Сикстинская мадонна рафаэля описание картины и творчества великого художник ренессанса. «Сикстинская мадонна». Шесть главных символов, зашифрованных в картине Сикстинская мадонна кто изображен

Сикстинская мадонна рафаэля описание картины и творчества великого художник ренессанса. «Сикстинская мадонна». Шесть главных символов, зашифрованных в картине Сикстинская мадонна кто изображен

«Сикстинская Мадонна» - наиболее известная из картин Рафаэля Санти, которая не имеет творческих аналогов. История создания шедевра вызывает споры среди историков и искусствоведов. О гипотезах и теориях создания «Сикстинской Мадонны», истории существования «Сикстинской Мадонны» и современной жизни картины читайте в нашей статье.

Правда о создании шедевра Рафаэля «Сикстинская Мадонна» затерялась в истории. Даже на уровне малочисленных документов есть разные версии, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Это не даёт возможность поставить точку в споре историков о заказчике картины. Оппонентом для церкви Св. Сикста в честь победы над французами, выступил немецкий искусствовед Хуберт Гримме. Он выдвинул теорию, что картина предназначалась для траурной церемонии торжественного прощания с папой Юлием II , который умер от лихорадки 21 февраля 1513 года и стал первым папой, тело которого забальзамировали. Тело папы было выставлено для прощания в правом боковом приделе (часть храма для размещения дополнительного алтаря для богослужения) собора Св. Петра. Картина была помещена над гробом папы Юлия. Гримме настаивает, что именно расположение картины определило её композицию: Рафаэль изобразил, как из глубины ниши, обрамлённой зелёным занавесом, Богоматерь приближается к гробу понтифика. По версии Гримме, ангелы внизу картины опираются на деревянную крышку гроба папы Юлия. А папская тиара с геральдическим символом делла Ровере - жёлудем - указывает на принадлежность умершего к этому древнему роду. Но католический ритуал запрещает использовать в культовых целях на главном алтаре изображения, которые использовались на траурных церемониях. Ватикан обладал беспрецедентной властью. И всё произошло обычным порядком: с молчаливого согласия курии (главного административного органа Святого Престола и Ватикана) «Сикстинская Мадонна» была продана бенедиктинскому монастырю в далёкой Пьяченце. Избежав таким образом нежелательного внимания к этому нарушению, картину поместили на главный алтарь церкви Св. Сикста.

«Сикстинская Мадонна» в интерьере церкви Св.Сикста

Шедевр Рафаэля, затерявшийся в провинции, оставался неизвестным до 1754 года, когда курфюрст Саксонии (князь, наделённый правом выбора короля) Август III вывез картину в Дрезден. В церкви Св. Сикста осталась копия «Сикстинской Мадонны», выполненная художником Джузеппе Ногари.

«Сикстинская Мадонна», одна из самых известных картин в мире, получила признание только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III . Август III унаследовал страсть к коллекционированию картин от своего отца Августа II Сильного, который слыл ценителем искусств и первым стал собирать произведения старых мастеров. Как и отец, Август III никогда не отказывал себе в удовольствии, не жалея средств, приобрести какой-нибудь шедевр в Венеции, Болонье или Праге. Эти дорогостоящие покупки он позволял себе за счёт поступлений из казны огромного Польско-Литовского государства, чей выборный трон Август III занимал. Приобретались только шедевры, в выборе которых Август III полагался на советы Франческо Альгаротти, крупнейшего авторитета в области искусства XVIII века, который подобрал для саксонских курфюрстов исключительное по качеству собрание живописи. Но в Риме попытке агентов Августа III приобрести работы Рафаэля не увенчались успехом. При посредничестве болонского художника Джиованнини Август III два года вёл непростые переговоры о покупке «Сикстинской Мадонны». Ситуация часто ставилась на паузу: камнем преткновения была стоимость картины. Потребовался год переговоров в назначении цены в 25 тысяч римских скуди. Эта сумма была огромной (почти 70 кг золота), и она в 25 раз превышала ту, которую обычно курфюрст Саксонии платил за произведение искусства. Ещё год был потрачен на ожидание разрешения папы Бенедикта IV на продажу монастырём прекрасного алтарного образа. «Сикстинская Мадонна» стала вершиной удачных приобретений Августа III того периода. Картиной настолько дорожили, что отступили от привычной практики (в те времена обычно добирались из Италии в Саксонию через Венецию и Вену) и отправили «Сикстинскую Мадонну» через Тироль и Аутсбург, избежав таможенных придирок в Венеции.

В истории картины началась новая глава. 1 марта 1754 года «Сикстинская Мадонна» была впервые выставлена в зале для аудиенций замка - резиденции курфюрста в Дрездене. Картина, почти забытая в Пьяченце, снова приобрела известность, правда, в рядах немногочисленной избранной публики. Ещё в 1846 году в Дрездене началось строительство здания для музея, которое было завершено в 1855 году. «Сикстинская Мадонна» и другие шедевральные картины были перевезены в Дрезденскую галерею, которая теперь стала общедоступной для посещения. Иностранным посетителям осмотр галереи разрешался за большую плату. Состав галереи отражал вкусы европейской аристократии эпохи Просвещения. Непререкаемым авторитетом в то время считался Рафаэль, а его лучшей станковой работой - «Сикстинская Мадонна». В новой галерее картина Рафаэля получила свой отдельный зал, новую раму и мировое признание, более чем через 300 лет после её создания. В своей статье, вышедшей в 1755 году, историк искусствовед Винкельман назвал «Сикстинскую Мадонну» самой лучшей и драгоценной из всего собрания галереи.

Война - тёмная тень цивилизации, едва не лишила мир шедевра Рафаэля. В конце 1939 года «Сикстинская Мадонна» была направлена нацистами из Дрездена в крепость города Мейсен Альбрехтсбург, что не спасло её от ужаса разрушительных бомбёжек. Поэтому полотно вновь перевезли, а его местонахождение засекретили. В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года американские бомбардировщики совершили неоправданно жестокий налёт на Дрезден, в котором не было военной необходимости, потому что дрезденский гарнизон был малочисленным. В течении 90 минут на город сбрасывались не только фугасные, но и начинённые фосфором и каучуком бомбы, которые выжигали всё дотла. В результате бомбёжки погибли около 30000 мирных жителей, более 85% зданий лежали в руинах, были безжалостно уничтожены бесчисленные памятники истории и культуры, в том числе Альбертинум - известный Музей древнего искусства Германии, один из крупнейших в Европе музей скульптур. А на месте Дрезденской картинной галереи высились только обугленные остовы стен. Но к моменту бомбардировки художественных сокровищ там уже не было. Сразу же после освобождения города советскими войсками, начались поиски экспонатов дрезденских музеев. В штольне заброшенной каменоломни за Эльбой нашли немецкий план размещения сокровищ из дрезденских музеев. Тайников оказалось много - 53 (позже выяснилось, что подавляющее большинство из них были заминированы). «Хранилищами» шедевров Дрезденской галереи оказались туннель в Гросс-Котта и известковый карьер в Покуу - Ленгефельд.

Годы войны стали трагическими для культурной жизни Дрездена. Большинство экспонатов, извлечённых из тайников, нуждались в немедленной помощи, многие из них находились на грани уничтожения, от бомбардировок пострадали более 300 картин. Но разруха послевоенной Германии не позволяла даже создать надлежащие условия для хранения картин, не говоря уже об их реставрации. Полотно Рафаэля и найденные шедевры были отправлены на реставрацию в Киев и Москву. По технологическим причинам процесс реставрации оказался продолжительным. Только через 10 лет «Сикстинская Мадонна» и ещё 1240 картин возвратились в собрание Дрезденской галереи. «Сикстинская Мадонна» реставрировалась несколько раз: в 1826 году, в 1856 году и в 1931 году. Сейчас Дрезденский музей, опасаясь за сохранность шедевра, не торопится с его реставрацией.

В сентябре 2011 года в Дрезденскую галерею на выставку, приуроченную визиту Папы Бенедикта XVI в Германию, привезли прообраз знаменитой «Сикстинской Мадонны» - «Мадонну ди Фолиньо», которая для этой выставки впервые за всю историю покинула Пинакотеку Ватикана. Интересный факт: сейчас никто не усомнился бы в превосходстве «Сикстинской Мадонны», но в XVIII веке «Мадонна ди Фолиньо» ценилась выше. Ведь именно её, а не «Сикстинскую Мадонну» Август III хотел приобрести для своего дрезденского собрания, но по разным причинам не смог это сделать.

«Сикстинская Мадонна» на выставке в Дрезденской галерее

Приглушённая палитра «Сикстинской Мадонны» уступает итенсивностью красок «Мадонне ди Фолиньо», красочный которой очистили итальянские реставраторы. Но поскольку художник использовал одни и те же краски при создании обеих картин, можно только предположить, как прекрасна была некогда «Сикстинская Мадонна».

Золотая монета, выпущенная Ватиканом. Тема выпуска - «Сикстинская Мадонна» Рафаэля

Италия увековечила шедевр Рафаэля. Очередная золотая монета номиналом €100 серии «Станцы Рафаэля» была выпущена в обращение Государством-городом Ватикан в сентябре 2013 года. Темой этого выпуска стала «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.

Художник: Рафаэль Санти


Холст, масло.
Размер: 265 × 196 см

Описание картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти

Художник: Рафаэль Санти
Название картины: «Сикстинская мадонна»
Картина написана: 1513-1514 г.
Холст, масло.
Размер: 265 × 196 см

Рафаэль Санти – один из немногих художников, кто был счастлив, имел в молодом возрасте множество заказов, славу и почет. Отец его во всем поддерживал и даже давал уроки живописи, а Рафаэль внимал всем тонкостям искусства. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. На примерах великого Да Винчи он учился изображать движение, а работах Микеланджело искал пластичное спокойствие. Помимо этого, любил писать мадонн – известно около 15 изображений святых, принадлежащих кисти Санти.

Самая знаменитая из них – «Сикстинская мадонна», по разным предположениям, была написана с 1512 по 1513 год, а с середины 18 века картина находится в Дрездене.

Огромное по своим размером полотно было новаторским в искусстве Высокого Возрождения, поскольку материалом для него послужило не дерево, а холст. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Начинаются они с того, что папа Юлий II заказывал это полотно для своей гробницы, и с него написан Сикст, а для образа святой Варвары позировала племянница главы католической церкви. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»).

Еще одна легенда о «Сикстинской мадонне» повествует, что покровителями церкви в Пьяченце, где первоначально находилась картина, были святые Сикст и Варвара. Когда холст оказался в Дрездене, к нему началось паломничество русских живописцев, которые и «раскрутили» картину среди отечественного светского общества. Одних отзывов Карамзина, Жуковского, Белинского, Репина, Достоевского, Фета и Пушкина достаточно, чтобы считать эту Мадонну (причем, совершенно справедливо) шедевром творчества Рафаэля.

Чем же так популярна и так загадочна эта картина? Холст презентует Мадонну с младенцем на руках, у ног которой склонились папа Сикст и мученица Варвара, смотрящие на восхождение Бога. Композиция картины продумана очень тщательно – занавес вместе со всеми фигурами образует треугольник. Образ Мадонны подчеркнуто простой, а херувимчики, что задумались о своем, заставляют лишь умиляться. Такой композиционный прием называется алтарным, и Рафаэль использовал его неспроста. Картина ранее находилась в церкви, так что вид на нее открывался сразу, когда человек заходил в храм.

Ни один живописец Ренессанса не использовал в своих работах психологические приемы, в таком количестве, как это делал Рафаэль Санти. Его Мадонна имеет со зрителем духовный контакт – она словно заглядывает в вашу душу и позволяет заглянуть в свою. Брови женщины чуть приподняты, а глаза широко раскрыты – она производит впечатление человека, который познал все истины мира. Мадонне заранее известна судьба ее сына, розовощекого младенца, не по-детски серьезно и прозорливо взирающего на мир с рук матери. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями.

Все движения и жесты на этом полотне многозначны. Мадонна одновременно идет вперед, и в то же время вы думаете, что она стоит на месте, а ее парящая фигура кажется не бестелесной, а вполне реальной и живой. Младенец Христос одновременно и дар людям, и порыв материнского инстинкта – об это можно судить по движению ее рук.

Картина поражает выверенным, линейным и пространственным объемом. Он придает ей такое величие, что некоторые считают данное произведение искусства иконой, все фигуры которой уравновешены. Если вы внимательно присмотритесь к Сиксту, то увидите, что он тяжелее Варвары и находится ниже. Зато занавес над головой у мученицы массивнее – так Рафаэль достигает баланса.

Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Ее голова не обрамлена нимбом, одежды просты, а ноги босы, младенец расположен на руках так, как его держат сельские жительницы. Святость этой Мадонны совершенно в ином – босоногую женщину встречают как царицу: могущественный глава католической церкви превратился рядом с ней с сморщенного старичка, а пухлые херувимы – в обычных детей. Святая Варвара, облаченная в роскошные одежды, на фоне Мадонны выглядит как простая девушка. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит.

Это действие – лишь часть того движения, которое наполняет всю картину Рафаэля. Полотно озарено свечением, которое льется откуда-то изнутри, причем свет находится в разных углах. Темный фон облаков создает ощущение грозы.

Цветовая гамма картины гармонично вплетает в себя различные оттенки. Зеленый занавес и зеленая накидка Варвары, расшитая золотом одежда папы, сине-красный наряд Мадонны и пастельные оттенки тел на фоне грязно-серых облаков создают предчувствие чего-то монументального.

Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Другая гипотеза более интересна, и рассказывает о страсти 17-летней дочери булочника Маргарите Лути, которая не устояла перед интересным, богатым и знаменитым мужчиной. Причем, в том, что она отдалась мастеру, были и корыстные мотивы – за ночные утехи с художником девушка получила дорогое ожерелье.

Так это или нет, мы не узнаем никогда. Известно лишь одно: каждому мужчине свойственно искать в женщине ангела, и, не будь Маргариты, не было бы «Сикстинской мадонны». История знает множество примеров тому, что роковые женщины были музами деятелей искусства, а с соблазнительницы ставали моделями для гениев. Скульптуру Венеры Милосской создавали с гетеры Фрины, а Джоконда – любовница ДаВинчи. Что говорить о художниках, если футуриста Маяковского устраивал «тройственный союз» с семейством Брик?

Мы не вправе судить гениев, ведь Бог не дал большинству из людей и малой толики их таланта. Мы можем лишь наслаждаться произведениями искусства, что овеяны множеством легенд.

Картина Рафаэля Санти "Сикстинская Мадонна" первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло. На картине изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина "Сикстинская мадонна" принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для Рафаэля Санти оно явилось также своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур - все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина "Сикстинская мадонна" обнаруживает важное новое качество - повышенный духовный контакт со зрителем. В предшествующих его "Мадоннах" образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью - взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины; они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя. Лишь в картине Рафаэля "Мадонна в кресле" персонажи смотрят на зрителя, и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Во взгляде же Сикстинской Мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах - причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, - есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью. Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию - в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И, как всегда у Рафаэля, эмоциональное содержание его образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Картина "Сикстинская Мадонна" дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной "многозначности" самых простых движений и жестов. Так, сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте; фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем - ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. Высокая образная содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох, считавших себя его последователями, у которых часто за идеальным обликом их персонажей не скрывалось ничего, кроме внешнего эффекта.

Композиция "Сикстинской Мадонны" на первый взгляд проста. В действительности же это простота кажущаяся, ибо общее построение картины основано на необычайно тонких и в то же время строго выверенных соотношениях объемных, линейных и пространственных мотивов, сообщающих картине величие и красоту. Ее безупречное равновесие, лишенное искусственности и схематизма, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур. Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом, и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов. Такой на первый взгляд незначительный мотив, как папская тиара, поставленная в углу картины на парапете, имеет большое образное и композиционное значение, внося в картину ту долю ощущения земной тверди, какая требуется, чтобы придать небесному видению необходимую реальность. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля - так называемой "Дамы в покрывале" ("La Donna Velata", 1516 г., галерея Питти). Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август III после двух лет переговоров получил от Бенедикта XIV разрешение вывезти её в Дрезден. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме. В храме Сан-Систо осталась копия "Сикстинской Мадонны", выполненная Джузеппе Ногари. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции "Святую ночь" Корреджо.

Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, "Сикстинская Мадонна" становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе - Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский ("небесная мимоидущая дева"), В. Кюхельбекер ("божественное творение"), А.А. Бестужев ("это не Мадонна, это вера Рафаэля"), К. Брюллов, В. Белинский ("фигура строго классическая и нисколько не романтическая"), А.И. Герцен, А. Фет, Л.Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф.М. Достоевский. Несколько раз упоминает об этом произведении, не видевший его воочию А.С. Пушкин.

После Великой Отечественной войны картина хранилась в запасниках Пушкинского музея, пока не была возвращена вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году. Перед этим "Мадонна" была представлена московской публике. На проводы "Сикстинской Мадонны" В.С. Гроссман откликнулся одноимённым рассказом, где связал знаменитый образ с собственными воспоминаниями о Треблинке: "Глядя вслед Сикстинской Мадонне, мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке" 1 .

Ставшие рутинными восторги, вызываемые картиной у путешественников, привели к определённой реакции против этого произведения, как и против творчества Рафаэля в целом, которое со второй половины XIX века стало ассоциироваться с академизмом. Уже Лев Толстой писал: "Мадонна Сикстинская… не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется" 2 .

Даже в справочных изданиях отмечается, что краски "Мадонны" заметно выцвели; не способствуют усилению производимого ею эффекта ни помещение картины под стекло, ни музейное освещение. Когда прославленный образ экспонировался в Москве, Фаина Раневская отреагировала на разочарование некоторых интеллектуалов следующим образом: "Эта дама столько столетий стольким нравилась, что теперь она сама имеет право выбирать, кому нравиться" 3 .

Свою роль сыграла и рецепция этого образа в массовой культуре, которая подчас переходит грань пошлости. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: "крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов. "Вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага", - писал об этой выставке "Коммерсантъ" 4 .

Не имеющий аналогов творческий взлёт Рафаэля венчает «Сикстинская Мадонна», ознаменовавшая заключительный этап становления его художественного метода. Картина стала синтезом многих находок художника и завершила эволюцию образа Мадонны в его творчестве. О картине Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» читайте в нашей статье.

Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции. Раскрытый занавес символизирует развёрнутые небеса, а его зелёный цвет олицетворяет милосердие Бога Отца, пожертвовавшего сыном ради спасения людей. Рафаэль представил явление Богоматери, как чудо зримое, использовав для этого раздвинутый занавес. В подобных сценах занавес традиционно поддерживают ангелы, а в «Сикстинской Мадонне» занавес как будто раздвинут Святым Духом.

«Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти

Композиция настолько совершенна, настолько точно найден ракурс картины, что создаётся ощущение присутствия при таинстве. И этот «эффект присутствия» - одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Ритмический строй, который достигается благодаря особой композиционной расстановке персонажей, концентрирует внимание на Мадонне с Младенцем в центре картины. Фигура Девы Марии, впервые изображённая художником в полный рост и почти в натуральную величину, выглядит здесь величественнее, чем на других полотнах Рафаэля, посвящённых Матери Иисуса. Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю. Взгляд Мадонн на предшествующих полотнах художника никогда не был обращён на что-либо вне картины. Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний. А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она - провидица - уже знает. Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте. По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св. Сикста напротив деревянного распятия, поэтому лица Марии и Младенца отражают чувства, которые они испытывают при виде мученической смерти Христа.

«Мария и Младенец», фрагмент «Сикстинской Мадонны», Рафаэль Санти

По словам историка искусства Стама: «Лоб его (Младенца Христа) не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьёзны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… его глаза смотрят на открывшийся перед ним мир пристально, напряжённо, с недоумением и страхом».

Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным. По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых. Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо. О том, что Богоматерь - явление неземное свидетельствует лёгкость, с которой Мария шествует по облакам, в то время как папа Сикст и Св. Варвара «утопают» в облаках. Обычно Богоматерь изображали сидящей, а Мария Рафаэля спускается на землю к людям, на них, молящихся в церкви, указывает Св. Сикст. Мария несёт людям самое дорогое, что может быть у матери - своего ребёнка - и, как она знает, на страдания и смерть. В этом одиноком шествии Богоматери выражена вся трагическая жертвенность, на которую она обречена. Так Рафаэль придал евангельской легенде глубокое человеческое содержание -высокую и извечную трагедию материнства. Вот почему так сложно выражении лица Марии. Драматичный и выразительный образ Марии не идеализирован, художник наделил Богоматерь одновременно земными чертами и религиозной идеальностью.

«Папа Сикст II », фрагмент «Сикстинской Мадонны», Рафаэль Санти

В левой части картины коленопреклонённый Св. Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем. Его левая рука в знак преданности Богоматери прижата к груди, он просит её о заступничестве молящихся перед алтарём. В знак почтения перед Марией с головы понтифика снята папская тиара, состоящая из трёх корон, которые символизируют царство Бога Отца, Сына и Святого Духа. Тиара увенчана геральдическим символом рода Ровере - желудем, а на золотой мантии Сикста вышиты дубовые листья. О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы. Во время гонения христиан в Риме при императоре Валериане, папа Сикст II был казнён через отсечение головы. Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II , своего покровителя. По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св. Варварой, которая облегчает муки умирающих.


«Св. Варвара», фрагмент «Сикстинской Мадонны», Рафаэль Санти

Справа Рафаэль написал Св. Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы. Эта святая великомученица III века, отличавшаяся необыкновенной красотой, втайне от отца - язычника обратилась в христианскую веру. По приказу императора за свою приверженность к христианству она была обезглавлена собственным отцом Диоскором. Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся. Потупленный взгляд коленопреклонённой Св. Варвары и её поза выражают покорность и благоговение.

Рафаэль изобразил облака в виде ангелов, поющих славу Господу. А два бесстрастных ангела внизу картины символизируют неизбежность Божественного Промысла: Христос не может изменить свою судьбу и избежать предначертанной мучительной смерти.

«Ангелы», фрагмент «Сикстинской Мадонны», Рафаэль Санти

«Сикстинская Мадонна» стала классикой мирового искусства. «Разные поколения, разные люди усматривали в «Сикстинской Мадонне» своё. Одни видели в ней выражение только религиозной идеи. Другие толковали картину с точки зрения скрытого в ней нравственно-философского содержания. Третьи ценили в ней художественное совершенство. Но, по-видимому, эти три аспекта неотделимы друг от друга». (В.Н. Гращенков, автор книги «Рафаэль»).

Про эту картину известно, что она точно принадлежит кисти великого Рафаэля. И к тому же, он писал её один, без помощников. Она была написана по заказу для церкви святого Сикста. И естественно, картина отображает библейский сюжет – явление Христа народу. Размеры картины внушительны. Три на два метра – это примерно как размера пола в большой комнате обычной квартиры.

По своему сюжету картина проста. В центре картины изображена женщина с ребёнком на руках. Этот ребёнок – Иисус Христос. Женщина ступает босыми ногами по белым клубящимся облакам. Справа от неё изображена присевшая девушка. А слева бородатый старец в одеждах. Он указывает правой рукой в правую сторону. Внизу картины – два маленьких ангелочка. Вот и все действующие лица.

Женщина как-то странно держит ребёнка. Не прижимает к себе, как это делают все матери, а спиной к себе. Она готова отдать своего ребёнка. Взрослые люди на картине в одеждах, а дети – голенькие. Почему она не укроет ребёнка? Ведь ему же холодно, наверное.

Ребёнок – не грудное дитя, ему примерно около года. И он наверняка умеет ходить. Вон он какой толстенький, значит, здоров и аппетит хороший. Только всё-таки, почему без одежды? Своей головой ребёнок прижимается к щеке матери.

Никто не улыбается, все пребывают в состоянии глубокой задумчивости. Видимо, радоваться нечему и все это понимают. Даже маленькие ангелочки подпёрли рукой личико, и о чём-то думают.

Женщина – святая дева Мария, мальчик – Иисус Христос. На картине нет ни пола, ни стен, ни потолка. Она как-будто висит в воздухе. Мадонна как-будто идёт к людям. Лишь только темно-зелёные шторы «намекают» на то, что всё скоро закончится, и они будут закрыты. И за ними что-то будет спрятано от глаз человеческих.

Мария одета в красивое красное с синим длинное платье, голова покрыта длинной горчичного цвета шалью. Слева сидящая святая Варвара с непокрытой головой одета в яркие одежды. Длинная юбка тоже тёмно - синего цвета. Она прижала руки к груди, глаза опущены вниз. Она не хочет смотреть Марии в глаза. Как женщина женщину, она понимает и сочувствует ей. Её образ выражает покорность и благоговение.

По другую сторону от Марии святой Сикст упал на колени. Лицо его обращено к Марии, рука показывает направление, куда ей надо идти. А маленькие детки с крыльями положили ручонки как-будто на край, не понять чего. Раз есть занавес, значит, это край сцены. У обоих ангелочков глаза обращены наверх. Интересно, что они там увидели?

Такое ощущение, что все действующие лица всё знают и понимают. Но другого выбора нет. Эту картину мог нарисовать только тот человек, и ясно, что это мужчина, который никогда не расставался со своим ребёнком.

Описание картины Рафаэля Сикстинская Мадонна

Прошло 500 лет с тех пор, как великий итальянский живописец Рафаэль Санти создал лучшую свою работу "Сикстинская Мадонна", и, наверное, нет на земле человека, которому не была бы знакома эта картина. Написанная для монастыря Святого Сикста, в настоящее время она хранится в Дрезденской галерее.

С полотна довольно внушительных размеров на зрителя с надеждой, печалью и тревогой смотрит Богоматерь с Младенцем на руках. На ней простая одежда, босыми ногами она легко ступает по облакам. Юная Богородица несёт своего сына к людям, доверчиво надеясь на то, что мир будет добр к нему, не причинит ему вреда. Но в то же время Дева Мария полна смирения и понимания, что она должна выполнить волю того, кого держит на руках.

Младенца Спасителя художник рисует крупным и сильным ребёнком. Его взгляд не по-детски серьёзен. В отличие от своей матери, он точно знает о своём великом предназначении: выполнить волю Бога-отца и стать спасительной жертвой для человечества.

Благоговейно взирает на Богородицу и Христа, преклонивший колени Римский Папа Сикст IV. Его изображение помещено в левой стороне картины. Справа у ног Богородицы художник поместил святую Варвару Её взгляд обращён вниз, на Землю, туда, где Христа ожидает распятие. Одежды этих святых несравненно богаче и ярче простых красно-синих одеяний Богородицы. Но эта простота не обманывает зрителя. Он видит спускающуюся с небес Царицу, отдающую своё дитя во имя спасения людей на Земле.

За спиной Девы Марии художник прорисовал едва заметные лики ангелов, которые на первый взгляд кажутся лёгкими облачками. Некоторые искусствоведы утверждают, что это души ещё не родившихся людей. Внизу изображены два маленьких ангела, очень напоминающих обычных уличных сорванцов. Один из них даже потерял где-то своё крылышко. Но и они, захваченные важностью и торжественностью момента, внимательно и задумчиво наблюдают за происходящим чудом схождения Бога на Землю.

Рафаэль многократно изображал Деву Марию на своих картинах. Не именно "Сикстинская Мадонна" стала таким сплавом прекрасной композиции, гармонии, смысла, который вот уже пять веков восхищает и завораживает зрителя.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Отдых после боя Непринцева 8 класс

    В основу холста «Отдых после боя» была положена поэма «Василий Теркин». Собственно после того как художник прочел эту поэму, он пришел к такому выводу, что напишет чудесный холст на военную тематику.

    Анна Николаевна является одним из второстепенных персонажей произведения, сестрой главной героини романа Веры Николаевны Шеиной.



просмотров