Что такое Сублимация? Значение и толкование слова sublimatsija, определение термина. Сублимированный - это качественный продукт, сохранённый на долгий срок благодаря высоким технологиям

Что такое Сублимация? Значение и толкование слова sublimatsija, определение термина. Сублимированный - это качественный продукт, сохранённый на долгий срок благодаря высоким технологиям

Часто возникает такая ситуация, когда человеку нужно перенаправить свою нерастраченную энергию на что-то полезное. Люди нередко пытаются трансформировать свою излишнюю сексуальную энергию в какой-нибудь вид творчества. Это, в принципе, и называется сублимация.

Но все же давайте подробнее разберемся, что такое сублимация. Многие люди понятия не имеют, что означает данный термин. Под сублимацией понимается некая совокупность защитных действий психики, которые помогают человеку снять внутреннее напряжение с помощью перераспределения энергетического потока для достижения дальнейшего результата в какой-либо сфере деятельности.

Какой бывает

Сублимация состоит из следующих компонентов:

  • Перенаправление энергетического потока от того, что нам нравится, к тому, что имеет какое-либо весомое значение.
  • Преобразование эмоционального фона, который сопровождает процесс деятельности человека.
  • Трансформирование инстинктивных действий в форму, соответствующую пользе общественной жизни.

В каждой сфере деятельности данное понятие имеет хотя и похожие, но все же несколько отличающиеся значения. Например, в философии это перенаправление оставшейся энергии на возвышенные цели, уход от неприемлемых в обществе действий. был первым, кто начал употреблять данное понятие. Под термином сублимация Фрейд понимал преобразование сексуального желания во что-то прекрасное или в то, что связано с религией.

Также интересен подход такой науки, как психология. Психологи отмечают, что сублимация в психологии является неким механизмом работы нашей психики, который защищает нас от внутреннего перенапряжения. Следовательно, можно сделать вывод, что сублимация является защитным механизмом нашей психики. Сублимировать – означает преобразовывать свои в полезную для общества и себя самого деятельность.

Стоит сказать ещё несколько слов про понимание Фрейдом данного понятия. Он разработал свою концепцию, согласно которой сублимировать – означает перенос первопричины из источника любого процесса в другую целенаправленную деятельность. Сублимация, по Фрейду, предполагает, что все то прекрасное, что создано к настоящему времени, является результатом сублимированных действий.

Проявление у мужчин и женщин

Абсолютно у каждого живого существа есть в жизни свои предпочтения. И отсюда следует, что каждый преобразует различные энергетические потоки по-своему. Ученые в рамках изучения психологии провели опрос и выяснили, что женская сублимация имеет свои индивидуальные особенности.

Для представительниц прекрасной половины человечества нередко актуальна сублимация любви. Однако это не единственный вариант проявления. Вот ещё несколько примеров, куда женщина может направить свою энергию:

  • Прикладное творчество.
  • Занятия спортом и фитнесом.
  • Выполнение работы по дому (стирка, глажка, мойка посуды, уборка и так далее).
  • Обучение детишек.

Мужчины в свою очередь понятие сублимация любви используют намного реже, чем женщины. Именно в этом отличие мужчины от женщины. Для мужчин любовь редко стоит на первом месте. Но им также нужно куда-то расходовать свою энергию. Вот несколько примеров, на что обычно мужчины тратят большое количество энергии:

  • Построение своей карьеры.
  • Творчество, причем тут они могут добиться больших успехов.
  • Спортивная деятельность.
  • Хобби (рыбалка, охота).

Узнав, куда можно направить свою избыточную энергию, нужно научиться правильно её сублимировать. Давайте разберемся, как правильно перенаправить свой сексуальный энергетический поток.

Всем известно, что самая мощная и доступная — это сексуальная энергетика. Если у человека происходят некие положительные изменения в данной сфере, то он сразу ощущает, что его самочувствие улучшается, мир начинает казаться другим, ему хочется творить что-нибудь прекрасное и взаимодействовать с другими людьми, становиться проще.

Существует нечто, что может помочь трансформировать энергию в творчество. Такой феномен обычно называют музой или вдохновением. Честно говоря, ученые пока не разобрались, как именно происходит процесс преобразования энергий, некоторые из них даже полностью отвергают такую возможность. Однако никто не сомневается, что подобное происходит с людьми, и даже не по одному разу. Помните: сублимация сексуальной энергии очень важна.

Также важно сублимировать негативную реакцию – например, . В настоящее время существует множество способов для эмоциональной разрядки человека. Вот некоторые из них:

  • Перенаправление негативных эмоциональных действий на что-то неодушевленное. Это может быть подушка, бумага, бойцовская груша и так далее.
  • Довольно часто используются методы, которые применяются в . Только использовать их нужно очень аккуратно и лучше под четким руководством специалиста в данной области.
  • Нужно повысить свое самоуважение. Для этого можете проявить себя в любой сфере деятельности: спорте, искусстве, образовании, науке и других.
  • Воодушевляйте себя на подвиги.

Сублимация важна для каждого человека. Если он научится преобразовывать свою излишнюю энергию во что-то хорошее, ему всегда будет чем заняться. Ведь быть полезным обществу хочет быть каждый человек. Автор: Ольга Морозова

Что такое Сублимация? Значение и толкование слова sublimatsija, определение термина

1) Сублимация - (от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. " Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати есть этика религиозная. Вершина сублимации есть Theosis, обожение. Предел совершенства есть Абсолютное совершенство, или Бог" (Б.Вышеславцев). В томизме: преобразование естественных добродетелей, приобретенных по мере достижения нравственной зрелости, в истинные добродетели, связанные с верой, надеждой и любовью: "Совершенство добродетелей обеспечивается только добродетелями божественными, прежде всего любовью" (С.Свежавски).

2) Сублимация - (от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один из видов трансформации энергии влечений (либидо), противоположный вытеснению и поэтому считающийся наиболее желательным способом овладения сексуальным влечением. Пластичность сексуальных компонентов, выражаемая в их способности к С. в социальном отношении обуславливает возможность культурных достижений в самом человеческом обществе, основанную на трансформации энергии либидо. В психоанализе понятие С. позволяет объяснить феномены научной деятельности, художественного творчества, философского познания истины, основывая их на психических функциях человека и не покидая почвы психоаналитического пансексуализма. Механизм С. представляет собой процесс, ведущий к разрядке аффективной энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения, и включает в себя: 1) перемещение энергии от объекта инстинктивных влечений к объекту культурного предназначения; 2) трансформацию эмоций, сопровождающих всю человеческую деятельность (десексуализация и дезагрессификация); 3) освобождение от инстинктов и их диктата в психической деятельности; 4) облачение инстинктивного действия в социально приемлемую форму. 3. Фрейд в своем "Введении в психоанализ" подчеркивал особое значение С. в создании культуры и общества вообще. Путем С. феномен аффективного влечения с необходимостью превращает ся в эффект феномена культурного. Например, созерцание произведений искусства уводит энергию психических импульсов с сексуального объекта, и удовлетворение происходит в форме эстетического переживания. Вся психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с этим механизмом преобразования в художественное творчество внутрипсихических конфликтов, инфантильных комплексов и невротических симптомов. Психоаналитическая теория в целом рассматривает С. как одно из наилучших средств разрешения психических конфликтов, которые в противном случае привели бы к неврозу. Однако механизм С. может наблюдаться и во время проведения аналитической работы. Как утверждает К. Г. Юнг в " Проблемах души нашего времени", атмосфера, в которой разыгрывается драма исцеления и куда пациент насильственно втягивается, порождает стесненные отношения, которые приводят также и к необходимости "сублимировать". В процессе С., исходя из своих фантазий, поскольку действительность не удовлетворяет его желаниям, субъекту удается найти другой путь в реальный мир, вместо того, чтобы уйти от него. При благоприятных обстоятельствах личность, враждебная действительности, - если она, к тому же, психологически обладает художественным дарованием, т. е. может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, - избегает таким путем невроза и возвращается к действительному миру Там же, где, при существующем несогласии с реальным миром, нет этого драгоценного дарования, или же оно недостаточно, либидо, - следуя происхождению фантазий, - неизбежно приходит, по принципу регресса (лат. regressio - обратное развитие), к воскрешению инфантильных желаний (комплексов), а следовательно, к неврозу. Компенсаторная функция С. отмечалась еще А. Адлером, который ввел этот термин в теорию психоанализа с тем, чтобы обозначить функциональное уравновешивание чувства неполноценности. Компенсация (от лат. compensatio - возмещение) в С. происходит путем психологической приспособляемости к внешним условиям. Например, у невротика психическое чувство неполноценности этиологически соответствует физической неполноценности какого-нибудь телесного органа, давая тем самым повод к вспомогательной конструкции, т. е. С., состоящей в создании фикции (психологической уверенности), которая компенсирует психологическую неполноценность. При этом фикция, или "фиктивная линия поведения", составляет систему, суть которой заключается в стремлении к превращению любой возможной неполноценности в сверхценность. К. Г. Юнг видел в этом процессе аналогию саморегулирования психического аппарата, производимого посредством амбивалентного ориентирования сознания. Противоположная установка человеческого сознания (т. н. "компенсирующая противоположность ") может быть выражена по-разному: у Фрейда это - Эрос, у Адлера - Власть. Согласно Ф. Ницше, С. инстинкта происходит именно в воле к власти. С., т. о., есть механизм психической активности человека, появившийся вследствие противления, возникающего в отношении первобытной сексуальности, и подвигающий энергию либидо к трансформации в образы, десексуализированные и дифференцированные. Трансформация энергии либидо в символах культуры представляет собой суть процесса С., поэтому функция С. построена на принципе "экономии" (перераспределения) энергии влечения, согласованном с "экономическим бюджетом" либидо и его соответствующим размещением в пространстве человеческой культуры. А. В. Севастеенко

3) Сублимация - (от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в работах А. Шопенгауэра и Ницше. В начале XX в. понятие С. стало широко использоваться в психоанализе. Согласно Фрейду, С. - это процесс переориентации влечения { либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. В западной психиатрической генетике и философской антропологии неоднократно предпринимались попытки модификации и модернизации психоаналитического толкования С. П. Сцонди различает три ступени С., относя к ним "социализацию", т.е. перевод желаний в сферу профессиональной деятельности, "собственно С", связанную с индивидуальной жизнедеятельностью человека, и "гуманизацию" - высшую форму С, способствующую развитию человечества. У Шелера способностью к С. наделены все формы организации природного мира. Он вводит термин "сверхсублимация", понимая под ним "чрезмерную интеллектуализацию", свойственную современной культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. В настоящее время идеи С. находят отклик в работах ряда философов, психологов и искусствоведов, стремящихся объяснить отношения между биологическим и социальным, взаимосвязи между индивидом и обществом, этапы социализации личности, особенности протекания культурно-исторических процессов, природу и специфику художественного творчества.

4) Сублимация - - по непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

5) Сублимация - термин псикоаиализа. Означает трансформацию склонностей и низших инстинктов е возвышенные чувства: так, например, сексуальние устремления могут «сублимироваться» в зсюлетические или религиозние уппремлении.

6) Сублимация - - переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но порождены силой сексуального влечения: «Сексуальное влечение обеспечивает труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близ- кую, называется сублимацией». В психоанализе чаще всего речь идет о смене ду- шевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный механизм психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В кон. 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского чувства. Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление, обусловливают его поступки. С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная жизнь человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая насилие в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний. Монотонная, изматывающая повседневность постоянно порождает в человеке чувство неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает потребность в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая компенсация, и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, число реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются. О Гуревич П.С. Приключения имиджа. М, 1991; Психоанализ и культура. М., 1995; Энциклопедия глубинной психологии. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998. П.С. Гуревич

7) Сублимация - (от лат. sublimare возносить) - утончение, одухотворение. В психоанализе Фрейда - преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

8) Сублимация - (лат. sublimo-возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно 3. Фрейду, С.- это процесс. заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. В западной философской антропологии (Шелер) способностью к С. наделены все формы организации природного мира, а человек является последним актом С. в природе. М. Шелер вводит термин “сверхсублимация”, понимая под ним “чрезмерную интеллектуализацию”, свойственную совр. культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. Теория С., считающая духовное преобразованной энергией первичных влечений, сводит в конечном счете социальное к биологическому и не может объяснить сложности и специфичности культурно-исторического процесса.

Сублимация

(от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. " Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати есть этика религиозная. Вершина сублимации есть Theosis, обожение. Предел совершенства есть Абсолютное совершенство, или Бог" (Б.Вышеславцев). В томизме: преобразование естественных добродетелей, приобретенных по мере достижения нравственной зрелости, в истинные добродетели, связанные с верой, надеждой и любовью: "Совершенство добродетелей обеспечивается только добродетелями божественными, прежде всего любовью" (С.Свежавски).

(от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один из видов трансформации энергии влечений (либидо), противоположный вытеснению и поэтому считающийся наиболее желательным способом овладения сексуальным влечением. Пластичность сексуальных компонентов, выражаемая в их способности к С. в социальном отношении обуславливает возможность культурных достижений в самом человеческом обществе, основанную на трансформации энергии либидо. В психоанализе понятие С. позволяет объяснить феномены научной деятельности, художественного творчества, философского познания истины, основывая их на психических функциях человека и не покидая почвы психоаналитического пансексуализма. Механизм С. представляет собой процесс, ведущий к разрядке аффективной энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения, и включает в себя: 1) перемещение энергии от объекта инстинктивных влечений к объекту культурного предназначения; 2) трансформацию эмоций, сопровождающих всю человеческую деятельность (десексуализация и дезагрессификация); 3) освобождение от инстинктов и их диктата в психической деятельности; 4) облачение инстинктивного действия в социально приемлемую форму. 3. Фрейд в своем "Введении в психоанализ" подчеркивал особое значение С. в создании культуры и общества вообще. Путем С. феномен аффективного влечения с необходимостью превращает ся в эффект феномена культурного. Например, созерцание произведений искусства уводит энергию психических импульсов с сексуального объекта, и удовлетворение происходит в форме эстетического переживания. Вся психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с этим механизмом преобразования в художественное творчество внутрипсихических конфликтов, инфантильных комплексов и невротических симптомов. Психоаналитическая теория в целом рассматривает С. как одно из наилучших средств разрешения психических конфликтов, которые в противном случае привели бы к неврозу. Однако механизм С. может наблюдаться и во время проведения аналитической работы. Как утверждает К. Г. Юнг в " Проблемах души нашего времени", атмосфера, в которой разыгрывается драма исцеления и куда пациент насильственно втягивается, порождает стесненные отношения, которые приводят также и к необходимости "сублимировать". В процессе С., исходя из своих фантазий, поскольку действительность не удовлетворяет его желаниям, субъекту удается найти другой путь в реальный мир, вместо того, чтобы уйти от него. При благоприятных обстоятельствах личность, враждебная действительности, - если она, к тому же, психологически обладает художественным дарованием, т. е. может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, - избегает таким путем невроза и возвращается к действительному миру Там же, где, при существующем несогласии с реальным миром, нет этого драгоценного дарования, или же оно недостаточно, либидо, - следуя происхождению фантазий, - неизбежно приходит, по принципу регресса (лат. regressio - обратное развитие), к воскрешению инфантильных желаний (комплексов), а следовательно, к неврозу. Компенсаторная функция С. отмечалась еще А. Адлером, который ввел этот термин в теорию психоанализа с тем, чтобы обозначить функциональное уравновешивание чувства неполноценности. Компенсация (от лат. compensatio - возмещение) в С. происходит путем психологической приспособляемости к внешним условиям. Например, у невротика психическое чувство неполноценности этиологически соответствует физической неполноценности какого-нибудь телесного органа, давая тем самым повод к вспомогательной конструкции, т. е. С., состоящей в создании фикции (психологической уверенности), которая компенсирует психологическую неполноценность. При этом фикция, или "фиктивная линия поведения", составляет систему, суть которой заключается в стремлении к превращению любой возможной неполноценности в сверхценность. К. Г. Юнг видел в этом процессе аналогию саморегулирования психического аппарата, производимого посредством амбивалентного ориентирования сознания. Противоположная установка человеческого сознания (т. н. "компенсирующая противоположность ") может быть выражена по-разному: у Фрейда это - Эрос, у Адлера - Власть. Согласно Ф. Ницше, С. инстинкта происходит именно в воле к власти. С., т. о., есть механизм психической активности человека, появившийся вследствие противления, возникающего в отношении первобытной сексуальности, и подвигающий энергию либидо к трансформации в образы, десексуализированные и дифференцированные. Трансформация энергии либидо в символах культуры представляет собой суть процесса С., поэтому функция С. построена на принципе "экономии" (перераспределения) энергии влечения, согласованном с "экономическим бюджетом" либидо и его соответствующим размещением в пространстве человеческой культуры. А. В. Севастеенко

(от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в работах А. Шопенгауэра и Ницше. В начале XX в. понятие С. стало широко использоваться в психоанализе. Согласно Фрейду, С. - это процесс переориентации влечения { либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. В западной психиатрической генетике и философской антропологии неоднократно предпринимались попытки модификации и модернизации психоаналитического толкования С. П. Сцонди различает три ступени С., относя к ним "социализацию", т.е. перевод желаний в сферу профессиональной деятельности, "собственно С", связанную с индивидуальной жизнедеятельностью человека, и "гуманизацию" - высшую форму С, способствующую развитию человечества. У Шелера способностью к С. наделены все формы организации природного мира. Он вводит термин "сверхсублимация", понимая под ним "чрезмерную интеллектуализацию", свойственную современной культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. В настоящее время идеи С. находят отклик в работах ряда философов, психологов и искусствоведов, стремящихся объяснить отношения между биологическим и социальным, взаимосвязи между индивидом и обществом, этапы социализации личности, особенности протекания культурно-исторических процессов, природу и специфику художественного творчества.

По непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

термин псикоаиализа. Означает трансформацию склонностей и низших инстинктов е возвышенные чувства: так, например, сексуальние устремления могут «сублимироваться» в зсюлетические или религиозние уппремлении.

Переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но порождены силой сексуального влечения: «Сексуальное влечение обеспечивает труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близ- кую, называется сублимацией». В психоанализе чаще всего речь идет о смене ду- шевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный механизм психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В кон. 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского чувства. Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление, обусловливают его поступки. С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная жизнь человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая насилие в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний. Монотонная, изматывающая повседневность постоянно порождает в человеке чувство неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает потребность в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая компенсация, и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, число реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются. О Гуревич П.С. Приключения имиджа. М, 1991; Психоанализ и культура. М., 1995; Энциклопедия глубинной психологии. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998. П.С. Гуревич

(от лат. sublimare возносить) - утончение, одухотворение. В психоанализе Фрейда - преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

(лат. sublimo-возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно 3. Фрейду, С.- это процесс. заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. В западной философской антропологии (Шелер) способностью к С. наделены все формы организации природного мира, а человек является последним актом С. в природе. М. Шелер вводит термин “сверхсублимация”, понимая под ним “чрезмерную интеллектуализацию”, свойственную совр. культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. Теория С., считающая духовное преобразованной энергией первичных влечений, сводит в конечном счете социальное к биологическому и не может объяснить сложности и специфичности культурно-исторического процесса.

Сублимация (от лат. превозносить) представляет собой защитный механизм психики, который отвечает за устранение внутренней напряженности и перенаправление энергетических потоков на достижение каких-либо высот в определенной сфере деятельности (искусство, поэзия, спорт и т. д.)

Впервые об этом термине общество узнало от З.Фрейда в 20 веке. Изначально понятие сублимации выражало нравственное возвышение . Особое значение процессу сублимации уделяется в детской психологии и психологии творчества.

Этот термин в разных науках трактуется по-разному :

  1. Технология удаления льда вакуумным путем с помощью продуктов питания или биологических компонентов.
  2. Переход вещества из твердого состояния в газообразное.
  3. Способ переноса изображения на различные поверхности (используется в полиграфии)
  4. Переход из либидозной энергии в творческую.

Фрейд в своей теории о сублимации представлял защитный механизм как отклонение от биологических потребностей человека (половое влечение, которое должно перенаправляться на социально приемлемые задачи). Но он рассматривал сублимацию как положительный феномен, так как ее защитные реакции легко снимали внутреннее напряжение индивида.

Очень часто методы сублимации используют в психоанализе. Концепция психоанализа по Зигмунду Фрейду рассматривает понятие о сублимации как вид трансформации внутреннего либидо .

В современной психологии понятие о сублимации может иметь несколько интерпретаций. Но единым остается понятие о том, что она является источником перенаправления нежелательных импульсов и имеет несколько форм.

Пример

  • При хирургических методах лечения можно сублимировать возможные садистские наклонности.
  • Если вы предпочитаете заниматься изобразительным искусством или юмористическими рассказами, то есть возможность сублимирования чрезмерного влечения к занятию любовными утехами.
  • Агрессивные позывы могут быть преображены в значимые увлечения боксом.

Мы видим, что когда человек не может найти разрядку своим естественным инстинктам, он на подсознательном уровне ищет тот вид занятий, который высвобождает данные импульсы.

Для Фрейда любое творчество – это процесс сублимации либидозной энергии в творческие процессы.

Сублимация - это плохо или хорошо?

Каждый тип личности по-разному воспринимает творчество и его конечный итог. Для людей с демонстративной направленностью в творчестве характерно наслаждаться реакцией людей, которые следят за их деятельностью. Интровертам наибольшее удовольствие приносит сам процесс сублимации. Зачастую они не стремятся получить одобрение от окружающих и продолжают работать над несколькими творческими проектами. Но в обоих случаях индивиды действуют по тем же принципам, которые используют в своей сексуальной жизни.

Если же у человека возникают долгожданные серьезные отношения, которые не придают ему чувства гармонии, то он может получить недостающие ощущения от творческих занятий. Если в отношениях полностью отсутствует физическое удовлетворение, то он может абстрагироваться от этого и реализовать себя без сексуальных отношений. В большинстве случаев такие люди не будут менять свои интимные недостатки, и менять что-то в лучшую сторону.

Благодаря равновесию, которое постоянно сохраняется в каждом организме, наша энергия либидо находится под полным контролем. Это дает возможность реализовать свои желания в одной из сфер (творческую или сексуальную) или равномерно распределить ее во всех сферах жизни.

Многие люди опасаются процесса сублимации, и они не проявляют дальнейшего интереса к изучению психоанализа. Но нашлись и те, которые не побоялись допустить правдивость данной теории и в итоге нашли для себя положительные стороны в культурном побуждении личности.

Выражение «сублимировать» многие употребляют к месту и не к месту, желая казаться образованными и произнося красивые слова, не понимая их значения.

Сублимация — это термин из психологии, который впервые использовал Зигмунд Фрейд в своих научных публикациях. В них он говорил о способности человеческой психики задействовать внутренние защитные механизмы и переносить напряжение на активную деятельность, чтобы переключиться с достижения низменных целей на цели, приемлемые обществом, «высокие».

Фрейд советовал сублимировать – вкладывать скопившуюся энергию в творчество , созидание, позитивную деятельность. Он рассматривал сублимацию как направление биологических энергий на социальные цели. В переводе с латинского sublimare значит одухотворять, возносить ввысь.

Где искать объяснение

Термин сублимация описан в различных словарях:

  • Словарь литературоведческих терминов;
  • Философский энциклопедический словарь;
  • Медицинская энциклопедия.

Современная трактовка

Если оценивать термин «сублимация» с современной точки зрения, то он означает способность переключать инстинктивные стремления в контролируемые формы поведения и деятельность, которая положительно оценивается обществом. Источником этих инстинктивных стремлений служит либидо — сексуальная энергия человека. Направление этой энергии в русло достижения конкретных целей, чаще всего творческого характера, и называется сублимацией.

Сублимация в повседневной жизни понимается как способ от состояния неудовлетворенности, угнетенности, тоски перейти к положительным эмоциям, активной деятельности, ощутить вдохновение, ощутить наслаждение от созерцания результатов своего труда. Именно поэтому все советуют «сублимировать» в творчество. Даже самый скромный результат творческой деятельности позволяет насладиться чувством достижения цели. Психолог-исследователь Т. Адорно обнаружил, что непрямые эффекты сублимации позволяют эффективно управлять человеческим сознанием.

Согласно учению Фрейда, на эффекте сублимации созданы многие великие художественные произведения , книги, картины, музыка. Напрямую все эти виды деятельности не имеют отношения к либидо и сексу, но вдохновляются именно такими устремлениями. Нередко это происходит неосознанно, на волне одушевления, под впечатлением от случайной встречи или ненароком услышанного слова.

Плоды сублимации

Если посмотреть под углом зрения дедушки Фрейда, то в окружающей нас действительности можно найти немало примеров сублимации гениев. Самый яркий — картина «Неизвестная» Ивана Крамского. Сам Зигмунд наиболее ярким примером естественной сублимации считал жизнь Леонардо да Винчи, который все, к чему прикасалась его мысль или рука, превращал в чудо человеческой мысли.

Более простые примеры сублимации можно легко обнаружить рядом с собой. Люди, склонные к насилию, идут работать в силовые органы, испытывающие нездоровый интерес к смерти — в морги и в патологоанатомы, имеющие задатки вуайеризма — в пол-дэнс и стриптиз, пироманы — в цирк и организации, устраивающие праздничные фейерверки.

Конечно, это очень примитивное и приближенное объяснение. У полицейского или дрессировщика могут быть совершенно несвязанные с подавляемыми низменными порывами мотивы для выбора профессии. Однако Зигмунд Фрейд, а затем и Карл Гюстав Юнг дали всем дилетантам повод заподозрить сексуальную подоплеку в любом виде деятельности, которым занят человек.

С точки зрения современной науки

С точки зрения современной психологии термин сублимация не так прост и гораздо более глубок. Известна фраза гениального режиссера Альфреда Хичкока о том, что победить собственные страхи он может единственным оружием — превратив их в фильм. Те, кто видел фильмы Хичкока, согласятся — сексуального в них крайне мало.

Современные психологи сошлись во мнении, что сублимация – это, прежде всего, защитный механизм, благодаря которому снимается внутренне напряжение. Сублимация дает выход энергии в спорте, науке, конечно же, творчестве, религии. Можно вложить энергию даже в мытье полов, главное, чтобы это приносило моральное удовлетворение .

Но и это еще не все. Термин сублимация применим также в других областях человеческого знания:

  • в химии (процесс перехода вещества из твердого в газообразное состояние, минуя жидкость);
  • в пищевой промышленности (удаление водяного льда из свежезамороженных овощей и фруктов);
  • в полиграфии (перенос изображения с одной поверхности на другую).

Таким образом, сублимация — это не только перенос сексуальной энергии в творчество , но и еще множество различных понятий. Большинство из них используются специалисты в своей профессиональной области.

Сублимация – это один из видов психологической защиты, который был открыт Зигмундом Фрейдом. Это преобразование низших видов энергии в высшие. Например, сексуальную энергию можно преобразовать в творческую деятельность, использовать для достижения жизненных целей.

  1. Высвобождение психики от преобладающих инстинктов.
  2. Трансформация эмоций и переживаний, которые сопровождают человеческую деятельность.
  3. Преобразование низких видов энергии в формы, приемлемые для общества.

Сублимация в философии

Несмотря на то, что термин «сублимация» был открыт врачом-психиатром, он широко используется в философии. О сублимации в своих работах писал Юнг Штиллинг и немецкий философ Шопенгауэр. Интерес философов к психиатрическому термину связан с тем, что он затрагивает культурные аспекты. Это преобразование инстинктов в социально приемлемые формы энергии.

Сублимация в психологии

В психологической науке сублимация — это понятие, которое рассматривается как защитный механизм, помогающий человеку сохранять «человеческий облик». Благодаря сублимации человек, лишенный возможности удовлетворения базовых потребностей, не становится агрессивным и дезадаптивным. Он использует сексуальную энергию для достижения жизненных задач, создания творческих проектов и т.д. Психологи доказали, что любой неприемлемый мотив можно преобразовать в конструктивную деятельность.

Сублимация в других науках

В физике сублимация — это понятие, которое рассматривается как переход из твердого состояния в газообразное. Именно из физики этот термин «перешел» в другие науки, поскольку означает переход из одного состояния в другое. Слово сублимация есть даже в кулинарии. Например, если высушить какого-либо приготовленный продукт, то мы получим его сублимированный вариант. В искусстве сублимация означает перенос изображения на иную поверхность при помощи специальных технологий. В эзотерике сублимацией называется перенос энергии, высвобожденной из чакр, в творческое начало.

Примеры сублимации

Как проявляется сублимация? Приведем несколько примеров:

  • Работа хирургом – преобразование склонности к садизму.
  • Работа в полиции – преобразование склонности к насилию.
  • Работа патологоанатомом – преобразование скрытого интереса к трупам и смерти.
  • Творческие достижения – сублимация неудовлетворенной сексуальной энергии.

Сублимация по Фрейду

Зигмунд Фрейд стал первым, кто начал использовать этот термин. Он рассматривал его в рамках своей теории – психоанализа. В понимании Фрейда сублимация – это превращение инстинктов в социально важные формы деятельности. Агрессивная энергия может получить выход в спорте или строгих способах воспитания, а эротизм – в дружеских отношениях и творческой деятельности. Главная цель сублимации – это снизить сексуальную потребность, «переключиться» на другие виды деятельности.

Сублимация в искусстве

Зигмунд Фрейд и все последователи психоанализа считают, что все выдающиеся произведения искусства были созданы благодаря сублимирующей энергии, которая высвободилась в результате безответной любви и неудовлетворенности в сексе.

В качестве примера Фрейд приводит Леонардо да Винчи. Этот выдающийся человек сделал огромное количество открытий. За что бы он не брался – у него получалось достигать отличных результатов. Это благодаря тому, что он полностью отказался от половой жизни.

Свою колоссальную работоспособность Фрейд также объяснял тем, что в 40 лет прекратил заниматься сексом. Сделал это он осознанно, поэтому такой переход он назвал осознанной сублимацией. Фрейд был атеистом, но при этом разделял религиозные взгляды относительно половой жизни. Он считал ее допустимой только в случае, если человек хочет иметь детей. К 40 годам Фрейд уже был отцом 6 детей, поэтому не видел смысла в сексе.

Теория сублимации

Т. Адорно установил взаимосвязь между сублимацией и телевизионным манипулированием. При просмотре телепередач человек ищет удовлетворения не в художественных порывах, а удовлетворении вытесненных потребностей. Например, человек, который вытесняет любые акты насилия в повседневной жизни, удовлетворяет бессознательные потребности в просмотре криминальных телепередач и детективных сериалов. Ученые доказали, что демонстрация актов насилия на экранах значительно снижает количество преступлений в реальной жизни.

Как сублимируют женщины

Трансформация сексуальной энергии у каждого человека проходит по-разному, потому что все мы имеем разные профессии и предпочтения. Есть некоторые особенности сублимирования и у женщин. К сожалению, у представительниц прекрасного пола есть не так много вариантов преобразования сексуальной энергии.

Если женщина не получает достаточное количество секса, она может увлечься творчеством, заняться спортом, домашней уборкой, «удариться» в воспитание детей. И если первые 3 вариант приносят пользу не только женщине, но и окружающим, то последний способ сублимации может обернуться плачевными последствиями. Изучая и применяя новые методы воспитания, женщина рискует «залюбить» ребенка, в результате чего он либо быстро съедет, либо вырастит инфантильным человеком, не способным принимать самостоятельные решения.

Как сублимируют мужчины

У мужчин вариантов сублимации больше, чем у женщин. Вот некоторые из них:

  1. Строят карьеру. Они с «головой окунаются» в работу, поэтому физические резервы они используют для профессиональных достижений.
  2. Находят себя в творчестве. У мужчин в такие периоды получается создавать настоящие шедевры.
  3. Активно занимаются спортом. Физические нагрузки постоянно увеличиваются, становятся ежедневными.
  4. Находят любимое дело или полностью «отдаются» какому-либо увлечению. Это может быть рыбалка, охота, футбол, игра на музыкальных инструментах и т.д.

Правила сублимации

Большинство людей сублимируют неосознанно, поэтому и жизнь их может менять как в лучшую, так и в худшую сторону. Если вам не хватает секса, преобразуйте неиспользованную энергию грамотно. Так вы достигнете хороших результатов и сможете качественно улучшить свою жизнь. Для этого достаточно следовать правилам сублимирования:

  1. Займитесь развитием воображения: читайте книги фантастического жанра, хотите на выставки художников, займитесь любым видом творчества. Благодаря этому вы сможете сделать большое количество открытий, воплотите в жизнь самые смелые мечты.
  2. Каждый день воспринимайте как божественный подарок. Старайтесь как можно чаще общаться с новыми людьми. Это подарит вам новые впечатления.
  3. Доверяйте интуиции. Она поможет вам сделать невероятные открытия, подарит новые идеи, которые улучшат качество вашей жизни.
  4. Используйте «эффект черной дыры». Его часто используют ученые, изобретатели, художники, писатели и другие люди творческих профессий. Чтобы полностью сконцентрировать внимание на поставленной задаче, закройтесь на несколько часов в темной комнате. Когда вы абстрагируетесь от внешнего воздействия, вас могут посетить гениальные идеи.
  5. Чувство влюбленности схоже с любым эмоциональным подъемом. Поэтому старайтесь любую ситуацию проживать «по максимуму». Занимайтесь делами, которые приносят вам радость и удовольствие, общайтесь с позитивными людьми.

Как как сублимировать сексуальную энергию?

Сублимация — это трансформация, которая может быть полезна в разных аспектах жизни. Лучший способ сублимации потребности в сексе – занятие творчеством. Секс – это один из самых доступных и мощных видов энергии. Если в этой области что-то меняется, то меняется и человеческая жизнь в целом. Мир воспринимается иначе, улучшается самочувствие, налаживаются отношения с окружающими. Чтобы не терять всего этого, специалисты и советуют заняться творчеством. Когда художники и писатели говорят о своих музах, они подразумевают сексуальный объект, который и помог им трансформировать половые потребности в творческую энергию. Многие творческие люди, осознав силу сублимации, специально лишают себя секса, чтобы достичь лучших результатов в профессии.

Как преобразовать агрессию?

Нарушение инстинкта агрессии приводит к самоуничтожению, благодаря которому человек поддерживает свою жизнь. Агрессию нельзя «копить» в себя, нужно обязательно найти способы «разрядки». Вот некоторые из них:

  1. Сублимация агрессии методами психоанализа.
  2. Перенос эмоциональных переживаний на неживые предметы.
  3. Занятие спортом. Лучший вариант – виды спорта, где есть аспект соревнования.
  4. Занятие творческими видами деятельности.

Слово «сублимация» употребляется во многих науках. Сублимация — это преобразование, трансформация. В широком смысле оно означает переход из одного состояния в другое. Однако чаще всего этот термин используется в психологии, где он рассматривается как вариант психологической защиты. Сублимация помогает человеку трансформировать агрессию и сексуальные порывы в социально приемлемые формы энергии. Благодаря этому человек может жить гармоничной жизнью и достигать высоких результатов.



просмотров