Охарактеризуйте дам на балу горе от ума. Вопрос: Как ведёт себя Чацкий с гостями Фамусова в Горе от ума? "Одиночество" Чацкого на балу, или почему герой не "вписался" в общую атмосферу

Охарактеризуйте дам на балу горе от ума. Вопрос: Как ведёт себя Чацкий с гостями Фамусова в Горе от ума? "Одиночество" Чацкого на балу, или почему герой не "вписался" в общую атмосферу

Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.

Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».

Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!

Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:

И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…

На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.

В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:

Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжён вселять участье…

Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.

Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.



УРОК 28

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «БАЛ В ДОМЕ ФАМУСОВА».

ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ
Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор,

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно...

А.С. Пушкин
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.

Сегодня, анализируя одну из центральных сцен комедии - бал в доме Фамусова, - мы сразу будем систематизировать материал в виде основных тезисов. Результатом нашего урока станет обучающее сочинение. Для более эффективной работы предлагается консультация.

(Раздать ученикам заранее подготовленный материал «Консультация. Как писать сочинение-анализ эпизода».)
КОНСУЛЬТАЦИЯ

Как писать сочинение-анализ эпизода

Анализ эпизода - разновидность школьного сочинения в жанре литературно-критической статьи - в последнее время является одной из предлагаемых тем выпускного сочинения в 11 классе. Кроме того, элементы анализа эпизода - обязательная составная часть любого школьного сочинения.

Эпизод - основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом (причинно-следственными или причинно-временными связями).

Любое сочинение-анализ эпизода может строиться по следующему общему плану:
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

I. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).

II. Основные герои.

1. Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?

а) Способы создания образа.

б) Художественные особенности языка, их значение.

III. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «БАЛ В ДОМЕ ФАМУСОВА»

ПРОСТОЙ ПЛАН

II. Вечер в доме Фамусова.

1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом.

3. Дерзкий смех Чацкого.

4. Слух о сумасшествии.

6. Одиночество Чацкого.


ЦИТАТНЫЙ ПЛАН

I. Почему Чацкий - нежеланный гость в доме Фамусова?

II. «Мильон терзаний...»

1. «С такими чувствами, с такой душой - любим!»

2. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!»

3. «Завистлив, горд и зол!»

4. «С ума сошел!»

5. «Ученье - вот чума, ученость - вот причина...»

6. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата...»

III. Поединок благородства и низости.

Анализируя эпизод, раскрывая какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение, следует помнить о существующих приемах раскрытия характера в драматическом произведении:

Поступки;

Взаимные характеристики героев; самохарактеристика;

Взаимоотношения с другими персонажами;

Ремарки (манера поведения);

- «говорящие» фамилии.

II. Постановка проблемы.
Слово учителя 1

Перед нами тема. С чего начать работу над ней? Пожалуй, прежде всего предстоит определить, какой вопрос мы будем решать на материале третьего действия комедии «Горе от ума». Его выбор очень важен. Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст нашей работе цельность и сосредоточенность.

Что представляет собой барская Москва, каковы ее нравы? Чем объяснить предательство Софии по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене бала и почему он все же трагичен, как катастрофа? Эти и множество других вопросов возникают у нас, когда мы размышляем над третьим действием комедии.

Но постараемся определить: на чем строит автор развитие действия? Что самое существенное для комедии в происходящем на наших глазах «собрании московских бар»? (В сцене бала конфликт Чацкого со всей фамусовской Москвой становится очевидным и неизбежным. И острее всего этот конфликт выражен в слухе о «сумасшествии» Чацкого.)

Как рождается этот слух, почему он распространяется так быстро, кто в этом заинтересован? Именно эти вопросы оказываются центральными при анализе данного эпизода.
III. Выбор эпиграфа сочинения.
Слово учителя

Эпиграф - это своего рода концентрированное и образное решение темы сочинения, подчеркивающее его основную мысль.

Выбор эпиграфа зависит от аспекта предложенной темы, который в данном случае может быть комическим (сатирическая характеристика гостей Фамусова) или трагедийным (драматический поединок Чацкого с фамусовской Москвой).

Рассмотрим трагедийный аспект темы (опыт показывает, что именно ему отдают предпочтение ученики).

Прочитаем эпиграф к уроку.

Эти строки взяты из «Евгения Онегина» и относятся к герою пушкинского романа (!), но в них найден ключ к теме сочинения: конфликт Чацкого с фамусовской Москвой, его резкое обнаружение, неизбежность и причины.
I V . Коллективная работа над содержанием сочинения в соответствии с приведенным выше планом (основные тезисы учащиеся записывают в тетради):

I. Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова? Сообщение ученика (индивидуальное задание 1).

II. Вечер в доме Фамусова.

1. Предчувствие разрыва.

Как связаны 1-3 явления с общественным конфликтом комедии? Сообщение ученика (индивидуальное задание 2).

2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов).

(В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. В соединении с внесценическими персонажами, о которых много говорили и Чацкий, и Фамусов, и София, и Скалозуб, эпизодические персонажи комедии впервые представляют собой не фон личной драмы героев, но прямых ее участников. И все, о чем спорили Чацкий и Фамусов в первых действиях комедии, теперь предстает перед читателями зримо и открыто.)

Попытаемся представить себе, как выглядит каждый из гостей, зачем приехал на вечер к Фамусовым, чем занят и озабочен.

а) Портретные зарисовки гостей Фамусова - сообщение ученика (индивидуальное задание 3).

б) Почему Фамусов собрал на бал именно такое общество? (Вероятно, вечер назначен ради Софии и Скалозуба (вспомним, как ждал его Фамусов, а Скалозуб, как и положено главному гостю, запоздал: он хорошо знает себе цену!). Днем уже шла речь о сватовстве, и теперь Фамусов хотел закрепить свои позиции, чтобы Скалозуб убедился в том, что София - хорошая партия для него. Именно поэтому Фамусов спешит представить Скалозуба - вероятного жениха Софии - своей влиятельной свояченице. Выбор гостей Фамусова не случаен. Есть ли среди них соперницы для Софии? Нет! Наталья Дмитревна с мужем, графиня Хрюмина-внучка - злая старая дева, княжны Тугоуховские не выдерживают сравнения с Софией: их приданое значительно меньше (ведь в семье шесть девиц на выданье!). Это наблюдение уточняет и характеристику Фамусова - он хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный человек.)

3. Дерзкий смех Чацкого.

а) Как ведет себя Чацкий с гостями Фамусова? (Сообщение ученика (индивидуальное задание)).

б) А действительно ли Чацкий «отсоветовал» Молчалину служить в Москве, в Архивах? (В тексте этого нет: Молчалин солгал. Зачем? Чтобы причислить себя к клану неприятелей Чацкого и внести свою лепту в его «гонения».)

4. Слух о сумасшествии.

а) Почему не происходит прямого столкновения между Чацким и гостями Фамусова?

б) Как развивается сплетня о сумасшествии Чацкого? Сообщение ученика (индивидуальное задание 5).

В хорошо подготовленном классе (если позволяет время) можно рассмотреть психологию развития сплетни в комедии.
Слово учителя 1

А.С. Грибоедов очень тонко и последовательно выстраивает психологический и социальный механизм сплетни - ее зарождение, распространение и претворение в очернительную ложь.

Вернемся к Софии и господину N, который подходит к ней в момент, наиболее благоприятный для создания интриги против Чацкого. Господин N умело и точно выводит Софию на разговор о Чацком. Он не столько спрашивает (это было бы неуместно и подозрительно), сколько констатирует:

Г о с п о д и н N: Вы в размышленье.

С о ф и я: Об Чацком.

На вопрос господина N: «Как его нашли по возвращеньи?» Софья, не задумываясь, отвечает: «Он не в своем уме».

И здесь начинается тонкая игра - словами, паузами, взглядами - между участниками диалога; игра, которая свидетельствует, кроме прочего, о художественно-смысловой выстроенности этой вроде бы ничем не примечательной болтовни двух светских знакомых.

Господин N уточняет: «Ужли с ума сошел?» София понимает, куда ведут подобные уточнения. Одно дело житейски безобидное и неопределенное «не в своем уме», применимое чуть ли не ко всякому, и совсем другое дело, когда имеется в виду сумасшествие как болезнь, как душевный недуг. Она медлит с ответом (авторская ремарка - «помолчавши») и отвечает уклончиво: «Не то, чтобы совсем...» - Грибоедов сознательно строит ответ Софии не только неопределенным, но и незавершенным. Отточие в конце реплики словно приглашает к продолжению разговора, разрешает его, протягивает ниточку для увязывания предыдущего уточнения с последующим, более смелым и конкретным. Оно не замедлило явиться: «Однако есть приметы?»

Этот момент, по сути дела, кульминационный в произведении.

Ответ Софии станет началом конца Чацкого. С молниеносной быстротой слух о его сумасшествии, обрастая фантастическими подробностями, обойдет всех гостей. И все они, люди разных возрастов и характеров, добрые и злые, знающие Чацкого хорошо или только понаслышке,- все эти люди, отмеченные идейным, социальным признаком - принадлежностью к «веку минувшему», - объединятся этим слухом, ибо для них всех Чацкий одинаково опасен.

Но пока ответа Софии нет. Она по-прежнему в нерешительности, хотя понимает, что дальше тянуть нельзя. Грибоедов с удивительной психологической проникновенностью передает состояние Софии в этот момент. Авторская ремарка, предваряющая ответ Софии, - «смотрит на него пристально». В пристальном взгляде Софии, устремленном на собеседника, - желание последний раз убедиться, до конца ли они понимают друг друга в том зловещем спектакле, который разыгрывают.

Наконец София решается: «Мне кажется».

Соучастники недоброго дела обмениваются лицемерными сожалениями по поводу ими же выдуманного несчастья... Так зарождается сплетня о Чацком. Точнее говоря, это еще не сплетня. Пока это заведомая ложь, принадлежащая Софии. Но ложь уже отдана в другие руки с молчаливым наказом передать дальше. А ложь, пущенная по кругу, теряет авторство и становится сплетней - оружием, которым владеют все и никто в отдельности. Слух, сплетня, равно как и анонимный донос, используемые как оружие в борьбе, обладают одним общим свойством - безымянность!..

Являясь источником сплетни, София в то же время понимает, что на нее не падет тень подозрения. И дело здесь не только в уклончивости ответа, но и в уверенности, что ее не подведет партнер по заговору.

И она не ошибается в своих расчетах. Отойдя от Софии и тут же встретившись со своим безымянным «коллегой» (логика распространения клеветы точна и безукоризненна), господин N сообщает ему новость, не упоминал имени Софии: «Не я сказал, другие говорят».

«Другие» - это уже классическая терминология сплетни. И дальше все пойдет, как по накатанной колее. Господин N отправляется выяснить «истину»: «Пойду, осведомлюсь; чай кто-нибудь да знает...»

Совершенно естественно, что следующим звеном в разматывающейся цепи нарастающих слухов является Загорецкий, для которого «переносить» - дело привычное и, судя по всему, увлекательное. Вопрос господина N: «Ты знаешь ли об Чацком?» - он встречает нетерпеливым, подхлестывающим: «Ну?» И когда господин N не просто сообщает, но восклицает: «С ума сошел!» - Загорецкий с какой-то бесовской лихостью тут же подхватывает весть, на ходу укрупняя ее, наделяя прошлым («помню»), утверждая в настоящем («знаю»), придавал пугающую всеохватность («слышал») и расцвечивая леденящими душу подробностями...

Начинал с Загорецкого, сплетня становится легальной и политически «озвученной». За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступают зловещие очертания круга «своих людей», спаянного враждебным отношением к Чацкому.
в) Что так рассердило Софию, настроило ее против Чацкого? (Его меткая характеристика Молчалина. Софией руководит злость и женское самолюбие. Она сознательно объявляет Чацкого сумасшедшим.)

г) Почему слух о сумасшествии Чацкого так быстро распространяется? (В этом заинтересованы все: не нужно придавать значение словам, если они исходят от человека, сошедшего с ума.)

д) Кто пытается «спасти» Чацкого и почему это ему не удается? Сообщение ученика (индивидуальное задание 6).

5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.

б) Чтение по ролям сцены 21 явления со слов Загорецкого «Безумный по всему».
Слово учителя

Спор гостей о причинах сумасшествия Чацкого доведен до абсурда. В этом эпизоде автор использует сразу несколько литературных приемов: гротеск и градацию.

Спор гостей - важная сцена в пьесе. При всей внешней ее комичности Грибоедов показывает здесь процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для гостей Фамусова, готовых поверить любой небылице, истиной в последней инстанции. Может быть, это относится не только к героям комедии?..

Раздражение против Чацкого возрастает. И вот среди причин сумасшествия Чацкого названо просвещение.

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, -

восклицает Фамусов. В этих словах заключена откровенная позиция яростных защитников «века минувшего». У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Федор, химия и басни, профессоры и, главное, книги. Многочисленность этих врагов вызывает у фамусовского общества уже не раздражение, а злость, не злорадство, а страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого лицемерно можно и пожалеть. «Был острый человек, имел душ сотни три» - это последнее замечание вызывает сочувствие Хлестовой. Тревожит новое и непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать всех: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!» Фамусов мечтает о большем: «Собрать все книги бы да сжечь». При всей комичности этой сцены, она зловещая: эти проекты в разное время истории (и не только нашей страны) были осуществлены. Вот это уже поистине трагедия!

в) Как «потрясшая» всех весть о сумасшествии Чацкого связана с названием комедии? (Горе от ума»- так объясняют гости Фамусова сумасшествие Чацкого. Для фамусовского общества существует два понимания «ума»: «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Последний приносит только горе.

6. Одиночество Чацкого.

а) Чтение (наизусть) монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча...».

б) В чем смысл этого монолога? (Чацкий возмущен всеобщим поклонением иностранному, чужому. Этот монолог главного героя – единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких и значительных: об обманутых надеждах на любовь и потере веры в изменение русского общества... Чацкий настолько занят этими важными мыслями, что и не замечает, как его объявили сумасшедшим. Но одиночество свое он чувствует все время - еще до того, как все оставили его из страха, как бы не затеял «драться он».

Чацкий обращает свой монолог к Софии, при этом вовсе не замечает ее насмешливости в вопросе, обращенном к нему. И опять в пьесе - сочетание комической ситуации и драматического состояния героя.)
V . Сочинение можно закончить рассуждением о том, кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой или связать заключительные сцены бала с финалом комедии. Желательно высказать и свое отношение к происходящему
V I. Домашнее задание.

1. Обработав собранный материал, написать сочинение по теме «Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

Как ведёт себя Чацкий с гостями Фамусова в Горе от ума?

Ответы:

Часткий, пытается выразить своё недолюбливание к Молчалину, когда тот в свою очередь провоцирует его на спантанные, необдуманные действие.Молчалин поддаётся провокации, и поняв,как он был не прав, начинает льстить и умилятся ребёнку Фазиньева,но гости все его действия предугадывают и перестают обращать на него внимания Чацкий ведет себя очень нагло,плохоВсех учит как жить,дает советы Насмехается и издевается над старыми традициями.Эта сцена является кульмиацией в комедии Грибоедова.На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом. Такова композиция сцены бала

Похожие вопросы

  • Лексическое значение слов-обозы,помещик,бричка,посл,вельможи
  • Число 12 разделить в отношении 7:14
  • 9 целых 5/6-2 целых 4/9
  • Задание7.запишите выражения с переменной.
  • Составьте по 5 предложений (положит, отрицат, вопросит) с to be. Пример: + She is beautiful. - She is not beautiful. ? Is she beautiful?
  • Антоніми до слова Смуток
  • Запиши величины по убыванию 2 см; 1 дм; 1 дм 5 см;20 см;1 дм 8 см;1 дм 1 см;13 см
  • Помогите найти ошибки в тексте, пожалуйста: Am Samstag bin ich viel mit computer gespielt. Ich habe einen sehr interessantenspiel gemacht. Man net diesen spil " Tetris". Um 2 Uhr bin ich zu Mittag gegessen.Ich habe gvatkartoffeln mit schpek und salad gegessen. Dann habe ich spaziere gehen mit meine Freund. Am Abend haben wir verngesehen. Am Somstag haben meine grosseltern gekommen. Meine Schresten und ich sind und gefrent. Wir haben auch ein Tort gebackt. Der Tort hat sehr gut schrnecken. Die Wochenende war schon.
В комедии «Горе от ума» отразилось противостояние новых идей ста­рым. Грибоедов показал столкновение двух идеологий: «века нынешнего» и «века минувшего». На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех есть общая черта: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие. До приезда гостей в доме Фамусова появляется самый желанный гость для хозяина - Скалозуб. Этот типичный солдафон, которого можно назвать слепым исполнителем, думает только о военной карьере. Он, как и Фамусов, является убежденным сторонником старых порядков. Повод для приезда на бал - найти богатую невесту. Фамусов видит Скалозуба достойным его дочери Софьи, потому что он - «и золотой мешок, и метит в генералы». Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная москов­ская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его женить­бы - они были товарищами по службе. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под « каб­лук», стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть», Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот». На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспо­коена поиском женихов для своих дочек, помыкает старым князем, едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, посылает своего мужа пригласить потенциального жениха к себе. Но, как только она понимает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, то что есть мочи кричит: «Князь, князь! Назад!». В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу: Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, - Тот и жених. На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окру­жающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Она говорит: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!». Ее злит, что здесь она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка высказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «мод­ным лавкам». Высокомерие Хрюминой-внучки возмущает Чацкого: Не­счастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам? За то, что смели предпочесть оригиналы спискам! Загорецкий - это едва ли не самый порочный человек из присутствую­щих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорят отъявленный мошенник, плут, Лгунишка он, картежник, вор. Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты. Загорецкий откупается своей услужливостью, в этом и есть его низость. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Чац­кий не смог не высказать свое мнение: И оскорбляться вам смешно б; Окроме честности, есть множество отрад: Ругают здесь, а там благодарят. На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Она всегда имеет свое мнение, знает себе цену, и при этом груба, деспотична с крепостными. Хлестова берет с собой на бал «арапку-девку да собачку». Для нее крепостной человек - все равно, что собака. Даже такой властной и своевольной барыне Чацкий смог досадить своей репликой: Не поздо­ровится от эдаких похвал, И Загорецкий сам не выдержал, пропал. Самым последним, к «шапочному разбору», на бал является Репетилов. Этот человек, опошляющий, дискредитирующий идеи времени, он с его «сек­ретнейшим союзом» и «тайными собраниями по четвергам», где только «шу­мят» и «пьют шампанское на убой», выступает как ни к чему не годный бол­тун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Репе­тилов использует благосклонность авторитетных людей в «секретнейшем союзе», но все эти люди не могут принести обществу реальное обновление. На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N и D. Они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Они сами не верят этому. Но их интересует, что об этом говорят другие. В образах мелких сплетников показаны цели и интересы фамусовского об­щества: карьера, почести, богатство, слухи, сплетни. Чацкий выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабристов. Чацкий пылок, мечтателен, вольнолюбив. Он восстает против крепостнического права, засилья ино­странцев, магической власти женщин в обществе, низкопоклонства, слу­жения лицам, а не делу. Он осознал истинные ценности той толпы, в кругу которой провел всего один день - и потерял надежду найти единомыш­ленников. Перед тем, как покинуть Москву, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу: ...из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день про­быть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.

"Одиночество" Чацкого на балу, или почему герой не "вписался" в общую атмосферу?

…Между главным героем и фамусовской Москвой огромная пропасть, это как небо и земля, это как медаль о двух сторонах… Жизненные принципы и устои у них различны, и, самое главное, Чацкий превосходит этих людей по уму в несколько раз. Таких людей опасаются, злятся на их превосходство --совершенно так, как в комедии. Чацкий совсем иной, выделяющийся из массы, и никто не хочет видеть человека лучше себя. Главный герой лишний на этом «празднике жизни».

Диалог Чацкого и Молчалина дает ясные предпосылки к разрыву героя с окружающими, и на балу этот конфликт обнаруживается неудержимо.

Вот начинают появляться гости, такие характерные для окружения Фамусова. Чета Горичей прибывает первой, и Наталья Дмитриевна ищет поскорей того, кто сможет по достоинству оценить ее новый наряд и мужа. Да-да, для властной дамы эти вещи равнозначны: что Платон Михайлович, что тюрлюрлю-все едино, все выставляется напоказ, все предметы хвастовства и гордости.

Унылый, подавленный вид мужа Натальи расписывает его нелегкое прошлое со своей женой-Чацкий не сразу узнает в распухшем тусклом человеке бодрого боевого товарища. Жена довольна-муж находится под ее полным контролем, она вылепила из него свой идеал, прежде всего, для показа общественности.

Князья Тугоуховские с шестью дочерьми продолжают образ хозяина дома. Княгиня лихорадочно подыскивает дочерям женихов. Узнав, что Чацкий не богат и не выслужился, она отзывает мужа, пошедшего было за ним.

Хрюмины, Хлестова, Скалозуб, Загорецкий-здесь почти каждый из гостей--соперник другому. Идет соревнование в тщеславии, и идет оно не на жизнь, а на смерть.

Появление Чацкого будоражит пришедших, и пробегает тень волнения. За минимальное количество времени Чацкий успевает досадить всем: Наталья Дмитриевна боится, что старательно вылепленный идеал мужа растает от горячих, «вольных» слов Чацкого; внучку Хрюмину оскорбило его высказывание о том, что она лишь «подражательница модисткам», Хлестову задел смех героя. Все, включая Фамусова, ощутили неприязнь, которая ищет лазейку и, наконец, выливается в слух о сумасшествии.

Интересен факт, что именно София стала причиной этого слуха-- она не меньше других раздражена и мимоходом роняет фразу: «Он не в своем уме». Но, осознав, что она сказала, решает ничего не исправлять, и ошибка становится местью.

Слух этот, как и в жизни, распространяется с невероятной быстротой. Со всех сторон слышатся предположения о причине сумасшествия Чацкого. Кто-то считает, что виной всему алкоголь, который герой якобы тянет «стаканами, нет, бутылками, нет, бочками». Другие винят наследственность, ведь «матушка его с ума сходила восемь раз». Но очень скоро и эти доводы показались слишком невинными. «Ученье-вот чума, ученость-вот причина, что…много…развелось безумных людей, и дел, и мнений…»--Фамусов наконец говорит то, что так тяжко томило всех, и каждый чувствует ненависть ко всему близкому к Чацкому - это лицеи и гимназии, профессоры, а главное - книги. Выходит, раздражение и злость испытываются не только к главному герою, но и ко всему правильному и умному. Идеи по прекращению так называемого зла высказывают Фамусов: «Собрать бы книги все да сжечь» и Скалозуб: «… в школах будут по-нашему учить: раз, два!».

Неудивительно, что Чацкий подавлен, и «мильон терзаний» разрывают его сердце. Он возмущен всем, что здесь происходит, он говорит о низости этих людей, глупости подражания и поклонения чужому. Тем временем мы знаем, что впереди его ждут еще большие потрясения. Его монолог-- единственный на всем балу, где говорится о вещах значительных и стоящих.

…Чацкий одинок. Наверное, это проигрыш в поединке благородства и низости. Гости «старательно кружатся в вальсе», а Чацкий стоит один посреди бала, на котором он лишний и ненужный. Он уже здесь определяет для себя единственно правильный путь: «Вон из Москвы!».



просмотров