Актеры Театра на Таганке. Знаменитые российские актеры. Любимый театр Любимова: история театра на Таганке Театр на таганке год основания

Актеры Театра на Таганке. Знаменитые российские актеры. Любимый театр Любимова: история театра на Таганке Театр на таганке год основания

Театр на Таганке известен не только в России, но и во всем мире. Театральная труппа много гастролирует, и повсюду ее тепло принимают зрители. Таганка стала настоящим театром интеллигенции и местом, где всегда можно увидеть обаятельную, азартную, умную игру и яркий праздник театрального действа. Театральная драма здесь органично сплавляется с музыкой, движением и пением. И, несмотря на различные изменения в руководстве и актерском составе театра, его популярность у зрителей не уменьшается.

Современный театр на Таганке стал местом притяжения не только для столичных театралов. На спектакли этого прославленного театрального коллектива стараются попасть и гости Москвы, приехавшие в столицу с деловыми или туристическими целями.

Здание, которое занимает театр, было построено в 1911 году по проекту архитектора Густава Августовича Гельриха, известного мастера московского модерна. Первоначально оно предназначалось для электротеатра (кинематографа), но позже было перестроено под классический театр.

История театра на Таганке

Театр радом с Таганской площадью был открыт в 1946 году, и его возглавил актер и режиссер Александр Константинович Плотников (1903-1973). Первую труппу этого театра составили из воспитанников столичных театральных студий и актеров периферийных театров. В качестве премьерного они подготовили спектакль по пьесе Василия Гроссмана «Народ бессмертен».

К началу 1960-х годов театр на Таганской площади имел репутацию одного из самых малопосещаемых в столице. Люди не спешили его на спектакли, поскольку театральные постановки, которые здесь можно было увидеть, отличались безликостью и официальным стилем.

В 1964 году ситуация поменялась. Руководить театральным коллективом пришел известный актер из театра им. Евгения Вахтангова – Юрий Любимов. Но новый главный режиссер пришел не один, а привел за собой своих учеников из Щукинского училища. Вместе с ними он поставил на сцене театра пьесу немецкого драматурга Бертольда Брехта. В премьерном спектакле «Добрый человек из Сезуана» дебютировали ставшие позже знаменитыми актеры Алла Демидова и Борис Хмельницкий.

Главный режиссер постоянно дополнял театральную труппу молодыми актерами, многие из которых являлись выпускниками училища им. Щукина. А из старой труппы успешно продолжали играть на сцене «Таганки» Вениамин Смехов, Всеволод Соболев и Юрий Смирнов.

Любимов был очень увлечен идеями Бертольда Брехта и даже повесил в фойе театра его портрет. Он уважал немецкого драматурга и теоретика театрального искусства за ясность мировоззрения и разделял его взгляды на жизнь. Внедрение идей «эпического театра» Брехта, а также уроков Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда позволило Любимову достаточно быстро сделать театр на Таганке одним из самых авангардных театральных коллективов СССР.

В первые годы работы обновленного театра здесь ставили спектакли, в которых использовались стихи и поэмы А. Пушкина, В. Маяковского, Б. Пастернака, А. Вознесенского и Е. Евтушенко. Чуть позже их сменили пьесы, написанные по прозаическим произведениям Ф. Достоевского, М. Горького, Н. Чернышевского, М. Булгакова, Б. Васильева и Ю. Трифонова.

Открытость и свободолюбие Таганки противоречили традициям советского государства в его желании тотально контролировать всю общественную жизнь, поэтому новаторский театральный коллектив находился в постоянном конфликте с власть предержащими. Особенно накалилась обстановка вокруг театра после кончины популярного актера и барда Владимира Высоцкого в 1980 году. Властями был даже запрещен показ спектакля памяти актера, который подготовили главный режиссер и артисты театра.

Закончилось такое противостояние тем, что в 1984 году главного режиссера Таганки Юрия Любимова, после 20 лет работы в качестве главного режиссера, насильно отстранили от должности и лишили гражданства СССР. Сделано это было заочно, когда Любимов находился в Лондоне. В вынужденной эмиграции он провел 7 лет, ставя театральные постановки в разных странах мира.

После возвращения Юрия Петровича Любимова на родину театральный коллектив разделился надвое. Бывший актер театра Николай Губенко возглавил часть театральной труппы и назвал свое объединение «Содружеством актеров Таганки». Они играли в новом здании театра. А Юрий Любимов стал руководителем другой части труппы и ставил театральные постановки в старом здании. Он добился, чтобы зритель увидел запрещенные ранее властями спектакли: памяти Владимира Высоцкого, «Борис Годунов» и «Живой».

В 2011 году Любимов, из-за конфликтов с актерами и московским Департаментом культуры, покинул театр. После его ухода полтора года театральный коллектив возглавлял известный отечественный актер Валерий Сергеевич Золотухин. Затем, в 2013 году главой театра стал Владимир Натанович Флейшер. А с марта 2015 года театральный коллектив возглавляет заслуженная артистка России Ирина Викторовна Апексимова.

Особенности театральных постановок

Со времен, когда театр возглавил Любимов, спектакли на Таганке стали отличаться большой оригинальностью. В театре перестали использовать занавес, и от этого происходящее на сцене приобретало оттенок студийности и камерности. Во времена Любимова на спектаклях почти не использовались традиционные декорации – на замену им пришли оригинальные сценические конструкции. В спектакли стали включать элементы пантомимы, теневого театра и необычное музыкальное сопровождение. Все это очень нравилось зрителям. И в 1960-1970-е годы театр на Таганке сделался одним из самых посещаемых не только в Москве, но и в России.

Уроки мужества, гражданственности и свободы мышления, которые Таганка давала со своей сцены, сделали этот театр местом встречи интеллигенции. У театра появилось немало друзей из числа известных в стране ученых, композиторов, художников и писателей. А зарубежная пресса в советские времена часто называла театр на Таганке «островком свободы в несвободной стране».

Благодаря Юрию Петровичу Любимову спектакли театра отличали динамика и безупречная композиция. Их с удовольствием смотрели зрители в разных странах. А постановка по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», показанная в 1983 году в Лондоне, была отмечена престижной премией «Evening Standart».

В современной труппе знаменитого театра работают народные артисты России: Иван Бортник, Александр Трофимов, Любовь Селютина, Зинаида Славина, Феликс Антипов и Юрий Смирнов. Здесь можно увидеть спектакли, поставленные по произведениям Софокла, Мольера, И. Гете, У. Шекспира, К. Гольдони, Н. Гоголя, А. Грибоедова, Н. Островского, Б. Брехта, Г. Ибсена, А. Пушкина и М. Булгакова.

Как добраться

Театр находится возле Таганской площади на улице Земляной Вал 76/21. Неподалеку от него расположен выход из станции метро Таганская (кольцевая).

Актриса Ирина Апексимова стала директором Московского театра на Таганке. О новом кадровом назначении в театре заявил руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. В скором времени он сам представит госпожу Апексимову коллективу Театра на Таганке.


«Апексимова назначена моим приказом директором Театра на Таганке»,- рассказал «Интерфаксу» руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков.

Проблемы с руководством театра начались еще в 2011 году, когда в результате конфликта с актерами с резонансным скандалом покинул труппу основатель Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрий Любимов. Вакантный пост занял народный артист России и один из ведущих актеров театра Валерий Золотухин, который не был ни инициатором, ни непосредственным участником конфликта. В 2013 году он по состоянию здоровья ушел из театра и вскоре скончался после серьезной болезни. Сам же господин Любимов находился фактически в статусе изгнанника, его спектакли постепенно исчезали из репертуара родного театра.

Вскоре департамент культуры назначил на руководящий пост Владимира Флейшера, в течение многих лет работавшего директором Московского центра имени Мейерхольда. Эксперты отмечали, что это решение было скорее техническим, чем творческим: выработать внятную репертуарную политику господин Флейшер так и не смог. В результате департамент культуры Москвы принял волевое решение о новом кадровом назначении. Вместо господина Флейшера пост директора театра займет актриса и продюсер Ирина Апексимова.

Ключевой вопрос на данный момент заключается в том, кто будет определять художественные задачи театра, находящегося сегодня в сложной ситуации. Если госпожа Апексимова переведена департаментом культуры в Театр на Таганке как успешный менеджер для решения административных проблем, то тогда ей в пару требуется художественный руководитель. Однако если она назначена единолично определять и репертуар, то это решение представляется довольно экстравагантным, так как актриса не имеет опыта самостоятельной руководящей художественной деятельности, в крупных художественных акциях она не была замечена.

Ирина Апексимова, десять лет успешно проработавшая в МХТ имени Чехова и сыгравшая более 60 ролей в театре и кино, в данный момент возглавляет Театр Романа Виктюка. В заявлении ТАСС артистка отметила, что «планирует совмещать эти две должности». Роман Виктюк пригласил известную актрису на административную, по сути, должность в 2012 году. Тогда перед ней поставили задачу совместно с художественным руководителем подготовить труппу театра для работы в условиях регулярных показов в собственном здании. Здание Дома культуры имени Русакова, в котором базировался Театр Романа Виктюка долгое время ожидал реконструкции, из-за чего выступать артистам приходилось на разных других московских площадках. Так актриса Апексимова неоднократно играла в спектаклях Романа Виктюка, таких как «Наш Декамерон» и «Кармен». Как известно, за время сотрудничества на реконструкционной ниве между артисткой и режиссером совсем перестали складываться отношения. Так или иначе Театр Виктюка простоит на ремонте до конца марта.

В здании на углу земляного Вала и Верхней Радищевской улиц расположился удивительный . Он успешно пережил испытание и славой, и расколом, и сегодня продолжает отстаивать право на собственное видение и прочтение, бережно храня традиции своего режиссера-основателя – Юрия Любимова. Спектакли «Таганки» выделяются яркими личностями актеров, азартной и интеллектуальной игрой, использованием в постановках всей палитры искусств: музыки, танца, цирка.

Официально театр был основан в 1946 г. и пережил свое второе рождение в 1964 г. с приходом легендарного режиссера – Юрия Любимова. В те годы Москва переживала настоящий всплеск в культурной жизни — в столице появилась целая плеяда молодых амбициозных актеров, радовавших зрителей новыми постановками. Но даже на этом фоне «Таганке» удалось сразу же громко заявить о себе: первый спектакль Ю. Любимова, «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта, моментально прославил театр и собирает аншлаги до сих пор. В театре по-прежнему царит восхищение прошлым «Таганки», где играли легендарные Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов и где выходили лучшие спектакли того времени.

Эпоха Любимова и Высоцкого

Театр на Таганке возродил традиции Вахтангова и Мейерхольда. Его смелые спектакли наполняло ощущение творческой свободы: они всегда отличались новаторским подходом и злободневностью прочтения художественного произведения. Юрий Любимов, знакомый с системами Е. Вахтангова и , объединил в своем творчестве эти концепции и внедрил в них элементы эпического театра Брехта. Зритель активно вовлекался в происходящее на сцене, ощущая себя полноправным участником действия.

Большинство спектаклей шли без занавеса, в минималистических декорациях с применением сложных технических конструкций. Над ними работали ведущие художники страны: С. Бархин, Д. Боровский, Э. Кочергин, Э. Стенберг. Вместе с Юрием Любимовым они создавали историю «Таганки», выпуская резонансные спектакли — «Герой нашего времени» (по ), «Антимиры» (по А. А. Вознесенскому), «Мастер и Маргарита» (по М. А. Булгакову), запрещенный цензурой «Живой» (по Б. П. Можаеву) и многие другие.

Актеры «Таганки», яркие и многогранные, демонстрировали самые разные таланты: превосходное вокальное мастерство, пластика, пантомима; в некоторых постановках задействовался даже театр теней. Многие из них дебютировали на этой сцене и получили народное признание и славу: Алла Демидова, Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев и др. Но, пожалуй, одной из самых ярких звезд театра был Владимир Высоцкий. Каждая его роль становилась настоящим событием в культурной жизни Москвы; спектакли с его участием собирали неимоверные аншлаги с длинными очередями за «лишним билетиком». В 1971 г. на всю страну прогремел «Гамлет» в постановке Любимова с Владимиром Высоцким в главной роли, Аллой Демидовой в роли Гертруды и Вениамином Смеховым в роли Клавдия.

Раскол и поиски нового пути

Здание театра

Здание театра было перестроено из кинотеатра «Вулкан», одного из первых в Москве. В 70-е - 80-е годы XX века театр был реконструирован. За эту работу авторы проекта - архитекторы А. Анисимов, Ю. Гнедовский, и др. - получили Государственную премию СССР и премию Международной Академии архитектуры. В наше время в театре три зала со сценами на 800, 500 и 150 мест. Основная сцена представляет собой трансформируемый зал. В 2015 г. рядом с театром появилась улица Высоцкого, на которой в доме № 3 расположился Государственный культурный центр «Музей В. С. Высоцкого».

2016-2019 moscovery.com taganka. theatre. ru

Театр на Таганке (Московский театр драмы и комедии на Таганке) - московский драматический театр, основанный в 1946 году, преобразованный в 1964-м Юрием Любимовым.

История создания

Театр на Таганке

Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году; главным режиссёром стал Александр Плотников, труппу составили воспитанники московских театральных студий (в их числе был Готлиб Ронинсон) и актёры периферийных театров. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана.

В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, - в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов, в то время более известный как актёр Театра им. Вахтангова.

В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем - «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева.

Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, - в театр пришли Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов, и в дальнейшем Любимов постоянно пополнял труппу молодыми актёрами, преимущественно выпускниками Щукинского училища: из вахтанговской школы пришли в театр в конце 60-х Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и многие другие. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев. К прежнему наименованию Любимов добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро московские театралы сократили официальное название коллектива до «Театра на Таганке» и просто «Таганки».

Юрия Любимова увлекли идеи «эпического театра» Брехта: «В этом драматурге, - писал он, - нас привлекает абсолютная ясность мировоззрения. Мне ясно, что он любит, что ненавидит, и я горячо разделяю его отношение к жизни. И к театру, то есть меня увлекает эстетика Брехта. Есть театр Шекспира, театр Мольера, есть и театр Брехта…» Возглавив Театр драмы и комедии, Любимов повесил в фойе три портрета: Б. Брехта, Е. Вахтангова и Вс. Мейерхольда; позже, по настоянию райкома партии, добавил и К. С. Станиславского. Родство любимовской «Таганки» с театром Станиславского для специалистов так и осталось проблематичным, но уроки Мейерхольда, Вахтангова и особенно Брехта легко узнавались во всех спектаклях так называемой «классической» «Таганки» (до 1981 года).

Под руководством Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими конструкциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. В 60-70-х годах это был один из самых посещаемых театров столицы.

Среди спектаклей в первые годы преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь…» (по А С. Пушкину), «Послушайте!» (по В. Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е. Евтушенко). Позже им на смену пришли многочисленые инсценировки прозаических произведений: «Мать» М. Горького, «Что делать?» Н. Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Дом на набережной» Ю. Трифонова и др.

Разделение

Театр на Таганке и Содружество актёров Таганки

В 1980-х годах театр пережил ряд кризисов, вызванных отъездом за границу главного режиссёра Любимова и последовавшим лишением его гражданства СССР.

В 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра на Таганке, оставшаяся часть труппы во главе с Любимовым осталась в старом здании, которое перестроено из кинематографа (электротеатра), построенного в 1911 года архитектором Г. А. Гельрихом.

В 2011 году в результате конфликта с актёрами Юрий Любимов покинул театр. В течение полутора лет «Таганку» в качестве директора и художественного руководителя возглавлял Валерий Золотухин; 4 марта 2013 года он подал в отставку по состоянию здоровья, и новым директором на следующий день был назначен Владимир Флейшер, ранее возглавлявший Центр имени Мейерхольда

Скандалы

26 марта 2014 года на имя спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко было отправлено письмо от представителей альтернативного профсоюза театра. В нём было сказано о том, что подписанты опасаются превращения театра «в оплот „либералов-белоленточников“» в связи с появлением на сцене театра проектов «в духе одиозного „Гоголь-центра“», который «пропагандирует свои взгляды и цели со сцены Таганки». Виновными считают руководство театра, которое «рьяно привлекает всех „болотных“ крикунов на подмостки знаменитого театра, предоставляя им трибуну для провозглашения разрушительных прозападных идей и технологий, являющимся на самом деле вседозволенностью».

Сенатор от Курганской области Олег Пантелеев в свою очередь обвинил театр в том, что «в этих спектаклях пропагандируется насилие, гомосексуализм, педофилия, суицид». В качестве примеров он заявил о том, что в театре якобы прошел документальный фестиваль «Майдан», на который пришли молодые люди с повязками украинской организации «Правый сектор», писателю Дмитрию Быкову была заказана пьеса с пародией на органы безопасности, на день полувекового юбилея театра был назначен бенефис музыканта Юрия Шевчука, а 9 мая ожидается премьера спектакля «Сны о войне» «с оскорбительным содержанием». Чиновник призвал «повлиять на ситуацию в нашем любимом театре, где выступали прославленные актеры, приостановить процесс развала и сохранить высокие традиции русского репертуарного театра, дать должный отпор безнравственности». Валентина Матвиенко предложила направить обращение на имя главы Минкульта вместе с письмом профсоюза. Директор Театра на Таганке Владимир Флейшер назвал заявления Пантелеева недостоверными.

Минкультуры перенаправило запрос в Департамент культуры Москвы, которому и подчиняется театр. Глава пресс-службы московского ведомства Алла Семенышева заявила о том, что мэрия Москвы считает «враньем» высказывания Олега Пантелеева о Театре на Таганке и будет требовать от сенатора публичных извинений ибо, "ни один из тезисов сенатора не соответствует действительности".

Художественные руководители

Ю. П. Любимов

    Александр Плотников (1946-1964) Юрий Любимов (1964-1984) Анатолий Эфрос (1984-1987) Николай Губенко (1987-1989) Юрий Любимов (1989-2011). Валерий Золотухин (2011-2013)

Труппа театра

Народные артисты России

    Феликс Антипов (c 1968) Иван Бортник (c 1967) Любовь Селютина (c 1974) Зинаида Славина (c 1964) Юрий Смирнов (c 1963)

Заслуженные артисты России

    Анна Агапова Тимур Бадалбейли Анатолий Васильев Алексей Граббе Анастасия Колпикова Александр Лырчиков Лариса Маслова
Гениальное наследие режиссера Юрия Любимова "выбрасывается на помойку" для "распила" бюджета?

В театральной жизни "антикризисного периода" страны возникает много конфликтов. В основе их всегда несовпадение стандартов административно-командной системы с желаниями творцов. Реальность "провозглашает": "гении" перевелись, а назначенные "сверху" управленцы склоняют чистую, девственную культуру к "грехопадению". Общественное мнение о том или ином продукте культуры трудно сегодня представить без "подсчета" бюджетных ассигнований. Современный театр имеет признаки бытовой драмы, в центре которой "всепоглощающий ремонт" становится камнем преткновения между "творцом" и "разрушителем". О том, что такое "ремонт" в учреждении культуры - искусственное образование бюрократов и коррупционеров или "новое образование для развития искусства" - читайте в материале Накануне.RU .

Сегодня столица (и Россия, в целом), по мнению большинства специалистов театрального ремесла, сталкивается с проблемой нехватки крепких, талантливых лидеров. Так, директор театра "Ленком" Марк Варшавер отметил, что готов работать "с утра до ночи", но только "на гения". Однако сегодня таких лидеров нет, считает он. "Это несчастье, которое бытует в Москве. Если творчества нет, это не театр. Есть стены, ремонт, материальная "победность", которой не имеют многие театры. Главное - где взять режиссеров. Где взять творца?" - прокомментировал Варшавер.

Только в Москве ежегодно профильные вузы выпускают 60-80 административных специалистов. Однако найти толкового сотрудника в этой "линейке" театрам чрезвычайно сложно, заметил "административный" руководитель Ленкома.

"Счастливые" директора московских театров, коими они сами себя считают, в голос твердят, что для процветания необходим тандем художественного руководителя и директора. Там же, где этого нет, реализуется модель "директорского театра".

Эта практика в последнее время широко используется Минкультом и городскими культурными ведомствами. Однако концепцию, при которой худрук отсутствует, поддерживают не все. Тем более, если роль "двуглавого орла" в руководстве театром играет человек "вне системы", так называемый результат "назначенческой чехарды", инициированной культурными властями.

"Следствием" этой, мягко говоря, рискованной политики стало назначение актрисы Ирины Апексимовой в марте 2015 года на должность директора Театра на Таганке - места, где и прежде не очень-то жаловали "варягов", сулящих "большие перемены". Новый руководитель "Таганки" - кадровое решение экс-главы департамента культуры столицы Сергея Капкова , принятое "под занавес" его карьеры. Кризисный менеджер Апексимова, как мыслится, должна завершить ремонт помещений исторического здания театра, а также гармонизировать творческий процесс в коллективе.

Приход Апексимовой в театр артисты труппы восприняли крайне остро .Первые ее действия по увольнению ряда сотрудников из администрации и бухгалтерии, безусловно, "аплодисментами" встречены не были. Возмущены актеры и "новым" курсом на продолжение "старой" реставрации театра вместо утвержденного репертуарного плана и сохранения родной сценической площадки, "ноу-хау" пространства, придуманного мастерами. "Титаны" искусства объявили о пикете 23 апреля, и, если понадобится, продолжении его в виде голодовки. Кроме того, артисты "Таганки" выступили с обращением в организации по защите прав человека и намерены жаловаться в прокуратуру.

Директор Московского бюро по правам человека, член СПЧ при президенте РФ Александр Брод подтвердил, что получил призыв от Российского профсоюза работников культуры. В нем, в частности, говорится:

"Ситуация в театре катастрофическая. Ремонт начат в нарушение госконтракта, графики все нарушены. Никакого аварийного состояния, по заявлению специалистов, в театре не существует. Однако оформляются подложные документы об аварийности. Наверное, в оправдание необоснованных трат средств на ремонт из бюджета Москвы".

"Подписанты" также утверждают, что гениальное наследие режиссера Юрия Любимова (умер 5 октября 2014 года в возрасте 97 лет) "выбрасывается на помойку", а отсутствие худрука и ясной художественной политики "уничтожает" театр .

Для ясности: с лета 2014 года театр на Таганке не функционирует в полном объеме: старые спектакли не играются, новые не ставятся.

"На наши мольбы и просьбы дать нам художественного [руководителя] для сохранения легендарного репертуара Любимова, а также 11 спектаклей, которые были поставлены при Золотухине, труппы и творческих цехов, мы получали только гробовое молчание, либо отписку, что этот вопрос не рассматривается. Есть уверенность в том, что, рекомендуя тратить деньги на восстановление театра по мнимой аварийности, хотят убить труппу одного из самых знаковых театров мира ", - подчеркнула актриса театра Татьяна Сидоренко .

Артисты занимают консолидированную позицию, считая, что заявление об аварийности здания - "откровенное лукавство". По их данным, в 2012-2014 гг. было проведено исследование фундамента, который был признан удовлетворительным, за исключением отдельных участков.

"Кому надо тратить сотни миллионов средств наших налогоплательщиков? Непонятно, на каких основаниях утвержденный ранее проект реконструкции хотят изменить. Это приведет к тому, что театр остановится на 3-4 года, и в результате - к его уничтожению", - добавила Сидоренко.

Цена госконтракта на ремонт здания составляет 157 млн 610 тыс. руб. При демонтаже конструкции подрядная организация выявила, что ряд участков здания театра находится в аварийном состоянии. Однако они не были отражены в проектно-сметной документации, сообщил замглавы департамента культуры Москвы Дмитрий Ипатов . В этой связи необходимо провести дополнительное обследование, чтобы остановить ремонт или внести корректировки в проект реконструкции. По его словам, эксперты департамента культурного наследия провели визуальный осмотр состояния объекта и составили акт, в котором обозначены следующие выводы: для детального изучения необходимо проведение комплексного инструментального обследования конструкции и грунтов. Таким образом, действие госконтракта приостановлено, что исключает нахождение "занятых" под крышей театра на Таганке, уточнил Ипатов.

Апексимова сообщила, что на момент ее прихода - 6 марта 2015 года - госзадание за первый квартал 2015 года не было выполнено. "Репертуар дальнейший не был запланирован, не арендованы площадки. До конца этого сезона (апрель-май) не представляется возможным арендовать другие помещения, потому что это достаточно поздно сделать, везде репертуар сверстан. Я точно так же, как вы, знакомлюсь с информацией, почему ремонт был приостановлен. Я задаю вопросы департаменту культуры, каким образом мы будем дальше существовать", - прокомментировала ситуацию новый руководитель театра.

Актер Иван Рыжиков , в свою очередь, отмечает, что если рассматривать данный случай как "какой-то бизнес-проект", то налицо "признаки рейдерского захвата".

"В течение двух последних лет нерационально расходуются бюджетные средства, снижается госзадание, резко упала эффективность показателей работы. Артисты не получают надбавок. Идет явное лоббирование расширения объема ремонтных работ, которые "так нужны" нашему театру ", - сетует он. При назначении директора с труппой никто не советовался, решения принимались "кулуарно". "На сегодняшний день уволено практически все руководящее звено - бухгалтерия и экономический отдел, высококвалифицированные люди, которые работали еще при Любимове и Золотухине. Это что - хвосты подчищают за все те нарушения, которые были допущены при прежнем директоре театра? Вместе с тем, на освободившиеся места приняты новые сотрудники, квалификация которых остается под сомнением", - говорит Рыжиков.

В своей истории "Таганка" переживала 4-5 капитальных ремонтов, но никогда при этом не останавливалась трудовая деятельность. Здесь же новое руководство "во избежание эффекта карточного домика" запретило любые репетиции и творческие контакты в театре, подчеркнул артист. Нет у театра в лице Апексимовой и плана развития, добавил он.

По словам Рыжикова, выхода, кроме как "кляузничать", у артистов нет. "Нас часто обвиняют в том, что мы пишем письма. Мы артисты, мы играть хотим, а не письма писать, но нам не оставляют никакой надежды. Мы пишем Собянину. Все это останавливается на уровне господина Печатникова, который мне же отвечает, что труппа благополучно играет на всех остальных площадках Москвы", - рассказывает артист. "Благополучие" это измеряется 4-5 спектаклями в месяц.

Профессор МГУ им. Ломоносова, политолог Сергей Черняховский уверен: надо стараться сохранить театр, ведь в итоге в споре актера и администратора правым всегда остается актер. "Ненормальна ситуация, когда директора театра назначают помимо согласования с коллективом. Печально, если директор не может найти общий язык с актерами. В политике есть театральный принцип лидерства. Есть главный режиссер, прима и директор. Все катастрофы происходят от того, что один хочет объединить все. То, что это стало возможным в театральной сфере, сомнительно по самой природе данной сферы. Решения хозяйственно-административные должны зависеть от художественных", - прокомментировал он.

"Ноги" конфликта, по мнению эксперта, "растут" из департамента культуры Москвы, создавшего очередной конфликт в театральной среде. "Есть разница между строительным объектом и театром. Департамент говорит о заключениях, номерах договоров, но ни слова о творческом процессе и актерах", - сказал Черняховский. Ведомство, якобы, действует по обычной "коррупционной схеме": заключает контракт, начинает работать, затем просит допфинансирование. В этом случае вполне резонно, на его взгляд, говорить о спецрасследовании и обращении в прокуратуру.

Худрук "Театра у Никитских ворот" Марк Розовский предложил актерам меньше сил, нервов и времени тратить на "бумагомарание" и сосредоточиться на сохранении и развитии творческой традиции легендарного театра - театра "живого, поэтического, метафорического". "Театр - это движение, если его не будет, наступит мертвечина", - сказал он. Режиссер пожелал артистам "возродить" художественное кредо, которое позволит им создать прецедент, привлечь внимание общественности путем творческого самовыражения, даже выступая "на камнях". "Надо творчеством заниматься, как можно быстрее начать делать сногсшибательные театральные проекты. Тогда вы оживете и начнете верить этому лицу. Тот, кто увлечен, кто поведет, тот даст толчок развитию театра на Таганке. Никакой ремонт не может помешать творчеству", - сказал он.

"Таганцы" эту идею не поддерживают, уповая на свои права, гарантированные условиями коллективного договора. Артисты не хотят видеть "прекрасную, раскрученную актрису, обаятельную девушку" с новой экономической политикой "в кармане", требуют от столичных властей творческого лидера.

Эти же артисты, к слову, сами стали катализатором нынешнего состояния "Таганки". Ранее они активно выступали и за то, чтобы Юрий Петрович Любимов покинул свой дом, напомнил руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Кирилл Крокк . Сегодня они спекулируют на имени режиссера. "Это тоже не надо скидывать со счетов", - отметил он. Учредитель не должен согласовывать с коллективом назначение на должность директора. Этого не было никогда и не будет, подчеркнул Крокк. "Директор - это профессия, а не профсоюзный лидер, которого мы выбираем. Учредитель, доверяя этому человеку, перекладывает на него ответственность за театр. Выборы - вне юридического права, действующего в России", - пояснил директор.

Первое, что необходимо сделать - попытаться начать работать вместе с Апексимовой, а не заниматься склоками и написанием жалоб, уверен Крокк. "Я понимаю, это уже норма для вас. Кого бы департамент культуры ни назначил, убежден, что профсоюз будет вести эту губительную для театра линию, выступать даже против директора и со стажем, и с опытом . Это как данность сегодняшнего времени", - заключил он.

Мосгордума в лице председателя комиссии по культуре и массовым коммуникациям Евгения Герасимова взяла на себя ответственность курировать этот вопрос и попросила Апексимову через две недели "предоставить" творческую концепцию развития театра на Таганке. Перспективы "стать одной семьей" и наладить диалог во имя сохранения творческого наследия Любимова пока туманны. "Таганка", полная "огня гнева", губит сам процесс созидания, а новому директору пока нечего предложить в альтернативу.



просмотров