Российская национальная библиотека (комплекс зданий на Невском проспекте). Здание государственной публичной библиотеки Российская национальная библиотека архитектор

Российская национальная библиотека (комплекс зданий на Невском проспекте). Здание государственной публичной библиотеки Российская национальная библиотека архитектор

April 26th, 2016

Вопрос "А не подскажете ли, как пройти в библиотеку?" в 10 часов вечера был весьма актуален в прошлую пятницу, 22-го апреля. Именно во столько начиналась экскурсию по новому зданию Российской Национальной Библиотеки (РНБ) на Московском проспекте. А происходило всё это в рамках Библионочи - ежегодного масштабного события в поддержку чтения, когда библиотеки открывают свои двери в поздние часы и придумывают свою программу мероприятий.
Правда, как пройти в Российскую национальную библиотеку, я знаю отлично - провела там немало часов и дней над книгами и журналами, и даже свои первые статьи для газеты Gaudeamus я писала на библиотечном компьютере с доступом в интернет. Сейчас всё сильно поменялось - кругом витает вай-фай, а компьютеры используются для просмотра электронных каталогов, книжки сами летают по потолку из фондов в руки библиотекарю в специальных корзинках, а шикарные лестницы на всём этом фоне смотрятся как декорации к фильму "Начало".
Совсем недавно я , что в рамках прошлогодней Библионочи посетила Главное здание Российской Национальной библиотеки (РНБ) (), а попав в здание новое, спустя несколько лет после последнего посещения, испытала много эмоций - вспоминала, как бывала здесь раньше; восторгалась тем, чего не видела и тем, на что взглянула другими глазами; вздыхала, как всё изменилось. Но эта библиотека мне как родная и особенно приятно было посетить её в такое необычно позднее время, да ещё и с интересной экскурсией.

Российская национальная библиотека, она же публичная, принадлежит к такому типу библиотек, где книги не списываются по ветхости. Поэтому у них огромные фонды. Самый большой - у Библиотеки конгресса США - 160 миллионов единиц хранения. Российская государственная библиотека в Москве (она же Библиотека им. Ленина) содержит 55 миллионов единиц, а у нас в РНБ - 35 миллионов единиц хранения и это одна из крупнейших библиотек мира.
3

Новое здание на Московском проспекте, 165 было официально открыто 12 апреля 2003 года в присутствии Президента Российской Федерации.
Но оно вводилось в эксплуатацию поэтапно и я точно помню, что осенью 2002-го года уже ходила сюда, работала с книгами и пользовалась компьютерным залом (да, и писала тут статьи).

4

5
Первым делом попадаем в зал периодических изданий, он находится на первом этаже.
Здесь я бывала часто:

6
В открытом доступе выставлены самые популярные журналы:

7

8

9
На столах есть подшивки популярных газет, а так зал отдела газет находится в здании на наб. реки Фонтанки, 36. Там хранится около 4-х миллионов журналов и газет

10
В этом году тема Библионочи "Читай кино", поэтому в экспозиции выставлены книги, которые были неоднократно экранизированы, например, "Анна Каренина".


11
Тут и Татьяна Самойлова из экранизации 1967-го года и Кира Найтли из 2012-го:

12
И Булгаков:

13
И Человек-амфибия:

14
Оказалось, что когда снимали фильм "Человек-амфибия" (в Крыму), в море было недостаточно живности, поэтому к объективу камеры крепили специальную ёмкость с рыбками и снимали через неё. В библиотеке же таких проблем нет:

15
Рыбка подтверждает: "Да, у нас тут всё без проблем"

16

17

18
И про современность не забываем:

19

20

21
У кого-то точно есть:

Зал филологии, педагогики и искусства.
Именно в нём я работала с литературой чаще всего:

Алфавитный и систематический каталоги.
Никогда не думала, что доживу до того времени, когда взрослым людям на экскурсии будут рассказывать, что такое каталог, как выглядят библиотечные карточки и почему они нанизаны на специальный штырь (чтобы карточки нельзя было вынуть и перепутать местами). Но я ещё не так стара, а это происходит уже сейчас!
Знакомьтесь, это каталог:

24

25
И в этот момент я поняла, что эстетика библиотечных ящичков - это уже ретро:

26

27

28

29

30

31
Невозможно не фотографировать интерьер:

32

33

34

35
А вот и электронный каталог, где можно найти и заказать для выдачи всё, что нужно, даже из дома:

36
Перемещаемся в зал фонда микроформ.
Здесь всё, как в американском кино, когда можно просматривать различные материалы на специальных устройствах:

37
В фонде в едином собрании сосредоточены микрофотокопии печатных изданий и рукописных материалов, а так же издания, существующие только на микроносителях.
Тут есть издания на CD и DVD, но побеждает плёнка - она может хранится и по 100 лет, а вот диски, как оказалось, быстро приходят в негодность. Так же они могут плесневеть, не читаться и т. д.
А плёнки хранятся в двух копиях - негативах и позитивах, в разных местах.

38
Фонд микроформ составляет более 470 тысяч единиц хранения. Это микрофильмы и микрофиши книг, журналов, газет, нот, эстампов, рукописных материалов на русском и западноевропейских языках. В фонде собираются микрофотокопии документов по всем отраслям знаний и годам изданий, которые хранятся в РНБ или поступают из других источников, микрокопии документов, отсутствующих в библиотеке, оригинальные издания, существующие только на микроносителях.

39
Напомню, что РНБ отличается от районных или других библиотек тем, что ничего не списывает по ветхости. Но некоторые издания могут выжить только вот в таких вот формах.
Есть заблуждение, что всё уже давно оцифровано, но это не так, например, архивы журнала "Огонёк" не оцифрованы полностью, но на мирофильме они есть.
Читателю можно сделать копию с микрофильма.

40
С четвертого этажа вид особенно захватывающий:

41

42

43
Для читателей в РНБ существует 4 этажа, а вот для фондов - 9 этажей. На улице уже темно, но в светлое время суток можно увидеть этажи в окно в потолке:

44
И вот мы переходим в ту часть, где хранятся фонды.
Это, правда, не они, а книги, заказные читателями и готовые к выдаче.
Здесь на дом ничего не выдают, работать можно внутри библиотеки.

45
А чтобы доставить нужную книжку из фонда к библиотекарю, а затем к читателю, есть вот такие вагонетки, чтобы не человек бегал с книжками с этажа на этаж:

46
Книги загружаются в серую коробочку и отправляются в путь:

47
Ёмкость для книг устроена таким образом, что книги там не переворачиваются и не выпадают:

48

49

50
Фонды:

51
Книги. Несмотря на то, что здание библиотеки такое новое и модернизированное, тут сразу в нос поникает характерный запах старых книжек.
Я уж было зажмурилась от удовольствия, как наш экскурсовод сказал, что тот запах книг, который мы чувствуем - это запах формальдегида!
Им раньше обрабатывались книги от грибков и прочих вредителей.
Сейчас же книги обрабатываются дистиллированной водой - в специальную ёмкость помещают книгу на 5 минут, она становится влажной, но не размокает. А после может долго храниться.


52
Если вдруг в библиотеке возникнет пожар, то читальные залы будут тушиться водой, а фонды - углекислым газом.

53
А это стеллажи компактного хранения. Стеллажи находятся плотно друг к другу, но если нужно достать книгу, то крутишь этот чёрный руль и стеллаж двигается, открывая пространство:

54

55
Вот так выглядят раздвинутые стеллажи. Благодаря этой системе, в фонд, предназначенный для 10-ти миллионов единиц хранения, сейчас помещается 20 миллионов единиц хранения.

56

57
Спасибо нашему экскурсоводу за отличную экскурсию. Она была не очень длинной, потому что в 23.00 уже нужно было покинуть библиотеку.

58

59
Вот такая красавица напротив станции метро "Парк Победы":

В РНБ можно записаться.
Для получения читательского билета необходимо заполнить регистрационную карточку и предъявить следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность: паспорт РФ – для граждан России
(документы, временно заменяющие паспорт, в том числе ксерокопия гражданского паспорта, водительские права, пенсионное удостоверение и др., не являются основанием для получения читательского билета);
- документ (с переводом на русский язык), удостоверяющий личность, с визой или регистрацией по месту пребывания в РФ, - для граждан зарубежных стран;
- лицам, имеющим ученую степень, - диплом кандидата/доктора наук;
- лицам с высшим образованием – документ о высшем образовании;
- студентам – студенческий билет/зачетная книжка.
В случае отсутствия документа, подтверждающего образование, читатель оформляет письменное согласие с присваиваемым статусом получаемого читательского билета.

Так что в РНБ может попасть любой, было бы желание.

14 января 1814 года в Петербурге открылась Императорская Публичная библиотека.

Проект постройки здания, созданный архитектором Егором Соколовым, был одобрен 16 мая 1795 года. Постройка здания проходила под непосредственным наблюдением Екатерины II, которая регулярно заслушивала сообщения о ходе стройки.
Увы, императрица не дожила до открытия библиотеки. Последнее распоряжение относительно отпуска средств из казны на нужды строящейся Библиотеки императрица сделала в октябре 1796 года, за месяц до своей кончины.


В праздничном открытии участвовали более двухсот человек. В их числе были Г.Р. Державин, О.А. Кипренский, А.Х. Востоков, В.П. Стасов. Идея создания Публичной библиотеки уже давно витала в воздухе, и 18 век развил традицию собирания книг, идущую еще из Древней Руси.

Распространился обычай заводить библиотеки в аристократических и богатых домах. Но частные коллекции и книжные собрания не могли в полной мере ускорить формирование русской интеллигенции из «просвещенных дворян», способствовать наращиванию слоя образованных «государственных людей», потребность в которых ощущалась все более.

Не решало проблему и появление в первой половине 18 века государственных ведомственных библиотек (Академии наук, Академии художеств и других). Не удивительно, что чуткая к веяниям своего времени, Екатерина II обратила свое высочайшее внимание на такой важный источник народного просвещения, как публичная государственная библиотека. Именно Екатерина, за полтора года до своей кончины, одобрила проект создания в Санкт-Петербурге Императорской библиотеки.

По замыслу императрицы национальная Библиотека должна была олицетворять мощь Российского государства, созидательный характер устремлений императрицы, ее приверженность идеалам века Просвещения, новой библиотеке предстояло стать собирательницей всех российских книг и рукописей.

Было в этой идее и принципиально новое начало, подхваченное и укрепленное последующими поколениями русских библиотекарей. Национальная библиотека России была задумана и организована не только как книгохранилище, но одновременно как библиотека публичная, общедоступная.

В первые годы библиотеку посещало всего около шестисот читателей. Это были самые разные по общественному положению и происхождению люди. Купцы, ученые, мещане, учащиеся, чиновники, военные, представители духовенства и первые читательницы приобретали билеты на право посещения библиотеки.

Среди читателей первых лет были Н.И. Лобачевский, Ф.П. Литке, В.К. Кюхельбекер.

Публичная библиотека в Ленинграде, основанная на 50 лет раньше московской, долго оставалась "безымянной", что, как говорят, вызвало однажды недоумение Иосифа Виссарионовича Сталина. Решение напрашивалось само собой, и кто-то из соратников тут же предложил назвать библиотеку именем "нашего дорогого товарища Сталина". Вождь и учитель усмехнулся в усы и возразил: "Пачиму имени Сталина? Есть и другие харошие писатели. Например, Салтыков-Щедрин".

Так в 1932 году наша Публичка стала Государственной публичной библиотекой имени М.Е. Салтыкова-Щедрина... хотя и Петербург Михаил Евграфович терпеть не мог и в библиотеке не только не работал, но даже не был ее читателем...))))

В 1992 году Московскую Ленинку переименовали в Российскую государственную библиотеку, избавившись от имени Ленина. Наша Публичка превратилась в Российскую национальную библиотеку, а имя Салтыкова-Щедрина исчезло само собой.

Библиотека и в нынешнее время пользуется большим спросом. В наши дни она называется Российская национальная (Публичная) библиотека. Ее фонд за это время значительно вырос.

Только по количеству книг изданных до 1917 года библиотека обладает крупнейшим в мире фондом.

Многие книги хранящиеся здесь уникальны. Например "Свод привилегий для Академии наук" подписанной лично Екатериной Великой.

Не все знают что ныне там не просто библиотека, там и музей - библиотека

Среди библиотек выдающихся писателей прошлых веков книжное собрание Вольтера издавна пользуется мировой известностью, как одно из наиболее знаменитых.

Библиотека Вольтера насчитывает 6 814 томов. Она была куплена в 1778 году Екатериной II у племянницы и наследницы Вольтера Дени. В 1779 году на специальном корабле библиотеку доставили в Санкт-Петербург.

Служебное помещение библиотеки.

Закладка в книге, сделанная Вольтером.

Оригинал самого знаменитого афоризма Вольтера, написанный его рукой...

"Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать..."

С французского: Si Dieu n "existaitpas, ilfaudrait I"inventer.
Из стихотворного «Послания к автору книги о трех самозванцах» (1769) французского писателя-просветителя Вольтера (псевдоним Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778).

Сегодня это одна из самых больших в мире по собранию книг (если не самая).

Еще немного интерьеров, залов и переходов библиотеки.

Проект постройки здания Императорской Публичной библиотеки. По распоряжению Кабинета Ея Величества уже через два дня путем троекратного извещения всех заинтересованных лиц в "Санкт-Петербургских ведомостях" были объявлены торги, приобретены строительные материалы, наняты работные люди, отпущены "изустным" указом Екатерины II средства из казны для оплаты расходов. В июне 1795 года стройка "возымела свое начало". Это было первое в России специальное здание, предназначенное для размещения Библиотеки. Место для него было выбрано в самом центре столицы, при пересечении Сенной (Большой Садовой) улицы с Невским проспектом, неподалеку от императорских дворцов и вблизи оживленного Гостиного двора.

Идея создания Публичной библиотеки уже давно витала в воздухе. XVIII век развил традицию собирания книг, идущую еще из Древней Руси. Распространился обычай заводить библиотеки в аристократических и богатых домах. Но частные коллекции и книжные собрания не могли в полной мере ускорить формирование русской интеллигенции из "просвещенных дворян", способствовать наращиванию слоя образованных "государственных людей", потребность в которых ощущалась все более. Не решало проблему и появление в первой половине XVIII века государственных ведомственных библиотек (Академии наук, Академии художеств и др.). И не удивительно, что чуткая к веяниям своего времени, видевшая себя преемницей и наследницей Петровских реформ, Екатерина II "не оставила, - как писал один из первых библиотекарей Императорской Публичной библиотеки М.И.Антоновский , - обратить прозорливого внимания своего и на такой не достававший еще в России важный источник народного просвещения, который составляют публичные государственные библиотеки или открытые для всех книгохранилища".

По замыслу Екатерины II, национальная Библиотека должна была олицетворять мощь Российского государства, созидательный характер устремлений императрицы, ее приверженность идеалам века Просвещения. Подобно "образцу знатнейших публичных библиотек" Европы, хранивших архивы национальной печати и памятников письменности, новой библиотеке предстояло стать собирательницей всех российских книг и рукописей.

Но было в этой идее и принципиально новое начало, подхваченное и укрепленное последующими поколениями русских библиотекарей. Национальная библиотека России - и в этом, по словам стоящего у ее истоков А.Н.Оленина , заключалась ее "первоначальность", - была задумана и организована не только как книгохранилище, но одновременно как библиотека публичная, общедоступная. Она учреждалась "в пользу любителей учености и просвещения", предназначалась для "публичного употребления" и ставила целью "общественное просвещение россиян". С ее появлением безусловно открылась новая глава в истории науки, культуры и образования России. Публичная библиотека в Санкт-Петербурге стала по сути дела вторым российским университетом, который кончали почти все, составившие в эти годы славу русской науки и обессмертившие свои имена в литературе, искусстве, различных областях гуманитарного знания.

Обустройство Публичной библиотеки заняло почти двадцать лет (1795-1814). Постройка здания проходила под непосредственным наблюдением Екатерины II, которая регулярно заслушивала сообщения о ходе стройки и принимала решения о дальнейшей судьбе библиотеки, по праву называемой в одном из ранних документов Екатерининской. Деньги на строительство отпускались Кабинетом по "изустным именным указам" императрицы, скрепляемым позднее ее подписью. В июле 1796 года Екатерина II вернулась к рассмотрению архитектурных проектов Егора Соколова. Решено было, в соответствии с одним из них, дополнить здание библиотеки обсерваторией. Для наблюдения за звездным небом Екатерина II передала в пользование будущим посетителям телескоп знаменитого английского астронома В.Гершеля. Последнее распоряжение относительно отпуска средств из казны на нужды строящейся Библиотеки императрица сделала в октябре 1796 года, за месяц до своей кончины.

Не обошлось без Высочайшего участия и формирование собственно библиотечных фондов. По приказанию Екатерины II летом и осенью 1795 года сначала на подводах из Варшавы до Риги, а затем морем в Петербург была доставлена книжная и рукописная коллекция братьев Залуских, ставшая основой иностранного фонда Публичной библиотеки. Полученное собрание Екатерина II предполагала объединить с уже находящимися в распоряжении Императорского двора Эрмитажной библиотекой и личными собраниями Вольтера, Дидро, а также президента Петербургской Академии наук И.А.Корфа. Этому плану, правда, суждено было осуществиться в полной мере только в 1860-е годы, когда Эрмитажная библиотека и книги, принадлежавшие Вольтеру и Дидро, попали в фонды Публичной библиотеки.

Императорская Публичная библиотека в Петербурге была первой государственной библиотекой России, перед которой была поставлена главная и обязательная цель - создать "полное собрание российских книг". Под "российскими книгами" подразумевались как все книги, изданные с самого начала книгопечатания в России, так и выпущенные на русском языке в чужих краях. "Полная российская библиотека" должна была включать в свой состав и книги о России, изданные на иностранных языках.

Смерть Екатерины II и приход к власти Павла I повлекли за собой отстранение от занимаемой должности статс-секретаря и управляющего делами Кабинета В.С.Попова. Разбор книг и постройка здания на некоторое время затормозились. Положение спас граф А.С.Строганов , известный русский меценат и государственный деятель, один из авторов врученного Екатерине II еще в 1766 году "Плана Публичной Российской библиотеки в Санкт-Петербурге".

В январе 1800 года А.С.Строганов был назначен главным директором императорских библиотек. Благодаря его хлопотам и настойчивости, по замечанию А.Н.Оленина, Императорская Публичная библиотека "сохранила свое бытие". А.С.Строганов способствовал ускорению разбора книг, уточнил контуры книгохранилища ("речь идет о библиотеке государственной,- указывал он. - И только в этом смысле, а не в ином она является Императорской").

Убедив Павла I оставить Библиотеке строящееся на углу Невского и Садовой здание (с огрехами и недостатками, но строительство в 1800 году шло к завершению), Строганов поставил задачу открыть Библиотеку "для публичного употребления" уже в самое ближайшее время.

Перемены на российском престоле (убийство Павла I, вступление на трон Александра I) благоприятствовали достижению цели. "Дней александровых прекрасное начало" должно было украситься и открытием Публичной библиотеки. К планам графа сочувственно отнеслись некоторые члены влиятельного в начале царствования Александра I Негласного комитета, неофициального совещания молодых друзей нового императора. А сам Александр I по настойчивой просьбе Строганова приобрел и передал в собственность Публичной библиотеки собрание рукописей П.П.Дубровского , бывшего чиновника русского посольства в Париже, страстного библиофила и коллекционера. Во время революционных событий 1789 года во Франции Дубровскому удалось спасти часть бумаг, хранившихся в архиве Бастилии. В его руки попали также рукописи из библиотек древнейших монастырей - Сен-Жерменского и Корбийского (V-XIII вв.). Он собрал до 8000 автографов знаменитых людей Франции (в том числе - письма и государственные бумаги почти всех французских королей, начиная с Людовика XI). В различных городах Европы Дубровский приобрел также рукописи и письма Эразма Роттердамского, Лейбница, Дидро, Руссо, Вольтера и других великих ученых и писателей XVI-XVIII веков. Кроме того, в его собрании имелись древнеславянские и восточные рукописи. Свои рукописи дарили Дубровскому как "охотнику до подобных редкостей" и многие русские писатели и ученые (знаменитый поэт Г.Р.Державин, писатель и переводчик А.А.Писарев, историк В.Г.Рубан, передавший собирателю материалы русских просветителей, драматургов Д.И.Фонвизина и Я.Б.Княжнина). С этой замечательной коллекции и возникло в Библиотеке в 1805 году особое хранилище, получившее название "Депо манускриптов" .

Еще при А.С.Строганове оно пополнилось ценнейшими памятниками древнерусской письменности. Среди них - старейшая из всех известных в настоящее время датированных русских книг - Остромирово Евангелие (1056-1057) , найденное после смерти Екатерины II в ее гардеробе (известно, что в последние годы жизни императрица усиленно собирала и изучала материалы по истории России), и знаменитая - древнейший список начальной русской летописи, открывающийся всемирно известной Повестью временных лет - "Откуда есть пошла русская земля, кто Киеве нача первее княжити и откуда русская земля стала есть".

Новое российское древлехранилище пополнялось с момента своего основания также за счет дарений частных лиц. Назначенный в 1810 году помощником библиотекаря первый русский палеограф, знаток "Слова о полку Игореве" А.И.Ермолаев подарил Библиотеке список Ипатьевской летописи. Коллекция русских и славянских рукописей поступила "для пользы или любопытства посещающих библиотеку любителей российских древностей" от обер-бергмейстера П.К.Фролова . В числе дарителей, способствовавших обогащению Библиотеки, были также академики В.М.Севергин, А.Я.Купфер, П.И.Кеппен, Я.Д.Захаров, Б.А.Дорн , мореплаватели И.Ф.Крузенштерн, Ф.П. Врангель, большинство российских писателей, книготорговцы Глазуновы, купцы М.Шумилов, И.П.Лаптев и другие. Поступали дары и из-за границы: из Боснии - от священника П.Твердковича, из Сербии - от писателей Вуича и Зубана, из Праги - от поэтов и деятелей чешского возрождения Я.Коллара и В.Ганки, из Варшавы - от лингвиста С.Линде. Стали налаживаться связи со старейшими библиотеками и университетами Европы.

В 1808 году А.С.Строганов выбрал себе в помощники по управлению библиотекой А.Н.Оленина (176З-1843). Он был назначен товарищем главного директора, а после смерти Строганова - директором Публичной библиотеки (1811-1843). Президент Академии художеств, талантливый рисовальщик, историк, знаток новых и древних языков, любитель литературы и искусства, покровитель поэтов и художников - далеко не полный перечень заслуг и достоинств этого яркого человека. Они обеспечили ему видное место в истории русской культуры и науки на протяжении почти полувека. В.О.Ключевский, знаменитый русский историк, чье слово особенно весомо, писал: "В продолжении 50 лет - до 1843 года - трудно вспомнить в ходе русского просвещения крупное дело или крупного дельца, не припоминая и Оленина. Не быв крупным светилом, он как-то умел бросить свой луч на каждое современное ему светлое явление в этих областях нашей жизни".

И если Строганов "сохранил бытие" Публичной библиотеки, то Оленин вдохнул в нее настоящую жизнь, открыл ее для читателей, дал им возможность пользоваться фондами библиотеки, работать в читальном зале, знакомиться с ее сокровищами. Время директорства Оленина однажды назвали детством Публичной библиотеки. Сравнение не лишено оснований. Надо лишь к этому добавить, что именно в "детском возрасте" Публичная библиотека обрела многое из того, что обеспечило ей дальнейшее развитие и благополучие. Он не только не отошел от первоначальных намерений Екатерины II, но, напротив, развил и углубил их, предпринял реальные шаги по созданию в России общедоступной библиотеки, совмещающей хранительские и просветительские цели.

В 1809 году Оленин издал первое в России руководство по организации фондов и каталогов "Опыт нового библиографического порядка для Санкт-Петербургской Публичной библиотеки". Оленин разработал структуру Библиотеки, собрав книги на русском языке в особом отделении (1811). Организация самостоятельного русского фонда подчеркивала национальный характер Публичной Библиотеки.

В 1810 году Александр I особым рескриптом предписал открыть новое учреждение "на пользу общую" и утвердил составленное Олениным и отредактированное М.М. Сперанским "Положение о управлении Императорскою Публичною библиотекою" - первый в России библиотечный закон, посвященный "образу управления и содержанию" Библиотеки. Публичную библиотеку предписано было содержать на "деньги из государственного казначейства", выделяя впредь для этого особые суммы. хранятся в Отделе рукописей в специально изготовленном ларце («ковчеге»).

"Положение" закрепило также установленные при ее основании главные принципы организации работы, а именно - хранение архива отечественной печати и рукописного наследия при соблюдении непременного условия "приема посетителей и доставления им всех нужных сведений по части каждого". Был очерчен круг обязанностей библиотекаря и хранителя манускриптов, установлен штат Библиотеки, ее структура. Из ведения Императорского Кабинета Публичная библиотека передавалась в Министерство народного просвещения, что подкрепляло ее просветительские намерения.

Общественную атмосферу, в которой начала жить и действовать Публичная библиотека, в полной мере определяли слова, украсившие ее первый законодательный регламент: "На пользу общую", "без разбора лиц". Оленин писал в августе 1814 года: "Истинная цель открытого книгохранилища состоит в том, чтоб всякий, кто бы он ни был, мог требовать для своего употребления всякого рода печатные книги, даже самые редкие... и пользоваться ими безмездно, не унося их токмо домой".

По настоянию Оленина, в "Положение" 1810 года было вставлено правило об обязательной бесплатной доставке в Библиотеку в двух экземплярах всего, что выходит в свет из-под печатного станка в России. Так радикально была решена проблема полного и регулярного получения российских книг и других изданий. "Как дерево посредством корня получает первоначальную свою растительную силу, так точно возрастание сего книгохранилища основано и утверждается на законе, которого действием приносится в оное из всей отечественной земли по два образца новых произведений книгопечатного искусства" - эти слова из отчета Оленина обращены не только в прошлое, но и в будущее.

2 (14) января 1812 г. император Александр I посетил Библиотеку и нашел ее готовой к открытию. Однако, «гроза двенадцатого года» помешала этому событию. Опасность, нависшая над столицей, заставила увезти из Петербурга "все рукописи и лучшие книги". В сопровождении помощника библиотекаря В.С.Сопикова библиотечное имущество, погруженное на бриг, отправилось водой на Север. Здесь бриг и члены его команды, преодолев в бурю Ладожское озеро, зазимовали на реке Свирь, неподалеку от Лодейного Поля.

Убежденный в том, что Императорская Публичная библиотека - хранилище всех материалов, "до истории отечества нашего касающихся", Оленин был озабочен также и тем, чтобы приказы и известия по русской армии, "летучие листки" военного времени, газеты, выходившие на оккупированной французами территории, рукописные свидетельства участников и очевидцев сражений, партизанских стычек и налетов поступали на хранение в Публичную библиотеку. Создание коллекций книг, плакатов, альбомов, листовок, рукописных материалов о войне 1812 года отвечало патриотическим чувствам и других библиотекарей, не сомневавшихся в том, что эта война будет "самой знаменитейшей в летописях мира". Их труд, как показало время, не пропал даром. Интерес к книгам по истории России и прежде всего к публицистике периода Отечественной войны проявляли первые же посетители, перешагнувшие порог Публичной библиотеки. "И всего чаще читали описания подвигов наших героев, наипаче тех, которые прославились в последнюю войну. Требования сих книг были так велики, что библиотекари не успевали удовлетворить всех посетителей за раздачей таких книг другим читателям", - говорилось в отчете Библиотеки.

Здесь располагался "Аничков дом", который в XVIII веке был центром книжной торговли. В Аничковом доме работали книжные лавки М. К. Овчинникова, Т. А. Полежаева, Г. К. Зотова и других.

Здание первой в России Публичной библиотеки построено в 1796-1801 годах архитектором Е. Т. Соколовым. Эта библиотека одна из крупнейших в мире, вторая в стране после Российской Государственной Библиотеки им. В. И. Ленина в Москве. Она основана в 1795 году, открыта 10 января 1814 года после размещения здесь книжного собрания.

Первым директором Публичной библиотеки стал А. Н. Оленин. И. А Крылов разработал систему каталогизации фондов. В библиотеке трудились Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, К. Н. Батюшков, В. Ф. Одоевский, В. В. Стасов. В основу фондов легло собрание книг польских меценатов братьев Залусских, доставленное из Варшавы в Петербург в 1795 году. С 1810 года фонд пополнялся обязательным экземпляром всех отечественных изданий, а с 1815 года - отдельных листов, нот. К середине XIX века собрание имело уже более 90% изданий России, вышедших с начала книгопечатания. Библиотечную коллекцию пополняли собрания Н. И. Пирогова, В. Я. Струве, М. В. Остроградского, В. И. Даля, Н. И. Костомарова.

Строительство корпуса на углу Невского проспекта и площади Островского было задумано Карлом Росси ещё в 1810-х годах, когда он перестраивал интерьеры Аничкова дворца. Вместе с этим по своей инициативе он создавал и проект новой площади. Этот проект и предусматривал расширение библиотеки. Воплотить задуманное в жизнь Росси удалось после решения Николая I привести в порядок пространство рядом с великокняжеским дворцом.

Проект зданий вокруг площади, в том числе и здания библиотеки, был утверждён 5 апреля 1828 года. Здание Александринского театра начало возводиться сразу же, а работы над новым корпусом библиотеки оказались приостановлены. Архитектор задумал здесь некоторые конструкции из металла, что запретил император. Николай I повелел делать всё из камня, пришлось переделывать проект. Сам Росси отказался от переделки, поручил эти работы своему помощнику Аполлону Щедрину. Директор библиотеки А. Оленин не возразил, дав задание в первую очередь думать не о красоте возводимого здания, а об удобстве для книгохранения. Новые планы и сметы Щедриным были составлены к 21 июля. Одновременно с их утверждением начались работы по забивке в грунт 2427 свай. 2 августа, когда был утверждён проект, уже возводились стены. На стройке работало около 1 500 человек.

Несмотря на изначальное участие в проектировании, Карл Росси отказался от дополнительного жалования в 3 000 рублей в год. Он посчитал более верным платить эти деньги Аполлону Щедрину.

Лоджию центрального корпуса украсили скульптуры, изображающие Гомера, Платона, Евклида, Еврипида, Гиппократа, Демосфена, Вергилия, Корнелия Тацита, Марка Туллия Цицерона и Геродота (перечислены в порядке их расстановки от Невского проспекта). Над аттиком корпуса Росси установлена скульптура богини мудрости Минервы (воссоздана в 1966 году). Фигура Минервы установлена точно на оси, проходящей через центр Аничкова дворца. Над этими скульптурами работали В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, С. И. Гальберг, Н. А. Токарев и М. Г. Крылов.

В 1852-1862 годах архитектором В. И. Собольщиковым (работавшим библиотекарем-хранителем) был построен дворовой корпус. Он же, совместно с И. И. Горностаевым, оформил отделку зала инкунабул ("Кабинет Фауста").

Корпус обращенный на площадь Островского и переулок Крылова построил в 1896-1901 годах Е. С. Воротилов. Большой читальный зал здесь перекрыт железобетонным сводом, что было новым в строительном деле (проект инженера Б. К. Правдзика). Все корпуса Публичной библиотеки построены в едином стиле, выглядят единым целым, несмотря на то, что здания строились на протяжении более чем 100 лет.

В 1932 году библиотеке было присвоено имя М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1990-х годах библиотека стала называться "Российской Национальной", построено новое здание на Московском проспекте (дом №165).

В Публичной библиотеке хранятся египетские и индийские папирусы, Остромирово Евангелие (IX век) "Россика" (зарубежные издания о России до 1917 года), "Славика" (книги на славянских языках), личная библиотека Вольтера, собрание инкунабул (первые печатные издания Европы XV века). В настоящее время фонды Публичной библиотеки насчитывают 30 миллионов единиц хранения на 380 языках мира.

В залах библиотеки занимались В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, А. М. Горький, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, В. И. Ленин.

Вчерне здание было готово осенью 1828 г., а полностью отделано снаружи в 1832 г.

Архитектурная идея Росси при подготовке проекта строительства нового библиотечного здания состояла в сохранении корпуса Соколова и включении его в общую композицию. При этом сохранялось членение по горизонтали, полуциркульные и прямоугольные окна, использованы тот же ордер и основные декоративные элементы. Такое решение обеспечивало органическое единство обоих строений. В решение фасада и других частей первого библиотечного здания (Соколова) Росси внес некоторые изменения, касающиеся главным образом отдельных деталей. Основной объем был сохранен.

"Этот пример архитектурного такта и дисциплинированности остается непревзойденным в истории архитектуры", - писала исследовательница творчества Росси М. 3. Тарановская.

Новым и характерным для архитектуры 1820-х - 1830-х гг. стало органическое сочетание архитектурного и скульптурного убранства, что придавало зданию особую выразительность. Основой композиционного решения фасада Росси служила колоннада ионического ордера, приподнятая, как и у Соколова, на массивный рустованный нижний этаж. Окна и ниши верхнего этажа были заделаны, а на их месте помещен скульптурный фриз. В дворовом фасаде вместо колонн в центральной части использованы пилястры. Фасад, обращенный к площади, завершает единый аттик. Дворовый фасад Соколова сохранен полностью.

В своем решении библиотечного здания Росси учел не только эстетические, но и - в какой-то мере - функциональные требования, предъявляемые к такого рода учреждениям. Для этого необходимы были прежде всего обширные, не загроможденные колоннами или пилонами залы и удобные проходы к шкафам. Архитектор поместил на втором этаже два двусветных зала; деревянные винтовые лестницы вели на галерею верхнего этажа.

Ф. Н. Пащенко, специально занимавшийся отечественной библиотечной архитектурой, чрезвычайно высоко оценил решение внутренних помещений как с художественной стороны, так и с точки зрения возможной для того времени функциональности. Он писал, что они "составляют один из лучших в мире образцов библиотечных зал. Высокие, светлые, просторные, с легкими галереями вдоль уставленных шкафами стен эти залы производят чарующее впечатление, тем более, что корешки книг, стоящих в открытых шкафах, превосходно использованы как элемент художественного оформления... Росси создал образцовый тип здания для помещения в нем библиотеки-музея, библиотеки, предназначенной не только для чтения, но и для обозрения книжных сокровищ, прогулки по Библиотеке, ознакомления с ее богатствами".



просмотров