Его светлость царь. Россия и ее колонии. Как Грузия, Украина, Молдавия, Прибалтика и Средняя Азия вошли в состав России (46 стр.). Королевские находки на владычном дворе

Его светлость царь. Россия и ее колонии. Как Грузия, Украина, Молдавия, Прибалтика и Средняя Азия вошли в состав России (46 стр.). Королевские находки на владычном дворе

Участившиеся случаи расправы с непокорными боярами, бегство в Литву бывших сподвижников царя и рост общего недовольства властью спровоцировали Ивана IV на решительный шаг по отношению к собственному народу. В декабре 1564 года царь вместе с семьёй, казной и отобранными боярами и дворянами покидает Москву.

Обосновавшись в подмосковной Александровской слободе, Иван Васильевич Грозный 3 января 1565 года отправляет митрополиту Афанасию пространное послание. В нём он обвинил своих ближайших подданных в том, что они «людям многие убытки делали и казны его государьские тощили»,

а бояре и воеводы «земли его государьские себе розоимали и другом своим и племени его государьские земли раздавали». В конце послания Иван IV сообщал, что из-за всех перенесённых обид он «государство свое оставил».

В «оставленной» Москве стали срочно собирать депутацию к царю. Возглавить её общим решением поручили новгородскому архиепископу Пимену.

Неудачи в войне с Литвой, постоянные доносы об изменах и переход на вражескую сторону близкого друга Андрея Курбского пробудили в Иване Грозном самые страшные стороны человеческой натуры. И без того впечатлительный с детства царь начал подозревать всех без разбора, а чтобы защититься от врагов, окружил себя только лично преданными людьми.

Появление в Александровской слободе архиепископа Пимена с делегацией закончилось подачей прошения царю. Фактически это было всеобщее согласие на царский произвол в управлении страной: «как ему, государю, годно: и хто будет ему, государю, и его государству изменники и лиходеи, и над теми в животе и в казни его государская воля».

Вот тут-то Иван Васильевич и развернулся по-настоящему, по-царски. Он заявил, что всё управление Московским царством останется прежним, но внутри страны он создаст «государеву светлость Опричнину», то есть выделит особые земли, на которых получат наделы служащие его двора - опричники.

В Опричнину попали в основном северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром Опричнины стала Александровская слобода, новая резиденция Ивана Грозного. Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти - Освященным собором и Боярской Думой.

Лишь члены Земского собора 1566 г. попытались протестовать против Опричнины, подав челобитную с 300 подписями об её отмене. Все челобитчики были немедленно посажены в тюрьму, но быстро выпущены (как полагает историк Руслан Скрынников, благодаря вмешательству митрополита Филиппа). Впоследствии 50 из них подвергли торговой казни, нескольким урезали языки, трёх обезглавили.

После такого «политического» урегулирования вопроса Иван IV взялся за реформирование военной составляющей Опричнины. Уже в 1565 году был сформирован отряд в 1000 человек, отобранных из «опричных» уездов. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. В дальнейшем число «опричников» достигло 6000 человек.

Назначив себя опричным игуменом, царь с особым тщанием исполнял монашеские обязанности. В полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился. В целом богослужение занимало около 9 часов в день.

Но при этом приказы о казнях и пытках отдавались нередко прямо в церкви. Как писал историк Г. П. Федотов, «не отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства».

Поскольку волею царя опричники были освобождены от судебной ответственности, с их помощью Иоанн IV начал конфискацию боярских и княжеских вотчин, передавая их дворянам-опричникам. Новому митрополиту всея Руси Филиппу пришлось подписать грамоту, согласно которой он обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины... митрополии не оставлять».

Но даже несмотря на зверское устрашение народа, царю не было покоя. В начале сентября 1567 г. Грозный вызвал к себе английского посланника Дженкинсона и через него передал королеве Елизавете I просьбу о предоставлении убежища в Англии. Это было связано с известием о заговоре в земщине, поставившем целью свергнуть его с престола в пользу Владимира Андреевича.

Одновременно по этому делу последовал ряд казней. Был привлечен к нему и конюший боярин Иван Фёдоров-Челяднин, известный в народе своей неподкупностью. Страсти в стране накалялись, и 22 марта 1568 г. митрополит Филипп в Успенском соборе Кремля отказался благословить царя и потребовал отменить Опричнину. Здесь же опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, а Филипп был низвергнут из сана и сослан в Тверь.

Летом того же года Фёдоров-Челяднин прилюдно был обвинен в том, что якобы с помощью своих слуг собирался свергнуть царя. Федорову, переодетому для издёвки в царское платье и посаженному на трон, царь собственноручно нанес удар ножом, после чего опричники изрезали своими ножами его и ещё 30 человек, признанных сообщниками. На жаргоне опричников убить тогда звучало как «отделать».

В царском «Синодике опальным» (поминальной книге) под 1568 годом записано: «Отделано Ивана Петровича Федорова; на Москве отделаны Михаил Колычев да три сына его; по городам в князя Андрея Катырева, князя Федора Троекурова, Михаила Лыкова с племянником». Их поместья были разгромлены, все слуги перебиты: «Отделано 369 человек и всего отделано июля по 6-е число».

В 1569 году царь наконец покончил со своим двоюродным братом Владимиром Старицким: он был обвинен в намерении отравить царя и казнен вместе со слугами, его мать Ефросиния Старицкая утоплена с 12 монахинями в реке Шексне.

В конце 1569 года царь начал поход на Новгород, поводом к которому послужил донос, поданный неким бродягой, волынцем Петром, за что-то наказанным в Новгороде. В доносе сообщалось о намерении новгородцев во главе с архиепископом Пименом посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю.

Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке и других встречных городах. В Тверском Отрочем монастыре в декабре 1569 года Малюта Скуратов лично задушил митрополита Филиппа, отказавшегося благословить поход на Новгород. На земле заступиться за Великий Новгород теперь было некому …

КОРОЛЕВСКИЕ НАХОДКИ НА ВЛАДЫЧНОМ ДВОРЕ

Раскопки этого сезона не перестают радовать нас новыми открытиями. Вслед за интереснейшими берестяными грамотами на Владычном дворе открылись потрясающей красоты архитектурные остатки каменной постройки, найденной экспедицией Петербургского госуниверситета под руководством В.А. Булкина и И.В. Антипова.
По предварительному заключению, найденные к западу от Софийского собора руины являются остатками палат архиепископа Василия Калики. Об их строительстве сообщают новгородские летописи в 1350 году: «Того же лета владыко Василеи поставил полату камену у себя на дворе подле Рожества».
На датировку руин указывают размеры и особые качества кирпича и соотношение с сохранившимися постройками Владычного двора, в первую очередь - Грановитой палатой. По признанию археологов, это редчайшая находка памятника гражданской архитектуры XIV века, да ещё с сохранившимися сводами!
А в раскопе к западу от Грановитой палаты из слоёв рубежа XIV-XV веков извлечена шахматная фигурка, судя по всему - король. Это ещё одно пополнение коллекции шахмат XIII-XV веков, свидетельствующей о широкой популярности этой игры среди новгородцев. Фигурка вырезана из плотной древесины, скорее всего можжевельника, и украшена поверху кружочками и шишечкой. За эту шишечку могли держаться как сами владыки, так и их высокие гости, совершая на шахматной доске очередную рокировку.

ГРАД, КУРЯНЫ И ПОЖАРЫ

1565 г. - «Месяца июня в 15 день в пяток 8 недели по пасхе был град добре велик. Да того же дни много летело из леса в Новград курянов» (Новгородская вторая (архивская) летопись).
1567 г. - «Месяца июля в 28 в понеделник горело во Славне на 1 часу ночном на Зогородцком улици, а згорело дворов 14, да церковь огорела Илья святыи и все маковици, а креста не снели, а загорелось у Ефрема у серебреника во дворе» (Там же).
1569 г. - «Владыка Новгородцкои в те поры на Москве был 15 недель без дву ден … Да тои же весны без владыкы на Веряжи реки мелница сгорела со всем запасом. Да того же месяца 28 день в неделю на Верецкои улици в берегу двор згорел. Да того же месяца в 17 день в пяток 5 недели … згорел двор на Дворищи платяной» (Там же).

Во имя Бога всемогущего единого в Троице святой славимого. 238

От давнего времени Всероссийская империя по единоверию с

грузинскими народами служила защитой, помощью и убежищем тем 239

народам и светлейшим владетелям их против угнетений, коим они от

соседей своих подвержены были. Покровительство всероссийскими

самодержцами царям грузинским, роду и подданным их даруемое,

произвело ту зависимость последних от первых, которая наипаче

оказывается из самого российско-императорского титула. Е.и.в.,

ныне благополучно царствующая, достаточным образом изъявила

монаршее свое к сим народам благоволение и великодушный о благе

их промысел сильными своими стараниями, приложенными о избавлении

их от ига рабства и от поносной дани отроками и отроковицами,

которую некоторые из сих народов давать обязаны были, и

продолжением своего монаршего призрения ко владетелям оных. В сем

самом расположении снисходя на прошения, ко престолу ее

принесенные от светлейшего царя карталинского и кахетинского

Ираклия Теймуразовича о принятии его со всеми его наследниками и

преемниками и со всеми его царствами и областями в монаршее

покровительство е.в. и ее высоких наследников и преемников, с

признанием верховной власти всероссийских императоров над царями

карталинскими и кахетинскими, всемилостивейше восхотела

постановить и заключить с помянутым светлейшим царем

дружественный договор, посредством коего, с одной стороны, его

светлость, именем своим и своих преемников признавая верховную

власть и покровительство е.и.в. и высоких ее преемников над

владетелями и народами царств Карталинского и Кахетинского и

прочих областей, к ним принадлежащих, ознаменил бы торжественным

и точным образом обязательства свои в рассуждении Всероссийской

империи; а с другой, е.и.в. такожде могла бы ознаменить

торжественно, каковые преимущества и выгоды от щедрой и сильной

ее десницы даруются помянутым народам и светлейшим их владетелям.

К заключению такого договора е.и.в. уполномочить изволила

светлейшего князя Римской империи Григория Александровича

Потемкина, войск своих генерал-аншефа, повелевающего легкой

конницей регулярной и нерегулярной и многими другими военными

силами, сенатора, государственной военной коллегии

вице-президента, астраханского, саратовского, азовского и

новороссийского государева наместника, своего генерал-адъютанта и

действительного камергера, кавалергардского корпуса поручика,

лейб-гвардии Преображенского полка подполковника, главного

начальника мастеровой оружейной палаты, кавалера орденов

Св. апостола Андрея, Александра Невского, военного



Св.великомученика Георгия и Св. равноапостольного князя Владимира

больших крестов; королевских прусского Черного и польского Белого 240

Орлов и Св.Станислава, шведского Серафимов, датского Слона и

Голстинского Св.Анны, со властию, за отсутствием своим избрать и

снабдить полною мочью от себя, кого он за благо рассудит, который

по тому избрал и уполномочил превосходительного господина от

армии е.и.в. генерал-поручика, войсками в Астраханской губернии

командующего, е.и.в. действительного камергера и орденов

российских Св.Александра Невского, военного великомученика и

победоносца Георгия и голстинского Св.Анны кавалера Павла

Потемкина, а его светлость карталинский и кахетинский царь

Ираклий Теймуразович избрал и уполномочил с своей стороны их

сиятельств своего генерала от левой руки князя Ивана

Константиновича Багратиона и его светлости генерал-адъютанта

князя Гарсевана Чавчавадзева. Помянутые полномочные, приступив с

помощью Божией к делу и разменяв взаимные полномочия, по силе их

постановили, заключили и подписали следующие артикулы.

Артикул первый

Его светлость царь карталинский и кахетинский именем своим,

наследников и преемников своих торжественно навсегда отрицается

от всякого вассальства или под каким бы то титулом ни было, от

всякой зависимости от Персии или иной державы и сим объявляет

перед лицом всего света, что он не признает над собой и

преемниками иного самодержавия, кроме верховной власти и

покровительства е.и.в. и ее высоких наследников и преемников

престола всероссийского императорского, обещая тому престолу

верность и готовность пособствовать пользе государства во всяком

случае, где от него то требовано будет.

Артикул второй

Е.и.в., приемля со стороны его светлости толь чистосердечное

обещание, равномерно обещает и обнадеживает императорским своим

словом за себя и преемников своих, что милость и покровительство

их от светлейших царей карталинских и кахетинских никогда

отъемлемы не будут. В доказательство чего е.в. дает императорское

свое ручательство на сохранение целости настоящих владений его

светлости царя Ираклия Теймуразовича, предполагая распространить

таковое ручательство и на такие владения, кои в течение времени

по обстоятельствам приобретены и прочным образом за ним

утверждены будут.

Артикул третий 241

В изъявлении того чистосердечия, с каковым его светлость

царь карталинский и кахетинский признает верховную власть и

покровительство всероссийских императоров, поставлено, что

помянутые цари, вступая наследственно на царство их, имеют тотчас

извещать о том российскому императорскому двору, испрашивая чрез

посланников своих императорского на царство подтверждения и

инвеститурой, состоящей в грамоте, знамени с гербом Всероссийской

империи, имеющим внутри себя герб помянутых царств, в сабле, в

повелительном жезле и в мантии или епанче горностаевой. Сии знаки

или посланникам вручены будут, или же чрез пограничное начальство

доставлены будут к царю, который при получении их в присутствии

российского министра долженствует торжественно учинить присягу на

верность и усердие к Российской империи и на признание верховной

власти и покровительства всероссийских императоров по форме,

прилагаемой при сем трактате. Обряд сей и ныне исполнен да будет

со стороны светлейшего царя Ираклия Теймуразовича.

Артикул четвертый

Для доказательства, что намерения его светлости в

рассуждении толь тесного его соединения со Всероссийской империей

и признания верховной власти и покровительства всепресветлейших

той империи обладателей суть непорочны, обещает его светлость без

предварительного соглашения с главным пограничным начальником и

министром е.и.в., при нем аккредитуемым, не иметь сношения с

окрестными владетелями. А когда от них приедут посланцы или

присланы будут письма, оные принимая, советовать с главным

пограничным начальником и с министром е.и.в., о возвращении

таковых посланцев и о надлежащей их владетелям отповеди.

Артикул пятый

Чтоб удобнее иметь всякое нужное сношение и соглашение с

Российским императорским двором, его светлость царь желает иметь

при том дворе своего министра или резидента, а е.и.в., милостиво

то приемля, обещает, что оный при дворе ее принимаем будет наряду

с прочими владетельных князей министрами равного ему характера, и

сверх того соизволяет и со своей стороны содержать при его

светлости российского министра или резидента.

Артикул шестой 242

Е.и.в., приемля с благоволением признание верховной ее

власти и покровительства над царствами Карталинским и Грузинским,

обещает именем своим и преемников своих:

совершенном согласии с империей ее и, следственно, неприятелей их

признавать за своих неприятелей; чего ради мир, с Портой

Оттоманской или с Персией, или иной державой и областью

заключаемый, должен распространяться и на сии покровительствуемые

е.в. народы.

2. Светлейшего царя Ираклия Теймуразовича и его дома

наследников и потомков сохранять беспеременно на царстве

Карталинском и Кахетинском.

3. Власть, со внутренним управлением сопряженную, суд и

расправу и сбор податей предоставить его светлости царю в полную

его волю и пользу, запрещая своему военному и гражданскому

начальству вступаться в какие-либо распоряжения.

Артикул седьмой

Его светлость царь приемля с достодолжным благоговением толь

милостивое со стороны е.и.в. обнадеживание, обещает за себя и

потомков своих:

1. Быть всегда готовым на службу е.в. с войсками своими.

2. С начальниками российскими обращаясь во всегдашнем

сношении по всем делам, до службы е.и.в. касающимся,

удовлетворять их требованиям и подданных е.в. охранять от всяких

обид и притеснений.

3. В определении людей к местам и возвышении их в чины

отменное оказывать уважение на заслуги перед Всероссийской

империей, от покровительства коей зависит спокойствие и

благоденствие царств Карталинского и Кахетинского.

Артикул осьмой

В доказательство особливого монаршего благоволения к его

светлости царю и народам его и для вящего соединения с Россией

сих единоверных народов, е.и.в. соизволяет, чтоб католикос или

начальствующий архиепископ их состоял местом в числе российских

архиереев в осьмой степени, именно после Тобольского,

всемилостивейше жалуя ему навсегда титул Святейшего Синода члена;

о управлении же грузинскими церквами и отношении, каковое

долженствует быть к Синоду российскому, о том составится

особливый артикул.

Артикул девятый 243

Простирая милость свою к подданным его светлости царя,

князьям и дворянам, е.и.в. установляет, что оные во Всероссийской

империи будут пользоваться всеми теми преимуществами и выгодами,

кои российским благородным присвоены, а его светлость, приемля с

благодарностью толь милостивое к подданным его снисхождение,

обязывается прислать ко двору е.в. списки всех благородных

фамилий, дабы по оным можно было знать в точности, кому таковое

отличное право принадлежит.

Артикул десятый

Постановляется, что все вообще уроженцы карталинские и

кахетинские могут в России селиться, выезжать и паки возвращаться

безвозбранно; пленные же, если оные оружием или переговорами у

турок и персиян или других народов освобождены будут, да

отпустятся восвояси по их желаниям, возвращая только издержки на

их выкуп и вывоз; сие самое и его светлость царь обещает

исполнять свято в рассуждении российских подданных, в плен к

соседям попадающихся.

Артикул первый на десять

Купечество карталинское и кахетинское имеет свободу

отправлять свои торги в России, пользуясь теми же правами и

преимуществами, коими природные российские подданные пользуются;

взаимно же царь обещает постановить с главным начальником

пограничным или с министром е.в. о всемерном облегчении

купечества российского в торге их в областях его или в проезде их

для торгу в другие места; ибо без такого точного постановления и

условие о выгодах его купечества места иметь не может.

Арт. 4. Для доказательства, что намерения Его Светлости в рассуждении столь тесного его соединения со Всероссийской Империей и признания верховной власти и покровительства Всепресветлейших тоя Империи Обладателей суть непорочны, обещает Его Светлость без предварительного соглашения с главным пограничным Начальником и Министром Ее Императорского Величества, при нем аккредитуемым, не иметь сношения с окрестными Владетелями; а когда от них приедут посланцы или присланы будут письма, оные принимая, советоваться с главным пограничным Начальником и Министром Ее Императорского Величества о возвращении таковых посланцев и о надлежащей их Владетелям отповеди.

Арт. 5. Чтоб удобнее иметь всякое нужное сношение и соглашение с Российским Императорским Двором, Его Светлость Царь желает иметь при том Дворе своего министра или Резидента, а Ее Императорское Величество милостиво то приемля обещает, что оный при дворе Ее принимаем будет на ряду с прочими Владетельных Князей Министрами равного ему характера, и сверх того соизволяет и с Своей стороны содержать при Его Светлости Российского Министра или Резидента.

Арт. 6. Е. И. В., приемля с благоволением признание верховной Ее власти и покровительства над Царствами Карталинским и Грузинским (sic), обещает Именем Своим и преемников своих: 1) народы тех Царств почитать пребывающими в тесном союзе и совершенном согласии с Империей Ее и, следственно неприятелей их признавать за своих неприятелей; чего ради мир с Портой Оттоманской, или Персией, или иной державой и областью заключаемый, должен распространяться и на сии покровительствуемые Ее Величеством народы, 2) Светлейшего Царя Ираклия Теймуразовича и его дому наследников и потомков сохранять беспременно на царстве Карталинском и Кахетинском, 3) Власть, со внутренним управлением сопряженную, суд и расправу и сбор податей представить Его Светлости Царю в полную его пользу, запрещая своему Военному и Гражданскому начальству вступаться в какие-либо распоряжения.

Арт. 7. Его Светлость Царь, приемля с достодолжным благоговением толь милостивое со стороны Ее Императорского Величества обнадеживание, обещает за себя и потомков своих: 1) быть всегда готовым на службу Ее Величества с войсками своими, 2) С начальниками Российскими, обращаяся во всегдашнем сношении по всем делам до службы Ее Императорского Величества касающимся, удовлетворять их требованиям и подданных Ее Величества охранять от всяких обид и притеснений, 3) В определении к местам и возвышении их в чины отменное оказывать уважение на заслугу пред Всероссийской Империей, от покровительства коея зависит спокойствие и благоденствие Царств Карталинского и Кахетинского.

Арт. 8. В доказательство особливого Монаршего благоволения к Его Светлости Царю и народам его, и для вящего соединения с Россиею сих единоверных народов, Ее Императорское Величество соизволяет, чтобы Католикос, или начальствующий Архиепископ их состоял местом в числе Российских Архиереев в восьмой степени, именно, после Тобольского, Всемилостивейше жалуя ему навсегда титул Святейшего Синода Члена. О управлении же Грузинские церкви и отношении, каковое долженствует быть к Синоду Российскому, о том составится особливый артикул.

Арт. 9. Простирая милость свою к подданным Его Светлости Царя, Князьям и Дворянам, Е. И. В. установляет, что оные во Всероссийской Империи будут пользоваться всеми теми преимуществами и выгодами, кои Российским благородным присвоены; а Его Светлость, приемля с благодарностью толь милостивое к подданным снисхождение, обязывается прислать ко двору Е. В. списки всех благородных фамилий, дабы по оным можно было знать в точности, кому таковое отличное право принадлежит.

Арт. 10. Постановляется, что все вообще уроженцы Карталинские и Кахетинские могут в России селиться, выезжать и паки возвращаться безвозбранно; пленные же, если оные оружием или переговорами у Турок и Персиян, или других народов освобождены будут, да отпустятся восвояси по их желаниям, возвращая только издержки на их выкуп и вывоз; сие самое и Его Светлость Царь обещает исполнять свято в рассуждении Российских подданных, в плен к соседям попадающихся.

Арт. 11. Купечество Карталинское и Кахетинское имеет свободу отправлять свои торги в России, пользуясь тми же правами и преимуществами, коими природные Российские поданные пользуются; взаимно же Царь обещает постановить с главным начальником пограничным или с Министром Ее Величества о всемерном облегчении купечества Российского в торге их в областях его, или в проезд их для торгу в другие места, ибо без такового точного постановления и условие о выгодах его купечества места иметь не может.

Арт. 12. Сей договор делается на вечные времена; но ежели что либо усмотрено будет нужным переменить, или прибавить для взаимной пользы, оное да возымеет место по обостороннему соглашению.

Арт. 13. Ратификации на настоящий трактат долженствуют разменены быть в шесть месяцев от подписания его, или и скорее, буде возможно.

В достоверение чего, нижеподписавшиеся полномочные, по силе их полных мочей, подписали сии артикулы и приложили к ним свои печати в Георгиевской крепости, Июля 24 дня 1783 года.

Высочайше утвержденный дополнительный Артикул к договору с Царем Ираклием II. 30 сентября 1783 года (П. С. З. № 15. 840).

О венчании и помазании на Царство Царей Карталинских и Кахетинских.

Как Карталинские и Кахетинские цари от древних времен венчаются Царским венцом и помазуются на Царство Святым миром; то Е. И. В. именем Своим и Преемников своего Императорского престола не только Всемилостивейше дозволяет помянутым Царям употребление сего Священного обряда, но еще в вящее доказательство отличного Своего благоволения, жалует им сверхпрочих знаков Императорской на Царство инвеституры в договоре положенных обыкновенную Царскую корону, которую как Его Высочество ныне владеющий Царь Ираклий вторый употреблял, так Светлейшие Его преемники тою же венчаемы быть долженствуют.

Его Высочество Царь Ираклий сию Высочайшую милость Е. И. В. с достодолжным благоволением и благодарностью обещает именем своим и преемников своих, что обряд Священного тех преемников Его на Царство венчания и помазания не прежде совершаем будет, как по учинении положенной трактатом присяги на верность Всероссийскому Императорскому Престолу и по получении утвердительной Императорской грамоты с инвеститурой.

Сей Артикул имеет почитаем быть принадлежащим к числу других, трактата составляющих. В достоверие чего уполномоченные к подписанию того трактата по данной им доверенности оный подписали и печатьми укрепили.

Представление от царя Георгия имп. Павлу (октябрь 1798 года)

(Грузинский текст этого «представления» во II томе «Грамот» проф. Цагарели, № 143.)

Просить восшедший на законный царский престол свой, по кончине отца своего царя Ираклия II, царь Карталинский и Кахетинский Георгий тринадцатый о нижеследующем:

В 1783 году дан нами обет, известить по восшествии на престол Грузии, Ваше Императорское Величество о восприятии законного и наследственного нашего престола и испросить от Вашего Императорского Величества подтверждения.

Ныне, восшед на свой законный и наследственный престол Грузии и Кахетии, нижайше прошу В. И. В. о подтверждении сего, а также о признании и утверждении наследником по мне перворожденного сына моего Давида, достославной службы В. И. В. генерал-майора.

Всемилостивейший Государь, всеподданнейше прошу удовлетворения этой моей просьбы. Октябрь 1798 года. Подписал царь Карталинии, Кахетии и прочих Георгий XIII.

Утвердительная Е. И. Е. грамота царю Грузинскому Георгию от 18 апреля 1799 года С. П. (по большом Е. И. В. титуле)

(Акты, собранные Кавказскою Археограф. Комиссиею. Т. II, с. 1147, № 24.)

В настоящее время в Грузии подводят историческую базу под новое прочтение российско-грузинских отношений. На направление главного удара вынесен подписанный 24 июня 1783 года в городе Георгиевске трактат, согласно которому Восточная Грузия - Картлийско-Кахетинское царство - вступила под покровительство России в качестве протектората, но сохранив при этом государственный суверенитет. Подобная смена вех началась после прихода к власти в результате государственного переворота в декабре 1991 - январе 1992 г. Э.Шеварнадзе и развивается в наши дни.

Грузинскому народу внушается, что Георгиевский трактат - это роковая ошибка добродушных грузинских правителей, доверившимся коварным русским императорам, что от северного соседа Грузия всегда получала лишь черную неблагодарность в ответ на добро, а затем лишилась каких - либо атрибутов суверенности. Михаил Саакашвили пытается создать образ гордого народа, непрерывно подвергавшегося лишениям и унижениям, но в конце концов освободившегося из под русского ига и нашедшего новых и настоящих друзей.

Краткая историческая справка

Георгиевский трактат 1783 года — договор о добровольном вступлении Картли-Кахетинского царства (Восточная Грузия) под покровительство России.

В 1453 году после падения Константинополя Грузия оказалась отрезана от всего христианского мира, а несколько позже фактически поделена между Турцией и Ираном. В XVI — XVIII веках она была ареной борьбы Ирана и Турции за господство в Закавказье.

К концу XVIII века восточная Грузия находилась под персидским контролем.

В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов Картли-Кахетинское и Имеретинское царства выступили против турок на стороне России. На помощь им был послан корпус генерала Тотлебена численностью в 3500 человек. Победа России над Турцией в 1774 году существенно облегчила положение подвластных туркам грузинских земель, была отменена уплата дани султану Имеретинским царством.

21 декабря 1782 года картли-кахетинский царь Ираклий II обратился к Екатерине II с просьбой принять Грузию под покровительство России.

Договор был заключен 24 июля (4 августа) 1783 года в крепости Георгиевск (Северный Кавказ) и подписан от имени России генерал-аншефом, князем Павлом Потемкиным, от имени Грузии — князьями Иваном Багратион-Мухранским и Гарсеваном Чавчавадзе. 24 января 1784 года договор вступил в силу…

Грузинский царь признавал «верховную власть и покровительство» России, которая в свою очередь гарантировала сохранение территориальной целостности владений Ираклия II и его наследников…

Другие страны Закавказья также стремились опереться на Россию в борьбе против мусульманских Персии и Турции. В 1803 году в подданство России вступила Менгрелия, в 1804 году — Имеретия и Гурия, также были присоединены Гянджинское ханство и Джаро Белоканская область, в 1805 году — Карабахское, Шекинское и Ширванское ханства и территория Ширака, в 1806 году — ханства Дербентское, Кубинское и Бакинское, в 1810 году — Абхазия, в 1813 году — Талышское ханство. Таким образом, в течение короткого срока к Российской империи отошло почти все Закавказье.

Полного ответа на все эти вопросы не будет, если мы не сможем понять, в каком состоянии находился грузинский народ во второй половине XVIII в. Появление грузинского государства датировано 487 г., когда царь Вахтанг I Горгасал объединил Грузию в политическом отношении и с согласия Византии провозгласил грузинскую церковь автокефальной. В XII и в начале XIII в.в Грузия как феодальное государство достигло своего наивысшего развития и превратилась в одну из самых могущественных держав региона. Ведущая роль в превращении Грузии в сильное государство принадлежало Абхазскому царству. Абхазский царь Леон II в конце VIII в. перенес столицу Абхазского царства из Анакопии (Псырдэха) в Кутаиси. «Резиденцией абхазских царей стал город Кутатиси (ныне Кутаиси). Подчинив себе районы не только собственно Лазики, но и Аргветскую область, абхазские цари тем самым встали на путь объединения не одной лишь Западной Грузии, но и Грузии в целом, поскольку Аргветская область всегда принадлежала Картлийскому (Иберийскому) царству… Новое западно-грузинское образование приняло название Абхазского царства». Культурно-экономические и политические успехи Абхазского царства в VIII-X в.в. подготовили почву для присоединения к свои владениям не только Картли, но и части Южной Грузии в Тао, и тем самым — для образования объединенного грузинского царства в конце X - начале XI в.

Но в начале XVI века Грузия разделилась на самостоятельные территории, враждебные друг другу и воевавшие между собой микрогосударства (княжества) - Картли, Кахети, Имерети, Гурия, Абхазия, Мингрелия, Сванетия и Самцхе. В 1555 году Турция и Персия без объявления войны поделили между собой всю страну. Восточная Грузия попала под власть Персии, а Западная (в особенности Абхазия) - Турции.

Турция пагубно повлияла на дальнейшее экономическое развитие Абхазии, и в частности, на культурную жизнь абхазского народа.

Первый, зафиксированный летописцами контакт Руси и Грузии относится к 70-м годам XII века, когда фактически грузинским царем стал князь Юрий Андреевич, сын суздальского князя Андрея Боголюбского и внук великого Киевского Юрия Долгорукого, супруг царицы Тамары. Грузинский царь Георгий III, обеспокоенный тем, что у него не было сына-наследника, еще при жизни сделал царицей свою дочь Тамару.

Первым добровольно обратился за покровительством к Московскому царству кахетинский князь Леон в 1564 г. при Иване Грозном.

При Петре I одним из его любимых друзей и сподвижников был имеретинский царевич Александр. Еще при жизни Петра царь Картли Вахтанг, свергнутый турками с престола, переселился со всем семейством, по призыву Петра, в Россию. Вместе с ним в Россию выехало свыше 100 человек грузин - царевичей, князей, воинов, духовных лиц.

Грузинский царь Арчил обратился к Петру I с просьбой помочь грузинской печати. «Царь Петр велел немедленно отлить грузинские буквы для печати, и из Московской казенной типографии вышли первые печатные книги на грузинском языке. Потом русскими же мастерами и учителями заведена была типография и в столице Картолинии - Тифлисе. От русских же учились и устройству школ и иконописи». (Россия под скипетром Романовых. 1613-1913. Спб., 1912. — Репринт. — М.; Интербук, 1990, С. 165.)

Во времена правления Екатерины II под властью одного царя Ираклия II объединились два главных грузинских царства — Картли и Кахети. Имеретия, Мингрелия и Гурия ежегодно платили туркам позорную дань: не только деньгами, но и «живым товаром», отправляя определенное число девушек . Картли и Кахети такую же дань платили Персии.

Регулярно повторявшиеся нашествия турок и персов, а также кровавые междоусобные стычки разрозненных грузинских княжеств привели к тому, что грузины, и без того малочисленные, были поставлены на грань физического исчезновения, в лучшем случае — ассимиляции со стороны мусульманского окружения (Иран, Турция, Азербайджан, горские кавказские народы). Царь Картли и Кахети Ираклий II едва мог выставить 10 тысяч войска, причем плохо вооруженного, совсем необученного и не знавшего никакой дисциплины. Поэтому царь Ираклий II обратился за помощью к России.

В соответствии с Георгиевским трактатом русские воинские подразделения в Грузии были впервые размещены в 1784 г. — «для сохранения владений Картлинских и Кахетинских от всякого прикосновения со стороны соседей и для подкрепления войск Его светлости Царя Ираклия II на оборону».

В тексте договора, в частности, говорилось: «Всякий новый правитель Грузии может вступить на престол только с согласия России; сношения Грузии с иностранными государствами должны происходить под наблюдением русского представителя в Тифлисе; граждане обеих стран имеют одинаковые права перед законами; Россия обязывается держать в Тифлисе отряд своего войска».

Шах Ирана Ага Мохаммед-хан Каджар направил своих послов к Ираклию II с требованием порвать всяческие отношения с Россией.«Не только Ага Мохаммед-хан, но даже если бы все азиатские государства пошли на нас войной, и то не откажусь от верности России », — таков был ответ грузинского царя персам. (Абашидзе Г. Указ. Соч. С. 172)

Принятие Грузии под протекторат России восстановили против России Персию и Турцию. «Персия, терявшая в лице грузинского царя своего давнишнего вассала, протестовала открыто и даже собирала войска, но Турция, не имевшая повода явно вмешиваться в наши отношения с Грузией, прибегла к своему обычному способу — поднять против нас кавказские народы. Кабардинцы, недавно испытавшие на себе силу русского оружия, не приняли турецких эмиссаров, но чеченцы восстали почти поголовно». (Потто В.А. Два века терского казачества (1577-1801). Т.2 С.145. Владикавказ. 1912. — Репринт. — Ставрополь, 1991.

11 сентября 1995 г. шах Ага Моххамед-хан овладел Тифлисом, и « весь Восток дрогнул от ужасов, которыми сопровождалось взятие столицы Иверии. В цветущем городе, превращенном в груду развалин, не осталось камня на камне; большая часть жителей была вырезана самым варварским образом, а остальные, в числе 22-х тысяч душ, уведены в рабство». (Там же. С. 204-205)

Все церкви были осквернены или разрушены, митрополита грузинского Досифея сбросили с моста в реку Куру.

До сих пор грузинские авторы резко упрекают Россию, не оказавшую помощь при нашествии 1795 г. По мнению Георгия Абашидзе, реальная угроза нападения Ага Моххамед-хана, разъяренного политической ориентацией Грузии на Россию, возникала и раньше: в 1792 г. Ираклий II впервые обратился к Екатерине II с просьбой о военной помощи в надежде на выполнение взятых на себя обязательств в соответствии с Георгиевским трактатом.

Почему же Россия не оказала Грузии помощь в 1795 г.?

Во-первых, только что закончилась тяжелая война с Турцией. Во-вторых, значительная часть русских войск оставалась в Польше. Одновременно с турецкой войной шла война и со шведами. В-третьих, Австрия вышла из союза с Россией и заключила мир с турками, в то время как Англия и Пруссия вели переговоры о вооруженном союзе с Польшей против России. В-четвертых, на западных границах России уже замаячила грозная тень Наполеона Бонапарта. Все эти факторы дают основания считать положение России стесненным.

Немаловажным было и то обстоятельство, что Грузия не могла тогда содержать союзные ей русские войска. «При Екатерине Великой русские войска два раза посылались в Грузию; но внутренние беспорядки там были так сильны, что царь Ираклий не мог собрать съестных припасов даже для нескольких батальонов, а царь Имеретии Соломон вместо обещанных обильных запасов доставил на прокормление русского войска всего несколько быков. Войско пришлось отозвать, но все же по договору с Россией Турция вынуждена была отказаться от постыдной дани людьми с грузинских земель. Это было первое облегчение, вырванное для Грузии оружием единоверной России». (Россия под скипетром Романовых С.168).

На самом деле трактат действовал еще осенью 1795 года. 4 сентября 1795 года Екатерина велела „подкрепить царя Ираклия, яко вассала Российского против неприязненных на него покушений, положенными по трактату с ними двумя полными батальонами пехоты“.

Через 8 дней Тбилиси был разрушен войсками Ага-Магомед хана. Генерал Гудович получил приказ императрицы только 1 октября.
Ага Мохаммед-хан к 1795 году как раз успел объединить Иран и победить своих соперников, и встал вопрос о том, чтобы вернуть Ирану Грузию, которая фактически отделилась от него по факту подписания Георгиевского трактата.

«По многократным просьбам царя Ираклия, Россия направила в апреле 1796 года 13-тысячный Каспийский корпус под командованием генерал-поручика В. А. Зубова из Кизляра в азербайджанские провинции Ирана. 10 мая был штурмом взят Дербент, 15 июня без боя заняты Баку и Куба́. В ноябре русские войска достигли слияния рек Кура и Аракс. Однако, 6 ноября 1796 года Екатерина скончалась. В Грузии остался только небольшой отряд генерала Римского-Корсакова, который в начале 1797 года был отозван».

Если события в Тбилиси летом 1795 г. могут вызвать вопросы к России, то обвинение России в том, что император Александр I, как сообщила в 2006 г. тбилисская газета «Сакартвелос Республика» (Республика Грузия), цитируя И.Джавахишвили, «растоптал трактат, упразднив царство в Грузии и совершив ее аннексию» спорное. Существуют исторические факты и их нельзя отбросить в сторону, если они не укладываются в чью-то антиисторическую схему.

В 1797 г., через два года после разгрома Тбилиси, в Санкт-Петербург прибыл посланник грузинского царя, чтобы заверить императора Павла в преданности царя Грузии и просить помощи и защиты.

Георгий XII просил императора Российской империи принять Грузию (Картли-Кахетинское царство) в состав России: Он опасался того, что грузинские князья начнут междоусобную борьбу, в результате которой Грузия будет завоёвана Персией. Поэтому Георгий XII хотел, чтобы после его смерти престол занял его сын, Давид XII Георгиевич.

Надо заметить, что восшествие на престол Георгия XII ознаменовалось новым наступлением внутрифеодальной реакции. Братья царя, подстрекаемые их матерью, царицей Дареджаной , вынудили Георгия XII утвердить порядок престолонаследия, согласно которому престол переходил к старшему в роде. Таким образом, наследником престола становился царевич Юлон, сын Ираклия . Георгий XII вскоре отменил новый порядок престолонаследия. В результате этого между царем и его братьями возникла непримиримая вражда. Вокруг царевичей стали группироваться недовольные Георгием. Царский двор разделился на два лагеря; раскол принял крайне опасный характер в условиях переживаемого страной политического кризиса.

Георгий XII и принявшие его сторону дипломаты здраво оценивали создавшуюся в государстве обстановку; они понимали, что единственным средством для предотвращения в стране междоусобиц является вооруженная помощь со стороны России, в размере, необходимом, чтобы обеспечить внешнюю и внутреннюю безопасность Картлийско-Кахетинского царства . Георгий XII решил настойчиво добиваться от русского правительства выполнения принятых по трактату 1783 г. обязательств.

В апреле 1799 года император Павел I возобновил договор о покровительстве с царем Картли и Кахети. Осенью русские войска прибыли в Грузию.

Из письма последнего царя Картли-Кахети Георгия XII своему послу Гарсевану Чавчавадзе от 7 сентября 1799 года:

«Предоставьте им все мое царство и мое владение, как жертву чистосердечную и праведную и предложите его не только под покровительство высочайшего русского императорского престола, но и предоставьте вполне их власти и попечению, чтобы с этих пор царство картлосианов считалось принадлежащим державе Российской с теми правами, которыми пользуются находящиеся в России другие области ».

Император Павел I повелел немедленно отправить в Тифлис для защиты Грузии 17-егерский полк под командой генерала И.П. Лазарева «на вечное в нем пребывание».

26 ноября 1799 года в Тбилиси вступили русские войска. Георгий XII встретил русские войска в трех километрах от Тбилиси.

На следующий день после прибытия генерала Лазарева в Тбилиси, 27 ноября 1799 г. состоялось собрание высшего духовенства и дворянства Грузии. Посол императора Павла I торжественно объявил, что самодержец Всероссийский принимает Грузию под свое покровительство и защиту, царь Георгий XII утверждается на престоле. Грузинскому царю от имени Павла были вручены грамота, царская корона, порфира и знамя с изображением русского двуглавого орла. Георгий XII принял присягу на верность императору России.

Сперва в Тифлис совершил марш 17-й егерский (впоследствии лейб-гренадерский Эриванский) полк генерал-майора Ивана Лазарева и немного погодя – Кабардинский пехотный полк генерал-майора Василия Гулякова.

Свирепствовавшая в стране феодальная реакция готова была ради личных интересов пойти на любое соглашение с исконными врагами Грузии - Турцией и Ираном. Сторонникам царя Георгия XII было ясно, что помощь, предусмотренная трактатом 1783 года, явно недостаточна для обуздания феодальной анархии и обеспечения внешней безопасности Грузии, и Георгий XII, твердо придерживаясь русской ориентации, приступил к пересмотру пунктов Георгиевского трактата.

В ноте, представленной 24 июня 1800 года грузинским послом в Петербурге, царь Картли и Кахети предлагал сохранить за Картли и Кахети лишь право ограниченного автономного самоуправления при условии сохранения за Георгием XII и его наследниками царского престола. Царь Картли и Кахети соглашался подчиниться власти русского императора не только в вопросах ведения внешней политики, но и в области внутреннего управления.

В Петербурге грузинское посольство 24 июня 1800 года передало коллегии иностранных дел проект документа о подданстве. Первый пункт гласил: царь Георгий XII « усердно желает с потомством своим, духовенством, вельможами и со всем подвластным ему народом однажды навсегда принять подданство Российской империи, обещаясь свято исполнять все то, что исполняют россияне».

На аудиенции 14 ноября 1800 года граф Ростопчин, и С.Л.Лашкарев объявили грузинским послам, что император Павел I, принимает в вечное подданство царя и весь народ грузинский и согласен удовлетворить все просьбы Георгия XII, «но не иначе, как тогда, когда один из посланников отправится обратно в Грузию объявить там царю и народу о согласии русского императора, и когда грузины вторично заявят грамотою о своем желании вступить в подданство России».

23 ноября 1800 года император отдал рескрипт на имя Георгия XII , о принятии его царства в подданство России, далее он писал:

« нам изъявленное, приняли мы с высокомонаршим нашим благоволением и удостоив также всемилостливейшей опробации нашей о прошениях ваших к принятию вас в подданство Наше».

22 декабря 1800 г. император Павел I подписал манифест, о присоединении Грузии к России.

Грузинские послы зачитали «просительные пункты», которые объявляли Давида XII временным правителем страны до утверждения его на царство русским императором.

7 ноября того же года два русских полка под командованием генерала Лазарева совместно с грузинскими отрядами у селения Какабети, на берегу реки Иори, нанесли жестокое поражение вторгшимся в пределы Грузии отрядам (в количестве 15 тыс.) аварского хана Омара, при котором находился сын Ираклия, царевич Александр.

Раз за разом бросались горцы в отчаянные атаки, пытаясь сокрушить вставший на их пути отряд, но ружейные залпы и картечь постоянно отбрасывали врага. До 2 тыс. горцев пало в бою, сам Омар получил тяжелую рану и вскоре умер.

Когда подстрекаемая бывшими хозяевами Грузии персами огромная орда лезгин ринулась в Грузию для привычного грабежа, 700 человек русской пехоты генерала Лазарева ознакомили лезгин с русским штыковым боем. Поддержанные 1000 грузинских всадников-ополченцев, они смяли лезгинскую конницу и обратили ее в бегство.

В конце 1800 года царь Георгий XII тяжело заболел. Во время его болезни верховная власть постепенно перешла в руки полномочного министра русского правительства при грузинском царе - Коваленского и командующего русскими войсками в Грузии - генерала Лазарева. В это напряжённое время, требовавшее объединения всех живых сил страны, соратники царевичей-претендентов на царский престол, еще при жизни Георгия XII, начали ожесточенную междоусобную борьбу, ставившую под угрозу существование Картлийско-Кахетинского царства.

Георгию XII было обещано оставить за ним право царя до конца жизни. Однако, после его смерти русское правительство было намерено утвердить Давида XII Георгиевича генерал-губернатором с титулом царя, а Грузию причислить к числу русских губерний под названием царство Грузинское.

В 30-50 годах XIX в. грузины свели счеты с издавна враждовавшими с ними соседями, приняв активное участие в Кавказской войне против Чечни и Дагестана на стороне русских войск. В 1944 г. грузин Лаврентий Берия провел молниеносную операцию по выселению чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Казахстан. Затем грузин Иосиф Сталин изменил Границы Грузинской ССР, к территории которой были «приращены» земли горских республик Северного Кавказа.

В состав Грузинской ССР вошли часть упраздненной Карачаевской автономной области и Кабардинской АССР.

Что представляла собой Грузия перед в 1801 г., перед присоединением ее к России?

Российский посол доносил в Санкт-Петербург из Грузии, что «73 члена правящей династии, в том числе шесть братьев и восемь сыновей царя Георгия XII составляют взаимно враждующие партии и «постоянно возбуждают междоусобицы и производят давление на народ, терзая и без того уже разоренную страну ».

(Смерть царя Георгия XII и переход власти к Давиду XII в декабре 1800 г. обострил обстановку в стране. Царица Дареджан (вдова Ираклия II) и ее сыновья категорически отказались признать власть царевича Давида XII , а также присоединение Грузии к России.

После смерти Павла I, указ был подтверждён Александром I 12 сентября 1801 г . Грузинская знать не признавала указа до апреля 1802 года, когда Кнорринг собрал всех в Сионском соборе Тбилиси и заставил принести присягу российскому престолу. Те, кто отказался, были арестованы.

Главнокомандующим Грузией летом 1802 г. Александр I назначил родственника царицы Мариам, супруги Георгия XII, Павла Цицианова (Цицишвили). Упрочению нового правления, по мнению П. Цицианова и самого императора Александра I, препятствовало пребывание на родине многочисленных грузинских царевичей. Поэтому Александр I направил царицам Дареджан и Мариам письма с приглашением переехать в Петербург. Однако члены картли-кахетского царского дома не согласились покинуть родину. В апреле 1803 г. генерал Лазарев, прибыл во дворец царицы Мариам с целью ее ареста и высылки. Царица убила генерала кинжалом, за что и была сослана в Воронеж. До 1805 г. в Россию были также высланы все грузинские царевичи, большинство которых обосновалось в Петербурге, существуя на назначенную императором пенсию, занимаясь лишь научно-литературной деятельностью.)

При всех издержках, жизнь в Грузии, после включения ее в состав России, как и в целом на Кавказе, стала безопасной для проживающих здесь народов. Известный английский путешественник Харолд Бакстон подтвердил это в своей книге «Путешествие и политика России в Закавказье и в Армении» (1914 г.) : «То что сделали русские здесь за последний век, есть дело огромного масштаба. Благодаря миру, который они здесь водворили, увеличилось население, развилась культура, зародились богатые города и села. Русские чиновники не проявляют по отношению к племенам, которыми управляют, жестокости и надменности, так свойственных нашим чиновникам».

Как в шахматах, когда жертвуя в дебюте фигуру, получают в перспективе выигрышную позицию, так и Грузия, пожертвовав в начале XIX века своим суверенитетом, к концу 20 в., благодаря нахождению в составе России и СССР, смогла сохранить себя как народ от полной ассимиляции или поголовного истребления. И в конечном счете, набрав жизненных сил под защитой русского оружия, как союзная республика, сформировала базу для государственного образования.

«Вера-душа народа; когда гаснет она в народе, то он
превращается в безжизненный труп, быстро
разлагающийся, предающийся тлению»

Cв. Филарет, архиепископ Черниговский

В озлюбленные братья и сестры, добро пожаловать на наш сайт!

В центральной республиканской газете Грузии «Коммунисти» от 16 октября 1986 г. была напечатана статья руководителя археологической экспедиции Бохочадзе, в которой рассказывалось о бедственной положении археологических раскопок позднеантичного городища Дзалиса, существовавшего cо II в. до н.э. по IV в. н. э. на Мухранской долине, недалеко от древней столицы Иберии Мцхеты. Сообщалось также, что уникальная мозаика Дзалисы находится на грани гибели.
Судьба городища Дзалиса так взволновала меня, что я решил созвать своих земляков и рассказать им о бедственном положении этого памятника мирового значения. Мною был собран исторический материал об этом памятнике, и вскоре, 11 января 1987 г., в морозный день, в ДК напротив Пушкинского музея, я собрал многих своих земляков. Можно с уверенностью сказать, что это было первая такая встреча-собрание моих земляков, поводом которой стало бедственное положение памятника античной культуры, имеющего мировое значение. Нами было принято решение внести свою лепту в дело спасения и восстановления этого уникального городища. Проведенное нами Собрание постановило: 1. Способствовать открытию специального счета для восстановления и сохранения городища Дзалиса; 2. Заключить договор о шефстве московской общественности над этим археологическим памятником.
Вскоре я поехал в Тбилиси со специальной миссией, чтобы заключить договор о шефстве над Дзалисой с Главным Управлением по охране памятников истории и культуры при Совете Министров ГССР и способствовать открытию специального счета для восстановления этого памятника. Несмотря на усилия с моей стороны, счет не был открыт, но был заключен договор о шефстве между московской общественностью и Главным Управлением по охране памятников истории и культуры.
Забота о Дзалисе побудила меня официально создать в Москве общественную организацию, которая могла заниматься изучением многовековой историей отношений народов России и Грузии и сохранением памятников российско-грузинских отношении по всей России. Но, в то время, в СССР не было никакой юридической базы для создания общественной организации, но нам удалось создать Любительское объединение по охране памятников истории и культуры России и Грузии, учредителем которого стало Московское отделение ВООПиКа. Было решено дать объединению название «Дзалиса». Нам было временно предоставлено Московским отделением ВООПиКа антресольное помещение на Покровском бульваре, дом 23, где ныне находится Московское отделение по охране памятников истории и культуры. Мы, после серьезной реставрации, проведенной в 1989 г., торжественно открыли культурно-просветительский центр нашего Общества.
В 1990 г., при нашем Обществе была создана первая грузинская православная община храма св. вмч. Георгия Победоносца в Грузинах (ул. Большая Грузинская, д.13). Мы обратились за благословением к Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и, получив от него одобрение, обратились к Его Святейшеству и Блаженству Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II. Вскоре, нами было получено благословение и от него. Но тут, оказалось, что здание храма не числится как исторический памятник. Нам удалось доказать его историческую ценность, собрав архивные документы. В 1991 г., мы добились официального включения храма св. вмч. Георгия Победоносца в число вновь выявленных памятников истории и культуры и наша православная Община была зарегистрирована в Краснопресненском районе г. Москвы.
В том же 1991 г., члены православной Общины при храме св. вмч. Георгия Победоносца в Грузинах создали и зарегистрировали Православное братство во имя св. вмч. Георгия Победоносца и св. равноап. Нины Просветительницы Грузии. После чего мы обратились к президенту Б.Н.Ельцину с убедительной просьбой ускорить передачу храма св. вмч. Георгия Победоносца в Грузинах Общине храма и созданному Православному братству. Открытое письмо, содержавшее эту просьбу, было опубликовано в газете «Федерация» от 15 апреля 1992 г.
В 1992 году, мы добились передачи храма св. вмч. Георгия Победоносца в Грузинах Общине храма и Православному Братству. В 1993 г., Братство учредило Православную гимназию во имя св. равноап. Нины Просветительницы Грузии. В том же году, нами была создана Русско-грузинская община храма Преображения Господня в с. Стародуб Каширского р-на Московской области. Эта Община получила благословение от Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, после восстановления храма, проводить службу на русском и грузинском языках. На сегодняшний день храм в целом восстановлен, но продолжаются некоторые реставрационные работы, и проводится служба пока только на русском языке. Недалеко от храма, планируется строительство здания православной русско-грузинской гимназии во имя св. Нины и св. вмч. Георгия. Со временем, здесь намечается создание Международного духовно-культурного и просветительского центра русско-грузинской дружбы, а также крестьянского хозяйства для нужд наших обществ.
В 1994 г. в Театре Эстрады, в 1995 г. в киноконцертном зале гостиницы «Космос», а также в некоторых других московских залах нами были проведены многочисленные благотворительные концерты с целью собрать средства для восстановления храма Преображения Господня. В ЦДХ и других выставочных залах г. Москвы, проводились выставки-продажи произведений живописи из фонда Любительского Объединения «Дзалиса».
В 1998 г., наше Общество содействовало проведению 10-го Международного фестиваля православной музыки в Москве, на котором выступил известный грузинский народный хор «Рустави». В 1999 г., наше Общество выступило одним из учредителей 11-го Международного фестиваля православной музыки в Москве.
В 1999 году Любительское объединение «Дзалиса» было официально реорганизовано в Общество русско-грузинской дружбы «Дзалиса», которое совместно с Любительским Объединением и Православным братством ведет широкую духовно-просветительскую и культурно-просветительскую работу.
Сегодня нашей целью является сближение единоверных русского и грузинского народов на основе традиций многовековой совместной жизни.
В 2000 г., по благословению Его Святейшества и Блаженства Католикоса-Патриарха всея Грузии и Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Общество «Дзалиса» и Братство провели Крестный ход в честь 2000-летия Рождества Христова по маршруту Москва-Владикавказ-Тбилиси-Мцхета. В 2003 г. нами был проведен Крестный Ход в честь Георгия Победоносца по тому же маршруту.
В 2001 г. Обществом было учреждено звание «Почетный член Общества «Дзалиса». Ими стали: заслуженный деятель искусств России и Грузии Р.А. Джаниашвили, Чрезвычайный и полномочный посол Грузии в России З.И. Абашидзе, президент республики Осетия-Алания А.С.Дзасохов, предприниматели Д.И.Иакобашвили, Г.П.Харчилава и другие.
В 2006 году Обществом «Дзалиса» и Братством был учрежден орден св. равноап. Нины Просветительницы Грузии четырех степеней. За шесть лет нами были награждены многие известные люди, среди них были высшие духовные лица, известные государственные и общественные деятели, всемирно известные деятели культуры и науки.
3 июня 2011 г., мы торжественно отметили 25-летие общество «Дзалиса» и 20-летие Братства. Тогда, мы наметили в течении всего 2012 года проводить фестиваль русско-грузинской культуры в Москве, Московской области и во многих городах России, где веками проживает грузинская диаспора.

В озлюбленные братья и сестры!

26 января 2012 г., накануне праздника св. равноапостольной Нины, который мы ежегодно традиционно отмечаем в Международном фонде Славянской письменности и культуры, мы торжественно открыли Фестиваль русско-грузинской культуры. В течении всего года, мы намечаем проведение культурно-просветительских мероприятии в России, Грузии и, возможно, в других странах. Намечается проведение международного Крестного хода и открытие русско-грузинской православной гимназии, а также открытие русско-грузинской классической гимназии в Москве, Санкт-Петербурге и, со временем, в Тбилиси и Кутаиси. Для реализации наших проектов нам необходимо привлечение немалых средств и поэтому мы учредили благотворительный фонд «Дзалиса». Также намечается проведения съезда н ашего Общества и создание Парламента народной дипломатии.

Т.И.Д жандиери ,
Президент Общества Русско-грузинской дружбы «Дзалиса»

Председатель Православного братства во св. Великомученика Георгия Победоносца и св. равноапостольной Нины Просветительницы Грузии,
Казачий полковник
, Академик МАДЕНМ



просмотров