поляна.

Тишина! – вздохнула, вея снегом ель.

Как вы думаете, к какой картине можно отнести эти строки стихотворения?

Художник : А вы знаете, ребята, что такое эскиз?

Художник : На эскиз внимательно взгляните, картину вторую скорей отыщите.

Художник : Ребята, а что такое палитра?

Художник : Третью картину найдем по палитре.

На палитре только краски .

Художник в краски кисточку макал .

Пейзаж великолепный рисовал.

Художник показывает детям палитру с разноцветными кружками.

Художник : Назовите цвета и оттенки, которые художник использовал, рисуя картину.

Художник : Какая картина подходит к палитре по цветовой гамме?

Художник : Дети, а вы знаете, как получать новые цвета?

Игра «Получи новый цвет»

Художник : На палитру посмотри – сколько красок ? Только три.

Красный , желтый, синий цвет! И других здесь красок нет !

А оранжевый, розовый, зеленый? А где серый и лиловый?

А любимый голубой, пригодился нам с тобой!

Знаешь, это не беда! Мы придумаем цвета!

Художник : Краски за руки возьмитесь и все вместе покружитесь! Вы, ребята, молодцы! Покружились от души. А теперь давайте за дело – расставлять картины смело!

Ребята, со временем, картины стареют, теряют свой первоначальный цвет, становятся тусклыми. Поэтому они нуждаются в ремонте. Знаете ли вы, как называется ремонт картин? И как называют людей, которые занимаются ремонтом картин?

Дидактическая игра «Реставраторы» .

Художник : Сейчас вы станете реставраторами (взмах волшебной кистью) . Отреставрируйте, пожалуйста, картины и найдете четвертую картину нашей выставки .

Художник : А следующую картину вы найдете по описанию

Горизонтальный формат картины подчеркивает протяженность и величественность пейзажа . Цветовая гамма насыщена темно-синими, синими, сине-голубыми, голубыми, сияющими белыми тонами. Это создает ощущение холодной величавой торжественности, нетронутости, звенящей тишины и покоя.

Художник : Шестую картину найдем по формату. Каким может быть формат?

Художник : И линия горизонта поможет вам найти картину. А что такое линия горизонта?

Художник показывает лист с нарисованной линией горизонта в горизонтальном формате.

Художник : Вот и осталась картина одна, холодна и необычна она. Скажите, кто художник и как называется она?

Художник : Ребята, посмотрите - все картины расставлены. Спасибо вам за помощь! Выставка готова . Осталось выбрать того, кто расскажет нам о картинах. А кто в музеях рассказывает о картинах?

Художник : Выберем нашего экскурсовода с помощью игры «Назови больше» . Мы по очереди будем рассказывать о том, что изображено на картине «Мираж в степи» Кузнецова П. В., какие средства выразительности и цветовую гамму использовал художник. Начинаю я. Эта картина о том, какие явления происходят в степи, как человек, оказавшийся в степи один, хочет поскорее выбраться оттуда.

Дети :. Пейзажи .

Дети : Натюрморт, портрет.

1-ый ребенок.

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш –

Обязательно картина называется пейзаж .

2-ой ребенок. Если видишь, что с картины,

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина называется портрет.

3-ий ребенок.

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, - знай, что это натюрморт

Звучит «Песня о картинах» (Музыка Григория Гладкова на стихи Александра Кушнера.)

Дети раскладывают картинки, составляя тот, или иной жанр живописи .

Дети : Да.

Дети убирают «Натюрморт с белым кувшином» П. С. Уткина и «Портрет сына Глеба» А. И. Савинова, объясняя свой выбор.

Дети находят картину «В степи» В. П. Кузнецова, объясняют свой выбор. Ставят картину на 1-ое место.

Дети : Эскиз – это предварительный набросок, неоконченный рисунок.

Дети находят картину «Весна» В. Э. Борисова – Мусатова.

Дети : Палитра – это инструмент художника. Дощечка, на которую художник наносит кистью краски , смешивая их для получения различных оттенков. Может иметь отверстие для большого пальца.

Дети : Художник использовал зеленый, синий цвета и их оттенки – светло-зеленый, темно-зеленый, желто-зеленый, голубовато-синий, голубой, синий, темно-синий, коричневый и белый цвета.

«Пруд в окрестностях Саратова»

Дети : Да.

Во время чтения стихотворения, дети (в соответствующих по цвету футболках) выходят к мольберту. Рассказывают стих и показывают из кружков (о + о = о) , как получается их цвет.

1-ый ребенок. Оранжевый цвет.

Хочешь рисовать морковь, а оранжевого нет?

Желтый с красным приготовь и получишь нужный цвет!

2-ой ребенок. Розовый цвет.

Чтобы розовый наряд Золушке нарисовать,

Смешивайте смело красный цвет и белый !

3-ий ребенок. Зеленый цвет.

Если нет зеленой краски , чтобы лес изобразить,

Начинайте без опаски синий с желтым разводить!

4-ый ребенок. Серый цвет.

Зовется краска черной сажей ,

И так темно, что страшно даже.

В нее добавим краску белую ,

И нарисуем мышку серую!

5-ый ребенок. Фиолетовый цвет.

Синюю краску с красной смешай ,

Что получилось? А ну, угадай!

Удивляйся цвету новому – фиолетово-лиловому!

6-ой ребенок. Голубой цвет.

Чтобы волосы Мальвины были нежно-голубыми

Синий с белым разведите. Как красиво ! Посмотрите!

Дети : Ремонт картин - это реставрация, а люди – реставраторы.

Дети складывают 3 картины из частей.

Двух картин на выставке нет . Подбирают нужную картину «Осенняя песнь» В. Э. Борисова – Мусатова.

Дети обсуждают и выбирают картину П. С. Уткина «Торжество в небе» , объясняя свой выбор.

Дети : Формат картины может быть горизонтальным или вертикальным.

Дети : Линия горизонта это – это линия, где соединяются небо и земля.

Дети находят картину П. С. Уткина «Ночь. Стога»

Дети : Картина называется «Мираж в степи» Кузнецова П. В.

Дети ставят картину на последнее место.

Дети : Экскурсовод .

Дети продолжают высказывания.

Лучший рассказчик становится экскурсоводом и описывает любую на выбор картину.

III.Заключительная часть (рефлексия)

Художник : Ребята, вы молодцы! И жанры живописи знаете , сравнивать и находить нужную картину умеете, определять цветовую гамму картины можете и краски новые получить сможете. И я вам приготовил сюрприз – альбомы для рисования. Сейчас вы можете стать настоящими художниками и нарисовать свой пейзаж на любую тему .

Воспитатель «возвращает» детей в детский сад

Что запомнилось? Что было сложным? и т. д.

Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» . Дети рисуют и дополняют картинную галерею своими рисунками.

Дети делятся впечатлениями от экскурсии .

Департамент культуры и туризма Ивановской области
Плесский музей-заповедник
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

«Поэзия русского пейзажа»

В Музее пейзажа Плесского музея-заповедника открывается выставка «Поэзия русского пейзажа» сформированная из собрания двух музеев Рязанской области – Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина и Государственного музея-заповедника С.А. Есенина (с. Константиново). На ней представлены сорок произведений пейзажной живописи второй половины XIX-XX веков, кратко показывающих не только историю развития пейзажа, но и запечатлевших изменчивый, но всегда прекрасный образ русской природы.
Пейзаж – один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. В русском искусстве он сравнительно поздно получил самостоятельность. Только к концу XVIII века природа стала восприниматься достойной живописи темой, а не просто красивым фоном портрета или исторической картины. Однако, на протяжении всей первой половины XIX века художники привычной им русской природе предпочитали великолепные итальянские виды или парадные городские панорамы. Только ко второй половине XIX столетия произошло окончательное становление национального пейзажа, где русская природа окончательно утвердилась в качестве главной темы.
На выставке представлены работы выдающихся мастеров второй половины XIX века. Их творчество во многом определило подлинный расцвет русского реалистического пейзажа, полного скрытой красоты и глубоких чувств. Передачей света и точностью деталей выделяется «Ручей в лесу» признанного знатока русского леса И.И. Шишкина. Обыденность выбранного мотива в работе В.Д. Поленова «Таруса. Сарай» раскрывается через лирическое, вдумчивое переживание этой скромной красоты.
Рядом со скромностью и непритязательностью природы в работах художников этого круга существовал целый ряд живописцев, продолжавших традицию русского, но намеренно идеализированного пейзажа. Привлекающая взгляд «Усадьба Спасское» И.Е. Крачковского, яркий и детально исполненный «Хутор» А.А. Киселева в свое время пользовались неизменным успехом публики.
Пейзажная живопись рубежа XIX-XX веков испытала на себе сильное влияние импрессионизма, ориентированного на быстро, почти случайное, впечатление от натуры. Работы А.М. Васнецова, В.М. Васнецова, С.Г. Никифорова и многих других мастеров знаменуют собой этот новый этап развития русского пейзажа.
Особую часть выставки составляют произведения классиков отечественного искусства ХХ века: С.В. Герасимова, А.А. Пластова, Н.М. Ромадина и многих других. Воспитанные на лучших традициях русской пейзажной школы, они отличаются глубиной и цельностью восприятия природы. Монументальностью и целостностью отличаются полотна народного художника В.И. Иванова, чье творчество тесно связано с рязанской землей. Запечатленная обобщенными формами и сдержанными цветовыми пятнами природа обретает у него подлинно философское, сравнимое с библейским, звучание.
В творчестве рязанских живописцев пейзажу принадлежит ведущее место. Главной для них была и остается деревенская тематика, искренне прочувствованная и великолепно раскрытая в работах В.А. Минкина, С.Ф. Якушевского, В.П. Корнюшина.

Открытие выставки 21 апреля в 14-00 по адресу: г. Плес,

Музей пейзажа, ул. Луначарского, 20.

  • Выставка работает: с 21 апреля - 13 юня 2017 года

Выставка «Изображая Россию. Пейзажная живопись из собрания Государственной Третьяковской галереи» в «Зарядье». Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Изображая Россию. Пейзажная живопись из собрания Третьяковской галереи» разместилась в подвальном этаже медиацентра парка «Зарядье». Помещение оснащено передовой техникой (даже название и описания разделов выставки показываются с помощью проекторов), и выставки теперь будут проходить тут регулярно.

Кураторы Третьяковки Фаина Балаховская и Софья Аксенова показали основные направления пейзажной живописи последних 200 лет. Из запасников были извлечены редко или даже никогда на показывавшиеся работы, среди авторов которых есть очень известные имена. Здесь и лирические пейзажи Исаака Левитана, и импрессионистические работы Константина Коровина, и эксперименты Наталии Гончаровой в духе примитивного искусства, и сказочные городские сцены Бориса Кустодиева. Есть и индустриальные пейзажи первых десятилетий советской власти (например, Георгия Нисского, Александра Морозова), и искания советских художников второй половины XX века (таких как Алексей Грицай, Николай Андронов, Николай Ромадин), заключающиеся, впрочем, в попытках по-новому вернуться к открытиям начала века. Как сказала TANR Фаина Балаховская: «Русская пейзажная живопись делает круг и возвращается к одним и тем же темам».

Александр Борисов. «В области вечного льда. Лето». 1897. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Этот круг кураторы структурировали на очень понятные и подходящие для атмосферы легкой прогулки по парку разделы. Отдельный раздел экспозиции отдан Дальнему Северу. Здесь много работ интересного художника и путешественника рубежа XIX-XX веков Александра Борисова. По словам генерального директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, большое полотно Борисова «В области вечного льда» было отреставрировано специально для выставки и потом, возможно, появится в экспозиции Третьяковки.

Работа с выставки «Изображая Россию. Пейзажная живопись из собрания Государственной Третьяковской галереи» в «Зарядье». Фото: Государственная Третьяковская галерея

На открытии присутствовал руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский. Как выяснилось, это он боролся за идею проведения в «Зарядье» художественных выставок еще на стадии создания парка.

С 1 по 30 апреля в выставочном зале краеведческого музея города Краснотурьинск (ул. Карпинского 15) будет открыта персональная выставка пейзажного фотографа, участника клуба «Российское фото» .


Геолог по образованию, а сегодня состоявшийся фотограф, Кирилл Уютнов путешествует по самым отдаленным и труднодоступным уголкам нашей страны. Суровые климатические условия, необходимость преодолевать расстояния в сотни километров ради одного-единственного кадра, дикие животные на безлюдных землях, — всё это давно стало для Кирилла привычными условиями работы и творчества.


Снимая в путешествиях много лет, Кирилл убежден, что именно пейзажная фотосъёмка способна передать всю ту гамму потрясающих эмоций, которые испытывает человек, оставаясь с дикой природой наедине.
По мнению фотографа, нет ничего более хрупкого и прекрасного, чем красота, созданная самой природой.

— Увлёкшись в юности палеонтологией, я довольно быстро открыл для себя факт, что намного интереснее наблюдать за природой в живую, чем знакомиться с ней по фильмам и книгам, — рассказывает Кирилл. — Находящаяся на карте за многие тысячи километров от моего дома Чукотка притягивала к себе лишь одним названием, самый северный евразийский полуостров Таймыр будоражил фантазию похлеще американской фантастики, а неведомый Полюс холода и вулканы — просто сводили с ума. «Земля, где не ступала нога человека» — от этих слов одновременно веяло холодным страхом и предвкушением новых открытий. Попасть в эти места стало моей мечтой на долгие годы.

Более созерцательной профессии, чем геология, в то время для меня не существовало. Спустя несколько лет я уже бродил по бескрайним российским просторам в поисках руды. Все, что я видел, мне хотелось запечатлеть. И вскоре я неизбежно начал тратить все свое свободное время на фотосъемку. Когда остаешься с природой один на один, приходит ощущение родства с окружающим миром и возможность наслаждаться мгновениями, которые никогда не повторятся.

Одной из моих творческих задач было показать живую природу так, как обычно ее не показывают — без цветов на земле и теплого солнца на небе, в виде пустынных или морозных пейзажей, под покровом ночи или туманных сумерек.

О выставке

Желание показать, куда меня приводят мои мечты, зародилась задолго до того, как осознанная фотография пришла в мою жизнь. Можно сказать, этот проект вырос вместе со мной и является результатом того, к чему я стремился многие годы — к чему меня действительно привели мечты.


Выставка стартует 1 апреля 2016 г., ко Дню Геолога, в Краснотурьинске (Северный Урал), дальше поедет на юг — до Екатеринбурга и Челябинска, а потом на запад — до Москвы и Санкт-Петербурга.

Об авторе

Автор выставки — пейзажный фотограф, геолог и путешественник, организатор фотоэкспедиций по России, член Союза фотохудожников России и Русского географического общества, фотограф журнала «Российское фото», победитель конкурсов от National Geographic Russia, The Best Of Russia, Золотая Черепаха, Humanity Photo Awards, Полярная перспектива, печатался в Foto&Video, «Нация», «Якутск вечерний», «Северная широта», стипендиат Министерства культуры РФ за Проект о природе Севера, участник множества коллективных выставок в России и других странах.


Кирилл Уютнов: «За помощь в реализации фотовыставки хочу выразить благодарность ЗАО „Золото Северного Урала“, выступившим генеральным спонсором, а также дружественным компаниям, помогавшим в организации выставки — фотолаборатории „ФотоЛаб“, в лице Марии Киренской, за прекрасную печать и большие скидки, Союзу фотохудожников России и Русскому географическому обществу за общую информационную поддержку; и особенно журналу „Российское Фото“, в лице шеф-редактора Екатерины Елизаровой, за всестороннюю поддержку проекта на всех этапах его развития!»








просмотров