Пугачев и народное восстание в романе Пушкина «Капитанская дочка

Пугачев и народное восстание в романе Пушкина «Капитанская дочка

Очень долгое время после подавления народно-освобо-дительного восстания в 1775 г. имя Пугачева — предво-дителя восстания — было под запретом. Даже во времена Пушкина дворянские историки и мемуаристы писали о восстании и его вожде с ненавистью, ругая и проклиная мятежников, называя их не иначе как «злодеи», «грабите-ли», «разбойники», «убийцы».

Пушкин первым из литераторов и историков увидел в предводителе восстания выдающегося человека из народа, замечательную и интересную личность. Прислушиваясь к мнению народа, беседуя со стариками, записывая поэтиче-ские предания и легенды, Пушкин отметил, что народ от- носится к «разбойнику» с любовью, называя его «красным солнышком», «отцом», заступником угнетенных, защитни-ком бедных.

Великому Пушкину удалось создать правдивый исто-рический образ Пугачева, глубокий и неоднозначный. Эту разность мнений о бунтовщике Пушкин отобразил в про-чувствованных словах Гринева — главного героя повести, дворянина, которого судьба близко свела с Пугачевым: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме од-ного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту силь-ное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев.., и спасти его голову, пока еще было время».

Пугачев для Гринева — враг, преступник, «злодей». Од-нако каждый раз обстоятельства столкновений этих лю-дей складывались таким образом, что позволяли проявить ум, благородство, мужество «разбойника», его глубокую че-ловечность и чуткость к чужой беде. Однажды показав дорогу Гриневу во время бурана, Пугачев становится его вожатым на всю жизнь, помогая в трудных ситуациях, способствуя обретению личного счастья,

В ходе чтения мы видим, что Пугачев встал на путь освободительной борьбы не ради бессмысленного мятежа, Он чувствует себя заступником угнетаемых и несправед-ливо обиженных, и поэтому в его действиях, несмотря на их жестокость и беспощадность, много истинно царского величия.

Пугачев верит, что, объединив усилия и взяв в руки оружие, народ сумеет отстоять свои права и завоевать сво-боду. Он рассказывает Гриневу старую калмыцкую сказ-ку. Благоразумный ворон живет 300 лет из-за того, что питается падалью. Отважный орел, живущий всего 33 года, не согласен с этим: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью».

Но, несмотря на мудрость, Пугачев не мог сам управ-лять всем ходом восстания, поэтому он окружил себя со-ветчиками, яицкими казаками, без согласования с которы-ми старался не предпринимать никаких действий, Они же, со своей стороны, часто действовали без его ведома и даже управляли им. Материал с сайта

Со временем Пугачев понимает обреченность восста-ния, поскольку большинство крестьян не привыкли отста-ивать свои права. Бунт для них — это «заблуждение, мгно-венное пьянство, а не изъявление их негодования». К тому же самые ярые сторонники и союзники Пугачева — «воры», и это он тоже прекрасно понимает: «Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Но обратной дороги для Пугачева нет, по-скольку власти никогда не простят ему мятежа: «Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования, Буду про-должать как начал». Да и не желает предводитель бунта поворачивать вспять. «Улица моя тесна; воли мне мало», — говорит он.

Непримиримость к угнетению и стремление к свободе помогли Пугачеву встать во главе освободительного вос-стания, повести за собой миллионы людей. Его образ стал символом борьбы простого народа за свои права, поэтому люди до сих пор хранят память об отважном и справед-ливом заступнике и вожде.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • пугачев злодей или народный заступник сочинение
  • пугачёв бунтарь или освободитель мнение историков
  • улица моя теста, да воли мне мало
  • пугачев предводитель восстания
  • пугачев предводитель народного восстания

Вождя народного восстания дан им без всяких прикрас, во всей его суровой - порой весьма жестокой - реальности. В то же время Пушкин замечательно раскрывает в нем и некоторые лучшие черты, некоторые типичные стороны русского национального характера. в изображении Пушкина отличается исключительной «сметливостью» - ясностью ума, вольным и мятежным духом, героическим хладнокровием и удалью, орлиной широтой натуры, Вспомним рассказываемую им Гриневу народную калмыцкую сказку об орле и вороне, смысл которой, не понятый Гриневым, заключается в том, что миг вольной и яркой жизни лучше многих лет прозябания.

Вспомним народную песню - любимую песню Пугачева - «Не шуми, мати зеленая дубровушка», которую он и его товарищи поют хором и которая дышит большим внутренним достоинством, спокойной отвагой, твердой решимостью перед лицом неминуемой смерти. Вспомним его слова, обращенные к тому же Гриневу: «Казнить так казнить, миловать так миловать». Снова повторит это почти теми же словами, характерно добавив: «таков мой обычай», в главе «Сирота». И действительно, Пугачев беспощаден к своим классовым врагам: он казнит офицеров - защитников Белогорской крепости, которые не хотят признавать народной власти; но в то же время он справедлив: заступается за народ, за слабых и обиженных. Пугачев способен к чувству глубокой признательности, обладает замечательной памятью за сделанное ему добро. Вспомним его удивительное великодушие по отношению к ласково обошедшемуся с ним в свое время Гриневу, которому он не только сохраняет , но и устраивает его личное .

Образ Пугачева - лучшее доказательство того, как глубоко сумел величайший русский национальный Пушкин понять и высокохудожественно отразить могучую, щедрую и раздольную натуру руководителя народного восстания. Недаром этот образ во всем основном совпадает с тем, как воспринимал Пугачева сам народ, с тем, как он изображен в дошедших до нас народных песнях, народных преданиях и рассказах.

Замечательно даны Пушкиным и образы ближайших сподвижников Пугачева, в особенности образ предводительствовавшего отрядами восставших уральских рабочих Афанасия Соколова по прозвищу Хлопуша. Ничего «зверского» нет и в рядовых участниках восстания. Вспомним хотя бы о том, как его потащили на виселицу: «Не бось, не бось», повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить».

В отношении Пушкина к народному восстанию, в частности к крестьянской войне XVIII века под предводительством Пугачева, в известной мере проявилась его классовая принадлежность - то, что сам он называл своими дворянскими «предрассудками». Пушкин не поднялся на революционно-демократический уровень, которого достиг в данном случае Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву», прямо призывавший народ к восстанию против его вековых угнетателей.

Но, в противоположность своим персонажам - Гриневым, капитану Миронову и другим,- сам Пушкин проницательно осмыслил исторические причины и социальный антикрепостнический характер восстания под предводительством Пугачева, которое он правильно рассматривал как широкое общенародное движение. «Весь черный народ был за Пугачева… Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства»,- писал он в «Замечаниях» к своей «Истории Пугачева» и тут же пояснял, что «выгоды» дворян и восставшего народа «были слишком противуположны». Народный характер восстания под предводительством Пугачева Пушкин неоднократно подчеркивает в своей повести.

В так называемой «пропущенной главе» «Капитанской дочки», которая не была включена в окончательный текст, Пушкин ярко - одним выразительным образом - показывает основной состав участников восстания. встречает на Волге «плывучую виселицу», одну из тех, которые, по приказу царского правительства, пускались по реке для «устрашения» восставшего народа. На ней висят рядом трупы крепостного крестьянина, крепостного же уральского рабочего и «старого чуваша», то есть представителя одной из угнетенных царским самодержавием национальностей. Так неоднократно подсказывает Пушкин читателю и ту мысль, что причиной восстания были тяжесть угнетения, невероятные жестокости и самовластие царских генералов и чиновников. Из всего этого видно, как глубоко смог Пушкин понять ход и развитие исторических событий. Замечательной стороной «Капитанской дочки» является , которым она написана.

Многие современники Пушкина писали излишне усложненным и изукрашенным цветистым слогом, произведения их отличались ненужным многословием, искусственной и ложной «поэтичностью». Пушкин всегда подчеркивал, что язык художественной прозы должен быть «языком мысли». Мыслить следует ясно, точно и наивсзможно более кратко и просто. Так же надо и писать. «Капитанская дочка» является непревзойденным в своем роде, классическим образцом ясной, точной и простой русской речи.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ вождя народного восстания Пугачева . Литературные сочинения!

История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда - кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева.

Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался русской историей. Среди его исторических работ наиболее известны "История Петра" и материалы о пугачевщине. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна - знаменитой повести "Капитанская дочка". Пушкина необычайно занимала личность Емельяна Пугачева, возглавившего народное восстание во второй половине XVIII века. Емельян Пугачев - донской казак, ветеран двух войн - Семилетней и русско-турецкой 1768-1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте.

Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, Раздираемого внутренними противоречиями. Обращает на себя внимание жестокость Пугачева, который склонен скорее казнить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнузданного террора, установленного Пугачевым в захваченных городах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор прекрасно понимал, что его авантюра обречена на провал. "Узка моя улица", - говорит Пугачев Гриневу. Предчувствия не обманули предводителя - он был выдан его же соратниками.

Пугачев у Пушкина живет по легенде об орле и вороне, то есть выбирает кровавый путь. Кто же он - предводитель народного восстания, прославленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероятнее всего, второе, хотя Пушкин не дает собственной окончательной оценки этой исторической личности.

Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емельяна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен. Все предводители народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни. Однако Пушкин - единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева.

8 кл УРОК

Дата:

Тема: С.Есенин. Поэма «Пугачев». Образ предводителя восстания в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв».

Цели урока:

Образовательные:

    раскрыть жанровое своеобразие драматической поэмы С.А.Есенина «Пугачёв» и углубить знания учащихся о творчестве рязанского поэта ;

    сравнить образ Пугачева в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэму С.Есенина «Пугачев»;

    ответить на вопрос: «Почему образ Пугачева так притягателен для поэта?»

Развивающие:

    создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации;

    развивать способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

Воспитательные:

    помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах;

    воспитывать интерес к истории и самостоятельному чтению;

    формирование активной жизненной позиции учащихся.

Задачи:

Метапредметные:

Сформировать умение планировать и оформлять учебный проект, используя оборудование и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями;

Сформировать умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные:

Формировать готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Формировать гуманистические и демократические ценностные ориентиры.

Методы обучения:

    проблемный;

    исследовательский.

Педагогические технологии:

    проблемного обучения;

    компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности:

    фронтальная;

    групповая;

    индивидуальная.

Средства обучения:

    С.Есенин «Пугачев», народная песня.

    Видеофрагменты художественного фильма "Капитанская дочка"

    «Своя игра", подготовленная учащимися 8 «А» класса под руководством учителя

    Презентация " Образ Пугачева"

    Музыкальная запись Кипелова.

Словарная работа: бунт, разбой, бунтовщик.

Ход урока

    Оргмомент. (1 мин.)

Учащимся предлагаются карточки на выбор, которые объединены 3 темами. В соответствии с выбранными карточками, ребята делятся на 3 группы.

    Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Стадия вызова. (3-4 мин.)

Просмотр видео-отрывка.

Кто является действующим лицом в данной сцене? (Пугачев). Образу какого исторического лица будет посвящен наш сегодняшний урок?

Решите ребус. Уберите латинские буквы. (Появляется слово «Есенин»). Предположите. Как могут быть связаны Пугачев и Есенин?

Запись темы и числа на инструкционной карте. Тема: С.Есенин. Образ предводителя восстания в поэме «Пугачёв». Образ предводителя восстания в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв».

Сформулируйте цели, которые мы должны поставить перед собой на уроке.

    Актуализация знаний. «Своя игра». (5 мин.)

Вы знакомы, ребята, с Пугачевым как историческим лицом. Мы с вами знакомы и с творчеством А.С.Пушкина, и с творчеством С.Есенина. Предлагаю в форме «Своей игры», которую подготовили ребята, вспомнить отдельные факты, связанные с ними.

Т.к. вы работаете в группах, вспомните, как правильно организовать работу в группе.

    Слово учителя. (3-4 мин.)

В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина? Обратимся к датам:

1773–1774 гг. – восстание Пугачёва.

1825 г. – восстание декабристов, среди участников которого друзья А.С. Пушкина.

1831 г. – подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам русской истории.

1833 г., ноябрь – завершена работа над “Историей Пугачёва”.

19 октября 1836 г. – такую символическую дату окончания романа “Капитанская дочка” указал Пушкин.

Учащиеся на интерактивной доске соединяют дату и событие. При отсутствии интерактивной доски данное задание может быть выполнено устно.

Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины? Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину.

1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю.

1921 г. – С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”.

Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиями современности.

Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве?

Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв? Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске.

Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.

Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва.

    Работа в группах. (5-6 мин.)

Задания группам:

1 группа: рассказать о Петре 3

2 группа: сообщение об эпохе Екатерины 2

3 группа: сообщение о Пугачеве

Сообщение представителей от групп. Материал для групп подготовлен заранее или учителем или самими учащимися.

Вывод:

Сам Есенин писал: “ Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину.

Звучит рок-баллада “Я свободен”, В. Кипелов, М. Пушкина. (5:50)

Надо мною - тишина,
Небо, полное дождя,

Дождь проходит сквозь меня,

Но боли больше нет.

Под холодный шепот звезд
Мы сожгли последний мост,

И все в бездну сорвалось.

Свободным стану я

От зла и от добра…

Небо. Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым Гринёву. “Мятеж вздымает паруса” в трагедии С. Есенина. Человек как часть стихии – таков Пугачёв у Пушкина, когда возникает из снежных вихрей вожатый. Часть стихии, столь же неразумная и неуправляемая.

В чём же предназначение Пугачёва?

Кто такой Пугачев? Баловень судьбы, народный герой или бунтовщик?

Физминутка.(1 мин.)

Выполняется выбранная учителем физминутка, затем предлагается следующее задание.

Встаньте. Присядьте. Возьмите под стулом листок и напишите свой ответ-предположение.

Листочки собираются. Ответы частично зачитываются. (До урока под каждый стул в отсутствие учащихся нужно наклеить стикер!)

В конце урока мы посмотрим, изменится ли ваше мнение.

Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уясним для себя значения понятий.

Бунт стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти.

Бунтовщик участник бунта.

Разбой нападение с целью ограбления, убийства.

Разбойник человек, занимающийся разбоем.

    Сопоставительная работа.

Прочтите народную песню.

Как народ писал о Пугачеве?

Каким показан в песне Пугачев?

Какой вывод можно сделать из прочитанного произведения об отношении народа к Пугачеву?

Запишите вывод в 1 колонку.

- Вы просмотрели отрывок из фильма. Назовите автора и произведение.

Посмотрите небольшой кинофрагмент и скажите, по какому это произведению и кто его автор?
- Каким увидели вы здесь Пугачева?
- Почему?
(Пугачев здесь показан очень жестоким человеком, хладнокровным и равнодушным к чужим человеческим судьбам)
- Вот каким увидел Пугачева один из художников.
- Всегда ли Пугачев был таким? Что еще нам рассказывает о нем Пушкин?
(проявляет свое великодушие, благородство, он помнит добро, может быть благодарным по отношению к Гриневу, которого он мог запросто казнить. Во 2-й главе мы видим его добрым мужичком, вожатым, который выводит заблудившихся путников к ночлегу)

Запишите вывод во 2 колонку.

Чтение стр. 89-91

Как объясняет Пугачев (в поэме Есенина) причину своего появления в этих местах?

В чем он видит свое предназначение?

Чтение монолога Хлопуши. Стр. 93.

- Как народ относится к Пугачеву?

Чтение монолога Пугачева. Стр. 94.

Обратимся к последним строкам поэмы Есенина.

Что явилось причиной этих невидимых слез, этого крика души? Погибшая надежда. Обреченность.

Есть ли жалость к себе?

Есенин верно передал настроение Пугачева перед казнью, как вы считаете?

Вывод: запишите вывод в 3 колонку. Зачем пришел Пугачев к Яику? Как относится народ к Пугачеву?

    Ответ на проблемный вопрос. (2 мин.)

В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным?

В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. Поэт отверг кровавый путь преобразований.

Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:

Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?

Каково же отношение к бунту Есенина? Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник? Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.

Ответьте теперь еще раз, кто и для вас Пугачев – герой или бунтовщик?

    Творческое задание: (5-7 мин.) Песня Кипелова.

Где и кем были бы вы: в лагере Пугачева или его противником? Одним из возглавляющих восстание или рядовым казаком в стане Пугачева, если вы выбрали бы примкнуть к нему?

Индивидуальное или парное задание: сравнить речь Пугачева в «Капитанской дочке» Пушкина и в поэме Есенина. Сделать вывод.

Несколько ответов по желанию.

Вывод выполнивших индивидуальное задание записывается в 3 колонку.

    Рефлексия. (2 мин.)

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    я понял, что…

    не понравилось…

    меня удивило…

Оценка учащимися своей работы. Выставление оценок.

    Домашнее задание:

По горизонтали:

5. Что такое фортеция?

7. Только что выпавший снег.

По вертикали:

2. Крытая повозка.

Приложение 1

Инструкционный лист

_____________________

_____________________

Дата:

Тема:_____________________________________________________________

Проблема:_________________________________________________________

1

2

3

Фольклор

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

С.Есенин «Пугачев»

Емельян ты наш родный батюшка! На кого ты нас покинул? Красное солнышко закатилось… Как осталися мы сироты горемычны, Некому за нас заступиться, Крепку думушку за нас раздумать.

«казнит так казнит, милует так милует»

П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне

«А разве нет удачи удалому?»

"В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо". "Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. "

«…Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой» .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

    Кроссворд / сообщение о И.С.Шмелеве / рассказ-миниатюра «Как я готовился к сочинению»

По горизонтали:

3. Какое чувство связывало Машу Миронову и Петра Гринева?

5. Что такое фортеция?

7. Только что выпавший снег.

8. Кто сообщил об участии Гринёва в дуэли его родителям?

11. Какие книги брал Петр Гринев у Швабрина?

По вертикали:

1. Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость за..?

2. Крытая повозка.

4. Слуга, ухаживающий за верховой лошадью господина.

6. Город, в который был отправлен на службу Петр Гринев.

9. Что в «Капитанской дочке» Пушкин называет бессмысленным и беспощадным?

10. Предводитель народного восстания.

Приложение 2

Биография Есенина

Биография Сергея Есенина

Дата рождения: 3 октября 1895 года
Дата смерти: 28 декабря 1925 года
Место рождения: село Константиново, Рязанская губерния

Сергей Александрович Есенин - известный русский поэт, Есенин С.А. - последователь имажинизма и крестьянской лирики, родился 3 октября 1895 года в селе Константиново.

Его отец Александр Никитич Есенин был крестьянином, который переехал с семьей в Москву и работал приказчиком в небольшой мясной лавке.

Мать поэта Татьяна Федоровна Титова жила с мужем недолго, когда ребенку было 2 года она уехала работать в Рязань, а воспитывали Есенина бабушка и дедушка по линии матери.

Дед был зажиточным крестьянином, в доме также жили три дядьки Есенина, которые учили его верховой езде, плаванию и полевой работе. Большое влияние на творчество поэта оказали рассказы бабушки, которая познакомила внука с фольклором и народным творчеством. Именно ее рассказы, частушки и песни стали причиной любви Есенина к поэзии и подтолкнули его к написанию собственных стихотворений. Дедушка также обучил Есенина грамоте по церковным книгам.

В 1904 году Есенин начал обучение в земском училище села Константиново, а пятью годами позднее он поступил в церковно-учительскую школу, которую закончил в 1912 году с дипломом учителя. После получения диплома Сергей отправился в Москву к отцу, он работал вместе с отцом в мясной лавке, а затем начал работать в типографии И.Д. Сытина. В 1913 году он начала посещать Московский городской народный университет Шанявского.


В 1915 после первых публикаций он познакомился с Городецким и Блоком. Эти имена уже были значимыми для русской литературы. В Петрограде Есенин начал военную службу и был назначен в Царское село. Однажды он даже выступил со своими стихами перед императрицей Александрой Федоровной.

Его первый самостоятельный сборник стихов "Радуница" увидел свет годом позже. Этот сборник, наполненный печалью, грустью и любовью к родной природе, сделал поэта популярным, принес ему общественное признание, обратил на него внимание критиков.

Есенин познакомился с имажинистами ближе к 20-м годам. Он сразу же увлекся идеями создания глубоких образов, метафорой. Именно после увлечения новыми идеями он выпустил множество сборников стихов, которые также были приняты публикой довольной тепло.

В этот период свет увидели сборники "Исповедь хулигана", "Стихи скандалиста", "Москва кабацкая" и большая поэма "Пугачев.

Приложение 3

Индивидуальное задание (может быть парным или групповым)

Эпитет - это не просто признак предмета (ДЕРЕВЯННАЯ палка) , а образная характеристика какого-либо лица, явления, предмета обычно посредством выразительного метафорического прилагательного. Например, "тихий голос" - здесь нет эпитета, а "ЯРКИЙ голос" - здесь эпитет ЯРКИЙ. Теплые руки - нет эпитета, ЗОЛОТЫЕ руки - есть.

Олицетворение -вид метафоры, наделение неодушевлённых или абстрактных предметов признаками и свойствами человека.

Метафора (от греч. metaphora - перенос) - это перенос наименования по сходству, например: спелое яблоко - глазное яблоко (по форме) ; нос человека - нос корабля (по расположению) ; шоколадный батончик - шоколадный загар (по цвету) ; крыло птицы - крыло самолёта (по функции) ; завыл пёс - завыл ветер (по характеру звучания).

В чем сходство и в чем различие между героем Есенина и Пугачевым в романе Пушкина «Капитанская дочка»?

Сравните речь Пугачева в «Капитанской дочке» и в поэме «Пугачев».

1.Кто использует в речи простонародные слова. пословицы, поговорки, иные формы фольклора? Назовите, приведите примеры. Говорит ли этот факт о близости героя к народу, о том, что герой является выходцем из народа?

Предчувствует ли герой свою казнь? Почему он не желает отдаться на милость императрицы? Используя какие формы фольклора. Он иносказательно об этом говорит?

Является ли герой защитником народа или баловнем судьбы. Оказавшимся в нужное время в нужном месте?

2. Какой герой использует в речи обилие метафор, олицетворений, эпитетов? Приведите примеры.

Зачем герой явился на берег Яика?

3. Сделайте вывод:

У А. С. Пушкина Пугачевский бунт – это стихия …………… и ……………. Это разорение деревень, шайки разбойников повсюду, произвол и беззаконие. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! » – вот гуманизм позиции автора.

С. А. Есенин в восстании видит справедливое ………………………………. Нарушен мирный труд крестьян, после смерти Петра III Екатерина отдала все «под надзор своих дворян» . Теперь повсюду «стонет Русь от цепких лапищ» .

Образы героев тоже раскрываются по-разному. Пушкинский Пугачев –_____________________________________________________________________________________

Речь его выдает в нем выходца из …………… Он использует……………………………………………….(примеры)………………………………………….

У Есенина Пугачев любит …………., мечтает о достойной ………….. для своего…………..

Ему важно, чтобы крестьяне могли заниматься ……………………………………………………………….

Отличается герой и весьма выразительной речью, насыщенной ……………………………………………………………………………………………….. (примеры с названием худ.-изобраз. средства).

Очень долгое время после подавления народно-освободительного восстания в 1775 г. имя Пугачева - предводителя восстания - было под запретом. Даже во времена Пушкина дворянские историки и мемуаристы писали о восстании и его вожде с ненавистью, ругая и проклиная мятежников, называя их не иначе как "злодеи", "грабители", "разбойники", "убийцы".

Пушкин первым из литераторов и историков увидел в предводителе восстания выдающегося человека из народа, замечательную и интересную личность. Прислушиваясь к мнению народа, беседуя со стариками, записывая поэтические предания и легенды, Пушкин отметил, что народ от носится к "разбойнику" с любовью, называя его "красным солнышком", "отцом", заступником угнетенных, защитником бедных.

Великому Пушкину удалось создать правдивый исторический образ Пугачева, глубокий и неоднозначный. Эту разность мнений о бунтовщике Пушкин отобразил в прочувствованных словах Гринева - главного героя повести, дворянина, которого судьба близко свела с Пугачевым: "Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев.., и спасти его голову, пока еще было время".

Пугачев для Гринева - враг, преступник, "злодей". Однако каждый раз обстоятельства столкновений этих людей складывались таким образом, что позволяли проявить ум, благородство, мужество "разбойника", его глубокую человечность и чуткость к чужой беде. Однажды показав дорогу Гриневу во время бурана, Пугачев становится его вожатым на всю жизнь, помогая в трудных ситуациях, способствуя обретению личного счастья,

В ходе чтения мы видим, что Пугачев встал на путь освободительной борьбы не ради бессмысленного мятежа, Он чувствует себя заступником угнетаемых и несправедливо обиженных, и поэтому в его действиях, несмотря на их жестокость и беспощадность, много истинно царского величия.

Пугачев верит, что, объединив усилия и взяв в руки оружие, народ сумеет отстоять свои права и завоевать свободу. Он рассказывает Гриневу старую калмыцкую сказку. Благоразумный ворон живет 300 лет из-за того, что питается падалью. Отважный орел, живущий всего 33 года, не согласен с этим: "чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью".

Но, несмотря на мудрость, Пугачев не мог сам управлять всем ходом восстания, поэтому он окружил себя советчиками, яицкими казаками, без согласования с которыми старался не предпринимать никаких действий, Они же, со своей стороны, часто действовали без его ведома и даже управляли им.

Со временем Пугачев понимает обреченность восстания, поскольку большинство крестьян не привыкли отстаивать свои права. Бунт для них - это "заблуждение, мгновенное пьянство, а не изъявление их негодования". К тому же самые ярые сторонники и союзники Пугачева - "воры", и это он тоже прекрасно понимает: "Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою". Но обратной дороги для Пугачева нет, поскольку власти никогда не простят ему мятежа: "Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования, Буду продолжать как начал". Да и не желает предводитель бунта поворачивать вспять. "Улица моя тесна; воли мне мало", - говорит он.

Непримиримость к угнетению и стремление к свободе помогли Пугачеву встать во главе освободительного восстания, повести за собой миллионы людей. Его образ стал символом борьбы простого народа за свои права, поэтому люди до сих пор хранят память об отважном и справедливом заступнике и вожде.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Пугачев - предводитель народного восстания (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Когда Пушкин впервые столкнулся с материалами, свидетельствующими о грандиозной народной войне, он задался целью написать "Историю Пугачева". В ходе дальнейшей работы с историческими документами у Пушкина также возник замысел создания исторической повести "Капитанская дочка", и все свое внимание он направил на ее написание. В этом произведении великий писатель художественно исследовал жизнь народа, вставшего на путь борьбы. Понятно, что главным и наиболее ярким выразителем мятежной стихии народа Пушкин изображает Пугачева. Пушкин первым
    Место Гринева и Пугачева в повести. (Гринев и Пугачев - главные герой повести, хотя один из них - вымышленный персонаж, а второй - историческое лицо. Читатель видит Пугачева глазами Гринева при различных, иногда необычных обстоятельствах. Взгляд Гринева, честного, непредвзятого, искреннего человека, помогает увидеть в Пугачеве не "злодея", а сложную, незаурядную личность, позволяет понять и по достоинству оценить руководителя восстания.) История необычной дружбы. Кто такой Гринев. Его детство и юность. (Петр
    Опишите выезд Пугачева из Белогорской крепости. Отъезд Пугачева из крепости выглядел торжественно. Били барабаны. Развевались знамена. Пугачев разбрасывал толпе деньги. При этом дал поручение Гриневу объявить губернатору и генералам, что через неделю будет в Оренбурге. Как пытался Савельич отстоять барское добро? Объясните поведение преданного слуги. Какие эпизоды дополняют эту сценку? Савельич подал Пугачеву список вещей, которые пропали при разгроме избы, в которой квартировал Гринев. Он надеялся на то, что хорошее отношение Пугачева
    Декабристское восстание обострило интерес А. С. Пушкина к истории России. В русле этого интереса возникли драма "Борис Годунов", поэмы "Полтава" и "Медный всадник", научное исследование "История Пугачева", историческая повесть "Капитанская дочка" и другие произведения. Исторической основой повести "Капитанская дочка" послужило крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Оно привлекло внимание А. С. Пушкина еще во время ссылки в Михайловское. А в начале 30-х годов XIX в., когда по стране прокатилась волна крестьянских
    В повести изображаются два мира: дворянский и крестьянский. Каждый из них имеет свой бытовой уклад, свои ценности, свои преимущества и изъяны. Лучшие черты первого мира воплощаются в образе Гринева, верного дворянским представлениям о долге и чести, а также общечеловеческому принципу гуманности. Крестьянский мир овеян своей поэзией: песнями, сказками, легендами, пословицами и поговорками, в которых запечатлено своеобразие и красота народной мысли. Здесь господствуют совсем иные представления о долге и справедливости. В
    1. Какое суждение является верным? А. Образ Пугачева является центральным в повести Б. Образ Пугачева не является центральным, но важен для изображения русского бунта В. Образ Пугачева важен для раскрытия образа Гринева 2. Чем является повесть "Капитанская дочка" А. С. Пушкина? А. Объективным изложением реальных событий Б. Авторским вымыслом В. Пропущенным через художественное воображение автора историческим материалом 3. Какие эпизоды являются вставными элементами в повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкина? А. Сон Гринева Б. Допрос башкирца В. Стихи Гринева Г. Разговор Пугачева
    Роман (бессмертное произведение) "Капитанская дочка" рассказывает о драматических событиях, которые действительно происходили в 70-е годы XVIII века. В это время по всей России шли крестьянские бунты, которые вылились в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой фигурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный опасным государственным преступником, с другой - справедливый человек, помнящий добро. Он помогает Гриневу выбраться из крепости, занятой мятежниками, а потом спасает Машу


просмотров