Михаил сергеевич осоргин биография краткая. Михаил Андреевич Осоргин (Mihail Andreevich Osorgin). После Октябрьской революции

Михаил сергеевич осоргин биография краткая. Михаил Андреевич Осоргин (Mihail Andreevich Osorgin). После Октябрьской революции

Осоргин Михаил Андреевич, настоящая фамилия Ильин (7 (19) октября 1878 — 27 ноября 1942) — русский писатель, журналист, эссеист, один из деятельных и активных масонов русской эмиграции, основатель нескольких русских масонских лож во Франции.

Михаил Андреевич Осоргин; наст. фам. Ильин родился в Перми — в семье потомственных столбовых дворян. Фамилию «Осоргин» взял от бабушки. Отец А. Ф. Ильин — юрист, участник проведения судебной реформы Александра II, брат Сергей (умер в 1912 году) был местным журналистом и поэтом.

А философия ведь даже и не наука, хотя и зовется наукой наук. Ее рождает роскошь жизни или усталость от жизни. Она – пирожное. И еще она – насмешка. И еще она – уход. Жизнь же сейчас такова, что если от нее отойдешь на минуту – она от тебя уйдет на дни. Кто хочет выжить, тот должен за нее цепляться, за жизнь, карабкаться, других с подножки сшибать, - как в трамвае.

Осоргин Михаил Андреевич

Во время учебы в гимназии поместил в «Пермских губернских ведомостях» некролог своему классному надзирателю, а в «Журнале для всех» опубликовал рассказ «Отец» под псевдонимом Пермяк (1896). С тех пор считал себя писателем. После успешного окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы продолжал печататься в уральских газетах и исполнял обязанности постоянного сотрудника «Пермских губернских ведомостей». Участвовал в студенческих волнениях и на год был выслан из Москвы в Пермь. Завершив образование (1902), стал помощником присяжного поверенного в Московской судебной палате и одновременно присяжным стряпчим при коммерческом суде, опекуном в сиротском суде, юрисконсультом Общества купеческих приказчиков и членом Общества попечительства о бедных. Тогда же написал книгу «Вознаграждение рабочих за несчастные случаи».

Критически относясь к самодержавию, столбовой дворянин по происхождению, интеллигент по роду занятий, фрондер и анархист по складу характера, Осоргин вступил в 1904 году в партию эсеров. Его привлекли их интерес к крестьянству и земле, народнические традиции — на насилие отвечать насилием, на подавление свободы — террором, не исключая индивидуальный. Кроме того, социалисты-революционеры ценили личное бескорыстие, высокие нравственные принципы и осуждали карьеризм. На его квартире проходили заседания московского комитета партии, скрывались террористы. Активного участия в революции Осоргин не принял, но в её подготовку был вовлечён. Сам он писал впоследствии, что в эсеровской партии был «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом, больше зрителем, чем участником». Во время революции 1905—1907 в его Московской квартире и на даче устраивались явки, проводились заседания комитета партии социалистов-революционеров, редактировались и печатались воззвания, обсуждались партийные документы. Участвовал в московском вооружённом восстании 1905 года.

В декабре 1905 г. Осоргин, принятый за опасного «баррикадиста», был арестован и полгода просидел в Таганской тюрьме, затем отпущен под залог. Он сразу уехал в Финляндию, а оттуда — через Данию, Германию, Швейцарию — в Италию и поселился близ Генуи, на вилле «Мария», где образовалась эмигрантская коммуна. Первое изгнание продолжалось 10 лет. Писательским итогом стала книга «Очерки современной Италии» (1913).

Особое внимание писателя привлекал футуризм. Он с пониманием отнёсся к ранним, решительно настроенным футуристам. Работа Осоргина в итальянском футуризме имели в России значительный резонанс. Ему доверяли как блестящему знатоку Италии, к его суждениям прислушивались.

В 1913 для женитьбы на семнадцатилетней Рахили (Розе) Гинцберг, дочери Ахад-ха-Ама, принял иудаизм (впоследствии брак распался).

Из Италии он дважды выезжал на Балканы и путешествовал по Болгарии, Черногории и Сербии. В 1911 Осоргин печатно объявил о своём отходе от партии эсеров, а в 1914 стал масоном. Он утверждал верховенство высших этических принципов над партийными интересами, признавая лишь кровную связь всего живого, даже преувеличивая значение биологического фактора в жизни человека. В отношениях с людьми выше всего ставил не совпадение идейных убеждений, а человеческую близость, основанную на благородстве, независимости и бескорыстии. Современники, хорошо знавшие Осоргина (например, Б. Зайцев, М. Алданов), подчёркивали эти его качества, не забывая упомянуть о мягкой, тонкой душе, об артистичности и изяществе облика.

ОСОРГИН, МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ (наст. фамилия Ильин) (1878−1942), русский прозаик, журналист. Родился 7 (19) октября 1878 в Перми в семье потомственных столбовых дворян, прямых потомков Рюрика. Начал печататься в гимназические годы, с 1895 (в т. ч. рассказ Отец, 1896). В 1897 поступил на юридический факультет Московского университета, откуда в 1899 за участие в студенческих волнениях был сослан в Пермь под негласный надзор полиции. В 1900 восстановился в университете (окончил курс в 1902), вел в годы учебы рубрику “Московские письма” (“Дневник

Москвича”) в газете “Пермские губернские ведомости”. Доверительной интонацией, мягкой и мудрой иронией в сочетании с меткой наблюдательностью отмечены и последующие рассказы Осоргина в жанре “физиологического очерка” (По наклонной плоскости. Из студенческой жизни, 1898; Арестантский вагон, 1899), романтической “фантазии” (Два мгновения. Новогодняя фантазия, 1898) и юмористические зарисовки (Письмо сынка к мамаше, 1901). Занимался адвокатурой, совместно с К. А. Ковальским, А. С. Буткевичем и др. основал в Москве издательство “Жизнь и правда”, выпускавшее лубочную литературу. Здесь в 1904 вышли брошюры Осоргина Япония, Русские военачальники на Дальнем Востоке (биографии Е. И. Алексеева, А. Н. Куропаткина, С. О. Макарова и др.), Вознаграждение рабочих за несчастные случаи. Закон 2 июня 1903 года.
В 1903 писатель женился на дочери известного народовольца А. К. Маликова (мемуарный очерк Осоргина Встречи. А. К. Маликов и В. Г. Короленко, 1933). В 1904 вступил в партию эсеров (был близок к ее “левому” крылу), в подпольной газете которых в 1905 опубликовал статью За что?, оправдывающую терроризм “борьбой за благо народа”. В 1905 во время московского вооруженного восстания был арестован, из-за совпадения фамилий с одним из руководителей боевых дружин едва не казнен. Приговорен к ссылке, в мае 1906 временно освобожден под залог. Пребывание в Таганской тюрьме отразилось в Картинках тюремной жизни. Из дневника 1906 г., 1907; участие в эсеровском движении – в очерках Николай Иванович, 1923, где, в частности, упоминалось и об участии В. И. Ленина в диспуте на квартире Осоргина; Венок памяти малых, 1924; Девятьсот пятый год. К юбилею, 1930; а также в рассказе Террорист, 1929, и имеющей документальную основу дилогии Свидетель истории, 1932, и Книга о концах, 1935.
Уже в 1906 Осоргин пишет о том, что “трудно отличить революционера от хулигана”, и в 1907 нелегально уезжает в Италию, откуда посылает в русскую прессу корреспонденции (часть вошла в кн. Очерки современной Италии, 1913), рассказы, стихи и детские сказки, часть которых вошла в кн. Сказки и несказки (1918). С 1908 постоянно сотрудничает в газете “Русские ведомости” и журнале “Вестник Европы”, где опубликовал рассказы Эмигрант (1910), Моя дочь (1911), Призраки (1913) и др. Около 1914 вступил в масонское братство Великой ложи Италии. В те же годы, изучив итальянский язык, пристально следил за новостями итальянской культуры (статьи о творчестве Г. Д”Аннунцио, А. Фогаццаро, Дж. Паскали и др., о “разрушителях культуры” – итальянских футуристах в литературе и живописи), стал крупнейшим специалистом по Италии и одним из самых видных русских журналистов, выработал специфический жанр беллетризованного эссе, с конца 1910-х годов нередко пронизанного характерной для манеры писателя лирической иронией. В июле 1916 полулегально вернулся в Россию. В августе в “Русских ведомостях” была опубликована его ст. Дым отечества, вызвавшая гнев “патриотов” такими сентенциями: “…очень хочется взять российского человека за плечи… тряхнуть и прибавить: “А и горазд же ты спать даже и под пушку!”. Продолжая работать разъездным корреспондентом, выступил с циклами очерков По Родине (1916) и По тихому фронту (1917).
Февральскую революцию принял сначала восторженно, затем – настороженно; весной 1917 в ст. Старая прокламация предупреждал об опасности большевизма и “нового самодержца” – Владимира, опубликовал цикл беллетризованных очерков о “человеке из народа” – “Аннушке”, выпустил брошюры Борцы за свободу (1917, о народовольцах), Про нынешнюю войну и про вечный мир” (2-е изд., 1917), в которой ратовал за войну до победного конца, Охранное отделение и его секреты (1917). После Октябрьской революции выступал против большевиков в оппозиционных газетах, призывал к всеобщей политической забастовке, в 1918 в ст. День скорби предсказал разгон большевиками Учредительного собрания. Укрепление большевистской власти побудило Осоргина призвать интеллигенцию заняться созидательным трудом, сам он стал одним из организаторов и первым председателем Союза журналистов, вице-председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей (совместно с М. О. Гершензоном подготовил устав союза), а также создателем знаменитой Книжной лавки писателей, ставшей одним из важных центров общения литераторов и читателей и своеобразным автографическим (“рукописным”) издательством. Принимал активное участие в работе московского кружка “Студия Итальяна”.
В 1919 был арестован, освобожден по ходатайству Союза писателей и Ю. К. Балтрушайтиса. В 1921 работал в Комиссии помощи голодающим при ВЦИК (Помгол), был редактором издаваемого ею бюллетеня “Помощь”; в августе 1921 был арестован вместе с некоторыми членами комиссии; от смертной казни их спасло вмешательство Ф. Нансена. Зиму 1921−1922 провел в Казани, редактируя “Литературную газету”, вернулся в Москву. Продолжал публиковать сказки для детей и рассказы, перевел (по просьбе Е. Б. Вахтангова) пьесу К. Гоцци Принцесса Турандот (изд. 1923), пьесы К. Гольдони. В 1918 сделал наброски большого романа о революции (опубликована глава Обезьяний городок). Осенью 1922 с группой оппозиционно настроенных представителей отечественной интеллигенции был выслан из СССР (очерк Как нас уехали. Юбилейное, 1932). Тоскуя по Родине, до 1937 сохранял советский паспорт. Жил в Берлине, выступал с лекциями в Италии, с 1923 – во Франции, где после женитьбы на дальней родственнице М. А. Бакунина вступил в наиболее спокойную и плодотворную полосу своей жизни.
Мировую известность принес Осоргину начатый еще в России роман Сивцев Вражек (отд. изд. 1928), где в свободно скомпонованном ряде глав-новелл представлена спокойная, размеренная и духовно насыщенная жизнь в старинном центре Москвы профессора-орнитолога и его внучки, – типичное бытие прекраснодушной русской интеллигенции, которое сначала потрясает Первая мировая война, а затем взламывает революция. На произошедшее в России Осоргин стремится взглянуть с точки зрения “абстрактного”, вневременного и даже внесоциального гуманизма, проводя постоянные параллели человеческого мира с животным. Констатация несколько ученического тяготения к толстовской традиции, упреки в “сырости”, недостаточной организованности повествования, не говоря уже о явной его тенденциозности, не помешали огромному читательскому успеху Сивцева Вражка. Ясность и чистота письма, напряженность лирико-философской мысли, светлая ностальгическая тональность, продиктованная непреходящей и острой любовью к своему отечеству, живость и точность бытописания, воскрешающего аромат московского прошлого, обаяние главных героев – носителей безусловных нравствственных ценностей сообщают роману Осоргина прелесть и глубину высокохудожественного литературного свидетельства об одном из сложнейших периодов в истории России. Творческой удачей писателя стали также Повесть о сестре (отд. изд. 1931; впервые опубл. 1930 в журнале “Современные записки”, как и многие другие эмигрантские произведения Осоргина), навеянная теплыми воспоминаниями о семье писателя и создающая “чеховский” образ чистой и цельной героини; посвященная памяти родителей книга мемуаров Вещи человека (1929), сб. Чудо на озере (1931). Мудрая простота, задушевность, ненавязчивый юмор, свойственные манере Осоргина, проявились и в его “старинных рассказах” (часть вошла в сб. Повесть о некоей девице, 1838). Обладая отменным литературным вкусом, Осоргин успешно выступал как литературный критик.
Примечателен цикл романов на автобиографическом материале Свидетель истории (1932), Книга о концах (1935) и Вольный каменщик (1937). В первых двух дано художественное осмысление революционных умонастроений и событий в России начала века, не лишенное черт авантюрно-приключенческого повествования и приводящее к мысли о тупиковости жертвенно-идеалистического пути максималистов, а в третьем – жизни русских эмигрантов, связавших себя с масонством, одним из активных деятелей которого Осоргин был с начала 1930-х годов. Критика отмечала художественное новаторство Вольного каменщика, использование стилистики кинематографа (отчасти родственное поэтике европейского экспрессионизма) и газетных жанров (информационные вкрапления, фактуальная насыщенность, сенсационно-лозунговые “шапки” и т. п.).
Отчетливо проявившийся в романе Сивцев Вражек пантеизм Осоргина нашел выражение и в цикле лирических очерков Происшествия зеленого мира (1938; первоначально публиковались в “Последних новостях” за подписью “Обыватель”), где пристальное внимание ко всему живому на земле сочетается с протестом против наступательной технотронной цивилизации. В русле такого же “оберегающего” восприятия создан и цикл, посвященный миру вещей, – собранной писателем богатейшей коллекции русских изданий Записки старого книгоеда (1928−1937), где в архаизированно-точной, правильной и красочной авторской речи выразился безошибочный слух прозаика на русское слово.
Незадолго до войны Осоргин начал работу над мемуарами (Детство и Юность, обе 1938; Времена – опубл. 1955). В 1940 писатель перебрался из Парижа на юг Франции; в 1940-1942 публиковал в “Новом русском слове” (Нью-Йорк) корреспонденции Письма из Франции. Пессимизм, осознание бессмысленности не только физического, но и духовного противостояния злу отражены в книгах В тихом местечке Франции (изд. в 1946) и Письма о незначительном (изд. в 1952).
Умер Осоргин в Шабри (Франция) 27 ноября 1942.

Вариант 2

Родился Осоргин (настоящая фамилия Ильин) 7 (19) октября 1878 года в Перми в дворянской потомственной семье, корни которой идут от Рюрика. Во время учебы в гимназии начал публиковать свои первые работы.

В 1897 году стал учиться на юридическом факультете в Московском университете, через два года за поддержку студенческих протестов был отправлен домой под неформальным присмотром полиции. В 1900 году смог вернуться к университетской учебе и окончить образование в 1902 году. За студенческое время вел рубрику под названием”Московские письма” (“Дневник москвича”) в газете “Пермские губернские ведомости”.

Работал адвокатом, в Москве вместе с К. Ковальским и А. Буткевичем открыл издательство “Жизнь и правда”, публиковавшее лубочную литературу. Здесь Осоргин в 1904 году выдал брошюры “Япония” , “Русские военачальники на Дальнем Востоке”, где были представлены биографии Е. Алексеева, А. Куропаткина, С. Макарова и др., а также “Вознаграждение рабочих за несчастные случаи. Закон 2 июня 1903 года”.

В 1903 году женился на дочери А. Маликова, известного народовольца. Через год стал членом партии эсеров. Опубликовал в подпольном издании статью “За что?” (1905), в которой выступил сторонником терроризма. В этом же году было поднято вооруженное восстание в Москве, за участие в котором попал под арест и был близок к казни, оказавшись однофамильцем с одним из руководителей протеста. Находясь в Таганской тюрьме, пишет “Картинки тюремной жизни”.

Осоргина приговаривают к ссылке, но поздней весной 1906 года он освобождается под залог и уезжает в Италию. Пребывая за границей, продолжает публиковать в русской прессе свои стихотворения, рассказы и детские сказки. С 1908 года постоянно издается в журнале “Вестник Европы” и газете “Русские ведомости”. Приблизительно с 1914 года становится членом масонского братства Великой ложи в Италии. Через два года полулегально смог приехать на родину. Работал разъездным журналистом и организовывал выступы со своими очерками “По Родине” (1916) и “По тихому фронту” (1917).

В 1919 году вновь попадает под арест, но освобождается с помощью Союза писателей. В 1921 году работал при ВЦИК в Комиссии помощи голодающим и в редакции бюллетеня “Помощь”. Осоргинаарестовывают в третий раз в конце лета 1921 года и отправлен в ссылку в Казань, где редактировал “Литературную газету”, через год вернулся в Москву, но вновь был выслан из СССР.

  • Осоргин Краткая Биография

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Константин Андреевич Тренев Биография Константин Андреевич Тренев – советский писатель, драматург (1876 – 1945). Константин Андреевич родился в Харьковской губернии на хуторе Ромашово в семье бывшего крестьянина. В детстве он учился в земской школе, затем получал образование в окружном училище, Read More ......
  2. Николай Георгиевич Гарин-Михайловский Биография Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, русский писатель родился 8(20).02.1852 года в семье военного в тогдашнем Петербурге. 1878 года оканчивает петербургский институт путей сообщения. Имел успех в инженерии, построил немало больших железнодорожных полотен. В восьмидесятых годах селится в собственном Read More ......
  3. Сакариас Топелиус Биография Сакариас Топелиус – финляндский поэт, романист, сказочник и историк (1818-1898). Он родился в 1818 году в Эстерботнии на северо-западе Финляндии в семье врача. В детстве Сакариас любил читать и проявлял художественные способности. Он получил хорошее домашнее образование Read More ......
  4. Михаил Петрович Арцыбашев Арцыбашев Михаил Петрович (1878−1927) – родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в Харьковской губернии. Учился в Ахтырской гимназии, в харьковской Школе рисования и живописи (1897−1898). Писать начал очень рано, 16 лет, в провинциальных газетах; в 1901 Read More ......
  5. Сивцев Вражек М. Осоргин написал роман “Сивцев Вражек” в период больших социальных потрясений и изменения ценностных ориентиров. Мифопоэтическое восприятие мира в произведении предусматривает многофункциональность образов, каждый из которых несет в себе отголоски других образов, ситуаций и действий. В мифопоэтике М. Read More ......
  6. Герман Гессе Биография Герман Гессе (Hermann Hesse; 2 июля 1877- 9 августа 1962) – немецкий писатель и художник. Гессе был рожден в семье миссионеров. В 1881 году он стал учеником местной миссионерской школы, а позже христианского пансионата. Гессе был разносторонне Read More ......
  7. Надежда Александровна Тэффи Тэффи (настоящая фамилия – Лохвицкая) Надежда Александровна (1872 – 1952), прозаик. Родилась 9 мая (21 н. с.) в родительском имении в Волынской губернии в дворянской профессорской семье. Получила прекрасное домашнее образование. Начала печататься в 1901, и в Read More ......
  8. Эдмон Ростан Эдмон Ростан (Rostand) (1.4.1868, Марсель – 2.12.1918, Париж), французский поэт и драматург. Член Французской академии (1901). Получил юридическое образование. В комедии “Романтики” (пост. и изд. 1894) утверждает красоту естественных человеческих чувств. Прославлению возвышенной рыцарской любви посвящена написанная по Read More ......
Краткая биография Осоргин

ОСОРГИН, МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ (наст. фамилия Ильин) (1878–1942), русский прозаик, журналист. Родился 7 (19) октября 1878 в Перми в семье потомственных столбовых дворян, прямых потомков Рюрика. Начал печататься в гимназические годы, с 1895 (в т.ч. рассказ Отец , 1896). В 1897 поступил на юридический факультет Московского университета, откуда в 1899 за участие в студенческих волнениях был сослан в Пермь под негласный надзор полиции. В 1900 восстановился в университете (окончил курс в 1902), вел в годы учебы рубрику «Московские письма» («Дневник москвича») в газете «Пермские губернские ведомости». Доверительной интонацией, мягкой и мудрой иронией в сочетании с меткой наблюдательностью отмечены и последующие рассказы Осоргина в жанре «физиологического очерка» (По наклонной плоскости. Из студенческой жизни , 1898; Арестантский вагон , 1899), романтической «фантазии» (Два мгновения. Новогодняя фантазия , 1898) и юмористические зарисовки (Письмо сынка к мамаше , 1901). Занимался адвокатурой, совместно с К.А.Ковальским, А.С.Буткевичем и др. основал в Москве издательство «Жизнь и правда», выпускавшее лубочную литературу. Здесь в 1904 вышли брошюры Осоргина Япония , Русские военачальники на Дальнем Востоке (биографии Е.И.Алексеева, А.Н.Куропаткина, С.О.Макарова и др.), Вознаграждение рабочих за несчастные случаи. Закон 2 июня 1903 года .

В 1903 писатель женился на дочери известного народовольца А.К.Маликова (мемуарный очерк Осоргина Встречи. А.К.Маликов и В.Г.Короленко , 1933). В 1904 вступил в партию эсеров (был близок к ее «левому» крылу), в подпольной газете которых в 1905 опубликовал статью За что ?, оправдывающую терроризм «борьбой за благо народа». В 1905 во время московского вооруженного восстания был арестован, из-за совпадения фамилий с одним из руководителей боевых дружин едва не казнен. Приговорен к ссылке, в мае 1906 временно освобожден под залог. Пребывание в Таганской тюрьме отразилось в Картинках тюремной жизни. Из дневника 1906 г. , 1907; участие в эсеровском движении – в очерках Николай Иванович , 1923, где, в частности, упоминалось и об участии В.И.Ленина в диспуте на квартире Осоргина; Венок памяти малых , 1924; Девятьсот пятый год. К юбилею , 1930; а также в рассказе Террорист , 1929, и имеющей документальную основу дилогии Свидетель истории , 1932, и Книга о концах , 1935.

Уже в 1906 Осоргин пишет о том, что «трудно отличить революционера от хулигана», и в 1907 нелегально уезжает в Италию, откуда посылает в русскую прессу корреспонденции (часть вошла в кн. Очерки современной Италии , 1913), рассказы, стихи и детские сказки, часть которых вошла в кн. Сказки и несказки (1918). С 1908 постоянно сотрудничает в газете «Русские ведомости» и журнале «Вестник Европы», где опубликовал рассказы Эмигрант (1910), Моя дочь (1911), Призраки (1913) и др. Около 1914 вступил в масонское братство Великой ложи Италии. В те же годы, изучив итальянский язык, пристально следил за новостями итальянской культуры (статьи о творчестве Г.Д"Аннунцио, А.Фогаццаро, Дж.Паскали и др., о «разрушителях культуры» – итальянских футуристах в литературе и живописи), стал крупнейшим специалистом по Италии и одним из самых видных русских журналистов, выработал специфический жанр беллетризованного эссе, с конца 1910-х годов нередко пронизанного характерной для манеры писателя лирической иронией. В июле 1916 полулегально вернулся в Россию. В августе в «Русских ведомостях» была опубликована его ст. Дым отечества , вызвавшая гнев «патриотов» такими сентенциями: «...очень хочется взять российского человека за плечи... тряхнуть и прибавить: «А и горазд же ты спать даже и под пушку!». Продолжая работать разъездным корреспондентом, выступил с циклами очерков По Родине (1916) и По тихому фронту (1917).

Февральскую революцию принял сначала восторженно, затем – настороженно; весной 1917 в ст. Старая прокламация предупреждал об опасности большевизма и «нового самодержца» – Владимира, опубликовал цикл беллетризованных очерков о «человеке из народа» – «Аннушке», выпустил брошюры Борцы за свободу (1917, о народовольцах), Про нынешнюю войну и про вечный мир » (2-е изд., 1917), в которой ратовал за войну до победного конца, Охранное отделение и его секреты (1917). После Октябрьской революции выступал против большевиков в оппозиционных газетах, призывал к всеобщей политической забастовке, в 1918 в ст. День скорби предсказал разгон большевиками Учредительного собрания. Укрепление большевистской власти побудило Осоргина призвать интеллигенцию заняться созидательным трудом, сам он стал одним из организаторов и первым председателем Союза журналистов, вице-председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей (совместно с М.О.Гершензоном подготовил устав союза), а также создателем знаменитой Книжной лавки писателей, ставшей одним из важных центров общения литераторов и читателей и своеобразным автографическим («рукописным») издательством. Принимал активное участие в работе московского кружка «Студия Итальяна».

В 1919 был арестован, освобожден по ходатайству Союза писателей и Ю.К.Балтрушайтиса. В 1921 работал в Комиссии помощи голодающим при ВЦИК (Помгол), был редактором издаваемого ею бюллетеня «Помощь»; в августе 1921 был арестован вместе с некоторыми членами комиссии; от смертной казни их спасло вмешательство Ф.Нансена. Зиму 1921–1922 провел в Казани, редактируя «Литературную газету», вернулся в Москву. Продолжал публиковать сказки для детей и рассказы, перевел (по просьбе Е.Б.Вахтангова) пьесу К.Гоцци Принцесса Турандот (изд. 1923), пьесы К.Гольдони. В 1918 сделал наброски большого романа о революции (опубликована глава Обезьяний городок ). Осенью 1922 с группой оппозиционно настроенных представителей отечественной интеллигенции был выслан из СССР (очерк Как нас уехали. Юбилейное , 1932). Тоскуя по Родине, до 1937 сохранял советский паспорт. Жил в Берлине, выступал с лекциями в Италии, с 1923 – во Франции, где после женитьбы на дальней родственнице М.А.Бакунина вступил в наиболее спокойную и плодотворную полосу своей жизни.

Мировую известность принес Осоргину начатый еще в России роман Сивцев Вражек (отд. изд. 1928), где в свободно скомпонованном ряде глав-новелл представлена спокойная, размеренная и духовно насыщенная жизнь в старинном центре Москвы профессора-орнитолога и его внучки, – типичное бытие прекраснодушной русской интеллигенции, которое сначала потрясает Первая мировая война, а затем взламывает революция. На произошедшее в России Осоргин стремится взглянуть с точки зрения «абстрактного», вневременного и даже внесоциального гуманизма, проводя постоянные параллели человеческого мира с животным. Констатация несколько ученического тяготения к толстовской традиции, упреки в «сырости», недостаточной организованности повествования, не говоря уже о явной его тенденциозности, не помешали огромному читательскому успеху Сивцева Вражка . Ясность и чистота письма, напряженность лирико-философской мысли, светлая ностальгическая тональность, продиктованная непреходящей и острой любовью к своему отечеству, живость и точность бытописания, воскрешающего аромат московского прошлого, обаяние главных героев – носителей безусловных нравствственных ценностей сообщают роману Осоргина прелесть и глубину высокохудожественного литературного свидетельства об одном из сложнейших периодов в истории России. Творческой удачей писателя стали также Повесть о сестре (отд. изд. 1931; впервые опубл. 1930 в журнале «Современные записки» , как и многие другие эмигрантские произведения Осоргина), навеянная теплыми воспоминаниями о семье писателя и создающая «чеховский» образ чистой и цельной героини; посвященная памяти родителей книга мемуаров Вещи человека (1929), сб. Чудо на озере (1931). Мудрая простота, задушевность, ненавязчивый юмор, свойственные манере Осоргина, проявились и в его «старинных рассказах» (часть вошла в сб. Повесть о некоей девице , 1838). Обладая отменным литературным вкусом, Осоргин успешно выступал как литературный критик.

Примечателен цикл романов на автобиографическом материале Свидетель истории (1932), Книга о концах (1935) и Вольный каменщик (1937). В первых двух дано художественное осмысление революционных умонастроений и событий в России начала века, не лишенное черт авантюрно-приключенческого повествования и приводящее к мысли о тупиковости жертвенно-идеалистического пути максималистов, а в третьем – жизни русских эмигрантов, связавших себя с масонством, одним из активных деятелей которого Осоргин был с начала 1930-х годов. Критика отмечала художественное новаторство Вольного каменщика , использование стилистики кинематографа (отчасти родственное поэтике европейского экспрессионизма) и газетных жанров (информационные вкрапления, фактуальная насыщенность, сенсационно-лозунговые «шапки» и т.п.).

Отчетливо проявившийся в романе Сивцев Вражек пантеизм Осоргина нашел выражение и в цикле лирических очерков Происшествия зеленого мира (1938; первоначально публиковались в «Последних новостях» за подписью «Обыватель»), где пристальное внимание ко всему живому на земле сочетается с протестом против наступательной технотронной цивилизации. В русле такого же «оберегающего» восприятия создан и цикл, посвященный миру вещей, – собранной писателем богатейшей коллекции русских изданий Записки старого книгоеда (1928–1937), где в архаизированно-точной, правильной и красочной авторской речи выразился безошибочный слух прозаика на русское слово.

Незадолго до войны Осоргин начал работу над мемуарами (Детство и Юность , обе 1938; Времена – опубл. 1955). В 1940 писатель перебрался из Парижа на юг Франции; в 1940–1942 публиковал в «Новом русском слове» (Нью-Йорк) корреспонденции Письма из Франции . Пессимизм, осознание бессмысленности не только физического, но и духовного противостояния злу отражены в книгах В тихом местечке Франции (изд. в 1946) и Письма о незначительном (изд. в 1952).

Жизнь Михаила Андреевича Осоргина и его краткая биография началась в Перми. В 1878 году, семье, что принадлежала к древнему русскому дворянскому роду, родился Михаил, который был излюбленным сыном своего отца. Детство его прошло замечательно. Мать занималась воспитанием детей и передавала им все свои знания и познания. Отец же, который занимал пост судьи, любил с Мишей выезжать в лес к реке, где они занимались рыболовством. Уже с детства мальчик полюбил красоту своих краев и не единожды любимые реки и просторы будут фигурировать в его произведениях. Ну а пока ребенок подрастал и черпал свои знания.

В подростковом возрасте он покидает дом родителей и едет в столицу, где поступает в 1897 году на юрфак Московского университета. Однако не пост юриста его привлекает. Еще с детства ему понравилось писать и первые свои работы он написал еще в гимназии. Уже тогда он знал, что станет писателем, поэтому в университете он продолжил писательскую карьеру. Его тексты печатали в пермской газете, а также в уральских издательствах.

После университета он работает юридическим консультантом, пока в 1905 году его не арестовали за то, что был революционером, а квартиру свою превратил в убежище для революционеров, где также хранилось оружие и нелегальная литература. Осоргин получил три года тюрьмы, а когда чудом оказался на свободе, он покинул родные края, уехав за границу.

Далее жизнь Михаила Осоргина и его биография связана с Италией, где он и осел, оказавшись в приюте русских политических эмигрантов. Осоргин продолжает писать и даже в Италии работает в «Русских ведомостях», где за десять лет проживания в чужой стране он издал множество статей, репортажей, очерков. Здесь же в Италии он пишет знаменитые рассказы Эмигрант», «Призраки», «Старая вилла» и другие.

После начала первой мировой, Осоргин не мог оставаться за границей и на свой страх и риск нелегально возвращается в Россию, однако долго здесь не задержался. Из-за того, что писатель не принял политику большевиков, из-за ее критики, писатель вновь арестован, был сослан на Казань, а потом и вовсе из страны.

И вновь жизнь Михаила Андреевича Осоргина и его биография продолжается за границей. Сначала судьба его забросила в Берлин, затем был в Италии. А потом осел в Париже. Но где бы он ни проживал, он постоянно писал и печатался и все свои произведения посвящал родной стране и жизни о России.

Когда началась вторая мировая, он уехал из Парижа и поселился с женой в городке Шабри, здесь же в 1942 году Осоргин умер, чем и завершилась жизнь и деятельность Михаила Осоргина и его краткая биография.

Биография Осоргина интересные факты

В биографии Осоргина имеются интересные факты и первое, это его фамилия, ведь на самом деле он родился с фамилией Ильин, а уже позже решил взять фамилию бабушки, поэтому он нам и известен как Осоргин.

Еще интересный факт в том, что ради женитьбы на девушке иных верований, Осоргин принял иудаизм. После чего, женился на Рахили Гинцберг.

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) принадлежал к числу известных русских мыслителей, выдворенных в 1922 году большевиками в эмиграцию. За «Философским пароходом» стояло желание новых властей выглядеть гуманно в глазах Европы и одновременно избавиться от ярких свободолюбивых личностей.

Пассажирами «философского парохода» стали ученые, философы и писатели, долго считавшиеся потерянным цветом нации. Однако в 2017-м патриарх Русской Православной Церкви Кирилл назвал русскую интеллигенцию виновной «в страшных преступлениях против веры, против Бога, против своего народа, против своей страны».

«Ленин – преступник, интеллигенция виновна… Кругом война компроматов, кругом сомнения». И в этой ситуации нелишне прикоснуться к личности Осоргина, к его творчеству и деятельности, акцентируя внимание на интересных фактах и данных.

Первый псевдоним

Очарование рекой Камой, гимназическое вольнодумство и запрещенная страсть к бильярду, увлечение поэзией и литературой, обожание Гончарова и Белинского не могли закончиться просто так в юношеские годы для Ильина. Обычная история для молодого образованного русского человека конца ХIХ века, — он стремится стать писателем. Первые публикации случаются в родной Перми. Модное увлечение псевдонимами не обходит стороной юного писателя, первый печатный рассказ «Отец» он подписывает псевдонимом «Пермяк».

От Ильина к Осоргину

Два раза в детстве отец привозил Михаила в Уфу. Там он знакомится с родней и бабушкой Надеждой Львовной Ильиной. Увлекательные повествования бабушки о прадеде Федоре Васильевиче Осоргине, обладателе огромных земель, явно повлияли на дальнейшую судьбу первого псевдонима писателя. Ильин впоследствии в литературе становится Осоргиным.

Путь в Европу

В 1897 году Михаил Осоргин становится студентом юридического факультета Московского университета. До 1902 года он успевает поучаствовать в студенческих волнениях и пережить годовую высылку из Москвы, получить серьезный журналистский опыт и высшее образование.

Брожение умов в России не обходит Осоргина стороной. Сын столбовых дворян, блестяще образованный юрист, делающий первые шаги на государственной службе, проникается идеями эсеров, становится участником революционных событий 1905 года и попадает в Таганскую тюрьму на полгода. В своей автобиографической книге «Времена» намного позже он пишет об этом периоде своей жизни как о сне, где в итоге, уткнувшись в непреодолимую стену, царапая ломающимися ногтями тюремные стены, приходится воскликнуть: «О, Боже! Ведь мы проповедовали любовь ко всем!»

Первая эмиграция

Выйдя из тюрьмы в 1906 году, Осоргин сразу же покидает Родину. Знание языков, владение переводами, журналистский и писательский опыты, умение и стремление работать не дают Михаилу Андреевичу, уехавшему из России без гроша в кармане, затеряться и пропасть в Европе.

Десятилетний период пребывания в зарубежье стал для него периодом осмысления случившегося, публичного отречения от партии эсеров, принятия иудаизма и философии масонства. «Очерки современной Италии» (1913 год) и сотрудничество с редакцией Энциклопедии Граната становятся заметными в России и приносят Осоргину имя и славу тончайшей души.

Вновь на Родине

1916 год для Михаила Андреевича Осоргина становится в некоем роде переломным. Его не устраивает сотрудничество с «Русскими ведомостями». Он рвется в гущу событий на Родине и полулегально возвращается в Москву. Становится организатором Всероссийского Союза журналистов, а затем возглавляет эту организацию

Февральская революция и Осоргин

Февральскую революцию 1917 года Осоргин принимает восторженно. Много работает. Входит в комиссию по разработке архивов и политических дел, печатается в газетах и журналах, готовит к печати сборник очерков и рассказов, брошюру «Охранное отделение и его секреты».

Писательский кооператив

Вместе с низвержением строго цензорского надзора все в том же 1917-м у писателей случился некоторый период растерянности и опасности быть раздавленными жесткой сутью бытия. Осоргин в своем небольшом очерке «Книжная лавка писателей» с удовольствием рассказывает о своем участии в этом увлекательном, благодарном и спасительном для писателей коллективном деле от 1918 до 1922 года. Лавка помогала выжить начинающим литераторам и известнейшим писателям, она была культурным центром Москвы во все труднейшие годы войны и разрухи, она сдалась лишь от невыносимого налогового бремени времен нэпа.

Эхо былого

Книжную лавку писателей в Москве новые власти откровенно терпели. Терпели они деятельность Осоргина и во время непродолжительной работы в комиссии помощи голодающим. Независимые воззрения и былая причастность к партии эсеров через арест и освобождение по поручительству Нансена в конечном итоге обернулись для Михаила Андреевича «билетом на философский пароход».

И вновь эмиграция

Жизнь Осоргина во время второй эмиграции с 1923 года была крепко связана с Парижем. Здесь он женится в третий раз, здесь по-прежнему плодотворно работает до начала второй мировой войны. В 1928 году выходит в свет самое значительное произведение из его творчества «Сивцев Вражек».

До 1934 года в печати неоднократно появляются исторические новеллы, в которых он непочтительно отзывается об императорской семье и высшем духовенстве русской православной церкви

Последний приют в Шабри

Масонская деятельность и страстное непринятие фашизма в последних произведениях – это еще две яркие черты неординарной деятельности великого русского писателя и журналиста Михаила Андреевича Осоргина. В его жизни сошлись воедино черное и белое, тонкое и страстное. Похоронен в 1942 году во французском городе Шабри, где проживал после бегства из Парижа оккупированного фашистами.



просмотров