Русская национальность доклад к уроку. Русские - древнейший народ

Русская национальность доклад к уроку. Русские - древнейший народ

Кто такие мы, русские? Что за народ? Как он возник? Практически никто об этом ничего не знает. Недаром русских зовут: Иванами, не помнящими родства. Психологи убеждены, что большинство бед современной России из-за того, что сознание титульной нации, то есть русских, как бы закрыто пеленой. Порой кажется, что какой-то вселенский демиург затуманил до времени наш рассудок. Но время прояснения сознания уже наступает. Недавно вышла новая книга Геннадия Климова «Русские веды», которая подробно рассказывает о древнейшей истории Руси, архаичных цивилизациях Восточной Европы, где произошла, как оказалось, эволюция человечества. Оказалось, что мы из школьных учебников приблизительно знаем историю только 5 тысяч лет и то с большими искажениями, а история цивилизации Руси насчитывает минимум 50 тысяч лет, то есть в 10 раз больше. Геннадий Климов профессиональный исследователь древних религий и эпосов. В последней книге есть фрагмент, который повествует о рождении народов, которые стали прародителями славян. Сегодня мы попросили рассказать Геннадия Климова о происхождении русского народа.


- Давайте с самого начала отбросим некоторые мифы, которые преследуют нас. Русских можно считать славянами с определенной натяжкой. Славяне это один из народов, выделившихся из Руси и не более того. Скажем, в Воронежской, Ростовской, Харьковской областях население состоит на 60 процентов из потомков ариев, которые позже образовали сарматско-скифский мир. А в Новгородской. Тверской, Псковской также на 40 процентов из потомков Скандинавов. Нижнее Поволжье в определенной пропорции заселено народом, из которого двумя волнами выделились евреи. Русские - это праэтнос, из которого выделились другие народы. В русском языке, в русской ментальности совмещены как бы два кода - Сарматии, мира женских матриархальных устоев и Скифии, мира мужских сечей и казачьих орд. У русских очень сложный архетип, поэтому пока у русской цивилизации так много проблем. Но скоро сознание русскоговорящих людей очистится, наступит преображение. Вот тогда наступит подлинный рассвет русского мира. Этот процесс уже начался.
Часто задают вопрос: откуда русские пришли? Россияне всегда жили на своем месте в восточной Европе, даже во время оледенения и потопа. Непрерывная история России наблюдает с глубину в 50-70 тысяч лет. Для примера, Китаю едва исполнилось 5 тысяч лет. А египетские пирамиды были построены всего 4 тысячи лет назад. Но конечно славяне сыграли в энтосогенеза русской нации значительную роль. В образной форме древние авторы арийских книг сохранили для нас послание о рождении народов Северного Причерноморья и в том числе славян. Можно считать в определенной мере предками русских народ - венеды. Арийские древние книги повествуют следующее.
Кадру и Вината были сестрами. Отцом их был Дакша - владыка созданий. У него было 13 дочерей, которых он выдал замуж за мудреца Кашьяпу. Кадру родила тысячу сыновей, а Вината только двоих. Кадру принесла много яиц, а Вината - всего два яйца. Через пятьсот лет вылупились из яиц Кадру тысяча могучих змеев - нагов. У другой сестры Винаты к этому времени еще никто не появился на свет. В нетерпении Вината разбила одно яйцо, и увидела там сына, развившегося только наполовину. Она назвала его Аруной. Арийские тексты содержат в себе много тайн. Имя Арун означает «руны камня Алатырь». Это система знаков, применяемых жрецами Валдая в качестве тайнописи. За свое уродство разгневанный Арун проклял свою нетерпеливую мать Винату, и предрек ей быть рабыней пять сотен лет. От имени Вината происходит русское слово «вина» и название древних родов славян вендов. Это слово в разное время использовалось по отношению к разным народам, иногда ко всем славянам в целом, также иногда ассоциируются с вандалами. На протяжении Средних веков немцы обобщенно называли вендами все соседние с ними славянские народы (кроме чехов и поляков, которые происходят от другой ветви переселенцев из Руси): лужичан, лютичей, бодричей (проживавших на территории современной Германии) и поморян. В Германии во времена Веймарской республики в органах внутренних дел еще существовал специальный Вендский Отдел, который занимался работой со славянским населением Германии. На сегодняшний день в значительной степени современные германцы - это генетические потомки прибалтийских славян. Большое число слов с корнем «венд» встречалось в землях востока Германии: вендхаус, вендберг, вендграбен (могила), винденхайм (родина), виндишланд (земля вендов) и т.д. На территории современной Латвии еще в XII-XIII вв. н.э. обитал народ, известный под названием «венды». Не трудно предположить, что они происходят от родов, которые положили два сына матриархальной коммуны Вината, упомянутой в арийских Ведах. Слово «Россия» по-фински и по-эстонски звучит, соответственно, «Venaja» и «Vene». Предполагают, что финское и эстонское название русских также связаны с названием «венеды».
История, которая сохранилась в арийских Ведах, говорит, что славяне в начале времен проявились в виде сына Винаты, родившемся недоношенным, но получившим имя Арун, что означает «владеющий тайными знаниями». Прокляв свою мать (уйдя из матриархальной коммуны, его породившей), он сказал: «Через пятьсот лет другой сын избавит тебя от рабства, если ты не разобьешь второе яйцо раньше времени».
Это было незадолго до начала Троянской войны. В это время боги и асуры были в мире. Единая арийская империя мобилизовала все силы, чтобы построить гигантскую стену, отделявшую север от юга. Так древние пытались защититься от болезней, которые надвигались на Русь с юга. В это время сестры Кадру и Вината увидели чудесного коня Уччайхшраваса, вышедшего из морских вод. Между ними возник спор - какого цвета хвост у того коня. Вината говорила, что белого (как и было на самом деле). Ее сестра Кадру же - что черного. Согласно условию спора - та, что проиграет, должна стать рабыней.
Ночью Кадру послала тысячу своих сыновей - «черных змеев», чтобы они повисли на хвосте белого коня, и тем бы скрыли его природный цвет. Так коварная Кадру обманом обратила свою сестру в рабство. И так сбылось проклятие первых славян арун. Скорее всего, это одно из племен скифов или сармат, после Троянской войны переселившихся на Балканы. Здесь потомки Аруна стали именовать коловянами - южными славянами. Они образовали 12 этрусских родов, создавших древнее Этрусское государство и Рим.
В русском эпосе история миграций этого народа сохранилась в сказке о колобке. Собственно колобок - это и есть коловяне. Было это ориентировочно 1200 году до н.э. Через 2200 лет часть их вернется на Русь в Киев и Новгород, после того как Моравия была завоевана венграми. Вернувшись, они принесли с собой много сказок и сказаний о своей древней истории. Так на Руси появилась сказка о колобке.

Но это только половина истории славян. Вината еще из второго яйца родила исполинского орла. Ему было суждено стать истребителем змей-нагов в отмщение за рабство матери. Когда он родился, все живые существа и сами боги горы Алатырь пришли в смятение. Обстоятельства жизни и борьбы гигантского орла очень напоминают обстоятельства истории современной России, хотя арийские Веды были написаны на несколько тысяч лет раньше. Народы, происходящие от исполинского орла Гаруды, - балтийские славяне, германцы и современные русские. Орел Гаруда при рождении сам разбил клювом скорлупу яйца и, едва родившись, взмыл в поднебесье в поисках добычи. Местом его рождения, судя по всему, была река Дон. В рабстве матриархальная коммуна Винета была у степных кочевников нагов. Наги образовали многочисленные южные народности.
В то время Сурья, бог солнца, стал грозить, что сожжет мир. В степях началась засуха. Тогда орел Гаруда взял на спину своего старшего брата, того, что родился преждевременно, и поместил на колесницу Солнца, чтобы телом своим он заслонял мир от губительных лучей. С тех пор старший сын Винаты стал колесничим Сурьи и божеством утренней зари.
Судя по всему племя Гаруда, гербом которых был орел, родилось через 500 лет после Троянской войны и после первой экспедиции выходцев из Руси на Балканы и заселения Сицилии. То есть это был примерно 750 год до н.э. Именно в это время на Руси случается очередной религиозный кризис. В это время содеется на Руси новый Иерусалимский храм, который продолжает начатые в середине 2 тысячелетия до н.э арийским царем Мелхисидеком религиозные реформы по переходу к Единобожию. К тому же причиной, побудившей огромные массы людей Евразии прийти в движение, стала засуха.
Волны людей «свободной воли» появляются в устье Дона, на Азовском море возникает военно-морская база южных варягов. Эти «люди моря» получают наименование - эллины. Они атакуют берега всех внутренних морей, уничтожая остатки критско-микенской цивилизации. Наступают темные века. Возникает в Крыму город Пантикапей (современный город Керчь). Это перевалочная морская база, из которой расходятся по морям тысячи кораблей. На верфях у современного города Воронеж из корабельных сосен строятся еще тысячи тысяч кораблей. Морская экспансия Руси заканчивается возникновением многих независимых городов по берегам Черного и Средиземного морей. Именно эти переселенцы стали той питательной средой, на которой выросла античная культура.
А Гаруда, доставив брата на юг, вернулся на Русь. Удрученный, спросил он свою мать: «Почему должен я служить змеям?» И его мать Вината рассказала ему о том, как она попала в рабство к сестре. Гаруда тогда спросил у змей: «Что могу я сделать, чтобы избавить от рабства себя и мать?» И змеи сказали ему: «Добудь нам амриту у богов. Тогда мы вас избавим от рабства». Амрита - это напиток бессмертия. Понятие «амрита» в арийских текстах соответствует Аюрведе - науке о законах жизни. Именно создание жрецами основ древней медицины позволило начать менее безопасное освоение территории за пределами Руси. Человек мало приспособлен жить вдали от ледников - в южном мире его преследуют экзотические болезни. После того как была создана основа Аюрведы, люди стали заселять южные страны. Там они встречали людей из первобытных эпох, которые тоже как-то приспособились жить на юге. Но это были уже другие люди, непохожие на северян. Солнце изменило их внешний вид, а их привычки, мировоззрение, этические нормы были из архаичных эпох. Их архетип сознания соответствовал эпохам давно миновавшим. Так устроен механизм эволюции на планете Земля. Эволюция на юге происходит медленнее, чем на севере.
Гаруда полетел на север, где боги хранили амриту. По дороге он миновал гору Гандхамадана, где увидел своего медитирующего отца, мудрого Кашьяпу. По совету отца Гаруда добыл себе в пищу слона и гигантскую черепаху и опустился на дерево, чтобы съесть свою добычу. Но ветвь подломилась под его тяжестью. Гаруда подхватил ее клювом и увидел на ней множество крошечных мудрецов - валакхильев, повисших вниз головами. Валакхильи - мифические мудрецы, числом шестьдесят тысяч, каждый величиной с палец; в арийских книгах именуются сыновьями Крату, шестого сына Брахмы.

С ветвью в клюве и со слоном и черепахой в когтях Гаруда полетел дальше. Когда он вновь пролетал мимо горы Гандхамадана, Кашьяпа молвил: «Остерегись причинять вред мудрецам-валакхильям! Бойся их гнева!» Кашьяпа поведал Гаруде, каким могуществом обладают эти крошечные создания. Тогда Гаруда бережно опустил валакхильев на землю, а сам полетел к горе, покрытой снегом, и, усевшись на ледник, съел слона и черепаху. Затем он продолжал свой полет.

Отцом валакхильев считается один из сапта-риши Крату. От имени этого риши (мудреца) происходит русское слово «крот». Почему? Поймете чуть позже. Валакхильи пьют солнечные лучи и являются стражами солнечной колесницы. На самом деле их место жительства Валдай и Рифейские горы, горы мудрецов. Они изучают Веды и шастры. Одними из главных черт валакхильев считаются их чистота, добродетель и целомудрие; они постоянно совершают молитвы. Старцы живут обычно в землянках и равнодушны к богатству. Иногда в книгах их называют «сиддхи».
Это святые отшельники Руси. Они селились в верховьях Волги, Белоозерье и берегах Белого моря. Скиты святых старцев можно найти даже далеко на Кольском полуострове за Полярным кругом. В «Махабхарате» рассказывается о том, как вождь богов Индра вместе с валакхильями отвечали за растопку костра. Индра, набравший целую гору дров, посмеялся над валакхильями, каждый из которых еле тянул стебелек травы. Мудрецы обиделись и стали молиться, чтобы появился другой вождь богов Индра, гораздо более могущественный. Индра, узнав об этом, испугался и попросил помощи у мудреца Кашьяпы. Могущественный жрец смог усмирить валакхильев, но чтобы их усилия не пропали даром, решил, что должен родиться Индра в образе орла.
Недалеко от моего дома под Тверью в 2009 году открылись мощи Святого Савватия, старца, жившего здесь в конце XIV века н.э. Его мощи были найдены 19 августа. Это очень символично. В этот день Православная Церковь празднует Преображение. Это понятие есть отражение философской концепции «умного делания» или видения Фаворского света. В лесных скитах монахи-отшельники доводили себя до состояния религиозного экстаза, что начинали напрямую, на Земле, видеть Фаворский свет и напрямую общаться с Богом.

Традиция строительства скитов на Руси уходит своими корнями в эру Рака (7-6 тыс. лет до н.э.) - знака, обращенного к миру души, а может и в еще более древние времена. В 4-2 тысячелетии наступает эра Тельца - валакхильи заселяют освободившиеся вновь из под ледника земли. 60 тысяч монахов-отшельников «ткут» здесь Веды, которые до сих пор определяют сознание современного человека. Именно они создали архетип сознания, лежащий в основе мировой культуры. Валакхильи сохранялись на протяжении всех тысячелетий. Существуют они и сегодня. В относительно недавней истории наибольшую известность приобрели валакхильи, которые в русской Церкви именуются заволжскими старцами. Это иноки Белозерских, Вологодских и Тверских малых монастырей и лесных скитов. Внешняя, обрядовая сторона религии не играла у них никакой роли. Их монастыри резко отличались по своей бедной, простой обстановке от богатых церквей. Они не боялись царям говорить правду. Развод русского царя Василия III с женой и новый брак его вызвали осуждение со стороны заволжцев. В 1523 г. один из заволжцев, игумен Порфирий, был даже посажен в тюрьму за то, что вступился за князя Василия Шемячича, вызванного в Москву и заключенного в тюрьму, несмотря на клятвы великого князя и митрополита Даниила. Во главе заволжских старцев стоял Нил Сорский..
Сегодня в селе Савватьево под Тверью отец Андрей Егоров (протоиерей был в свое время известным тверским рокером) возрождает и строит небольшой монастырь на берегу реки Орша и сохраняет лесной скит преподобного Савватия Оршинского, отшельника, по преданию пришедшего на русскую землю вместе с митрополитом Киприаном, и принесшего на Русь учение исихастов. Было это в конце X IVвека.
Многие названия рек, описание климата и звездного неба в арийских книгах указывают на то, что знаменитые семь мудрецов, давшие людям все знания, в честь которых сияют семь звезд созвездия Большая Медведица, жили именно в этих местах по берегам рек Медведица, Орша, Молога. А в конце XIV веке здесь в скитах расселились православные монахи, хранители учения о Фаворском свете. Уже в начале XV века, всего за несколько десятков лет, скиты и малые монастыри распространились от Твери до самого Ледовитого океана.
Отец Андрей во время нашей встречи удивлялся тому, с какой большой скоростью учение исихастов распространилось по Руси. Я думаю, что это Божий промысел. Это и есть Фаворский свет Преображения - он распространяется с той же скоростью, как и Благодатный огонь от Гроба Господнего.
Множество православных монахов поселилось в скитах именно в тех местах, где жили риши, указанные в Ведах. Но между этими событиями минимум 2500 лет. Кажется, в истории все повторяется. То, что риши из арийского эпоса и исихасты из относительно недавней истории проявились в одном месте на планете - это удивительный факт. Похоже, что события не только повторяются, но и случаются в одном и том же месте.
Валакхильи и православные монахи-отшельники северо-запада Руси и Карелии - это непрерывная традиция одного явления. Она проявляется здесь уже несколько тысяч лет. Я знаком с несколькими монахами, которые живут в лесах и в наше время.
А между тем как Гаруда приближался к Валдаю, обители богов, грозные знамения появились в небе. Поднялся ветер, загрохотал гром, зловещие тучи окутали вершины. Боги встревожились. Но они еще не видели, кто собирается напасть на них. Тогда сказал им мудрый Брихаспати: «Могучая птица приближается сюда, чтобы похитить амриту. Ныне исполняется предсказание валакхильев».
Услышав это, боги во главе с Индрой облачились в блистающие доспехи и вооружились мечами и копьями, - говорится в эпосе ариев. Окружив сосуд с напитком бессмертия амриту, они готовились к бою. И вот появилась огромная птица, сверкающая, как солнце. Она обрушилась на небожителей и разметала их в разные стороны. Придя в себя от этого натиска, боги во главе с Индрой устремились на Гаруду, осыпая его со всех сторон копьями, дротиками и боевыми дисками. Птица взмыла ввысь, и сверху напала на богов, и многих повергла ударами когтей и клюва. Не выдержав боя с непобедимой птицей, отступили боги, а Гаруда проник туда, где хранилась амрита. Так праславяне стали обладателями тайных знаний мудрецов с Валдая.
Гаруда схватил сосуд с амритой и пустился в обратный путь.
Вождь валдайских богов Индра кинулся в погоню и, настигнув его в воздухе, нанес страшный удар своей ваджрой. Но Гаруда не дрогнул. Он сказал Индре: «Велика моя сила, и я могу унести на своих крыльях всю эту землю с горами и лесами и тебя вместе с нею. Если хочешь, будь моим другом. Не опасайся, я не отдам амриту змеям. Ты получишь ее обратно, когда я вызволю себя и свою мать из рабства». Индра - это кроме прочего и религия, которая была на Руси 6-4 тысячи лет до н.э. Это было первое явление культов единобожия. Индра был предвестником прихода Кришны. Арийские Веды считают, что в образе Кришны Всевышний в очередной раз спускался на землю примерно за 3100 лет до н.э. При этом Кришна как бы является предвестником прихода Иисуса Христа, а Индра соответственно - Андрея Первозванного. Потомки второго сына рабыни Винаты принесли культ единобожия на юг Руси. Вместе с новой религией распространились и новые знания о гигиене и методах врачевания, что позволило продвинуться более далеко на юг.
Услышав эти слова, Индра сказал: «Я принимаю твою дружбу, о могучий. Требуй от меня дара, какого хочешь!» И Гаруда сказал: «Пусть будут змеи моею пищей». С той поры змеи обречены быть пищей Гаруде и его потомству, птицам-супарнам. С тех пор Россия впитывает в себя многих переселенцев и юга и переплавляет их в российский этнос.

Гаруда и его мать Вината освободились от рабства. Но Индра забрал тем временем амриту и унес ее обратно на Валдай, в свое царство. Змеям не досталось напитка бессмертия. Тогда они стали лизать траву куша, на которой стоял сосуд с амритой. А трава куша, которой касалась амрита, стала с той поры священной травою. То есть какие-то знания по древней медицине все же попали в среду кочевников - и это спасло их в процессе эволюции.
Великий орел Гаруда - солнечная птица, - один из популярнейших образов арийской мифологии. В древних книгах Всевышний (Вишну) часто изображается летящим в небе верхом на орле Гаруде. То есть северные славяне были той силой, которая разносила в древности по миру веру в единого Бога. Отсюда выражение у русских - с нами Бог!

Рассказ Геннадия Климова записала Марина Гавришенко

РУССКИЕ , восточнославянский народ, большинство населения Российской Федерации .

По данным Переписи населения 2002 года, в России проживает 116 миллионов русских. По данным Переписи 2010 года - 111 млн. Также русские составляют значительную долю населения Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии, Латвии, Молдавии, Киргизии, Литвы и Узбекистана.

Язык

Термин "русский язык" употребляется в четырех значениях:

Совокупность всех языков восточнославянский ветви до сложения русского, украинского и белорусского языков

Письменный язык, сложившийся на основе древнерусских говоров под сильным влиянием общеславянского литературного языка (так называемого старославянского) и выполнявший литературные функции в Киевской и Московской Руси

Совокупность всех наречий и говоров, которыми пользовался и пользуется русский народ

Общерусский (общероссийский) язык, язык прессы, школы; государственный язык.

Письменность - вариант кириллицы.

Религия и духовная культура

Основой традиционной духовной культуры русских является православие. Со времен Киевской Руси, принятия христианства, русское самосознание принимает преимущественно конфессиональный характер, получивший свое выражение в идеале Святой Руси. Православный культ святых постепенно вытеснял поклонение языческим божествам. Объектами народного почитания становились и выдающиеся лица русской истории - политические и церковные деятили, ревнители благочестия.

В традиционном народном сознании особое место выделялось царскому служению. Ему, в соответствии с византийскими канонами, придавался теократический смысл. Царь воспринимался как Божий избранник. Вместе с тем отношение к царю как к высшему государственному лицу - радетелю о народных интересах - связано с постоянно воспроизводимыми крестьянским сознанием надеждами на справедливое устройство общества.

Общественная и частная жизнь также была связана с православными представлениями о мироустройстве. она вписывалась в систему церковного календаря, в ней велико было место религиозных праздников, церковных таинств, обрядов и обычаев, связанных с верой.

В настоящее время большинство верующих русских - православные. В меньшей степени распространены протестантизм, католичество, неоиндуистские религиозные течения, буддизм, неоязычество и др.

Традиционные занятия

Основу хозяйства русских исстари составляло земледелие, которое развивалось по мере заселения различных территорий и в разных районах и в зависимости от природных условий приобретало свои особенности. Успехам в земледелии сопутствовало занятие ремеслами, промыслы, горно-рудные разработки и создание крупной промышленности. В индустриальную эпоху на высокий уровень выходят научные исследования, формируется система общего и профессионального образования.

Народное искусство и промыслы

Русское народное искусство базируется на художественной традиции, формировавшейся в Древней Руси. Строй русской художественной традиции возник в результате сложных взаимовлияний древнерусского искусства на протяжении веков и искусства Византии, Запада и Востока и развивался затем во взаимовлиянии с художественными культурами многих народов Европы и Азии. В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала 18 века она стала достоянием главным образом крестьянского искусства.

Широко было распространено художественное ткачество, вышивка, в том числе золотое и лицевое шитье, кружевоплетение, в значительно меньшей степени - ковроткачество. Искусство художественной обработки металла выражалось в литье колоколов, пушек, украшенных орнаментом, гравировке холодного и огнестрельного оружия, при ковке решеток, дверей, крестов и пр. Развито было и ювелирное производство, в том числе с использованием чернения серебра (Великий Устюг), финифти (Ростов-Ярославский), работа по серебру (Красное село Костромской губернии) и др. Со времен Киевской Руси известно изготовление художественных укерамических изделий (Гжель, Скопин) - как предметов утвари, посуды, так и всевозможных игрушек, свистулек. Резные костяные изделия в Западной Европе носили название "резьба руссов". Особенно это искусство было развито до начала 19 века на Русском Севере (холмогорские косторезы). С 18 века развивалась резьба по камню, использовавшаяся для украшения интерьеров и облицовки зданий.

В России, богатой лесом, широко бытовало изготовление токарным способом резной и расписной посуды, игрушек, мебели, а также украшение жилища, орудий труда и средств передвижения. С 17 века возникли центры посудного промысла и изготовления предметов быта в Хохломе, Городце, Сергшиевом Посаде... В Вологодской и Архангельской губерниях, на Урале развивается резьба и роспись на бересте, плетение из нее туесов, шкатулок, поставцов и пр. Украшение резьбой жилища сохраняется до сих пор - это наличники окон, торцовые доски, причелины и др.элементы сельского жилища. Искусство деревообработки особенно ярко проявляется в деревянном церковном зодчестве.

Обычно историю русского народа начинают со времен Киевской Руси. Между тем, славяно-русы - очень древний род. Его история насчитывает не одну тысячу лет.

Обычно историю русского народа начинают со времен Киевской Руси. В свою очередь историю Киевского государства начинают с IX века, со времен княжения Аскольда, Дира и Рюрика. Вместе с тем, славяно-русы - очень древний род. Русские – одно из его племен, которому было суждено стать великим народом и создать грандиозную Империю, раскинувшуюся на одну шестую часть суши

1. Древность славян

Русские – славяне и поэтому их истоки находятся в славянской древности.

Историки спорят о том, когда возникли древние славяне, которых еще именуют «праславянами». Называются самые разные даты их выделения из общего массива индоевропейцев. Выдающийся русский ученый, академик О. Н. Трубачев считал необходимым говорить о III тысячелетии до н. э. Еще один гигант академической науки Б. А. Рыбаков указывал на середину II тысячелетия до н. э. История славян уходит в глубину веков.

Между тем, само слово «славяне» употребляется византийскими авторами в VI в. н. э. Очевидно, что до этого времени славяне использовали другое имя. По данным готского историка Иордана, данным именем было слово «венеды». Это – древнейшее арийское имя, которым, как утверждал знаменитый скандинавский поэт Снорри Стурлусон, когда-то давным-давно называлась вся Европа. По его мнению, она именовалась Энетией («энеты» - одна из форм этнонима «венет»). (Весьма возможно, что венедами назывались все индоевропейцы в период своего единства. Потом их имя перешло к славянам.)

Русские ученые убедительно доказали, что праславянская диалектная группа занимала центральное положение в общеиндоевропейском этническом массиве и в силу этого видоизменилась весьма незначительно. Тому есть многочисленные подтверждения.

В области этимологии к потрясающим результатам пришел академик О.Н. Трубачев («Этногенез и культура древнейших славян») . Он привел убедительнейшие аргументы в пользу того, что прародина славян совпала с одной из прародин индоевропейцев. Праславяне, по его мнению, представляли собой этнокультурное ядро древнего арийства и когда началась миграция отделившихся диалектных групп, оно осталось на прежнем месте, сохранив наибольшее количество древнейших черт. Потом, конечно, началась и миграция славян, но это произошло намного позже.

Сказанное выше косвенно подтверждают новейшие антропологические исследования. Особенно интересна гипотеза В. П. Бунака («Происхождение русского народа по антропологическим данным»), согласно которому русские антропологические варианты восходят к некоему древнейшему антропологическому слою, относящемуся к ранненеолитическому и мезолитическому времени. Этот слой был назван им древним восточноевропейским.

Само слово «венед», восходит ко временам индоевропейского единства. Это выяснил польский топонимист С. Роспонд, сопоставивший три этнонима: «венеты», «анты» и «вятичи» . Оказывается, все они должны быть сведены к общеиндоевропейскому корню ven.

По всему получается, что после выделение из индоевропейского массива периферийных диалектов, протославянское ядро претерпело минимальные видоизменения. По большему счету можно даже отождествить древних арийцев и русских, центральный славянский этнос, чье развитие, как нации, было развитием внутри изначальной праиндоевропейской субстанции.

Академик Рыбаков предлагает такую версию – распространяясь по Европе, часть древних славян именовала себя посланцами великого народа венедов. Слово «склы» («слы»), то есть «послы», соединилось со словом «венеды». Отсюда и скла-вене, т. е. склавины, славяне.

Как видно, в древности разные этнонимы могли звучать несколько по иному. Славяне именовали себя венедами. Возникает вопрос – может также поступаи и русы, являющиеся частью славянства?

В разных письменных источниках (античных и средневековых) приводятся следующие этнонимы, которые могли принадлежать нашим предкам – росы, руги, руги, рутены, рузарии, одрусы, расены. Весьма интересен последний термин. Расены – самоназванием этрусков (Дионисий Галикарнасский). Есть версия, согласно которой этруски-расены были праславянами, подвергшимися латинизации. В пользу этой версии приводятся многие аргументы.

Русы-руги-рутены селились в разных регионах Европы. Древние авторы размещают их в Италии, Галлии и Прибалтике, в Подунавье и в Приднепровье. В Центральной Европе руги даже создали свое мощное королевство – Ругиланд. Король ругов Одоакр некоторое время властвовал над Римом. (Любопытно, что казаки Богдана Хмельницкого считали Одоакра своим предком).

2. Поляне, ноне зовомые Русь»

Но, безусловно, самое блестящее будущее ждало русов в Приднепровье, на землях будущей Киевской Руси. Здесь издревле располагалось зона высокоразвитого пашенного земледелия и ремесленного производства. В I тыс. до н. э. отец истории Геродот располагал здесь неких скифов-земледельцев, иначе называемых сколотами. Многие историки, например Б. А. Рыбаков, склонны считать, что сколоты представляли собой праславянскую часть Скифии (собственно скифы были ираноязычными кочевниками). По крайней мере, зона их расселения совпадает с зоной древних славянских гидронимов (названий рек). Получается, что еще в прошлом веке на территории скифов-сколотов жили люди, называющие свои реки славянскими именами. Ясно, что этими людьми могли быть только славяне.

Сколоты представляли собой высокоразвитое общество. Они имели дружинную прослойку, занимались многочисленными ремеслами и торговали хлебом с греческими колонистами Причерноморья. Можно, с известной долей осторожности, предположить, что именно вокруг сколотов было объединено великое Скифское царство, которое в IV в. до н. э. раскинулось от Дона до Дуная. Его войска разгромили войско персидского царя Дария, осуществляли походы в Египет и Ассирию. Скифия была разгромлена в III в. до н. э ираноязычными кочевниками-сарматами. После этого на землях Приднепровья наступил застой.

Его сумело преодолеть сколотское племя паралатов, иначе называемое палами (в языке праславян «п» легко переходило в «л») или же палеями. Некогда так себя называли поляне – самое мощное племя восточных славян, на территории которого и возник Киев – центр Древней Руси. Историки спорят о том, когда возникла эта древняя столица. Археологии склонны говорить о конце VI в. Однако, по данным польских авторов, (Стрыйковский, Длугош) Киев был образован в IV в. н. э.

«Повесть временных лет» пишет: «поляне, ныне зовомые русь». Это свидетельствует в пользу того, что некогда племя русов стало доминировать на богатейших землях паралатов-палов-полян. Они дали свое имя земле полян, которая начала прозываться Русью. Скорее всего, русы появились в полянских землях откуда-то из волго-донских степей. Старорусская летопись «Синопсис» утверждает о том, что «русы Кия пришли из Дикого поля». Очевидно, это была пассионарная группа славян-воинов, которая и основала Киев. А самому Киеву суждено будет объединить разные восточнославянские земли, образовав то самое государство, о котором все мы знаем со школьной статьи – Киевскую Русь.

3. Русы: народ и каста

В средневековых арабских источниках русы часто противопоставляются славянам. Так, Ибн-Русте уверяет, что русы «нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают в плен…». Они «не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян». Гардизи сообщал о русах следующее: «Всегда сто-двести из них ходят к славянам и насильно берут с них на свое содержание, пока там находятся… Много людей из славян… служат им, пока не избавляются от зависимости». Согласно же Мутакхару ибн Тахиру ал-Мукадасси, страна русов граничит с землей славян, первые нападают на вторых, расхищают их добро и захватывают их в плен.

На основании этих высказываний многие историки считали и считают, что русы не были славянами, а представляли собой либо скандинавов, либо иранцев, либо кельтов, подвергшихся славянизации. Так ли это?

Конечно, противопоставление налицо. Но оно не носит этнического характера. Необходимо сразу же оговориться – этническое противопоставление славян и русов не имеет право даже на то, чтобы считаться гипотезой, ибо оно противоречит данным, накопленным наукой. В «Повести временных лет» – главном источнике по истории Древней Руси – русы представлены как славяне. Там вполне однозначно утверждается – «словенский и роуський язык - одно есть». Сами русы в ПВЛ поклоняются именно славянским богам.

Обращается внимание на то, что в договорах руси с греками большинство имен русов не принадлежат к славянским. Это на первый взгляд мощный аргумент, однако, при внимательном рассмотрении ситуации, он перестает быть таковым. Имена русов принадлежат самым разным этносам - кельтам, иллирийцам, скандинавам, иранцам, собственно славянам и даже тюркам. Такое многообразие наводит на мысль о том, что русы не были каким-то одним неславянским этносом. Можно предположить наличие разных этнических источников формирования прослойки русов. Но тогда не ясно – почему столь разношёрстная кампания ославянилась (речь явно не идет о первом поколении русов), стала говорить по-славянски и поклоняться славянским богам, а имена оставила прежними? Кое-кто пытается доказать, что личное имя важнее, чем имя Бога, но это уже полный бред, особенно если брать в расчет ситуацию средневековья, когда религия значила для человека все.

Древность знает много случаев подобных нашему. Так, готский историк Иордан признавал, что готы почти не имели собственных имен. В случае же с русами речь даже не идет об отсутствии славянских имен как таковых. Просто какая-то часть русов, очевидно принадлежащих к высшему слою, использовала неславянские имена. Может быть – из соображения моды, а может быть – повинуясь каким-нибудь древним обычаям. Каким? Можно предположить следующее. Как известно, многие традиции практиковали сокрытие своего истинного имени от посторонних, особенно от врагов. Имя человека считалось энергийным выражением его сущности и могло быть использовано оккультными противниками для порабощения его «я» или наведения порчи. Подписывая договор с греками, славяне могли называть не свои истинные имена, а имена, принадлежащие другим, соседним народам.

Но как же быть с данными арабских источников, отделяющих славян от русов? А вот как. Сегодня доказано, что все эти тексты восходят к тексту Ибн-Хордадбеха, который заявил: «Русы суть вид славян…» В ходе источниковедческого анализа выяснилось, что цитированные выше арабские тексты восходят к тексту Хордадбеха, но не содержат (по непонятным причинам) его отрывка о славянстве русов. Но ведь этот текст самый ранний, поэтому ему и надо отдавать приоритет. Кроме того, существуют тексты аз-Замана, ал-Марфази и Мухаммеда Ауфи, в которых нет никакого противопоставления славян и русов.

Сам Ибн-Хордадбех не оставил (за исключением приведённого высказывания) каких-либо сведений о славянах, его текст дошел до нас в сокращенном виде. «…Сохранившиеся в других, боле поздних сочинениях, ссылки на этого автора, как правило, не совпадают с уцелевшим экстрактом, – пишет А. П. Новосильцев. – Это наводит на мысль, что сохранившийся вариант сочинения нашего автора представляет собой лишь кратчайшие выжимки из большого оригинала».

Вставки в изначальный рассказ Хордадбеха нужно считать позднейшими искажениями, внесенными под впечатлением от определенных различий между русами и основной массой славянства. Только различия эти не племенные, а социальные. (Хордадбех использует словосочетание «вид славян»).

В пользу этого свидетельствуют данные «Русской правды» (Ярослава), согласно которой русин – «любо гридин, любо купчина, любо ябетник, любо мечник» . Историк Г. С. Лебедев утверждает по этому поводу следующее: «…Правда Ярослава подчеркивает, что княжеская защита распространяется на этот дружинно-торговый класс вне зависимости от племенной принадлежности – «аще изгой будет, любо словенин». Всем им гарантирована та же защита, что и непосредственным членам княжеской администрации…»

Иными словами русы – «каста» управленцев и воинов. Причем воинское ремесло они считали главным. Арабы описывают их как суровых, яростных и умелых бойцов. Будучи крайне воинственны, русы приучали своих детей к мечу буквально с первых дней жизни. В люльку только что родившегося ребенка отец клал меч и говорил: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом» (Ибн-Русте). Ал-Марвази писал о русах: «Храбрость их и мужество хорошо известны так, что один из них равноценен многим из других народов».

Именно эта пассионарная прослойка воинов сумела завоевать первенство среди разных славянских племен. Арабы описывают как русы нападают на славян и облагают их данью – это есть описание деятельности по централизации племенного союза полян, которая предполагала взимание налога (полюдья).

При этом сами русы имели свои земли, которые больше напоминали военные базы. Одной из таких баз был «остров русов», описанный арабскими авторами. Такое же базой являлся и легендарный остров Руян (Буян из русских сказок), заселенный русами-руянами.

Каста русов находилась на службе у киевского князя – арабы пишут, что остров русов подчинялся русскому правителю. Он использовал их для укрепления единства и мощи полян-руси. Эту касту мы можем сравнить с казачеством, которое тоже представляло собой отдельную воинскую прослойку, проживающую на особых территориях.

Интересно, что облик руса (в описании византийца Льва Диакона) очень похож на облик казака - воина Запорожской Сечи: «Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос…» . Весьма возможно, потомки касты русов принимали активное участие в создании казачества.

Представители «касты» русов часто захватывали власть в отдельных славянских племенах. Потом эти племена устанавливали свое господство над другими племенами. Так произошло и с полянами, во главе которых встали русы Кия, основавшие Киев.

4. Имя русов – имя боевое

Слово «рус» означало красный цвет, который был цветом воинов, аристократов, князей. Так, он символизировал воинское сословие у индоариев, иранцев и кельтов. Например, в ведической Индии красный цвет принадлежал варне (касте) кшатриев, т. е. воинов. Он символизировал кровь, пролитую в боях.

В различных этимологических словарях слово «рус» тождественно слову «русый», которое означает не столько «белый», как думают многие, сколько «ярко-красный», и даже «рыжий». Так, в словаре А. Г. Преображенского «рус(ъ)» («руса», «русо», «русый») означает «темнорыжий», «коричневатый» (о волосах). Ему соответствуют укр. «русый», бел. и серб. «рус», словац. «rus», «rosa», «rusa glava», чеш. «rusu». М. Фасмер приводит словен. «rus» в значении «красный». О «красном» значении слова «русъ» сообщал в своем словаре И. И. Срезневский.

Связь слов «рус» и «красный» прослеживается и вне славянских языков, что позволяет говорить об индоевропейской основе данного феномена. Пример – латыш. «russys» («кроваво-красный»), «rusa» («ржавчина»), лит. «rusvas» («темнокрасный»), латин. «russeus», «russys» («красный», «рыжий»).

Латинский переводчик хроники Феофана переводил слово «русские» как «красные». Славяне называли Черное (Русское) море еще и «Чермным», т. е. «красным».

Вообще, красный цвет имел очень большое распространение в Древней Руси. С ним теснейшим образом был связан культ Рода-Громовержца, верховного бога восточных славян, которого наши предки считали творцом. Имя указанного божества следует поставить в один ряд со словами «родрый» («красный»), «рдеть» («краснеть»), «рудый» («рыжий», «красный»), «руда» (диалектное обозначение крови). Кроме того, у Рода есть индоарийский аналог – бог Рудра (Шива) – «красный вепрь неба». Получается, красный цвет имел огромное значение для восточных славян – это был цвет верховного бога, творца.

Следует вспомнить и о том, что красные стяги являлись «штандартами» киевских князей, они видны на старинных миниатюрах, о них говорит «Слово о полку Игореве». Согласно былинам, красный цвет широко использовался для раскраски русских боевых кораблей. Русы охотно красили в него лица, используя как боевую раскраску. Ибн Фадлан писал о русах, что они «подобны пальмам, белокуры, красны лицом и белы телом…» Низами Гянджеви ("Искандернаме") изобразил это в стихах:

«Краснолицые русы сверкали. Они

Так сверкали, как магов сверкают огни».

Великая русская нация получила свое имя от рыцарской, кшатрийской касты, прославившейся умением и желанием воевать. Это в высшей степени символично, ведь русские - пожалуй, самый боевой народ в мире, народ, проявивший максимальную стойкость перед лицом многочисленных врагов и сумевший создать величайшую империю в крайне неблагоприятных геополитических условиях.

5. Могущество Киева

Русы, соединившись с полянами, создали в Приднепровье мощное государство. Оно вело активную внешнюю политику, в системе которой не последнее место занимала военная экспансия. В 375 г. (по данным «Синопсиса») некие «русские вои» сражались с римским императором Феодосием.

Константинопольский патриарх Прокулос (434-447 гг.) рассказывает о победоносном походе Руси (в союзе с гуннским правителем Ругилой) на Царь-град в 424 г.

Арабский писатель ат-Табари приписывал дербентскому правителю Шахрияру (644 г.) следующие слова: «Я нахожусь между двумя врагами: один - хазары, а другой - русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме местных жителей никто не умеет».

В начале XX в. в российской прессе был напечатан один древний грузинский манускрипт, повествующей об осаде Царьграда русами в 626 г. В нем упоминается некий русский «хаган» («каган»), вступивший в союз с персами для того, чтобы напасть на Константинополь. Согласно манускрипту, этот хаган еще при императоре Маврикии (582-602 гг.) напал на Византию, пленив 12 тысяч греков. А ведь титул «хаган» считался на Востоке приблизительно равным императорскому, дать его могли только вождю сильнейшего государства. (Кстати сказать, византийцы тоже писали о некоем «прегордом кагане северных скифов».)

К 7 в. н. э. днепровские славяне завершили строительство грандиозной цепи укрепительных сооружений («Змиевы валы») на границе со степняками. Эта цепь растянулась по линии Житомир – Киев – Днепропетровск – Полтава – Миргород – Прилуки. Она представляла собой шесть параллельных валов. В некоторых местах их поперечник достигал 20 м, а высота - 12 м. По оценкам специалистов, для строительства подобного сооружения требовался труд сотен тысяч людей. А такое строительство было невозможно без наличия сильной государственной организации.

Очевидно, что днепровские поляне-русы создали государство «Киевская Русь» еще до «хрестоматийного» IX века.

Александр Елисеев

Русский народ — восточно-славянский этнос, является самой многочисленной этнической группой в Европе. По разным данным в мире проживает от 129 до 160 млн. человек . Русская диаспора огромна и сосредоточена в странах бывшего СССР: в Украине, Казахстане, Белоруссии, Молдове и др. странах. 86% русских проживают на своей исторической родине – в России. Две трети русского населения приверженцы православного христианства. Национальный язык – русский.


Истоки русского народа

Родственные по происхождению народы: и . Предположений о происхождении русского народа несколько. Вот самые известные:

1. Дунайская теория.

Летописец Нестор усердно работал над сводом «Повесть временных лет». Автор определил территорию расселения славянских племен по течению Дуная. Впоследствии версию летописца развивали историки Ключевский и Соловьев. Многие лингвисты и исследователи до сих пор придерживаются этой теории.

2. Скифская теория.

Выдающийся русский гений Михаил Ломоносов придерживался скифо-сарматской версии происхождения русского народа. В своем труде «Древняя Российская история» Ломоносов указал, что русский народ образовался в результате смешения славянских племен и финно-угорского племени. По мнению историка, языческие верования наших предков имеют много общего с античной культурой.

3. Прибалтийская теория

Гипотеза о происхождении русских основана на ДНК-исследовании различных народов. По предположению ученого Гелленталя, корни русского населения непременно связаны с трансбалтийскими народами и миграцией алтайских народов. Алексей Шахматов тоже называет прародиной русских территорию Немана и Западной Двины.

Нюансы русской культуры

Русская культура – это необъятный пласт, состоящий из многовековых традиций и ярких обрядов, непоколебимых духовных ценностей, специфичной манеры уклада жизни, бытовых привычек. Тот самый пушкинский «русский дух» приобретается человеком, рожденным на просторах нашей Родины. Русский человек — это сильная духом личность. Широта души , простота , доброта характеризуют русский этнос. За всю историю русский народ испытал колоссальные испытания: войны, голод, разруху, природные катаклизмы, порабощение татаро-монгольским игом. Суровый нрав, упрощенное отношение к бытовым трудностям, трудолюбие и отсутствие страха перед врагом характеризовало русский народ в средние века. Загадочная русская душа современного человека не сразу раскрывается перед чужестранцами.

Гордость русской культуры – это наследие известных художников и писателей, композиторов и архитекторов. Такие фамилии, как Пушкин, Толстой, Шишкин и Левитан, Чайковский и Глинка, всплывают молниеносно, когда речь заходит о российских гениях. Но не только в творчестве, но и в других фундаментальных областях, будь-то медицина, военное дело или ракетостроение, русские с гордостью пополнят список именитых мировых личностей.

Традиции предков

В современном укладе жизни русского человека, конечно, многое изменилось. Скоростные автомобили, бытовой комфорт, глянцевая одежда, ультрамодные гаджеты проникли в каждый дом. Однако, и это к счастью, в самые значимые для русского человека моменты, он возвращается к нетленным славянским традициям и обрядам.

Русская свадьба непременно начинается со сватовства, а на гуляньях до сих пор присутствуют элементы старинных традиций: выкуп невесты, семейный каравай, одаривание молодых. Почти не изменились крестильные и похоронные обряды. Во многих семьях до сих пор прощание с усопшим идет по древним традициям (завешивание зеркал, похоронный обряд, поминальная еда). Сплоченность русских проявлялась не только во время печальных событий, но и в проведении народных гуляний.

До сих пор с широким размахом празднуется Масленица . Особую притягательность этому празднику придает традиция сжигания чучела, ритуал прощения обид и поедание вкуснейших блинов. Среди церковных праздников самыми почитаемыми среди русских являются Рождество и Пасха . В зимнее время детвора веселится, гуляя по домам и распевая колядки. За прославления Христа дети получают сладости и деньги от хозяев. На Пасху в каждом доме будет приготовлен ароматный кулич и покрашены яйца. Не искоренена традиция посещать кладбища в эти дни, вспоминая ушедших родственников и друзей.

За последние четверть века самоидентификация граждан нашей страны многократно претерпевала изменения и чаще всего на фоне политических волнений. Ну а за последние несколько лет даже стало модно быть «русским». Не зря считается, что национальность «русский» - это больше, нежели просто понятие «народность», это состояние души. Сколько же всего в мире национальностей, как они образовывались и чем они отличаются от гражданства? Все эти вопросы стали очень актуальными в последнее время.

Происхождение национальностей

Еще буквально несколько веков назад такого понятия как «национальность» даже не существовало, подсчитывались лишь данные о носителях того или иного языка. Собственно, так происходит и ныне во многих других странах нашей планеты. Человечество всегда стремилось разделить себя на некие этнические группы, например в племена первобытнообщинного строя. Позднее, в эпоху рабовладения и феодализма, уже начало формироваться понятие народности. А когда общество пришло к буржуазному строю, появились понятия «нация» и «национальность», как следующий этап развития этносов. В большинстве стран мира эти определения относятся к идентификации гражданства, тогда как в России и некоторых других странах они имеют более широкое значение.

В мировых масштабах

Понятия «народность», «нация» и «национальность» практически идентичны, и сложно вычленить основное различие между ними, ведь разделение на этнические группы существует намного дольше, нежели любое из этих определений. На сегодняшний день все национальности мира подсчитать невероятно сложно, ведь они находятся в постоянной динамике, сливаясь между собой, в результате чего многие исчезают. По приблизительным подсчетам на планете сейчас существует около двух тысяч национальностей с тенденцией их постоянного уменьшения. Это несколько больше, нежели самоидентификация по языковому или территориальному признаку, ведь при наличии 251 официального государства в мире существует около шести тысяч языков, каждый из которых является для кого-либо родным. Поэтому сложно определить, сколько национальностей существует на самом деле. Помимо самых распространенных и известных, таких как американцы, англичане, немцы, французы, испанцы, итальянцы, греки, болгары и другие, есть небольшие и мало кому известные этнические группы: белуджи, гольды, ингры, лаппи, мишари и множество других.

Сложности определения

Национальностью принято называть принадлежность к определенному этносу. Она имеет наследственный характер, потому как ее основными признаками являются фамилия и внешность человека, а также некоторые черты характера, которые определяются как менталитет. Но понятие это достаточно условное. В связи с постоянной динамикой к смешению этнических групп в родословной того или иного человека возможно присутствие представителей самых разнообразных народностей, что затрудняет само определение национальности. Таким образом, несмотря на тот факт, что во многих странах основным признаком такого определения является гражданство или язык, национальности все больше остаются понятием самоидентификации личности.

От Империи к Федерации

В Российской империи в 1897 году проходила перепись населения, тогда принадлежность гражданина к той или иной этнической группе определялась по языковому и религиозному признаку. Чуть позднее стало применяться понятие «народности» и «народы», а графа «национальность» в паспортах появилась уже в Советском Союзе в 70-х годах прошлого века. Совет Национальностей Верховного Совета СССР имел такое название для более точного определения представленных в нем территориальных образований (республик, автономных областей и округов). Ну а на сегодняшний день Конституция Российской Федерации закрепляет право на самоопределение в выборе национальной принадлежности.

Такие разные «русские»

Многих очень интересует вопрос, почему все национальности мира - это имена существительные (латыши, поляки, румыны, татары и другие), и только у русских - это прилагательное. Сложно наверняка ответить на этот вопрос, и разные ученые выдвигают разные теории. Начать следует с того, что это самая большая народность в мире. Национальность «русский» имеют по разным подсчетам от 130 до 150 миллионов людей по всему земному шару, проживающих не только в России, но и далеко за ее пределами. Русские являются самым многочисленным восточнославянским этносом. Это основная часть населения и коренной народ России, а также большая часть населения бывших советских республик, таких как Украина, Белоруссия, Казахстан, Латвия, Эстония, Молдавия и других. Но русские распространены не только на постсоветском пространстве, в США, Германии, Канаде и Бразилии, а также в других крупных государствах они представлены большими диаспорами. Языком национальности считается русский. Некоторые субэтносы русского народа в других странах имеют собственные названия: горюны (регион Украины), липоване (регион Румынии), албазинцы (регион Китая), некрасовцы (регион Турции). Что касается непосредственно территории России, то, несмотря на общую национальность «русский», население делится также и на более узкие этнические группы, такие как казаки, саяны, тудовляне, поморы, колымчане, сибиряки, марковцы и многие другие, в зависимости от региона проживания.

Что определяет русского?

Считается, что как национальность «русский» - это слишком сжатое понятие. Это не просто некоторые антропологические признаки или окончания фамилии на -ов/-ев. У В. И. Даля, великого русского ученого, писателя и лексикографа, была своя точка зрения на определение национальности человека, и рациональное зерно в этом мнении, несомненно, присутствует. Он считал, что в зависимости от того, на каком языке человека думает, к тому народу он и принадлежит. На русском языке говорит огромная часть населения земного шара и, помимо России, подавляющее большинство населения некоторых бывших республик СССР, при этом причисляя себя к другим национальностям по территориальному признаку. Русские - это более чем национальность, это цивилизация, самобытная и неповторимая, соединяющая в единое целое язык, культуру, менталитет.



просмотров