Общероссийский образовательный портал. Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты

Общероссийский образовательный портал. Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты

Для получения бесплатного доступа к электронным ресурсам ГПНТБ СО РАН необходимо зарегистрироваться на сайте библиотеки. Регистрация на сайте ГПНТБ СО РАН осуществляется бесплатно.

2.3. Информационные ресурсы Интернет

Интернет несёт в себе громадный потенциал образовательных услуг. Развитие сети Интернет дает мощный импульс к использованию новых видов, методов форм обучения и средств обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся. Особое значение при этом приобретает качество электронных ресурсов применяемых в образовательном процессе. Следует отметить, что качество обучения зависит, прежде всего, от совершенства учебного материала, формы его представления и организации учебного процесса.

Основные услуги Интернет можно разбить на три большие группы:

Вещательные

Корпоративные

Поисковые

Российский общеобразовательный портал – это единое окно доступа к образовательным ресурсам.

Целями использования информационных ресурсов портала для педагогов являются:

Совершенствование традиционной методики обучения в общеобразовательной школе;

Использование инновационных форм и методов обучения;

Осуществление культурно-просветительской деятельности.

Целью использования информационных ресурсов портала для администраторов является поиск нормативной и методической документации.

Целями использования информационных ресурсов портала для учеников являются:

Подготовка к уроку;

Подготовка в ВУЗ;

Использование ресурса для выполнения учебных заданий на уроке;

Досуговая деятельность.

Целями использования информационных ресурсов портала для родителей являются:

Подготовка к внеклассным мероприятиям;

Поиск информации по подготовке в ВУЗ;

Досуговая деятельность.

Информационные ресурсы, размещенные на портале, собраны в следующие основные разделы: Актуально, Образование в регионах, О ресурсах каталога, Официально, Форумы, Поиск по энциклопедиям и словарям, Проекты и архивы, Коллекции. Поск информации можно производить по ключевому слову или в рубриках: Дошкольное образование, Начальная школа, Основная и полная средняя школа, Дополнительное образование и воспитание, Образовательный досуг, Дистанционное обучение, Коррекционная педагогика и специальная психология, Педагогика и педагогическое образование, Повышение квалификации, Технические средства обучения и учебное оборудование, Справочно-информационные источники, Национальные образовательные порталы, Интернет: в помощь пользователю, Печатные издания.

На портале содержатся научно-педагогическая, учебно-методическая, хрестоматийная, нормативно-инструктивная, техническая, организационная информация и программные средства и системы образовательного назначения, хранящиеся в различных файловых архивах портала.

Вышеназванные материалы представлены в следующем виде:

Гипертекстовый каталог с краткой аннотацией использования ресурса;

Конспекты лекций, уроков, лабораторных, практических работ и т.п., представленные в гипертекстовом виде со ссылками на другие ресурсы;

Гипертекстовый учебник, размещенный на сайтах портала со встроенными в него ссылками на соответствующие ресурсы Интернет;

Электронные копии печатных методических пособий, содержащих указания на ресурсы Интернет;

Web-сайты образовательного назначения, содержащие ссылки на ресурсы Интернет;

- "виртуальные" лабораторные работы, функционирующие на Web-сайтах портала.

Виды информационной деятельности, реализуемые на базе информационных ресурсов портала

Рассмотрим различные виды учебной деятельности, осуществляемой во время учебного информационного взаимодействия с помощью ресурсов портала.

Под учебной деятельностью, реализующейся в информационно-коммуникационной предметной среде, будем понимать динамическую систему, обеспечивающую условия взаимодействия между обучающимся (обучающимися), обучаемым и средствами информационных и коммуникационных технологий, направленную на достижение учебных целей. Встраиваемость возможностей информационных и коммуникационных технологий в обучающие средства и системы, доступные на портале, моделирующие и имитирующие на экране учебные сюжеты, объекты, процессы, явления, обеспечивает реализацию новых видов учебной деятельности как по форме, так и по методам представления и извлечения знания.

Виды учебной деятельности:

Регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различной форме.

Например, каждый учитель, имеющий доступ к порталу может, в свою очередь, формировать распределенный информационный образовательный ресурс, создавая каталоги сайтов по направлениям деятельности, которые его интересуют. С помощью такого ресурса он может создавать собственную электронную библиотеку в виде базы данных либо просто текстового файла. Например:

Исторические ресурсы можно найти в разделе "Коллекции/Коллекция: исторические документы" (http://historydoc.edu.ru/). Организовать поиск необходимых исторических документов можно: по ключевому слову, по создателю (алфавитный поиск), по временному периоду, по географическому региону. Материалы рассчитаны на современного читателя; они непосредственно, во всех подробностях, дают почувствовать события минувшего, представить склад мыслей и чувств людей, которые творили историю.

Преподаватель может создавать ресурс самостоятельно, вместе со своими учащимися, обмениваться информацией с коллегами. В процессе этой деятельности, которую можно считать информационной деятельностью учителя по поиску, сбору, структурированию и продуцированию информации происходит процесс непрерывной переподготовки учителя на основе распределенного информационного ресурса портала. Дать возможность учителям и учащимся совместно работать со своими коллегами как в стране, так и на международном уровне, разделяя новые идеи и инициативы он-лайнового сотрудничества для увеличения (углубления) их преподавательских и ученических возможностей с целью увеличить здоровье и благополучие планеты.

Интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с компонентами учебного взаимодействия, в том числе и со средством обучения, функционирующим на базе информационных и (или) коммуникационных технологий, характеризующееся реализацией развитых средств ведения диалога (возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием так называемого "ключевого" слова или с определенным набором таких "ключевых" слов или символов), при обеспечении возможности выбора вариантов содержания учебного материала или режима работы в соответствии с личными предпочтениями пользователя (педагогов, администраторов, учеников, родителей).

Образовательные порталы России

Образовательные порталы — необходимый элемент единого образовательного пространства, создание которого широко декларируется различными федеральными программами. Однако, основная масса образовательных порталов Рунета создана в рамках государственных инициатив и целевых программ, частные порталы — скорее, редкость. Причина проста — отсутствие либо денег, либо понимания, зачем это нужно, либо того и другого одновременно.

Создание образовательных порталов в рамках ФЦП

Основной целью ФЦП «Электронная Россия» и ряда правительственных инициатив является создание единого информационного образовательного пространства на всей территории РФ. Создание единого образовательного пространства — комплексный многоступенчатый процесс, включающий последовательную реализацию программ федерального и регионального уровня, направленных на повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала. ИТ в новой образовательной среде приобретают институциональный характер — от средства, сопровождающего образовательный процесс, информационные технологии становятся централизующим механизмом системы образования, накопителем интеллектуального потенциала и основным носителем новых методик.

Важным элементом новой информационной среды являются образовательные порталы. Интегрированные в единую образовательную систему, порталы создают возможности для дополнительного образования, повышения квалификации, получения необходимой информации по интересующим вопросам в любой момент времени. Значение образовательных порталов заключается и в создании возможностей для экспорта российского интеллектуального потенциала, оказания услуг обучения русскоязычному населению, проживающему за рубежом.

В настоящий момент в русскоязычном Интернет насчитывается множество разнородных образовательных порталов. Часть из них представляют собой инициативы федеральных ведомств, как например, Министерства образования и социального развития. Другие — деятельность общественных институтов, и лишь незначительная часть представляет собой частные порталы. Специфика Рунета заключается в том, что масштабные порталы с большим количеством материалов представлены в основном в рамках федеральных инициатив, практически отсутствуют публичные порталы, созданные по инициативе ВУЗов и исследовательских центров.

Безынициативность учебных заведений в отношении создания публичных образовательных порталов понятна — на их создание и поддержку необходимы средства, а также, зачастую, и связная концепция финансирования. Кроме того, часто для создания портала определенной тематики необходимо если не официальное обоснование, то хотя бы понимание целей создания портала, и видение аудитории, на которую создаваемый портал будет ориентирован. В силу перечисленных факторов частные образовательные порталы в Рунете представляют собой достаточно редкое явление.

Типология образовательных порталов

Весь спектр образовательных порталов можно разделить на несколько категорий. Наиболее масштабную категорию представляют собой системы образовательных порталов и ресурсных сетей, созданных в рамках Федеральных целевых программ по инициативе Министерства образования и других федеральных структур.

Одной из наиболее масштабных является сеть государственных порталов с единым индексом edu.ru. В настоящее время в сети функционируют 15 порталов, среди которых специализированные порталы «Российское образование», «Экономика. Социология. Менеджмент.», «Юридическая Россия», образовательный портал, посвященный естественным наукам, портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование», специализированный портал, посвященный информационно-коммуникационным технологиям в образовании .

Основой телекоммуникационной инфраструктуры единой образовательной информационной среды является сеть RUNNet (Russian University Network), которая была создана в 1994 году в рамках государственной программы «Университеты России». В настоящее время RUNNet представляет собой объединение ресурсов региональных сетей, а также крупных научно-образовательных учреждений: ВУЗов, исследовательских центров. В число пользователей RUNNet входят такие крупные научно-образовательные сети как RBnet, FREEnet, RUHEP/Radio-MSU, RELARN-IP, сети Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов .

Среди российских образовательных сетей федерального масштаба интерес представляет сеть RBnet (Russian Backbone Network). Создание RBnet началось с принятием в 1994 году программы «Создание национальной сети компьютерных коммуникаций для науки и высшей школы». Развитие RBnet продолжалось 1996 — 2001 в рамках межведомственной программы Министерства науки, Министерства образования РФ, Российской академии наук и Российского фонда фундаментальных исследований. Головной организацией сети RBnet является НИИ развития общественных сетей. Целью создания RBnet является обеспечение единой инфраструктуры региональных и ведомственных сетей различной тематики, сегодня RBnet охватывает более 50 российских регионов .

Еще одной крупнейшей некоммерческой системой образовательных порталов является FREE.net, которая объединяет, в основном, академические компьютерные сети, сайты ВУЗов, организаций Академии наук, научно-исследовательские организации.

Помимо перечисленных федеральных систем существует ряд ресурсных некоммерческих сетей, объединяющих различные образовательные учреждения. Среди таких сетей следует назвать RELARN-IP, которая тесно интегрирована с RBnet и объединяет ряд образовательных учреждений, школ, ВУЗов. Сеть RUHEP-Radio-MSU объединяет ряд научно-исследовательских центров в области физики, RSSI (Russian Science Space Internet) — создана на базе Института космических исследований РАН, MSUnet - создана на базе сети МГУ, однако, по количеству подключенных пользователей, в число которых входит ряд учебных заведений, является на текущий момент одной из крупнейших сетей. Сеть IIP (Integrated Internet Project) создана по инициативе института «Открытое общество» Фонда Сороса и объединяет организации в сфере науки, культуры и здравоохранения.

Во многих регионах действуют специализированные академические сети, объединяющие ВУЗЫ, научно-исследовательские центры. К таким сетям следует отнести РОКСОН (Региональная объединенная компьютерная сеть науки и культуры), созданная в Северо-Западном регионе, Южно-уральскую сеть EUNet, сеть Новосибирского Академгородка Akadem.org, научно-исследовательскую сеть юга России, созданную на базе Ростовского государственного университета.

Важной составляющей образовательных сетей являются порталы ВУЗов. Сегодня порталы высших учебных заведений являются носителями не только официальной информации университета, но и образовательных ресурсов, отчетов о научно-исследовательской деятельности, информации о внутренней жизни ВУЗов, студенческих мероприятиях. Сегодня сложно найти ВУЗ, в котором не было бы собственного Интернет-сайта. Однако, большинству из них далеко до полноценных публичных образовательных порталов — таковыми можно считать лишь единицы. К примеру, 99% европейских ВУЗов используют порталы для размещения учебных и научно-исследовательских материалов, как закрытых, для собственной студенческой аудитории, так и публичных, доступных для всех желающих. Ресурсное обеспечение российских ВУЗов пока не позволяет использовать потенциал порталов в полном объеме, однако, шаги в данном направлении делаются. Например, многие российские ВУЗы сегодня размещают на порталах информацию и учебные материалы для абитуриентов, тесты, результаты экзаменов. Однако, этим нередко все и ограничивается, не говоря о том, что в Рунете практически нет публичных порталов, созданных по инициативе учебных заведений. В качестве исключения можно назвать несколько ВУЗов, выигравших тендеры по созданию государственных образовательных порталов.

В отдельную категорию следует выделить библиотечные порталы и созданные на их основе библиотечные сети. Региональные библиотечные сети, а также порталы отдельных библиотек интегрируются в системы порталов федерального масштаба. В качестве примера государственного библиотечного портала следует привести объединенный портал «Библиотеки России», созданный при содействии федерального агентства по культуре и кинематографии РФ. «Библиотеки России» представляет интерес и с точки зрения создания информационного партнерства между российскими библиотеками разного уровня, предоставляемой возможности обмена информационными ресурсами, документами, опытом и методиками управления библиотечным фондом, так и с точки зрения пользователей библиотек, - портал содержит описания более 2000 библиотек, ключевых направлений и специализации, контактной информации. Портал содержит также ссылки на сайты библиотек, профессиональных мероприятий библиотечной сферы, а также список образовательных порталов, как государственных, так и более узкой тематики. В список библиотечных порталов, содержащих информацию о российских библиотеках, следует отнести информационно-справочный портал «Library.ru», созданный специалистами Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и Централизованной библиотечной системы «Киевская» (Москва). Задачи определяют базовую аудиторию портала: это профессиональные библиотекари, читатели, а также потенциальные читатели, которые не посещают реальную библиотеку, но хотели бы. Таким образом, портал выполняет, наряду с информационными, еще и рекламные функции. Особенностью портала является библиотека редких текстов, которые читатели портала чаще других пытались и не смогли найти в Интернет.

Федеральные образовательные порталы

Информационный портал Содержание Ссылка
1 Федеральный портал "Российское образование" Каталог образовательных Интернет-ресурсов; Законодательство (образование, наука, культура, физическая культура); Нормативные документы системы образования; Государственные образовательные стандарты; Глоссарий (образование, педагогика); Учреждения; техникумы, вузы; Картографический сервис (образовательная статистика, учебные карты); Дистанционное обучение (курсы, организации, нормативная база); Мероприятия (конференции, семинары, выставки); Конкурсы. http://www.edu.ru
2 Российский общеобразовательный портал Дошкольное образование; Начальное и общее образование; Образование в регионах (региональные страницы, органы управления образованием, образовательные сайты, образовательные учреждения). http://school.edu.ru/
3 Дополнительное образование детей Федеральные и межведомственные программы; Воспитание; Направления дополнительного образования детей; Детский отдых. http://www.vidod.edu.ru/
4 Портал информационной поддержки единого государственного экзамена Нормативные документы; Демонстрационные версии тестов (ЕГЭ);; Архив заданий официальных вариантов ЕГЭ. http://ege.edu.ru
5 Естественно-научный образовательный портал Портал является составной частью федерального портала "Российское образование". Содержит ресурсы и ссылки на ресурсы по естественно-научным дисциплинам (физика, химия и биология). http://www.en.edu.ru/
6 Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент." Тексты: аннотации, рецензии, полные тексты; гиперкниги, словари; глоссарий; учебные программы; диссертации. http://www.ecsocman.edu.ru/
7 Федеральный правовой портал "Юридическая Россия" Юриспруденция; Периодические издания; Новинки юридической литературы; Центр трудового права (материалы). http://www.law.edu.ru/
8 Социально-гуманитарное и политологическое образование История; Философия; Международные отношения; Государственное и муниципальное управление; Психология; Политические науки http://www.humanities.edu.ru/
9 Инженерное образование Каталог интернет-ресурсов (общепрофесиональные и специальные); Методический кабинет; Электронный журнал “Инженерное образование”. http://www.techno.edu.ru/
10 Информационно-коммуникационные технологии в образовании беспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования http://www.ict.edu.ru/
11 Российский портал открытого образования Публикации; Интегральный каталог (карта виртуальных университетов); Электронные периодические издания; Виртуальная выставка; Библиотеки. http://www.openet.edu.ru
12 Поддержка процессов обучения в странах СНГ Нормативные документы; Каталог интернет-ресурсов; Дистанционное образование; Картографический сервис (поиск учебного заведения по географической карте; Учебные материалы http://www.sng.edu.ru/
13 Здоровье и образование Каталог ресурсов, библиотека (поисковые состемы); Персоналии; Организации (справочная информация); Нормативно-правовое обеспечение (документация). http://www.valeo.edu.ru
14 "Сравнительная образовательная политика" Нормативно-правовая база Структура и управление системой образования Управление и структура в образовательных учреждениях Экономика и финансирование Содержание, качество и контроль Информатизация Воспитание Здоровьесберегающие технологии Сравнительные международные исследования по результатам обучения Болонский процесс Конкурсы, гранты, стипендии, стажировки http://comparative.edu.ru
15 Федеральный образовательный портал "Непрерывная подготовка преподавателей" Информационное обеспечение повышения квалификации и обучения преподавателей http://www.neo.edu.ru

Частные образовательные порталы, созданные по инициативе частных лиц или организаций, следует выделить в отдельную категорию. Несмотря на общий хаос, царящий среди частных образовательных порталов, в данной категории можно выделить несколько подвидов. Порталы различаются по возрастной направленности, - например, в Рунете достаточно много порталов, ориентированных на детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей. Порталы для школьников определенной тематики, как правило, создаются либо при участии региональных администраций, либо по инициативе Министерства образования РФ, часть порталов создается детскими фондами и благотворительными организациями, лишь небольшая часть порталов для школьников создаются частными лицами и организациями. К числу последних следует отнести портал «Школьный мир», портал «В мире науки» для школьников, созданный группой преподавателей Самарского университета, интерактивный портал «Большая перемена», созданный «Агентством гуманитарных технологий» в рамках контракта с Федеральным агентством по образованию, проект «Ум-nik».

Кроме того, следует различать публичные (общественные) порталы и частные, ориентированные на определенную аудиторию. Условием доступа к таким порталам является либо принадлежность к определенной группе, например, студентам университета, либо оплата. К категории таких порталов принадлежат, например, интерактивные порталы языковых школ, которые содержат материалы для обучения.

Юлия Граванова / CNews

2 В.В.Герасимов «Система образовательных порталов: анализ телекоммуникационной инфраструктуры».

Российские общеобразовательные порталы и сайты.

Российские общеобразовательные порталы и сайты для школьников. Каталоги образовательных интернет-ресурсов - порталов, сайтов, электронных библиотек и т.д. Списки образовательных учреждений. Законодательство. Нормативные документы и стандарты.

edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

- edu.ru - ресурсы портала для общего образования

school.edu - "Российский общеобразовательный портал" . Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.

ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена" Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ .

fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования" В целях оказания помощи вузам при создании систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки Национальное агентство в сфере образования проводит эксперимент по введению Ф едерального э кзамена в сфере высшего п рофессионального о бразования (ФЭПО). .

allbest - "Союз образовательных сайтов" Выбираем кнопку вверху слева "Главная". Попадаем на главную страницу. Здесь подборки ресурсов: Библиотеки, Тесты, Рефераты; ниже - Иностранные языки и главное - так называемые "Электронные библиотеки" - это просто коллекции сайтов по различным темам. Есть рейтинг сайтов по разделам (при регистрации дают персональный номер.

fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ - контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации.

ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ" . - Управление образованием. Обеспечение учебного процесса (нормативно-правовые документы; Информация; Новости; Статистика и др.).

obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки" . - Официальные документы. Надзор. Контроль качества образования (ЕГЭ). Лицензирование. Аттестация.

mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

rost.ru/projects - Национальный проект "Образование" .

edunews - "Все для поступающих" Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте.

window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам . Тематический каталог образовательных ресурсов.

Федеральный портал «Российское образование»

Федеральный портал «Российское образование» функционирует в сети Интернет с 2002 года. Портал создавался и развивался в течение ряда лет в рамках нескольких государственных контрактов по заданию Минобрнауки России.

В настоящее время портал является одним из наиболее крупных и авторитетных интернет-ресурсов в научно-образовательном сегменте Рунета. По данным поисковой машины Яндекс ТИЦ (тематический индекс цитирования) портала составляет 21 000 и является наибольшим показателем среди ресурсов данной тематики, PR по Google - 7.
Федеральный портал «Российское образование» зарегистрирован как средство массовой информации (Свидетельство № Эл N 77-8321 от 6 октября 2003 года).

Основными информационными разделами портала «Российское образование» являются:

  • каталог образовательных интернет-ресурсов с атрибутикой и контентным поиском и рубрикацией по типу, предметной области, уровню образования и целевой аудитории;
  • архив федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для общего, начального, среднего и высшего профессионального образования (ФГОС для НПО,СПО,ВПО);
  • архив распорядительных и нормативных документов системы российского образования (приказы, постановления, распоряжения, инструктивные письма, решения Коллегии Минобрнауки России);
  • базы данных российских образовательных учреждений;
  • база данных «Мероприятия» с информацией о конференциях, семинарах, выставках и других событиях в жизни научно-образовательного сообщества;
  • подсистема он-лайн тестирования и подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) и государственной итогой аттестации (ГИА);
  • раздел «Абитуриенту» (информация об образовательных учреждениях, сроках и порядке проведения ЕГЭ, ГИА и ГВЭ, порядок приема вузы и ссузы, олимпиады для школьников и т.д.;
  • система новостных лент.

В 2013 г. была проведена работа по контентной поддержке и обновлению портала «Российское образование». В первую очередь, она коснулась одного из наиболее посещаемых разделов, посвященного информации для абитуриентов.

Было отредактировано 428 карточек ВУЗов и 182 карточки ССУЗов, подготовлено и опубликовано 835 новостных сообщений о «Днях открытых дверей» учреждений образования, 1300 новостей образовательной тематики, размещено 11 анонсов подготовительных курсов. Кроме этого, размещалась и другая информация, полезная абитуриентам, - добавлено 3578 аккредитованных программ образовательных учреждений, отредактировано 228 страниц с информацией об организационной структуре ВУЗов.
Также велась работа с обращениями по вопросам, возникающим у пользователей портала



просмотров