«Атомная сказка» вызвала взрыв возмущения. Анализ отдельных произведений Ю. П. Кузнецова Атомная сказка кузнецов о чем

«Атомная сказка» вызвала взрыв возмущения. Анализ отдельных произведений Ю. П. Кузнецова Атомная сказка кузнецов о чем

С середины 70-х годов XX века в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение школьников от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика новыми педтехнологиями и нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

Педагогические технологии – такое построение деятельности учителя, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер, гарантирует успех учебного процесса. В основе технологии – ценностные ориентации, целевые установки учителя, технологическая цепочка выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и гарантирует достижение цели. Любая педтехнология воспроизводится с учетом авторского почерка учителя. Авторский почерк учителя особенно отчетливо прослеживается в такой форме учебной деятельности как нестандартный урок.

Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов о нестандартных уроках расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Слову «урок» почти полторы тысячи лет. И столько же лет урок решает следующие задачи: обучить, воспитать, главное, развить. Развивающий аспект триединой цели урока – это наиболее трудный аспект для учителя по двум причинам:

1) учитель стремится формировать новый развивающий аспект к каждому уроку, забывая, что самостоятельность процесса развития относительна и происходит медленнее, чем процесс обучения и воспитания;

2) недостаточное знание учителем психологической структуры ребенка и тех сфер личности, которые необходимо развивать.

Развивающий аспект цели урока, в отличие от обучающего и воспитывающего, может быть сформулирован для триединой цели нескольких уроков и целой темы. Складывается он из следующих блоков:

1) развитие речи (обогащение словарного запаса ученика, усиление коммуникативных свойств речи, так как речевое развитие – показатель интеллектуального и общего развития ученика);

2) развитие мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать.

Правило можно вызубрить, хотя это не принесет большой пользы, но развить речь и мышление насильно нельзя. Развитие происходит в том случае, если ребенку на уроке интересно, если он сам активно включается в учебную деятельность. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует, но превращать нестандартные уроки в главную форму деятельности нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности, отсутствия серьезного познавательного труда. Можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают представления о целях и задачах, методике проведения таких занятий. Одним из наиболее интересных нестандартных уроков является урок-мастерская.

Уроки-мастерские впервые стали проводится во Франции более 80 лет назад, в отечественной педагогике практикуются с 1990 года.

Урок-мастерская имеет определенный алгоритм действий:

1. (урок начинается без объявления темы). Первый этап – «индуктор» - толчок, трамплин, творческое начало, которое мотивирует всю дальнейшую деятельность каждого, создает комфортную ситуацию для ребенка. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, но главное – неожиданное, загадочное, личностное. В качестве «индуктора» могут быть использованы открытка, фотография, слово, знак и т.п.

2. Работа с материалом:

а) деконструкция (смешение, превращение в хаос явлений, слов, событий);
б) реконструкция (создание своего текста, рисунка, высказывания и т.п.)

3. Первичная социализация, то есть соотнесение своей деятельности с деятельностью других (работа в группе, диалог, представление промежуточного результата своего труда).

4. Самокоррекция (ребенок критически осмысливает то, что изобрел, сравнивает свое с чужим. Во время обмена

промежуточным результатом замечает что-то полезное для себя у других).

5. Информационный запрос.

6. Творчество (на чистом листе бумаги ученик заново переписывает то, что у него получилось).

7. Новая социализация (ученики могут обменяться листами, прочитать свою работу вслух).

8. Разрыв (момент озарения и кульминации творческого процесса; ученик смотрит на свою работу как на чудо: был исходный материал, все разрушил, перемешал и получил нечто новое).

9. Может вновь появиться информационный запрос.

10. Рефлексия (происходит самоанализ сделанного, но не просто оценочные суждения, должен идти анализ движения собственных мыслей, чувств, знаний).

Работа по вышеприведенному алгоритму часто приводит к неожиданному результату, так как ни одно мнение, высказанное по заданной теме или проблеме, не считается ошибочным. Внутренне раскрепощаясь, ученик пишет и говорит то, что он думает, а не то, что от него хотят слышать. Мы можем говорить о том, что нестандартный урок приводит к «нестандартному» взгляду на произведение. Ребенок не просто откликается на художественное произведение, потому что этого требует учитель, а сквозь призму собственного «Я» рассматривает проблемы, поднятые автором в произведении, соглашается или не соглашается с мнением автора, критиков, учителя, предлагает собственное решение данных проблем. Особенно эффективно проведение урока-мастерской при подготовке учеников к написанию творческих работ.

Цели урока: cовершенствовать умение анализировать поэтический текст; продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся; привлечь внимание детей к проблеме духовности в бездуховном мире; воспитание сознательного, активного интереса к знаниям.

Оформление доски

(Тема урока не записана)

Иванушка --> Иван-дурак
Звукопись графический рисунок

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Лирические произведения, как это ни печально, любят немногие читатели. Действительно, в одних стихах трудно, почти невозможно уловить смысл, в других могут казаться непонятными и ненужными нагромождения слов. Некоторые поэты даже боялись быть понятными читателям. Например: Осип Мандельштам писал другу: «Я становлюсь понятен, это меня пугает». Стихи – это тайна, а тайна не может быть ясной и понятной. Для того чтобы понять лирическое произведение, мало знать, надо чувствовать: поэзия, в первую очередь, будит чувства. Помните это, когда мы будем говорить о стихотворении. Написал стихотворение, о котором мы будем говорить сегодня на уроке, Юрий Кузнецов – наш с вами современник. Читать произведение мы пока не будем, как оно называется, я не скажу. Вы, с моей помощью, восстановите содержание стихотворения, определите его главную мысль, озаглавите, а затем познакомимся с текстом.

II. Ассоциации

На доске записана первая подсказка – имя лирического героя, который из Иванушки превращается в Ивана-дурака.

Какие ассоциации возникают в памяти, когда вы слышите имена данных сказочных героев. Запишите в тетради эпитеты, характеризующие Иванушку и Ивана-дурака.

(Ученики читают варианты своих ответов, на доске учитель записывает ассоциации и эпитеты, встречающиеся у многих)

Вторая подсказка – что же должно было произойти, чтобы добрый и милый Иванушка превратился в грубого Ивана-дурака?

III. Звукопись

Еще одна подсказка. На доске записана звукопись стихотворения, то есть из слов выписаны звуки, находящиеся в сильной позиции. Звукопись может многое сказать о стихотворении, если знать смысловую характеристику звуков. («а» -светлый, «о» -темный, «и», «ы» - холодные, «э» - теплый)

э а и ы и а э
а э э а ы о у о
а а о ы ы э э а э
у и а и и о
о о э о о у а а
и э ы а ы а а
а о у о ы а а
и о о ы и э а

Чаще всего встречается звук «а». О чем это говорит?

(Общий фон стихотворения «светлый». Такой фон традиционен для народных сказок, где темные силы, как бы сильны они ни были, всегда терпят поражение).

- «Светлому» «а» противопоставлен «темный» «о», «теплому» «э» - «холодные» «и», «ы». Что это выражает?

(Борьбу, происходящую в душе героя).

Обобщим все, что нам известно о стихотворении.

(Действие сказки происходит в современном мире. События развиваются не по сказочному сценарию: лирический герой меняется в худшую сторону).

IV. Графический рисунок стихотворения

Перед вами графический рисунок стихотворения. Каждая черточка в строке заменяет слово, по ломаной линии, которой соединяются концы строк, тоже можно сделать какие-то выводы.

Какова же тема стихотворения?

(Ученики высказывают свои предположения).

V. Чтение стихотворения Ю.Кузнецова «Атомная сказка»

Что мы можем добавить к тому, что уже сказали?

(Современность жестока, добрый человек в ней вряд ли выживет. Сказка из счастливой становится несчастной. От такого поведения Ивана-дурака рушится все хорошее, светлое, что накоплено человечеством. Наша судьба – погибнуть от жестокости и непонимания или научиться быть человечными. Красивая мечта также необходима, как и практически полезная вещь).

VI. Работа над названием стихотворения

Как, по-вашему, называется стихотворение?

(«Жестокая сказка», «Новая сказка», «Современная сказка», «Ужасная сказка». Как правило, никто из учеников не может правильно ответить на данный вопрос, хотя суть проблемы понимают верно)

Стихотворение Ю.Кузнецова называется «Атомная сказка». Почему сказка «атомная»?

(Атом – это не только мирная энергия, но и то, что может привести мир к катастрофе. Благополучие людей зависит от выбора, который каждый из нас сделает).

VII. Домашнее задание или, если есть время, самостоятельная работа в классе

Подвести итог работы над стихотворением, сочинив свою «Атомную сказку».

Примечания

Приведенные в скобках ответы даны учениками 8-го класса.

Самое страшное, когда человек становится лишним предметом (мало того, что предметом, так ещё и лишним), когда не находит себе места в самом буквальном смысле слова. Порой достаточно пяди земли в чужом сердце, чтобы человек устоял, не погиб, даже если в материальном мире места для него больше нет. Но если нет и сердца, готового стать пристанищем для души, тогда она считай погибла. Именно это случилось с Цветаевой.

Если я вам кажусь прекрасной - не верьте, я намного хуже.
Если же вы поражены моим уродством - опять не верьте, я - лучше.

Богу от нас ничего не нужно, кроме того, чтобы мы были.

Заяц, встречаясь с волком, дрожит от страха.
Волк при встрече с зайцем дрожать не станет.

Православие - не трон, а крест.

Мир стоит, пока существуют чудаки. Когда останутся только умники - мир рухнет.

Мою Родину определяет мой внутренний человек, который сформирован даже не культурой, а каким-то внутренним голосом, зовом быть. Но быть не вообще, а в конкретных координатах.

Дар - это не только наличие чего-то, но и отсутствие; это не только одарённость, но и уязвимость.

Новый вид христианской любви к врагу изобретён сегодня. Мы теперь так любим врагов, что предаём из любви к врагу святыни и святых.

Мы своими действиями или бездействием создаём реальность, в которой живём. На самом деле реальностей много, побеждает в итоге та, носители которой наиболее активны.

Как пёс приходит с прогулки по пустырю в репьях, так читатель должен приходить с прогулки по книге весь в искрах жизни, смыслов и радости.

Принципы - палка, которой маленькие люди избивают больших.

Бездарных людей не бывает наверное, но есть пренебрегшие даром, неразвитые, плоские. Ведь дар - это не столько данность, сколько заданность. То есть, человек должен быть устремлённым навстречу дару, жаждать его, должен расти, питаясь вожделенным. Правильная жажда и устремлённость - в основе всего.

Тот, кто личную корысть ставит выше общей пользы, оказывается не только преступником и предателем, но и проигравшим.

Зависть - это внешнее чувство, т.е. оно не может прийти изнутри внутреннего события. Озарение роднит, соединяет людей, а зависть и злоба присуща тем, кто вне этого опыта, кто не вошёл, кто «за дверью». Может быть, зависть - это начальная степень «плача и скрежета зубов» внешних, о котором говорит евангелист (Мтф. 8:11).

Сначала возникает в нас вопрос, вопрошание, потом неизбежно следует ответ. Подлинное вопрошание беременно ответом. А ответ без вопрошания не дает ничего кроме надмевания и мнения о своем знании, с которым так яростно боролся ещё Сократ.

Достоинство - это собранность воедино, наличие всех частей целого на своих местах и нахождение этих частей в правильных отношениях друг с другом - т.е. отношениях целостности.

Любую проблему можно решить, используя принцип «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди» (Мтф. 18:20), т.е. если проблемы не решаются, значит мы не собираемся их решать во имя Его, а хотим решить во имя своё (если вообще хотим решить, а не предпочитаем ничего не видеть и не слышать). Или же попросту каждый находится на своей волне и думает лишь о себе и своём, теряя из виду другого.

Человек без моральных принципов - чудовище. Но живущий по моральным принципам вместо любви - чудовище не меньшее.

Если Луч направить на козу, она заговорит. Если Луч направить на камень, и он заговорит. Говорение - в Луче, а не в предмете; в Луче, а не во мне.

Стихотворение "Атомная сказка" – своеобразная визитная карточка поэзии Юрия Кузнецова:

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направлены: полета

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото,

За три моря от отчей избы.

"Пригодится на правое дело!" –

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Название стихотворения представляет собой реакцию на определенную культурную парадигму, получившую большое распространение во времена его написания. На вторую половину 1960-х – 1970-е гг. приходится эпоха многочисленных переделок классических произведений (особенно сказок) "на новый лад" (достаточно вспомнить, что двумя годами ранее появления стихотворения на экраны вышел знаменитый кинофильм "Айболит-66" с Роланом Быковым и Олегом Ефремовым в главных ролях). Советский театр и кинематограф в этот период охватывает поветрие создания "ремейков", характерной особенностью которых является соотнесенность с "бурной современностью", "временем скоростей и ритмов, рок-н-ролла и синхрофазотрона". Особенно часто при указании на эту соотнесенность упоминаются такие конструкции, как "атомный век", "век атомной бомбы". Две первые строки стихотворения ("Эту сказку счастливую слышал / Я уже на теперешний лад") отсылают к данной парадигме и настраивают читателя на нее. Следующий за ними текст (до середины третьей строфы) представляет собой пересказ сюжета известной русской народной сказки "Царевна-Лягушка". Во второй части третьей строфы наступает неожиданный слом сценария: герой стихотворения Иванушка начинает вести себя не в соответствии с логикой сказки, а в соответствии с моделью поведения, продиктованною "атомным веком" ("Вскрыл ей белое царское тело / И пустил электрический ток").

Стихотворение Кузнецова полемично по отношению к "сказкам на новый лад". Если в таких сказках современность органично встраивалась в фольклорно-мифологическую традицию (типичный пример: советские начитанные школьники помогали Ивану-Царевичу победить Кощея Бессмертного при помощи новейших на тот день достижений науки), то Кузнецов показал, что современность и миф – противоречат и противостоят друг другу. Их противостояние связано с тем, что современность неспособна понять миф. Язык древности навсегда утрачен для человека современности. На смену языку древности пришел новейший, рационалистический, разрушительный язык восприятия мира. Значения одних и тех же понятий в двух этих языках прямо противоположны. Ритуальный язык древности проникнут любовью и созиданием: сказочный ритуал предписывает герою поцеловать заколдованную лягушку и расколдовать ее поцелуем, вернуть ей облик прекрасной девушки. Для новейшего языка "природа – не храм, а мастерская", а лягушка – всего лишь объект вивисекции.

Новейший язык разрушает сказку, делает ее невозможной. Таким образом, Кузнецов подводит читателя к мысли о том, что этот язык (язык техногенной цивилизации) есть антиязык, язык сатаны; что техногенная цивилизация несовместима с мифом.

Две первых строки последней строфы ("В долгих муках она умирала, / В каждой жилке стучали века") усиливают авторскую мысль, останавливая внимание на жестокости героя, вопиющей противоестественности и кощунственной сиюминутности его действий. Две последних строки "Атомной сказки" ("И улыбка познанья играла / На счастливом лице дурака") возвращают герою его сказочное определение – "дурак", сталкивая два смысла этого слова. Сказочный Иванушка – "дурак" в переносном значении: за внешней придурковатостью он скрывает мудрость. Новейший Иванушка – дурак (кретин) в самом прямом смысле слова. Резкое сопряжение разных значений слова "дурак" придает стихотворению оттенок злого гротеска. В советское время "Атомная сказка" Юрия Кузнецова прошла по разряду "экологической литературы", по теме "борьбы за сохранение окружающей среды" (подобная тематика была крайне популярна в 1960– 1970-е гг.). Настоящий смысл произведения был гораздо глубже "экологической проблематики": Юрий Кузнецов поставил под сомнение основы цивилизации, построенной на техническом прогрессе и научно-рациональных способах восприятия действительности (в определенной мере поэт подверг критике материализм и рационализм – основу нормативной советской философско-идеологической системы).


АТОМНАЯ СКАЗКА

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.

Он пошёл в направленье полёта
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.

Пригодится на правое дело! -
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

ЗАВЕЩАНИЕ


-1-

Мне помнится, в послевоенный год
Я нищего увидел у ворот -
В пустую шапку падал только снег,
А он его вытряхивал обратно
И говорил при этом непонятно.
Вот так и я, как этот человек:
Что мне давалось, тем и был богат.
Не завещаю - отдаю назад.


-2-

Объятья возвращаю океанам,
Любовь - морской волне или туманам,
Надежды - горизонту и слепцам,
Свою свободу - четырём стенам,
А ложь свою я возвращаю миру.

Кровь возвращаю женщинам и нивам,
Рассеянную грусть - плакучим ивам,
Терпение - неравному в борьбе,
Свою жену я отдаю судьбе,
А свои планы возвращаю миру.
В тени от облака мне выройте могилу.

Лень отдаю искусству и равнине,
Пыль от подошв - живущим на чужбине,
Дырявые карманы - звёздной тьме,
А совесть - полотенцу и тюрьме.
Да возымеет сказанное силу
В тени от облака...



«Я поэт с резко выраженным мифическим сознанием... В семнадцать лет у меня прорезалось образное видение... Сам того не сознавая, послал вызов богу искусств Аполлону… Аполлон не стал сдирать заживо с меня кожу, как с Марсия, но удостоил меня ответом: послал смертоносную стрелу. От одного свиста его стрелы поднималась буря и ломала деревья. Удар был сокрушительным, но я устоял.

Ночью вытащил я изо лба
Золотую стрелу Аполлона…

В двадцать лет я обнаружил святость в земной любви... Я открыл русскую тему, которой буду верен до гробовой доски» . Так говорил о своем творчестве Юрий Кузнецов в эссе «Воззрение» .

Поэт родился 11 февраля 1941г. в станице Ленинградской Краснодарского края. Его мать учительница, отец, кадровый офицер, в 1944г. погиб в Крыму.

Рождённый в феврале, под Водолеем
В самодовольный аварийный век,
Я вырос с инфантильным поколеньем,
Издёрганный и точный человек.
Надежды запах стал несносно горек,
И очерствел воспоминаний хлеб.
Я позабыл провинциальный город,
Где улицы выходят прямо в степь…

В 1961-1964гг. Юрий Кузнецов служил в Советской Армии, застав на Кубе Карибский кризис, когда мир висел на волоске

Я помню ночь с континентальными ракетами,
Когда событием души был каждый шаг,
Когда мы спали, по приказу, не раздетыми
И ужас космоса гремел у нас в ушах.
С тех пор о славе лучше не мечтать
С закушенными изнутри губами,
Забыть о счастье и молчать, молчать --
Иначе не решить воспоминаний.

Работал в милиции. В 1965г. поступил в Литературный институт им. М.Горького. В 1966г. в Краснодаре вышел первый сборник стихов «Гроза». В 1974г. в Москве вышел второй сборник «Во мне и рядом - даль». Он сразу же был замечен критикой. В.Кожинов заявил о рождении крупнейшего поэта. В 1974г. был принят в Союз писателей СССР.

В середине 70-х разразилась журнальная война в связи с его стихами

Я пил из черепа отца
За правду на земле,
За сказку русского лица
И верный путь во мгле.

Вставали солнце и луна
И чокались со мной.
И повторял я имена,
Забытые землей.

Своеобразным ответом стала «Отповедь» поэта

Что за племя на свет народилось?
Не прогнать и собакой цепной.
Обделила их Божия милость,
Так желают урвать от земной.

Раз поэт, открывай свою душу.
Те стучатся, а эти стучат
И трясут мою славу, как грушу.
- Кто такие? - Свои, - говорят.

Кроме наглых надежд и тумана,
Ни крестов, ни кустов, ни идей.
Ах вы голые карлы обмана,
Постыдились хотя бы людей!

Плащ поэта бросаю - ловите!
Он согнёт вас до самой земли.
Волочите его, волочите,
У Олимпа сшибая рубли.

Вон отсель поперечно-продольно,
Проходимцы души и дорог.
Не хочу. Презираю. Довольно
Обивать мой высокий порог.

Юрий Кузнецов работал в издательстве «Советский писатель». После известных событий перешел в журнал «Наш современник». Был членом редколлегии, зав.отделом поэзии. Много и плодотворно занимался переводами. Лауреат Государственной премии РФ (1990).
Скончался от сердечного приступа 17 ноября 2003г. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Евгений РЕЙН о Юрии КУЗНЕЦОВЕ:
«На мой взгляд, закончен огромный отрезок русской истории, и великая русская культура ушла на дно, как Атлантида, которую нам еще предстоит искать и разгадывать. Именно поэтому в конце такого долгого историософского времени появился такой поэт, как Юрий Кузнецов, поэт чрезвычайно редкой группы крови...
Он, как всякое очень крупное явление, в общем-то, вышел из тьмы, в которой видны некие огненные знаки, которые мы до конца не понимаем...
Он говорит темные символические слова, которые найдут свою расшифровку, но не сегодня и не завтра. Именно поэтому ему дано громадное трагическое дарование. Именно трагическое. Он - один из самых трагических поэтов России от Симеона Полоцкого до наших дней…»

Полностью это можно прочесть в 11-м выпуске читального зала Стихи.Ру . Там же хорошая подборка стихов поэта.

К словам Рейна, наверное, нечего добавить.

Разве что вспомнить комментарий очаровательной clittary_hilton к вышеупомянутому источнику: может ли патриот (то есть человек, который трубит о своем патриотизме) не быть сволочью?
По-видимому, может.

А еще отдать дань ясновидению поэта

Тень Петра по живому шагает.
- Это что за народ! - говорит. -
Из окна, как лягушка, сигает,
Али наша держава горит?

А прохожий ему отвечает:
- Государь, он в Европу сигает.

А держава? - Прохожий плюётся:
- А держава сгорела давно. -
Слышит: стук молотка раздаётся -
Это Пётр забивает окно.

Подборка стихов Юрия Кузнецова

За дорожной случайной беседой
Иногда мы любили блеснуть
То любовной, то ратной победой,
От которой сжимается грудь.

Поддержал я высокую марку,
Старой встречи тебе не простил.
И по шумному кругу, как чарку,
Твоё гордое имя пустил.

Ты возникла, подобно виденью,
Победителю верность храня.
- Десять лет я стояла за дверью,
Наконец ты окликнул меня.

Я глядел на тебя не мигая.
- Ты продрогла…- и выпить велел.
- Я дрожу оттого, что нагая,
Но такую ты видеть хотел.

Бог с тобой! - и махнул я рукою
На неполную радость свою. -
Ты просила любви и покоя,
Но тебе я свободу даю.

Ничего не сказала на это
И мгновенно забыла меня.
И ушла по ту сторону света,
Защищаясь рукой от огня.

С той поры за случайной беседой,
Вспоминая свой пройденный путь,
Ни любовной, ни ратной победой
Я уже не пытаюсь блеснуть. (1975)

Ты царь: живи один.
А. Пушкин

Жил я один. Ты сказала: - Я тоже одна,
Буду до гроба тебе, как собака, верна...

Так в твою пасть был я брошен судьбой на пути.
Грызла меня, словно царскую кость во плоти.

Страстно стонала, хотя и другие порой
Кость вырывали из пасти твоей роковой.

С воплем бросалась на них ты страшней сатаны.
Полно, родная! Они, как и ты, голодны.

Высосан мозг, и в порожней кости иной раз
Дух или ветер поёт про последний мой час.

Брошенный буду мерцать среди горних светил...
В Бога поверь, чтоб тебя он за верность простил. (1988)

Мы пришли в этот храм не венчаться,
Мы пришли этот храм не взрывать,
Мы пришли в этот храм попрощаться,
Мы пришли в этот храм зарыдать.

Потускнели скорбящие лики
И уже ни о ком не скорбят.
Отсырели разящие пики
И уже никого не разят.

Полон воздух забытой отравы,
Не известной ни миру, ни нам.
Через купол ползучие травы,
Словно слёзы, бегут по стенам.

Наплывают бугристым потоком,
Обвиваются выше колен.
Мы забыли о самом высоком
После стольких утрат и измен.

Мы забыли, что полон угрозы
Этот мир, как заброшенный храм.
И текут наши детские слёзы,
И взбегает трава по ногам.

Да! Текут наши чистые слёзы.
Глухо вторит заброшенный храм.
И взбегают ползучие лозы,
Словно пламя, по нашим ногам. (1979)

ТЕМНЫЕ ЛЮДИ

Мы тёмные люди, но с чистой душою.
Мы сверху упали вечерней росою.
Мы жили во тьме при мерцающих звёздах,
Собой освежая и землю и воздух.
А утром легчайшая смерть наступала,
Душа, как роса, в небеса улетала.
Мы все исчезали в сияющей тверди,
Где свет до рожденья и свет после смерти. (1997)

РУССКАЯ МЫСЛЬ

Скажи мне, о русская даль,
Откуда в тебе начинается
Такая родная печаль?..
На дереве ветка качается.

День минул. Проходит два дня.
Без ветра на дереве мечется.
И взяло сомненье меня:
Мерещится иль не мерещится?

Поют, опадая, листки.
С чего оно, право, качается?
Пошёл и напился с тоски...
Так русская мысль начинается. (1969)

ЗАХОРОНЕНИЕ В КРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНЕ

Когда шумит поток
краснознаменный,
Рыдай и плачь, о Русская земля!
Смотри: идет проклятьем
заклейменный,
Последний, поименный штурм
Кремля.
Нашел кирпич почетную замену,
Которую потомство не простит.
Ячейки с прахом прогрызают
стену –
Она на них едва ли устоит.

ОСЕННИЙ КОСМОС

Старинная осень, твой стих изжит,
Твоя сторона пуста.
Ночами под деревом воздух визжит
От падающего листа.

И ветер, донёсший раскат зимы,
Все стёкла задул в селе.
Деревья тряхнуло вон из земли,
А листья - назад, к земле.

Не воздух, не поле, не голый лес,
А бездны меж нас прошли.
Горит под ногами лазурь небес -
Так мы далеки от земли.

Но тише, подруга моя! Жена!
Минута раздумья есть.
То дождь пошёл, то почти тишина...
Такого не перенесть.


Всё было прямым, прямым.
Шёл дождь прямой, шёл дождь прямой,
Внезапно он стал косым.

Всё стало косым под косым дождём:
Дома, горизонт, холмы,
И дом, потемневший мгновенно дом,
И мы перед ним, и мы.

СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЕ

Поехал на рыбалку генерал
И место целым штабом выбирал.

Годится? -- гарнул он на божьи мели.
-- Так точно! -- офицеры возгремели.

Где удочка? -- готова честь по чести,

Одну минуту свита не мигала.
Но на виду удача генерала,

И слово генерала на слуху:
-- Эге! Да это окунь! На уху!


Крючок на месте, и червяк на месте.

А где же стопка? -- стопку опрокинул
За воротник. И удочку закинул.

И две минуты свита не мигала.
Но на виду удача генерала,

И слово генерала на слуху:
-- Сазан? Зело годится. На уху!

Швырнул в котел, и снова честь по чести
Крючок на месте, и червяк на месте.

И снова стопку водки опрокинул
За воротник. И удочку закинул.

И три минуты свита не мигала.
Но на виду удача генерала,

И слово генерала на слуху:
-- А, золотая рыбка! На уху!

Но, красотой и разумом блистая,
Возговорила рыбка золотая:

Пусти меня, служивый, а за дружбу
Я сослужу тебе большую службу,

Достаточно желанья твоего... --
Но генерал не слушал ничего:

Чего желать, когда я все имею:
И армию, и волю, и идею,

И то сказать, жена и дочь в меху,
Сын -- дипломат... Немедля на уху!

Подобной речи с трепетом внимая,
Раздумалась и молвит золотая:

Герой! Моя судьба не в той воде,
Но что ты скажешь о второй Звезде?

И он махнул: -- Согласен на вторую! --
И бросил в воду рыбку золотую.

И грянул гром! Ни свиты, ни машин.
В широком поле он стоит один,

В солдатской гимнастерке, -- и зажата
В его руке последняя граната.

А на него идут со всех сторон
Четыре танка из иных времен. (1981)

Основная цель урока анализа стихотворения Ю. Кузнецова " Атомная сказка": совершенствование навыков анализа стихотворения. Анализ поэтического произведения,как известно, не сводится к механическому фиксированию тропов, дети должны понимать их художественное назначение в конкретном произведении. Важно понимать, что название произведения тоже может помочь в понимании идеи произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юрий Поликарпович Кузнецов

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

Ю. Кузнецов. «Атомная сказка». Урок одного стихотворения. 7 класс.

Цель урока : развивать, совершенствовать умение анализировать стихотворение. Воспитывать внимание, интерес, любовь к родному слову, умение сочувствовать, сопереживать.

Словарь : ирония, сарказм, философский (вопрос)

Ход урока.

Объявление темы и цели урока.

Как вы понимаете смысл предложения: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь»?

Тема нашего урока необычна: в ней заключен философский смысл. А какие вопросы называют философскими?

(те, которые содержат глубокую, жизненно важную идею)

Мы познакомимся со стихотворением Юрия Поликарповича Кузнецова «Атомная сказка».

(Чтение стихотворения учителем)

Юрий Кузнецов.

Атомная сказка

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направленье полета

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото,

За три моря от отчей избы.

Пригодится на правое дело! –

Положил он лягушку в платок

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Жалость к погибшему животному, негодование)

Да, такие сильные чувства охватывают читателя… А ведь поэт нигде не осудил прямо своего героя, не возмутился его жестокостью, не высказал вслух сочувствия к животному. Давайте посмотрим, как построено стихотворение, как сумел поэт придать такую силу самым простым словам.

Мы прочитали сказку, но не простую, а «атомную», то есть сказку современную, сказку атомного века. А герой нам знаком по народным сказкам. Как его зовут?

(Иванушка-дурачок, Иван дурак) А как называют сказочного героя чаще? (Иванушка-дурачок) Почему?

Прочитайте первые две строфы стихотворения. Чем похоже начало стихотворения на народную сказку? (Сюжет, имя героя, радостное настроение, предвосхищение счастья).

Однако финал атомной сказки трагичен.

Зачем Иванушка взял лягушку с собой? Прочитайте .

«Пригодится на правое дело». О каких делах говорится так? (Учащиеся определяют значение слова по толковому словарю. – О делах, которые могут осчастливить все человечество.)

Зачем Иванушка разрезал живую лягушку, пропускал ток через её тело?

(Он хотел быть ученым, хотел познать мир, узнать, как устроено тело лягушки)

Что Иван узнал о лягушке, а чего не узнал и никогда не узнает?

(Узнал, как устроен организм лягушки. Никогда не узнает, как она прекрасна, не поймет, что она могла бы стать его счастьем, его судьбой, смыслом жизни).

Почему он не смог узнать этого? (Потому что не любит лягушку, глух и слеп к её страданию)

Прочитайте два последних стиха. Какие слова, не являясь антонимами, противопоставлены друг другу? (познанье – дурак). Случайно ли эти слова поставлены рядом? (Нет. Познанье не делает героя умным, он остается дураком).

Почему так случилось? (Царевич не любит лягушку, не видит красоты природы, не любит природу, а любит только свои знания о ней).

Сделайте вывод: какова основная мысль (идея) стихотворения?

Записи в тетради:

Тема. Старая сказка на новый лад.

Идея: Только добрый человек может быть мудрым, только доброму взгляду на мир открывается его красота.

Художественные особенности.

Как раскрывается основная мысль стихотворения? Как «работают» в нем тропы? Найдите тропы и определите, какова их роль.

Эпитеты: белое царское тело, сребристый след судьбы . Почему прилагательное белое считаем эпитетом? Почему тело царское ? Возможно, намек на родство с царевичем?

Перечитайте первую строфу. В ней есть слово, настоящий смысл которого открывается нам только после прочтения всего стихотворения (Счастливая сказка.) Как вы считаете, это слово звучит серьезно, иронически или ирония возрастает до сарказма ?

Объясните смысл и роль метафоры: в каждой жилке стучали века.

Определите стихотворный размер. Какой темп, тон задает стихотворению анапест?

(Сделайте записи в тетради).

Как вы считаете, актуальна ли тема произведения сегодня? Чему учит, о чем заставляет задуматься стихотворение?

Многие читатели восприняли эти стихи как научно-техническую контрреволюцию . У детей может возникнуть вопрос: получается, что стихотворение направлено против ученых, проводящих опыты над животными с целью спасения человека от смертельных болезней? Что такие опыты безнравственны? Но как же можно отказаться от открытий медицины, без которых под угрозой окажется здоровье и даже жизнь человека, целых поколений? Ответ – в заглавии стихотворения . Атомная сказка, сказка об атомном веке, который ставит человека перед нравственным выбором так часто, что мы привыкаем не решать нравственные проблемы, а проходить мимо них. Атомный век, обогативший человечество знаниями, становится препятствием на пути к мудрости.)

Самостоятельная работа. Идейно-художественный анализ стихотворения Ю.Кузнецова «Атомная сказка» (связный устный рассказ по составленным в классе записям)

Домашнее задание (по выбору учащихся ) Сочинение-миниатюра: «Зорко одно лишь сердце» (письменно)

Или: выучить наизусть стихотворение «Атомная сказка» Ю.Кузнецова.




просмотров