Борис эйфман современная балетная школа. Академия танца под руководством бориса эйфмана. География внутреннего помещения

Борис эйфман современная балетная школа. Академия танца под руководством бориса эйфмана. География внутреннего помещения

Академия танца Бориса Эйфмана, торжественно открытая осенью 2013 года, вновь оказалась в зоне моего внимания. Мой первый репортаж об этой школе был полон восторгов о столь прекрасно устроенном специализированном учебном заведении. Этой осенью я была удивлена, когда . Мой третий репортаж об этой школе появился после обращения ко мне бывшего педагога этой Академии Марины Осиповой. То, о чем она рассказала (а также присовокупили родители и педагоги), может показаться черным пиаром или гнусной клеветой. Выводы делайте сами.

(картинку из интернета взяла)

Как известно, у меня лютая взаимность с Борисом Яковлевичем Эйфманом. Причем, я так люблю все, чем он занимается, что со стороны кажется, будто бы я преследую его и сочиняю всякие клеветнические истории, которые затем разносят вражеские голоса. С другой стороны, от любимого человека я готова слышать что угодно, лишь бы говорил! Поэтому представляю вниманию еще одну черную клеветническую историю.

Борис Яковлевич обладает уникальным даром: он зажигает всех, кто рядом с ним работает. Все счастливы быть рядом с ним, дышать одним с ним воздухом и наблюдать как Гений творит Великое Искусство. Правда, потом многие (а я знаю достаточное количество людей, работавших с Борисом Яковлевичем) признавались, что в их жизни было два самых счастливых дня: первый - когда они поступили на работу к Борису Яковлевичу, а второй - когда они уволились из заведения Бориса Яковлевича. Но, у всех, кто рассказывает о работе с ним (неважно, сколько счастливых дней было в их жизни - уже два или еще один), у всех горят глаза, на щеках румянец, а сердце бьется учащенно. От сопричастности. Так вот, история, рассказанная ниже, мне поведал человек, у которого было два счастливых дня в его жизни.

Организовал Борис Яковлевич балетную школу и стал ее художественным руководителем. Построил прекрасно организованную школу на улице Лизы Чайкиной. Пригласил прекрасных педагогов классического танца, которые танцевали в ведущих театрах и получили дипломы педагогов в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Организовал наборы детей в два класса - в школу приняли детей 7 и 11 лет. Начались трудовые будни. И уже в первый же год обучения юные «эйфмановцы» приняли участие в творческом процессе: Борис Яковлевич занял своих первогодок на премьере балета «Реквием» (на музыку Шостаковича) - детки вышли в финале и многозначительно протянули руки к небу. Зрители в зале вытирали слезы (спектакль был показан в день 70-летия снятия блокады Ленинграда), родители умилялись, Борис Яковлевич ковал новые традиции…

Новая школа была заявлена как конкурент цитадели классического балета - Академии имени А.Я. Вагановой. На словах Борис Яковлевич превыше всего ценил в будущих выпускниках академическую выучку, а затем - готовность к его пластическим экспериментам. Для этого он пригласил в школу авторитетных педагогов классического танца, прошедших двойную строжайшую выучку на улице Росси - сначала они выпустились в качестве артистов балета, а затем, после окончания танцевальной карьеры, закончили педагогический факультет и стали педагогами классического танца. Учителя с жаром принялись за работу - их воодушевляла и школа, и личность Бориса Яковлевича, и радость созидания нового. Но к третьему году существования школы начались некоторые проблемы. Педагоги слишком хорошо преподавали классический танец детям: несколько учеников школы Эйфмана удачно прошли вступительные испытания и поступили в старейшую балетную школу на улицу Зодчего Росси. То, что в другом учебном заведении было бы воспринято как показатель высокого профессионализма, администрацией школы на улице Лизы Чайкиной сочли катастрофой и объяснили происками конкурентов.

Борис Яковлевич начал упрекать педагогов классического танца, что они «слишком хорошо учат классике» и чрезмерно следуют вагановской методике. А ему классические балерины не нужны, «Лебединого озера» в репертуаре театра Бориса Эйфмана не предвидится. И балетное образование в школе начало «перепрофилироваться». В школе начались занятия гимнастикой и акробатикой, пригласили двух педагогов акробатики, которые хорошо знают как воспитывать спортсменов, но плохо понимают особенности подготовки артистов балета, их интересуют «нормативы» и спортивные разряды. Более того, оценки по акробатике по значимости были приравнены к оценкам по специальности, и если ученик не демонстрировал выдающихся акробатических способностей, то и его танцевальное будущее подвергалось сомнению. И дети начали осваивать «колеса» (в том числе и на одной руке), сальто, флик-фляки и другие гимнастические премудрости. И вскоре у детей начались травмы: полетели колени, сворачивались шеи, зафиксирован разрыв мышцы плечевого сустава, микроразрыв мышцы паха. Несомненно, через 8 лет, когда состоится выпуск этих акробатических танцовщиков, Борис Яковлевич сочинит нечто грандиозное, с двойными сальто, а пока… Родители пытаются достучаться до администрации школы, возглавляемой директором Лали Отаровной Афанасьевой с просьбами хоть как-то корректировать занятия акробатики с занятиями классическим танцем - все-таки они детей своих отдавали в балетную, а не спортивную школу. Но разговор короткий: «Не нравится - забирайте документы!». Этому «совету» некоторые родители последовали.

Педагоги специальных дисциплин не могли спокойно смотреть на мучения их подопечных, ведь для них травмы учеников - словно свои собственные. Все попытки встретиться с Борисом Яковлевичем, объяснить чрезмерность акробатических упражнений, которые идут и во вред здоровью, и во вред танцевальной профессии, ничем не заканчивались - их уже на подступах пресекала Л.О. Афанасьева. Педагоги гимнастики продолжают учить воспитанников балетной школы делать колесо с одной руки и тренировать сальто. Зато педагоги, наиболее активно выступавшие против акробатики, нынче уволены.

И уволены в излюбленной манере Бориса Яковлевича - просто вышвырнуты на улицу по придуманным и сфальсифицированным мотивам. В их числе - Марина Осипова, которая работала в школе с момента ее открытия. Ой, нельзя у Бориса Яковлевича работать с горящими глазами и желанием работать - сначала нагрузят дополнительной неоплачиваемой работой, чтоб оправдать трудовой энтузиазм, а потом выставят, да еще и обвинят в непрофессионализме.

Когда торжественно открывали школу, Борис Яковлевич был героем дня - он принимал гостей, показывал свое детище, позировал перед камерами и фотоаппаратами. Но любой государственной школе (а школа танца Бориса Эйфмана - государственная, и средства на нее идут из бюджета Петербурга, а не из личного кармана Бориса Яковлевича) необходимо проходить всякие противные бюрократические инстанции в виде лицензирования и аккредитации. Дело, заключающееся в написании килограммов инструкций, учебных программ, методик и прочего. Причем, написать надо было все очень быстро и не на два набранных класса, а на весь восьми- и одиннадцатилетний цикл обучения. И представить программы предметов, которые будут преподаваться еще лет через пять (скажем, дуэтный танец). В общем, таких предметов оказалось 28. И госпожа Осипова (имеющая степень кандидата педагогических наук), помимо преподавания, подготовки и проведения уроков, репетиций номеров для отчетных концертов писала, создавала и разрабатывала эти программы. Борис Яковлевич был очень признателен педагогу и в ознаменование заслуг (после успешной процедуры лицензирования) возвел ее в ранг заместителя художественного руководителя и заведующего кафедрой классического танца. Но в 2015 году Марина Осипова очень неосторожно высказалась относительно необходимости усиленных занятий по акробатике. Борис Яковлевич вольнодумства не потерпел. Да и результаты преподавания классических дисциплин, как уже было сказано, огорчили господина Эйфмана: несколько мальчиков ушли из школы Творца и поступили к конкурентам - в Академию русского балета.

Борис Яковлевич бросил заслуженным педагогам классики, что в преподавание нужно внести «что-то новое», дать «больше экспрессии». По его мнению, вагановская методика безбожно устарела, выпускников Академии русского балета, которые приходят к нему в театр, надо долго переучивать, и вообще, «сделайте мне Сильви Гилем!». Сделать Сильвии Гилем, судя по всему, Борису Яковлевичу пообещала Алена Клочкова, выпускница Новосибирского хореографического училища, бывшая солистка Михайловского театра, обладательница диплома о высшем образовании Академии физической культуры имени Лесгафта. Именно она осенью 2015 года заняла место Марины Осиповой. Причем, уволив Марину Осипову с многочисленными нарушениями законодательства, администрация академии во главе, нет, не с Б.А. Эйфманом, а с директором Лали Отаровной Афанасьевой не гнушается ничем, даже подлогами и фальсификациями. Вплоть до того, что утверждают: якобы Марина Осипова вообще не работала ни заместителем Эйфмана по художественной части, ни заведующей кафедрой. С сайта стерли всю информацию о ней, но остались нотариально заверенный скрин и многочисленные фотоальбомы, где госпожа Осипова значится именно замом и завкафедрой, и которые администрация академии всячески пытается представить «ненастоящими».

Марина Осипова подала в суд на своего бывшего работодателя. Думаю, нам предстоит узнать еще много интересного о балетной школе Бориса Яковлевича Эйфмана.

Мнение родителей (они хотели выступить на судебном процессе свидетелями, но судья отказывает истцу в их вызове): Мы хотим донести до всех: директор Академии Лали Отаровна Афанасьева - страшный человек! И, к сожалению, Борис Яковлевич Эйфман очень мало времени сам проводит в Академии, отдав решения по многим вопросам, в т.ч. и творческим, в руки некомпетентного человека. Именно Л.О. Афанасьева решает: что правильно в преподавании, а что нет, именно она определяет: кто будет работать в Академии, а кто нет. Ведь травматизм - именно из-за некомпетентности директора, именно она определяет людей, которые ей выгодны, а кто ей мешает (и профессионализм ее волнует мало). У нее право решающего голоса при оценке физических данных детей и их танцевальности, хотя имеет экономическое (!) образование. Мы, родители учащихся надеемся только на самого Бориса Яковлевича, который вернет в Академию профессионалов, а у детей будет возможность выхода на великую сцену вместе с ним без травм, а только с горящими глазами и улыбкой на лице. Мы верим: Академия - это одно из самых великих творений Бориса Яковлевича.

Мнение педагога классического танца (свое имя просил не раскрывать) . Первые 2,5 года жизни новой Академии танца Б. Эйфмана показали, что в ней происходит что-то неладное… Постоянно увольняют работников всех рангов, начиная с охраны и заканчивая педагогами специальных дисциплин: за два года уволено 12 (!) преподавателей, «неугодными» объявляют врачей и даже медсестер. Предметы, которые сначала были объявлены необходимыми для появления на свет «нового универсального танцовщика из будущего», вдруг становятся неэффективными и сокращёнными («исторический танец», «хип-хоп», «бальный танец», «введение в классический танец», гимнастика Князева и др.). Многие из детей первого показательного набора, были исключены за профнепригодность или ушли сами: из 80 человек покинули стены Академии более двадцати! Так в чём же корень проблем? Первый - президент Академии Б. Эйфман много лет вынашивал идею создания новой танцевальной школы (и даже назвал её своим именем), а вот концепцию её развития так и не смог внятно сформулировать. Второе - административное правление он доверил Лали Отаровне Афанасьевой, которая руководствуется правилом римских понтификов «разделяй и властвуй». Если бы она властвовала в хозяйственной части, может всё бы и обошлось. Однако г-жа Афанасьева принимает активное участие в обсуждениях профессиональных вопросов, что заставляет недоумевать педагогов-специалистов. Но, к сожалению, они вынуждены молчать, т.к. «непослушание» карается по закону, а, точнее, «по понятиям». Как известно, атмосфера создаётся руководителем. Вот и царит в Академии танца гнетущая атмосфера, страх быть «униженным и оскорблённым». Причём к последним относятся и ученики, и их учителя. Грустно…

Примечание от составителя : разумеется, все сказанное выше имеет характер субъективных заметок, и не ставит задачей очернить светлый образ Б.Я. Эйфмана, его прекрасной школы и ее высокообразованного директора Л.О. Афанасьевой.

Санкт-Петербург, 1738 год... В Зимнем дворце повелением императрицы Анны Иоанновны было выделено несколько комнат, в которых дети дворцовых служащих обучались искусству балета. Так зародилась первая в России балетная школа, которая дожила до нашего времени под именем Академии русского балета имени А. Вагановой. Долгое время это учебное заведение было единственным в Петербурге центром подготовки артистов балета. Все изменилось 2 сентября 2013 года. В этот день свои двери перед учащимися распахнула Академия танца Бориса Эйфмана.

Вступление: начало истории

Идея создания новой альма-матер для артистов современного балета назревала уже давно. Развитие вынесло на повестку дня новые творческие требования. Смелые эксперименты, новаторские постановки, современная пластика - для этого нужны были артисты балета, способные выйти из рамок классической танцевальной школы.

Решение о выделении участка под возведение приняли еще в 2008 году. Теснота старинной застройки Петербурга ставила перед проектировщиками строгие рамки. Здание должно было быть одновременно компактным и просторным. Архитектурная мастерская «Студия 44» блестяще справилась с поставленной задачей.

Январь 2011 года. Петербургский губернатор подписывает постановление о создании в городе нового творческого учебного заведения. Строительные работы начались без промедления. В мае Борис Эйфман заложил первый камень в фундамент будущей школы. Уже через два года новое здание приняло в своих стенах первых учеников. «Академия Эйфмана» - наряду с официальным статусом бюджетного образовательного учреждения это название прочно закрепилось за новой балетной школой.

Отношение к творчеству: не только на сцене

Человек, который смог в непростое время мирового финансового кризиса добиться создания нового учебного заведения - знаменитый хореограф, титулованный балетмейстер и организатор театрального дела Борис Яковлевич Эйфман (род. 22.07.1946). Строчки официальной биографии и перечень достижений этого незаурядного творческого человека впечатляют. Народный артист (1995), Лауреат Госпремии (1998), худрук Академического театра балета, который носит его имя... К 45 годам он собрал внушительный перечень наград и регалий. С таким багажом можно было и «почивать на лаврах».

Может быть, это стало бы возможным с любым другим. Но только не с таким человеком, как Борис Эйфман. Академия танца - это логичное продолжение его творческой биографии. Три слагаемых успеха - трудолюбие, настойчивость и талант - вели его по жизни. А жизнь поколения послевоенных мальчишек была непростой. Маленький Боря из общего строя сверстников выделялся. В 7 лет он уже создал кукольный театр, делал спектакли и даже продавал билеты. А на вырученные деньги купил футбольный мяч для дворовой команды. В 24 года осуществил первые хореографические постановки на профессиональной сцене. А в 1977 г. при Ленконцерте основал авторский балетный театр с названием «Новый балет». Всю свою творческую жизнь он искал что-то новое. Академия Эйфмана - от стадии замысла до осуществления - стала этапной вехой в творческой жизни балетмейстера.

Дом, который построил…

Само здание, которое в 2013 году приняло первых учащихся, достойно отдельного описания. Сказать о том, что оно отвечает всем современным требованиям для образовательного процесса, значит, не сказать ничего. Учебный комплекс, в котором разместилась Академия Бориса Эйфмана, - настоящий рай для будущих артистов. Несколько тяжеловесные внешние стены здания выполнены в традиционном стиле из кирпича, покрытого штукатуркой. Однако за ними скрывается более 11 тыс. кв. м. внутреннего пространства, пронизанного светом и расположенного на разных уровнях. сложная система переходов, изломанная линия внутренней планировки - ощущение прозрачного многогранника, который играет всеми оттенками блеска.

14 классов различной площади, оборудованные на высочайшем уровне, предназначены для проведения балетных занятий. Самый большой из них используется для постановки учебных спектаклей. Во всем чувствуется профессионализм и стремление к совершенству. Даже напольное покрытие - сценический линолеум "Арлекин" - идеально гладкий, нескользкий и упругий - лучшее покрытие пола для танцев из существующих в мире.

А еще Академия балета Эйфмана включает в себя учебный комплекс для проведения общеобразовательных занятий. Есть интернат, который рассчитан на 135 человек, бассейн и тренажерный зал. За здоровье учащихся отвечает медицинский центр, укомплектованный специалистами и оборудованный всем необходимым для оказания врачебной помощи.

Сентябрь 2013 года - первый звонок

Неизвестно, кто волновался больше в день начала учебного года - ребята, ставшие первыми учениками в стенах нового училища, или ее вдохновитель и создатель. Почетные гости, организационная суета и хлопотная подготовка торжественного дня - все это отодвинулось на второй план. Под звуки музыки и аплодисменты родителей и гостей праздника вышли учащиеся - немножко скованные и робкие. Для них начался новый этап в жизни и учебе. И они станут первым выпуском, которому даст дорогу на большую сцену Академия Эйфмана. Отзывы и репортажи о торжественном событии не заставили себя ждать. Городские и федеральные телеканалы подробно рассказали об открытии новой школы балета.

Обучение профессии начинается с азов

Начать обучение танцевальному искусству может любой ребенок, вне зависимости от материального положения его родителей или их общественного статуса. Главное требование - это талант и желание стать артистом балета. С первого дня своего существования Академия Эйфмана провозгласила своим приоритетом социальную поддержку творчески одаренных детей. Весь учебный процесс финансируется за счет бюджета.

На обучение принимаются ребята двух возрастных категорий. С 11 лет можно поступить на хореографическую образовательную программу по специальности «Искусство балета». Выпускники получают квалификацию «Артист балета». Кроме того, проводится набор на обучение детей в возрасте 7 лет. в области хореографической подготовки, которое ввела Академия Бориса Эйфмана. Отзывы специалистов, исследовавших проблему раннего начала обучения танцевальному искусству, положительные. Первоклассники постепенно готовятся к серьезным занятиям и познают мир балета. Большую роль играет и пример учеников старших классов.

Педагоги: команда, нацеленная на успех

Каким бы талантливым и работоспособным ни был руководитель проекта, но без команды единомышленников работу любого учебного заведения наладить невозможно. Высокопрофессиональный преподавательский состав - залог успеха творческого учебного заведения и его воспитанников.

В первом составе преподавателей выделялась Ольга Балтачеева - бывшая солистка театра оперы и балета имени С. М. Кирова, Заслуженная артистка РСФСР (1983). Она приняла приглашение стать консультантом приемной комиссии, а осталась в Академии преподавать. Еще один яркий специалист - Надежда Цай. Артистка балета, отдавшая 13 лет сцене Михайловского театра. Кандидат искусствоведения. Талантливый и опытный педагог.

Сегодня педагогический состав насчитывает более 50 преподавателей, которые обучают ребят классическому и современному танцу, пластике, акробатике, гимнастике, плаванию, музыке. А еще общеобразовательные предметы - математика, русский и английский язык и другие, которые необходимы любому школьнику.

Я б в танцовщики пошел, пусть меня научат

Жизнь школьника всегда подчинена расписанию. Академия Эйфмана - не исключение из этого правила. Только распорядок дня у учащихся отличается от жизни их сверстников. Эти ребята знают, что сцена лентяев и лодырей не терпит.

Первый набор, который прошел в 2013 году, привел в учебные классы 90 человек. Хотя заявления с просьбой о принятии на обучение подали более 5 тыс. человек. Строгая комиссия внимательно смотрит на все, в том числе на внешность и рост. Медики дают заключение о состоянии здоровья и физических данных. И только после этого наступает последний этап - оценка танцевального потенциала абитуриента.

География конкурсного отбора тоже была под стать размаху идеи Эйфмана - вся территория России. От Южно-Сахалинска до Калининграда. И более половины ребят из семей, которые никогда не смогли бы отправить своих детей на платное обучение в Северную столицу. Благородная идея социального учебного заведения и полного государственного обеспечения обрела реальные черты.

Далекие горизонты

Трудолюбие, творчество, талант - так можно охарактеризовать три постулата, на которых строит свой успех Академия танца Бориса Эйфмана. И эти качества педагоги стараются привить своим ученикам.

В одном из своих многочисленных интервью Б. Я. Эйфман посетовал на то, что ему с каждым годом становится все сложнее подыскивать новых артистов для своих проектов. Появился разрыв между количеством выпускников балетных школ и реальными потребностями театров. Поэтому выпускники после окончания обучения могут не сомневаться - их талант и умения будут востребованы стремительно развивающимся хореографическим водоворотом. Правда, первые три года после окончания обучения молодые артисты должны будут отработать на российских сценах. Такова плата за бюджетное финансирование учебного процесса.

В дне нынешнем

Прозрачная структура информационного сетей дает четкую и объективную картину жизни, которой живет Академия танца Эйфмана. Отзывы и комментарии о работе преподавателей, событиях, выступлениях - все это находится в свободном доступе. Описываются великолепные отчетные концерты, в которых воспитанники показывают свои достижения, и просмотры талантливых детей. География поиска абитуриентов обширна и включает в себя города, различные по своей численности и размеру - Сестрорецк и Всеволжск соседствуют в графике просмотров с Севастополем, Хабаровском и Санкт-Петербургом.

Еще одно новаторство, которое вошло в практику учебного заведения, - бесплатная стажировка учащихся хореографических школ всей России. Педагоги проводят мастер-классы и занимаются с желающими классическим и современным танцем. По окончании пятидневного курса проводится репертуарный показ.

Выставки, фотосессии, психологические тренинги - можно только позавидовать насыщенной жизни учащихся и удивляться их энергии.

Родительская опека

Есть еще одна категория людей, которые пристально и заинтересованно наблюдают за всем, что происходит в стенах балетной школы, это родственники учащихся. Открытость в общении, широкая и правдивая информация обо всем, что происходит в учебных классах, - отличительная черта, которой по праву гордится Академия Эйфмана. Отзывы родителей и их обсуждения помогают понять, как строятся отношения в разрезе «семья - школа». Общее мнение можно выразить лаконично - детям в школе нравится. А это значит, что и родители довольны. Высокий уровень преподавания, современное оборудование, насыщенная программа - школа смогла заинтересовать ребят и наладить диалог с родителями.

Эпилог с продолжением

Академия танца очень молода. Причем не только сроком своего существования, ведь из ее стен до сих пор не выпускались артисты балета. Школа молода свежими идеями, оригинальными замыслами и подходом к учебному процессу. Возможно, спустя много лет выпускники будут с гордостью говорить: «Мы - эйфмановцы».

И жизнь школы будет продолжаться в их достижениях. Потому что, в отличие от театрального спектакля, в хореографической школе никогда не опустится занавес после эпилога. Каждый год в ее стены приходят новые учащиеся, чтобы постигать прекрасные балетные тайны.

Стены рекреаций и балетных залов выполнены из полупрозрачного стекла с высокими теплосберегающими, звукоизолирующими и эстетическими качествами. Полы в балетных залах отделаны сценическим линолеумом Harlequin (Арлекин). Harlequin создает нескользкую, гладкую и упругую поверхность, обеспечивающую комфорт, безопасность и идеальное светоотражение. Полы окрашены в различные пастельные тона; просвечивая сквозь полупрозрачные стены, эти оттенки придают архитектуре атриума особый колорит, легкость и воздушность.

В противовес «воздушным» интерьерам, внешний периметр комплекса решен в традиционных материалах (кирпич, штукатурка). Фасад бывшей «Ассамблеи» восстановлен в соответствии с авторским замыслом 1911 года. К его главному украшению - входной нише-экседре - добавлено название учебного заведения и барельеф из кирпичной кладки с QR-кодом, в котором зашифрованы высказывания об искусстве танца.

архитектурно-планировочные решения:

Новые корпуса Академии возведены на месте снесённых дворовых построек. В южном корпусе, выходящем на Б.Пушкарскую улицу, расположены жилые помещения интерната на 135 человек и медицинский центр. Северный корпус вместил хорошо оборудованный спортивный комплекс с бассейном и тренажерным залом, учебные классы, два балетных зала и административные помещения Академии.

Промежуток между жилым и учебным корпусом решен в виде остекленного атриума, где рекреации чередуются с двенадцатью балетными залами. Самый большой из балетных залов рассчитан на постановку учебных спектаклей и их демонстрацию гостям школы и родителям учащихся.

Внутреннее атриумно-игровое пространство восходит к архетипу школьного двора закрытого учебного заведения. При этом его компоновка не имеет ничего общего с классической иерархией и симметрией. Расположенные на различных отметках, залы и рекреации, по образному выражению Никиты Явейна, «пляшут в пространстве». Воедино их связывает развитая система коммуникаций - лестниц, лифтов, переходных галерей. В одно помещение можно попасть различными путями. По мысли авторов проекта, сетевая модель организации пространства с ее гибкой вариативностью будет способствовать внутреннему раскрепощению учащихся, побуждать их к творческим экспериментам.

Главный вход в Академию по-прежнему осуществляется с ул. Лизы Чайкиной, 2. Деревянный особняк по Б. Пушкарской, 14-а после реставрации вместит медиатеку, музей Академии и апартаменты для ее гостей. Окружающий его сад стал открытым прогулочным двором для учащихся.

Академия танца Бориса Эйфмана торжественно открылась 2 сентября 2013 в Петербурге. В тот же день начался отсчет школьного семестра. И вот уже в конце января Эйфман подводит некоторые итоги, суммирует наработанное за пять месяцев. Одно из маленьких достижений – в его новом спектакле «Реквием» приняли участие учащиеся Академии, о чем мы уже писали . А на следующий после премьеры день нам удалось посетить этот уникальный учебный комплекс, расположенный на Петроградской стороне по адресу – улица Лизы Чайкиной, дом 2.

Экскурсоводами выступили директор Театра балета Б. Эйфмана Геннадий Григорьевич Альберт и директор Академии танца Б. Эйфмана Лали Отаровна Афанасьева. Сам Борис Яковлевич подхватил экскурсию для журналистов в самом конце, рассказав о том, каким он видит будущее выпускников новорожденной Академии.

Три корпуса за два года

«Строительство» школы «под ключ» заняло чуть больше двух лет. В конце декабря 2010 здание на улице Лизы Чайкиной перестало быть репетиционной базой Театра – труппа вместе с администрацией переехала на Гагаринскую улицу (дом 32), а в декабре 2012 строители сдали помещение в эксплуатацию.

Новые корпуса учебного заведения расположились в квартале, ограниченном Большим проспектом Петроградской стороны, улицами Большой Пушкарской, Лизы Чайкиной и Введенской. Общая площадь помещений Академии составляет 12 000 кв. м.

В ансамбль Академии входит особняк Доберт-Штейкмана - памятник деревянного зодчества XIX века, расположенный на Большой Пушкарской.

Также для осуществления проекта снесли здание кинематографа «Ассамблея» по улице Л. Чайкиной с дорическим портиком (именно в нем много лет подряд репетировала труппа театра), но его парадный облик был воспроизведен в качестве основного фасада здания Академии, в соответствии с проектом 1913 года.

Исполнители этого грандиозного проекта - «Студия 44» во главе с Никитой Явейном, который в скором времени построит для Эйфмана школьный театр, вписав еще одно здание в имеющийся комплекс корпусов. Трудно верится, что чему-то еще найдется место на этом небольшом пространстве, но учитывая имеющийся у Явейна опыт «вписывания» нового строения в заданный масштаб, нет сомнений, что все получится.

Балетный аквариум

Примечательная особенность комплекса Академии - его непроницаемость снаружи и абсолютная открытость внутри.

Снаружи она выглядит скорее как суровый интернат, а внутри - как музей современного искусства, в котором нет экспонатов, но живут дети.

В основу внутренней планировки школы положен «принцип аквариума», чтобы преподаватели в любой момент могли контролировать передвижение детей от общежития до класса, или из атриума в репетиционный зал. Стекло здесь сочетается не с обычным своим соседом - бетоном, а со стильным финским кирпичом и натуральным деревом.

Фисташкового цвета стеклянные стены и деревянная лестница, уводящая далеко наверх - эти красоты начинаются прямо «с вешалки», видны из стеклянного гардеробного фойе.

Школа в цифрах

Школа рассчитана на 250 учеников. В настоящий момент здесь обучаются 90 человек – 48 детей в возрасте семи лет, и 42 – в возрасте 10-11 лет. Предполагается, что первые проведут в стенах Академии 11 лет, а вторые – 7 лет и 8 месяцев. Старшие начали обучение сразу с пятого класса.

В следующем учебном году Эйфман планирует зачислить 50 «новобранцев» - по 25 на старший и младший поток.

В пилотном наборе Эйфман несколько «выбился из графика», как рассказала Лали Отаровна, и зачислил вместо 72 детей – 90. Хореограф подхватил отборочную эстафету на третьем, собственно балетном, этапе.

Всего в Академию поступило 5000 заявок

от родителей детей из Ленинградской области, Краснодара, Сахалина, Ростова на Дону, Санкт-Петербурга, Москвы, Ижевска, Сочи. Перед первым туром детей тщательно измеряли, составляли их индекс роста. На первом туре оценивали артистические возможности детей, на втором – изучали разные медицинские показатели. Детей осматривали врачи-специалисты: хирурги, ортопеды, офтальмологи, и отобрали из 5000 - 1400.

Третий тур - танцевальный.

И так как большинство детей имело неплохую танцевальную подготовку перед экзаменами в школу, на третий тур вышло много способных детей. Борис Яковлевич, который отсматривал детей в этом туре лично, не смог расстаться с некоторыми способными соискателями, и в итоге приняли 18 детей сверх лимита.

Один день из жизни балетного школьника

Оба директора не устают повторять, что учебный план для тех, кто начал учиться с первого класса, носит экспериментальный характер. И программа выстроена так, чтобы на промежуточных этапах ученик, который по каким-то причинам не справляется, или его физические возможности перестают соответствовать стандартам, мог бы безболезненно перейти в общеобразовательную школу или в школу с другим профилем.

Начинается день в Академии Эйфмана в 9 утра и заканчивается в 18.00.

Питерских детей забирают родители, приезжие остаются в интернате (сейчас в интернате проживают 32 человека). Первая половина дня отдана общеобразовательным предметам – русский, математика и т.д., вторая половина – гимнастике, ритмике, музыке. Последней уделяется важное место – с первого класса у детей есть три музыкальных предмета.

Занятия гимнастикой базируются на методике, заимствованной в Международной академии спорта Ирины Винер. Оттуда приглашен именитый методист. В первые два года обучение детей классическому танцу не ведется, упор делается на ритмико-пластическое образование (акробатика, гимнастика, актерское мастерство, танец-модерн).

Начинать с модерна, а не с классики - это и есть часть эксперимента, который проходит в Академии Эйфмана.

Наверное, время будет вносить свои коррективы, в любом случае эксперимент находится под серьезным контролем.

В перерыве между блоками – общеобразовательных предметов и специальных – дети обедают, релаксируют в бассейне (в их распоряжении два тренера, которые учат плавать) или смотрят кино в атриуме.

География внутреннего помещения

Просторный атриум разделяет здание на две части – в правой части находится пищеблок и интернат, в левой – 14 балетных классов с разноцветными полами.

Классы снабжены современной звуко- и видео аппаратурой. Один из балетных залов пока переоборудован под музыкальный класс. На цокольном этаже – спортивный комплекс, бассейн, тренажерный зал. Закуплено качественное физиотерапевтическое оборудование, ждут запуска его в эксплуатацию.

Человек-оркестр

Среди педагогов классического танца замечена Марина Осипова. Она является одним из самых ярких педагогов мужского танца в своем поколении. Недавно защитила блестящую диссертацию по методике классического танца. Пяти минут, проведенных в ее классе в Академии, оказалось достаточно, чтобы понять, какую жемчужину Борис Яковлевич «увел» в самом начале учебного года из Академии русского балета имени Вагановой.

Вообще, поразительного качества выпуски случились в АРБ двадцать лет назад – оттуда родом и худруки (Вячеслав Самодуров – худрук Екатеринбургского балета, Алексей Мирошниченко – худрук Пермского балета), и прима-балерины (Ульяна Лопаткина и др.), и вот – Марина Осипова – толковый педагог.

Опишу маленькое ЧП, которое случилось в тот день, когда журналистам устроили экскурсию. Заболел концертмейстер, который должен был работать в классе Осиповой, и она сама, как обычно ползая «в ногах» у воспитанников, контролируя их выворотные «пятые», превратилась в аккомпаниатора, пропевая и нахлопывая ритм. Только выходя из ее зала, мы заметили некоторую странность музицирования на этом уроке.

Слово Эйфмана

Руководитель Академии Борис Эйфман рассказал журналистам о свободе выбора, которая будет предоставлена выпускникам. Учитывая абсолютно бесплатную форму обучения в Академии (включая трехразовое питание для всех без исключения детей),

выпускник должен будет отработать как минимум три года в одном из государственных театров танца или балета России.

Понятно, что Эйфман будет стараться заинтересовать лучших выпускников работой в своем театре, но неволить никого не будет. Также Эйфман рассказал, что во дворе Академии будет построен школьный театр, где будут не только проходить отчетные концерты, но и мастерские хореографии. Пока трудно сказать, в какой именно форме они будут проходить, но скорее всего речь идет о показах работ учащихся старших классов, которые обнаружат в себе склонность ставить танцы.

Еще Эйфман подчеркнул, что построенная им школа - это школа совершенно нового типа, непохожая все другие балетные школы.

Поэтому сравнивать его Академию с МГАХ или АРБ совершенно бессмысленно. За АРБ стоит вековая традиция, а за новой школой – пока ничего, кроме незыблемого авторитета Эйфмана и его артистического чутья. Кажется, что он даже сам не ожидал получить то, что получил в результате из рук города и Н. Явейна, и программа обучения в его Академии корректировалась и будет корректироваться дальше, исходя в том числе и из уникальности архитектурной конструкции.

Академия танца Бориса Эйфмана

Если первое сентября - День знаний, то последние дни августа в Академии нужно назвать «Дни встреч и обнимашек» 😍🤗 ⠀ Мы ещё не заходили в Академию, но просто по дороге к метро на улице дочь кому-то улыбается, бежит обниматься, на ходу обменивается главными новостями. Девчонки обнимаются везде - на поселении в интернат, на ежегодной репетиции полонеза, просто у входа в Академию. Они, ведь, не просто прибежали из соседнего двора - приехали с разных концов страны: чем дальше расстояние, тем больше новостей 😉 ⠀ «А это - наш педагог по....», «А это - наш воспитатель...» - быстрые пояснения после объятий или реверанса. Кажется, что здесь все всех знают по имени и так искренне радуются встрече, как-будто это самый любимый, но далеко живущий родственник 🤗 ⠀ С детства знакомая фраза «А поправились-то как!! А загорели!!» - здесь не самое удачное приветствие, лучше сохранить только вторую ее часть, потому что начинается учебный год и нужно быть в форме 👌 За лето поменялась и подросла сама Академия!! Парадный вход в Детский театр танца теперь настоящее украшение Петроградки, мультимедийные экраны с видами Петербурга, современная архитектура нового здания - как лёгкий новый штрих среди старинных зданий. Пройти мимо и не остановиться совершенно невозможно! Теперь занятия будут в новых классах, а осенью торжественно откроется Детский театр танца Бориса Эйфмана - мечта любого города 🙏 ⠀ Новые специальные и школьные предметы, новые педагоги, новое расписание и даже новые парадные кардиганы - все это - начало учебного года! Здесь действительно н͟͟о͟͟в͟͟о͟͟г͟͟о͟͟! ⠀ Так что - «С новым годом!» Всем здоровья, вдохновения, сил, внимательности, терпения и, конечно, лёгких ног!😉🙏 @mariia.dodonova (c) - 2 days ago

Сегодня в Академии танца Бориса Эйфмана прошел педагогический совет. Лали Отаровна Афанасьева подвела итоги прошлого года, представив подробный анализ учебной деятельности за 2018-2019 гг. Директор Академии танца отметила, что за семь лет нам всем вместе удалось максимально эффективно организовать образовательный процесс. «Несмотря на высокую занятость воспитанников по специальным дисциплинам, учащиеся продолжают демонстрировать высокие результаты по общеобразовательным предметам и успешно сдавать ОГЭ.» На совете были представлены новые сотрудники, и на данный момент Академия танца Бориса Эйфмана на 100% обеспечена педагогическим составом. Лали Отаровна поделилась с коллегами планами на предстоящий учебный год, пожелав здоровья и талантливых учеников! - 2 days ago

Юрий Бурлака, художественный руководитель Академии танца Бориса Эйфмана о наследии классического танца и его синтезе с другими направлениями хореографического искусства: «Не зная основ и не имея базы, невозможно построить что-либо новое. За всю историю искусства и театра попытки перечеркнуть все, что было создано ранее, и явить то, чего еще не было, встречались много раз. Все они оказались безуспешными, потому что невозможно игнорировать огромное наследие, которое осталось нам от русского императорского театра и от театра Мариуса Петипа. Мы понимаем, что Петипа как великий хореограф влияет и на современное балетное искусство, ведь основа любой образовательной программы хореографических училищ, а затем и балетных театров (будь то маленькие или большие труппы) – это спектакли как раз классические. При этом я также понимаю, что любой театр – это прежде всего баланс репертуара. Он должен состоять из классической части и из современной, спектакли которой могут быть построены на разных видах техники, в том числе и на классическом танце». - 2 days ago

Борис Яковлевич Эйфман провел рабочую встречу по случаю начала учебного года. Поприветствовав педагогов специальных дисциплин, Борис Яковлевич представил Юрия Петровича Бурлаку в качестве художественного руководителя Академии танца и будущего Детского театра танца: «Юрий Петрович Бурлака, Заслуженный артист России, выпускник класса знаменитого профессора Петра Пестова, руководил балетной труппой Большого театра – специалист высочайшего класса в плане методики. Он погружен в классический танец, знает, как реанимировать и восстанавливать основы классического репертуара, способный выстроить путь от знаний к практике, а значит к результату!» Юрий Бурлака: «Академия танца Бориса Эйфмана – мой новый творческий дом. И я рассчитываю, что окажусь полезным и коллегам, и детям, чтобы потом они пронесли через всю свою исполнительскую карьеру то, что они получили здесь. Я очень рад, что я здесь, среди вас, в тесном творческом контакте. Я открыт». Также в руководящем составе Академии произошли кадровые изменения. Введена должность заместителя руководителя по УМР по специальным дисциплинам, которую занимает Юрий Юрьевич Усачев. В круг его полномочий будет входить обеспечение учебно-методической документацией образовательного процесса предметно-цикловых комиссий. Создание, анализ и теоретическое обоснование. Были представлены новые педагоги: 📍классического танца: Ангелина Георгиевна Александрова, Ирина Николаевна Гусева, Елена Ефимовна Селиванова, Рубен Владимирович Бобовников, Андрей Валентинович Иванов, Звездана Геннадиевна Мартина (историко-бытовой танец), Андрей Петрович Босов (дуэтно-классический танец, актерское мастерство); 📍современного танца: Балаш Баранай. Борис Яковлевич говорил об открытии театра, о спектаклях и планах на будущий год (и даже на год вперед), вдохновляя весь административный и педагогический состав на новые профессиональные и творческие победы: «Педагог – это личность, и умение работать с детьми, влюбить их в себя, а через эту любовь привести их к профессии – важная миссия. Без любви к детям и без любви детей к педагогу, уважения, доверия и Любви, как таковой, ничего не получится." - 2 days ago

Яркие кадры с участием студентов и старшеклассников Академии в хореографическом спектакле июльской смены ОЦ «СИРИУС» «Волшебный мир танца. Испания в балетном театре». «Благодарю каждого педагога за подготовку юных талантов. Я уверена, ваши выпускники продолжат развивать балетную школу, будут известны во всем мире, как известны наши отечественные артисты балета. Новых профессиональных достижений!» – поздравила со сцены юных артистов и преподавателей Елена Шмелева, руководитель Фонда «Талант и успех» и Образовательного центра «Сириус». - 2 days ago

Пластичный торс, гибкость, прыжок, выразительные движения рук, красивая форма ног и физическая сила, а еще прибавим высокий рост и харизму - вот и получился шикарный артист балета! Видите задатки танцовщика в своем ребенке? Даже не сомневайтесь и приходите на экзамены! Набор в мужские классы еще открыт. Подробности на официальном сайте Академии в разделе «Прием». - 2 months ago

Контрольные уроки по пластической выразительности завершают цикл годовых экзаменов в Академии танца Бориса Эйфмана. Во 2/6-х классах учащиеся активно работают над развитием актерской энергетики. В основе лежит биомеханический экзерсис и наблюдения за живой природой и ее обитателями. Перед ребятами впервые ставятся задачи не просто осмысленного и выразительного движения, а ещё и существования в особой «нечеловеческой» пластике. Педагог: Анна Ибрагимовна Тугушева Фотограф: Евгений Матвеев @matveev.ballet - 3 months ago

Академия танца Бориса Эйфмана подвела итоги большой весенней стажировки. В ней приняли участие 78 учащихся начальной школы, прошедшие этап выездных предварительных просмотров в 38 российских регионах. Юные гости получили возможность полностью погрузиться в учебный процесс Академии: в течение 3-х дней для них проводились занятия по классическому и современному танцу, ритмопластике, гимнастике, музыке. В заключительный день юные таланты представили на суд строгой комиссии танцевальные номера, которые подготовили дома. В результате прохождения стажировки 31 человек получил приглашение стать воспитанниками Академии танца. Поздравляем! До встречи в новом учебном году! - 3 months ago

Общероссийский День библиотек ежегодно отмечается 27 мая. Поздравляем заведущую библиотекой Академии танца Викторию Евгеньевну Швайко и ее верную помощницу Екатерину Бакшееву с профессиональным праздником! Максим Горький писал: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». - 3 months ago

С днем рождения, Петербург! Виктор Соколов (член Союза писателей России) Симфония седого Петербурга. Спасаясь от гламура и тщеты Гармонией барокко и ампира, Мой Петербург далек от суеты Столичного разнузданного пира. Люблю я петербургские дома - Не памятники, нет, дома простые - Стоят как будто книжные тома, И в каждом томе правда о России. Мой Петербург! Люблю полутона Твоих старинных удлиненных улиц. Как будто руки гения коснулись - И зазвучала каждая струна, Вливаясь в песню медленной Невы, Скрывающей мятежную натуру. Царь бронзовый листает партитуру, И слушают задумчивые львы Симфонию седого Петербурга И всплески атлантических ветров. Магическая сила демиурга В пророчестве: «Красуйся, град Петров!..» На фотографии Дмитрия Ащеулова воспитанницы 1 Б курса Академии танца Бориса Эйфмана Анна Осипова и Алина Горшкова. - 3 months ago



просмотров