Быт и нравы крестьян. Житье-бытье крестьянской семьи (XVIII - начало XX века). Деление крестьян на группы

Быт и нравы крестьян. Житье-бытье крестьянской семьи (XVIII - начало XX века). Деление крестьян на группы

Мой дед Павел Антонович был крестьянином. Он родился в 1906 г. в белорусской деревне Клешево. На примере его жизни расскажу вам, как жили крестьяне в СССР. На уроке истории в 4-м классе нам учительница говорила о нелегкой крестьянской доле в дореволюционное время. Приехав с родителями в деревню на каникулы, я, вспомнив эти слова, прямо спросил деда: "Тяжело было жить в царское время? Помещики мучили вас?" Его ответ застал меня врасплох: "Хорошо жили . У нас был хороший пан, и он редко к нам наведывался."

Картина Г.Мясоедова "Страдная пора", 1887 г.

"Хорошая" жизнь крестьян до революции 1917 г.

Крестьянская жизнь все-таки всегда была и легкой, и тяжелой одновременно . Легкой потому, что люди в деревне сами себя обеспечивали, не зависели почти ни от кого. Главное было - иметь достаточно земли. Хочешь сытно перезимовать? Вспаши поле, посади побольше картофеля, тыквы и т. д.; заведи корову, овец, курей, индюков, уток; накоси сена, да побольше, чтобы коровушка зимой не голодала. Хочешь не замерзать зимой? Cруби хорошую избу, сложи большую печь с лежанкой; заготовь дров побольше. А тяжелой она была от того, что слишком много работы у крестьян , причем, с раннего утра. Дед мне рассказывал еще, что полы у них были глиняные , а хату освещали ночью лучинами – длинными щепками, вставленными в специальный металлический зажим под определенным углом, дабы не очень быстро сгорала.


Картина Н.Пимоненко "Сваты", 1882 г.

Действительно, в конце 20-х годов всех крестьян стали сгонять в колхозы. Сельские труженики должны были трудиться уже не на себя, а на государство . Была система личных трудодней , по которой, в итоге, давали продуктов меньше, чем селяне производили для себя сами раньше. Дед Павел вспоминал, что у него была лошадь в хозяйстве. При коллективизации ее у него отобрали, а он все равно приходил на колхозную конюшню подкармливать ее. Конюшен в деревне было две. Председатель колхоза велел перевести дедову лошадь в дальнюю, чтобы Павел меньше ходил к ней. Я помню, как всплакнул, узнав о такой глупой несправедливости. В 60-е годы жизнь в деревне стала полегче: провели электричество в хаты, в колхозе появился даже мощный трактор "Кировец" в дополнение к "Беларуси". Дед стал получать пенсию 24 руб. , как инвалид войны, а бабушка – 12 руб. (пенсии горожан в то время были около 60 руб.).


Мои дед Павел с бабушкой Антониной. 1968 г.

Обозначу еще, тезисно, как жил в деревне мой дед Павел:

  • на трудодни (зарплаты появились у колхозников с 1966 г. );
  • на правах крепостного (без паспорта ) до 70-х годов;
  • без электричества до 60-х годов ;
  • работал на 2 "фронта": в колхозе и на своем огороде ;
  • пришлось спиливать яблони в саду , когда был введен налог на плодовые деревья;
  • делал сам (вернее, с бабой Антониной) вкуснейшую колбасу из свинины (ничего подобного до сих пор не удалось встретить в супермаркетах!).

Запомнился совет от деда, очевидно, навеянный непростой крестьянской жизнью: "Никогда не ложись спать до заката солнца!"

Культура и быт русского народа в 17 веке подверглись качественной трансформации. По восшествии на престол царя. Петра I, в Россию стали проникать веяния западного мира. При Петре I расширилась торговля с Западной Европой, установились дипломатические отношения со многими странами. Несмотря на то, что российский народ был представлен в своем большинстве крестьянством, в 17 веке образовалась и стала формироваться система светского образования. Открылись школы навигационных и математических наук в Москве. Затем стали открываться горные, кораблестроительные и инженерные школы. В сельской местности стали открываться церковно-приходские школы. В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова был открыт Университет в Москве.

Совет

Чтобы оценить происшедшие изменения в жизни народа после реформ Пера I, надо изучить исторические документы этого периода.

Крестьяне


Немного про крестьян

Крестьяне в 17 веке были той движущей силой, которая обеспечивала свою семью пропитанием и отдавала часть своего урожая на оброк для барина. Все крестьянство было крепостным и принадлежало к богатым крепостным помещикам.


Крестьянский быт

Прежде всего, крестьянский быт сопровождался тяжелой физической работой на своем земельном наделе и на отработке барщины на землях помещика. Крестьянская семья была многочисленной. Количество детей достигало 10 человек и все дети с малых лет приучались к крестьянской работе, чтобы скорее становиться помощниками отцу. Приветствовалось рождение сыновей, которые могли стать для главы семьи опорой. Девочки считались «отрезанным куском» так как в замужестве они становились членом семьи мужа.


В каком возрасте можно было вступать в брак?

По церковным законам в брак могли вступать мальчики с 15 лет, девочки с 12. Ранние браки и были причиной многодетности в семьях.

Традиционно крестьянский двор был представлен избой с соломенной крышей, а на подворье строились клеть и хлев для скота. Зимой единственным источником тепла в избе была русская печка, которую топили по «черному» Стены и потолок избы были черными от сажи и копоти. Маленькие оконца затягивались или рыбьим пузырем или вощеной холстиной. Вечерами для освещения использовали лучину, для которой делали специальную стойку, под которую помещали корытце с водой, чтобы обгоревший уголек лучины падал в воду и не мог стать причиной пожара.


Обстановка в избе


Крестьянская изба

Обстановка в избе была скудной. Стол посреди избы и по станкам широкие лавки, на которых на ночь укладывались домочадцы. В зимние холода в избу переносили молодняк скота (поросят, телят, ягнят). Сюда же переселяли домашнюю птицу. Готовясь к зимним холодам, крестьяне конопатили щели бревенчатого сруба паклей или мхом, чтобы меньше сквозило.


Одежда


Шьем крестьянскую рубаху

Одежду шили из домотканого полотна и использовали шкуры животных. Ноги обували в поршни, которые представляли собой два куска кожи, собранные вокруг щиколотки. Поршни носили только осенью или зимой. В сухую погоду обували плетенные из лыка лапти.


Питание


Выкладываем русскую печь

Пища готовилась в русской печи. Основными продуктами питания были зерновые: рожь, пшеница и овес. Из овса мололи толокно, которое шло на приготовление киселей, кваса и пива. Из ржаной муки пекли повседневный хлеб, на праздники из белой пшеничной муки пекли хлеб и пироги. Большим подспорьем для стола были овощи с огорода, за которым приглядывали и ухаживали женщины. Крестьяне научились сохранять капусту, морковь, репу, редьку и огурцы вплоть до нового урожая. Капусту и огурцы солили в больших количествах. На праздники готовили мясные щи из кислой капусты. Рыба на столе крестьянина появлялась чаще, чем мясо. Ребятишки всей гурьбой отправлялись в лес на сбор грибов, ягод и орехов, что являлось существенными добавками к столу. Наиболее зажиточные крестьяне заводили фруктовые сады.


Развитие России в 17 веке

Среди наших современников очень много людей, чуть ли не основное занятие которых по жизни составляет описанная классиком рефлексия . В свою очередь, в рядах оных людей немалый процент - это женщины, озабоченные вопросами "куда пропали все Настоящие Мужчины?" и "почему нонеча мужики не те, что давеча?"

Для них, а также for the Great Justice здесь будут лежать отрывки из книги Ольги Петровны Семёновой-Тянь-Шанской, дочери знаменитого путешественника, о быте крестьян в Рязанской губернии, многие из которых всю жизнь служили в имении её отца (1890-е годы).

Если отец бьет мать, ребёнок, разумеется, жалеет мать, но не с той точки зрения, что отец не прав. Жалеет он мать потому, что "того и гляди, убьет её батя". А лишиться матери - самое ужасное несчастье для ребенка. Мать уж будет биться как рыба об лед, а поднимет своих детей на ноги. Что же до отца, то он замечательно беспечно относится к своим детям-сиротам. Для него их как бы не существует, а мачехи бьют и обижают их.

Девочки лет 7-12 присматривают за младшими братьями и сестрами. Также они пасут скотину, а именно телят. Они помогают и в поле: берут картошку, полют, носят взрослым еду и питьё во время полевой поры. Ходят за водой, полощут белье, учатся шить и прясть, мять лен и коноплю.

Дети с малых лет присутствуют при сговорах, свадьбах. Они очень рано усваивают, что отец "хозяин", мать "хозяйка", отец главенствует над матерью. И всякий ребенок отлично понимает, что девочки будущие "невесты", а мальчики "женихи". В некоторых деревнях до сих пор держатся обычаи "просватывать" девочек лет 12-14 за соответствующих им по возрасту мальчиков. Теперь такие сговоры нередко расстраиваются, когда жених и невеста делаются взрослыми. А если нет, так "невеста" 14-15 лет и "жених" лет 16 начинают сожительствовать вместе до своего совершеннолетия.

Девок на улице любят весёлых, таких, которые умеют плясать и за словом в карман не полезут. Всякая девушка имеет своего малого, с которым "стоит".

Он дарит её то бумажным платком, то дешёвым кольцом или серьгами, то куском розового мыла, то гостинцами - подсолнухами, жамками, рожками. Девушки тоже иногда дарят парней гостинцами. Примечательно, что после "улицы" бабы и девушки провожают парня, а не наоборот; малый даже до порога избы не проводит девушку.

Обычно на таких "улицах" завязывались внебрачные связи, которые часто кончались браком. Хотя очень нередки случаи, когда бросают ту, "которую любили". Старшие нередко ругают и бьют дочерей за такие связи; малым же ничего за это не достается.

С "распутёвыми" девками или бабами чинится иногда расправа. "Распутёвой" называется такая девка или баба, у которой несколько любовников. Эти любовники сговариваются иногда поучить её и, если она девка, мажут ей ворота дёгтем, а если она баба, бьют её. Побьют, затем подымут ей рубашку на голову, свяжут (так, что голова женщины как бы в мешке, а до пояса она голая) и пустят так по деревне.

Девка, у которой один любовник, уже не считается "распутёвой", и ей ворота дёгтем не мажут.

О женитьбе или замужестве первые заговаривают бабы, а не мужики; мужики только с ними соглашаются. Прежде всего стремились приобрести в дом "хозяйку" - рабочую силу. Плохим считалось, если сын гуляет с "никудашней девкой", то есть, плохо работающей. Не ценились также "хворые", болезненные невесты. Бывает, впрочем, что какие-нибудь 15-25 рублей, даваемые отцом за девкой, заменяли и здоровье, и ум, и доброе поведение...

Если молодой убедится в недевственности своей жены, тут же иногда чинит расправу: пинки ногою, щипки в живот и половые части. Один малый, женившийся не по доброй воле на "нечестной" девушке, за которой отец давал 15 рублей, так её истязал после свадьбы, что цветущая девушка превратилась в больную на вид женщину. "Весь низ ей выщипал", - говорила её мать. Мало того, запирал ее на целый день в маленьком амбарчике без пищи. На ночь тоже запирал её на замок, а сам уходил к своей любовнице, какой-то вдове. Таскал за волосы, бил, чем попало. Унялся только, когда бедная женщина забеременела, - боялся, "как бы за тяжёлую бабу в острог не попасть".

Беременная жена делает всё: справляет всю домашнюю работу, в поле вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иная баба при начавшихся родовых схватках бежит домой, "как овченка": приляжет во время схваток на землю, а как боли отпустят, опять бежит: "как овченка бежит, трясётся".

Часто женихи и невесты физически ещё весьма мало развиты. Вследствие этого первые дети родятся слабыми и обыкновенно не выживают. Молодые матери также очень часто "засыпают" детей, то есть придушивают нечаянно во сне.

Матери на третий и на четвёртый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу. Иногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама. На работу в поле мать идёт через пять-семь дней после родов, ребенка либо берёт с собой, либо оставляет на попечение "старухи" или старшей сестры.

"По закону" муж имеет право спать с женой только после шести недель, когда родильница возьмет очистительную молитву. Но это редко бывает. После первого ребенка муж иногда поберегает жену, а уж после второго и третьего, конечно, нет. Если выпьет, то уже через неделю после родов начинает жить с женой, а нет, так недели через две-три.

Жену, конечно, не спрашивают о её желаниях: "Аксинья, иди-ка сюда", - и всё тут.

В трезвом виде муж бил жену редко, в пьяном - часто и чем попало. Бьют и палкой, и рогачом, и сапогами, кулаками, пинком. Таскают за косы через порог.

В селе Мураёвне был случай, что пьяница муж убил свою жену "за гульбу". Он замотал её косы вокруг своей руки и бил головой о порог, о лавки и о стену, пока она не впала в бессознательное состояние, а через день умерла, не приходя в себя.

Если муж бьёт жену и при этом сломает тот предмет из своего несложного инвентаря, которым чинил расправу, то ему гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену.

Пьяный муж бьет иногда жену, если она откажется исполнить какое-нибудь его приказание, лечь с ним спать и т.д.

Я знала одного мужика, который любил, когда был пьяный, так издеваться над женой: "Становись на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу - убью тебя!". И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети обыкновенно поднимали плач и крик. Тогда он произносил: "Детей жалко, а то бы не быть тебе живой", - и отпускал её. Это называется "мудровать над женой".

Бюджет у мужа и жены в семье был раздельный. Мужу принадлежала вся усадьба, хлеб, лошади, свиньи, весь инвентарь. Жене - посуда, одежда, лен, куры, корова. Овцы - общее имущество, но бывали овцы "собинки" - частное имущество бабы, которое после её смерти переходило дочери. Шерсть с овец делилась так: весенняя - бабам, осенняя - мужикам, которые не обязаны были снабжать баб теплой одеждой.

Если жена нанималась летом на работу поденно, плата принадлежала ей самой. Если сдельно - то чаще мужу. В таких случаях бабы часто отказывались работать даже в самую горячую пору, когда платилась высокая цена за уборку хлеба: "Мне-то что, пропадай его (мужнины) деньги пропадом".

Бывают и взаимные покражи у супругов. То муж выкрадет из жениного сундука деньги на кабак, то жена сворует у мужа муки или крупы, чтобы отдать в мелочную лавочку за мыло или ситец...

Думаю, этого достаточно, чтобы некоторые переоценили свою жизнь, взглянув на неё другими глазами.

Обычный быт русских крестьян состоял из хозяйской работы по дому, уходом за скотом и пахотой в поле. Трудовые будни наступали ранним утром, а вечер, как только солнце оказывалось на закате и не простой рабочий день заканчивался вечерней трапезой, чтением молитвы и сном.

Традиционные русские поселения

Первые поселения еще в Древней Руси назывались общинами. Уже значительно позже, когда образовывались первые деревянные города - городища, вокруг них сколачивались посады, а еще поодаль поселения простых крестьян, которые со временем становились деревнями и селами, где жил и трудился простой крестьянин.

Русская изба: внутреннее убранство

Изба - основное жилище русского крестьянина, его семейный очаг, место трапезы, сна и отдыха. Именно в избе все личное пространство принадлежит крестьянину и его семье, где он может жить, заниматься домашним хозяйством, воспитывать детей и коротать время между трудовыми буднями крестьянского быта.

Предметы русского быта

Быт крестьянина содержит много хозяйских предметов и орудий труда, характиризующих исконно русский быт и образ жизни простой крестьянской семьи. В избе это хозяйские подручные средства: сито, прялка, веретено, а также исконно русские предметы самовар. В поле привычные орудия труда: коса, серп, плуг и телега летом, сани-развальни зимой.

Жизнь и быт крестьян на Руси зависели от местности, в которой они проживали. Дом был значительно утеплен в северных районах, в то время как на юге обходились мазанками. Расположение на приграничных или вновь осваиваемых территориях сопровождалось вражескими набегами. Кроме того, у каждой губернии встречаются свои традиции, которые позволяют отличать жителей разных регионов.

Но в целом образ жизни крестьян в России в 16-19 веке был очень похож.

Дом

Центром крестьянского дома была каменная печь . Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики.

В конце 16 века у избы появились сени . Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.

В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.

Печь топили по-черному , дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.

Позволить себе топить по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18 века.

В печи готовили еду и мылись, бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась. как спальное место.

Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.

Внутреннее убранство дома

Убранство дома скудное. Наискосок от печи – красный угол , где располагалась икона. Заходя в дом, взгляд падал именно на иконы. Вошедшие крестились, а лишь потом здоровались с хозяевами.

С одной стороны печи располагалась «женская часть », где женщины готовили и занимались рукоделием. Большой стол, за которым проходила трапеза, стоял по центру, количество посадочных мест было рассчитано на всю семью. С другой стороны печки находились инструменты и лавка для мужских работ .

Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. В крышу вбивали кольцо, на которое обычно вещали люльку с ребенком. Занимаясь рукоделием, женщина качала люльку.

Обязательный атрибут крестьянского дома – сундуки со скарбом. Они могли быть деревянными, обитыми кожей или металлическими пластинами. Для каждой девочки собирался свой отдельный сундук с приданным.

Посуда в доме была двух видов: глиняная, в которой готовили, и деревянная, из которой ели. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила немалых денег.

Двор

Во дворе располагались хозяйственные постройки : сарай, загон для домашнего скота (хлев). В 16-17 веке в северных районах приобрело популярность строительство двух ярусного сарая: снизу находились животные, а на втором ярусе хранилось сено, рабочий инвентарь.

Зимой часто приходилось брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов.

Обязательная постройка – подпол . Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице.

Обязательно во дворе был огород , на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: репа, свекла, морковь, капуста, редька, лук. В зависимости от региона могли выращивать ягоды или фрукты.

Картофель, горох, рожь, овес, ячмень, пшеницу, полбу, ярицу, сорицу, просо, чечевицу, лен, коноплю сеяли на поле . Так же засевали однолетние и многолетние травы.

В лесу собирали грибы и ягоды, в основном этим занимались дети. Сушили впрок, делали запасы на зиму. Собирали мед диких пчел.

Рыбу, выловленную в реке, запасали в соленом и сушеном виде.

Крестьянский дом, Кировская область

Пища

Все крестьяне соблюдали церковный пост. Чаще всего на их столе были овощи, хлеб и каша. Рыба в разрешенные дни. А мясные блюда ели в основном по праздникам.

Обычные блюда в каждой крестьянской семье: щи из капусты с салом да черный хлеб, квашенная капуста с луком, постная похлебка, редька или свекла с растительным маслом. Пареная репа, ржаной пирог с репой. Мясо да пироги из белой муки (редкость) по праздникам. Каша с маслом.

Из молока производили молочные продукты, которые тоже употребляли в пищу в разрешенные постом дни.

Пили чай на травах, квас, медовуху, вино. Из овса готовили кисель.

Самым ценным продуктом считалась соль, поскольку она позволяла заготавливать мясо и рыбу, не позволяя им испортиться.

Работа крестьян

Основное занятие, быт крестьян – это земледелие . Пашня, косьба, жнитва, в которых принимали участие и мужчины, и дети, и женщины (в пашне не всегда). Если в семье не хватало рабочих рук, то нанимали работников в помощь, платя им деньги или продукты.

Сельскохозяйственный инвентарь зависел от достатка семьи. Вилы, коса, топоры и грабли. Использовали плуг и соху.

Были у крестьян жернова для изготовления муки, гончарный круг.

После окончания сельскохозяйственных работ у мужчин появлялось время на ремесла . Каждый в деревне владел ремеслами, мог выполнять любую работу, детей учили с самого раннего детства. Высоко ценились специальности, которые освоить можно было, работая подмастерьем, например, кузнец. Мебель, посуду, различный рабочий инвентарь крестьяне производили самостоятельно.

Мальчиков в крестьянских семьях с раннего возраста приучали к труду: ходить за скотом, помогать в огороде. В 9 лет мальчика начинали учить верховой езде на лошади, владению сохой, косой, топором. К 13 годам его брали в работать в поле. К 16 годам мальчик уже владел ремеслами, умел плести лапти.

Позднее, когда началось всеобщее начальное образование мальчиков, а иногда и девочек отдавали в школы, которые находились при церквях. Там учили читать, писать и считать, изучался закон Божий.

Женщины занимались домашней работой, ухаживали за скотиной и огородом, помогали мужчинам в поле. Рукоделию уделялось особое внимание — изготавливали всю одежду на всю семью.

Девочек с 7 лет обучали прясть, вышивать, шить рубахи, ткать, готовя к взрослой жизни. Каждая готовила себе приданное, стараясь украсить как можно лучше. Те, кто к определенному возрасту еще не владел мастерством, подвергались насмешкам. Это касалось и мальчиков, не умевших чего-то, например, плести лапти.

В зависимости от климатических условий крестьяне так же занимались пчеловодством, виноделием, выращивали виноградники.

Занимались мужчины охотой и рыбной ловлей.

Одежда

Основной задачей крестьянской одежды было удобство для работы и тепло. Материал для одежды женщины ткали сами.

Крестьяне носили длинные холщовые или льняные рубахи, у которых подмышками пришивались ластовицы, заменяемые элементы, собиравшие пот. На плечах, спине и груди так же были заменяемые элементы – подклада — подоплека. Поверх рубахи надевали пояс.

Верхняя одежда крестьян – кафтан (застегивался на пуговицы или застежки) и зипун (узкое недлинное платье). Зимой носили овчинные тулупы и шапки (валяные или из шкурок лесных зверей)

Женщины ходили в рубахах, сверху надевая сарафан в пол, длинную юбку.

Замужние женщины обязательно покрывали голову платком, а девушки носили повязку в виде широкой ленты.

На ноги обували лапти, а в некоторых районах в холода носили обувь из двух сшитых кусочков кожи. Плели обувь из прутьев лозы, привязывая кожаную подошву к ноге ремнем.

Праздники

Крестьяне были очень религиозными, верующими людьми, потому праздники в основном были религиозными. Дома молились перед и после трапезы, любое дело начиналось с молитвы, в надежде, что Бог не оставит в хорошем начинании.

Крестьяне регулярно посещали церковь по воскресеньям. Обязательным было присутствие на исповеди в Святую Четырехдесятницу перед Пасхой. Пасха считалась главным православным праздником. ()

Новый год сначала отмечали в сентябре, а после реформы Петра Первого – 1 января 1700 года стало первым Новым годом по новому календарю.

Рождество Христово и следующие за ними Святки и Масленица сопровождались колядой, гаданиями, массовыми праздничными гуляниями, хороводами, катаниями на санях.

Зимой в разрешенные постом дни играли свадьбы, причем обязательно они сопровождались различными свадебными приметами и традициями. ()

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:



просмотров