Ретроспективная экспертиза. Ретроспективная оценка недвижимости в кишиневе. Типичные ошибки в отчетах для целей оспаривания

Ретроспективная экспертиза. Ретроспективная оценка недвижимости в кишиневе. Типичные ошибки в отчетах для целей оспаривания

Ретроспективная, рефлексивная, прогностическая оценка в основной образовательной программе НОО и ООО

Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи.

«Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий» Г.А. Цукерман

Актуальность

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее время – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменения в системе оценивания и контроля школьников. Сегодня уроки в логике ФГОС невозможно представить без системы оценивания, направленной на повышение уровня успешности каждого ребёнка.

Цель работы педагогов начального уровня обучения - сформировать адекватную самооценку обучающихся, а педагогам, работающим по ООП ООО - развивать и совершенствовать умение школьника оценивать себя, свои возможности и способности как одного из важных факторов успешности в обучении и развитии личностных качеств.

Мы понимаем, что стратегической задачей модернизации всей российской школы является формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи - развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.

С амооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.

Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др.

Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Виды контроля (оценки):

Виды контроля:

Ретроспективная - самооценка ученика предшествует

учительской оценке.

Рефлексивная Основой рефлексивной самооценки являются

знания о собственном знании и не знании, о собственных

возможностях и ограничениях – являются две способности:

зрения единственно возможной; способность анализировать

собственные действия

Прогностическая оценка – оценивают себя с позиции

«Справлюсь ли я с решением?

Этапы формирования самооценки обучающихся с позиции интеграции прогностической и ретроспективной оценок

1 этап (1 класс): есть предпосылки для формирования ретроспективной оценки, без которой невозможно грамотное формирование адекватной прогностической оценки.

2 этап (2-3 класс): есть и отметка, и все виды самооценки –на основе ретроспективной оценки формируем прогностическую оценку как один из шагов к адекватному самооцениванию. Ребенок способен оценить себя с позиции учителя.

3 этап (второе полугодие 4 класса, 5-6 классы): должна быть сформирована оценка на уровне актуально адекватной прогностической оценки. Только в результате такого поэтапного следования к сформированности оценки к концу начальной ступени обучения ученик сможет приступить к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия. Это позволяет ему оценивать себя на уровне отметки и педагогического оценивания.

Ретроспективная самооценка - это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы, поэтому начинать формирование самооценки следует с нее. Использование приема линеечек становится привычной нормой работы класса, можно переходить к формированию прогностической самооценки.

Когда учитель проверяет тетради учеников, то ставит свою оценку умения ребенка. Возвращая детям их контрольную работу, сначала называют детей, чьи самооценки совпали с учительской оценкой и очень их хвалит - они себя умеют оценивать сами!

Особую заботу должна вызывать та группа детей, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к заниженной самооценке. Этим детям требуется индивидуальное подбадривание и дополнительное объяснение критериев оценок.

Дети, оценивающие себя выше, чем учитель, тоже нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания. Следует помнить, что тенденция к устойчивому завышению самооценки свойственна наименее развитым ученикам, не блещущим учебными успехами.

Наиболее безопасным механизмом коррекции завышенных и заниженных самооценок является не сравнение детской самооценки с учительской, а сравнение двух собственных самооценок - прогностической и ретроспективной.

Прогностическая самооценка – оценка предстоящей работы. Она труднее ретроспективной, но именно она является "точкой роста" самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагать детям оценить свои возможности справиться с предстоящей работой можно лишь после того, как ретроспективная самооценка учеников уже достаточно осознана, адекватна и дифференцирована.

(Приёмы самооценки)

Рефлексия - обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение встать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь.

В педагогике учение о рефлексивных действиях связывают с теорией Л.С. Выготского о связи обучения с умственным развитием и определяют рефлексию как осознание себя в собственной деятельности.

Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник в ходе добывания знаний овладевает обогащающими его новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приёмы самодиагностики, самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Необходимо учить детей выполнять следующие рефлексивные действия:

Самостоятельное определение цели учебной деятельности и учебных задач;

Самодиагностика и самооценка своих возможностей перед изучением темы;

Самостоятельная работа по устранению пробелов в знаниях, расширению и углублению знаний, необходимых для успешного изучения нового материала;

Осуществление прогнозирующего самоконтроля, т.е. определение, в какой последовательности будут выполняться действия и какими правилами следует руководствоваться;

Рациональное использование общих способов учебно-познавательной деятельности и приемов учебной работы;

Пошаговый и итоговый самоконтроль;

Самостоятельное исправление ошибок;

Самооценка своих успехов в достижении цели;

Планирование и осуществление деятельности по самокоррекции.

В контексте рефлексивной деятельности учащихся заслуживают особого внимания ее способы:

1. Самонаблюдение – наблюдение учеником за самим собой, своим поведением, своими действиями. Причем оно может носить целенаправленный характер или быть попутным малоосознаваемым. Оба вида самонаблюдения играют важную роль в обнаружении ошибок и недочетов в своей учебной деятельности.

2. Самоанализ – изучение состояния, процесса и результата своей учебной деятельности, определение путей для самосовершенствования.

3. Сравнение себя с некоторой «меркой» - субъект сравнивает себя с другими людьми или со своим идеалом. В учебной деятельности неуспевающий учащийся может сравнивать себя с более успешными одноклассниками, школьниками либо с неким идеалом, которым он хотел бы быть.

4. Самопринятие – результат самоанализа ученика. Когда, например, учащийся принимает факт своего учебного неуспеха, выявляет его причины, он понимает, что необходимо «реабилитироваться», начинает стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.

Немаловажное значение имеют в структуре рефлексивной деятельности учащихся следующие условия: выполнение учебных заданий, включающих в себя рефлексию, направленных на самоанализ учебных действий; использование в обучении инновационных методов контроля обучения: портфолио (дневника учебных достижений), метода проектов и др., использование таких технологий, как технологии проблемного обучения, технологии дидактической игры, медиатехнологий, включение в урок мини-викторин, диспутов, мини-дискуссий и т.д.

При сформированности целостной учебной деятельности к завершению начального обучения и на основном уровне обучения отмечается сформированность таких качеств самооценки, как адекватность, устойчивость, дифференцированность, осознанность и рефлексивность.

Поведенческий индикатор таких учеников указывает на то, что он готов самостоятельно обосновывать еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения. Именно такие ученики успешны в обучении, успешны в отношениях со сверстниками и взрослыми и максимально приближены к портрету выпускника начальной школы.

Ретроспективная оценка, оценка на дату в прошлом

Ретроспективная оценка предполагает, что оценщик делает отчет об оценке на дату, соответствующую прошедшему периоду. Расчеты и информация о приведенных аналогах, на которые ссылается оценщик при подготовке данного отчета об оценке, должны соответствовать дате, на которую выполняется отчет об оценке.

Потребность в ретроспективной оценки

Потребность в ретроспективной оценке может возникнуть в следующих случаях:

  • налогообложение недвижимо-сти;
  • налогообложение прироста капитала;
  • налогообложе-ние наследства;
  • выплата компенсаций;
  • рассмотрение в суде исков об ущербе;
  • рецензии существующих оценок.

Подходы в ретроспективной оценки

Выполнить ретроспективную оценку можно двумя путями:

1) Провести оценку на основании цен продаж аналогичных объектов, актуальных на дату оценки. В этом случае оценщик находит достоверные источники предложений по продаже аналогичных объектов, соответствующих объекту оценки по всем ценообразующим параметрам, действовавших на дату ретроспективной оценки. В качестве источника оценщики наша компания используют различные архивы, а также собственную базу предложений о продаже недвижимости, накопленной на протяжении работы.

2) Альтернативой поиску и сравнению прошлых цен может служить так называемый индексный метод. Этот метод предполагает, что сначала определяется стоимость объекта на текущую дату с использованием актуальных на текущую дату цен, а затем, с помощью индексов изменения цен, рассчитывается стоимость на дату в прошлом (ретро-стоимость).

Наш подход к выполнению ретроспективной оценки

VALMARKET имеет достаточный опыт для подготовки профессионального экспертного заключения об ретр - стоимости объекта оценки на дату, необходимую Вам. Специалисты нашей компании проведут экспресс-анализа для выявления возможности выполнения оценочных работ, сделают вывод о целесообразности или нецелесообразности оценки объектов в каждом конкретном случае индивидуально, а так же определят справедливую рыночную стоимость ваших объектов, и составят Отчет об оценке, соответствующий всем требованиям законодательства РМ.

Документы, необходимые для независимой ретроспективной оценки

Для подготовки ретроспективного отчета об оценки минимально будут необходим следующий пакет документов:

  • полный комплект правоустанавливающих документов на объект ретроспективной оценки;
  • информация, подтверждающая права на объект оценки на дату проведения ретроспективной оценки.

Сроки и стоимость ретроспективной оценки

Стоимость ретроспективного отчета об оценке всегда несколько выше цен, устанавливаемых на проведение оценки на текущую дату. Это прежде всего связанно со сложностью и ограниченностью поиска информации, необходимой для проведения оценочных работ. Но Вы можете быть уверены в том, VALMARKET всегда предложит Вам лучшую цену на оценочные услуги и выполнит работы в минимальные разумные сроки.

О становившись в задумчивости над свежей, только начинающей зарастать бурьяном могилой советского строительного проектирования, удержим рвущуюся с языка справедливую критику и попробуем взглянуть на дело шире, как говорится, "по большому счету".

Каждому здоровому, ведущему полноценную жизнь человеку необходимо множество самых разных вещей - как материальных, так и духовных; но умирающий нуждается только в одной койке.

Точно так же любое здоровое, развивающееся, полнокровное общество, объединенное дееспособной государственной системой, растекается в тысячи необходимых профессий - от научной лаборатории до канализационной службы, от металлургического комбината до скотного двора, от уголовного розыска до балета, - и хотя общественное мнение взирает на эти вещи с очень разной степенью уважения, однако не сомневается в их принципиальной необходимости . Ибо каждая профессия удовлетворяет какую-нибудь из общественных потребностей, и если бы соответствующие специалисты вдруг все куда-то исчезли, нормальная жизнь государства была бы нарушена (как то и случается во время войн, гражданских смут и стихийных бедствий).

В полном спектре бесчисленных земных профессий одно из ключевых мест по праву принадлежит строительству . Оно, словно передовой отряд, закладывает материальную основу всех прочих сторон человеческой жизни, возводя жилье для обустройства быта, цеха - для производства, дороги - для транспорта, стадионы - для спортсменов, и т.п. Тем более это так в холодной России, где невозможно ограничиться навесом из пальмовых листьев. Строители создают те материальные формы , которые наполняют содержанием представители других профессий, каждый по своему роду. Размах строительства сам по себе еще не доказывает высокой развитости общества, однако без мощной строительной индустрии никакое развитое общество невозможно.

В строительстве, как и во всякой отрасли, есть воля, разум и руки (по Сведенборгу, "цель - причина - действие"). При отсутствии любого из этих трех составляющих дело не стронется с места. Волей всегда служат управляющие структуры, разумом - инженерный труд, руками - вся совокупность рабочих профессий. Поэтому проектное дело, служа разумом строительного комплекса, не может быть выброшено из него за ненадобностью, несмотря на все свои недостатки, включая нашествие бездарей или излишек "гнилых интеллигентов" (ненужное вычеркнуть).

Эту простую истину отлично понимали даже советские вожди, питавшие к работникам умственного труда патологическую неприязнь. Деревенский мужик мог собственным топором и смекалкой справить избу, пролетарий - выложить кирпичную стенку; но для задач более серьезных необходимо требовался инженер, хотя бы он был "недобитым буржуем". И потому, чтобы не отстать от соседних держав и не проиграть соревнование с ними, следовало, как это ни противно, воспитать и поддерживать собственную техническую элиту , от качества которой напрямую зависело будущее страны. Причем в раскладе других специальностей необходимый процент строителей оказался выше, чем в благополучных западных странах, где многие семьи столетиями, из поколения в поколение жили в средневековых каменных домах и были вполне ими довольны. Даже во Львове я видел целую площадь, застроенную обитаемыми трехэтажными домами XVI века.


Но большевики получили в наследство от прежнего режима страну деревянных изб с редкими вкраплениями каменных построек по городским центрам, причем значительная их часть была разрушена Гражданской войной, а едва жизнь стала налаживаться - пришли немцы и развалили все еще раз. И жилой, и производственный фонды приходилось создавать с нуля, почти на голом месте, и следует признать, что - хорошо ли, плохо ли, - но они действительно были созданы .

Советские газеты любили цитировать удивленные реплики иностранцев, которым наша страна казалась одной гигантской стройкой. В этом не было преувеличения: из любой точки любого города можно было заметить несколько башенных кранов, поднимавшихся над крышами, а задворки большинства деревень были разрыты на предмет возведения очередного коровника. Конечно, следует делать скидку на долгострой (когда вместо того, чтобы завершать объекты по очереди , с ними, спустя рукава, копались одновременно ), на громоздкую устаревшую технику (на Западе давно обходились скромными колесными кранами), и т.п. Однако принципиальный факт остается: строили действительно много, все виды сооружений и по всей территории страны.

Если же мы привыкли презирать и бранить почти все постройки советского времени за их нереспектабельный внешний вид и убожество планировки, то, во-первых, нельзя забывать, что в них благополучно провело жизнь уже не одно поколение (реальной альтернативой чему могла быть только изба с колодцем и выгребной ямой на дворе), а во-вторых, надо уметь отделять желаемое от действительного. Многие из нас, конечно, с удовольствием разместились бы в персональных дворцах; но существуют реальные исторические условия, ограничивающие нашу прожорливость. Россия всегда была очень бедной страной с очень невежественным населением , и когда ей потребовалось в считаные годы совершить то, чем другие страны, богатые и благополучные, неторопливо занимались столетиями, можно лишь удивляться, что эта неподъемная задача все-таки была выполнена (хотя и хуже, чем мы бы хотели).

Всякое строительство есть в первую очередь вопрос капиталовложений , притом очень больших и очень медленно окупаемых. В поисках денег советское правительство обирало собственный народ, занижало зарплаты, широко использовало рабский труд заключенных, продавало реквизированные буржуйские драгоценности и потом нефть за рубеж. Но всех этих средств едва хватало на тысячи одновременных строек, которые вследствие этого выполнялись поточным способом, по трафарету, лишь бы скорее возвести под крышу да пустить в дело. Не было ни времени, ни возможности возиться с каждым сараем, украшая его колоннами и капителями, а люди были согласны переезжать в совсем маленькие квартирки, лишь бы подальше от пьяных соседей и кухонных свар. И когда двести задыхавшихся в коммуналках семей с ликованием вселялись в тот новый дом, которого по уму хватило бы лишь для пятидесяти, мы, давно привыкшие считать отдельную квартиру чем-то естественным, не вправе бранить тогдашних проектировщиков за излишнюю тесноту комнат и совмещенные санузлы.

С другой стороны, удручающе низкая квалификация всех участников строительного процесса (организаторов, инженеров, рабочих) не в меньшей степени толкала его в сторону тотального упрощения. Чем сложнее замышлялась конструкция, тем выше была вероятность, что ее неправильно рассчитают или неправильно возведут, и она обрушится, вызвав человеческие жертвы и приведя в негодность постройку в целом. Напротив, обучившись выполнять какую-то монтажную операцию, рабочие, словно дрессированные обезьяны, повторяли ее тысячи раз, и обрушений не было.

Конечно, даже в таких объективно трудных условиях советские руководители могли бы вести дела гораздо эффективнее и уж по крайней мере не ставить проектировщикам палки в колеса. Но они не могли их не ставить, поскольку в большинстве своем были обыкновенными люмпенами , волей случая или собственной подлостью протискивались на высокие посты и вовсе не понимали специфики тех профессий, которыми они думали управлять. Воспитанные в народной толще и зачастую не имея даже среднего образования, они понимали всякую работу чисто механическим образом (т.е. как рытье канавы или - в лучшем случае - обтачивание шестеренки) и приходили в бешенство, когда глубоко презираемый ими инженер в очках начинал противоречить, да еще силился предъявить какие-то цифры. В глазах этих начальников все специалисты, работавшие за письменными столами, были лентяями и саботажниками, которые понапрасну тянули волынку и злонамеренно выдумывали трудности там, где их вовсе не было. И они мстили этим "волынщикам" партийными разносами, сокращением окладов и всевозможными унижениями.

На исходе Перестройки этот процесс уже почти дошел до своего логического завершения. Толковые инженеры были унижены, бездари и невежды торжествовали. Но отсюда вовсе не вытекала необходимость разогнать их всех без разбору и навесить на двери институтов амбарные замки. Если вследствие небрежности мой огород зарос бурьяном, я должен не перепахивать его трактором вместе с сорняками и остатками овощей, а аккуратно прополоть , спасая то, что еще можно спасти, и повторно засеять оголившиеся места.

Тем более, что - как это ни парадоксально звучит - в Советском Союзе со временем накопилось немало инженеров, по крайней мере не уступавших благополучным западным собратьям. Это были специалисты особой, чисто российской селекции, незаменимые в суровых отечественных условиях. Они не требовали золотых гор, но довольствовались мизерными окладами и даже, страдая извечным российским идеализмом, согласились бы сами доплачивать, только бы им не мешали заниматься полезным делом. Не имея ни толковых справочников, ни счетной техники, ни даже нормальных карандашей, превозмогая тупость исполнителей и недоброжелательство начальников, они ухитрялись создавать оригинальные конструкции и охотно брали на себя ответственность за нарушения параграфов какого-нибудь устарелого СНиПа. Не ведая чистоплюйства западных "белых воротничков", они лазили в сапогах по стройкам, матерно вразумляли прорабов и рабочих и, получив под конец грошовую премию, чувствовали всем сердцем, что живут на свете не зря.

Новым, уже несоциалистическим начальникам для спасения ситуации следовало лишь отыскать этих специалистов в общем застойном болоте проектных организаций и, поместив на соответствующие посты, позволить набирать сотрудников по своему усмотрению. Вместо этого их на общем основании вытеснили подметать улицы и торговать в ларьках.

Ибо новоявленные "хозяева страны", раздуваясь от спеси пропорционально толщине своих кошельков, сделали свою ставку на Запад, опрометчиво полагая, что там их ждут с распростертыми объятиями. Экономика России в их глазах выглядела грязным амбаром, из которого, тем не менее, можно было еще что-то выгрести; ремонтировать же самый амбар они вовсе не собирались. Поэтому они умеренно оплачивали тех, кто помогал им опорожнять углы, и не замечали людей, которые могли и хотели починить расшатавшееся здание и сделать его вновь пригодным для жизни.

Ретроспективная оценка

О становившись в задумчивости над свежей, только начинающей зарастать бурьяном могилой советского строительного проектирования, удержим рвущуюся с языка справедливую критику и попробуем взглянуть на дело шире, как говорится, "по большому счету".

Каждому здоровому, ведущему полноценную жизнь человеку необходимо множество самых разных вещей - как материальных, так и духовных; но умирающий нуждается только в одной койке.

Точно так же любое здоровое, развивающееся, полнокровное общество, объединенное дееспособной государственной системой, растекается в тысячи необходимых профессий - от научной лаборатории до канализационной службы, от металлургического комбината до скотного двора, от уголовного розыска до балета, - и хотя общественное мнение взирает на эти вещи с очень разной степенью уважения, однако не сомневается в их принципиальной необходимости . Ибо каждая профессия удовлетворяет какую-нибудь из общественных потребностей, и если бы соответствующие специалисты вдруг все куда-то исчезли, нормальная жизнь государства была бы нарушена (как то и случается во время войн, гражданских смут и стихийных бедствий).

В полном спектре бесчисленных земных профессий одно из ключевых мест по праву принадлежит строительству . Оно, словно передовой отряд, закладывает материальную основу всех прочих сторон человеческой жизни, возводя жилье для обустройства быта, цеха - для производства, дороги - для транспорта, стадионы - для спортсменов, и т.п. Тем более это так в холодной России, где невозможно ограничиться навесом из пальмовых листьев. Строители создают те материальные формы , которые наполняют содержанием представители других профессий, каждый по своему роду. Размах строительства сам по себе еще не доказывает высокой развитости общества, однако без мощной строительной индустрии никакое развитое общество невозможно.

В строительстве, как и во всякой отрасли, есть воля, разум и руки (по Сведенборгу, "цель - причина - действие"). При отсутствии любого из этих трех составляющих дело не стронется с места. Волей всегда служат управляющие структуры, разумом - инженерный труд, руками - вся совокупность рабочих профессий. Поэтому проектное дело, служа разумом строительного комплекса, не может быть выброшено из него за ненадобностью, несмотря на все свои недостатки, включая нашествие бездарей или излишек "гнилых интеллигентов" (ненужное вычеркнуть).

Эту простую истину отлично понимали даже советские вожди, питавшие к работникам умственного труда патологическую неприязнь. Деревенский мужик мог собственным топором и смекалкой справить избу, пролетарий - выложить кирпичную стенку; но для задач более серьезных необходимо требовался инженер, хотя бы он был "недобитым буржуем". И потому, чтобы не отстать от соседних держав и не проиграть соревнование с ними, следовало, как это ни противно, воспитать и поддерживать собственную техническую элиту , от качества которой напрямую зависело будущее страны. Причем в раскладе других специальностей необходимый процент строителей оказался выше, чем в благополучных западных странах, где многие семьи столетиями, из поколения в поколение жили в средневековых каменных домах и были вполне ими довольны. Даже во Львове я видел целую площадь, застроенную обитаемыми трехэтажными домами XVI века.

Но большевики получили в наследство от прежнего режима страну деревянных изб с редкими вкраплениями каменных построек по городским центрам, причем значительная их часть была разрушена Гражданской войной, а едва жизнь стала налаживаться - пришли немцы и развалили все еще раз. И жилой, и производственный фонды приходилось создавать с нуля, почти на голом месте, и следует признать, что - хорошо ли, плохо ли, - но они действительно были созданы .

Советские газеты любили цитировать удивленные реплики иностранцев, которым наша страна казалась одной гигантской стройкой. В этом не было преувеличения: из любой точки любого города можно было заметить несколько башенных кранов, поднимавшихся над крышами, а задворки большинства деревень были разрыты на предмет возведения очередного коровника. Конечно, следует делать скидку на долгострой (когда вместо того, чтобы завершать объекты по очереди , с ними, спустя рукава, копались одновременно ), на громоздкую устаревшую технику (на Западе давно обходились скромными колесными кранами), и т.п. Однако принципиальный факт остается: строили действительно много, все виды сооружений и по всей территории страны.

Если же мы привыкли презирать и бранить почти все постройки советского времени за их нереспектабельный внешний вид и убожество планировки, то, во-первых, нельзя забывать, что в них благополучно провело жизнь уже не одно поколение (реальной альтернативой чему могла быть только изба с колодцем и выгребной ямой на дворе), а во-вторых, надо уметь отделять желаемое от действительного. Многие из нас, конечно, с удовольствием разместились бы в персональных дворцах; но существуют реальные исторические условия, ограничивающие нашу прожорливость. Россия всегда была очень бедной страной с очень невежественным населением , и когда ей потребовалось в считаные годы совершить то, чем другие страны, богатые и благополучные, неторопливо занимались столетиями, можно лишь удивляться, что эта неподъемная задача все-таки была выполнена (хотя и хуже, чем мы бы хотели).

Всякое строительство есть в первую очередь вопрос капиталовложений , притом очень больших и очень медленно окупаемых. В поисках денег советское правительство обирало собственный народ, занижало зарплаты, широко использовало рабский труд заключенных, продавало реквизированные буржуйские драгоценности и потом нефть за рубеж. Но всех этих средств едва хватало на тысячи одновременных строек, которые вследствие этого выполнялись поточным способом, по трафарету, лишь бы скорее возвести под крышу да пустить в дело. Не было ни времени, ни возможности возиться с каждым сараем, украшая его колоннами и капителями, а люди были согласны переезжать в совсем маленькие квартирки, лишь бы подальше от пьяных соседей и кухонных свар. И когда двести задыхавшихся в коммуналках семей с ликованием вселялись в тот новый дом, которого по уму хватило бы лишь для пятидесяти, мы, давно привыкшие считать отдельную квартиру чем-то естественным, не вправе бранить тогдашних проектировщиков за излишнюю тесноту комнат и совмещенные санузлы.

С другой стороны, удручающе низкая квалификация всех участников строительного процесса (организаторов, инженеров, рабочих) не в меньшей степени толкала его в сторону тотального упрощения. Чем сложнее замышлялась конструкция, тем выше была вероятность, что ее неправильно рассчитают или неправильно возведут, и она обрушится, вызвав человеческие жертвы и приведя в негодность постройку в целом. Напротив, обучившись выполнять какую-то монтажную операцию, рабочие, словно дрессированные обезьяны, повторяли ее тысячи раз, и обрушений не было.

Конечно, даже в таких объективно трудных условиях советские руководители могли бы вести дела гораздо эффективнее и уж по крайней мере не ставить проектировщикам палки в колеса. Но они не могли их не ставить, поскольку в большинстве своем были обыкновенными люмпенами , волей случая или собственной подлостью протискивались на высокие посты и вовсе не понимали специфики тех профессий, которыми они думали управлять. Воспитанные в народной толще и зачастую не имея даже среднего образования, они понимали всякую работу чисто механическим образом (т.е. как рытье канавы или - в лучшем случае - обтачивание шестеренки) и приходили в бешенство, когда глубоко презираемый ими инженер в очках начинал противоречить, да еще силился предъявить какие-то цифры. В глазах этих начальников все специалисты, работавшие за письменными столами, были лентяями и саботажниками, которые понапрасну тянули волынку и злонамеренно выдумывали трудности там, где их вовсе не было. И они мстили этим "волынщикам" партийными разносами, сокращением окладов и всевозможными унижениями.

На исходе Перестройки этот процесс уже почти дошел до своего логического завершения. Толковые инженеры были унижены, бездари и невежды торжествовали. Но отсюда вовсе не вытекала необходимость разогнать их всех без разбору и навесить на двери институтов амбарные замки. Если вследствие небрежности мой огород зарос бурьяном, я должен не перепахивать его трактором вместе с сорняками и остатками овощей, а аккуратно прополоть , спасая то, что еще можно спасти, и повторно засеять оголившиеся места.

Тем более, что - как это ни парадоксально звучит - в Советском Союзе со временем накопилось немало инженеров, по крайней мере не уступавших благополучным западным собратьям. Это были специалисты особой, чисто российской селекции, незаменимые в суровых отечественных условиях. Они не требовали золотых гор, но довольствовались мизерными окладами и даже, страдая извечным российским идеализмом, согласились бы сами доплачивать, только бы им не мешали заниматься полезным делом. Не имея ни толковых справочников, ни счетной техники, ни даже нормальных карандашей, превозмогая тупость исполнителей и недоброжелательство начальников, они ухитрялись создавать оригинальные конструкции и охотно брали на себя ответственность за нарушения параграфов какого-нибудь устарелого СНиПа. Не ведая чистоплюйства западных "белых воротничков", они лазили в сапогах по стройкам, матерно вразумляли прорабов и рабочих и, получив под конец грошовую премию, чувствовали всем сердцем, что живут на свете не зря.

Новым, уже несоциалистическим начальникам для спасения ситуации следовало лишь отыскать этих специалистов в общем застойном болоте проектных организаций и, поместив на соответствующие посты, позволить набирать сотрудников по своему усмотрению. Вместо этого их на общем основании вытеснили подметать улицы и торговать в ларьках.

Ибо новоявленные "хозяева страны", раздуваясь от спеси пропорционально толщине своих кошельков, сделали свою ставку на Запад, опрометчиво полагая, что там их ждут с распростертыми объятиями. Экономика России в их глазах выглядела грязным амбаром, из которого, тем не менее, можно было еще что-то выгрести; ремонтировать же самый амбар они вовсе не собирались. Поэтому они умеренно оплачивали тех, кто помогал им опорожнять углы, и не замечали людей, которые могли и хотели починить расшатавшееся здание и сделать его вновь пригодным для жизни.



просмотров