Судьба матрены тимофеевны кратко. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной ("Кому на Руси жить хорошо"). Непростые отношения с мужем и его родственниками

Судьба матрены тимофеевны кратко. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной ("Кому на Руси жить хорошо"). Непростые отношения с мужем и его родственниками

Одним из изучаемых в российских школах произведений русской литературы является поэма Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - пожалуй, наиболее известная в творчестве писателя. Множество исследований посвящено анализу данной поэмы и ее главных героев. А между тем есть в ней и второстепенные персонажи, представляющие отнюдь не меньший интерес. Например, крестьянка Матрена Тимофеевна.

Николай Некрасов

Прежде чем говорить о поэме и ее героях, нужно хотя бы вкратце остановиться на личности самого писателя. Человек, известный многим в первую очередь как автор «Кому на Руси жить хорошо», за свою жизнь написал множество произведений, а творить начал с одиннадцати лет - с момента, как перешагнул гимназический порог. Учась в институте, он писал стихи на заказ - копил деньги на издание первого своего сборника стихотворений. Выйдя в свет, сборник потерпел неудачу, и Николай Алексеевич решил обратить свое внимание на прозу.

Он писал рассказы и повести, издавал несколько журналов (например «Современник» и «Отечественные записки»). В последнее десятилетие своей жизни сочинил такие сатирические произведения, как уже неоднократно упомянутая поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Современники», «Русские женщины» и другие. Он не боялся обнажать страдания русского народа, которому глубоко сочувствовал, писал об их бедах и судьбах.

«Кому на Руси жить хорошо»: история создания

Достоверно неизвестно, когда именно Некрасов приступил к созданию поэмы, принесшей ему огромную известность. Считается, что произошло это примерно в начале шестидесятых годов девятнадцатого века, однако задолго до написания произведения писатель начал делать наброски - поэтому о времени замысла поэмы говорить не приходится. Несмотря на то, что в рукописи первой ее части указан 1865 год, часть исследователей склоняется к мнению, что это дата окончания работы, а не начала ее.

Как бы то ни было, пролог первой части был опубликован в «Современнике» в самом начале шестьдесят шестого года, а последующие четыре года с перерывами в журнале выходила и вся первая часть. Печаталась поэма трудно из-за споров с цензурой; впрочем, цензура «накладывала вето» и на многие другие издания Некрасова, и в целом на его деятельность.

Николай Алексеевич, опираясь на собственный опыт и на опыт своих коллег-предшественников, замыслил создать огромный эпический труд о жизни и судьбах различных людей, относящихся к самым разнообразным слоям общества, показать их дифференцированность. При этом он обязательно хотел быть прочтенным, услышанным простым народом - этим и обуславливается язык поэмы и ее композиция - они понятны и доступны самым обыкновенным, самым низшим слоям населения.

По первоначальному замыслу автора, произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Путешественники, пройдя через всю свою губернию, должны были дойти до самого Петербурга, встретившись там (в порядке очередности) с чиновником, купцом, министром и царем. Данному замыслу не дано было осуществиться из-за болезни и смерти Некрасова. Однако еще три части писатель создать успел - в начале и середине семидесятых годов. После ухода Николая Алексеевича из жизни не осталось в его бумагах никаких указаний о том, как следует печатать написанное им, (хотя есть версия, что Чуковский нашел в документах Некрасова запись о том, что после «Последыша» идет «Пир на весь мир»). Последняя часть увидела свет только через три года после смерти автора - и то с цензурными помарками.

Все начинается с того, что «на столбовой дороженьке» встретились семь простых деревенских мужиков. Встретились - и завели меж собой разговор о своей жизни, радостях и горестях. Сошлись они в том, что обычному мужику живется отнюдь не весело, а вот кому весело - так и не решили. Высказав различные варианты (от помещика до царя), они решают разобраться в этом вопросе, пообщаться с каждым из озвученных людей и узнать-таки верный ответ. А до тех пор - домой ни шагу.

Отправившись в путь вместе с найденной скатертью-самобранкой, они встречают сначала барское семейство во главе с сошедшим с ума хозяином, а затем - в городе Клину - женщину-крестьянку по имени Матрена Корчагина. Про нее мужикам говорили, что она и добрая, и умная, и счастливая - что главное, но как раз в последнем Матрена Тимофеевна и разубеждает нежданных гостей.

Персонажи

Главные герои поэмы - обычные крестьянские мужики: Пров, Пахом, Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор. На своем пути они успели встретить как таких же крестьян, как и они сами (Матрена Тимофеевна Корчагина, Прошка, Сидор, Яков, Глеб, Влас и другие), так и помещиков (князь Утятин, Фогель, Оболт-Оболдуев и так далее). Матрена Тимофеевна является едва ли не единственным (и при этом очень важным) женским персонажем произведения.

Матрена Тимофеевна: характеристика героя

Прежде чем говорить о Матрене Корчагиной, нужно вспомнить, что Николая Алексеевича на протяжении всей его жизни волновала судьба русской женщины. Женщины вообще - а крестьянской и подавно, ведь она, мало того, что была бесправной крепостной, так еще и являлась рабой своему мужу и своим сыновьям. Именно к этой теме Некрасов стремился привлечь общественное внимание - так и появился образ Матрены Тимофеевны, в чьи уста писатель вложил главные слова: о том, что «ключи от женского счастья» давным-давно потерялись.

С Матреной Корчагиной читатели знакомятся в третьей части поэмы. Странствующих мужиков приводит к ней молва - дескать, именно эта женщина и является счастливой. Характеристика Матрены Тимофеевны проявляется сразу в ее приветливости к незнакомым людям, в добросердечии. Из ее последующего рассказа о своей жизни становится ясно, что человек она удивительно стойкий, терпеливо и мужественно сносящий удары судьбы. Образу Матрены Тимофеевны придается некоторая героичность - и немало способствуют этому ее дети, которых она любит всепоглощающей материнской любовью. Она, помимо прочего, трудолюбива, честна, терпелива.

Матрена Корчагина - верующий человек, она смиренна, но при этом решительна и отважна. Она готова пожертвовать собой ради других - и не просто пожертвовать, а даже, если понадобится, отдать жизнь. Благодаря своей смелости Матрена спасает мужа, забранного в солдаты, за что получает всеобщее уважение. Больше никто из женщин не осмеливается на подобные поступки.

Внешность

Внешность Матрены Тимофеевны описана в поэме следующим образом: ей приблизительно тридцать восемь лет, она высокая, «осанистая», плотного телосложения. Автор называет ее красивой: большие строгие глаза, густые ресницы, смуглая кожа, в волосах - уже рано появившаяся седина.

История Матрены

История Матрены Тимофеевны рассказана в поэме от первого лица. Она сама приоткрывает завесу своей души перед мужиками, так страстно желающими узнать, счастлива ли она и если да, то в чем ее счастье.

Жизнь Матрены Тимофеевны можно было назвать сладкой лишь в девичестве. Родители любили ее, она росла «как у Бога за пазухой». Но крестьянок рано выдают замуж, вот и Матрене пришлось еще, по сути, подростком, уехать из отчего дома. А в семье мужа к ней отнеслись не слишком ласково: свекор и свекровь невзлюбили, да и сам супруг, обещавший не обижать ее, после свадьбы переменился - однажды даже поднял на нее руку. В описании этого эпизода лишний раз подчеркивается терпеливость образа Матрены Тимофеевны: она знает, что мужья бьют своих жен, и не жалуется, а смиренно принимает произошедшее. Впрочем, она уважает мужа, возможно, отчасти даже любит его - недаром же спасает от воинской службы.

Даже в нелегкой замужней жизни, где у нее множество обязанностей, а несправедливые упреки сыплются как из ведра, Матрена находит повод для радости - и об этом тоже рассказывает своим слушателям. Приехал ли муж, привез ли новый платочек, прокатил ли на санках - все вызывает у нее восторг, и обиды забываются. А когда рождается первый ребенок - истинное счастье приходит к героине. Образ Матрены Тимофеевны - это образ настоящей матери, безоглядно любящей своих детей, растворяющейся в них. Тем тяжелее пережить ей утрату, когда крошечный сын погибает по нелепой случайности.

Многое в жизни к своим тридцати восьми годам пришлось пережить этой крестьянской женщине. Однако Некрасов показывает ее не сдавшейся судьбе, сильной духом, выстоявшей наперекор всему. Душевные силы Матрены Корчагиной кажутся поистине невероятными. Она в одиночку справляется со всеми напастями, ведь ее некому пожалеть, ей некому помочь - родители мужа ее не любят, собственные родители живут далеко - а затем она теряет и их. Образ Матрены Тимофеевны (который, кстати, по некоторым источникам, списан с одной из знакомых автора) вызывает не только уважение, но и восхищение: она не поддается унынию, находя в себе силы не только жить дальше, но и радоваться жизни - хоть и редко.

В чем счастье героини

Сама Матрена не считает себя счастливой, прямо заявляя об этом своим гостям. По ее мнению, среди «баб» счастливиц не найти - слишком тяжелая у них жизнь, слишком много трудностей, горестей и обид им достается. Тем не менее людская молва говорит о Корчагиной именно как о счастливице. В чем счастье Матрены Тимофеевны? В ее силе духа и стойкости: она стойко перенесла все беды, выпавшие на ее долю, и не роптала, она жертвовала собой ради близких ей людей. Она воспитала пятерых сыновей, несмотря на постоянные унижения и нападки, она не озлобилась, не потеряла чувство собственного достоинства, сохранила в себе такие качества, как доброта и любовь. Она осталась сильным человеком, а слабый человек, вечно недовольный своей жизнью, не может быть счастлив по определению. К Матрене Тимофеевне это точно никак не относится.

Критика

Цензура воспринимала произведения Николая Алексеевича «в штыки», но коллеги отзывались о его трудах более чем благосклонно. Его называли человеком, близким к народу - а потому знающим, как и что об этом народе рассказать. Писали, что он «умеет творить чудеса», что его материал «искусен и богат». Поэму «Кому на Руси жить хорошо» называли новым и оригинальным явлением в литературе, а самого ее автора - единственным, кто имеет право именоваться поэтом.

  1. Николай Алексеевич плохо учился в школе.
  2. По наследству ему передались любовь к картам и охоте.
  3. Любил женщин, за всю жизнь имел немало увлечений.

Данная поэма является действительно уникальным произведением в русской литературе, а Матрена - синтезированным образом настоящей русской женщины широкой души, из тех, про кого говорят - «и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит».

Исследует различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, чем судьба остальных крестьян. «Не дело между бабами / Счастливую искать», - прямо отвечает обратившимся к ней странникам Матрена Тимофеевна, главы «Крестьянка». Но женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше.

Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Матрены Корчагиной. Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей , вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он отмечает в ее характере и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии.

У героини было счастливое, беззаботное раннее , а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т. д. Да еще - попался добрый муж. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «постылым», терпеть побои. В любви и согласии жила Матрена с мужем. Вот этот лад в семье и помогал героине переносить беды и несчастья. Филипп был печником, постоянно уезжал на заработки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоянные разлуки. Ей приходилось приспосабливаться к жизни в чужой семье. Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-заступника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, героиня не находила поддержки.

Характер Матрены Тимофеевны закаляется именно в тяжких испытаниях. Это - женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а «Крестьянка». Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы «Русские женщины». Долгий рассказ Матрены Тимофеевны о своей (еще достаточно благополучной и на редкость удачливой!) судьбе - это и ода красоте души русской крестьянки, и обвинение тем, кто обрек ее на страшные муки.

Как и Ермил Гирин, Матрена известна всей округе. Но в поэме она рассказывает о своей жизни сама, и слушают ее лишь семь странников. Правдивость рассказа подчеркивается просьбой странников: «Аты нам душу выложи!» Да и сама героиня главы обещает: «Не скрою ничего».

Необыкновенная творческая одаренность Матрены Тимофеевны позволяет ей не только хранить в памяти фольклор, но и обновлять его. Рассказ изобилует элементами фольклорных произведений, посвященных горькой доле женщины: песен,«пословиц, поговорок, плачей, причитаний.

Особую роль в описании жизни русской женщины играют песни (не случайно вторая глава этой части поэмы носит название «Песни»). Некрасов изображает жизнь крестьянки во всей полноте, с детства, до момента, когда она встречается с искателями счастливого человека. В жизни Матрены Тимофеевны есть несколько моментов, когда вот-вот готовы выплеснуться наружу те чувства, которые могли бы привести ее к решительному действию. Первый раз - когда, вопреки ее мольбам, лекари начинают вскрытие тела Демушки. Но становой тогда приказывает связать мать. Второй - когда староста решает наказать ее сына Федотушку, пожалевшего голодную волчицу.

Барин решает простить ребенка, но наказать саму «бабу дерзкую». И Некрасов показывает очень важную черту волевого характера героини: она гордо ложится. под розги, не унизившись до просьбы о прощении, выносит боль и позор публичного наказания. И лишь на следующий день она выплакала свое горе над речкой. Единственный раз, когда Матрена Тимофеевна решает бороться за свое счастье, - это когда забирают в солдаты ее мужа. Она обращается с неистовой молитвой к Божьей матери, и эта молитва, видимо, придает ей силы: Матрена Тимофеевна находит смелость обратиться к губернаторше, которая не только помогает крестьянке, но и становится крестной матерью ее ребенка. После этого случая Матрену начинают называть счастливой. Вот, оказывается, в чем счастье крестьянки: не стать солдаткой, найти силы молчать и терпеть да растить детей.

Ключи от счастья женского, - Ото нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны… - таков невеселый итог разговора Матрены Тимофеевны с семью странниками. Внешняя , сердечность, сообразительность, слава счастливицы дают возможность говорить о Матрене Тимофеевне как о личности неповторимой, исключительной.

Посредством изображения судьбы Матрены Тимофеевны автор делает глубокие обобщения: русские женщины живут в постоянном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины. Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы, указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах старорежимной России.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Матрена Тимофеевна как яркий представитель крестьянской женщины . Литературные сочинения!

Счастливая крестьянка Матрёна

Матрёна Тимофеевна Корчагина, по прозвищу Губернаторша, из села Клин – главная героиня третьей части поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова . Вот как характеризуют её мужики: «Корова холмогорская, не баба! Доброумнее и глаже – бабы нет». Чтобы ответить на вопрос, счастлива ли она, Матрёна без утайки рассказывает свою жизнь и подводит итог: в её жизни бывали счастливые моменты (девичество, сватовство жениха, спасение мужа от неправедного рекрутства). Она говорит: «Ногами я не топтана, верёвками не вязана, иголками не колота». Но может ли быть счастлива женщина, по которой прошли гроза душевная, кровь первенца, обиды смертные и плеть, только не отведала она стыда неискупимого? Под стыдом неискупимым Матрёна подразумевает домогательства господского управляющего Ситникова, который, к счастью Матрёны, умер от холеры.

Ключи от женского счастья, по легенде, которую Матрёне рассказала старуха-богомолка, потеряны у самого Бога.

Портрет Матрёны Тимофеевны

Эта тридцативосьмилетняя суровая женщина, считающаяся уже старухой, по-крестьянски красива: осанистая, широкая, плотная, с большими строгими глазами, богатейшими ресницами. Волос у неё с проседью, кожа смуглая. Для её портрета Некрасов использует эпитеты. Одежда Матрёны свидетельствует о её трудолюбии: рубаха белая, сарафан коротенький (чтобы удобней было работать).

Девичество Матрёны

Матрёна считает своё детство счастливым. Батюшка будил её рано, а матушка жалела. Но крестьянская жизнь – это труд с детства. В семь лет Матрёна уже бегала в стадо, носила отцу завтрак, пасла уток, гребла сено. Ей нравилась такая жизнь: работа в поле, баня, работа за прялками с подружками, а иногда и песни-пляски.

Суженым Матрёны стал парень с чужой стороны (за сорок вёрст от неё) – печник Филипп Корчагин. Матушка отговаривала Матрёну: «Там холодно, там голодно». Матрёна покорилась судьбе.

Судьба Матрёны в чужой семье

Судьбу девушки, выданной замуж в чужую семью, Матрёна пропевает слушателям-крестьянам в народных песнях. В семье мужа Матрёне жилось, как в аду. Она должна была прислуживать старшей золовке Марфе, приглядывать за свёкром, чтобы не ушёл в кабак, сносить ругань свекрови. Муж советовал Матрёне молчать и терпеть. Зато с ним были «лады». Матрёна признаётся, что муж ударил её только один раз, и не видит в этом ничего зазорного: жене негоже считать мужнины побои.

Но обычно муж заступался за Матрёну, как в голодный год, когда свекровь обвиняла невестку в голоде, потому что в Рождество она надела чистую рубаху (суеверие).

Матрёна-мать

У Матрёны пятеро сыновей, одного уже взяли в солдаты. Двадцать лет назад Матрёна родила первенца, сына Дёмушку, с которым случилось несчастье. Некрасов описывает беду с помощью психологического параллелизма. Как мать-соловушка плачет о своих сгоревших птенчиках, которых не уберегла, потому что её не было рядом с гнездом, так по велению свекрови Матрёна оставила Дёмушку у дедушки мужа, столетнего Савельича, а он его не уберёг: свиньи съели младенца.

Горе Матрёны усугубляют «неправедные судьи», которые клевещут на неё, что она состояла в сожительстве с Савельичем, что убила ребёнка в сговоре с ним, что отравила его.

Для крестьянки жизнь и смерть – единый непрерывный процесс, в котором всё должно быть по обряду. Для неё вскрытие тела – это поругание, большая беда, чем смерть: «Я не ропщу... что Бог прибрал младенчика, а больно то, зачем они ругалися над ним».

Матрёна родила за 3 года троих детей и погрузилась в заботы: «Некогда ни думать, ни печалиться», «поешь – когда останется, уснёшь – когда больна».

Любовь матери к детям безгранична, ради детей она готова противиться самому Богу. Она не стала морить голодом младенцев по постным дням, как велела богомольная странница, хотя и боялась кары Божьей.

Ради старшего сына Федота Матрёна перенесла избиение плетью. Восьмилетний подпасок Федот пожалел голодную щенную волчицу, которая выла, будто плакала. Он отдал ей уже мёртвую овцу, которую сначала бесстрашно вырвал из пасти. Когда староста решил поучить Федота за овцу, Матрёна бросилась в ноги помещику, велевшему простить мальчика и поучить бабу.

Матрёна – особенная крестьянка

Матрёна, хотя и послушна родителям, родне и мужу, способна анализировать и выбирать, противостоять общественному мнению.

Савелий, бывший каторжник, помогает Матрёне осознать, как нужно жить в неправедном обществе. Нужно нести подношения начальству, не стоит искать правды у Бога и царя: «Высоко Бог, далёко царь». Савелий говорит, что нужно терпеть, потому что «ты – крепостная женщина!»

Матрёна-губернаторша

Матрёна прославилась среди крестьян и добилась уважения мужниной родни, когда спасла своего мужа от солдатской службы, хотя за его семью в рекруты уже ушёл старший брат.

Боясь тяжёлого будущего для себя и своих лишённых отца детей, которых будут «пощипывать-поколачивать», Матрёна ночью побежала просить милости у губернатора. Наученная опытом, Матрёна дала двугривенный стражнику, целковый швейцару Макару Федосеичу за то, что он вовремя проведёт её к губернатору.

Обстоятельства сложились для Матрёны благоприятно. Крестьянка бросилась в ноги губернаторше и открыла ей свою жалобу: кормильца и родителя берут обманом, не по-божески. Губернаторша была с ней ласкова, крестила родившегося тут же мальчика Лиодорушкой и спасла Филиппа. За это доброе дело Матрёна всем велит прославлять и благодарить губернаторшу Елену Александровну.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" - довольно редкое и уникальное в художественном отношении явление. И если вспомнить аналоги, то она может быть сопоставлена разве что с пушкинским романом в стихах. Общими для них будут монументальность и глубина изображения характеров в сочетании с необыкновенно яркой стихотворной формой.
Сюжет поэмы прост: семь крестьян задались целью узнать, "кому живется весело, вольготно на Руси" и странствуют, пытаясь найти этого человека. Пройдя много дорог, перевидав многих людей, они решили:

Не все между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!

Им, как на счастливую, указывают на Матрену Тимофеевну Корчагину по прозвищу Губернаторша. Это крестьянка, слывущая в народе счастливой, Странники находят ее:

Матрена Тимофеевна,
Осанистая женщина,
Широкая и плотная
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие.
Сурова и смугла.

Она рассказывает им о своей жизни - полной забот, горя и печали жизни простой русской крестьянки. Матрена говорит, что если и была счастлива, то только до замужества. В чем же заключается это счастье? А вот в чем:У нас была хорошая, Непьющая семья.
Маленькая девочка превратилась во взрослую девушку - работящую, красивую лицом и строгую нравом. Не засиделась она девках, быстро нашелся ей жених, да "на горе чужанин" Филипп Корчагин. Началась для героини тяжелая жизнь невестки в доме свекрови:

Семья была большущая,
Сварливая... попала С девичьей холи в ад!

С мужем Матрена живет в ладу. Он поднял на нее руку лишь раз, да и то по научению своей матери и сестер.
Родился у Матрены сын Демушка - единственная отрада в отсутствии мужа. Но недолго она на него радовалась: сварливая свекровь отправила ее работать, сказав, что за сыном посмотрит дед Савелий. Но недоглядел дел, уснул, разморенный солнышком, а Демушку съели свиньи.
Но на этом все не закончилось, не дали Матрене похоронить сына. Провели следствие, подозревая ее в постыдной связи с дедом Савелием и убийстве Демушки, исполосовали тело мальчика и. не найдя ничего, отдали обезумевшей от горя матери. Очень долго не могла Матрена отойти от этого кошмара.
Она очень скучала по родителям, но они не часто баловали ее своим приездом. Три года пролетели, как один день. Что год, то дети. ... Ни думать некогда, ни печалится.
На четвертый год постигло героиню новое горе: умерли родители. Осталось у нее близких людей - Филипп да дети. Но и тут не успокоилась судьба, карая то ее детей, то мужа. Когда сыну Федотушке исполнилось восемь лет, свекор отдал его в подпаски. Однажды пастух ушел, а одну овцу утащила волчица, судя по кровавому следу, только что родившая. Пожалел Федот ее и отдал отбитую им уже мертвую овцу. За это народ в деревне решил его выпороть. Но за сына вступилась Матрена, и помещик, проезжающий мимо, рассудил отпустить мальчика, а мать - наказать.
Далее описывается трудный, голодный год. Вдобавок ко всему, вне очереди забрали в солдаты Филиппа. Теперь уже Матрена, которой до новых родов осталось несколько дней, вместе с детьми не полноправная хозяйка в доме, а приживалка. Однажды ночью она жарко молится в поле и, окрыленная какой-то неведомой силой, спешит в город на поклон к губернатору. Но встречает там лишь его жену. Практически у этой женщины на руках рождается еще один сын Матрены. Помогла героине Елена Александровна, вернув Филиппа и став крестной матерью ребенка, которого сама нарекла Лиодорушкой. Так и получила Матрена свое прозвище - "счастливица".
Вот обо всем этом и рассказала странникам Матрена Корчагина, считающаяся в народе самой счастливой женщиной:

Ногами я не топтана.
Веревками не вязана,
Иголками не колота...

Вот и все счастье. Но сильнее всего этого "гроза душевная", которая прошла по героине. Израненную душу наизнанку не вывернешь и людям не покажешь, а потому для всех она - счастливица, а на деле:

По матери поруганной,
Как по змее растоптанной,
Кровь первенца прошла,
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!

Таков образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, губернаторши, слывущей в народе счастливой женщиной. Но счастлива ли она? На наш взгляд - нет, но на взгляд простой крестьянки XIX века - да. Это возвышает Матрену: она не сетует на жизнь, не жалуется на трудности. Ее твердость духа, решительность восхищает читателя.
Образ Матрены Тимофеевны, несомненно, один из сильнейших, показывает истинный характер русской женщины, которая

Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.


Матрена Тимофеевна образ и характеристика по плану

1. Общая характеристика . Матрена Тимофеевна - главная женская героиня поэмы а " ", которой целиком посвящена часть "Крестьянка".

Возраст Матрены Тимофеевны приближается к сорока годам, но она до сих пор сохраняет следы прежней красоты. Тяжелый крестьянский труд не сломил женщину. Она держится с большим достоинством и степенностью.

Матрена Тимофеевна не боится и любит свою работу, понимая, что в ней лежит залог всей крестьянской жизни.

2. Типичность образа . Судьба Матрены Тимофеевны схожа с тысячами таких же обыкновенных крестьянских женщин. С очень ранних лет девочка стала помогать родителям по хозяйству. Молодость и переизбыток сил позволяли Матрене не только управляться с работой, но и успевать петь и плясать, в чем она стала настоящей мастерицей.

Жизнь в родительском доме в целом была для Матрены очень счастливым временем. Как было принято в то время, жениха для Матрены нашли родители. Веселой и бойкой девушке было очень тяжело расстаться с родным очагом. Жизнь в чужом доме поначалу показалась ей невыносимой. В отсутствии мужа девушку попрекали на каждом шагу. Именно в это время она и полюбила своего Филиппа, ставшего ее защитником.

Трагичное положение женщины той эпохи лучше всего выражено в поговорке: "Бьет - значит любит". Матрена Тимофеевна считает, что ей очень повезло с мужем. Однако ее рассказ о незаслуженном избиении свидетельствует об обратном. Если Филипп несколько раз ударил Матрену всего лишь за то, что она ему вовремя не успела ответить, значит женщина должна была безропотно выполнять любое его приказание. Рассказчица называет такое положение - "всегда у нас лады".

3. Трагедия . Сильнейший стимул к жизни Матрена Тимофеевна получила после рождения сына. Ей было уже не так тяжело среди родни мужа. Теплые, доверительные отношения у нее установились с дедом Савелием. Беда подкралась незаметно. Детская смертность вообще была в то время очень высока, главным образом, по причине недостаточного ухода за детьми.

Для современного человека смерть Демушки, заживо обглоданного свиньями, выглядит просто чудовищно. Очень характерно отношение самой Матрены Тимофеевны. Она готова смириться со смертью сына ("Бог прибрал младенчика"), но чуть не сходит с ума во время вскрытия тела, считая это величайшим грехом и надругательством над безвинным ребенком.

4. Черная полоса . Беда никогда не приходит одна. Матрена только успела немного отойти от смерти первенца, как у нее умерли родители. После этого женщина полностью отдалась работе и воспитанию других детей. Впереди ее ждал еще один удар: мужа незаконно забрали в солдаты. Утрата главы семьи могла привести к голодной смерти. На помощь родни Филиппа и односельчан рассчитывать не приходилось.

5. Женское счастье. Матрене Тимофеевне невероятно повезло. Благодаря жене губернатора она вернула своего мужа. Простые крестьяне очень редко добивались справедливости. Но позволяет ли этот единичный случай считать Матрену "счастливицей"? Вся ее прошлая жизнь была наполнена страданиями, унижениями и тяжелым трудом. В настоящее время к прежним проблемам прибавилась тревога за судьбу повзрослевших детей. Матрена сама отвечает на этот вопрос: "Ключи от счастья женского... заброшены, потеряны".



просмотров