Староверы бразилии верили в сборную россии. Как русские старообрядцы оказались в далёкой Боливии, и хорошо ли им там живётся

Староверы бразилии верили в сборную россии. Как русские старообрядцы оказались в далёкой Боливии, и хорошо ли им там живётся


Русские в Боливии заслуживают пристального интереса, как минимум, по двум причинам. Во-первых, русская община там появилась не в бурные 1990-е, а ещё в ХІХ веке. Во-вторых, в отличие от других латиноамериканских стран, русские в Боливии практически не ассимилировались. Более того, будучи гражданами этой страны, родиной они считают Россию, которую не видели даже на экранах телевизоров: ведь телевизоры они не жалуют.

«Ой, мороз, мороз» под пальмами


Эти женщины носят длинные сарафаны, мужчины - рубахи с поясами. Под венец идут рано: девушки уже в 13, парни - в 16; рожают много, так что и десять детей в семье не редкость. Имена у всех русские, но старинные, каких теперь и не услышишь: Мамелфа, Агапит, Киприян, Инафа, Елизар.

Все - крестьяне. Живут продажей плодов труда своего; в воскресенье отдыхают, ходят в церковь. Вроде обычная русская деревня конца XIX века, но вокруг - не поля с березками, а боливийская сельва, и выращивают крестьяне не репу с капустой, а бананы с ананасами (впрочем, пшеница тоже в почете).


По-русски все говорят чисто, без намека на акцент, но с редкими вкраплениями испанских слов. Заслуги боливийских властей в этом нет: государственные школы в стране только испаноязычные. Русский язык хранит и прививает семья, а читать детей учат не только по-русски, но и по-старославянски, ведь главная книга в каждой семье - Библия - написана на этом языке. Таких крестьян-старообрядцев в Боливии около 2 тысяч. Деревни их расположены в тропических департаментах страны - Санта-Крус, Кочабамбa, Лас-Пас, Бени.


Несмотря на стойкое соблюдение традиций, резко отличающихся от местной культуры, и внешнее несходство, никаких конфликтов с боливийцами у русских старообрядцев никогда не было. Живут с соседями дружно, прекрасно понимают друг друга (все старообрядцы хорошо знают испанский), но сближаться не хотят и браки заключают только со своими, причем не в пределах деревни (это запрещено), а выписывая невест издалека. Благо, в Латинской Америке старообрядцев хватает.

Сохраняя веру


Сформировалась община постепенно, старообрядцы прибывали «волнами». Первая из них относится к второй половине позапрошлого века, когда часть сибирских старообрядцев, устав от гонений, стала искать место на карте, где можно было бы спокойно исповедовать свою веру. Такой точкой (а точнее, континентом) стала Латинская Америка в целом и Боливия, в частности. Первых переселенцев привлекли плодородные земли и либеральная политика местных властей.


Если первая волна переселенцев попала в Боливию напрямую, то путь второй был весьма сложен. Сперва в бурные годы гражданской староверы бежали в Маньчжурию. Вроде прижились, родилось новое поколение - и тут разразилась революция уже в Китае. Пришлось снова бежать, на этот раз в британский Гонконг. Оттуда часть старообрядцев перебралась в Австралию, а часть - в Бразилию. В Бразилии понравилось не всем - решили переехать в Боливию. Но не исключено, что русских в Боливии ждет новое переселение.

Назад на Родину


Впервые за много лет проблемы с властями у русских старообрядцев появились в начале 2010-х. Их вины в том нет: просто к власти пришло левое правительство Эво Моралеса, которое озаботилось судьбой индейских земель, на которых живут и работают старообрядцы. Часть из них задумалась о возвращении на Родину, тем более, что эти планы активно поддержали российские власти.

В 2011 в Россию из Боливии приехало около 30 человек, за ними потянулись другие. Вопреки прогнозам, назад никто не вернулся, хотя пришлось непросто: так, в выделенных им районах почти никто не остался, разъехались кто куда. Последуют ли их примеру остальные русские в Боливии? На этот вопрос может ответить только время.

Сегодня многих интересует, какими были . Действительно интересная история.

Общины русских староверов разбросаны по всему зарубежью – от Эстонии до Уругвая и Австралии. Часть из них образовалась еще несколько веков назад во время гонений со стороны властей Российской империи, другая же была основана уже в XX веке, когда эмигрантам-старообрядцам вновь потребовался приют. К последним относятся и староверческие поселения в Бразилии.

Бегство из Китая

После революции многие старообрядческие семьи уехали в Китай. В Харбине, Шанхае и некоторых других китайских городах существовали целые центры русской эмиграции – выпускались газеты, строились школы, велась активная общественная жизнь.
Но после того как Китай взял курс на сотрудничество с СССР, а к власти пришла Коммунистическая партия, стало ясно, что прежняя жизнь кончена. Старообрядцы вспоминали, что от коммунистов многие пытались спрятаться в глубине страны, но и там быстро разворачивалась коллективизация, вводились карточная система и обязательная сдача всего урожая государству.
Староверы обратились во Всемирный совет Церквей: в начале 1950-х в располагавшееся в Гонконге представительство начали поступать первые ходатайства о содействии в переселении в Латинскую Америку. Обращались и в ООН. Немалую помощь оказало Управление верховного комиссара по делам беженцев.
Для чиновников старообрядческие общины стали проблемой - они ни в какую не хотели разделяться. Общину можно было перевезти только целиком и поселить только в одном месте. В то же время было понятно, что благодаря положительному образу староверов как трудолюбивых, мирных, ответственных людей найти им новый дом будет не так сложно.
К 1958 г. первые 450 человек получили визы и переехали в Гонконг, еще 150, имея визы, оставались в Китае. Тогда же стало понятно, что в переселении нуждаются еще, как минимум, 1700 человек – часть из харбинской общины, часть из «синьцзянской» группы. В последнюю входили не только старообрядцы, но и пятидесятники, баптисты и другие.
Люди уезжали целыми деревнями, распродавая или просто бросая нажитое имущество. «Харбинцы» переехали раньше «синьцзянцев», узнавших о возможности переселения достаточно поздно. Всего за 13 лет (именно столько длилась операция по переселению) в Аргентину, Австралию, Новую Зеландию и Бразилию вывезли около 1500 старообрядцев.

Почему Бразилия?

Эта страна первой подтвердила визы, и именно туда приехала большая часть переселенцев. В мае 1958 г. из Гонконга в США прилетели 82 старовера. В Лос-Анжелесе их посадили на пароход, куда также загрузили одежду, сельскохозяйственные инструменты, швейные машины. 27 мая судно прибыло в Бразилию. В течение месяца приплыли и прилетели в разные штаты Бразилии около 400 «харбинцев».
Многие из них оказались в стране раньше, чем было запланировано. Общину первоначально поселили на фазенде Сан-Сильвестри посреди гор и леса. Старообрядцы начали заготавливать лес. Быстро стало ясно, что привычным земледелием здесь заниматься не получится, – земля была плохая. Начались волнения.
Ситуацию спас Андрей Муравьев-Апостол, курировавший беженцев со стороны Всемирного совета Церквей. С его помощью в штате Парана, муниципалитете Понта-Гросса, было приобретено 6000 акров земли - с лесом и рекой. Пейзаж напоминал среднерусский, только растительность была тропической.
На фазенде Санта-Крус поселились 500 человек, разделившихся на три поселения. Были выбраны лидеры поселений, которые со временем стали официальными управляющими.

Устройство на новом месте

Каждой семье Всемирный совет Церквей выделил «на обустройство» несколько кур, корову и свинью. На колонию полагались 12 телег и 24 лошади. Дома строились усилиями самих переселенцев. Пока шла стройка, люди жили в палатках, временных хижинах, старых зданиях. Сначала в каждом поселении строили дом настоятеля, он же – молельный дом. Возводили строения по русскому образцу – из бревен, с банями и русскими печами.
В 1959 г. под фасоль, овощи, гречиху были распаханы поля. У соседей – немецких колонистов – староверы научились сажать рис. Была основана и пасека. У инспектировавших поселения властей осталось положительное впечатление: трудолюбивые люди были признаны «готовыми к интеграции».
Сами староверы вспоминали, что реальная ситуация не всегда совпадала с изложенной в отчетах. Люди не сразу поняли, как работать на новой земле, какие удобрения использовать и как ухаживать за непривычными культурами. Нанимались на работу к немцам. Помогало то, что выходцы из Поволжья понимали русский язык, - коммуникация осуществлялась без проблем. Женщины занимались рукоделием – шили и продавали одежду, вышивали.
В 1962 г. в Понта-Гросса приехала часть «синцьзянцев». Но значительное их число осталось в США.
Через три года колония стала прибыльной: гречиху, рис, картофель, подсолнечник продавали даже в Рио-де-Жанейро. Пасеки давали до 10 тысяч тонн меда в год, во всем регионе продавались молочные продукты, сделанные старообрядцами.
Сейчас поселения староверов существуют в четырех бразильских штатах. В течение полувека покупались и новые земли, например, фазенда в штате Мату-Гроссу.

Как живут старообрядцы?

Староверы по-прежнему предпочитают носить привычную одежду – рубахи, сарафаны. Костюм обязательно носят с тканым или плетеным поясом, часто с надписями или узорами. Женщины сами вышивают и шьют одежду.
Старообрядцы в основном имеют старые русские имена – Ефросинья, Кузьма, Капитолина, Марфа, Фетиса, Евлампия…
Староверы не особо желают общаться с миром, но охотно закупают технику - как сельскохозяйственную, так и бытовую. Во многих семьях есть автомобили – без них в соседние селения не добраться. По меркам Бразилии староверы – весьма обеспеченные люди.
Их дети учатся в государственных школах, умеют пользоваться компьютером, свободно говорят на португальском. Изучают они и русский язык, учатся церковно-славянскому, читают богослужебные книги. Русский, однако, сохранился у староверов в достаточно устаревшем виде. В школах еду детям из старообрядческих семей готовят поварихи-староверки. Иногда община настаивает на том, чтобы остальные дети в классе носили скромную одежду. Высшее образование получают единицы – в основном потому, что для большинства оно дорогое.
Жениться и выходить замуж предпочитают за своих - староверов из других общин. По-прежнему действует правило «восьми колен» духовного родства. Местных брать в супруги не запрещается, но такие случаи бывают редко – их даже в работники берут нечасто, считая слишком ленивыми. Но если уж принято решение взять в общину бразильца или бразильянку, то они должны разделять ее ценности и жить по ее законам. И, разумеется, стать старообрядцами. Браки совершаются рано – часто девушек выдают замуж в 14-16 лет. Официально брак оформляют в положенные 18 – многие староверы имеют бразильское гражданство. Обычно к семидесяти годам у главы семьи - 8-10 детей, 50 внуков, 60 правнуков.
Вся община соблюдает посты, обязательно принимает участие во всех службах. Проводит богослужения выбранный настоятель. В повседневной жизни все дела совершаются с молитвой.
Сохраняется и традиция «особой посуды» для гостей. В общинах запрещено курить, смотреть телевизор, есть еду из ресторанов. Алкоголь разрешается только домашний, сделанный в общине. Хозяйки с охотой обмениваются рецептами с соседями. Так, в бразильских семьях штата Парана начали есть творог, вареники, сметану, а староверы едят рис, сырные булочки, фасоль. В основном все продукты выращивают в общине. Покупают кофе и чай.
Старообрядцам не нравится смешиваться с населением, терять обособленность общин, поэтому они нередко добровольно переселяются в глухие места, в которых цивилизация еще не так развита. Не так давно несколько семей бразильских староверов вернулись на историческую родину, в Россию. Они говорят, что об этом мечтали еще их деды.

» побывал в гостях у русских старообрядцев, живущих в Бразилии, и узнал, в частности, об их отношении к проходящему сейчас в этой стране чемпионату мира по футболу. Оказалось, билетов на матчи в самой Бразилии никак не достать, даже по интернету…

Ванька-Жоан

Полтора часа езды от Куритибы (город, где на днях проводился матч сборная Россия — Алжир) — и сворачиваем по шоссе по указателю: «Colonia dos russos». На полях пасутся коровы, а на гравийной дороге приходится лавировать между лепешками. С пригорка скатываешься как раз к дому самого разговорчивого местного жителя.

Антон Николаевич Санаров , — представляется дедушка в соломенной шляпе, которого встречаю на стройке дома. Правда, сначала он справляется, кто я есть такой.

Антону Николаевичу 80 лет. Родился в Харбине в русской семье. Из Китая путь лежал уже в Бразилию. Тут он уже больше полувека. Санаров — староста в русском поселении Санта-Крус (что можно перевести как Святой Крест). Показывает молельный дом. Но туда пускают только староверов. Зато можно посмотреть рыбник, где плещется хорошая рыбешка.

— Дом стар стал, видишь, доски гниют, — показывает уже свое жилье Антон Николаевич. — Поэтому задумали строить новый, кирпичный.

— Ванька, а ну-ка поди сюда! — староста зовет темнокожего парня, работающего на стройке. Хотя он вообще-то Жоан. Это его на местный, то есть русский, лад так кличат. А еще говорили, что русская община живет замкнуто, без телевизоров и телефонов…

— Хорошо, когда этого люди придерживаются, — говорит Антон Николаевич. — У нас в доме — а живем мы с женой и дочерью — телевизора нет. А без телефона нельзя. Скоро позвонят, скажут, какая цена на сожу — это здесь так бобы называют. Когда спрашиваю, почему у Санаровых семейство небольшое, староста улыбается.

— У меня 17 детей. 10 дочерей и три сына, — говорит Антон Николаевич. И, помолчав, добавляет. — Еще четверо померли маленькими.

Билеты на жого

У Марьи, которая замужем за одним из сыновей Антона Николаевича, детей только трое. И свекра она называет исключительно тятей.

— Как мы живем? Да проходите в дом, поговорим, — приглашает она. Дом обставлен современно. На столе — фрукты, рядом ноутбук.

— Очень хотели на жого попасть. Как это по-русски? На игру! Но билетов в Куритибе никак не достать, даже по интернету — жалуется Марья.

— В каждой семье говорят по-русски, — Антон Николаевич показывает на поселок. — Раньше-то здесь было 23 дома с русскими семьями. Теперь осталось только девять.

Кто-то уезжает в другие штаты Бразилии, кто-то возвращается обратно, как семья Марьи. Но так или иначе пустеет не только русская деревня.

Удивительно, конечно говорить про футбол и сборную России с русскими людьми, которые родились в бразильской деревне и никогда в России не бывали.

— Мы с мужем живем хозяйством. Работаем и в поле, скотину держим, птицу, — говорит Марья. — Но дети этим уже не хотят заниматься. Они видят жизнь в городе, где ходят в школу, общаются с друзьями. Я тут спросила у дочки: «Тебе какой язык ближе — русский или португальский?». Она мне отвечает: «Мама, у меня так уже все в голове перемешалось — и русский, и бразильский». И правда, дома мы говорим только по-русски, а в школе они общаются на португальском.

Обращение русского человека

Про футбол говорим и с Антоном Николаевичем. «С кем теперь играет Россия? — уточняет он. — Ну, Алжир должны заиграть». «Заиграть» — значит, выиграть. Пока, правда, заиграть у сборной России не получается.

— Надо было натренироваться и поучиться хорошенько, — наставляет староста футболистов сборной России. И по моей просьбе составляет им письмо — из деревни от дедушки:

Поздравляю всех русских футболистов. Желаю чтобы вы выполнили свою задачу. Русский человек Антон Николаевич Санаров.

Сейчас я периодически вожу к староверам наших туристов, у нас хорошие отношения с одним из главных и уважаемых там людей. Расскажу, как я попал туда впервые. Я сопровождал туристов , ехали мы на автомобиле по разным городам Аргентины и Уругвая. И решили заехать к староверам. Информации про староверов в интернете очень мало, нет чётких координат, не ясно, где их искать, и вообще не понятно, насколько информация актуальна. Была только информация о том, что колония староверов находится неподалёку от города Сан Хавьер . Мы приехали в этот город, и я начал выяснять у местных, где найти русских. "Аааа, барбудос!?" - сказали в первом же магазинчике. "Барбудос" по-испански - бородачи. "Да, они тут неподалёку живут. Но они вас не пустят к себе, они агрессивные", - заявили нам сан-хавьерцы. Такое заявление слегка насторожило. Но всё-таки я выяснил, как туда добраться просёлочными грунтовыми дорогами. Уругвайцы говорили, что "барбудос" никого не принимают и ни с кем не общаются. К счастью, это оказалось не так. Удивительно, но многие "русские" сан-хавьерцы ничего толком не знают о своих русских соседях. А всего непонятного и другого, человек, как известно, боится. Поэтому особой дружбы между бывшими русскими санхавьерцами и русскими староверами нет.

Мы приготовились было отправляться в путь, на поиск деревни, но в этот момент нас окликнул кто-то из сан-хавьерцев, показывая пальцем на банкомат. "Это как раз один из них", сказал он. Из банка вышел странного вида человек в зелёной рубахе, подбитой верёвочным поясом, с бородкой. Завязалась беседа. По русски. Человек оказался совсем не агрессивным, а наоборот, добрым и открытым. Первое, что поразило, - это его язык, говор. Он говорил на том языке, который я слышал только в кино. То есть это наш, русский язык, но многие слова там произносятся по-другому, и есть много слов, которые мы вообще больше не используем, например, дом они зовут избой, вместо сильно говорят "шибко". Говорят не "знаешь", а "знашь", "хошь", "понимашь"... Вместо "сильнее" говорят "пуще". Говорят не "бывает" а "быват", не "может" а "могёть", не "начнёшь" а "зачнёшь", не "другие" а "други". Сколь, евошный, туды-сюды, подле... Пообщавшись так чуток мы спросили, нельзя ли глянуть, как они там живут. Старовер согласился, и мы поехали за евошной машиной. Нам повезло, что мы его встретили, без него, по схеме, нарисованной сан-хавьерцами, мы бы точно ничего не нашли бы. И вот мы подъехали к деревне...

Попадая впервые в деревню староверов, испытываешь шок. Полное ощущение, что попал в прошлое на машине времени. Именно так выглядела Россия когда то... Въезжаем в деревню, дом, во дворе женщина в сарафане доит корову, бегают босые дети в рубахах да сарафанчиках... Это кусок старой России, который был из неё вынут и перенесён в другой, чужой мир. И поскольку русские не интегрировались в этом чужом мире, это позволило дожить до наших дней этому кусочку старой России.


Фотографировать в этой колонии категорически нельзя. И все те снимки, которые вы увидите ниже, сделаны с разрешения староверов. То есть групповые, "официальные" снимки возможны. Нельзя без спросу, тайно фотографировать их жизнь. При выяснении, почему они так не любят фотографов, выяснилось, что к ним под видом туристов пробирались журналисты. Снимали их, а потом выставляли в виде клоунов на посмешише. Один из таких глупых и бессмысленных репортажей сделало уругвайское ТВ скрытой камерой

Техника у них очень серьёзная. Вся в собственности. Имеются и фуры, и комбайны, и разные орошалки, поливалки.

Приехав в деревню, мы познакомились с одним из старейшин, и он рассказал нам про жизнь этого кусочка старой России... Так же как нам интересны они, мы интересны для них. Мы - часть той России, которую они как-то себе представляют в голове, с которой живут многими поколениями, но которой никогда не видели.


Староверы не бьют баклуши, а трудятся как папы Карло. У них в собственности порядка 60 гектаров, и ещё около 500 гектаров они арендуют. Здесь, в этой деревне живут около 15 семей, всего порядка 200 человек. То есть, согласно простейшему подсчёту, в каждой семье в среднем по 13 человек. Так оно и есть, семь большие, детишек много.


Вот несколько "официальных", разрешённых фотографий. Те, которые без бород - не староверы - это я и мои туристы.


И вот ещё фотографии, снятые с разрешения староверов человеком, который у них работал комбайнёром. Зовут его Слава. Простой русский парень долго путешествовал по разным латиноамериканским странам и пришёл поработать к староверам. Они его приняли, и целых 2 месяца он жил с ними. После чего всё-таки предпочёл уволиться. Он художник, потому фото получились такие хорошие.

Очень атмосферно. как в России... раньше. Сегодня-то в России комбайнов нет и тракторов тоже. Всё сгнило, и деревни стоят пустые. Россия так увлеклась вставанием с колен путём продажи нефти и газа гевропейцам, что не заметила, как русская деревня умерла. А вот в Уругвае русская деревня жива! Вот так могло бы быть в России сейчас! Я конечно утрирую, где-то в России, конечно, есть комбайны, но я своими глазами видел множество мёртвых деревень вдоль главных российских трасс. И это впечатляет.





Давайте очень деликатно, с огромным уважением заглянем за шторочку приватной жизни староверов. Фотографии, которые я здесь выкладываю, сняли они сами. То есть это официальные фото, которые сами староверы выложили в открытый доступ в социальные сети. А я просто собрал из фейсбука и перепостил эти фотографии здесь для вас, мой дорогой читатель. Все фотографии здесь из разных южноамериканских колоний староверов.

В Бразилии староверы живут штате Мато Гроссо (Mato Grosso), в 40 км от города Prmiavera do Leste. В штате Амазонас недалеко от городка Умайте (Humaita). А также в в штате Парана, рядом с Понта Гросса (Ponta Grossa).

В Боливии живут они в провинции Санта Круз, в поселении Тоборочи (Toborochi).

И в Аргентине поселение староверов находится под городком Чоель-Чоель (Choele Choel).


И здесь я расскажу всё то, что узнал от староверов про их жизненный уклад и традиции


Странные ощущения, когда начинаешь общаться с ними. Сперва кажется, что они должны быть какие-то совсем иные, "не от мира сего", погружённые в свою религию, и ничто земное их не может заинтересовать. Но при общении выясняется, что они такие же как мы, только маленько из прошлого. Но это не значит, что они какие-то отрешённые, и им ничего не интересно!


Эти костюмы - не какой то маскарад. Так они живут, в этом ходят. Женщины в сарафанах, мужики в рубахах, подвязанных верёвочным поясом. Женщины сами шьют одежду. Да, конечно, эти фотографии в основном с праздников, поэтому и одежда особо нарядная.


Но как видите, и в повседневной жизни староверы одеваются по старо-русски.


Невозможно поверить, что все эти люди и родились и выросли вне России. Мало того, их родители тоже родились здесь, в Южной Америке...


И обратите внимание на их лица, они все улыбаются. Всё-таки в этом сильное различие между нашими, российскими верующими и южноамериканскими староверами. У российских православных почему-то при всех разговорах о боге и религии лицо становится скорбно-трагичным. И чем сильнее современный россиянин верит в бога, тем печальнее лицо его. У староверов же всё на позитиве, и религия тоже. И я думаю, в старой России было так же как у них. Ведь великай российскай поэт Пушкин шутил и издевался над "попом-толоконным лбом", и это было тогда в порядке вещей.



Живут староверы в Южной Америке уже в течении почти 90 лет. В 30-х годах они бежали из СССР, так как вовремя почуяли опасность от новой советской власти. И правильно сделали, они бы не выжили. Бежали они сперва в Манчжурию. Но со временем и там их стала притеснять местная коммунистическая власть, и тогда они перебрались в Южную-Северную Америки и Австралию. Самая большая колония староверов находится на Аляске. В США они живут также в штатах Орегон и Миннесота. Староверы, к которым я езжу в Уругвай, сперва жили в Бразилии. Но там им стало некомфортно, и в 1971 году многие семьи перебрались в Уругвай. Долго выбирали земли, и наконец осели рядышком с "русским" городом Сан-Хавьер. Уругвайские власти сами присоветовали русским это место. Логика простая, те русские - эти русские, авось вместе-то лучше. Но ведь русские не всегда любят русских, это наша национальная особенность, поэтому особой дружбы у русских сан-ховьерцев со староверами не сложилось.


Приехали на пустое место. Стали всё строить, обосновываться в чистом поле. Поразительно, но в уругвайской колонии до 1986 года не было электричества! Освещали всё керосинками. Ну и приспособились жить по солнцу. Поэтому уругвайская колония самая интересная, ведь всего-то 30 лет назад они были отрезаны от остального мира полностью. И жизнь тогда была действительно как в позапрошлом веке в России. Воду носили коромыслами, землю пахали на лошадках, дома тогда были деревянные. Разные колонии жили по-разному, какие-то больше интегрированы в страну, где они находятся, например американские колонии. Каким-то колониям нет особо повода интегрироваться, например боливийской колонии. Ведь Боливия - страна довольно дикая и отсталая. Там, за пределами колонии такая нищета и разруха, что ну её, эту интеграцию!

Имена у староверов частенько старославянские: Афанасий, Евлампея, Капитолина, Марфа, Парасковея, Ефросинья, Ульяна, Кузьма, Василиса, Дионисий...


В разных колониях староверы живут по-разному. Кто-то более цивилизованно и даже богато, кто-то поскромнее. Но уклад жизни - такой как в старой России.


За соблюдением всех правил ревностно следят старшие. Молодёжь иногда не очень мотивированна верою. Ведь кругом столько интересных соблазнов...

Поэтому у стариков стоит непростая задача, ответить подрастающим молодым на множество вопросов. Почему им нельзя пить алкоголь? Почему им нельзя слушать музыку? Почему не обязательно учить язык страны, в которой живёшь? Почему им нельзя пользоваться интернетом и смотреть фильмы? Почему нельзя поехать и посмотреть какой-нибудь красивый город? Почему им нельзя общаться с местным населением и вступать с местными в какие-либо нехорошие связи? Зачем нужно молится с трёх до шести утра, и с шести до восьми вечера? Зачем поститься? Зачем креститься? Зачем соблюдать все остальные религиозные ритуалы?... Пока старшим как-то удаётся отвечать на все эти вопросы...



Пить староверам нельзя. Но если помолясь да покрестясь, то можно. Староверы пьют бражку. Готовят её сами. Ей угощали и нас. Причём довольно настойчиво, по русской традиции практически вливая её внутрь, стакан за стаканом. Но бражка хорошая и люди хорошие, чего ж не выпить то!


Староверы больше всего любят работать на земле. Без этого они себя не мыслят. Да и вообще они люди вполне работящие. Ну и кто поспорит, что это не Россия?!


Я сначала не понимал, почему староверы Уругвая, к которым я езжу, называют уругвайцев "испанцами". Потом понял: они сами-то тоже граждане Уругвая , то есть уругвайцы. А испанцами называют уругвайцев потому, что те говорят по-испански. Вообще дистанция между уругвайцами и староверами огромна. Это совсем разные миры, именно поэтому уругвайцы Сан-Хавьера рассказывали нам об "агрессивности" староверов. Староверы же характеризуют "испанцев" как ленивых бездельников, которые не хотят работать, сосут своё мате и вечно жалуются на правительство и государство. У староверов же другой подход к государству: главное, чтоб не мешало. К уругвайскому правительству у староверов есть тоже ряд претензий. Например, недавно в Уругвае вышел безумный закон, по которому, прежде чем землю засеять, нужно спросить у начальства, что там можно сеять. Начальство пришлёт химиков, они сделают анализ почвы, и вынесут вердикт: садить помидоры! А с помидорами бизнес староверов прогорит. Им нужно сажать фасоль (например). Поэтому староверы начинают подумывать, а не начать ли им поиск новой страны? И живо интересуются, а как там в России к крестьянину относятся? Стоит ли в Россию переезжать? Вы бы что им посоветовали?


Тема комбайнов, орошения, пахоты и засева занимает в жизни староверов одно из главных мест. Об этом они могут говорить часами!


Бескрайняя бразильская Русь...


Техника: комбайны, орошалки, сеялки и проч., у староверов своя. И каждый комбайн (который, к слову, стоит 200-500 тысяч долларов) староверы умеют чинить сами. Они могут разобрать и собрать заново каждый свой комбайн! У староверов в собственности сотни гектаров земли. И ещё больше земли они арендуют.


Семьи у староверов большие. Например у главы уругвайской общины в которую я иногда вожу туристов, целых 15 детей, а ему всего 52 года. Есть много внуков, сколько точно, он не помнит, приходится подсчитывать, загибая пальцы. Жена у него тоже молодая и вполне земная женщина.

В официальные школы детишек не отдают. Всё очень просто: если дети выучат язык той страны, где живут, то очень велика вероятность того, что соблазняться яркой окружающей жизнью, и выберут её. Тогда и колония растворится, и русские растворяться точно так же, как за 10 лет русские из города Сан Хавьер превратились в уругвайцев . И такой пример уже был, в бразильской колонии дети стали ходить в обычную бразильскую школу, которая была по-соседству. И почти все из детишек когда выросли, выбрали бразильскую жизнь вместо староверской. Я уж не говорю про староверов США. Там уже во многих семьях староверы общаются друг с другом на английском.


Старшие староверы из всех колоний прекрасно понимают риск растворения колонии в стране, и всеми силами сопротивляются этому. Поэтому не отдают детей в государственные школы, а стараются обучать их сами по мере возможности.


Чаще всего детишек учат дома. Учат читать по-церковнославянски. На этом языке написаны все религиозные книги староверов и на этом языке они молятся ежедневно с 3 до 6 утра и с 18 до 21 часу вечера. В 21 час староверы укладываются спать с тем, чтобы встать в 3, помолится и идти работать. Расписание дня столетиями не менялось и подстроено под световой день. Чтобы работать пока светло.

В колониях Бразилии и Боливии для детей в школу приглашаются местные учителя, которые учат их соответственно португальскому и испанскому. Но в обучении языку староверы видят исключительно практический смысл: это нужно, чтобы вести бизнес с местными. Староверские дети играют в русские традиционные игры, в лапту, пятнашки и многие другие, с чисто-русскими названиями.









Большинство фотографий, которые вы здесь видите со староверских праздников, чаще всего со свадеб. Девочки выходят замуж чаще всего в 14-15 лет. Парни в 16-18. Сохранены все традиции со сватаньем. Жену сыну должны подбирать родители. Стараются подбирать из другой колонии. То есть жениху из уругвайской колонии привозят невесту из боливийской или бразильской и наоборот. Староверы очень стараются избегать кровосмешения. Не стоит думать, что бедным несовершеннолетним детишкам не оставляют выбора. Формально должны выбирать родители, на практике же всё происходит довольно мягко и естественно, и конечно мнение подростка учитывается. Никто никого насильно не женит. Да вы наверное и сами видите по этим фотографиям, что никаким насилием над личностью здесь не пахнет.


Но у вас конечно встаёт законный вопрос - замуж в 14 лет??? Да, именно так. И да, тем самым они нарушают законы тех стран, в которых живут. Они шумно празднуют свадьбу, после чего живут вместе, и считаются мужем и женою. А когда им исполняется 18, регистрируют свой брак в официальных органах.


Кстати, у староверов совсем другое летоисчисление. Живут они по израильскому календарю. Считают, что именно он правильный. Но какой сейчас год "мирской", тоже знают: они же должны разбираться во всех документах об аренде земель, закупке сои, оплате счетов.


Кстати, евреев староверы зовут жидами. Сперва я подумал, что это у них махровый антисемитизм. Но потом понял, что произносят они это слово совсем без негатива. Ведь так звали евреев в старину...




Видите, на фото все как на подбор, в одинаковых сарафанах? Дело в том, что одёжа и её окрас играют в жизни староверов огромную роль. Жёлтые штаны - два раза ку. Например, на свадьбу все гости со стороны невесты одеваются в один цвет, а со стороны жениха - в другой. Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели, а когда нет цели...

У староверов дома не бревенчатые, а бетонные, построенные в традициях строительства того места, где они живут. Но весь уклад наш, старо-русский: сени, заваленки, посидушки женщин с детями пока мужики то на работе.


А внутри дома всё равно русские! Староверы обшивают дом внутри деревом. Так живее. И дом они называют избой.



Бабы и девки (так здесь называются особи женского пола) не работают на земле, а заняты по хозяйству. Готовят еду, следят за детишками... Роль женщины у них всё-таки слегка пришибленная, чем-то даже напоминает роль женщины в арабских странах, где женщина - бессловесное животное. Вот мужики сидят, кушают, бражку пьют. А Марфа с кувшином, поодаль. "Ну-ка Марфа, принесь ещё бражки, да помидоров давай туды-сюды!", и беззвучная Марфа бросается исполнять задание... Как-то неловко даже за неё. Но не всё так сурово и жёстко. Видите, вон и бабы тоже сидят, отдыхают да смартфонятся.

Мужики занимаются и охотой и рыбалкой. Вполне насыщенная жизнь. Да и природа тут у нас, я вам скажу!


Помимо бражки пьют и пиво. Однако про алкашей я не слыхал. Как то все при деле. Алкоголь не заменяет им жизнь

Тут собранны фото из разных колоний. И в каждой из них свои правила, где-то пожёстче, а где и помягше. Для баб косметика недопустима. Но если очень хочется, то можно.


Интересно староверы рассказывают про сбор грибов. Естественно про подберёзовики, подосиновики и белые они не знают. В этой местности растут немного другие грибы, похожи они на наши маслята. Сбор грибов у староверов не является обязательным атрибутом жизни. Хотя они перечисляли некоторые названия грибов, и они русские, хотя и мне не знакомые. Про грибы они говорят примерно так: "иногда кто хочет собирает. Да вот только иногда насобирют плохих, потом животы болят...". И выезды на джипах на природу, и мясо на гриле, и все остальные атрибуты так нам хорошо знакомых пикников, у них тоже имеются.

И даже шутить умеют. Кстати, с чувством юмора у них тоже все в порядке.






Вобщем вы сами видите, самые обыкновенные люди


Здороваются староверы словом "Здорова!". Ни "здравствуйте" ни тем более "привет" они не используют. Вообще, у староверов нет обращения "Вы". Всё на "ты". Кстати, меня они называют "вожак". Но вожак не всмысле главный. А в том смысле, что я вожу людей. Гид , стало быть.


Кстати, почувствовали одно яркое несоответствие русскости? Что не так в этих улыбках? Чувствуете, что когда фотографии с улыбками, что-то неуловимо не наше? Они улыбаются с зубами. Россияне же обычно улыбаются, зубов не показывая. С зубами улыбаются американцы и прочие иностранцы. Вот такая деталь откуда-то появилась в этой параллельной маленькой России.

Хотя вы наверное заметили даже на этих фотографиях, сколько у людей позитива на лицах! И радость эта не притворная. У нашего же народа больше какой то тоски и беспросветности.



Вот репортаж бразильского ТВ о бразильских староверах. Обратите внимание, многие знают португальский, или как говорят староверы "бразильский" язык.



Староверы довольно часто для письма используют латиницу. Но и кириллицу не забывают.



В большинстве своём староверы - состоятельные люди. Конечно, как и в любом обществе кто-то богаче, кто-то беднее, но в целом живут они весьма недурственно.


Здесь на этих фото в основном жизнь бразильской, аргентинской и боливийской колоний. О боливийской колонии староверов имеется целый репортаж, там правила не такие жёсткие, как в уругвайской колонии и снимать там иногда разрешается

Обычная нашенская свадьба, наш дом на заднем плане. Только два пальмовых ствола дают понять, что это не Россия





Староверская молодёжь любит футбол. Хотя они и считают эту игру "не нашей".



Хорошо ли живут староверы или плохо? Они живут хорошо. Во всяком случае уругвайские и боливийские староверы живут лучше средних уругвайцев и боливийцев. Староверы ездят на джипах по 40-60 тысяч долларов, у них смартфоны последних моделей...



Основная письменность у староверов на латинице и по-испански. Но и русский многие знают тоже.






">

Но на староверов наложено много ограничений. Телевизоры запрещены, компьютеры тоже. Да и про телефоны староверы говорят, что это всё от дьявола. Но уж ладно, есть и есть. Телевизоры тоже бы появились, да не нужны они. Староверы привыкли жить без них многими поколениями, и уже не понимают, для чего они нужны. Компьютеры в каких-то колониях запрещены, в каких-то используются тайно от старейшин. Да и в современных смартфонах имеется мобильный интернет...








Есть в фейсбуках староверов даже самодельные комиксы. Этот его не очень понял: "Я её люблю", "Хочу обнять его", "Хочу спать!". Кстати, в фейсбуке староверы переписываются частенько по-португальски и по-испански. Переписываются те, кто так или иначе получил местное образование. Писать по-испански-португальски их научили. А по-русски они не умеют, только разговаривать. Да и клавиатуры русской у них нету.


Староверам очень интересна нынешняя Россия. Многим из них деды, бежавшие из Советской России 30-х годов, наказали обязательно вернуться в Россию, когда там будут подходящие условия. Так почти целое столетие староверы жили на чужих землях в ожидании того, что настанет благоприятный момент для возвращения. Но этот момент всё не наступал: Сталин стал загонять народ в лагеря, и главное, что было важно для староверов - душил деревню своими безумными коллективизациями. Потом пришёл Хрущёв, который стал отбирать у народа скот, и насильно внедрять кукурузу. Потом страна стала заниматься различными гонками вооружений, и из заграницы, особенно отсюда, из Южной Америки, СССР казался ОЧЕНЬ странной и экзотической страной. Потом началась перестройка и в России наступила нищета, и, наконец, пришёл Путин... И вот с его приходом староверы встрепенулись. Начало казаться, что может быть и настал тот самый подходящий момент для возвращения. Россия оказалась нормальной страной, открытой к остальному миру, без экзотических коммунизмов и социализмов. Россия стала, и вправду, делать шаги навстречу русским, живущим в других странах. Появилась "государственная программа о возвращении на родину", к староверам приехал российский посол в Уругвае и стал водить с ними дружбу. С бразильскими и боливийскими староверами тоже начались разговоры со стороны российских властей, и в конце концов, небольшая группа староверов переехала в Россию и расселилась в селе Дерсу Приморского края. И об этом репортаж российского ТВ:

Репортёры в этом репортаже рассказывают официальную версию относительно традиций староверов. Но не нужно думать, что у староверов так всё жёстко регламентировано, и такой железный распорядок. Репортёрам и разным заезжим, приезжим, чьи отчёты можно встретить в интернете, староверы рассказывают как ДОЛЖНО быть. Но для того, чтобы так было, люди должны быть не людьми, а машинами. Они стараются придерживаться своих правил. Но они живые люди, и американская зараза в виде глобализации и прочей пакости активно внедряется в их жизнь. Шаг за шагом, по чуть-чуть. Но устоять уж больно тяжело...

Всё по-нашенски! Селфи на смартфон с губками бантиком... Всё-таки родные корни! .....А может это американское влияние и сюда добралось?

Нет ответа...



Вообще, принято думать, что любые ортодоксальные верующие - люди непонятные и сильно странные. Я не знаю, насколько сильно веруют староверы, но это абсолютно нормальные, земные, свои в доску люди. С юмором, и со всеми теми же желаниями и хотениями, что есть у нас с вами. Они ничем не святее нас. Или мы ничем не хуже их. Все хорошие, в общем.





И хоть парни и выросли на другом континенте, а ведь всё наше: и целлофановые пакеты, и сидят по-пацански...


Ну а кто скажет что это не средне-российский пикник?


Эх, уругвайская Русь!...

Хотите посмотреть Уругвай своими глазами? Я могу быть вашим гидом по Уругваю .

Если вы собираетесь в Монтевидео и хотите поселится в хорошем месте, выберете себе отель по вкусу на букинге , и пришлите мне его адрес на е-мейл . И я расскажу вам, в удачном ли месте он расположен, безопасно ли там, красиво ли и далеко ли оттуда добираться до интересных мест.

И что из этого получается

Почти 8 месяцев назад в селе Огорь Жиздринского района поселилось две семьи староверов из Латинской Америки. А в октябре в ЖЖ появилось сообщение о том, как плохо живется нашим соотечественникам на вновь обретенной родине, с какими бюрократическими препонами и проблемами им приходится сталкиваться.

Корреспондент «Калужского перекрестка» решила проверить это и побывала в гостях у староверов, в семьеИосифа и Терентия МУРАЧЕВЫХ.

Воздушные замки о переезде из далекой жаркой Бразилии в холодную и суровую Россию долгие годы строил отец Иосифа. Он уже готовился покинуть Латинскую Америку, узнав о программе добровольного переселения соотечественников, да не дожил. Но его мечту осуществили сыновья.

Первым отправился Терентий. С женой и семерыми детьми он перебрался на Дальний Восток.

Иосиф наоборот не стал бросаться в омут с головой и сначала приехал с женой, сыном и дочерью в Москву, как турист. В столице у них тут же объявились знакомые, которые объяснили, как действует программа, какие документы нужно собрать. Больше года семья Иосифа Мурачева жила в Обнинске. Глава семьи работал на железобетонном заводе. Они с женой сразу поняли, что городская суета не для них. И как только появилась возможность, перебрались в Жиздринский район, в село Огорь.

О том, как долго и муторно приходилось собирать документы, чтобы получить гражданство, Мурачевы рассказывают неохотно. Лишь вскользь упоминают, что переводчика с португальского на русский в Калужской области не нашлось, и за всеми справками приходилось мотаться в Москву. Вообще жаловаться на трудности не в их характере. Они лишь благодарят всех, кто помог.

Вскоре к Иосифу в Огорь перебрался и его брат Терентий с семьей. Ему на Дальнем Востоке устроится так и не удалось. А переезд из одного конца страны в другой и вовсе разорил. Тем более, кормить приходится 7 детей. В Огорь семья перебралась в конце июня, сажать многие культуры было уже поздно. Денег хватило только на покупку кур. Узнав о плачевном состоянии семьи Терентия, старообрядцы со всех концов России стали перечислять деньги. Да и Иосиф помогает брату как может.

До весны проживем и потом не пропадем, - уверен Иосиф. - В Бразилии Терентий работал на ферме, зарабатывал в переводе на наши деньги около 25 тысяч рублей. Он специалист по посевам.

Доехать из Жиздры до села Огорь или обратно непросто, автобусы ходят только 2 раза в день: в 7 утра и в 2 часа дня. В остальное время можно добраться только на такси за 500 рублей. Остановки как таковой в селе нет - машины тормозят возле парка «Культуры и отдыха».

Для Жиздринского района старообрядцы оказались настоящей находкой. Работящие, непьющие, семейные. Молодежь не остается жить на селе. Половина домов заброшена. Много покосившихся, ветхих, пустых избушек.

В двух из них, что покрепче, на самом краю села и поселились братья. Их дома напротив друг друга.

Семья Иосифа Мурачева хоть и с трудом, но обустраивается в Калужской области.

Душа желала перебраться на родину, в Бразилии чувствовали себя как на чужбине - язык другой, все чужое. С малости мечтали о России, - признается Иосиф.

Он с неохотой рассказывает о том, что сначала ему дали совершенно необжитый дом - даже без пола. В итоге старенькую избушку со всей мебелью им отдал (не бесплатно, конечно) местный житель. Последнюю сумму Мурачевы внесли накануне нашей встречи. Так что теперь дом целиком и полностью принадлежит им.

Поправили избу маленько летом, много было здесь поломано, - рассказывает Иосиф. - С краю фундамента нет, а у самого дома он нормальный. Все здесь надо утеплять.

Из всех удобств в доме Иосифа только свет и холодная вода. Воду к дому подводили уже сами.

А где же вы моетесь? - удивленно спрашиваю я. - Во дворе есть баня?

Воду нагреваем и в тазике моемся, - спокойно отвечает Мария - жена Иосифа. - Но это не проблема, мы понимаем, что в первый год сразу обустроиться невозможно.

Обед готовят на печке, благо дрова достать не трудно. Газ в селе есть. Иосифу в администрации Жиздринского района пообещали в ближайшее время подвезти голубое топливо и к их с братом домам. А пока в избе холодно, дует из всех щелей. Как только ударили небольшие морозы, вода в кране замерзла.

Но хозяйством обзавестись староверы уже успели. Каждый день встают чуть свет - топят печь, доят коров, дают корм козам, гусям, уткам, курам.

Женщины у староверов настоящие рукодельницы. Сами шьют сарафаны, плетут половики, ухаживают за животными и помогают мужчинам в поле. Мария каждый день печет хлеб и местные его с удовольствием покупают. Хлеб, кстати, вкуснейший. Я такого никогда не пробовала.

Дети Иосифа и Марии учатся в пятом классе. Еремию 17, Агапии (на фото) - 18. Родители смогли им дать только домашнее образование. Учеба мальчику дается с трудом, а вот Агапия ходит в школу с удовольствием. Учителя говорят, что если она и дальше будет также стараться, то в следующем году ее экстерном переведут в 7 класс. Дети добираются до школы, которая находится в 20 минутах ходьбы от дома, на велосипедах.

Агапия в России продолжает придерживаться старообрядческих традиций - не стрижет волосы, коса спускается ниже пояса. Она маме перед школой помогает и сама вяжет, шьет. Свои сарафаны Агапия вышивает цветами из страз.

Еремий с восторгом вспоминает, как на днях позади села увидел лису.

Шубка у нее такая прекрасная, как на картинке из книжки, - рассказывает подросток.

Мурачевым обещали - проблем с землей не будет - дадут столько сколько надо. Но помимо земли им нужна еще и техника. Ведь приехали старообрядцы не картошку сажать, а развивать сельское хозяйство.

Нонче у нас планы гектар 150 на две семьи сработать, - рассказывает Мария. - Хотелось бы иметь 40 голов коров. Тогда можно будет сразу сдавать молоко.

Мурачевы хотят оформиться как фермеры, тогда можно будет и кредит получить.

Министерство сельского хозяйства по просьбе братьев выдало им трактор. Правда, он буквально сразу же сломался. Попросили местного тракториста, и он одолжил им свой. Денег у переселенцев нет, поэтому договорились расплачиваться урожаем следующего года. Время не ждет, пашут на тракторе Иосиф и Терентий сами - и днем, и даже ночью.

Нас природа очень хорошо приветила. В дар дало семя в прибыток. Мы много лет хотели третьего ребенка, - откровенничает Мария.- Я к врачам ходила и в Бразилии, и здесь в Обнинске. Мне сказали - надо много анализов сдавать, и все, что будут рекомендовать врачи, все делать. А вот сколь прошло месяцев после переезда? Три- четыре, и без всяких медикаментов забеременела. Калужская земля нам большой подарок дала - у нас семья прибудет.

От староверов веет настоящей добротой и теплом, которые мы, городские жители потеряли. Они встречают вас с улыбкой, сажают за стол как самого дорогого гостя, угощают всем, что у них есть. Они не жалуются на жизнь, не любят говорить о своих трудностях, смело смотрят вперед. Хочется верить, что их мечты о больших стадах скота, о колосящихся бескрайних полях овса осуществятся несмотря на все сложности и препоны. Ведь если не они, то кто будет поднимать деревню?



просмотров