Индивидуальный проект «Быт русского крестьянина. Как жили крестьяне в Средние века? Орудия труда и быт средневековых крестьян Сообщение о повседневной жизни крестьян

Индивидуальный проект «Быт русского крестьянина. Как жили крестьяне в Средние века? Орудия труда и быт средневековых крестьян Сообщение о повседневной жизни крестьян

Каждый человек должен интересоваться прошлым своего народа. Не зная историю, мы никогда не сможем построить хорошее будущее. Поэтому давайте поговорим о том, как жили древние крестьяне.

Жилье

Деревни, в которых они проживали, достигали приблизительно 15 дворов. Очень редко можно было встретить поселение, насчитывающее 30–50 крестьянских дворов. В каждом уютном семейном дворе стояло не только жилище, но и сарай, хлев, птичник и различные пристройки для хозяйства. Многие жители могли похвастаться также огородами, виноградниками и садами. То, где жили крестьяне, можно понять по оставшимся деревням, где сохранились дворы и признаки быта жителей. Чаще всего дом был построен из дерева, камня, который крыли камышом или сеном. В одном уютном помещении и спали, и ели. В доме стоял деревянный стол, несколько скамей, сундук для хранения одежды. Спали на широких кроватях, на которых лежал тюфяк с соломой или сеном.

Пища

В пищевой рацион крестьян входили каши из различных зерновых культур, овощи, сырные продукты и рыба. В период средневековья печеный хлеб не делали по причине того, что размолоть зерно в состояние муки было очень трудно. Мясные блюда были характерны только для праздничного стола. Вместо сахара крестьяне использовали мед диких пчел. Долгое время крестьяне занимались охотой, но потом на ее место стала ловля рыбы. Поэтому рыба была намного чаще на столах крестьян, чем мясо, которым баловали себя феодалы.

Одежда

Одежда, которую носили крестьяне средневековья, очень отличалась от периода античных веков. Обычной одеждой крестьян была льняная рубашка и штаны до колена или до лодыжки. Поверх рубашки надевали еще одну, с более длинными рукавами, - блио. Для верхней одежды использовали плащ с застежкой на уровне плеч. Обувь была очень мягкая, пошитая из кожи, а твердой подошвы и вовсе не было. Но вот сами крестьяне ходили чаще босиком или в неудобных башмаках с деревянной подошвой.

Правовая жизнь крестьян

Крестьяне, жившие общиной, находились в разной зависимости от феодального лада. У них было несколько правовых разрядов, которыми они наделялись:

  • Основная масса крестьян жила по правилам «валашского» права, которое за основу взяло ту жизнь селян, когда они жили сельской свободной общиной. Владение на земли было общим на едином праве.
  • Оставшаяся масса крестьян подчинялась крепостному праву, которое было продумано феодалами.

Если говорить про валашскую общину, то тут были все черты крепостного права Молдавии. У каждого общинника было право работать на земле только несколько дней в году. Когда феодалы завладели крепостными, они ввели такую нагрузку на дни работы, что реально было ее выполнить только за длительный срок. Конечно же, крестьяне должны были выполнять повинности, которые шли на процветание церкви и самого государства. Крепостные крестьяне, которые жили в 14 – 15 веке раскололись на группы:

  • Государственные крестьяне, которые зависели от господаря;
  • Частновладельческие крестьяне, которые зависели от определенного феодала.

У первой группы крестьян было намного больше прав. Вторая группа считалась свободной, со своим личным правом перехода к другому феодалу, но такие крестьяне платили десятину, отбывали барщину и судились у феодала. Такая ситуация была близка к полному закрепощению всех крестьян.

В следующих веках появлялись различные группы крестьян, которые были зависимы от феодального лада и его жестокости. То, как жили крепостные крестьяне, просто приводило в ужас, ведь не было у них никак прав и свобод.

Закрепощение крестьян

В период 1766 года Григорием Гике был издан закон о полнейшем закрепощении всех крестьян. Никто не имел права перехода от бояр к другим, беглецы быстро возвращались на места полицией. Весь крепостной гнет усиливался налогами и повинностями. Налогами облагали любую деятельность крестьян.

Но даже весь этот гнет и страх не подавил дух свободы в крестьянах, которые восстали против своего рабства. Ведь иначе крепостное право трудно назвать. То, как жили крестьяне в эпоху феодального лада, не сразу было забыто. Безудержный феодальный гнет остался в памяти и не давал еще долгое время крестьянам восстановить свои права. Долгой была борьба за право на свободную жизнь. Борьба сильного духа крестьян увековечилась в истории, и поражает своими фактами до сих пор.

Крестьяне и крестьянский быт

Крестьянское жилище описывает де Кюстин. Большую часть русского дома занимали сени. «Несмотря на сквозняк, - пишет француз, - меня охватил характерный запах лука, кислой капусты и дубленой кожи. К сеням примыкала низкая и довольно тесная комната… Все - стены, потолок, пол, стол, скамьи - представляют собой набор досок различной длины и формы, весьма грубо обделанных…

В России нечистоплотность бросается в глаза, но она заметнее в жилищах и одежде, чем у людей. Русские следят за собой, и хотя их бани кажутся нам отвратительными, однако этот кипящий туман очищает и укрепляет тело. Поэтому часто встречаешь крестьян с чистыми волосами и бородой, чего нельзя сказать об их одежде… теплое платье стоит дорого, и его поневоле приходится долго носить…»{248}.

О крестьянках, наблюдая их танцы, де Сталь писала, что не видела ничего более миловидного и грациозного, чем эти народные танцы. В танце крестьянок она нашла и стыдливость и страстность.

Де Кюстин утверждал, что на всех крестьянских праздниках царит тишина. Они много пьют, мало говорят, не кричат и либо молчат, либо поют грустные песни. В своем любимом развлечении - качелях - они показывают чудеса ловкости и умения балансировать. На одни качели становилось от четырех до восьми парней или девушек. Столбы, на которых подвешивались качели, достигали двадцати футов высоты. Когда качались молодые люди, иностранцы боялись, что качели вот-вот опишут полный круг, и им было непонятно, как можно было держаться на них и сохранять равновесие.

«Русский крестьянин трудолюбив и умеет выпутаться из затруднений во всех случаях жизни. Он не выходит из дому без топора - инструмента, неоценимого в искусных руках жителя страны, в которой лес еще не стал редкостью. С русским слугою вы можете смело заблудиться в лесу. В несколько часов к вашим услугам будет шалаш, где вы с большим комфортом… проведете ночь»{249}, - отмечал де Кюстин.

Из книги Французское общество времен Филиппа-Августа автора Люшер Ашиль

ГЛАВА XIII. КРЕСТЬЯНЕ И ГОРОЖАНЕ В эпоху Филиппа Августа и в течение большей части средневековья, до конца XIII в., социального вопроса не существовало в том смысле, что он не ставился никем и не волновал общественное мнение. Иначе и быть не могло. Мнение трудящихся классов,

Из книги Путешествие в историю русского быта автора Короткова Марина Владимировна

2 Крестьянский двор Хозяйство русского крестьянина невозможно себе представить без скота. Даже у бедняков была лошадь, две–три коровы, шесть–восемь овец и свиней. Зажиточные крестьяне имели теплые зимние скотные дворы. Бедные крестьяне держали скот на дворе. В большую

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

Из книги Тайны гениев автора Казиник Михаил Семенович

Глава 3. А как же крестьяне? Перечитал написаное и даже вздрогнул:Бетховен, шефы мировых фирм, кроветворность – какиеВселенские дали!Мы, кажется, взлетели туда, откуда Земля не больше, чем шарик для игры в пинг-понг и мне явно пора поменять стиль. И даже получен сигнал –

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Из книги Что означает ваша фамилия? автора Федосюк Юрий Александрович

КРЕСТЬЯНЕ ИЛИ КНЯЗЬЯ? В газетах иногда можно прочитать о ткачихе Волконской, токаре Шаховском, комбайнере Шереметеве. Неужели все эти трудящиеся люди – выходцы из знатных дворянских семейств? Не обязательно. Но какое-то отношение к этим родам они все-таки имели. И вот

Из книги Традиционная Япония. Быт, религия, культура автора Данн Чарльз

Глава 3 КРЕСТЬЯНЕ Долг крестьянина состоял в том, чтобы выращивать рис (комэ) для самураев, - это было его самым важным, однако не единственным занятием. Для риса, как он выращивается в Японии и в других областях Азии, требуются абсолютно плоские, ровные поля, куда можно в

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Крестьяне при Павле I При Павле крестьяне впервые получили возможность принести присягу новому государю. Это значило признание личности и, следовательно, прав крестьян. И крепостные, и помещики заволновались, увидев в этом грядущие перемены в общественном строе.Желание

Из книги Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры автора Шово Мишель

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы автора Рейтблат Абрам Ильич

Глава IX ЛУБОЧНАЯ КНИГА И КРЕСТЬЯНСКИЙ ЧИТАТЕЛЬ В пореформенный период с усилением отходничества, введением всеобщей воинской повинности, развитием земской школы довольно быстро стали расти численность грамотного сельского населения и объем крестьянской читательской

Почему матросы из крестьян не были подвержены морской болезни? Когда слово «квашня» было скорее похвалой, нежели оскорблением? Как ухват для вытаскивания горшков из печи помог ополченцам в 1812 году, а коромысло — одной крепкой бабе, встретившей татаро-монголов на Почайне? Ответы на все эти непростые вопросы можно найти в нашем занимательном словаре предметов крестьянского быта, вышедших из употребления.

Валёк – не праздник 14 февраля, а массивный, изогнутый кверху деревянный брусок с короткой рукояткой. Служил для обмолота льна и для выколачивания белья во время стирки. Изготавливали вальки из липы или берёзы и украшали резьбой и росписью. Валёк считался прекрасным подарком от жениха невесте – парни как бы поощряли девушек на дальнейшие трудовые подвиги, вытачивая вальки в форме женской фигуры, или с отверстиями, куда помещались камешки и горошины. При работе они издавали журчащие звуки, услаждая слух трудящихся.

«Полоскальщицы», Ф.В. Сычков (1910 г.)

Ендова – деревянная или металлическая чаша в виде ладьи с носиком для слива. Использовалась для разлива напитков на пирах. Иная ендова спокойно вмещала ведро браги, ведь бражка-то по тем временам была слабоалкогольным напитком!

«Хлеб, соль и братина», В.Ф. Стожаров (1964 г.)

Жернова. Можно подумать, что жернова располагались только на мельницах. На самом же деле этот громоздкий предмет был в каждой избе. Не ехать же на мельницу ради мешочка муки? Не так уж прост был этот предмет. Поверхность его разделена желобками, чтобы обеспечить постепенное ссыпание готовой муки из-под жерновов. Кроме того, историки утверждают, что жернова были изобретены раньше колеса и в какой-то степени послужили их прообразом.

Зыбка – предназначалась для . Небольшой короб подвешивался прямо к потолку, к центральному брусу-матице, с помощью гибкой жерди-очепа. Вероятно, что зыбка, да ещё традиционная крестьянская забава – качели — «воспитывала» у ребенка отличный вестибулярный аппарат. Замечалось, что матросы из крестьян не были подвержены морской болезни и не боялись высоты.

С. Лобовиков (начало XX века)

Лавки. Вообще-то, вся обстановка крестьянской избы состояла из лавок, протянувшихся вдоль стен. В красном углу, под божницами, располагалась «красная» лавка – на ней сидели только особо почётные гости, священники, например, или брачующиеся в день свадьбы. На лавке у входа работал и отдыхал хозяин, лавка против печи предназначалась для прях. Ночью лавки служили : старики на печи, дети – на полатях.

«Красный угол в избе», М.В. Максимов (1869 г.)

Лубок. Крестьянский быт, в котором все было строго практично, нуждался и в украшении. Нельзя же жить без ! И эстетика приходила в деревню в самом доступном воплощении. Лубки, печатные листы назидательного, исторического или юмористического содержания, можно было купить на ярмарке или у разносчика. Простые, яркие картинки сопровождались текстом, иногда в стихах. В сущности, это были комиксы.

Квашня – деревянная кадушка для замешивания теста. Признавалась предками не просто предметом быта, а живым существом высшего порядка. Самые дорогие и лучшие квашни долбили из ствола дуба. Тесто, подошедшее в дубовой квашне, было особенно воздушным – секрет заключался в низкой теплопроводности стенок. А на стенках кадушки со временем образовывался белый налёт — плесневые грибки, которые обладали способностью заживлять раны.

Коромысло – толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками или выемками на концах. Предназначалось для носки вёдер с водой. Оно удобно ложилось на плечи, а ведра не расплёскивались при ходьбе. Коромысла украшали резьбой и росписью. Считается, что именно коромысло вырабатывало в славянских девушках плавную походку и хорошую осанку. Кроме того, коромыслом можно было хорошенько огреть кого-нибудь несимпатичного. По свидетельству историков, во время осады Новгорода полчищами татаро-монголов, одна крепкая девушка на реке Почайне так отходила татар коромыслом, что те струсили и сняли осаду.

Кросно (кросны) – деревянный ткацкий стан, который занимал много места в избе. На нём женщины ткали полотно. Украшать его принято было солярной (солнечной) символикой, ведь сотканная одежда грела всю семью. Сейчас станы – удел редких мастериц, которые за свою работу ломят чудовищную цену.

с. Верхне-Усинское Усинского пограничного округа, 1916 г.

Кузов – то, в чём медведь в сказке нёс Машу, внушительный короб, сплетённый из лыка и бересты. Носили за плечами, как туристические рюкзаки. Видом очень похоже, и так же болтается сбоку какое-нибудь ведёрко.

Полати – полка под потолком, идущая от печи и над . Обычно там обитали дети, которых в избах предков было немало. Это было самое теплое место в избе. Там же и сушились всякие предметы, предназначенные к просушке. «Нет перинки, нет кровати, да теплы в избе полати» — писал поэт Некрасов.

«В избе», Н.Л. Эллерт (1890-е г.)

Помело – пучок травы, предназначенный для очистки шестка и пода печи перед стряпней. Нынче помело путают с метлой и веником. А вот в прежние-то времена хозяйка, подметающая помелом пол, или, напротив, веником – печь, подвергалась общественному остракизму. Это было как половой тряпкой вымыть обеденный стол. Кроме того, считалось, что домашний дух может на это сильно обидеться и наказать неряху всякими домашними неприятностями. Помело вязалось из полыни, которой везде полно, а раз в году, в четверг на Страстной неделе, хозяйки мастерили помело из можжевельника или еловых веточек. Четверговое помело, по поверью, способно было отпугнуть черта, если нечистому вздумается сунуться в печную трубу.

«Крестьянская изба», В.М. Максимов (1869 год)

Поставец – стол, он же и буфет. В отличие от обеденного стола стоял не в красном углу, а рядом с печкой, и был выше – для того, чтобы женщине удобнее было готовить. Предки тоже кое-что понимали в ! Внутрь поставца помещали разнообразную утварь.

Ступа – выдолбленная из берёзового или осинового ствола утварь для изготовления и размельчения льняного и конопляного семени. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается. К ступе относились очень серьезно, она считалась предметом инфернальным и приближенным к потустороннему миру. В ступе летала баба Яга – славяне помнили, что когда-то хоронили своих предков в долбленых овальных гробах, точь-в-точь похожих на ступу…

Сундук. Кто же не знает, что такое сундук? Но этот удобный древнейший предмет интерьера совершенно ушёл из употребления. Как жаль! Там можно было хранить много вещей, на сундуке можно было , в замки сундука встраивали музыкальный механизм… И выспишься, и музыки наслушаешься, и скарб домашний припрятан. А как иной сельский живописец его разрисует поучительными сюжетами – и глаз не отведёшь!

Укладка – не имеет отношения ни к причёске, ни к . Укладка – почти то же, что и сундук, и многие их путают. Милые мои, надо же понимать разницу! В сундуке что? Пять сарафанов алых, да один синий, рубашек дюжина, бабушки покойной панёва, кафтан, да сапоги худые. Тряпки то есть, их и закрывать не надо – кто на это добро польститься? А укладка – дело другое. Укладка – тайный сундучок с хитрым замочком, деньги там хранятся. В общем – сейф, только примитивный.

Ухват – стальная рогатина на длинной палке. Предназначался для вытаскивания горшков из печи. Ухватов в хозяйстве могло быть несколько, по диаметру горшков. Кроме того, ухват, по свидетельству Л. Толстого, сыграл важную роль в народной войне 1812 года, будучи взят на вооружение ополченцами. И это не шутка — между прочим, боевой ухват был известен с давних времён. А бытовой ухват от боевого ничем не отличается. Теперь ухват заменён рукавичками и прихваточками. А ну как француз на нас опять попрёт – прихватками будем отмахиваться?

Хлебная лопата – когда в каждом доме пекли хлеб и пироги, при печи необходима была широкая деревянная лопата на длинном черенке. Хлебную лопату делали из целого куска дерева, точнее, липового, осинового или ольхового ствола. Даже у бабы Яги была такая – на ней она едва не испекла Лутонюшку, но сама оказалась в дурах.

Щенник – горшок для щей. От кашника (горшка для каши) отличался только названием.

Небогат был быт русского крестьянина, даже скуден. А всё же жили люди, радовались чему-то, свадьбы играли, и какие песни пели, какие сказки рассказывали. Значит, и в самом деле – счастье лучше богатства.

Алиса Орлова

Русское жилище как и жилище любого народа имеет много разных типов.

Но есть общие черты, который характерны для жилья разных слоев общества и

разных времен. Прежде всего русское жилище - это не отдельный дом, а

огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так

и хозяйственных. Жилые носили наименования: избы, горницы, повалуши,

сенники. Изба было общее название жилого строения. Горница, как показывает

само слово, было строение горнее, или верхнее, надстроенное над нижним, и

обыкновенно чистое и светлое, служившее для приема гостей. Название

повалуши характерно для восточных губерний, и значило кладовую,

обыкновенно холодную. В старину, хотя повалуши и служили для хранения

вещей, но были также и жилыми покоями. Сенником называлась комната

холодная, часто надстроенная над конюшней или амбаром, служившая летним

жилым помещением.

Еще в 17 веке в Москве двор даже знатного человека представлял собой

территорию, обнесенную каменным забором, застроенную несколькими каменными

зданиями, между которыми торчали деревянные здания, избы, горницы, светлицы

и множество изб людских и служебных, многие из которых были соединены

крытыми переходами.

У простолюдинов избы были черные, т.е. курные, без труб; дым выходил в

маленькое волоковое окно; при собственно так называемых избах были

пристройки, называемые комнатами. “В этом пространстве жил бедный русский

мужик... часто вместе со своими курами, свиньями, гусями и телками,

посреди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству, а от

печи поверху под потолок приделывались полати. К избам приделывались разные

пристенки и прирубки. У зажиточных крестьян, кроме изб, были горницы на

подклети с комнатами, т.е. двухэтажные домики. Курные избы были не только в

городах, но и в посадах и в 16 веке и в самой Москве. Случалось, что в

одном и том же дворе находились и курные избы, называемые черными, или

поземными, и белые с трубами, и горницы на нижних этажах”.

Крестьянское жилище обычно представляло собой комплекс построек,

обслуживавший различные нужды крестьянской семьи, причем на первый план

чаще выступают не бытовые, а хозяйственные ее потребности, хотя в реальной

жизни отделить одни от других весьма затруднительно. Следовательно,

историческое развитие крестьянских построек тесно переплетено с историей

развития крестьянского хозяйства, с технологией процессов, развитием орудий

Как правило, жилища богатых и бедных крестьян в деревнях практически

отличались добротностью и количеством построек, качеством отделки, но

состояли из одних и тех же элементов. Все постройки в буквальном смысле

слова рубились топором от начала до конца строительства, хотя в уездных

городах, с которыми крестьянские хозяйства поддерживали рыночные связи,

были известны и применялись и продольные и поперечные пилы. Эта

приверженность традициям видна и в том, что еще в 18 веке большая часть

населения предпочитала отапливать жилища “по-черному”, т.е. печи в избах

ставились без печных труб. Этот консерватизм прослеживается и в

организации самого комплекса крестьянских жилых и хозяйственных построек.

Основными компонентами крестьянского двора были “избы да клеть”, “изба

да сенник”, т.е. основная жилая постройка и основная хозяйственная

постройка для хранения зерна и другого ценного имущества. Наличие таких

хозяйственных построек, как амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев,

мшанник и др. зависело от уровня развития хозяйства. В понятие

“крестьянский двор” включались не только строения, но и участок земли, на

котором они располагались, включая огород, гуменник и т.п.

Основным строительным материалом было дерево. Количество лесов с

прекрасным “деловым” лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчас

в Среднерусском регионе. Лучшими породами дерева для построек считались

сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Лиственница и дуб

ценились за прочность древесины, но они были тяжелы и трудны в обработке.

Их применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в

сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, соляные амбары).

Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина)

применялись в строительстве, как правило, хозяйственных зданий. В лесу

получали необходимый материал и для кровли. Чаще всего береста, реже кора

ели или других деревьев служили необходимой гидрозащитной прокладкой в

кровлях. Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам.

Так, для стен сруба стремились подобрать особые “теплые” деревья, поросшие

мхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для теса на

кровлю обязательно выбирались не просто прямые, но именно прямослойные

деревья. Соответственно назначению деревья метились еще в лесу и вывозились

к месту строительства. Если пригодный для построек лес был далеко от

поселения, то сруб могли срубить и прямо в лесу, дать ему выстояться,

высохнуть, а потом перевезти к месту строительства. Но чаще срубы собирали

уже на дворе или поблизости от двора.

Тщательно выбирали и место для будущего дома.

Для возведения даже самых крупных построек срубного типа обычно не

сооружали специального фундамента по периметру стен, но по углам зданий

(изб, клетей) закладывались опоры - крупные валуны, большие пни. В редких

случаях, если протяженность стен была много больше обычной, опоры ставили и

в середине таких стен. Сам характер срубной конструкции зданий позволял

ограничиться опорой на четыре основные точки, т.к. сруб - цельносвязанная

конструкция

В основе подавляющего большинства построек лежала “клетка”, “венец”, -

связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь. Способы такой

рубки могли быть различными по технике исполнения, но назначение связи было

всегда одним - скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами без

каких-либо дополнительных элементов соединения (скоб, гвоздей, деревянных

штырей или спиц и т.п.). Бревна метились, каждое из них имело строго

определенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубили

второй, на втором третий и т.д., пока сруб не достигал заранее определенной

высоты. Конструктивно такой сруб без специальных связующих элементов мог

подняться на высоту нескольких этажей, так как вес бревен плотно вгонял их

в гнезда крепления, обеспечивая необходимую вертикальную связь, наиболее

прочную в углах сруба.Основные конструктивные типы рубленых крестьянских

жилых строений - “крестовик”, “пятистенок”, дом с прирубом.

Крыша у русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни,

иногда, в безлесных местах, - соломенная. Стропильная техника сооружения

кровли, как и другие виды конструкции крыш, хотя и были известны русским

мастерам, но в крестьянских избах не употреблялись. Срубы просто

“сводились” как основания для кровли. Для этого после определенной высоты

бревна стен начинали постепенно и пропорционально укорачивать. Сводя их под

вершину кровли. Если укорачивали бревна всех четырех стен, получалась

кровля “костром”, т.е. четырехскатная, если с двух сторон - двухскатная, с

одной стороны - односкатная.

Одним из важнейших элементов жилища крестьян всегда была печь. И не

только потому, что в суровом климате Восточной Европы без печного отопления

в течение семи- восьми месяцев не обойтись. Нужно отметить, что так

называемая “русская”, а правильнее всего духовая печь - изобретение сугубо

местное и достаточно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольских

жилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетия

нашей эры произошли весьма значительные изменения, позволившие гораздо

полнее использовать топливо. К концу 18 века уже выработался тип печи,

который позволял использовать ее не только для обогрева и приготовления

пищи, но и как лежанку. В ней же пекли хлебы, сушили на зиму грабы, ягоды,

подсушивали зерно, солод - во всех случаях жизни печь приходила крестьянину

на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего

года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь,

чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство духовой печи

накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день,

утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась

горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта

особенность духовой печи оказала решающее влияние на русскую кулинарию, в

которой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не только

крестьянскую, т.к. образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильно

отличался от крестьянской жизни.

Внутренняя планировка крестьянских жилищ была подчинена достаточно

строгим, хотя и неписаным законам. Большая часть “мебели” составляла часть

конструкции избы и была неподвижной. Вдоль всех стен, не занятых печью,

тянулись широкие лавки, тесаные из самых крупных деревьев. Такие лавки

можно было видеть в старинных избах еще не так давно, и предназначены они

были не столько для сиденья, сколько для сна. Около печи была судная, или

посудная лавка, где полновластной хозяйкой была старшая женщина в доме. По

диагонали, в противоположном от печи углу помещали иконы, и сам угол звался

святым, красным, кутным.

Одним из обязательных элементов интерьера были полати, специальный

помост, на котором спали. Зимой под полатями часто держали телят, ягнят. В

северных губерниях, по-видимому, уже в 18 веке полати делали высокие, на

уровне высоты печи. В центральных и южных губерниях полати приподнимались

над уровнем пола невысоко. Место для сна старшей супружеской пары в избе

(но не стариков, место которых было на печке) специально отводилось в одном

из углов дома. Это место считалось почетным.

Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки-“полавочники”, на

которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п. В

стене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды.

Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не

деленной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдение

определенных правил размещения для членов крестьянской избы. Та часть избы,

где находилась судная лавка, всегда считалась женской половиной, и заходить

туда мужчинам без особой надобности считалось неприличным, а посторонним -

тем более.

Крестьянский этикет предписывал гостью, вошедшему в избу, оставаться в

половине избы у дверей. Самовольное, без приглашения вторжение в “красную

половину”, где ставился стол, считалось крайне неприличным и могло быть

воспринято как оскорбление.

К жилой избе в 18 веке обязательно пристраивались сени, хотя в

крестьянском обиходе они были более известны под именем “мост”. По-

видимому, первоначально это было действительно небольшое пространство перед

входом, вымощенное деревянными лагами и прикрытое небольшим навесом

(“сенью”). Роль сеней был разнообразной. Это и защитный тамбур перед

входом, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение,

где держали часть запасов продовольствия.

В украшении избы сказывались художественный вкус и мастерство

русского крестьянина. Силуэт избы венчали резной конек (охлупень) и кровля

крыльца; фронтон украшали резные причелины и полотенца, плоскости стен -

наличники окон, зачастую отражавшие влияние архитектуры города (барокко,

классицизм и т.д.). Потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтон

расписывали.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА

Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской

Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской

костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами.

Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс,

украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба

и островерхая меховая шапка.

С 16 века простота и малая расчлененность форм одежды бояр,

придававшая фигуре торжественность и величавость, стали сочетаться с особой

эффектностью декоративного оформления.

Старинная русская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и у

крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью

убранства.

Обувь простого народа была лапти из древесной коры - обувь древняя,

употребляемая еще со времен язычества. Люди с достатком носили сапоги,

чеботы, башмаки и ичетыги. Эта обувь делалась из телячьей, конской,

коровьей (юфти, т.е. кожа быка или коровы, выделанная на чистом дегте)

кожи. Для богатых людей эту же обувь делали из персидского или турецкого

сафьяна. Сапоги имели длину до колен, чеботы - полусапожки с остроконечными

загнутыми кверху носами. Башмаки носились с ичетыгами, т.е. сафьяновыми

чулками или получулками. Обувь мужская и женская почти не различалась.

Посадские жены носили сапоги, н дворянки ходили только в башмаках и

чеботах. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья.

Обувь была всегда цветная, чаще всего красная или желтая, иногда

зеленая, голубая, лазоревая, белая, телесного цвета. Она расшивалась

золотом, особенно голенища, унизывалась жемчугом.

Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых - шелковые.

Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Русские мужские

рубахи делались широкие и короткие, опускались сверх исподнего платья и

подпоясывались низко и слабо узким пояском, называемым опояскою. По подолу

и по краям рукавов рубахи расшивались узорами, украшались тесьмой. Но

особое внимание обращали на стоячий воротник рубахи - ожерелье. Его делали

пристегивающимся и украшенным соответственно богатству носящего.

Русские штаны или порты шились без разрезов, с узлом, с помощью

которого можно было делать их шире или уже. У бедных они делались их

холста, белого или крашеного, из сермяги - грубой шерстяной ткани; у

зажиточных из сукна, богатые имели шелковые штаны, особенно летом. Штаны

были не длинны и достигали только колен, делались с карманами (зепью) и

были цветными - желтые, лазоревые, чаще всего красные.

На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую. Исподняя была

домашняя, в которой сидели дома; если нужно было идти в гости или принимать

гостей, надевали на нее другую; Третья была накидная для выхода.

Исподняя одежда называлась зипун как у царей, так и у крестьян. Это

платье было узкое, длиной до колен или иногда до икр, но чаще всего не

доходившее даже и до колен.

На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий.

Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан. Рукава

его были чрезвычайно длинны, достигали до земли и собирались в складки или

брыжи, так что ладонь можно было по желанию закрывать или оставлять

открытою, и таким образом концы рукавов заменяли перчатки. В зимнее время

эти рукава служили защитою от стужи, а рабочие люди могли с их помощью

брать горячие предметы. Разрезанный спереди кафтан застегивался с помощью

завязок или пуговиц, крепившихся к нашивкам из другой материи и другого

цвета. Воротники на кафтанах были маленькие, из-под них высовывались обнизь

зипуна или ожерелье рубахи. У кафтана была подкладка, зимние кафтаны шились

и на легких мехах. В этим же разрядам одежды относятся чуга, ферезь,

армяк, тегиляй, терлик.

Верхние, или накидные одежды были: опашень, охабень, однорядка,

ферезея, епанча и шуба. Опашень - это летняя одежда. Охабень плащ с

рукавами и с капюшоном. Ферезея - плащ, одеваемый в дорогу. Шубы были

самым нарядным платьем для русского, потому что давали возможность щеголять

разнообразными мехами. Множество мехов в доме составляло признак

довольства и зажиточности. Случалось, что русские не только выходили в

шубах на мороз, но сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы показать

свое богатство. У бедных были шубы овчинные, или тулупы, и заячьи; у людей

среднего состояния - беличьи и куньи, у богатых - собольи и лисьи всех

видов. Царские шубы - из горностаев. Шубы покрывались обыкновенно сукном,

но иногда делались и из одного меха. Шубы делились на нарядные и санные. В

первых ходили в церковь, в гости или принимали гостей дома, последние

одевали в дорогу.

Тогдашний вкус требовал самых ярких цветов в одежде. Черные и вообще

темные цвета употреблялись только на печальных (траурных), или так

называемых смирных одеждах.

Золотое платье (из шелковой материи, затканной золотом и серебром)

считалось атрибутом достоинства у бояр и думных людей, окружавших царскую

особу, и когда принимали послов, то всем, не имеющим такого рода платьев,

раздавали их на время из царской казны.

Все русские носили пояса, и считалось неприличным ходить без пояса.

Кроме опоясок на рубахе, носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли ими,

как нашивками и пуговицами.

Русская шапка была четырех родов. Зажиточные люди носили маленькие

шапочки, покрывавшими только макушку, расшитые золотом и жемчугом, даже в

комнатах, а царь Иван Грозный ходил в ней даже в церковь, и за то

поссорился с митрополитом Филиппом. Другой вид шапки - колпак, зимой

подбитый мехом. Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или

войлока, зимою подбитые овчиной. Третий вид - четырехугольная шапка,

украшенная меховым околышком, их носили дворяне, бояре и дьяки. Четвертый

род - горлатные шапки, их носили исключительно князья и бояре. Таким

образом, по шапке можно было узнать происхождение и достоинство человека.

Высокие шапки означали знатность породы и сана.

Женские одежды были похожи на мужские, но имели свои особенности, так

что уже издали можно было отличить женщину от мужчины. Не говоря уже о

головных уборах, к самим одеждам, носившим те же названия, как и у мужчин,

прибавлялось слово “женский”, например женская шуба, женский опашень и

Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, белого или красного

цвета. К рукавам рубашки пристегивались запястья, вышитые золотом или

жемчугами. Сверх рубашки надевался летник, имеющий застежку снизу доверху,

до самого горла, что диктовалось правилами приличия. Зимою летники

подбивались мехом и назывались кортелями. Распространение получили и

сарафаны.

Верхняя женская одежда - опашень. Другой вид женской верхней одежды -

телогрея. Особое разнообразие имели женские шубы.

Голова замужней женщины убиралась волосником или подубрусником Это

были шапочки из шелковой материи, являющиеся символом брачного состояния и

составляли необходимую и главнейшую часть приданого. По понятиям русских,

для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои

волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим

бесчестьем. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семейства, исключая

мужа, не увидели ее простоволосою. Поверх волосника накладывался платок

(убрус), обыкновенно белый, и подвязывался под подбородком. Когда женщины

выходили в церковь или в гости, то надевали кику: шапку с возвышенностью на

лбу. Иногда это был кокошник. Имелось также очень большое разнообразие

женских шапок. Девицы носили на голове венцы - обручи без верха. Зимою

девицы покрывали голову высокой меховой шапкой -столбунцом.

Одежда (и женская и мужская) дополнялась украшениями.

Бедные поселянки ходили в длинных рубахах. На рубахи надевали летники,

иногда белого цвета, иногда крашеные, а голову покрывали платком,

завязанным под подбородком. Сверху всего, вместо накидного платья,

поселянки надевали одежду из грубого сукна или серемяги - серник.

В прежние времена у крестьян и посадских людей встречались очень

богатые наряды. Их дорогие одежды переходили из рода в род. По большей

части одежды кроились и шились дома: шить на стороне не считалось даже

признаком хорошего хозяйства.

Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в

клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средством

от моли и затхлости. Только в большие праздники и в торжественные случаи,

как, например, в свадьбы, их доставали и надевали. В обыкновенные

воскресные дни русские ходили в менее богатом наряде, а в будни не только

простой народ, но и люди обоего пола среднего сословия и дворяне не

щеголяли одеждою. Зато когда надо было себя показать, русский человек

“скидал свои отрепья, вытаскивал из клетей отцовские и дедовские одежды и

навешивал на себя, не жен и на детей все, что собрано было по частям им

самим, отцами, дедами и бабками”.

Сложившийся образ русского народного мужского костюма: рубаха-

косоворотка, иногда с вышитым или тканым узором по вороту и подолу,

выпускаемая поверх нешироких штанов и перехваченная поясом. Северный тип

русского народного женского костюма: рубаха и сарафан стройного,

расширенного книзу силуэта.

Вряд ли тогдашние бани сильно отличались от тех, что и сейчас ещё

можно встретить в глубоких деревнях - маленький сруб, иногда без

предбанника, в углу - печь - каменка, рядом с ней - полки или полати, на

которых парятся, в углу - бочка для воды, которую нагревают, бросая

туда раскалённые камни, и всё это освещается маленьким окошечком, свет из

которого тонет в черноте закопчённых стен и потолков. Сверху такое

сооружение часто имеет почти плоскую односкатную кровлю, крытую берестой и

дерном. Традиция мыться в банях среди русских крестьян была не

повсеместной. В иных местах мылись в печах.

XVI век - время распространения построек для скота. Они ставились

отдельно, каждая под своей крышей. В северных районах уже в это время

можно заметить тенденцию к двух этажности таких построек (хлев, мшаник, а

на них сенник, то есть сенной сарай), которая позднее привела к

образованию громадных хозяйственных двухэтажных дворов (внизу - хлева и

загоны для скота, вверху - повить, сарай, где хранят сено, инвентарь,

здесь же ставится клеть).

Основной пищей в XVI веке оставался хлеб. Хлебопечение и приготовление

других изделий из зерна, и зерно продуктов в городах XVI века было занятием

больших групп ремесленников, специализировавшихся на производстве этих

продуктов питания для продажи. Хлеб пекли из мешанной ржаной и овсяной

муки, а также, должно быть, и только из овсяной. Из пшеничной муки

выпекали хлеба, калачи, просвиры. Из муки изготовляли лапшу, пекли оладьи и

"перепечь" - ржаные жареные лепёшки из кислого теста. Из ржаной муки пекли

блины, приготовляли сухари. Очень разнообразен ассортимент из сдобного

теста-пироги с маком, мёдом, кашей, репой, капустой, грибами, мясом и т.п.

Перечисленные изделия далеко не исчерпывают разнообразия хлебных

продуктов, употреблявшихся на Руси в XVI веке.

Очень распространенным видом хлебной пищи были каши (овсяные,

гречневые, ячменные, пшенные), и кисели - гороховый и овсяный. Зерно

служило и сырьём для приготовления напитков: кваса, пива, водки.

Разнообразие огородных и садовых культур, возделываемых в XVI веке,

обусловливало разнообразие овощей и фруктов, употреблявшихся в пищу:

капуста, огурцы, лук, чеснок, свекла, морковь, репа, редька, хрен, мак,

стручковый зелёный горох, дыни, различные травы для солений (чеьра, мята,

тмин), яблоки, вишни, сливы.

Значительную роль в питании играли грибы - вареные, сушеные, печеные.

Одним из основных видов питания, следующим по значению, за хлебной и

растительной пищей и продуктами животноводства в XVI веке рыбная пища. Для

XVI века известны разные способы обработки рыбы: соление, сушение, вяление.

Очень выразительными источниками, рисующими разнообразие пищи на Руси в XVI

веке являются столовые обиходники монастырей. Ещё большее разнообразие

блюд представлено в Домострое, где имеется специальный раздел "Книги во

весь год, что в столы еству подают..."

Таким образом, в XVI веке ассортимент хлебных изделий отличался уже

очень большим разнообразием. Успехи в развитии земледелия, в частности

огородничества и садоводства, привели к значительному обогащению и

расширению ассортимента растительной пищи вообще. Наряду с мясной и

молочной пищей очень важную роль продолжала играть пища рыбная.


Русское жилище - это не отдельный дом, а огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так и хозяйственных. Изба было общее название жилого строения. Слово "изба" произошло от древнего "истба", "истопка". Изначально так называлась основная отапливаемая жилая часть дома с печью.

Как правило, жилища богатых и бедных крестьян в деревнях практически отличались добротностью и количеством построек, качеством отделки, но состояли из одних и тех же элементов. Наличие таких хозяйственных построек, как амбар, рига, сарай, баня, погреб, хлев, выход, мшаник и др., зависело от уровня развития хозяйства. Все постройки в буквальном смысле слова рубились топором от начала до конца строительства, хотя были известны и применялись продольные и поперечные пилы. В понятие "крестьянский двор" включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались, включая огород, сад, гумно и т.п.

Основным строительным материалом было дерево. Количество лесов с прекрасным "деловым" лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчас в окрестностях Саитовки. Лучшими породами дерева для построек считались сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Дуб ценился за прочность древесины, но он был тяжел и труден в обработке. Его применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, колодцы, соляные амбары). Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина), применялись в строительстве, как правило, хозяйственных построек

Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам. Так, для стен сруба стремились подобрать особые "теплые" деревья, поросшие мхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для теса на кровлю обязательно выбирались не просто прямые, но именно прямослойные деревья. Чаще срубы собирали уже на дворе или поблизости от двора. Тщательно выбирали и место для будущего дома

Для возведения даже самых крупных построек срубного типа обычно не сооружали специального фундамента по периметру стен, но по углам изб закладывались опоры - крупные валуны или так называемые "стулья" из дубовых пней. В редких случаях, если протяженность стен была много больше обычной, опоры ставили и в середине таких стен. Сам характер срубной конструкции зданий позволял ограничиться опорой на четыре основные точки, так как сруб представлял собой цельносвязанную конструкцию.


В основе подавляющего большинства построек лежала "клетка", "венец", - связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь. Способы такой рубки могли быть различными по технике исполнения.

Основными конструктивными типами рубленых крестьянских жилых строений были "крестовик", "пятистенок", дом с прирубом. Для утепления между венцами бревен прокладывался мох вперемежку с паклей.

но назначение связи было всегда одним - скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами без каких-либо дополнительных элементов соединения (скоб, гвоздей, деревянных штырей или спиц и т.п.). Каждое бревно имело строго определенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубили второй, на втором третий и т.д., пока сруб не достигал заранее определенной высоты.

Крыши у изб были в основном покрыты соломой, которая, особенно в неурожайные годы, нередко служила кормом для скота. Иногда более зажиточные крестьяне возводили крыши тесовые или из драни. Тес изготавливался вручную. Для этого двумя работниками использовались высокие козлы и длинная продольная пила.

Повсеместно, как все русские, крестьяне Саитовки по распространенному обычаю при закладке дома клали деньги под нижний венец во все углы, причем красному углу полагалась более крупная монета. А там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол по народным представлениям, предназначался для домового.

В верхней части сруба поперек избы располагалась матка - четырехгранная деревянная балка, служащая опорой для потолочин. Матка врубалась в верхние венцы сруба и часто использовалась для подвешивания к потолку предметов. Так, к ней прибивалось кольцо, через которое проходил очеп (гибкая жердь) колыбели (зыбки). Посредине для освещения избы подвешивался фонарь со свечой, а позднее - керосиновая лампа с абажуром.

В обрядах, связанных с завершением строительства дома, существовало обязательное угощение, которое называлось "матичное". Кроме того, укладка самой матки, после которой оставалось еще достаточно большой объем строительных работ, рассматривалась как особый этап в возведении дома и обставлялась своими обрядами.

В свадебном обряде для благополучного сватовства сваты никогда не проходили в дом за матку без специального на то приглашения хозяев дома. В народном языке выражение "сидеть под маткой" означало "быть сватом". С маткой связывалось представление об отчем доме, удаче, счастье. Так, уходя из дома, нужно было подержаться за матку.

Для утепления по всему периметру нижние венцы избы засыпались землей, образуя завалинку, перед которой устанавливалась скамейка. Летом на завалинке и скамейке коротали вечернее время старики. Сверху на потолок обычно укладывалась опавшая листва с сухой землей. Пространство между потолком и кровлей - чердак в Саитовке называлось еще иставкой. На ней обычно хранили отслужившие свой век вещи, утварь, посуду, мебель, веники, пучки травы и пр. Детвора же устраивала на ней свои нехитрые тайники.

К жилой избе обязательно пристраивались крыльцо и сени - небольшое помещение, предохранявшее избу от холода. Роль сеней был разнообразной. Это и защитный тамбур перед входом, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение, где держали часть запасов продовольствия.

Душой всего дома была печь. Нужно отметить, что так называемая "русская", а правильнее всего духовая печь - изобретение сугубо местное и достаточно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольских жилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетия нашей эры произошли весьма значительные изменения, позволившие гораздо полнее использовать топливо.

Сложить хорошую печь - дело непростое. Сначала прямо на земле устанавливали небольшой деревянный сруб (опечек), служивший фундаментом печи. На него настилали расколотые пополам небольшие бревна и выкладывали на них днище печи - под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получится кособоким. Над подом из камня и глины сооружали свод печи. Боковая часть печи имела несколько неглубоких отверстий, называемых печурками, в которых просушивали варежки, рукавицы, носки и т.д. В старину избы (курные) топились по-черному - печь не имела трубы. Дым уходил через маленькое волоковое окно. Хотя стены и потолок становились закопченными, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. Впоследствии в соответствии с правилами сельского благоустройства, обязательными для государственных крестьян, над избами стали выводиться печные трубы.

Прежде всех вставала "большуха" - жена хозяина, если была еще не стара, или одна из невесток. Она затопляла печь, открывала настежь дверь и дымарь. Дым и холод поднимали всех. Малых ребят сажали греться на шесток. Едкий дым наполнял всю избу, полз кверху, висел под потолком выше человеческого роста. В древней русской пословице, известной с XIII века, говорится: "Дымные горести не терпев, тепла не видали". Прокопченные бревна домов меньше подвергались гниению, поэтому курные избы были более долговечны.

Печь занимала почти четверть площади жилища. Она протапливалась несколько часов, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение суток. Печь служила не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанка. В печи пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, тушили мясо, овощи. Кроме того, в ней также сушили грибы, ягоды, зерно, солод. Нередко в печи, заменявшей баню, парились.

Во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство духовой печи накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день, утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта особенность духовой печи оказала решающее влияние на русскую кулинарию, в которой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не только крестьянскую, так как образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильно отличался от крестьянской жизни.

Печь служила логовищем целому семейству. На печи, самом теплом месте избы спали старики, которые взбирались туда по приступкам - приспособлению в виде 2-3 ступеней. Одним из обязательных элементов интерьера были полати - деревянный настил от боковой стенки печи до противоположной стороны избы. На полатях спали, залезая с печи, сушили лен, пеньку, лучину. На день туда закидывали постельные принадлежности и ненужную одежду. Полати делали высокие, на уровне высоты печи. Свободный край полатей нередко ограждался невысокими перильцами-балясинами, чтобы с полатей ничего не падало. Полати были излюбленным местом детей: и как место для спанья, и как самый удобный наблюдательный пункт во время крестьянских праздников и свадеб.

Расположение печи определяло планировку всей жилой комнаты. Обычно печь ставили в углу справа или слева от входной двери. Угол напротив устья печи был рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом, ручные жернова и кадка-квашня для закваски теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха цепляла пузатые глиняные или чугунные горшки (чугуны), и отправляла их в жар. В ступе она толкла зерно, очищая его от шелухи, А с помощью мельницы перемалывала в муку. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба: помелом крестьянка подметала под печи, а лопатой сажала на него будущий каравай.

Рядом с печью обязательно висел утиральник, т.е. полотенце и рукомойник. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. В печном углу также находилось судная лавка (судно) или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - шкафчики, полки для нехитрой столовой посуды: горшков, ковшей, чашек, мисок, ложек. Мастерил их из дерева сам хозяин дома. В кухне нередко можно было увидеть глиняную посуду в "одежде" из бересты - экономные хозяева не выбрасывали треснувшие горшки, корчаги, миски, а оплетали их для прочности полосами березовой коры. Выше размещался печной брус (шест), на который ставилась кухонная утварь и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Полновластной хозяйкой печного угла была старшая женщина в доме.


Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавеской из пестрого ситца или цветной домотканины, высоким шкафом или деревянной переборкой. Закрытый, таким образом, печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан". Печной угол считался исключительно женским пространством в избе. Во время праздником, когда в доме собиралось много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности на женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

Во время сватовства будущая невеста должна была находиться все время в печном углу, имея возможность слышать весь разговор. Из печного угла она выходила нарядно одетая во время смотрин - обряда знакомства жениха и его родителей с невестой. Там же невеста ожидала жениха в день отъезда под венец. В старинных свадебных песнях печной угол осмыслялся как место, связанное с отцовским домом, семьей, счастьем. Выход невесты из печного угла в красный угол воспринимался как уход из дома, прощание с ним.

В то же время печной угол, откуда имеется выход в подполье, на мифологическом уровне воспринимался как место, где может произойти встреча людей с представителями "иного" мира. Через печную трубу, по поверью, может прилетать к тоскующей по умершему мужу вдове огненный змей-дьявол. Принято было считать, что в особо торжественные для семьи дни: во время крещения детей, дней рождения, свадеб - к печи приходят умершие родители - "предки", чтобы принять участие в важном событии жизни своих потомков.

Почетное место в избе - красный угол - находилось наискосок от печи между боковой и фасадной стеной. Он, как и печь, важный ориентир внутреннего пространства избы хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла являлась божница с иконами, перед которыми горела лампада, подвешенная к потолку, поэтому его называли еще "святым".


Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. С появлением обоев красный угол нередко обклеивали или выделяли из остального пространства избы. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги и предметы.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь, как главный предмет мебели, стоял стол на массивных ножках, на которые установливались полозья. Полозья позволяли легко передвигать стол по избе. Его ставили к печи, когда пекли хлеб, перемещали во время мытья пола и стен.

За ним проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. Каждый день в обеденный час за столом собиралась вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля и устанавливали в красном углу.

"Первый сжатый сноп называли именинником. С него начинали осеннюю молотьбу, соломой его кормили больную скотину, зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц. Первый сноп обычно зажинала старшая в семье женщина. Он украшался цветами, его несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы". Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным представлениям, магической силой сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству.

Всякий, входивший в избу первым делом снимал шапку, крестился и кланялся образам в красном углу, произнося: "Мир дому сему". Крестьянский этикет предписывал гостью, вошедшему в избу, оставаться в половине избы у дверей, не заходя за матку. Самовольное, без приглашения вторжение в "красную половину", где ставился стол, считалось крайне неприличным и могло быть воспринято как оскорбление. Пришедший в избу человек мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы - молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом восседал глава семьи.

Последний из оставшихся углов избы, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь стояла лавка, на которой он спал. Под ней в ящике хранился инструмент. В свободное время крестьянин в своем углу занимался разными поделками и мелким ремонтом: плел лапти, лукошки и веревки, резал ложки, выдалбливал чашки и т.п.

Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не деленной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдение определенных правил размещения для членов крестьянской избы. Если печной угол был женской половиной, то в одном из углов дома специально отводилось место для сна старшей супружеской пары. Это место считалось почетным.


Лавка


Большая часть "мебели" составляла часть конструкции избы и была неподвижной. Вдоль всех стен, не занятых печью, тянулись широкие лавки, тесанные из самых крупных деревьев. Предназначены они были не столько для сиденья, сколько для сна. Лавки намертво прикреплялись к стене. Другой важной мебелью считались скамьи и табуретки, которые можно было свободно переносить с места на место, когда приходили гости. Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки - "полавочники", на которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п. В стене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды.

Неотъемлемым атрибутом почти каждой избы Саитовки был шест - брус, вделанный в противоположные стены избы под потолком, который посредине, напротив простенка, подпирался двумя сохами. Второй шест одним концом упирался в первый шест, а другим - в простенок. Означенная конструкция в зимнее время являлась опорой стана для тканья рогож и других подсобных операций, связанных с данным промыслом.


Прялка


Особой гордостью хозяек были точеные, резные и расписные прялки, которые обычно ставили на видное место: они служили не только орудием труда, но и украшением жилища. Обычно с нарядными прялками крестьянские девушки ходили на "посиделки" - веселые сельские сборища. "Белая" изба убиралась предметами домашнего ткачества. Полати и лежанку закрывали цветные занавеси из льняной клетчатины. На окнах - занавески из домотканой кисеи, подоконники украшала милая крестьянскому сердцу герань. Особенно тщательно убиралась изба к праздникам: женщины мыли с песком и скоблили добела большими ножами - "косарями"- потолок, стены, лавки, полки, полати.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко сундуки имели хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое.

В этом пространстве жил бедный русский мужик. Часто в зимнюю стужу в избе содержались домашние животные: телята, ягнята, козлята, поросята, а иногда и домашняя птица.

В украшении избы сказывались художественный вкус и мастерство русского крестьянина. Силуэт избы венчали резной

конек (охлупень) и кровля крыльца; фронтон украшали резные причелины и полотенца, плоскости стен - наличники окон, зачастую отражавшие влияние архитектуры города (барокко, классицизм и т.д.). Потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтон расписывали.


Нежилые крестьянские постройки составляли хозяйственный двор. Часто их собирали вместе и ставили под одной крышей с избой. Строили хозяйственный двор в два яруса: в нижнем находились хлева для скотины, конюшня, а в верхнем - огромный сенник, забитый душистым сеном. Значительную часть хозяйственного двора занимал сарай для хранения рабочего инвентаря - сохи, бороны, а также телеги и саней. Чем зажиточней крестьянин, тем больше по размеру был его хозяйственный двор.

Отдельно от дома обычно ставили баню, колодец, да амбар. Вряд ли тогдашние бани сильно отличались от тех, что и сейчас ещё можно встретить - маленький сруб,

иногда без предбанника. В одном углу - печь-каменка, рядом с ней - полки или полати, на которых парились. В другом углу - бочка для воды, которую нагревали, бросая туда раскалённые камни. Позднее для подогрева воды в печи-каменки стали вделываться чугунные котлы. Для смягчения воды в бочку добавляли древесную золу, приготавливая, таким образом, щелок. Все убранство бани освещалось маленьким окошечком, свет из которого тонул в черноте закопчённых стен и потолков, так как с целью экономии дров бани топились "по-черному" и дым выходил через приоткрытую дверь. Сверху такое сооружение часто имело почти плоскую односкатную кровлю, крытую соломой, берестой и дерном.

Амбар, а нередко под ним и погреб, ставили на виду против окон и поодаль от жилья, чтобы в случае возгорания избы сохранить годовой запас зерна. На двери амбара вешали замок - пожалуй, единственный во всем хозяйстве. В амбаре в огромных ящиках (сусеках) хранилось главное богатство земледельца: рожь, пшеница, овес, ячмень. Недаром на селе говаривали: "Каково в амбаре, таково и в кармане".

QR код страницы

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение "Сканер QR кода".



просмотров