Появились многоклеточные водоросли. Многоклеточные зелёные водоросли

Появились многоклеточные водоросли. Многоклеточные зелёные водоросли

У которых нет стебля, корня или листвы. Преимущественной средой обитания водорослей являются моря и пресные водоемы.

Отдел Зеленые водоросли.

Зеленые водоросли бывают одноклеточными и многоклеточными и содержат хлорофилл . Размножаются зеленые водоросли половым и бесполым типом размножения. Зеленые водоросли обитают в водоемах (пресных и соленых), в почве, на скалах и камнях, на коре деревьев. Отдел Зеленые водоросли насчитывает около 20 000 видов и делится на пять классов:

1) Класс протококковые - одноклеточные и многоклеточные безжгутиковые формы.

2) Класс вольвоксовые - простейшие одноклеточные водоросли, имеющие жгутики и способные организовывать колонии.

3) Класс жаровые - имеют строение, похожее на строение хвощей.

4) Класс улотриксовые - имеют слоевище нитчатой или пластинчатой формы.

5) Класс сифоновые - класс водорослей, внешне похожих на другие водоросли, но состоящие из одной клетки, имеющей много ядер. Размеры сифоновых водорослей достигают 1 метра.

Отдел красные водоросли (багрянки).

Багрянки встречаются в теплых морях на больших глубинах. Этот отдел насчитывает около 4 000 видов. Слоевище красных водорослей имеет расчлененную структуру, крепятся к субстрату они с помощью подошвы или ризоида . В пластидах красных водорослей содержится хлорофиллы , каратиноиды и фикобилины .

Еще одной особенностью красных водорослей является то, что они размножаются с помощью сложного полового процесса . Споры и гаметы красных водорослей неподвижны, так как не имеют жгутиков. Процесс оплодотворения происходит пассивно путем переноса мужских гамет к половым органам женских особей.

Отдел бурые водоросли.

Бурые водоросли - это многоклеточные организмы, имеющие желтовато-бурую расцветку за счет сосредоточения каротина в поверхностных слоях клеток. Насчитывается около 1,5 тысячи видов бурых водорослей, которые имеют самые различные формы: кустообразные, пластинчаты, шаровидные, корковидные, нитиевидные.

Благодаря содержанию газовых пузырьков в слоевищах бурых водорослей, большинство из них способны удерживать вертикальное положение. Клетки слоевища имеют дифференцированные функции: загасающую и фотосинтетическую. Полноценной проводящей системы у бурых водорослей нет, но в центре слоевища есть ткани, транспортирующие продукты ассимиляции. Питательные минеральные вещества всасываются всей поверхностью слоевища.

Разные виды водорослей размножаются всеми видами размножения :

Споровым;

Половым (изогамным, моногамным, гетерогамным);

Вегетативным (встречаются при случайном делении некоторых частей слоевища).

Значение водорослей для биосферы.

Водоросли являются начальным звеном большинства пищевых цепей различных водоемов, океанов и морей. Также водоросли насыщают атмосферу кислородом.

Водоросли активно используются для получения различных продуктов: полисахариды агар-агар и карраген, используемые в кулинарии и косметике, добывают из красных водорослей; альгиновые кислоты, также используемые в пищевой и косметической промышленности, добывают из бурых водорослей.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей

Цели: продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с раз-личными многоклеточными водорослями, со средой их обитания и особенностями строения и размножения; дать представление о роли водорослей в природе, использовании их в науке, технике, хозяйстве человека, о мерах по охране водорослей; продолжить формирование умения работать с микроскопом и навыка выпол-нения биологического рисунка.

Оборудование и материалы: таблицы: «Одноклеточные водо-росли», «Многоклеточные водоросли», «Бурые и красные водо-росли», цветковое растение элодея из аквариума, гербарии различ-ных многоклеточных водорослей, живые водоросли из аквариума; некоторые предметы, сделанные из водорослей: салат из морской капусты, пищевые добавки с водорослями, йод, агар-агар и т. д.

Ключевые слова и понятия: нитчатые водоросли (улотрикс, кладофора, спирогира), бурые водоросли (ламинария, фукус, саргассум), красные водоросли (филлофора, порфира, птилота, радимения); слоевище (таллом), ризоиды, спорангий, ядро с яд-рышком, вакуоль, хроматофор; бесполое размножение, половое размножение, конъюгация; зооспоры, подвижные гаметы, споры, зигота; фитопланктон

Ход урока

Актуализация знаний

Работа у доски

К доске вызывают двух учеников. Одному из них нужно изо-бразить строение одноклеточной зеленой водоросли хламидомо-нады, а другому — хлореллы и указать основные органеллы этой водоросли. На выполнение задания отводится около 2—3 мин. После ученики устно отвечают по нарисованной схеме.

Далее к доске выходят еще три ученика. Один из них изобра-жает схему бесполого размножения хламидомонады, другой — по-лового размножения хламидомонады, а третий — размножения хлореллы. После учащиеся устно отвечают по нарисованным ими схемам.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На прошлом уроке мы изучали одноклеточные водоросли. Сегодня перейдем к многоклеточным. А начнем с нитчатых во-дорослей.

Как вы думаете, за что они получили такое название? (От-веты учащихся.)

Эти водоросли напоминают по своему внешнему виду длин-ные нити.

Среди нитчатых водорослей самой распространенной в наших широтах является спирогира. Это многоклеточная зеленая водо-росль, клетки которой расположены в один ряд. Рост происходит за счет деления всего тела. Растение ведет неприкрепленный образ жизни. Нити его свободно перемещаются в воде под действием различных течений. Это обычный обитатель наших прудов и рек с несильным течением. Вы, часто купаясь в пруду или реке, на-верное, обнаруживали скопления зеленой, скользкой на ощупь тины. Это и есть нити спирогиры.

(Учитель демонстрирует изображение этой водоросли на таб-лицах и по возможности и в живом или засушенном виде.)

Клетки спирогиры имеют вытянутую форму. Снаружи они покрыты слоем слизи.

Как вы думаете, за что эта водоросль получила такое на-звание? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Хроматофоры в клетках этой водоросли имеют особое строе-ние. Они длинные, вытянутые и расположены в цитоплазме вдоль стенки клетки, как бы опоясывая ее по спирали. Отсюда и на-звание. В центре клетки расположено крупное ядро с ядрышком . Достаточно большое пространство занимает вакуоль.

Вспомните, какими способами могут размножаться однокле-точные зеленые водоросли. (Половым или бесполым путем.)

Для спирогиры тоже характерно как половое, так и бесполое размножение. При бесполом методе нити спирогиры разрываются, клетки каждой из частей начинают делиться, давая начало новым молодым организмам.

Когда происходит бесполое размножение хламидомонады? (При благоприятных условиях .)

Спирогира также размножается при благоприятных условиях, чаще всего летом, бесполым путем.

Половое размножение спирогиры несколько отличается от идентичного хламидомонады. При половом размножении спирогиры две нити располагаются параллельно друг другу. За-тем они сближаются и обволакиваются слизью. Клетки, распо-ложенные ближе всего друг к другу, образуют особые выросты, которые соединяются, создавая канал, по которому содержимое одной клетки перетекает в другую. Таким образом происходит оплодотворение и образуется зигота . Зигота покрывается толстой оболочкой и может длительное время находиться в состоянии по-коя. После определенного периода покоя зигота прорастает и дает начало новому организму. Такой способ полового размножения называется конъюгацией.

На камнях и корягах, лежащих на дне неглубоких рек, часто можно обнаружить еще одну нитчатую водоросль — улотрикс. Скопления улотрикса выглядят как ярко-зеленые шелковистые нити. Тело этого растения также состоит из одного ряда клеток, но клетки не вытянутые, как у спирогиры, а более короткие. Растет улотрикс за счет деления клеток, расположенных толь-ко на верхушке. Кроме того, эта водоросль ведет прикрепленный образ жизни. Она приклеивается к субстрату особой бесцветной клеткой. В цитоплазме каждой из клеток водоросли можно обна-ружить ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца.

Бесполое размножение этой водоросли происходит посредст-вом зооспор.

Вспомните, что такое зооспора.

Зооспоры — подвижные клетки со жгутиками, при помощи которых осуществляется бесполое размножение. Зооспоры сво-бодно плавают, а затем прикрепляются к субстрату, делятся и дают начало новому организму.

Какой способ размножения чаще всего встречается у водо-рослей при неблагоприятных условиях? (Они размножают-ся половым путем.)

При половом размножении улотрикса в некоторых клетках во-доросли образуются многочисленные подвижные гаметы со жгу-тиками. Гаметы от разных особей сливаются попарно и образуют зиготу. Зигота также покрывается толстой оболочкой и может в течение длительного времени находиться в состоянии покоя. Как только создаются условия, благоприятные для жизни во-доросли, зигота делится на 4 клетки-споры. Споры опускаются на дно и, прикрепившись к субстрату, начинают делиться, давая начало новой особи.

Достаточно часто в пресных и соленых водоемах встречается многоклеточная зеленая водоросль кладофора. Она также является нитчатой водорослью, но более высокоорганизованной, чем спи-рогира и улотрикс. Нити кладофоры ветвятся. Молодые кладо-форы ведут прикрепленный образ жизни, но впоследствии часто обламываются и пускаются в свободное плавание. Интересной особенностью этого растения является наличие в каждой клетке большого числа ядер. Подобные явления никогда не встречаются в клетках высших растений.


Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 39; учебник В.В. Пасечника § 12), а также личным опытом, укажите значение водорослей в природе и жизни человека.

(На выполнение этого задания отводится около 3—5 мин, по-сле чего берутся на проверку тетради у 2—3 учеников, а еще 3—4 отвечают устно. Учитель сопровождает устные ответы учащихся демонстрацией таблиц и по возможности некоторых продуктов из водорослей: салата из морской капусты, пищевых добавок с во-дорослями, йода, агар-агара и т. д.)

Роль водорослей в природе

В процессе фотосинтеза трансформируют энергию солнца в энергию, доступную для других организмов, и выделяют кислород, необходимый для их дыхания.

Пища для многих морских животных (морские ежи, рыбы и пр.) и морских водоплавающих птиц.

Приют для рыб и многих других животных.

Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.

Некоторые виды одноклеточных водорослей являются пио-нерными растениями: попадая на бесплодные субстраты, они участвуют в почвообразовании.

Некоторые виды водорослей входят в состав комплексных организмов (лишайников).

Роль водорослей в жизни и деятельности человека

Продукты питания для человека (ламинария, ульва).

Использование в качестве добавки к корму для скота.

Изготовление удобрений.

Получение агар-агара, используемого в пищевой промыш-ленности и микробиологии (красные водоросли).

Использование в химической промышленности (получение йода, калийных солей, спирта, уксусной кислоты и т. д.).

Биологическая очистка технических и сточных вод (хлами-домонада, хлорелла).

Получение лекарственных препаратов и биологически ак-тивных добавок к пище.

Вред, наносимый водорослями человеку и его деятельности

Чрезмерное размножение в оросительных каналах затруд-няет подачу воды.

Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затруд-няет сезонный вылов рыбы.

Чрезмерное размножение водорослей приводит к затруд-нению судоходства.

Творческие задания.

Нарисовать картину подводного мира, на которой будут присутствовать различные отделы водорослей: красные, бурые, зеленые, и т. д.

Сочинить сказку о жизни в подводном царстве, где главны-ми действующими лицами будут водоросли.

В книгах каких писателей встречаются описания подвод-ного мира?

Задание для учеников, интересующихся биологией. Найти в спе-циальной литературе названия и описание водорослей, выращи-ваемых в пресных и в соленых аквариумах. К каким водорослям они относятся?

Водоросли. Учебный фильм

Путешествие по Африке. Лес водорослей.Познавательный фильм.

Морские водоросли Ламинария

Морские водоросли и Зелёные технологии компании Olmix - RU

Морские водоросли

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

У многоклеточных представителей зелёных водорослей тело (слоевище ) имеет форму нитей или плоских листовидных образований.

В проточных водоёмах часто можно заметить ярко-зелёные скопления шелковистых нитей, прикреплённых к подводным камням и корягам. Это многоклеточная нитчатая зелёная водоросль улотрикс . Его нити состоят из ряда коротких клеток. В цитоплазме каждой из них расположены ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца. Клетки делятся, и нить растет.

Также, в прудах и озерах широко распространена нитчатая многоклеточная зеленая водоросль спирогира . Вместе с другими нитчатыми водорослями спирогира образует большие скопления тины. Шелковистые, слизистые на ощупь, тончайшие нити тины - это отдельные растения спирогиры. Нить спирогиры состоит из множества клеток, расположенных в один ряд.

Строение спирогиры можно рассмотреть под микроскопом. Клетки спирогиры крупные. Цитоплазма в них расположена вдоль оболочки. Середина каждой клетки занята вакуолей с клеточным соком. В цитоплазме находится хроматофор в виде зеленой спиральной ленты. В центре клетки - округлое ядро, словно подвешенное на нитях, отходящих от цитоплазмы. Поэтому кажется, что ядро имеет звездчатую форму.

Питается спирогира так же, как хламидомонада. В хроматофорах спирогиры из углекислого газа и воды образуется органическое вещество - крахмал.

Многие многоклеточные водоросли, так же как и хламидомонада, размножаются бесполым и половым путями.

Размножение нитчатой водоросли улотрикса: красные стрелки - бесполое размножение, синие стрелки - половое размножение

Размножение водорослей удобнее наблюдать у другой нитчатой многоклеточной водоросли, которую называют улотрикс. На подводных камнях и корягах в проточных водоемах часто можно заметить яркозеленые дерновинки шелковистых нитей. Это и есть улотрикс. Улотрикс размножается бесполым и половым путями, так же как и многие другие водоросли.

При бесполом размножении содержимое некоторых клеток этой нитчатой водоросли сжимается в комочки. Комочки выскальзывают в воду через отверстия, образующиеся в оболочке клеток. У них появляются четыре жгутика, позволяющие маленьким клеткам - зооспорам - свободно плавать в воде. Зооспорами их называют потому, что эти клетки подвижны.

Клетка нитчатой водоросли спирогиры

Зооспоры улотрикса по строению и форме напоминают одноклеточную хламидомонаду; вскоре зооспоры оседают на какой-нибудь подводный предмет. После этого каждая клетка начинает делиться и постепенно превращается в многоклеточную нитчатую водоросль.

В воде мелкие подвижные клетки, образовавшиеся в разных нитях водоросли, сливаются попарно и превращаются в одну клетку с толстой оболочкой, называемую спорой.

После периода покоя спора начинает делиться. Образуется несколько клеток, каждая из которых развивается во взрослую водоросль. При бесполом размножении клетки водоросли делятся, образуя зооспоры. Из каждой зооспоры затем развивается взрослая водоросль.

Многоклеточные зелёные водоросли живут также в водах морей и океанов. Примером таких водорослей может служить ульва , или морской салат , длиной около 30 см и толщиной всего две клетки.

Наиболее сложное строение в этой группе растений имеют харовые водоросли , обитающие в пресноводных водоёмах. Эти многочисленные зелёные водоросли по внешнему виду напоминают хвощи. Харовую водоросль нителлу , или блестянку гибкую , часто выращивают в аквариумах.

Значение зеленых водорослей в природе велико. Образуя в своем теле органические вещества, зеленые водоросли поглощают из воды углекислый газ и, как все зеленые растения, выделяют кислород, которым дышат живые организмы, обитающие в воде. Кроме того, зеленые водоросли, особенно одноклеточные и многоклеточные нитчатые, служат кормом для рыб и других животных.

Бурые водоросли

Бурые водоросли - многоклеточные, в основном морские, растения с желтовато-бурой окраской слоевищ.

Их длина колеблется от микроскопической до гигантской (несколько десятков метров). Слоевища этих водорослей могут быть нитевидными, шаровидными, пластинчатыми, кустообразными. Иногда они содержат воздушные пузыри, удерживающие растение в воде в вертикальном положении. К грунту бурые водоросли прикрепляются ризоидами или дисковидно разросшимся основанием слоевища.

В наших дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана растёт крупная бурая водоросль ламинария, или морская капуста. В прибрежной полосе Чёрного моря часто встречается бурая водоросль цистозейра.

Красные водоросли

Красные водоросли , или багрянки , - в основном многоклеточные морские растения. Лишь некоторые виды багрянок встречаются в пресных водоёмах. Размеры багрянок обычно колеблются от нескольких сантиметров до метра в длину (но есть и микроскопические формы).

По форме красные водоросли весьма разнообразны и причудливы: нитевидные, цилиндрические, пластинчатые и кораллоподобные, в разной мере рассечённые и разветвлённые. Обычно они прикрепляются к скалам, валунам, искусственным сооружениям, а иногда и к другим водорослям.

Благодаря тому что красные пигменты способны улавливать даже очень небольшое количество света, багрянки могут расти на значительных глубинах. Их можно встретить даже на глубине 100-200 м.

В морях нашей страны широко распространены филлофора, порфира и др.

>>Многоклеточные нитчатые зеленые водоросли

§ 80. Многоклеточные нитчатые зеленые водоросли

В проточных водоемах часто можно заметить ярко-зеленые скопления шелковистых нитей, прикрепленных к подводным камням и корягам. Это-многоклеточная нитчатая зеленая водоросль улотрикс 168 . Его нити состоят из ряда коротких клеток; в цитоплазме каждой из них расположены ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца. клетки делятся, и нить растет. Питается улотрикс так же, как и хламидомонада.

В благоприятное для жизни водоросли время каждая клетка, кроме той, с помощью которой нить прикрепляется, может разделиться на 2 или 4 подвижные клетки со жгутиками - зооспоры. Они выходят в воду, плавают, затем прикрепляются к какому-либо подводному предмету и делятся. Так образуются новые нити водоросли.

При неблагоприятных для жизни условиях в некоторых клетках водоросли образуются многочисленные мелкие подвижные гаметы со жгутиками. Гаметы выходят в воду и попарно сливаются.

Так происходит оплодотворение. Обычно сливаются гаметы, возникшие в клетках разных нитей. Образуется зигота. Она покрывается толстой оболочкой и может долго находиться в состоянии покоя. При благоприятных условиях зигота делится на 4 клетки-споры. Каждая из них, опустившись на подводный предмет, может дать начало новой нитчатой водоросли улотриксу.

В стоячих или медленно текущих водах часто плавают или оседают на дно скользкие ярко-зеленые комки. Они похожи на вату и образованы скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Вытянутые цилиндрические клетки покрыты слизью. Внутри клеток - хроматофоры в виде спирально закрученных лент 169 .

Значение зеленых водорослей в природе велико. Образуя органические вещества, зеленые водоросли поглощают из воды углекислый газ и, как все зеленые растения , выделяют кислород, которым дышат живые организмы, обитающие в воде. Кроме того, зеленые водоросли, особенно одноклеточные и нитчатые, служат кормом для рыб и других животных.

Чрезмерное размножение водорослей, например, в оросительных каналах или рыборазводных прудах может принести вред. Чтобы избежать этого, периодически проводят очистку каналов и водоемов от водорослей.

1. В чем особенности строения улотрикса?
2. Как питаются нитчатые зеленые водоросли?
3. Как размножается улотрикс?
4. Какое значение имеют зеленые водоросли в природе?

Корчагина В. А., Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6 кл. сред. шк. - 24-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.:ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Выберите рубрику Биология Тесты по биологии Биология. Вопрос — ответ. Для подготовки к ЕНТ Учебно-методическое пособие по биологии 2008 г Учебная литература по биологии Биология-репетитор Биология. Справочные материалы Анатомия, физиология и гигиена человека Ботаника Зоология Общая биология Вымершие животные Казахстана Жизненные ресурсы человечества Действительные причины голода и нищеты на Земле и возможности их устранения Пищевые ресурсы Ресурсы энергии Книга для чтения по ботанике Книга для чтения по зоологии Птицы Казахстана. Том I География Тесты по географии Вопросы и ответы по географии Казахстана Тестовые задания, ответы по географии для поступающих в ВУЗы Тесты по географии Казахстана 2005 Информация История Казахстана Тесты по Истории Казахстана 3700 тестов по истории Казахстана Вопросы и ответы по истории Казахстана Тесты по истории Казахстана 2004 Тесты по истории Казахстана 2005 Тесты по истории Казахстана 2006 Тесты по истории Казахстана 2007 Учебники по истории Казахстана Вопросы историографии Казахстана Вопросы социально-экономического развития Советского Казахстана Ислам на территории Казахстана. Историография советского Казахстана (очерк) История Казахстана. Учебник для студентов и школьников. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В VI-XII вв. Древние государства на территории Казахстана: Уйсуны, Канглы, Хунну Казахстан в древности Казахстан в эпоху средневековья (XIII — 1 пол. XV вв.) Казахстан в составе Золотой Орды Казахстан в эпоху монгольского владычества Племенные союзы Саков и Сарматов Раннесредневековый Казахстан (VI-XII вв.) Средневековые государства на территории Казахстана в XIV-XV вв ХОЗЯЙСТВО И ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА (VI-XII вв.) Экономика и культура средневековых государств Казахстана XIII-XV вв. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА Религиозные верования. Распространение ислама Хунну: археология, происхождение культуры, этническая история Хуннский некрополь Шомбуузийн Бэльчээр в горах монгольского Алтая Школьный курс истории Казахстана Августовский переворот 19-21 августа 1991 года ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ Казахско-китайские отношения в XIX веке Казахстан в годы застоя (60-80-е годы) КАЗАХСТАН В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 ГГ.) Казахстан в годы перестройки Казахстан в новое время КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1916 ГОДА КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА 1917 г. КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ СССР Казахстан во второй половине 40-х — середине 60-х годов. Общественно-политическая жизнь КАЗАХСТАНЦЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Каменный век Палеолит (древнекаменный век) 2,5 млн.-12 тыс. до н.э. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА Национально-освободительные восстания Казахского народа в ХVIII-ХIХ вв. НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 30-е ГОДЫ. НАРАЩИВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОЩИ КАЗАХСТАНА. Общественно-политическое развитие независимого Казахстана Племенные союзы и ранние государства на территории Казахстана Провозглашение суверенитета Казахстана Регионы Казахстана в раннем железном веке Реформы управления Казахстаном СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ХIХ-НАЧАЛЕ XX ВЕКА Средние века ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (Х-ХIII вв.) Казахстан в XIII-первой половине XV веков Раннесредневековые государства (VI-IX вв.) Укрепление Казахского ханства в XVI-XVII веках ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: УСТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ История России ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА XX ВЕК 1917 ГОД НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОТТЕПЕЛЬ ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1905-1907) ПЕРЕСТРОЙКА ПОБЕДИВШАЯ ДЕРЖАВА (1945-1953) РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Политические партии и общественные движения в начале XX века. РОССИЯ МЕЖДУ РЕВОЛЮЦИЕЙ И ВОЙНОЙ (1907-1914) СОЗДАНИЕ В СССР ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА (1928-1939) Обществознание Различные материалы по учебе Русский язык Тесты по русскому языку Вопросы и ответы по русскому языку Учебники по русскому языку Правила русского языка


просмотров