Критерии сравнения восточное общество западное. Восточная и западная культура. Региональный тип культуры

Критерии сравнения восточное общество западное. Восточная и западная культура. Региональный тип культуры

Реальные процессы, произошедшие и продолжающие происходить в XX веке, показывают ошибочность прогнозов социологов, представляющих как теорию модернизации, так и теорию общественно-экономических формаций, относительно универсальных закономерностей исторического развития различных стран и народов.

Изменения, произошедшие в странах Восточной Европы и СССР в 90-е годы XX века; проблем связан с восточными обществами;изменения в развитых странах Запада и вСША говорят о том, что, помимо общих закономерностей развития и тенденции создания единого индустриального общества, существуют, во-первых, специфические особенности и черты развития разных стран, определяемые всем прошлым историческим опытом, и, во-вторых, помимо одной описанной модели развития, существует ещё несколько вариантов.

Тенденцию к многовариантности развития общества описывает и объясняет теория цивилизаций.

Теория цивилизаций возникла на рубеже XIX–XX веков и была представлена такими авторами, как Николай Яковлевич Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби. Эти авторы выделяли несколько типов социальных систем или обществ, называя их культурно-историческими типами (Данилевский Н.Я.), культурами (Шпенглер О.), обществами или цивилизациями (Тойнби А.).

По мнению данных авторов, каждая цивилизация отличается от другой своим типомхозяйства, политического устройства, типом культуры. Специфика цивилизаций определяется, прежде всего, собственным, неповторимым историческим опытом,а также культурой.Подобно живому организму, цивилизация проходит несколько стадий в своём развитии, а затем погибает или даёт основу для развития цивилизации-преемницы.

Цикл жизни цивилизации состоит из следующих стадий: рождение, рост, цветение, плодоношение, увядание, если цивилизацию сравнивают с растением, или – детство, отрочество, юность, зрелость, старость, если цивилизацию сравнить с человеком.

Для того чтобы сформироваться и развиться, цивилизации необходима политическая независимость и отсутствие давления со стороны других, более развитых цивилизаций. Согласно Н.Я.Данилевскому, существует три основных формы взаимодействия цивилизаций друг с другом. «Прививка» – такой вид взаимодействия предполагает простое заимствование элементов чужой цивилизации без учёта специфики развития своей, без глобальных изменений в структуре хозяйственного и политического устройства.

Примером может служить использование западного опыта, насаждение элементов западной культуры Петром I, который, сохраняя крепостной строй, пытался создать промышленность в России, боеспособную армию и флот, изменить образ жизни российской элиты. «Прививка» не даёт действенных результатов, способных ускорить собственное развитие.


Другой тип взаимодействия – «колонизация». «Колонизация» предполагает захват более развитой цивилизацией территории менее развитой цивилизации и полную ассимиляцию последней. Фактически при таком типе взаимодействия неразвитая цивилизация погибает, как это было, например, с цивилизациями ацтеков и майя в Америке, где получила развитие модель, пришедшая из западноевропейского общества.

Еще один тип взаимодействия – «удобрение», который предполагает заимствование друг у друга новейших технологий, по сути, равноправными обществами, находящимися на одном и том же уровне развития. Причём, данный тип приносит пользу обоим обществам, так как заимствующая цивилизация не подавляет собственное развитие, а использует чужой опыт, адаптируя его к своей культуре, типу хозяйства и политического устройства. Ярким примером уподобления может служить Япония. Её история – это постоянная смена эпох «закрытых дверей» и эпох заимствования опыта других стран, причем без ущерба национальной самобытности. Первоначально заимствования происходили из Китая, затем Европы и на современном этапе наблюдается активная американизация страны.

В отличие от вышеназванных авторов, современные исследователи Л.И.Новикова, С.А.Завадский, развивая теорию цивилизаций, выделяют не десять – двенадцать, а только два типа обществ, существенно отличающихся друг от друга по структуре социальных связей и темпам развития это европейская (западная) и восточная модели развития.

Характеризуя европейский тип развития, отечественные авторы подчёркивают преемственность между европейской цивилизацией и античным миром. Преемственность была обусловлена сродством базисных общностей – античной и германской соседской общины, допускающих частную собственность на землю, развитие торгового капитала, развитие ремесла вольных городов.

Специфика западного типа цивилизации, как и античного общества, заключается в следующем: основным структурообразующим фактором общественных связей здесь были частнособственнические отношения,разделение светской и религиозной власти,смена этапов развития общества означала их модификацию.

Сущностью способа производства, характеризующего восточный тип общества, который К.Маркс назвал «азиатским способом производства», именуемый также «государственным способом производства» или государственной бюрократией, является нерасчленённость социальных связей, слитность административно-политических, экономических, военных, религиозных и других сфер жизнедеятельности общества при главенствующей роли административно-политической или организаторско-управленческой функции.

В отличие от западного типа развития цивилизации в структуре восточных обществ частнособственнические отношения играли второстепенную роль, определяющими структуру социальных связей восточного общества были управленческие отношения, а также порождённый ими феномен слияния власти и собственности. (Васильев Л.С. История Востока. – М., 1994 –т. 1)

Объясняется этот феномен следующим образом. Владение в восточных обществах (как первичная форма собственности) было коллективным,соответственно главным было рациональное управление коллективными ресурсами. В качестве субъектов рационального управления выдвигались лидеры, чей статус был основан на принципе меритократии – личные заслуги и способности руководителя обеспечивали ему необходимый престиж, авторитет, власть.

Субъект власти становился в силу складывающихся в этом обществе социально-экономических отношений, основанных на принципе редистрибуции, генеральным администратором, распорядителем значительной части общего достояния – избыточного продукта коллектива. Властьдавала ему право быть крупнейшим потребителем совокупного продукта. Таким образом, власть породила собственность, а не наоборот, возник феномен слияния «власти-собственности», где собственность была функцией власти, её следствием.

Западная и восточные модели развития отличаются и динамикой, или ритмом исторического процесса. Этот факт отмечали в сое время и О.Шпенглер, и Х.Ортега-и-Гассет. Для Запада весьма характерны периоды расцвета, завершающиеся экспансией, и сменяющие их времена упадка – «темные века», в течение которых цивилизация как бы переставала существовать, но всякий раз возрождалась вновь с острым ощущением культурной преемственности от цивилизации ей предшествующей.

Среди специфических характеристик западноевропейской цивилизации, способствующих формированию ее особого стиля, который проявился в более быстрых темпах развитии данной модели по сравнению с восточными культурами, зарубежными исследователями называются: 1) накопление научных знаний и технологий, превышающие актуальную потребность 2) появление новых лидеров, способных к реформированию мира; 3) постоянные экономические и социальные трансформации; 4) «разделение прагматических полей» внутри социума, которое проявилось, например, в достаточно раннем обособлении ремесла от земледелия, в разделении светской и церковной власти, политике и морали и т.д.; 5) национально-политическая гетерономность Запада, когда каждый народ выступает в качестве самостоятельной социальной общности и одновременно ощущает себя представителем западного сообщества; причём дух конкуренции при определённой взаимозависимости всех наций друг от друга определяет динамизм этого сообщества, его сбалансированное равновесие.

Восточным обществам была свойственна консервативная стабильность,вызванная необходимостью сохранить существующую социальную структуру и социально-экономический строй от нововведений и потрясений, которая была тесно связана со стремлением укрепить власть, усилить государственную администрацию, сохранить эффективный контроль над обществом, обеспечить господство над ним.

Восток не стоял на месте, но развитие восточных структур характеризовалось крайне замедленными темпами, отступлениями с последующей регенерацией, повторением пройденного, развитие с циклами, похожими на витки туго сжатой спирали. Эволюция здесь шла более за счёт количественных, нежели качественных изменений.

Сопоставляя традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества, мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории. Важнейшими же понятиями, которые характеризуют сосуществование цивилизаций во времени являются понятия Восток и Запад .

Критерий сравнения Восточное общество Западное общество
1. Ход исторического процесса «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов
2. Особенности исторического развития Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев
3. Отношение людей к природе Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над ней, а на идее слияния с ней Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное
4. Форма собственности Основа экономической системы -общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности Основа экономики - институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
5. Уровень социальной мобильности Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны
6. Государственный контроль общества Государство подчиняет себе общество, общества вне государства и его контроля не существует Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество
7. Отношения личности и государства Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности
8. Система ценностей Главный регулятор общественной жизни - традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям

Дайте сравнительную характеристику Востоку и Западу.

Что собой представляют Восток и Запад в диалоге культур?

Итог Выполните задания на с. 126 учебника. Домашнее задание: Выучите § 11-12, выполните задания.

В эпоху средневековья Восток и Запад вступили с традиционными обществами, ориентированными в экономической сфере на удовлетворение только первоочередных потребностей, и не более того. Однако уже в раннем средневековье эти общества существенно отличались одно от другого по ряду важнейших параметров:

Азиатские земледельческие общества пошли по пути укрепления и совершенствования древневосточных структур с преобладанием государства над обществом и общества над личностью, с принципиальной установкой на стабильность за счет качественного роста. Разрушительные регрессивные последствия для Азии имело противоборство совершенно разнотипных АСП и КСП;

Европейское общество зрелого феодализма характеризовалось постепенным усилением античных традиций и ценностей, качественным отбором наиболее жизнестойких социально-политических институтов в условиях политической децентрализации и духовного плюрализма (дихотомия светской и духовной власти) и соревнования однотипных государств и типов производства. В отличие от Азии, Европа не испытала страшного воздействия своей первобытной периферии – европейцы смогли освоить ее территориально и переработать экономически, социально и духовно, поэтому социально-экономически и культурно-идеологически европейские народы развивались относительно единообразно-синхронно, без резких стадиальных контрастов. Воздействие же азиатской первобытной периферии Европа по настоящему испытала только в начале средневековья;

Азиатские общества развивались замедленно-эволюционно по линии приспособления монокультурного сельского хозяйства к высокопроизводительному природному фактору, а европейское общество – по линии преодоления многоотраслевым сельским хозяйством малопроизводительного природного фактора. Многоотраслевое сельское хозяйство гораздо более устойчиво к воздействию на него социально-политических и природно-климатических катаклизмов. Таким образом, средневековые европейское и азиатское общества изначально базировались на принципиально различных культурных и социально-политических основаниях и противоположных способах производства.

В отличие от азиатского, европейский способ производства характеризуется избытком земли и недостатком рабочих рук. Здесь рост населения компенсируется увеличением запашки и переселением на новые, неосвоенные в хозяйственном отношении земли, что при худшем почвенно-климатическом факторе затруднено без технического прогресса. Если Азия накапливала избыточное население, то Европа - технический потенциал. В Европе доход приносил труд человека – и богатство феодала измерялось "в душах", в Азии доход приносила земля, и богатство измерялось ее площадью и качеством. Следовательно, в Азии главным условием производства был природный фактор, а в Европе – человеческий труд при минимальной роли природного компонента.

Возможность получения больших урожаев при минимальной затрате труда на Востоке породила в конечном счете зависимость азиатского общества от высокопроизводительного природного фактора – они не дошли даже до паровой системы и трехполья, т.к. основой урожайности было не воссоздание, а сохранение почвенной структуры. Если естественное плодородие и изобилие тропиков сдерживало инициативу азиатского земледельца, то условия умеренного пояса подталкивали европейцев на хозяйственно-технические эксперименты, ставшие основой сельскохозяйственной революции: замена двуполья трехпольем, переход к севообороту и ликвидации паров; освоение новых сельскохозяйственных культур – картофеля, маиса, капусты, моркови, томатов; новый способ удобрения земли зелеными удобрениями, сохраняющими плодородие полей – викой, люпином, бобовыми; отказ от использования в качестве тягловой силы коров, быков и волов в пользу лошади, отказ от перегонного скотоводства в пользу стойлового содержания скота; организация искусственных лугов с кормовыми травами для развития молочного животноводства; селекция новых сортов растений и пород скота; расширение обрабатываемых с помощью новых технических приспособлений земель; повышение удельного веса интенсивных отраслей земледелия - огородничества, виноградарства, садоводства, технических культур... Только после внедрения указанных и других нововведений в крестьянских хозяйствах Европы стало возможным производить от 25% до 50% продовольствия свыше личного потребления.

Таким образом, возможность получения только малых урожаев при больших затратах дефицитного труда стимулировало НТП и поиски новых форм организации производства и общественной жизни в Европе (восточное общество склонно к канонизации старых форм и уклоняется от изменений, подрывающих желанную стабильность).

Избыток населения на Востоке обесценил труд и, следовательно, его носителя. Недостаток труда в Европе возвысил его и, следовательно, человеческую личность. Труд Европы динамичен – земля Востока консервативна. Поэтому средневековая Европа дала миру предприимчивых людей, изобретателей, землепроходцев, исследователей, а для Азии были характерны инерционность, косность и забота о пропитании.

В эпоху Раннего Нового времени (ХIV-ХV - ХVII вв.) традиционное европейское общество трансформировалось в общество современного типа, ориентированное в экономической сфере на накопление и рост. С отказом европейского общества от традиционных ценностей прибыль впервые в человеческой истории была открыто признана и религиозно освящена как основной принцип поведения, оправдывающий действия людей, а ЕСП принял свою законченную форму. Азиатскому способу производства были совершенно чужды подобные поведенческие установки. Таким образом, в Раннее Новое время АСП и ЕСП, как материальная основа двух основных путей развития человечества, превратились в полные противоположности.

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
1. Особеннос­ти вое приятия мира Рациональное, противоречивое восприятие - «фаустовско-гамлетовское» Эмоциональное, це­лостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрожде­ний)
2. Отношение к природе Стремление под­чинить себе при­роду. Человек - венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения не­совершенства че­ловека создается и используется тех­ника Стремление быть в гармонии с приро­дой. Человек:-орга­ническая часть при­роды (боевые ис­кусства, медицина построена на изуче­нии законов приро­ды); Усовершенство­вание своей души и тела
3. Соотноше­ние личности и общества Приоритет сво­бодной личнос­ти, обладающей гражданскими правами. Ценности индивиду­альной свободы Приоритет системы подчинения личнос­ти (подданных) об­ществу (государству). Господство традиций коллективизма
4. Отношения власти Принцип разделе­ния властей. Сословно-предста-вительные структуры. Парламентаризм Политический мо­низм. Восточная дес­потия (неограни­ченная власть, обо­жествление монарха)
5. Отношения собственности Господство част­ной собственности Преобладание госу­дарственной и об­щинной собственнос­ти. Принцип влас­ти - собственности (власть рождает соб­ственность, а утра­тивший власть ста­новится, как и все, бесправным)
6. Отношение к прогрессу Стремление к прогрессу, по­стоянное изме­нение форм де­ятельности, использование новаций. Развитие обще­ства носит по­степенный, по­ступательный характер Стремление к восп­роизводству самих себя, поддержанию традиционного об­раза жизни. Разви­тие общества носит циклический харак­тер

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ

ТИПОВ ОБЩЕСТВА

Линии сравнения Тип общества
Доиндуст-риалыюе (традицион­ное) Индустриальное Постиндустриальное (информационное)
Основной фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промыш­ленные изде­лия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматиза­ция произ­водства, компьюте­ризация общества
Характер труда Индивиду­альный труд Преимуще­ственно стандартная деятельность Резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения Сельское хозяйство - около 75% Сельское хозяйство - около 10%, промышлен­ность - 85% Сельское хозяйство - до 3%, про­мышлен­ность - около 33%, услуги - около 66%
Основной вид экспорта Сырье Продукты производства Услуги
Политика в области образования Борьба с неграмот­ностью Подготовка специалис­тов Непрерыв­ное образование
Продолжи­тельность жизни 40-50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу Локальное, неконтроли­руемое Глобальное, неконтроли­руемое Глобальное, контроли­руемое
Взаимодейст­вие с другими странами Несущест­венное Тесная взаимосвязь Открытость общества



Вопросы к семинару

1. Согласны ли вы с мнением основоположников марксизма, что у людей нет условий для проявления свободной воли при выборе путей развития? Может ли сильная личность повернуть ход истории.

2. В.И. Ленин утверждал: «На свете нет и быть не может «чистого» капитализма, а всегда есть примеси от феодализма, от мещанства, от ещё чего- ни будь». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ обоснуйте.

3. Вспомните трехступенчатую концепцию развития цивилизации по Д. Беллу: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную Черты, присущие каждой из названных эпох.

4. Согласно данным ЮНЕСКО в мире существуют:

европейская, североамериканская, индийская, арабомусульманская, тропически- африканская, латиноамериканская, дальневосточная цивилизации. Какие основные достижения, ценности, присущи каждой из цивилизаций?

5. Имея в виду срединное положение России между Востоком и Западом, В. Соловьёв писал: «Меж двух враждебных станов тебе приюта нет.»

Согласны ли вы с таким взглядом на историю России. Ответ обоснуйте

6. В своей основе человечество едино. Нужно идти по общей дороге мировой цивилизации. Необходимо творчески усваивать опыт и Запада, и молодых индустриальных стран Востока. Согласны ли вы с этим утверждением? Ответ обоснуйте.

7. П. А. Чаадаеву принадлежит изречение: «Во Франции на что нужна мысль?- Чтобы её высказывать.- В Англии?- Чтобы привести в исполнение?- В Германии?- Чтобы её обдумать.- У нас?- Ни на что! И знаете почему?» Чаадаев оставил вопрос без ответа. А как вы ответите

ЗАДАНИЯ:

“3” Установите соответствие между типами обществ и характеристиками общественного развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

“3” Тест

1) Понятию «Общественный прогресс» противоположно понятие

а) социальная революция;

б) общественный регресс;

в) социальные реформы;

г) общественное развитие;

2) Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества являются

а) скачкообразные перемены;

б) революционные изменения;

в) постепенные процессы;

г) регрессивная направленность;

3) Целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не подрывающее основ существующего строя- это

а) реформа

б) революция

в) стабилизация

г) эволюция

4) Одним из правлений глобализации в современном мире выступает

а) расширение деятельности транснациональных корпораций

б) рост объемов промышленного производства

в) возрастание доли среднего класса в составе населения

г) развитие национальной культуры

“4” - В чем выражается противоречивость общественного прогресса?

Какие области в современном мире испытывают подъем, а какие, напротив, подвержены спаду? (информационные технологии и угольная отрасль)

Что имеют ввиду когда говорят об относительности прогресса?

Как вы понимаете выражение «цена прогресса».

Результаты ответов отразите в схеме:

Заполните таблицу.

“5” Критерии прогресса

III. Новый материал

Сопоставляя традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества, мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории. Важнейшими же понятиями, которые характеризуют сосуществование цивилизаций во времени являются понятия Восток и Запад.

Попробуем сравнить их между собой по следующим критериям (на доске).

Презентация домашней работы групп: Восток, Запад.

По ходу работы составляем таблицу. Критерий сравнения Восточное общество Западное общество
1. Человек и природа Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над ней, а на идее слияния с ней Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное
2. Экономика Основа экономической системы -общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности Основа экономики - институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
3. Социальная мобильность Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны
4. Общество и государство Государство подчиняет себе общество, общества вне государства и его контроля не существует Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество
Восточное общество Западное общество
Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности
5. Система ценностей Главный регулятор общественной жизни - традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям

Итак, давайте попробуем выделить каковы сегодня главные особенности взаимодействия Восточной и Западной цивилизаций?

Ответы учащихся:

ü Экономическое взаимодействие;

ü Противостояние в войнах и локальных конфликтах;

ü Взаимообмен культурными ценностями;

ü Взаимодействие во внешней политике для поддержания мира на земле;

Вывод (учащиеся формулируют самостоятельно):



Можно выделить следующие тенденции взаимоотношений восточной и западной цивилизаций на современном этапе:

Ø ИНТЕГРАЦИЯ (взаимодействие) в экономике, политике, культуре

Ø ПРОТИВОСТОЯНИЕ в локальных конфликтах

Таким образом, можем ли мы сказать, что в процесс интеграции включено большинство стран мира?

Ответы учащихся:

ü Да;

ü Сегодня практически все государства на земном шаре включены в процесс всемирной интеграции;

ü Этот процесс стал возможен лишь во второй половине 20 века, потому что в это время начали бурно развиваться средства связи и коммуникации, а также различные транспортные магистрали, то есть людям стало проще общаться, проще посещать другие страны.

Мы с вами выяснили, что всемирная интеграция- одна из главных особенностей развития современного мира, в обществоведении этот процесс имеет название

Запись в тетради

v Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции.

Какое общество может возникнуть в результате глобализации?

Ответы учащихся:

ü Большое;

ü Включает все страны на планете;

ü Огромное;

ü Мегаобщество.

Запись в тетради

v Мегамир (глобальное общество) - концепция, с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, которое состоит из множества локальных обществ отдельных стран мира.

А сейчас мы с вами прослушаем фрагмент лекции и попробуем ответить на вопросы:

Почему тема глобализации сегодня так актуальна?

ü Потому, что государства сегодня стараются активно взаимодействовать, контактировать, а значит они становятся более зависимы друг от друга.

Почему с явлением глобализации человечество столкнулось лишь во второй половине 20 века?

ü Именно во второй половине 20 века человечество столкнулось с глобальным масштабом проблем, которые возможно решить только совместными усилиями (глобальные проблемы человечества)

Решение каких проблем стоит сегодня на 1 месте?

ü Экологический кризис, так как от этого зависит выживание всего человечества.

ü Проблема войны и мира, то есть предотвращения 3 мировой войны.

Таким образом, каковы + и – глобализации?

ü Открывает возможности для самореализации человека;

ü Позволяет обмениваться культурными ценностями, то есть вести диалог культур;

ü Экономическое сотрудничество помогает развиваться экономикам различных стран,

ü Возможность общения с людьми по всему земному шару

ü Совместное предотвращение военных конфликтов и т.д.

ü Размывание или полное уничтожение границ национальных культур;

ü Распространение локальных военных конфликтов;

ü Не все государства развиваются быстрыми темпами, потому что в процесс глобализации все вступают на разном уровне развития(например, США, страны Западной Европы и Африканские государства)

ü Современное общество перенасыщено информацией, поэтому человеку иногда трудно найти себя, своё место;

ü Очень быстрые темпы развития современного общества ведут к ухудшению состояния здоровья людей, стрессам, депрессиям.

Что же является главной ценностью формирующегося сегодня мегаобщества?

ü Право человека на жизнь, свободу, стремление к счастью и возможность самореализации .



просмотров