X, Y, Z: теории поколений в России. Теория поколений XYZ: секреты управления при удаленной работе Поколение х ком

X, Y, Z: теории поколений в России. Теория поколений XYZ: секреты управления при удаленной работе Поколение х ком

В 90 – годах возникла теория поколений , авторами и создателями которой являются ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус. Они параллельно, не связано друг с другом, стали активными исследователями различных поколений. Их заинтересовал конфликт между людьми, при котором отсутствуют возрастные разногласия. Под руководством координатора проекта Rugenerations – Евгении Шамис, группой специалистов была осуществлена попытка внедрения данной теории применительно для Российского общества в 2003-2004годах.

Идея теории поколений заключается в оценке ценностей и приоритетах людей, которые причислены к среднему классу. Понятие поколение включает в себя совокупность или общность людей, объединенных конкретными датами рождения в определенный период и которых объединяют одинаковые условия влияния событий, а также связывают особенности и характер воспитания с установленными ценностями. Идейный смысл заключается в том, что именно общность ценностей и их родство, а не возрастной критерии закладывает основу для будущего поколения. Ценности внедряются и укореняются ежедневно и постепенно, зачастую неосязаемо для нас. Но именно наша модель поведения, наше общение и взаимопонимание друг с другом, наша лояльность и умение избегать, решать конфликтные ситуации, и то, что влияет на наше развитие и сознание, наш выбор и наши цели строят, определяют и закладывают основу для наших ценностей.

Теория поколений в России

Характерной чертой, которая выделяет теорию в России, состоит в том, что население, относящиеся к среднему слою общества делится на две группы. В первую группу входят люди, обладающие достаточными финансовыми средствами и имеющие стабильное благополучие. Во вторую группу можно определить людей, которые получили высшее образование. Поэтому применяя теорию поколений к России, специалистами принято употребление понятия большинства.

В настоящее время в России выделяют проживающих следующих поколений:

Поколение Победителей или поколение GI (1900-1923г.р.)
Ценности данного поколения получили свое формирование под влиянием произошедших двух революций 1905 и 1917 годов, процесса коллективизации и электрификации.
Данному поколению присущи семейные ценности, любовь к труду, высокая степень ответственности, высокие религиозные убеждения, чтимые традиции и твердость суждений.

Молчаливое поколение (1923-1943 г.р.)
Ценности данного поколения устанавливаются под воздействием жестких репрессий, началом и ведением Второй мировой войны, поднятием страны после разрушения и появления антибиотиков.
Формируются и выделяются новые ценности как честь и достоинство, неукоснительное соблюдение законов, преданность Родине, должностной статус.

Поколение Беби – Бумеров (1943-1963 г.р.)
Создание новых ценностей закладывается под воздействием советской политики и власти, освоения и лидерства в космической отрасли, «холодная война», появление первых контрацептивов, безупречное оказание медицинской помощи для каждого гражданина, единая программа школьного обучения.
Выделяемые ценности: приоритет личностного роста, дух коллективизма и сплоченность команды, значимость молодого поколения.

Поколение X или Неизвестное поколение (1963-1984 г.р.)
Ценности формируются под воздействием событий, связанных с «холодной войной», эпохой перестройки, появлением наркотических средств и военными действиями в Афганистане.
Базовыми ценностями становятся: приспособление к быстрым переменам, разнообразие взглядов, полное равноправие полов, эмоциональный индивидуализм, нестандартные убеждения.

Поколение Y/ Игреки или Поколение Милениум, Сети, Next (1984 – 2000г.р.)
События, которые зародили новые ценности данного поколения: развал СССР, террористические акции, внедрение новых технологий. Их обычная среда – наличие интернета и мобильной связи и культ к брендовому стилю в одежде.

Ценностями становятся независимость и развлечения, но в тоже время происходит укрепление гражданской позиции и максимальной ответственности.

Поколение Z (с 2000 г. р.)
Ценности верхушки данного поколения находятся в стадии становления.

Выделяемые года рождения того или иного поколения всего лишь приблизительные. Возникают и отличия, в зависимости от места проживания людей.

Теория поколений в России продолжает развиваться с каждым новым годом и десятилетием.

В настоящее время HR – сообщества применяют меры для приема и мотивации сотрудников поколения Y. Компании и фирмы обсуждают специфику общения и взаимопонимания сотрудников, относящихся к поколениям X и Y.

Звезды YouTube вытесняют ТВ-кумиров, а сам YouTube заменяет молодым поиск в интернете, говорится в новом исследовании-сравнении российских миллениалов (Y) и центениалов (Z), проведенным международным коммуникационным агентством PBN H+K совместно с независимой исследовательской компанией MAGRAM MR. Результаты исследования были представлены сегодня, 18 мая

Исследование проводилось в формате онлайн-опроса в 15 городах-миллионниках России среди 1500 молодых людей в апреле-мае 2017 г. Поколение Y было представлено участниками в возрасте от 18-35 лет, а поколение Z – от 14-17 лет.

Одна из главных выводов исследования – YouTube является ключевой платформой для поиска и потребления контента среди поколения Z практически по всем категориям. Если поколение Y информацию по темам ЗОЖ, технологии, бизнес еще продолжает искать в обычном интернет-поиске, то поколение Z по этим темам переехало на YouTube. Что важно – даже новости центениалы узнают на YouTube (46%). Миллениалы тоже не отстают от трендов: 40% опрошенных предпочитают получать новости на YouTube, здесь же они смотрят развлекательный контент (49%) и видео о технологиях (45%).

Если переходить на личности, то все герои поколения Z пришли с YouTube. Среди самых популярных Маша Вэй, Катя Клэп, Ирина Блан. Если говорить о музыке, то это Юрий Хованский и представители рэп-музыки, а в категории развлечений лидирует Макс +100500 и Данила Поперечный.

А вот поколение Y следит за медийными личностями (телеведущими, актерами, певцами). Особой популярностью пользуются Ольга Бузова, Ксения Бородина, Настасья Самбурская. В категории «юмор» лидирует Павел Воля и Гарик Харламов, слушают миллениалы рок – Земфиру и Ленинград. Оба поколения назвали в числе фаворитов Николая Соболева, который в своем влоге на YouTube поднимает острые социальные проблемы. Единственными ТВ-кумирами, которые пользуются популярностью у обоих поколений, является Ольга Бузова и ведущие «Орла и решки» Регина Тодоренко и Андрей Бедняков.

Основное общение с друзьями для обоих поколений происходит в соцсетях (75%). В них оба поколения проводят по несколько часов в день (74%). При этом «шерят» и «постят» контент активнее представители поколения Y (37% против 20% у поколения Z). В то время как Z больше, чем Y, слушает музыку и играет в игры.

Для поиска информации и общения поколение Y чаще заходит в интернет с различных девайсов, нежели поколение Z, и после смартфона значительно чаще использует для этого ноутбук – 59% против 41%.

Помимо YouTube новости оба поколения предпочитают получать из соцсетей (83%) и интернет-сайтов (75%), бумажные издания теряют популярность (18%), а мессенджеры все еще не завоевали эту нишу (12%).

Оба поколения по-прежнему смотрят телевизор ежедневно (41%), чаще всего это телесериалы (42%) и развлекательные программы (54%). Что важно, именно по теме «политика, экономика, бизнес» поколение Z отмечает для себя важность телевидения как источника получения информации.

Молодежь чаще выбирает МТС, а китайские производители смартфонов завоевывают доверие тинейджеров

МТС - наиболее популярный поставщик услуг мобильной связи среди молодых поколений (30% у Y и 31% у Z). Остальные операторы примерно в равной степени владеют предпочтениями молодой аудитории (Tele 2 – 24%, «Мегафон» – 21% и «Билайн» – 20%).

Если говорить о брендах смартфонов, то лидерами среди обоих поколений являются Apple и Samsung – их выбирают по 22% миллениалов и 24% центениалов. На третьем месте по популярности Sony, эту марку предпочитают 8% в группе Y и 3% - Z, сразу за ней идет Nokia (6% опрошенных в обеих возрастных группах). Китайские бренды, такие как ZTE, Huawei и Xiaomi несколько отстают, при этом интересно, что в ряде случаев поколение Z с большей готовностью приобретают телефоны из Китая (так брендом ZTE пользуется 4% центениалов и только 1% миллениалов). Ещё одна неожиданная находка – 25% представителей поколения Z не пользуются никакими мессенджерами, среди Y таких всего 11%.

Миллениалы доверяют большинству, а центениалы стремятся выделиться из толпы

Миллениалы более осознано подходят к покупкам планируют всё заранее (37%), они также выбирают массовые продукты и бренды, которым доверяют большинство людей (24%). Центениалы не планируют покупки заранее (44%) и выбирают уникальные товары и бренды, которых нет у других (40%).

На вопрос о том, какая покупка доставляет вам наибольшее удовольствие, и Y, и Z отдают предпочтения одежде (51% и 50% соответственно). На втором месте у обоих поколений оказалась обувь, тройку лидеров замыкает электроника (Y-33%, Z-31%). Для Y в любимую категорию также попадает косметика (21% против 17% у Z), зато Y чуть больше внимания уделяет спортивным товарам (15 % против 11% у Z).

Теория поколений тесно связана с экономическими циклами развития государств. Подъем, стабильность, спад, кризис, потом снова подъем. Развиваются технологии, меняется общество, растут потребности, появляются и вымирают новые профессии и даже целые индустрии, но исторические витки остаются неизменными. Каждый из этих периодов влияет на формирование поколенческих ценностей. Основоположники теории поколений Нейл Хоув (Neil Howe) и Вильям Штраус (William Strauss) проследили эти циклы на примере развития американского общества со времен Колумба. Более 500 лет истории одного государства легли в основу их теории. По их мнению, каждый период длится примерно 20 лет. Хронологические интервалы отличаются от государства к государству, это связано с тем, что экономика стран мира развивается по-разному, где-то сейчас кризис, а где-то процветание. Мы поговорим об особенностях поколений России последнего столетия, то есть о тех, с кем бок о бок живем, работаем, помним и чтим прошлое и строим будущее. В нашей стране изучением этого вопроса занимается RuGenerations - "российская школа Теории поколений", ее публикации легко найти в интернете, и уже вышли 2 российские книги. 4 экономических цикла в теории поколений названы по временам года. Предкризисный период - осень, кризис - зима, далее весенний подъем и, наконец, летняя стабильность. Людей, рожденных в тот или иной период, объединяет не только набор ценностей, но и историческая миссия.

Представителям каждого из этих поколений присущи свои особенности мировоззрения, ценности, взгляды на жизнь, у каждого своя миссия и судьба. Разумеется, структура личности формируется под воздействием разных факторов: семьи, социума, окружения, профессии. Но все же людей одного поколения объединяют некие фундаментальные особенности. Поколенческие ценности формируются под воздействием самых крупных, значимых событий в стране и мире, под влиянием СМИ, принятой в обществе системы воспитания, дефицита. Наглядный пример - дети войны, они до сих пор не позволяют себе выбрасывать еду, у них всегда есть запас продуктов и они не любят, когда на тарелке остается еда. Их ценности формировались в условиях голода и, несмотря на 80 прошедших с тех пор лет, современное изобилие и достаток, они не могут принять расточительство по отношению к еде. Потому что базовые ценности не меняются. Они формируются примерно до 21 года и остаются с человеком на всю жизнь. Это тот самый стержень, определяющий сознание.

Итак, последние пять поколений России:

Рожденные с 1923 по 1943 год - Молчаливое поколение. Поколение Зимы. Архетип – Творцы. Они родились перед самой войной, пережили все ее ужасы, видели, как воюют герои - рожденные в экономическую осень. Их семьи пострадали от массовых репрессий. Предназначение этого поколения - выжить и прославить тех, кто совершил подвиг. За зимой всегда приходит весна. Молчаливое поколение, вырастая, начинает экономический подъем.

Рожденные в 1943-1963 годы - Беби-бумеры; Поколение Весны. Архетип – Пророки . Их базовые ценности формируются в эпоху экономического подъема, расцвета идеологии. Они росли в мировой супердержаве, под влиянием «оттепели», восхищались покорением космоса. Им свойственна психология победителей. Они оптимистичны, для них важен коллективизм, командный дух. Главная задача этого поколения - укрепить сформировавшиеся ценности и созданную до них идеологию.

Рожденные в 1963-1986 годы - Поколение Х; Поколение Лета. Архетип - кочевники . Задача кочевников, напротив, раскачать предыдущую идеологию, создав условия для смены парадигмы. Что сейчас и происходит. Можно по-разному относиться, например, к существующей политической ситуации, но не замечать ее нельзя. Сегодня мы видим, что страной управляют люди из поколения Беби-бумеров, а настоящую идеологическую оппозицию обеспечивают представители Поколения Х. Кочевники отрабатывают свою миссию.

Рожденные в 1986-2003 годы - Поколение Y; Поколение Осени. Люди, родившиеся в предкризисный период, когда все рушится, - носители архетипа героев. Их единственная историческая задача, великое предназначение - в том, чтобы, когда придет время, совершить подвиг. Как бы мы ни относились к Игрекам, они - герои. Их ключевая ценность - улучшение жизни. Им важно доказывать, что перемены необходимы всегда, везде и во всем. Будем надеяться, что их героизм не будет сопровождаться таким кровопролитием, как предыдущей Осенью, во Вторую мировую войну.

Рожденные в 2003-2024 годы - Поколение Z. Поколение Зимы . Их ценности формируются в кризисный период. Идут жесткие политические баталии, перераздел территорий. Они когда-нибудь прославят поколение Y. Какими будут эти люди, пока до конца не известно - поколение только формируется. Но уже сейчас их считают особенными. Дети индиго. Необычайно одаренные, с особой философией и мировоззрением, творцы, дети, рожденные с гаджетами в руках. Им предстоит обеспечить в нашей стране экономический подъем.

Представители всех пяти поколений сегодня формируют наше общество. Не будем говорить о Молчаливом поколении, поскольку это уже пожилые люди старше 75 лет. Они практически не влияют на какие-либо общественные процессы, давно не работают (за исключением некоторых единичных представителей интеллектуальных или творческих профессий).

Последние четыре поколения социально активны и тесно взаимодействуют друг с другом. И... далеко не всегда могут похвастаться взаимопониманием. Давайте разберемся, какие они.

В обществе кипит обсуждение того, что современные дети - представители поколения Z - не читают книг, мало гуляют на улице, игре в футбол они предпочтут игру на компьютере. Двухлетние малыши легче и экспертнее обращаются с техникой, чем их бабушки Беби-бумеры. Это пугает не только пожилых людей, но и довольно молодых родителей Иксов и даже Игреков, чье детство прошло на улице. Они находятся с детьми в состоянии постоянной конфронтации, лимитирую время за компьютером, выгоняют на улицу, заставляют читать длинные серьезные книги.

Не стоит делать это так фанатично, агрессивно и бескомпромиссно. Конечно, нужно беречь зрение, нужно развивать детей физически, но следует не забывать, что это поколение готовится к своему времени. Компьютер для них - естественная среда обитания. То, что они не читают книг в большом объеме, - нормально, это не их источник информации. В библиотеках, с книгами в руках, в постоянных поисках информации выросло поколение X, частично Y. У поколения Z нет необходимости по крупицам собирать данные, они у них всегда под рукой в смартфоне - гугл знает все. Этим детям нужно научиться обрабатывать информацию. Они интересуются наукой гораздо больше, чем в этом же возрасте интересовалось поколение Y или Х. Обратите внимание, сейчас даже самые популярные детские передачи и мультики - все с научным уклоном. Там постоянно что-то объясняется. Z - это созидатели, трудяги, творцы. Это будущее России.

Молодое поколение, представителям которого сейчас от 16 до 32 лет - это Y. Вокруг них много разговоров, мифов, обсуждений. Работодатели считают их ленивыми, с завышенными ожиданиями и требованиями, не подкрепленными реальными навыками. Все это так, однако золотая середина есть. Просто нужно понимать, что это за поколение и как оно формировалось.

В период с 1986 по 2003 год страна фактически менялась. Не стало СССР, началось становление нового государственного строя. Дети видели, как родители теряли работу, оставались без денег и привычной стабильности. Это время, когда начался всплеск терактов: взрывы домов, метро, захваты школ, театров, самолетов. То, что всегда казалось голливудской киновыдумкой, вдруг стало так близко, стало реальностью. Уже растоптана старая идеология и еще не сформировалась новая. Полностью разрушена система советского образования. Началось много экспериментов и далеко не все они прошли удачно. И ровно под них попадает поколение Y. Все это в совокупности: неуверенность в завтрашнем дне, страх терактов, разброд в образовании - полностью меняет представления о том, как надо воспитывать ребенка. Родители начинают проявлять сверхопеку, просто в силу того, что за ребенка страшно. Если для поколения Х встречающая из школы мама - это большой позор перед друзьями, то для Y - это норма. Причем норма, возведенная в ранг правил некоторых учебных заведений. Опека не имеет границ. Контроль начинает распространяться на уроки. Репетиторы нанимаются чуть ли не с первого класса. Родители (поколение X) очень серьезно подходят к своей роли. Они действуют точно по книжкам. Иксы, любящие учиться, развиваться, склонные к саморефлексии, начали много читать про то, как воспитывать детей и делали это со свойственным фанатизмом. Им важно добиваться профессионализма во всем, родительство не стало исключением.

Кардинально изменилось отношение к ребенку в семье и обществе. Ему с детства прививают мысль, что он - личность. С ним начинают всерьез советоваться. Его начинают постоянно хвалить, даже если он ничего не сделал. Хвалят просто за то, что он есть. Давайте вспомним, что должны были сделать X в детстве, чтобы родитель Беби-бумер похвалил? Ребенок Y же находится в постоянно взаимодействии с родителем. Он знает, что ценен сам по себе. А теперь добавьте гиперконтроль и желание родителей дать своему чаду все то, чего не было у него. Помните, как раньше покупали подарки: «Я покупаю это сейчас, но это еще и на день рождения». А если игрушка дорогая, то сразу на все праздники в году. Иксы не экономят на детях. В результате сформировалось поколение людей, которые бескомпромиссно уверены в своей ценности. Они приходят на собеседование и говорят: «Хочу зарплату 100 000». На вопрос: «А что ты умеешь? Что бы можешь дать компании за эти деньги?» спокойно отвечают: «Пока ничего, но я готов учиться. Я рассчитал, мне столько нужно». Они убеждены, что их везде ждут.

Игреки абсолютно в себе уверены. Этим они очень раздражают Иксов, которым свойственны постоянные сомнения и потребность что-то доказывать. Представьте собеседование, просто вопрос: «Что вы умеете делать?». Соискатель X начнет рассказывать, демонстрировать профессионализм, а Y даст понять, что тут должны быть рады уже тому, что он просто пришел. Среди прочего у этого поколения формируется критический идеализм. С одной стороны, человек идеализирует себя, с другой - критикует все вокруг. Это люди полной ментальной свободы. Фантастики уже не существует. Они уверены, что все, что можно придумать, можно сделать, это просто вопрос времени. Они росли в разваливающейся системе, поэтому у них существует глобальная установка ответственности за мир. Они голосуют за глобальные проекты. Спустя пару дней на новой работе могут открыто заявить, как все плохо, и нужно немедленно улучшать. Правда, за этим зачастую не последует действий. Оптимизм и смелость - вот их девиз. Они уверены, что можно раскритиковать все вокруг. Однако у Игреков не хватает умения выстраивать взаимосвязи, анализировать информацию. Они умеют ее собирать из разных областей, но не нырять глубоко. Это лишает их возможности провести правильные причинно-следственные связи.

Им свойственна быстрая потеря внимания и концентрации. Упорство и целеустремленность больше не ценности. Поменять работу, потому что здесь что-то не получилось, - это норма. Зачем доказывать? Зачем биться? Можно просто попробовать заново. За это их считают легкомысленными и даже фантазерами. Они избегают долгосрочных целей и не умеют планировать. Это люди сегодняшнего дня. При этом Y могут быть чрезвычайно продуктивны, если большой проект для них разбить на кусочки и постоянно проводить промежуточный контроль, отмечать результат. Этого в большинстве своем категорически не переносят Иксы, которым важно доверие и самостоятельность.

Я много думала, как руководить Игреками, и выработала свой «коучингово-авторитарный» стиль. Обратная связь в стиле коучинг, помощь в осознании целей и зон развития. Также Игрекам нужно давать возможность самим сделать ошибку и научиться на ней, но с помощью анализа через коучинг помочь осознать последствия.

Важно постоянно поддерживать интерес к проекту. Если вы сможете продать им рутину как что-то невероятно интересное - они будут показывать прекрасный результат. Игреки нуждаются в наставнике, поэтому важно продемонстрировать свою экспертность. Лидер-наставник – это важная часть управления Игреками.

Из традиционной, авторитарной системы оставьте жесткий контроль, систему поощрений/наказаний, принятие авторитарно решений. В планировании нужно опираться на визуализацию планов и результатов. Игреки должны видеть свой фактический результат, иначе они склонны завышать его или не придавать значение ошибкам. Также остаются классический контроль и отчетность. Причем отчеты Y должны составлять сами, так они научатся анализировать информацию. И, наконец, «наказания» с пояснением. Игреки очень лояльны к себе, и часто Иксы начинают «играть» с ними в заботливых родителей на работе. Но Игреку важно показать, что последствия за ошибку есть, они реальны и обоснованы. Нужно не просто поговорить об ответственности, но, и правда, «наказать». Например, дать понять: пока ты не справишься с этим проектом, я не дам тебе новый, тот который ты хочешь.

Помните, что поколению Y свойственна поверхностность. Это, кстати, заметно по тому, как развивается сфера образовательных услуг. Если среди Иксов много людей с несколькими высшими образованиями и понятие «наработать опыт» для них норма, то Игреки все чаще выбирают короткие курсы, направленные на развитие конкретных навыков. Это уже не будущее, это настоящее, его можно лишь понять, принять и жить в нем.

Поколение Z в России – это примерно 21 млн парней и девушек, которые родились в промежутке между 2001 и 2010 годами. Эти дети и молодые люди не знают мира без финансовых кризисов, Интернета и сотовых телефонов.

Их жизненная позиция, устои и ценности совсем не такие, как у тех, кто родился раньше. Есть мнение, что люди поколения Z будут представлять самое активное, находчивое, осведомленное и предприимчивое население. Пока они не сформировались до конца в полноценную рабочую силу, предлагаем вам для ознакомления некоторые факты и характеристики поколения Z. Данная информация поможет лучше узнать представителей этой генерации, определить то, что им важно, а также как их принимать на работу и предлагать им свои услуги.

Самые лучшие работники - предприимчивые сотрудники. Их переполняют новые идеи, они готовы много работать и брать на себя ответственность. Но они же и самые опасные - рано или поздно решают работать на себя. В лучшем случае просто уйдут и создадут свое дело, в худшем - прихватят вашу информацию, пул клиентов и станут конкурентами.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

Теория поколений X, Y и Z

В 1991 году американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус разработали «Теорию поколений». Поколение – это совокупность людей, родившихся в определенный интервал времени, подверженных воздействию одних и тех же внешних факторов, происшествий, методов воспитания, со схожими жизненными приоритетами.

Воздействие этих приоритетов, ценностей мы не осознаем, но они в значительной степени определяют нашу жизнь: манеру общения, способы решения конфликтов и создания коллективов, пути развития, осуществление покупок, мотивацию, постановку целей и управление людьми.

Формирование ценностей происходит в самом юном возрасте (примерно до 10-12 лет). На протяжении последующих лет возможно их преобразование или даже кардинальное изменение, но это практически нереально без влияния важных событий в мире, обществе и жизни самого человека.

В этой теории выделяются и описываются периодические поколенческие циклы. Один цикл состоит из четырех поколений. Фаза времени, в течение которой появляются на свет люди одного поколения, составляет примерно 20 лет, соответственно, продолжительность одного цикла – около 80-90 лет. Когда цикл подходит к концу, начинается новое поколение, обладающее ценностями и традициями, характерными первому поколению предыдущего периода. Дети, которые родились на стыке генераций, впитывают приоритеты двух групп и представляют собой переходное, или эхо-поколение.

Генерации нового цикла дублируют основные черты соответствующих поколений предшествующих циклов, поэтому смена поколений сравнивается с временами года и делится на следующие типы:

«Осень» (Герои) – активные, самоуверенные воины, которые в основном борются за имеющиеся ценности, а не создают новые.

«Зима» (Приспособленцы) – одинокие, нерешительные, даже слабые конформисты, которые выбирают приспособленческий образ жизни.

«Весна» (Идеалисты) – бунтари, активисты, меняющие окружающий мир и создающие светлое будущее.

«Лето» (Реакционеры) – переменчивые, язвительные, обманутые ложными надеждами на счастливое функционирование существующей системы нигилисты.

На данный момент выделяют поколения следующих типов:

  1. Поколение GI (1900–1923 г.р.)
  2. Молчаливое поколение (1923–1943 г.р.)
  3. Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г.р.)
  4. Поколение Х (1963–1984 г.р.)
  5. Поколение Миллениум, или Y (1984–2000 г.р.)
  6. Поколение Z (c 2001 г.р)

Поколения X, Y и Z и их характерные особенности

Поколение Х (Неизвестное поколение). Родились в 1963-1984 годах («лето», «кочевники»). Их личности формировались в условиях Холодной и Афганской войн, информационной изоляции, наркотиков, СПИДа, тотального дефицита, застоя в экономике, начала перестройки. По стране прокатился поток разводов, который сделал людей поколения X более гибкими в отношениях с другими, а постоянное отсутствие родителей дома из-за загруженности на работе – более независимыми.

Беби-бумеры не считали воспитание детей своим жизненным предназначением. По их мнению, ребенок, самостоятельно справляющийся с возникшими сложностями, будет более счастливым, чем рафинированное дитя. Поэтому в детстве X-ы передвигались на велосипедах и самокатах по городу, грели себе еду и умели готовить простейшие блюда на случай, если родители опять задержатся на службе.

Последствием такого детства стала постоянная мобильность, готовность к реформам и уверенность лишь в своих силах и собственном опыте. Люди поколения X с большим неудовольствием обращаются за помощью. В большинстве они интроверты, стараются избегать крупных мероприятий и скоплений народных масс. Даже при выборе хобби акцент делают на некомандные виды спорта: как правило, бокс и борьба для мальчиков и фигурное катание и гимнастика для девочек.

Основные жизненные приоритеты – это время и право выбора. Наибольшее удовольствие людям этого поколения доставит работа, позволяющая творить и не ограничивать свою фантазию и оригинальность мышления. Лучший отдых – спокойное времяпрепровождение в пансионате, санатории, на пляже.

При этом люди поколения X циничны и предприимчивы. Для них теряет смысл определение «патриотизм», поскольку воспитывались они за «железным занавесом», в изоляции от воздействия других стран. Родиной для них является семья, дети и ближайшее окружение.

Поколение Y (поколение Сети, поколение Миллениум, поскольку его представители выпускаются из школ уже в третьем тысячелетии). Это население, которое родилось в период «осени», 1984-2000 годов («герои»), которые, согласно теории поколений, имеют схожие характеристики с поколением GI.

Основные исторические события в период их формирования как личностей – это развал СССР, регулярные террористические атаки, эпидемии новейших болезней. И все это происходило вместе со стремительным развитием цифровых, коммуникационных, информационных и биотехнологий. Y-и простодушны и склонны к коллективной деятельности. Люди поколения Y хорошо разбираются в компьютерах, поэтому им проще найти родственную душу за много километров от их населенного пункта, чем поддерживать общение с ближайшим соседом.

Ученые называют Y-ов «поколением большого пальца» от обыкновения писать смс-ки большим пальцем, держа телефон в одной руке. Для них практически нет разницы в виртуальном и реальном мире, поскольку они без лишних сложностей совмещают их в своей жизни, ежедневно проводя время в переписках, блогах и компьютерных играх. Это нежные, избалованные создания, практически лишенные самостоятельности, которой обладали их родители. Из них сформировалось хорошо ведомое, но при этом убежденное в своей незаменимости и значимости поколение.

Они не верят в будущее вознаграждение, им важно получить положенную плату немедленно. Для людей этой генерации чувство долга и высокие моральные устои играют более важную роль, чем у предшествующего поколения. Y-и – это поколение брендов, хорошо разбирающееся в моде. Мода – это их принцип, а основная жизненная цель – это получение максимального удовольствия от всего, что делают. Адреналин и положительные эмоции – это то, что поколение Y хотят почувствовать даже от занятий спортом. Наиболее предпочтительный спортивный снаряд – это роликовые коньки, скейтборд или велосипед.

Поколение Z (Generation Z, Net Generation, Generation M, Internet Generation, цифровое поколение, потерянное поколение, период «зима»). Это ребята, которые родились, начиная с 2001-2003 годов (по версиям разных источников). Дети поколения Z живут во времена регулярных экономических кризисов. Силы властей становятся все крепче, государство получает большую мощь и влияние. Крупные сети поглощают мелкие фирмы, все могущественное крепчает, а слабое гибнет. Человечество в постоянном ожидании террористических атак и новых смертоносных эпидемий, таких как свиной грипп или лихорадка Эбола.

Важная характеристика поколения Z – это их родители, уже немолодые представители поколения X и молодые Y-и. То, что до этого называлось «технологиями будущего» или «новыми технологиями», для поколения Z – их настоящее. В этом и есть самое большое отличие от генерации Y, молодые годы которых прошли до технологического бума.

Характерные особенности поколения Z

Особенность 1. Привыкли к легкодоступности информации.

Все люди старше 30 лет с юного возраста привыкли ждать и запоминать. Все мультфильмы и телепередачи можно было посмотреть только в определенное время. Интернета не было, и интересующий сюжет можно было посмотреть только в то время, которое запланировано телевизионным каналом. Телефоны родственников и товарищей было принято знать наизусть, чтобы не носить все время с собой телефонную книгу. Все были в постоянном ожидании чего-либо, спешили и учили! Все, кроме поколения Z.

Технологии поколения Z – цифровые и мобильные изобретения. Этим ребятам не надо заучивать наизусть номера (зачем? ведь все записано в телефон), ждать любимых передач и фильмов (зачем? ведь существует кабельное телевидение и высокоскоростной Интернет).

Казалось бы, все преимущества доступности информации, о которых только мечтать могли предыдущие поколения, лишили представителей генерации Z необходимости помнить и знать многие вещи. Поэтому они вряд ли вспомнят даты значительных для нашей страны событий, авторов великих произведений и математические формулы…

Зато поколение Z без лишних проблем анализирует значительное количество информации и молниеносно находит необходимые ответы.

Особенность 2. Не любят жесткие графики и расписание.

Старшие поколения не могли представить свою жизнь без строгого расписания. В детский сад – к 8.00, на урок – к первому звонку, работа – с 9.00 до 18.00, вечерние новости в 21.00. Генерация, рожденная в 1990-е, не придерживалась таких жестких рамок. Поэтому, когда поколение Z только рождалось, в жизнь входила система осознанного материнства, мамы предпочитали воспитывать детей сами, не отдавая их в детский сад, школьное расписание и авторитет педагогов снижался, а любимые мультфильмы можно было посмотреть в удобное время.

В итоге представители поколения Z не понимают, зачем работать в офисе строго по расписанию и почему надо «пахать» целый рабочий день, а не тогда, когда есть силы и вдохновение.

Для генерации Z работа – это комплекс целей и задач, которые нужно выполнить в определенные сроки. Что-то вроде привычной компьютерной ситуации, в которой герой должен найти клад, справляясь со всеми трудностями, а иначе его принцессу съест дракон. До вечера герой может вообще ничего не делать, ведь условие такое: нужно выполнить все задачи ДО наступления темноты. А поколение Z не приучено выполнять что-то заранее, ДО установленного времени.

Особенность 3. Легкомысленность в отношениях.

Поколение Z, характерные черты которого значительно отличаются от более старших генераций, воспринимает отношения, как приятельские, так и рабочие, очень беспечно. У Z-в несколько сотен друзей и подписчиков в социальных сетях, и они, не раздумывая, добавят в «друзья» своего начальника и без капли сомнений или смущения прокомментируют его фотографии.

Из-за этой легкомысленности в отношениях поколение Z с трудом налаживает прочные связи. Если вдруг они перестали себя чувствовать комфортно на работе, то без лишних переживаний напишут заявление на увольнение. Тем более, что представители Z-ов не признают иерархию и не станут подчиняться просто потому, что этот человек руководитель.

Зато у них есть неоспоримое преимущество – широкий круг общения, соответственно, и общая эрудированность. Практически каждый представитель поколения Z имеет среди своих друзей и врача, и педагога, и страховщика, и работника банка. У каждого из них, не стесняясь, Z проконсультируется по нужному вопросу. Благодаря активному использованию социальных сетей эта генерация всегда в курсе последних событий – в сфере моды, киноиндустрии, современных технологий и разработок, политической ситуации. Поколение Z – фактически источник информации. Самое главное – знать, как им воспользоваться.

Особенность 4. Нет интереса к карьеризму.

Поколение Миллениум планировало свою жизнь на долгие годы вперед. Приобретение или строительство жилья, обустройство участка, покупка автомобиля, карьерный рост… Психологические особенности поколения Z таковы, что им претит даже мысль о планировании. Жить только сегодня и сейчас – вот их принцип.

Как только представитель данной генерации потеряет интерес к работе, он без сожаления покинет даже самый успешный и выгодный проект. Z-ы способны променять предполагаемое повышение на дауншифтинг, если вдруг увлекутся этим.

Стоит учитывать, что поколение Z ходит на работу не ради престижного поста или большой зарплаты, а для выполнения увлекательного задания. Если вы сможете заинтересовать его, то получите энтузиаста, способного трудиться по ненормированному графику и за невысокую оплату.

Как правильно работать с поколением Z

Обеспечьте их родительской заботой

Поколение Z, годы становления которых приучили их к самостоятельности, начинают зарабатывать деньги с 16 лет, а в 20 они уже считают себя взрослыми и независимыми. Но это не так. Согласно исследованиям аналитиков компании «Спаркс энд Хоней», 60% представителей этой генерации к своему 20-летию успевают сменить три работы, но при этом 95% до сих пор не съехали от родителей.

Z-ы не готовы решать проблемы, возникающие у любого взрослого человека. Всю свою жизнь они действовали по плану своих родителей. Мама и папа решали за Z-а, в какой кружок он будет ходить, каким видом спорта будет заниматься, какие дополнительные занятия он будет брать, по каким предметам ходить к репетитору и какие экзамены по выбору он будет сдавать. Повзрослевшие представители этого поколения по-прежнему хотят, чтобы их жизнь была распланирована другими людьми. Поэтому, для того чтобы они успешно выполняли задания, все надо расписывать подробно, деля на пункты. Как это было в детстве.

Не надо: «Подготовь отчет по продажам наших фирменных канцелярских товаров».

Надо: «К следующей среде сделай отчет по продажам наших фирменных канцелярских товаров. В этот отчет надо внести график кривых относительно прошлогодних продаж. Исходные данные можешь получить у Анны, с подсчетами поможет Владимир, графики составит Евгений. Этот отчет очень важен, он будет представлен на встрече с инвесторами. Проконтролирует выполнение задания Николай».

В первом варианте представитель поколения Z поищет в Интернете, как надо сделать отчет. Попробует подогнать свои данные под найденные примеры, сделает кое-как, лишь бы расправиться с этим заданием.

А если воспользоваться вторым вариантом, то Z выполнит задание, четко следуя инструкции, с учетом установленного срока. Но при этом подойдет ответственно и творчески, например, креативно оформив презентацию.

Поколение Z, в отличие от Y-ов, не считает строгие рамки ограничителем своей фантазии. Вот как мыслит Y:

Задание без ограничений → «У меня получится лучше, чем у других» → делает на свой вкус → руководитель недоволен и раздражен → задание надо исправлять → Y раздосадован.

А вот как думает поколение Z:

Задание с ограничениями → «Сделаю, как полагается» → добавлю немного воображения → задание выполнено в рамках, но необычно → начальник удовлетворен → задание закрыто → Z – хороший «сын».

Поколение Z проецирует задание на свое детство. Y-«мама» задает задачу. Z спокоен, потому что знает, что Y на его стороне. Это привычная и спокойная ситуация. А в спокойствии Z хорошо работает.

Предложите им стать суперменами

Поколение Z и другие поколения имеют разные мотиваторы для исполнения задач. Для Z-ов большое значение имеет интерес. Главные составляющие их комфорта – это отсутствие скучных рамок и наличие любопытной задачи.

Это легко можно увидеть на следующем примере. На практику в агрофирму были направлены учащиеся института сельского хозяйства. Для успешного завершения второго курса обучения необходимо было заполнить дневник наблюдения за животными. Студенты выполняли задание, но делали это лениво и недобросовестно.

Тогда главному инженеру пришло в голову предложить студентам принять участие в работах по созданию системы с искусственным разумом. Он объяснил, что предназначение системы – уменьшение ресурсных потерь. Для того чтобы система полноценно функционировала, необходимы данные, собираемые практикантами. После этого учащиеся стали более ответственно относиться к поставленной задаче и дали продуктивные предложения по оптимизации работы системы.

Преимущество поколения Z в том, что они могут одновременно решать несколько задач, не теряя качество, и за короткий период времени. Но они неспособны выполнять задачу, если не понимают ее суть. Им нужно знать: что именно надо выполнить, почему и как это связано с целями фирмы.

Не надо: Создай пять разных вариантов упаковки продукта (для нескольких аудиторий) и направь маркетологам.

Надо: Мы планируем расширяться, поэтому тебе необходимо разработать пять вариантов дизайна упаковки. Внедрив измененную упаковку, мы сможем привлечь новых потребителей.

Представитель поколения Z в первом случае выполнит задание, но будет опираться лишь на свои мысли и предпочтения, а во втором случае выполнит так, как этого ожидало руководство. Z промониторит значительное количество информации, обозначит главные моменты и создаст новое решение.

Поколение Z возьмет несколько консультаций у своих товарищей и специалистов в социальных сетях, что позволит сэкономить время. Y может быть намного образованнее и эрудированнее Z-а, но потратит на выполнение этой же задачи больше времени. Z-у сложно запомнить информацию, зато он знает, где ее можно найти. Он быстро справится с этим заданием. Скорость – это отражение поколения Z.

Четко диктуйте правила своей игры

Для поколения Z нет иерархии даже в рабочих отношениях. Они относятся к своим коллегам и руководству по-приятельски. Z не будет стесняться и в случае возникновения вопроса проконсультируется не у коллеги, а через сообщение начальнику. Надо учитывать при сотрудничестве с представителями поколения Z, что они будут уважать Y как человека, а не как руководителя.

Z не любит жить по расписанию, подстраиваться под график, трудиться в рамках нормированного рабочего времени, потому что он считает, что надо работать по вдохновению и удобству, а не по приказу.

Z представляет себе работу как сочетание задач, которые надо выполнить добросовестно и в срок. Время – это единственный допустимый ограничитель. Несоблюдение срока повлечет за собой наказание, как это было в детстве.

Не надо: Подготовь мне документы по тендеру и ответь на жалобы потребителей.

Надо: К утру понедельника должна быть готова документация по тендеру: условия, положения, наши рекомендации, презентация. До вечера вторника тебе надо рассмотреть и дать ответ покупателям на их жалобы. Предварительно следует предоставить мне проект отчета. Не забудь, что у нас введены штрафы за опоздание.

В первом случае Z выполнит все задачи, но даже если будет знать, что это срочно, не станет торопиться. Во втором – документы будут подготовлены в срок. А если он и опоздает со сдачей и получит штраф, то отнесется к этому спокойно.

Люди Z не приемлют жесткого контроля над собой, но при этом спокойно работают при ограничениях (сроки, штрафы и т.п.), воспринимая это как особые условия компьютерной игры.

Предлагайте задачи, рассчитанные на быстрый результат

Поколение Z – реалисты. Они видели, как разбивались планы более старших Y-ов, поэтому не хотят браться за нерешаемые задачи, чтобы не переживать в дальнейшем. Z-ы настроены на победу и совсем не любят испытывать поражение.

Амбициозные задачи не для Z-ов, это прерогатива Y-ов, которые очень стремятся к их выполнению, но пока безуспешно. Если и ставить перед Z-ом амбициозную задачу, то нужно делить ее на более мелкие и достижимые цели.

Не надо: Прибыль нашей фирмы должна быть увеличена к следующему году на 50%.

Надо: Тебе следует выявить факторы, ограничивающие продажи компании, и избавиться от них. Потом определи, какие инновации повлияют на увеличение прибыли. При этом подумай, как уменьшить существующие на данный момент расходы (сроки и уровень ответственности должны быть установлены по каждой задаче).

В первом случае люди Z придут к выводу, что начальник-Y придирается и специально ставит невыполнимые задачи. При таком раскладе им будет проще уволиться и начать искать новую работу. А во втором случае они постараются поскорее выполнить задачи, чтобы отчитаться перед Y-ом.

Z, в отличие от Y-а, не нацелен на карьеру. Это для него слишком долго и скучно. Он работает ради интереса, а не для карьерного роста и получения денег. Оплата труда – это приятный бонус, благодаря которому можно покупать путевки, курсы и оплачивать развлечения. Z не создатель, а исполнитель, которому интересно решать поставленные задачи, как головоломку.

Обещайте награды

Для Z-ов неважно значение награды, но отсутствие поощрения в конце обесценит само задание. Награда может быть не слишком большой и условной, но ее наличие обязательно.

Компания «Яндекс» предлагает своим сотрудникам шуточные повышения. Через год работы в фирме человеку присваивается статус «страж кофе-пойнта». Чем больше срок службы, тем выше шуточная должность. Такие «звания» не несут за собой появление каких-либо преимуществ, но, согласно исследованиям Милениан Брендинг, стало известно, что поколение Z предпочтет незначительный карьерный рост через определенный срок, чем высокую должность неизвестно когда.

Людям поколения Z надо знать свое ближайшее будущее. Они привыкли жить в комфорте и покое. Z-ы должны знать не только время, необходимое для решения задачи, но и дату, когда будет достигнута первая победа.

Не надо: после завершения стажировки мы рассмотрим вашу кандидатуру и, если вы нас полностью устроите, примем вас на полную ставку.

Надо: мы готовы взять вас на стажировку. Если во время нее вы хорошо себя проявите, то по окончании мы поднимем вам заработную плату и примем вас с испытательным сроком. Если вы не выполните поставленные задачи, мы будем вынуждены вас уволить. А если вы будете инициативны и исполнительны, то будете зачислены в штат.

В первом случае Z испугается и продолжит поиски работы, а во втором будет хорошо трудиться, чтобы зарекомендовать себя и достичь следующего этапа.

Люди поколения Z нацелены на достижение быстрого результата. Они ждут успеха после первых приложенных усилий. Следующий этап может быть сложнее, но также выполним и ограничен временными рамками.

7 хитростей, как еще подстроиться под поколение Z во благо компании

Иной раз кажется, что лучше не строить деловые отношения с поколением Z: они капризны, ленивы и слабо мотивированы. Тем более, что скоро придет поколение после Z – невероятно талантливые вундеркинды Альфа, из которых вырастут перспективные руководители.

Люди Z – думающие исполнители, они податливы и легко трансформируются в серьезных работников.

1.Пишите четко, по пунктам, говорите коротко, объясняйте внятно . По мнению сотрудников компании «Майкрософт», дети поколения Z только восемь секунд слушают новую информацию. Они неспособны концентрироваться на длинных сообщениях. Устная задача должна состоять примерно из 25 слов и быть разбитой на подпункты. Каждый пункт тоже должен быть максимум из 25 слов. плохо запоминает информацию, потому что знает, что все можно найти в Интернете. Задача, составленная в письменном виде, поможет вспомнить детали.

2.Обрисуйте задачу в виде комикса. Новое поколение лучше воспринимает изображения, чем слова. Проиллюстрированные задания и видеоинструкции для них более эффективны. Это касается и более крупных задач, таких как стратегия развития фирмы.

3.Ставьте лайки. Z с детства захвалено родными и педагогами. За все свои достижения им вручали призы, даже за фотографии в социальных сетях им ставят лайки. -ы не могут работать без поощрений и похвал. Награда не мотивирует их на более качественное решение задачи, но ее отсутствие выбивает их из рабочего ритма.

4.Не лишайте их гаджетов . Согласно исследованиям компании «Чайлдвиз», ежедневно пользуется всеми современными гаджетами. Постановка задачи в виде программы имеет на них большее воздействие, чем совещание. Внедряйте в работу фирмы современные технологии, не запрещайте пользоваться социальными сетями и не заставляйте вести исключительно бумажную документацию. Это повысит работоспособность Z-а.

5.Устройте им досуг. Это поколение привыкло развлекаться. Информацию не надо подавать в поучительной форме, это только отвернет Z-в от работы. Позвольте им развиваться и учиться по желанию, что повысит их преданность фирме.

6.Ищите им друзей. Несмотря на всех виртуальных друзей, Z-ы одиноки. Живое общение ничто не заменит. только выглядит раскрепощенным и общительным, а по факту у них практически отсутствуют навыки построения отношений. Вовлеките их в коллектив, пусть они почувствуют свою причастность к команде.

7.Четко очерчивайте дедлайн. Люди поколения Z осознают важность временных рамок, но зачастую их нарушают. Устанавливайте строгие сроки и штрафуйте за нарушение. После установления такого контроля безответственные работники отсеются сами.

Поколение Y

Поколение Y (поколение «игрек»; другие названия: millennials - поколение Миллениума , поколение «некст», «сетевое» поколение, эхо-бумеры) - поколение родившихся после 1980 года, встретивших новое тысячелетие в молодом возрасте, характеризующееся прежде всего глубокой вовлечённостью в цифровые технологии. В момент появления термина Поколение Y противопоставлялось Поколению X , которое соответствует предыдущему демографическому поколению.

Демография

Характеристики поколения отличаются в разных странах в зависимости от политических, экономических, социальных и других условий. Тогда как к поколению «игрек» в США принято относить родившихся в 1981-2000 годы, в России к нему относят поколение рождавшихся в новых социально-политических условиях, с началом горбачевской Перестройки , развала СССР - 1984-2000 годы. Впрочем, у социологов нет чёткой даты начала отсчёта для этого поколения.

В США поколение «игрек» связывают с подъёмом рождаемости, который начался в 1982 году, так называемый «эхо-бум». В основном это дети поколения «беби-бума», отсюда и название - «эхо-бумеры». Однако, что касается развитых стран, тенденция к снижению количества детей в семьях сохраняется, поэтому явление «эхо-бума» не так широко известно, как сам «беби-бум».

Большинство поколения «игрек» относится к либеральной культуре , однако отдельные группы придерживаются более консервативных взглядов . Исследования, проводимые в 2006 году в США , показали, что 48 % «эхо-бумеров» верят в бога, 20 % - не верят, 32 % - не уверены в его существовании.

Также стоит упомянуть факт лояльности к более радикальным политическим течениям. Среди поколения «игрек» широко распространены неонацистские, коммунистические и монархические идеи. Демократы также присутствуют, однако их процент сравнительно мал.

Поколение Питера Пэна

Поколение «игрек» также соотносится с так называемым «поколением бумеранга», или «поколением Питера Пэна », в связи с тем, что его представители склонны оттягивать переход во взрослую жизнь на более долгий срок, чем их сверстники в предыдущих поколениях, а также дольше оставаться жить в родительском доме. Социолог Кэтлин Шапутис назвала это явление «синдромом переполненного гнезда» . Первопричина этой тенденции может быть отнесена к экономическим условиям: международный финансовый кризис , повсеместное повышение стоимости жилья, безработица .

Однако экономика не единственное объяснение этого явления. Среди социологов не до конца решён ещё вопрос дефиниции: а что считать «взрослостью »? В исследовании доктора Ларри Нельсона отмечено, что поколение «игрек» не торопится принимать на себя обязательства взрослой жизни из-за негативного примера предыдущего поколения.

«Предыдущие поколения обзаводились семьями, начинали карьеру - и делали это незамедлительно. И сегодня молодые люди видят: имея такой подход к жизни, их родители развелись и имеют нелюбимую работу. Большинство представителей поколения „игрек“ хочет семью, но они хотят сделать правильный выбор с первого раза, и то же самое с работой.»

Коммуникации и интеграция

Поколение Миллениума, как и другие поколения, было сформировано под влиянием событий, лидеров, изобретений своего времени. Впрочем, некоторые российские комментаторы утверждают, что у него нет своих героев.

Игрек - первое поколение, у которого нет героев, но есть кумиры. Предполагаем, что у них не будет героев. Они станут ими для других поколений, несмотря на то, что не всегда хотят быть героями.

Координатор проекта «Теория поколений в России-Rugenerations» Евгения Шамис

На него повлияло развитие технологий сетевой коммуникации, таких как электронная почта , служба коротких сообщений , средства мгновенных сообщений и других новых медиа-ресурсов наподобие видеохостинга YouTube и социальных сетей (Livejournal , MySpace , Facebook , Twitter и т. д.). Одна из важнейших отличительных особенностей психологии коммуникаций «эхо-бумеров» - это многозадачность в использовании средств коммуникации: они могут одновременно чатиться с несколькими людьми, читать сайт на другую тему, следить за обновлениями в Твиттере и блогах. Среди них в десятки раз снижено потребление таких медиа, как телевидение и радио.

Крайне важным для этого поколения является самовыражение. Так, например, в Китае, с населением свыше миллиарда человек, стремление выделиться из толпы, быть индивидуальным, стало краеугольным камнем культуры китайской молодежи. В странах по всему миру только благодаря доступу в Интернет люди самоутверждаются в сетевых ролевых играх жанра MMORPG и виртуальных мирах типа World of Warcraft и Second Life . Наиболее экспрессивные представители поколения «игрек» заслужили признание, организуя онлайн-сообщества, запуская интернет-мемы или собирая флеш-мобы . Другие, более стеснительные в социальном плане люди, нашли себя в анонимном онлайн-общении, позволяющем быть более раскрепощённым.

Поп-культура

Поколение «игрек» сформировалось в то время, когда Интернет вызвал глобальный переворот в традиционных средствах массовой информации. По сравнению с предыдущими поколениями, для этого характерна вседоступность любой информации, музыки, кино, что не могло не повлиять на бизнес телеканалов, звукозаписывающих студий и индустрию развлечений в целом. В странах с более жёстким законодательством распространение нелицензионного контента в сети стало проблемой, и за авторским правом следят государство и уполномоченные органы. Тем не менее, торрент-трекеры отвоёвывают рынки у правообладателей, и теперь любители музыки не охотятся за новыми дисками, а спокойно скачивают их (легально или нелегально) из сети напрямую в свой карманный цифровой аудиопроигрыватель.

Условия для культурного взаимопонимания

В США своеобразный «мостик» в осознании некой родственности вкусов и предпочтений, культурной преемственности поколений X (1965-1980/83) и Y (1981/84 - 2000) состоялся: поколение «игрек» также любит фильмы про Человека-паука (1962, комикс) и «Звёздные войны » (1976, книга-промоушен), как когда-то (в 1970-е) «иксы» любили комиксы и кинофильмы об этих персонажах (о кумирах-удачниках, вышедших из слоя столь для них близкой и привычной «негероической» жизни).

Этого нельзя сказать о СССР и России. Поколение X до конца 1980-х годов объективно пользовались культурными знаками принятыми у русского поколения бэби-бумеров (1946-1964) - «культом героев». Причем эти культурные знаки были двухполюсными: с одной стороны, герои Великой Отечественной и Гражданской войн, с другой, - образы героев-шестидесятников из кинофильмов и литературы 1960-1970 гг. (умные, ироничные, аполитичные). Лишь во второй половине 1980-х на эту «подножку героев» уже поколения «икс» заскочили современники - Виктор Цой (р. 1962), Игорь Тальков (р. 1956) со своими трагическими судьбами.

Но уже начало 1990-х годов «отменяет» «культ героев» в массовом сознании поколения «икс»: происходит весьма и весьма болезненная ломка культурно-ценностных ориентиров, взятых из «героических эпох», свидетелем чему становятся рожденные (с 1984-1985 гг.) дети. Их присутствие при данном процессе вполне вероятно вызвало состояние культурного шока и возрастное желание «спрятать голову в песок». Компьютерные сети и коммуникационные технологии придали этому желанию ускорение.

Работа

Экономические перспективы поколения Миллениума заметно ухудшились во время экономической рецессии 2008-2009 годов. Некоторым государствам пришлось принимать особые меры по трудоустройству молодёжи из-за социальной напряжённости, наподобие продолжительных волнений в Греции в 2008 году, вызванных стремительным ростом безработицы. Безработица среди молодежи в Европе остаётся на высоком уровне (40 % в Испании, 35 % в странах Прибалтики, 19,1 % в Великобритании и более 20 % во многих других странах). В других регионах безработица также высока, в частности, в США статистика трудоустройства молодёжи ведется с 1948 года, и безработица в этой группе населения достигла рекорда в июле 2009 года, составив 18,5 %. В Азии и других регионах ситуация несколько иная, но проблема безработицы так же актуальна.

Ещё одно название поколения «игрек» - «поколение трофеев». Этот термин отражает тенденцию проявления в состязательных видах спорта, а также и в других сферах жизни, где нет победителя и проигравшего, «побеждает дружба», и каждый получает «благодарность за участие в соревновании». Опрос среди работодателей подтвердил, что точно так же молодое поколение «игрек» проявляет себя и в корпоративной культуре. Некоторые наниматели обеспокоены тем, что у молодёжи слишком завышенные ожидания от своего трудоустройства, они предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, а не наоборот. Однако они трудоспособны, хотят отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, предпочитают использовать гибкое рабочее время .

Уже сейчас и в будущем, согласно прогнозам экспертов, представители поколения «игрек» будут часто менять места работы. В кадровых подразделениях некоторых крупных организаций имеют в виду этот психологический конфликт и стараются снять его, помогая руководителям более старших поколений понять молодых, и создать для последних более комфортные условия.

Примечания

Ссылки

  • Наталья Соколова Поколение Игрек // Профиль . - 20 сентября 2010. - № 34 (685).
  • Евгения Шатилова Поколение Y: управление со многими неизвестными . - 11 января 2012.
  • Людмила Пушкина Люди Игрек . - 13 марта 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .



просмотров