Проект по литературоведению "Фольклорные мотивы в сказках М. Салтыкова-Щедрина". Традиции народного творчества (о сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Проект по литературоведению "Фольклорные мотивы в сказках М. Салтыкова-Щедрина". Традиции народного творчества (о сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Жанр сказки очень популярен в художественной литературе. Писатели многих стран мира, воодушевляемые неувядаемой прелестью народного творчества, создавали литературные произведения, основанные на фольклорных сюжетах, образах, мотивах. Вы помните, конечно, сказки Пушкина. Не сомневаемся, что с детства сопровождали вас сказки француза Шарля Перро, немецких фольклористов братьев Якоба и Вильгельма Гримм, датчанина Ганса Кристиана Андерсена. Но сказки Салтыкова-Щедрина совершенно необычны, не по сюжетам даже, а по духу и направлению.

Как известно, народные сказки в зависимости от тематики распределяются по трем разрядам: сказки о животных, волшебные сказки и сказки бытовые. Щедринские сказки можно воспринимать как своеобразную разновидность сказок о животных. Понятно, что зверям, рыбам, птицам народная фантазия приписывает то, что свойственно только людям. Когда животные в сказках разговаривают, совершают те или иные поступки, высказывают какие-то мнения, это никого не удивляет. Но щедринские сказочные персонажи обычно существуют как бы в двух измерениях - они могут вести себя сообразно своей звериной сущности, и одновременно проявляют такие человеческие качества, что просто диву даешься, как это могло прийти в голову автору. Щедрин умел сопоставлять самые отдаленные и необычные явления, признаки, свойства. В результате заяц оказывается у писателя самоотверженным, орел - меценатом, медведь - воеводой, карась - идеалистом и т. д.

Народные сказки о животных всегда основаны на иносказании. Каждый зверь наделен определенной характеристикой. Мы с детства привыкли к тому, что лиса - хитрая, волк - жестокий, медведь - сильный и неуклюжий, заяц - трусливый, осел - глупый. А вместе с тем эти качества, свойства, черты характера оказываются присущими людям. Этот принцип использует и Щедрин. Его сказки тоже строятся на сознательном иносказании. Но, как уже было сказано, повествование построено на таком парадоксальном, необычном, своеобразном сочетании двух планов, которое встречается только у Щедрина.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Традиции народного творчества (о сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Идейный смысл и художественное своеобразие сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина. 3. Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. 4. "Сказки" М. Е. Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры. 5. Идейно-тематическое содержание "Сказок" М. Е. Салтыкова-Щедрина. 6. Положительные идеалы М. Е. Салтыкова-Щедрина в его сказках. 7. Способы выражения авторской позиции в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города". 8. Роль гротеска в
    Проза История одного города История создания романа Анализ текста Жанровые особенности романа "История одного города" Собирательный образ глуповцев Смысл финала романа "История одного города" Особенности сатирической манеры М. Е. Салтыкова-Щедрина Критика о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин П. Вайль, А. Генис Темы сочинений по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина Анализ сказки М. Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» Виталий Соломин читает "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" mp3 Вопросы и
    1. Каковы художественные особенности "Сказок" М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина являются по своему пафосу и направленности политическими сатирами. Сатирические образы созданы на основе аллегории и гротеска. В сказках М. Е. Салтыков-Щедрин использует традиционные образы зверей, наполняя их новым социальным смыслом. В языке сказок часто встречаются народные пословицы, сказочные формулы ("ни в сказке сказать, ни пером описать"). Сказки написаны эзоповым языком, благодаря чему можно было избежать цензурных запретов. Например, М.
    1. Какой главный прием использует М. Е. Салтыков-Щедрин для создания сатирического образа города Глупова? А. Гротеск Б. Сравнение В. Метафора 2. Против чего направлена сатира в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина? А. Крепостничество Б. Бюрократизм В. Глупость 3. Кто из перечисленных персонажей не является градоначальником города Глупова? А. Фердыщенко Б. Угрюм-Бурчеев В. Прыщ Г. Сквозник-Дмухановский 4. Какой художественный прием используется М. Е. Салтыковым-Щедриным в "Сказках"? А. Аллегория Б. Фантастика В. Метафора 5. В какой сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина обличается трусость? А. "Медведь на воеводстве" Б. "Карась-идеалист" В. "Премудрый пескарь" Г.
    Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки - один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки быто­вые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором "Сказок для детей изрядного возраста». Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: "Карась-идеалист», "Орел-меце­нат», "Премудрый пискарь», "Коняга» и другие. Обычно в русских народных сказках о животных героями являются
    Форма сказки сыздавна привлекала Щедрина. Первые сказки его были написаны в 1869 году («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик »)... Ряд сказок введен Салтыковым-Щедриным в «Современную идиллию»... Однако подавляющее большинство щедринских сказок было написано за период с 1884 по 1886 год. ...Фантастика сказок реалистична по своему духу, как вообще реалистичен подлинный фольклор. Фантастика народной сказки... способ раскрытия реального содержания жизни. Салтыков-Щедрин часто прибегал к
    М. Е. Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. Все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. В произведениях писателя продолжена традиция Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. В хрониках и сказках Салтыкова мы видим отражение реальной истории России, а в сказочных образах предстают перед нами государственные деятели, правители, чиновники. И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: “В Салтыкове есть
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина написаны настоящим народным языком - простым, сжатым и выразительным.

Слова и образы для своих чудесных сказок сатирик подслушал в народных сказках и легендах, в пословицах и поговорках, в живописном говоре толпы, во всей поэтической стихии живого народного языка. Связь сказок Щедрина с фольклором проявилась и в:

Традиционных зачинах с использованием формы давно прошедшего времени («Жили да были»; «В некотором царстве, в некотором государстве»; «Жил-был газетчик, и жил-был читатель»);

Частом обращении сатирика к народным изречениям - пословицам, поговоркам и присказкам («ни пером описать, ни в сказке сказать», «по щучьему велению», «скоро сказка сказывается», «долго ли, коротко ли»);

Использовании числительных с нечисловым значением («тридевятое царство», «из-за тридевять земель»);

Употреблении постоянных эпитетов и обычных фольклорных инверсий («сыта медовая», «пшено ярое», «храпы перекатистые», «звери лютые»);

Заимствовании из фольклора собственных имен (Милитриса Кирбитьевна, Иванушка-дурачок, царь Горох, Михайло Иваныч);

Использовании свойственных народной поэзии синонимических сочетаний («путем-дорогою», «судили-рядили») и восходящих к фольклору фразеологизмов («на бобах разводить», «ухом не ведешь», «бабушка надвое сказала»).

Близость сатиры Салтыкова-Щедрина и произведений фольклора также прослеживается в использовании разговорной народной речи или просторечия.

Просторечие - слова, выражения, обороты, формы словоизменения, не входящие в норму литературной речи; часто допускаются в литературных произведениях и разговорной речи для создания определённого колорита.

Просторечие делало сказки Салтыкова-Щедрина доходчивее и понятнее для народа, помогало сатирику выразить свое отношение к нему или к его угнетателям. Речь героев сказок Салтыкова-Щедрина, олицетворяющих собой трудящийся народ, проста, естественна, умна и колоритна. Она необычайно индивидуализирована и рисует конкретный социальный тип.

Однако диалога как такового, а тем более заметного противостояния персонажей в сказках нет. По сути это одна общемужицкая, общенародная речь, распределенная на реплики, розданные двум героям. Они не спорят, они размышляют вслух, поправляя и дополняя друг друга, подыскивая более убедительные объяснения непонятным, запутанным вопросам, и приходят к общему финалу.

И все же, несмотря на обилие фольклорных элементов, щедринская сказка, взятая в целом, не похожа на народные сказки. Она ни в композиции, ни в сюжете не повторяет традиционных фольклорных схем. Сатирик не только свободно творил на основе и в духе фольклорных образцов, раскрывая и развивая их глубокий смысл, но и привносил что-то новое, свое. Например, в сказках Салтыкова-Щедрина появляется образ автора, помогающий сатирику высказать свое личное отношение к действующим лицам и происходящим событиям.

Опираясь на богатейшую образность сатирической народной сказки, Салтыков-Щедрин трактовал сложные общественные явления при помощи непревзойденных образцов лаконичности. Каждое слово, эпитет, метафора, сравнение, каждый художественный образ в его сказках обладает высоким идейно-художественным значением, концентрирует в себе огромную сатирическую силу. В этом отношении особенно примечательны те сказки, в которых действуют представители животного мира.

Образы животного царства были издавна присущи басне и сатирической сказке о животных. Под видом повествования о животных народ приобретал некоторую свободу для нападения на своих притеснителей и возможность говорить в доходчивой, забавной, остроумной манере о серьезных вещах. Эта любимая народом форма художественного повествования нашла в сказках Щедрина широкое применение.

«Зверинец», представленный в щедринских сказках, свидетельствует о великом мастерстве сатирика в области иносказания и художественной аллегории. Выбор представителей животного царства для иносказаний в щедринских сказках всегда тонко мотивирован и опирается на фольклорно-сказочную и литературно-басенную традицию.

Для своих социально-политических иносказаний, изображавших вражду классов и деспотизм властей, Салтыков-Щедрин пользовался образами, закрепленными сказочной и басенной традицией (лев, медведь, осел, волк, лиса, заяц, щука, орел и т.д.), а также, отталкиваясь от этой традиции, чрезвычайно удачно создавал другие образы (карась, пескарь, вобла, гиена и пр.).

Затаенный смысл сказочных иносказаний Салтыкова-Щедрина без особого труда постигается читателем из самих образных картин народных сказок и басен и, благодаря тому, что сатирик нередко сопровождает свои аллегоричные образы прямыми намеками на из скрытое значение.

Особая поэтическая прелесть и неотразимая художественная убедительность щедринских сказок состоит в том, что, как бы ни «очеловечивал» сатирик свои зоологические картины, какие бы сложные роли он ни поручал «хвостатым» героям, последние всегда сохраняют за собой основные свои натуральные свойства.

Еще одним типичным для Салтыкова-Щедрина приемом в сказках является переплетение реального с фантастическим, достоверного с выдумкой. Фантастика сказок Щедрина в основе своей реальна, неразрывно связана с конкретной политической действительностью, несет в себе в зашифрованном виде чрезвычайно глубокое революционное содержание. Примером этого могут служить политические сказки Щедрина «Орел-меценат», «Медведь на воеводстве». Сатирик, описывая деятельность героев этих сказок, ясно дает понять, что речь идет вовсе не о птичьих и медвежьих делах и поступках.

В образах этих хищников сатириком подчеркнуты их основные, ведущие черты. Зачины и концовки сказок, сказочные образы, взятые Салтыковым-Щедриным из фольклора, никак не умаляют комического эффекта при описании действительности. С помощью несоответствия волшебной обстановки и ярко выраженного реального политического содержания Салтыков-Щедрин подчеркивает смысл таких сказок, как «Недреманное око» и «Богатырь», и еще сильнее обнажает политическую сущность какого-либо типа или обстоятельства.

Также Салтыков-Щедрин по ходу повествования добавляет в сказки еще некоторые элементы действительности: зайцы изучают «статистические таблицы, при министерстве внутренних дел издаваемые...», пишут корреспонденции в газеты, а в газетах о них печатаются статьи; медведи ездят в командировки и получают прогонные деньги; птицы разговаривают о капиталисте-железнодорожнике Губошлепове; рыбы толкуют о конституции, ведут диспуты о социализме; помещик живущий «в некотором царстве, в некотором государстве» читает реальную газету «Весть» и многое другое.

Яркое своеобразие Щедрина как писателя-сатирика заключается также и могуществе его юмора, ведь смех - основное оружие сатиры. «Это оружие очень сильное, - говорил Салтыков-Щедрин, - ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех» XIII, 270. Щедринский смех - изобличающий и бичующий, облагораживающий и воспитывающий, вызывает ненависть и смятение у врагов и радость у поборников истины, добра и справедливости. Салтыков-Щедрин считал главным назначением смеха возбуждение чувств негодования и активного протеста против социального неравенства и политического деспотизма.

В смехе Щедрина, преимущественно грозном и негодующем, не исключены и другие эмоциональные тона и оттенки, обусловленные разнообразием идейных замыслов и объектах изображения. «Сказки», рисующие картины всех социальных слоев общества, могут служить и как бы хрестоматией образцов щедринского юмора во всем богатстве его художественного проявления. Здесь и презрительный сарказм, клеймящий царей и царских вельмож («Орел-меценат», «Медведь на воеводстве»), и веселое издевательство на дворянством («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), и пренебрежительная насмешка над позорным малодушие либеральной интеллигенции («Премудрый пескарь», «Либерал»).

В «Сказках» щедринская ирония блещет всеми красками. Сатирик восхищается преумными зайцами, вместе с генералами возмущается поведением тунеядца-мужика, будто бы соглашается с необходимостью приезда в лесную трущобу медведя-усмирителя.

Все приемы, которые Салтыков-Щедрин использовал в своих сказках, как и сам жанр политической сказки, служат для выражения политических взглядов и идей автора. Именно в сказках горячая любовь Салтыкова-Щедрина к народу, ненависть и презрение к его угнетателям получили особенно яркое выражение.

Весь цикл сказок «для детей изрядного возраста» построен на резких социальных контрастах. В нем не просто злые и добрые люди, борьба добра со злом. Сказки раскрывает классовую борьбу в России второй половины XIX в. воссоздают полную социального драматизма картину общества, раздираемого внутренними противоречиями, рисуют непосредственное и резкое столкновение представителей антагонистических классов. Рядом с глубокой драмой жизни трудящихся Салтыков-Щедрин показывал позорнейшую комедию жизни дворянско-буржуазных слоев общества. Отсюда постоянное переплетение трагического и комического в щедринских сказках, беспрерывная смена чувства симпатии чувством гнева, острота конфликтов и резкость идейной полемики.

В сказках Салтыков-Щедрин воплотил свои многолетние наблюдения за жизнью закабаленного русского крестьянства, свои горькие раздумья над судьбами угнетенных масс, свои глубокие симпатии в трудящимся и свои светлые надежды на силу народную.


Салтыков-Щедрин в своем творчестве нередко прибегал к сказочной форме повествования. Фольклорный жанр позволял великому сатирику обличать социальные пороки и чиновничью несостоятельность, минуя жесткую цензуру.

Рассмотрим на примерах, к каким приемам прибегал мастер меткого пера и что за ними скрывалось. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сатирик погружает читателя в абсолютно фантастический мир: два высоких чина оказываются на необитаемом острове.

При этом ни один из генералов не приспособлен к жизни в экстремальных условиях. Им даже неведомо, что пища в изначальном виде «летает, плавает и на деревьях растет».

От неминуемой смерти товарищей по несчастью спасает неизвестно откуда появившийся мужик. Он накормил и напоил генералов, еще и веревку для себя самого сплел «чтоб не убег». В сказочной истории грамотный читатель без труда понимает намек автора, но Салтыков-Щедрин вводит в повествование дополнительную деталь – «нумер Московских ведомостей», благодаря чему усиливает гротеск и развевает сомнения о связи причудливой повести с реальной жизнью.

Не менее фантастически развиваются события в «Диком помещике».

Герой этого произведения даже глупее, чем упомянутые генералы. Помещик не переносит «холопьего духа» и мечтает избавиться от крестьян, не осознавая зависимости от них. Как только мужики покидают барина, тот начинает перевоплощаться: не моется, не стрижется, начинает ходить на четвереньках. Кульминацией одичания становится превращение героя в медведя. Образ косолапого выбран автором не случайно – он ассоциирует его с крайней дикостью и глупостью.

Можно сделать вывод, что писатель намеренно совмещал фольклор с сатирой во избежание цензуры. При этом ему удавалось в доступной форме и наиболее полно отображать злободневные темы.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-01-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Научно-практическая конференция

«Первые шаги в науку-2015» на базе МБОУ «Петропавловская СОШ имени героя Советского Союза Жукова Д.А.»

Тема:

«Фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина» (проект)

обучающаяся 10 класса,

МБОУ «Соловьихинская СОШ»

Научный руководитель:

Нечаева Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Петропавловское, 2015

Содержание

План исследовательской работы………………………………………………...2

Эпиграф……………………………………………………………………………2 Актуальность……………………………………………………………………...3

Цели работы……………………………………………………………………….5

Гипотеза……………………………………………………………………………4

Задачи работы……………………………………………………………………..5

Методы исследования…………………………………………………………….5

Введение …………………………………………………………………………..6

Основная часть.………………………………………………………………..7-16

Заключение………………………………………………………..…………......17

Выводы………………………………………………………………………….18

Результаты………………………………………………………………………18

Литература………………………………………………………………………19

Приложение ………………………………………………………………....20-22

План исследовательской работы :

I этап. Организационно – подготовительный.

Определение темы исследования; формулирование проблемных вопросов исследований; планирование исследований (цели, гипотеза, методы); знакомство с критериями оценки публичной защиты работы.

II этап. Исследовательский.

Проведение исследования: сбор информации; решение промежуточных задач оформление результатов исследований; анализ информации; формулирование выводов

III. Итоговый. Публичная защита учебно-исследовательской работы.

Устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.

Эпиграф

"В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения…"

И.С. Тургенев

Актуальность

Яркой приметой творчества многих писателей XIX века являлось их умение продолжать в своих произведениях фольклорные традиции. Славились этим и Пушкин, и Некрасов, и Гоголь, и Толстой. Но этот ряд был бы неполным, если бы мы не поставили в него еще одно имя - Салтыков-Щедрин.

Сказка - один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII-XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир.

В «Сказках для детей изрядного возраста» писатель бичует беспорядки, мешающие развитию России. И главное зло, которое осуждает автор, - это крепостное право.

Я исследую связь сказок с Салтыкова-Щедрина с традициями устного народного творчества, их тематическое многообразие, а также художественные особенности. В работе над сказками М. Е. Салтыков-Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни И. А. Крылова, на традиции западноевропейский сказки. Он создал новый жанр политической сказки, в которой фантастика сочетается с реальной, злободневной политической действительностью.

Неизменной осталась вера Салтыкова-Щедрина в свой народ, в свою историю. Таким образом, в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина явно видна сатира на различные стороны жизни.

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Салтыков – Щедрин вводил в мир народного творчества злободневные политические темы и с помощью привычных персонажей раскрывал сложные проблемы современности.

Опираясь на народную мудрость, используя богатства народной речи, русского фольклора, проникнувшись чисто народным юмором, писатель создал произведения, целью которых было пробудить в народе его великий дух, его волю и силу. Всем своим творчеством Салтыков – Щедрин стремился к тому, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

Гипотеза: раскрытие сложных проблем современности у М.Е.Салтыкова-Щедрина через введение в мир народного творчества, через фольклорные мотивы.

Цель работы: Узнать отличительные черты и особенности сказок Салтыкова-Щедрина.

Задачи:

привлечь внимание к изучению творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина как пророческого;

собрать материал о художествееных особенностях, фольклорных мотивах;

Методы исследования:

1. Анкетирование учащихся по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.

2.Выбор и анализ информации из различных источников.

3.Тестирование по сказкам Салтыкова-Щедрина.

Объект исследования: произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, критическая литература на данную тему.

Сроки исследования: ноябрь 2014г. – май 2015г.

Введение.

М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для писателя. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество.

«Сказка - ложь, да в ней намек!..» А ведь прав был А. С. Пушкин. Да, сказка - ложь, вымысел, но именно она учит распознавать и ненавидеть враждебные черты в мире, сказка показывает все положительные качества народа и клеймит, высмеивает господство. С помощью сказки автору легче общаться с народом, ведь ее язык понятен всем. Для того чтобы убедиться в этом, я хотела бы проанализировать творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала...», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...»); присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано-сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика; преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево, мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове»; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества!

Отличие сказок Салтыкова-Щедрина от народных состоит в том, что в них переплетаются фантастическое с реальным и даже исторически достоверным.

Основная часть

Среди многих жанров фольклора нас больше всего интересует сказка, ибо " сказка - весьма популярный жанр устно-народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный».

Традиции Фонвизина, Крылова, Гоголя, Белинского, Чернышевского и других, а также народного творчества были унаследованы и получили дальнейшее развитие в новую эпоху в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина, который, обозначая самые больные места самодержавной России, обогащал литературные образы, созданные прогрессивными писателями до него. По справедливому определению М.Горького: "Невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина».
«Иносказания в творчестве Щедрина обогащены фольклорными образами и выражениями, что делало его язык более колоритным, ярким и страстным.
Неоднократно отмечалось, что сказки сатирика органически связаны с фольклором. Однако, заимствуя фольклорные образы, Щедрин наделяет их новыми чертами, отличными от тех, которые присущи им в народных сказках.» Если в фольклоре черты животных трансформируются в черты людей, то писатель сатирически заостряет внимание читателя на отдельных чертах человеческого характера, сближая его с животным.

Использование пословиц и поговорок - вот, пожалуй, еще одна из особенностей сказок Щедрина, что, естественно, указывает на их народность, их самобытность.

Отличительной чертой иносказания сказок Салтыкова является использование автором перифраза ("Медведь на воеводстве", "Вяленая вобла", "Орел-меценат").

Другой важной особенностью сказок Щедрина является использование зачинов и присказок, которые придают сказкам особый, какой-то фантастический оттенок. Но в отличие от народных сказок фантастика имеет вполне реальную, жизненную основу.

Писатель по существу создал новый жанр - политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. «Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.»

Примерный план анализа сказки

    Основная тема сказки (о чем?).

    Главная мысль сказки (зачем?).

    Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?

Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.

    Сатирические приемы, использованные автором.

    Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.

    Соединение фольклорного, фантастического и реального.

«Хотя животные, а все-таки цари…»

Эти слова с успехом можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл сказками «для детей изрядного возраста».

«Сказки» - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. (Таков герой сказки «Премудрый пискарь» - от слова «писк», так как рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк.)

Сказки Салтыкова-Щедрина - это не речь народа-сказителя. Это философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них общие и отличительные черты.

Сказки Салтыкова-Щедрина

Сказки русского народа

Общие черты

Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка

Отличительные черты

Сатира
Сарказм
Смешение категорий добра и зла
Нет положительного героя
Уподобление человека животному

Юмор
Гипербола
Победа добра над злом
Положительный герой
Очеловечивание животных

О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? - «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина?

Правительственные круги и господствующее сословие;

обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;

бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность,

бездуховность.

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. Разные способы смеха:

а) ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

б) иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

в) гипербола - чрезмерное преувеличение.

Как выяснили литературные критики, яркой приметой творчества многих писателей XIX века являлось их умение продолжать в своих произведениях фольклорные традиции. Славились этим и Пушкин, и Некрасов, и Гоголь, и Толстой. «Но этот ряд был бы неполным, если бы мы не поставили в него еще одно имя - Салтыков-Щедрин. Среди огромного наследия этого писателя большой популярностью пользуются его сказки. Именно в них наиболее четко прослеживаются традиции русского фольклора.»

К сказкам Салтыков-Щедрин обратился не только потому, что требовалось обходить цензуру, которая вынуждала писателя обращаться к эзопову языку, но и в целях просвещения народа в привычной и доступной для него форме.

а) По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка и многих других. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет четких временных и пространственных рамок.

б) Но используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности.

Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков-Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.

В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Писатель использует готовое, отточенное вековой народной мудростью содержание, освобождающее сатирика от необходимости развернутых мотивировок и характеристик.

В сказках каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж. Это на руку сатире, которая по природе своей чуждается подробностей, изображает жизнь в наиболее резких ее проявлениях, преувеличенных и укрупненных. Поэтому сказочный тип мышления органически соответствует самой сути сатирической типизации. Не случайно среди народных сказок о животных встречаются сатирические сказки: «О Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» - яркая народная сатира на суд и судопроизводство, «О щуке зубастой» - сказка, предвосхищающая мотивы «Премудрого пискаря» и «Карася-идеалиста».

Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. А фантастическая форма является для него надежным способом «эзоповского» языка, в то же время понятного и доступного самым широким, демократическим слоям русского общества. «С появлением сказок существенно изменяется сам адресат щедринской сатиры, писатель обращается теперь к народу. Не случайно революционная интеллигенция 80-90-х годов использовала щедринские сказки для пропаганды среди народа.»

Салтыков-Щедрин охотно пользовался традиционными приемами народного творчества. Сказки у него зачастую начинаются, как и народные, словами «жили да были», «в некотором царстве, в некотором государстве». Часто встречаются пословицы и поговорки: «Конь бежит - земля дрожит», «Двум смертям не бывать, одной не миновать». Очень сближает сказки Щедрина с народными традиционный прием повторения: «все дрожал, все дрожал...», замены: «Жили да были два генерала... по щучьему велению, по моему хотению очутились на необитаемом острове...».

Автор сознательно подчеркивает в каждом персонаже какую-то одну черту, что также характерно для фольклора. Часто встречаются присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано-сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика; преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево, мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове»; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

В сказке «Премудрый пискарь» Салтыков-Щедрин также широко использует выражения, похожие на пословицы и поговорки («куда ни обернется - везде ему мат», «жизнь прожить - не то, что мутовку облизать», «лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться», «гоголем по всей реке проплыву», «как таких идолов вода терпит»).

Сатирик не пародирует фольклорные выражения и современную ему живую, народную речь, а приспосабливает их для решения собственных художественных задач, что стало характерной приметой авторского стиля.

В работе над сказками М. Е. Салтыков-Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни И. А. Крылова, на традиции западноевропейский сказки. Он создал новый жанр политической сказки, в которой фантастика сочетается с реальной, злободневной политической действительностью.

Салтыков-Щедрин не копировал структуру народной сказки, а внес в нее свое, новое. Прежде всего, это появление образа автора. За маской наивного балагура скрыта саркастическая усмешка беспощадного сатирика. Совершенно иначе, чем в народной сказке, нарисован образ мужика. В фольклоре мужик обладает сметливостью, ловкостью, неизменно побеждает барина. В сказках Салтыкова-Щедрина отношение к мужику неоднозначно.

Часто именно он остается в дураках, несмотря на свою сметливость, как в сказке «Как один мужик двух генералов прокормил». « Комизм и пародийность фигуры чудесного мужика очевидны. С одной стороны, Салтыков-Щедрин пародийно переиначивает мотив обретения героем чудесного помощника, характерный для народных волшебных сказок. Щедринский «мужичина» наделен таким же сверхъестественным даром, что и какой-нибудь Серый Волк или Баба-яга».[ 5.70] Но в отличие от героя фольклорных сказок, которому помощник чем-то обязан (например, волк - жизнью), у мужика нет ни малейших оснований быть признательным генералам.

«В мировой литературе явно прослеживается взаимовлияние сюжетов сказок разных стран и народов; кроме того, мы постоянно встречаем некоторые, прочно укрепившиеся в мировом фольклоре образы. Это прежде всего можно сказать об образе волка, фигурирующем и в баснях Эзопа, и в древневосточных сказках (в частности, в арабских). Колоритные характеристики дают волку русские народные сказки, пословицы и поговорки. Не забыт волк и Салтыковым-Щедриным ("Бедный волк", "Кандидат в столпы").»

Заключение


Сказки его - великолепный сатирический памятник минувшей эпохи. Не только типы, созданные Салтыковым-Щедриным, но и крылатые слова и выражения мастера эзоповых речей до сих пор встречаются в нашем обиходе. Слова-образы его произведений, такие, как «помпадур», «карась-идеалист», «головотяп», «пенкосниматель», прочно вошли в жизнь современников.

«Я люблю Россию до боли сердечной», - говорил Салтыков-Щедрин. Он отличал темные явления ее жизни, потому что верил, что минуты прозрения не только возможны, но составляют неизбежную страницу в истории русского народа. И он ждал этих минут и всей своей творческой деятельностью старался приблизить их, в частности, с помощью такого художественного средства, как эзопов язык.

Вообще, все сказки Салтыкова-Щедрина условно можно разделить на три основные группы: сказки, бичующие самодержавие и эксплуататорские классы; сказки, разоблачающие трусость современной писателю либеральной интеллигенции и, конечно же, сказки о народе.

Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия. Поэтому я думаю, что не зря сказаны Пушкиным слова «Сказка - ложь, да в ней намек!..». Ведь благодаря сказке мы, я имею в виду наше поколение, учились, учимся и будем учиться жить.

Опираясь на народную мудрость, используя богатства народной речи, русского фольклора, проникнувшись чисто народным юмором, писатель создал произведения, целью которых было пробудить в народе его великий дух, его волю и силу.

Вывод

Проанализировав творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина, в соответствие с целью нашей работы, я пришла к следующим выводам:

1. Язык писателя глубоко народен, близок к русскому фольклору. В сказках Щедрин широко использует пословицы, поговорки, присказки: «Двум смертям не бывать, одной не миновать», «Моя изба с краю», «Жили-были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...».

2. «Сказки» Салтыкова-Щедрина будили политическое сознание народа, звали к борьбе, к протесту.

3. Анкетирование показало:

Большинство учащихся заинтересовались творчеством М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Результаты:

Научное значение нашей работы связано с изучением большого количества фактического материала.

Практическое применение : результаты нашего исследования могут найти при подготовке уроков истории и литературы с использованием жанра политической сказки.

Результаты нашего исследования позволяют использовать основные выводы работы при разработке уроков и внеклассных мероприятий по литературе и нравственному воспитанию учащихся.

Литература:

    Базанов В. Г. От фольклора к народной книге. – Л., 1973.

    Бушмин А. С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. - М., 1984.

    История русской литературы XIX века (вторая половина). / Под ред. С. М. Петрова. – М., 1974.

    Качурин М. Г., Мотольская Д. К. Русская литература. – М., 1981.

    Критика о М. Е. Салтыкове-Щедрине // Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. Господа Головлевы. Сказки. - М., 1997.

    Лебедев Ю. В. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина / М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. - М., 1999.

    Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. - М., 1988.

    Русская литература XIX века. Вторая половина. Выпуск 1. / Под ред. Л. Г. Максидоновой. – М., 2002.

    Русские писатели. Биобиблиографический словарь. / Под ред. П. А. Николаева. – М., 1990.

Информационные ресурсы:

Приложение:

1. Тест.

1. Чем объясняется выбор М. Е. Салтыковым-Щедриным жанра сказки?

а) стремлением уйти от жизненного правдоподобия.

б) желанием преодолеть цензурные препоны

в) пристрастием к иносказательной! манере письма

г) популярностью сказки как излюбленного жанра
пропагандистской литературы

2. Что общего у сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина с народными сказками?

а) сказочный сюжет

б) основаны на жизненных реалиях

в) народные представления о добре и зле

г) традиционные сказочные приемы

д) социально-заостренная проблематика

е) типичные для народных сказок образы животных

3. Чем отличается «щедринская» сказка от народной?

а) зло в финале бывает наказано не всегда

б) использование сарказма и сатиры

в) трактовка характеров

г) введение нетипичных для народной сказки образов

4. Распределите названия сказок по тематике.

«Премудрый пискарь»; «Медведь на воеводстве»; «Орел-меценат»; «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; «Коняга»; «Карась-идеалист»; «Богатырь»; «Ворон-челобитчик»; «Вяленая вобла»; «Дикий помещик».

а) тема народа

б) тема власти

в) осуждение мещанства

5. Распределите средства комического по возрастающей.

Сарказм; юмор; гипербола; ирония; гротеск; сатира.

6. Соотнесите пример из текста сказки и название художественного приема, который в ней использован.

а) «Видят мужики: хоть и глупый у 1) ирония
них помещик, а разум ему дан большой...»

б) «Через губернский город летел от- 2) речевой алогизм
роившийся рой мужиков...»

в) «Был он пискарь просвещённый, 3) гротеск
умеренно-либеральный и очень твердо
понимал, что жизнь прожить - не

то, что мутовку облизать...»

7. Какие герои сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина нетипичны даже для народных сказок?

а) Медведь

б) Осёл

в) Вобла

г) Заяц

д) Пискарь

е) Лев

ж) Карась

з) Чижик

8. Кто подвергается осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?

а) правительство

б) революционные демократы
в) обыватели

г) либералы

Ответы к тесту «М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. СКАЗКИ»

1. в, г

2. б, д

3. а, б

4. а) «Медведь на воеводстве», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Ворон-челобитчик», «Дикий помещик»

б) «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Богатырь»

в) «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла»

5. ирония, юмор, гипербола, сатира, сарказм, гротеск

6. а – 3, б – 1, в – 2

7. в, д, е, ж

8. в.

2. Вопросы анкеты (по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина)

1. Где и в какой семье родился?

2. Когда начал литературную деятельность?

3. Почему мы изучаем его творчество?

4. Перечислите основные жизненные принципы М.Е.Салтыкова-Щедрина. Был ли он сильной личностью?

5. Какой сложился стиль его произведений?

6. В чём состоит феномен сказок Щедрина?

Яркой приметой творчества многих писателей XIX века являлось их умение продолжать в своих произведениях фольклорные традиции. Славились этим и Пушкин, и Некрасов, и Гоголь, и Толстой. Но этот ряд был бы неполным, если бы мы не поставили в него еще одно имя - Салтыков-Щедрин. Среди огромного наследия этого писателя большой популярностью пользуются его сказки. Именно в них наиболее четко прослеживаются традиции русского фольклора.

Форму народной сказки до Салтыкова-Щедрина использовали разные писатели. В стихах или прозе они воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, народного юмора. Вспомним, например, сказки Пушкина: "О попе и о работнике его Балде", "О золотом петушке".

Творчество Салтыкова-Щедрина также пестрит народной поэтической словесностью. Его сказки - это итог многолетних жизненных наблюдений автора. Писатель донес их до читателя в доступной и яркой художественной форме. Слова и образы для них он брал в народных сказках и легендах, в пословицах и поговорках, в живописном говоре толпы, во всей поэтической стихии живого народного языка. Подобно Некрасову, Щедрин писал свои сказки для простых людей, для самых широких читательских кругов. Не случайно был выбран подзаголовок: "Сказки для детей изрядного возраста". Эти произведения отличались истинной народностью. Используя фольклорные образцы, автор творил на их основе и в их духе, творчески раскрывал и развивал их смысл, брал их у народа, чтобы вернуть потом идейно и художественно обогащенными. Он мастерски использовал народный язык. Сохранились воспоминания о том, что Салтыков-Щедрин "любил чисто русскую крестьянскую речь, которую знал в совершенстве". Часто он говорил о себе: "Я - мужик". Таков в основном и язык его произведений.

Подчеркивая связь сказки с реальной действительностью, Салтыков-Щедрин соединял элементы фольклорной речи с современными понятиями. Автор употреблял не только обычный зачин ("Жили-были..."), традиционные обороты ("ни в сказке сказать, ни пером описать", "стал жить да поживать"), народные выражения ("думу думает", "ума палата"), просторечия ("распосты-лая", "погублять"), но и вводил публицистическую лексику, канцелярский жаргон, иностранные слова, обращался к эзоповой речи.

Он обогащал фольклорные сюжеты новым содержанием. В своих сказках писатель создавал образы животного царства: жадного Волка, хитрой Лисы, трусливого Зайца, глупого и злого Медведя. Эти образы читатель хорошо знал и по басням Крылова. Но Салтыков-Щедрин вводил в мир народного творчества злободневные политические темы и с помощью привычных персонажей раскрывал сложные проблемы современности.

Но горечью проникнуты слова автора, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика, терпит безропотно. Когда же становится невмоготу, обращаются мужики к богу со слезной молитвой сиротской: "Господи! Легче нам пропасть с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!" Мужики - бессловесные существа, живущие бессознательной стадной жизнью. Сердце великого писателя переполнено тоской, болью за свой народ и ненавистью к угнетателям.

В сказке звучит призыв-вопрос, как у Некрасова: "Ты проснешься ль, исполненный сил?" И, как мне кажется, этой сказкой и всеми другими своими произведениями Салтыков-Щедрин пытался донести до народа те высокие идеалы, во имя которых он сам сражался острым пером сатиры.

Опираясь на народную мудрость, используя богатства народной речи, русского фольклора, проникнувшись чисто народным юмором, писатель создал произведения, целью которых было пробудить в народе его великий дух, его волю и силу. Всем своим творчеством Салтыков-Щедрин стремился к тому, чтобы "дети изрядного возраста" возмужали и перестали быть детьми.



просмотров