Публикация педагога на тему Встреча зимы. Зимние узоры на окнах
Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инциативы, выражения индивидуальности.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
Организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы детского сада
Тема: «Морозные узоры».
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Музыка».
Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая.
- Цель мероприятия:
Дать знания о нетрадиционной технике изображения «фотокопии» - рисование свечой или восковым мелком - и солевого рисования.
- Задачи:
Обучающая:
- Учить детей рисовать морозные узоры на окнах.
- Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую зимнему настроению.
Развивающая:
- С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.
- Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, творческие способности.
- Методы и приемы:
- Игровая ситуация, с использованием художественного слова.
- Показ и объяснение воспитателя.
- Наблюдение за работой детей.
- Анализ работ воспитателем и детьми.
- Материалы и оборудование:
Плотные листы бумаги одного размера, оформленные в виде окошка; гуашь, восковой мелок белого цвета, кисти, баночка с водой, палитра, поваренная соль.
I Вводная часть.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Январь» (Времена года).
2.Введение игрового момента.
Ребята, какое время года отразил Пётр Ильич Чайковский в своём произведении?
Зима – замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила небольшую посылку, а в ней шкатулка. Хотела в нее заглянуть, да вот беда, она не открывается? Кажется, я знаю, в чем дело. Она откроется тогда, когда вы прочитаете стихотворения о зиме. Кто знает стихотворение о зиме и может его прочитать.
Молодцы, ребята.
Воспитатель открывает шкатулку.
Ребята, а здесь лежит снежинка со стихотворением-загадкой:
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это клен, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу – не оторваться:
Веток линии нежны!
А художник – рад стараться,
Даже кисти не нужны.
Интересно, кто же этот художник?
Конечно, Мороз.
II Основная часть.
1. Введение в тему.
Посмотрим, что же еще в шкатулке лежит?
Воспитатель достает из шкатулки картинки с изображением морозных узоров. Дети вместе с воспитателем рассматривают их.
Посмотрите внимательно на эти рисунки, что на них нарисовал Мороз?
Ребята, скажите, пожалуйста, как на стеклах получаются такие красивые узоры-кружева?
Мороз рисует узоры прозрачным водяным паром, который, всегда есть в воздухе и в комнате. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Таких ледяных кристалликов много, они соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца!
К сожалению, мы можем любоваться этими снежными кружевами только зимой. Но чтобы частичка зимы была с нами всегда, мы создадим снежные кружева на бумаге.
2. Пальчиковая гимнастика: «Вот помощники мои».
- Перед началом работы предлагаю размять наши пальчики и выполнить пальчиковую гимнастику.
Вот помощники мои, их как хочешь, поверни:
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Поработают немножко,
Мы дадим им отдохнуть.
Постучали, повертели
И опять обратно в путь.
3.Показ и объяснение выполнения работы.
У вас на столах заготовки окон. Вам надо нарисовать на них морозные узоры. А сделаем мы это необычным способом. Я познакомлю вас с нетрадиционной техникой изображения «Фотокопией» и солевым рисованием.
Техника «Фотокопия» - это рисование свечой или белым восковым мелком, а солевое рисование оживляет рисунок, заставляя его сверкать и переливаться.
Рисовать мы будем по плану:
- Придумать эскиз будущего узора.
- Выполнить рисунок при помощи белого воскового мелка.
- Равномерно покрыть рисунок акварелью голубого или фиолетового цвета.
- Дать рисунку немного подсохнуть.
- Посыпать рисунок солью и дать высохнуть.
4.Самостоятельная работа детей.
Дети самостоятельно выполняют рисунки. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
5.Динамическая пауза.
Молодцы! Какие красивые морозные узоры получились у вас. Нужно некоторое время, чтобы они высохли. А мы пока с вами отдохнем. Пройдёмте на палас и представим, что мы снежинки.
Мы веселые снежинки,
В воздухе кружимся.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял.
Закружились, полетели,
И на землю снова сели.
III Заключительная часть.
1.Анализ детских работ.
Вывешивается нарисованный дом без окон.
Ребята, вам нравится этот дом?
Что не хватает у него?
Предлагаю расселить ваши красивые оконца в этом доме.
Дети прикрепляют свои окна.
Посмотрите, какой красивый дом у нас получился. А какие морозные узоры на окнах. Они так переливаются, так сверкают. Даже Дедушке Морозу, думаю, обязательно понравиться.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 города Пугачёва Саратовской области».
организованная образовательная деятельность с детьми
Подготовительной к школе группы №3
(раздел образовательной программы «Художественное творчество»)
Воспитатель МДОУ №12: Белова Т. П.
(1) Морозные узоры. Подготовительная группа.
Задачи: Учить детей рисовать узор, используя растительные формы, дополняя элементами декоративного рисования. Закрепить знания о холодных цветах. Воспитывать наблюдательность и интерес к явлениям природы.
Материал: Фотографии морозного узора. У детей листы с голубым фоном, белая, синяя фиолетовая гуашь, мягкие кисти. Образцы рамок, узоров. Развивать воображение.
Предшествующая работа: Наблюдение морозного узора на окне.
Ход занятия:
Предлагаю отгадать загадку:
О каком художнике говориться в загадке?
Сегодня мы с вами будем помощниками Деда Мороза, а на столах у нас волшебные кисти и не простые листочки, а окна, на которых надо нарисовать морозный узор. Цвета у Деда Мороза любимые холодные, которые я приготовила, а ещё можно будет осветлить их, чтобы получился светло-фиолетовый, голубой, которые помогут узор сделать ещё красивее.
Обращаю внимание на то что кисточка рисует легко.
Физминутка:
Проводят дети.
Оценка: Желающие показывают свои работы и рассказывают для кого бы они хотели подарить этот узор. Закрепляю получение осветлённых цветов, их названия (голубой, светлофиолетовый.
(2) Морозные узоры. Подготовительная группа.
Задачи: Учить детей рисовать узор, используя растительные формы, дополняя элементами декоративного рисования. Закрепить знания о холодных цветах, свойстве восковых мелков отталкивать водные краски. Воспитывать наблюдательность и интерес к явлениям природы.
Материал: Фотографии морозного узора. У детей листы А4, восковые мелки холодных оттенков, мягкие кисти № 5, разведённая тушь синего, фиолетового цвета. Образцы рамок, узоров. Развивать воображение.
Предшествующая работа: Наблюдение морозного узора на окне.
Ход занятия:
Предлагаю отгадать загадку:
Удивительный художник у окошка побывал,
Удивительный художник нам окно разрисовал:
Пальмы, папоротники, клёны, на окошке лес густой,
Только белый, не зелёный, лес чудесный, не простой.
О каком художнике говориться в загадке?
Сегодня мы с вами будем помощниками Деда Мороза, а на столах у нас волшебные кисти и не простые листочки, а окна, на которых надо нарисовать морозный узор. Цвета у Деда Мороза любимые холодные, приготовлены.
Какие это цвета?
1.Сначала надо нарисовать рамку. (открываю образцы)
2.Показываю несколько приёмов рисования узора: из одной точки завитки, по волнистой линии завитки белые + голубые.
3.Лёгкими движениями закрашиваем фон разведённой тушью синего или фиолетового оттенка.
Обращаю внимание на то что кисточка рисует легко.
Физминутка:
Проводят дети.
Оценка: Желающие показывают свои работы и рассказывают для кого бы они хотели подарить этот узор. Закрепляю получение осветлённых цветов, их названия (голубой, светло-фиолетовый.
Конспект в подготовительной группе Занятие по рисованию свечой в технике «Фотокопия». Тема «Морозные узоры»
Цель Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности через использование нетрадиционной техники рисования .
Задачи Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения.
Расширить и разнообразить образный ряд - создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, волнистая линия, прямая линия с узелками) .
Познакомить детей с техникой рисования фотокопией .
Формирование навыков работы в технике рисования свечой .
Совершенствовать технику рисования концом кисти .
Воспитывать эстетическое восприятие природы, ее изображений в нетрадиционной технике : свеча и акварель .
Воспитывать аккуратность при выполнении.
Вызывать чувство радости от результатов работы.
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Воспитатель Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы их поприветствуем.
Психогимнастика
Ласково и нежно улыбнулись
Руками к солнцу потянулись,
Лучик солнца взяли
И к сердцу прижали.
Друзьям его послали
И дружно «Здравствуйте» сказали.
Дети Здороваются с гостями
Сюрпризный момент
Воспитатель Ребята, сегодня произошло очень интересное событие. Я сегодня получила письмо, которое адресовано вам. Посмотрите на конверт. Как вы думаете, кто прислал вам письмо?
Дети Варианты ответов детей
Дети, волшебники, животные
Воспитатель Это письмо прислали дети, живущие в жаркой Африке. Хотите узнать содержание письма?
Дети Да
Воспитатель Хорошо. Открываем (достает письмо и читает)
фотоальбомы узоры морозные узоры рисовать . Помогите нам, пожалуйста.
Как вы думаете, ребята, мы можем им помочь?
Дети Да
Введение в тему
Воспитатель Я очень рада тому, что вы добрые и отзывчивые. Предлагаю тему нашей встречи назвать « Морозные узоры » . Согласны? А что мы можем рассказать о зиме? Что такое зима? Какие приметы зимы вы знаете?
Дети Варианты ответов детей
Зима – временя года, когда на улице лежит снег. Зимой бывают морозы , сильный ветер – метель, вьюга. Зимой дети катаются на санках, лыжах, играют в снежки.
Воспитатель Поощряет правильные ответы детей. Подводит итог ответам.
Вы правы. Зима – холодное время года. С наступлением зимы приходят и морозы . У проказницы зимы есть и свои чудеса. Одним из чудес является появление морозных узоров на стеклах окон . Как вы думаете, кто рисует эти узоры ?
Дети Мороз .
Воспитатель Вы правы. А как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует ?
Дети Дети выдвигают свои предположения
Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
Воспитатель Ваши ответы очень интересны.
видеоальбом « Морозные узоры »
На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки – иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры , которые мы сейчас с вами можем видеть на экране.
Воспитатель Посмотрите, на что похожи эти узоры ?
Дети На еловую ветку, снежинку, животных, цветы.
Воспитатель Да. А я еще бы сказала, что морозные узоры похожи на кружево . Посмотрите. Вот у нас есть кружева, выполненные мастерами-умельцами. Давайте посмотрим, из каких элементов состоит их узор ?
Дети Точка, круг, завиток, волнистая линия, прямая линия с узелками
Воспитатель Показывает образцы узоров и при затруднении детей задает наводящие вопросы.
Да, узоры создают настоящие волшебники.
Кружево – волшебницы-кружевницы, а морозные узоры – волшебник Мороз . Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом , чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза ?
Дети Нет
Воспитатель А оказывается можно. И я вас сейчас познакомлю с таким способом рисования - называется он « фотокопия » .
Показ техники рисования
(рассказ сопровождается показом)
Для этого я беру чистый лист бумаги и кусочек свечи . Кусочком свечи я рисую узор , состоящий из завитков, прямых и волнистых линий, точек и кругов, как на кружеве.
Оставляет ли свеча видимые следы ?
Дети Нет
Воспитатель А вот теперь время чудес. Чтобы волшебство произошло, я покрываю свой рисунок сверху акварельной краской голубого цвета, разведенной водой. Смотрите, что произошло?
Дети Под краской появились линии, нарисованные свечой .
Воспитатель Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой , не окрасились?
Дети Высказывают свои мнения
Воспитатель Свечка состоит из воска или парафина, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной и гуашевой краски, разведенной водой. Вот и появился волшебный узор . А чтобы придать рисунку морозный блеск , можно посыпать невысохшую краску солью. Морозный рисунок готов . А вы хотите тоже стать волшебниками?
Дети Да.
Воспитатель Хорошо. Тогда давайте вместе произнесем зимнее заклинание.
Физкультминутка
«Заклинания Зимы» /отрывок из стихотворения М. Пожарова
Лягте, мягкие снега. Стоя, поднять руки над головой,
На леса и на луга Плавно опустить руки через стороны вниз
Тропы застелите,
Ветви опушите. Руки - перед собой, плавно поочередно покачать ими вверх-вниз.
На окошках, Дед Мороз , Разбросай хрустальных роз, Легкие виденья,
Хитрые сплетенья. Имитировать движение рисования «кистью» в произвольном направлении поочередно правой, левой руками.
Зачаруй сердца людей Поднять руки над головой,
Красотой своих затей : плавно опустить их через стороны вниз.
В светлые узоры
Пусть вникают взоры Плавно поднять руки в стороны и сделать резкое движение рук вперед
Практическая часть :
Воспитатель Закрепляет у детей алгоритм действий.
С чего начинаем рисовать ? Какие элементы узора можно рисовать ? Что делаем потом? Как заканчиваем работу над узором ?
Дети Отвечают на поставленные вопросы
Воспитатель Все верно. Еще я вам советую рисуемые элементы не накладывать друг на друга - узор рисовать сверху вниз , краску наносить равномерно на весь лист, но не проводить по одному и тому же месту несколько раз, чтобы лист не размок. Можете приступать к работе.
Самостоятельная работа детей
Воспитатель Оказывает индивидуальную дозированную помощь.
Прошу не расстраиваться тех, у кого не сразу получится волшебный морозный узор . Его можно поправить краской белого цвета.
Дети Выполняют работу под фоновую лирическую музыку.
(музыкальная видеозарисовка «Дыхание зимы» )
Воспитатель Молодцы! Какие красивые морозные узоры получились у вас .
Нужно некоторое время, чтобы краски высохли. А мы с вами похвалим свои руки за хорошую работы и выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальцы загибать. Хлопки в ладоши.
Вот большой, вот указательный,
Будьте вы теперь внимательны!
Средний мы сейчас загнём,
Безымянный позовём.
И мизинчик – молодец
Опустился, наконец! Загибаем пальцы, одновременно на обеих руках
Получились кулачки, Вращение кулачков.
Застучали молотки :
Тук – тук – тук – тук!
Вы послушайте свой стук Стучать кулачками.
Подведение итогов
Воспитатель Ваши работы готовы. Вам понравилось рисовать новой техникой рисования ? Как, ребята, называется техника рисования , которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы?
Дети Фотокопия
Воспитатель Эту технику рисования вы можете показать дома родителям, братьям и сестрам, показав наш волшебный фокус появления рисунка. АА как нам сделать, чтобы дети Африки тоже смогли бы увидеть ваши рисунки?
Варианты ответов детей (выслать рисунки письмом, отправить посылку)
Я предлагаю сфотографировать ваши работы и выслать их фотографии электронной почтой . Тогда и дети Африки их увидят и ваши родные и близкие.
Здравствуйте ребята из далекой страны Россия. Пишут вам дети из жаркой Африки. Мы очень хотим узнать больше информации о вашей стране, поэтому читаем много книг, рассматриваем фотоальбомы и смотрим различные видеофильмы. Мы узнали, что зимой на окнах ваших домов возникают очень красивые узоры . Мы живем в жаркой стране, в которой никогда не бывает снежной зимы, и нам бы очень хотелось больше узнать о зиме, увидеть такие морозные узоры , узнать, кто их рисует и самим научиться их рисовать . Помогите нам, пожалуйста.
Конспект
Организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы детского сада
(раздел образовательной программы «Художественное творчество»)
Тема: «Морозные узоры».
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Музыка».
Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая.
Цель мероприятия:
Дать знания о нетрадиционной технике изображения «фотокопии» – рисование свечой или восковым мелком – и солевого рисования.
Задачи:
Обучающая:
Учить детей рисовать морозные узоры на окнах.
Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую зимнему настроению.
Развивающая:
С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.
Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, творческие способности.
Методы и приемы:
Игровая ситуация, с использованием художественного слова.
Показ и объяснение воспитателя.
Наблюдение за работой детей.
Анализ работ воспитателем и детьми.
Материалы и оборудование:
Плотные листы бумаги одного размера, оформленные в виде окошка; гуашь, восковой мелок белого цвета, кисти, баночка с водой, палитра, поваренная соль.
I Вводная часть.
1.Организационный момент.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Январь» (Времена года).
2 .Введение игрового момента.
Ребята, какое время года отразил Пётр Ильич Чайковский в своём произведении?
Зима – замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила небольшую посылку, а в ней шкатулка. Хотела в нее заглянуть, да вот беда, она не открывается? Кажется, я знаю, в чем дело. Она откроется тогда, когда вы прочитаете стихотворения о зиме. Кто знает стихотворение о зиме и может его прочитать.
Молодцы, ребята.
Воспитатель открывает шкатулку.
Ребята, а здесь лежит снежинка со стихотворением-загадкой:
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это клен, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу – не оторваться:
Веток линии нежны!
А художник – рад стараться,
Даже кисти не нужны.
Интересно, кто же этот художник?
Конечно, Мороз.
II Основная часть.
1. Введение в тему.
Посмотрим, что же еще в шкатулке лежит?
Воспитатель достает из шкатулки картинки с изображением морозных узоров. Дети вместе с воспитателем рассматривают их.
Посмотрите внимательно на эти рисунки, что на них нарисовал Мороз?
Ребята, скажите, пожалуйста, как на стеклах получаются такие красивые узоры-кружева?
Мороз рисует узоры прозрачным водяным паром, который, всегда есть в воздухе и в комнате. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Таких ледяных кристалликов много, они соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца!
К сожалению, мы можем любоваться этими снежными кружевами только зимой. Но чтобы частичка зимы была с нами всегда, мы создадим снежные кружева на бумаге.
2. П альчиковая гимнастика: «Вот помощники мои».
- Перед началом работы предлагаю размять наши пальчики и выполнить пальчиковую гимнастику.
Вот помощники мои, их как хочешь, поверни:
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Поработают немножко,
Мы дадим им отдохнуть.
Постучали, повертели
И опять обратно в путь.
3.Показ и объяснение выполнения работы.
У вас на столах заготовки окон. Вам надо нарисовать на них морозные узоры. А сделаем мы это необычным способом. Я познакомлю вас с нетрадиционной техникой изображения «Фотокопией» и солевым рисованием.
Техника «Фотокопия» – это рисование свечой или белым восковым мелком, а солевое рисование оживляет рисунок, заставляя его сверкать и переливаться.
Рисовать мы будем по плану:
Придумать эскиз будущего узора.
Выполнить рисунок при помощи белого воскового мелка.
Равномерно покрыть рисунок акварелью голубого или фиолетового цвета.
Дать рисунку немного подсохнуть.
Посыпать рисунок солью и дать высохнуть.
4.Самостоятельная работа детей.
Дети самостоятельно выполняют рисунки. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
5.Динамическая пауза.
Молодцы! Какие красивые морозные узоры получились у вас. Нужно некоторое время, чтобы они высохли. А мы пока с вами отдохнем. Пройдёмте на палас и представим, что мы снежинки.
Мы веселые снежинки,
В воздухе кружимся.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял.
Закружились, полетели,
И на землю снова сели.
III Заключительная часть.
1.Анализ детских работ.
Вывешивается нарисованный дом без окон.
Ребята, вам нравится этот дом?
Что не хватает у него?
Предлагаю расселить ваши красивые оконца в этом доме.
Дети прикрепляют свои окна.
Посмотрите, какой красивый дом у нас получился. А какие морозные узоры на окнах. Они так переливаются, так сверкают. Даже Дедушке Морозу, думаю, обязательно понравиться.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 города Пугачёва Саратовской области».
МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ
организованная образовательная деятельность с детьми
подготовительной к школе группы №3
(раздел образовательной программы «Художественное творчество»)
Воспитатель МДОУ №12: Белова Т. П.
Конспект НОД «Морозные узоры»
в подготовительной группе
Цель: Формировать художественный вкус детей, развивать творческий потенциал, благодаря умению видеть, замечать красоту природы.
Задачи:
Обогатить познавательный уровень детей в области природных явлений;
Учить детей работать аккуратно;
Развивать творческие способности детей - отражать в рисунках характерные приметы времени года (зимние узоры на окне) нетрадиционным способом рисования – граттаж - совершенствовать зрительный контроль за созданием рисунка, развивать воображение, фантазию;
Формировать умение наблюдать – видеть в обычном необычное;
Воспитывать любовь к природе, к прекрасному, к художественному слову, к музыке, воспитывать эмоциональность, активность, чувство ассоциаций.
1 часть. Звучит музыка из альбома «Времена года» М. Чайковского (мелодия на тему «Зима» - вьюга, метель воет – «поёт»)
Воспитатель: Дети, что вы представили, слушая эту музыку? (Ответы детей)
Воспитатель: Когда (в какое время года) происходит такое явление природы? (ответы детей)
Воспитатель: какое настроение, какие чувства, у вас вызывает характер этой музыки? (ответы детей, чувство печали, грусти, одиночества)
Воспитатель: Буря-буран, метель- метет, вьюга- завывает -все это происходит, как вы уже сказали, зимой. Но в зимнее время есть много приятных и красивых моментов. Чем вас радует зима? (ответы детей)
Воспитатель: Я загадаю загадку, отгадав которую, вы сможете назвать еще одно красивое явление зимнего времени:
Схватил за щеки, за кончик носа, но кто же это - вот вопрос,
Все это делает … мороз! (ответ детей) .
Послушайте, какое стихотворение выучила Лиза:
Невидимкой, осторожно он является ко мне
И рисует, как художник, он узоры на окне.
Это клен, а это ива, вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво белой краскою одной!
Я гляжу - не оторваться: веток линии нежны!
А художник рад стараться, даже кисти не нужны. (А. Бротский) .
Воспитатель: Как вы думаете, о каких рисунках идёт речь в стихотворении…
Давайте внимательно рассмотрим эти «морозные рисунки».
Показ слайдов «Узоры на зимнем окне»
Ребята, что вы увидели? (какие образы). (ответы детей)
Воспитатель: (обобщаю) Красивые, пушистые, резные, хрустальные веточки…
А вот какое стихотворение выучила Варя:
Дед Мороз на окна дышит,
На стекле картины пишет:
Стрелы, башни и цветы небывалой красоты!
Из какой хрустальной сказки
Раздобыл он эти краски?
Блещет искрами листва, серебрятся кружева…
Ух, какая красота.
Ребята, скажите, пожалуйста, как на стеклах получаются такие красивые узоры-кружева? (ответы детей)
Мороз рисует узоры прозрачным водяным паром, который, всегда есть в воздухе и в комнате. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Таких ледяных кристалликов много, они соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца!
Ребята, к сожалению, мы можем любоваться этими снежными кружевами только зимой. Что же мы можем сделать, чтобы частичка зимы была с нами всегда?
Как вы думаете, каким способом это можно сделать? (ответы детей)
Ребята, сегодня я хочу вас превратить в маленьких помощников мороза, а поможет мне в этом Лида. Она покажет как можно нарисовать красивые узоры и картины, как настоящий Мороз. Для этого нам не нужны будут ни краски, ни кисти, ни карандаши. Мы будем рисовать, а даже не рисовать, а выцарапывать свои рисунки вот такими палочками.
Рассказ и показ Лиды приёма «граттаж».
Вот смотрите, как это получается у Лиды, какое чудо – из-под синей краски появляются белые узоры. Эта техника рисования называется ГРАТТАЖ.
Я вам приготовила вот такие маленькие замерзшие окошки. А теперь садитесь за столы и попробуйте разрисовать свое окно. Постарайтесь, чтобы вас можно было назвать настоящими помощниками мороза.
(Работа детей, МУЗЫКА)
Воспитатель: Дети, какие красивые узоры у вас получились! Как настоящие! Полина каким словом тебе хочется назвать эти узоры? 2-3 ребёнка
(оригинальные, сказочные, волшебные, загадочные, таинственные)
Ребята, давайте наклеим ваши окна на домик и мы даже летом сможем любоваться зимними узорами,
Молодцы, вас и правда можно назвать настоящими маленькими помощниками мороза. Как красиво вы разрисовали свои окна! Даже настроение приподнялось. Какие чувства вы сейчас испытываете?
(ответы детей, радостные, бодрые, весёлые,чувства восхищения, счастья)
Воспитатель: А вспомните свое настроение при прослушивании музыки …
Оно поменялось. Благодаря чему поменялось ваше настроение? (ответы детей)
Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего?
Мне очень понравились ваши работы. Я думаю у всех, кто увидит ваши рисунки, поднимется настроение, значит, вы принесли радость людям.