Где егор летов. Егор летов умер из-за новой квартиры. Специальные службы и психиатрическая больница

Где егор летов. Егор летов умер из-за новой квартиры. Специальные службы и психиатрическая больница

Вспоминаем Егора Летова. Своими воспоминаниями и мнением о нем с нами делятся:
Вадим Кузьмин (Чёрный Лукич), лидер группы «Сионизм» Игаль Розенберг, Илья Мамонтов группа «Эпидемия», лидер группы «Гулаг» Павел Григорьев,а также Валентин (Джек) Сохарев (группа «Медведь Шатунъ»).

Солдатами не рождаются…

В детстве он 14 раз перенёс клиническую смерть. Он никогда не боялся смерти, она шла с ним нога в ногу. Он знал её в лицо. Для кого-то он был великим музыкантом, для кого-то поэтом, писателем, философом… У него было много талантов. Для меня Игорь Фёдорович Летов был солдатом, который воевал в мирное время. Хотя почему был? Егор продолжает жить, он остался в сознании тысяч людей. Ведь тот, кто не боится смерти, не может умереть! И чтобы он оставался живым хотя бы для меня и ещё нескольких человек, прочитавших мои размышления, я решил написать о нём. «Что ещё можно писать о Летове?! ВСЁ уже сказано!» - скажут многие из вас. Можно. Можно писать о нём бесконечно, и всё равно всего не раскрыть. Он был очень неординарной личностью, постоянно противоречил своим словам, менял взгляды во всём: в политике, в музыке, в жизненной позиции. Но неизменным оставался один принцип: «Я всегда буду против!» Он был против идеалов, стереотипов, системы, против себя самого. Из-за этого принципа многие пытались сломать его, но ни психиатрическая лечебница, ни непонимание, ни даже угроза смерти не сломали его. Он оставался всё тем же солдатом, что и был раньше.

На песнях Егора выросли и воспитаны многие рок музыканты, может даже благодаря Егору они и стали таковыми. Я решил узнать у этих самых музыкантов, кто же такой Летов для них. Конечно, многие из них просто проигнорировали мою просьбу, но некоторые любители «Гр.об.» согласились немного поговорить об Игоре Фёдоровиче.

Никто не мог так точно сказать о Егоре, как человек, знавший его лично, это хороший поэт, музыкант, ну и просто замечательный человек - Вадим Кузьмин, также известный, как Чёрный Лукич.

-Скажите, как Игорь Фёдорович и «Гражданская оборона» повлияли на молодёжь, ведь его слушали тысячи?

Мне сложно судить как он повлиял на молодёжь того времени, так как я уже не был молодёжью. Одно могу сказать: панки, которые слушали Летова, переняли у него много нигилизма. Хотя он и не был таковым. Наши ребята вообще были очень добрыми. Могу сказать про себя. Очень сильно повлиял. Потому что многие коллективы, если их можно так назвать, поиграли, надоело и бросили. А Егор был «одержим» музыкой. Он был готов творить днями и ночами, что меня в нём, как в музыканте, очень привлекало. Упорство и талант сделали своё дело. Из него «выросло» очень много групп. Мы сотрудничали с ним, но, в конце концов, разбежались. Но, я считаю, хорошо, что так случилось, так как наше творчество сильно отличалось от музыки Летова. Это как в букете: если все цветы одинаковые, то букет не будет таким красивым, как с разными цветами.

-Егор часто противоречил себе. Менял взгляды. С чем это связано?

Очень интересный вопрос. Менял взгляды он, наверно, потому, что был человеком сильно увлечённым. Ему было достаточно прочитать одну книгу, чтобы поменять свою точку зрения. Так, например, в политике. В юности был ярым анархистом. Позже стал одним из основателей НБП. Я тоже поддерживал национал-большевиков, но не верх партии, а простых ребят, которые борются за права народа. Но все наши ребята всегда поддерживали советскую власть и очень хорошо к ней относились. Я вообще считаю, что СССР развалили воры и предатели. Но как сказал Черчилль: «Кто в молодости не был радикалом - у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором - у того нет ума.»

--А какие отношения были у вас с Летовым? Вы были друзьями или просто сотрудниками по цеху?

В 87-м – начале 88-го мы очень дружили, я думаю, что были даже лучшими друзьями. Но с середины 88-го мы практически перестали общаться. Мы могли не видеться годами. Может быть из-за того, что он не умел признавать своих ошибок. У него был талант перевернуть всё так, что он был ни при чём. Он мог привести кучу аргументов, и всех убедить, что он один только и прав. А ещё у него была какая-то врождённая самоуверенность, что ли. Игорь всегда был лидером, и пытался всех держать в кулаке. Это в какой-то мере и хорошо, но не в дружбе. Я бы даже сказал, что он был узником собственных идей.

-А как у него было с алкоголем и наркотиками?

В юности он вообще не пил. В то время как мы с манагером курили, да и Кузя покуривал, он даже к сигарете не притронулся. Позже немножко выпивал, но это не было постоянно, это были единичные случаи. Что касается наркотиков, то, как мне кажется, он больше говорил об этом. Может, когда он начал играть психоделику, он попробовал несколько раз, чтобы почувствовать, что это такое, но это тоже были единичные случаи. Но это чисто моё мнение, не знаю, как было на самом деле. Помню, мы давали концерт толи в Москве, толи в Питере, и после концерта зашли в бар отдохнуть, выпить. Так в то время как все выпивали, Егор просто сидел за столиком. За вечер одну бутылку пива выпил. А вообще, мы больше пили.

-Что насчёт вас? Как ваша музыка изменилась за это время? Понятно, что с возрастом вкусы меняются, но в какую сторону?

Даже не знаю. Как-то после записи первого альбома, мы сидели и прослушивали, что получилось, и, после записи, я сказал: «Всё, буду играть детские песенки». Так вот, по сегодняшний день играю. Я бы большинство своих песен именно так бы и назвал. Но я, наверно, единственный человек из всех наших ребят, который играл то, что действительно хотел. И по сей день играю. Я не ограничиваю себя рамками. Когда-то играл панк, но теперь это стало неинтересно. Просто играю то, что хочу и всё.

-Не менее интересно сказал лидер группы «Сионизм» Игаль Розенберг:

-Игаль, скажи, кто для тебя Егор Летов?

Прежде всего - самый оригинальный и влиятельный рок музыкант пост советского пространства. Человек, равного которому по масштабам творчества не только в экс СССР, но и во всём мире очень мало. Лично же для меня Егор - очень важный духовно человек, повлиявший на меня как на музыканта и вообще как человека. Ну и, конечно, я Игорю Фёдоровичу благодарен за затыкание рта всем технарям и формалистам от рока. Он доказал, что даже если ты не умеешь особо технично играть на музыкальных инструментах, ты можешь многого добиться.

-Как он повлиял на молодёжь тех лет?

Я вообще-то с трудом представляю, как Летов влиял на вашу молодёжь? Могу сказать про тех, с кем я рос. Влияние, конечно, было большим. В основном у подобающей молодёжи. Гопота у нас Летова не слушала, больше Круга. В музыкальном плане Летов - фигура тотальная. Трудно быть фанатом «Гражданской Обороны» и, допустим, ДДТ.

-Можно ли его музыку считать панк-роком? И Егора – панком?

Не знаю. Вопрос из серии "был ли Боб Дилан хипом?". На основании что хипари его любят и сам Дилан любил ЛСД и траву. Летов видимо поначалу сам хотел быть панком. Потом это стало, наверное, не актуально. В любом случае между Гражданской Обороной и, допустим, Грин Дей ничего общего нет...

-Какой вклад он внёс в советский (русский) рок?

Я не знаю что такое русский рок. Если я, например, - еврей, израильтянин, напишу песню на русском языке, будет ли это русским роком? Считаю Егора фигурой международного масштаба, значение которого ещё предстоит осмыслить. Он внёс огромный вклад в рок музыку. Но если смотреть шире, то - это редкое оправдание существования рок музыки в вашей стране.

-А почему его слушало столько молодёжи?

Не думаю, что большое количество молодёжи его слушало. Думаю, Летовские рейтинги были пониже, чем у Алисы или даже у Юры музыканта. Это вот как раз и создавало эксклюзивный клуб любителей "ГО".

-Очень интересная точка зрения у Ильи Мамонтова (группа «Эпидемия»)

-Услышал его еще в школе, под начало спада пика популярности - год 92й-93й, наверное. Явление было настолько сильным, что его имя и фамилия стали именем нарицательным практически сразу. Не менее нарицательным стало и известное изображение ("Все идет по плану"), так же как и символика и имидж и даже детали имиджа. Это было настолько ни на что не похоже и влиятельно, что часто поглощало знакомых полностью. Я знал обладателей огромных коллекций его бесчисленных записей, так же людей, слушавших его песни ежедневно, или начинавших творить под влиянием его творчества. Однозначно можно сказать, что единожды послушав Егора, его невозможно ни с кем перепутать. Я даже не могу определить его стиль. Панк же, - скорее, описание образа жизни или модное слово, которое привлекало молодежь, тем более, в конце 80-х этот термин стал очень обсуждаться. Думаю, что если они и называли себя так, то только по началу. Прожив какое-то время и послушав музыки, я пришел к выводу, что суть подавляющего большинства советско-российского рока в музыке - это заимствование из западной культуры, которое зачастую оторвано от реальности, в силу своей инородности. Так вот, Егор Летов - это одно из немногих явлений, отражающих именно советско-российские реалии, явление по настоящему показывающее, каким является рок в СССР и России. Даже по части оборудования и продюссирования - это 100% отечественное явление. Говорить о вкладе бессмысленно, так как, по сути, он и является олицетворением советско-русского рока. О влиянии «ГО» сложно сказать, я его представляю скорее неким транслятором, рупором эпохи и ярким представителем и создателем жанра. По этому, каждый находил свое в его творчестве, которое часто служило катализатором для переживаний. Кроме того, его сложно воспринимать буквально, это скорее энергетический посыл, в первую очередь и передача атмосферы, причем ограниченным набором средств. Я считаю Егора человеком, которому уделили внимание меньше, чем следовало. И совершенно точно самым ярким и оригинальным представителем именно отечественной рок-музыки.

-Несколько строчек написал лидер группы «Гулаг» Павел Григорьев:

Для меня Егор Летов - талантливейший музыкант, поэт и художник. Его музыка насквозь пропитана духом бунтарства 90х. Такие люди, как Егор, рождаются раз в сто, а может и в тысячу лет... Он не просто за кем -то повторял, он основал свой стиль - сибирский панк рок. На почве творчества Игоря Фёдоровича, мы создали панк проект "ГУЛАГ". Молодежь его любила и продолжает любить. Наверно, за бунтарский дух. На мой взгляд, Летов - это самый яркий представитель русского рока, абсолютно не похожий ни на одну группу.

-Но среди рок музыкантов не все так думают о Егоре Летове. Так, например, считает Валентин (Джек) Сохарев (группа «Медведь Шатунъ»):

-Я Летова не любил. Не как автора, а как феномен. Янка на его фоне была гораздо харизматичнее. Но "Мышеловку" и "Прыг-скок" я всегда считал шедеврами, до которых многим и мне ещё очень и очень далеко. Для меня Егор Летов никем не являлся. Может только одним из немногих авторов, чьими парой-тройкой альбомов я был вполне доволен. Да, какой-то вклад в музыку он внёс, но величину этого вклада обсуждать дело неблагодарное. Да и на молодёжь он повлиял сокрушительно. Больше половины моих друзей и знакомых, слушали и боготворили "ГО". За 20 лет из-за алкоголя, наркотиков и самоубийств я потерял 17 человек. Но он был таким популярным из-за того, что в начале 1989 года Юрий Юлианович Шевчук всем уже приелся. Молодёжи нужен был другой, обновлённый флаг. А тут и выскочили как черти из табакерки, с одной стороны - Ласковый май, с другой - Гражданская оборона. Короче говоря "Гражданская Оборона" была самой настоящей попсой, только рычащей и плохо записанной. А попсу наш народ всегда любил. Также потому, что творчество Летова было универсальным. Кто хотел, слышал в нём матерные панк-рок песенки про нашу русскую правду-матку, кто хотел - заумности всякие философско-эзотерические. В общем, так получалось, что творчество Летова было востребовано довольно разными слоями населения.
Каждый видел Егора Летова таким, каким хотел. В этом и заключается его неповторимость. Не обязательно, как мне кажется, любить «Гражданскую оборону», не обязательно даже быть поклонником таланта самого Егора, но важно просто не забывать его…Пусть Егор живёт хотя бы в нашем сознании…

Интервью Летова.

Запись концерта 20 лет гражданской обороне.

Мелеховец Дмитрий, г. Пинск

Несмотря на полуподпольность существования музыкантов и «ГрОб-студии», к концу 1980-х и особенно в начале 1990-х годов они получили широкую известность в СССР, преимущественно в молодёжных кругах, по некоторым оценкам поклонниками группы стали сотни тысяч человек. По оценкам критиков, творчество а отличается мощной энергетикой и подачей материала, необычным, самобытным звуком, живым и простым ритмом, нестандартными текстами, своеобразной грубоватой и вместе с тем изысканной поэзией и языком.

1990-е

В начале 1990-х годов Егором ым, к тому времени прекратившим концертную деятельность «Гражданской обороны» и объявившем о роспуске группы, в рамках психоделического проекта «Егор и Опи…евшие» записаны альбомы «Прыг-скок» (1990) и «Сто лет одиночества» (1992), являющиеся одними из наиболее популярных его альбомов. В 1993 году вновь собирает «Гражданскую Оборону» для концертной и студийной деятельности. В этот же период он становится одним из лидеров национал-коммунистического рок-движения «Русский прорыв», ведёт активную гастрольную деятельность. В 1994-1998 годах Егор поддерживал Национал-большевистскую партию и имел партбилет с № 4. В 1999 году отправился в тур в поддержку Виктора Анпилова на выборах в Госдуму.В 1995-1996 годах Егор записал ещё два альбома: «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия», вновь в составе группы «Гражданская оборона». Оба альбома были выпущены в 1997 году.

2000-е

В 2002 году вышел альбом «Гражданской обороны» «Звездопад», целиком составленный из известных советских песен в авторском прочтении Егора а, а также выпущен альбом «Егора и Опизденевших» «Психоделия Tomorrow». В феврале 2004 года Егор официально открестился от любых, в том числе националистических, политических сил. В 2004-2005 годах вышли два новых альбома группы - «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация», появление которых вызвало новую волну интереса к «Гражданской Обороне», как среди широкой публики, так и в прессе. В это же время появились переиздания альбомов «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия», которые были пересведены и выпущены под новыми названиями «Лунный переворот» и «Сносная тяжесть небытия» соответственно. В мае 2007 года вышел альбом «Зачем снятся сны?», ставший последним альбомом группы. Впоследствии этот альбом был назван Егором ым лучшим.

Смерть

Скоропостижно скончался в Омске 19 февраля 2008 года в 16.57 по местному времени в 43-летнем возрасте, по первоначальной версии причиной смерти стала остановка сердца, хотя позже появилась другая версия: острая дыхательная недостаточность, развившаяся от отравления алкоголем, но это было опровергнуто женой музыканта Натальей и остальными участниками группы. На сайте «Гражданской обороны» было опубликовано, что Егор Федорович умер от остановки сердца. Похоронен в Омске на Старо-Восточном кладбище, рядом с могилой матери.

Ходят только слухи: будто бы Егор во сне захлебнулся рвотными массами, якобы у него из-за отравления алкоголем остановилось сердце... Самое интересное, что всей правды не знают (или тщательно скрывают?) даже близкие покойного. По крайней мере, старший брат Егора - «широко известный в узких кругах» московский джазмен Сергей Летов - до сих пор не понимает, что же случилось с его братом.

Последние четыре года мы с Игорем (настоящее имя Егора) не общались, - рассказывает "ЭГ" Сергей. - В очередной раз поссорились. У нас и до этого случались ссоры, после которых мы не общались по два-три года.

- А в последний раз что не поделили?

Ссора произошла заочно. Мы договорились, что я приеду в Омск на запись нового альбома Игоря. Я незадолго до этого купил ему профессиональный цифровой магнитофон, так как у брата к тому времени эта техника пришла в упадок. Студия «ГрОб рекордс» только называлась студией, на самом деле это была комнатка в папиной трехкомнатной хрущевке, наша бывшая детская... Незадолго до поездки у меня возникли финансовые трудности. И я написал Игорю по электронной почте, что приеду в Омск, если он оплатит мне авиабилет хотя бы в одну сторону. Он, видимо, страшно обиделся и даже не ответил. С тех пор мы с братом практически не общались.

- Но вам, как брату, наверняка известно, при каких обстоятельствах скончался Егор?

Для меня самого это загадка. Подозрений у меня еще больше, чем опубликовано версий. Я разговаривал с директором группы Сергеем Попковым, это самый надежный человек в окружении брата. Сергей сказал, что согласно свидетельству работников скорой помощи, смерть наступила около полудня (близкие обнаружили, что Егор мертв, около пяти часов вечера).

- Некоторым кажется странным то, что Егор умер на новой квартире, не прожив в ней и трех месяцев...

Егор Летов. Концертное фото с официального сайта "Гражданской Обороны"

Действительно, в конце декабря 2007 года они с женой Натальей Чумаковой, гитаристкой «Гражданской обороны», переехали в новую трехкомнатную квартиру в элитном районе Омска. А 82-летнего отца с собой не взяли. Возможно, это и сыграло роковую роль. Ведь папа всегда следил за Игорем и, если что, вызывал «скорую».

Лучшие дня

- И часто приходилось вызывать? У Егора были серьезные проблемы со здоровьем?

Отец рассказывал мне, что за полгода до смерти у Игоря была остановка дыхания. Папа тут же вызвал «скорую», и врачи реанимировали брата дыханием «рот в рот» и стимуляцией сердца. А вообще, за свою жизнь Игорь пережил 14-15 клинических смертей. Мы с отцом не раз на простынях выносили его к «скорой»... Дело в том, что наша мать родом из Семипалатинска. Она получила приличную дозу радиации. И, как результат, мы с братом все детство не вылезали из больниц. Игорь был чрезвычайно болен - у него была врожденная недостаточность поджелудочной железы.

- Правда, что Егор с отцом жили как кошка с собакой? Говорят, ваш брат мог и руку на него поднять?

Не хотелось бы об этом говорить... Но думаю, вполне мог. Странно, ведь родители его обожали и позволяли буквально все. Считали, что Игорь не жилец на этом свете, поэтому его любое желание тут же выполнялось. Как-то брат в каком-то окошке увидел горшок с кактусом и сказал, что хочет такой же. Так отец пошел в ту квартиру и попросил от растения «детку»! При этом у Игоря с отцом всю жизнь были очень сложные отношения. А вот с мамой у него, наоборот, был очень тесный контакт. Она умерла в 53 года от рака, как и ее мать, моя бабушка. Так Игорь с тех пор каждый год 31 декабря в одиночку ходил на могилу мамы и наряжал для нее новогоднюю елку!

- Сергей, обсуждается и такая версия смерти, как передозировка наркотиков. Могло такое быть? Егор не раз говорил в интервью, что употреблял ЛСД...

Я ни разу не видел, чтобы он принимал наркотики. Он даже не курил! Правда, когда у меня были проблемы с девушкой, он советовал мне принять ЛСД. Но сам он пробовал наркотики всего один-два раза. Проблема у него была в другом...

- Алкоголь?

К сожалению, да. Подозреваю, что он начал употреблять алкоголь для того, чтобы выдерживать двухчасовые концерты. «Допинг» ему был нужен для драйва, для вдохновения. Кстати, я сам употреблял алкоголь перед выступлением всего несколько раз - и только тогда, когда играл с «Гражданской обороной». Во время концерта и в перерыве все выпивали. Не для опьянения, нет. Чтобы хватило сил довести концерт до конца.

О том, что у брата проблемы с алкоголем, я впервые услышал году в 1996-м от его администратора Жени Грехова. Потом года через два ко мне с той же просьбой обратился его издатель Евгений Колесов: «Ты единственный, кого Игорь послушается». И я боролся. Насильно кормил его таблетками.

- Помогало?

Иногда. Я анализировал, почему с ним это происходит. И вспомнил, что был среди наших предков один алкоголик. Наш дед по матери - казак Мартемьянов, репрессированный в 1937 году - писал моей бабушке: «Нас у родителей было пятеро». Но перечислял только четырех. Мне это всегда казалось странным. А объяснилось все так: был у дедушки брат Володя, алкоголик, и дед его стеснялся, покупал ему одежду, давал деньги, лишь бы он только не показывался ему на глаза.

- Вы не пробовали убедить Егора кодироваться?

Психиатры сказали мне, что его нельзя кодировать. Поскольку он человек очень сильной воли, ничего не боится. И страх смерти его не остановит.

- Сергей, я так поняла, ваши отношения с Егором не отличались теплотой. Не разговаривать четыре года - это сильно...

Это неправильный вывод. Да, у нас периодически случались длительные ссоры. А бывало, что я каждую неделю получал от него из Омска по письму на 5-6 страниц! Но потом переписка прервалась - с Игорем боролся КГБ, его сажали на принудительное психиатрическое лечение. Мы даже по телефону разговаривали сухо - в конце 80-х линию прослушивали.

Но натянутыми наши отношения назвать нельзя. Наверно, именно тогда, когда я стал привозить 8-летнему еще Игорю пластинки, он решил стать музыкантом. Меня самого в детстве родители определили в музыкальную школу, но эта долбежка мне быстро обрыдла, и я уехал от матери с отцом в новосибирскую физико-математическую школу-интернат. А там.. затосковал по музыке. Через несколько лет купил саксофон и переехал в Москву. А еще через какое-то время ко мне нагрянул 16-летний Игорь и объявил, что хочет учиться игре на бас-гитаре. И эту гитару мы ему нашли - с помощью известного питерского звукорежиссера Андрея Тропилло, который записывал «Аквариум» и «Кино». Кстати, брат так и прожил жизнь музыкально неграмотным, нигде не учился...

- Не понимаю, как родители отпустили подростка-сына в Москву...

Игорь был довольно трудный в быту человек. А тут еще и переходный возраст... Родители от него рыдали и писали мне письма: «Сергей, забери его к себе». Он легко выходил из себя. Его мог довести до белого каления работающий телевизор. Советскую пропаганду он воспринимал как вражескую. А наш отец был армейским политработником, поэтому они на протяжении всей жизни ссорились.

- Меня все время интересовало, где Егор набрался этой оппозиционности?

У него всю жизнь была такая позиция: «А я против!». У меня в 80-е годы были патриотические убеждения, из-за чего он часто называл меня фашистом, националистом, мы ссорились, подолгу не общались... При этом Игорь очень легко поддавался влиянию. Кто-то расскажет ему что-то яркое - и вот брат начинает с пылом отстаивать новую точку зрения. Вот смотрите, в конце жизни он переименовал все свои альбомы. Был «Солнцеворот» - стал «Лунный переворот». От многого отрекся.

В начале 90-х его популярностью попыталась воспользоваться наша оппозиция. Брат сначала поддался их влиянию, а потом сказал мне: «Я понял, что оппозиция - это такая же власть, как и официальная. Только одни играют рыжего клоуна, а другие - белого. Доброго следователя и злого». Словом, он пришел к мысли, что оппозиция в не меньшей степени, чем власть, ответственна за происходящее в стране.

- Егор мечтал о славе?

Его всегда интересовало признание масс. И в этом мы с ним очень расходились. По мне, так лучше играть для 15-20 человек, но для тех, кого сам уважаешь. А Игорь осуждал меня за элитарность. Он говорил: «Я играю на стадионах. Хорошая музыка должна нравиться всем». Я тут же парировал: «Значит, выходит, лучший музыкант - это Киркоров?» Но при этом стремлении к популярности он никогда не грезил богатством. Деньги ему были нужны, чтобы заниматься творчеством, покупать книги и пластинки. После него осталась огромная библиотека и фонотека. Он вообще был куда более развит, чем большинство рокеров и уж тем более - панк-музыкантов. Образ жизни он вел совсем не рокерский. Ведь рокер как живет? Выпил, познакомился с девушками, а лучше - с двумя, на сцене поймал кураж, поломал инструмент... А Игорь в Москве первым делом шел в книжный магазин и увозил в Омск 20-30 килограммов книг. А потом месяцами сидел в своем квартире в хрущевке в Чкаловском поселке, ни с кем не общался, читал книги и сочинял новую музыку.

- Сергей, несколько слов о женщинах в жизни Егора. Некоторые винят его в том, что покончила с собой его первая гражданская жена, певица Янка Дягилева...

Что за ерунда! Игорь к ней очень хорошо относился. Это я поначалу ее не воспринял. Помню, они вместе приехали ко мне в Москву, и я поразился отсутствию у брата вкуса: Янка была некрасивой, полной, абсолютно не женственной особой. Помню, я даже сказал ему что-то по этому поводу. О том, что она писала стихи и песни, я узнал только после ее гибели. Брат так переживал по этому поводу, что даже нанес себе ножом два глубоких перекрестных пореза на руке. Чтобы болью физической заглушить боль душевную. Кстати, в гибели Янки тоже много неясного. Считается, что это было самоубийство, что она утонула в реке Ине, но говорят, что когда ее труп достали из воды, было заметно, что проломлен череп...

- А вообще, Егор был любителем женщин?

Точно нет. Можно сказать, за всю жизнь у него были устойчивые отношения с тремя женщинами: Янкой, Аней Волковой и последней женой Натальей Чумаковой, дочерью новосибирского профессора. С ней единственной у Игоря брак был зарегистрирован официально.

- Вам кто из жен брата больше всего нравился?

Если честно, Аня Волкова. Высокая, красивая, на все руки мастерица... Думаю, что если бы они с братом не разошлись, он бы сейчас был жив. Паяла провода, “строила” всех, несла на себе гитары, когда музыканты были не “в кондиции”. А могла и пощечин надавать, чтобы чересчур “расслабившихся” привести в чувство!

- Почему же Аня и Егор расстались?

Потому что брат в самом начале 1998-го влюбился в какую-то 19-летнюю замужнюю даму, жившую тогда в Москве. Я не знаю, кто она такая. Но знаю, что именно это привело к ссоре и разрыву с Аней.

Егор Летов (Игорь Федорович Летов) — советский и российский рок-музыкант, основатель группы «Гражданская Оборона». Оставался лидером этого коллектива до самой смерти.

Биография

Игорь Федорович Летов появился на свет 10 сентября 1964 года в Омске, в семье военнослужащего и медсестры. Среднее образование получал в омской общеобразовательной школе № 45. В 1980 году окончил десять классов. Вскоре после этого началась и музыкальная деятельность Летова. Первым его коллективом стал \»Посев\», созданный с друзьями-единомышленинками. А в 1984 году появилась «Гражданская Оборона», в составе которой Егор Летов позже и прославился.

Естественно, в то время власти не очень жаловали музыкантов-рокеров, так что группа Летова записывала материал на квартирных студиях. Поначалу других возможностей попросту не было. А позже, когда они появились, группа решила все же продолжать записываться в таких простых и привычных домашних студиях. На заре своей деятельности «ГО» была известной в Омске, затем в Сибири, а позже и во всей стране. Параллельно с ростом популярности усиливается и конфронтация с властями. Самые серьезные проблемы были в 1985 году, когда Летову довелось стать жертвой карательной психиатрии. В лечебнице он находился с 8 декабря 1985 по 7 марта 1986 года. Как позже вспоминал Летов, он чуть не сошел с ума из-за сильнодействующих лекарств, которыми его усиленно пичкали врачи.

В 1987 году Летов вместе с друзьями из «Гражданской Обороны» записывает альбомы «Хорошо!!», «Красный Альбом», «Тоталитаризм», «Некрофилия», «Мышеловка». К концу 1980-х годов выходит еще ряд альбомов. К этому времени буквально практически «Гражданская оборона» была известна во всем Советском Союзе.

В 1990 году Егор приостановил выступления в составе «ГО» и создал новый проект «Егор и Опизденевшие». В 1993 году Летов возвращается в «Гражданскую Оборону», продолжает студийную и концертную деятельность. Активные гастроли продолжаются до конца 1990-х годов. В 1994 году Летов вступил в гражданский брак с Анной Волковой, с которой прожил до 1997 года. В том же 1997 году Летов стал мужем Натальи Чумаковой (басистка «Гражданской Обороны»).

В начале 2000-х годов интерес к творчеству Летова несколько снизился, но вновь вырос в 2004 году, после выхода альбома «Долгая счастливая жизнь». Затем выходят и несколько других альбомов, переиздания старых пластинок. В 2007 году состоялся релиз альбома «Зачем снятся сны?». Это был последний альбом «Гражданской Обороны», а Летов назвал его лучшим за все время своей творческой деятельности.

19 февраля 2008 года, в возрасте 43 лет, Егор Летов скоропостижно скончался у себя дома в Омске. Первоначально причиной смерти была названа остановка сердца, что подтвердили и близкие Летова.

Основные достижения Летова

В общей сложности Летов в составе разных групп и самостоятельно записал более тысячи композиции. Тексты большинства из них также были созданы им. В частности, было записано восемь студийных альбомов.

Принято считать, что Егор Летов и его группа «Гражданская оборона» стали теми людьми, которые заложили основы формирования панк-направления «Сибирский андерграунд». Кроме того, лирика Летова оказала большое влияние на развитие ряда коллективов и за пределами Сибири. В частности, это группы «Теплая Трасса», «Банда четырех», «Сугробы» и ряд других.

Важные даты биографии Летова

  • 10 сентября 1964 года – рождение в Омске.
  • 1977 год – пережил клиническую смерть.
  • 1980 год – окончание 10-классной школы.
  • 1982 год – формирование группы «Посев».
  • 1984 год – создание коллектива «Гражданская Оборона».
  • 1985-1986 год – принудительное лечение в психиатрической больнице из-за гонений со стороны властей.
  • 1987 год – знакомство с Янкой Дягилевой.
  • 1990-1993 годы – работа в составе проекта «Егор и Опизденевшие».
  • 1994 год – вступление в Национал-большевистскую партию.
  • 1994-1997 годы – гражданский брак с Анной Волковой, подругой Янки Дягилевой.
  • 1997 год – официальный брак с Натальей Чумаковой.
  • 2007 год – выходит альбом «Зачем снятся сны?», позже названный Летовым лучшим в его жизни.
  • 9 февраля 2008 года — последний концерт «Гражданской обороны».
  • 19 февраля 2008 года – Егор Летов скоропостижно скончался в Омске.
  • Текст песни «Передозировка» из альбома «Сто лет одиночества» был написан Егором Летовым после того, как умер его кот, проживший 11 лет.
  • Несколько раз Летову запрещали въезд в Эстонию и Латвию.
  • Сам Егор рассказывал, что он написал практически все песни из альбомов «Реанимация» и «Долгая, счастливая жизнь», будучи в состоянии наркотического опьянения.
  • На первом крупном концерте «Гражданской Обороны», состоявшемся в 1988 году, Летов вышел на сцену в клешах и бушлате, и пел не слишком почтительные песни про Ленина.
  • Когда в 1985 году КГБ начало серьезно интересоваться Летовым, его обвиняли даже в планировании взрыва на нефтекомбинате.
  • С момента выхода из «психушки» и до 1988 года Егор был вынужден скитаться по всему Советскому Союзу. В то время он время от времени был вынужден даже воровать еду.
  • Брат Егора, Сергей Летов – известный джазовый саксофонист.

Творчество Егора Летова

Сольные альбомы



Live-альбомы:







Сборник:

Бутлеги


Видео

Прочие проекты

«Поп-механика» (1984)
«Западъ» (1984)
«Пик Клаксон» (1986-1987)
«Адольф Гитлер» (1986)
«Путти» (1986 или 1987)
«Кайф» (1986 или 1987)


«Янка» (1988-1989, 1991)

«Спинки мента» (1988)
«Черный Лукич» (1988)
«Враг народа» (1988)

«Кооператив Ништяк» (1988)
«Анархия» (1988)

Игорь Летов родился 10 сентября 1964 года в городе Омск. Мальчик вырос в обычной семье. Отец являлся военным, затем исполнял обязанности секретаря городского районного комитета коммунистической партии россии, мать работала врачом. Его старший брат, Сергей, известнейший саксофонист, музыкант, работающий в разных стилях.

Учился молодой человек в средней школе № 45 города Омска, которую благополучно окончил в 1982 году. После окончания школы Летов уехал к брату в Подмосковье. Там поступил в строительное профессиональное техническое училище, но спустя год отчислен за неуспеваемость. В 1984 году вернулся обратно в Омск. С работой не получалось, поэтому Егор примерил на себе множество профессий, начиная от рисовальщика портретов Ленина и заканчивая дворником.

Музыкой Летов занялся в начале 1980-х годов, сформировав в Омске вместе со своими единомышленниками рок-группу «Посев». Наиболее известным и бывшим постоянным соратником Егора в группе являлся Константин «Кузя Уо» Рябинов. В ноябре 1984 года музыкант основал рок-группу «Гражданская оборона», также известную публике под аббревиатурами «ГрОб» и «ГО». Эту же аббревиатуру использовал для названия своей студии: «ГрОб-Records».

На заре своей деятельности Егор Летов, как по причине политических гонений со стороны властей, так и отчасти из-за желания ни от кого не зависеть вынужден записывать свои музыкальные произведения в квартирных условиях. В дальнейшем эта практика продолжена: все альбомы «Гражданской Обороны» записаны в домашней студии на магнитоальбомы. Позднее, даже получив доступ к нормальной звукозаписывающей технике, Летов не отказался от «квартирного» метода, сделав «гаражный звук»: глухой и нечеткий, своим фирменным стилем.

Выпущенные альбомы, подпольные концерты, распространявшиеся с рук записи и совершенно неповторимый стиль исполнения наряду с матерными текстами песен, исполненными глубоким смыслом, принесли «Гражданской Обороне» оглушительную популярность у советской молодежи. Песни Летова отличает небывалая энергетика, узнаваемый ритм и самобытный звук.

Лидер «Г.О.» выступал убежденным противником коммунизма и устоявшегося строя, хотя против самой советской власти никогда не выступал. Однако политический и философский контекст его песен так явно проглядывал сквозь напускное панковское безразличие, что группой и ее создателем не могли не заинтересоваться соответствующие органы.

Егору неоднократно делались внушения сотрудниками КГБ, требовавшие прекратить деятельность группы. Поскольку Летов ответил отказом, в 1985 году его поместили в психиатрическую лечебницу. К музыканту применяли насильственные методы лечения, накачивая сильнейшими нейролептиками. Такие препараты применялись для полнейшего изменения психики «пациента», а сам Летов сравнивал их действие с лоботомией.

С 1987 по 1989 год записан целый ряд альбомов «Гражданской обороны»: «Красный Альбом», «Хорошо!!», «Мышеловка», «Тоталитаризм», «Некрофилия», «Так закалялась сталь», «Боевой Стимул», «Все идет по плану», «Песни радости и счастья», «Война», «Армагеддон-Попс», «Здорово и вечно», «Русское поле экспериментов». В те же годы записывались альбомы проекта «Коммунизм» в составе: Егор Летов, Константин Рябинов, Олег «Манагер» Судаков.

В этот период началось сотрудничество Летова и Янки Дягилевой, ставшей впоследствии его возлюбленной. Жизнь выдающейся рок-исполнительницы, автора песен, трагически оборвалась в 1991 году. После смерти Янки Егор доделал и выпустил ее последний альбом «Стыд и Срам».

Далее Летов распустил «Гражданскую Оборону», отыграв концерт в Таллине. Решив, что его проект превращается в попсу, музыкант увлекся психоделическим роком. Результатом этого увлечения стал очередной проект «Егор и О...зденевшие», в рамках которого вышло два альбома. В 1993 году Летов реанимировал «Гражданскую Оборону».

В последующие годы музыкант выпустил несколько альбомов, часть из которых составлены из заново записанных старых песен. Последний концерт «ГО» состоялся в Екатеринбурге 9 февраля 2008 года. У Егора имелось немало творческих идей, среди которых проект фильма по роману Кортасара «Игра в классики». Однако этим планам не суждено осуществиться.

Егор Летов скоропостижно скончался в Омске 19 февраля 2008 года в возрасте сорока трех лет. Похоронен в Омске на Старо-Восточном кладбище, рядом с могилой матери.

Творчество Егора Летова

Сольные альбомы

Русское поле экспериментов (акустика, Егор Летов) - (CDMAN020-98, запись Сергея Фирсова, декабрь 1988 года), перезаписан в 2005.
Вершки и корешки - 1989, переиздавался в 2005, 2006, 2016.
Все как у людей - 1989, переиздавался в 2001, 2005, 2006, 2016.

Live-альбомы:

Праздник кончился - 1990, переиздавался в 2018.
Концерт в городе-герое Ленинграде (акустика, Егор Летов) - 02.06.1994 (CDMAN003-96, запись Сергея Фирсова в ЛДМ, 1994 год), переиздавался в 2000х.
Егор Летов, концерт в ДС «Крылья Советов» - 1997 (видео)
Егор Летов, концерт в рок-клубе «Полигон» (СПб) - 1997 (только на магнитной ленте)
Братья Летовы (с Сергеем Летовым), Запись с концерта в «Проекте О. Г. И.». Песни Е. Летова, Коммунизм, ДК. - 2002
Егор Летов, ГО, Лучшее (сборник концертных треков с Питерских концертов в Полигоне) - 2003
Апельсин. Акустика - 2006, переиздавался в 2011.

Сборник:

Музыка весны - 1989, переиздавался в 2005, 2006, 2016.

Бутлеги

«Песни в пустоту» (акустика с Е. Филатовым) - осень 1986, переиздавался в 2018.
«Музыка весны» (в 2 частях) (акустика, Егор Летов) - пиратский сборник записей с акустических концертов и альбомов с 1990 по 1993 года.

Видео

Концерт в городе-герое Ленинграде (акустика, Егор Летов) - 1994
Егор Летов, концерт в д/с «Крылья Советов», Москва 16.05.97 + интервью - 1997

Прочие проекты

«Поп-механика» (1984)
«Западъ» (1984)
«Пик Клаксон» (1986-1987)
«Адольф Гитлер» (1986)
«Путти» (1986 или 1987)
«Кайф» (1986 или 1987)
«Оркестр легкой и популярной музыки им. Ярослава Гашека» (1986 или 1987)
«Инструкция по обороне» (1987)
«Янка» (1988-1989, 1991)
«Пограничный отряд гражданской обороны» (П. О. Г. О.) (1988)
«Спинки мента» (1988)
«Черный Лукич» (1988)
«Враг народа» (1988)
«Великие Октябри» (1988, 1989)
«Кооператив Ништяк» (1988)
«Анархия» (1988)
«Сатанизм» (1989)Память о Егоре Летове

Летом и осенью 2008 года в Новосибирске, Барнауле и Нижнем Новгороде прошла выставка коллажей и арт-объектов «Коммунизм-арт», выполненных Егором Летовым, Олегом Судаковым и Константином Рябиновым.

В 2009 году началось издание трехтомника стихов Егора Летова «Автографы. Черновые и беловые рукописи». Осенью 2009 года увидел свет первый том, а в августе 2011 года - второй том «Автографов». Третий том вышел осенью 2014 года.

10 сентября 2010 года на могиле Егора Летова, по инициативе его вдовы Натальи Чумаковой установлен памятник-надгробие, представляющий собой мраморный куб, на котором изображен «Вселенский» Крест первых христиан, называемый также иерусалимским крестом. В его изготовлении и установке приняли участие Елена Веремьянина, Сергей Соколков, Юрий Щербинин, Евгений Козлов, Константин Вдовин, Николай Лепихин и Михаил Воронько. Сам Егор в качестве нательного креста носил именно такой. Памятник был создан за счет пожертвований поклонников Егора Летова и «Гражданской обороны».

20 ноября 2014 года вышел документальный фильм Натальи Чумаковой «Здорово и вечно» о Егоре Летове.

19 декабря 2015 в Омске, в фойе кинотеатра «Слава», состоялась торжественная церемония открытия звезды на «Аллее звезд». Было увековечено имя советского и российского поэта и рок-музыканта, основателя и лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова.

В 2018 году в честь Егора Летова был назван открытый на севере Вьетнама вид жуков-пилоусов Augyles letovi.

В 2018 году имя Егора Летова номинировалось на присвоение Омскому аэропорту, однако не прошло во второй тур, хотя лидировал. Несмотря на это имя его все же было присвоено частному аэродрому под Омском.



просмотров