Вакханалия природы в полотнах джузеппе арчимбольдо. Джузеппе арчимбольдо, или натурфилософия в красках Джузеппе арчимбольдо картины

Вакханалия природы в полотнах джузеппе арчимбольдо. Джузеппе арчимбольдо, или натурфилософия в красках Джузеппе арчимбольдо картины


Художник шестнадцатого века Джузеппе Арчимбольдо пошел по стопам своего отца, Бьяджо, который занимался созданием витражей и фресок. Но знаменитым от стал в другой сфере - благодаря своим необычным аллегорическим картинам. Арчимбольдо писал портреты людей из цветов, фруктов и других неодушевленных предметов.

1. Арчимбольдо считал себя придворным художником


Император Священной Римской империи Фердинанд в 1562 году назначил Арчимбольдо своим придворным художником. Позже Арчимбольдо также был придворным художником у его сына и преемника Фердинанда, Максимилиана II. Именно в честь Максимилиана II, он впервые начал экспериментировать с живописью, создав знаменитые "Времена года" - серию портретов в профиль, на которых лица людей были изображены с помощью цветов, тыкв, корней и зерен. Он также пробовал себя в дизайне интерьера и одежды.

2. Он писал скандальные портреты монархов


Арчимбольдо известен не только "Временами года". Одна из самых известных его работ - портрет императора Священной Римской империи Рудольфа II, который заказал разным художникам несколько своих портретов. Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах. Голландский скульптор Адриан де Врис сделал царственный бюст монарха. Арчимбольдо же написал "Портрет Рудольфа II в образе Вертумна" - римского бога растений. На этой картине император изображен из фруктов и овощей, которые олицетворяют растительность и дары природы всех времен года.

3. Не все портреты, написанные Арчимбольдо, состоят из только из фруктов и овощей


"Библиотекарь" на картине состоит из книг. "Официант" - из бочек и бутылок. "Юрист" - из книг, тушки курицы и рыбы.

4. Арчимбольдо был "мастером капричозы и анекдотов"


Здесь имеет место игра слов. Мозаичные шедевры художника на самом деле создавались с развлекательными и юмористическими целями.

5. Двусмысленность картин


Искусствоведы подозревают, что на картине "Юрист" изображен двуличный вице-канцлер Максимилиана, Ульрих Засиус. Лицо юриста создано из грязных цветов, птицы и рыбы

6. Арчимбольдо серьезно относился к природе


Работы Арчимбольдо могут быть шутливыми, но он и его современники были очарованы красотой и гротеском, которые можно найти в окружающем мире. Благодаря тому, что он описывал флору и фауну вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищались на протяжении столетий.

7. Одна из его последующих серий была создана в честь природных стихий


"Четыре элемента" представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений. Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином. Вода была представлена жемчужным ожерельем и короной из кораллов в окружении рыб, акул, кальмаров, морских черепах и ракообразных. Земля представлена млекопитающими, такими как слоны, олени, хищные кошки, кабаны, зайцы и ягнята. Огонь же представлен мерцающем пламенем, искрами, свечами, лампами и блестящими золотом и оружием.

8. Габсбурги любили его причудливый стиль


Хотя королевские портреты того времени в основном идеализировали монархов, Габсбурги просто обожали изобретательный стиль Арчимбольдо. Эта династия была известна своим покровительством интеллектуалам и поощрением авангардного искусства. Арчимбольдо работал на королевскую семью в течение более 25 лет.

9. Его картины изобилуют намеками и визуальными каламбурами


Ухо "лета" сделано из кукурузного початка в форме уха. "Зима" носит плащ с монограммой М (отсылка на императора Максимилиана, который носил подобный плащ). "Огонь" изображен с завитыми языками пламени, которые являются символом семьи Габсбургов, а "Земля" носит плащ из кожи льва, как и Геркулес, которого королевская династия считала своим предком.

10. Его работы вдохновили на создание придворных карнавалов


В 1571 году Максимилиан попросил Арчимбольдо организовать фестиваль, на котором члены королевской семьи и их друзья могли бы одеться в виде природных элементов и времен года.

11. Самая безумная работа художника - "переворачивающаяся" голова


Эта картина с первого взгляда выглядит, как натюрморт. Чтобы увидеть лицо, нужно перевернуть ее на бок.

12. Создавал "Голову из корзины с фруктами" художник методом проб и ошибок


Искусствоведы полагают, что Арчимбольдо перерисовывал свой натюрморт несколько раз, чтобы добиться правильного ракурса.

13. Несмотря на признание королевской династией, слава художника вскоре была забыта


В течение многих десятилетий Арчимбольдо был хорошо известен и любим элитой общества. Тем не менее, после его смерти в 1593 году, о его невероятных картинах забыли на века.

14. Сюрреалисты вернули былую славу художнику


Художники, такие как Сальвадор Дали, использовали новаторские композиции Арчимбольдо в качестве основного источника вдохновения. Посмертно Арчимбольдо записали в основатели маньеризма.

15. Сегодня талант Арчимбольдо ценят во всем мире


Работы художника получили широкое признание и выставляются в крупнейших музеях и галереях по всему миру.

Сегодня модно создавать различные инсталляции, соединяя в единую композицию всем привычные предметы. Привлекая к себе внимание, они выступают в роли своеобразного смыслового посыла, донося до своего зрителя идею автора. Но и они, производящие необходимый эффект, не могут приблизиться к художественной концепции полотен Джузеппе Арчимбольдо. Полотен, на которых причудливым образом слились воедино фрукты, овощи, цветы, деревья или предметы обихода, создавая портреты аллегорий или реальных людей. Полотна, которые выходят за рамки общепринятых понятий и насквозь пропитаны фантасмагорией бытия, притягивающей взгляд и будоражащей умы людей.

Юность художника

Итальянский живописец Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526 году (по другим источникам в 1527), в городе Милане (Италия). Его отец, Бьяджо Арчимбольдо, был художником, что отчасти предопределило интересы юного Джузеппе. С ранних лет он помогает своему отцу и активно учувствует в создании церковных росписей. И начиная с 1549 года, его имя упоминается в официальных документах заказов, которые получали отец и сын.

Помимо отца-художника на формирование интересов юного Джузеппе оказали влияние работы Леонардо да Винчи. Бьяджо Арчимбольдо был знаком с учеником Леонардо, Бернардино Луини, который нередко показывал Джузеппе альбомы с рисунками и чертёжами гения. Остаётся только догадываться, какое впечатление они производили на дремлющий талант юноши, решившего посвятить себя искусству.

Венский период художника

Ранний период творчества Джузеппе Арчимбольдо не выходит за рамки тогдашних канонов искусства. Но, несмотря на это, слава о нём постепенно распространяется за пределы Милана, в котором его талант был востребован. В скором времени молодой человек принимает личное приглашение от короля Германии Максимилиана II, и покидает родные пенаты на долгие 25 лет.

С 1562 года творчество и жизнь Джузеппе связаны с венским дворцом, где он числится придворным живописцем и пишет портреты императора и членов его семьи. А с 1563 года из под его кисти миру начинают являться теперь уже знаменитые аллегории времён года. Циклы сразу и по достоинству оценил весь двор. Мало того! Их повторение начинают заказывать придворные, чтобы дарить своим иностранным знакомым и политическим союзникам.

В венский период Джузеппе Арчимбольдо преуспел не только в качестве художника. Будучи разносторонней личностью, он начинает организовывать различные празднества и театральные представления, для которых собственноручно создает декорации. Его так называемые «театральные деревянные машины» можно смело считать прототипами современных спецэффектов. Демонстрируя их возможности во время проведения дворцовых торжеств, Джузеппе Арчимбольдо снискал себе славу талантливого декоратора и, как бы выразились в наше время, арт-директора.

Пражский период художника

1570 год преподнес живописцу новую командировку – он был отправлен в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу. Последний испытывал тягу не только к искусству, но и всему необычному, что положило начало созданию Пражской кунсткамеры, экспонатами для которой было поручено заниматься Джузеппе Арчимбольдо.

Увлечение короля Рудольфа оккультными науками, как нельзя лучше совпало с мироощущением самого Джузеппе Арчимбольдо, который с головой уходит в работу над созданием собственной теории восприятия мира. Монарх бесконечно благоволит ему и даже жалует дворянский титул, с правом иметь собственный герб.

Возвращение на родину

В 1588 году Джузеппе Арчимбольдо вместе со своим сыном Бенедетто возвращается в Милан. Довольно быстро он восстанавливает утраченные связи и приобретает новых просвещённых людей. А незадолго до своей кончины он был удостоен ещё одного почётного титула – пфальцграфа, что поставило его в один ряд с великими Содомом и Тицианом.

Умер Джузеппе Арчимбольдо в 1593 году, 11 июля. Причиной его смерти стала банальная мочекаменная болезнь.

Текст: Анна Комарова

«Джузеппе Арчимбольдо совершенен своей
уникальностью, как совершенны только великие»
Андре Пьейр де Мандьярг

Есть выдающиеся мастера искусства известные всему миру и в то же время остающиеся для всех настоящей загадкой. Один из них – итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо. Он жил в эпоху Позднего Возрождения и известен как автор удивительных картин-портретов, составленных из разнообразия флоры и фауны, книг и вещей, музыкальных инструментов и предметов быта. Художник был одним из представителей маньеризма, течения, которое отличалось виртуозностью техники, тяготело к манерной изощренности образов и формы, уходило в мир нереальный, фантастический. Уже при жизни мастер воспринимался как человек с универсальной эрудицией и множеством талантов. Его картины и сегодня удивляют авангардной манерой исполнения и воспринимаются как работы нашего современника.
Жизнь художника документирована крайне неравномерно. Множество известных сведений о его жизни являются предположительными.
Нет биографии художника и в знаменитых «Жизнеописаниях» Д. Вазари.
В Пражской галерее сохранился единственный достоверный автопортрет Джузеппе Арчимбольдо. На нас смотрит интеллектуал в высокой шапочке ученого.
Узкое выразительное лицо, красивая густая с проседью борода, проницательный взгляд философа, все привлекает зрителя в этом человеке.

Известно, что Джузеппе родился в Милане около 1527 года в семье художника Бьяджо Арчимбольдо, сына миланского архиепископа. Сохранились сведения, что в возрасте 22 лет Джузеппе уже работал в мастерских Миланского собора помощником отца, создавая витражи и фрески. Его отец был дружен с живописцами Луини (Бернардино и Аурелио), у которых хранились рукописи и рисунки великого Леонардо с набросками фантастических чудовищ, гибридов растений и животных.
Знакомство с этим леонардовским наследием в дальнейшем сильно отразилось на его творчестве.
Несмотря на то, что художник родился и умер в Милане, б;льшую часть своей творческой жизни он провел между Веной и Прагой, будучи придворным художником императоров из рода Габсбургов. Сначала Джузеппе работал художником-портретистом и копиистом в Вене при дворе Фердинанда I. Затем в 1564 году Арчимбольдо становится придворным художником при Максимилиане II. Здесь живопись была лишь небольшой частью его занятий. Он занимался оформлением разнообразных торжеств, турниров, карнавалов и роскошных празднеств, разрабатывал и усовершенствовал различные механизмы, музыкальные инструменты, проектировал фонтаны, отвечал за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий.

В первые годы службы Арчимбольдо написал в традиционном стиле несколько портретов императорской семьи, а также создал «Времена года», первую из прославивших его серий фантастических портретов. В картине «Весна» автор изображает в профиль голову, составленную из тысяч изображений цветов, которые может опознать специалист-ботаник. Плоды «Лета» будто вырастают из золотистых колосьев пшеницы. Спелые рубиновые вишни, зреющие яблоки и груши, изумрудные огурцы – все насыщено зноем летнего полдня и символизирует молодость.
В «Осени» тема отражена в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца. Рыжеватые листья, грозди золотистого винограда, грибы и овощи - все это создает удивительную картину изобилия и богатства природы. «Зима» - холодная неуютная атмосфера подчеркнута «портретом» узловатого ветвистого дерева, «украшенного» почти ощутимо кислым лимоном.
Затем последовала серия «Элементы», или «Стихии». Арчимбольдо, безусловно, создавал ее под влиянием идей Агриппы Неттесгеймского (1486-1535), который писал в своей «Тайной философии», что «...имеются всего четыре стихии, или элемента всех телесных вещей. Это огонь, земля, вода и воздух. Из них образуется всё, но образуется путем соединения и преобразования, и обратно, всё, что приходит к концу, разлагается на четыре элемента. Как только кто-либо познает свойства элементов и их смесей, он сможет в совершенстве заниматься натуральной магией».
Обе серии построены практически одинаково: на сплошной черной фоновой основе возникают сложные импровизации из композиций элементов живой и неживой природы, которые складываются в причудливые антропоморфные изображения.
Вот, например, «Огонь» (он же бог Марс-победитель) – аллегорический бюст Максимилиана, украшенного императорским орлом и рыцарским орденом Золотого Руна. Голова Марса-Максимилиана охвачена жарким сиянием, на фоне общей огненно-золотистой цветовой гаммы картины. Художник изображает различные виды огня: от огонька масляной лампы и огня свечи к раскаленным углям и огнедышащему металлу пушек и аркебузы. Кажется, что даже слабого дуновение ветра достаточно, чтобы фигура начала пылать.
Стиль «Времен года» и «Стихий» был уникален и не характерен для XVI столетия. Причём единого мнения об источниках такого стиля нет и поныне.
Серии рассматривались некоторыми философами как аллегории человеческого организма. Подобные мысли высказывал еще Парацельс (1493-1541): «Дерево - тоже тело. Его кора подобна коже, ветви - волосам. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». В творениях художника есть место и юмору, и сатире, и гротеску, которые добавляют его произведениям какой-то жутковатой реалии, как будто некие духи свыше управляли кистью художника.

В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к сыну Максимилиана II, который через пять лет становится императором Рудольфом II. Меценат, покровитель наук и искусства, он привлек к своему двору множество художников, поэтов, ученых, а также магов, оккультистов и алхимиков. При нем была основана одна из первых «кунсткамер», где было собрано множество редкостей, диковинок и произведений искусства. Именно 11 лет службы в Праге при дворе яркого и амбициозного Рудольфа II принято считать пиком карьеры и творчества художника. Император чрезвычайно любил и ценил миланца. Неудивительно, что Арчимбольдо хотел написать для своего патрона что-нибудь подчеркивающее его значимость. Это ему удалось, правда, уже в Милане, куда в 1587 после многочисленных прошений Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться. В том же самом году художник получил просьбу императора продолжить писать для него. В 1591 году Арчимбольдо создает в Милане самое знаменитое полотно «Верту;мн». Эта картина-портрет Рудольфа II в образе этрусского бога, которого почитали как покровителя смены времен года и вообще изменчивости в природе, плодородия и садоводства. Вертумн мог принимать любое обличие, но изображали его обычно в образе юноши с садовым ножом и плодами. В растительной мозаике облика Вертумна угадывается некий астральный двойник императора: выпуклый лоб тяжелый подбородок, заросший бородой, одутловатые щеки, оттопыренные уши, черные глаза.
Поражает мастерство, с которым передано многообразие растущих, распускающих, созревающих и прочих даров природы. Картину отправили в Прагу. Рудольф II пожаловал Арчимбольдо за нее титул графа (в XVI веке этой чести удостоились еще только Тициан и сиенской мастер Содома).

Запись в книге учёта миланского магистрата гласит, что живописец Джузеппе Арчимбольдо скончался 11 июля 1593 года в возрасте примерно 66 лет от почечной недостаточности. В тот год была эпидемия чумы, поэтому причина смерти была особо отмечена.
Прошло время. В годы Тридцатилетней войны Прага была частично сожжена и разграблена вторгшимися в Прагу шведскими войсками. Ряд картин Арчимбольдо были в 1648 вывезены в Швецию («Вертумн» хранится в Швеции в замке-музее Скоклостер), некоторые осели в частных коллекциях, а некоторые попросту исчезли. Тот факт, что картины Арчимбольдо несколько столетий «скрывались» в частных собраниях, стал причиной того, что искусство его до XX века было практически неизвестно широкой публике. С появлением сюрреализма его теоретики обратили внимание на творчество Арчимбольдо, объявив его своим предтечей.
Работы мастера хранятся в музеях и частных собраниях Италии, Франции, Австрии, Чехии, Швеции, США.
Сегодня известно о существовании порядка 20 работ художника: картины из «Времен года» и «Стихий», которые художник неоднократно с небольшими изменениями повторял по заказам своих патронов, «Флора», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-перевертышей.
Творчество Арчимбольдо пользовалось у современников огромным успехом и породило много подражателей, именуемых «арчимбольдесками».
Они восприняли лишь внешние приемы мастера и давно забыты, в то время как яркое, исполненное глубокого смысла искусство Джузеппе Арчимбольдо продолжает волновать
всех и в наши дни.
Советую посмотреть репродукции на сайте http://www.russian-globe.com/N159/Koyfman.Archibaldo.htm

На старинной гравюре, которая считается "автопортретом" Джузеппе Арчимбольдо (1527 - 1593 гг.) в правом углу виднеется надпись, которая якобы принадлежит самому художнику.

Надпись гласит:
"Я в образе горы, и это мой портрет,
Природа, выраженная искусством".

Всю поверхность листа занимает изображение огромной скалы, которая сверху поросла густым лесом и кое-где виднеющимися домишками; мост вздыбился поперек скалы, под мостом - поднятая решетка, она открывает дорогу потоку воды, который мчится из-под скалы.

Всматриваясь в изображение, зритель начинает замечать, что постепенно скала превращается в лицо человека, где плоские дома - глаза, поднятая решетка - рот, вздыбленный мост - усы, древняя башня - нос, деревья - волосы. Заинтригованный зритель желает познакомиться с автором.

Сохранился лишь один автопортрет Джузеппе Арчимбольдо, который был написан в 1570 году (его местонахождение неизвестно), если не брать в учет рисунка пером, который хранится в Народной галерее в Праге.

На "Автопортрете" лицо мыслителя, философа, человека большого интеллекта. Высокая шапка ученого, густая борода с проседью, пристальный, проницательный взгляд - все обличает яркую, незаурядную личность.

Император Священной Римской империи Рудольф II, возвел художника Арчимбольдо в титул пфальцграфа в 1592 году.

Родился Джузеппе Арчимбольдо в 1527 году в Милане. В 22 года он уже вместе со своим отцом Бьяджо работает как художник, украшая миланский собор.

Арчимбольдо расписывает в 1551 году пять гербов, которые Милан преподнес королю Богемии Фердинанду I.

Отец Арчимбольдо дружил с семьей Луини (живописцы), хранивших рисунки и рукописи Леонардо. Поэтому Джузеппе имел доступ к работам великого флорентийца. Эти работы поразили Арчимбольдо и врезались в его память.

Император Фердинанд I в 1562 году пригласил художника в Вену на должность придворного копииста и портретиста. С 1562 по 1587 гг. (царствовали Фердинанд I, Максимилиан II, Рудольф II) Арчимбольдо живет при дворе в Праге и в Вене. За все это время он всего лишь несколько раз ездил в Италию и Баварию.

Обязанностью художника было написание королевских портретов, а также он должен был привести в порядок и украсить знаменитый "Кабинет", который включал в себя коллекцию редкостей, или "курьезов" и коллекцию произведений искусства. Современник описал эту коллекцию так: "Вазы в виде драконов и животных, музыкальные автоматы, мозаики из перьев колибри, квадранты, астролябии, корень мандрагоры".

На творчество Джузеппе Арчимбольдо повлияли индийские миниатюры "Кабинета", которые изображали животных, особенно антилоп, лошадей и слонов, составленных из человеческих фигур или фигур других животных. Здесь же находились инкунабулы и манускрипты, листы которых представляли композиции из человеческих фигур, растений и животных, которые сохранили форму букв.

Титул "Мастера Празднеств" носил Джузеппе Арчимбольдо. Как и Леонардо, он изобретал и строил различные музыкальные автоматы и гидравлические механизмы. Нам известны два его изобретения, которые зафиксированы в мемуарах современников: "Цветовой клавикорд" и "Перспективная лютня". Первое фигурирует в "Мантуанском диалоге" Г. Команини, ближайший друг художника в период возвращения в Италию. Второй - в инвентарной описи за 1621 год Градчанского замка.

Джузеппе Арчимбольдо является автором семнадцати станковых картин. Самыми известными можно считать два больших цикла: "Стихии" ("Земля", "Воздух", "Огонь" и "Вода") и "Времена года" ("Зима", "Весна", "Лето" и "Осень"). К 1563 году относится первый вариант серии "Времена года" Музей истории искусств в Вене обладает только двумя картинами из этой серии ("Зима" и "Лето"). В мадридской Академии Сан-Франциско находится "Весна", а "Осень" - утеряна. 1573 годом датируется второй вариант этой серии. Его в 1964 году приобрел Лувр.

К 1566 - 1571 году относится серия "Стихии". В 1648 году картины из этой серии вывез из Праги маршал Карл Густав Врангел, предводитель шведских войск. В Швеции в замке Шоклостер (бывшая резиденция маршала) до сих пор находятся некоторые из этих картин.

Итак, "Времена года" Арчимбольдо. Еще в средневековой арабской философии времена года и стихии, сравнивались с процессами, которые происходят в организме человека. Восход солнца - улыбка, гром - речь, ветер - дыхание. Лето сравнивали с молодостью, весну - с детством, осень со средним возрастом, зиму - со старость.

В серии "Времена года" художник, используя художественные приемы, раскрывает эти идеи.

"Весна" (1573 год; Лувр). В этой картине тема утренней зари, рассвета, молодости определяет весь художественный строй образа. Ярко сверкают растения на темном фоне, который символизирует ночь. Разнообразные цветы, которые осветили первые лучи солнца, раскрываются навстречу ему. На щеках "Весны" заря полыхает алым цветом, сгущаясь в тюльпанах и розах, растекаясь теплым потоком в лепестках кувшинок и лилий. Здесь такой цвет, каким бывают цветы и травы на утренней заре. Краски весенние: тепло-желтые и алые цветы, нежно-зеленые листья.

"Лето" (1573 год; Лувр). В этой картине развивается тема жаркого летнего полдня, который символизирует молодость. Плоды "Лета" вырастают из золотых колосьев пшеницы. Здесь преобладает насыщенный "летний" цвет, "знойный". Наливающиеся груши и яблоки, изумрудные огурцы, спелые малиновые вишни - вот колорит "Лета". Одна деталь в картине "Лето" дает возможность нам более подробно остановиться на некоторых аспектах искусства Джузеппе Арчимбольдо. Это латинская надпись на шее у "Лета": "Givseppe Arcimboldo. F", ниже "1573".

Здесь Арчимбольдо следует за неоплатониками в понимании художественного гения: поэт созидает, творит, оживляет неживую природу; человек, индифицируя себя с природой, оживляет и одухотворяет ее. Мысль Арчимбольдо понятна: несмотря на качественные различия и количественное многообразие, единство природы сохраняется.

"Осень" (1573 год; Лувр). В картине находит свое развитие тема "среднего возраста" в изображении плодов осени, которые освещены лучами заходящего солнца. Отсюда и красновато-желтый колорит картины. Сочные спелые яблоки и груши, тяжелые грозди золотистого винограда, рыжеватые осенние листья, овощи и грибы - это все создает картину богатства и изобилия природы.

"Зима" (1573 год; Лувр). Картина, замыкающая цикл. Тема старости, ее иллюстрирует сухое дерево в образе старика, который зябко кутается в накидку из соломы. На ветке - зимние плоды: апельсин и лимон. Тему увядания раскрывает и цвет - желтовато бурый с фиолетовыми пятнами. Сухое дерево, изрытое морщинами, переплетающиеся красиво сухие ветки на "голове", разной формы пни, листья, сучья - это все придает образу живописность и оригинальность.

Работу "Зима" можно рассматривать как иллюстрацию к изречениям естествоиспытателя Парацельса (1493 - 1541 гг.): "Дерево - то же тело. Кора его подобна коже, ветви - волосам. Оно благоухает плодами и цветами, и подобно человеку, способно видеть, слышать, ощущать".

Такая натурфилософская идея, находит развитие в цикле "Стихии". В этом цикле раскрываются все особенности гения Джузеппе Арчимбольдо.
Во всей Европе, а также при дворе Рудольфа II была очень популярна магическая теория Агриппы Неттесгеймского (1456 - 1535 гг.).

Построена она была на мысли, что как высшее влияет на низшее, так и наоборот - все низшее влияет на все высшее, но в меньшей степени. Дальше, все стоящее на одной ступени влияет одно на другое взаимно, на основании действия закона, в котором говорится, что всякий предмет притягивает подобное себе и обратно - своим всем существом притягивает к себе силы его.

В своей работе "О тайной философии" (1510 г.) Агриппа пишет: "Есть всего четыре элемента или стихии, т. е. четыре основания для всех телесных вещей. Это суть земля, воздух, огонь и вода. Из них все образуется, но образуется не путем смешения, а путем соединения и преобразования, и обратно, все, что пришло к концу, разлагается на четыре элемента. Каждый элемент имеет два особых свойства, из которых одно принадлежит этому элементу, а другое - переход к следующему элементу. Огонь горяч и сух, земля - суха и холодна, вода - холодна и влажна, воздух - влажен и горяч. Так элементы противостоят друг другу по своим противоположным свойствам: земля - воздуху, огонь – воде".

Наиболее ярко отразилась эта идея в картине Арчимбольдо "Огонь" (1566 год; Вена), которая входит в цикл "Стихии". В ней мы видим четыре вида пламени, о которых писал Агриппа. Продукты первого типа пламени можно отнести к неорганической природе, второго типа - к растительной сфере, третьего - к животной сфере, четвертого - к человеческому миру. Художник интересно решил третий и четвертый типы.

Для третьего он выбрал изображение барана из ордена Золотого Руна, для четвертого - аркебузу и пушки.

"Огонь" Джузеппе Арчимбольдо по терминологии Агриппы "сух и горяч", а "Вода" (1568 г., Вена) - "холодна и влажна". Решена картина "Вода" в розовато-холодной, жемчужно-серой гамме, настолько соответствующей изображенным скользким, влажным обитателям водной стихии, которые переданы "сверхточно" и "сверхосязательно". Однако это далеко не натюрморт, глаза рыб и морских животных открыты, они полны жизни.

В 1588 году в Милане была написана одна из поздних картин Джузеппе Арчимбольдо "Флора". Творец отослал картину в Прагу, позже ее оттуда вывезли в Швецию. Последнее что о ней было известно, это что она в частной коллекции в Лондоне.

На обратной стороне картины, кем-то оставлена старая надпись: "La Flora dell"Arcimboldo".

В этой картине Джузеппе Арчимбольдо предвосхищает идею Новалиса (1772 - 1801 гг.): "Все поэтически созданное должно быть живым индивидом. Это все равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень". Согласно Новалису, поэт обуздывает первобытные хаотические стихийные силы. Лишь поэт, художник может выразить "дух природы", ее "внутренний разум". Человек и природа объединяются воедино. Так, в "Флоре" разнообразные, многочисленные цветы, изображенные в сотнях цветовых нюансов, лепестки сливаются в единый женский образ, загадочный и таинственный.

"Натюрморты" Арчимбольдо помимо виртуозности и мастерства, всегда "одушевлены", это можно объяснить его натурофилософскими идеями.

Для последней его картины "Вертумн" эти идеи являются характерными. Друзья художника, Команини и Ломаццо называют эту картину "Портретом Рудольфа II". Они также сообщают и дату ее создания - 1590 год.

Вместе с этой картиной в Прагу была послана большая поэма Команини (опубликованная 1591 году), которая была посвящена этой картине. Рудольф II был восхищен картиной, и шестидесятичетырехлетний Джузеппе Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа.

Вертумн это этрусское божество садов. Древние римляне считали Вертумна покровителем торговли. Изображали его в виде юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной, наполненной плодами, в другой. Любой образ мог принимать Вертумн, согласно мифу.

Арчимбольдо же изображает Вертумна в образе существа, состоящего из цветов, злаков, овощей, спелых плодов и одновременно обнаруживающего сходство с Рудольфом II. Мы видим императора: выпуклый лоб (тыква), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), оттопыренные уши (початки кукурузы), круглые, черные, блестящие глаза (ежевика и вишня), подбородок, заросший бородой (колючие растения).

Однако "Вертумн" не шарж и не карикатура. Это могущественный плодоноситель, "астральный двойник" императора.

Картина "Вертумн" считается вершиной мастерства Джузеппе Арчимбольдо. Это образ, исполненный оптимизма, образ плодоносящей Природы. Отсюда сочность, яркость и насыщенность красок, изобилие овощей, цветов и плодов.

Композиции Арчимбольдо пользовались огромным успехом, а это породило большое количество подражателей, которых называли "арчимбольдесками".

Джузе́ппе Арчимбо́льдо (итал. Giuseppe Arcimboldo; 1526 или 1527, Милан - 11 июля 1593, там же) - итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма . В его творчестве некоторые критики и художники XX века усматривали предвосхищение сюрреализма .

Джузеппе Арчимбольдо родился в семье миланского художника; с юных лет он помогал отцу создавать церковные росписи, а также специализировался на выполнении эскизов гобеленов и витражей. Добившись известности и авторитета, в 1562 году был приглашён ко двору императора Священной Римской империи Максимилиана II в Вену, а далее служил его преемнику Рудольфу II в Праге. Помимо исполнения обязанностей придворного живописца и декоратора, курировал приобретение предметов искусства, занимался организацией праздников и вёл инженерные работы. Сохранилось около двух десятков работ Арчимбольдо того периода - официальных портретов и специфических картин, выполненных в виде необычного сочетания предметов, растений и животных; возможно, на стилевое своеобразие оказала влияние придворная кунсткамера, которую курировал живописец. Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Прослужив при дворе Габсбургов около 25 лет, в 1587 году художник вышел в отставку и вернулся в Милан, однако продолжал создавать произведения в избранном им стиле, которые отсылал в Прагу. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. После кончины его стиль и формальные эксперименты были забыты, а новый интерес к наследию Арчимбольдо вспыхнул в 1930-х годах. С этого времени он считается классиком европейской живописи, до известной степени расширившим границы формы и содержания.

Жизнь Арчимбольдо крайне неравномерно документирована: до 1562 года и в 1587-1593 годах обстоятельства его жизни и работы лишь эпизодически отражаются в архивных документах; множество сведений о его жизни, приводимых биографами, являются гипотетическими и непроверяемыми. В «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари его биография отсутствует.

Фамилия Арчимбольдо - южногерманского происхождения. Согласно сведениям, записанным при жизни биографом художника - иезуитом Паоло Мориджиа, род восходил ещё ко временам Карла Великого, тогда же его представители перебрались в Италию. У того же Мориджиа упоминается, что прапрадед Джузеппе - Гвидо Антонио Арчимбольдо - овдовев, стал в 1489 году архиепископом Милана, унаследовав сан от покойного брата Джованни. Далее кафедра переходила к прочим представителям рода, в частности, в 1550-1555 годах миланским архиепископом был Джананьело Арчимбольдо - потомок внучатого племянника Гвидо.

Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Дата рождения художника неизвестна. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «М[и]л[а]нский»).

Имеются сведения, что отец Арчимольдо - Бьяджо - дружил с учеником Леонардо да Винчи - Бернардино Луини, скончавшимся в 1532 году. Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Впервые в документах имя художника Джузеппе Арчимбольдо зафиксировано в 1549 году вместе с отцом - они разрабатывали эскизы жития св. Екатерины для витражей Миланского собора; с этим заказом они были связаны до 1557 года - сохранилось более 150 счетов. После 1551 года имя Бьяджо перестаёт фигурировать в документах, возможно, из-за кончины; единственным точно идентифицированным произведением отца и сына является упомянутый витраж. Есть также основание полагать, что витражи южной части нефа со сценами из книги Бытия, также были выполнены ими. Существует версия, что росписи в церкви св. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Известно, что в 1551 году Джузеппе расписал пять гербов по заказу герцога Богемского Фердинанда - ещё до того, как он стал императором. Это, возможно, свидетельствует, что в тот период Арчимбольдо был известен гораздо больше, чем предполагается сейчас.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →



просмотров