Напиши ключевые знаки в указанных тональностях. Как запомнить ключевые знаки в тональностях. Новый градусник тональностей: раздаёт «конфетки» прям как дедушка Мороз

Напиши ключевые знаки в указанных тональностях. Как запомнить ключевые знаки в тональностях. Новый градусник тональностей: раздаёт «конфетки» прям как дедушка Мороз

В данной статье речь пойдет о том, как запомнить тональности и их ключевые знаки. Все запоминают по-разному: одни стараются запомнить число знаков, другие пытаются заучить названия тональностей с их ключевыми знаками, третьи придумывают еще что-то. На самом деле, все гораздо проще и запомнить нужно всего лишь две вещи, остальное запомнится автоматически.

Ключевые знаки – что это такое?

Люди, продвинутые в своих музыкальных занятиях, наверняка уже не только умеют читать ноты, но и знают, что такое тональность, и что для обозначения тональности композиторы в нотах выставляют ключевые знаки. Что это за ключевые знаки? Это диезы и бемоли, которые записываются на каждой нотной строчке рядом с ключом и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.

Порядок диезов и порядок бемолей – это нужно знать!

Как вам, возможно, известно, ключевые знаки выставляются не беспорядочно, а в определенном порядке. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си . Порядок бемоле й – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа . Вот как это выглядит в нотной записи:

В этих рядах в обоих случаях использованы все семь основных ступеней, всем хорошо знакомых: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – только они специально расположены в определенной последовательности. С этими двумя порядками мы и будем работать, для того чтобы научиться определять ключевые знаки в той или иной тональности легко и правильно. Еще раз посмотрите и запомните порядок:

Сколько тональностей используется в музыке?

Теперь перейдем непосредственно к тональностям. В общей сложности в музыке используются 30 тональностей – 15 мажорных и 15 параллельных им минорных. Параллельными тональностями называются такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, следовательно, одинаковый звукоряд, но различаются тоникой и своим ладом (напомню, что тоника и лад определяют название тональности).

Из этих 30-ти тональностей :

2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем);
14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности);
14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).

Таким образом, для обозначения тональности может потребоваться от 0 до 7 ключевых знаков (диезов или бемолей). Помните, что в до мажоре и ля миноре знаков нет? Запомните еще и то, что в до-диез мажоре ля-диез миноре ) и в до-бемоль мажоре (и параллельном ля-бемоль миноре ) соответственно по 7 диезов и бемолей.

По каким правилам можно определить ключевые знаки в тональностях?

Чтобы определить знаки во всех остальных тональностях, будем использовать уже известный нам порядок диезов или, если нужно, порядок бемолей. Ориентироваться будем только по мажорным тональностям, то есть для того чтобы определить ключевые знаки минорной тональности, нужно сначала найти параллельную ей мажорную тонику , которая расположена на малую терцию выше исходной минорной тоники.

Для того чтобы определить ключевые знаки в диезной мажорной тональности , действуем по правилу: последний диез на ноту ниже тоники . То есть, мы просто перечисляем все диезы по порядку, пока не дойдем до того, который на ноту ниже тоники.

Например, для того чтобы определить ключевые знаки в си мажоре, перечисляем диезы по порядку: фа, до, соль, ре, ля – останавливаемся на ля, так как ля на ноту ниже си.

Знаки бемольных мажорных тональностей определяем следующим образом: перечисляем порядок бемолей и останавливаемся на следующем бемоле после того, как назвали тонику. То есть здесь правило такое: последний бемоль закрывает собой мажорную тонику (как будто защищает от ветра) (то есть он – следующий после тоники). Чтобы найти знаки для бемольной минорной тональности, нужно сначала определить её параллельную мажорную.

Например, определим знаки для си-бемоль минора. Сначала находим параллельность, это будет тональность ре-бемоль мажор, далее называем порядок бемолей: си, ми, ля, ре, соль. Ре – это тоника, поэтому останавливаемся на следующей ноте – соль.

Думаю, принцип понятен. Для одной из бемольных тональности – фа мажора – этот принцип работает с одной оговоркой: первую тонику берем как бы ниоткуда. Дело в том, что в фа мажоре при ключе единственный знак – си-бемоль , с которого начинается порядок бемолей, поэтому для определения тональности мы делаем шаг назад и получаем исходную тональность – фа мажор .

Как узнать какие знаки ставить при ключе – диезы или бемоли?

Вопрос, который естественным образом может возникнуть у вас: «Как узнать какие из тональностей диезные, а какие бемольные»? Большинство мажорных тональностей с тониками от белых клавиш (за исключением до и фа ) – диезные. Бемольные мажорные тональности – те, тоники которых составляют порядок бемолей (то есть си-бемоль мажор , ми-бемоль мажор и т.д.). Подробнее этот вопрос будет рассматриваться в статье, посвященной целой системе тональностей, получившей название кварто-квинтовый круг.

Заключение

Подведем итоги. Теперь вы умеете правильно определять ключевые знаки в любой тональности. Напоминаю, что для этого нужно задействовать порядок диезов или порядок бемолей и действовать по правилам: «последний диез на ноту ниже тоники» и «последний бемоль закрывает собой тонику » . Ориентируемся только по мажорным тональностям, для того чтобы определить знаки в минорных тональностях, сначала находим ее параллель.

Автор благодарит читателя за внимание. Просьба: оставлять в комментариях свои замечания и отзывы по данной статье. Если вам понравилась статья, порекомендуйте ее в социальных сетях своим друзьям, воспользовавшись кнопкой «Мне нравится» внизу страницы. Если вас интересует продолжение данной темы, подпишитесь на рассылку обновлений сайта. Для этого нужно ввести свое имя и адрес электронной почты в соответствующие поля формы в подвале этой странички (вертайте вниз). Творческих успехов вам, друзья!

Rating 4.26 (35 Votes)

Как исполнить одну и ту же мажорную музыку от разных по высоте звуков?

Мы знаем, что в мажорных тональностях используются как основные ступени, так и производные. В связи с этим при ключе выставляют необходимые знаки альтерации. В предыдущих статьях мы в качестве примера сравнивали C-dur и G-dur (До-мажор и Соль-мажор). В G-dur у нас появился фа-диез для того, чтобы были соблюдены правильные интервалы между ступенями. Именно он (фа-диез) в тональности G-dur и указывается при ключе:

Рисунок 1. Ключевые знаки тональности G-dur

Так как же определить какой тональности какие знаки альтерации соответствуют? Именно на этот вопрос и помогает ответить квинтовый круг тональностей.

Диезный квинтовый круг мажорных тональностей

Идея следующая: берём тональность, в которой нам известно количество знаков альтерации. Естественно, известна и тоника (основа). Тоникой следующей по диезному квинтовому кругу тональности станет V ступень нашей тональности (пример будет ниже). В знаках альтерации той следующей тональности останутся все знаки нашей предыдущей тональности плюс появится диез VII ступени новой тональности. И так далее, по кругу:

Пример 1. Берём за основу C-dur. Знаков альтерации в этой тональности нет. Нота соль является V ступенью (V ступень - это квинта, отсюда и название круга). Она будет тоникой новой тональности. Теперь ищем знак альтерации: в новой тональности VII ступенью является нота фа. Для неё и выставляем знак диеза.

Рисунок 2. Нашли ключевой знак диеза тональности G-dur

Пример 2. Теперь мы знаем, что в G-dur при ключе стоит фа-диез (F#). Тоникой следующей тональности будет нота ре (D), поскольку она является V ступенью (квинта от ноты соль). В D-dur должен появиться ещё один диез. Ставится он для VII ступени D-dur. Это нота до ©. Значит, D-dur имеет два диеза при ключе: F# (остался от G-dur) и C# (VII ступень).

Рисунок 3. Ключевые знаки альтерации для тональности D-dur

Пример 3. Давайте полностью перейдём на буквенное обозначение ступеней. Определим следующую тональность после D-dur. Тоникой будет нота A (ля), поскольку она является V ступенью. Значит, новая тональность будет A-dur. В новой тональности VII ступенью будет нота G, значит при ключе добавляется ещё один диез: G#. Итого при ключе имеем 3 диеза: F#, C#, G#.

Рисунок 4. Ключевые знаки альтерации A-dur

И так далее, пока не дойдём до тональности с семью диезами. Она будет предельной, все её звуки будут являться производными ступенями. Обратите внимание, что знаки альтерации при ключе пишутся в порядке их появления в квинтовом круге.

Итак, если пройти весь круг и получить все тональности, то получим следующий порядок тональностей:

Таблица диезных мажорных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
C-dur До-мажор Нет знаков альтерации
G-dur Соль-мажор F#
D-dur Ре-мажор F#, C#
A-dur Ля-мажор F#, C#, G#
E-dur Ми-мажор F#, C#, G#, D#
H-dur Си-мажор F#, C#, G#, D#, A#
Fis-dur Фа-диез-мажор F#, C#, G#, D#, A#, E#
Cis-dur До-диез-мажор F#, C#, G#, D#, A#, E#, H#

Теперь давайте разберёмся, причём тут «круг». Мы остановились на C#-dur. Если речь идет о круге, то следующей тональностью должна стать наша исходная тональность: C-dur. Т.е. мы должны вернуться в начало. Круг замкнулся. На самом деле, так не присходит, потому что мы можем продолжить строить квинты дальше: C# - G# - D# - A# - E# - #... Но если подумать, то чему энгармонически равен звук Н# (представьте клавиатуру фортепиано)? Звуку До! Так замкнулся квинтовый круг, но если мы посмотрим на знаки при ключе в тональности G#-dur, то обнаружим, что нам придется добавить фа-дубль-диез, а в последующих тональностях этих дубль-диезом будет возникать все больше, и больше.. Так вот, для того, чтобы пожалеть исполнителя, было решено, что все тональности, где при ключе нужно ставить дубль-диез, объявляются неупотребительными и заменяются энгармонически равными им тональностями, но уже не с многочисленными диезами при ключе, а с бемолями. Например, C#-dur энгармонически равен тональности Des-dur (ре-бемоль мажор) - в ней меньше знаков при ключе); G#-dur энгармонически равен тональности As-dur (ля-бемоль мажор) - в ней также меньше знаков при ключе - и это удобно как для чтения, так и для исполнения, а квинтовый круг между тем, благодаря энгармонической замене тональностей, действительно замкнулся!

Бемольный квинтовый круг мажорных тональностей

Тут всё по аналогии с диезным квинтовым кругом. За отправную точку берут тональность C-dur, поскольку у неё нет знаков альтерации. Тоника следующей тональности находится также на расстоянии в квинту, но только вниз (в диезном круге мы брали квинту вверх). От ноты До квинтой вниз находится нота Фа. Она и будет тоникой. Знак бемоль ставим перед IV ступенью гаммы (в диезном круге была VII ступень). Т.е. для Фа у нас бемоль будет перед нотой Си (IV ступень). И т.д. для каждой новой тональности.

Пройдя весь бемольный квинтовый круг, мы получим следующий порядок мажорных бемольных тональностей:

Таблица бемольных мажорных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
C-dur До-мажор Нет знаков альтерации
F-dur Фа-мажор Hb
B-dur Си-бемоль-мажор Hb, Eb
Es-dur Ми-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab
As-dur Ля-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db
Des-dur Ре-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb
Ges-dur Соль-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb
Ces-dur До-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb, Fb
Энгармонически равные тональности

Вы уже поняли, что тональности одинаковой высоты, но разные по названию (вторая петля круга, вернее, уже спирали), называются энгармонически равными. На первой петле кругов тоже встречаются энгармонически равные тональности, это следующие:

  • H-dur (в ключе диезы) = Ces-dur (в ключе бемоли)
  • Fis-dur (в ключе диезы) = Ges-dur (в ключе бемоли)
  • Cis-dur (в ключе диезы) = Des-dur (в ключе бемоли)
Квинтовый круг

Описанный выше порядок расположения мажорных тональностей и называют квинтовым кругом. Диезные - вверх по квинтам, бемольные - вниз по квинтам. Порядок тональностей можно увидеть ниже (ваш браузер должен поддерживать flash): водите мышкой по кругу над названиями тональностей, Вы увидите знаки альтерации выбранной тональности (мы расположили минорные тональности по внутреннему кругу, а мажорные - по внешнему; родственные тональности объединены). Щёлкнув по названию тональности, Вы увидите как она была рассчитана. Кнопка «Пример» покажет подробный пересчёт.

Итоги

Теперь вы знаете алгоритм расчёта мажорных тональностей, называемый квинтовым кругом .

Практическое учебное пособие.
Ориентировано на учеников уровня 2-3 класса ДМШ и выше.
Может использоваться в виде справочника.
© Alliot Krage (Эллиот Крэйг)

Глава называется "Неиспользуемые тональности" не из-за того, что эти тональности не используются при игре, при игре используются все 12 тональностей (с точки зрения практики), а из-за того, что данные тональности, а точнее названия и ключевые знаки, как система организации, не используются ДЛЯ НОТНОЙ ЗАПИСИ МУЗЫКИ.

Ниже приведен список тональностей, которые не используются для записи музыки. Построить их теоретически, да и практически можно но не нужно. Не используют их по причине наличия большого количества знаков альтерации при ключе (более семи) с наличием дубль-диезов и дубль-бемолей, что затрудняет чтение нотного материала и просто нерационально.

Просто ради интереса я снабдил их иллюстрациями с ключевыми знаками альтерации

В левой колонке таблицы указаны названия тональностей, которые не используют. Далее идет список звуков, входящих в эти тональньости с заполнеными "Домами" (см, теорию Семи Домов. прим. автора) знаками альтерации. Заметьте наличие дубль-диезов и дубль-бемолей. Тоники выделены цветом. Потом идут параллельные тональности, часть из которых наклонным шрифтом. Это те тональности, которые используются, но с другими знаками альтерации.

Все это снабжено иллюстрациями ключевых знаков.

НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
и их ключевые знаки альтерации
знаки альтерации кол-во знаков альтер. название тональности Дома с знаками альтерации параллельная тональность
C D E F G A H
9# ## # # ## # # # Си диез минор
8# # # # ## # # # Ми диез минор
10# ## # # ## ## # # соль минор
8b b b b b b b bb Ре бемоль минор
11# ## ## # ## ## # # ре минор
12# ## ## # ## ## ## # ля минор
11b b bb bb b b bb bb соль мажор
9b b b bb b b b bb ля мажор
10b b b bb b b bb bb ре мажор

Удачи в изучении.

Copyright Эллиот Крэйг.

Воспроизведение пособия или любой его части в какой бы то ни было форме без письменного разрешения автора запрещено.

Вы можете обсудить эту статью в ФОРУМЕ в разделе "Обсуждение сайта".

Если вы уже начинали изучать сольфеджио, то знаете, что любая мажорная тональность строится следующим образом: тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон.

Определяющей тоникой выступает первая нота первой ступени. Если взять тональность до мажор, тоникой будет нота до. Для наглядности можно рассмотреть пример тональности . Первая ступень – соль-ля, двигайтесь от ноты соль в обозначенном порядке вверх:

Соля-ля – тон
Ля-си – тон
Си-до – полутон
До-ре - тон
Ре-ми – тон
Ми-фа# – тон
Фа# – соль – полутон

Итак, вы получили тональность соль мажор с одним знаком (диезом - #) при ключе со следующим звукорядом: соль – ля – си – до – ре – ми – фа# – соль.

Если вы начнете строить тональности подобным образом, продвигаясь по квинтам вверх, то получите еще 6 тональностей:

1. Ре мажор – 2 #
2. Ля мажор – 3 #
3. Ми мажор – 4 #
4. Си мажор – 5 #
5. Фа-диез-мажор – 6 #
6. До- – 7 #

Однако для определения количества знаков при ключе в той или иной тональности не нужно постоянно строить звукоряд в соответствии с правилом семи ступеней, достаточно запомнить порядок диезов, который никогда не меняется:

1. Фа#
2. До#
3. Соль#
4. Ре#
5. Ля#
6. Ми#
7. Си#

Так, если вы возьмете тональность с тремя диезами, это будут фа#, до# и соль#. Если с двумя, то фа# и до#. Еще одно важное правило состоит в том, что тоникой в мажорном ладу считается следующая по возрастанию нота после последнего диеза в тональности. Если у вас три диеза – фа#, до# и соль#, то тоникой будет нота ля, а тональностью, соответственно, . Таким образом, когда вам нужно определить количество знаков при ключе какой либо тональности, достаточно взять предыдущую по убыванию в октаве диезную ноту и определить ее порядковый номер в ряду диезов. К примеру, вас просят определить количество диезов в тональности ми мажор. Предыдущая нота – ре#. В ряду диезов она занимает четвертое место, значит, знаков при ключе четыре – ре#, соль#, до# и фа#.

Минорный лад

Если вы уже разобрались в ключевых знаках мажорных тональностей, то с минорными разобраться будет гораздо проще. Существуют параллельные тональности. Это мажорные и минорные тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Расстояние между ними составляет одну малую терцию вниз от тоники минорной тональности. Другими словами, для определения параллельной минорной тональности нужно опуститься от мажорной тоники на три полутона вниз.

Запоминать соответствия между мажорными и минорными тональностями не обязательно, со временем это само по себе уляжется в вашей голове. А вот выучить порядок бемолей для определения знаков и их количества при ключе стоит.
Итак, порядок бемолей выглядит следующим образом:

1. Си
2. Ми
3. Ля
4. Ре
5. Соль
6. До
7. Фа

Считаются бемоли аналогично способу подсчета в мажорных тональностях, только правило тоники тут уже другое. Мажорной тоникой является не следующая нота, а предпоследний бемоль из заданных в тональности. То есть если вы возьмете тональность с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре), то третий из них (он же предпоследний) – ля - и будет тоникой. Таким образом, вы получаете тональность ля бемоль мажор. Пользуясь правилом «трех бемолей», получите минорную тонику фа и тональность фа минор.

Все мажорные тональности строятся по одной и той же формуле: 2 тона – полутон, 3 тона – полутон. Эту же формулу можно записать и иначе, через интервалы: 2б-2б-2м-2б-2б-2б-2м. Постройте по одной из предложенных схем ля-мажорную гамму. Если вы уже немного умеете играть на фортепиано, то вспомните, что между соседними клавишами, вне зависимости их цвета, расстояние в полтона.

Как построить гамму ля-мажор

Найдите на клавиатуре звук «ля». Отложите от этой клавиши расстояние в 1 тон. Это будет нота «си». Следующая клавиша, находящаяся на расстоянии одного тона от «си», будет черной - это «до-диез». Достроив по этой схеме гамму, вы получите следующий звукоряд: ля, си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль-диез, ля. Тот же результат вы получите, построив от каждого звука определенный интервал, то есть большую или малую секунду. Между звуками «ля» и «си» - большая секунда, между «си» и «до-диез» - тоже, а вот между «до-диез» и «ре» - малая секунда.

Определение количества знаков по кварто-квинтовому кругу

Определить количество ключевых знаков очень легко при помощи кварто-квинтового круга. Можно сделать его самостоятельно. Иногда его рисуют в виде спирали, но для начинающего достаточно научиться просчитывать всего 12 тональностей, так что проще всего представить кварто-квинтовый круг в виде циферблата часов. На месте отметки «12» напишите «до-мажор», он же С-dur. По часовой стрелке располагаются диезные тональности по мере увеличения количества ключевых знаков, против часовой – бемольные, также по мере увеличения количества знаков. Отсчитайте от звука «до» квинту вверх. Это пятая ступень до-мажорной тональности, то есть звук «соль». Там, где на циферблате стояла бы цифра «1», напишите «соль-мажор» и поставьте один диез. В нотах это будет фа-диез. Там, где находится цифра «2», напишите название следующей тональности. Чтобы ее найти, снова отсчитайте квинту вверх, но уже от звука «соль». Это будет звук «ре». Напишите название тональности, поставьте два диеза. Можно их обозначить - фа-диез и до-диез. Определите, название какой тональности будет в третьем кружочке. Отсчитав от клавиши «ре» квинту, вы получите звук «ля», а соответственно, тональность будет ля-мажор, в латинском обозначении - A-dur. Соответственно, в ней – фа-диез, до-диез и ре-диез. Таким образом вы можете достроить первую половину кварто-квинтового круга.

Остальные тональности

Что касается тональностей, названия которых будут располагаться против часовой стрелки, то вы их также сможете определить самостоятельно, только от исходного звука нужно строить вверх не квинту, а кварту. Отложив этот интервал от звука «до», вы получите «фа», затем «си-бемоль», «ми-бемоль» и т.д. Определять количество знаков можно и по-другому, ведь круг недаром называется кварто-квинтовым. Чтобы найти следующую диезную тональность, можно отсчитать кварту вверх, а бемольную - квинту вниз. Не забывайте, что в данном случае используются чистые интервалы, то есть кварта - 2, 5 тона, а квинта - 3,5 тона.

просмотров