Исламская архитектура (англ. Islamic architecture). Османская архитектура Поздний период

Исламская архитектура (англ. Islamic architecture). Османская архитектура Поздний период

Памятники мусульманской архитектуры османской школы: Медресе Сырчалы в Конье. Чифте-Минар в Эрзеруме. Медресе Каратай. Индже-минар в Конье. Мечеть Улу-Джами в Бурсе. Мечеть Йешиль-Джами в Бурсе («зеленая мечеть»). Мечеть султана Баязида II. Мечеть Шах-Заде в Стамбуле. Мечеть Сулейманийе в Стамбуле. Мечеть Селимийе в Эдирне. Мечеть Ахмедие. Чинили Кёшк. Багдад Кёшк.

Османское зодчество в своем развитии прошло два этапа. Первый (с XIV до первой половины XV вв. – до взятия Константинополя в 1453) связан со строительством в Бурсе (Бруса) и некоторых других городах Малой Азии. Второй этап начался в правление Сулеймана Великолепного и связан с именем замечательного османского архитектора Кемаля ад-дина Синана.

Еще в XI в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Среди них выделялся Румийский султанат со столицей в городе Конья. Во главе этого феодального государства стояла династия Сельджукидов (1077–1307), при которой султанат добился политического и экономического могущества. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций. Так, мечеть, построенная в Заваре (1135) – типичная постройка в персидском стиле с двором, обрамленным четырьмя айванами. Тогда же, в эпоху Сельджукидов, сложилась модель четырехайванного медресе, которые воспроизводят план мечетей. При этом каждый айван посвящался одной из четырех религиозно-юридических школ.

Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

В строительстве культовых зданий использовалась по преимуществу кладка из камня. Порталы, профили арок и декоративных ниш напоминают творчество персидских мастеров. Тем не менее, в орнаментации сельджукские зодчие изобрели свои собственные приемы. Архитектурный декор построен ими на контрасте света и тени, а узор состоит из геометрической плетенки. Из древнеперсидского искусства сельджукские мастера заимствовали рельефный и скульптурный орнамент, большая часть образцов которого до нас дошла в фрагментарном виде.

Сельджуки строили цитадели, дворцы, мечете и медресе. Особенностей многих сельджукских построек стала обходная галерея, идущая по периметру двора. Медресе строили двух типов. Первый представлял собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру которого шли крытые или открытые сводчатые помещения типа айвана. К этому типу можно отнести медресе Сырчалы (1242) в Конье, Чифте-Минар в Эрзеруме и др. В медресе второго типа архитекторы, чтобы избежать расчлененного пространства, строили большие залы под куполом. Таковы медресе Каратай (оба построены в XIII в.).

Сельджукским архитекторам был известен парус – элемент заполнения угла при постановке на многоугольное основание купола, заимствованный из византийской архитектуры. Из Византии, Армении и отчасти из Ирана в сельджукское искусство проникли и некоторые элементы декора. Но после опустошительного монгольского нашествия Румский султанат распался, возникшее через некоторое время на части его территории новое государство нанесло сокрушительный удар по слабеющей Византийской империи, в результате чего сначала в Малой Азии, а затем и на обширном пространстве Ближнего и части Среднего Востока и Балканского полуострова возникла Османская империя.

Военно-феодальная верхушка османов сначала сделала своей столицей Бурсу. Наиболее важными сооружениями того времени в Бурсе являются мечеть Улу-Джами (XIV в.), Йешиль-Джами («зеленая мечеть» – 1423), а также мечети в Изнике и других городах. Вначале архитекторы стремились следовать простым, геометрически правильным формам, подражая сельджукским образцам. Так, «зеленая мечеть» в Бурсе представляет собой два соединенных между собой купольных зала, в центре первого находится бассейн для омовений. Справа и слева расположены небольшие помещения. Купола опираются на барабан в форме граненого фриза.

Уже в тот период ощущался интерес турецких мастеров к архитектуре Византии, в завоеванных городах под мечети приспосабливали христианские часовни и церкви. В самостоятельных постройках османские зодчие в разных вариантах разрабатывали тему большого купольного перекрытия. И если византийские мастера украшали капители колонн точеными и резными листьями, то османские мастера использовали комбинации из сталактитов, которые, по мнению искусствоведов, отличаются от тех, которые применялись в арабских странах и Иране. Так, в мечети султана Баязида II (1500–1506) купол опирается на четыре массивных столба со сталактитовым навершием. В отличие от мечетей эпохи Сельджукидов, бассейн (шадриван – турецк.) вынесен за пределы помещения – во внутренний двор, по периметру которого идет обходная галерея, крытая маленькими куполами. Надо отметить, что османские строители не убирали деревья со строительных площадок. Так, во дворе мечети Баязида оставлено несколько кипарисов, которые придают живописный вид всему ансамблю.

Интересен план этого здания. При входе в помещение мечети справа и слева открываются два крыла, образующие своеобразный притвор с остросводчатыми аркадами. Если встать на крайнюю точку одного из притворов, то открывается грандиозное зрелище длинной сводчатой галереи, напоминающей средневековые монастырские трапезные. Купола мечети османские архитекторы крыли свинцовыми плитами, а на шпиле сооружали золотой полумесяц. И хотя мечеть относится к числу погребальных, тюрбе («гробница» – турецк.) находится позади мечети.

Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текке – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текке Сулейманийе), Каире, Багдаде и др. городах.

В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана . Так, мечеть Баязида II строил архитектор Хайретдин . Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений. Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566). Именно в этот период главным архитектором стал ходжа Кемаль ад-дин Синан (1489–1578 или 1588), армянин, вынужденный принять ислам. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.

Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне. Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели, цветные витражи.

Мечеть Шах-Заде была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. В офромлении интерьера были использованы разноцветный камень и витражи, но кенотафов в самой мечети нет. По османской традиции, для захоронения останков строилось специальное тюрбе, вне мечети, которое само по себе представляет небольшую часовню.

Мечеть Сулейманийе сооружена на вершине холма и господствует над бухтой Золотой рог. Мечеть находится в окружении платанов и кипарисов, что не мешает увидеть чистоту ее архитектурного стиля и гармоничность контуров здания. Ее два минарета – разной высоты, но они поставлены далеко друг друга, что делает этот факт мало заметным. Более низкий равен по высоте шпилю купола. Внутри можно увидеть античные колонны с разными капителями, взятые из различных византийских церквей, однако они хорошо вписаны в общий ансамбль мечети. На востоке от мечети находится тюрбе султана Сулеймана и тюрбе его любимой супруги Роксоланы.

Мечеть Селимийе поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен.

Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным балкончиком «шюрфэ» в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

Творчество Кемаль ад-дина Синана считается вершиной османского зодчества, самого архитектора даже называли «турецким Леонардо». И действительно, его никто не смог превзойти, а созданные им здания стали эталонами для культовой архитектуры всего мусульманского мира.

В XVII в. была воздвигнута мечеть Ахмедие в честь султана Ахмеда I (1601–1617), автором которой стал зодчий Мехмед Ага (1540–1620). Эту мечеть иногда называют «голубой», так как попадающий через окна свет отражается в голубых, зеленых и белых изразцах, которые сплошным ковром покрывают стены от пола и до арок. На стенах развешаны щиты с именами сподвижников пророка Мухаммада работы знаменитого каллиграфа Касима Губари , а в михраб вмонтирован небольшой осколок черного камня из меккской аль-Ка"бы .

Среди выдающихся сооружений османской эпохи следует назвать и дворцы. Характерно, что архитекторы следовали парковой планировке, воздвигая небольшие дворцовые постройки внутри парка, который делился на зоны. Павильоны (например, Чинили Кёшк («фаянсовый павильон» – турецк.) или Багдад Кёшк на территории дворцового комплекса Топкапы («пушечный двор» – турецк.) представляют собой небольшие здания с колоннадами, богато украшенные внутри керамической облицовкой с растительным орнаментом и эпиграфическими фризами.

Излюбленным сюжетом орнаментации османских дворцовых помещений были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. Во времена Ахмеда II стали рисовать лютик и листья гороха, которые вскоре стали главным мотивом османского орнамента. Действительно, это растение с гибким вьющимся стеблем необыкновенно пригодно для орнамента, что позволяет избежать в нем монотонности.

Архитектор Ильяс Али в орнаменте использовал куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых рисовали вьющиеся растения, цветы или плоды. Султан Мехмед Челеби (1413–1421) организовал производство изразцов и изделий из керамики в Нике, Бурсе и других городах. Кроме того, мечети и дома богатых горожан украшались фресками, которые османские мастера заимствовали у византийцев, эта живопись называлась калем. Фрески делались не только на стенах, но и на потолках, чаще всего это были пейзажи.

Современная мусульманская архитектура пытается сегодня использовать весь накопленный за века архитектурный опыт при сооружении новых мечетей. Естественно, что новые технологии позволяют облегчить строительство, поэтому огромные купольные перекрытия уже перестали быть трудной задачей. В то же время нынешние мечети утратили очарование рукотворности, ибо многие элементы (изразцы, мозаики) изготовляются не вручную, а с помощью современной техники. Тем не менее, при реставрации памятников архитектуры специалистам нередко приходится обращаться к старинным методикам, воспроизводить орнаменты, эпиграфические надписи и каскады сталактитов в соответствии с традициями мусульманского зодчества прошлых веков.

Османское зодчество в своем развитии прошло два этапа. Первый (с XIV до первой половины XV в. - до взятия Константинополя в 1453 г.) связан со строительством в Бурсе (Бруса) и некоторых других городах Малой Азии. Второй этап начался в правление Сулеймана Великолепного и связан с именем замечательного османского архитектора Кемаля ад-Дина Синана.

Еще в XI в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Среди них выделялся Румий- ский султанат со столицей в городе Конья. Во главе этого феодального государства стояла династия Сельджукидов (1077-1307), при которой султанат добился политического и экономического могущества. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций. Так, мечеть, построенная в Заваре (1135), -типичная постройка в персидском стиле с двором, обрамленным четырьмя айванами. Тогда же, в эпоху Сельджукидов, сложилась модель четырехайванного медресе, которые воспроизводят план мечетей. При этом каждый айван посвящался одной из четырех религиозно-юридических школ.

Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

В строительстве культовых зданий использовалась по преимуществу кладка из камня. Порталы, профили арок и декоративных ниш напоминают творчество персидских мастеров. Тем не менее, в орнаментации сельджукские зодчие изобрели свои собственные приемы. Архитектурный декор построен ими на контрасте света и тени, а узор состоит из геометрической плетенки. Из древнеперсидского искусства сельджукские мастера заимствовали рельефный и скульптурный орнамент, большая часть образцов которого до нас дошла в фрагментарном виде.

Сельджуки строили цитадели, дворцы, мечети и медресе. Особенностью многих сельджукских построек стала обходная галерея, идущая по периметру двора. Медресе строили двух типов. Первый представлял собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру которого шли крытые или открытые сводчатые помещения типа айвана. К этому типу можно отнести медресе Сырчалы (1242) в Конье, Чифте-Минар в Эрзеруме и др. В медресе второго типа архитекторы, чтобы избежать расчлененного пространства, строили большие залы под куполом. Таковы медресе Каратай, Индже-минар в Конье (оба построены в XIII в.).

Сельджукским архитекторам был известен парус - элемент заполнения угла при постановке на многоугольное основание купола, заимствованный из византийской архитектуры. Из Византии, Армении и отчасти из Ирана в сельджукское искусство проникли и некоторые элементы декора. Но после опустошительного монгольского нашествия Румский султанат распался, возникшее через некоторое время на части его территории новое государство нанесло сокрушительный удар по слабеющей Византийской империи, в результате чего сначала в Малой Азии, а затем и на обширном пространстве Ближнего и части Среднего Востока и Балканского полуострова возникла Османская империя. Военно-феодальная верхушка османов сначала сделала своей столицей Бурсу. Наиболее важными сооружениями того времени в Бурсе являются мечеть Улу-Джами (XIV в.), Йешиль-Джами («зеленая мечеть », 1423 г.), а также мечети в Изнике и других городах. Вначале архитекторы стремились следовать простым, геометрически правильным формам, подражая сельджукским образцам. Так, «зеленая мечеть» в Бурсе представляет собой два соединенных между собой купольных зала, в центре первого находится бассейн для омовений. Справа и слева расположены небольшие помещения. Купола опираются на барабан в форме граненого фриза. Уже в тот период ощущался интерес турецких мастеров к архитектуре Византии, в завоеванных городах под мечети приспосабливали христианские часовни и церкви. В самостоятельных постройках османские зодчие в разных вариантах разрабатывали тему большого купольного перекрытия.

И если византийские мастера украшали капители колонн точеными и резными листьями, то османские мастера использовали комбинации из сталактитов, которые, по мнению искусствоведов, отличаются от тех, которые применялись в арабских странах и Иране. Так, в мечети султана Баязида II (1500-1506) купол опирается на четыре массивных столба со сталактитовым наверши- ем (рис. 17.22). В отличие от мечетей эпохи Сельджуки- дов, бассейн (шадриван - турецк.) вынесен за пределы помещения - во внутренний двор, по периметру которого идет обходная галерея, крытая маленькими куполами. Надо отметить, что османские строители не убирали деревья со строительных площадок до последнего момента. Так, во дворе мечети Баязида оставлены кипарисы, которые придают живописный вид всему ансамблю.

Мечеть султана Баязида II. Стамбул (Турция). 1500-1506 гг. Разрез

Интересен план этого здания. При входе в помещение мечети справа и слева открываются два крыла, образующие своеобразный притвор с остросводчатыми аркадами. Если встать на крайнюю точку одного из притворов, то открывается грандиозное зрелище длинной сводчатой галереи, напоминающей средневековые монастырские трапезные. Купола мечети османские архитекторы крыли свинцовыми плитами, а на шпиле сооружали золотой полумесяц. И хотя мечеть относится к числу погребальных, тюрбе («гробница» - турецк.) находится позади мечети.

Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текке - помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текке Сулейманийе), Каире, Багдаде и других городах.

В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана. Так, мечеть Баязида II строил архитектор Хайретдин. Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений. Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Именно в этот период главным архитектором стал ходжа Кемаль ад-Дин Синан (1489-1578 или 1588), армянин, вынужденный принять ислам. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это - мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль- курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали), водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т. д. Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543-1548) и Сулейманийе (1549-1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566-1574) в Эдирне. Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели, цветные витражи. Мечеть Шах-Заде была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей - Мехмеда и Мустафы. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. В оформлении интерьера были использованы разноцветный камень и витражи, но кенотафов в самой мечети нет. По османской традиции, для захоронения останков строилось специальное тюрбе вне мечети, которое само по себе представляет небольшую часовню. Мечеть Сулейманийе сооружена на вершине холма и господствует над бухтой Золотой рог (рис. 17.23). Мечеть находится в окружении платанов и кипарисов, что не мешает увидеть чистоту ее архитектурного стиля и гармонииность контуров здания. Ее два минарета - разной высоты, но они поставлены далеко друг друга, что делает этот факт малозаметным. Более низкий равен по высоте шпилю купола. Внутри можно увидеть античные колонны с разными капителями, взятые из различных византийских церквей, однако они хорошо вписаны в общий ансамбль мечети. На востоке от мечети находится тюрбе султана Сулеймана и тюрбе его любимой супруги Роксоланы.

Мечеть Сулейманийе. Стамбул (Турция). 1549-1557 гг. Архитектор ходжа Кемаль ад-Дин Синаи

Мечеть Сулейманийе поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен. Минареты Синана - это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным балкончиком «шюрфэ» в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

Творчество Кемаль ад-Дина Синана считается вершиной османского зодчества, самого архитектора даже называли «турецким Леонардо». И действительно, его никто не смог превзойти, а созданные им здания стали эталонами для культовой архитектуры всего мусульманского мира.

В XVII в. была воздвигнута мечеть Ахмедие в честь султана Ахмеда I (1601-1617), автором которой стал зодчий Мехмед Ага (1540-1620). Эту мечеть иногда называют «зеленой», так как попадающий через окна свет отражается в голубых, зеленых и белых изразцах, которые сплошным ковром покрывают стены от пола и до арок. На стенах развешаны щиты с именами сподвижников пророка Мухаммада работы знаменитого каллиграфа Касима Губари, а в михраб вмонтирован небольшой осколок черного камня из мекканской Каабы. Среди выдающихся сооружений османской эпохи следует назвать и дворцы. Характерно, что архитекторы следовали парковой планировке, воздвигая небольшие дворцовые постройки внутри парка, который делился на зоны. Павильоны (например, Чинили Кешк («фаянсовый павильон» - турецк.) или Багдад Кешк на территории дворцового комплекса Топкапы («пушечный двор» - турецк.)) представляют собой небольшие здания с колоннадами, богато украшенные внутри керамической облицовкой с растительным орнаментом и эпиграфическими фризами. Излюбленным сюжетом орнаментации османских дворцовых помещений были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. Во времена Ахмеда II стали рисовать лютик и листья гороха, которые вскоре стали главным мотивом османского орнамента. Действительно, это растение с гибким вьющимся стеблем необыкновенно пригодно для орнамента, так как позволяет избежать монотонности.

Архитектор Ильяс Али в орнаменте использовал куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых рисовали вьющиеся растения, цветы или плоды. Султан Мехмед Челеби (1413-1421) организовал производство изразцов и изделий из керамики в Нике, Бурсе и других городах. Кроме того, мечети и дома богатых горожан украшались фресками, которые османские мастера заимствовали у византийцев, эта живопись называлась калем. Фрески делались не только на стенах, но и на потолках, чаще всего это были пейзажи.

Современная мусульманская архитектура пытается сегодня использовать весь накопленный за века архитектурный опыт при сооружении новых мечетей. Естественно, что новые технологии позволяют облегчить строительство, поэтому огромные купольные перекрытия уже перестали быть трудной задачей. В то же время нынешние мечети утратили очарование рукотворности, ибо многие элементы (изразцы, мозаики) изготовляются не вручную, а с помощью современной техники. Тем не менее, при реставрации памятников архитектуры специалистам нередко приходится обращаться к старинным методикам, воспроизводить орнаменты, эпиграфические надписи и каскады сталактитов в соответствии с традициями мусульманского зодчества прошлых веков.

Введение

Так же, как и у многих народов, населяющих нашу планету, архитектура домов обыкновенных людей не может вызывать настоящий интерес. Чтобы действительно разобраться в архитектурных направлениях и прочувствовать полет мысли архитектора, необходимо обратить внимание на выдающиеся здания этой страны. В Турции это мечети, минареты, султанские дворцы и учебные заведения - медресе. Все эти здания носят на себе яркую печать османской культуры.

Период Османской культуры длился с 14 по 19 века. На османскую архитектуру большое влияние оказала архитектура Византии, а также традиции строительства мамлюкского Египта. Так Собор Святой Софии, построенный во времена Константинополя, стал образцом для подражания и источником вдохновения для турецких зодчих. Для Османской архитектуры характерны величественные своды, купола и арки, а также удивительное разнообразие стилей, которое отразило смешение традиций Средиземноморья и Мусульманского Востока.

Османская архитектура

Это архитектура Османской империи, возникшая в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародившаяся на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под влиянием иранской, византийской архитектуры, а также Мамлюкских традиций, после завоевания Константинополя турками. В течении почти 400 лет византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, служили моделями для многих османских мечетей. До 360 года на месте Айя-Софии стоял храм языческой Артемиды. Император Константин поставил на его месте небольшую церковь в честь Святой Софии. А в VI веке, согласно легенде, императору Юстиниану во сне явился ангел с планом строительства нового грандиозного храма. Строительство самой красивой церкви в Малой Азии длилось 5 лет, и все доходы империи за это время не покрыли стоимости строительства. Храм открыл свои двери для верующих на Рождество в 537 году. Здесь есть колонны, привезенные из древних разрушенных храмов Артемиды в Эфесе и Храма Солнца в Ливане, алтарь из золота, с сапфирами, рубинами, жемчугом, аметистами. В середине XV века войска султана Мехмеда II захватили Константинополь, после чего к храму Святой Софии пристроили минареты и он стал мусульманской мечетью. Золотой полумесяц, сменивший крест, стоял на куполе до 1935 года, когда из собора решено было сделать музей.

Исламская религиозная архитектура, ранее представленная простыми зданиями с обширной декорацией, была преобразована Османами через динамичный архитектурный набор -- возведением сводов, куполов, полукуполов и колонн. Из узких и темных залов со стенами, покрытыми инкрустациями, мечеть была преобразована в здание утонченного изящества, сбалансированное эстетически и технически, с намеком на небесное превосходство. И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи, в проектах современных турецких архитекторов в Европе и, в частности, в России.

Историческая справка:

  • · В 1071 г. возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии.
  • · В 1326 г. на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса. В 1362 г. турки, завоевав земли в Европе, перенесли столицу в город Эдирне.
  • · В 1453 г. турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи.

Еще в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций. Период расцвета Румелийского султаната был временем подъема его культуры. Наиболее яркое проявление сельджукская культура нашла в архитектуре. Султаны, крупные феодалы и сановники, даже купцы для украшения других городов и с целью совершения богоугодных дел строили мечети, медресе (религиозные училища), тюрбе (мавзолеи), ханы (дома для приезжих), караван-сараи на дорогах и пр. Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

На своей родине в Центральной Азии тюрки жили в куполообразных палатках, целесообразных для их среды. Эти палатки позднее приобрели влияние на дальнейшее формирование турецкой архитектуры и декоративных искусств. Когда Сельджуки впервые появились в Иране, они столкнулись с архитектурой на основе старых местных традиций, к которым тюрки оказались восприимчивы. И, что не маловажно, так как проникновение тюрков в Малую Азию происходило через Закавказье, то, как отмечали многие ученые и исследователи, например, И.А.Орбели, для первых сельджукских мечетей прообразом послужили армянские и грузинские церкви.

Следующая значительная школа в архитектуре ислама – Османская. К ней в основном относятся памятники, созданные в Турции. Еще в XI в. турки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Среди них выделялся Румийский султанат со столицей в городе Конья. Сельджукские правители, добившиеся политического и экономического могущества, объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. Следуя иранским традициям, они возводили мечети с центральным двором, окруженным 4 айванами, многочисленные мавзолеи и медресе.

Чтобы избежать расчлененного пространства, сельджуки создали собственный тип медресе, в котором над одним большим залом размещался купол. Это медресе Каратай было открыто в Конье еще в XIII веке.

Но после опустошительного монгольского нашествия Румийский султанат распался, а возникшее через некоторое время на части его территории новое государство нанесло сокрушительный удар по слабеющей Византийской империи, в результате чего сначала в Малой Азии, а затем и на обширном пространстве Ближнего и части Среднего Востока и Балканского полуострова возникла Османская империя.

Золотым веком Османской империи стало правление в XVI в. Сулеймана Великолепного. Он не только значительно расширил границы своего государства, но и успел построить множество храмов, крепостей и дворцовых комплексов. Среди выдающихся сооружений султана дворец Топкапы. Вернее, это сложный дворцово-парковый комплекс, в котором среди зелени и цветов, следуя отдельным зонам, располагались частные покои султана и его гарем. Здесь девушек привезенных из разных концов страны обучали поэзии, музыке, танцам.

В покоях султана собирались правитель, его мать и женщины, родившие султану наследников престола. Тут бывали и фаворитки, избранные женщины, сумевшие добиться расположения своего повелителя.

В павильоне Чинили Кёшк («фаянсовый павильон» – турецк.), украшенном фаянсом и расписной керамикой женщины устраивали концерты и прославляли великолепие султана. Он и его сыновья были единственными мужчинами, которые могли сюда войти. Главными надзирателями в этом недоступном для посторонних месте были черные евнухи.



Фаянс украшал весь гарем. Изразцовую плитку привозили из города Изник. Она славилась своим красно-бурым цветом, который давала земля с востока Турции. Колоннады поддерживали своды павильонов, а некоторые из покоев даже были перекрыты куполами.

Излюбленным сюжетом орнаментации османских дворцовых помещений были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. Во времена Ахмеда II стали рисовать лютик и листья гороха, которые вскоре стали главным мотивом османского орнамента. Действительно, это растение с гибким вьющимся стеблем необыкновенно пригодно для орнамента, что позволяет избежать в нем монотонности.

Дворец Топкапы в Стамбуле.

Архитектор Ильяс Али в орнаменте использовал куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии, в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых рисовали вьющиеся растения, цветы или плоды. Султан Мехмед Челеби (1413–1421) организовал производство изразцов и изделий из керамики в Нике, Бурсе и других городах. Кроме того, мечети и дома богатых горожан украшались фресками, которые османские мастера заимствовали у византийцев, эта живопись называлась калем. Фрески делались не только на стенах, но и на потолках, чаще всего это были пейзажи.

Украшением гарема был величественный купол в покоях султана, создание которого приписывали великому Сенану. Османские султаны большое внимание уделяли украшению столицы. В связи с этим была введена специальная должность главного архитектора султана. В период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566) главным архитектором был ходжа Кемаль ад-дин Синан (1489–1578 или 1588), обращенный в ислам армянин. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.

Сам архитектор Синан наиболее удачными считал три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне.

Мечеть Шах-Заде была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. В офромлении интерьера были использованы разноцветный камень и витражи, но кенотафов в самой мечети нет. По османской традиции, для захоронения останков строилось специальное тюрбе, вне мечети, которое само по себе представляет небольшую часовню.

Мечеть Сулейманийе (Сулеймана 1) повторяет решение собора св. Софии. Огромное внутреннее пространство здания увенчано огромным куполом, опирающемся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Ощущение пронизанного светом воздуха создается благодаря использованию инкрустированных мраморных панелей и цветных витражей.

Мечеть Сулейманийе сооружена на вершине холма и господствует над бухтой Золотой рог. Ее окружают платаны и кипарисы. Ее два минарета – разной высоты, но они поставлены далеко друг друга, что делает этот факт мало заметным. Более низкий равен по высоте шпилю купола. Внутри можно увидеть античные колонны с разными капителями, взятые из различных византийских церквей, однако они хорошо вписаны в общий ансамбль мечети. На востоке от мечети находится тюрбе султана Сулеймана и тюрбе его любимой супруги Роксоланы.

Мечеть Селимийе поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен.

Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным балкончиком «шюрфэ» в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

7 лет строил Синан мечеть, превратив ее в настоящий социальный центр. Под многочисленными куполами располагалась не только мечеть, но кухни для бедных, школа, больница.

Синан, названный турецким Леонардо, оставил после себя не только многочисленные шедевры, но и талантливых учеников. Среди них можно назвать Седефкара Мехмед-ага, построившего напротив собора св. Софии мечеть Ахмедийе (1609-1617). В народе за ней закрепилось другое название: «Голубая мечеть» - из-за того, что интерьер храма украшен голубыми изразцами из Изника. Их более двухсот тысяч, и они сплошным ковром покрывают стены мечети.

Громадный зал мечети (в нем одновременно может совершать молитву 35 тыс. верующих) залит светом. Двести шестьдесят больших окон устроены таким образом, что свет достигает даже самых дальних уголков храма. Боковые галереи, образуемые мраморными колоннами и стрельчатыми арками, увеличивают и без того огромный молитвенный зал, создавая впечатление необыкновенного простора.

Голубая мечеть в Стамбуле.

Опирающийся на четыре мощные каннелированные пилоны, диаметром 5 м, купол (его диаметр у основания - 33,6 м) легко парит в воздухе, достигая высоты 43 м. Основание мечети - прямоугольник со сторонами 72х64 метра. Несомненно, что образцом для строительства явился храм Святой Софии: каскад куполов, напоминает аналогичный прием, примененный строителями византийского храма. Центральный купол окружают четыре полукупола, а под ними располагаются еще четыре купола меньшего размера. Боковые галереи образуются мраморными колоннами и стрельчатыми арками, которые увеличивают и без того огромный молитвенный зал, отчего внутри мечети создается впечатление необыкновенного простора.

Михраб из цветного мрамора является поистине шедевром, ибо трудно поверить, что из мрамора можно соткать столь дивный тонкий узор. На стене (слева от михраба) в рамке укреплен кусок священного камня из Каабы. Михраб (молитвенная ниша, обращенная в сторону Мекки) и минбар (кафедра для чтения проповедей) вырезаны из белого мрамора.

Необычным является количество минаретов - их шесть: четыре высоких минарета, с тремя балконами (шерефе), как обычно, стоят по углам ограды, а два минарета пониже, с двумя шерефе - на внешних углах внутреннего двора.

В мечети есть внутренний двор, в который ведут трое ворот, а посреди двора находится фонтан для омовений с шестиугольным каменным бассейном. Восточную часть двора занимает мусульманская школа - медресе. Здание мечети (его размеры - 72 × 64 м) окружает крытая колоннада из порфира, на крыше которой устроено 30 маленьких куполов.

Фонтаны и архитектуру частных домов.

Интерьер главного купола мечети Селима в Эдирне, Турция, фото: Murdjo [ for any purpose

Вход во Дворец Мохатта в Карачи

История

В 630 году н.э. армия исламского пророка Мохаммеда отвоевала Мекку у племени Бану Курайш. Храм Кааба был снова восстановлен; реконструкцией занимался абиссинский мастеровой ещё до смерти Мохамеда в 632 году н.э. Этот храм является одним из лучших примеров исламской архитектуры. Начиная с 8-го века, хадис запрещал изображать человека и животных в архитектуре; Бог говорил: не сотвори себе образ или подобие Бога и не имей другого Бога, кроме меня.

В 7 веке армия мусульман захватила огромные территории. Как только мусульмане получили контроль над этим регионом, первое, что им было необходимо – это место, где они могли молиться своему Богу. В период зарождения мусульманства были построены простые по , основой которых была модель дома пророка или адаптированные под него уже существующие здания .

Недавние открытия показали, что квазикристаллические элементы были впервые использованы в мозаике из плиток гирих (от арабского слова "узел"), датируемой более пяти веков назад. Они представляют собой геометрический орнамент, состоящий из многоугольных фигур. В 2007 году профессор Петер Лу из Гарвардского университета и профессор Пол Стейнхард из Принстонского университета опубликовали статью в журнале «Наука», где они высказывали предположение, что квазикристаллические узоры мозаики гирих опередили решетки Пенроуза на пять веков.

Влияние и стили

Арабская каллиграфия на большом пиштаке Тадж Махала. фото: Nemonoman [ I grant anyone the right to use this work for any purpose , without any conditions, unless such conditions are required by law ]

Узнаваемый сегодня исламский стиль сформировался уже после правления Мохаммеда и развивался, адаптируясь к местным традициям по римской, египетской, византийской и персидской моделям. Самый ранний пример датируется 691 годом до нашей эры – завершение строительства Купола Скалы в Иерусалиме. Его сводчатые внутренние залы, круглый купол и использование повторяющихся декоративных элементов (арабесков) характерны для исламской архитектуры.
Великая мечеть Самарры в Ираке была построена в 847 году до н.э., её архитектура сочетает ряд колонн в гипостиле, поддерживающих плоскую платформу, над которой стоит огромный спиральный минарет.

Софийский собор в Стамбуле также оказал влияние на исламскую архитектуру. Когда османцы захватили город, они перестроили базилику в мечеть (сегодня – это музей) и использовали элементы византийской архитектуры в архитектуре собственной религии (например, купола). Софийский собор послужил моделью для многих османский мечетей: Шехзадской, Сулейманской и мечети Рустем Паша.

Великолепные мотивы исламской : повторяющиеся элементы, радиальные структуры и ритмические элементы. Фрактальная геометрия была основой для строительства мечетей и дворцов. Другие особенности исламской архитектуры: колонны, пилястры и арки, организованные и переплетающиеся с попеременно меняющимися рядами ниш и маленьких колонн. Обязательно строились купола. Впервые их построили в 691 году на строительстве мечети Купола Скалы, и потом только лишь в семнадцатом веке при строительстве Тадж Махала. Позднее в 19 веке исламские купола были внедрены в западную архитектуру.

Персидская архитектура

Исламское завоевание Персии в седьмом веке привело к тому, что исламская архитектура раннего периода заимствовала и приняла традиции павшей Персидской империи. Исламскую архитектуру можно назвать дальнейшей эволюцией персидской архитектуры .

Персидскому стилю характерны конусообразные кирпичные колонны, большие аркады и арки, которые поддерживаются несколькими колоннами. В Южной Азии были заимствованы элементы индуистской архитектуры, но позже они были вытеснены персидскими мотивами.

Мечеть Шах в Исфахане, Иран. фото: © Fabienkhan

Мавританская архитектура

Строительство Великой мечети в Кордобе (сегодня кафедральный собор) в 785 году н.э. ознаменовало рождение исламской архитектуры на Иберийском полуострове и в Северной Африке. Эта мечеть известна своими потрясающими . Апогей мавританской архитектуры - Альгамбра – роскошный дворец – крепость в Гранаде. Стены украшены стилизованными лиственными мотивами, арабскими надписями и арабесками; стены покрыты глазурованной плиткой. Мавританская архитектура уходит глубоко корнями в арабские архитектурные традиции и дизайна интерьера основанные ещё в период первого халифата династии Омайядов в Леванте (прибл. 660 г. до н.э.) со столицей Дамаск, где хорошо сохранился образец арабско-исламского дизайна : типичный дамасский дом с фонтаном во внутреннем дворе, который являлся центральным элементом дома.

Даже после завершения Реконкисты продолжалось исламское влияние на испанскую архитектуру. Средневековые испанцы использовали стиль мудахар, в котором чувствуется сильное влияние исламского дизайна. Одним из лучших примеров влияния мусульман на испанскую культуру - это дворец Алькасар в Севилье.

1880-1889 гг., Едвин Лорд Викс, Интерьер Мескиты, галерея Уолтерса, Балтимор

Вид на Альгамбру в Гранаде со смотровой площадки Св. Николаса в Альбайсине, фото: © Andrew Dunn [ Creative Commons Attribution ShareAlike 2.5 ]

Архитектура Туркистана

Регистан – ансамбль из трёх медресе в Самарканде.

Этот стиль архитектуры – апогей исламской архитектуры в Центральной Азии. Впечатляющие своими размерами здания были воздвигнуты Тимуром и его последователями в Самарканде и Эрате. Архитектура Тимурского периода началась со строительства храма Ахмеда Ясави (сегодня Казахстан) и достигла своего расцвета со строительством мавзолея Тимуру Гур-э Амир в Самарканде. Этот стиль берет своё начало в персидской архитектуре. Осевая симметрия характерна для всех основных зданий периода правления Тимура: Шах-э Зендах в Самарканде и мечеть Гоухар Шад в Машхаде. Двойные купола различных форм покрыты яркими красками.

Османская турецкая архитектура

Мечети в Турции испытали большое влияние Византии, Персии и Сирии. Турецкие архитекторы создали свой собственный стиль . Архитектура турецкой Османской империи - это самые выдающиеся мечети в синанском стиле (Синан – главный Османской империи). Примером может служить мечеть Селима, построенная в середине шестнадцатого века. Более 500 лет принципы византийской архитектуры (Софийский собор) служили основой при строительстве большинства османских мечетей: мечеть Шехзад, мечеть Сулеймана и мечеть Рустам Паша.


Мечеть Селима, построенная Синаном в 1575г. Эдирн, Турция, фото: Nevit Dilmen , "GNU Free Documentation License".

Османцы овладевали технику постройки зданий с большим внутренним пространством под невесомыми на вид, но массивными куполами, и достигали великолепной гармонии между внутренним и внешним пространством, между светом и тенью. Исламская , которая до этого состояла из простых зданий с обилием декораций, превратилась в здания со сводчатыми помещениями, куполами, полукуполами и . Мечеть – из тесной и темной комнаты с расписанными арабесками стенами в храм эстетического и технического равновесия и изысканной элегантности.

Фатимидская архитектура

В архитектуре фатимиды следовали принципам строительства тулунидов, они использовали те же материалы, но развивали и свой собственный стиль. В Каире первая приходская мечеть аль-Ажар (перев. «великолепная») была построена в период с 969 по 973 гг. Вместе с университетом аль-Ажар они стали духовным и интеллектуальным центром для всех исмаилитов. Мечеть аль-Хаким (996-1013гг.) является примером фатимидской архитектуры и дизайна. Здесь проводились традиционные церемонии и религиозные процессии, которые помогали укреплять религиозную и политическую роли халифа Фатимида. Кроме тщательно продуманных зданий для похоронных ритуалов, были построены: мечеть аль-Акмар (1125), а также монументальные ворота для городской стены Каира, которые были заказаны могущественным эмиром Фатимидом и его визирем Бадр аль-Джамали (1073-1094).

Мечеть аль-Хаким, фото: © ThutmoseIII

Правители фатимидов в Северной Африке и Египте сделали мечеть основным центром слияния жизни и обучения. Они создали и сохранили богатую литературу. Они основали Каирский и аль-Ажерский университеты. Фатимиды построили Джаме-Анвер, вторую по величине мечеть в Египте, которая была восстановлена в 1982 году его святейшеством 52-м Фатеми Дай доктором Сьедна Мохаммед Бурхануддин. Сегодня все помнят о блестящей цивилизации Фатеми, в период правления которых искусство достигло наивысшего расцвета.

Архитектура Мамлуков

Период правления в Египте Мамлуков (1250-1517до н.э.) – это расцвет исламского искусства. Множество примеров вы найдете в старом Каире. Религиозные идеи господствовали и в архитектуре, и в искусстве. Хорошо развивались торговля и сельское хозяйство; Каир- столица Мамлуков - стал одним из самых богатых и процветающих городов на Ближнем Востоке и центром художественной и интеллектуальной деятельности. По словам ибн Хальдуна это сделало Каир с его роскошными куполами, площадями и минаретами «центром Вселенной и садом мира». Мамлуки использовали контрасты и световые эффекты при строительстве своих зданий. История правления Мамлуков делится на два периода по названию династий: династия Бахри Мамлука (1250-1382). Он - турецкий кипчак из Южной России по происхождению, названный в честь размещения своих бараков вдоль Нила и династия Бурджи Мамлука (1382-1517) кавказского черкеса по происхождению, который квартировал в цитадели. Бахри определил развитие искусства и архитектуры на весь период правления Мамлуков. Покрытое эмалью и позолоченное стекло; предметы из металла, украшенные мозаикой; работа по дереву, текстиль были одними из лучших в Средиземноморье и Европе, где они оказали большое влияние на европейское производство. Венецианское стекольное производство – один из примеров влияния искусных мастеров Мамлуков.

Мемориальный комплекс эмира Куркумаса, фото: © ThutmoseIII [ GNU Free Documentation License ]

Правление байбарского союзника Гала’ун (1280-90) ознаменовало патронаж общественных и религиозных учреждений, таких как медресе, мавзолеи, минареты и госпитали. Такие комплексы, постоянно имеющие доход, не только укрепляли состояние патрона, но и навсегда увековечивали его имя; и с тем, и с другим были проблемы из-за законодательной системы относительно наследования и конфискации семейного состояния. Кроме комплекса Гала’уна, также по заказу Бахри Мамлука был построен большой и роскошный комплекс Хасана (нач. 1356). Бурджи Мамлук следовал художественным традициям своего предшественника. Его текстиль и ковры получили международное признание. В архитектуре продолжается благотворительная поддержка общественных и религиозных учреждений. Лучшие здания, которые были построены в период правления Бурджи, это комплексы, построенные Баркуком (1382-99), Фараджем (1399-1412), Муайаддом Шейхом (1412-21) и Барсбейем (1422-38).
В восточных средиземноморских провинциях прибыльная торговля между Ираном и Европой помогла возродить экономику. Коммерческая деятельность паломников в Мекку и Медину также этому способствовала. Большие склады, такие как Хан аль-Ади (1441) были построены специально для нужд торговцев. Другие общественные учреждения: мечети Акбуга аль-Утруш (Алеппо, 1399-1410) и Сабун (Дамаск, 1464).
Во второй половине пятнадцатого века искусства оказались под патронажем Каитбея (1468-96) - самого выдающегося султана из династии Мамлуков. В период его правления святые места Мекки и Медины были восстановлены. В крупных городах строились коммерческие здания, религиозные, строились мосты. В Каире мемориальный комплекс Каитбея на северном кладбище (1472-74) является самым известным местом. Строительство продолжилось и при последнем султане Мамлуков Каншух аль-Гаври (1501-17). Однако сильно отразилось на состоянии государственной казны. Хотя вскоре Мамлуки вошли в состав Османской империи (1517), и культурные традиции Мамлуков вдохновляли не только османцев, но и другие исламские народы.

Индо-Исламская (Могольская) архитектура

Могольский император Акбар в конце 1500-х построил королевский город Фатехпур- Сикри, расположенный в 26 милях к западу от Агры
Наиболее ярким примером могольской архитектуры является Тадж Махал, «капля падающая в вечность», строительство которого было завершено в 1648 году императором Шах Джаханом в память о своей жене Мумтаз Махал, которая умерла во время родов их 14 ребенка. Обилие драгоценных и полудрагоценных камней в мозаичной отделке здания и белый мрамор чуть не привели империю к банкротству. Тадж Махал полностью симметричен, за исключением саркофага Шах Джахана, который расположен не по центру в склепе под основным этажом. Здание зеркальной мечети из красного песчаника и дворец, который обращен к Мекке к западу от главного здания также симметричны. Сады Шалимар также демонстрируют силу влияния могольских традиций на архитектуру.


Бадшахи Масджид, в переводе «королевская мечеть», была построена в 1674 году Аурагзебом. Это один из самых известных комплексов в Лахоре, который передает всю красоту и величие Могольской эры, фото: © Pale blue dot [ GNU Free Documentation License . ]

Тадж Махал в Агре, построенный Шах Джаханом (мавзолей для его жены) это жемчужина Могольской Исламской архитектуры в Индии. Это здание самое узнаваемое во всем мире, фото: © Amal Mongia [ Creative Commons Attribution ShareAlike 2.0 ]

Китае-исламская архитектура

Первая китайская мечеть появилась в седьмом веке в период правления династии Танг в Сиане. Великая мечеть Сианя, её сегодняшние постройки, которые датируются периодом династии Мин, не имеют многие характерные элементы, часто вызывают ассоциацию с традиционными мечетями. Она построена по традициям китайской архитектуры. Некоторые китайские мечети в западной части Китая были больше похожи на минареты и соборы, в то время как восточные китайские мечети выглядели как пагоды.
Важной особенностью китайской архитектуры является акцент на симметрию, которая подчеркивает величие. Это используется при строительстве любых зданий: от дворцов до мечетей. Исключение составляет дизайн садов. Сады должны быть как можно более асимметричными. Как в китайской живописи на свитках, в основе садовой композиции лежит принцип создания текущего потока, для того чтобы дать возможность хозяину прогуливаться по саду и наслаждаться им, не следуя каким-либо наставлениям, а как в естественной природе.

Великая мечеть Сианя, Китай, фото: © Miguel A. Monjas [ GNU Free Documentation License ]

Китайские здания строились из красного или серого кирпича, но наиболее распространенными были деревянные постройки. На сейсмически активной территории это наиболее подходящий материал для строительства, но, к сожалению, такие здания подвержены огню. Крыша типичного китайского здания изогнута; есть строгая классификация типов крыши, по сравнению с классическими европейскими основами.
Большинство мечетей имеют общие черты, однако в зависимости от региона китайская исламская архитектура отражает местные традиции. Китай известен своими прекрасными мечетями, которые похожи на храмы. Однако в западном Китае культовые сооружения похожи на мечети арабского мира с высокими, стройными минаретами, изогнутыми арками и куполами. В северо-западном Китае, где китайские Ху строили свои мечети, комбинируя восточный и западный стили. Мечети расширили варианты крыш буддистского стиля, которые окруженный стенами, а во дворы входили через арки с миниатюрными куполами и минаретами.

Южно-сахарская африканская исламская архитектура

Великая мечеть Дженне в Мали – великолепный пример Судано-Сахелийской архитектуры, фото: used with the permission of Andy Gilham of www.andygliham.com [ GNU Free Documentation License ]

В западной Африке исламские купцы сыграли важнейшую роль в западном сахелианском районе королевства Гана. В Кумби Салех в королевском районе города, окруженном великолепной оградой, местные жили в куполообразных зданиях. Торговцы жили в каменных домах в районе, где было 12 красивых мечетей. Говорили, что король владел несколькими особняками, один из которых 2-х этажный был 66 футов длиной, 42 футов шириной, он состоял из семи комнат, с лестницей, палатами со скульптурами, его стены были украшены картинами. Сахелианская архитектура зародилась в двух городах: Дженне и Тимбукту. Мечеть Санкоре в Тимбукту, построенная из дерева и глины, была близка по стилю Великой мечети Дженне.

Современная архитектура


Современная исламская архитектура в последнее время поднялась на новый уровень. Проект Бурдж Дубаи основан на элементах исламской архитектуры: основание здание спроектировано в виде трех лепестков пустынного цветка исмена. Вообще, природа и цветы часто являлись отправной точкой для традиционного исламского искусства. Многие современные интерпретации исламской архитектуры находятся в Дубаи, благодаря архитектурному буму в арабском мире. В Кувейте был построен комплекс зданий Мадинат аль-Харие.

Современные здания исламской архитектуры, Алжир, фото: 2008 г. ©

Современные здания исламской архитектуры выражают концепцию безграничной власти Аллаха. Человеческие образы и рисунки животных редко использовались в декоративном искусстве, т.к. создания Аллаха считаются непревзойденными. Листва – частый мотив, но обычно стилизованный или упрощенный по тем же причинам. Арабская каллиграфия и цитаты из Корана использовались для того, чтобы расширить интерьер здания. Исламскую архитектуру называли архитектурой вуали, потому что красота находится в интерьерах (внутренние дворы и комнаты), которые невидимы снаружи. Более того, использование грандиозных форм, таких как большие купола, высокие башни минаретов, большие дворы создавались для того, чтобы выразить мощь власти.

Архитектурные формы и стили мечетей и других зданий в мусульманских странах

формы


Мечеть Хасана Второго в Касабланке, Марокко. Высота 210м. Вместимость -25 000 молящихся, фото: Author: Rosino on Flickr, [ Creative Commons Attribution ShareAlike 2.0 License (cc-by-sa-2.0) ]

В исламской архитектуре существовало много различных форм. Известные исламские архитектурные типы включают: аббасидские здания , мечети T- формы и анатолийские мечети с центральным куполом. Нефтяное богатство двадцатого века привело к огромному строительству мечетей известными современными архитекторами.

Мечети в гипостиле или арабского плана здания – это самый ранний вариант архитектурных зданий, построенных в эпоху династии Умайядов. Эти мечети - квадратной или треугольной , включают внутренний двор и крытый молельный зал. Исторически, из-за теплого средиземноморского климата и климата Среднего Востока, внутренний двор служил местом пятничной молитвы для большого количества прихожан. Большинство первых мечетей в гипостиле были с плоскими крышами над молельными залами, соответственно возникла необходимость большого количества колонн и опорных стоек. Наиболее ярким примером является мечеть Мескита в Кордобе в Испании. Это здание поддерживают 850 . Часто мечети гипостиля имеют , поэтому посетители могут наслаждаться тенью. Мечети арабского плана были в основном построены во времена династий Умайядов и Аббасидов. Однако простота архитектуры зданий арабского стиля ограничивала возможность дальнейшего развития дизайна здания, и как результат эти мечети постепенно стали менее популярными.

Османцы стали строить в пятнадцатом веке мечети с центральным куполом над молельным залом. Другие, более меньшие , располагались рядом. Этот стиль испытал большое влияние византийской религиозной архитектуры.
Айван

Вход в Тадж Махал в Агре.

Айван - это сводчатое помещение в форме глубокой ниши или зала без передней стены.

Айваны были характерны для персидской архитектуры. В период правления Седжуки айваны стали основным элементом дизайна в исламской архитектуре. Обычно айваны выходили на центральный двор, их строили и в общественных зданиях, так и в жилых.

Этот стиль заимствовал некоторые традиции из предисламской иранской архитектуры и использовался исключительно при строительстве мечетей в Иране. Многие мечети такого типа были превращены в зороастрийские храмы огня, где двор использовался для хранения священного огня. Сегодня мечети такого типа очень редко строят. В 1987 году в Саудовской Аравии была построена Королевская мечеть в Джеддахе.

Сахн (внутренний двор)

Двор с небольшим бассейном в центре, окруженный аркадой с куполами, фото: Zereshk [GNU Free Documentation License ]

Почти в каждой мечети и во всех традиционных арабских домах есть внутренний двор (сахн), который окружен помещениями или целой аркадой комнат. Обычно в центре располагался небольшой бассейн, который называется хауз . Если в мечети был такой внутренний двор, он использовался для церемониальных омовений. В жилых домах он служил для охлаждения окружающей атмосферы в жару.

Сады

Коран использует сад как аналогию рая, и исламская религия оказала большое влияние на дизайн садов.

Арабески

Арабески в Альгамбре, фото: Javier Carro [GNU Free Documentation License ]

Элемент исламского искусства, которыми украшали стены мечетей и мусульманских домов. - это повторяющиеся геометрические элементы, напоминающие растения, какие-либо геометрические формы и иногда животных (особенно птиц). Этот выбор основан на исламском видении мира. Для мусульман такие формы взятые вместе создают элемент бесконечности, который уходит далеко за пределы видимого мира. Для многих в исламском мире они фактически символизируют бесконечность. Более того, исламский арабский художник раскрывает определенную духовность не используя иконографию христианского искусства. Арабески использовались в мечетях и всех мусульманских зданиях вместо изображения человека и животных, что было запрещено Кораном.

Каллиграфия .

Арабская каллиграфия используется в исламском искусстве (арабески) на стенах и куполах мечетей. Современные художники используют каллиграфические надписи и абстракции в своих работах.

Вместо напоминания о реальности сказанного слова, каллиграфия для мусульман это визуальное выражение духовных концепций. Каллиграфия – это наиболее почитаемая форма исламского искусства, потому что она связывает язык мусульман и религию ислама. Святая книга ислама – аль Коран сыграла важнейшую роль в развитии арабского языка, каллиграфии в арабском алфавите. Пословицы и целые цитаты из Корана по-прежнему являются источниками для исламской каллиграфии.

Главный фонтан в Альгамбре, Andrew Dunn , 11 May 2006 [ Creative Commons Attribution ShareAlike 2.0 ]

Элементы исламского стиля

Исламскую архитектуру определяют следующие элементы:

  • - Минареты или башни (первоначально они были предназначены для фонарей охранников, наблюдавших с башни)
  • - Планировка с 4 айванами, с тремя залами и одним главным, который выходит на Мекку
  • - Михраб или молельная ниша, на внутренней стене которой - указатель направления на Мекку
  • - Купола
  • - Айваны для соединения различных павильонов
  • - Использование геометрических форм и повторяющиеся рисунки (арабески)
  • - Использование мукарн для декорации куполов, минаретов и порталов.
  • - Использование каллиграфии вместо рисунков, которые были запрещены в архитектуре мечетей. В светской архитектуре изображения человека и животных разрешены.
  • - Фонтаны для омовений
  • - Использование ярких красок, если это в персидском или могольском стиле; бледный песчаник и серый камень - в арабской архитектуре.

При подготовке, статьи были использованы материалы английской википедии en.wikipedia.org , переводчик , при поддержке и других участников форума портала




От: ,  88485 кол-во просмотров


просмотров