Герои и предложения из произведении маленький принц. Какими вам представляются герои сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Герои и предложения из произведении маленький принц. Какими вам представляются герои сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

В шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда нужно все объяснять, поэтому мальчик сделал ещё один рисунок - удава изнутри. Тогда взрослые посоветовали мальчику бросить эту ерунду - по их словам, следовало побольше заниматься географией, историей, арифметикой и правописанием. Так мальчик отказался от блестящей карьеры художника. Ему пришлось выбрать другую профессию: он вырос и стал лётчиком, но по-прежнему показывал свой первый рисунок тем взрослым, которые казались ему разумнее и понятливее остальных, - и все отвечали, что это шляпа. С ними нельзя было говорить по душам - об удавах, джунглях и звёздах. И лётчик жил в одиночестве, пока не встретил Маленького принца.

Это произошло в Сахаре. Что-то сломалось в моторе самолёта: лётчик должен был исправить его или погибнуть, потому что воды оставалось только на неделю. На рассвете лётчика разбудил тоненький голосок - крошечный малыш с золотыми волосами, неведомо как попавший в пустыню, попросил нарисовать ему барашка. Изумлённый лётчик не посмел отказать, тем более что его новый друг оказался единственным, кто сумел разглядеть на первом рисунке удава, проглотившего слона. Постепенно выяснилось, что Маленький принц прилетел с планетки под названием «астероид В-612» - разумеется, номер необходим только для скучных взрослых, которые обожают цифры.

Вся планета была величиной с дом, и Маленькому принцу приходилось ухаживать за ней: каждый день прочищать три вулкана - два действующих и один потухший, а также выпалывать ростки баобабов. Лётчик не сразу понял, какую опасность представляют баобабы, но потом догадался и, чтобы предостеречь всех детей, нарисовал планету, где жил лентяй, который не выполол вовремя три кустика. А вот Маленький принц всегда приводил свою планету в порядок. Но жизнь его была печальной и одинокой, поэтому он очень любил смотреть на закат - особенно когда ему бывало грустно. Он делал это по нескольку раз на дню, просто передвигая стул вслед за солнцем. Все изменилось, когда на его планете появился чудесный цветок: это была красавица с шипами - гордая, обидчивая и простодушная. Маленький принц полюбил её, но она казалась ему капризной, жестокой и высокомерной - он был тогда слишком молод и не понимал, как озарил его жизнь этот цветок. И вот Маленький принц прочистил в последний раз свои вулканы, вырвал ростки баобабов, а затем простился со своим цветком, который только в момент прощания признался, что любит его.

Он отправился странствовать и побывал на шести соседних астероидах. На первом жил король: ему так хотелось иметь подданных, что он предложил Маленькому принцу стать министром, а малыш подумал, что взрослые - очень странный народ. На второй планете жил честолюбец, на третьей - пьяница, на четвёртой - деловой человек, а на пятой - фонарщик. Все взрослые показались Маленькому принцу чрезвычайно странными, и только Фонарщик ему понравился: этот человек оставался верен уговору зажигать по вечерам и гасить по утрам фонари, хотя планета его настолько уменьшилась, что день и ночь менялись ежеминутно. Не будь здесь так мало места. Маленький принц остался бы с Фонарщиком, потому что ему очень хотелось с кем-нибудь подружиться - к тому же на этой планете можно было любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз в сутки!

На шестой планете жил географ. А поскольку он был географом, ему полагалось расспрашивать путешественников о тех странах, откуда они прибыли, чтобы записывать их рассказы в книги. Маленький принц хотел рассказать о своём цветке, но географ объяснил, что в книги записывают только горы и океаны, потому что они вечны и неизменны, а цветы живут недолго. Лишь тогда Маленький принц понял, что его красавица скоро исчезнет, а он бросил её одну, без защиты и помощи! Но обида ещё не прошла, и Маленький принц отправился дальше, однако думал он только о своём покинутом цветке.

Седьмой была Земля - очень непростая планета! Достаточно сказать, что на ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев - итого около двух миллиардов взрослых. Но Маленький принц подружился только со змейкой, Лисом и лётчиком. Змея обещала помочь ему, когда он горько пожалеет о своей планете. А Лис научил его дружить. Каждый может кого-то приручить и стать ему другом, но всегда нужно быть в ответе за тех, кого приручил. И ещё Лис сказал, что зорко одно лишь сердце - самого главного глазами не увидишь. Тогда Маленький принц решил вернуться к своей розе, потому что был за неё в ответе. Он отправился в пустыню - на то самое место, где упал. Так они с лётчиком и познакомились. Лётчик нарисовал ему барашка в ящичке и даже намордник для барашка, хотя раньше думал, что умеет рисовать только удавов - снаружи и изнутри. Маленький принц был счастлив, а лётчику стало грустно - он понял, что его тоже приручили. Потом Маленький принц нашёл жёлтую змейку, чей укус убивает в полминуты: она помогла ему, как и обещала. Змея может всякого вернуть туда, откуда он пришёл, - людей она возвращает земле, а Маленького принца вернула звёздам. Лётчику малыш сказал, что это только с виду будет похоже на смерть, поэтому печалиться не нужно - пусть лётчик вспоминает его, глядя в ночное небо. И когда Маленький принц рассмеётся, лётчику покажется, будто все звезды смеются, словно пятьсот миллионов бубенцов.

Лётчик починил свой самолёт, и товарищи обрадовались его возвращению. С той поры прошло шесть лет: понемногу он утешился и полюбил смотреть на звезды. Но его всегда охватывает волнение: он забыл нарисовать ремешок для намордника, и барашек мог съесть розу. Тогда ему кажется, что все бубенцы плачут. Ведь если розы уже нет на свете, все станет по-другому, но ни один взрослый никогда не поймёт, как это важно.

«Маленький принц» - наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Опубликовано в 1943 году как детская книжка. Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» - Антуан де Сент-Экзюпери, из посвящения к книге. Во время встречи с автором Маленький принц уже знаком с рисунком «Слон в удаве».Сама история о «Маленьком принце» возникла из одного из сюжетов «Планеты людей». Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.

Особенности жанра произведения. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия. Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые ещё не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски острым зрением. То, что «Маленький принц» - сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Произведение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» относится к жанру философской сказки-притчи. Тематика и проблематика сказки. Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы - одна из основных тем сказки «Маленький принц». Эта поэтическая сказка о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность. Идейный замысел сказки. «Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении»- эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. «Маленький принц» был написан в 1943 году, и трагедия Европы во Второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. Только художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл,- а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно. Особенности сюжета сказки. Сент-Экзюпери берег за основу традиционный сказочный сюжет (Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.), но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях Маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета. Несмотря на то что Маленький принц ребёнок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Маленького принца, история его жизни. Особенности композиции сказки. Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола - основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое, достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему находит решение. Начало и конец повести «Маленький принц» имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, лётчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету ухаживать и растить прекрасную Розу. Время, которое лётчик и принц - взрослый и ребёнок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны. Художественные особенности произведения. В повести очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: «...А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков...» Его проста - это детская истина и точность. Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве: «...Когда мне было шесть лет... я увидел однажды удивительную картинку...» или: «...Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул». Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери - это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Язык его произведения естественен и выразителен: «смех, точно родник в пустыне», «пятьсот миллионов бубенчиков» Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у пего новый оригинальный смысл: «вода», «огонь», «дружба» и т.д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: «они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться»; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдешь...» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей - так автор общается с читателем. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения. Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.

Произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» сквозь призму фантастической фабулы проливает свет на простые общечеловеческие истины, которые были актуальны как во времена писателя (произведение датировано 1943-м годом), так и сейчас.

Глубокие философские идеи постижения душой человека мудрости, добра, любви и прекрасного раскрыты полностью благодаря системе образов этой притчи-сказки.

Примечательно, что главным героем является ребенок – Маленький принц. По мнению автора, именно дети своей непосредственностью, чистотой и искренностью способны воспринимать мир во всей полноте. “Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...” Серьезно воспринимая вещи, которые взрослым кажутся нелепыми и неважными, Маленький принц тем самым ставит под сомнение возможность людей испытывать простые радости жизни: благоухание розы, любование звездами, что в итоге превратило их в черствые механизмы.

Кардинально жизнь Маленького принца меняет Роза – цветок взбалмошный и капризный, “зато она была так прекрасна, что дух захватывало!”. Принц заботится о ней, ухаживает, но она все же ранит душу маленького героя, и он покидает ее, отправляясь в далекий путь.

Путешествие Маленького принца по соседним планетам принесло ему много встреч с разного рода взрослыми, считающими себя значимыми и серьезными людьми, а на самом деле всего лишь захваченными собственными слабостями: тщеславием, яростью, пьянством, жадностью. По сути, все эти образы являются олицетворением пороков человечества, которые мешают увидеть истину и превращают жизнь в бессмысленное существование.

Сомнения в правильности своих взглядов одолевают и принца, когда он попадает на Землю и видит целый сад точно таких же роз, как у него на планете. "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда... какой же я после этого принц…»

Открыть правду и восстановить душевную гармонию принцу помогает Лис. Недаром в сказках он часто символизирует житейскую мудрость, ведь именно Лис помогает Маленькому принцу увидеть истину и вернуть утраченную чистоту сознания: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.»

К пониманию простой мудрости о важности любви, дружбы и чистоты сердца, героя также приводит еще один персонаж – Змея – простой, но очень емкой характеристикой человечества в целом:

«А где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко... - Среди людей тоже одиноко, - заметила змея»

Именно она, древний символ тайных знаний и мудрости, отправляет героя обратно на свою планету при помощи своего яда.

Удивительно глубокая и такая наивно простая идея сущности жизни, как высшей ценности, как пути в стремлении души к развитию и духовному прозрению, многогранно раскрыта именно благодаря героям сказки.

У каждого есть такие книги, которые он перечитывает несколько раз. Произведения, которые оказывают влияние на ход мыслей и восприятие жизни. К таким относится творение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Детская сказка, переведенная более чем на 180 языков, является уже хрестоматийным произведением, которое изучается в большинстве учебных заведений мира. Любимая книга не только детей, но и взрослых - настолько она проникновенна, жизненна и одновременно проста.

«Маленький принц»: содержание основных моментов

Французский писатель Экзюпери завершил работу над произведением в очень трудное время - в 1943 году. В разгар Второй мировой войны и появился «Маленький принц». Книга-сказка, книга-притча, книга-предсказание - все определения неспособны уместить в себе философский, социально-культурный и психологический смысл произведения. «Мы в ответе за тех, кого приручили» - легендарная фраза, знакомая каждому. А таких в этой книге еще очень много.

27 фрагментов, красочные авторские иллюстрации автора и жизнь маленького мальчика в большом мире - вот из чего состоит «Маленький принц». Тема довольно проста, но наполнена огромным философским значением. Что есть добро? Кто такой человек? в согласии с собой и окружающим миром?

Повествование строится вокруг рассказов необычного мальчика - пришельца с астероида Б-612. Его встретил потерпевший крушение в пустыне летчик, ранее мечтавший стать художником, но под давлением требований «взрослой» жизни изменивший свое намерение. Маленький принц рассказывает о его жизни на родной планете, о встречах с цветком Розой, о путешествиях на соседние астероиды и знакомствах с различными взрослыми, населявшими ее: Королем, Пьяницей, Честолюбцем, Фонарщиком, Географом и Деловым человеком. Каждый из этих персонажей показывает все пороки, которыми наделен взрослый мир: властолюбие, зависимости, тщеславие, гордыню и прочие. Крайним пунктом путешествий Принца стала Земля, где он знакомится с будущим другом Лисом. Этот персонаж рассказывает мальчику о настоящих истинах, которые никто не должен забывать. Афоризмы Лиса «Маленького принца» знают все, ведь это настоящий справочник мудрости.

Принц - кто он?

Маленький принц - олицетворение ребенка, который живет в каждом взрослом. живая, творческая и небезразличная душа, которой с возрастом не дают жить. Обрастают мелкими проблемами, перестают ценить природу и окружающих людей, думают, что все знают, теряют любознательность и интерес ко всему происходящему. Соседние астероиды - это те же многоэтажки, в которые возвращаются после работы люди. Однообразные, не знающие, как зовут соседа. Примером взрослого, который еще не потерял внутреннего ребенка, помнит в своих мечтах, является Художник.

Детская душа Принца несет в себе и способность к самопожертвованию - он должен во что бы то ни стало следить и ухаживать за своей Розой, ведь он ее приручил.

«Истина не лежит на поверхности»: философские мысли в «Маленьком принце»

Все детали, описанные в книге, - это метафоры и символы, через которые проходит Маленький принц. Афоризмы Лиса и самого мальчика - это простые на самом деле вещи, истины, о которых ведут диалог герои.

Например, баобабы, ростки которых каждое утро срывал Маленький принц, чтобы они не разорвали Планету. Эти растения символизируют как внешнее зло (фашизм), так и внутреннее - ростки злобы в душе человека. Их нужно искоренять и не давать им поглотить себя.

Кроме того, нужно сохранить свою внутреннюю красоту. Как в случае с Фонарщиком. Когда вечером он зажигал фонари, казалось, загорается новая звезда или распускается цветок. Даря эту красоту миру, Фонарщик становится единственным, по мнению Принца, кто думает о ком-то, кроме себя.

«Маленький принц» - книга с простым сюжетом, но бесконечным потоком философских размышлений на тему добра и зла, душе человека, красоты внешней и внутренней, охраны окружающей среды, настоящей любви и одиночества, ребенка и взрослого.

Символизм во всех деталях

Кроме баобабов, жителей астероидов, других планет, есть много других символов.

Роза - символ любви, женской сущности. Красивая снаружи, она всегда нравилась Принцу. Но после разговора с Лисом он понимает, что видит и ее внутреннюю красоту, он осознает, что в ответе за нее, и готов пожертвовать жизнью ради нее.

Пустыня, в которой происходят действия, - это жаждущий добра мир. Он опустошен войнами, враждой и эгоизмом. В таком мире, как и в пустыне без воды, невозможно выжить.

«Маленький принц»: афоризмы о человеке

Любые дороги в мире, так или иначе, приведут к человеку, - говорит в своей сказке Экзюпери. «Маленький принц» помогает понять, что стремление к внешнему материальному делает человека ограниченным, черствым и эгоистичным. Он способен видеть окружающий мир только через призму его стоимости и только таким образом дает оценку «красиво - некрасиво». Отсюда и тотальное одиночество современного человека.

Не все взрослые становятся неспособными видеть духовную красоту. Те, кто находит в жизни место творчеству, открытости к общению и познанию, дают возможность своему внутреннему ребенку выжить. Судить нужно самого себя, но это самое трудное, как говорит произведение.

Афоризмы о жизни и любви

Тема любви представлена в произведении отношениями Принца и его Розы. Приручить, как считает Лис, - это создать невидимые узы между собой и объектом любви. Это сделать мир добрее. Невозможно найти настоящих друзей и любовь, если не отдать им частичку своей души. Любить - это смотреть в одном направлении, как говорит известные миру слова «Маленький принц».

Афоризмы о жизни в произведении раскрывают саму суть бытия. Мальчику и Художнику удается понять, что истинная жизнь гораздо шире, чем реальное существование человека на Земле. И только открытой душе дано осознать, что истинный мир открывается в вечных ценностях: настоящей дружбе, любви и красоте. «Искать надо сердцем», - продолжает «Маленький принц» афоризмы.

Отношение человека к окружающему миру должно начинаться с Умылся сам - приведи в порядок и Планету. Экзюпери удалось предвидеть экологические проблемы населения Земли, к которым привела нерациональная деятельность людей.

Кому и зачем стоит прочитать эту сказку?

Трудно представить более душевную и добрую книгу, чем «Маленький принц». Афоризмы Экзюпери давно стали известны всему миру. Складывается впечатление, что все произведение состоит из крылатых слов - настолько емкие, понятные и наполненные смыслом все фразы книги.

Говоря о таком глубоком и по-настоящему непростом произведении, как «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, необходимо знать о самой личности его автора. Это бы такой же непростой человек с совершенно уникальным взглядом на жизнь.

Удивительно, но, сам не имея детей, Антуан де Сент-Экзюпери сумел сохранить в себе ребенка, и совсем не так глубоко, как многие взрослые. Поэтому он видел мир глазами растущего человека, он понимал и принимал детское мировоззрение. В этом и заключается успех его произведения «Маленький принц».

Вот мы и подошли вплотную к этому удивительному, живому и такому волшебному творению французского писателя, который по основному роду своей деятельности был военным летчиком.

Читая «Маленького принца», сложно поверить, что он был написан человеком такой суровой профессии: настолько это глубокое, нежное и неординарное произведение. Но особенно интересны и необычны его герои. О них и пойдет речь.

Герои-люди: один пласт повествования

«Маленький принц» – это сказка, и такой она становится отчасти потому, что главные действующие лица в ней не только люди. Тут читатель встретит и мудрого прирученного лиса, и коварную змею, и даже капризную розу. Но все-таки человеческих персонажей больше.

Первым и, безусловно, главным является, конечно же, сам Маленький Принц. И тут нас поджидает первая загадка: раз это сын правителей, значит, в сказке должны быть и король, и королева. Ведь без них никакого принца быть не может. Однако нигде в истории нет никакого упоминания о родителях Маленького Принца.

Мы видим его портрет: действительно, есть корона и плащ, но чем же он тогда правит? Или чем правят его папа с мамой? На этот вопрос нет, и не предполагается ответа. Мы воспринимает мир через призму мировоззрения маленького ребенка, и в таком возрасте ни для кого не важен статус родителей. Все дети принимают друг руга как данность. И даже Маленький Принц для них – это просто ребенок, и его происхождение никого не интересует. Такова констатация факта.

Однако этот малыш уже ответственен и мудр даже больше, чем любой взрослый. Он ухаживает за своей планетой, каждый день, не забывая об этом ни на миг, он заботится о капризной розе, спасая ее от всех возможных невзгод. Он любит своих друзей и искренне привязывается к ним. Но, как любой ребенок, Маленький Принц любопытен и неосмотрителен. Поссорившись с розой и заскучав, он, недолго думая, уходит с родной планеты и отправляется в далекое путешествие – посмотреть, а как же живут другие? Это так по-детски! Ну кому же не хотелось, хотя бы раз, сбежать из дома?

Взрослый ребенок
Правда, этот ребенок – он и взрослый одновременно. У него нет родителей, и он сам строит свою жизнь. Помощи ждать неоткуда, да ее и не предполагается. Поэтому Маленький Принц разумен не по годам, хотя и позволяет себе простые детские шалости.

Итак, оторвавшись от родной крошечной планеты, этот ребенок отправляется в путешествие по другим мирам. Пока он не окажется на нашей бренной Земле, на пути ему встретятся другие планеты, и на них будут не менее удивительные персонажи. Каждый из них – это олицетворение каких-либо страстей. Каждый занят чем-то одним, и не может оторваться от своего дела, хоть оно, по сути, никому не нужно. Это уже представляет собой устройство нашего взрослого мира: многие люди занимаются тем, что никому не нужно, тратя свою жизнь на пустое.

Так и король, который единолично правит на планете, где нет других людей. Вся его страсть – это власть, совершенно пустая и ненужная. Так и фонарщик, который каждые сутки включает и выключает единственный фонарь на планете, где нет других людей. С одной стороны, это вроде ответственность, а с другой – пустая трата собственной жизни. Так и пьяница, который целыми днями пьет, и счетовод, который дальше своих цифр не видит.

Разочаровавшись в соседях, маленький Принц летит дальше и, наконец, попадает на нашу планету, где встречается с автором-повествователем. И удивительно, но отчего-то эти два человека, большой и маленький, находят общий язык и понимают друг друга. Может, так происходит, потому что образ Маленького Принца – это тоска автора по ушедшему детству, это тот самый маленький ребенок, живущий не очень глубоко в душе Анутана де Сент-Экзюпери.

Однако образ не автобиографичен. В нем есть отголоски маленького Тонио, но уже одно то, что автор рассказывает от своего имени, не позволяет отождествлять маленького принца с ним самим. Это разные люди. И ребенок – это лишь проекция, некий собирательный образ, отголоски детских воспоминаний, но никак не сам Антуан де Сент-Экзюпери.

В книге есть и другие герои, только это не люди. Однако они играют очень важную роль для раскрытия и всего смысла произведения, и его деталей.

Герои-животные: очень значимые для повествования персонажи

Маленький Принц – это ребенок, и в первую очередь он им и остается. Поэтому для него, как и для любого малыша, огромное значение имеют животные. Все знают, как любят своих котят и щенков маленькие дети, так и главный герой этой удивительной сказки нуждается в четвероногом друге. И ему удается приручить Лиса.

Лис – это очень важный персонаж, он помогает раскрыть саму суть философии всей сказки, помогает заглянуть в самые глубины повествования. И направляет сюжет.

Итак, постепенно Лис приручается, и, в конце концов, становится зависим от мальчика. И именно ему принадлежат бессмертные слова: 2мы в ответе за тех, кого приручили». Это первый урок любви, преданности, доверия. И Маленький принц его благодарно принимает и усваивает всем своим существом. И именно тогда появляется тоска по розе: ведь она там одна, среди баобабов, которые разрывают планету, испуганная и такая беззащитная. И прирученная. А он, маленький Принц, в ответе за тех, кого приручил. Значит, пора домой.

И вот тут появляется Змея. Этот образ легко читает и узнаваем еще по библейским канонам. Змей-искуситель, который был там, продолжает выполнять ту же самую функцию практически во всех литературных произведениях. И тут, как только появляется желание у мальчика вернуться домой, возникает и этот самый искуситель, предлагающий свою помощь. В Библии это было яблоко, а в произведении французского писателя – укус.

Змея говорит, что может отправить ребенка домой, что у нее есть волшебное средство и, конечно же, это яд. В библейском сюжете люди после общения со змеей попали на Землю, а вот в сказке Экзюпери все происходит наоборот – мальчик исчезает. Куда, об этом в произведении нет ни слова, но змея обещает вернуть его на родную планету. А раз уж никакого тела не оказывается, то читателю остается надеяться, что так оно и происходит. Или все же Маленький Принц отправляется туда, откуда пришел Адам, – в рай?

Прирученный лис и коварная змея – это важные, сюжетообразующие герои данного произведения. Их значение в развитии повествования невозможно переоценить.

Капризная роза: красота, у которой есть шипы

Если Лис – это олицетворение преданности и доверия, Змея – это коварство и искушение, то Роза – это любовь и противоречивость. Прообразом этого героя послужила жена автора Консуэло, особа весьма своенравная, вспыльчивая и, естественно, капризная. Однако любящая. И ведь Маленький Принц так и говорит о ней, что его Роза – капризна, порой невыносима, но все это защита, так же, как и шипы. А на самом деле, у нее очень мягкое и доброе сердце.

Тоскуя по цветку, мальчик и соглашается на предложение змеи. Ради любви люди способны на многое. И даже умереть, чтобы потом вновь возродиться где-то за звездами, где-то на совсем иной планете, крохотной, но зато в обнимку с прекрасной розой.

Змеи всегда имели особенный дар в одночасье переносить людей в совершенно другой мир. И, кто его знает, может быть, все так и было, как пообещала Маленькому Принцу та змея, и он действительно оказался на своей планете со своим цветком.

Сказка не дает ответа. Но раз это сказка, то все мы можем надеяться на счастливый конец!

Главные герои “Маленького принца” Экзюпери

3.7 (74.74%) 19 votes
  • Маленький принц
  • Лётчик
  • Пьяница
  • Фонарщик
  • Баобаб
  • Торговец
  • Стрелочник
  • Географ
  • Честолюбец
  • Король
  • Турецкий астроном
  • Деловой человек
  • Цветок о трех лепестках

Маленький Принц – главный герой рассказа, это ребенок, живущий на астероиде Б-12,- символизирует для писателя чистоту, бескорыстие, естественное видение мира.

Лис – это очень важный персонаж, он помогает раскрыть саму суть философии всей сказки, помогает заглянуть в самые глубины повествования. И направляет сюжет.

Прирученный лис и коварная змея – это важные, сюжетообразующие герои данного произведения. Их значение в развитии повествования невозможно переоценить.

Характеристика Маленького принца

Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Душа Маленького принца не ско­вана льдом безразличия, омертвелости. Поэтому ему открыва­ется истинное видение мира: он узнаёт цену истинной друж­бы, любви и красоты. Это тема «зоркости» сердца, умения «видеть» сердцем, понимать без слов. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную пла­нету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных пла­нетах, окажется так близко - на его родной планете. Малень­кий принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимохо­дом обронённых слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называ­ется астероид Б-612.

Маленький принц рассказывает лётчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубо­кие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую пла­нету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «…встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать её, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказ­ки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» - говорит он лётчику. И немного по­годя добавляет: «Знаешь… когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…» Ребёнок ощущает себя части­цей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки… И всё же он чувствовал себя очень одиноким.

В поисках дру­зей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в своё путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в беско­нечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними наде­ется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, ко­торого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определённым жизненным явлением, воплощённом в обита­телях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдо­учёностью… Образы героев сказки А. Сент-Экзюпери «Малень­кий принц» имеют свои прототипы. Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен и как бы отстранён от взрослого автора-лётчика. Он рождён из тоски по умираю­щему в себе маленькому Тонио - потомку обнищавшего дво­рянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Королем-Солнце», а в колледже прозвали Лу­натиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается, как вы на­верно заметили, ещё в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика - ко­гда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.

Характеристика Розы из сказки «Маленький принц»

Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух за­хватывало!», и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Роза - это символ люб­ви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содер­жанием. «Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький нринц. - Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою Розу, скажет, что она точно такая же, как вы.

Но для меня она дороже всех вас…» Рассказывая эту исто­рию о Розе, маленький герой признаётся, что ничего тогда не понимал. «На/до было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы гак непоследовательны! Но я был слишком молод и ещё не умел любить!» Прообраз капризной и трогательной Розы тоже хорошо известен, это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло - им­пульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленький сальвадорский вулкан». Кстати, в оригинале автор всегда пишет не «Роза», а «1а Аеиг» - цветок. Но во французском языке это слово женского рода. Поэтому в русском пере­воде Нора Галь заменила цветок Розой (тем более что на рисунке это действительно Роза). А вот в украинском варианте ничего заменять не пришлось - «ля флёр» без труда стала «квггкой».

Характеристика Лиса из сказки «Маленький принц»

Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает наконец то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чём люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить.

Не­даром цветок говорит О ЛЮДЯХ: «Их носит ветром». А стрелоч­ник в разговоре с главным героем, отвечая на вопрос: куда же спешат люди? замечает: «Даже сам машинист не знает этого». Это иносказание можно истолковать так. Люди разучились смотреть ночью на звёзды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания Розы. Они подчинились суетности земной жизни, забыв о «простых истинах»: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: «Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звёзд, - это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым».

И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Лис открывает Малень­кому принцу тайну приручения: приручать - значит создать узы любви, единения душ. Насчет Лиса споров о прообразах и вариантах перевода было много. Вот что пишет переводчица Нора Галь в статье «Под звездой Сент-Экса»: «Когда «Маленький принц» печатался у нас впервые, вышел жаркий спор в редакции: Лис в сказке или Лиса - опять-таки женский род или мужской?

Кое-кго считал, что лисица в сказке - соперница Розы. Здесь спор уже не об одном слове, не о фразе, но о понимании всего образа. Даже больше, в известной мере - о понимании всей сказки: её интонация, окраска, глубинный внутренний смысл - всё ме­нялось от этой «мелочи». А я убеждена: биографическая справ­ка о роли женщин в жизни Сент-Экзюпери понять сказку не помогает и к делу не относится. Уж не говорю о том, что по- французски 1е гепагс! мужского рода. Главное, в сказке Лис - прежде всего друг. Роза - любовь, Лис - дружба, и верный друг Лис учит Маленького принца верности, учит всегда чувствовать себя в ответе за любимую и за всех близких и любимых». Можно добавить ещё одно наблюдение. Необычно большие уши Лиса на рисунке Экзюпери, скорее всего, навеяны маленькой пустынной лисичкой фенек - одно из много­численных существ, прирученных писателем во время службы в Марокко.



просмотров